Отражение эстетических модусов бытия в философских концепциях разных эпох тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.04, кандидат философских наук Наджафова, Айсель Наджафкулу кызы

  • Наджафова, Айсель Наджафкулу кызы
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.04
  • Количество страниц 163
Наджафова, Айсель Наджафкулу кызы. Отражение эстетических модусов бытия в философских концепциях разных эпох: дис. кандидат философских наук: 09.00.04 - Эстетика. Москва. 2009. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Наджафова, Айсель Наджафкулу кызы

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. Эстетические аспекты антропологического понимания человека.

1.1. Категоря эстетического понимания как эстетический аспект развития философии.

1.2. От античной эстетики к герменевтике.

1.3. Проблемы эстетического образа и действия в герменевтике. (Гадамер Г., Витгенштейн Л., Бахтин М.).

ГЛАВА 2. Становление образа мира в диалогической парадигме в эстетике XX века.

2.1. Начало европейского диалогизма в эстетике. Красота в понимании Блаженного Августина.

2.2. «Жизненный мир» Э. Гуссерля и интерсубъективность эстетического образа.

2.3. Проблемы образного понимания в философии экзистенциализма ( С.Кьеркегор,Ж. Сарт, А. Камю).

ГЛАВА 3. Эстетическое мышление как способ бытия. Эстетический модус бытия в сегодняшнем мире.

3.1. Между герменевтикой и экзистенциализмом. Бытийственные моменты интерпретационной образной активности в миросозерцании и судьбе М. де Унамуно. (Образное понимание и поступок).

3.2. Деятельностная основа художественного образа как фундамент миросозерцания культуры начала XXI века.134,

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Отражение эстетических модусов бытия в философских концепциях разных эпох»

Среди проблем существования человека в мире, которые ставит перед философской мыслью сегодняшняя реальность, особое значение приобретает проблема осмысления общей, общедоступно понятной и в пределе общепризнаваемой картины мира. Такого рода картина мира, в которую включены и эстетические и ценностные параметры, действительно становится все более тотальной. Это обусловлено очевидными сегодня процессами глобализации, все расширяющимся общим цивилизационным пространством. В это пространство помимо экономической и геополитической входят информационная и культурная составляющая.

Общая картина мира формируется различными способами: единым информационным полем, которое характеризуется в том числе и способами оформления и подачи информации, в большой степени искусством, особенно кинематографом, расширяющим свое распространение и в географическом, и в социальном аспектах. Постепенно создается единый образ мира, который отодвигает на второй, периферийный план, другие культурные или этнические образы мира. Одной из основных характеристик этого образа мира является его деятельностный посыл; он-,нацелен на формирование определенных ценностных ориентиров и моделей поведения. На стремлении вовлечь человека в существование в определенном образе мира строится деятельность средств массовой информации и в огромной степени деятельность создателей рекламы.

Очевидно, что проблема особенностей современного образа мира выходит за пределы социально-политических определений. Уже потому, что формируемый различными способами образ мира строится на отчетливой эстетической парадигме как на одной из важнейших составляющих. Картина мира возникает на основе определенных ценностных представлений, в том числе представлений о красоте. Конечно, можно критически обсуждать эстетическое содержание этих представлений, но важно то, что формируется образ мира с учетом эстетической составляющей и при этом с ожиданием от человека активной ответной действенной реакции.

Данный способ активного эстетического посыла возник не случайно и не на пустом месте. Прежде чем прийти к представлениям о возможности создания такой тотальной картины мира, включающей эстетические параметры, сменилось несколько принципиально различных подходов образного восприятия мира. Трудно осознать, но все же нельзя не согласиться, что в, казалось бы, примитивном эстетическом посыле рекламы - плод драматических усилий многих поколений мыслителей, пытавшихся решить проблему онтологичекого качества красоты и гармонии как составляющей повседневную реальность. Некоторые из этих мыслителей строили собственную жизнь на основе своих эстетических представлений.

В данной работе мы ставим задачу рассмотреть логику развития эстетических координат в различных философских системах, осмыслявших реальность с точки зрения развития представлений об онтологической природе эстетического как части целого мира, сопряженного с деятельностной основой человеческого существования. Другими славами, в данной работе мы стремимся понять, какие закономерности лежат в основе побудительного, действенного импульса эстетического, почему, как, на каких исторических этапах культурного развития и при каких условиях эстетические представления о гармонии и красоте побуждали мыслителя действовать определенным образом. Необходимо понять логику развития и осмысления эстетического компонента понимания мира. Это понимание необходимо для оценки эстетической структуры сегодняшнего образа мира, находящегося в процессе активного формирования.

К наиболее важным сторонам понимания мира у любого мыслителя относится эстетическое понимание, которое исходит из онтологического предощущения цельности мира, можно сказать феномена цельности, который лежит в структурной основе реальности. Цельность предполагает гармоническое соединение частей, которое влечет за собой развитие идеи красоты. Поэтому эстетическая составляющая понимания основывается на интуиции, которая в свою очередь основывается на опыте всей предшествующей жизни человека в определенном культурном и эстетическом пространстве. Мы будем подходить к образу как к концентрированному выражению признаков и свойств реальности, доступных пониманию данного мыслящего и чувствующего субъекта.

В сложной взаимодополняемой структуре социально-культурно-философского единства любая философская система несет в себе образное ядро эстетического миропонимания. Можно сказать, что у любой философской системы есть художественное пространство — эмоциональный фон, связующий в единое целое произведения мыслителя.

Наличие образного, даже наличие художественного элемента в системе философского мышления отмечалось неоднократно. Как правило, эстетический подход связан < с лингво-семиотическими методами исследования текста. Мы же говорим об имплицитном присутствии в любой философской системе художественного образного пространства. Нас интересует та часть философского мышления, которую М.Мамардашвили характеризовал как онтологическую способность нашего мышления синтезировать момент эстетического понимания мира в рационально-интуитивистском единстве. «Есть некая реальная философия как элемент устройства нашего сознания, - писал М. Мамардашвили, - и есть философия понятий и учений, предметом которой- является экспликация реальной философии. Но этот элемент, эквивалентный философскому доказательству, - я мыслю, я существую, - выполняется и при создании художественного образа»1.

Общеизвестно, что развитие философии началось именно с создания образа мира. Причем в том выражении образности, которая позднее закрепилась непосредственно за сферой художественного мышления: концентрированное выражение эмоциональных и рациональных

1 Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992. с. 23. представлений об окружающей реальности, облеченных в метафорическую форму2. При этом миф есть образ мира, заключающий идею цельности, гармонии в смысле соразмерности и логичности его частей и, следовательно, красоты. Мышление изначально основывалось на эстетическом базисе.

Конечно, дальнейшее, рационалистическое развитие философии и шире, культуры, привело к отходу от образного, цельного восприятия реальности; ставились и многократно решались проблемы субъект-объектных отношений. Но человеческая мысль делала неоднократные попытки обнаружить утраченную цельность мира. Некоторые мыслители предлагали философскую систему, объединяющую мир явлений, мир идей и мир действий. Предлагали образ цельного мира. Мы укажем на три точки возвращения к фундаментальным позициям целостного единства понимания и высказывания о мире как соединения идеи познания и чувственного восприятия красоты, которые оказывались этапными для формирования современного деятельностного момента в эстетическом посыле. Собственно именно понимание логики единства эстетического и деятельностного момента в философии и жизненной практике и является задачей этой работы.

Для наглядности выявления логики нарастания деятельностного момента в эстетической картине мира в различные периоды развития европейской культуры мы выбрали несколько художественно-философских систем, созданных яркими мыслителями. Конечно, те тенденции, о которых идет речь в данной работе, заметны и в творчестве других философов и художников, но мы останавливались на тех мыслителях, в чьем творчестве наиболее очевидно актуализируется эстетический момент, а в чьей жизни.

2 Известный исследователь истории эстетики В.В. Бычков в своем систематическом изложении проблем развития эстетической мысли предлагает деление истории эстетики на две большие части: классическую и нонклассическую эстетику XX века. Мысли исследователя ясна - рациональная структурированность классики и образная целостность нонклассики. Но за рамками предложенной логической схемы оказывается важнейший этап развития эстетической мысли, характеризуемой «нонклассической» целостностью, этап античной мифологии, как базы для формирования эстетической мысли. См.: Бычков В.В. Эстетика. М., 2004. выражается зависимость поведенческой модели от эстетических и философский воззрений.

В данной работе мы предполагаем проследить цикличность в динамике развития эстетического аспекта понимании в истории европейской философской мысли. Мы исходим из той позиции, что рациональное понимание мира лежит в основе становления образа мира конкретного мыслителя. Конечно, целостный образ мира, характерный для мифологического этапа развития философии распался на противоположности объекта и субъекта, но никогда и никакая философская система не избавлялась от эмоционально насыщенного эстетического отношения, так или иначе, ярко, или потаенно выраженного в творчестве определенного мыслителя. Правда, только в начале XX века начинает определяться вновь явно выраженное тяготение к целостной картине мира, пронизанной эстетическим отношением, эмоционально-образным переживание, которое диктовало в свою очередь характер поступков, и конечном счете, характер судьбы и биографии многих мыслителей.

И именно к XX веку можно выделить и проследить логику формирования осознания онтологического качества эстетического как принципа организации жизненного пространства. Именно тогда окончательно оформились представления о мире как об эстетически совершенной реальности, цельной и законченной, хотя и трудно умозрительно постигаемой. А потому наилучший способ ее постижения -есть эстетическое образное постижение, которое никак не ограничивается пределами искусства. У бытия есть эстетический модус, который фокусирует представления о гармонии, красоте, добре, и формирует поведенческую модель отдельного человека или даже определенных сообществ.

Особый этап развития эстетического понимания составили труды Э. Гуссерля, который исследовал тонкую диалектику феномена и явления и предложил идею интерсубъективности3. Именно на материале феноменологической эстетики удобнее всего показать разницу между эстетическими штудиями философов и эстетическим компонентом философской системы. Эстетическое пространство духовной культуры XX века (до постмодернизма), основывалось на диалогическом движении являемого и воспринимающего в рамках духовно освоенного мира. Эти идеи лежат в основе осмысления поступка в эстетическом плане, которое началось именно в начале XX века.

Э.Гуссерль пришел к выводу, что корни научных теорий лежат в «жизненном мире» европейского человечества нового времени, что они историчны. А это значит, мир является взору исследователя в широкой панораме, соотнесенным с определенной культурной, социальной и исторической традициями, что это глубоко личностная среда.

Ученик Э.Гуссерля М.Хайдеггер полагал, что «понимание есть основополагающий модус здесь-бытия»4. То есть М.Хайдеггер придает пониманию онтический смысл, раздвигая понимание «понимания» до бытийственной деятельностности. То есть включает в проблему понимания и проблему действования, поступка. Это означает, что эстетическое понимание мира, исходящее из цельности картины мира также включает в себя проблему действия, поступка.

Глубокое исследование феномена понимания, получившего онтологическое оправдание, оказывалось основополагающим для философской, а затем и художественной и эстетической мысли XX века. Вывод, к которому пришла философия о невозможности полноты понимания с неизбежностью поставило проблему «другого». Встал вопрос о

3 Гуссерль , Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию. СПб., 2004; Гуссерль Э. Парижские доклады // Логос, 1991.

4 Хайдегтер М. Бытие и время. принципиальной диалогичности бытия. Это создавало новые перспективы развития эстетического понимания, возникала возможность перспективного формирования эстетического пространства, которая проявилась с очевидностью, конечно, гораздо позднее, к концу XX- века.

Проблемы поступка как эстетической категории глубоко разрабатывалась М.Бахтиным5. Современные философы также рассматривают поступок как способ экзистенции6, подчеркивая аспекты интерсубъективности в общении субъекта с миром. По мнению современного исследователя «Мы "собираем" себя при помощи Другого и созидаем мир и путь своими поступками и своим со-бытием с Другим» . По проблемам поступка с точки зрения экзистенции появляются новые исследования8.

Мы в данной работе рассматриваем проблему поступка в новом аспекте, ставим задачу проследить связь между эстетическим понимаем мира и поступком, показать ее нарастающую актуализацию. В цельном потоке экзистенции эстетическое понимание влечет действие. А это в свою очередь оказывается фундаментальным обстоятельством в формировании миросозерцательных координат, на которых и организуется внутреннее «я» человека, оказывающее конструктивное воздействие на все его сущностные проявления. В философии Г.Гадамера понимание становится «экзистенцией», а совокупность внутренних «я» превращается в «движущийся процесс самопонимания человечества»9. Если мы чуть разовьем это положение то можем сказать что эстетическое понимание

5 Бахтин М.М. К философии поступка. Автор и герой эстетической деятельности // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984-1985. М„ 1986; Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

6 Г.Л. Тульчинекий «Разум, воля, успех»(о философии поступка ) Л., 1990.

7 Д . Козолупенко в статье "Человек в эпоху постмодерна: проблема и мифопоэтика целостности, или Канатоходец над льдинами'7/ "Мир психологии", № 4

8 Ильина О.И. Условия возможности поступка в ситуации современного человека. Автореферат диссертации на соискание звания кандидата философских наук. Владивосток 2007

9 Гадамар Г.Г. Истина и метод. М., 2000 различных типов художественного и философского сознания превращается в самодвижущийся образ мира, оказывающий воздействие на конкретное историческое и биографическое развитие.

Именно поэтому все более отчетливо формулировалось понимание сложной многосоставной структуры понимания. Емко определил этот круг проблем Г. Гадамер: «Не существует такого представления, которое не было бы представлением того, кто его имеет»10. Представитель герменевтики, направления, которое в XX веке продуктивно исследовало проблемы понимания как проблемы интерпретации текстов, предложил методологию осмысленного чтения, отражающую вечное стремление человека к максимальному пониманию сказанного в целостности посыла.

Но для представителей этого направления проникновение в текст есть проникновение в закономерности его строения, в его природу, в его структуру и дух одновременно. То есть полноценное проникновение в текст есть проникновение в его образную природу. Можно предположить, что в любом сложном явлении, в любом сложном объекте окружающего мира, на который направлено внимание исследователя, предполагает возможность создания образной формулы, которая поможет выразить суть исследуемого объекта или явления.

А поскольку эстетическое понимание включает в себя пафос отношения, растворенные в системе личности представления о добре и красоте, то можно констатировать, что эстетическое пространство, пронизывающее современную реальность в гораздо большей степени, чем в предшествующие периоды, и гораздо более активно несущее деятельностный компонент, оказывается чрезвычайно важным для понимания (и, конечно, формирования) миросозерцательных координат общества. И сегодня все более очевидно, что творчество и реальная жизнь мыслителя и художника

10 Гадамер Г.-Г. Философия и литература// Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. с. 128. имеют " тенденцию составить общее художественное пространство реальности.

Именно в культуре, начиная с XIX века, начали выявляться контуры явления, которое можно определить, как «эстетическое понимание»: сложное соединение творчества, ментальных конструкций, реализуемых, как правило, в построении философских систем, с возможными выходами в отдельных случаях в сферу прямого художественного творчества, и вольного или невольного подчинения собственных человеческих поступков эмоционально-образному посылу собственной философии. Биографии мыслителей, как бы подчиненные философскому посылу не редки в истории мысли. Мы можем вспомнить и Блаженного Августина и С.Кьеркегора. Но наиболее яркие примеры мы видим в философии экзистенциализма. Жизнь Ж.Сартра, например, является как бы иллюстрацией к его философии. Х.Ортега-и-Гассет одну из своих глав в эстетическом трактате так и называет: «Я» как действователь»11. В данной работе мы достаточно подробно рассматриваем логику соединения эстетических представлений и поведенческой модели данных мыслителей.

Эстетические формы понимания реальности как аксиологически насыщенной цельности формировали жизненное пространство, и порой подчиняли себе их жизнь. Модус понимания идеального поступка в их миросозерцательных творческих конструкциях совпадал с модусом их личного жизненного поведения. Во всяком случае, они к этому стремились. Собственно, на страницах данной работы мы не раз будем говорить, что биография любого мыслителя оказывается во внутренней взаимосвязи с его мировоззренческой системой, хотя, конечно, в разной степени, а порой и практически неощутимо. Логика соединения эстетического понимания и жизненного модуса конкретной биографии и конкретного поведения, становились в свою очередь достоянием культуры и формировали новый

11 Ортега-Гассет Эссе на эстетические темы в форме предисловия. М., 1991. этап эстетического освоения реальности через поступок, действие, а- позднее и через осмысленное побуждение к действию.

А XX век очень убедительно продемонстрировал просто биографическую, «фатумную» связь автора философской системы с собственной системой: развертывание личной судьбы по идеологическим моделям своей философии. То есть философская система превратилась в мифологему, которая системно объяла и реальность: мир,- личность, сознание. В картину мира оказался включен сам автор с собственной' судьбой.

К ярким образцам такого рода соподчинения эстетического * и жизненного пространства относится жизнь и творчество испанского мыслителя Мигеля де Унамуно. На этом примере мы продемонстрируем принцип эстетического подхода к бытию, который возобладал в~ интеллектуальных европейских кругах середины XX века. М.деУнамуно впрямую проговаривает идею единства бытийственных координат, в которых располагается реальность и произведение искусства: не только ценностные структуры, что было бы естественно, но. и практические поведенческие модели в которых должны совпадать.

Но само по себе наложение эстетических, гносеологических координат и практической жизни есть онтологическое свойство мира. Для М. де Унамуно граница между жизнью экзистенциального индивида и литературного героя была достаточно прозрачной. Испанский мыслитель -выявил логику превращения эстетического посыла в поступки, показал, как от целостного представления о единстве мира идеала, который для самого Унамуно помещался в сфере трансцендентного, и реальности должно быть сформировано жизненное пространство в оценках, поступках, побуждениях. Конечно, реальность серьезно поправила эту логику, весьма существенно снизив уровень «идеала», доступный восприятию тех социальных слоев, которые младший современник и ученик М. де Унамуно Х.Ортега-и-Гассет назвал «восставшими массами». Во всяком случае, в творчестве двух испанских мыслителей XX века были определены существенные моменты эстетического понимания и деятельностного момента этого понимания, на которых строится современная культура.

Основное провидческое открытие, которое было сделано Х.Огртега в области эстетического понимания мира, это указание на то, что искусство, направленное на удовлетворение эстетических потребностей обывателей, искусство, не решающее своих основных задач образного осмысления бытия будет деградировать. Сегодня мы можем наблюдать активное использование эстетических механизмов для активного формирования определенного - эстетического пространства, которое можно назвать эрзац-образом мира. Мы имеем дело не с образным постижением, но с образным конструированием пространства реальности. Одним из выразительных примеров, еще только формирующейся проблемы, которая со временем потребует своего осмысления является все отчетливее проявляющаяся связь между формированием эстетического пространства в американском кинематографе и дальнейшими моделями поведения общества.

Философская мысль накопила огромный опыт обсуждения проблем мира и человека в эпистемологическом ракурсе, разработаны психологические подходы к проблемам бытия и герменевтические методы исследования текстовых структур. На повестке дня проблемы возможностей социокультурного и этнологического понимания12. Историческая практика показывает, что расположенность к пониманию друг друга, готовность понять друг друга еще не обеспечивает полноценного понимания.

12 Проблемы особенностей национальных образов мира продуктивно рассматривает Г.И.Гачев Очевидно, что проблема национального мироввдения является одной из центральных проблем гуманитарной мысли XX века, хотя вопросы «народного духа», «души народа» волновали мыслителей еще с античных времен. В XIX веке Вильгельм фон Гумбольдт писал о существовании национального мировидения и миропонимания. Н. Бердяев писал: «Культура никогда не была и никогда не будет отвлеченно -человеческой, она всегда конкретно-человеческая, т.е. национальная , индивидуально-народная и лишь в таком качестве восходящая до обгцечеловечности».

Гораздо более глубокое взаимопонимания возможно не в понятийной, а в художественно-образной сфере. Социопсихологии, а сегодня мы уже можем сказать и специалисты в области рекламы, прекрасно знают что эффект от воздействия эмоционально-образного посыла значительно выше рационального объяснения.

Эффект сближения и взаимопонимания на эмоционально-образном пространстве срабатывает и в сложных социальных ситуациях. Для того, чтобы понять логику поведения незнакомого и первоначально чуждого тебе человека или группы людей надо понять устройство их внутреннего мира, понять б какой образной модели мира они существуют и мыслят. Идеальной формой для такого рода общения является искусство. Ибо в художественном произведении создается образ мира, в котором неизбежно отражены не только манифестированные утверждения или отрицания, характеризующие представления художника, но более глубокие и тонкие его связи с миром. Образ мира и создается, и улавливается на интуитивно-эмоциональном уровне. Конечно, затем он может быть облечен и в аналитическую форму.

Разумеется, это задача искусства, которое предлагает различные варианты образного отклика на мир. И эстетика исследует эти проявления особого рода познавательной способности человека, а также и проблемы эстетических суждений различных мыслителей по поводу, как самих произведений искусства, так и эстетической способности вообще.

Но совершенно очевидно, что эстетический момент присутствует в качестве составляющей в любом суждении, в любом процессе понимания как активного отклика на мир субъекта. Даже в спекулятивных философских системах, даже в классической немецкой философии, принципиально стремившейся к объективности, есть момент образной концентрации в понимании мира. Есть образ мира, который возникает у воспринимающего данную систему рассуждений, понятий и доказательств.

В работе предлагаются широкие параллели и сравнения между различными художественными и философскими системами, порой между различными видами искусства (в основном сопоставляются произведения литературы и кинематографа) для того, чтобы продемонстрировать единство идейного и эстетического поля, на котором формировались художественные принципы определенной эпохи.

Степень разработанности проблемы. Поставленные в работе задачи потребовали обращения к широкому кругу источников художественно-философского характера. Прежде всего, необходимо было выявить

13 отношение к данной проблеме эстетической мысли . Особый интерес в рамках данной работы представляют подходы эстетиков к проблеме образа мира14. Ибо сам по себе подход к проблеме эстетического понимания

13 История эстетической мысли. В 6-ти тт. М., 1986. Бычков В.В. Эстетика. М., 2002; Кривцун О.А. Эстетика. М., 2000; Яковлев Е.Г. Эстетика. М., 2001

Бычков В.В. Эстетическое в системе культуры.// Мир культуры. Труды Государственной академии славянской культуры. Вып. II. М., 2000; Асмус В.Ф.Вопросы теории и истории эстетики: Сб.статей, М.,1975; Ауэрбах Э. Мимезис. М., 1976; Выготский JI. С. Психология искусства. М., 1986; Гадамер Г.Г. Истина и метод М., 2000; Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991; Зеленов JI.A. Историческая логика эстетики. Н.Новгород, 2002; Калинкин А.Т. Эстетический идеал (Логико-гносеологический анализ проблемы) Автореферат на соискание звания кандидата философских наук. М., 1980; Квасова И. Субъект художественного творчества в эстетике революционных демократов. Автореферат. М., 1967; Корниенко B.C. О сущности эстетического познания. Автореферат диссертации на соискание звания кандидата философских наук. М., 1966;. Лишаев С.А. К проблеме онтологической эстетики: бытие и небытие как принципы анализа эстетических феноменов.// Вестник СпГУ. Философия. 2000 № 3; Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы» М., 1927

Лосекий Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М. 1998 Яковлев Д.Е. Философия эстетизма. М., 1999.

14 БерулаваГ.А. Образ мира как мифологический символ. М., 2001; Дильтей В . Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. XX век. 1995 Обухов А. Исторически обусловленные модификации образа мира// Развитие личности 2003, №4; Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. № 21; Постовалова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека / В.И.Постовалова // Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира М., 1988; Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира .-Веста. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1981, № 2; Смирнов С. Д. Образ мира как предмет психологии познания. - Тезисы научных сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду психологов СССР. Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983, ч. 1; Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // реальности и выявление логики развития этого понимания предполагает анализ философских и художественных текстов различных мыслителей, творчество которых дает материал для такого рода размышлений.

Разумеется, у эстетики как науки об особых способах чувственного познания мира, есть свои специфические задачи. Недаром на протяжении более двух тысячелетий эстетика развивалась в рамках философии и теологии; предмет исследования и у философии и у эстетики один: мир и человек в мире. Из огромного множества определений предмета исследований эстетики наиболее продуктивным нам представляется определение А.Ф. Лосева, который рассматривал предмет эстетики как мир выразительных форм, созданных природой и человеком. Это понимание позволяет понимать предмет эстетики как открытый проблемам и вызовам реальности, подвижный, откликающийся "на задачи времени. Естественно, каждая эпоха создавала свое эстетическое понимание действительности15.

Решение сегодня проблемы эстетического понимания следует искать на пересечении трех составляющих: эстетического, проблем понимания и проблем поступка. Эстетическое понимание сегодня потребовало осмысления именно с точки зрения практической реализации человека в

Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. №2; Топоров В.Н. Модель мира //Мифы народов мира . Т. 2. М., 1992

15 А.Ф.Лосева «История античной эстетики», тт. I — VIII. М., 1963—1994; Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960; Аверинцев С.С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики. М., 1980; Акиндина Т.А. Проблема целостности мировоззрения в немецкой философии и эстетике XIX — XX вв. Автореферат на соискание звания кандидата философских наук. СПб., 1992; Свобода К. Эстетика св. Августина и ее источники; Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М., 2003; Зелинский Ф.Ф. Гомеровская психология. Пг., 1922; Лосев А.Ф. Эстетика Ренессанса.

Яковлев Е.Г. Эстетика молчания, тишины и света// Вестник МГУ, серия 7, философия № 2, 1993 мире, основным, первичным и наиболее значимым звеном которой является поступок16.

Особая группа используемой в работе литературы касается развития эстетического понимания XX века, особенно проблем постмодернизма и авангардизма. Именно это направление предложило эстетические модели отношения эстетической реальности с субъектом этой реальности, собственно поставив, «вписав» его в границы эстетического пространства, и по этим моделям строится эстетическая реальность сегодня, то мы особое внимание уделили этому направлению17.

Отдельный интерес для нас представляли работы посвященные

18 исследованию художественного пространства . Эта проблема многократно исследованная косвенно, «по касательной» почти не ставилась впрямую. Между тем «художественное пространство», «картина мира» и «образ мира» являются сопрягаемыми понятиями.

16 Вальденфельс Б. Границы понимания и слушания (способности слышать) Чужого // Понимание и существование. Минск, 2000; Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Западно-европейская социология XIX-начала XX веков. М., 1996; Вригт фон Г. Объяснение и понимание действий // Логос, 2001, № 2 (28); Ильина О.И. Условия возможности поступка в ситуации современного человека. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Владивосток 2007; Кудаков В.Е. Мировоззренческое содержание проблемы понимания. Автореферат -канд. Киев 1985; Крымская С.Б. О статусе понимания// Доказательство и понимание. Киев. 1986; Куликова Т.В. Феномен понимания в контексте целостного отношения «Человек - Мир». Автореферат канд. М., 1995; Лифинцева Т.П. Диалог как структура бытия в религиозном экзистенциализме Бубера.// История философии. М., 1997, №1; Морохова Е.И. О понимании «понимания». Саратов. 2000.

17 Великовский С. Грани «несчастного сознания». М., 1973; Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Л., 2007; Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб., 2000; Затонский Д. Художественные ориентиры XX века. М., 1983. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М., 1998

18 Проблемы художественного пространства исследовали О. Шпенглер , X. Ортега-и-Гассет . М. Мерло-Понти , М. Хайдеггер , П. Флоренский , М. Бахтин . Ж. Ф. Лиотар , Ж. Деррида , М. Фуко , Ж. Делез Р. Барт , Ю. Кристева, Ж. Бодргшяр , У. Эко. В отечественной литературе существует единственная работа, посвященная комплексному анализу феномена художественного пространства. См.: Никитина И.П. «Пространство мира и пространство искусства» М., 2001.

Научная новизна исследования заключается: 1) в определении в рамках эстетического пространства связи эстетического понимания и деятельностной поведенческой модели, на основе которой строится система общественного и личностного поведения; 2) в выявлении логики становления данной закономерности на протяжении развития европейской гуманитарной мысли; 3) в постановке проблемы формирования эрзац-образа мира в эстетическом пространстве современного общества.

Теоретическая значимость исследования в свете вышесказанного заключается в осмыслении художественно-философских взаимодействий образа мира, возникающего в результате философского его постижения и поступка. Определена содержательная и поэтическая специфика этой взаимосвязи

Практическая значимость исследования состоит в определении методов искусствоведческого анализа современного воздействия эстетического образа, формируемой на основе этого образа картины мира на общественное сознание:

Методы исследования. В работе использованы: метод эстетического анализа, который применялся для выявления гармонических соотношений в анализируемых философских и художественных текстах, для выявления понимания красоты и, шире, эстетического аспекта в различных философских системах; феноменологический анализ для определения категорий «эстетическое понимание», «понимание» и «поступок» (М. Бахтин, Э. Гуссерль, М. Мамардашвили); искусствоведческий анализ для оценки явлений современного искусства, главным образом в области кино; герменевтический анализ для описания внутреннего строения философских и художественных текстов, позволяющих продемонстрировать логику развития эстетического понимания и деятельностного аспекта. Использовался также онтологический подход к проблеме для того, чтобы показать сущностные основания диалектики эстетического понимания и поступка в нужном для наших целей аспекте. (Г.Гадамер, М.Хайдеггер, М.Бахтин, Л.Витгенштейн).

Основные положения исследования, выносимые на защиту:

1. Эстетическое понимание как процесс развивалось от г дорефлективного, интуитивного улавливания сущностей и смыслов через определение эстетического в субъект-объектных отношениях мировидения до универсализации эстетического пространства.

2. Во второй половине XIX века обозначились проблемы, связанные с отношением эстетического понимания и поступка, то есть проблем мировидения и действенного отклика на мир человека.

3. В конце ХХ-начале XXI веков сложилась ситуация последовательного конструирования эстетического пространства, в котором предлагается определенная поведенческая модель. Такое развитие эстетического пространства является логическим результатом развития эстетического понимания.

Основным практическим наблюдением, сделанным в нашей работе, является то, что мы зафиксировали тенденцию нарастания деятельностного момента в эстетической картине мира. Мы показали, как нарастало значение поступка, в том числе и личного поступка в эстетической рамке оценок реальности с точки зрения смысла, в том числе и смысла жизни, гармонии, красоты. Мы продемонстрировали, как в эстетическую рамку облекались биографии мыслителей, что позволяло им воспринимать реальность как действенное выражение ими понятой эстетической модели. Эта тенденция нарастала к концу XX века и обрела своеобразные черты на рубеже веков.

Объект исследования — эстетическое содержание в диалектике понимания и поступка как деятельностной основы формирования эстетического пространства в разные периоды развития культуры.

Предмет исследования — формы организации эстетического пространства как функции философской и художественной деятельности различный мыслителей с точки зрения наличия и трансформации в эстетическом пространстве деятельностного момента (Б.Августин, Л.Толстой, С.Кьеркегор, М.деУнамуно)

Цель исследования - осмысление эстетического понимания мира через диалектику понимания и поступка в философии начала XX века (М.Бахтин, Г.Гадамер, Л.Витгенштейн) и развитие на этой диалектики новых закономерностей в формировании современного эстетического пространства.

Задачи исследования:

1. Провести анализ форм эстетического понимания как результат развития логико-исторических связей эстетики и философской онтологии.

2. Соотнести структуру эстетического понимания и поступка. Определить место эстетического понимания в структуре образа мира как онтологического познания бытия.

3. Проследить логику развития и нарастания деятельностного момента в структуре эстетического понимания.

4. Определить место эстетического понимания в процессе формирования современного образа мира как эрзац-образа мира.

5. Рассмотреть структурные особенности художественных текстов мыслителей, ставивших проблемы эстетического понимания в бытийственном аспекте и подчинявших собственное поведение своим эстетическим воззрениям.

Похожие диссертационные работы по специальности «Эстетика», 09.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Эстетика», Наджафова, Айсель Наджафкулу кызы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог краткому анализу формирования категории эстетического понимания и формирования на его основе образа мира, можно сказать, что эстетическое понимание как процесс развивалось от I дорефлективного, интуитивного улавливания сущностей и смыслов- до формирования определенного эстетического пространства, в рамках которого актуализируется деятельностная природа эстетического. Эстетическое всегда составляло существенную часть философской картины мира, но именно во второй половине XIX века обозначились проблемы, связанные с отношением эстетического понимания» и поступка, то есть проблем мировидения< и действенного отклика на мир человека.

Эстетический- ракурс понимания! как онтологическое свойство бытия связанное с субъектно-объектным единством мира, неизбежно присутствует в любых ментальных процедурах. Собственно, всегда осуществляется не просто познание, но познавательное переживание мира. Однако проявляется этот процесс имплицитно и эксплицитно - как процесс и как феномен. Как процесс эстетический аспект понимания всегда присутствует в интенциональных процедурах. Как феномен — начинает осмысляться^ концу ХГХ века.

Таким образом, можно заметить, что развитие эстетического понимания осуществлялось в следующей логике: познание имплицитно содержало понимание, выделяя познание1 в отдельную проблему, которая затем эксплицировалась как самостоятельная категория, уже имплицитно вобравшая познание. При этом историческое формирование категории понимания сопровождалось «антропологизацией» философского подхода к проблемам бытия. Очерчивание феномена человек во все большем усложнении, в стремлении к полноте понимания, естественно вносило психологические, социальные, этно-культурные, исторические и прочие мотивации в проблему понимания. Что сделало необходимым уточнить

147 категорию эстетического понимания. То есть, исторически развивая, проясняя, «просветляя» процесс понимания мира мыслящий субъект все теснее подходил к цельности восприятия, включая в «когнитивный горизонт» эстетическую оценку «любовно - нелюбовного» отношения к миру.

Любая философская' система формировала образ^ мира; как, концентрированное выражение признаков и свойств, реальности, доступных пониманию данного мыслящего и. чувствующего субъекта. Образ мира трансформировался в разных философских системах, однако всегда сохранялся принцип неизменности наличия эстетического аспекта в философской системе.

Философский образ мира начал создаваться с создания мифологического образаг реальности. При этом были созданы глубинные модели оценки мира, которые используются в процессе эстетического понимания» мира, до сих пор. Так в античной трагедии само структурное присутствие1 темы, «рока» уже было эстетической оценкой мира античным-человеком. Античный человек умел видеть красоту и величие'в страдании.

Появление аристотелевской эстетики фиксирует момент в развитии философской мысли свидетельствующий об окончательном разложении общего эстетического видения образа мира как нерасчленимого гармонического целого. Эстетический момент в процессе понимания мира отходит на/ второй план, растворяется в фоновых, подтекстовых, композиционных,.стилистических и* т.д. пластах выражения, то есть в сферу оформления философских теорий. Одновременно центр тяжести эстетических представлений о мире переносится в произведения искусства, которое все более дифференцируется и усложняется.

Человеческая, мысль делала неоднократные попытки обнаружить утраченную цельность мира. Некоторые мыслители предлагали философскую систему, объединяющую- мир явлений, мир идей и мир действий. Предлагали образ цельного мира. Мы» укажем на три точки возвращения к фундаментальным позициям целостного единства понимания и высказывания о мире как соединения идеи познания и чувственного восприятия красоты.

Для развития эстетического * понимания характерна цикличность, периоды возвращения к целостности эстетического понимания мира и отхода от этого понимания. Целостный образ мира, характерный для мифологического этапа развития философии распался на противоположности объекта и субъекта, но никогда не избавлялся от эмоционально насыщенного эстетического отношения, так или иначе, ярко или потаенно выраженного в творчестве определенного мыслителя. Между тем субъект-объектные отношения предполагали монологическое отношение к миру - субъект и объект разделены и субъект не может перейти границы понимания объекта.

Уже в начале средневековья' возникает сложная диалогическая диалектика поэтики Б.Августина; по мнению которого красота предсуществует, сотворена Творцом как идея красоты, она предложена человеку в качестве образца и идеала. Это как бы тезис, реплика Творца. Человек, по мнению»Августина с восторгом и благодарностью принял этот идеал, увидел красоту и окружающего мира и своей сущности, как отражения Божией благодати и в ответной реплике восславил Творца красоты и человека.

Затем в период Просвещения в центр философских интересов встала личность с ее правами, нуждами и вполне конкретными* практическими целями. Эстетическое понимание было как бы отделено от практического существования, этой личности, было выделено в особую сферу приложения творческих усилий.

И, лишь в начале XX века начинает определяться вновь явно выраженное тяготение к целостной картине мира, пронизанной эстетическим отношением, эмоционально-образным переживание, которое диктовало в свою очередь характер поступков, и конечном счете, характер судьбы, и биографии многих мыслителей.

Итак, философская система может быть понята как распространенное v высказывание, которое в целостном восприятии выразится в определенную картину мира, которая- может быть воспринята и проанализирована как эстетическая. Она развивалась от понимания природы мышления от мифрлоги чески образной цельности, сопряженной с поэтическим эстетическим эмоционально-образным отношением к реальности, через классифицирующую строгость когнитивных систем к вновь обретенной целостности восприятия- «жизненного мира», который ввел это понятие в культуру.

XX век совершил возвращение к отношению к миру как к «свернутому» образу мироздания, который может «разворачиваться» в отдельных картинах мира как художественно осмысленных в произведениях искусства, так и интеллегибельных философских построениях. Наиболее полное выражение отношения к миру как к «свернутому» образу получает в исследованиях М.Бахтина, который выявил структурное сходство между соотношениями автора - героев — событий - поступков в художественном пространстве и пространстве реальности. Проблема связи между образом мира в творчестве и образом жизни автора и будет предметом анализа последующей главы. С точки зрения эстетической, у философской^ системы появляется «Автор», философская- система отходит от принципиальной объективности, делая шаг назад к мифологической структуре.

Единство деятельности, чувства и познания достигается в диалогических системах восприятия7 мира. Именно здесь эстетическая составляющая полноправно входит в картину мира, преодолевает границы субъективности. Это происходит в тех ментальных системах, в тех картинах мира, которые строятся в рамках понимания трансцендентности мира, или хотя бы с учетом этой составляющей. Как правило, это религиозные картины мира. Никакая картина мира, в том числе и отражающая изначальную гармонию мироустройства, не спасает ее автора от собственных личных трагических вопросов и поворотов личной судьбы. Потому в философии XX века столь остро встала проблема поступка, в том числе и эстетической природы поступка, как свидетельства его цельности, решительной соприродности миру, вписанности судьбы в картину мира. Эстетическая составляющая любой философской системы складывается и может быть воспринята лишь на определенной дистанции* по отношению к воспринимаемому.

История культуры знает много> возможных эстетических подходов к воспринимаемому явлению, но основной принцип заключен в том, полагает ли автор самого себя^ причастным пространству создаваемого мира, или же он выключает себя из этого пространства. Характер эстетического понимания зависит от осмысления границ исследуемого или создаваемого* мира, от места положения по отношению к миру автора и воспринимающего. Это одинаково важно как для философско-аналитической, так и для художественной систем. Определение границ ментально освоенного, рационально- и эмоционально обжитого мира и является главной характеристикой культуры. По Э.Гуссерлю, диалог как бы совершается на онтологическом уровне: для того, чтобы феномен был выявлен в явлении необходима интенция, вопрошание, движение навстречу. Эта диалектика осознанная философским сознанием затем через искусство растворилась в повседневной реальности, характеристикой картины мира данной культуры, или данного автора.

И каждый поступок на этом пути имеет огромное космологическое значение, потому что помимо того, что формирует судьбу и биографию конкретного героя, поступок формирует и саму бытийственную среду. Это понимание космологического значения поступка проходит через творчество практически всех мыслителей экзистенциалистов

Основным наблюдением, сделанным в нашей работе, является то, что мы зафиксировали тенденцию нарастания деятельностного момента в эстетической картине мира. Мы показали, как нарастали значение поступка, в том числе и личного поступка в эстетической рамке оценок реальности с точки зрения смысла, в том числе и смысла жизни, гармонии, красоты. Мы продемонстрировали, как в эстетическую рамку облекались биографии мыслителей, как они воспринимали реальность как действенное выражение ими понятой эстетической модели. Эта тенденция нарастала к концу XX века и обрела своеобразные черты на рубеже веков.

Это выработанное к концу XX века представление об актуальной картине мира, очерченное по аналогии с «жизненным миром» определенными границами, которые для массового сознания удобнее всего выразить через эстетические приемы, привело к тому, что «образ мира» превратился в инструментальную, оперативную категорию. Возникли представления, что на создание образа мира, на поведение человека в пределах этого образа мира можно активно воздействовать. Причем, с разными целями и на разных уровнях: от воздействия рекламы для продвижения товара до воздействия на сознание граждан страны для формирования неких ценностных установок. Эта тема требует своего дальнейшего углубленного исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Наджафова, Айсель Наджафкулу кызы, 2009 год

1. Августин Блаженный. Исповедь. М., 2007

2. Аверинцев С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики. М., 1980.

3. Аверинцев С. Михаил Бахтин: ретроспектива и перспектива // Дружба народов. - 1988, №3.

4. Акиндина Т.А. Проблема целостности мировоззрения в немецкой философии и эстетике XIX - XX вв. Автореферат на соискание звания кандидата философских наук. СПб., 1992.

5. Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. М., ' 1994.

6. Артемьева Е . Ю . Основы психологии субъективной семантики. М., 1999

7. Асеев В.Г. Мотивационная регуляция поведения личности. М., 1995.

8. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Воронеж, 1996.

9. Асмус В.Ф.Вопросы теории и истории эстетики: Сб.статей, М.,1975 Ю.Ауэрбах Э. Мимезис. М., 1976.

10. Бачелис Т. Интеллектуальные драмы Сартра // Современная зарубежная драма. М.,1962.

11. Бахтин М.М. Вопросы литературы и поэтики.М.,1975. ...

12. Бахтин М.М. К философии поступка. Автор и герой эстетической деятельности // Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984-1985. М., 1986

13. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

14. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972,

15. Бекбосынова Ж.Б. Интерпретация как предпосылка и исходная основа понимания. Деп. ИНИОНРАНМ., 1992. П.Берулава Г.А. Образ мира как мифологический символ. М., 2001

16. Библер B.C. От наукоучения - к логике культуры: Два филос. введения в двадцать первый век . - М., 1990.

17. Библер B.C. Михаил Михайлович Бахтин или поэтика культуры. М., 1991

18. Биммель В . Мартин Хайдеггер. - Челябинск, 1998

19. Богданов В.В., Соболев З.И. Феномен понимания//Лингвистические проблемы искусственного интеллекта. СПб., 1993.

20. БОЙКО М.Н. Самосознание искусства - самосознание человека: Очерки русской эстетической мысли XIX в. М., 1997.

21. Бочаров А.Б. М.М.Бахтин: от филологии к философии.// Русская и европейская философия: пути сховдения. М.,

22. Бубер М. Проблема человека. Киев, 1998,

23. БЫЧКОВ В.В. Эстетика. М., 2002

24. Бычков В.В. Эстетическое в системе культуры.// Мир культуры. Труды Государственной академии славянской культуры. Вып. П. М., 2000.

25. Бычков В.В., Бычкова Л.С. XX век: предельные метаморфозы культуры // Полигнозис. М., 2000. № 2.

26. Вальверде К. Философская антропология, М., 2000

27. Вальденфельс Б. Границы понимания и слушания (способности слышать) Чужого // Понимание и существование. Минск, 2000. ЗО.Вальденфельс Б. Ответ Чужому: основные черты респонзивной феноменологии //

28. Вальденфельс Б. Мотив Чужого. Минск, 1999.

29. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Западно-европейская социология ХХХ-начала XX веков. М., 1996 ЗЗ.Великовский Грани «несчастного сознания». М., 1973.

30. Великовский В поисках утраченного смысла. М., 1979.

31. Витгенштейн Л. Голубая книга. М., 1999. Зб.Вингештейн Л. Избранные работы. М., 2005

32. Волкова Е.В. Эстетика М.М. Бахтина.-М., 1990.

33. Волькенштейн М. В. Создание информации в художественной литературе.// Наука и жизнь. 1986, № 6

34. Вригт фон Г. Объяснение и понимание действий // Логос, 2001, № 2 (28).

35. Выготский Л. Психология искусства. М., 1986; "41.Гадамер Г.Г. Истина и метод М., 2000

36. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991

37. Гадамер Г.Г. Что есть истина?// Логос. 1991, № 1.

38. Гадамер Г.-Г. Человек и язык // От Я к Другому: Сб. пер. по , проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. Минск, 1997.

39. ГадамерХ.-Г. Хайдеггер и греки//Логос, 1991. № 2 .

40. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. ЛКИ., 2007

41. Гачев Г. Национальные образы мира /Г.Гачев.-Л., 1988.

42. Гете И.В. Об искусстве. М.,,1975;

43. Гоббс Т. Избр. Соч. М.-Л., 1926

44. Григорьян Б.Т. Философская антропология. Критический очерк. М,. 1982

45. Грязнов А.Ф. Язык и деятельность. М., 1991

46. Гропиус В. Границы архитектуры. М., 1971

47. Гумбольдт В. фон. О различении строения человеческих языков и его влияния на духовное развитие человеческого рода // Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языковедению. М., 1984.

48. Гуревич П.С. Философия человека. М., 1999

49. Гуссерль , Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическз^ю философию. СПб., 2004.

50. Гуссерль Э. Парижские доклады // ЛогосД991.

51. Гуссерль Э. Метод прояснения // Современная философия науки.- М.: Логос, 1996.

52. Дали Художественный фильм. Антихудожественный фильм. «Искусство кино». М., 1992.

53. Данкевич А. Проблемы художественного творчества в католической эстетике. Автореферат на соискание звания кандидата философских наук. М., 1993. бО.Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и современность. СПб., 2000

54. Дильтей В. Возникновение герменевти1си// Философская и социологическая мысль. Киев. 1996.

55. Дильтей В . Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. XX век. 1995 бЗ.ДрачГ.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М., 2003

56. Жильсон Э. Живопись и реальность // Западноевропейская эстетика ХХвека.Вып. 1.М., 1991. 65.3атонский Д. Художественные ориентиры XX века. М., 1983. бб.Зеленов Л.А. Историческая логика эстетики. Н.-Новгород, 2002.

57. Зелинский Ф.Ф. Гомеровская психология. Пг., 1922

58. Знаков В.В. Понимание в познании и общении. 1999

59. Иванов Вяч. Вс. Античное переосмысление архаических мифов// Жизнь мифа в античности. Материалы научной конференции «Випперовские чтения - 1985» (выпуск XVIII). Ч. 1. М.. 1985.

60. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М., 1998

61. ИльинаО^ШУсловиявозможностишоступкав,ситуации . . современного человека:, Автореферат диссертациишаасоискание ученой степени кандидата философских наук. Владивосток 2007.

62. Иоффе И.И; Синтетическая история искусств: Введение в историю художественного мышления- Л!, 1933 .

63. История:эстетич;еской!мысли. В 6-ти тт. Mi, 1986.

64. Камю А. Записные книжки. М., 2000

65. Кандинский В. О духовном в искусстве. Нью-Йорк^ 1967

66. КвасоваЙ; Субъект художественного творчества в эстетике революционных демократов. Автореферат. М:, 1967.

67. КессидиФ.Ж 0т мифа к логосу. М:, 1972,

68. Кисель MiA.. Философская эволюция Ж.-П.Сартра. Л., 1976 81 .Койре А. Очерки'истории философской мысли: о влиянии философских концепцийша развитие научных: теорий;. Mi, 1985

69. Кривцун O.AvЭстетика. М., 2000^

70. Круглый стол: философия Ш. Хайдеггера // Логос,1991.- № 2. . 1 5 7

71. Кулаков В.Е. Мировоззренческое содержание проблемы понимания. Автореферат - канд. Киев 1985,

72. Крымския СБ. О статусе понимания// Доказательство и понимание. Киев. 1986.

73. Кузин В.И. Понимание и деятельность. Автореферат - канд. Новосибирск 1998

74. Куликова Т.В. Возможность-невозможность понимания. Деп. ИНИОНРАНМ., 1996

75. Куликова Т.В. Феномен понимания в контексте целостного отношения «Человек - Мир». Автореферат канд. М., 1995

76. Кьеркегор Наслаждение и долг. Киев. 1998.

77. Кьеркегор Страх и трепет

78. Лакан Ж. Инстанция буквы в.бессознательном или судьба разума после Фрейда. М., 1997

79. Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. М., 2004

80. Т.П.Лифинцева. Диалог как структура бытия в религиозном экзистенциализме Мартина Бубера

81. Лаку-Лабарт Ф. Поэтики и политика// Поэтики и политика. Альманах. М., 1996

82. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1979. № 2.

83. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. М., 1983.

84. Леонтьев А.Н. К психологии образа // Вести. Моск. ун-та. Сер.

86. Лифинцева Т.П. Диалог как структура бытия в религиозном экзистенциализме Бубера.// История философии. М., 1997, № 1.

87. Лосский Н.О; Мир как осуществление красоты . Основы эстетики. М. 1998 .108. ЛяпушкинаЕ.И. Введение в герменевтику. G.-Пб;, 2002

88. Медведев Н.В. Философия как деятельность. Тамбов 1995

89. МороховагЕ.И. О понимании «понимания». Саратов; 2000: 114: Моторина Л.Е. Философская антропология М;, 2003

90. Нишанов В.Н: Коммуникативная и когнитивная природы понимания. М;, ИНИОН 1989.

91. Свобода К. Эстетика св. Августина и ее источники.

92. Современная западная философия. Словарь. М:, 2000

93. Обухов А. Исторически обусловленные модификации образа мира//Развитие личности 2003,№4 , с.53.

94. Ортега- и-Еассет Эссе на эстетические темы в форме предисловия. М., 1991 . :

95. Осанов А.А. Бытие-с-другим: интерсубъективный уровень человеческого бытия//Сущность и структура человеческого бытия. Владимир, 2001.

96. Остин Дж. Чужое сознание // Остин Дж. Избранное. М., 1999.

97. Пас 2000: Пас О. Язык // Пас О. Освящение мига. СПб.-М., 2000. 123; Петухов В;В. Образ мира И психологическоеизучение, мышления//Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология-: 1984. № 21

98. Пешков И:В. Введение в риторику поступка; М., 1998.

99. Писарчик Л:Ю. О гносеологических и аксиологических основах взаимосвязи науки и искусства..М},ИНИОН;. 1986:,

100. ПостоваловаВ.И. Картина мира в жизнедеятельности человека!/ В.И.Постовалова//Роль человеческого фактора вязыке: Язык и картина мира .-М., 1988. ^

101. Проблема понимания в философии: философско- ., гносеологический анализ. М., 1985;

102. РемезоваИ^И; Современная философская антропологияМ», 2005;

103. Репина JILH. Вызов постмодернизма и перспективы новой- культурной И: интеллектуальной истории // Одиссей: 1996. Mi

104. РикерП; Конфликт интерпретаций: очерки.о герменевтике. Mi, 1995. • ,

105. Риторика поступка М. Бахтина: воспоминание о будуш,ем или предсказание прошлого? Mi, 199 Г.

106. Розанов В.В. О понимании: СПб:, 1994. . 135. Руднева Е.Г. Пафос,художественного произведения: Mi., 1077} 136: РуссоЖ.-Ж Обшскусстве. Л1-М., 1959

107. СартрЖ.-П.Бытие.и ничто. (Опыт сущ,ествования Другого)

108. Сартр Ж.-П: Экзистенциализм - это гуманизм:// Сумерки, богов: М:, 1989: 139- СвердлюкЛ.В. Концепция самоопределения Хайдеггера. Деп. ИНИОН РАН М., 2000

109. Селицкая Л.А. Гносеологическая природа понимания. Автореферат. Л., 1975.

110. Смирнове. Д. Мир образов и образ мира .-Веста. Моск. унта. Сер. 14. Психология, 1981, № 2

111. Смирнов Д. Образ мира как предмет психологии познания. - Тезисы научных, сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду психологов СССР. Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. М., 1983, ч. 1.

112. Смирнов Д. Мир образов! и образ мира //Вестн. Моск. унта. Сер. 14. Психология. 1981. № 2.

113. Соколов В.В. Европейская философия 15-17 вв. - М., 1984

114. Субири X. Чувствующий интеллект."М., 2006

115. Суворова А.Н. Введение в современную философию. М., 2005

116. Татаркевич В.Л. Средневековая эстетика.

117. Тодоров Цветам. Рождение западной семиотики. Синтез бл. Августина // Тодоров Цветан. Теории символа. М., 1999.

118. Топоров В.Н. Модель мира // Мифы народов мира . Т. 2. М., 1992

119. Топоров В.И. Миф. Ритуал. Символ. Образ : Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.

120. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Блаженного Августина.

121. Тульчинский Г.Л. Испытание именем или Свобода и самозванство. СПб,. 1994.

122. Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. М., 1993.

123. Унамуно М. О трагическом чувстве жизни. Житие Дон Кихота.

124. Человек, диалог, понимание. Саратов 1996.

125. Черняк Н.А, Социально-историческая определенность понимания Автореферат канд. Омск 1998.

126. Чистилина И.А. Герменевтическая концепция М.М.Бахтина: от идеи диалога к проблеме понимания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Краснодар 2006

127. Цыркун, Н. А. Эстетические аспекты философии Л. Витгенштейна//Вопросы философии ,1981, №10.

128. Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления.- М.,1993

129. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. Избранные статьи позднего периода творчества.- М.:Высшая школа, 1991

130. Хайдеггер М. Введение в метафизику в кн. :Хайдеггер М. Кант и проблемы метафизики. Киев. 1997

131. Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика М., 1973

132. ХинтикЯ. Логико-эпистемологические исследования.М:, 1980.

133. Хогарт У. Анализ красоты. Л., 1987

134. Флоренский П. Храмовое действо как синтез искусств. М., 2000.

135. Фуко М. Рождение клиники. М., 1998

136. Фуко М. Воля к истине. М., 1996.

137. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966

138. Эко У. «Заметки на полях «Имени Роза»// «Иностранная литература», № 10,1988.

139. Эстетика Ренессанса. Т. 2. М., 1981

140. Яковлев Д.Е. Философия эстетизма. М., 1999.

141. Яковлев Е.Г. Эстетика. М., 2001

142. Яковлев Е.Г. Эстетика молчания, тишины и света// Вестник МГУ, серия 7, философия № 2, 1993.

143. Adomo Th. Kierkegaard-Konstruktion des Asthetischen, Fr. A. M. 1974.

144. Baldwin, John W. The Scholastic CuUure of the Middle Ages. 1.exington, Mass.: D.C. Heath, 1971.

145. BarthesR. Mythologies, Paris., 1957.

146. Benson, Robert L., and Constable, Giles, eds. Renaissance and Renewal in the Twelfth Century. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1982.

147. Brown D. The modernist self in twentieth century literature: A study in self-fragmentation. London., 1989.

148. Chambers F.P. The history of Taste. An account of the revolutions of Art criticism and theory in Europe. New York, 1932

149. Hermann C. Die Aesthetik in ihrer Geschichte und als wissenschaftliches System. Leipzig. 1976.

150. Heidegger M. Die Grundbegriffe der Metaphysik / Gesamtausgabe, Bd. 29/30. Frankfiirt a.M., 1983

151. Feist J., Feist G., Theories of Personality, McGraw-Hill, 1989

152. Kallen H.M. Art and freedom. A historical and biographical interpretation of the relations between the ideas of beauty, use and freedom in westem civilization from the Greeks to the present day, vol. 1-2. Ney York/ 1982.

153. Kristeva J. Soleil noire, depression et melancolie. Paris., 1987.

154. Lehmann A.G. The symbolism aesthetic in Frans. Oxford. 1968.

155. May R. Man's Search for Himself. New York, 1953.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.