Память и забвение в формировании пространственно-временных и личностно-социальных отношений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Коткин, Константин Яковлевич

  • Коткин, Константин Яковлевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2011, Мурманск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 179
Коткин, Константин Яковлевич. Память и забвение в формировании пространственно-временных и личностно-социальных отношений: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Мурманск. 2011. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Коткин, Константин Яковлевич

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫМИ ОТНОШЕНИЯМИ И ПРОЦЕССАМИ ПАМЯТИ И ЗАБВЕНИЯ

1.1 Особенности взаимоотношений памяти и пространства

1.2 Проблематика взаимосвязей памяти и времени

ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА СВЯЗИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ЛИЧНОСТНЫХ ФАКТОРОВ В ПАМЯТИ И ЗАБВЕНИИ

2.1 Память и забвение в психике человека

2.2 Аспекты взаимосвязи личностного и социального начал в философской проблематике памяти

2.3 Взаимосвязь памяти и события

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПАМЯТИ И ЗАБВЕНИЯ

3.1 Память семьи и социальная передача памяти

3.2 Память и забвение в развитии культуры

3.3 Взаимосвязь современной социокультурной ситуации и процессов памяти

3.4 Аспекты взаимовлияния памяти и власти

3.5 Память и забвение как инструменты манипуляции в образовании и науке

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Память и забвение в формировании пространственно-временных и личностно-социальных отношений»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Как отмечал еще на рубеже 1980 -1990-х гг. П. Нора, тема памяти характеризуется «взрывной актуальностью»'. Действительно, в последнее время в российской и мировой науке увеличилось количество работ, в которых изучаются различные аспекты памяти. Современные западные исследователи указывают на важность проблематики памяти для раскрытия сущности глобализации, конфликтов идей, отношения к своему прошлому учреждений и организаций, стран во время социальных трансформаций2. Различные характеристики памяти соотносятся современными исследователями не только с предметными областями социально-гуманитарного знания. Подчеркивается необходимость междисциплинарных исследований. Среди них, в частности, указываются такие, как роль памятования и забвения в когнитивных и социальных процессах, анализ функций памяти в различных социальных контекстах3. Традиции, постколониализм, язык и речь, современные культуры и цивилизации прошлого, восприятие исторических периодов и оценки современных событий - вот далеко не полный перечень проблемных областей, с которыми соприкасается изучение памяти.

Вместе с тем, исследователи обращают внимание на сложность явлений, связанных с понятием «память». Отмечается, что еще не установилось четкое содержание понятия4, упоминается о некоторой расплывчатости или избыточности понятия5. Таким образом, важность социокультурных явлений, соотно-

1 Нора П. Память, история. // 50/50: Опыт словаря нового мышления. / Под общ. ред. М. Ферро и Ю. Афанасьева. - М.: Прогресс, 1989. - С. 439.

Rowlinson М. Social Remembering and Organizational Memory. // Organization Studies. - 2010. - № 31. - P. 69-87; Halas E. Issues of Social Memory and their Challenges in the Global Age. // Time and Society. - 2008. - № 17.-P. 103-118.

3 Goethals R. G. and Solomon P. R. Interdisciplinary perspectives on the Study of Memory. // Memory: Interdisciplinary approaches. / Ed. by Solomon P. R., Goethals R. G., Kelley С. M., Stephens B. R. -N.-Y.: Springer-Verlag, 1989. - P. 1-13.

4 Савельева И. M. Перекрести памяти. // Хаттон П. История как искусство памяти. / Пер. с англ. В. Ю. Быстрова. - С-Пб., 2003. - С. 407.

5 Ученые указывают на обилие терминов в социально-ориентированных исследованиях памяти, причиной чему является использование понятий и данных разных научных областей (Rowlinson М. Op. cit. - Р. 72).

симых с понятием «память», и неоднозначность трактовок содержания понятия определяют актуальность социально-философского анализа данной проблематики.

Развитие общества в XX веке, сопровождавшееся жесткими массовыми столкновениями и борьбой тоталитарных режимов, показывает зависимость социальной ситуации от оценок прошлого. Восприятие истории влияет на действия власти. Кроме того, к социально-философской рефлексии памяти побуждают причины, которые формируются социальной ситуацией современности. Ускоряются социальные изменения, увеличивается спектр средств передачи информации. Вследствие того, что растет влияние информационных технологий, изменяется и восприятие прошлого.

К различным аспектам памяти заставляют обращаться предельно общие проблемы, постоянно возникающие перед философским познанием. Среди такого рода тем, например, выделяются вопросы о соотношении и взаимосвязи общего и частного, проблемы формирования взгляда на время, восприятия и познания мира. В ходе анализа памяти и забвения социально-философская рефлексия выявляет новые аспекты таких проблем, как построение образа прошлого, формирование социальных взаимоотношений, влияние социальных институтов на общество и развитие культуры.

Степень разработанности проблемы. В работах современных авторов исследуются направления, изучавшие различные аспекты памяти. Процессы памяти и забвения на протяжении всей истории человечества играли исключительную роль в формировании человеческой культуры. В первобытном обществе память в отсутствие письменности занимала важнейшее место как передатчик разного рода знаний и традиций. Изобретение письменности позволило на необозримо долгое время сохранять опыт человеческой цивилизации, вместе с тем, появилась проблема выделения того, что требуется сохранить6.

6 О процессе перехода к письменной культуре и, в частности, алфавитной системе письма, а также связанных с этим последствиях, например, в работе: Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. / Пер. с нем. М. М. Сокольской. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - С. 93-138, 279-293.

4

В античной мифологии Память (Мнемозина или Мнемосина) - одна из богинь, принадлежащих к богам первого поколения, которых называли титанами. Психомифология - обожествление свойств и состояний человека - являлась частью античного политеизма7. Психомифология свидетельствует о перенесении памяти как свойства мышления отдельного человека в сферу мифологического, а значит - социального. Следовательно, античное мифологическое восприятие показывает роль и значение памяти для человека и общества.

Теме памяти и забвения уделялось значительное внимание на протяжении всего развития философской мысли. Особое значение в данном случае имеют труды Платона и Аристотеля, в которых понятие «память» анализировалось в связи с проблемами внутреннего мира человека, познания, этики и развития общества8. В средневековой философской традиции интересна интерпретация проблематики памяти Аврелием Августином9. В сочинениях «Исповедь» и «О Граде Божием» память соотносится с идентичностью, раскрывается через связь с социальной средой и с точки зрения взаимосвязи индивидуального и социального. Наконец, память как проекция времени в личности становится выражением связи с Богом.

Философия Возрождения стремилась создать универсальную схему мироздания, в которой память играет роль центрального механизма реализации данной цели. В Новое время память рассматривается как посредник в передаче опыта при создании какой-либо теории и научной картины мира в целом. Отдельные аспекты памяти в своих трудах освещали Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Де-

7 Подробнее: Шкуратов В. А. Историческая психология. - М.: Смысл, 1997. - С. 437-438.

Тема памяти и припоминания была одной из главных как для начальных этапов, так и для зрелой философии Платона. Этой темы Платон касается в диалогах «Менон», «Федон», «Те-этет», «Филеб» «Государство» (Платон. Сочинения в четырех томах. / Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. - С-Пб.: Изд-во С.-Петерб. университета; «Изд-во Олега Абышко», 2006 - 2007. - Т. 1-3). Основной работой Аристотеля по проблеме памяти является трактат «О памяти и припоминании» (Аристотель. О памяти и припоминании. / Пер. с древнегреч. С. В. Месяц. //Вопросы философии. - 2004. -№7. - С. 161-168).

Блаженный Августин. 1) Исповедь. / Пер. и коммент. М. Е. Сергеенко. - М.: Эксмо, 2006. -528 е.; 2) О Граде Божием. / Пер. с лат. - Минск: Харвест, М.: ACT, 2000. - 1296 с.

карт, Б. Спиноза, Дж. Локк, Г. Лейбниц, Д. Юм, И. Кант, Г. Гегель10. Память в указанных работах в подавляющем большинстве случаев соотносится с личностными проявлениями и служит основой или условием для познания. Память используется для передачи и усвоения индивидуального и социального опыта в мышлении, языке и истории. Необходимо подчеркнуть, что познание истории в новоевропейской традиции начинает восприниматься с точки зрения соответствия принципам, сложившимся в естественных науках. Но в конце XIX в. Ф. Ницше подвергает критике стремление исторического познания соответствовать естественнонаучному". Такой подход формируется вследствие нового отношения к проблеме памяти. Схема истории, современная Ф. Ницше, с его точки зрения является ограниченной. Живая память противостоит схематизации истории. Ф. Ницше впервые обращает внимание на роль забвения как социального явления.

Рубеж Х1Х-ХХ вв. - это важный этап в познании проблем памяти. Развитие психологической науки приводит к росту исследований по психологии памяти, в которых активно изучается роль забвения (работы Т. Рибо, Г. Эббингауза)12. На рубеже веков А. Берг сон предлагает новую онтологию па-

10 Бэкон Ф. Сочинения. В 2-х томах. / Пер. с англ. Сост., общая ред. и вст. статья A. JI. Субботина. - М.: Мысль, 1971-2. - Т. 1-2; Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х т. / Пер. с англ. и лат. - М.: Мысль, 1965. - Т. 1-2; Декарт Р. Сочинения. / Пер. с лат. и франц. Сост., ред., вступ. ст. В. В. Соколова. - М.: Мысль, 1989. - Т. 1. - 654 е.; Спиноза Б. Этика. / Пер. с лат Н. А. Иванцова. // Избранные произведения. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. - С. 325591.; Локк Дж. Сочинения в 3-х т. / Пер. с англ. - М.: Мысль, 1985. - Т. 1 - 2; Лейбниц Г. В. Сочинения в 4-х т. / Ред., авт. вступ. статьи и примеч. И. С. Нарский. - М.: Мысль, 1983. - Т. 2. - 686 е.; Юм Д. Сочинения в 2-х томах. / Пер. с англ. С. И. Церетели. Под общ. ред., со вступ. статьей И. С. Нарского. - М.: Мысль, 1966. - Т. 1.- 847 е.; Кант И. О педагогике. // Трактаты и письма. / Пер. с нем. Отв. ред. и авт. вступ. ст. д. филос. н. А. В. Гулыга. - М.: Наука, 1980. - С. 445-504; Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1-3. / Пер. с нем. Отв. ред. Е. П. Ситковский. - М.: Мысль, 1974, 1975, 1977.

Основными сочинениями Ф. Ницше, отражающими указанный взгляд являются «О пользе и вреде истории для жизни» и «К генеалогии морали» (Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. / Пер. с нем. Сост., редакция изд., авт. примеч. К. А. Свасьян. - М.: Мысль, 1997. - Т. 1, 2).

Рибо Т. Память в ее нормальном и болезненном состояниях. / Пер. с фр. под ред. Оболенского. - С-Пб.: Издание В. И. Губинского, б. г. - 150 е.; Эббингауз Г. Смена душевных образований. // Психология памяти. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: ACT: Астрель, 2008. - С. 224-238.

1 3 Т-Г

мяти . Память становится объектом формирующейся социальной психологии, что выразилось в возникновении теорий Г. Лебона и Г. Тарда, в которых индивидуальные характеристики памяти прямо переносятся на социальные груп-

В 1920 - 1930-е гг. социальный контекст памяти продолжает изучаться психологической наукой. В культурно-исторической теории Л. С. Выготского память выступает связующим звеном индивидуального и социального15. Ф. Бартлетт анализирует социальные условия памяти и их воздействие на память личности16. М. Хальбвакс разрабатывает проблему социальной (коллективной) памяти, рассматривая память как детерминированную в своем внутреннем содержании и воспроизводимом материале социальными рамками 17.

Начиная с последней четверти XX в., изучение памяти становится одной из центральных тем в поле социально-гуманитарного знания. Однако еще в 1960 - 1970-е гг. переосмысливаются категории и темы, которые повлияли на становление новой проблематики памяти и стали соотноситься с ней. Р. Барт дает в своих работах новую трактовку понятий «автор» и «текст». Данные феномены воспринимаются как производные от социального и культурного контекстов, в которых они интерпретируются. Текст как взаимосвязанный с исторической и культурной средой обладает мифологическим содержанием, которое возникает из дискурсивных практик. В итоге интерпретируется не смысл, а миф, возникающий из прошлого и памяти как сопоставимых фактов, идей, ре-

13

Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. / Пер. с франц. - Минск: Харвест, 1999.- 1408 с.

14 Работы Г. Лебона «Психология народов и масс» и Г. Тарда «Мнение и толпа» представлены, в частности, в сборнике Психология толп. -- М.: Институт психологии РАН, Издательство «КСП+», 1999. - 416 с. Представляет интерес исследование: Тард Г. Социальная логика. / Пер. с франц. М. Цейтлин. - С-Пб.: Социально-психологический центр, 1996. - 556 с.

15 Выготский Л. С. 1) Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с. 2) Психология развития как феномен культуры. Избранные психологические труды. / Под. ред. М. Г. Ярошевско-го. - М.: Издательство «Институт психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 512 с. 3) Психология развития человека. - М.: Издательство Смысл, Издательство Эксмо, 2003. -1136 с.

!6 Bartlett F. С. Remembering: A study in experimental and social psychology. - Cambridge: University press, 1950. - 317 p.

17 Хальбвакс M. Социальные рамки памяти. / Пер. с франц. и вступ. ст. С. Н. Зенкина. - М.: Новое издательство, 2007. - 348 с.

шений . В произведениях М. Фуко одними из главных стали вопросы о власти, обществе и месте человека в системе этих отношений. М. Фуко интересует история становления социальных институтов, связанных с властью, управлением, исправлением и репрессиями. М. Фуко стремится исследовать скрытые факты, проблемы и причины, которые замалчиваются или остаются без внимания. С точки зрения М. Фуко картина прошлого является конструктом языка и зависит от исторического периода и социокультурной ситуации19. С начала 1980-х гг. П. Нора и другие французские историки в концепции мест памяти совместно анализируют память и историю с точки зрения памятования и забвения, а также социокультурных причин данных процессов20.

Другие аспекты памяти также не остаются без внимания: память как семиотический феномен культуры исследуется в работах Ю. М. Лотмана21. Проблематику феноменологии памяти анализирует П. Рикер22. Социальные проявления памяти становятся объектом внимания С. Московичи23. Некоторые идеи

18 Барт Р. 1) Мифологии. / Пер. с франц., вст. ст. и коммент. С. Н. Зенкина. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2000. - 320 е.; 2) Смерть автора. // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. / Пер. с франц. - М.: Прогресс, 1989. - С. 384-391.

19 В частности, Фуко М. 1) История безумия в классическую эпоху. / Пер. с франц. И. К. Стаф. - С-Пб.: Университетская книга, 1997. - 576 с. 2) Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. / Пер. с франц. В. Наумова под ред. И. Борисовой. - М.: Ас1 Мащшет, 1999. - 480 с. 3) Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. / Пер. с франц. Вступ. ст. к. филос. н. Н. С.

Автономовой. - М.: «Прогресс», 1977. - 488 с.

20

Франция-память. / П. Нора и др. Пер. с франц. Д. Хапаевой; науч. коне. пер. Н. Копосов. -С-Пб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999. - 328 с. Подробнее о парадигме «мест памяти»: Автономова Н. С., Караулов Ю. Н., Муравьев Ю. А. Культура, история, память. (О некоторых тенденциях новейшей французской историко-методологической мысли). // Вопросы философии. - 1988. - №3. - С. 71-87; Уваров П. История, историки, историческая память во Франции. // Отечественные записки. - 2004. - №5. - С. 192-211.

91

Например, Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров: человек - текст - семиосфера. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 464 с. и ряд других работ.

22 Рикер П. 1) Историописание и репрезентация прошлого. / Пер. В. А. Мильчиной. // Анналы на рубеже веков. Антология. / Пер. с франц. - М.: XXI век - Согласие, 2002. - С. 23-41; 2) Память, история, забвение. / Пер. с франц. И. И. Блауберг и др. - М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2004. - 728 с.

23 Например, Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. / Пер. с франц. Т. П. Емельяновой. - М.: Центр психологии и психотерапии, 1996. - 478 с.

Ю. М. Лотмана применил для интерпретации исторического материала Я. Асс-

24

ман .

Проблематика памяти освещалась в отечественной философской мысли Н. А. Бердяевым и Л. П. Карсавиным, которые раскрывали проблему связи памяти с историей и некоторые аспекты социальной памяти 25. Отдельные аспекты памяти затрагивали в своих трудах Н. Ф. Федоров26, П. А. Флоренский27, Г. Г. Шпет28. Психологические аспекты памяти в их тесной связи с социальным, кроме Л. С. Выготского, изучались и продолжают изучаться культурно-

29

исторической психологией . Общефилософские проблемы памяти и отдельные философские аспекты исследовали М. С. Роговин, А. С. Фаторов, Л. Д. Квави-

24 Ассман Я. 1) Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. / Пер. с нем. Т. Баскаковой. - М.: Присцельс, 1999. - 368 е.; 2) Культурная память.

25

О проблематике социальных проявлений памяти: Бердяев Н. А. Смысл истории. Новое средневековье. - М.: Канон+, 2002. - 448 е.; Карсавин Л. П. Философия истории. - М.: ACT, Хранитель, 2007. - 510 с.

26 Наследие Н. Ф. Федорова привлекает внимание, потому что обращение к памяти в творчестве этого философа выступает не только как теоретическое и не только с точки зрения умозрительных исследований. Н. Ф. Федоров в своей деятельности (работе в библиотеке, музее, архиве) реально сохранял память человечества, выраженную в культурных ценностях. В данном случае труды Н. Ф. Федорова обнаруживают сходство с наследием П. А. Флоренского. Проблемам изучения и сохранения культурных ценностей, отношения к ним общества посвящены многочисленные публицистические статьи Н. Ф. Федорова, например: Федоров Н. Ф. 1) Живое и мертвенное восприятие истории. // Собрание сочинений в 4-х тт. / Сост., подг. текста и комм. А. Г. Гачевой и С. Г. Семеновой. Ред. П. Б. Шалимов. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. - Т. 2. - С. 206-207; 2) Отношение торгово-промышленной «цивилизации» к памятникам прошлого. // Собрание сочинений в 4-х тт. - Т. 2. - С. 207-208; 3) Что такое отечествоведение? // Собрание сочинений в 4-х тт. / Сост., подг. текста и комм. А. Г. Гачевой и С. Г. Семеновой. Ред. И. И. Блауберг. - М.: Традиция, 1997. - Т. 3. - С. 75-77.

27 Флоренский П. А., священник. 1) Антоний романа и Антоний предания. // Сочинения в 4-х тт. / Сост. и общ. ред. игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Тру-бачевой. - М.: Мысль, 1994. - Т. 1. - С. 490-527. 2) Пределы гносеологии (Основная антиномия теории знания). // Сочинения в 4-х тт. / Сост. и общ. ред. игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачева. - М.: Мысль, 1996. - Т. 2. - С. 34-60. 3). Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. - М.: Лепта, 2002. -814 с.

28 Шпет Г. Г. Литература. // История как проблема логики. Критические и методологические исследования. Материалы в 2-х частях. / Под. ред. В. С. Мясникова. - М.: Памятники исторической мысли, 2002. - С. 1133-1136.

29 Блонский П. П. Избранные психологические произведения. - М.: Просвещение, 1964. -548 е.; Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М.: Издательство Московского университета, 1981. - 548 е.; Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 768 с.

30 ^

лашвили . Кроме идей Ю. М. Лотмаиа, наиболее значимыми исследованиями советского периода являются публикации, в которых освещается проблематика социальной памяти во взаимодействии с общественным сознанием, а социальная память рассматривается с точки зрения информационного подхода31.

Для современных российских и западных исследований (конец 1990-х -начало 2000-х гг.) проблематика различных надындивидуальных проявлений памяти является одной из центральных. В диссертационных работах последнего времени исследуются онтология памяти и пространство социальной памяти32, феномены памяти и забвения в культуре33. . Анализируются теоретические аспекты проблематики памяти и применение теории исторической памяти при исследовании конкретных проблем34, изучаются также функции памяти в современном обществе33.

30 Роговин М. С. 1) Проблемы теории памяти. - М.: Высшая школа, 1977. - 181 с. 2) Философские проблемы памяти. - М.: Высшая школа, 1966. - 168 е.; Фаторов А. С. Память и отражение: Автореф. ... к. филос. н. - Л.: Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова, 1985. - 21 е.; Квавилашвили Л. Д. Припоминание (забывание) намерения как особая форма памяти и влияющие на него факторы: Автореф. ... к. филос. н. - Тбилиси: Институт психологии им. Д. Н. Узнадзе, 1985. - 24 с.

',1 Левада Ю. А. Историческое сознание и научный метод. // Философские проблемы исторической науки. - М.: Наука, 1969. - С. 186-224; Колеватов В. А. Социальная память и познание. - М.: Мысль, 1984. - 192 е.; Ребане Я. К. 1) Информация и социальная память. // Вопросы философии. - 1982. - № 8. - С. 44-54; 2) Принцип социальной памяти. // Философские науки. - 1977. - № 5. - С. 94-104; Уйбо А. С. Информационный подход к проблеме объективной реконструкции прошлого. // Философские науки. - 1982. -№1. - С. 26-35.

32 Аникин Д. А. Пространство социальной памяти: Автореф. ... к. филос. н. - Саратов: Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, 2008. - 21 е.; Лойко О. Т. Онтология социальной памяти: Дисс. ... д. филос. н. - Красноярск: Сибирский государственный аэрокосмический университет, 2004. - 299 с.

33

Лебедева Г. В. Память и забвение как феномены культуры: Дисс. ... к. филос. н. - Екатеринбург: Уральский государственный университет им. А. М. Горького, 2006. - 168 с.

34 Например, Губина М. В. Память в структуре исторического познания. Дисс. ... канд. филос. наук. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2004. - 144 е.; КозноваИ. Е. Историческая память российского крестьянства в XX веке: Дисс. ... д. ист. н. -Самара: Самарский государственный университет, 2005. - 509 с.

Зэ Батомонкуева Р. М. Социальная память как стабилизирующий фактор в процессах общественных изменений: Автореф. ... канд. социол. наук. - М.: Российская академия государственной службы, 2006. - 21 е.; Давлетшина Д. Г. Социальная память как основа нравственности человека: Дисс. ... к. филос. н. - Уфа: Башкирский государственный университет, 2007. -146 е.; Назарова М. Н. Социальная память как предмет философского анализа: Автореф. ... к. филос. н. - Волгоград: Волгоградский государственный университет, 1997. - 24 с.

Наряду с исследованиями памяти и ее социокультурных проявлений, особое значение имеют работы, связанные с пространственно-временной проблематикой памяти - это труды Г. П. Аксенова, А. Бергсона, П. Бурдье, П. П. Гай-денко, Г. Зиммеля, М. Мамардашвили, М. Хайдеггера36. Аспекты психологии памяти личности и роли процессов памяти и забвения во взаимосвязи индивидуального и социального раскрываются в исследованиях Ф. Бартлетта, П. П. Блонского, Б. Ф. Ломова, Э. Тулвинга, А. А. Ухтомского, У. Чейфа37. Для анализа социокультурных проявлений памяти и забвения особое значение имели труды 3. Баумана, П. Бергера и Т. Лукмана, Э. Гидденса, Ю. М. Лотмана, Н. Лумана, А. Мегилла, С. Московичи, П. Нора, Г. Тарда, М. Хальбвакса38.

Аксенов Г. П. Причина времени. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 304 е.; Бергсон А. Указ соч.; Бурдье П. 1) Социальное пространство и генезис «классов». // Социология социального пространства. / Пер. с франц.; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. - М.: Институт экспериментальной социологии; С-Пб.: Алетейя, 2005. - С. 14-48; 2) Физическое и социальное пространства. // Социология социального пространства. / Пер. с франц.; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. - М.: Институт экспериментальной социологии; С-Пб.: Алетейя, 2005. - С. 49-63; Зиммель Г. 1) К вопросу о философии истории / Пер. с нем. М. И. Левиной // Избранное. Т.1. Философия культуры. - М.: Юрист, 1996. - С. 532-537; 2) Проблема исторического времени. / Пер. с нем. А. М. Руткевича // Избранное. Т.1. Философия культуры. - М.: Юрист, 1996. -С. 517-529; Мамардашвили М. К. Стрела познания (набросок к естественноисторической гносеологии). - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 304 е.; Гайденко П. П. Время, длительность, вечность. Проблема временив европейской философии и науке. - М.: Прогресс-Традиция, 2006. - 464 е.; Хайдеггер M. 1) Бытие и время. / Пер. с нем. В. В. Бибихина.

- С-Пб.: Наука, 2002. - 452 е.; 2) Время и бытие: Статьи и выступления. / Пер. с нем.; сост., пер., вступ. ст., коммент. и указ. В. В. Бибихина. - С-Пб.: Наука, 2007. - 621 е.; 3) Разговор на проселочной дороге. Сборник. / Пер. с нем. Под ред. А. Л. Доброхотова. - M • Высшая школа, 1991.- 192 с.

37 Bartlett F. С. Op. cit.; Блонский Указ соч.; Ломов Б. Ф. Память и антиципация. // Исследование памяти. - М.: Наука, 1990. - С. 45-53; Tulving Е. How many memory systems are there. // American psychologist. - 1985 (apr.). - vol. 40. - № 4. - P. 385-398; Ухтомский А. А. Указ соч.; Чейф У. Л. Память и вербализация прошлого опыта. / Пер. с англ. О. В. Звегинцевой. // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. XII: Прикладная лингвистика. / Сост. В. А. Звегинцев

- М.: Радуга, 1983. - С. 35-74.

38 Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. / Пер. с англ. М. Л. Коро-бочкиной - М.: Издательство «Весь мир», 2004. - 188 е.; Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. / Пер. с англ. Е. Руткевич. - М.: Медиум, 1995. - 323 е.; Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. / Пер. с англ. М. Л. Коробочкина. - М.: Весь мир, 2004. - 120 е.; Луман H. 1) Власть. / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. - М.: Праксис, 2001. - 256 е.; 2) Реальность масс-медиа. / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. - М.: Праксис, 2005. - 256 е.; Мегилл А. История и память: за и против. / Пер с англ. // Философия и общество. - 2005. - №2. - С. 132-165; Московичи С. Указ соч., Нора П. Указ соч., Тард Г. Указ соч., Хальбвакс М. Указ соч.

Таким образом, в современных исследованиях раскрыты различные вопросы, связанные с проявлениями памяти. В то же время, социально-философская проблематика памяти не исчерпана полностью. Перспектива исследований связана с несколькими аспектами, которые целесообразно объединить в совместном анализе памяти и забвения. Во-первых, необходим анализ пространственно-временных факторов памяти и забвения. Во-вторых, неясной остается проблема связи памяти и забвения в процессе перехода индивидуального (частного) в социальное (общее). Наконец, не затронутыми остаются некоторые аспекты социальных проявлений памяти и забвения в социальных группах, институтах, культуре вообще: взаимосвязь с властью, наукой, влияние современного состояния на процессы памятования и забвения.

Объект исследования - память и забвение как социокультурные феномены; предмет - социально-философские аспекты памяти и забвения, пространственно-временных и личностно-социальных отношений в их взаимосвязи.

Цель - исследовать влияние памяти и забвения на формирование пространственно-временных и личностно-социальных отношений.

Реализовать поставленную цель позволит решение следующих задач:

- проанализировать пространственно-временные основания памяти и забвения, а также влияние памяти и забвения на пространство и время;

- исследовать роль психологических факторов в формировании памяти и забвения, а также влияние обозначенных факторов на социальные процессы;

- раскрыть взаимосвязь личностного и социального начал памяти;

- проанализировать единство пространственно-временных и индивидуально-личностных факторов, концентрирующихся в событии;

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Коткин, Константин Яковлевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Память и забвение - это феномены, выражающие специфику взаимосвязей и отношений человека и общества с миром. В исследовании охарактеризованы отношения между памятью и забвением и изначальными и общими условиями процессов и явлений мира - пространством и временем, было выявлено влияние индивидуальных проявлений в памятовании и забвении на социальную среду. Выяснены основания взаимосвязи памяти и забвения, затем были выделены уровни, через которые индивидуально-личностные памятование и забвение становятся социальными. Выявились социальные феномены, которые олицетворяют процессы памяти (сохранение, передача и изменение) в социальной среде. Следует отметить своеобразие действий памяти и забвения в социальной среде. Выяснено, что забвение важно именно в качестве социального явления.

Пространство и время связаны с памятью и забвением в различных характеристиках и проявлениях. Явления памяти показывают отношение к материальному миру. Материальные условия создают среду для ключевых процессов памяти (сохранения и передачи ее содержания). В понятии «след» выражается связь памяти и материального мира. След показывает содержание важнейших характеристик памяти через взаимосвязь присутствия и отсутствия, сохранения и ухода. В итоге становится возможным памятование одного и забывание другого. След возможно соотнести с местом, которое как часть, а не целое легче воспринимается. Место является наличным, очевидным и показывает то, что существует. Через связь материальным миром воспринимаются таковыми исторические, социальные, культурные «места памяти» как части, остатки прошлого.

Тело, одновременно, показывает отделенность от мира и связь человека с миром. Телесность является условием субъективности и индивидуальности восприятия прошлого. Тем самым образуется единство процессов памятования и забвения. Тело является основанием для формирования бинарных оппозиций.

Эти оппозиции в дальнейшем определяют процессы памяти как социокультурного явления.

В непосредственной связи находятся память и время. Память соотносится с одним из измерений времени - прошлым. Время, определяя ритмичность и последовательность жизни, упорядоченность индивидуальных и социальных действий, играет важную роль в жизни людей. Память выступает в качестве основания временного восприятия на уровне индивида. Память и время соотносятся через причинно-следственные связи. Активность и избирательность памяти показывают жизнь человека как биологического и социального существа, а также демонстрируют развитие социального и культурного в истории. Память осуществляет превращение времени в целостную структуру - длительность, в которой неразрывно связаны прошлое, настоящее, будущее. Единство трех временных измерений проявляется в памяти и задает специфику восприятия прошлого: прошлое - это его основа, а в настоящем и будущем создаются условия и ставятся цели, формируются особенности восприятия и отношения к прошлому. Память, связываясь с материей через длительность, создает возможность для объединения трех измерений времени, материального мира и восприятия человека.

В целом взаимоотношения пространства и времени с памятью выявляются в том, что пространство и время создают условия для процесса памятования и восприятия мира. Связанные процессы памятования и забвения формируют невозможность охватить все разнообразие изменений в пространстве и времени. Память и забвение позволяют отдельному человеку, социальным группам, культуре сохранять и использовать в процессе развития то, что кажется или является важным.

Память индивида, проявляясь уже на физиологическом уровне, взаимодействует со всеми процессами внутри личности: от ощущений и воображения до целеполагания и эмоциональной сферы. Целеполагание, связанное с будущим как измерением времени, объединяет психику с пространственно-временными условиями. Выражение влияния психики - это проявление инди-

в

видуальности и актуализации какого-либо конкретного факта прошлого, что целом является проявлением выбора и свободы личности, а относительно проблематики памяти открывает диалектическое единство памятования и забвения. Взаимодействие доминаты и памяти в хронотопе олицетворяет физиологическую связь пространства, времени и индивида, помогает оценивать и исследовать прошлое, в том числе в его внеиндивидуальных проявлениях. Взаимодействие процессов психики и времени показывает взамоопределимость и взаимозависимость прошлого и будущего, опыта и целей. Через оценку и систематизацию событий прошлого, осуществляемые в восприятии времени памятью и забвением внеиндивидуальное (как социально-историческое) соотносится с индивидуальным.

Этические нормы, речь, автобиографическая память, автобиографический текст и биография, а также описание истории являются формами перехода в социальную память. Переход личностного измерения в социальное происходит через выделение, систематизацию важного и замалчивание второстепенного. В данных процессах проявляется совместное взаимодействие памятования и забвения. Пространственно-временные и индивидуально-личностные аспекты памяти и забвения объединяются в событии. Восприятие события показывает отношение человека и общества к миру. Событие вместе с его памятованием открывает для человека отношение к историческому, настоящему и настоящему, тем самым событие приближает человека к постижению мира.

Семьей, культурой, властью, образованием и наукой осуществляются передача и возрождение сохраненного в памяти и важного с точки зрения социального. Семья осуществляет биосоциальную трансляцию того, что заключено в памяти - сохранение, передачу, изменение родовой памяти. Процессы памятования и забвения показывают, что в семье как социальной группе проявляется воздействие социальных факторов и образований (социальных слоев, государственной власти, истории страны). Память в культуре играет роль адаптационного механизма, сохраняя значимый опыт. В культуре опыт сохраняется и транслируется в знаковых, символических формах, функционирование которых

идет по принципу диалогического взаимообмена с активной ролью памяти и забвения.

Следует отметить, что современная социокультурная ситуация, связанная с ростом роли информации кардинально изменяет отношение к процессам индивидуального и социального памятования и забвения: они становятся зависимыми и контролируемыми от различных передатчиков информации. Ускорение изменений приводит к тому, что взаимодействие памятования и забвения характеризуется увеличением забвения для того, чтобы приспособиться к быст-роизменяющейся информационной и социальной среде. Власть, пользуясь памятью и забвением, воздействует на общество, изменяет отношение к самой власти и действиям, которые она осуществляет; взаимодействие памяти и забвения позволяет осуществлять управление обществом и сохранять социокультурное единство общества в рамках государства, страны, нации. Благодаря памятованию и забвению как социальным механизмам происходит формирование научной традиции и актуализация научных знаний, соответствующих нуждам и стремлениям общества.

В заключение, следует обратить внимание, что проблематика памяти в социальной философии и социогуманитарном знании не может быть исчерпанной до конца. Непреходящим является значение вопросов памяти и забвения для разрешения общефилософских проблем, формулировки и решения актуальных вопросов, важных для развития современного общества и для сохранения преемственности в социокультурном развитии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Коткин, Константин Яковлевич, 2011 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Автономова Н. С., Караулов Ю. Н., Муравьев Ю. А. Культура, история, память. (О некоторых тенденциях новейшей французской историко-методологической мысли). // Вопросы философии. - 1988. - №3. - С. 7187.

2. Аксенов Г. П. Причина времени. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 304 с.

3. Аникин Д. А. Пространство социальной памяти: Автореф. ... к. филос. н.

- Саратов: Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, 2008. -21 с.

4. Анналы на рубеже веков. Антология. / Пер. с франц. - М.: XXI век - Согласие, 2002. - 284 с.

5. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. / Пер. с древнегреч. Ред. В. Ф. Асмус. -М.: Мысль, 1975. - Т. 1.-550 с.

6. Аристотель. Сочинения в 4-х т. / Пер. с древнегреч. Ред. 3. Н. Микеладзе.

- М.: Мысль, 1978. - Т. 2. - 687 с.

7. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. / Пер. с древнегреч. Ред. И. Д. Рожан-ский.-М.: Мысль, 1981. - Т. 3. - 613 с.

8. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. / Пер. с древнегреч. Ред. А. И. Доватур. -М.: Мысль, 1984.-Т. 4.- 830 с.

9. Аристотель. О памяти и припоминании. / Пер. с древнегреч. С. В. Месяц. //Вопросы философии. -2004. -№7. - С. 161-168.

Ю.Арнаутова Ю. А. Культура воспоминания и история памяти. // История и память: Историческая культура Европы до начала Нового времени. / Под. Ред. Л. П. Репиной. - М.: Кругъ, 2006. - С. 47-55. П.Артог Ф. Время и история. Как писать историю Франции? / Пер. Е. Э. Ляминой // Анналы на рубеже веков. Анналы на рубеже веков. / Пер. с франц. -М.: XXI век - Согласие, 2002. - С. 153-164. 12.Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 768 с.

И.Асмус В. Ф. Трансцендентальный идеализм и трансцендентальный метод Канта. // Философия Канта и современность. / Под. общ. ред. Т. И. Ой-зермана. -М.: Мысль, 1974. - С. 32-71.

14.Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. / Пер. с нем. Т. Баскаковой. - М.: Присцельс, 1999. - 368 с.

15.Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. / Пер. с нем. M. М. Сокольской. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 368 с.

16.Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция и перспективы. - М.: Наука 1982. - 224 с.

17.Барг М. А. «Историческое время»: методологический аспект. // Новая и новейшая история. - 1990. -№1. - С. 63-76.

18.Барт Р. Мифологии. / Пер. с франц., вст. ст. и коммент. С. Н. Зенкина. -М.: Издательство им. Сабашниковых, 2000. - 320 с.

19.Барт Р. Смерть автора. // Избранные работы: Семиотика. Поэтика. / Пер. с франц.-М.: Прогресс, 1989.-С. 384-391.

20.Батомонкуева Р. М. Социальная память как стабилизирующий фактор в процессах общественных изменений: Автореф. ... канд. социол. наук. -М.: Российская академия государственной службы, 2006. - 21 с.

21.Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. / Пер. с англ. М. Л. Коробочкиной - М.: Издательство «Весь мир», 2004. - 188 с.

22.Бахтин M. М. Роман воспитания и его значение в истории реализма. // Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров; Текст подгот. Г. С. Бернштейн и Л. В. Дерюгина; Примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. - М.: Искусство, 1979. - С. 188-236.

23.Бахтин M. М. Собрание сочинений. - Т. 5. Работы 1940-х - начала 1960-х гг. - М.: Русские словари, 1997. - 732 с.

24.Бахтин M. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. // Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - М.: Художественная литература, 1975. - С. 234-407.

25.Безрогов В. Г. Память текста: автобиографии и общий опыт коллективной памяти. // Сотворение истории. Человек - память - текст: Цикл лекций / Ин-т «Открытое о-во». Фонд содействия, Казан, гос. ун-т; Науч. ред. Л.П. Репина; Отв\ ред. Е.А. Вишленкова. - Казань, 2001. - С. 5-38.

26.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. / Пер. с англ. Е. Руткевич. - М.: Медиум, 1995. -323 с.

27.Бергсон А. Вопросы философии и психологии. // Собрание сочинений. / Пер. с франц. В. Флеровой. - Петроград: Издание М. И. Семенова, б.г. -Т. 4. - 240 с.

28.Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. / Пер. с франц. -Минск: Харвест, 1999. - 1408 с.

29.Бердяев Н. А. Смысл истории. Новое средневековье. - М.: Канон+, 2002. - 448 с.

30.Блаженный Августин. Исповедь. / Пер. и коммент. М. Е. Сергеенко. - М.: Эксмо, 2006. - 528 с.

31.Блаженный Августин. О Граде Божием. / Пер. с лат. - Минск: Харвест, М.: ACT, 2000.- 1296 с.

32.Блауберг И. И. Анри Бергсон. - М.: Прогресс- Традиция, 2003. - 672 с.

33.Блауберг И. И. Анри Бергсон и философия длительности. // Бергсон А. Собрание сочинений в 4-х тт. / Пер. с франц. - М.: Московский клуб, 1992.-Т. 1.-С. 6-44.

34.Блок М. Апология историка или ремесло историка. / Пер. с франц. Е. М. Лысенко. - М.: Наука, 1973. - 232 с.

35.Блонский П. П. Избранные психологические произведения. - М.: Просвещение, 1964. - 548 с.

36.Бойцов М. А. От редакции. // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. - М.: Наука, 2006. - С. 7-10.

37.Бородкин Ю. С., Зайцев Ю. В. Нейрохимические и функциональные основы долговременной памяти. - Л.: Медицина, 1982. - 216 с.

38.Брагина Н. Г. Фразеологические тексты. Память как фразеологический текст. // Культурные слои во фразеологизмах и дискурсивных практиках. / Отв. ред. В. Н. Телия. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - С. 189201.

39.Бурдье П. Общественного мнения не существует. // Социальное пространство: поля и практики. / Пер. с франц.; отв. ред. перевода и сост.послесловия П. А. Шматко. - М.: Институт экспериментальной социологии; С-Пб: Алетейя, 2005. - С. 272-285.

40.Бурдье П. Социальное пространство и генезис «классов». // Социология социального пространства. / Пер. с франц.; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. - М.: Институт экспериментальной социологии; С-Пб.: Алетейя, 2005.-С. 14-48.

41.Бурдье П. Физическое и социальное пространства. // Социология социального пространства. / Пер. с франц.; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. -М.: Институт экспериментальной социологии; С-Пб.: Алетейя, 2005. - С. 49-63.

42.Бэкон Ф. Сочинения. В 2-х томах. / Пер. с англ. Сост., общая ред. и вст. статья А. Л. Субботина. - М.: Мысль, 1971. - Т. 1. - 590 с.

43.Бэкон Ф. Сочинения. В 2 -х томах. / Пер. с англ. Сост., общая ред. и вст. статья А. Л. Субботина. - М.: Мысль, 1972. - Т. 2. - 582 с.

44.Васильев А. Г. Теория социальной памяти Аби Варбурга в интеллектуальном контексте эпохи. // Время - история - память: историческое сознание в пространстве культуры. / Под. ред. Л. П. Репиной. - М.: ИВИ РАН, 2007.-С. 38-71.

45.Вельцер X. История, память и современность прошлого. Память как арена политической борьбы. / Пер с нем. К. Левинсона. // Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. - М.: Новое литературное обозрение, 2005.-С. 55-60.

46.Выготский Л. С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

47.Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры. Избранные психологические труды. / Под. ред. М. Г. Ярошевского. -М.: Издательство «Институт психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 512 с.

48.Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Издательство Смысл, Издательство Эксмо, 2003. - 1136 с.

49.Гайденко П. П. Время, длительность, вечность. Проблема временив европейской философии и науке. - М.: Прогресс-Традиция, 2006. - 464 с.

50.Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. / Пер. с нем. Отв. ред. Е.П. Ситковский. - М.: Мысль, 1974. - 452 с.

51.Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. Философия природы. / Пер. с нем. Отв. ред. Е. П. Ситковский. - М.: Мысль, 1975. - 695 с.

52.Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. / Пер. с нем. Отв. ред. Е.П. Ситковский. - М.: Мысль, 1977. - 471 с.

53.Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь. / Пер. с англ. М. Л. Коробочкина. - М.: Весь мир, 2004. - 120 с.

54.Гоббс Т. Избранные произведения в 2-х т. / Пер. с англ. и лат. А. Гутер-мана и В. Погосского. Редакц. и вступ. ст. В. В. Соколов. - М.: Мысль, 1965.-Т. 1,- 583 с.

55.Гоббс Т. Избранные произведения в 2 т. / Пер. с англ. А. Гутермана. Редакц., вступ. ст. и примеч. Е. М. Вейцмана. - М.: Мысль, 1965. - Т. 2. -748 с.

56.Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. - Киев: Наукова думка, 1984. - 208 с.

57.Греченко Т. Н. Нейрофизиологические механизмы памяти. - М.: Наука, 1979.- 168 с.

58.Губина М. В. Память в структуре исторического познания. Дисс. ... канд. филос. наук. - М.: Московский педагогический государственный университет, 2004. - 144 с.

59.Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. / Пер. с нем. А. В. Михайлова; Вступ. ст. В. А. Куренного. - М.: Академический проект 2009. - 489 с.

60.Давлетшина Д. Г. Социальная память как основа нравственности человека: Дисс. ... к. филос. н. - Уфа: Башкирский государственный университет, 2007. - 146 с.

61.Декарт Р. Сочинения. / Пер. с лат. и франц. Сост., ред., вступ. ст. В. В. Соколова. - М.: Мысль, 1989. - Т. 1. - 654 с.

62.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. / Общ. ред. и вступ. статья А. Ф. Лосева. Пер. с древнегреч. М. Л. Гаспарова. - М.: Мысль, 1979. - 620 с.

63.Донцов А. И., Емельянова Т. П. Концепция социальных представлений о феноменах обыденного сознания. // Идеологические и психологические аспекты исследования массового сознания: Сборник обзоров. - М.: ИНИОН АН СССР, 1989. - С. 11-44.

64.ДюркгеймЭ. Представления индивидуальные и представления коллективные. // Социология. Ее предмет, метод, предназначение. / Пер. с франц., составл., вступ ст. и примеч. А. Гофмана. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2008. - С. 209-244.

65.Зверева Г. Конструирование культурной памяти: «наше прошлое» в учебниках российской истории. // Журнальный зал. НЛО. 2005. №74 Память -власть - наука. URJL: http://magazines.russ.ru/nlo/2005/74/zv6.html (Дата обращения: 02.03.2007).

66.Зиммель Г. К вопросу о философии истории / Пер. с нем. М. И. Левиной // Избранное. Т.1. Философия культуры. - М.: Юрист, 1996. - С. 532-537.

67.Зиммель Г. Проблема исторического времени. / Пер. с нем. А. М. Рутке-вича // Избранное. Т.1. Философия культуры. - М.: Юрист, 1996. - С. 517-529.

68.3иммель Г. Созерцание жизни. Четыре метафизические главы. / Пер. с нем. М. И. Левиной и А. М. Руткевича // Избранное. Т. 2. Созерцание жизни.-М.: Юрист, 1996.-С. 7-185.

69.Ильюченок Р. Ю. Память хорошая, память плохая. - Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1991. - 161 с.

70.Йейтс Ф. А. Искусство памяти. / Пер. с англ. - С-Пб.: Университетская книга, 1997.-480 с.

71.Историческая память в массовом сознании российского общества: (Результаты социологического мониторинга): Социология власти: Вестник Социологического центра РАГС. 2003. - № 2. - М.: Изд-во Российской академии государственной службы, 2003. - 179 с.

72.Кант И. Критика чистого разума. / Пер. с нем. Н. О. Лосского. Под общ. редакц. проф. А. В. Гулыги. // Сочинения в 8-ми т. - М.: Чоро, 1994. - Т. 3.-741 с.

73.Кант И. О педагогике. // Трактаты и письма. / Пер. с нем. Отв. ред. и авт. вступ. ст. д. филос. н. А. В. Гулыга. - М.: Наука, 1980. - С. 445-504.

74.Капица С. П. Историческое время, информация, демографическая революция и будущее человечества. // Общественные науки и современность. -2006.-№4.-С. 137-148

75.Капица С. П. Об ускорении исторического времени. // Новая и новейшая история. - 2004. - №6. - С. 3-16.

76.Каравашкин А. В., Юрганов А. Л. Опыт исторической феноменологии. Трудный путь к очевидности. - М.: РГГУ., 2003. - 385 с.

77.Карсавин Л. П. Философия истории. - М.: ACT, Хранитель, 2007. - 510 с.

78.Квавилашвили Л. Д. Припоминание (забывание) намерения как особая форма памяти и влияющие на него факторы: Автореф. ... к. филос. н. -Тбилиси: Институт психологии им. Д. Н. Узнадзе, 1985. - 24 с.

79.Кознова И. Е. Историческая память российского крестьянства в XX веке: Дисс. ... д. ист. н. - Самара: Самарский государственный университет, 2005.-509 с.

80.Колеватов В. А. Социальная память и познание. - М.: Мысль, 1984. - 192 с.

81. Ко л лингву д Р. Дж. Идея истории. Автобиография. / Пер. с англ. и комм. Ю. А. Асеева - М.: Наука, 1980. - 488 с.

82.Копосов Н. Е. Как думают историки. - М.: Новое литературное обозрение, 2001.-326 с.

83.Кули Ч. X. Человеческая природа и социальный порядок. / Пер. с англ. под общ. ред. А. Б. Тостова. - М.: Идея-пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 320 с.

84.Лебедева Г. В. Память и забвение как феномены культуры: Дисс. ... к. филос. н. - Екатеринбург: Уральский государственный университет им. А. М. Горького, 2006. - 168 с.

85.Левада Ю. А. Историческое сознание и научный метод. // Философские проблемы исторической науки. - М.: Наука, 1969. - С. 186-224.

86.Лейбниц Г. В. Сочинения в 4-х т. / Ред., авт. вступ. статьи и примеч. И. С. Нарский. - М.: Мысль, 1983. - Т. 2. - 686 с.

87.Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М.: Издательство Московского университета, 1981. - 548 с.

88.Лойко О. Т. Онтология социальной памяти: Дисс. ... д. филос. н. - Красноярск: Сибирский государственный аэрокосмический университет, 2004. - 299 с.

89.Локк Дж. Сочинения в 3-х т. / Ред. И. С. Нарский, А. Л. Субботин; Пер. с англ. А. Н. Савина. -М.: Мысль, 1985. - Т. 1. - 621 с.

90.Локк Дж. Сочинения в 3-х т. / Ред. колл. Б. М. Митин (пред.) и др.; Пер. с англ. - М.: Мысль, 1985. - Т. 2. - 560 с.

91.Ломов Б. Ф. Память и антиципация. // Исследование памяти. - М.: Наука, 1990.-С. 45-53.

92.Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. - М.: Искусство, 1969. -715 с.

93.Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров: человек - текст - семиосфера. -М.: Языки русской культуры, 1999. - 464 с.

94.Лотман Ю. М. Семиотика культуры и понятие текста. // Избранные статьи в 3-х тт. - Таллинн: Александра, 1992. - Т 1. - С. 129-132.

95.Лотман Ю. М. Память в культурологическом освещении. // Избранные статьи в 3-х тт.- Таллинн: Александра, 1992. - Т 1. - С. 200-202.

96.Лотман Ю. М., Успенский Б. А.О семиотическом механизме культуры. // Избранные статьи в 3-х тт. - Таллинн: Александра, 1993. - ТЗ. - С. 326344.

97.Луман Н. Власть. / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. - М.: Праксис, 2001. - 256 с.

98.Луман Н. Реальность масс-медиа. / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. - М.: Праксис, 2005.-256 с.

99.Лурия А. Р. Романтическое эссе. - М.: Педагогика-пресс, 1996. - 240 с.

100. Ляудис В. Я. Культура памяти. // Мир психологии. - 2001. - №1. -С. 14-23.

101. Мамардашвили М. К. Стрела познания (набросок к естественнои-сторической гносеологии). -М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. -304 с.

102. Мегилл А. История и память: за и против. / Пер с англ. // Философия и общество. - 2005. - №2. - С. 132-165.

103. Меркулов И. П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). - С-Пб.: РХГИ, 2003. - Т. 1. - 472 с.

104. Меркулов И. П. Эпистемология (когнитивно-эволюционный подход). - С-Пб.: РХГА, 2003. -Т. 2.-416 с.

105. Механизмы памяти. / И. П. Ашмарин, Ю. С. Бородкин, П. В. Бунд-зен и др. - Л.: Наука, 1987. - 432 с.

106. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. / Пер. с франц. Т. П. Емельяновой. - М.: Центр психологии и психотерапии, 1996.-478 с.

107. Муравьев В. Ii. Овладение временем. Избранные философские и публицистические произведения. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1998. - 320 с.

108. Назарова М. Н. Социальная память как предмет философского анализа: Автореф. ... к. филос. н. - Волгоград: Волгоградский государственный университет, 1997. - 24 с.

109. Найссер У. Познание и реальность. / Пер. с англ. В. В. Лучкова. -М.: Прогресс, 1981.-232 с.

110. Никулин Д. В. Пространство и время в метафизике XVII века. / Отв. ред. д. филос. н. В. П. Горан. - Новосибирск, 1993. - 262 с.

111. Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. / Пер. с нем. Сост., редакция изд., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна. - М.: Мысль, 1997. - Т. 1. - 832 с.

112. Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. / Пер. с нем. Сост., редакция изд., авт. примеч. К. А. Свасьян,- М.: Мысль, 1997. - Т. 2. - 832 с.

113. Нора П. Память, история. // 50/50: Опыт словаря нового мышления. / Под общ. ред. М. Ферро и Ю. Афанасьева. - М.: Прогресс, 1989. - С. 439-441.

114. Осипов А. И. Пространство и время как категории мировоззрения и регуляторы практической деятельности. / Науч. ред. Д. И. Широканов. -Минск: Наука и техника, 1989. - 220 с.

115. Павлова А. А. Особенности концепта «память» в нарративах родословных. // Слово в лингвокультурологическом аспекте: Коллективная монография. / Науч. ред. О. Н. Иванищева. - Мурманск: Мурманский государственный педагогический университет, 2005. - Вып. 1. - С. 20-24.

116. Платон. Сочинения в четырех томах. / Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. - С-Пб.: Изд-во С.-Петерб. университета; «Изд-во Олега Абышко», 2006. - Т. 1. - 632 с.

117. Платон. Сочинения в четырех томах. / Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. - С-Пб.: Изд-во С.-Петерб. университета; «Изд-во Олега Абышко», 2007. - Т. 2. - 626 с.

118. Платон. Сочинения в четырех томах. / Под общ. ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. - С-Пб.: Изд-во С.-Петерб. университета; «Изд-во Олега Абышко», 2007. - Т. 3. Ч. 1. - 752 с.

119. Плотин. Об ощущении и памяти. / Пер. с древнегреч. В. Бугай. // Вопросы философии. -2004. -№7. - С. 170-173.

120. Про А. Двенадцать уроков по истории. / Пер. с франц. Ю. В. Тка-ченко. - М: РГГУ, 2000. - 336 с.

121. Психология толп. - М.: Институт психологии РАН, Издательство «КСП+», 1999.-416 с.

122. Ребане Я. К. Информация и социальная память. // Вопросы философии. - 1982. - № 8. - С. 44-54.

123. Ребане Я. К. Принцип социальной памяти. // Философские науки. -1977.-№ 5.-С. 94-104.

124. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. / Пер. с англ. Общ. ред. А. А. Логунова. - М.: Прогресс, 1985. - 344 с.

125. Репина Л. П. Историческая культура как предмет исследования. // История и память: Историческая культура Европы до начала Нового времени. / Под. Ред. Л. П. Репиной. - М.: Кругъ, 2006. - С. 5-18.

126. Репина Л. П. Историческая память и современная историография. // Новая и новейшая история. - 2004. - №5. - С. 39-51.

127. Репина Л. П. Память и историописание. // История и память: Историческая культура Европы до начала Нового времени. / Под. Ред. Л. П. Репиной. - М.: Кругъ, 2006. - С. 19-46.

128. Рибо Т. Память в ее нормальном и болезненном состояниях. / Пер. с фр. под ред. Оболенского. - С-Пб.: Издание В. И. Губинского, б. г. - 150 с.

129. Рикер П. Историописание и репрезентация прошлого. / Пер. В. А. Мильчиной. // Анналы на рубеже веков. / Пер. с франц. - М.: XXI век -Согласие, 2002. - С. 23-41.

130. Рикер П. Память, история, забвение. / Пер. с фр. И. И. Блауберг и др. - М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2004. - 728 с.

131. Роговин М. С. Проблемы теории памяти. - М.: Высшая школа, 1977. - 181 с.

132. Роговин М. С. Философские проблемы памяти. - М.: Высшая школа, 1966. - 168 с.

133. Рябцева П. К. Язык и естественный интеллект. / РАН. Институт языкознания. - М.: Academia, 2005. - 640 с.

134. Савельева И. М., Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. -М.: Языки славянской культуры, 1997. - 800 с.

135. Свасьян К. А. Гете. -М: Мысль, 1989. - 191 с.

136. Смирнов А. А. Избранные психологические труды в 2-х т. - М.: Педагогика, 1987. - Т. 2. -344 с.

137. Сорокин П. А. Амнезия или новые Колумбы. / Пер. с англ. В. И. Ильина. // Рубеж (альманах социальных исследований). - 1992. - № 4. -С. 48-61.

138. Спиноза Б. Этика. / Пер. с лат Н. А. Иванцова. // Избранные произведения. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. - С. 325-591.

139. Тард Г. Социальная логика. / Пер. с франц. М. Цейтлин. - С-Пб.: Социально-психологический центр, 1996. - 556 с.

140. Тоффлер Э. Третья волна. / Пер с англ. - М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 776 с.

141. Тоффлер Э. Шок будущего. / Пер. с англ. - М.: ООО «Издательство ACT», 2002. - 557 с.

142. Трельч Э. Историзм и его проблемы: Логическая проблема философии истории. / Пер. с нем. - М.: Юрист, 1994. - 719 с.

143. Уваров П. История, историки, историческая память во Франции. // Отечественные записки. - 2004. - №5. - С. 192-211.

144. Уйбо А. С. Информационный подход к проблеме объективной реконструкции прошлого. // Философские науки. - 1982. -№1. - С. 26-35.

145. Ухтомский А. А. Две сокровищницы мысли (1887-1916). // Доминанта. - С-Пб.: Питер, 2002. - С. 266-284.

146. Ухтомский А. А. Доминанта как рабочий принцип нервных центров. // Собрание сочинений. - JL: Издательство Ленинградского университета им. А. А. Жданова, 1950. - Т. I. - С. 163-172.

147. Ухтомский А. А. Доминанта как фактор поведения. // Собрание сочинений. - Л.: Издательство Ленинградского университета им. А. А. Жданова, 1950.-Т. I. - С. 291-318.

148. Ухтомский А. А. О памяти (Ответ на письмо К. Д. Магнатаева). // Собрание сочинений. - Л.: Издательство Ленинградского университета им. А. А. Жданова, 1962. - Т. VI. - С. 127.

149. Ухтомский А. А. О хронотопе. // Доминанта. - С-Пб.: Питер, 2002. -С. 67-71.

150. Ухтомский А. А. Что такое память? // Собрание сочинений. — Л.: Издательство Ленинградского университета им. А. А. Жданова, 1962. - Т. VI.-С. 128-130.

151. Фаторов А. С. Память и отражение: Автореф. ... к. филос. н. - Л.: Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова, 1985. -21 с.

152. Федоров Н. Ф. Живое и мертвенное восприятие истории. // Собрание сочинений в 4-х тт. / Сост., подг. текста и комм. А. Г. Гачевой и С. Г. Семеновой. Ред. П. Б. Шалимов. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1995.-Т. 2. -С. 206-207.

153. Федоров Н. Ф. Отношение торгово-промышленной «цивилизации» к памятникам прошлого. // Собрание сочинений в 4-х тт. / Сост., подг. текста и комм. А. Г. Гачевой и С. Г. Семеновой. Ред. П. Б. Шалимов. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. - Т. 2. - С. 207-208.

154. Федоров Н. Ф. Что такое отечествоведение? // Собрание сочинений в 4-х тт. / Сост., подг. текста и комм. А. Г. Гачевой и С. Г. Семеновой. Ред. И. И. Блауберг. - М.: Традиция, 1997. - Т. 3. - С. 75-77.

155. Фейерабенд П. Против метода. Очерк анархистской теории познания. / Пер с англ. А. Л. Никифорова. - М.: ACT, ACT МОСКВА, ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 413 с.

156. Ферро М. Как рассказывают историю детям в разных странах мира. /Пер. с франц. Е. Лебедевой. -М.: Высшая школа, 1992. - 351 с.

157. Фихте И. Г. Факты сознания. / Пер. с нем. О. Давыдовой; под. ред. Э. Л. Радлова. - Минск: Харвест, Москва: ACT. - 784 с.

158. Флоренский П. А., священник. Антоний романа и Антоний предания. // Сочинения в 4-х тт. / Сост. и общ. ред. игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачевой. - М.: Мысль, 1994. - Т. 1.-С. 490-527.

159. Флоренский П. А., священник. Пределы гносеологии (Основная антиномия теории знания). // Сочинения в 4-х тт. / Сост. и общ. ред. игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачева. -М.: Мысль, 1996. - Т. 2. - С. 34-60.

160. Флоренский П., священник. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи в двенадцати письмах. - М.: Лепта, 2002. - 814 с.

161. Франция-память. / П. Нора и др. Пер. с франц. Д. Хапаевой; науч. коне. пер. Н. Колосов. - С-Пб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1999. - 328 с.

162. Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. // Психология бессознательного: Сборник произведений. / Пер. с нем. Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1990. - 448 с.

163. Фуко М. Археология знания. / Пер. с франц. Общ. ред. Б. Левченко. - Киев: Ника-Центр, 1996. - 208 с.)

164. Фуко М. Интеллектуалы и власть: статьи и интервью, 1970 - 1984. В 3 ч. / Пер. с фр. С. Ч. Офертаса под общ. ред. В. П. Визгина, Б. М. Скуратова. -М.: Праксис, 2002. -Ч. 1. -381 с.

165. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. / Пер. с франц. И. Окуневой под общей ред. Б. М. Скуратова. - М.: Праксис, 2005. - Ч. 2. - 320 с.

166. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. / Пер. с франц. И. К. Стаф. - С-Пб.: Университетская книга, 1997. - 576 с.

167. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. / Пер. с франц. В. Наумова под ред. И. Борисовой. - М.: Ad Marginem, 1999. - 480 с.

168. Фуко М. Ненормальные: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974 - 1975 гг. / Пер. с франц. А. В. Шестакова. - СПб.: Наука, 2005.-432 с.

169. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. / Пер. с франц. Вступ. ст. к. филос. и. Н. С. Автономовой. - М.: «Прогресс», 1977. -488 с.

170. Хайдеггер М. Бытие и время. / Пер. с нем. В. В. Бибихина. - С-Г16.: Наука, 2002. - 452 с.

171. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. / Пер. с нем.; сост., пер., вступ. ст., коммент. и указ. В. В. Бибихина. - С-Пб.: Наука, 2007.-621 с.

172. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. Сборник. / Пер. с нем. Под ред. А. Л. Доброхотова. - М.: Высшая школа, 1991. - 192 с.

173. Хальбвакс М. Коллективная и историческая память. / Пер. с франц. М. Габовича. // Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа. - М.: Новое литературное обозрение, 2005. - С. 16-50.

174. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. / Пер. с франц. и встун. ст. С. Н. Зенкина. - М.: Новое издательство, 2007. - 348 с.

175. Хаттон П. История как искусство памяти. / Пер. с англ. В. Ю. Быст-рова. - С-Пб.: Владимир Даль, 2003. - 424 с.

176. Хесле В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности. // Вопросы философии. - 1994. - №10. - С. 112-123.

177. Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. Исследование механизмов / Пер. с англ. О. С. Виноградовой. - М: Мир, 1988. - 343 с.

178. Чейф У. JI. Память и вербализация прошлого опыта. / Пер. с англ. О. В. Звегинцевой. // Новое в зарубежной лингвистике. - Вып. XII: Прикладная лингвистика. / Сост. В. А. Звегинцев. - М.: Радуга, 1983. - С. 3574.

179. Чудинов Э. М. Теория относительности и философия. - М.: Политиздат, 1974.-304с.

180. Шкуратов В. А. Историческая психология. - М.: Смысл, 1997. - 505 с.

181. Шпет Г. Г. Литература. // История как проблема логики. Критические и методологические исследования. Материалы в 2-х частях. / Под. ред. В. С. Мясникова. - М.: Памятники исторической мысли, 2002. - С. 1133-1136.

182. Шпенглер О. Закат Европы : В. 2 т. / Пер. с нем. И. И. Маханькова. - М.: Айрис-пресс, 2003. - Т. 1. - 528 с.

183. Эббингауз Г. Смена душевных образований. // Психология памяти. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. - М.: ACT: Астрель, 2008. -С. 224-238.

184. Эйнштейн А. Физика и реальность: Сборник статей. / Пер. с нем. Сост. У. И. Франкфурт. - М.: Наука, 1965. - 360 с.

185. Эко У. Имя розы. / Пер. с итал. Е. А. Костюкович. - С-Пб.: Симпозиум, 2007.-638 с.

186. Эксле О. Memoria Вельфов: домовая традиция аристократических родов. // История и память: Историческая культура Европы до начала Нового времени. / Под. Ред. Л. П. Репиной. - М.: Кругъ, 2006. - С. 308-338.

187. Элиаде М. Космос и история. / Пер. с франц. и англ. А. А. Васильевой, В. Р. Рокитянского, Е. Г. Борисовой. - М.: Прогресс, 1987. - 312 с.

188. Юм Д. Сочинения в 2-х томах. / Пер. с англ. С. И. Церетели. Под общ. ред., со вступ. статьей И. С. Нарского. - М.: Мысль, 1966. - Т. 1847 с.

189. Bartlett F. С. Remembering: A study in experimental and social psychology. - Cambridge: University press, 1950. - 317 p.

190. Fentress J., Wickham Ch. Social memory. - Oxford, Cambridge: Blackwell, 1992.-230 p.

191. Goethals R. G. and Solomon P. R. Interdisciplinary perspectives on the Study of Memory. // Memory: Interdisciplinary approaches. / Ed. by Solomon P. R., Goethals R. G., Kelley С. M., Stephens B. R. - N.-Y.: Springer-Verlag, 1989.-P. 1-13.

192. Neisser U. Domains of memory. // Memory: Interdisciplinary approaches. / Ed. by Solomon P. R., Goethals R. G., Kelley С. M., Stephens B. R. - N.-Y.: Springer-Verlag, 1989. - P. 67-83.

193. Halas E. Issues of Social Memory and their Challenges in the Global Age.//Time and Society. - 2008. - № 17.-P. 103-118.

194. Rowlinson M. Social Remembering and Organizational Memory. // Organization Studies. - 2010. - № 31. - P. 69-87.

195. Tebbe J. Landscapes of Remembrance: Home and Memory in the Nineteenth-Century. // Journal of Family History. - 2008, Apr. - Vol. 33. - P. 195215.

196. Tulving E. How many memory systems are there. // American psychologist. - 1985 (apr.). - vol. 40. - № 4. - P. 385-398.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.