Памятники изобразительного искусства майя классической эпохи (I-IX вв.) как историко-этнографический источник тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, Бородатова, Анна Александровна

  • Бородатова, Анна Александровна
  • 1984, Москва
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 190
Бородатова, Анна Александровна. Памятники изобразительного искусства майя классической эпохи (I-IX вв.) как историко-этнографический источник: дис. : 00.00.00 - Другие cпециальности. Москва. 1984. 190 с.

Оглавление диссертации Бородатова, Анна Александровна

ВВЕДЕНИЕ

1. Актуальность, цель и задачи работы 5

2. Методологическая и источниковедческая основы диссертации 7

3. Географическая характеристика региона майя основные области и центры классической эпохи) 25

4. Периодизация и основные этапы истории древних майя * 28

I ГЛАВА. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И КУЛЬТ У ДРЕВНИХ МАЙЯ I. Общая характеристика персонажей и сюжетов мифологической группы изображений 40

П. Сезонный календарный цикл 48

§ I. Земледелие 48-71 Занятия общинников Божественные фратрии Боги дождя - покровители земледельцев Боги красной фратрии Бог лесоруб и бог огня

§ 2. Охота. Собирательство. Рыболовство.

Пчеловодство 71

Ш. Суточный цикл 79

§ I. Селение. Жилище. Повседневные дела 79

§ 2. Окружающий мир. Космография 81

17. Жизненный цикл 86

§ I. Инициация 86

§ 2. Вступление в брак 89

§ 3. Смерть и рождение 96-107 Загробный мир. Боги преисподней. Представления о душе умершего. Концепция реинкарнации души. П.

ГЛАВА. ЖИЗНЬ В ГОРОДАХ-ГОСУДАРСТВАХ МАЙЯ

I. Структура власти в городах-государствах 108-

§ I. Правитель. Атрибуты верховной власти. Правительницы.

Аристо1фатия II0-II

§ 2. Воины. Военачальники. Боги войны II9-I

§ 3. Ремесленники и купцы 125-

§ 4. Соправители. Смена власти. Богиправители 4-летнего цикла 126

П. Иерархия жрецов в государстве I38-I5I

§ I. Верховный жрец. Бог-распорядитель 138

§ 2. Жрецы-прорицатели. Обряд прорицания 144

Ш. Культ плодородия 151-

§ I. Человеческие жертвоприношения. Отправление посланников.

Ритуальные кровопускания 151-

§ 2. Ритуальный сев.

Праздник УП Ахав 156

§ 3. Игра в мяч 160

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Памятники изобразительного искусства майя классической эпохи (I-IX вв.) как историко-этнографический источник»

I. Актуальность, цель и задачи работы.

Культура майя классической эпохи (I—IX вв.) - времени наивысшего расцвета этой самой развитой цивилизащи доколумбовой Америки - при всем обилии памятников наименее известна майянис-там. Благодаря разнообразным письменным источникам постклассического и колониального периода, история и многие аспекты культуры майя со времен тольтекского завоевания до конкисты (Х-сер.ХУ1 в.) известны исследователям несравненно лучше.

Несмотря на наличие такого ценного и аутентичного источника как многочисленные иероглифические тексты I тысячелетия, чтение и этносемиотическая интерпретация которых начаты в последние годы Ю.В.Кнорозовым, иконографические материалы являются все еще нашим основным, уникальным по богатству и разнообразию источником для изучения хозяйственной деятельности, социальных отношений, мифологии и религии, культа и ритуала, быта городских сословий, вое-енного дела, природного окружения, т.е. практически всех сторон жизни древних майя.

Ежегодно изучению изобразительного искусства майя посвящаются десятки статей и монографий зарубежных ученых. Однако попытки систематизации иконографического материала редки и незначительны. Только отдельные сюжеты и памятники искусства классической эпохи в качестве исторического источника стали объектом специальных исследований.

В последнее десятилетие интенсивные археологические раскопки на всей территории майя, публикация сотен изображений на парадной керамике, перевод Ю.В.Кнорозовым иероглифических рукописей и надписей на керамике УП-IX вв. ввели в научный оборот новый, огромный по объему материал, позволяющий существенно дополнить наши знания, пересмотреть некоторые устоявшиеся точки зрения и осветить неизвестные ранее аспекты культуры майя классической эпохи. Необходимость осмысления и систематизации нового материала определила актуальность данной работы.

Целью диссертации явилась классификация, анализ и интерпретация иконографических источников майя для характеристики хозяйственной деятельности, социально-политических институтов, религии, обрядности и быта населения в I тыс.н.э. Исследование велось на основе комплексного подхода, включающего использование материалов археологии и этнографии, применение сравнительно-исторического метода, ретроспективное использование данных письменных источников эпохи конкисты и материалов по этнографии современных народов майя.

Не всем аспектам культуры майя уделено в диссертации равное внимание. Максимально подробно автор попытался осветить такие важные, дискуссионные и недостаточно изученные вопросы, как структура и состав пантеона майя в I тыс., характер и организация верховной власти в городах-государствах. Речь здесь идет о комплексной цроблеме, т.к. анализ религиозных представлений, пантеона богов и ритуала дает прекрасный материал для реконструкции социальных отношений. Этим объясняется построение работы: религия, обрядность и мифология рассматриваются в ней прежде, чем общественная организация, а в главе, посвященной анализу социальной иерархии в государствах майя, исследуются образы некоторых богов, представляющих определенные сословия и группы населения, а также ритуал, в котором нашли отражение этапы сложения государств и структура власти в них. Менее детальному рассмотрению подверглись вопросы материальной культуры и хозяйства. Они в достаточной мере освещены в специальной литературе.

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Другие cпециальности», Бородатова, Анна Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, какая ценнейшая историческая информация содержится в памятниках изобразительного искусства майя: благодаря их систематизации и комплексному исследованию в данной работе произведена реконструкция структуры пантеона божеств в классическую эпоху, организации верховной власти в государстве, жреческой иерархии, системы руководства армией охарактеризованы многие неизвестные ранее аспекты религиозных представлений, обрядности, социальной организации и быта древних майя.

Все божества,пантеона майя делились не на подземных и небесных, а на две фратрии, связанные, как и их исторические прототипы - фратрии племени - с двумя сезонами года и их символикой. Фратриальное деление божеств пантеона было древнее жреческих учений о богах-владыках сфер вселенной, так как копировало реальную социальную организацию. Главы мифических фратрий соответствовали сезонным вождям племени и менялись у власти по сезонам. Главы подземных фратрий, владыки-соправители преисподней, бог дождя Улитка и бог грозы Тош в качестве вождей фратрий были исторически старше своих небесных аналогов - бога неба Ицамны и бога смерти Ум Цек'. Главы фратрий, подобно вождям племени, участвовали в особо важных ритуалах, призванных символизировать и укрепить единство племени, обеспечить обилие довдей и урожая. Одновременно, антагонизм между богами противоположных фратрий был отражением не только противоположности погодных условий сезонов, но и традиционного соперничества и вражды между членами дуальных половин родового коллектива, В преисподней обитали три группы божеств: I. тотемы фратрий и родов, антропоморфные боги-родоначальники, владыки сфер преисподней и главы подземных фратрий; 2. боги звезд и планет, спускавшихся в подземный мир по своим орбитам; 3. демоны и бесы, олицетворения болезней и зол, бог смерти в виде скелета. Души умерших, прежде чем реинкарнироваться в новорожденных проходили все стадии "очищения" в преисподней, которое производили божества красной фратрии. В день вылета очищенной души-призрака из преисподней, знать майя устраивала пышный поминальный ритуал, во время которого принимались наркотики. К этому дню заказывался поминальный сосуд.

С рубежа нашей эры у майя родовую общину повсеместно сменила соседская, однако ее структура продолжала копировать распавшуюся племенную организацию. Деление на две первичные фратрии в государствах было забыто, но в трансформированном виде продолжало сохраняться в мифологии, жреческой космогонии и организации армии. Последнюю по-прежнему возглавляли двое военачальников - в прошлом сезонные военные вожди племени. Значительно более стойким оказался другой социальный институт - более поздний и дробный - в виде деления племени на 4 самостоятельные фратрии, связанные в религиозной символике со странами света. Фратрии, как и входящие в них роды, были экзогамны. Традиционная для всех племен майя четырехфратриальная схема в государствах продолжала сохраняться как социально-ритуальный институт вплоть до конкисты и отразилась в структуре власти, поселений, культа, ритуала. Вожди 4-х фратрий племени, ожесточенно борясь за власть, сменялись на троне ежегодно. Соответственно в 4-летнем цикле у майя по очереди сменялись у власти четверо богов-правителей. Когда узурпация трона одним родом получила божественную санкцию, вся полнота власти сосредоточилась в руках одного правителя, а трое его былых соперников из других фратрий превратились в его соправителей с титулами "помощник". Все четверо, носившие высший в государстве титул "владыка" и входившие в верховный совет государства, во время военных действий возглавляли отряды от четырех кварталов столищ. Все четверо носили одежду из шкуры ягуара и его символы в головном уборе: боги ягуары считались главными покровителями 4-х фратрий племени со времен ольмеков. Подобной же была структура власти в городках и селениях: здесь при назначаемых правителем батабах состоял совет из четырех глав кварталов селений. Во время войн батабы приводили владыке ополчение из общинников.

Правитель являлся прежде всего светским главой государства, руководил его внутренней и внешней политикой. Главными функциями правителя по-прежнему являлись организация обороны населения от врагов, и захват чужого урожая, рабов и пленных для жертвоприношений богам. Владыка отправлял и определенные жреческие функции: руководил государственным культом плодородия - приносил вместе с двумя главными военачальниками, жрецами богов войны, знатных пленных в жертву, совершал кровопускания из разных частей тела для обеспечения дождей и урожая, благорасположенности богов к его народу, совершал ритуал сева. Вероятно, отправлял культ бога-покровителя правящей династии и семейно-родовых предков. Верховный владыка ассоциировался с главным покровителем земледельцев - богом ветра и дождя, нередко носил его имя и мыслился воплощением бога. Изображения и символы главного бога дождя украшали атрибуты власти и головной убор владыки. Материалы керамики, однако, противоречат распространенному мнению о прижизненном обожествлении особы правителя. В сценах с соправителями подчеркивалась роль верховного владыки как "первого среди равных". Культ правителя начинался только после его смерти, когда его душа присоединялась к богам-родоначальникам и предкам в преисподней: над могилой сооружался храм, останки превращались в священные реликвии.

Во главе жреческой иерархии стоял верховный жрец - главный советник правителя. В его обязанности входили астрономические и метеорологические наблюдения и календарные расчеты, связанные с составлением рукописей-справочников, подобных известным юкатанским. По ним сельские жрецы, назначавшиеся верховным жрецом и состоявшие советниками батабов селений, руководили сельскохозяйственным циклом. Верховный жрец возглавлял коллегию из храмовых жрецов столицы. В проведении публичных церемоний ему ассистировали четверо выборных старцев-"помощников". Жречество - ученые жрецы, писцы, прорицатели, врачи, жрицы - составляло значительную прослойку городского населения. Храмы главных богов пантеона были крупными владельцами земли. На ранних этапах сложения государств в обязанности верховного жреца входило проведение церемонии передачи власти сменному владыке (позже - ритуала ее подтверждения от лица богов). Те же функции в божественной иерархии нес бог-распорядитель, следивший за сменой богов-правителей в 4-летнем цикле. Верховный жрец считался воплощением бога-рас-порядателя, носил его шля и отправлял его культ. В костюме бога проводил инициации мальчиков. Помощница верховного жреца, старуха-жрица олицетворяла Великую богиню (в прошлом - верховная жрица, воплощавшая богиню Луны, главу пантеона ольмеков, древнейшую богиню-распорядительницу), руководила инициацией девочек и сохраняла важную роль в ритуале. Одной из главных обязанностей верховного жреца было предотвращение различных стихийных бедствий, прежде всего засухи. Эту цель преследовали обряды прорицаний, которыми руководил верховный жрец. Прорицания совершались под действием наркотика, введение которого обеспечивало контакт с богами. Поэтому жрецы майя постоянно прибегали к их приему. В прорицателей в состоянии транса вселялись боги, которые устами жрецов вещали о знамениях будущего и давали советы, как предотвратить грядущие беды. Все важные прорицания были театрализованы и совершались под аккомпанемент оркестра. Прорицатели являлись одновременно жрецами богов, на вызове которых специализировались.

Изучение верований, мифологии и обрядности древних майя, проведенное в данной работе, еще раз показало, насколько оно может способствовать выявлению генезиса и сущности социальных структур и пониманию опосредованной обрядом связи между социальной организацией и мифологией. Комплексное исследование иконографии майя классической эпохи дало возможность реконструировать структуру подземного пантеона и определить его состав, понять представления древних майя о судьбе душ умерших - процессе "очищения" душ в преисподней и ее последующем воплощении в новорожденном, дать реконструкцию поминальных и инициационных обрядов, многих церемоний культа плодородия, обрисовать структуру верховной власти в городах-государствах, систему руководства армией, жреческую иерархию, политическую и ритуальную роль женщин в обществе.

- I69[

Список литературы диссертационного исследования Бородатова, Анна Александровна, 1984 год

1. Березкин Ю.Е. Мочика. Цивилизация индейцев Северного побережья Перу в 1-УП вв. Л., 1983.

2. Березкин Ю.Е. "День охоты" у южноамериканских индейцев. В сб. Роль географического фактора в истории докапиталистических обществ. Л., 1984.

3. Бородатова А.А. Древнейшая цивилизация Мезоамерики. К вопросу о происхождении культуры майя классической эпохи. Рукопись, депонированная в ИНИОН АН СССР. М., 1983.

4. Бородатова А.А. Прорицатели и жрецы у древних майя. СЭ, 1984, № I.

5. Вайян Дж. История ацтеков. М., 1949.

6. Галленкамп Ч. Майя. Загадка исчезнувшей цивилизации. М.,1966.

7. Гуляев В.И. Проблема происхождения цивилизации майя. СА, № 3, 1966.

8. Гуляев В.И. Древнейшие цивилизации Мезоамерики. М., 1972.

9. Гуляев В.И. Атрибуты царской власти у древних майя. СА, 1972, № 3.

10. Гуляев В.И. Проблема становления царской власти у древних майя. В сб. Становление классов и государств. М., 1976.

11. Гуляев В.И. О характере торговли у древних майя. СЭ, 1976, № I.

12. Гуляев В.И. Города-государства майя. М.,1979.

13. Гуляев В.И. Города-государства доколумбовой Мексики. В сб. Культура Мексики. М., 1980.

14. Гуляев В.И. Город и общество в Центральной Мексике накануне Конкисты. В сб. Археология Старого и Нового Света. М.,1982.

15. Гуляев В.И. Древние майя. М., 1983.

16. Ершова Г.Г. Лирика древних майя. ЛА, 1982, № 9.17

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.