Патриотическое и интернациональное воспитание старшеклассников на народных традициях: На материале Республики Дагестан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Закарьяева, Сиядат Зияудиновна

  • Закарьяева, Сиядат Зияудиновна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 157
Закарьяева, Сиядат Зияудиновна. Патриотическое и интернациональное воспитание старшеклассников на народных традициях: На материале Республики Дагестан: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Махачкала. 2004. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Закарьяева, Сиядат Зияудиновна

Введение.

I ГЛАВА. Научно-теоретические основы патриотического и нтернационального воспитания школьников на народных традициях.

1.1. Концептуальные идеи патриотического и интернационального воспитания.

1.2 Традиции патриотического и интернационального воспитания в этнопедагогической культуре дагестанцев.

1.3 Взаимодействие исламского фактора и народных традиций патриотического и интернационального воспитания в Дагестане.

1.4. Традиция любви к Родине в дагестанской поэзии.

П ГЛАВА. Сущность форм и методов и средств патриотического и интернационального воспитания старшеклассников на народных традициях

2.1. Воспитание любви к Родине и дружбы народов в процессе обучения.

2.2. Пути использования народных традиций в патриотическом и интернациональном воспитании во внеклассной работе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Патриотическое и интернациональное воспитание старшеклассников на народных традициях: На материале Республики Дагестан»

Актуальность исследования определяется социальным заказом Российского общества в научном обеспечении патриотического и интернационального воспитания учащихся исходя из современных социально-экономических условий развития страны.

Для Российской Федерации, одной из крупнейших многонациональных, многоконфессиональных стран мира, важнейшей целью воспитания является формирование у своих граждан чувств и сознания российского патриотизма и дружбы народов. Российский патриотизм неразрывно связан с дружественными отношениями граждан разных национальностей. Российский патриотизм сплачивает народы страны в рамках единой Федерации. В российском патриотизме общероссийское чувство гражданина сочетается с его чувством малой родины, родной республики, области или национального округа.

Патриотическое воспитание призвано формировать у детей, молодежи, населения любовь к своей Родине - Российской Федерации, выражающаяся в готовности служить ей и защищать ее. Оно призвано также формировать любовь к необъятным просторам страны, ее природным богатствам, героическому историческому прошлому, сегодняшним реалиям, народам ее населяющим, их культурам, традициям. Важнейшей задачей патриотического воспитания является укрепление единства и целостности Российской Федерации.

Однако решение задач патриотического воспитания серьезно осложнилось тем обстоятельством, что распад Советского Союза, изменения, вызванные переходом российского общества из одного состояния в другое привели к распаду сложившейся отечественной системы патриотического и интернационального воспитания. У граждан СНГ сформировался особый «кризисный» менталитет. В особо сложной обстановке происходит отход граждан России от прежнего советского патриотизма и формирование у них нового российского патриотизма. Происшедшие изменения приводят к оживлению различных воззрений националистического и шовинистического толка.

Допускается противоречивое толкование понятий «родина», «патриотизм», «интернационализм», «национализм», «космополитизм», «гражданство» и т.д.

Новая Россия находится в сложных условиях экономической и политической нестабильности, ломки традиционных ценностей. Население страны живет в условиях обострившихся внутренних конфликтов и межэтнических противоречий.

Наше общество поражено массовой бездуховностью, одной из причин чего является недооценка воспитания.

Понимая важность проблемы, руководство Российской Федерации принимает решительные меры по формированию общенациональной идеологии, по воспитанию граждан в духе патриотизма, дружбы народов. Огромное морально-политическое значение имеет утверждение Постановлением Правительства России (№122 от 16 февраля 2001г.) Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Целью Программы является развитие системы патриотического воспитания граждан России.

В Государственной Программе сказано: «Одним из важнейших направлений Программы является формирование научно-теоретических и методических основ патриотического воспитания».

На основе исследования сложившихся в последнее время в России изменений, разработана научная теория по воспитанию граждан в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Всестороннему ее раскрытию посвящены труды кафедры педагогики Дагестанского государственного педуниверситета: монография «Воспитание культуры межнационального общения, методология, теория, практика» (Гасанов З.Т., Махачкала, 1998) и учебное пособие «Педагогика межнационального общения» (Гасанов З.Т., М., 1999). Оно рекомендовано Министерством образования России для студентов педагогических вузов и университета. Монография и учебное пособие удостоены премии Правительства Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 30 августа 2002г.)

Наличие такой научно-методической базы позволило Минобра-зованию России, Правительству Дагестана, Российской академии образования, Дагестанскому госпедуниверситету совместными усилиями подготовить и провести три Всероссийские научно-практические конференции по воспитанию учащихся школ и студентов вузов в духе патриотизма, дружбы народов, веротерпимости (Первая - Москва 16-17 ноября 1999; Вторая - Москва 14-15 ноября 2001; Третья - Москва 26-27 ноября 2003).

Автор данного исследования приняла активное участие в подготовке и проведении всех трех конференций. В оценке докладов автора участники научно-практических конференций были едины во мнении, что раскрытие сущности воспитания школьников в духе патриотизма дружбы народов и веротерпимости целесообразно строить с максимальным учетом национально-региональных особенностей, культурно-исторических традиций народов.

Проблема патриотизма и интернационализма сегодня приобрела небывалую остроту. Теоретические и прикладные установки в этой области востребованы педагогической теорией и практикой.

Истоки патриотизма и интернационализма имеют глубокие корни. Большой вклад в проблему патриотического народного воспитания внесли Г.В. Белинский, Н.М. Добролюбов, К.Д. Ушинский, А.С.Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.П. Щацкий и д.р.

Общетеоретическое значение для изучения педагогических аспектов патриотического и интернационального воспитания имеют труды И.И.Болдырева, В.З.Вульфова, Т.Н.Мальковской, И.С. Марь-енко, А.В.Мудрика, Т.И.Пидкасистого, В.А.Сластенина, М.Г. Тайчи-нова,

Г.Н.Филонова, А-А.Шаталова и др. В русле нашего исследования заслуживают внимания труды И.И.Валеева, Г.Н.Волкова, А-Ш.Гашимова, А.Э.Измайлова, З.Г. Нигматова, Я.И.Ханбикова, А.Ф.Хинтибидзе, дагестанских ученых- исследователей этнопедаго-гики 3.М.Магомедовой, А.М.Магомедова, Ш.А.Мирзоева, С.М. Ома-рова, Р.И.Омаровой, Р.М.Пашаевой, Т.Г.Саидова, Б-Б.Шейхова, З.Я.Якубова и др., которые рассматривают различные направления народного воспитания.

Однако, несмотря на широкое освещение вопроса в педагогической литературе, в современных весьма сложных социально-политических условиях проблема патриотического и интернационального воспитания школьников остается актуальной. Это особенно важно, когда происходит процесс размывания понятий истинного патриотизма и интернационализма, не прекращаются негативные тенденции, сдерживающие проявления настоящего патриотизма, объективно сужающие сферу интернационально-патриотического воспитания.

Анализ научно-педагогической литературы показывает и практика подтверждает, что из сферы интернационально-патриотического воспитания подрастающего поколения незаслуженно исключены самобытные прогрессивные народные традиции.

Между тем уважение к культурному наследию своего народа важная сфера проявления истинной культуры и морально-этического облика человека. Народные традиции - это те традиции, которые выступают как общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д.

Сегодняшняя ситуация в стране и мире требует постановки и решения вопроса интернационально-патриотического воспитания средствами народных традиций, чем обусловлена тема нашего исследования: «Патриотическое и интернациональное воспитание старшеклассников на народных традициях» (на материале Республики Дагестан).

Цель исследования - раскрыть сущность народных форм методов и средств патриотического и интернационального воспитания и разработать научно-практические рекомендации по патриотическому и интернациональному воспитанию старшеклассников на народных традициях.

Объект исследования - процесс патриотического и интернационального воспитания учащихся старших классов на народных традициях.

Предмет исследования - процесс патриотического и интернационального воспитания старшеклассников на дагестанских народных традициях.

Задачи исследования:

- проанализировать дагестанские народные традиции воспитания патриотизма и дружбы народов; обосновать психолого-педагогические принципы построения воспитательных систем, формирующих патриотизм, дружбу народов, веротерпимости;

- разработать теоретическую модель патриотического и интернационального воспитания на народных традициях Дагестана;

- экспериментально проверить и обосновать действенность модели, ее эффективность;

- разработать педагогические рекомендации по интернациональному и патриотическому воспитанию старшеклассников с учетом народных традиций и обычаев Республики Дагестан.

Гипотеза исследования

Мы предполагаем, что эффективность интернационального и патриотического воспитания старшеклассников повысится при создании и реализации следующих педагогических условий:

- при систематическом использовании народных традиций в учебно-воспитательном процессе, как средства интернационального и патриотического воспитания учащихся;

- если школа станет связующим звеном между семьей и другими социальными институтами, формирующими патриотические чувства и культуру межнационального общения на основе дружбы и взаимопонимания;

- если будет осуществлена соответствующая подготовка педагогических кадров и разработана целевая комплексная программа по интернациональному воспитанию старшеклассников на народных традициях.

Теоретико-методологической основой исследования выступают труды зарубежных и отечественных ученых в области философии, истории педагогики, психологии, литературоведения, краеведению, по проблемам воспитания, а также работы, рассматривающие проблемы патриотического и интернационального воспитания и формирования культуры межнационального общения (З.Т.Гасанов, А.Н. Вырщиков, Е.Н. Шиянов и др.), психолого-педагогические основы формирования личности (Б. Г. Ананьев, А.А.Бодалев, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, Н. Н. Обозов и др.), культурологический принцип воспитания духовности личности в единстве с ее нравственным обликом (С.А.Аверинцев, А.И-Арнольдов, Г.Д.Гачев, Н. С. Злобина; 3. И. Ильенков, А.В.Мудрик, З.В.Соколова и др.), проблемы культуры общения и ее этнической специфики (Б.Х.Бгажноков, И.А.Попова, Е.П.Савруцкий, В.И.Сафьянов и др.), сущность и функции народных традиций, культуру и быт дагестанцев (А.К.Алиев, И.И.Асланов, А. М. Магомедов, Р. М. Магомедов и др.), содержание этнической педагогики и методические основы реализации народных традиций в воспитании детей (В. Ф. Афанасьев, И.А.Богданова, A. JI. Бугаева, М.М.Галидов, Б. О. Кадыров, 3. М. Ма-гомедова, Ш. А. Мирзоев, К.П. Пирлиев, Б. Б. Шейхова, И. А. Шоров и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ философской, культурологической, историко-этнологической, психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, интервью, моделирование воспитательной деятельности, метод экспертных оценок и самооценок, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, оценочный и сравнительный). Основные положения исследования, эксперимент апробировались в ходе длительного личного опыта работы с детьми, а также в формировании положительного педагогического опыта коллег, учителей и воспитателей в образовательных учреждениях.

База исследования: Кутишинская средняя школа Лева-шинского района, Левашинская средняя школа №2, средняя школа №2 г. Кизилюрта, средние школы № 5, 46, 38, 52 г. Махачкалы.

Исследование проводилось в три этапа, с охватом 205 учащихся и 107 учителей школ.

Первый этап (1985-1991) осуществлялось накопление данных путем теоретического анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы, разнообразных сведений о формах и методах патриотического и интернационального воспитания. На этом этапе была проведена подготовка к эксперименту. Были сформулирована ведущая идея общей гипотезы нашего исследования, цель и задачи исследования, освоены методики исследования.

Второй этап (1992-1998) разрабатывалась программа, уточнялись содержание, формы и методы интернационального и патриотического воспитания учащихся»

Третий этап (1999-2004) была разработана теоретическая модель патриотического и интернационального воспитания старшеклассников на народных традициях Дагестана, проведен педагогический эксперимент и проверены эффективность предложенных средств, форм и методов, обобщена вся работа.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

Раскрыты и дополнены теоретическими положениями идеи о сущности патриотического и интернационального воспитания в условиях возрождения традиционных национальных культур.

Обоснована идея об органическом включении народных традиций в воспитательный процесс школы без нарушения его целостности.

Раскрыты и уточнены принципы построения воспитательных систем, базирующихся на народных традициях и формирующих личность человека патриота и интернационалиста в современных условиях.

Разработаны адекватные воспитательные технологии по формированию патриотических чувств и чувств дружбы народов. Теоретически разработаны и обоснованы идеи патриотического и интернационального воспитания в содержании исламской культуры.

Практическая значимость исследования состоит в разработке научно-педагогических рекомендации для учителей по использованию народных традиций в патриотическом и интернациональном воспитании старшеклассников. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе для воспитания у старшеклассников патриотизма, чувства дружбы народов и веротерпимости.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Концептуальные идеи патриотического и интернационального воспитания, отраженные в традициях народов Дагестана, как основа для разработки педагогической теории.

2. Духовно-нравственные ценности дагестанской этнопедаго-гики, как основное содержание воспитания патриотизма, дружбы народов и веротерпимости у старшеклассников.

3. Система воспитания, базирующаяся на народных традициях, как важнейший фактор повышения эффективности формирования у школьников патриотизма и дружбы народов.

4. Теоретическая модель патриотического и интернационального воспитания старшеклассников на народных традициях Дагестана.

5. Средства, формы и методы патриотического, интернационального воспитания в опыте старших поколений горцев и их использование в современной школьной практике.

Достоверность научных положений и выводов подтверждается применением комплекса психолого-педагогических методов, адекватных цели и задачам исследования, а также экспериментальной проверкой теоретической модели патриотического и интернационального воспитания, длительным характером опытно-экспериментальной работы с большим охватом числа испытуемых.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Закарьяева, Сиядат Зияудиновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование традиций народов в патриотическом и интернациональном воспитании подрастающих поколений показывает, что их содержание, формы, методы и средства составляют богатый потенциал, использование которого в современном образовательном пространстве будет способствовать повышению эффективности и качества всей учебно-воспитательной работы. Своим исследованием мы подтвердили чрезвычайную актуальность проблемы патриотического и интернационального воспитания в условиях современной России и Дагестана и выбрали для ее решения весьма эффективное средство - традиции народов Дагестана, которые как бы прошли естественный отбор и удачно применяли горские народы в воспитании детей и молодежи. При этом установили существенную закономерность - традиции и обычаи 32 коренных народов Дагестана, проживающих в примерно одинаковых природно- климатических, естественно-географических, социально-экономических условиях, имеют много общего в воспитании у юношей любви к Родине, дружбы и взаимопонимания между народами. Одновременно сохраняется и этническая самобытность в содержании, формах и методах воспитания.

Стремление горцев строит с соседями добрые отношения, жить с ними в дружбе, быть гуманными к людям независимо от национальности и вероисповедания сформировалось под сильным влиянием мусульманской религии, в Священной книге которой — в Коране - эти норму признаются наряду с другими духовно-нравственными ценностями как обязательные для всех правоверных. Кроме того, гуманность, доброта, миролюбие, справедливость, милосердие, любовь к своей Родине и народу входят наряду с другими качествами человека в категорию намус.

В процессе экспериментальной работы в школах, в беседах с родителями и аксакалами аулов мы установили, что по установившейся традиции патриотическое воспитание и готовность к защите Родины формировали, прежде всего, в семье, для чего юноше покупали коня, оружие и другое военное снаряжение, чтобы в случае военной опасности джигит мог выехать на борьбу с врагами мгновенно. Храбрости, мужеству, физической подготовке учили молодежь аксакалы на годекане, в домах молодежи, на конных скачках во время праздничных и свадебных торжеств. Об этом пишут дореволюционные исследователи, побывавшие в Дагестане.

Присущие горцам общение, маслаат (совет), колыбельные песни, аталычество, молочное братство, побратимство, гостеприимство и куначество стали важнейшими самобытными средствами и факторами формирования дружбы и братства между народами, в воспитании любви к своим традициям и обычаям, отвечающим интересам каждого, к своему дому, тухуму, джамаату, которые принято считать важнейшими слагаемыми Родины в понимании дагестанцев.

У народов Дагестана прочно утвердились традиции патриотического воспитания подрастающих поколений, что подтвердилось во время иноземных нашествий, в ходе национально-освободительного движения горцев под руководством Шамиля, в годы гражданской и Великой Отечественной войн, в борьбе против бандитских формирований, вторгшихся в республику из Чечни в августе 1999 года.

Однако, как показали наши опросы старшеклассников и учителей, беседы с руководителями педагогических коллективов, в условиях современной России и Дагестана, когда под влиянием прозападной культуры и отсутствия идеологической ориентации на воспитание молодежи, особенно в нынешней Российской армии, проблемы патриотического и интернационального воспитания в ряде школ вызывают тревогу и озабоченность, что свидетельствует о слабой воспитательной работе в этих коллективах. Во многих городских и части сельских школ ослабили и сдали свои прежние позиции по следующим направлениям:

- преподавание и изучение родных языков и литератур стали носить формальный характер; на этих уроках не обращается достаточно внимания на тщательный анализ грамматических явлений, на изучение фонетических, морфологических и синтаксических особенностей, правил орфоэпии и орфографии; на подвергаются литературоведческому анализу идейное содержание, художественные и изобразительно-выразительные особенности родной литературы и фольклора, свойственные самобытной культуре и региональным особенностям дагестанских народов; изучаемый материал не связывается с историей и современностью, с другими предметами, изучаемыми в школе; уроки отечественной истории и русской литературы не всегда удачно связываются с историей Дагестана и дагестанской литературой; обращают внимания изучению выдающихся деятелей, полководцев, деятелей литературы и искусства регионального уровня; на уроках редко используют наглядные средства, современные достижения в области педагогических технологий; на уроках изобразительного искусства, музыки, трудового обучения и физического воспитания проявляется поверхностный подход при анализе отдельных явлений дагестанской культуры; не всегда убедительно раскрывают достоинства произведений декоративно-прикладного искусства и музыки народов Дагестана, их редко включают в школьные кружки художественной самодеятельности городов; дети редко бывают в местах функционирования художественных промыслов, на фабриках, в цехах, где изготавливают произведения народного искусства; мало практикуются встречи школьников с писателями, поэтами, композиторами, с знаменитыми спортсменами и другими деятелями культуры; выпадают из практики использование в воспитании народных игр, видов спорта и народные формы и методы физического развития детей и юношей;

- идеологический вакуум и слабые финансовые возможности способствовали снижению уровня внеклассной работы по патриотическому и интернациональному воспитанию учащихся; редко проводятся встречи с героями России, воевавшими в Чечне, с ветеранами Великой Отечественной войны, с отслужившими в армии земляками, с офицерами военных комиссариатов, дружеские визиты, экскурсии по стране, спортивные состязания, вечера народной музыки и народных сказок и др.

Отмеченные выше недостатки можно устранить, если в процессе учебно-воспитательной деятельности учреждений образования будет реализован один из принципов Закона Российской Федерации об образовании, требующий учета культуры и традиций народов, населяющих наш страну, т.е. принцип культуросообразности воспитания школьников.

Разработка теоретико-методологических основ, концептуальных идей, содержания, форм и методов патриотического и интернационального воспитания на традициях народов Дагестана, апробация основных идей в ходе экспериментальной работы в ряде школ и полученные результаты дают основание для следующих выводов:

- основными элементами модели патриотического и интернационального воспитания на традициях народов Дагестана выступают: сложившаяся веками национальная культура (содержание), педагогическая литература и народный фольклор (источники), родной язык, родная среда, сообщество с его укладом жизни (факторы), традиции, обычаи, обряды (средства), традиции народной педагогики (формы, методы);

- в процессе патриотического и интернационального воспитания между народами Дагестана установился диалог культур, обусловленный естественно-географическими и социально-экономическими, общественно-политическими условиями жизни горских народов;

- неотъемлемыми качествами идеала совершенного человека в представлениях горца являются любовь к родине, гуманность, доброта, стремление к дружбе и сотрудничеству со всеми народами независимо от их национальности, вероисповедания, расы; чувство собственного достоинства, готовность к защите Отечества, храбрость, смелость, мужество;

- тестирование и анкетирование старшеклассников свидетельствует о верности молодух поколений лучшим традициям предков, особенно когда речь идет о горском намусе, составной частью которого являются патриотизм и интернационализм;

- наше исследование позволяет идти несколько дальше от известных и установившихся в науке толкований определения патриотического и интернационального воспитания, которое предполагает новый подход в понимании родины у народов Дагестана, отмеченный в исследованиях 3. Т. Гасанова и А. М. Магомедова, согласно которым у дагестанцев оказывается четыре родины: своя национальная территория; Дагестан, где много национальностей объединяются в единую республику на основе общности происхождения и длительного совместного проживания; Северный Кавказ, в котором общность традиций, религии, образа жизни, соседство и диалог культур длительное время объединяет людей; Россия — это Отечество и родное государство, которое объединяет более ста народностей, в том числе и дагестанцев; а интернациональное воспитание - это помимо братской солидарности пролетариев всех стран, как понимали раньше, плюс любовь ко всем народам планеты, стремление к дружбе, взаимопониманию, сотрудничеству, культуре межнационального общения со всеми людьми независимо от взглядов, убеждений, социального положения, расы, вероисповедания, национальности;

- экспериментальная работа в школах подтвердила наше предположение о том, что народные традиции патриотического и интернационального воспитания в синтетическом единстве с требованиями современной педагогической науки, их удачное использование в процессе обучения и во внеклассной работе будут оказывать благотворное влияние на формирование мировоззрения современной молодежи, повысит их интерес к родному краю, народам других стран, на их всестороннее развитие.

Наше исследование, рассматривающее систему патриотического и интернационального воспитания, сложившуюся в опыте старших поколений коренных народов Дагестана, вносит определенный вклад в развитие педагогической науки и одновременно открывает широкие возможности для постановки и решения следующих проблем:

- положительные и отрицательные моменты пробуждения у детей чувств любви к родине; раннее пробуждение у дагестанцев национального самосознания, чувства принадлежности к определенному этносу; детские и юношеские игры как важнейшие средства формирования патриотизма и интернационализма; народная музыка, народные песни, народный фольклор, народное искусство как важнейшие факторы и источники воспитания любви к родине и дружбы народов;

- использование принципов природосообразности, культуросообразности, гуманизации, демократизации воспитательных отношений в патриотическом и интернациональном воспитании школьников и др.;

- соблюдение педагогического такта и бережного отношения к народам Дагестана, их языкам, культуре и искусству, издание на языках республики в достаточном количестве учебной и художественной литературы;

- разработка учебных программ и курсов по проблемам патриотического и интернационального воспитания учащихся общеобразовательных школ, студентов педагогических колледжей и вузов.

144

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Закарьяева, Сиядат Зияудиновна, 2004 год

1. Абдулатипов Р. Федерализация России и взаимосвязь региональной и национальной политики // Этнополитический вестник. 1995. - № 1.

2. Абдулатипов Р., Михайлов В., Чичановский А. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации. М., 1997.

3. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Издательский центр "Академия"; Раритет. 1997.-С. 704.

4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. - С. 229.

5. Аварцы // Сов. Дагестан, 1990. С. 79-80.

6. Агаев А.Г. Магомед Ярагский. Махачкала, 1996. -С. 211-213.

7. Агаев А.Т., Магомедов P.M. Дагестанское единство. История и современность. Махачкала, 1995. - С. 27-47.

8. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990. - С. 135-240.

9. Азаров Ю.П. Педагогика любви и свободы. М.: Топикал, 1994.-С. 608.

10. Айгумова З.И. Особенности самосознания молодежи традиционных этносов Дагестана в условиях межэтнического взаимодействия. Автореф. канд. психолог, наук. М., 1997. - С. 13-21.

11. Акбиев С.Г. Баммат об исламе // Дагестанская правда, 1994, 18 мая.

12. Алексеев В.П. Этногенетические предания, лингвистические данные, антропологический материал // Этническая история и фольклор. М., 1977. - С. 10-12.

13. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала: ДКИ, 1968. - С. 290.

14. Алиева С.А. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников на современном этапе. Автореф. канд. дис. Махачкала, 2002. С. 21.

15. Алиева Ф.А. Дагестанская народная сказка. Махачкала: ДКИ, 1963. -С. 128.

16. Алиева Ф.Г. Собр. соч. в 3-х томах. М., 1990. ТЗ. С. 20.

17. Алирзаев М.Ч. Формирование культуры межнационального общения школьников в системе нравственно-патриотического и интернационального воспитания на уроках истории и внеклассной работе (на примере школ Дагестана). Автореф. канд. дис. - М., 1996.-С. 26.

18. Алкадари Г. Асари Дагестан // СМОМПК, вьп 46. Махачкала, 1929. - С.22.

19. Анганова Э.Ш. Нравственное воспитание учащихся на основе бурятских народных традиций. Автореф. канд. дис. - М., 1996. - С. 25.

20. Антология дагестанской поэзии Махачкала: Дагкнигоиздат, 1980,т.1.

21. Антология чечено-ингушской поэзии. Грозный, 1981. - С. 43.

22. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М.: НАК, 1993. - С. 349.

23. Асельдеров М.А. Воспитание учащихся на передовых народных традициях.- Махачкала, 1976. С. 26.

24. Асланов И.И. Воспитание школьников в многонациональном коллективе. Махачкала: Дагучпедгиз, 1982. - С. 102.

25. Баетов Б. О природе интернациональных чувств. Фрунзе, 1975. -С.56-57.

26. Баклушинский С.А. Социальное окружение и Я-концепция в юношеском возрасте. В кн. "Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника". ЦСО РАО, М., 1993.

27. Батурина Г.И. Цели общего среднего образования условие целостности учебно-воспитательного процесса // Методологическиеосновы целостного учебно-воспитательного процесса. М.: АПН СССР.- 1984. -С. 14-18.

28. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогическую профессию.- М.: АКАДЕМА. 1999.-С. 141-148.

29. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Годовой праздничный круг. М.: РАО, 1994. С. 68.

30. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России. М.: Школа-пресс. - 1998. - С. 180.

31. Бахшиев Ф.С. С чего начинается Родина? // Махачкалинские известия, 2002. №49.

32. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

33. Бердяев. Самопознание. М., 1991.

34. Берне Р. Развитие "Я-концепции и воспитание". М., 1986. -С. 169224.

35. Блонский П.П. Избранные педагогические соч. М.: Педагогика. -1961.-С. 525-526.

36. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Педагогика. - 1979. - С. 283.

37. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М., 1987.

38. Бугаева A. JI. Традиционная педагогическая культура ханты и манси.- М.: Б.и. 1995. с С. 142.

39. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль. - 1971.

40. Булатова А.Г. Зимние игры и развлечения в традиционном общественном быту народов горного Дагестана // Вопросы общественного быта народов Дагестана в XIX начале XX вв. -Махачкала: Даг. филиал АН СССР. - 1987. - С. 74-75.

41. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана. Л.: Наука, 1988. - С. 197.

42. Васильева М.С. Формирование культуры общения учащихся бурятской школы на народных традициях. Автореф. канд. дис. -Новосибирск, 1995.

43. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1988. - С. 157.

44. Волков Г.Н. Идеи совершенного человека в народном воспитании // Советская педагогика. 1971. - № 10.-С. 107-113.

45. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания: Лекции, прочитанные в Чувашском РИПКРНО весной 1993 года. -Чебоксары, 1993. С. 88.

46. Волков Г.Н. Созвездие земли. Чебоксары, 1979. - С. 440.

47. Волков Г.Н. Трудовые традиции Чувашского народа. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1970. - С. 96.

48. Волков Г.Н. Элементы народности в творческом наследии А.С. Макаренко // Советская педагогика. 1979. - С. 115-119.

49. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: АСДЕМА, 1999.

50. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974. - С. 31-296.

51. Волков Г.Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы: Национальная школа: концепция и технология развития: Доклад и материалы международной конференции: Якутск 16-21 марта 1993 года. М.: Просвещение, 1993. - С. 45-51.

52. Волков Г.Н., Мирзоев. Народная педагогика. Программа для средних и высших учебных заведений по профессиональной подготовке и переподготовке педагогических кадров. Махачкала: Юпитер. - 2000. - С. 40.

53. Вопросы общественного быта народов Дагестана в XIX нач. XX вв. - Махачкала, 1987. - С. 80-81.

54. Воспитание патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М., 2001.

55. Выготский JI.C. Избранные психологические исследования // Мышление и речь. Проблемы психологии развития ребенка. М.: Изд-во АПН. - 1956. - С. 319.

56. Вырщиков А.Н. Военно-патриотическое воспитание: теория и практика. М., 1999. - С. 65.

57. Гаджиева С.Ш. Быт сельского населения Дагестана (XIX нач. XX вв.). - Махачкала: Б.и. - 1981. - С. 148.

58. Гаджиева С.Ш. Формирование и развитие новой обрядности в Дагестане. Махачкала: ДКИ. - 1979. - С. 57.

59. Гаджимурадова З.М. Особенности этнического самосознания молодежи Дагестана (на материале изучения аварской и кумыкской молодежи). Дисс.канд.пед.наук. - М., 1998. - С. 44-60.

60. Гамзатов Р. Душа народа /В кн.: Антология дагестанской поэзии. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1980.

61. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Махачкала, 1974. - С. 224.

62. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения. М., 1999. - С 390.

63. Гасанов З.Т. Воспитание юных патриотов-интернационалистов. -Махачкала, 1984. С. 11.

64. Гасанов З.Т. Социально-педагогические основы интернационального и патриотического воспитания учащихся. Махачкала: ДКИ, 1973. -С.145.

65. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 гг."

66. Гумилев JI.H. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993.

67. Гусейнов Г., Драгунский Д. Новый взгляд на старые истины // Ожог родного очага. М.: Прогресс. - 1990. - С. 7-28.

68. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика. -1972. - С. 364-373.

69. Джунусов М.С. Нация как социально-экономическая общность людей // Вопросы истории. 1966. - № 4.

70. Дубровин Н. Черкесы адыге. Краснодар, 1927. - С. 69.

71. Ефимов В. Т. Социальный детерминизм и мораль. М.: Высшая школа. -1974. - С. 190.

72. Жанры фольклора народов Дагестана. Махачкала, 1979.

73. Жирков В.П. Как возродить национальную школу. М., 1992. - С. 10-12.

74. Изиева A.M. Формирование культуры межличностного общения старших дошкольников и первоклассников на этикетных традициях Дагестана. Дисс. канд. пед. наук. - М., 1995. - С. 178.

75. Иконникова С.Н. Молодежь: социологический и социально-психологический анализ. JL: Изд-во ЛГУ. - 1974. - С. 7-31.

76. Интернациональное воспитание учащихся. Материалы научно-практической конференции. Редакция: A.M. Магомедов, Г.А. Аликберов, З.Т. Гасанов, Х.Т. Магидов, Г.О. Бабаев. Махачкала, 1969.

77. Интернациональное и патриотическое воспитание молодежи. Сб. статей. Магомедов A.M. (ответственный редактор), Адзиев Х.Г., Акимов А.Х., Гасанов З.Т. и др. Махачкала, 1984.

78. Интернациональное и патриотическое воспитание учащейся молодежи. Материалы научно-практической конференции. Отв. ред. Гасанов З.Т. -Махачкала, 1972.

79. Ирвинг В. Жизнь Магомета. Махачкала: Дагкнигоиздат. - 1991. -С. 99-100.

80. Ислам. Словарь атеиста. М., 1988.

81. Исламмагомедов А.И. Формы общественного досуга у горцев Дагестана // Вопросы общественного быта народов Дагестана в XIX начале XX вв. - Махачкала: Даг. филиал АН СССР. - 1987. -С. 56-57.

82. История Дагестана. М., 1967. Tl, Т2.

83. Календарь и календарные обряды народов Дагестана. Махачкала: Б.и. - 1987. - С. 106.

84. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. Книга для учителя. М.: Просвещение. - 1987.

85. Кле М. Психология подростка. М.: Педагогика. - 1991. - С. 140144.

86. Клементьев Е.И. Социальная структура и национальное самосознание. Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 1971. - С. 3-5.

87. Клементьев Е.И., Пименов Е.Е. Язык, контакты и элементы этнической идентификации. IX Международный конгресс антропологических и этнографических наук. М., 1973. - С. 4-5.

88. Ковальзон М.Я. Мировоззрение и мораль. М.: Знание. - 1981. - С. 40.

89. Козлов В.И. О понятии этнической общности // Сов. Этнография. -1963.-№1.-С. 101.

90. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в общей теории этноса// Сов. этнография. -1974. № 2. - С. 79.

91. Коммунистическое воспитание. Под ред. JI.H. Пономарева и Ж.Т. Тощенко. М., 1984. - С. 79.

92. Кон И. С. К проблеме национального характера // История и психология / Под ред. Б.ФЛоршнева, Л.И.Анцыферовой. М., 1971. - С. 122-158.

93. Кон И.С. Национальные особенности психологии людей // Соц. психология. М., 1975. - С. 141-153.

94. Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989. - С. 159.

95. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. М.: Наука. - 1975.

96. Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева. 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1982. -С. 447.

97. Концепция государственной национальной политики РФ. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996, № 25.

98. Коран. Перевод академика И.Ю. Крачковского. М.: "Буква", 1991.

99. Коран. Сура XVII, аят 24-25; Сура XXXIII, аят 335; Сура XXXIX, аят 65.

100. ЮО.Коростелева А. А. Формирование духовных ценностей старшеклассников. Автореф. канд. дис. - М., 1992. - С. 17.

101. Коротов В.М. Воспитание и развитие личности. Краткий терминологический словарь. М.: Б.и., 1992. - С. 26.

102. Коротов В.М. Развитие гуманистических взглядов и убеждений. -Самара: Б.и., 1994.-С. 103.

103. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. 3-е изд. доп. и перераб. - Минск: Вышей шк., 1991.

104. Крысько В.Г., Деркач А.А. Этнопсихология. В 2-х частях. Ч. 1. -М., 1992.-С. 51-52.

105. Куличенко М.И. Расцвет и сближение наций в СССР. М., 1981.-С. 95.

106. Юб.Курбанова З.Т. Тема войны в произведениях дагестанских поэтов и писателей. Махачкала, 1996. - С. 3-4.

107. Ю7.Левкович В.П., Кузмицкайте Л.Д. Формирование этнического сознания подростка в семье // Психол. ж. 1992, Т13. - С. 35-47.

108. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Проблемы формирования этнического самосознания у детей в зарубежных учениях // Сов. этнография. -1973.-№5.-С. 125-131.

109. Левкович В. П., Панкова Н.Г. Социально-психологический подход к структуре этнического сознания // Психологический журнал, 1983, № 4.

110. Ленин, Советское многонациональное государство, Дагестан. -Махачкала, 1974. С. 182.

111. Ленин В .И. Полн. собр. соч. Т37. - С. 190.

112. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т24. - С. 295.

113. Лем С. Модель культуры // Вопросы философии. 1969. - № 8. - С. 56.

114. Леонтьев А.А. Национальная психология и этнопсихология // Сов. этнография. 1983. № 2. - С. 80-84.

115. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

116. Леонтьев А.Н. Об историческом подходе к изучению психики человека // Психологическая наука СССР. М., 1959. Т1.

117. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения и их воспитывающая функция // Качество знаний учащихся и пути его совершенствования. М.: Педагогика. - 1978. - С. 40-54.

118. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. М.: Прометей, 1994. - С. 526.

119. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995.-С.282.

120. Лихачев Д.С. Народ должен иметь свои святыни // Литературная газета, 1990, 11 апреля.

121. Лихачев Д.С. Заметки о русском. М., 1984. - С. 5-6.

122. Лихачев Д.С. Раздумья. М: Дет. лит., 1991. - С. 318.

123. Лурье С.В. Метаморфозы традиционного сознания личности. -СПб., 1994.-С. 33-35.

124. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение. -1981.

125. Магдиев Д.М. Патриотическое воспитание учащихся сельских школ Дагестана в современных условиях. Автореф. канд. дис. -М., 1996.-С. 17.

126. Магомедов А.А. Дагестан и дагестанцы в мире. Махачкала, 1994.

127. Магомедов A.M. Традиции кавказских горцев. Духовно-нравственное воспитание. Махачкала: Издательство "Юпитер", 1999. - С. 344.

128. Магомедов A.M. Художественные традиции народов Дагестана и их использование в эстетическом воспитании школьников. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1988.

129. Магомедов А.Р. Народности Дагестана. Махачкала, 1990. - С. 3-8.

130. Магомедов P.M. Дагестан. Исторические этюды. Вып. 2. -Махачкала, 1975. С. 89-99.

131. Магомедов P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. С. 140.

132. Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Махачкала: ДКИ, 1980. -С. 54.

133. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Соч. в 8 т. М.: Педагогика. - 1984. - Т1.

134. Макаренко А.С. Цели воспитания // Соч.: в 8 т. М.: Педагогика. - 1984.-Т4.

135. Мальчасов А.П. Притчи о горском этикете. Нальчик.

136. Маркс К и Энгельс Ф. Соч., изд. 2-е. Т18. - С. 526.

137. Марьенко И.С. Нравственное воспитание личности школьника. -М.: Педагогика, 1985.

138. Марьенко И.С. Организация и руководство воспитательной работой в школе. М.: Мысль. - 1974.

139. Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности // Ученые записки Пермского пед. ин-та. Т. 77. Вып. 6. Пермь, 1970. -С. 212.

140. Мирзоев Ш. А. Культура и традиции народов Дагестана (программа для III-IV класса). Махачкала, 1991.

141. Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана (программа для VIII-IX классов). Махачкала, 1992.

142. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1992.

143. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана: содержание, формы и методы воспитания. Махачкала: Учпедгиз, 1986. - С. 123.

144. Мирзоев Ш.А., Саидов Т.Г. Подготовка юношей и девушек к жизни (программа для X-XI классов). Махачкала, 1992.

145. Мораль: сознание и поведение. М.: Наука, 1986. - С. 207.

146. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М., 1991. - С. 8-10.

147. Мудрик А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения. М., 1977. - С. 28-63.

148. Мудрик А.В. Социализация и "смутное время". М., 1991. - С. 43.

149. Мухина B.C. Возрастная психология. М., 1997. - С. 58-74.

150. Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985. - С. 40-90.

151. Назаревич А. Пословицы и поговорки народов Дагестана. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1958. С. 23-24.

152. Назаревич А.Ф. Ани-Баци и три тайника сказок. Махачкала: Да-гучпедгиз, 1981. - С. 91.

153. Народы мира. Историко-этнографический справочник. М.: Сов. энциклопедия, 1988. - С. 624.

154. Национальные отношения. Словарь. Под общей ред. B.JI. Калашникова. М., 1997.

155. Нельга А. Самосознание личности и его этническое содержание // Философская и социологическая мысль. 1993.- № 7-8. -С. 111-130.

156. Никандров К.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Махачкала, 2000. - С. 172.

157. Никольская З.А. Аварцы // Народы Дагестана. М., 1955. - С. 24-67.

158. Огородников И.Г. Педагогика. М.: Просвещение, 1967.

159. Огородников И.Т. Актуальные вопросы теории воспитания // Советская педагогика, 1969, № 7.

160. Ожегов С.И. Словарь русского языка.

161. Осетинские нартские сказания. Дзауджикау, 1948. - С. 311.

162. Основные национальности республики Дагестан. Стат. сб. -Махачкала.

163. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории. Сост. JI.H. Алексашкина. М., 2001. - С. 13-44.

164. Очерки о Великой Отечественной войне. М., 1975. - С. 24.

165. Патриотизм: истоки и проблемы. Отв. ред. А.К.Алиев. Махачкала: Региональный центр этнополитических исследований при ДНЦ РАН, 1995.-С. 94.

166. Педагогика / Гл. ред. Г. Нойнер. М.: Просвещение. - 1978. - С. 162168.

167. Поэзия Дагестана. Антология. Махачкала, 1971.

168. Программно-методические материалы. Литература 5-11 классы. Сост. Т.А. Калганова. М., 2001. - С. 133-205.

169. Проблемы совершенствования обучения и воспитания в образовательных учреждения республики Дагестан. Махачкала, 1993.-С. 68.

170. Путерброт А. Боевая слава Дагестана. Махачкала, 1977. - С. 77.

171. Розанов В.В. Сумерки просвещения. СПб., 1990. - С. 184.

172. Российская педагогическая энциклопедия. М.,1993.

173. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. В 2-х т. М., 1992. -Т2 - С. 236-250.

174. Рубинштейн С. Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. -М., 1973.-С.255-385.

175. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1981. - С. 184.

176. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 1. Тифлис, 1868.

177. Саидов Т.Г. Традиции народов творят человека. Махачкала: Дагучпедгиз, 1994.-С. 133.

178. Сказочные самоцветы Дагестана. Махачкала, 1985.

179. Смирнов В.Е. Психология юношеского возраста. М.-Л. - 1929. -С. 130-136.

180. Собкин B.C., Грачева A.M., Нистратов А.А. Возрастные особенности ориентации в социально-профессиональной сфере // Вопросы психологии. 1990. - №4. - С. 23-31.

181. Совершенство учебно-воспитательного процесса в свете требований реформы общеобразовательной и профессиональной школы. -Махачкала, 1987. С. 7-8.

182. Сухомлинский В. А. Избранные произведения в пяти томах, Т1. -Киев, 1979.

183. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1982. - С. 270.

184. Терентьева JI.H. Определение своей национальной принадлежности подростками в национально-смешанных семьях // Сов. этнография. 1969. - С. 20-30.

185. Тишков В.И. О толерантности //Этнополитический вестник. №5. 1995.

186. Услар П.К. Древнейшие сказания о Кавказе. Тифлис, 1881. - С. 244-245.

187. Ушинский К. Д. и проблемы современной национальной школы: Сборник трудов. Чебоксары, 1994. - С. 322.

188. Ушинский К.Д. Три элемента школы // Собр. соч. M.-JI. - 1948. -Т2. - С. 42-68.

189. Фаткуллина А.Ф. Интернациональное воспитание в многонациональной школе (Уч. пособие). Пермь, 1975. - С. 194.

190. Федорова А.Г. Проблема происхождения народов Дагестана. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Махачкала, 1996. - С. 21.

191. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. -М, 1989.

192. Философская энциклопедия / Под ред. Ф.В. Константинова. М.: Советская энциклопедия. - 1989.

193. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия. - 1989.

194. Хабибуллин К.Н. Самосознание и интернациональная ответственность социалистических наций. Пермь, 1974. - С. 48-51.

195. Халидова М.Р. Проблемы мифологии и верований народов Дагестана. Махачкала: Б.и., 1988. - С. 169.

196. Цаллагова З.Б. Этнопедагоическая афористика // Мастер. №6. М., 1996.

197. Цит. по кн. Народы России (ред. О.Ю. Артемов). М.: Айрис Пресс. - 2000. - С. 273.

198. Чепиков В.Т. Теоретические и методические основы процесса воспитания нравственных качеств личности младшего школьника. Дисс. канд. пед. наук. - М., 1998.

199. Чернышева М.А. Культура общения. Л., 1983. -С. 6.

200. Шиллинг Е.М. Малые народы Дагестана. М.: Б.и., 1993. - С. 126.

201. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура. М.-Л., 1949. - С. 174.

202. Шамиль на Кавказе и в России. Сост. М.Н. Чичагова. СПб., 1989. -С. 58.

203. Школьные праздники и развлечения. Стерлитамак, 1994. - С. 110.

204. Шмаков С.А. Каникулы: Прикладная энциклопедия: Учителю, воспитателю, вожатому. М.: Новая школа, 1994. - С. 160.

205. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. М.: Новая школа, 1997. - С. 36.

206. Штофф А.Н. Моделирование как гносеологическая проблема // Диалектика и логика научного познания. М.: Наука. - 1966. - С. 2832.

207. Щедровицкий Г.П. Педагогика и логика. М.: Касталь. - 1993. С. 32-49.

208. Щуркова Н.Е. Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. 2-е изд., перераб. - М.: Новая школа, 1994. - С. 96.

209. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание дочери. СПб.: Питер Пресс, 1997. - С. 320. (Вы и ваш ребенок).

210. Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание сына. СПб.: Питер Пресс, 1997. - С. 288. (Вы и ваш ребенок).

211. Этика и психология семейной жизни. Книга для учителей / Под ред. Н.Г.Юркевича. Минск: Нар. асвета, 1989. - С. 284.

212. Tajefell N. Intergroup behavior, Soc. Comparison and Social Change. Katz -Newcomb lectures. Ann arbor, 1974.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.