Педагогическая направленность в художественной подготовке учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство" в педагогических училищах тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Попова, Марина Александровна

  • Попова, Марина Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1996, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 172
Попова, Марина Александровна. Педагогическая направленность в художественной подготовке учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство" в педагогических училищах: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Ростов-на-Дону. 1996. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Попова, Марина Александровна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Научно-теоретическое обоснование педагогической направленности при подготовке учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство".

1.1. Исторический очерк по проблеме подготовки учителей изобразительного искусства.

1.2. Сущность и содержание понятия "Педагогическая направленность" в художественной подготовке

1.3. Психолого-педагогическая направленность при организации занятий изобразительным искусством в педагогических училищах

1.4. Особенности подготовки учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство" в педагогических училищах.

1.5. Теоретическое обоснование рисования с натуры как основного метода обучения специальным дисциплинам (рисунку, живописи, композиции) в системе подготовки учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство".

1.6. Пути совершенствования профессиональной и специальной подготовки учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство"

ГЛАВА П. Экспериментальное исследование процесса формирования педагогической направленности в художественной подготовке учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство"

2.1. Пробные поисковые эксперименты и разработка экспериментальной модели методики.

2.2. Констатирующий эксперимент.

2.3. Обучающий эксперимент.

ГЛАВА Ш. Предлагаемая экспериментальная методика формирования педагогической направленности в художественной подготовке учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство"

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогическая направленность в художественной подготовке учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство" в педагогических училищах»

Проблема исследования и ее актуальность. Важной проблемой воспитания и образования современной школы является всестороннее развитие личности каждого человека. Для осуществления этой задачи нужен высококвалифицированный учитель. В России основной базой для подготовки учителей изобразительного искусства для общеобразовательных школ являются высшие педагогические учебные заведения (художественно-графические факультеты) и среднеспециаль-ные педагогические учебные заведения (художественно-графические отделения). Несмотря на это, в сельских, особенно малокомплектных школах, зачастую не хватает учителей изобразительного искусства. Большой процент сельских школ, в том числе малокомплектных, где уроки изобразительного искусства вообще не проводятся или проводятся не специалистами — явление не допустимое для цивилизованного общества.

Причем, в процентном отношении, в среднеспециальных педагогических учебных заведениях учится гораздо большее количество жителей сельской местности, которые по окончанию обучения, в основном, возвращаются в село, на постоянное место жительства. К тому же высших педагогических учебных заведений в количественном отношении меньше, чем среднеспециальных.

В связи с этим возникает острая необходимость подготовки учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство" на базе педагогических училищ.

Изучение процесса подготовки таких специалистов показало, что он имеет свои специфические особенности и недостатки. Одной из основных проблем подготовки таких специалистов является разрыв между уровнем художественной подготовки по предметам специализации (рисунок, живопись, композиция) и педагогической готовностью к выполнению руководства художественной деятельностью школьников. Таким образом, проблемой нашего исследования является решение задачи реализации педагогической направленности в художественной подготовке учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство" в педагогических училищах и через это ликвидации разрыва между педагогической и художественной подготовкой.

Так как одним из основных требований, предъявляемых к учителю на современном этапе развития общества является высокий профессионализм, то процесс формирования педагогической направленности в художественной подготовке учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство" является актуальным, так как от нерешенности данной проблемы в значительной мере страдает качество подготовки таких специалистов.

Особую важность в современных условиях приобретает задача формирования профессиональной направленности у будущего учителя как основы творческого отношения к педагогическому труду, постоянного стремления к самообразованию и самовоспитанию.

Исследования по проблеме формирования этого качества занимают в последние два десятилетия одно из ведущих мест среди проблем подготовки педагога. В одном из направлений положена идея, высказанная Н.В.Кузьминой о том, что процесс формирования личности учителя окажется более эффективным, если в основу его профессиональной подготовки будет положена система педагогических умений [71, 72, 73]. Идея профессиографического подхода к изучению педагогической деятельности развивается в работах В.А.Сластенина [135, 136] и А.И.Щербакова [177, 178].

Большое значение вопросам формирования профессионально важных качеств личности уделяет С.Л.Рубинштейн, выделяя существенные психологические компоненты направленности как ведущее свойство личности, которое выражается в потребностях, интересах, склонностях, вкусах, установках, взглядах, и убеждениях человека.

Над проблемой изучения направленности личности работали такие ученые, как: Б.Г.Ананьев[5], Л.И.Божович[17], З.И.Васильева, А.Г.Ковалев[54], Н.Д.Левитов[74], В.С.Мерлин[88], А.В.Петровский, К.К.Платонов[100, 101], Д.Н.Узнадзе[153], П.М.Якобсон[183] и другие.

В работах, указывающих на необходимость педагогической направленности всем предметам обучения (В.К.Елманова [39], Л.В.Комаровская [56]) прежде всего отмечается, что слабое знание психолого-педагогических, методических дисциплин чрезвычайно затрудняет овладение профессиональными умениями и при наличии положительного отношения к педагогической деятельности, а низкий уровень владения спецдисциплинами (предметами преподавания) тормозит преподавание педагогического мастерства. Исследования подчеркивают, что знания преподаваемого предмета определяют успех методической подготовки (М.А.Кудайкулов [61]). Однако, еще недостаточно раскрываются внутренние резервы спецдисциплин в формировании профессиональной направленности студентов. Увеличение объема знаний, умений и навыков не гарантирует формирование профессиональной направленности. С другой стороны, попытка формировать некоторые профессиональные умения и навыки, эффективно влияющие на педагогическую направленность студентов, могут сместить акценты в обучении с содержания материала на тренировку некоторых педагогических умений и навыков, что чревато понижением уровня подготовки по спецдисциплинам. В этом случае возможна подмена высокого профессионализма, умение анализировать характер своих действий и правильно оценивать их результативность чисто "организаторскими" умениями и навыками.

В связи с возникающими противоречиями, не решенными до конца в педагогической литературе, процесс обучения спецдисциплинам не стал еще органическим и существенным компонентом педагогической подготовки будущих учителей. Еще не в полной мере осуществляется ориентация на профиль педагогического образования, когда перед студентами на каждом занятии возникает перспектива развития их как личности и как специалиста.

При подготовке высококвалифицированных педагогов необходимо формировать у них профессиональные качества. Для этого необходима специальная организация учебно-воспитательного процесса, которая должна способствовать формированию ценностно-мотивационной сферы будущих учителей, их личностных установок, систем профессиональных знаний, умений, навыков.

Многие статьи и научные исследования в области преподавания спецпредметов содержат указания на необходимость совершенствования методов подготовки учителя изобразительного искусства на художественно-графических факультетах в вузах. Процесс становления будущего художника-педагога и его закономерности раскрываются в работах Н.Н.Анисимова, Г.В.Беды, Н.Н.Волкова, В.С.Кузина, В.К.Лебедко, Л.Г.Медведева, Н.Н.Ростовцева, А.Е.Терентьева,

A.А.Унковского, М.Ф.Харитонова, Е.В.Шорохова, А.П.Яшухина и других.

Проблема формирования педагогической направленности при подготовке художника-педагога на художественно-графическом факультете нашла свое отражение в диссертационных исследованиях

B.В.Абрамовой, Л.П.Дихдяренко, Х.Ф.Михайлиди, Л.Б.Михаленко, И.В.Солодухина, Н.К.Шабанова.

Следует также отметить, что ряд диссертаций посвящен проблеме подготовке учителей начальных классов по изобразительному искусству в системе высшего образования (Б.С.Белов, Н.Ф.Смирнова, А.В.Триселев, В.П.Мамугина), а также в системе среднеспециального педагогического образования (Л.В.Романенко).

Несмотря на то, что специализация "Изобразительное искусство" была открыта во многих среднеспециальных педагогических учебных заведениях Российской Федерации (в городах: Волгодонске Ростовской области, Бутурлиновке Воронежской области, Зимовники Ростовской области, Избербаше Дагестанской АР, Ейске Краснодарского края, Железноводске, Иноземцево, Калинине Тверской области, Майкопе Адыгейской АР, Нальчике, Новороссийске, Перми, Улан-Уде и многих других), наблюдается отсутствие необходимой методической литературы, программ, рекомендаций, наглядных пособий для подготовки таких специалистов. Учебные планы, программы создаются на местах и зачастую не имеют научно-методического обоснования. Практически отсутствуют научные исследования, посвященные специфике формирования педагогической направленности профессионально-художественной подготовки учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство" в педагогических училищах.

Все выше сказанное побудило нас избрать изучение вопроса педагогической направленности в художественной подготовке учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство" в педагогических училищах в качестве специального вопроса для исследования.

Учитывая то, что педагогическая направленность в художественной подготовке учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство" является одним из основных ведущих факторов подготовки педагога — профессионала, определилась проблема исследования, которая составляет разработка, научное обоснование и экспериментальная проверка дидактических и методических условий, приемов и средств эффективной педагогической направленности профессионально-художественной подготовки учащихся на занятиях по рисунку, живописи, композиции в педагогических училищах. Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объектом исследования выступают учебно-воспитательные и развивающие процессы на занятиях рисунком, живописью, композицией.

Предмет исследования — педагогическая направленность в художественной подготовке учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство".

Проблема, предмет и цель исследования определили следующие его задачи:

1. Изучить историю становления педагогической направленности учителей изобразительного искусства и современное состояние проблемы.

2. Выявить и экспериментально обосновать потенциальные возможности учебно-познавательного процесса, обеспечивающие формирование педагогической направленности в художественной подготовке на занятиях рисунком, живописью, композицией.

3. Раскрыть и научно обосновать дидактические и методические условия, приемы и средства эффективной педагогической направленности в художественной подготовке учащихся педагогических училищ на занятиях рисунком, живописью, композицией.

Гипотезой исследования является предположение о том, что успешное формирование педагогической направленности в художественной подготовке учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство" может быть существенно улучшено, при следующих условиях: если в процессе их подготовки на занятиях по рисунку, живописи, композиции будут четко определены цели и задачи, обеспечивающие формирование личности высокопрофессионального учителя; каждое занятие по освоению основ изобразительного искусства будет проводиться при сочетании ценностно-ориентационной и познавательной деятельности, с глубоким пониманием проблемы художественно-педагогической подготовки; будет обеспечиваться взаимосвязь художественной и педагогической подготовки учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство" при организации и проведении занятий по рисунку, живописи, композиции; использовано оригинальное, эффективное сочетание и взаимодействие известных в педагогике форм, методов, методических приемов.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования; анализ школьных планов и программ по изобразительному искусству, а так же планов и программ педагогических училищ для школьных отделений по изобразительному искусству и для художественно-графических отделений по рисунку, живописи, композиции; анализ работ учащихся по рисунку, живописи, композиции, выполненных в процессе практической и экспериментальной работы; педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся педучилищ, молодых специалистов; изучение и обобщение опыта преподавателей высших и среднеспециальных педагогических учебных заведений, готовящих учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство? беседы, опрос, анкетирование учащихся, молодых специалистов, преподавателей; психолого-педагогические естественные (поисковый, констатирующий, обучающий, сравнительный) эксперименты; изучение работ учащихся педагогических училищ (по рисунку, живописи, композиции), готовящих учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство"; статистические методы обработки полученных данных; методы теоретического поиска (аналитико-синтетическая деятельность, методы обобщения, сравнения, комбинирования, систематизации).

Опытно-экспериментальной базой исследования стал Областной учебно-педагогический комплекс "Волгодонское педагогическое училище" в Ростовской области. В эксперименте участвовало около 180 учащихся и преподавателей Обл УПК "ВПУ". Все группы (1 — 4 курсы), в которых получают профессиональную подготовку будущие учителя начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство" были разделены на экспериментальные и контрольные. В экспериментальных группах занятия по рисунку, живописи, композиции проводились по нашей экспериментальной методике, включающей специальные методы и приемы, предусматривающие формирование педагогической направленности в художественной подготовке. В контрольных группах обучение учащихся осуществлялось традиционно — без учета формирования педагогической направленности в художественной подготовке.

Исследование проходило в несколько этапов:

Первый этап (1989-1991 гг.) состоял в теоретическом изучении проблемы, анализе литературы, в изучении накопленного положительного опыта, относящегося к объекту исследования, а так же в анализе отрицательных сторон подготовки учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство", в определении целей и задач опытно-экспериментальной работы, разработке методов эксперимента. К концу этого этапа были определены исходные позиции исследования, его предмет, задачи, рабочая гипотеза и методы экспериментальной работы. Параллельно апробировалась методика поискового эксперимента.

Второй этап (1991-1993 гг.) был, в основном, опытно-экспериментальным. Экспериментальная работа позволила уточнить, конкретизировать и обогатить общую гипотезу исследования. В ходе эксперимента было проверено предположение о том, какие педагогические пути и средства окажутся наиболее оптимальными в формировании педагогической направленности в художественной подготовке учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство", как они должны измениться с развитием предмета исследования, на каком уровне его развития, какие средства и приемы дадут наибольший эффект.

Третий этап (1993-1996 гг.) носил теоретически обобщающий характер. Он включал в себя обработку и анализ результатов исследования, уточнение теоретических положений, разработку и внедрение методических рекомендаций в практику работы.

Методологической и теоретической основой исследования явились: научные исследования в области педагогики, психологии, теории и методики изобразительного искусства, художественного и творческого развития личности; учение о потребностях, как побудительных силах человеческой деятельности; учение о структуре личности и закономерностях ее развития.

Научная новизна работы заключается в: разработке, научном обосновании и экспериментальной проверке эффективной методической системы формирования педагогической направленности в художественной подготовке учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство" в педучилищах, которая включает в себя: цели, задачи и содержание формирования педагогической направленности в художественной подготовке (на занятиях по рисунку, живописи, композиции); формы, методы и методические приемы формирования педагогической направленности в художественной подготовке учителей начальных классов; средства обеспечения учебно-воспитательных, развивающих и формирующих процессов на занятиях рисунком, живописью, композицией (ТСО, наглядные пособия, оригиналы учебных и творческих работ учащихся и художников-педагогов); определении условий, помогающих эффективно формировать педагогическую направленность профессионально-художественной подготовки учащихся педагогических училищ.

Теоретическая значимость работы заключается в научном обосновании и экспериментальной проверке эффективных путей изучения качественного уровня формирования у учащихся педучилищ педагогической направленности в художественной подготовке; результаты исследования могут иметь значение для дальнейшей разработки данной и смежных проблем.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные и научно обоснованные методы, пути и приемы профессионально-художественной подготовки будущих учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство", методические рекомендации по эффективному формированию педагогической направленности при проведении занятий по рисунку, живописи, композиции, а так же созданные макеты экспериментальных программ для подготовки учителей начальных классов могут быть активно использованы в практике преподавания спецдисциплин в педучилищах.

Достоверность исследования обеспечена использованием современных научных данных по педагогике, психологии, теории и методике изобразительного искусства; использованием комплекса методов, разнообразием источников информации; четким ее анализом и последующей апробацией, большим количеством студентов, участвующий в эксперименте, его длительностью, а так же проверкой основных положений в ходе эксперимента.

Апробация и внедрение экспериментального исследования систематически осуществлялась автором в ходе опытно-экспериментальной работы. Отдельные положения, теоретические выводы, данные эксперимента, практические рекомендации опубликованы в виде пяти научно-методических статей, а также сообщались и получили одобрение на заседаниях цикловой комиссии изобразительного искусства Областного учебно-педагогического комплекса "Волгодонское педагогическое училище" и на заседаниях кафедры изобразительного искусства Рос-товского-на-Дону государственного педагогического университета (1989-1996 гг.), на ежегодных конференциях по итогам научно-исследовательской работы в Ростовском-на-Дону государственном педагогическом университете в период с 1992 по 1996 гг., на заседаниях лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства образования Российской Федерации, в Ростовском-на-Дону Областном институте усовершенствования учителей.

Результаты исследования внедрены в практику работы Областного учебно-педагогического комплекса "Волгодонское педагогическое училище", педагогические училища городов Ейска, Иноземцева, Перми, и могут быть использованы при разработке новых учебных планов, программ, учебно-методических пособий для педагогических училищ, а также в курсах лекций институтах усовершенствования учителей.

Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Попова, Марина Александровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами теоретическое и экспериментальное исследование, ориентированное на поиск наиболее эффективных путей формирования педагогической направленности в художественной подготовке учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство" на занятиях рисунком, живописью, композицией в педагогических училищах позволяет подвести итоги,, суть которых сводится к тому, что результаты исследования подтвердили наши предположения, сформулированные в рабочей гипотезе и проблема исследования решена полностью.

Теоретическое и экспериментальное исследование и его положительные результаты позволяют сделать следующие выводы:

I. В поисках оптимальных форм и методов, обуславливающих процесс квалифицированной подготовки учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство" необходимо опираться на диалектические основы познания, на материалы истории подготовки учителей изобразительного искусства в России, а так же опыт подготовки вышеуказанных специалистов в различных педагогических учебных заведениях (педагогические вузы: педагогические и художественные училища).

П. Уровень развития педагогической направленности в художественной подготовке учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство" зависит от четкого определения целей и задач, обеспечивающих формирование личности высококвалифицированного учителя.

Ш. Обучение учителя начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство" в педагогических училищах на школьных отделениях имеет следующие специфические особенности, которые необходимо учитывать в процессе их подготовки:

1) Первокурсники, начиная свое обучение в педагогических училищах на школьных отделениях имеют слабую подготовку в области изобразительного искусства. В связи с этим необходимо так организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы к концу первого семестра учащиеся прибрели необходимые знания и умения, предусмотренные учебными программами. От этого будут зависеть результаты дальнейшего обучения.

2) Учебный план предусматривает сравнительно небольшое количество часов, отведенных на предметы специализации. Для того, чтобы в таких условиях подготовить высококвалифицированных специалистов для работы с детьми необходимо: создать учебные подгруппы в количестве 5-6 человек; на выполнение живописных работ масляными красками отводить меньшее количество часов, чем на работу акварелью и гуашью (это так же обусловлено тем, что школьники на уроках изобразительного искусства работают акварельными и гуашевыми красками); учебные работы по рисунку, живописи, композиции выполняются учащимися на форматах, не больше половины ватманского листа, что дает возможность доводить их до конца.

3) Учебным планом педагогических училищ предусмотрено изучение таких предметов эстетического цикла как: литература (русская, советская, зарубежная, детская), музыка, хореография, художественный труд, а так же методика преподавания всех этих дисциплин. Это дает возможность обеспечить межпредметную связь, ориентируя изучаемые предметы таким образом, чтобы использовать их в качестве вспомогательного материала для будущей работы учителя изобразительного искусства.

4) Учащиеся педучилищ проходят педагогическую практику по многим учебным предметам в средней школе, что способствует активному приобретению первичных навыков и умений в учебно-воспитательной работе со школьниками.

5) Возраст учащихся педагогических училищ (14 - 17 лет) наиболее благоприятен для формирования личности будущего учителя, его педагогической направленности.

IV. Формирование педагогической направленности у будущих учителей начальных классов с правом преподавания изобразительного искусства возможно при планомерном и целенаправленном процессе их обучения, если каждое занятие по освоению основ изобразительного искусства будет проводиться в сочетании ценностно-ориентационной и познавательной деятельности, с глубоким пониманием проблемы художественно-педагогической подготовки.

V. Проведенное нами исследование показало, что художественная и педагогическая взаимосвязь при обучении будущих учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство" в педагогических училищах способствует существенному улучшению их подготовки.

VI. Нам представляется, что особая ценность диссертационного исследования заключается в разработке научно обоснованных методов, приемов подготовки учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство", способствующих формированию педагогической направленности в художественной подготовке на занятиях рисунком, живописью, композицией.

VII. Результаты педагогического эксперимента доказывают эффективность предложенных нами экспериментальных форм и методов формирования педагогической направленности в художественной подготовке учащихся педагогических училищ на занятиях рисунком, живописью, композицией.

УШ. Данное исследование не является исчерпывающим. Оно может служить основой для продолжения поисков по проблеме формирования педагогической направленности в художественной подготовке учителей начальных классов со специализацией "Изобразительное искусство" в педагогических училищах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Попова, Марина Александровна, 1996 год

1. Абдуллина О.А. Общая педагогическая подготовка учителей в системе высшего педагогического образования. — М., 1984.

2. Абрамова В.В. Формирование педагогической направленности студентов младших курсов художественно-графических факультетов в процессе преподавания спецдисциплин. Дисс. к. п. н. — М., 1989. — 171 с.

3. Авсиян О.А. Натура и рисование по представлению: Уч. пособие. — М., — 152с.

4. Айтмамбетова Б.Р. Формирование интереса к профессии учителя у студентов педагогического института. Автореферат . к. п. н. — Алма-Ата, 1970. — 31с.

5. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. — JL, 1968. —338с.

6. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. — М., 1980. — 368 с.

7. Архейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М., 1974. —392 с.

8. Аюрзанайн А.А. Организация профессионально-направленной самостоятельной работы студентов в условиях интенсификации учебной деятельности. Дис. к. п. н. — Улан-Уде, 1984. — 194 с.

9. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы). — М., 1982. — 192 с.

10. Бабанский Ю.К., Деминцев А. Д., Полякова Т. С. Результаты исследования деятельности учителей. //О дидактических затруднениях в деятельности учителей и путях их преодоления. — М., 1974. — С. 59-63.

11. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. — 2-е изд. — М., 1981. — 239 с.

12. Беда В.Г. Живопись: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. — М., 1986. — 192 с.

13. Беер В.И. Устройство временных дополнительных курсов. //Вестник учителей рисования. — СПб., 1904. — Т. 3. — N 12.

14. Белов Б.С. Пути совершенствования методов преподавания изобразительного искусства в подготовке учителей начальных классов. (Декоративное рисование применительно к факультетам педагогики и методики начального обучения). Дис. к. п. н. — М., 1981.

15. Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных отношений у учащихся: Из опыта работы. — М., 1983. — 112 с.

16. Бехтерев В.Ф. К вопросу об общественной и профессиональной направленности в подготовке учителя. //Вопросы вузовской педагогики. — Иркутск, 1974. Вып. 1. — С. 41-55.

17. Божович Л.И. Изучение личности и формирование ее в онтогенезе. //Проблема управления процессом формирования личности. Материалы второго симпозиума. /Под ред. А.В.Зосимовского, Л.И.Рувинского — М., 1972. — С. 7-8.

18. Веденов А.В. Бездоказательные законы воспитания. //Советская педагогика. — М., 1964. — N 2. — С. 131-135.

19. Войтко Л.Ф. О профессиональной подготовке учителей в условиях современного вуза. //Дидактика и теория воспитания. — Днепропетровск. 1974. — С. 206.

20. Волков Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. — М., 1950. —508 с.

21. Волков Н.Н. Цвет в живописи. — М., 1965. — 216 с.

22. Волков Н.Н. Композиция в живописи. — М., 1971. — 263 с.

23. Волков Н.Н. Цвет в живописи. — М., 1973. — 159 с.

24. Вопросы общепедагогической подготовки учителей. — М., 1972.— 206 с.

25. Вопросы формирования педагогического мастерства в процессе обучения студентов. /Под ред. М.В.Федоринова — Куйбышев, 1976.— Т. 189.— 76 с.

26. Вопросы художественного образования.— М., 1976.— Вып. 3.

27. Выгодский J1.C. Психология искусства. — М., 1968. — 576 с.

28. Гаврилко В.А. Научно-педагогические исследования роли рисунка натюрморта в системе подготовки учителя рисования для средней школы. Автореферат дис. к. п. н. — М., 1972. — 16 с.

29. Галич А.Е. Наглядность обучения рисунку в русской художественной школе. //Вопросы теории, истории и методики преподавания изобразительного искусства. — Карачаевск, 1970. — С. 149-168.

30. Гальперин П.Я. Основные результаты исследования по проблеме формирования умственных действий и понятий. — М., 1965. — 51 с.

31. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. //Исследование мышления в советской психологии. — М., 1966. — С. 3-23.

32. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. — М., 1976. — 495 с.

33. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе. — М., 1965. — 260 с.

34. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. (Логико-психологические проблемы построения учебного процесса). — М., 1972.— 424 с.

35. Деркач Т.С. Формирование профессиональной направленности студентов во внеурочной работе (на материале педвузов). Автореферат дис. к. п. н. — М., 1972. — 24 с.

36. Дистервег. Избранные педагогические сочинения. — М., 1956.

37. Дихтяренко Л.П. Формирование профессионально-педагогических интересов у студентов художественно-графических факультетов. — Алма-Ата, 1978. — 159 с.

38. Жильцов П.А. Усилить профессионально-педагогическую направленность в обучении студентов. //Сов. педагогика. 1984. — N 11. — с. 63—69.

39. Елманова В.К. Формирование гностических умений будущих педагогов. Автореферат дис. к. п. н. — Л., 1973. — 20 с.

40. Есипов Ю.Н. Сознательность и активность. //Педагогическая энциклопедия. — Т. 3. — М., 1968. — с. 33.

41. Занков Л.В. Психологические вопросы сочетания слова и наглядности. — М., 1956. — 207 с.

42. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. — М., 1960. — 311 с.

43. Занков Л.В. Обучение и развитие. — М., 1975. — 440 с.

44. Засобина Г.А. Особенности формирования у студентов умений в конструировании учебной работы. Автореферат дис. к. п. н. — Л., 1975.— 20 с.

45. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. — М., 1978. — 128 с.

46. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. — 2-е изд. — М., 1961. — 223 с.

47. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. — М., 1971. — Вып. 1. — 72 с.

48. Ильясов И.И. Научно-педагогические основы совершенствования готовности будущих учителей к творческой профессиональной деятельности. Автореферат дис. к. п. н. — Алма-Ата, 1986. — 25 с.

49. Искусство и жизнь. — СПб., 1915. —N 12. — с. 34.

50. Калинин М.И. Сочетать профессиональную и учебную деятельность. /Избр. статьи и речи. — М., 1986. — с. 294—295.

51. Кан-Калик B.JI. Педагогическая деятельность как творческий процесс. — М., 1977. — 64 с.

52. Кардовский Д.Н., Яковлев В.И., Корнилов К.Н. Пособие по рисованию. — M.-J1., 1938. — 162 с.

53. Кардовский Д.Н. Об искусстве. Воспоминания. Статьи. Письма. — М., 1960. — 400 с.

54. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. — Т. 2. — Л., 1960. — 304 с.

55. Колев Г.П. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педагогических учебных заведений. Автореферат дис. к. п. н. — Л., 1974. — 21 с.

56. Комаровская Л.В. Особенности формирования конструктивных умений у будущих учителей. На материале подготовки студентов-филологов университета. Автореферат дис. к. п. н. — Л., 1976. — 24 с.

57. Кондахчан Е.С. Методика преподавания рисунка в средней школе. — М., 1947.

58. Коробов Е.Т. Внутрипредметное структурирование учебного материала как средство оптимизации обучения. Автореферат дис. к. п. н. — Киев, 1986.— 21 с.

59. Крегждене Р.Ю. Особенности подготовки комплексной методики отбора на факультете иностранных языков педагогического института. Автореферат дис. к. п. н. — Вильнюс, 1972. — 21с.

60. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. — М., 1972.— 255 с.

61. Кудайкулов М.А. Дидактические проблемы формирования основ профессионально-методических умений у будущего учителя. Дис. д. п. н. — Алма-Ата, 1975. — 435 с.

62. Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы. //Вопросы психологии. — 1981. — С. 20-30.

63. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. — М., 1971. — 141 с.

64. Кузин B.C. Наброски и зарисовки: Пособие для учителей. 2-е изд. — М., 1981. — 160 с.

65. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. — М., 1977. — 206 с.

66. Кузин B.C. Психология. /Под ред. Б.Ф.Ломова: Учебник. 2-е изд. — М., 1982.— 265 с.

67. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. — М., 1984. — 319 с.

68. Кузьмина Н.В., Кухарев Н.В. Психологическая структура деятельности учителя. Тексты лекций. — Гомель, 1976. — 57 с.

69. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л., 1970. — 114 с.

70. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. —Л., 1980. — 172 с.

71. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. —Л., 1967. — 183 с.

72. Кузьмина Н.В. Формирование педагогических способностей. — Л., 1961. —98 с.

73. Кузьмина Н.В. Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. — Л., 1973. — 106 с.

74. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. — М., 1964.— 84 с.

75. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. Известия Академии педагогических наук РСФСР. Выпуск 7. 1947.

76. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.,1977.

77. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. — Т. 2. — М., 1983.— 318 с.

78. Лернер И.Я. Педагогические основы методов обучения. — М.,1981.

79. Лийметс Х.Й. Как воспитывает процесс обучения. — М., 1982. — 96 с.

80. Луков Г.Д., Платонов К.К. Психология. — М., 1964. — 344 с.

81. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. /Сб. Академии пед. наук СССР. — М., 1976. — 636 с.

82. Малахов Н.В. Педагогическая направленность преподавания учебных дисциплин. //Советская педагогика. — 1973. — N 2. — С. 7176.

83. Мамугина В.П. Наброски и зарисовки как средство повышения эффективности подготовки учителей начальных классов. (В системе педагогических факультетов пединститутов). Дис. к. п. н. — М., 1985.

84. Мастера искусства об искусстве: Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов: В 7 томах. /Под общ. ред. А.Губера и др. — М., 1965—1970.

85. Медведев Л.Г. Активизация процесса образного мышления на занятиях по рисунку на художественно-графических факультетах педагогических институтов. Автореферат дис. к. п. н. — М., 1977. — 16 с.

86. Методологические и теоретические проблемы психологии. /Под ред. В.В. Шороховой. — М., 1969.

87. Методы педагогических исследований. /Под ред. В.И.Журавлева—М., 1972. — 159 с.

88. Мерлин B.C. Очерки теории темперамента. — М., 1964. — 304с.

89. Михайлиди Х.Ф. Формирование педагогической готовности студентов к преподаванию изобразительного искусства в школе. — М., 1990. — 174 с.

90. Михаленко Л.Б. Формирование художественно-педагогических способностей в процессе подготовки учителей изобразительного искусства в пединститутах. — М., 1984. — 163 с.

91. Нечитайлова Е.П. Влияние прямого контакта с педагогическим процессом на профессиональную подготовку учителя в педагогическом вузе. Дис. к. п. н. — Алма-Ата, 1978. — 173 с.

92. Никандров Н.Д., Петрова Е.Д. Система организованных форм обучения в педагогическом вузе. //Содержание, методы и формы обучения в педагогическом институте. — Л., 1977. — С. 3-15.

93. Никандров Н.Д., Кан-Калик В.А. Творчество, как условие профессиональной подготовки будущего учителя. //Советская педагогика. — N 4. 1982. — С. 90-93.

94. Огородников И.Т. Актуальные проблемы исследования педагогической подготовки учителя в высшей школе. //Советская педагогика. 1975. — N 2. — С. 87-94.

95. Осипова Е.К. Формирование педагогической направленности мышления будущего учителя. Методические указания и задания для студентов педагогических институтов и преподавателей школ. — Усть-Каменагорск, 1975. — 106 с.

96. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. — М., 1984. — 271 с.

97. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М., 1980. — 240 с.

98. Пискунов А.И. О совершенствовании подготовки учителя-воспитателя. //Советская педагогика. — 1977. N 8. — С. 90-95.

99. Пискунов А.И. Профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей. //Советская педагогика. — М., 1982. — N 12. — С. 43.

100. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. — М., 1962. —219 с.

101. Платонов К.К. Проблемы способностей. — М., 1972. — 312с.

102. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М., 1984.

103. Позднякова A.M. Формирование у будущего учителя умения наблюдать педагогический процесс. Автореферат дис. к. п. д. — JL, 1974.— 24 с.

104. Попова М.А. Некоторые вопросы организации натурной постановки натюрморта на занятиях методики изобразительного искусства. /Сборник научных работ аспирантов и молодых преподавателей. — Часть 3. — Ростов-на-Дону, 1994. — С. 45-52.

105. Попова М.А. Методика закрепления и проверки знаний по теме: "Организация натурных постановок при подготовке учителей изобразительного искусства". /Тезисы докладов студенческой научной конференции. — Ростов-на-Дону, 1994. — С. 130.

106. Программа преподавания изобразительного искусства в единой и трудовой школе. — Петроград, 1921.

107. Профессиограма учителя средней общеобразовательной школы. Иванов Г.А. и др. //Профессионально-педагогическая подготовка учителя физики. — JL, 1977. — С. 3.

108. Психологические и психофизиологические особенности студентов. Под ред. Пейсахова Н.М. — Казань, 1977. — 296 с.

109. Психологические исследования общения. /Под ред. Б.Ф.Ломова, А.В.Беляевой, В.Н.Наумченко — М., 1986. — 344 с.

110. Психология личности и малых групп. — Л., 1977. — Вып. 8. — 157 с.

111. Пути совершенствования профессиональной направленности в педагогическом вузе. — Саратов, 1975. — 383 с.

112. Пучков А.С. Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: Уч. пособие. — М., 1982. — 160 с.

113. Регуш JI.А. Развитие способности к прогнозированию педагогических явлений у студентов пединститута. //Вопросы психологии.1985. — N 1. —С. 94-102.

114. Рожкова Е.Е. Подбор натуры по обучению рисованию. //Известия АПН РСФСР. — М., 1959. — Вып. 103. — С. 6-107.

115. Романенко Л.В. Взаимосвязь видов художественно-педагогической деятельности учащихся педучилищ как условие эффективности профессиональной подготовки учителей начальных классов. Дис. к. п. н. — Минск, 1993.

116. Ростовцев Н.Н. Рисование с натуры. — Л., 1962. — 78 с.

117. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. — М., 1976. — 287 с.

118. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник. — 2-е изд. — М., 1980. — 239 с.

119. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: русская и советская школы рисунка: Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов. — М., 1982.— 240 с.

120. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории преподавания рисунка: Учебное пособие. — М., 1983. — 288 с.

121. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учебник. — 2-е изд.1. М., 1984.— 240 с.

122. Ростовцев Н.Н., Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием: Учебное пособие. — М., 1987. — 176 с.

123. Рубин Б.Г., Колесников Ю.С. Студент глазами социолога. Социологические проблемы воспроизводства рабочей силы высшей квалификации. Ростов-на-Дону, 1968. — 277 с.

124. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1946. —704 с.

125. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его развития. — М., 1958.— 247 с.

126. Самарин Ю.А. К вопросу о соотношении темперамента и характера. //Вопросы психологии личности. /Под ред. Е.И.Игнатьева. — М., 1960.— С. 44-62.

127. Сапожников A.M. Курс рисования. СПб., 1889. —106 с.

128. Сейтешев А. Воспитание профессиональной направленности личности молодых рабочих как педагогическая проблема. Автореферат дис. д. п. н. — Алма-Ата, 1978. — 54 с.

129. Семенова Е.И. Об усилении профессиональной направленности в деятельности педвуза. //Проблемы высшего педагогического образования.—Л., 1971. —С. 112-114.

130. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. — М., 1971. —206 с.

131. Скульский Р.Т. Учиться быть учителем. — М., 1986. — 144 с.

132. Сластенин В.А. Педагогическая деятельность и проблема формирования личности учителя. //Психология труда и личности учителя. — Л., 1976. — С. 30-45.

133. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. — М., 1976. — 160 с.

134. Сластенин В.А. Формирование творческой личности будущего учителя. //Сов. педагогика. 1975. — N 1. — С. 83-93.

135. Смирнова Н.Ф. Педагогическая практика по изобразительному искусству в системе подготовки учителей начальных классов. — Дис. к. п. н. — М., 1989. — 175 с.

136. Солодухин И.В. Педагогическая направленность подготовки студентов по живописи на художественно-графическом факультете. Дис. к. п. н. — М., 1985. — 192 с.

137. Сонин В.А. Динамика мотивов учебной деятельности студентов. На материале высшей педагогической школы. Автореферат дис. к. п. н. Л., 1971. — 23 с.

138. Сохор A.M. Логическая структура учебного материала. — М., 1974. — 192 с.

139. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. — М., 1975.— 343 с.

140. Теоретические основы содержания общего образования. /Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера — М., 1983. — 352 с.

141. Терентьев А.Е. Педагогическая направленность подготовки студентов по рисунку и живописи на художественно-графических факультетах педагогических институтов. — М., 1967.

142. Терентьев А.Е. Существенные аспекты специализации подготовки художников-педагогов по рисунку. Автореферат дис. к. п. н.1. М., 1978. — 16 с.

143. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. — М., 1981. — 176с.

144. Томилова Г.А. Опыт формирования профессиональной направленности у студентов университета. Автореферат дис. к. п. н. — Л., 1975.— 20 с.

145. Триселев А.В. Проблема подготовки учителей начальных классов педагогических институтов по рисунку с натуры. Дис. к. п. н.1. М., 1963.

146. Унковсий А. А. Рисунки—наброски: — 2-е изд. — М., 1982. —40 с.

147. Унковский А.А. Цвет в живописи: Учебно-методическое пособие для студентов-заочников художественно-графических факультетов педагогических институтов. — М., 1983. — 63 с.

148. Усова А.В. Влияние системы самостоятельных работ по формированию у учащихся системы научных понятий. — Л., 1970. — 60 с.

149. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки. — Тбилиси, 1961. — 210 с.

150. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. — М., 1966. —451 с.

151. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Изб. пед. сочинения в 2-х томах. — М., 1974.

152. Философский словарь. /Под ред. М.М.Розенталь — Изд. 3-е. — М., 1972. — 496 с.

153. Философский энциклопедический словарь. — 2-е изд. — М.,1989.

154. Фомичев З.И. А.Г.Веницианов — педагог. — М., 1952.

155. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. Сб. научных трудов. /Под ред. В.А.Сластенина 1981, — 170 с.

156. Формирование профессионально-педагогических умений у студентов педвузов. — Воронеж, 1981. — 97 с.

157. Формирование профессиональных умений студентов педвуза. Сб. статей. — Минск, 1981. — 130 с.

158. Формирование учебной деятельности школьников. /Под ред. В.Давыдова, И.Ломпшера, А.К.Марковой. — М., 1982.

159. Фомичева И.Г. Комплексное тематическое планирование обучения как средство повышения его эффективности. Дис. к. п. н. — Иркутск, 1983.— 202 с.

160. Фрумкин М.Л. Построение и решение учебных познавательных задач в системе профессиональной педагогической подготовки учителя. Автореферат дис. к. п. н. — М., 1978. — 16 с.

161. Харитонов М.Ф. Рисование мелом на классной доске: Пособие для студентов-заочников художественно-графических факультетов педагогических институтов. — М., 1968. — 55 с.

162. Художественно-графический факультет. 50 лет. (1941—1991). Юбилейный сборник. — М., 1992. — 268 с.

163. Цетлин B.C. Доступность и трудность в обучении. — М., 1984. — 79 с.

164. Черных А.П. Проблема формирования профессионально-педагогической направленности у студентов пединститута. (На материале учебно-воспитательной работы факультета иностранных языков). Автореферат дис. к. п. н. — Рязань, 1984. — 24 с.

165. Чистяков П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания. — М., 1953. —539с.

166. Шабанов Н.К. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педвуза. (На примере занятий по рисунку на художественно-графическом факультете). Дис. к. п. н. — М., 1987.— 202 с.

167. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. — Тюмень, 1980. — 87 с.

168. Шварц И.Е. Проблемное обучение в высшей школе. /Учить студентов мыслить творчески. — Пермь, 1971.

169. Шорохов Е.В. Тематическое рисование в школе. — М., 1970. — 79 с.

170. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе: Пособие для учителей. — 2-е изд. — М., 1977. — 112 с.

171. Шуман В.П. К вопросу о формировании профессионально-педагогической направленности студентов. /Формирование профессионально-педагогической направленности студентов педвуза. Материалы научной конференции. — Владимир, 1972. — Ч. 1. — С. 21-27.

172. Шуман В.П. Формирование профессионально-педагогической направленности студентов. //Сов. педагогика. 1973. — N 4. — С. 81-89.

173. Щербаков А.И. Психологическая структура личности и закономерности ее формирования. //Психология личности и педагогическая психология. /Ученые записки ЛГПИ им. А.И.Герцена. — Л., 1971. — Т. 445. — С. 3-30.

174. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности советского учителя в системе высшего педагогического образования. — Л., 1967. — 266 с.

175. Щукин М.Р. Психологические основы творческого мышления. /Учить студентов мыслить творчески. — Т. 95. — Пермь, 1971. — С. 26-41.

176. Эрдниев В.П. Подготовка учителя: профессия и специальность. //Сов. педагогика. 1985. N 5. — С. 89-93.

177. Юон К.Ф. Об искусстве: — В 2-х томах. — М., 1959.

178. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. — М., 1964.— 86 с.

179. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. — М., 1971. —48 с.

180. Яшухин А.П. Живопись: Уч. пособие для учащихся педагогических училищ. — М., 1985. — 288 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.