Педагогическая профилактика вовлечения молодёжи в деструктивные секты в США тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Яковлева, Мария Григорьевна

  • Яковлева, Мария Григорьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 228
Яковлева, Мария Григорьевна. Педагогическая профилактика вовлечения молодёжи в деструктивные секты в США: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2017. 228 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Яковлева, Мария Григорьевна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ

ДЕСТРУКТИВНЫХ СЕКТ

1.1 Секта как объект междисциплинарного исследования

1.2 Деструктивная секта как контркультурная организация

1.3 Особенности подросткового и юношеского возраста, опосредующие вовлечение молодых людей в деструктивные секты

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ПРОФИЛАКТИКИ ВОВЛЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В

ДЕСТРУКТИВНЫЕ СЕКТЫ В США

2.1 Развитие критического мышления как основа профилактики вовлечения американской молодежи в деструктивные секты

2.2 Методы педагогической профилактики вовлечения американской молодежи в деструктивные

секты

2.3 Содержание и условия эффективности педагогической профилактики вовлечения американской молодежи в деструктивные секты

2.4 Возможности использования американского опыта антисектантского просвещения в отечественной педагогике

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогическая профилактика вовлечения молодёжи в деструктивные секты в США»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность научной работы. Во второй половине ХХ — начале XXI века проблема психологической безопасности личности как составной части общей проблемы социальной и национальной безопасности государств стали особенно значимыми. Все более массовый и повсеместный характер приобретают пропаганда, социально-психологическое убеждение и манипулирование людьми. Большая часть из существующих методов влияния используются в корыстных и экстремистских целях. Особую тревогу вызывают средства, обращенные к духовным и смыслообразующим ценностям человека, поскольку они имеют особенно глубокие негативные последствия в отношении не только частных лиц, как отдельных граждан той или иной страны, но и созидательных, культурно-творческих и государственно-образующих основ всего социума. В числе актуальных проблем, угрожающих государственным устоям, психологической и духовной безопасности современного общества, находится феномен деструктивных сект, лидеры которых заинтересованы в вербовке именно молодых людей, как тех, кто наследует, воспроизводит и совершенствует сложившиеся структуры общественных отношений. Юноши и девушки используются в корыстных целях: в качестве дешевой рабочей силы для личного обогащения лидеров сект, удовлетворения их амбиций, противостояния сложившимся культурным традициям и/или нарушения действующего законодательства.

Понятие «секта» в мировой и отечественной практике не является однозначным. Ему можно дать историко-филологические, конфессиональные и светские определения. В современной России термин «секта» используется преимущественно в отношении организаций, основанных на культе вождя, на безусловном подчинении руководству и принимающих вид религиозных [111]. В США наиболее употребим термин «деструктивный культ», под которым понимают любую группу или движение, проявляющее чрезмерную, повышенную привязанность или

преданность некоторой личности, идее или предмету, пользующееся аморальными или принудительными техниками давления и контроля, избравшее в качестве цели групповое лидерство для нанесения реального или потенциального ущерба членам группы, их семьям или всему обществу. При этом подчеркивается, что секта может иметь не только религиозный, но и политический, коммерческий, образовательный характер [143].

Проблема одиозных вероучений и психокультов потеряла статус локальной (такие секты встречаются повсеместно), поэтому сегодня она приняла характер интернационального явления. При этом вербовка в контркультурные религиозные группы может осуществляться не только посредством очного общения с вербовщиком, но и с помощью Интернета, в частности, социальных интернет-сетей. Данный факт определяет необходимость обеспечения информационной и кибербезопасности современной молодежи. Подтверждением осознания мировой и отечественной общественной значимости, социальной актуальности и опасности имеющего место быть феномена культового насилия, служит, в том числе принятие следующих международных и российских нормативно-правовых актов: «Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений» (Принята 25.11.1981 Резолюцией 36/55 на 73-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН); Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; Федеральный закон от № «О свободе совести и о религиозных объединениях»; «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации»; Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы»; «Единогласное решение Совета Европы: запрос о создании организации помощи жертвам деструктивных культов

(Агентство DPA. Страсбург, 22.06.1999 г.). Кроме того, в последней трети ХХ столетия был создан ряд крупных международных организаций: международная ассоциация исследования культов (International Cultic Studies Association), «инфо-культ» (Info-cult), европейская федерация исследовательских центров информирования о сектах (European Federation of Centers of Research and Information on Sectarianism). В мировом и российском сообществе на сегодня сформирован запрос на скорейшее решение проблемы культового насилия, свой вклад в которую способны внести в том числе и различные области науки.

Феномен любых социальных девиаций, как и любые сдвиги в материальной и духовной жизни общества, формирует новые требования к педагогике. Поэтому среди наук, которым адресован социальный запрос по преодолению проблемы культового насилия, особая роль принадлежит науке педагогической, в частности ее активно развивающимся отраслям — социальной педагогике и социально-педагогической виктимологии.

Многофакторный подход к изучению воспитания личности в контексте социализации позволяет минимизировать влияние существующих неблагоприятных условий современной действительности на жизнь и здоровье людей. Реализация данного подхода предполагает не только развернутую характеристику воспитательных и религиозных организаций, воплощающих социальное и религиозное воспитание соответственно, но и тщательный анализ контркультурных организаций, реализующих диссоциальные воспитательные практики (А. В. Мудрик) [67, 68]. Необходимость исследования деструктивных сект как контркультурных организаций со специфической системой воспитательных методов и приемов, а также необходимость развития нового — социально-педагогического подхода к изучению современного религиозного андеграунда составляет теоретическую актуальность данного исследования.

Потребность в расширении спектра педагогических способов преодоления и (или) минимизации культового насилия в молодежной среде составляет практическую актуальность настоящего исследования.

Степень разработанности проблемы. В контексте религиоведения и социологии феномен сект, культов и новых религиозных движений представлен исследованиями А. Баркер [6, 150], У. Бейнбриджа [149], Г. Беккера [129], М. Вебера [12], М. Интровинье [193], Дж. Нельсона [225], Р. Нибура [71], Э. Трёльча [112], А. Л. Дворкина [22], Р. М. Коня [46], В. А. Мартиновича [60, 61, 62] и др.

Психологический аспект созависимого, аддиктивного поведения адептов деструктивных культов, дезадаптивные методы сектантского воздействия и основы психологической реабилитации жертв культового насилия исследованы в работах Ф. Зимбардо [189, 264, 265, 266], М. Д. Лангоуни [156, 203, 204], Т. Лири [52], С. Хассена [191, 192], Дж. Лалич [201, 202, 245], Р. Чалдини [164], Э. Фромма [124, 125], Е. Н. Волкова [14], Р. М. Грановской [21] и др.

Изучение феномена деструктивных сект в аспекте криминологии и уголовного права отражено в трудах К. Роберсона [257], П. Х. Уоллиса [257], М. М. Василенко [11], С. А. Лукьянова [122], А. И. Хвыли-Олинтера [127, 128] и др.

Медико-психиатрический аспект проблемы представлен в работах М. Галантера [186, 187, 188], Р. Д. Лифтона [208], М. Сингер [244, 245], Н. В. Бондарева [9], Ф. В. Кондратьева [44], Ю. И. Полищука [91, 92] и др.

В нашей стране изучение педагогических условий предупреждения ухода молодежи в деструктивные секты представлено в диссертационной работе Т. К. Мухиной [70]. Вопросы, связанные с подготовкой будущих социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты, освещены в диссертационном исследовании Ж. В. Садовниковой [98]. Методические рекомендации для директоров школ и работников органов управления образованием о предупреждении

внедрения нетрадиционных религиозных объединений и культов деструктивной направленности в учебные заведения разработаны И. А. Галицкой [19, 20], И. В. Метликом [19, 20], А. Ю. Соловьевым [20]. Частные вопросы антисектантского просвещения среди детей и молодежи рассматривали А. Н. Елизаров [32], А. А. Михайлова [32], А. Д. Прозоров [94] и др. Характеристика тоталитарных сект как фактора десоциализации человека представлена в трудах Т. В. Скляровой [103].

Вместе с тем, приведенные выше исследования не позволяют во всей полноте охватить представленную проблему, она остается не достаточно изученной в российской педагогической науке. Для ее решения важно представлять себе, в том числе и опыт других стран, так как это позволяет, по мнению отечественных специалистов (А. Н. Джуринский), лучше осмысливать национальные проблемы воспитания и обучения, повышать эффективность отечественных образовательных институтов, определять место и возможности России в мировом педагогическом пространстве [25].

Среди стран, имеющих эффективный положительный опыт противостояния сектам, антисектантского просвещения является США, которая одной из первых столкнулась с феноменом культового насилия и явилась страной, на территории которой получило активное развитие антисектантское (антикультовое) движение родителей и специалистов психического здоровья. Их активность породила особое направление учебно-превентивной работы — педагогическую профилактику ухода молодежи в деструктивные секты (или антисектантское просвещение)

— систематические мероприятия, направленные на формирование у старшеклассников и студентов индивидуальной устойчивости к культовому насилию, выступающей, с одной стороны, как стойкое неприятие к членству в контркультурных религиозных группах, а с другой

— как совокупность знаний, умений и навыков противостояния социально-психологическому манипулированию в любых деструктивных сообществах.

Американский семейный фонд, трансформировавшийся в 2004 году в Международную ассоциацию исследования культов, выступил инициатором масштабного проекта под названием «Международная программа антисектантского просвещения» (International Cultic Educational Program, или ICEP), опыт реализации которого может представлять интерес для российских специалистов, занимающихся решением проблемой педагогической профилактики вовлечения молодежи в деструктивные секты.

В отечественной педагогике ведутся систематические исследования американской педагогической теории и практики. Особенности развития педагогики США в рамках западной цивилизации рассмотрены Ю. П. Акимовым [3], Д. Ю. Акимовым [3], Г. Д. Дмитриевым [29, 30], Г. Б. Корнетовым [47], З. А. Мальковой [57], М. Н. Скаткиным [102] и др. Отдельные аспекты истории образования США нашли отражение в работах Б. М. Бим-Бада [7], Б. Л. Вульфсона [15], А. Н. Джуринского [24, 25, 26], Н. Д. Никандрова [72] и др. Аксиологические аспекты американского образования исследованы в работах В. В. Веселовой [13] и Т. В. Цырлиной [130]. Проблемы религиозного образования в США освещены в трудах Ф. Н. Козырева [42]. Анализ различных ступеней американского образования представлен в работах Л. А. Парамоновой [77], Е. Ю. Протасовой [77] и др. Вопросы американского педагогического образования нашли отражение в трудах Л. Н. Талаловой [108]. Кроме того, в трудах отечественных авторов рассматриваются частные аспекты американского опыта учебно-превентивной работы, а именно: предупреждение девиантного и делинквентного поведения (Е. А. Захарова [36], И. А. Кузнецова [49],), профилактика наркотической зависимости (О. М. Морозова [66], О. А. Николаева [74], И. Р. Сорокина [105] и др.), вопросы ресоциализации делинквентных групп несовершеннолетних (И. И. Саламатина [99]), проблема подготовки американских педагогов к

профилактике девиантного поведения среди подростков (И. А. Ершова [34]) и др.

В то же время нами не обнаружены целостные отечественные исследования по проблеме педагогической профилактики вовлечения американской молодежи в деструктивные секты. Обращение к анализу американского опыта предупреждения контркультурного сектантства в молодежной среде продиктовано тем, что, во-первых, американский опыт учебно-воспитательной работы явился одним из первых в истории антисектантского просвещения, поэтому его изучение закономерным образом будет способствовать развитию теории и практики учебно-профилактической деятельности и социальной работы в нашей стране. Во-вторых, анализ концептуальных основ и методологии антисектантского просвещения в США позволит яснее определить возможности и границы применения зарубежного опыта и, следовательно, избежать его механического заимствования.

В связи с этим возникает противоречие между необходимостью изучения антисектантского просвещения в США и недостаточной разработанностью данной проблемы в отечественной педагогической теории.

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования — «Педагогическая профилактика вовлечения молодежи в деструктивные секты в США», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы теоретические основы, методы и педагогические условия эффективности антисектантского просвещения в учебно-профилактической деятельности специалистов США?

Решение этой проблемы является целью исследования.

Объект исследования — педагогическая профилактика вовлечения молодежи в деструктивные секты.

Предмет исследования — теория и практика профилактики вовлечения молодежи в деструктивные секты в педагогике США.

В соответствии с целью, предметом и проблемой исследования сформулированы следующие задачи исследования:

1. Выделить специфические признаки деструктивной секты как контркультурной организации.

2. Определить особенности подросткового и юношеского возраста, опосредующие вовлечение молодых людей в деструктивные секты.

3. Раскрыть теоретические основы антисектантского просвещения в

США.

4. Проанализировать методы педагогической профилактики вовлечения американской молодежи в деструктивные секты.

5. Охарактеризовать содержание антисектантского просвещения в

США.

6. Выявить организационно-педагогические условия эффективности антисектантского просвещения в США.

7. Представить возможности использования американского опыта антисектантского просвещения в отечественной педагогической практике.

Методологическую основу исследования составляют положения философской и педагогической антропологии о междисциплинарном взгляде на развитие и воспитание человека (Б. М. Бим-Бад [7], В. И. Максакова [55], К. Д. Ушинский [117] и др.); культурологический подход, рассматривающий современные образовательные процессы в исторической ретроспективе и предполагающий построение воспитания на общечеловеческих ценностях с учетом особенностей этнических и региональных культур, исторически сложившихся в мировой цивилизации (И. Ф. Исаев [39], М. И. Ситникова [39], В. А. Сухомлинский [106] и др.); личностный подход, базирующийся на научных представлениях о человеке как личности и субъекте саморазвития (Л. И. Божович [8], А. В. Мудрик [67, 68] и др.); системно-деятельностный подход к познанию и преобразованию педагогической действительности

(Л. С Выготский [16], А. Н. Леонтьев [51], С. Л. Рубинштейн [97],

В. А. Сластенин [104] и др.); проблемы социального воспитания молодежи (Е. А. Леванова [50], Л. В. Мардахаев [58], А. В. Мудрик [67, 68], В. А. Плешаков [90], Т. В. Пушкарёва [95], С. Б. Серякова [101] и др.), а также принципы единства исторического и логического, теоретического и эмпирического.

Теоретической основой исследования послужили:

— научные концепции, определяющие секты (культы) как особый тип организаций со специфическими социальными практиками и методами воздействия на личность (М. Вебер [12], Ф. Зимбардо [189, 264, 265, 266], Т. Лири [52], Р. Лифтон [208], Р. Нибур [71], М. Сингер [244, 245], Э. Трёльч [112], Е. Н. Волков [14], Ф. В. Кондратьев [44], В. Э. Пашковский [78] и др.);

— современные отечественные и зарубежные теории социализации человека (У. Бронфенбреннер [158], Дж. К. Коулмен [167], И. Таллмен [250], Г. М. Андреева [7], И. С. Кон [43], А. В. Мудрик [67, 68],

A. В. Петровский [88]);

— концептуальные положения социально-педагогической и психологической виктимологии (И. В. Журлова [35], И. Г. Малкина-Пых [56], А. В. Мудрик [67, 68], А. Б. Серых [100] и др.);

— теоретические основы сравнительной педагогики (Б. Л. Вульфсон [15], А. Н. Джуринский [24, 25, 26], З. А. Малькова [57], Н. Д. Никандров [72], И. А. Тагунова [107] и др.);

— концепции превентивной работы в отечественной педагогике (М. А. Галагузова [18], Л. В. Мардахаев [58], Р. В. Овчарова [75] и др.);

— исследования особенностей развития личности в подростковом и юношеском возрасте (Ж. Пиаже [89], Э. Эриксон [135], Л. И. Божович [8], Л. С. Выготский [16], Е. А. Леванова [50], А. Н. Леонтьев [51],

B. С. Мухина [69], В. А. Плешаков [90], Т. В. Пушкарёва [95],

C. Б. Серякова [101], Д. Б. Эльконин [134], и др.);

— идеи взаимодействия культуры и религии в системе современного образования (С. И. Абрамов [1], С. Ю. Дивногорцева [28], Е. А. Никитская [73], М. В. Никитский [73], Т. В. Склярова [103], О. Л. Янушкявичене [140] и др.).

Для решения поставленных задач применялись следующие методы: теоретический анализ, синтез, обобщение, аналогия и систематизация, контент-анализ, сравнительно-исторический и сравнительно-сопоставительный анализ педагогической, психологической, медико-психиатрической, историко-социологической литературы по исследуемой проблеме, а также нормативных актов, периодики и документальных материалов.

Источниковую базу исследования составляют:

а) работы и публикации американских педагогов, психологов и общественных деятелей по проблеме антисектантского просвещения и предупреждения культового насилия в молодежной среде:

Bloomgarden A., Langone M. D. (1984): Preventative Education on Cultism for High School Students: A Comparison of Different Programs' Effects on Potential Vulnerability to Cults.

Calles J. L., Lagos M., Kharit T., Nazeer A., Reed J., Sheikh S. (2008): Religious Cults. The Prevention of Cults.

Hassan S. (1990, 2015): Combatting cult mind control.

Kropveld M. (2004): Preventive Education: A North American Perspective.

Langone M. D. (2016): Education: Overview: Educators, Cults, and Related Groups.

Mansfield H. (2006): The Role of Critical Thinking in Recovery for Ex-members of Destructive Groups.

Melnyk M. J. (2015): When Critical Thinking Doesn't Help: Why It Fails and How to Make It Happen

Miller R. (1986): How to Talk to People Who are Trying to Save You.

Rudin M. (1996): Cults on Campus: Continuing Challenge.

Rudin M. (1998): Too Good to be True: Resisting Cults and Psychological Manipulation. Teacher's Guide: A Lesson Plan for Middle Schools and High Schools.

Schecter R. E. (1987): Cultism on Campus: Commentaries and Guidelines for College and University Administrators.

Willis S. H. (1984): The urgent need for education about cults.

Zimbardo P. G., Hartley C. F. (1985): Cults Go To High School: A Theoretical and Empirical Analysis of the Initial Stage in the Recruitment Process;

б) учебные пособия для старшеклассников и студентов, разработанные американскими специалистами в рамках ICEP:

What is a cult? And how does it work? VHS videotape. Length: 56 min. Date: 1995, Source: American Family Foundation; Saying NO under Pressure. Type: VHS videotape. Length: 29 min. Date: 1994, Source: American Family Foundation;

After the Cult: Recovering Together. Type: VHS videotape. Length: 25 min. Date: 1997. Source: American Family Foundation;

Austin Society to Oppose Pseudoscience (ASTOP) distributed by ICSA (former American Family Foundation) Pseudoscience Fact Sheets, ASTOP, 1980;

в) американская научно-педагогическая периодика: «Scholastic Magazine», «Phi Delta Kappan»; материалы журналов «ICSA Today Magazine», «Cultic Studies Journal», «Cultic Studies Review».

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2013-2014) — поисково-аналитический. На данном этапе было изучено современное состояние проблемы, проведен обзор отечественной и зарубежной литературы по проблеме деструктивных сект и культового насилия. В результате были определены исходные параметры

исследования, объект, предмет, задачи, гипотеза, методология и методы исследования.

Второй этап (2014-2015) — теоретический. На данном этапе проходили: сравнительно-сопоставительный анализ собранной информации, работа в Информационно-консультативном центре им. прп. Иосифа Волоцкого, г. Минск; изучение нормативной документации и работ, описывающих теорию и практику педагогической профилактики сектантства в зарубежных странах, в частности США.

Третий этап (2015-2016) — заключительно-обобщающий. Он связан с коррекцией выводов, полученных на предыдущих этапах исследования, систематизацией и обработкой результатов исследования, литературным оформлением диссертации.

Достоверность полученных результатов обеспечивается научной состоятельностью исходных теоретических положений, обоснованностью методологических позиций настоящего исследования, которые отвечают современным достижениям социально-гуманитарного знания в целом и психолого-педагогического знания в частности; применением комплекса методов, соответствующих заявленному объекту, предмету и задачам исследования; репрезентативностью и достаточным объемом источниковедческой базы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— представлены концептуальные основы и генезис педагогической профилактики контркультурного сектантства в США;

— охарактеризованы основные методы американского антисектантского просвещения;

— выделены организационно-педагогические условия, определяющие эффективность педагогической профилактики сектантства в среде американской молодежи;

— подвергнуты анализу и введены в научный оборот новые и малоизвестные работы ученых США, расширяющие объективное и

предметное поле исследований в области учебно-профилактической деятельности американских педагогов и психологов.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе определены теоретические основы педагогической профилактики деструктивного сектантства в молодежной среде; определены структурные компоненты содержания, методов и организационно-педагогических условий эффективной реализации антисектантского просвещения в старших классах и высших учебных заведениях США. Представлен анализ новых для отечественных исследователей работ следующих специалистов США: А. Блумгарден, М. Лангоуни (эффективность активных и пассивных методов антисектантского просвещения), М. Рудин (структура программ педагогической профилактики сектантства), М. Дж. Мельник (потенциал и противоречия развития критического мышления как основы превентивной работы), Р. Миллер (внедрение метода проблемных ситуаций), Р. Торнбург (протоусловия эффективности педагогической профилактики сектантства), Ф. Зимбардо, А. Стайн (социально-психологический контекст антисектантского просвещения) и др. Содержащиеся выводы обогащают понимание концептуальных подходов, целевых и организационно-педагогических аспектов американской превентивной педагогики как элемента более масштабной системы, т. е. национальной системы образования США.

Практическая значимость исследования определяется тем, что в нем выявлены и раскрыты методы, содержание и организационно-педагогические условия педагогической профилактики вовлечения молодежи в деструктивные секты, разработанные специалистами США, а также возможности использования американского опыта антисектантского просвещения в отечественной педагогике. Полученные материалы активно используются в лекционном курсе «Социально-педагогическая виктимология» на базе факультета педагогики и психологии МПГУ, а также в рамках курса «Психопатология религиозной жизни» на базе

Института христианской психологии в г. Москве. Материалы также могут применяться в учебных пособиях по истории зарубежной педагогики, девиантологии, превентивной педагогике, при создании специальных курсов для студентов педагогических вузов, курсов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, при написании учебных пособий и составлении программ по теории и истории зарубежной педагогики. Материалы исследования будут полезны при разработке практических и семинарских занятий по разделам: «Философия и история зарубежного образования», «Методика и технология работы социального педагога», «Теория и методика антисектантского просвещения в США», «Деструктивные секты как фактор виктимизации в контексте социализации человека».

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседании кафедры социальной педагогии и психологии МПГУ (апрель 2016 г.). Материалы исследования докладывались на методологических семинарах кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ (ноябрь 2014 г., май 2015 г., февраль 2016 г.), на III Международной конференции (29-30 марта, Прага). Основные положения и выводы проведенного исследования нашли отражение в публикациях автора. Апробация результатов исследования и внедрение их в практику осуществлялись в процессе преподавания курса «Социально-педагогическая виктимология» на факультете педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (февраль-июнь 2014 г., февраль-июнь 2015 г., февраль-июнь 2016 г.), а также в рамках преподавания курса «Психопатология религиозной жизни» в Институте христианской психологии г. Москвы (сентябрь 2015 - январь 2016 г., сентябрь 2016 г. - январь 2017 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Деструктивные секты — группы религиозного характера, которые преступают действующий закон и нравственные нормы, практикуют

социально-психологическое манипулирование, нарушают права своих членов и наносят им материальный, физический, психологический и (или) социальный ущерб. Наряду с общими организационными признаками деструктивные секты как контркультурные организации обладают специфическими признаками: систематичность контркультурных практик и массовость участия в контркультурных практиках их членов.

2. Особенностями подросткового и юношеского возраста, опосредующими вовлечение молодых людей в деструктивные секты, являются: ярко выраженная потребность в принадлежности, сопряженная с остро переживаемым чувством одиночества; половое созревание и растущая сексуальность, приводящая молодых людей в те секты, где они могут найти живой, одобрительный отклик на свои вопросы и сексуальные чаяния; проблемный характер взаимоотношений со взрослым миром; максимализм и склонность к дуалистической трактовке явлений; интерес к социальному андеграунду и инаковости; интенсивное формирование мировоззрения; поиск смысла жизни.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Яковлева, Мария Григорьевна, 2017 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамов, С.И. Значение религиозных традиций российского образования в духовно-нравственном становлении личности школьника / Абрамов С.И. // Духовно-нравственные традиции в современном семейном и общественном воспитании: сборник материалов международной научно-практической конференции. - Калуга: Эйдос, 2010. - С. 7-10.

2. Айвазов, И. Г. Материалы исследования русских мистических сект (в 2-х т.). Вып. 1: Христовщина. Т. 1. - Петроград: Типография П. Я. Синченко, 1915. - 648 с.

3. Акимов, Ю. П., Акимов, Д. Ю. Терминология американского образования: глоссарий. - М.: Ин-т проблем развития ВПО МАДИ (ГТУ), 2004. - 113 с.

4. Андреева, Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2000. -376 с.

5. Асланян, В. Ю. Психологическое воздействие служителей деструктивных религиозных культов как предмет профессиональной оценки экспертами-психологами : дис. ... канд. психолог. наук : 19.00.03. - М.; 2009. - 203 с.

6. Баркер, А. Новые религиозные движения. Практическое введение. -СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 1997. -282 с.

7. Бим-Бад, Б. М. Очерки по истории и теории педагогики. - М.: Изд-во УРАО, 2003. - 269 с.

8. Божович, Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 209 с.

9. Бондарев, Н. В. Психические расстройства у адептов современных религиозных культов («сект»), использующих дезадаптивные методы

воздействия на личность : дис. ... канд. мед. наук : 14.00.18. - М., 2006. -167 с.

10. Буткевич, Т. И. Обзор русских сект и их толков. - Харьков: Типография Губернского Правления, 1910. - 636 с.

11. Василенко, М. М. Предупреждение преступлений, совершаемых членами религиозных тоталитарных сект : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.08. - Саратов, 2006. - 260 с.

12. Вебер, М. Протестантские секты и дух капитализма // Избранное: протестантская этика и дух капитализма. - М.: РОССПЭН, 2006. - С. 648.

13. Веселова, В. В. Американская школа: ценности образования (1960-е -1990-е годы). - М.: Витязь, 1999. - 144 с.

14. Волков, Е. Н. Основные модели контроля сознания (реформирования мышления) // Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. - Минск: Харвест, 2004. - С. 399412.

15. Вульфсон, Б. Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. - М.: Изд-во УРАО, 2003. - 232 с.

16. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2010. - 671 с.

17. Высоцкий, Н. Г. Материалы из истории духоборческой секты. -Сергиев Посад: Типография И. И. Иванова, 1914. - 56 с.

18. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общей ред. М. А. Галагузовой. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 416с.

19. Галицкая, И. А., Метлик В. И. Новые религиозные культы и школа. Пособие для руководителей образования и учителей. - М.: Сентябрь, 2001. - 208 с.

20. Галицкая, И. А., Метлик И. В., Соловьёв А. Ю. О предупреждении внедрения нетрадиционных религиозных объединений и культов деструктивной направленности в учебные заведения. Методические

рекомендации для директоров школ и работников органов управления образованием // Научно-методический журнал «Директор школы». -2000. - № 4 (51). - С. 97-127.

21. Грановская, Р. М. Психология веры. - СПб.: Речь, 2004. - 576 с.

22. Дворкин, А. Л. Сектоведение. Тоталитарные секты: опыт систематического исследования. - 3-е изд., перераб. и доп. - Нижний Новгород: Христианская библиотека, 2007. - 813 с.

23. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. Раздел "Декларации". URL: http : //www. un. org/ru/documents/decl_conv/declarations/relintol. shtml (дата обращения: 10.11.2016)

24. Джуринский, А. Н. История зарубежной педагогики: учеб. пособие для вузов. - М.: ФОРУМ - ИНФРА-М, 1998. - 272 с.

25. Джуринский, А. Н. Сравнительная педагогика. Взгляд из России: моногр. - М.: МПГУ, 2013. - 162 с.

26. Джуринский, А. Н. Сравнительная педагогика: учеб. для магистров. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 440 с.

27. Дзяпина, М. Н. Тоталитарные сектантские организации и их влияние на социальное поведение молодежи : дис. ... канд. социолог. наук : 22.00.08. - М., 2006. - 163 с.

28. Дивногорцева, С. Ю. Взаимодействие культуры и религии в системе современного высшего образования // Вестник Московского университета МВД России. - 2009. - № 5. - С. 6-11.

29. Дмитриев, Г. Д. Критический анализ дидактической мысли в США. -М.: Педагогика, 1987. - 104 с.

30. Дмитриев, Г. Д. Анатомия американского университета. - М.: Школьные технологии, 2010. - 222 с.

31. Единогласное решение Совета Европы: запрос о создании организации помощи жертвам деструктивных культов. Агенство DPA. Страсбург, 22

июня 1999 г. // www.iegova.narod.ru URL: http://www.iegova.narod.ru/prochee/press-reliz.htm (дата обращения: 28.02.16)

32. Елизаров, А. Н. Профилактика вовлечения молодежи в деструктивные религиозные организации / А. Н. Елизаров, А. А. Михайлова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2003 -№ 2. - С. 40-46.

33. Емельянова, Е. В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. - СПб.: Речь, 2004. - 368 с.

34. Ершова, И. А. Подготовка педагога к профилактике девиантного поведения подростков в отечественном и зарубежном социально-педагогическом опыте: на материале Англии и США : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.05, 13.00.08. - Калининград, 2005. - 164 с.

35. Журлова, И. В. Социально-педагогическая виктимология: курс лекций. - Мозырь: УО МГПУ им. И. П. Шамякина, 2010. - 172 с.

36. Захарова, Е. А. Гуманистические подходы к процессу преодоления девиантного поведения подростков в педагогических исследованиях России, США и Канады: вторая половина XX века : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Хабаровск, 2004. - 190 с.

37. Ивановский, Н. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических. - Казань: Типография Императорского университета, 1887. - 254 с.

38. Ильин, И. А. Религиозный смысл философии: Три речи 1914-1923. Поющее сердце: Книга тихих созерцаний. - М.: АСТ : АСТ Москва : Хранитель, 2007. - 285, [3] с.

39. Исаев, И. Ф., Ситникова, М. И. Творческая самореализация учителя: культурологический подход. - М.; Белгород, 1999. - 224 с.

40. Исцеление от «рая». Реабилитация и самопомощь при социальной зависимости / Под науч. ред. Е. Н. Волкова. - СПб.: Речь, 2008. - 392 с.

41. Кантеров И. Я. Новые религиозные движения (введение в основные концепции и термины). - Владимир, Изд-во Владим. гос. ун-та, 2006. -420 с.

42. Козырев, Ф. Н. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечественной перспективе: моногр. — СПб.: Апостольский город, 2005. - 636 с.

43. Кон, И. С. НТР и проблемы социализации молодежи. - М.: Знание, 1986. - 63 с.

44. Кондратьев, Ф. В. Проблема религиозных культовых новообразований («сект») в психолого-психиатрическом аспекте. - М.: Изд-во ГНЦ ССП им. В. П. Сербского, 2000. - 100 с.

45. Концен, П. Фанатизм. Психоанализ этого ужасного явления. -Харьков: Гуманитарный Центр, 2011. - 376 с.

46. Конь, Р. М. Введение в сектоведение. — Нижний Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2008. - С. 496.

47. Корнетов, Г. Б. История педагогики: Введение в курс «История образования и педагогической мысли»: учеб. пособие. - М.: Изд-во УРАО, 2003. - 296 с.

48. Котляров, А. В. Другие наркотики, или Homo Addictus: Человек зависимый. - М.: Психотерапия, 2006. - 480 с.

49. Кузнецова, И. А. Социально-педагогическая профилактика делинквентного поведения молодежи в зарубежной науке и практике: на материале США и Англии : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. -Владимир, 2000. - 163 с.

50. Леванова, Е. А. Психолого-педагогическая концепция программы «Профилактика саморазрушающего поведения детей и подростков» / Леванова Е. А., Тарабакина Л. В., Бабиева Н. С. и др. // Преподаватель XXI век. - 2012. - № 3. - С. 175-190.

51. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, 2004. - 345 с.

52. Лири, Т., Стюарт, М. Технологии изменения сознания в деструктивных культах. - СПб.: Экслибрис, 2002. - 224 с.

53. Лоргус, А., Красникова, О. М. Вина и грех // Консультативная психология и психотерапия. - 2010. - № 3. - С. 165-175.

54. Лютер, М. Лекции о Книге Бытие // Собр. соч. Т. 2. - Фонд «Лютеранское наследие», 2009. - 168 с. // Лютеранское наследие. Классика протестантского богословия на русском языке. URL: http://www.lhf.ru/np/lw2.htm (дата обращения: 07.08.2015).

55. Максакова, В. И. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям. - М.: Academia, 2004. - 205 с.

56. Малкина-Пых, И. Г. Виктимология. Психология поведения жертвы. -М.: Эксмо, 2010. - 864 с.

57. Малькова, З. А. Американская школа: взгляд изнутри // Педагогика. -2000. - № 8. - С. 103-104.

58. Мардахаев, Л. В. Основы социально-педагогической технологии. - М.: Перспектива, 2011. - 89 с.

59. Мартин, У. Царство культов. - СПб.: Логос, 1992. - 351 с.

60. Мартинович, В. А. Введение в понятийный аппарат сектоведения. -Минск: БГУ, 2008. - С. 103.

61. Мартинович, В. А. Профилактика сектантства в школах Австрии // Адукацыя i выхаванне. - 2009. - № 8. - С. 70-74.

62. Мартинович, В. А. Профилактика сектантства в школах Австрии и Германии // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. -2015. - Т. 16, вып. 1. - С. 300-314.

63. Медико-социальные последствия деструктивной деятельности тоталитарных сект. Аналитический обзор / Сост. Ф. В. Кондратьев и др. - М.: Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, 1998. - 60 с.

64. Методика и технологии работы социального педагога: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Б. Н. Алмазов, М. А. Беляева, Н. Н. Бессонова и др.; Под ред. М. А. Галагузовой, Л. В. Мардахаева. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.

65. Мишин, А.А., Язьков, Е.Ф. Конституция США: История и современность - М.: Юридическая литература, 1988. - 320 с.

66. Морозова, О. М. Антинаркотическое воспитание учащейся молодежи в современном педагогическом опыте США и России : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Владимир, 2008. - 209 с.

67. Мудрик, А. В. Социализация человека. - М.; Воронеж: Модэк, 2010. -624 с.

68. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / Под ред. В. А. Сластенина. - 5-е изд., доп. - М.: Академия, 2005. - 200 с.

69. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2006. - 608 с.

70. Мухина, Т. К. Педагогические условия предупреждения вовлечения молодежи в религиозные секты : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. -Владимир, 2008. - 190 с.

71. Нибур, Р. Х. Христос и культура // Христос и культура. Избранные труды Ричарда Нибура и Райнхольда Нибура (сост. Гуревич Л. С., Левит С. Я.). - М.: Юристъ, 1996. - 575 с.

72. Никандров, Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 303 с.

73. Никитская, Е. А., Никитский, М. В. Формы и средства религиозного (православного) воспитания в реалиях современной социально-педагогической практики // Вестник ПСТГУ. Сер. IV. Педагогика. Психология. - 2014. - № 1 (32). - С. 15-24.

74. Николаева, О. А. Система антинаркотического воспитания учащихся в США: на примере программы D.A.R.E. : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Казань, 2006. - 302 с.

75. Овчарова, Р. В. Справочник социального педагога. - М.: Сфера, 2007. - 478 с.

76. Орёл, Н. Психологические механизмы влияния тоталитарных групп на личность: профилактика и преодоление зависимости // Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. - Минск: Харвест, 2004. - С. 413-443.

77. Парамонова, Л. А., Протасова Е. Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Academia, 2001. - 240 с.

78. Пашковский, В. Э. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями: Краткое руководство для врачей. - СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2006. - 144 с.

79. Персон, Б. Борьба против сект: идейные основы и их несостоятельность. - М., 2012. - 190 с.

80. Петрина (Яковлева), М. Г. Зарубежный опыт педагогической профилактики сектантства в молодежной среде /М. Г. Петрина // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия Педагогика. Психология. - 2014. - IV: № 3 (34) (июль, август, сентябрь). - С. 39-47. (0,7 п.л.)

81. Петрина (Яковлева), М. Г. Психологические причины вовлечения молодых людей в деструктивные неокульты («секты») / М. Г. Петрина // Молодой ученый - 2012. - № 11 (46). Т. II. - C. 360-363. (0,4 п.л.)

82. Петрина (Яковлева), М. Г. Психологическое здоровье школьника как одно из главных условий образовательного процесса / М. Г. Петрина // Сборник докладов III Межвузовской конференции молодых ученых по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии. - М.: Издательский отдел Центра развития исследовательской деятельности учащихся REDU, 2008. - C. 301-305. (0,2 п.л.)

83. Петрина (Яковлева), М. Г. Социально-педагогическая виктимология как отрасль знания /А. В. Мудрик, М. Г. Петрина // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия Педагогика. Психология. - 2016. - IV: № 1(40). - С. 38-45. (0,5 п.л., авторство не разделено)

84. Петрина (Яковлева), М. Г. Социально-педагогическая виктимология: исторический экскурс /А. В. Мудрик, М. Г. Петрина // Сибирский педагогический журнал. - 2015. - № 5. - С. 119-125. (0,9 п.л., авторство не разделено).

85. Петрина (Яковлева), М. Г. Универсальные средства сектантского воспитания и социализации адептов деструктивных культов / М. Г. Петрина // Вопросы воспитания. - 2013. - № 1 (14). - С. 58-68. (0,7 п.л.)

86. Петрина (Яковлева), М. Г. Феномен деструктивных неокультов как социально-педагогическая проблема / М. Г. Петрина // Молодой ученый. - 2012. - № 5 (40). Т. III. - С. 476-480. (0,5 п.л.)

87. Петрина (Яковлева), М.Г. Различные подходы к профилактике сектантства в молодежной среде в зарубежной педагогической науке второй половины XX в. — начала XXI в. / М. Г. Петрина // Personal development: psychological foundations and social conditions: Materials of the III international scientific conference on March 29-30, 2015. - Prague: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera - CZ», 2015. - С. 88-94. (0,3 п.л.)

88. Петровский, А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. - М.: Инфра-М, 1998. - 525 с.

89. Пиаже, Ж. Психология интеллекта. - СПб.: Питер, 2003. - 192с.

90. Плешаков, В. А. О «мозаичной культуре» человечества и экзистенциальных последствиях «духовного апокалипсиса» молодежи в эпоху киберсоциализации // Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. - 2015. - № 25. - С. 301-304.

91. Полищук, Ю. И. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность человека // Журнал практического психолога. - 1997. - № 1. - С. 93-97.

92. Полищук, Ю. И. Попытка сайентологических организаций дискредитировать российскую психиатрию // Российский психиатрический журнал. - 2002. - № 1. - С. 9-13.

93. Преображенский, А. Этимологический словарь русского языка. Т. 2. -М.: Типография Г. Лисснера и Д. Совко, 1910-1914. - 419 с.

94. Прозоров, А. Д. Как спасти себя и своего ребенка от тоталитарной секты. - СПб.: «Литера», 2000. - 192 с.

95. Пушкарева, Т. В. Формирование готовности социального педагога к диагностике в профессиональной деятельности. - М.: Изд-во ФГУП ГНЦ РФ, 2007. - 97 с.

96. Рассел, Дж., Кон, Р. Психокульт. - М.: Bookvika publishing, 2012. - 86 с.

97. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2007. -713 с.

98. Садовникова, Ж. В. Подготовка будущих социальных педагогов к профилактике вовлечения молодежи в религиозные секты : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - Тамбов, 2004. - 193 с.

99. Саламатина, И. И. Ресоциализация делинквентных групп несовершеннолетних (на материале США и Англии) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - М., 2008. - 370 с.

100. Серых, А. Б. Психологические основания подготовки педагогов к работе с виктимными детьми : дис. ... док. псих. наук : 19.00.07. -Калининград, 2005. - 356 с.

101. Серякова, С. Б. Воспитательный потенциал дополнительного образования детей // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2013. - № 1. - С. 57-60.

102. Скаткин, М. Н. Современная дидактическая мысль в США // Педагогика. - 1988. - № 7. - С. 135-136.

103. Склярова, Т. В. Православное воспитание в контексте социализации. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. - 149 с.

104. Сластенин, В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

105. Сорокина, И. Р. Социально-педагогические условия профилактики наркотизации среди учащейся молодежи в зарубежной науке и практике: на материалах США и Англии : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - М., 2002. - 197 с.

106. Сухомлинский, В. А. О воспитании. - М.: Политиздат, 1958. - 270 с.

107. Тагунова, И.А. Сравнительная педагогика в эпоху глобальных перемен // Известия Российской академии. - 2010. - № 4. - С. 27-44.

108. Талалова, Л. Н. Психолого-педагогическая подготовка американского учителя: учеб. пособие. - М.: Изд-во РУДН, 1998. - 68 с.

109. Тацит, К. Анналы. Малые произведения / Пер. с лат. А. С. Бобовича под ред. Я. М. Боровского и М. Е. Сергеенко. - М.: Астрель, 2010. - 505, [7] с.

110. Тертуллиан, Квинт Септимий Флоренс. Апологетик. К Скапуле / Пер. с лат., вступ. ст., коммент. и указатель А. Ю. Братухина. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2005. - 256 с.

111. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Отв. ред. Н. Ю Шведова. - М., 2007: Издательский центр «Азбуковник». - 1175 с.

112. Трёльч, Э. Церковь и секта // Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии / Сост. В. И. Гараджа, Е. Д. Руткевич. - М.: Наука, 1994. - С. 226-238.

113. Троицкий, И. Обличение заблуждений штундизма. - Киев: Типография С. В. Кульженко, 1891. - 231 с.

114. Указ Президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс

115. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс

116. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // СПС КонсультантПлюс

117. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. - М.: Фаир-Пресс, 2004. - 574 с.

118. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка. Т. 3 / Пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. - 2-е изд., стер. - М.: Прогресс, 1987. -832 с.

119. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015) "О противодействии экстремистской деятельности" // СПС КонсультантПлюс

120. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СПС КонсультантПлюс

121. Фетисов, Н. Н. Опыт уяснения основных вопросов науки сектоведения. - Киев: Типография Акционерного общества «Петр Барский в Киеве», 1914. - 28 с.

122. Форд Вольфберг, В. Реабилитация пострадавших от психологического насилия // Исцеление от «рая»: реабилитация и самопомощь при социальной зависимости / Под науч. ред. Е. Н. Волкова. - СПб.: Речь, 2008. - С. 209-337.

123. Франкл, В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

124. Фромм, Э. Искусство любить - 2-е изд. - СПб.: Азбука-классика, 2007. - 224 с.

125. Фромм, Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. - М.: Политиздат, 1990. - С. 143-221.

126. Харрис, Р. Психология массовых коммуникаций. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 445 с.

127. Хвыля-Олинтер, А. И. Религиоведение и духовная безопасность: для служащих органов исполнительной власти Российской Федерации / Под ред. А. А. Молчанова. - М.: 2009. - 412 с.

128. Хвыля-Олинтер, А. И., Лукьянов С. А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. - М.: Изд-во Свято-Владимирского братства, 1996.

129. Хонигсгейм, П. Социология религии: дополнительный анализ религиозных институтов // Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. - М.: Изд-во иностр. лит., 1961. - С. 509-543.

130. Цырлина, Т. В. Критический анализ буржуазных концепций «ценностного воспитания» в современной педагогике США : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - М., 1984. - 198 с.

131. Чайкин, В. Н. Формы манипулирования в негосударственных организациях с признаками деструктивных культов в Российской Федерации : дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04. - Нижний Новгород, 2011. - 184 с.

132. Шатохин С. А. Рецензия директора Департамента геополитических исследований Института гуманитарного образования, канд. философских наук С. А. Шатохина от 14.01.2001 на книгу А. Л. Дворкина «Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования» // Очерки российского сектоведения: Сб. / Сост. Г. П. Климов. - СПб.: Ревнители Православия, 2005.

133. Эгильский, Е. Э. Новые религиозные движения. Современные нетрадиционные религии и эзотерические учения: учеб. пособие. / Е. Э.

Эгильский, А. В. Матецкая, С. И. Самыгин. - М.: КНОРУС, 2011. - 224 с.

134. Эльконин, Д. Б. Психология развития / Д. Б. Эльконин - М.: Академия, 2008. - 141 с.

135. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Флинта, 2006 -341 с.

136. Яковлева М. Г. О теоретических основах педагогической профилактики вовлечения американской молодёжи в деструктивные секты / М. Г. Яковлева // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2016. - № 6. - С. 64-68. (0,6 п.л.)

137. Яковлева М. Г. Особенности представительства деструктивных сект и экстремистских религиозных организаций в Интернете / М. Г. Яковлева // Электронный научно-публицистический журнал "Homo Cyberus". -2017. - № 1 (2). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://iournal.homocyberus.ru/iakovleva M Osobennosti predstavitelstva de struktivnyh_sekt_i_iekstremistskih_religioznyh_organizacij_v_Internete (0,5 п.л.)

138. Яковлева М. Г. Особенности юношеского возраста, опосредующие уход молодых людей в деструктивные секты / М. Г. Яковлева // Сибирский педагогический журнал. - 2016. - № 6. - С. 112-117. (0,5 п.л.)

139. Яковлева, М. Г. Возраст как предпосылка виктимизации человека / М. Г. Яковлева // Виктимология. - 2016. - № 2(8). - С. 22-25. (0,4 п.л.)

140. Янушкявичене, О. Л. Духовное воспитание: история и современность. - М.: ПРО-ПРЕСС, 2009. - 78 с.

141. After the Cult: Recovering Together. Type: VHS videotape. Length: 25 min. Date: 1997. Source: American Family Foundation P.O. Box 2265 Bonita Springs, FL 34133 941-514-3081.

142. American Family Foundation, "Cultism: A Conference for Scalars and Policy Makers" // Cultic Studies Journal. Vol. 3. Number 1. 1986. P. 119120.

143. Argyle, M. Psychology and Religion: An Introduction. - London, NY: Routledge, 2000. - 296 p.

144. Aron, R. Cults, Terror, and Mind Control. - Point Richmond: Bay Tree Publishing, 2009. - 215 p.

145. Arweck, E. Researching New Religious Movements. - NY: Routledge, 2006. - 402 p.

146. Austin Society to Oppose Pseudoscience (ASTOP) distributed by ICSA (former American Family Foundation) "Pseudoscience Fact Sheets, ASTOP, 1980.

147. Bailin, S., Siegel, H. Critical thinking // The Blackwell Guide to the Philosophy of Education. - ed. by N. Blake, P. Smeyers, R. D. Smith, P. Standish. - Malden: Wiley-Blackwell, 2002. - 432 p.

148. Bailin, S. Is Critical Thinking Biased? Clarifications and Implications // Educational Theory. — 1995. — Volume 45, Issue 2. - pp. 191-197.

149. Bainbridge, W. S. The Sociology of Religious Movements. - NY, London: Routledge, 1997. - 488 p.

150. Barker, E. New Religious Movements: their incidence significance // New Religious Movements: Challenge and Response - edited by Bryan Wilson. -NY: Routledge, 1999. - Pp. 15-30.

151. Beall L. The Impact of a Modern-Day Polygamy Group on Women and Children // International Cultic Studies Association Today. 2011. Vol. 2. No1.

152. Beardsley, M. Practical Logic. - NY: Prentice-Hall, 1950.

153. Belenky, M. B., Clinchy B. M., Goldberger N. R., Tarule J. R. Women's Ways of Knowing: The Development of Self, Voice, and Mind. - 10th ed. -NY: Basic Books, 1997. - 288 p.

154. Black, M. Critical Thinking. - New York: Prentice Hall, 1952.

155. Blimling, G. S. The Involvement of College Students in Totalistic Groups: Causes, Concerns, Legal Issues, and Policy Considerations // Cults on Campus: Continuing Challenge / Edited by Marcia R. Rudin - American Family Foundation: An International Cult Education Program Book, 1996. -Pp. 21-38.

156. Bloomgarden, A., Langone, M. D. Preventative Education on Cultism for High School Students: A Comparison of Different Programs' Effects on Potential Vulnerability to Cults // Cultic Studies Journal. - 1984. - №Volume 1, Number 2. - pp. 167-177.

157. Bogdan, H. Explaining the Murder - Suicides of the Order of the Solar Temple: A Survey of Hypotheses // Violence and New Religious Movements by James R. Lewis. - NY: Oxford University Press, 2011. - pp. 133-146.

158. Bronfenbrenner, U., Maureen A. M. Influences on Human Development. -2nd revised edition. - Holt McDougal, 1975. - 517 p.

159. Burbules, N. C., Berk, R. Critical Thinking and Critical Pedagogy: Relations, Differences, and Limits // T. S. Popkewitz, L. Fendler, ed. Critical Theories in Education: Changing Terrains of Knowledge and Politics. - NY: Routledge, 1999. - Pp. 67-83.

160. Burbules, N.C., Berk, R. Critical Thinking and Critical Pedagogy: Relations, Differences, and Limits. // Critical Theories in Education: Changing Terrains of Knowledge and Politics - ed. by T. S. Popkewitz, L. Fendler. - NY: Routledge, 2013. - pp. 45-66.

161. Calles, J. L., Lagos, M., Kharit, T., Nazeer, A., Reed. J., Sheikh, S. Religious Cults. The Prevention of Cults. // Handbook of Adolescent Behavioral Problems: Evidence-Based Approaches to Prevention and Treatment / Edited by T. P. Gullotta, G. R. Adams. - NY : Springer, 2008. -pp. 611-629.

162. Chang, P. M. Y. Escaping the Procustean Bed: A Critical Analysis of the Study of Religious Organization, 1930-2001 // Handbook of the Sociology of

Religion / edited by Michele Dillon. - NY: Cambridge Press, 2003. - Pp. 123-136.

163. Chryssides, G. D., Wilkins, M. Z. A Reader in New Religious Movements, - London, NY: Continuum, 2006. - 442 p.

164. Cialdini, R. B. Influence: Science and Practice. - 4th ed. - Needham: Allyn & Bacon Publishing, 2000. - 262 p.

165. Clark, P. B. Japanese New Religious Movement in Brazil // New Religious Movements: Challenge and Response; edited by B. Wilson and J. Cresswell -NY: Routledge. - pp. 197-210.

166. Clarke, P. B. The Encyclopedia of new religious movements. - London: Routledge, 2006. - 720 p.

167. Coleman, J. C. The Nature of Adolescence. — New York-London: Methuen, 1980.

168. Cortes, C. E. Multicultural America: A Multimedia Encyclopedia. - SAGE Publications, Inc, 2013. - 2528 p.

169. Cults on Campus: Continuing Challenge / Edited by M. R. Rudin. -Revised edition. - American Family Foundation: An International Cult Education Program Book, 1996. - 138 p.

170. Curtis, J. M., Curtis, M. J. Factors related to susceptibility and recruitment by cults // Psychological Reports. - 1993. - №73. - Pp. 451-460.

171. Damon, W., Lerner, R. M. Handbook of Child Psychology, Vol. 1: Theoretical Models of Human Development, 6th Edition - Wiley; Volume 1 edition, 2006. - 1088 p.

172. Dewey, J. Democracy and Education. - NY: Free Press; Later Printing edition, 1997. - 384 p.

173. Dewey, J. How We Think. - NY: Create Space Independent Publishing Platform, 2013. - 216 p.

174. Doress, I., Porter, J. N. Kids in cults: why they join, why they stay, why they leave. - Brookline, MA: Reconciliation Associates, 1977. - 172 p.

175. Elleven, R. K., Greenhaw K. J., Allen J. Campus Chaplains: Cult Training and Perception // College Student Journal. - 2004. - №38(2). - pp. 314 - 320.

176. Elleven, R. K., Kern C. W., Moore K. C. Residence Halls and Cults: Fact or Fiction? // Cultic Studies Journal. - 1998. - №Vol. 15, No. 1. - Pp. 68-76.

177. Encyclopedia of Religion and Society / Edited by William H. Swatos. London: AltaMira Press, 1998. - 604 p.

178. Ennis, R. H. A taxonomy of critical thinking dispositions and abilities // Teaching Thinking Skills: Theory and Practice. - NY: W.H. Freeman Publishing, 1987. - Pp. 9-26.

179. Ennis, R. H. Conflicting views on teaching critical reasoning. // R. A. Talaska (Ed.), Critical reasoning in contemporary culture. - Albany: State University of New York Press, 1992. - Pp. 5-27.

180. Ennis, R. H. Goals for a Critical Thinking Curriculum // Arthur L. Costa, ed. Developing Minds: A Resource Book for Teaching Thinking. - 3rd Revised ed. - Alexandria, VA: Association for Supervision & Curriculum Development, 2001. - Pp. 44-46.

181. Ennis, R.H A concept of critical thinking // Harvard Educational Review. -1962. - №32. - Pp. 81-111.

182. Ennis, R.H. Critical thinking: More on its motivation // Progressive Education. - 1956. - May. - Pp. 75-78.

183. Feldmann, T. B., Johnson P. W. Cult membership as a source of self-cohesion: forensic implications: forensic implications // Bulletin of the American Academy of Psychiatry and Law. - 1995 - №23 - Pp. 239-248.

184. FitzGerald, F. Cities on a Hill: A Journey through Contemporary American Cultures - NY: Simon and Schuster, 1986- 416 p.

185. Foubert, J. Lessons learned: How to avoid the biggest mistakes made by college resident assistants. - New York: Routledge, 2007. - 221 p.

186. Galanter, M. Cults and New Religious Movements: A Report of the American Psychiatric Association. - Washington DC: American Psychiatric Assoc., 1989. - 368 p.

187. Galanter, M. Rabkin, R., Rabkin, J., Deutsch, A. The "Moonies": A psychological study of conversation and membership in a contemporary religious sect // American Journal of Psychiatry. - 1979 - № 136(2) - Pp. 165-170.

188. Galanter, M., Halliday S. Cults and New Religious Movements / Ed. by M. Galanter. — Washington: American Psychiatric Publishing, 1989. — 368 p.

189. Gerrig, R. J., Zimbardo, P. G. Psychology and Life, 16th edition - Boston: Allyn and Bacon, 2002. - 624 p.

190. Haack, F.W.: Die neuen Jugendreligionen: Unterrichtstransparente für den Religionsunterricht in Hauptschule, Realschule, Gymnasium und im Konfirmantenunterricht. - 5. Aufl. - München: Evang. Presseverb. f. Bayern, 1990. - 3 S.

191. Hassan, S. Combatting Cult Mind Control. — Newton, MA: Freedom of Mind Press, 2015. — 390 p.

192. Hassan, S. Combatting cult mind control. - Rochester: Park Street Press, 1990. - 237 p.

193. Introvigne, M. Italy's Surprisingly Favorable Environment for Religious Minorities // New Religious Movements in the Twenty-First Century: Legal, Political, and Social Challenges in Global Perspective / Edited by P. C. Lucas and T. Robbins - NY, London: Routledge, 2004. - Pp. 60-67.

194. Jarvis, P. International Dictionary of Adult and Continuing Education. -London: Kogan page, 2002. - 208 p.

195. John, D. F. Cults on campus: Perspectives from the literature // Synthesis: Law and Policy in Higher Education. - 1996. - Fall. - pp. 588-598.

196. Jones, R. The Third Wave // Experiencing Social Psychology - ed. by A. Pines, C. Maslach. - NY: Knopf, 1978. - pp. 144-152.

197. Keiser, T. W., Keiser, J. L. The Anatomy of Illusion: Religious Cults and Destructive Persuasion. - Springfield: Charles Tomas Publisher, 1987. - 144 p.

198. Klosinski, G. Psychokulte: Was Sekten für Jugendliche so attraktiv macht.

- München: Beck, 1996. - 117 s.

199. Kropveld, M. Preventive Education: A North American Perspective // The Phenomenon of Cults: From a Scientific Perspective / Edited by P. T. Nowakowski. - Cracow: Dom Wydawniczy Rafael, 2007. - pp. 381-397.

200. Kropveld M., Pelland M. A. The Cult Phenomenon: How Groups Function

- Quebec: Info-Cult, 2006

201. Lalich, J. Bounded Choice: True Believers and Charismatic Cults. — Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 2004. - 353 p.

202. Lalich, J., Tobias M. Take Back Your Life: Recovering from Cults and Abusive Relationships. — Berkeley, California: Bay Tree Publishing, 2006. -245 p.

203. Langone, M. D. Education Overview: Educators, Cults, and Related Groups // International Cultic Studies Association URL: http://www.icsahome.com/elibrary/studyguides/education (дата обращения: 15.02.2016).

204. Langone, M. D. History of the American Family Foundation // Cultic Studies Review. - 2002. - Vol. 1, No. 1. - pp. 7-33.

205. Levine, A. When dreams and heroes died: а portrait of today's college student. San Francisco: Jossey-Bass, 1980. - 157 p.

206. Levine, S. Radical Departures: Desperate Detours to Growing Up. - NY: Harcourt Brace Jovanovich, 1986. - 216 p.

207. Lewis, J. R. The Encyclopedia of Cults, Sects, and New Religions. -Second edition. - Amherst, N.Y: Prometheus Books, 2001. - 951 p.

208. Lifton, R. J. Thought Reform and the Psychology of Totalism. A Study of "Brainwashing" in China. - NY: Martino Publishing, Mansfield Centre, 2014.

- 368 p.

209. Lipman, M. Thinking in Education. - 2nd ed. - NY: Cambridge University Press, 2003. - 318 p.

210. Louis, J., Palmer, Jr. Encyclopedia of Capital Punishment in the United States. - Second ed. - North Carolina: McFarland & Company Publishers, 2008. - 631 p.

211. Machado, J. M., Botnarescue, H. M. Student Teaching: Early Childhood Practicum Guide. - 7th ed. - Wadsworth: Cengage Learning, 2010. - 384 p.

212. MacHovec, F. J. Cults, personality and pathology // Psychotherapy in Private Practice. - 1991. - № 8(4). - Pp. 77-85.

213. Mansfield, H. The Role of Critical Thinking in Recovery for Ex-members of Destructive Groups. // reFOCUS: Recovering Former Cultists' Support URL:http://www.refocus.org/uploads/3/9/3/8/3938709/critical_thinking_in_re covery_for_ex-members_mansfield.pdf (дата обращения: 3.02.2016).

214. Martin, J. R. Critical Thinking for a Humane World // The Generalizability of Critical Thinking: Multiple perspectives on an educational ideal. - ed. by S. Norris - NY: Teachers College Press, 1992. - Pp. 163-180.

215. Martin, P. R. Cult Proofing Your Kids. - Zondervan Publishing House, 1993. - 208 p.

216. Mason, M. Critical Thinking and Learning. - Malden: Wiley-Blackwell, 2008. - 148 p.

217. McPeck J. Critical Thinking and Education. - Oxford: Martin Robertson, 1981.

218. Melnyk, M. J. When Critical Thinking Doesn't Help: Why It Fails and How to Make It Happen // ICSA Today Magazine. - 2015. - №Vol. 6, No. 2. -pp. 8-11.

219. Melton, J. G., Moore, R. L. The cult experience: Responding to the new religious pluralism. — New York: Pilgrim press, 1982. — 180 p.

220. Miller, R. How to Talk to People Who are Trying to Save You // Cultic Studies Journal. - 1986. - №2 (2). - pp. 296-297.

221. Mizrahi, T., Davis, L. Encyclopedia of Social Work. Volume 1. A-C. -20th ed. - Washington: NASW Press, 2008

222. Muck, T. C., Netland, H. A., McDermott, G. R. Handbook of Religion: A Christian Engagement with Traditions, Teachings, and Practices -Washington: Baker Academic, 2014. - 832 p.

223. Myers, D. G. Social Psychology. - 10th edition. - NY: McGraw-Hill, 2009. - 768 p.

224. Ndirangu, J. M. Youth in Danger: A Handbook for Teachers, Students, Parents, Pastors and Community Workers. - Nairobi: Uzima Press, 2000. -175 p.

225. Nelson, J. K. The Concept of cult // Sociological Review. - 1968. - Vol. 16. - Pp. 351-362.

226. New Religious Movements: A Challenge to the Church. London: Catholic Truth Society (1986) // Chryssides G. D., Wilkins M. Z. A Reader in New Religious Movements - London, NY: Continuum, 2006. - Pp. 398-402.

227. Noblitt, J. R., Noblitt, P. P. Cult and Ritual Abuse: Narratives, Evidence, and Healing Approaches. - 3rd Edition. - Santa Barbara, Denver, Oxford: Praeger, 2014. - 338 p.

228. Patrick, T. Let Our Children Go! - NY: Thomas Congdon Books, 1976. -285 p.

229. Paul, R. Critical Thinking Movement: three waves. // The Critical Thinking Community URL: http://www.criticalthinking.org/pages/critical-thinking-movement-3-waves/856 (дата обращения: 10.03.2016).

230. Paul, R. Teaching Critical Thinking in the strong sense: A focus on self-deception, worldviews and a dialectical mode of analysis // Informal Logic Newsletter. - 1982. - № Vol. 4, No 2. - Pp. 2-7.

231. Phoenix Project // International Cultic Studies Association URL: http://www.icsahome.com/arts (дата обращения: 23.03.2016).

232. Probert, R. Geneva Seeks to Temper Influence of Cults; November 3, 2001 // Swissinfo URL: http://www.swissinfo.ch/eng/geneva-seeks-to-temper-influence-of-cults/2341188 (дата обращения: 7.07.2015).

233. Resources for Educators // International Cultic Studies Association URL: http://www.icsahome.com/elibrary/studyguides/education (дата обращения: 16.02.2016 ).

234. Richardson, J. T. Clinical and personality assessment of participants in new religions // The International Journal for the Psychology of Religion. -1995. - № 5. - Pp. 145-170.

235. Robbins, T. Introduction. Alternative Religions, the State, and the Globe // New Religious Movements in the Twenty-First Century: Legal, Political, and Social Challenges in Global Perspective / Edited by P. C. Lucas and T. Robbins - NY, London: Routledge, 2004. - Pp. 1-20.

236. Royce, J. Primer of Logical Analysis for the use of Composition Students. - San Francisco: A.L. Bancroft, 1881.

237. Rudin, M. Too Good to be True: Resisting Cults and Psychological Manipulation. Teacher's Guide: A Lesson Plan for Middle Schools and High Schools. - American Family Foundation: An International Cult Education Program Book, 1998. - 10 p.

238. Rudin, M. Women, Elderly, and Children in Religious Cults // Cultic Studies Journal: A Journal on Cults and Manipulative Techniques of Social Influence. - 1984. - Vol. 1 No. 1. - Pp. 7-19.

239. Sancti Aurelii Augustini. Hipponensis episcopi. - Neapoli: Impensis Bibliothecae Litterariae in Platea Trinita Maggiore №. 6, 7, 8, 1854. - 888 p.

240. Saying NO Under Pressure. Type: VHS videotape. Length: 29 min. Date: 1994, Source: American Family Foundation P.O. Box 2265 Bonita Springs, FL 34133 941-514-3081

241. Schecter, R. E. Cultism on Campus: Commentaries and Guidelines for College and University Administrators. - American Family Foundation: An International Cult Education Program Book, 1987. - 113 p.

242. Schmitz, E., Friebe, S. Die neuen Jugendreligionen: Öffentliche Akzeptanz und Konversionsmotive. - Göttingen, Hogrefe, 1992. - S. 235-262.

243. Siegel, H. Educating Reason: Rationality, Critical Thinking and Education.

- London: Routledge, 1990. - 192 p.

244. Singer, M. T. Cults in our midst. The continuing fight against their hidden menace / Revised edition. - San Francisco: Jossey-Bass A Wiley Imprint, 2003. - 368 p.

245. Singer M. T., Lalich J. «Crazy» Therapies: What Are They? Do They Work? - San Francisco, Josey-Bass Publishers, 1996.

246. Snow, R. L. Deadly cults: the crimes of true believers. - Westport, London: Praeger, 2003. - 248 p.

247. Stebbing, S. Thinking to Some Purpose. - London: Penguin Books, 1939.

- 248 p.

248. Stein, A. Under the Influence // Teaching Citizenship. - 2011. - Summer. -pp. 22-25.

249. Szubin, A., Jensen, C. J., Gregg, R. Interacting with "cults": A policing model. // The FBI Law Enforcement Bulletin. - 2000. - № 69. - Pp. 16-24.

250. Tallman, I., Marots-Baden, R., Pindas, P. Adolescence Socialization in Cross-cultural Perspective: Planning for Social Change. - New York: Academic Press, 1983. - 348 p.

251. The Cult Observer. - 1997. - Vol. 14, №4.

252. The Cult Observer. - 1998. - Vol. 15, №3/4.

253. Thomadsen, J. Educating Students at Colleges and Universities // Cults on Campus: Continuing Challenge / Edited by M. R. Rudin. - Revised edition. -American Family Foundation: An International Cult Education Program Book, 1996. - Pp. 74-75.

254. Thornburg, R. W. Training Residence Hall Staff // Cults on Campus: Continuing Challenge / Edited by M. R. Rudin. - Revised edition. -American Family Foundation: An International Cult Education Program Book, 1996. - Pp. 44-47.

255. Ullman, C. Cognitive and emotional antecedents of religious conversion. // Journal of Personality and Social Psychology. - 1982. - Vol. 43(1). Pp. 183192.

256. Verdier, P. A. Brainwashing and the Cults: An Expose on Capturing the Human Mind. - Hollywood: Wilshire Book Co., 1977. - 117 p.

257. Wallace, P. H., Roberson, C. Family Violence: Legal, Medical, and Social Perspectives. - 7th ed. - NY: Routledge, 2013.

258. Weekley, E. An Etymological Dictionary of Modern English. - London: John Murray, Albemarle Street, W., 1921. - 1660 p.

259. West, L. J. Persuasive techniques in contemporary cults: A public health approach. // Cultic Studies Journal - 1990. - № 7(2). - Pp. 126-149.

260. West, L. J., Singer, M. T. Cults, quacks and nonprofessional psychotherapies // Comprehensive Textbook of Psyhiatry. - Baltimore: Williams and Wilkins, 1980. - 3365 p.

261. What is a cult? And how does it work? VHS videotape. Length: 56 min. Date: 1995 Source: American Family Foundation P.O. Box 2265 Bonita Springs, FL 34133 941-514-3081.

262. Willis, S. H. The urgent need for education about cults // Phi Delta Kappan. - 1983. - №64. - pp. 500-502.

263. Wright, S. A., Piper, E. S. Families and cults: Familial factors related to youth leaving or remaining in deviant religious groups // Journal of Marriage and the Family. - 1986. - №48. - Pp.15-25.

264. Zimbardo, P. G., Hartley, C. F. Cults Go To High School: A Theoretical and Empirical Analysis of the Initial Stage in the Recruitment Process // Cultic Studies Journal. - 1985. - №2. — pp. 91-148.

265. Zimbardo, P. G. What messages are behind today's cult? // Monitor on Psychology. - 1997. - №5 (May). - P. 14.

266. Zimbardo, P. G. The Lucifer Effect: Understanding How Good People Turn Evil. - NY: Random House Trade Paperbacks, 2008. - 576p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.