Педагогическая система формирования этнотолерантной компетентности старших школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Даумова, Батима Бексултановна

  • Даумова, Батима Бексултановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Омск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 215
Даумова, Батима Бексултановна. Педагогическая система формирования этнотолерантной компетентности старших школьников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Омск. 2011. 215 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Даумова, Батима Бексултановна

Введение.

Глава 1. Теоретические основы формирования этнотолерантной компетентности старших школьников.

1.1. Педагогические основания" процесса формирования этнической толерантности старших школьников в современной школе

1.2. Характеристика педагогической системы формирования этнотолерантной компетентности старших школьников

1.3.Модель процесса формирования этнотолерантной компетентности старших школьников

Выводы по первой главе.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогической системы формирования этнотолерантной компетентности старших школьников.

2.1. Исследование особенностей процесса формирования этнотолерантной компетентности старших школьников

2.2. Построение педагогической системы, обеспечивающей формирование этнотолерантной компетентности старших 118 школьников

2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по апробации системы формированию этнотолерантной компетентности старших школьников.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогическая система формирования этнотолерантной компетентности старших школьников»

Процессы межкультурного взаимодействия и взаимопонимания народов приобретают в настоящее время геополитический характер. Это связано с проблемами миграционных процессов, а также вопросами межкультурного взаимодействия и взаимопонимания народов Азии, Европы, Америки. В международном сообществе все чаще наблюдается обострение межнациональных и межконфессиональных конфликтов, проявлений националистического экстремизма и терроризма.

По данным Стокгольмского международного института по исследованию проблем мира, более 70% всех военных конфликтов в конце XX века на планете Земля были межэтническими. Исходя из современной реальности, одним из наиболее значительных сущностных понятий, отвечающих сложным процессам развития мировой цивилизации в настоящее время, является понятие «толерантность».

Толерантность принята на международном уровне как норма межэтнических и межконфессиональных отношений, что отражено в «Декларации принципов толерантности», подписанной в ноябре 1995 года 185 государствами-членами ЮНЕСКО, а также в «Декларации тысячелетия», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в сентябре 2000 года, в которой в качестве фундаментальных ценностей человечества определены свобода личности, равенство, терпимость, а первое десятилетие XXI века было провозглашено «Международным десятилетием культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты».

Несмотря на отсутствие межнациональных распрей и конфликтов, внимание к гармонизации этнических взаимоотношений представляет для современного Казахстана, где проживает свыше 140 этносов и 40 конфессий, особую актуальность. Это связано с тем, что в сложных условиях социально-культурной дезинтеграции сохранение национально-культурного своеобразия различных наций и этносов не противоречит идее создания целостного этнотолерантного культурного пространства Казахстана и является частью национальной политики республики.

Укрепление межнационального согласия названо одной из главных задач в Послании Президента страны H.A. Назарбаева народу Казахстана «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана»; в республике принята Доктрина национального единства и другие основополагающие документы.

Исходя из этого, одной из важных составляющих учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе является задача формирования этнотолерантности как основы гражданского согласия в демократическом государстве, которая содействует единению этносов, помогает избежать общие для человечества опасности, такие, как эгоцентризм, национализм, шовинизм.

Этнотолерантная проблематика сложная и многосоставная, многие ее понятия недостаточно разработаны, несмотря на то, что в начале XXI века науки, изучающие этнические проблемы, активно развиваются. Метапонятие «этнотолерантность» продуцирует метанаучный и системный подходы в ее изучении. Сложность ее структуры и внутренних связей обуславливает появление поля междисциплинарных исследований и дискуссий в современном постижении этнотолерантности. Ключевая проблема этнотолерантного образования — формирование этнотолерантной компетентности.

В настоящее время школа осталась главным и самым массовым институтом общества, который способен осуществлять систематическое обучение и воспитание подрастающего поколения. На наш взгляд, особое внимание формированию этнотолерантной компетентности необходимо уделять на старшей ступени школы, поскольку возраст старших школьников является важнейшим периодом в социальном развитии человека. Именно в старших классах формируется личностная идентичность учащихся, осваиваются различные социальные роли, повышается интерес к вопросам этнической принадлежности, закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе готовность к взаимодействию и сотрудничеству или конфликтность, терпимость к инакомыслию или социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к иному. Роль школы, призванной благотворно влиять на процесс развития самосознания личности, в данном случае трудно переоценить.

Важно, чтобы в школах такая работа проводилась системно, целенаправленно, однако, как показывает опыт, в реальном учебно-воспитательном процессе работа по формированию этнотолерантных качеств личности, терпимости к представителям разных национальностей носит бессистемный, фрагментарный характер. Большинство учителей, по нашим данным, недостаточно подготовлены к этому направлению воспитания. Вместе с тем, в ряде ключевых компетентностей выпускника школы, исходя из реалий сегодняшнего мира, этнотолерантная компетентность, является одной из важнейших, поскольку становится залогом успешной социализации и формирования готовности личности к межкультурному, межэтническому взаимодействию, к терпимости инакомыслия, к иному облику, языку, осознанию норм и ценностей полиэтнического общества.

Изучению формирования этнотолерантной компетентности подрастающего поколения посвящено значительное количество исследований. В отечественной философской, социологической и педагогической науке широко представлены работы, в которых под разными углами зрения и с разных методологических позиций рассматриваются такие важные компоненты ценностно-смыслового мира казахстанской молодежи, как ее этнокультурная и конфессиональная самоидентификация (Ж.М. Абдильдин, К.К. Айтхожин, С.А. Аязбеков,

B.Ю. Дунаев, Д. Жазыбаев, С.С. Жумашева, В.Д. Курганская, С.Е. Нурмуратов и др.).

В исследование этнополитики Казахстана значительный вклад внесли Б.Б. Абдыгалиев, Л.А. Байдельдинов, Т.С. Жакупова, К.Е. Кушербаев, Г.О. Насимова, А.Н. Нысанбаев, Н.В. Романова, Т.С. Сарсенбаев,

C.Х. Серажиева, М.М. Сужиков, Б.Б. Турабекова и др.

Проблемам этнокультурного образования и воспитания посвящены работы Р.Б. Абсаттарова, В.К. Бацына, B.C. Библера, С.К. Бондырева, И.В. Колоколовой, ' Ю.М. Политовой, П.В. Степанова, В.В. Шалина, Т.М. Шакировой и др.

Фундаментальное исследование теоретико-методологических основ формирования этнической толерантности у учащихся общеобразовательных школ проведено З.Б. Кабылбековой. М.Б. Насыровой представлена концептуальная модель реализации этнопедагогического подхода в воспитании культуры межнационального общения студента, где основным направлением педагогической деятельности является включение студента в межэтническое общение, партнерство с общественными и культурологическими организациями. '

За рубежом и в России проблемы развития межнациональных взаимоотношений в образовательной среде рассматривались в трудах Т. Адорно, М. Баретт, Е.П. Белинской, Дж. Бери, М. Боткина, И.А. Дадова, М.Х. Дзейтовой, В.А. Ершова, А.Г. Здравомыслова, А. Кардинера^ Д.И. Латышиной, Д.А. Матазова, H.A. Платоновой, Т.В. Поштаревой, И.Г. Пчелинцевой, Б.Э. Риэрдон, Э.Соколовой, Т.Г. Стефаненко, Р. Хенви и др.

Широко раскрыта сущность понятия «толерантность» в работах казахстанских и российских ученых З.Б. Абетовой, B.C. Агеева, З.С. Айдарбекова, А.Г.Асмолова, Б.С. Гершунского, JIM. Дробижевой, JI.M. Ивановой, Л.П. Ильченко, Е.Ю. Клепцовой, В.А. Лекторского, П.И. Мамедова, И.В. Пескова, Н.И.Подобед, В.А. Тишкова, М.С. Юнусовой и др.

Формирование этнической толерантности в младшем школьном возрасте рассматривалось Н.М. Кудряшовой, Г.В. Палаткиной, O.A. Спициной; у учащихся старших классов — Т.В. Глуховой, И.А. Липатовой, М.К. Оксузяном, Л.И. Паиной, C.B. Мутерперель, B.C. Собкиным и др.

Развитию этнотолерантности в образовательной среде, включающей взаимодействие школы с родительской общественностью, с учреждениями дополнительного образования, посвящены исследования Е.В. Брянцевой, Д.В. Лепешева, O.A. Судник, О.Ю. Межиной, В.Г. Ушаковой и др.

Все проведенные исследования, несомненно, представляют большую ценность как для педагогической науки, так и практики; в то же время проблема формирования этнотолерантной компетентности у школьников еще не являлась объектом специального изучения. Таким образом, несмотря на интенсивность исследований в этой области, вопросы разработки системы воспитания этнотолерантной компетентности школьников изучены в педагогической-науке недостаточно.

Рассмотрение различных подходов к проблеме формирования этнотолерантной компетентности школьников позволило выявить противоречия между:

• объективной потребностью общества и государства в выпускниках школы, обладающих этнотолерантными качествами личности, и отсутствием разработанной эффективной воспитательной системой, обеспечивающей их формирование;

• необходимостью адаптации старших школьников к современным реалиям полиэтнического казахстанского и мирового общества и недостаточной их подготовленностью к межэтническому взаимодействию;

• необходимостью формирования этнотолерантных качеств личности старших школьников в учебно-воспитательном процессе школы и недостаточной подготовленностью учителей к целенаправленной педагогической деятельности по их формированию;

• необходимостью реализации компетентностного подхода в практике образовательного процесса школ и отсутствием современных педагогических технологий, обеспечивающих воспитание этнотолерантной компетентности школьников.

В связи с необходимостью разрешения этих противоречий была сформулирована исследовательская задача, связанная с выявлением основных характеристик педагогической системы формирования этнотолерантной компетентности старших школьников. Это обусловило выбор темы исследования: «Педагогическая система формирования этнотолерантной компетентности старших школьников».

Объект исследования: процесс формирования этнической толерантности старших школьников в средней школе.

Предмет исследования: педагогическая система формирования этнотолерантной компетентности старших школьников.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогическую систему формирования этнотолерантной компетентности старших школьников.

В основу исследования была положена гипотеза, исходящая из того, что педагогическая система формирования этнотолерантной компетентности старших школьников включает в себя:

• ценностно-смысловую ориентацию системы, предполагающую овладение старшими школьниками знаниями культуры и норм межнационального взаимодействия, наличия позитивных социальных установок, предотвращающих проявление национализма и возникновения негативных национальных стереотипов, умений и опыта построения позитивных отношений в этнокультурной среде;

• насыщение элементов педагогической системы: целей, содержания, форм и методов, результата осуществления образовательного процесса, этнотолерантным содержанием, освоение которого старшими школьниками способствует формированию готовности к взаимодействию в полиэтнической среде;

• построение образовательного процесса на основе реализации модели формирования этнотолерантной компетентности, отражающей содержание и условия освоения старшими школьниками этнокультурных ценностей;

• мониторинг результативности педагогической системы, содержание которого позволяет выявить тенденции развития этнотолерантной компетентности старших школьников.

В соответствии с гипотезой, целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:

1. Изучать и проанализировать состояние исследуемой проблемы в педагогической науке и раскрыть сущность этнотолерантной компетентности старших школьников.

2. Определить воспитательный потенциал образовательного процесса в старших классах, способствующий построению системы формирования этнотолерантной компетентности старших школьников.

3. Разработать • модель процесса формирования этнотолерантной компетентности старших школьников, обеспечивающую освоение этнокультурных ценностей в образовательной среде школы.

4. Разработать и внедрить комплексную программу формирования этнотолерантной компетентности, содержание которой направлено на актуализацию воспитательных возможностей образовательного процесса и интегрированной этнотолерантной среды, обеспечивающей приобретение опыта этнотолерантного поведения старшеклассников.

5. Разработать критерии результативности педагогической системы формирования этнотолерантной компетентности старших школьников в процессе реализации построенной модели.

В качестве методологических подходов в исследовании выступили:

- системный, позволяющий рассматривать процесс формирования этнотолерантной компетентности как педагогическую систему (В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, Т.Т. Галиев, М.С. Каган, Ю.А. Конаржевский, В.Н. Садовский, Ш.Т. Таубаева, Э.Г. Юдин и др.);

- личностно-деятельностный, базой которого является теория формирования социально значимых качеств личности (П.Я. Гальперин,

B.B. Давыдов, A.H. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.В. Суходольский, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.);

- компетентностный, рассматривающий результат воспитания как способность человека действовать в различных проблемных ситуациях (О.В. Акулова, В.И. Байденко, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, O.E. Лебедев, В.В. Сериков, В.Д. Шадриков, A.B. Хуторской, и др.); Теоретическую основу исследования составили:

- идеи гуманистической, личностно-ориентированной педагогики (Ы. Алтынсарын, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, М. Жумабаев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);

- гуманизации целостного педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, A.A. Вербицкий, Б.С. Гершунский, В.А. Сухомлинский, В.А. Сластенин и др-);

- положения о деятельностной сущности личности, закономерностях её развития и формирования (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, Л.Н. Коган,

A.Н. Леонтьев и др.);

- исследования, посвященные особенностям возрастного развития старших школьников (A.B. Мудрик, И.С. Кон, H.H. Подобед, Н.Ф. Радионова, Д.Б. Эльконин и др.);

- концепции образования в духе культуры мира, демократии, прав человека (Ж.М. Абдильдин, М.А. Абсатова, A.C. Байбосынова, М.М. Бахтин,

B.C. Библер, Г.А. Бейсенова, Д. Дьюи, П.И. Мамедов, A.A. Мейер и др.);

- этнопедагогические теории обучения и воспитания (М.Х. Балтабаев, Г.Н. Волков, К.Б. Жарикбаев, К.Ж. Кожахметова, B.C. Кукушин,

C.А. Узакбаева и др.);

- работы о формировании компетентностей и компетенций (В.А. Адольф, А.Л. Андреев, А.Б. Афанасьев, A.C. Белкин, И.А. Зимняя, А.Н. Дахин, С.А. Денисова, A.B. Хуторской и др.).

В ходе работы был использован комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, социологической, психологической, педагогической и научно-методической литературы, изучение нормативно-правовых документов Республики Казахстан, моделирование, анализ, обобщение; эмпирические — изучение и обобщение опыта работы педагогов, педагогический эксперимент, включенное педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, беседы, тестирование, метод экспертных оценок; методы статистической "обработки результатов экспериментального исследования.

Этапы исследования:

Первый этап (2006-2007 гг.) - {теоретический) — включал теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме формирования этнокультурных качеств личности школьников с целью определения методологической и теоретической базы исследования. На этом этапе были выявлены и осмыслены противоречия, обусловившие выбор темы исследования, определены его цели, задачи, гипотеза, понятийно-категориальный аппарат.

Второй этап (2008-2010 гг.) - (<опытно-экспериментальный) - был посвящен организации опытно-экспериментальной работы, уточнялась рабочая гипотеза, состоялось осмысление сущности этнотолерантной компетентности старшего школьника, определялись компоненты модели этнотолерантной компетентности старшего школьника и педагогической системы формирования этнотолерантной компетентности старших школьников в учебно-воспитательном процессе средней школы, проводился констатирующий и формирующий эксперименты.

Третий этап (2010-2011гг.) — (аналитико-обобщающий) - здесь анализировалась эффективность предложенной системы формирования этнотолерантной компетентности старших школьников; корректировались и уточнялись теоретические положения, оформлялась диссертационная работа.

База исследования: Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе средних школ г.Костаная и с.Аулиеколь, ИПК работников образования г. Костаная. Формирующий эксперимент проводился в СШ № 1, СШ № 2, СШ №10, СШ № 17, в эксперименте принимали участие 188 учащихся 10-х классов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- в разработке и научном обосновании педагогической системы формирования * этнотолерантной компетентности старших школьников, особенностью которой является целостность, взаимосвязь и взаимодействие следующих компонентов:

• целевого, направленного на приобщение школьников к признанию и уважению культур народов, совместно проживающих в многонациональном государстве; содержательного, отражающего деятельность педагогов школы на создание этнотолерантной среды, вызывающей положительную мотивацию старших школьников к овладению этнокультурными ценностями;

• деятельностного, основанного на использовании современных педагогических технологий, использование которых обеспечивает обогащение положительного опыта толерантного поведения школьников;

• результативного, отражающего оценку сформированности этнотолерантной компетентности старших школьников в педагогическом процессе школы;

- в создании и теоретическом обосновании модели, отражающей особенности процесса формирования этнотолерантной компетентности старших школьников, реализация этих особенностей характеризует этнотолерантную среду общеобразовательной школы, а содержание представлено в совокупности компонентов: социально-правового отражающего знания этнополитики государства и позитивные установки школьников; социально-перцептивного, выражающего степень уважения к уникальной культуре народов, совместно проживающих в многонациональном государстве; когнитивного, направленного на формирование знания культур различных этносов, норм и правил поведения в этнокультурной среде; поведенческого, определяющего умения толерантного взаимодействия и межэтнического общения;

- в определении критериев результативности формирования этнотолерантной компетентности старших школьников, к которым отнесены:

• когнитивный, отражающий знания особенностей и специфики межличностных и социальных отношений в полинациональной среде; дивергентность, гибкость мышления, позволяющая преодолевать этностереотипы;

• мотивационно-ценностный, характеризующий наличие интереса к укладу другой этнической общности; потребность в социально-позитивном общении в различных группах детей и взрослых полиэтнического состава; направленность на достижение взаимопонимания, сотрудничества в различных видах социальной деятельности, в которой участвуют представители различных этнокультур;

• поведенческий, проявляющийся в социально-позитивных реакциях на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей; сформированности умений утверждать на практике принципы сотрудничества в ходе межнационального взаимодействия.

- в научном обосновании и разработке педагогических подходов к использованию технологий формирования этнотолерантной компетентности старших школьников, сущностью которых является создание этнотолерантной среды, а основу составляют образовательные ситуации, требующие этнотолерантного поведения и проявления толерантной позиции;

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

- обогащен понятийный аппарат педагогической науки путем определения содержания понятия «этнотолерантная компетентность старших школьников» как одного из видов социальной компетентности, в структуру которого входят совокупность взаимосвязанных компонентов: социально-правового, социально-перцептивного,' когнитивного, поведенческого, отражающих знания, умения, отношение, опыт и готовность к межкультурному взаимодействию в различных видах деятельности;

- в конкретизации социально-педагогической сущности понятия «этнотолерантная компетентность старших школьников», характеризующейся сложной структурой, в которой выделяются следующие компоненты: целевой, содержательный, педагогически обеспечивающий, деятельностный и результативный. Основу этих компонентов составляют содержательные элементы этнотЬлёр"антной компетентности:

• социально-правовой, характеризующийся отношением личности к законам государства;

• социально-перцептивный, отражающий интерес, отношение и потребность школьников в межэтническом взаимодействии;

• когнитивный, содержание которого представляют знания норм и правил поведения школьников в полиэтнической среде;

• поведенческий, характеризующийся умениями старших школьников строить позитивное взаимодействие с представителями различных этносов.

Практическая значимость исследования определяется:

- в разработке, обосновании и внедрении в образовательный процесс общеобразовательной школы комплексной программы, основанной на сотрудничестве старших школьников в условиях этнокультурной, толерантной среды. Содержание программы строится на взаимосвязи четырех основных блоков: мотивационно-целевого, обеспечивающего развитие позитивных установок школьников к межнациональному взаимодействию; содержательного, раскрывающего систему знаний учащихся о способах, нормах, правилах межэтнического сотрудничества в поликультурной среде; операционного, включающего старших школьников в различные виды сотрудничества, где отрабатывается поведенческая техника проявления этнотолерантности; рефлексивного, развивающего способности к анализу и самоанализу ситуаций взаимодействия в поликультурной среде школы.

- созданием научно-методических центров развития этнотолерантной компетентности школьников в экспериментальных школах, как составной части педагогической системы формирования этнотолерантной компетентности;

- разработкой учебной программы курса по выбору, пособия и электронного учебно-методического комплекса для учащихся 10 классов «Казахстан - Родина всех своих граждан»;

- разработкой учебной программы и учебно-мётодического пособия для учителей ««Педагогика этнотолерантности»;

- разработкой форм организации деятельности научно-методического центра, включающего постоянно действующий семинар для учителей, осваивающих курс «Педагогика этнотолерантности», научно-методическую деятельность проектных групп в общеобразовательных школах, школьные конференции и круглые столы с участием педагогов и школьников и др.;

- созданием диагностического инструментария определения уровней сформированности этнотолерантной компетентности старших школьников.

Полученные результаты могут быть использованы в школах в процессе формирования этнотолерантной компетентности школьников, в педагогических вузах и институтах повышения квалификации учителей - в процессе профессиональной подготовки и переподготовки педагогов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Этнотолерантная компетентность старших школьников - это интегральное качество личности, базирующееся на овладении когнитивного, социально-правового, социально-перцептивного и поведенческого компонентов, отражающих знания культуры и норм межнационального взаимодействия, наличие позитивных социальных установок и опыта социально-правовых действий в полиэтнической среде, умения построения позитивных отношений и предотвращения рисков возникновения негативных национальных стереотипов и проявления национализма, владение техникой поведения в этнотолерантной среде.

2. Педагогическая система формирования этнотолерантной компетентности старших школьников рассматривается как совокупность ряда компонентов, включающих:

• целевой компонент, направленный на приобщение школьников к признанию и уважению культур народов, совместно проживающих в многонациональном государстве;

• содержательный компонент, предполагающий создание в педагогическом процессе особой этнотолерантной среды, вызывающей положительную мотивацию к овладению этнокультурными ценностями;

• деятельностный компонент, представленный педагогическими средствами (формы, методы, технологии и др.), использование которых обеспечивает обогащение положительного опыта толерантного поведения школьников;

• результативный компонент, отражающий сформированность этнотолерантной компетентности старших школьников.

3. Модель процесса формирования этнотолерантной компетентности старших школьников представляет собой:

- совокупность социально-правового, социально-перцептивного, когнитивного и деятельностного компонентов, отражающих этнокультурные знания, умения и опыта выстраивания межэтнического взаимодействия, предотвращения проявлений национализма, наличия позитивных социальных установок;

- педагогические условия интеграции этнокультурной среды школы и социума, реализация которых способствует активности старшеклассников в участии и партнерстве с различными государственными и общественными организациями в осуществлении социально значимых дел;

- разработанные педагогические технологии, содержанием которых является целенаправленная деятельность педагогов по созданию ситуаций, направленных на обогащение опыта этнотолерантного сотрудничества;

- комплексную программу, содержание которой направлено на приобретение знаний, умений и опыта построения позитивных межэтнических отношений всех субъектов образовательного процесса.

4. Мониторинг результативности педагогической системы, основанный на когнитивном, эмоционально-мотивационном и деятельностном критериях позволяет выявить тенденции "развития этнбтолерантной компетентности старших школьников, проявляющиеся в:

• интересе к культуре различных этносов;

• знании норм и правил поведения в полиэтнической среде;

• наличии опыта социально-правовых действий в различных ситуациях межэтнической коммуникации;

• уважении к уникальной культуре каждого этноса и позитивных социальных установках;

• эмоционально-ценностном отношении к овладению культурой поведения в полиэтнической среде.

Обоснованность и достоверность основных теоретических положений и практических выводов обеспечивается непротиворечивостью теоретико-методологических позиций, соответствием избранных методов цели, задачам и содержанию исследования; разнообразием привлеченных источников и использованием сравнительно-сопоставительного анализа; использованием опыта многолетней практической деятельности диссертанта; внедрением полученных результатов в практику работы общеобразовательных школ, воспроизводимостью результатов исследования и их репрезентативностью, статистической значимостью экспериментальных данных, сочетанием их количественного и качественного анализа.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы на базе СШ №1, СШ № 2, СШ №10, СШ № 17 г.Костаная, а также в ходе обсуждений на городских августовских педагогических конференциях (Костанай, 2008-2010); на международных, республиканских, областных научно-практических конференциях:

Современные исследования социальных проблем» (Краснояск, 2011); «Парадигма современной науки глазами молодых» (Челябинск, 2011); «Педагогическая наука сегодня: философско-методологические проблемы» (Москва, 2011); «Социум и жизненное пространство личности» (Пенза, 2011); «Психология и педагогика: пути и методы развития» (Пенза, 2011); «Интеграция этнокультурной "традиции в системе образования» (Горно-Алтайск, 2010); «Развитие патриотизма и гражданственности в РК» (Костанай, 2009); «Байтурсыновские чтения» (Костанай, 2010); «Развитие системы образования: инновации и технологии» (Актобе-Алматы, 2010); «Актуальные проблемы развития отечественного образования и науки в условиях глобализации» (Костанай, 2010); «Созвучие педагогического наследия Абая Кунанбаева и Ыбырая Алтынсарина и современность» (Костанай, 2010); в публикациях научно-исследовательских журналов и т.д. Методические рекомендации и результаты исследования внедрены в образовательный процесс школ г.Костаная.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Объем основного текста диссертации составляет 166 страниц. Текст содержит 16 таблиц, 9 рисунков, 6 приложений. Список использованной литературы включает 225 источников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Даумова, Батима Бексултановна

Выводы по второй главе

Опытно-экспериментальная работа строилась в соответствии с разработанной моделью процесса формирования этнотолерантной компетентности школьников и состояла из констатирующего и формирующего экспериментов.

Исследование всех компонентов модели показало, что в общеобразовательных школах, принимавших участие в эксперименте, недостаточно внимания уделялось целевому компоненту этнотолерантного воспитания школьников. Это убедительно отразилось в целевых установках старшеклассников и воспитательных целях, которые реализовывали педагогические коллективы школ. При этом было обнаружено противоречие между теми целями, которые заявляют школьники в своих мнениях, оценках, высказываниях и теми реальными действиями, которые в большинстве случаев не совпадают с этими декларируемыми целями.

Оценка когнитивного критерия этнотолерантной компетентности школьников показала, что большая часть обучаемых недостаточно владеет знанием норм и правил этнотолерантного поведения, тогда как педагоги, в построении воспитательной работы, отдают преимущество традиционным воспитательным целям: ответственности, дисциплинированности, правопослушанию и пр. Значительно меньше внимания уделяется вопросам воспитания этнотолерантности обучаемых.

Исследование содержательного компонента модели процесса формирования этнотолерантной компетентности школьников показало, что в педагогической практике учителя недостаточно внимания уделяют возможностям учебной и внеучебной деятельности школьников в воспитании этнотолерантных качеств.

Содержание предметов, изучаемых старшеклассниками, не всегда использовалось для обогащения знаний об этнокультуре разных народов, дидактические цели урока редко дополнялись этнотолерантным содержанием.

Большинство форм и методов учебной и внеучебной работы носило традиционный характер, слабо связанный с решением проблем воспитания толерантности учащихся как одного из основных качеств их нравственной воспитанности. В результате исследования нами были получены невысокие оценки межэтнической информированности школьников, наличие интереса к * иноэтнической культуре, гибкости в преодолении негативных стереотипов, гражданской активности и др.

Изучение педагогически обеспечивающего компонента показало, что в школах не разрабатывается и не внедряется цельная программа этнотолерантного воспитания учащихся, как система, обеспечивающая формирование этнотолерантных качеств школьников. Работа в этой сфере ведется без учета особенностей поликультурной среды, отношений складывающихся между учащимися разных национальностей.

В практике работы большинства педагогов редко использовались « современные технологии этнотолерантного воспитания, включающие создание ситуаций взаимодействия школьников, обогащающих их опыт этнотолерантного поведения.

Изучение и анализ деятельностного компонента модели показали, что мотивационный, познавательный и деятельностный этапы процесса формирования этнотолерантной компетентности старшеклассников нуждаются в серьезной образовательной поддержке, где могли бы интегрироваться этнокультурные знания, этнотолерантный опыт, межэтническое взаимодействие и сотрудничество школьников в различных видах общения и деятельности.

Этот вывод мы сделали, анализируя данные полученные в результате исследования особенностей этнокультурных установок школьников, уважительного отношения к традициям и культурам других национальностей, наличия опыта поведения в полиэтнической среде. Преобладание низкого уровня в перечисленных , качеств, свидетельствовали о необходимости включения в образовательный процесс старшеклассников нового, современного содержания образования, обеспечивающего формирование и развитие этнотолерантных качеств старшеклассников.

Констатирующий эксперимент обнаружил достаточно низкий уровень слагаемых этнотолерантной компетентности. Это свидетельствовало о том, что результативный компонент модели слабо отражает требования современного общества республики Казахстан к своим гражданам. Среди этих требований, одним из важнейших, как вытекает из этнополитики, проводимой в Казахстане, является наличие достаточного уровня сформированности этнотолерантной компетентности молодежи. С учетом этих требований мы строили формирующий эксперимент, создавая педагогическую систему, направленную на формирование этнотолерантной компетентности школьников.

Решающую роль, в построении такой системы сыграла разработанная и реализованная комплексная программа, направленная на формирование этнотолерантной компетентности старшеклассников. Это программа, которая включала: 1) насыщение образовательного процесса этнотолерантным содержанием; 2) разработку организационно-педагогических условий включения школьников в участие в различных мероприятиях социально-значимого характера; 3) создание научно-учебно-методических центров в экспериментальных школах, позволявших объединить творческие возможности педагогов в вопросах этнотолерантного воспитания; 4) разработку и реализацию спецкурса для учащихся старших классов «Казахстан - Родина всех своих граждан»; 5) разработку и претворение в образовательную практику обучающего курса для педагогов «Педагогика этнотолерантности».

Процесс реализации названной программы показал, что построение педагогической системы формирования этнотолерантной компетентности школьников должен осуществляться комплексно. Для этого необходимо изучить и использовать все резервы образовательного процесса: его целей, содержания, современных форм образовательной работы, педагогических технологий. Одновременно необходимо задействовать творческий потенциал педагогов, обеспечив их продуктивную деятельность организационнопедагогическими условиями приобретения опыта насыщения содержания различных предметов этнотолерантным компонентом. Особое внимание в формировании этнотолерантной компетентности требуется уделить участию школьников в различных акциях гражданского характера: государственных праздников, днях национальных культур, фестивалях, конкурсах и других мероприятиях, в которых происходит размывание этнических границ и формируется единый гражданский дух и общественное единение.

Проведенное исследование показало, что построение педагогической системы, формирующей этнотолерантную компетентность школьников, обеспечивается внедрением в образовательный процесс специального обучающее-воспитывающего курса «Казахстан - Родина всех своих граждан», а для педагогов, принимавших участие в эксперименте, разработку и внедрение спецкурса «Педагогика этнотолерантности». Эти курсы, в конечном итоге, сыграли важнейшую роль в получении положительных результатов экспериментальной работы. По сути, они интегрировали воспитательные возможности образовательного процесса в школе и внеучебной деятельности старшеклассников, обогащали этнотолерантное сознание учащихся и опыт этнотолерантного поведения. Полученные положительные результаты формирующего эксперимента подтвердили положения гипотезы исследования и свидетельствовали о решении всех поставленных исследованием задач.

Заключение

Необходимость поиска путей повышения эффективности деятельности образовательных учреждений по формированию этнотолерантной компетентности старших школьников обусловлена возросшими требованиями полиэтнического мира и республики Казахстан к решению данной проблемы. Формирование этнотолерантной компетентности как основы гражданского согласия в любом демократическом государстве является одной из самых важных составляющих процесса нравственного воспитания подрастающего поколения. Следовательно, актуальность проблемы формирования этнотолерантной компетентности старших школьников обусловлена мировой проблемой. Она обозначена в Декларации толерантности, а также полиэтничностью государства Казахстан. В работе показано, что значительная роль в решении вопросов этнотолерантного воспитания принадлежит такому важнейшему институту социализации личности, какой является средняя школа.

Теоретический анализ исследуемой проблемы показал, что вопросы воспитания этнотолерантности, как нравственного качества личности, рассматривались в истории образования, начиная с размышлений античных философов и педагогов, в работах которых имела место особая озабоченность о приобщении молодых поколений к ценностям, созданным различными народами, уважительного к ним отношения.

В последнее время усилилось внимание к вопросам воспитания этнотолерантности и значительно расширился спектр исследований в этой области. В педагогической литературе в достаточной степени представлен понятийный аппарат по этой проблеме. Здесь полно и подробно раскрыты такие понятия,' выраженные педагогическим языком, как «толерантность» «этнотолерантность», «этническая толерантность», «межэтническая толерантность» и т.д. Вместе с тем, формирование этнотолерантной компетентности школьников старших классов рассмотрены явно недостаточно. Этнотолерантность, как проявление способности индивида к осуществлению определенной деятельности, с нравственным содержанием на основе полученных знаний, умений и приобретения ее опыта не стало пока предметом широких педагогических изысканий, а, следовательно, не ставился вопрос о разработке педагогической системы формирования этнотолерантного воспитания старшеклассников. В теории и практике педагогики не анализировалась проблема оценки результативности образовательного процесса с позиции наличия такой системы в практике работы современной школы и сформированности этнотолерантной компетентности учащихся как его результата.

Таким образом, изучив и проанализировав состояние и развитие проблемы в философской, психологической, социологической и педагогической науке, было выяснено, что формирование этнотолерантных качеств личности на протяжении многих веков признавалось одной из самых актуальных задач нравственного воспитания. Установлено, что понятия «толерантность», «этнотолерантность», «межэтническая толерантность» носят интегральный характер и рассматриваются как совокупность социально значимых нравственных качеств личности, обеспечивающих ее адаптацию в полиэтническом обществе.

Решение теоретических задач исследования было связано с анализом этнотолерантной компетентности как педагогического понятия. Здесь было выявлено, что школьник, обладая данной компетентностью, может и должен выступать активным носителем опыта в области этнотолерантного поведения и межэтнического взаимодействия. Знания и умения в этой области позволяют старшекласснику принять своеобразие образа жизни конкретных этнических общностей, правильно оценивать специфику и условия взаимодействия и общения с их представителями, находить адекватные модели поведения с целью поддержания атмосферы согласия и взаимного доверия, высокой эффективности в совместной деятельности.

Теоретический анализ вопросов построения педагогической системы, обеспечивающей формирование этнотолерантной компетентности школьников, показал, что целевые установки такой системы имеют как внешнюю, так и внутреннюю направленность. Внешняя цель формирования этнотолерантной компетентности как общественного явления, как уже отмечалось в результатах и выводах работы над первой главой, состоит в стабилизации межнациональных отношений, учете этнических особенностей и интересов каждого народа, в стремлении к межэтническому диалогу. Внутренняя целевая направленность формирования этнотолерантной компетентности заключается в том, что старшеклассник должен обладать высокой гражданской активностью, ответственностью, умением и готовностью к межэтническому взаимодействию. Отсюда следовало, что старшеклассник, овладевший этнотолерантной компетентностью, обладает таким объемом знаний и умений и готовностью к действию, который необходим для того, чтобы активно действовать в поликультурной, полиэтнической среде. В этой связи содержание этнотолерантной компетентности включает совокупность следующих качеств личности: готовность и способность придерживаться этнокультурных традиций, владеть этноспецифическими умениями своего народа; способность изучать различные этнокультуры с целью налаживания комфортного существования в полиэтнической среде, преодоления узости кругозора, постижения взаимовлияния культур; умение и желание искать способы для решения проблем в сфере межэтнического взаимопонимания и взаимодействия; готовность и способность включаться в межэтническое взаимодействие в виде активного и координированного сотрудничества также умения включаться в совместную деятельность с полиэтнической среде.

Такое понимание содержания этнотолерантной компетентности и особенностей целевых установок в её формировании позволили определить основные компоненты педагогической системы, обеспечивающей формирование искомого качества.

В диссертационном исследовании представлены принципы построения системы, педагогические механизмы, которыми располагает система, обеспечивая формирование этнотолерантной компетентности другой стороны в школах наблюдается отсутствие целенаправленная систематическая работа по формированию таких качеств.

В условиях, когда открытость демократического государства актуализирует необходимость социализации и адаптации старших школьников в полиэтничном мировом обществе, они на сегодняшний день оказываются недостаточно подготовлены к межэтническому взаимодействию. Несмотря на то, что учителя осознают необходимость формирования этнотолерантных качеств личности старших школьников в учебно-воспитательном процессе школы, большинство из них не готовы к осуществлению такой деятельности, не используют воспитательных возможностей содержания преподаваемых ими предметов и внеклассного общения. В нормативно-правовых документах системы общего среднего образования декларируется реализация компетентностного подхода, хотя в то же время отсутствует обоснование такого важного образовательного результата, как «этнотолерантная компетентность»

Педагогическое осмысление насущных противоречий, изучение инновационногб опыта школ, ретроспективный и перспективный анализ понятийно-категориального аппарата педагогической науки явились предпосылками к выработке подходов к построению системы формирования этнотолерантной компетентности старших школьников. Вместе с тем, теоретические основания построения такой системы, разработанные в первой главе диссертации: цели, содержание системы, принципы её построения, педагогические механизмы, осуществляющие воспитательное воздействие, условия функционирования этих механизмов послужили источниками выявления закономерностей её построения.

Первое —' это то, что система формирования этнотолерантной компетентности школьников сама является действенным педагогическим механизмом, если в её построении и функционировании учитываются национально-культурные интересы всех, кто является объектом её влияния.

Второе - это то, что целевой, содержательный и деятельностный компоненты реализуют функцию формирования этнотолерантной компетентности только тогда, когда интегрированное этнотолерантное пространство школы и социума ориентировано на решение совокупности задач этнотолерантного воспитания.

Третье - образовательный процесс обладает значительными ресурсами в формировании положительного опыта этнотолерантного поведения школьников, если его задачи и содержание целенаправленно насыщаются этнотолерантным компонентом.

В настоящем исследовании, мы дополняли дидактические задачи урока задачами воспитания этнотолерантности, а в содержание изучаемых предметов включали такие образовательные элементы, которые, не нарушая общую цель учебного занятия, вызывали интерес к этнокультуре различных народов и формировали позитивные социальные установки в полиэтнической среде.

Четвертое - эффективность педагогической системы в формировании этнотолерантной компетентности старшеклассников зависит от готовности педагогов разрабатывать и использовать педагогические технологии, основным содержанием которых является создание ситуаций в учебной и внеучебной деятельности, обогащающих опыт сотрудничества и межэтнического взаимодействия учащихся.

Пятое - разработка и внедрение в образовательный процесс старшеклассников специального курса, содержание которого всецело посвящено этнокультурному воспитанию, оказывает значительное положительное влияние на формирование всех составляющих этнотолерантной компетентности старшеклассников, если его формы и методы носят практико-ориентированный характер: разработка и защита групповых учебных проектов, участие в совместных акциях, в которых формируется гражданская активность учащихся, дискуссии и обсуждения законов и этнополитики Республики Казахстан и пр.

В настоящем исследовании таким курсом являлся спецкурс для старшеклассников «Казахстан - Родина всех своих граждан».

Шестое - эффективность построенной системы зависит от готовности педагогического коллектива школы к решению соответствующих задач воспитательной работы. Отсюда следует, что формирование такой готовности должно быть обеспечено организационно-педагогическим условиями в образовательном учреждении.

В настоящем исследовании такими условиями являлись деятельность созданных научно-учебно-методических центров, аккумулирующих творческий потенциал педагогов в решении задач этнотолерантного воспитания и разработка обучающего курса для учителей «Педагогика этнотолерантности».

Формирующий эксперимент, проведенный в соответствии с этими положениями, показал, что реализованная модель процесса формирования этнотолерантной компетентности школьников позволила создать положительную динамику уровней этнотолерантной компетентности школьников по каждому критерию, использованному в исследовании.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили основные положения гипотезы и позволили построить, теоретически обосновать и экспериментально проверить систему формирования этнотолерантной компетентности старших школьников общеобразовательной школы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Даумова, Батима Бексултановна, 2011 год

1. Абдильдин Ж.М. Время и культура. Размышления философа. - Алматы: Алаш, 2003.-480 с.

2. Абдыгалиев Б.Б. Государственная политика и межнациональные отношения в Республике Казахстан. Алматы: Гылым, 1996. - 75 с.

3. Абетова З.Б. Проблема толерантности в демократическом полиэтническом обществе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Астана, 2007. -24 с.

4. Абсатова М.А. Теоретико-методологические основы формирования поликультурной компетентности старшеклассников: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Алматы, 2009. - 27 с.

5. Абсаттаров Р.Б. Национальные процессы: особенности и проблемы. -Алматы: Гылым, 1995. 248 с.

6. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений- М.: Изд-во МГУ, 1983.-453 с.

7. Адольф В.А. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности учителя: Автореф. дисс. докт. пед. наук. М. 1998. - 40 с.

8. Адорно Т. Типы и синдромы. Методологический подход (фрагменты из «Авторитарной личности») // Социологические исследования. -1993. № З.-С. 75-85.

9. Айдарбеков З.С. Социально-философский анализ идейно-ценностных ориентаций молодёжи PK: Автореф. Дисс. докт. пед. наук. Алматы, 2008.-45 с.

10. Акулова О.В. Концепция системных изменений школьного процесса обучения в условиях перехода к информационному обществу. СПб.: Из-во РГГТУ им. А.И. Герцена, 2004. - 252 с.

11. Акулова О.В., Писарева С.А.,Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: Опыт модернизации. Книга для учителя. /Под общ.ред. А.П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. -290 с.

12. Алтынсарин Ы. Собрание сочинений в 3-х томах. Алма-Ата: Наука, 1976.

13. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск: Университетское, 1990. - 560 с.

14. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2 томах. М.: Педагогика, 1980.

15. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. - № 4. - С. 19-27.

16. Антология педагогической мысли Казахстана. Алматы: Рауан, 1995. -510 с.

17. Артыкбаева Е.В. Теория и технология электронного обучения в общеобразовательной школе: Дисс. . д-ра пед.наук. Алматы, 2010289 с.

18. Асмолов 'А.Г. Толерантность в общественном сознании России. М. ИЭАРАЮ, 1998.-231 с.

19. Афанасьев А.Б. Формирование этнокультурной компетентности в системе высшего педагогического образования // Высшая школа. 2007. -№3. - 16 с.

20. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.-558 с.

21. Байдельдинов Л. А. Некоторые внутренние и внешнеполитические факторы этнокультурной интеграции казахстанского общества //

22. Центральная Азия и Казахстан в системе современных международных отношений в условиях глобализации: мат. межд.науч.-практ.конф. -Алматы: КазНУ, 2004. С. 11-15.

23. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода //

24. Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: *проблемы, задачи, перспективы». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - с. 25-30.

25. Балабаева А. Межэтнические и межрелигиозные отношения в Казахстане: социологический подход. // Мысль. №15. - С. 25-27.

26. Балтабаев М.Х. Педагогическая культурология: учебное пособие. -Алматы: КАО им.Ы.Алтынсарина, 2006. 267 с.

27. Баретт М. Развитие национальной идентичности: Концептуальный анализ и некоторые итоги западноевропейского исследования // Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков. -М., 2001. -С. 17-31.

28. Бацын В.К. Образование в поликультурном обществе: европейский подход // Этнокультурное (национальное) образование в Москве на пороге XXI века / Отв. редактор Курнешова Л.Е. М.: Центр инноваций в педагогике, 1999.

29. Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка. -М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. 204 с.

30. Бектурганов С.Ч. Эпистимологические основания человеческой культуры: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Алматы, 2001. - 24 с.

31. Бектурганова Р. Ч. Информатизация исследовательской деятельности учащихся в системе среднего профессионального педагогического образования: Дисс. .докт. пед. наук. Караганда, 2004. - 260 с.

32. Бектурганова Р.Ч. Воспитание этнотолерантности подрастающего поколения как глобальная проблема мирового сообщества. // Сб. статей обл. научно-практ. конф Костанай, 2010. - 326 с.32.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.