Педагогические идеи и опыт "материнского" и "отцовского" воспитания народов Северного Кавказа и их использование в современных условиях тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Хуриева, Марина Юрьевна

  • Хуриева, Марина Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 223
Хуриева, Марина Юрьевна. Педагогические идеи и опыт "материнского" и "отцовского" воспитания народов Северного Кавказа и их использование в современных условиях: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Владикавказ. 2014. 223 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Хуриева, Марина Юрьевна

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕЙ И ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

1.1. Историко-педагогическое осмысление системы и содержания семейного воспитания

1.2. Идеи и опыт семейного воспитания в народной педагогике Северного Кавказа

1.3. Основные средства и методы воспитания в народной педагогике

Северного Кавказа

Выводы

ГЛАВА И. ТРАНСФОРМАЦИЯ «МАТЕРИНСКОЙ» И «ОТЦОВСКОЙ» ШКОЛЫ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА В СОВРЕМЕННУЮ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ

2.1. Особенности «материнского» и «отцовского» воспитания у

народов Северного Кавказа

2.2. Использование потенциала и опыта семейного воспитания северокавказских народов в современных условиях:

«материнская» и «отцовская» школы

2.3. Исследование трансформации «материнской» и «отцовской» школы народов Северного Кавказа в современной

системе семейного воспитания

Выводы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические идеи и опыт "материнского" и "отцовского" воспитания народов Северного Кавказа и их использование в современных условиях»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Сложившиеся воспитательные традиции народной педагогики оказались весьма жизненными и устоявшимися. Выводы и положения, установленные ею, составляют научную источниковедческую основу современной практики воспитания. Именно поэтому при совершенствовании системы семейного воспитания необходимо опираться на национальную основу, семью, имеющую у каждого народа свою специфику и национальную модель воспитания. Современные тенденции в области семейных образцов поведения и семейных отношений вызывают необходимость анализа особенностей «материнского» и «отцовского» воспитания, призванных обеспечить стабильность общества и всестороннее развитие личности.

Сегодня семья представлена системой, нормальное функционирование которой невозможно без матери или отца, их полноценных взаимоотношений. Самой природой родителям отведена роль естественных воспитателей своих детей. В этой связи крайне актуально развитие исследований родителъства с точки зрения трансформации института семьи, качественных характеристик внутрисемейных отношений. Подобные исследования, изучение особенностей «материнского» и «отцовского» воспитания актуальны и для научно-педагогического осмысления изменений, происходящих в сфере семейных ценностей и установок, родительских позиций.

Значительный интерес для определения концептуальных основ исследования имели научные подходы по проблеме семейного воспитания H.H. Авдеевой, Ю.П. Азарова, Ш.А. Амонашвили, А.Ю. Гранкина, Т.А. Гурко, Я.А. Коменского, Т.А. Куликовой, A.C. Макаренко, A.B. Петровского, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, А.Г. Харчева, Н.Е. Щурковой. В исследовании использовались общетеоретические выводы

по проблеме этнопедагогики семьи, отраженные в работах И.А. Арабова, Ш.М-Х. Арсалиева, Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, С.Ш. Гаджиевой,

A.Э. Измайлова, A.M. Магомедова, М.А. Меретукова, К.Б Семенова, Е.Е. Хатаева, З.Б. Цаллаговой, И.А. Шорова и др.

Проблемам воспитания молодого поколения в национальных автономиях Северного Кавказа посвящены научные труды и кандидатские диссертации Б.Ш. Алиевой, А.Т. Битаровой, З.С. Бузоевой, М.Б. Гуртуевой, P.A. Дзалаева, Ю.С. Кимова и др. Пути эффективного взаимодействия народной и научной педагогики по вопросам воспитания детей мы нашли в исследованиях A.B. Бабаян, А.Н. Байрамуковой, Г.Х. Джиоевой,

B.К. Кочисова, Ш.А. Мирзоева, З.Ф. Мурадисовой, К.Б Семенова, А.Ю. Слановой, Е.Е. Хатаева и др. Проблеме трансформации института семьи посвящены исследования А.И. Антонова, Т.А. Васильковой, Т.А. Гурко, Л.Е. Дарского, Д.А. Калашаовой, Н.Г. Магомедовой, М.С. Мацковского, В.М. Медкова, В.Н. Мирошниченко и др. Различные аспекты этнопедагогических изысканий, рассматривающих использование идей и опыта народной педагогики для современной науки получили отражение в исследованиях Х.Х.-М. Батчаевой, Б.Х. Бгажнокова, К.И. Бузарова, С.Р. Чеджемова, Н.У. Ярычева и др.

Однако при значительном интересе ученых к институту семьи, семейным отношениям и семейному воспитанию, к таким многогранным феноменам, как родителъство, родительская любовь, материнское воспитание, отцовское воспитание не уделяется достаточного внимания. Характер семейного воспитания, как известно, во многом определяется тем, как мужчина и женщина, вступившие в брак, представляют себе данные понятия еще до того, как они стали родителями.

Существует ряд работ, в которых вопросы материнства и отцовства освещаются эпизодически в рамках исследований семейного воспитания. Их авторы, исследуя содержание и характер педагогического наследия своих народов, не касаются разработки методов творческого использования его. В

связи с этим возникла необходимость в переосмыслении идей и опыта «материнского» и «отцовского» воспитания, национального своеобразия педагогической культуры семьи, детско-родительских отношений и создании научно обоснованной концепции рассматриваемой практики семейного воспитания.

Знакомство с психолого-педагогической и этнопедагогической литературой по данной проблематике, позволило выявить противоречия между:

- значимостью воспитательных функций семьи, семейных традиций, обрядов, обычаев, самобытности культуры и мировоззрения северокавказских народов, наиболее ярко проявляющихся в национальных нормах их поведения, и наличием определенного субъективизма и неточностей в оценке и описании отдельных аспектов в научных концепциях и подходах к семейному воспитанию;

- потребностью в научно-педагогическом обобщении наиболее прогрессивных идей и опыта семейного воспитания народов Северного Кавказа, объединенных историко-культурными судьбами и разобщенностью исследований, ведущихся преимущественно в «узкоэтническом» плане, замыкающихся в пределах истории отдельных народов;

- необходимостью переосмысления образовательного процесса, возрождения лучших традиций национальной культуры семейного воспитания, их интеграции в современную практику воспитания и отсутствием научно-педагогической семейной системы воспитания, основанной на традициях и обычаях, выступающих в виде исторически сложившихся взаимосвязанных отношений «материнской» и «отцовской» школ.

С учетом обозначенных противоречий была сформулирована проблема исследования: каковы особенности «материнского» и «отцовского» воспитания народов Северного Кавказа, их использования в современном воспитательном процессе.

!

Необходимость историко-педагогического осмысления и практическое воплощение обозначенной проблемы в современных условиях обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Педагогические идеи и опыт «материнского» и «отцовского» воспитания народов Северного Кавказа и их использование в современных условиях».

Цель исследования состоит в изучении идей и опыта «материнского» и «отцовского» воспитания народов Северного Кавказа, обосновании эффективности использования их значительного потенциала в современной практике семейного воспитания.

Объект исследования: идеи и опыт семейного воспитания в этнопедагогике народов Северного Кавказа.

Предмет исследования: педагогические идеи и опыт «материнского» и «отцовского» воспитания народов Северного Кавказа и их использование в современной системе воспитания подрастающего поколения.

Гипотеза исследования основана на следующем предположении: использование прогрессивного этнопедагогического опыта народов Северного Кавказа, учет особенностей «материнского» и «отцовского» воспитания позволят усовершенствовать теорию и практику семейного воспитания в современных условиях, если:

- раскрыть особенности «материнского» и «отцовского» воспитания северокавказских народов, располагающие разнообразным и богатым эмпирическим педагогическим потенциалом;

- выявить проблемы трансформации опыта «материнской» и «отцовской» школы народов Северного Кавказа в современную систему семейного воспитания;

- изучить отношение родителей к этнопедагогическому потенциалу и основам традиционной системы семейного воспитания народов Северного Кавказа;

- осуществить практическое воплощение идей и опыта семейного воспитания на основе физического и духовно-нравственного развития детей;

подготовки их к трудовой деятельности; овладения ими родным языком и национальной культурой.

В соответствии с проблемой, целью и гипотезой исследования нами определены следующие задачи исследования:

1. На основе изучения, анализа и обобщения различных подходов к исследуемой проблеме раскрыть содержание традиционной системы семейного воспитания народов Северного Кавказа.

2. Выявить историко-педагогическую природу и типологические особенности методов, средств, традиций, потенциала и опыта «материнского» и «отцовского» воспитания народов Северного Кавказа.

3. Конкретизировать понятия «семейное воспитание», «родительство», выявить тендерные аспекты материнского и отцовского воспитания и провести сравнительный их анализ, показать их роль в процессе успешной социализации детей.

4. Раскрыть специфические характеристики и особенности трансформации «материнской» и отцовской» школы северокавказских народов в современную практику семейного воспитания, экспериментально обосновать степень их влияния на возрождение национальных приоритетов в воспитании подрастающего поколения.

5. Научно обосновать эффективность использования потенциала «материнского» и «отцовского» воспитания, представленного в педагогике народов Северного Кавказа и показать значимость его гуманистических идей и традиций в современной системе семейного воспитания.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские и психолого-педагогические концепции, рассматривающие положения о диалектике соотношения общечеловеческого и национального в их единстве и взаимосвязи; положение исторического материализма об изучении и использовании прогрессивного культурного наследия прошлого, принцип историзма, основополагающие архивные документы о методах и средствах народного воспитания; аксиологический подход, признающий

человека высшей ценностью и самоцелью общественного развития; идеи о народной педагогике; теории о ценностях семейного воспитания; идеи создания национальной системы воспитания (И.А. Арабов, Ш.М-X. Арсалиев, A.B. Бабаян, Х.Х.-М. Батчаева, П.П. Блонский, Г.Н. Волков, С.И. Гессен, А.Ю. Гранкин, П.Ф. Каптерев, Я.М. Коменский, М.Н. Кузьмин, П.Ф. Лесгафт, Б.М Лихачев, A.C. Макаренко, И.Г. Песталоцци, П.И. Пидкасистый, Н.Б. Ромаева, С.Л. Рубинштейн, Ж.-Ж. Руссо, К.Б. Семенов, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, С.Б. Узденова, К.Д. Ушинский, Е.Е. Хатаев, З.Б. Цаллагова, E.H. Шиянов, Л.Б. Шнейдер, С.Р. Чеджемов и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические методы: изучение и сравнительно-сопоставительный анализ архивных документов, педагогической, философской, психологической, этнопедагогической, историко-этнографической литературы; теоретическое обобщение результатов исследования; эмпирические методы: беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, интервью, качественный и количественный анализ полученных экспериментальных данных.

Источниковедческую базу диссертации составили: архивные материалы (Научный Архив Северо-Осетинского Института Гуманитарных и Социальных Исследований им. В.И. Абаева Владикавказского Научного Центра Российской Академии Наук и Правительства PCO - Алания, Центральный Государственный Архив Республики Северная Осетия-Алания, Центральный Государственный Архив Кабардино-Балкарской Республики), труды авторов прошлых лет и современности по истории, этнографии, этнопедагогики и этнопсихологии; материалы устного народного творчества, печатные труды северокавказских, российских и зарубежных авторов, касающиеся воспитательных традиций и народной педагогики; научные труды по семейному воспитанию, адаптированные, валидные методики и тестовые задания, современные научные труды по данной проблеме.

База исследования: теоретическая часть исследования проводилась на базе ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (СОГУ), экспериментальная часть осуществлялась на базе МБОУ СОШ № 50, № 18 г. Владикавказа, МБОУ СОШ с. Балта, МКОУ ООШ им. Ю.К. Созаева с. Урсдон (Республика Северная Осетия-Алания). Исследованием были охвачены 230 учеников (7-9 классов), из которых были сформированы экспериментальные (120 человек) и контрольные (110 человек) группы, 116 родителей и 6 преподавателей выше обозначенных образовательных учреждений. В качестве экспертов были задействованы 11 представителей администрации данных образовательных учреждений.

Основные этапы исследования: исследование проводилось в 2009 — 2013 годах и включало в себя три логически связанных между собой этапа:

I этап (2009 — 2010 гг.) — осмысление научно-понятийного аппарата и методологии, методов и задач, источниковедческой базы исследования; анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической, этнопедагогической, этнопсихологической и социологической литературы; изучение опыта педагогической деятельности учителей школ; определение методологических подходов к проблеме, разработка программы опытно-экспериментальной работы, проведение констатирующего эксперимента, обобщение и анализ его результатов.

II этап (2010 — 2012 гг.) — определение категориального аппарата, подготовка и проведение формирующего эксперимента, «круглых столов» и семинаров с участием родителей и учителей школ; анализ и систематизация собранных материалов; проведение психолого-педагогической диагностики исследования испытуемых, обработка и анализ результатов формирующего эксперимента.

III этап (2012 — 2013 гг.) — систематизация и обобщение материалов, уточнение теоретических положений и формулировка выводов; разработка, апробация и внедрение в учебно-воспитательный процесс практических

рекомендаций и результатов эмпирического исследования, оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

1. На основе педагогического осмысления существующих концепций и имеющейся практики семейного воспитания, идей и опыта «материнского» и «отцовского» воспитания проанализированы структура семьи и содержание семейного воспитания на философском (как субъективная динамическая часть воспитательного процесса, выступающая в качестве ведущего фактора общественного развития), педагогическом (как первичный коллектив, который дает человеку представления о жизненных целях и ценностях, играет ни с чем не сравнимую роль в становлении подрастающего поколения), психологическом (сложная система, начальная структурная единица общества, где формируется личность) и социологическом (одной из основных форм социализации личности) уровнях.

2. В сравнительно-дифференцированном аспекте исследованы и обобщены культурные и национальные особенности методов и средств семейного воспитания народов Северного Кавказа, способствующих преемственности фундаментальных ценностей, формированию у подрастающего поколения лучших черт национального характера.

3. Уточнены воспитательные возможности педагогического потенциала северокавказских народов в современной системе семейного воспитания, аккумулирующие нравственные категории и важнейшие средства воспитания, созданные народом в течение длительного исторического периода, и определяющие основные направления совершенствования «материнского» и «отцовского» воспитания, его содержание и перспективы развития.

4. На основе сравнительно-дифференцированного подхода выявлены тендерные аспекты «материнского» и «отцовского» воспитания, их роль в передаче подрастающему поколению социального опыта взаимоотношений в семье, развитии самостоятельности и ответственности в жизненных

проявлениях, формировании базовых представлений о «мужском» и «женском» идеале.

5. На основе анализа сложившихся в опыте северокавказских народов идеалов воспитания мужчины и женщины раскрыты особенности и проблемы трансформации «материнской» и «отцовской» школ воспитания народов Северного Кавказа в современный образовательный процесс.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

1. На основе анализа психолого-педагогической и этнопедагогической литературы расширены и конкретизированы базовые понятия «семья», «родителъство», «материнское воспитание», «отцовское воспитание», «материнская школа», «отцовская школа», составляющие основу семейного воспитания, уточнены дефиниции понятия «семья» на философском, педагогическом, психологическом и социальном уровнях.

2. Теоретический анализ существующих источников по проблеме исследования и ранее неопубликованных архивных материалов позволил изучить специфику семейного воспитания и выявить воспитательные возможности традиционной культуры народов Северного Кавказа в данном процессе, их формы и методы.

3. Раскрытие особенностей «материнского» и «отцовского» воспитания, обоснование возможности использования в современной системе семейного воспитания их этнопедагогического потенциала, дает возможность значительно повысить педагогическую культуру родителей, характеризующуюся более нравственно-эмоциональным началом и гармоничностью взаимоотношений в семье.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования теоретических положений, выводов и научно-методических рекомендаций автора о совершенствовании методов и средств «материнского» и «отцовского» воспитания в современных условиях. Представленные в работе эмпирические материалы по реализации этнокультурных семейных ценностей северокавказских народов могут быть

использованы учителями общеобразовательных школ в воспитательной практике, системе повышения квалификации работников образования, помогут обогатить и расширить содержание образовательных программ подготовки педагогических кадров; послужат основой при разработке специальных курсов по этнопедагогике; авторские курсы для студентов: «Воспитательный потенциал этнопедагогики народов Северного Кавказа», «Традиции и ценности северокавказской семьи» будут полезны как родителям, так и классным руководителям, воспитателям образовательных учреждений.

Достоверность и обоснованность полученных в исследовании результатов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных теоретических позиций; объективностью научных методов и подходов к исследованию проблемы, адекватных предмету, цели и задачам исследования; проверкой эффективности разработанных теоретических положений и их внедрением в практику семейного воспитания.

На защиту выносятся следующие положения.

1. В педагогических воззрениях народов Северного Кавказа отражена мысль о том, что в основу семейного воспитания должен быть заложен жизненный опыт предков, авторитет родителей, их дела и поступки, семейные традиции и народные обычаи. Образцом и идеалом совершенного человека для детей должны являться родители — отец и мать, которые в выборе средств и методов воздействия, прежде всего, учитывали бы половозрастные особенности воспитания детей. Отец — пример для подражания мальчикам, мать - девочкам.

2. Социальные роли матери и отца как базовые элементы структуры родительства оказывают различное влияние на социализацию детей. Специфика и особенности материнского воспитания проявляются в развитии эмоциональной сферы и духовного мира ребенка; формировании нравственности, милосердия, доброты, искренности через непосредственное общение с ребенком; желании помочь ему приобрести положительный

жизненный опыт через познание, общение, игру, трудовую деятельность. Позитивная сторона отцовского воспитания заключается в формировании у ребенка ответственности и требовательности к себе и другим; поощрении активности и любознательности; развитии таких положительных «мужских» качеств, как решительность, инициативность, мужество, трудолюбие и настойчивость; воспитании уважения к женщине, матери, старшим и младшим.

3. При высоких потенциальных возможностях семейного воспитания существуют причины, которые усложняют процесс внутрисемейного взаимодействия, снижают эффективность реализации тендерного аспекта в «материнском» и «отцовском» воспитании (низкий уровень проявления полоролевой дифференциации в семейном воспитании; недостаточная сформированность у родителей педагогических знаний и умений; неразвитость специальных коммуникативных навыков во внутрисемейных взаимоотношениях, которые регулировались не столько индивидуальными чувствами, сколько социальными нормами, родственными обязанностями, сознанием долга). Тендерный подход в семейном воспитании предполагает не только различия в материнском и отцовском воспитании, но и способствует успешной самореализации мужчин и женщин в различных сферах жизнедеятельности.

4. Основные методы и средства семейного воспитания народов Северного Кавказа при многообразных общественных устройствах в различные исторические периоды внешне оставались почти неизменными и были направлены на формирование общечеловеческих ценностей. Обращение к прогрессивному педагогическому опыту северокавказских народов - одно из перспективных направлений, позволяющее успешно осуществлять трансформацию «отцовской» и «материнской» школы в современную систему семейного воспитания.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования обсуждались и получили одобрение

на заседаниях и ежегодных научно-практических конференциях кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»; излагались в научных докладах на региональных - «Современный ВУЗ: студент, образование, наука» (Владикавказ, 2011), всероссийских — «Актуальные проблемы современного образования в условиях двуязычия» (Владикавказ, 2011, 2013) и международных - «Прикладные научные разработки» (Прага, 2012); «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук» (Москва, 2013); «Актуальные проблемы современных наук» (Польша, 2013), «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии» (Москва, 2014) конференциях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (всего 249 наименований) и приложения.

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕЙ И ОПЫТА СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ЭТНОПЕДАГОГИКЕ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

1.1. Историко-педагогическое осмысление системы и содержания

семейного воспитания

Необходимым условием и гарантией поступательного движения человеческого общества во все времена выступало воспитание подрастающего поколения, которое определялось естественными и социальными потребностями, побуждающие человека к проявлению любви и уважения к национальному достоянию, собственной культуре, родному языку, достижениям своего народа. Каждый человек, являясь носителем большого комплекса этнических особенностей и традиционных устоев своего народа, должен обладать совокупностью личностных установок, положительных тенденций, разносторонних способностей,

общечеловеческих ценностей, регулирующих поведение людей в обществе, семье, труде и быту. Эти ценностные установки и приоритеты формируются у человека прежде всего в семье, где он через призму национального самосознания получает первоначальное воспитание - физическую, психическую, социальную, моральную и материальную защиту и поддержку (Б.Ш. Алиева [8], П.А. Лебедев [161], Н.Л. Селиванова [160], Я.С. Смирнова [167]) и осваивает традиции и культуру той или иной этнической, либо полиэтнической среды. Как отмечает известный ученый, основоположник этнопедагогики Г.Н. Волков: «Совершенно очевидно, что знакомство с любым народом не может быть успешным без тщательного исследования системы его семейного воспитания: намерение глубоко изучить национальный характер может быть реализовано только посредством

детального знакомства с исторически сложившейся национальной системой воспитания... Нет этой системы — нет и отдельного народа, есть просто население» [35, с. 80]. Знакомство с воспитательными традициями каждого народа, отражающими многовековую историю его социальной и духовной жизни, позволяет воссоздать общую картину истории воспитания.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что нормы, правила, прогрессивные традиции, жизненные позиции, характеризующие семейный уклад северокавказских народов, позволяют сохранять основные ценностные ориентации и лучшие традиции. По справедливому замечанию Н.Е. Щурковой, «Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образ жизни членов общества. Могучая духовная сила института семьи заложена в том, что дети учатся смотреть на окружающий мир глазами родителей, усваивают принятые в семье и обществе нормы общения, отношений, способы трудовой деятельности, представления о добре и зле, о допустимом и запретном» [214, с. 294].

Семьей традиционно принято называть важнейший социальный институт, персональную среду жизни, развития и становление человека как личности, качество которой определяется рядом специфических семейных параметров: социально-культурным параметром (М.А. Галагузова), который зависит от образовательного уровня членов семьи и их участия в жизни общества [38, с. 126]; социально-экономическим параметром (Т.А. Гурко), который определяется имущественными характеристиками и занятостью членов семьи на работе, учебе [46, с. 126 - 129]; технико-гигиеническим параметром (А.Я. Варга), который зависит от условий проживания, оборудованности жилища, гигиенических особенностей образа жизни [31, с. 34 — 37]; демографическим параметром (A.A. Реан), который определяется структурой семьи [164, с. 84]. Обычно члены такой социальной группы объединены многосторонними родственными отношениями между женой и

мужем, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее домашнее хозяйство.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Хуриева, Марина Юрьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты изучения идей и опыта семейного воспитания, особенностей «материнского» и «отцовского» воспитания народов Северного Кавказа позволили нам сделать следующие основные выводы:

1. На Северном Кавказе, несмотря на возрождение таких элементов национального и общечеловеческого идеалов воспитания, как физическое развитие, духовность, трудолюбие, гуманность, житейская мудрость, тем не менее, наблюдаются утрата определенности традиционного понимания сущности семьи, связанную с внутренней динамикой ее развития, распространение неполных форм семьи, увеличение количества незарегистрированных гражданских браков, заметный рост числа разводов и т.д. Уходит в прошлое традиционная моногамная семья патриархального типа вместе с присущими ей семейными ценностями и моделями. Происходит процесс смены традиционных семейных ролей, и главное, наблюдается значительное снижение среди женщин престижа материнской роли. На фоне этих тенденциозных изменений и складывается представление о современной северокавказской семье.

2. У народов Северного Кавказа семья, как первичный институт социализации ребенка, представляет одну из важнейших социокультурных ценностей, формировавшихся на протяжении длительного периода своего развития. В семейной педагогике северокавказских народов отражаются его идеалы, моральные ценности, представления о методах, средствах и целях воспитания, использование которых способствует формированию у подрастающего поколения лучших качеств национального характера. В условиях полиэтнического общества традиционная национальная семья отражает в своем функционировании, с одной стороны, национальные особенности современного общественного бытия, с другой — является носителем многовекового жизненного опыта. В зависимости от изменений

структуры и типа семьи, обусловленных историческими особенностями культуры и конкретного общества, меняется также тип и механизм межпоколенного взаимодействия. Традиционная культура воспитания народов Северного Кавказа имеет логически структурированную систему устойчивых норм и правил, за которыми стоит духовная идеология народа с ее важнейшими нравственными принципами, такими как достоинство, уважение, вежливость, ответственность, строгость к самому себе, умеренность в образе жизни и т.д. Совокупность перечисленных качеств личности прививалась ребенку, прежде всего, в семье, и была закреплена соответствующими традициями, запретами, наставлениями, народными афоризмами. Ставя своей доминантою семью, народная педагогика располагала апробированными жизненным опытом, методами и средствами.

3. Территориальная близость, схожесть истории развития этносов и их традиционных культур и ценностей, общественной идеологии позволили выделить совокупность общих черт устройства семьи и семейных отношений у народов Северного Кавказа: культура общения, межэтническая интеграция, взаимоотношения в семье и обществе, идентичность пройденных народами этапов социально-экономического и духовного развития и т.д. Между тем нельзя не учитывать те отличительные признаки выстраивания семьи и семейных отношений, которые существуют у каждого из северокавказских народов: экзогамные и эндогамные принципы построения семьи, различное статусное положение женщин в обществе; выраженность институциональных отношений.

4. Основной целью воспитания было создание наиболее благоприятных условий для всестороннего развития детей. При этом наблюдалось заметное различие в подходах к воспитанию девочек и мальчиков. Представления о «мужском» и «женском» давались детям с раннего возраста, при этом использовались различные социальные и психобиологические механизмы тендерной социализации. Проявление строгости в процессе воспитания мальчиков и высокой степени заботы к

девочкам были обусловлены необходимостью готовить детей к реальным условиям будущей семейной жизни. Семья, должна заботится, прежде всего, о формировании полоролевых стереотипов, каждый из которых включает в себя физическое развитие, нравственное совершенствование, трудолюбие, самостоятельность, ответственность, культуру общения и поведения. Адекватность родительских установок рассматривается в аспекте полоролевого соответствия воспитательных позиций отца и матери. С этой точки зрения материнская позиция характеризуется как типично женский подход в воспитании, а отцовская соответствует традиционно мужским представлениям и ценностям в воспитании. Условием эффективности такого взаимодействия является функционально-ролевая согласованность родителей, их взаимодополняемость в воспитательном процессе.

5. В народной педагогике Северного Кавказа сохранился образ женщины-матери, который во все времена считался идеалом женской мудрости и красоты. При этом если от мужчины требовалась, прежде всего, властность, отцовская строгость и сдержанность в воспитании детей, то роль женщины как матери была иной. На ней лежала ответственность за поддержание в семье нравственного климата, согласия и покоя. Она должна была предотвращать различного рода проявления насилия в семье, мирить поссорившихся, регулировать внутрисемейные разногласия и конфликты. За начальный этап воспитания ответственность несла мать, и если в этот период жизни детей их мало дифференцировали по половому признаку, то когда они становились старше, функции по воспитанию подрастающих мальчиков переходили к мужчинам, прежде всего к отцу и всего коллектива родственников, а девочек продолжали воспитывать женщины на женской половине дома. Раскрывая особенности отцовского воспитания народов Северного Кавказа, следует отметить, что важным его аспектом выступало физическое воспитание мальчиков, так как здоровье и физический труд являлись естественной необходимостью жизнедеятельности. Сочетание двух начал, женского и мужского, взаимодействие и рациональный баланс

материнского и отцовского воспитания создают оптимальные условия для формирования всесторонне развитой гармоничной личности. Высокие воспитательные результаты в семье достигались комплексным характером воздействия «материнского» и «отцовского» воспитания, в процессе которого решались задачи трудового, военно-физического, религиозно-нравственного, умственного, эстетического формирования личности. Характер поведения и воспитания у северокавказских народов долго предопределяли стереотипы женственности и мужественности, унаследованные от прежних времен, поддерживая тем самым внутригрупповую сплоченность и обеспечивая высокий уровень самоорганизации.

6. Как показывают результаты нашего исследования, специфика и особенности материнского воспитания проявляются в: развитии эмоциональной сферы и внутреннего духовного мира ребенка на основе чувства любви и привязанности, сопереживания, сочувствия родным, близким, окружающим людям; формировании нравственности, милосердия, доброты, нежности, чуткости, правдивости и искренности через непосредственное общение с ребенком; желании помочь ребенку приобрести положительный жизненный опыт через познание, общение, игру, трудовую деятельность; создании благоприятной, эмоциональной семейной атмосферы, которая максимально содействует воспитанию и развитию ребенка.

7. Позитивная сторона отцовского воспитания заключается, прежде всего, в формировании у ребенка ответственности и требовательности к себе и другим; развитии у детей, особенно у мальчиков, таких положительных «мужских» качеств, как решительность, мужество, инициативность, твердость характера, упорство, трудолюбие, настойчивость; чувства долга и ответственности перед семьей, близкими, друзьями, обществом; воспитании уважения к женщине, матери, маленьким детям, старшему поколению, готовности защищать их в трудные ситуации. Отец является для детей источником познаний о мире, труде, технике, способствует формированию

социально полезных целей и идеалов, профессиональной ориентации. Таким образом, отец выполняет функцию социального контроля и является носителем требований, дисциплины и санкций. Под воздействием отцовского воспитания у детей складывается представление о социальных образцах фактического мужского поведения, формируется половое самосознание.

8. Институты социального регулирования, одним из которых был обычай избегания, относящийся к этикетной стороне общения, служил не только целям адаптации новых социальных ролей мужчины и женщины, но и являлся превентивной системой регулирования семейных отношений в соответствии с этническими нормами народов Северного Кавказа. Избегание между детьми и родителями касалась больше отца, чем матери. В основе этого обычая лежала своеобразная условность, при которой в существующем патриархальном обществе старались подчеркнуть способность самообладания, почтительность старших, умение владеть своими чувствами и т. д. Мужчина должен был быть очень сдержанным и с женой, и с собственными детьми. Отец, выражавший свою заботу и любовь к ребенку на людях, беря его на руки, проявлял слабость своего характера перед окружающими. Какими бы ни были причины избегания у северокавказских народов, эти нормы и стереотипы ограничивали диапазон возможных контактов родителей с детьми и порождали психологическое отчуждение между ними. Негативным последствием обычая избегания было то, что внутрисемейные взаимоотношения регулировались не индивидуальными чувствами желаниями, а в большей степени правилами этикета, социальными нормами, сознанием долга, родственными обязанностями и т.д.

9. Вековая мудрость народного воспитания как исторически проверенного педагогического опыта должна стать основой современных воспитательных систем, так как воспитательный потенциал этнопедагогики у всех народов и наций очень богат и разнообразен. Как показал анализ традиционной культуры семейного воспитания, этот опыт характеризуется почти одинаковыми требованиями к качествам формируемой личности и

системе средств ее воспитания и обучения. Он представляет собой своеобразную народную мудрость, систему общечеловеческих ценностей, проверенных веками. Но это не означает, что надо использовать весь арсенал народных средств и факторов воспитания без изменений и критической оценки. Необходимо брать те из них, которые работают сегодня и соотносятся с нашими представлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях.

10. В целом, представления о любви, семье, нравственности и чести нашли свое отражение в комплексе продуманных воспитательных практик и норм взаимоотношений, составляющих все богатство этнопедагогической культуры народов Северного Кавказа. Перед наукой и практикой стоит задача: отобрать из этнопедагогической системы семейного воспитания оптимальный объем знаний, скоординировать и структурировать их, создав тем самым педагогические модели «материнского» и «отцовского» воспитания. И тогда система общечеловеческих ценностей, сформировавшаяся исторически в недрах регионально-этнических культур, станет, на наш взгляд, интегрирующей основой для трансформации потенциала и опыта семейного воспитания народов Северного Кавказа в целом, и «материнской» и «отцовской» школы в частности, в современную воспитательную среду.

11. Воспитание детей в современной кавказской семье сохранило некий консерватизм во внутрисемейных отношениях, благотворно влияющий на формирование личности ребенка. Ведущее место в семейном воспитании отводится матери — основному воспитателю. Наблюдается рост количества семей, в которых вопросами воспитания детей занимаются оба родителя. Особых «методов» создания родительского авторитета в семье нет, он является результатом постоянного естественного образа жизнедеятельности матери и отца, зависит от стремлений, чувств, привычек, мотивов поведения, вида деятельности; характера взаимоотношений и общения родителей с детьми; их ответственности за воспитание.

Таким образом, семья как социальная ячейка общества, сложная многофункциональная система, находится в постоянной трансформации, меняется не только под воздействием внешних условий (потребности общества, общественных отношений и т.д.), но и в силу внутренних процессов своего развития (типа семьи, ее структуры, внутрисемейных отношений и т.д.). Поэтому все социальные проблемы современного общества, затрагивающие семью, преломляются в ее нравственно-ценностных ориентациях и прогрессивных традициях бытового поведения, отвечают духу времени, его условиям, потребностям, отличаются возрастанием сложности, противоречивостью и разнообразием. Трансформация семьи еще не закончена, и многие негативные моменты в ее развитии обусловлены этими обстоятельствами и условиями. Поскольку ослаблена регулирующая роль традиций и обычаев, в современной семье многое начинает зависеть от личностного фактора, умения принимать компетентные семейные решения, понимать друг друга, учитывать интересы и потребности других членов семьи.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов рассматриваемой проблемы, в дальнейшем оно может коснуться решения многочисленных перспективных задач как теоретического, так и прикладного характера на основе масштабного лонгитюдного изучения феноменов «материнства» и «отцовства» с привлечением обширного этнопедагогического наследия северокавказских народов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Хуриева, Марина Юрьевна, 2014 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Абаев В.И. Избранные труды: Религия, фольклор, литература. Владикавказ: Ир, 1990. - С. 396.

2. Абрамова Л.А. Использование народной педагогики в опыте В.А. Сухомлинского // Народная педагогика и современные проблемы воспитания: материалы всесоюз. науч.-практ. конф. - Чебоксары, 1991. — Ч. 1.-С. 65-67.

3. Авдеева H.H. Роль отца в развитии ребенка в раннем возрасте // Дошкольное воспитание. 2005. № 7. — С. 14-18.

4. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII -XIX вв. / Под ред. В.К. Гарданова. Нальчик, 1974. - 635 с.

5. Адыгская (черкесская) энциклопедия. - М.: Фонд им. Б.Х. Акбашева, 2006. - 1248 с.

6. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - 2-е изд., переработ, и доп. - СПб.: Питер, 2011.-610 с.

7. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. - Махачкала: Даггиз, 1998. — С. 52.

8. Алиева Б.Ш. Этнопедагогика дагестанской семьи: автореф. дис. ... док. пед. наук: 13.00.01 - Пятигорск, 2006. - 38 с.

9. Алироев И.Ю. Язык, история и культура вайнахов. — Грозный: Книга, 1990.-364 с.

10. Альборова Л.И. Адыгская этика и первичная социализация личности в традиционной системе воспитания. — Нальчик: Эльбрус, 2002. — 134 с.

11. Амонашвили Ш.А. Исповедь отца сыну. - М.: Лаборатория гуманной педагогики: МГПУ, 2005. - 286 с.

12. Антонов А.И., Медков В.М. Микросоциология семьи. - М.: Notabene, 1998.-218 с.

13. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. Монография. Карачаевск: КЧГПУ, 1996. — 104 с.

14. Арсалиев Ш.М-Х. Этнопедагогика чеченцев в связи с проблемой общности народных педагогических культур вайнахов: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01-М, 1999.-317 с.

15. Араканцева Т.А. Тендерные аспекты родительско-детских отношений: Учеб. пос. для вузов. - М.: МПСИ, 2006. - 61 с.

16. Ахриев Ч.Э. Заметки об ингушах: «О характере ингушей», «Присяга у ингушей», «Об ингушских женщинах», «Ингушские каши». / Сборник сведений о Терской области. - Владикавказ, 1878, вып. I. - С. 276 - 290.

17. Бабаян A.B. Традиционное семейное воспитание казаков Северного Кавказа (конец XIX — начало XX вв.) //Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. - Часть X. - Пятигорск: ПГЛУ, 2007. - С.248 - 258.

18. Байрамукова А.Н. Семейное воспитание в этнокультурных традициях карачаевского и ногайского народов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 -Карачаевск, 2005. - 161 с.

19. Батчаева Х.Х.-М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа: (история, теория, практика), дис. ... док. пед. наук : 13.00.01 - Казань, 2002.-440 с.

20. Бгажноков Б.Х. Этнография адыгов. - Нальчик: Эльбрус, 2011. - 505 с.

21. Бережнова Л.Н. Этнопедагогика. — М.: Академия, 2007. - 342 с.

22. Бирагова И.И. Идеи и опыт нравственного воспитания в осетинской народной педагогике: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 - Владикавказ, 2001. -164 с.

23. Битарова А.Т. Этикет горских народов Северного Кавказа и его влияние на воспитание подрастающего поколения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 — Владикавказ, 2002. - 170 с.

24. Бларамберг И. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа //Перевод с французского, предисловие и комментарии И.М. Назаровой. М., 2010. - С. 331.

25. Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. — Ростов н/Д.: Учитель, 1999.-560 с.

26. Богачева Н.В. Родительство как фактор устойчивости семьи в современном российском обществе: дис.... канд. соц. наук: 22.00.04 — Казань, 2005. - 245 с.

27. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: Теория, история, современность. -М.: Наука, 1987. — 33 с.

28. Бузоева З.С. Влияние семейных традиций и обычаев горской семьи народов Северного Кавказа на воспитание подрастающего поколения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 - Владикавказ, 2001. - 157 с.

29. Букина И.И. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса // Материалы научно - практической конференции. - Оренбург, 2003. - 321 с.

30. Бутаев М.В. Проблема отцовства в социальной философии: автореф. дис.... канд. филос. наук: 09.00.11 — Саратов, 2013. — 17 с.

31. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия // Журнал практической психологии и психоанализа. 2004. — № 2. — С. 34 — 37.

32. Васильева Э.К. Семья и ее функции. - М.: Наука, 1999. - 164 с.

33. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: сб. науч. трудов. - М.: Прогресс, 1993.-342 с.

34. Виноградов Г.С. Этнография детства и русская народная культура в Сибири. Институт — М.: Восточная литература, 2009. — 896 с.

35. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 2000. - 176 с.

36. Выготский JI.C. Психология. М.:ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

37. Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX начале XX века. -М.: Наука, 1985.-359 с.

38. Галагузова М.А., Галагузова Г.Н. и др. Социальная педагогика: Курс лекций. - М. Владос, 2000. - 416 с.

39. Гарданов В.К. Культура и быт народов Северного Кавказа. - М.: Наука. 1968.-346 с.

40. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. — Ч. 3. «Философия духа». -М.: Просвещение, 1969. — 815 с.

41. Гершунский Б.С. Менталитет и образование. — М.: Педагогика, 1996. — 384 с.

42. Гостиев К.И. Народные традиции и обычаи осетин. Пути их совершенствования: Монография. 2-е издание, дополн. и переработ. — Владикавказ: ГТАУ, 2010.- 160 с.

43. Грабовский Н.Ф. Экономический и домашний быт жителей Горского участка Ингушского округа // Ахриев Ч.Э. — Назрань, 2000. - С. 200.

44. Гранкин А.Ю. Развитие теории семейного воспитания в России (1917 — 1991): дис.... д-рапед. наук : 13.00.01 - Пятигорск, 2003. -433 с.

45. Гумилев J1.H. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Айрис-пресс, 2005. — 560 с.

46. Гурко Т.А. Семья и родительство в России на фоне постиндустриальных обществ // Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса. - М.: РОС, 2012.

47. Гурко Т.А. Трансформация института брака в России // Проблемы брака и супружества в условиях полиэтничного общества: теоретико-эмпирический анализ // Сб. статей Всероссийской научно-практической конференции. — Казань: МОиНРТ, 2012. - С. 248 - 252.

48. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. — Нальчик: Эльбрус, 1997.-256 с.

49. Далгат Б.К. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследование и материалы 1892 - 1894гг. - М.: ИМЛИ РАН, 2008. - 382 с.

50. Данилевский Н.В. Кавказ и его горские жители в нынешнем положении. — Нальчик: ООО «Полиграф сервис и Т», 2011. - 44 с.

51. Дарский Л.Е. Рождаемость и репродуктивная функция семьи // Демографическое развитие семьи. -М.: Статистика, 1978 - 123 с.

52. Джелиева З.Т. Система народного воспитания осетин: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 - Владикавказ, 2002. - 164 с.

53. Джиоева Г.Х. Этнопедагогический потенциал осетинской семьи: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 - Владикавказ, 2011. -22 с.

54. Дзалаев Р.А. Народная педагогика осетин // Дарьял. 1991. №2. - С.24 - 27.

55. Дзасохов Г. Образовательное и воспитательное значение отечественного языка // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн. 5. / Чибиров Л.А. - Цхинвали: Ирыстон, 1987. - С 106 - 110.

56. Дзидзоев В.Д. Национальные отношения на Кавказе. — Владикавказ: СОГУ, 1998.-240 с.

57. Дзуцев Х.В. Этнография детства у осетин. - Владикавказ, 1994. — 114 с.

58. Дзуцев Х.В. Эволюция осетинской семьи и межсемейных отношений. Этносоциологический анализ..—М.: Российская политическая энциклопедия, 2001.-248 с.

59. Дружинин В.Н. Психология семьи: Учебное пособие. — СПб: Питер, 2006. -324 с.

60. Думитрашку Т.А. Структура семьи и когнитивное развитие детей // Вопросы психологии. 2006. №2. - С. 68.

61. Дюмезиль Д. Осетинский эпос и мифология. - М.: Наука, 1976. - 276 с.

62. Жинот X. Родители и подростки. - Ростов н/Д., 2007. - 392 с.

63. Жумабаев Р. Народные традиции в системе воспитательной работы сельской школы: дис. ... канд. пед. наук: — Худжанд, 2002. - 163 с.

64. Зангиева М.Ж. Этничность кавказского воспитания в свете идей современного образования (сквозь призму истории) // Актуальные проблемы науки в трудах молодых ученых. Вып. И. - Владикавказ, ИПО СОИГСИ, 2009.-С. 125-127.

65. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 1999. - 160 с.

66. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Учебное пособие. -М.: Педагогика, 2001.-226 с.

67. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. — СПб.: Питер, 2002. - 348 с.

68. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. - 432 с.

69. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова, Кларин В.М., Плохова М.Г. и др.З-е изд., исправл. и дополн. - М.: Сфера, 2007. - 496 с.

70. КАВКАЗ: история, народы, обычаи. — Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2010. Вып. II. — 432 с.

71. КАВКАЗ: европейские дневники XIII - XVIII вв. / Сост. В. Аталиков. -Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2010. Вып. III. - 304 с.

72. КАВКАЗ: адаты горских народов. Ф.И. Леонтович. - Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2010. Вып. IV. — 384 с.

73. КАВКАЗ: культы, легенды, предания. — Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых, 2010. Вып. V. - 320 с.

74. Кадыраджиева Х.Д. Отражение семейного быта в колыбельных песнях кумыков/ Семейный быт народов Дагестана в XIX — XX вв / Дагестанский этнографический сборник / Под ред. Османова М.-З. О. - Махачкала, 1980. — С. 20-21

75. Калашаова Д.А. Трансформация института семьи в современном обществе России // Молодые голоса в науке. Вып. 13. — Майкоп: АТУ, 2009. — С. 84-88.

76. Калина О.Г. Влияние образа отца на поло-ролевую идентификацию подростков // Вопросы психологии. 2007. №2. — С. 15—26.

77. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Роль отца в психическом развитии ребенка. - М.: Форум, 2011.-112с.

78. Калоев Б.А. Осетины глазами русских и иностранных путешественников. - Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство, 1967. — 157 с.

79. Кануков И. В осетинском ауле. Сочинения. — Орджоникидзе: Ир, 1963. — 341 с.

80. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические произведения /Под ред.

A. Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982. - 704 с.

81. Карамурзина М.Э. Физическое воспитание детей в семье в адыгейской народной педагогике: дис. ... канд. пед. наук: — 13.00.01 Карачаевск, 2004. — 182 с.

82. Керимова М.М. Алексей Николаевич Харузин //Вопросы истории. 2012. № 7. - С. 30-43.

83. Киреевский И.В. Критика и эстетика. - М.: Политиздат, 1979. — 228 с.

84. Карачаево-балкарские притчи и загадки /Сост. М.М. Ольмезов; Переводы с кар.-балк. Х.Ч. Джуртубаева. - Нальчик: Эльбрус, 2010. - 456 с.

85. Клапрот Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807 — 1808 гг. // Осетины глазами русских и иностранных путешественников /Сост. Б.А. Калоев. — Орджоникидзе, 1967. - С. 173 - 174.

86. Ковалевский М.М. Современный обычай древний закон. Т. 1 - М.: Тип.

B. Гатцук, 1886.-339 с.

87. Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. - М.: Издательство: Ком Книга, 2007. — 784 с.

88. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М.: Владос, 2003. - 352 с.

89. Коменский Ян Амос: Учитель учителей («Материнская школа», «Великая дидактика» и др. произв. с сокращ.). - М.: Карапуз, 2009. - 288 с.

90. Кокиев Г.А. Нормы осетинской морали /Проблемы этнографии осетин. — Орджоникидзе: Ир, 1989. - 207 с.

91. Кон И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. — М.: Владос, 2003. - 522 с.

92. Кон И.С. Зачем нужны отцы? // Звезда. 2006. №12. - С. 124 - 135.

93. Конрадн Е.И. Исповедь матери: С портретом и с биографическим очерком. - Т. 1. Изд-во Баландина В.А., 1899 г. - 336 с.

94. Корецкая C.B. Семейное воспитание в традиционных культурах: На материале Японии и Северного Кавказа: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 — Владикавказ, 2003. — 206 с.

95. Коротких О.В. Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 -М., 2002. - 167 с.

96. Косвен М.О. Семейная община и патронимия. -М.: Просвещение, 1963. -189 с.

97. Кочисов В.К. Гуманистические основы осетинской народной педагогики и их значение в воспитании подрастающего поколения: Учебное пособие. — Владикавказ: СОГУ, 1996. - 81 с.

98. Красницкий К. Кое-что об Осетинском округе и о нравах туземцев его. Газ. «Кавказ». 1865. № 31.

99. Крупина И.В. Этнопедагогика как наука о народных средствах обучения и воспитания // Школа, 2000. № 6. - С. 9.

100. Крысько В.Г. Этническая психология. -М.: Академия, 2002. - 320 с.

101. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. пед. вузов. — М.: Академия, 1999. — 232 с.

102. Кулов К.Д. Матриархат в Осетии. - Владикавказ: Известия СОНИИ, 1935. - Т. 8. — С. 176-191.

103. Кущетерова Ф.Т. Народная педагогика карачаевцев о мужском и женском достоинстве // Этнопедагогика — педагогика жизни : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф.. - Элиста, 2001. — С. 214 - 215.

104. Лазарев A.A. Семейная педагогика: Учебное пособие. - М.: Академия, 2005.-314 с.

105. Лезина В.В. Некоторые позитивные факторы воздействия государственного русского языка на педагогику народов Северного Кавказа:

(8 - 20 вв.) //Гуманитарные, экономические и технологические аспекты развития образования. - Ессентуки, 1999. - С. 96 - 98.

106. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. Изд. 8-е. -М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 216 с.

107. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев, вып. II, - Одесса: Тип. П.А. Зеленого, 1883.-396 с.

108. Лидере А.Г. Психологическое обследование семьи: Учебное пособие — практикум для студентов факультета психологии ВУЗ. 2-е изд., - М.: Академия, 2007. - 432 с.

109. Лихачев Б.М. Философия воспитания. -М.: Академия, 1995. - 225 с.

110. Магомедов A.M. Этнопедагогическая культура. - Махачкала: Юпитер, 2005. -339 с.

Ш.Магомедов A.A. Семья на Северном Кавказе. - Ставрополь, 1999. — 250 с.

112. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. - Владикавказ: Ир, 2011.-432 с.

113. Мазалова М.А., Уракова Т.В. История педагогики и образования: Учебное пособие. - М.: высшее образование, 2006. - 192 с.

114. Макаренко A.C. Книга для родителей: Лекции о воспитании детей. // Сост. и автор К.И. Беляев. - М.: Просвещение, 1969. — 359 с.

115. Макаренко A.C. О воспитании: Изд. второе, переработ, и допол.. - М.: Политиздат, 1990.-415 с.

116. Мамбетов Г.Х. Пережиточные формы института взаимопомощи, связанные с семейным бытом кабардинцев и балкарцев в 19 - начале 20 в. — Нальчик: КБНИИ, 1974. - Т. 26. - С. 60.

117. Массова Г.Ф. Использование традиций народной педагогики в воспитательной системе образовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 - Киров, 2006. - 175 с.

118. Мафедзев С.М. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов в XIX - начале XX века. — Нальчик: Эльбрус, 1991. - 254 с.

119. Мачехина O.B. Семья в современном обществе //Воспитание школьников, 2003.№4. - С. 33 - 35.

120. Меретуков М.А. Семья и брак у адыгских народов. - Майкоп, 1987. — 297 с.

121. Мизиев И.М., Джуртубаев М.Ч. История и духовная культура карачаево

- балкарского народа // Минги Tay: Эльбрус, 1994. № 1. - 216 с.

122. Миллер В.Ф. Осетинские этюды, ч. I. — М.: Наука, - 166 с.

123. Мирзоев Ш.А., Семенов К.Б. Народная педагогика Дагестана: Содержание, формы и методы воспитания. - Махачкала: Лотос, 1984. — 112 с.

124. Мисиков М.А. Этнографические сведения об осетинах. - Владикавказ: арвАсин, 2011. - 157 с.

125. Мирошниченко В.Н. Функциональная трансформация института семьи в современном российском обществе: автореф. дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04

- Ростов н/Д, 2007. - 27 с.

126. Моисеева С.А. Опыт горских народов Северного Кавказа по воспитанию подрастающих поколений в духе гражданского мира и межнационального согласия: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 - Владикавказ, 2012. -23 с.

127. Мусукаев А.И. Традиционное гостеприимство кабардинцев и балкарцев.

- Нальчик: Эльбрус, 1990. - 110 с.

128. Мурадисова З.Ф. Воспитание школьников на семейных традициях и обычаях народов Дагестана: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 — М., 2006. -238 с.

129. Народы Кавказа. Под ред. М.О. Косвена, Л.И. Лаврова и др. — М: Издательство академии наук СССР, 1960. - 612 с.

130. Нездемковская Г.В. Этнопедагогика. - М.: Альма Матер, 2011. — 225 с.

131.Немов P.C. Психология: Учеб. для студ. вузов. В 3-х кн. Кн. 2. — М.: Владос, 2001. - 608 с.

132. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. - М.: Гелиос АРВ, 2000. - 264 с.

133. Ницше Ф.В. Сочинение в 2-х томах - М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1988.-С. 238, 735.

134. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 319 с.

135. Осетины: Народы и культуры /под ред. З.Б. Цаллаговой, Л.А. Чибирова. -М.: Наука, 2012. - 605 с.

136. Осетинские пословицы и поговорки /Ю.С. Петросов. — Владикавказ: ОАО «Осетия - Полиграфсервис», 2010. — 128 с.

137. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. Пособие для студ. Вузов //Под.общ. ред. H.H. Посысоева. - М.: ВЛАДОС, 2004.-328 с.

138. Пархоменко H.A. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 - Курск: 2002.-186 с.

139. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. Мн.: «Современное слово», 2005. — 720 с.

140. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б.М. Бим — Бада. - М.: Большая российская энциклопедия, 2008. - 528 с.

141. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах: Научно-популярный сборник / под ред. Чибиров Л.А.. - Цхинвал: Иристон, 1981. Кн. 1.-306 с.

142. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах: Научно-популярный сборник / под ред. Чибиров Л.А.. - Цхинвал: Иристон, 1987. Кн. 3.-441 с.

143. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: - В 2 т. — М.: Педагогика, 1981.- 242 с.

144. Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Просвещение, 1982. - 175 с.

145. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Юрайт, 2011. - 576 с.

146. Пономарева О.И. Формирование основ этнопедагогической культуры будущего учителя в политкультурном социуме: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 -Бирск, 1999. - 179 с.

147. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования // Под ред. Е.Г. Силяевой. 3-е изд. - М.: Академия, 2005. — 192 с.

148. Пфаф В.Б. Путешествие по ущельям Северной Осетии. — ССК, вып. I, 1871.-С. 284-325.

149. Рамих В.А. Материнство как социокультурный феномен: дис. ... д-ра филос. наук: 24.00.01 - Ростов н/Д., 1997. - 236 с.

150. Райгородский Д.Я. Психология семьи. Хрестоматия. - Самара: Издательский Дом «БАХРАМ - М», 2002. - 752 с.

151. Рахманова В.К. Первый опыт отцовства и отношение к своему отцу // Психологическая наука и образование, 2008. №4. - С. 48 - 56.

152. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сб. научных трудов // Сост. В.А. Соловьева. - Кострома: КГУ им. H.A. Некрасова, 2001. Вып. 1. - С. 102 - 120.

153.Ромаева Н.Б. Развитие гуманистической педагогики России (середина XIX - XX вв.): автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 — Ставрополь, 2003. -37 с.

154. Розинаева Г. Супружество, материнство и отцовство. — Минск: Полымя, 1984.- 143 с.

155. Российская социологическая энциклопедия. Под общей редакцией академика РАН Осипова Г.В. - М.: Норма-Инфра, 1998. - 672 с.

156. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. — 705 с.

157. Сабанчиева Л.Х. Тендерный фактор в традиционной культуре кабардинцев (вторая половина XVI - 60-е годы XIX века). Нальчик: Эль-Фа, 2005.-246 с.

158. Саламов Б.С. Обычаи и традиции горцев. - Орджоникидзе: Ир, 1968 — 137 с.

159. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. I. Репринтное воспроизведение издания 1870 г. /этнографические очерки: Как живут лаки (из воспоминаний детства), Абдуллы Омарова. -М.: МНТПО «АДИР», 1992.

160. Селиванова H.JI. Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания. — Пермь: ПГПИ, 2001. — 280 с.

161. Семейное воспитание: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. / Сост. П.А. Лебедев. -М.: Академия, 2001. - 408 с.

162. Семенов К.Б. Этнопедагогика горской семьи: история, теория, практика (на примере адыгского, балкарского, карачаевского народов). — Майкоп: АГУ, 2000.-307 с.

163. Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи: Монография. — М.: Мысль, 1974.-309 с.

164. Семья: психология, педагогика, социальная работа / Под ред. A.A. Реана. -М.: ACT, 2010.-576 с.

165. Сланова А.Ю. Проблемы семейного воспитания в прогрессивно -демократической педагогике народов Северного Кавказа (XYIII — начало ХХв.): дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 — Владикавказ, 2002. - 165 с.

166. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов E.H. Педагогика. Учебник для студ. высших пед. учеб. заведений — М.: Академия, 2011. - 380 с.

167. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт накануне установления Советской власти /Культура и быт народов Северного Кавказа. - М: Наука, 1968.-348 с.

168. Солдатенков А.Д. Поликультурное образование в многонациональной школе - основа диалога культур и стабилизации общества // Психолого-педагогический сборник. Вып. I. - М., 2000. - С. 33 - 42.

169. Социологическая энциклопедия: В 2-х т. Т. 2. Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта Г.Ю. Семигин; Главный редактор В.Н. Иванов - М.: Мысль, 2003. - 863 с.

170. Спиваковская A.C. Психотерапия: игра, детство, семья. - Т. 2. — М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 398 с.

171. Спирева E.H., Лидере А.Г. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя // Семейная психология и семейная терапия, 2001.№4. -С. 71-85.

172. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика. - М.: Юнити-Дана, 2010. — 544 с.

173. Студенецкая E.H. Кабардинцы и черкесы // Народы Кавказа. — М., 1960. Т. 1.-С. 130- 138.

174. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. — В 3-х т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1979. - 560 с.

175. Тайсаев К.У. Этнография традиционного спорта у народов Северного Кавказа. - М.: Моск. гос. акад. физ. культ., 2001. — 206 с.

176. Тменов В.Х. Древние верования осетин и ингушей и их отражение в памятниках материальной культуры /Вопросы историко-культурных связей на Северном Кавказе: Сборник научных трудов. — Орджоникидзе, 1985. — С. 33-71.

177. Увижева Б.Д. Мудрость народной педагогики. //Сб. научных трудов молодых ученых. — Нальчик: КБГУ им. Х.М. Бербекова, 2006. - С. 156 — 162.

178. Унежев К.Х. Культура адыгов (черкесов) и балкарцев. Учебное пособие. -Нальчик: Издательский центр «Эль-Фа», 2003.-512 с.

179. Узденова С.Б. Образование и педагогическая мысль народов Карачая и Черкессии (XIX - конец XX вв.): дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 — Пятигорск, 1997.-426 с.

180. Уруймагов X. Еще несколько слов о необходимости женских школ в горной Осетии / Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Кн. 5. /Чибиров Л.А. -Цхинвали: Ирыстон, 1987. — С. 61 - 64.

181. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Собр. соч. — Т. 2.-М.: Педагогика, 1990. - 416 с.

182. Ушинский К.Д. Воспитание человека: Статьи. Произведения для детей. - М.: Карапуз, 2000. - 255 с.

183. Федеральный закон «Об образовании» Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ.

184. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избр. труды: В 2 т. - М.: изд. МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. Т.1. - 568 с.

185. Филиппова Г.Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журнал. 1999. № 5. - С. 82-87.

186. Филиппова Г.Г. Психология материнства. - М.: Изд-во института психотерапии, 2002. — 240 с.

187. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я» / В кн. Я и Оно: Труды разных лет. - Тбилиси: Мерани, 1991. Т. 1. — С. 71 — 138.

188. Фромм А. Азбука для родителей. - Екатеринбург: Литур, 2004. - 352 с.

189. Хан-Гирей. Черкесские предания. — Нальчик: Эльбрус, 1989. - 328 с.

190. Харитонов М.Г. Этнопедагогическое образование учителей национальной школы: монография. - Чебоксары: ЧувГПУ им. И.Я. Яковлева, 2004.-186 с.

191.Харчев А.Г. Некоторые методологические проблемы исследования брака и семьи // Семья как объект философского и социологического исследования. - Л.: Наука, 1974. - 155 с.

192. Хатаев Е.Е. Народная педагогика Северного Кавказа. - М.: Педагогика, 1993.-132 с.

193. Хатаев Е.Е. Опыт воспитания детей горских народов Северного Кавказа в духе мира и межнационального согласия // Поликультурное образование в современной России. - Пятигорск: ПГЛУ, 1997. - 348 с.

194. Хетагуров К.Л. Особа /Избранное. - Орджоникидзе: Книжное издательство Северо-Осетинской АССР, 1953. - 368 с.

195. Хоменко И.А. К вопросу об определении понятия «семейное воспитание» // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. Вып. 1. 2012. Т.17. - С. 88 - 93.

196. Хуриева М.Ю. Сущность и содержание народного воспитания: история и современность // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. №3 (10) — С. 239 — 241.

197. Хуриева М.Ю. Основные направления взаимодействия семьи и школы в воспитании обучающихся // Вестник Иркутского государственного технического университета. — 2013. №1 (72) - С. 292 - 297.

198. Хуриева М.Ю. Воспитательный потенциал этнопедагогики Северного Кавказа и его использование в современных условиях //Материали за 9-а международна научна практична конференция «Динамиката на съвременната наука». - София. «Бял ГРАД-БГ». Т.6. - 2013. - С. 68 - 76.

199. Цаллагова З.Б., Волков Г.Н. Этнопедагогика как педагогика межнациональной гармонии. — М.: Педагогика, 2002. — 82 с.

200. Цаллагова З.Б. Этнопедагогические наставления народов Северного Кавказа // Педагогика. 2010. № 9. - С. 50 - 57.

201. Цаллагова З.Б. Этнопедагогическая афористика народов Северного Кавказа: Монография. - Владикавказ: ИПО СОИГСИ, 2011. - 364 с.

202. Цаллаев Х.К. Традиции и обычаи осетин. - Владикавказ: Ир, 1993г. -160 с.

203. Цховребов З.П. Традиции прошлого в настоящем.—Цхинвали: Дуг, 1974. -64 с.

204. Чеджемов С.Р. История педагогики и образования осетинского народа XVIII - XX вв.: дис.... док. пед. наук: 13.00.01 - М.:МГУ, 2002. - 368 с.

205. Чеченцы / под. ред. JI.T. Соловьева, В.А. Тишков, З.И. Хасбулатова. — М.: Наука, 2012.-622 с.

206. Чибиров JI.A. Традиционная духовная культура осетин. Монография: -М.: Российская политическая энциклопедия, 2008. — 711 с.

207. Чурсин Г. Очерки по этнологии Кавказа // Кавказ: культы, легенды, предания. — Нальчик: Изд-во М. и В. Котляровых, 2010. Вып. V. — 320 с.

208. Шашуков Н.Л. Народная педагогика в практике современного воспитания. - Вологда: ВИРО, 1999. - 160 с.

209. Шаов А.А. Этническая идеология в традиционном обществе: — Майкоп: АГУ, 2001. — 38 с.

210. Шимин Н.Д. Семья как общественное явление. Опыт социально-философского анализа. - Воронеж: ВГУ, 1989. — 189 с.

211.Шнейдер Л.Б. Семейная психология - М.: Академический Проект; Киров: Константа, 2011. - 736 с.

212. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. - Майкоп: Краснодарское книжное изд-во, 1989. - 336 с.

213. Штедер Л.Л. Дневник путешествия из пограничной крепости Моздок во внутренние местности Кавказа, предпринятого в 1781 году /Осетины глазами русских и иностранных путешественников. - Орджоникидзе, 1967. — С. 27 — 70.

214. Щуркова Н.Е. Воспитание в режиме повседневной жизни //Воспитание школьников. 2007. № 7. - С. 17 — 23.

215. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. -М.: Политиздат, 1986. - 639 с.

216. Элиум Д. Воспитание сына. - СПб.: Питер-Пресс, 1997. - 288 с.

217. Элиум Д. Воспитание дочери. - СПб.: Питер-Пресс, 1997. — 384 с.

218. Эфендиев С.И., Эфендиев Ф.С. Северокавказский этнокультурный феномен в системе мировой цивилизации. - Пятигорск: ПГЛУ, 1996. - С. 213

219. Якубов. Педагогическая мудрость народа // Народное образование. 1995. №2.-С. 121-122.

220. Яровчук Н.В., Батчаева З.А. — 3. О влиянии этнокультурных традиций на формирование личности // Фундаментальные исследования. 2007. № 11 — С. 118-121.

221.Ярычев Н.У., Саракаева А.Х. Теоретико-методологические основы традиционной системы воспитания у народов Северного Кавказа // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. - С.44 — 48.

222. Bumpass L.L., Sweet J.A., Cherlin A. The rôle of cohabitation in declining rates of marriage // Journal of Marriage and the Family. 2001. № 53. - P. 84

223. Guzzo K.B. When Mom Dates, Dad Stops Visiting His Kids. Journal of Marriage and Family. 2009. August.

224. Meyer D.R., Cancian M. «I'm Not Supporting His Kids'»: Nonresident

225. Schober P.S. Paternal child care and relationship quality: a longitudinal analysis of reciprocal associations, journal of marriage and family. 2012. - 228 p.

226. Grail T.S. Custodial Mothers and Fathers and Their Child Support. Current

227. PopulationReport. December, 2011.

228. Arget M., Fonagy P. Fathers in modern psychoanalysis and in society: the role of the father and child development / Trowell J., Etchegoyen A. The importance of fathers. Hove: Brunner-Routledge, 2002.

229. Weber E.U., Johnson E.J. Mindful judgment and decision-making // Ann. Rev. of Psychol. 2009. Vol. 60. P. 53 - 86.

230. http://www.childpsy.ru/lib/articles/id/10364.php Молоховская O.B. Влияние материнского отношения на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца.

231. http://iournal.iea.ras.ru/archive/l 990s/l 994/BabichEa6n4 И.JI. Иерархия общественных статусов в кабардинском обществе (середина XIX - начало XX вв.).

232. http://dugward.ru/library/katalog alfavit/ostrogorskiy а n.html

А.Н. Острогорский Семейные отношения и их воспитательное значение.

233. http://catalog.turgenev.ru/opacunicode/index.php7urWnotices/204665/ Сиповский В.В. Литературная деятельность Ломоносова. — СПб., 1911.

234. nsportal,ru/gp/suhomlinskiy-va-rodiB.А. Сухомлинский. Родительская

237. http://psymania.info/femil/shilov/pedagogika.php психология / Шилов / Педагогика семьи

238. http://www.groznvcitv.ru/librarv/vainakh/dolakova/document4298.shtml Кудусова-Долакова Ф.И. Семья и семейный быт ингушей.

239. http://www.encyclopedia.ru/cat/online/detail/38901 Социология: Энциклопедия /Сост. A.A. Грицанов, B.JI. Абушенко и др. — Минск: Интерпрессервис, 2003. - 1312 с.

240. http://www.consultant.m/popular/family/CeMeñHbiñ кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223 - ФЗ. С изменениями и дополнениями от:30 ноября 2011 г.

241. pressa.smikbr.ru/downloads.php?cat id=l&download id=6_Балкарские

пословицы и изречения. Али БАЙЗУЛЛА

242. http://festival. 1 september.ru/articles/506465/ Ганищева У.Х. Воспитание детей методами народной педагогики.

АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

243. НА СОИГСИ ВНЦ РАН. Ф. 4. On. 1. Д. 93.

244. ЦТ А РСО-А. Ф. 11. Оп. 52. Д. 959

245. ЦТ А РСО-А. Ф. 12. Оп. 2. Д. 198. Л. 29-96.

246. ЦГА РСО-А. Ф. 149. Оп. 127. Д. 64. Л. 54-61.

247. ЦГА РСО-А. Ф. 1. Оп. 120. Д. 372. Л. 63-64.

248. ЦГА КБР. Ф. 10. On. 1. Д. 69. Т. 2. Л. 2.

249. ЦГА РСО-А. Ф. 11. Оп. 4. Д. 265. Л. 23-35.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.