Педагогические основы формирования эстетических интересов у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей в условиях взаимосвязи видов искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Завальская, Светлана Александровна

  • Завальская, Светлана Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 220
Завальская, Светлана Александровна. Педагогические основы формирования эстетических интересов у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей в условиях взаимосвязи видов искусства: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 1999. 220 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Завальская, Светлана Александровна

ввзданиз.

Глава I. ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ У СВДНТОВ ВДОЖСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ (УЧИЛИЩ) - БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК ФИЛОСОФСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

1.1. Мэсто и роль эстетических интересов в общей системе художественно-профессиональной, общепедагогической и методической подготовки студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей - будущих учителей изобразительного искусства.

1.П. Из истории проблемы формирования эстетических интересов у будущих учителей изобразительного искусства.

1.Ш. Взаимоотношение и взаимосвязь эстетических интересов, потребностей и вкусов в едином процессе художественно-эстетического развития будущих учителей изобразительного искусства

Глава П. ЭКСПЕРИЛЕНТАЛЬКАЯ ЮДЕЛЬ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИХ ОТДЕЛЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЕЙ И УЧИЛИЩ НА ОСНОВЕ «ПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, МУЗЫКИ.

П.1. Взаимодействие вздов искусства, как необходимое условие эффективного формирования эстетических интересов и профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства в педагогических колледжах.

П.П. Педагогические пути, методы и средства эффективного формирования эстетических интересов у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей на основе взаимосвязи и взаимодействия видов искусства.

П.Ш. Возрастные и индивидуально-психологические особенности в формировании эстетических интересов у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей в процессе обучения на основе тесной взаимосвязи предметов искусства -литературы, изобразительного искусства, музыки 174 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. саисок литзратуш.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические основы формирования эстетических интересов у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей в условиях взаимосвязи видов искусства»

Актуальность исследования. В современных условиях коренной перестройки системы общего и профессионального образования особое значение приобретает ряд проблем, требующих незамедлительного решения, поскольку от них во многом зависит в целом дальнейший успех развития системы народного образования и культуры в стране. Поэтому они становятся приоритетными как для теории, так и для практики обучения и воспитания школьников, в профессиональной подготовке специалистов -будущих учителей общеобразовательных учебных заведений. Такими приоритетными, актуальными проблемами в педагогической науке, в профессиональной подготовке будущих учителей изобразительного искусства и черчения являются:

- формирование эстетических интересов, потребностей и вкусов у студентов педагогических учебных заведений - будущих учителей изобразительного искусства;

- установление взаимосвязи видов искусств (литературы, изобразительного искусства, музыки) в эстетическом развитии, в профессионально-художественной подготовке будущих учителей предметов искусств.

О важности и необходимости разработки проблем теории и практики общего и профессионального эстетического воспитания и образования убедительно свидетельствуют материалы Коллегии Министерства образования Российской Федерации "О развитии эстетического образования в общеобразовательных учреждениях", проведенной 24 мая 1995 года. В частности, в решении Коллегии отмечается, что ситуация переходного периода развития общества, обостряющая процессы поиска человеком смысла существования и своего места в мире, приводит к необходимости гуманизации образования и возрастанию ценности эстетического образования в России.

Постепенное перемещение эстетического образования с периферии массового сознания учителей в фокус школьной жизни обусловлено рядом взаимодополняющих обстоятельств.

Первое из этих обстоятельств носит социальный характер и состоит в том, что в условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей меэду поколениями. Особенно важно подчеркнуть, что искусство, выражающее духовные традиции народа, выступает для подрастающего поколения как своего рода "защитный пояс", охраняющий ребенка от тех средств массовой информации, которые распространяют идеи насилия, жестокости, национализма, и могут нанести личностные и психические травмы детям, стать источниками формирования агрессивного поведения.

Второе обстоятельство связано с осознанием ограниченности рационального объяснения мира, необходимостью преодоления взгляда на человека только как на носителя суммы "знаний, умений и навыков" и выявлением мотивирующей функции искусства в становлении личности.

Третье педагогическое обстоятельство заключается, как правило, в растущем интуитивном понимании того, что искусство наиболее эффективно помогает ребенку построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.

В общеобразовательных учреждениях в настоящее время системный подход к эстетическому образованию осуществляется в процессе преподавания таких дисциплин, как "Изобразительное искусство", "%зыка", "Мировая художественная культура", "Хореография", а также с помощью различных факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного эстетического образования. В базисном учебном плане предметная область "Искусство" охватывает значительное образовательное пространство, которое состоит как из отдельных дисциплин, так и из различных интегрированных курсов, получивших возможность преподавания благодаря базисному учебному плану. Кроме того, в последние годы различные типы образовательных учреждений (лицеи, гимназии, школы с углубленным обучением искусству, профильные художественные классы, эстетические центры и т.д.) создают благоприятные условия для обучения искусству.

Вопросам теории, методики и практики преподавания различных видов искусства, эстетического воспитания и развития посвящены труды Г.3.Беды, Н.Н.Ростовцева, С.А.Апраксиной, Д.Б.Кабалевского, Ю.Б.Алиева, Л.Г.Арчажниковой, Э.Б.Абдулина, Т.С.Комаровой, З.Г.Горецкого, Е.В.Квятковского, Л.А.Ходяковой, В.С.Кузина, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой, Н.С.Боголюбова,

B.В.Корешкова, А.С.Хворостова, А.А.Унковского, Э.И.Кубышкиной, Б.Т.Лихачева, М.Г.Плоховой, Ю.У.Фохт-Бабушкина, Л.В.Горюновой,

C.Е.Игнатьева, Т.Ф.Курдюмозой, В.Я.Коровиной и других известных ученых.

Требования современной общеобразовательной школы, условия гуманизации и демократизации системы образования обусловливают значительное повышение качества профессиональной подготовки специалистов. То есть высокий уровень .производства, развития науки и техники, культуры, педагогики в наше время невозможен без высокопрофессиональных специалистов, владеющих не только узко профессиональными знаниями, умениями и навыками, профессиональным мастерством, но и обладающими высокой культурой, широким кругозором, многообразием духовных интересов и потребностей.

Отсюда становится понятным то, что в государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования, в государственных требованиях к уровню подготовки выпускников средних специальных учебных заведений (независимо от профиля специальности) по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам предусматривается: "владеть основами гуманитарных и социально-экономических наук, уметь использовать полученные знания и методы этих наук в профессиональной и иной деятельности", "иметь представление о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации", "иметь представление об условиях формирования личности, ее свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды". А в обязательный минимум содержания профессиональных образовательных программ входят "человек, общество, цивилизация, культура, человеческое познание и деятельность" ("Вестник" - газета научно-методического центра среднего профессионального образования Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию, 1995, № Ю, октябрь).

Решение данных задач государственного стандарта среднего профессионального образования во многом определяется формированием эстетических интересов у будущих специалистов как необходимого условия продуктивного усвоения знаний, умений и навыков культурологического характера, как важнейшего фактора их духовного, общекультурного, творческого развития и профессиональной подготовки.

Особенно это важно учитывать в профессиональной подготовке будущего учителя изобразительного искусства, который сам должен владеть умениями "развития у учащихся художественного вкуса и интереса к освоению ценностей изобразительного искусства, создавать индивидуальный методический фонд, включающий литературу по искусству, картотеки, наглядные пособия, иллюстрации" (Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0311 - Изобразительное искусство и черчение. М., 1997, Министерство общего и профессионального образования, с. 10).

В психологической и педагогической науках интерес определяется как активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет или явление действительности, связанная обычно с положительным эмоционально-окрашенным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью. Интерес необходим в осуществлении любой деятельности человека, является одним из наиболее существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, повышает познавательную активность человека, служит одним из важнейших условий действительно творческого отношения к работе.

Изучением проблемы интереса в учебном процессе занимались Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, В.А.Крутецкий, В.Н.Мясищев, А.Г.Волостникова, Г.И.Щукина, Ю.В.Шаров, В.Т.Лежнев, Л.А. Гордон, А.В.Петровский, Д.И.Трайтак, В.Н.Липник, А.С.Макаренко,

И.Г.Шапошникова. Различные аспекты проблемы формирования эстетических интересов в системе .приобщения школьной и студенческой молодежи к искусству, к духовным ценностям освещаются в трудах, исследованиях С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского, В.А.Филипповой, М.А.Верба, А.АДуркина, Я.Л.Чарнецкого, Е.Б.Колчиной.

Методологические основы в изучении эстетических интересов заложены в ряде философских исследований М.Ф.Овсянникова, А.Й.Бурова, М.С.Кагана, Л.И.Когана, Л. И. Ко лесника, О.В.Лар-нина, В. А. Разумно го, В.К.Скатерщикова, Б.Г.Лукьянова.

В последнее время выполнен ряд диссертационных исследований, в которых рассматриваются различные аспекты теории и методики эстетического воспитания школьной и студенческой молодежи, подготовки кадров будущих учителей в педагогических вузах и университетах Сформирование у школьников эстетического вкуса, эстетических чувств, ценностного отношения к культурно-историческому прошлому у школьников средствами музейной и народной педагогики, развитие художественно-творческих способностей и профессиональных качеств у студентов педагогических институтов и т.д.).

Наряду с этим, чрезвычайно редки исследования, в которых бы освещалась специфика теоретической и методической подготовки будущих учителей в среднем профессиональном звене в педагогических училищах и колледжах, исследования, посвященные раскрытию проблемы формирования эстетических потребностей, интересов и вкусов у молодежи.

До последнего времени нет исследований, раскрывающих проблему формирования эстетических интересов у студентов педагогических колледжей и училищ. Единственная в своем роде кандидатская диссертация А.П.Головизнина освещает особенности формирования эстетических интересов и потребностей у студентов промышленных и энергетических техникумов СМ., 1998 г.) и, естественно, в ней не ставилась задача решить проблемы, стоящие перед педагогическими колледжами и училищами.

Таким образом вышеизложенное убедительно свидетельствует об актуальности нашего диссертационного исследования, призванного восполнить указанный пробел в современной педагогике, в теории и .практике профессиональной подготовки студентов педагогических колледжей и училищ.

Проблема исследования: раскрытие педагогических основ формирования эстетических интересов у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей и училищ в условиях взаимосвязи видов искусства, и на этой основе разработка и экспериментальная проверка эффективной методики художественно-эстетического воспитания - составного компонента .профессиональной подготовки специалиста со средним специальным образованием педагогического профиля, отвечающего современным требованиям.

Цель исследования: повысить уровень художественно-про-фессиональкой и общеэстетической подготовки студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей и училищ посредством всестороннего развития их личности, эффективного формирования у них духовной культуры, творческого отношения к своей профессии на основе целенаправленного формирования эстетических интересов с помощью взаимосвязи различных видов искусства - литературы, изобразительного искусства, музыки.

Объект исследования: процесс формирования эстетических интересов у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей и училищ.

Предмет исследования: педагогические основы формирования эстетических интересов у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей и училищ на основе взаимосвязи видов искусства.

Гипотезой исследования является предположение о том, что разработка педагогических основ и эффективной методики формирования эстетических интересов у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей как необходимого условия профессиональной подготовки возможна при условиях: обоснования места и роли эстетических интересов в общей системе художественно-профессиональной, общепедагогической и методической подготовке будущих учителей изобразительного искусства; разработки и экспериментальной проверки педагогических цутей, методов и средств эффективного формирования эстетических интересов у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей на основе взаимосвязи и взаимодействия видов искусства; раскрытия возрастных и индивидуально-психологических особенностей в формировании эстетических интересов у студентов б процессе их обучения на основе тесной взаимосвязи предметов искусства - литературы, изобразительного искусства и музыки.

В соответствии с указанными целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:

I. Обосновать место и роль эстетических интересов в системе духовного, общекультурного развития, эстетического

- 13 воспитания и художественно-профессиональной подготовки студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей и училищ.

2. Раскрыть взаимоотношения эстетических интересов, потребностей и вкусов в едином процессе художественно-эстетического развития и профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

3. Изучить взаимодействие вищов искусства (литературы, изобразительного искусства, музыки) как необходимого условия эффективного формирования эстетических интересов и профессиональной подготовки студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей и училищ.

4. Разработать и экспериментально проверить экспериментальную модель (содержание, педагогические пути, методы и средства) эффективного формирования эстетических интересов у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей и училищ на основе межпредметных связей литературы, изобразительного искусства, музыки.

5. Раскрыть возрастаете и индивидуально-психологические особенности в формировании эстетических интересов у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей и училищ на основе взаимосвязи предметов искусства.

Теоретической основой исследования явились труды известных философов, педагогов, психологов, видных деятелей культуры и искусства, посвященные методологии научных и педагогических исследований, теории и методики профессионального образования и эстетического воспитания в средних специальных учебных заведениях педагогического и художественного профиля.

- 14

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретический анализ философской, социологической, педагогической, психологической, культурологической и искусствоведческой литературы;

- изучение и обобщение опыта педагогов, осуществляющих профессионально-художественную и общекультурную подготовку студентов, педагогов, ведущих курсы литературы и специальных дисциплин - рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства;

- наблюдения за учебным процессом, творческой деятельностью студентов и педагогов;

- беседы, анкетирование и интервьюирование;

- психолого-педагогический развивающий эксперимент;

- анализ продуктов деятельности студентов (сочинений, рисунков, живописных и композиционных работ, рассказов по репродукциям и фотографиям и т.п.).

Опытно-экспериментальная работа проводилась в педагогических колледжах Д# 3 и 16 г.Москвы.

Исследование проводилось с 1989 по 1998 гг. в три этапа.

На I этапе (1989-1991 гг.) изучалась и анализировалась философская, культурологическая, искусствоведческая, педагогическая и психологическая литература, инструктивные материалы по среднему профессиональному образованию в Российской Федерации, выяснялось состояние эстетического воспитания и развития духовной культуры студентов педагогических колледжей и училищ в массовой практике, влияние взаимосвязи предметов искусства в учебном процессе на качество профессионально-художественной подготовки. Все это позволило разработать первый вариант методических рекомендаций к проведению занятий по курсам литературы, рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства на основе их межпредметных связей, направленных: на эффективное формирование эстетических интересов, разработать методику эксперимента. Здесь следует отметить, что систематический анализ специальной литературы и дальнейшая доработка методических рекомендаций осуществлялась и дальше, до момента завершения работы над диссертацией.

На П этапе (1992-1997 гг.) проводился психолого-педагогический развивающий эксперимент.

Сущность методики эксперимента заключалась в проведении экспериментального обучения предметам литературы, рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства в экспериментальных группах с установкой на эффективное формирование эстетических интересов и общекультурное развитие будущих учителей изобразительного искусства на основе взаимосвязи предметов искусства по разработанным диссертантом методическим рекомендациям .при постоянном сравнении с обычным, традиционным обучением студентов педагогических колледжей и училищ в параллельных группах (контрольные группы).

Одновременно сравнивались и педагогические пути, методы и средства, применяемые в экспериментальных и контрольных группах в процессе обучения литературе и специальных художественных дисциплин. В экспериментальных группах занятия велись по предложенной диссертантом методической системе с использованием разработанных методических рекомендаций, поурочных разработок и специальной системы оригинальных учебно-методических пособий, с применением проблемных заданий, ситуаций, творческих сочинений, докладов на теш культуры, литературы и искусства.

Часто проводились экскурсии на природу, в художественные и литературные музеи, к памятникам старины и культуры, на выставки, в театры, организовывались лекции, доклады известных художников, музыкантов, вечера искусств и культуры, театрализованные представления.

С помощью анкетирований, проведения контрольных занятий, написания докладов и рефератов, выполнения художественно-творческих сочинений, графических и живописных композиций, сравнивались результаты профессиональной подготовки студентов на основе влияния экспериментального преподавания курсов литературы и специальных художественных дисциплин и результаты традиционной, обычной профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства.

Таким образом, в экспериментальных группах использовалась экспериментальная методика преподавания художественно -эстетических дисциплин, направленная на активное формирование эстетического вкуса и художественных интересов, потребностей, на развитие эстетического восприятия и чувств, являющихся основой и одновременно необходимым условием успешной художественно-профессиональной подготовки будущего специалиста в педагогическом колледже.

В контрольных группах не демонстрировалась система специально разработанных наглядных пособий, мало использовались проблемные ситуации, задания и вопросы, технические средства. Редко организовывались экскурсии на природу, в художественные и литературные музеи и художественный выставочный зал, к памятникам архитектуры и старины, посещение театров. То есть методика обучения, вся система профессиональной подготовки в контрольных группах, в отличие от методики в экспериментальных группах, была обычной, традиционной.

На Ш этапе (1997-1998 гг.) проводились итоговые, сравнительные занятия, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Исходя из задач и требований государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования, формирование эстетических интересов у выпускников художественно-графических отделений педагогических колледжей и училищ является важнейшей задачей профессиональной подготовки будущего учителя изобразительного искусства в уело виях гуманизации и демократизации образования, возрождения культуры народов России.

2. Формирование эстетических интересов может наиболее успешно осуществляться посредством комплексного изучения искусств, их тесной взаимосвязи, позволяющих наиболее реально обеспечить разносторонний и вместе с тем дифференцированный, личностный подход к эстетическому освоению действительности, к тому или иному явлению искусства, культуры, природы, в художественно-творческой и профессионально-педагогической деятельности.

3. Формирование эстетических интересов предполагает усво ение системы эстетических знаний, понятий, представлений, умений и навыков, которые предусмотрены учебными программами ив дальнейшем должны расширяться и углубляться.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования состоят в том, что в нем: обоснованы место и роль эстетических интересов в системе духовного, общекультурного развития, эстетического воспитания и художественно-профессиональной подготовки студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей и училищ, раскрыты возрастные и индивидуально -психологические особенности в формировании эстетических интересов у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей на основе взаимосвязи предметов искусства; установлены диалектические взаимоотношения эстетических интересов, потребностей и вкусов в едином процессе художественно-эстетического развития и профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства, их познавательной и творческой активности.

Практическая значимость исследования заключается в раскрытии взаимодействия видов искусства (литературы, изобразительного искусства, музыки) как необходимого условия эффективного формирования эстетических интересов и профессиональной подготовки студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей и училищ; в разработке и экспериментальной проверке экспериментальной модели (содержание, педагогические пути, методы и средства) эффективного формирования эстетических интересов у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей и училищ на основе межпредметных связей литературы, изобразительного искусства, музыки; в создании комплекса наглядных учебно-методических пособий - таблиц к указанным занятиям.

Результаты исследования могут быть использованы при разработке новых учебных планов, программ, лекционных курсов, для средних профессионально-педагогических учебных заведений колледжей и училищ, педагогических институтов и университетов при подготовке учебников, учебных и методических пособий как по общим гуманитарным и общекультурным дисциплинам, так и по предметам специальной, художественно-профессиональной подготовки специалистов на художественно-графических отделениях педагогических колледжей и училищ, при разработке и корректировке государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.

Степень достоверности и обоснованности полученных результатов проведенной работы обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, научной методологией, четкой организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической науки, психологии, культурологии и эстетики, искусствознания, теории и практики эстетического воспитания и художественного образования, требований государственного образовательного стандарта среднего профессионального (в том числе и художественно-педагогического) образования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в педагогических колледжах №№ 3 и 16 г.Москвы.

Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на научно-практической конференции общественного института Эстетического воспитания при

Центральном Совете педагогического общества Российской Федерации (1989 г.), на заседании отделения культуры и искусства Международной Академии наук педагогического образования (1996-1997 гг.), в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (1993-1996 гг.), на Московских городских педагогических конференциях и чтениях. Материалы исследования внедрены в практику также в виде опубликованных научных работ, разработанных диссертантом, в форме открытых уроков для городских методических объединений ("Нетрадиционные формы проведения уроков литературы в системе профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа", "Осенний бал поэзии, музыки, живописи, танац и синтез искусств, межпредметные связи" и др.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии. В работу вошли также таблицы и рисунки.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Завальская, Светлана Александровна

В заключении диссертации подведены итоги исследования и сформулированы следующие основные выводы:

Современная пересчройка системы общего и профессионального (включая среднее профессиональное) образования в стране, гуманизация и демократизация образования, требования государственных стандартов со всей остротой ставят задачу значительного улучшения системы среднего профессионального образования, прелще всего, в плане повышения уровня обще культурного, всестороннего развития будущего специалиста, формирования индивидуальности его личности, выявления и развития творческих способностей. Важнейшее место в решении этих проблем в педагогическом колледже занимает формирование у студентов эстетических интересов, лежащих в основе формирования духовной культуры и общего развития личности, художественно-профессиональной подготовки будущего учителя.

Решение данной задачи обусловливает научную разработку комплекса проблем п^ихолого-педагогического и методического характера, ряд из которых были решены в данном исследовании.

Вьщвинутая гипотеза подтвердилась.

Результаты эксперимента убедительно доказывают эффективность разработанной нами экспериментальной модели формирования эстетических интересов у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей - будущих учителей изобразительного искусства.

Обучение по нашей экспериментальной программе межпредметных связей обеспечивает не только качественное овладение

курсов литературы, рисунка, живописи, композиции, декоративно-прикладного искусства, но и положительно влияет на общее развитие студента, его духовную культуру, эстетические интересы, потребности и вкусы, на развитие и формирование индивидуальности, творческих способностей, во многом обеспечивает в целом художественно-профессиональную подготовку к будущей работе в школе.

Мзжпредметные связи, взаимосвязь различных видов искусства позволяют более полно и глубоко изучить произведения искусств, прочувствовать их идейное содержание, сюжеты и художественно-выразительные средства, красоту художественного слова, рисунка и цвета, музыкального звука, обогатить студентов практическими навыками в литературном, изобразительном и музыкальном творчестве.

Как свидетельствует анализ современного состояния преподавания предметов искусств в общеобразовательных учебных заведениях в последние годы все активнее внедряются в школьную практику интегрированные курсы и уроки. Интеграция часто позволяет лаконично и компактно соединять изучаемые темы предметов, нередко разобщенные, логически не связанные, дублируемые в различных предметах школьных программ.

Однако, в условиях специального профессионального образования интегрированные курсы, наоборот, могут только упростить, размыть содержание конкретных общекультурных и специальных предметов, и, таким образом, снизить качество профессиональной подготовки. Поэтому углубление межпредметных связей предметов искусств, их комплексное воздействие на формирование

эстетических интересов, потребностей и вкусов личности будущего учителя изобразительного искусства в процессе его обучения в педагогическом колледже можно с уверенностью считать не только актуальной, но и перспективной научной проблемой.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Завальская, Светлана Александровна, 1999 год

1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Паука, 1977. 380 с.

2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. /Под ред. Г.И.Щукиной. М.: Просвещение, 1984. - 176 с.

3. Актуальные проблемы педагогики и эстетическое воспитание.- М.: Педагогика, 1973. 176 с.

4. Алпатов М. Задачи пропаганды искусства и научный анализ художественных произведений. // Искусство, Л15 7, 1964.

5. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990. - 254 с.

6. Антология педагогической мысли России ХУШ в. М.: Педагогика, 1985. - 479 с.

7. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974. - 486 с.

8. Атутов П.Р. Некоторые вопросы использования наглядности в обучении. // Советская педагогика, № 5, 1967.

9. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности .педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. - 190 с.

10. Бабич Л.А. Формирование эстетической культуры будущего учителя как средство гуманитаризации его профессиональной подготовки: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. . М.: НИИ ХВ АПН СССР, 1990. - 18 с.

11. Балян A.A. Основы, категории и принципы эстетического воспитания: Автореф. дисс. . докт. философ, наук.- Тбилиси, 1971. 18 с.

12. Баранов М.Т. Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка в 1У-У1П классах. // Русский язык в школе, № 3, 1976.

13. Баранов С.П. Принципы обучения. М., 1975. - 168 с.

14. Белик А.П. Эстетика и современность. М.: Политиздат, 1963.

15. Белинский З.Г. ПСС. М.: Изд-во АН СССР, 1953-1959 гг. Т. П.

16. Блюменфельд Б.М. К характеристике наглядно-действенного мышления. // Известия АПН РСФСР, 1948, вып. 13.

17. Буров А.Н. Эстетика: проблемы и споры: fifeтодологические основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1975.- 174- с.

18. Вайнер И. Искусство как средство эстетического воспитания. // Эстетическое воспитание студентов. /Под ред. М.Ф.Овсянникова. М., 1980, с. 132-144.

19. Введение в психологию: /Учебник под общей редакцией профессора А.В.Петровского. М.: Академия, 1996. - ^4 с.

20. Верб М.А. Актуальные проблемы изучения и формирования эстетической культуры школьников. В кн.: Искусство и художественное развитие учащихся (ЛГПИ им. Герцена).- Ж., 1977, с. 3-9.- 207

21. Вейзе A.A. Штодика адаптации текстов художественных произведений в учебных целях: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1967. - 181 с.

22. Веселовская М.В. Эстетическое воспитание в системе профессиональной подготовки студентов педагогических институтов: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1981. - 183 с.

23. Взаимосвязь искусств на уроках литературы (1У-Х классы). Пособие для учителя. М., 1987. - 85 с.

24. Волков И.В. Творческие методы и художественные системы. 2-е изд. доп. М.: Искусство, 1988. - 253 с.

25. Волков H.H. Восприятие картины. М., 1976. - 198 с.

26. Вопросы теории эстетического воспитания. /Под ред. Г.З.Апресяна. М.: МГУ, 1970. - ПО с.

27. Воспитание молодежи в новых социально-экономических условиях. Выступление В.В.Давьдова. /Краткая стенограмма отчета общего собрания Академии .педагогических каук АПН СССР 16-18 апреля 1991 г. М., 1991.

28. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 342 с.

29. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.

30. Герасимов С.А. Воспитание искусством. // Народное образование, 1976, № 7, с. 56-58.

31. Глущенко 2.Л., Полуянов В.П. Картина и иллюстрация на уроках литературы. Из опыта работы в 4-10 классах. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. - 127 с.

32. Грасис (Редина) Т.Н. Эстетическое воспитание учащихсяна уроках чтения в 3-4 классах начальной школы: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1968. - 353 с.- 208

33. Грегори Р.Л. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия. M., 1970. - 278 с.

34. Гольдштейн С.Ы. И.К.Крамской. Жизнь и творчество.- M., 1965. 321 с.

35. Голкнец Г.В., Голынец C.B. Иван Яковлевич Билибин.- М.: Изобразительное искусство, 1972. 223 с.

36. Давьщов В.З. Тзория развивающего обучения. М. : Интор, 1996. - 544 с.

37. Давьщов Ю.К. Искусство как социологический феномен.- М.: Наука, 1968. 286 с.

38. Данильченко М.Г. П.Блонский о школе и учителе.- М.: Знание, 1979. 32 с.

39. Дарвин Ч. Автобиография. M., 1957. - 243 с.

40. Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М. : Наука, 1976.

41. Дмитриева H.A. Краткая история искусств. М.: Искусство, 1986. - 319 с.

42. Днепров Э.Д. Школьная реформа мевду "Вчера" и "Завтра".- M., 1996. 432 с.

43. Добролюбов H.A. 0 значении авторитета и воспитании. Мысли по поводу "Вопросов жизни" Пирогова. В кн.: Добролюбов А.Н. Избранные педагогические сочинения. /Сост. В.Ф.Козьмин, Ю.А.Рудь. - М. : Педагогика, 1986.- 352 с.

44. Дуганов Р.В. Рисунки русских писателей ХУЛ начала XX века. - М. : Советская Россия, 1988. - 255 с.

45. Егоров А.Г. Проблемы эстетики. М.: Советский писатель, 1974. - 416 с.

46. Еремеев А.5. Границы искусства. М. : Искусство, 1967.- 209

47. Живопись. Программа для школ и классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. 5-8 классы. М.: Просвещение, 1975. - 15 с.

48. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя.- М., 1987. 226 с.

49. Зильберштейн А.И. Дидактический анализ иллюстраций учебников средней школы (на материале учебников истории, географии, естествознания). // Советская педагогика, 1954, У 6.

50. Зинченко В.П. 0 проблеме визуальной культуры подрастающего поколения. // Вопросы философии, 1973, № II,с. 42-47.

51. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969.

52. Зись А.Я. Искусство и эстетика. Традиционные категории и современные проблемы. М.: Искусство, 1975. - 447 с.

53. Зись А.Я., Лазарев И.Л. Эстетическое воспитание и искусство. // Теория эстетического воспитания, М., 1976, с. 139-173.

54. Зоркина Л.Я. Программа учебник - учитель. - М., 1989. - 169 с.

55. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. 2-е изд. доп. М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.

56. Из опыта формирования эстетического отношения к искусству в подростковом возрасте: Сб. научн. трудов.- М.: КИИ худож. воспитания, 1987.

57. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Программа для классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла.5.8 классы. М.: Просвещение, 1994. - 224 с.59

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.