Педагогические основы построения церковно-приходской школы в религиозно-педагогическом наследии С. И. Миропольского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Рязанцева, Наталья Петровна

  • Рязанцева, Наталья Петровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, КурскКурск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 185
Рязанцева, Наталья Петровна. Педагогические основы построения церковно-приходской школы в религиозно-педагогическом наследии С. И. Миропольского: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Курск. 2002. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Рязанцева, Наталья Петровна

Введение

Глава 1 С.И. Миропольский - крупнейший деятель церковноприходской школы

1.1 Церковно-приходская школа. Идеология, теория и реальность

1.2 Жизнь и педагогическая деятельность С.И. Миропольского

Глава 2 Научно-методические основы построения церковно-приходской школы в трудах С.И. Миропольского

2.1 Историко-педагогическая концепция развития российского церковно-приходского образования С.И. Миропольского

2.1.1 Концепция исторического развития церковно-приходского образования России С.И. Миропольского

2.1.2. Теоретико-педагогическая модель построения церковноприходской школы С.И. Миропольского

2.2 Реализация идей С.И. Миропольского в методических пособиях для народной школы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические основы построения церковно-приходской школы в религиозно-педагогическом наследии С. И. Миропольского»

Актуальность и постановка проблемы. Современная ситуация в стране остро поставила вопрос о совершенствовании образования, которое находится в состоянии не только материального, но и духовного кризиса. Духовный кризис школы, порожденный неблагоприятной общественной атмосферой, выражается во многих явлениях: вместе с крушением прежних авторитетов, разрушением сложившихся на протяжении 70 лет идеалов нарастают тенденции к отрицанию отечественной культуры, искажению и подмене нравственных ценностей, индивидуализации, противопоставлению себя другим людям, снижению доверия к старшему поколению, переориентации на личное благополучие. Одна из важных причин этого состоит в многолетнем отчуждении человека от подлинной культуры, национальных корней и традиций, от веры.

Для преодоления существующего кризиса возможны различные пути: поиск новых методов и форм воспитания и обучения, заимствование зарубежного педагогического опыта и т.д. Однако главный путь -обращение к национальным и историко-культурным традициям отечественного образования. В связи с этим актуально изучение и анализ положительного педагогического опыта, накопленного Русской православной церковью.

На протяжении долгого времени проблемы воспитания и обучения в нашей стране рассматривались без учета духовного аспекта образования. Ныне сделаны только первые шаги по осмыслению той большой работы, которая была проделана Русской православной церковью в области образования в конце XIX - начале XX вв. Причем образовательная деятельность церкви не исчерпывалась привычными духовными семинариями, училищами и академиями, служившими для подготовки священнослужителей. В этот период церковь принимала активное участие в решении вопросов народного образования в России и сыграла в этом значительную роль. Анализ образовательной деятельности Русской православной церкви в последнее время получил свое отражение в трудах М.Б. Багге, И.К. Бана, Н.М. Белых, Е.П. Белозерцева, З.В. Видяковой, А.Н. Джуринского, М.Н. Костиковой, Д.И. Латышиной, В.М. Меньшикова, И.А. Соловкова, Б.К. Тебиева и др.

Одной из самых значительных школ, получивших широкое распространение в России во второй половине XIX - начале XX вв. была церковно-приходская школа. В ее задачи входило нравственное воспитание и начальное обучение. Школы такого типа были самыми распространенными учебными заведениями в России и зачастую организовывались там, где до этого не было школ вообще, поэтому их вклад i в дело просвещения огромен.

Однако литература советского времени односторонне оценивала процесс развития церковно-приходских школ. Идеологические рамки не позволяли подойти к изучению церковно-приходской школы объективно и комплексно. Единогласно оценивали широкое распространение церковноприходских школ как реакционную меру такие историки народного образования, как Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, В.Я. Струминский, В.З. Смирнов и др. Критикуя церковно-приходские школы, они не брали во внимание положительные стороны их деятельности. Труды современных исследователей - И.А. Соловкова (1992), Н.М. Белых (1998), Н.Н. Барковой (1996), М.Б. Багге (1999), И.К. Бана (2000),Т.В. Скляровой (1995), М.С. Стародубцевой (2001) - позволяют рассмотреть деятельность церковноприходской школы более объективно и разносторонне.

Видным идеологом и практиком церковно-приходской школы был Сергей Иринеевич Миропольский. Его педагогическая деятельность вносит значительный вклад в развитие отечественной педагогики, и в связи с этим должна быть включена в воссоздающийся историко-педагогический пласт. Однако, хотя его имя и фигурирует в педагогической литературе, в том числе и последних лет, например, в кандидатских диссертациях И.К. Бана, Н.М. Белых и др., но до сих пор не проводилось исследований, посвященных систематическому изучению теоретического и практического наследия С.И. Миропольского.

Данное противоречие определило проблему нашего исследования: каковы теоретические идеи и практические основы педагогической системы С.И. Миропольского?

Решение этой проблемы составляет цель данного исследования. Объектом исследования является религиозно-педагогическое наследие С.И. Миропольского.

Предметом исследования стали теоретико-педагогические основы построения церковно-приходской школы России в последней четверти XIX в.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:

• выявить сущность и место церковно-приходской школы в народном образовании России в последней четверти XIX века;

• изучить жизнь и педагогическую деятельность С.И. Миропольского и определить истоки и пути формирования его педагогических воззрений;

• проанализировать ведущие идеи историко-педагогической концепции С.И. Миропольского и показать ее значение для построения церковноприходского образования России в последней четверти XIX века;

• Раскрыть значение историко-педагогического наследия С.И. Миропольского для развития современной педагогической науки и практики.

Методологической основой исследования являются теоретические положения о человеке как о высшей ценности общества, о религии как форме общественного сознания; конкретно-исторический подход к исследованию педагогических проблем прошлого; понимание важной исторической роли религии в развитии воспитания и образования. Исследование исходило из понимания взаимозависимости и необходимости всех форм познания действительности (философской, религиозной, научной) и опиралось на принципы системности, целостности, объективности в изучении исторического прошлого.

Основными методами исследования являются сравнительно-исторический и историко-ретроспективный методы изучения документов, критическое осмысление и обобщение литературных и публицистических источников, анализ и систематизация выявленных исторических фактов, обработка и систематизация архивных материалов.

В качестве источников исследования использованы труды С.И.Миропольского, его статьи в периодической печати 70-80 гг. XIX века, опубликованная переписка С.И. Миропольского, воспоминания современников, а также педагогические труды отечественных авторов второй половины XIX - начала XX века; учебно-программная документация Училищного совета при Святейшем синоде; материалы периодических изданий второй половины XIX века: "Народное образование", "Церковно-приходская школа", "Семья и школа", "Церковные ведомости" и др., а также труды историков педагогики, посвященные изучению российского образования во второй половине XIX века.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1998-1999гг.) были сформулированы задачи исследования, осуществлялся поиск источников и материалов, определялись оптимальные методы исследования.

На втором этапе (1999-2000гг.) проводилось изучение первоисточников (архивных, публицистических и других материалов), анализировались взгляды С.И. Миропольского на развитие образования в России и их воплощение в его педагогической деятельности, выявлялись концептуально-содержательные основы его трудов и возможности их использования в практике современной школы.

На третьем этапе (2001-2002гг.) систематизировались, обобщались и анализировались результаты исследования, уточнялись отдельные положения, формулировались основные выводы работы, осуществлялось оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• выявлены основные этапы и тенденции развития церковно-приход-ской школы в России в последней четверти XIX века;

• определены истоки и пути формирования педагогических воззрений С.И. Миропольского;

• на основе анализа историко-педагогической концепции С.И. Миропольского раскрыты трактовки и оценки развития народного образования России и Западной Европы; показаны ведущие идеи, положенные в основу построения церковно-приходских школ; определены возможные направления развития современного народного образования России;

• охарактеризована педагогическая теория С.И. Миропольского: раскрыты ее фундаментально-методологические основания; представлены цель, задачи, содержание, методы и средства воспитания и обучения;

• раскрыты методические аспекты реализации педагогических идей С.И. Миропольского в практике становления массовой народной школы;

• показаны пути использования педагогического наследия С.И. Миропольского в современной школе, в деятельности воскресных церковных школ и религиозных учебных заведений.

Теоретическая значимость исследования:

• анализ концепции народного образования в России последней четверти XIX века, основанной на фундаменте православия, вносит вклад в методологию и теорию педагогической науки;

• показана принципиальная возможность интегрирования в современную педагогическую науку ценностно-мировоззренческих и антропологических основ православия;

• раскрыта целесообразность использования в системе современного образования опыта школы, основанной на историко-культурных народных традициях.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты позволяют выявить значение педагогических взглядов С.И. Миропольского для дальнейшего развития русской школы и педагогической науки. При этом они могут быть использованы при анализе таких фундаментальных проблем педагогики, как проблема содержания образования, организация духовного воспитания, подготовка и деятельность учителя, построение воспитательной системы школы, методы и формы обучения в целом и преподавания отдельных предметов. Материалы диссертации могут быть включены в содержание учебных курсов по теории и истории педагогики; использованы в научной работе как ретроспективного, так и практического характера, особенно в разработке проектов национального духовно-нравственного образования; а также востребованы при составлении учебных пособий для начальной школы, для создания конкретных методик нравственного и эстетического воспитания. Положения, выносимые на защиту.

1. Ведущей идеей построения церковно-приходской школы России второй половины XIX века стала идея соединения нравственного и умственного воспитания подрастающего поколения. Обучение и воспитание на принципах православной педагогики, опора на исторические, религиозные, нравственные и культурные традиции русского народа, активное освоение достижений науки позволили церковно-приходской школе занять значительное место в системе народного образования России конца XIX -начала XX веков.

2. На формирование педагогических взглядов С.И. Миропольского оказали влияние коренные преобразования общественной и педагогической жизни страны, его личное участие в реформе образования второй половины XIX века, плодотворная практическая деятельность по организации церковноприходских школ.

3. С.И. Миропольским была разработана целостная педагогическая концепция церковно-приходской школы России, которая включала в себя:

- цель: просвещение и религиозно-нравственное воспитание;

- задачи: воспитание христианина и достойного гражданина своей страны, получение начального образования, развитие способностей ребенка;

- содержание воспитания: религиозно-нравственные элементы обучения, приучение к исполнению заповедей церкви, посещение богослужений, религиозно-нравственное чтение;

- содержание обучения: Закон Божий, русская и церковно-славянская грамота, церковное пение, чистописание, счисление, сведения из отечественной истории и географии, труд;

- методы и приемы: классификация, наведение (индукция), вывод (дедукция), беседа, наблюдение и т. д., опирающиеся на принципы сознательности и наглядности обучения.

4. Педагогическая деятельность С.И. Миропольского представляет значительный вклад в развитие отечественной педагогики не только последней четверти XIX века, но и российской педагогической науки в целом, и в связи с этим должна быть включена в активный фонд российской науки и в содержание историко-педагогического образования учителей.

Достоверность результатов исследования обеспечена привлечением для анализа широкого спектра архивных материалов и мемуарной литературы; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету и задачам исследования; соотнесением научных результатов и выводов диссертации с современными подходами педагогической науки. Педагогическая концепция С.И. Миропольского обоснована методологически и аргументирована с позиции результатов научного поиска фактического материала.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Рязанцева, Наталья Петровна

ВЫВОДЫ:

1 С.И. Миропольский в своих исторических работах делает вывод о том, что деятельность школы и церкви в деле образования была неразрывна, начиная с самого становления системы образования в России. Это является основанием для введения в России церковно-приходских школ, продолжающих вековые национальные традиции образования и воспитания.

2 С.И. Миропольский не только исторически, но и теоретически обосновывает введение церковно-приходских школ. Единство церкви и школы осуществляется на уровне содержательного и образовательного компонентов. В основе построения церковной школы лежит взгляд на человека как на Творение Божие. Имея высшее духовное образование и опираясь на духовную литературу, С.И. Миропольский рассматривает само явление воспитания и обучения с христианской точки зрения. Он считает, что религиозно-нравственное направление должно стать главным воспитательным элементом школы. Это направление определяет выбор учебных предметов, использование учителем различных средств воспитывающего обучения, технологии и учебники.

3 С.И. Мропольский разрабатывал теоретико-педагогическую модель построения церковно-приходской школы. Основными целями этой школы он провозглашает "просвещение детей светом учения и религиозно-нравственное их воспитание" [123, 1]. В ее задачи входило получение начального образования, воспитание христианина и достойного гражданина своей страны, развитие способностей ребенка. Содержание обучения в церковно-приходской школе находится в прямой зависимости от поставленных целей. Поэтому С.И. Миропольский основное внимание уделяет учебным предметам, насыщенным воспитательными элементами. В курсе обучения он считает необходимым изучение традиционных для русской школы предметов: Закона Божия, русской и церковно-славянской грамоты, церковного пения, чистописания, счисления и начальных сведений из отечественной географии и истории. Организация учебного процесса в церковно-приходской школе должна была осуществляться на принципах педагогики Я.А. Коменского, с учетом индивидуальных особенностей ребенка и современных форм и методов обучения. Цель, задачи и содержание обучения в церковно-приходской школе предполагали значительную роль учителя в учебном процессе и в воспитании нравственных основ личности. Поэтому С.И. Миропольский говорил о деятельности учителя не только как о профессии, но прежде всего как о призвании. Главное требование к учителю, предъявляемое С.И. Миропольским, - духовно-нравственное совершенствование и высокий профессиональный уровень, который необходимо повышать постоянным самообразованием.

4 Одним из основных аспектов педагогической теории С.И. Миропольского является согласованность деятельности народной школы с русскими образовательными идеалами. С.И. Миропольский утверждает, что при этом основной воспитательный потенциал содержится в книгах для чтения. Составляя свою книгу для чтения "Времена года", он в первую очередь учитывал то, какое нравственное влияние окажут отобранные им произведения на маленького читателя. Образцы русской классической поэзии и прозы, примеры героического прошлого русского народа, национальные традиции и картины русской природы должны были оставить неизгладимый след в детской душе и разбудить чувство любви к Родине, к своим соотечественникам, истории и культуре.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что во второй половине XIX века в России усиливается процесс становления начального образования и педагогики начальной школы. Разнообразие подходов к построению начальной школы обусловило появление разных типов этих школ в послереформенное время - в 60 - 70-е годы XIX века. Важное место среди них заняли церковные школы, которые представляли собой исторически сложившийся тип начальных учебных заведений. Продолжая российские образовательные традиции, церковно-приходские школы сыграли значительную роль в приобщении сельского населения к православию и воспитании нравственности, позволили миллионам детей получить начальное образование. Церковно-приходские школы были наиболее доступна для крестьянских и мещансих детей, которых отдавали туда в первую очередь для воспитания и получения элементарных знаний. Организация этих школ ставила перед собой прежде всего воспитательные задачи, которые были вызваны требованиями времени. В период, когда в стране среди молодежи начинали преобладать нигилистические и атеистические настроения, представители общественно-педагогического движения, ученые и государственные деятели часто поднимали вопрос о возрождении национальных традиций и ценностей, основанных на христианской морали. Появление церковно-приходской школы было обусловлено требованиями времени, она опиралась на религиозные и исторические традиции русского народа, что позволяло ей соответствовать условиям народной жизни.

Конечно, у церковно-приходских школ, как и других типов начальных школ периода конца XIX - начала XX века, на первом этапе - этапе становления были и недостатки: недостаточное финансирование, отсутствие подготовленных педагогических кадров. Однако к началу XX века эти проблемы были в целом решены, и по качеству знаний церковные школы вышли на одинаковый уровень с другими типами школ. И вместе с тем главным в работе этого типа учебных заведений стал высокий уровень духовно-нравственного воспитания, которого они достигали.

Становление, развитие и последующая деятельность церковноприходских школ связана с именами К.П. Победоносцева, С.А. Рачинского, С.И. Миропольского, Н.И. Ильминского и др. Одним из видных теоретиков и практиков церковной школы был С.И. Миропольский. Его деятельность на протяжении всей его жизни была направлена на распространение церковно-приходских школ в России. Он участвовал в разработке проекта этих школ, писал теоретические работы и учебные пособия для учителей данных учебных заведений. Инспектируя духовные училища, С.И. Миропольский фактически на практике участвовал в их деятельности, корректировал учебный и воспитательный процесс.

Особую ценность представляют его работы по историческому обоснованию и теоретическим основам обучения и воспитания в церковноприходской школе. С.И. Миропольский доказывал, что становление всей системы образования в России неразрывно связано с деятельностью этих школ, так как они основывались на традициях народной педагогики и православия. Все это позволило ему утверждать, что такой тип школ является основным и отвечает потребностям народа. Исторические исследования С.И. Миропольского направлены прежде всего на обоснование существования церковно-приходской школы как исторически сложившегося типа национальной русской школы. С.И. Миропольский раскрыл историческую роль государства в распространении грамотности и просвещения на Руси, показал согласованные действия государства и церкви, направленные на становление и развитие русской школы, следствием чего был расцвет древнерусской культуры. Исходя из этого, он делает вывод о том, что государство должно способствовать распространению церковных школ в России, как это было на протяжении всей русской истории.

Теоретические работы С.И. Миропольского ("Задачи, план и основы устройства нашей народной школы", "Учебник дидактики") представляют собой изложение единой педагогической концепции церковно-приходской школы, которую он называет народной, так как это название определяет ее сущность. Разрабатывая теоретическую концепцию народной школы, С.И. Миропольский в основу ее полагает связь с церковью. Анализ взглядов педагогов - современников С.И. Миропольского позволяет сделать вывод о том, что все они говорили о национальном воспитании, расходясь лишь в вопросе его основ. К.Д. Ушинский считал, что это должен быть учет своеобразия исторических особенностей и национальной веры. J1.H. Толстой основывался на христианстве, но отделял школу от церкви. С.И. Миропольский (также как и С.А. Рачинский) видел цели школы и церкви неразделимыми. Теоретические разработки С.И. Миропольского были направлены на религиозно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Исследования С.И. Миропольского опирались как на труды российских (К.Д. Ушинский, С.А. Рачинский, К.П. Победоносцев и др.), так и на сочинения выдающихся зарубежных (Я.А. Коменский, А. Дистервег, И. Песталоцци) педагогов. При этом он всегда подчеркивал важность национального образования, которое не может вырасти на иноземной почве. С.И. Миропольский предлагал строить народную школу с учетом исторических традиций, народной и православной педагогики. С.И. Миропольский рассматривает само явление воспитания и обучения с христианской точки зрения. Он считает, что религиозно-нравственное направление должно стать главным воспитательным элементом школы. Это направление определяет выбор учебных предметов, использование учителем различных средств воспитывающего обучения, технологии и учебники. С.И. Миропольским написаны книги по теории и практике обучения, которые широко применялись для подготовки учителей церковно-приходских школ. На основе своих наблюдений и изучения написанных в то время пособий для учителей С.И. Миропольский написал множество отзывов и рецензий на учебную и методическую литературу. Он не только давал рекомендации для выбора необходимых книг учителю, но и сам писал учебники ("Краткая грамматика церковно-славянского языка", "Времена года"). В их содержание он обязательно включал воспитательный элемент, который, по глубокому убеждению С.И. Миропольского, должен составлять основу народной школы.

Исследование педагогического наследия С.И. Миропольского позволяет сделать вывод о существовании целостной педагогической системы построения церковно-приходской школы, основной задачей которой являлось духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Современное общество приходит к пониманию первостепенной роли нравственного воспитания. И, как и в XIX веке, школа обращается к Церкви. Русская православная церковь вновь получила возможность заняться религиозно-нравственным воспитанием детей. В общеобразовательных школах изучается православная культура, открываются частные, воскресные и православные религиозные школы, где дети приобщаются к христианской морали. В деятельности таких школ имеются немалые трудности: отсутствует необходимая литература, нет подготовленных педагогических кадров. Трудности усугубляются тем, что накопленный опыт церковно-приходских школ в России мало изучен, хотя в нем много интересного и полезного. Необходимо изучать работы педагогов дореволюционной России, исследовать их роль в создании народной школы, основанной на национальных традициях. Искания современной педагогической науки в плане воспитания (воспитательные системы, различные разработки направлений воспитания в регионах и отдельных образовательных заведениях и т.д.) показывают, что российская школа признает приоритет воспитания перед обучением. И сейчас в нашей стране появляются учебные заведения, которые своим воспитательным направлением избрали путь, о котором писал С.И. Миропольский и его единомышленники - путь приобщения ребенка к вечным ценностям христианства. Во многих школах поддерживается живая связь церковью, возрождаются воскресные школы. Таким учебным заведениям просто необходимо использовать опыт дореволюционных учебных заведений наряду с современными образовательными технологиями. В первую очередь это касается внутреннего распорядка школы, отношений между учителем и учеником, а также преподавания отдельных специальных предметов (Закон Божий, церковно-славянский язык, церковное пение).

Современная российская школа все чаще обращается к своему историческому прошлому, богатому педагогическому опыту, накопленному на протяжении долгого времени. С этой точки зрения опыт педагогической системы С.И. Миропольского может быть использован не только религиозными учебными заведениями и воскресными школами, но и школами общеобразовательными.

Результаты данного исследования педагогической системы С.И. Миропольского могут быть использованы при подготовке программ и учебных пособий по отечественной истории педагогики при изучении деятельности начальных школ в России второй половины XIX века, а также при разработке учебных планов и программ современных воскресных школ.

Проведенное исследование открывает пути для дальнейшей работы в данном направлении: изучение педагогических идей С.И. Миропольского о церковно-приходской школе, более глубокое исследование отдельных аспектов педагогических воззрений С.И. Миропольского (в частности, подготовки учителя, построения учебных книг, методической литературы, музыкальной теории в начальной школе, которой С.И. Миропольский придавал большое значение и т.д.) и влияние идей С.И. Миропольского на современную школу.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Рязанцева, Наталья Петровна, 2002 год

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV XVII вв. / Сост. С.Д. Бабишин. М.: Педагогика, 1985. - 343 с.

2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала ХХв. / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, - 1990. - 608 с.

3. Бабишин С.Д. Из истории зарождения школы высшего типа в Древней Руси // Советская педагогика, 1972. №8 С. 94-100.

4. Багге М.Б. Школа С.А. Рачинского как педагогическая система. Автореферат дис.канд.пед.наук. Спб., 1999. - 21 с.

5. Бан И.К. К.П. Победоносцев и распространение ЦПШ в 1884-1904 гг.: Дис.канд.пед.наук. Спб., 2000. - 206 с.

6. Беленчук Л.Н. Концепция национального воспитания на рубеже XIX-XX веков // Педагогика. 1999. №5 С. 89-94.

7. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы. М.: МГПУ, 1999. 309 с.

8. Белых Н.М. Организация обучения в церковноприходской школе в России во второй половине XIX века: Обзор . // Современные подходы к учебно-воспитательному процессу. М., 1995. - С. 178-183.

9. Белых Н.М. Особенности обучения и воспитания в церковноприходской школе России второй половины XIX века. Автореферат дис.канд.пед.наук. М., 1998. - 16 с.

10. Богданов А.П. Борьба за организацию Славяно-греко-латинской академии // Советская педагогика. 1989. №4. - С. 128-134.

11. Ванчаков А. Церковные школы при законах о всеобщем обучении. Пг., 1917.-56 с.

12. Ванчаков A.M. Краткий историко-статистический обзор развития церковной школы с 1884 г. до настоящего времени. Спб., 1909. 32 с.

13. Василькова Ю.В. Страницы отечественного образования с древнейших времен до конца XVIII в. М., 1996. 375 с.

14. Венгеров С.А. Источники словаря русских писателей. Т.4 Пг. 1917.- С.338.

15. Вессель Н.Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. М.: Учпедгиз. 1958. - 320 с.

16. Видякова З.В. Отражение задач новой школы в учебных книгах К.Д.Ушинского // Тезисы докладов и выступлений научно-практической конференции "Учебные книги К.Д.Ушинского и современная школа": -Курск: КГПУ, 1997. С. 38-40.

17. Видякова З.В. Русское духовенство и его влияние на школу. Создание греко-латинских школ в стране // Педагогические и медико-биологические проблемы развития воспитания и обучения учащихся. Вып. 3. Сборник научных трудов. Липецк, 1993. С. 206-213.

18. Видякова З.В. Становление русской школы: теория и практика (с древнейших времен до октябрьской революции 1917 года). Липецк, 2000.- 192 с.

19. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985.-474 с.

20. Воробьев М.Н. Православное просвещение на Руси (X-XVII в.) // Педагогика. 1996. №2. - С.84-88.

21. Голубинский Е.Е. История русской церкви. T.I М., 1900.

22. Греков Б.Д. Киевская Русь. М. Л.: АН СССР, 1944. - 348 с.

23. Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы. М., 1990. 587 с.

24. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVIII веков. М.: МГУ, 1990. 280 с.

25. Давыденко В. Бывшие питомцы церковных школ на повторительных экзаменах // Народное образование, 1900. Кн. V. с.24-40.

26. Демков М.И. История русской педагогии. В 3-х ч. - М., 1909.

27. Демков М.И. Краткая история педагогики. 6-ое изд. М., 1917. -238 с.

28. Демков М.И. Очерки по истории русской педагогики. Спб., 1909.- 144 с.

29. Демков М.И. Русская педагогика в главнейших ее представителях. М., 1915.-334 с.

30. Демков М.И. Старые и новые педагоги. Их жизнь, мысли и труды, очерки деятельности и избранные места из трудов прежних и новых педагогов. Для учащих и учащихся в народной школе. М., 1912. 182 с.

31. Дерягин В .Я. Иларион. Жизнь и "Слово"/ Иларион. Слово о Законе и Благодати. М.: Столица, 1994. - С.5-27.

32. Джуринский А.Н. История педагогики. М.: ВЛАДОС, 1999. 432 с.

33. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика. 1986 346 с.

34. Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века. Историко-педагогический очерк. М.: Педагогика, 1987. С.151.

35. Ельницкий К.В. Очерки по истории педагогики. 19-е изд. Пг., 1918. -130 с.

36. Ельницкий К.В. Русские педагоги второй половины XIX столетия Для учебных заведений, в которых преподается педагогика. Спб., 1911.- 176 с.

37. Емельянов Б.В., Куликов В.В. Педагогическая мысль России второй половины XIX начала XX века. Библиографическое пособие. Чита, 1999.- 127 с.

38. Житие Феодосия Печерского // Памятники литературы Древней Руси: XI начало XII в. М., 1978. - 620 с.

39. Забелин И.Е. Характер древнего народного образования в России // Отечественные записки. 1856. Т. 105. №3-4.

40. Забелин И.Е. Первое водворение в Москве греко-латинской и общей европейской науки. М., 1887. - 24 с.

41. Зеньковский В.В. Педагогика. М., 1996, 153 с.

42. Иеромонах Алипий (Гаманович) Грамматика церковно-славянского языка. М. Художественная литература, 1991. 27 с.

43. Иконников B.C. Опыт русской историографии B.C. Иконникова, в 2-х тт. Киев, 1908.

44. Исторический очерк развития церковной школы за истекшее 25-летие (1884-1909). Спб., 1906.

45. Италинский А.Д. Из жизни церковно-приходских школ. М., 1906. 46 с.

46. К.Д.Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге. Под ред. Е.П.Белозерцева. М., 1994. 192 с.

47. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. Спб., 1905. -746 с.

48. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. 483 с.

49. Ключевский В.О. Курс русской истории: в 5 т. М., 1904 1922.

50. Козубовский С. Церковь, школа и жизнь сборник статей по вопросам церковно-школьной жизни. Сергиев Посад, 1908. - 46 с.

51. Козырев А.В. Народное образование в России во второй половине XIX века. Ставрополь, 1948. 23 с.

52. Колокол. Спб., 1907. №431, 11 июля.-С.З.

53. Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. М.: Учпедгиз, 1953. 272 с.

54. Корсунский И. Государственное значение церковно-приходских школ. М., 1888.-90 с.

55. Красновский А.А. Педагогические идеи Н.И.Пирогова. М., 1949. 195 с.

56. Кузнецов А. Наградная медаль "25-летие ЦПШ". Наука и жизнь. -1996. №5. С. 120-121.

57. Кулжинский Г.И. Руководитель церковно-приходских училищ (посвящается православно-русскому духовенству). Харьков, 1884. 32 с.

58. Кулжинский И.Г. Из истории церковно-приходских школ в России. Письма и заметки по этому предмету. Киев, 1895. 52 с.

59. Культура Древней Руси. М.Просвещение, 1967. 303 с.

60. Лавровский Н.А. О древне-русских училищах. Рассуждение, представленное в историко-философском факультете Харьковского университета. Харьков, 1854. 189 с.

61. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России. М., 1998. 584 с.

62. Лебедев П.А. Д.И. Тихомиров и народная школа// Советская педагогика. 1984. №9. С.95 - 100.

63. Лебедев П.А. Устроитель народной школы Н.А. Корф// Начальная школа. 1984. №11. С.70 -73.

64. Леонтьева Т.Г. Церковноприходская школа в системе народного образования России второй половины XIX века. (На примере Тверскойгубернии) // Неизвестные страницы истории Верховолжья. Тверь, 1994.- 131 с.

65. Литературная учеба. 1993. №5-6.

66. Лихачев Д.С. Возникновение русской культуры. М.: АН СССР, 1958.- 240 с.

67. Лихачев Д.С. Культура Руси времен Андрея Рублева и Епифания Премудрого (конец XIV- начало XV в.). М.: АН СССР, 1962. 172 с.

68. Лихачев Д.С. От Илариона до Аввакума // Памятники литературы Древней Руси. М., 1978. 620 с.

69. Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.;Л.,1947 499 с.

70. Львов А.Н. Князья церкви // Красный архив. 1930. №2. - С. 108-148, №3 С.97-124.

71. Макаревский М.И. Церковная школа на Всероссийской выставке 1896г. в Нижнем Новгороде. Спб., 1898. 46 с.

72. Межов В.И. Русская педагогическая библиография с 183 по 1888 год./Сост. В.Межов. Ревель, 1890. 416 с.

73. Меньшиков В.М., Сластенин В.А. Российская школа в контексте европейского образования (историко-теоретический анализ). Курск: КГПУ, 1999.- 176 с.

74. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. 4.II. Спб., 1897. -373 с.

75. Минюкова С.А. Вопросы воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX- начала XX века // Педагогика. 1999. №7. - С. 93 - 97.

76. Миропольский С.И. Божественная литургия иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, положенная для пения на один голос, с приложением прошений в порядке службы и пение литургии святого

77. Василия Великого. Для употребления в духовных училищах и церковноприходских школах. Спб., 1886. 87 с.

78. Миропольский С.И. Воскресная школа и педагогический курс при Харьковской духовной семинарии // ЖМНП. 1868. 4.138.

79. Миропольский С.И. Времена года. Сборник стихотворений и статей для детского чтения. Спб., 1878.

80. Миропольский С.И. Дидактические очерки. Ученик и воспитывающее обучение в народной школе. Спб., 1890. 72 с.

81. Миропольский С.И. Задачи, план и основы устройства нашей народной школы. Спб., 1884. 185 с.

82. Миропольский С.И. Идея воспитывающего обучения в применении к народной школе //ЖМНП, 1871, Ч. 153.

83. Миропольский С.И. Инспекция народных школ и ее задачи. // ЖМНП. -1872. Ч. 162.

84. Миропольский С.И. Инспекция народных школ и ее задачи. Спб., 1877.- 186 с.

85. Миропольский С.И. Исторический очерк церковно-приходской школы в России. Спб., 1895.

86. Миропольский С.И. К вопросу о книге для народного чтения // ЖМНП.- 1872. Ч. 150.

87. Миропольский С.И. К вопросу о преподавании и программе основной логики в наших гимназиях // ЖМНП. 1872. Ч. 160.

88. Миропольский С.И. Краткая грамматика церковно-славянского языка нового периода, курс элементарный. Изд. 14-ое. Спб., 1907. 92 с.

89. Миропольский С.И. Методика обучения грамоте. Спб., 1876. 134 с.

90. Миропольский С.И. Методика обучения письму. Спб., 1876. 99 с.

91. Миропольский С.И. Наша педагогическая литература // Семья и школа.- 1877. №8-12.

92. Миропольский С.И. Мнение Филарета, митрополита Московского об устройстве сельских училищ // Народное образование. 1896. №3.

93. Миропольский С.И. Музыкальная грамота для всех учебник пения для народных школ. Спб., 1892.

94. Миропольский С.И. Наша педагогическая литература // ЖМНП. 1870. Ч. 150.

95. Миропольский С.И. Новая школа.(Очерк о гулынских школах). Спб., 1875.-36 с.

96. Миропольский С.И. О местных ревизиях духовных училищ членами семинарских правлений // Приложение к календарю для духовенства. Спб., 1878.

97. Миропольский С.И.О музыкальном образовании народа в России и в Западной Европе. Спб., 1882. 248 с.

98. Миропольский С.И.Обозрение духовно-учебных заведений Тамбовской епархии (в 1877 г.). Спб., 1878. 96 с.

99. Миропольский С.И.Обучение грамоте. Методическое пособие для учительских семинарий.Спб., 1891. 206 с.

100. Миропольский С.И.Обучение пению в народной школе // ЖМНП. -1877. Ч. 189.

101. Миропольский С.И.Обучение церковно-славянской грамоте в русской начальной школе // ЖМНП. 1870. Ч. 150.

102. Миропольский С.И.Отчет о ревизии духовно-учебных заведений Екатеринославской епархии в 1875 году. Спб., 1876. 46 с.

103. Миропольский С.И.Отчет о ревизии духовно-учебных заведений Калужской епархии (в 1873-74 г.) Спб., 1874. 50 с.

104. Миропольский С.И.Отчет о ревизии духовно-учебных заведений Оренбургской епархии в 1873 г. Спб., 1873. 32 с.

105. Миропольский С.И.Отчет о ревизии духовно-учебных заведений Подольской епархии в 1875 г. Спб., 1876. 100 с.

106. Миропольский С.И.Отчет о ревизии духовно-учебных заведений Тульской епархии в 1873-74 г. Спб., 1875. 155 с.

107. Миропольский С.И.Отчет о ревизии духовно-ученых заведений Волынской епархии (в 1875 г.). Спб., 1875. 129 с.

108. Миропольский С.И. Очерки истории церковно-приходской школы от первого ее возникновения до настоящего времени. Вып. 1-3.Спб., 1894-1895.

109. Миропольский С.И. Очерки, картинки и воспоминания из школьной жизни. Спб., 1896. 18 с.

110. Миропольский С.И. Памятная книжка Свято-Владимирской женской церковно-учительской школы в Санкт-Петербурге. Спб., 1896. 119 с.

111. Миропольский С.И. План и основы жизни народной школы. Спб., 1876. 222 с.

112. Миропольский С.И. Практическая организация педагогических классов при наших женских гимназиях // ЖМНП. 1879. Ч. 201.

113. Миропольский С.И. Практические советы неопытному учителю, с приложением катехизиса молодого педагога.Мзд. 4-ое. Спб., 1909. 76 с.

114. Миропольский С.И. Преобразование духовно-учебных заведений Олонецкой епархии (1872). Спб., 1875. 352 с.

115. Миропольский С.И. Привет друзьям и труженикам народной школы (стих-е). Сп., 1878.-2 с.

116. Миропольский С.И. Руководство к начальному обучению, для учителей народных школ (рецензия) //ЖМНП. 1871. Ч. 153.

117. Миропольский С.И. Свято-Владимирская женская церковноучительская школа при Воскресенском Новодевичьем монастыре в Санкт-Петербурге. Киев, 1892. 30 с.

118. Миропольский С.И.Теория и практика в воспитании. // ЖМНП. 1871. Ч. 157.

119. Миропольский С.И.Учебник грамоты для молодых солдат. Изд.З-е. Спб., 1891.-111 с.

120. Миропольский С.И. Учебник дидактики. Спб., 1895. 124 с.

121. Миропольский С.И.Учитель народной школы. Спб., 1891. 118 с.

122. Миропольский С.И.Учитель. Его призвание и качества, значение, цели и условия его деятельности. С приложением учительской хрестоматии.Изд.2-ое. Спб., 1897. 148 с.

123. Миропольский С.И. Фотий Спасский, Юрьевский архимандрит.// Вестник Европы. Спб., 1878. №11, 12.

124. Миропольский С.И. Харьковская воскресная школа в 1868-69 г. // ЖМНП. 1870. Ч. 150.

125. Миропольский С.И. Церковное пение и музыкально-педагогическая его литература. Спб., 1882. 32 с.

126. Миропольский С.И. Чем наши народные школы плохи и как помочь горю? // Харьковские губернские ведомости. 1868.

127. Миропольский С.И.Школа и государство. Спб., 1876. 258 с.

128. Миропольский С.И.Школа и общество. Спб., 1892. 107 с.

129. Миропольский С.И.Школа и церковь. Очерки, картинки и воспоминания из школьной жизни. Спб, 1896. 115 с.

130. Миропольский С.И. Ян Амос Коменский. Спб., 1872. 15 с.

131. Московская Духовная Академия. 300 лет. Богословские труды. Юбилейный сборник. М.1986. -350 с.

132. Мусин-Пушкин А.А. О необходимости национального направления нашей школы. Пг., 1915. 13 с.

133. Мусин-Пушкин А.А. Сборник статей по вопросам школьного образования на Западе и в России: В 2 т. Спб., 1912.

134. Мусорский Т. О религиозном элементе в деле воспитания и обучения. Педагогическая заметка Трифона Мусорского. Вятка, 1881.

135. Назарьев В. Вешние всходы //Вестник Европы. Спб., 1898. №4. С.661-718.

136. Народное образование в трудах историков русской церкви: хрестоматия;(сост.М.Н. Костикова). Владивосток, 2000.

137. Народное образование. С.И. Миропольский (некролог). Спб., 1907. №8.

138. О.Ш. О стихотворениях "Родные картины. Весна, Лето, Осень, Зима."// Педагогический музей. 1878. №7. - С.517-418, №10. - С.723-724, №12. С.893-894.

139. Опыты православной педагогики / сост. А. Стрижев, С. Фомин. М.: Литер, учеба, 1993. - 238 с.

140. Ососков А.В. Начальное Народное образование в дореволюционной России (1861 1917). - М.: Просвещение, 1982. - 207 с.

141. Отзыв на книгу С.И. Миропольского "Очерк истории ЦПШ" вып.1 От основания.до монголо-татарского ига. Приложение к журналу "Церковные ведомости" Спб., 1894.// Северный вестник. Спб., 1895. №1.

142. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР конец XIX начало XX века. Под ред. Э.Д. Днепрова. М.: Педагогика, 1991. - 448 с.

143. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: С древнейших времен до XVII в. Под ред. Э.Д. Днепрова. М., 1989. 480 с.

144. Педагогический словарь. Сост. И.А. Каиров и др. М., 1960. 609 с.

145. Песковский M.JI. Барон Николай Александрович Корф в письмах к нему разных лиц // Русская старина. 1894. №6 т.81. - С. 135-202.

146. Петербургский листок. Спб., 1907 №185, 9 июля. С.З.

147. Петнева А.А., Кравицкий А.Г. Церковно-славянский язык. М.: Просвещение. 1996. 191 с.

148. Петрищев А. Церковь и школа. Спб. 1906. 80 с.

149. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1985.-496 с.

150. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1984.-366 с.

151. Победоносцев К.П. Новая школа. М., 1898. 120 с.

152. Победоносцев К.П. Ученик и учитель: Педагогические заметки. М., 1900.-61 с.

153. Погост Т.В. Поиск православного метода в педагогике. Христианское воспитание в православной школе современной России. / Т.В. Погост// Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии. М., 2001. - Вып.1. - С. 124-132.

154. Полунов А.Ю. Церковная школа для народа в конце XIX века // Журнал Московской патриархии. 1993. №6. - С.56 -59.

155. Преображенский И.В. Десятилетие церковной школы за время с 1883 по 1893 г. Спб., 1896.-26 с.

156. Программы для церковно-приходских школ. Спб., 1905. 114 с.

157. Просвещение и педагогическая мысль Древней Руси. М.АПН СССР, 1983. 121 с.

158. Пятковский А.П. Педагогическое идолопоклонство // Дело. 1877. №1- С.1-34.

159. Рачинский С.А. Заметки о сельских школах. Спб., 1883. 123 с.

160. Рачинский С.А. Сельская школа. Сборник статей. М.: Педагогика, 1991.- 175 с.

161. Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси. М.; Л., 1966 239 с.

162. Российское образование: история и современность / Рос. академия образования. Под ред. С. Егорова. М., 1994. 253 с.

163. Рудаков В.Е. Двухсотлетие со дня основания Петрозаводска // Исторический вестник. Спб., 1903 т.93. С.629-630.

164. Румянцева B.C. Школьное образование на Руси в XVI-XVII в. // Советская педагогика, 1983. №1. - С. 105-110.

165. Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. М.МГУ, 1984.- 240 с.

166. Сапунов Б.В. Книга в России. XI XIII вв./ Под ред. С.П. Луппова. Л., Наука, 1978-230 с.

167. Сафонова З.Г. История образования в России. 4.1. Оренбург, 1997.- 175 с.

168. Сборник статей по вопросам школы, воспитания и церковно-религиозной жизни. I—III. Киев, 1891.

169. Симонов Р.А. "Вторая грамотность" на Древней Руси. // Советская педагогика. 1989. №12. - С.90-97.

170. Симонов Р.А. Кирик Новгородец ученый XII века. М., Наука, 1980.- 111 с.

171. Симонов Р.А. Математическая мысль Древней Руси. М., Наука, 1977.- 120 с.

172. Синицкий Л.Д. Лекции по истории педагогики. М., 1910. 183 с.

173. Скворцов И. Записки по дидактике. Общая дидактика. Спб., 1903.- 120 с.

174. Смирнов П.А. Церковноприходская школа. Упадок ее на Западе Европы и значение для России П. Смирнова. Спб., 1886. 57 с.

175. Смирнов С.К. История Московской Духовной Академии до ее преобразования (1814-1870). М. 1879, С.481-483.

176. Соболевский А.И. Образованность Московской Руси XV XVII веков. Спб., 1892.-23 с.

177. Соколов П. В старицком духовном училище в 70х годах. Из воспоминаний ученика // Тверские епархиальные ведомости. 1907. №3 (часть неофициальная) - С.105-113, №5 (часть неофициальная)- С.145-156.

178. Соловков И.А. Теория и практика начального образования в России второй половины XIX начала XX веков. М.: Прометей, 1992. - 191 с.

179. Стеклов М.Е. Четыре портрета: С.А. Рачинский, Вахтеров, Х.Д. Алчевская, Вентцель. Учебное пособие для учителей, студентов и аспирантов педвузов. М.: Вердикт; Смоленск: Траст-Имаком., 1995.- 159 с.

180. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. М., 1954 400 с.

181. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. М., Педагогика, 1991.-367 с.

182. Сурова JI.B. Православная школа сегодня: книга для учащихся и учащих. Владимир: Издательство Владимирской епархии, 1996. - 495 с.

183. Титлинов Б.В. Духовная школа в России в XIX столетии. 2 т. Вильна, 1908-1909.

184. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. М.: Свет Отечества, 1994. 96 с.

185. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1945. 566с.

186. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. M.,JI., 1948 -1952.

187. Фатазии и действительность в деле нашей народной школы. // Отечественные записки. 1877. т.232. №5. - С. 1-25.

188. Филевский И.И. О духовном просвещении в древнекиевской Руси. Харьков, 1908. 15 с.

189. Фунтикова С. Библиотеки ЦПШ: создание и деятельность: Россия, XIX- начало XX вв. . /С. Фунтикова // Народное образование в России. -М., 2000. С.240-243.

190. Хитров М.И. Идея церковной школы. М., 1898.

191. Церковная школа /сборник/. 1887. №2.

192. Церковная школа /сборник/. 1888. №3.

193. Церковные ведомости. Спб., 1907. №29, 21 июля. С.1193-1195.

194. Церковные школы Российской империи. Спб., 1903. 24 с.

195. Церковный вестник. Спб., 1907. №28, 12 июля. С. 914.

196. Черепнин JI.B. Новгородские берестяные грамоты как исторический источник. М.: Наука, 1969. 438 с.

197. Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. М., 1912.-224 с.

198. Чехов Н.В. Типы русской школы в их историческом развитии. М.: Мир, 1923.- 149 с.

199. Чума А. С.И. Миропольский (1847-1907) пропагандист наследия Я.А. Коменского, (1592-1670) // Педагогика. 1998 № 7 с.93 -96.

200. Шестун Е. Православная педагогика. С.: Самаринский информационный концерн, 1998. 576 с.

201. Школа и государство // Русская мысль. М. 1883. № 2. -С.65-66.

202. Школа и педагогика в культуре Древней Руси. М.: Роу, 1992. 208 с.

203. Щерба В. Из истории русской школы. Ростов-на-Дону. Донская речь, 1904.-34 с.

204. Энциклопедический словарь. Издатели Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Спб., 1896. С. 434.

205. Янин В.Л. Я послал тебе бересту. М.: МГУ, 1975 234 с.

206. Янин В.Л., Зализняк А.А. Новгородские грамоты на бересте. М.: Наука, 1993.-352 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.