Педагогические принципы Я.И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Хмунина, Татьяна Алексеевна

  • Хмунина, Татьяна Алексеевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 192
Хмунина, Татьяна Алексеевна. Педагогические принципы Я.И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2004. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Хмунина, Татьяна Алексеевна

Введение.

Глава I. Я.И.Милынтейн - педагог

§1. Жизненный и творческий путь Я.И.Мильштейна.

§2. Я.И.Мильштейн и традиции русской фортепианной школы.

§3. Творческая индивидуальность Я.И.Мильштейна.

Глава II. Педагогика Я.И.Мильштейна и современная практика преподавания фортепиано

§1. Современные проблемы преподавания музыки.

§2. Работа над исполнительской интерпретацией музыкального произведения.

§3. Формирование чувства стиля.

§4. Пути и методы развития исполнительского мастерства учащихся фортепианных классов.

§5. Методическая модель формирования индивидуальной исполнительской Ч интерпретации музыкального произведения в процессе работы с учащимися фортепианных классов.

Глава III. Опытно-экспериментальное исследование возможностей и перспектив претворения педагогических принципов Я.И. Милынтейна в практике фортепианной подготовки учащихся.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические принципы Я.И. Мильштейна в современной теории и практике преподавания музыки»

Музыкальное искусство как часть духовной культуры общества неразрывно связано с происходящими в нем процессами. Нынешнее время, отмеченное глубокими и сложными изменениями во всех областях жизни, высвечивает новые проблемы и в сфере музыкального исполнительства, и в педагогике. С одной стороны, происходит активный поиск нового, переосмысление устоявшихся традиций. С другой стороны, можно наблюдать и «обратный ход времени», когда утрачивается часть художественных достижений, высочайшее качество которых накоплено предыдущей эпохой и ценность которых неподвластна времени. Поэтому важно, чтобы «коэффициент передачи» передового музыкально-педагогического и исполнительского опыта был достаточно высок.

Сегодня, когда общество испытывает огромную потребность в гуманизации человеческой культуры, роль музыканта (педагога и исполнителя) «как одного из самых чувствительных барометров музыкального искусства» (В.Ю.Григорьев) особенно велика. В то же время в широкой педагогической практике существует определенный разрыв между достижениями наиболее ярких представителей музыкально-педагогической культуры и результатами деятельности рядовых учителей, среди которых далеко не все могут обеспечить необходимое развитие музыкально-творческих способностей учащихся. Особенно ясно этот разрыв ощущается в практике массового музыкально-исполнительского образования (ДХС, ДШИ, ДМШ, музыкальные классы общеобразовательных школ).

Анализ современной ситуации в области исполнительского обучения и обзор соответствующих научных работ показывают, что «музыкальная педагогика в течение многих лет базировалась на достижениях отдельных выдающихся мастеров, не опираясь на обобщение их опыта» (Е.И. Львова). Одной из причин подобного положения является то, что в научных исследованиях не в полной мере выявлены, обобщены и сформулированы принципы работы, не конкретизированы методы, которыми пользовались выдающиеся педагоги-исполнители. В определенной мере этот пробел восполняют фундаментальное исследование Т.Г.Мариупольской «Проблема национальных традиций в преподавании музыки» и ряд работ, анализирующих педагогические принципы Н.Г.Рубинштейна (Л.Г.Сухова), В.И.Сафонова (А.Г.Масловский), А.Н.Есиповой (С.Н.Байдалинов). Большой интерес представляет и изучение достижений выдающихся представителей Московской пианистической школы:

А.Б.Гольденвейзера, К.Н.Игумнова, Г.Г.Нейгауза, С.Е.Фейнберга. В отечественном музыкознании существует достаточное количество работ, посвященных различным сторонам деятельности этих музыкантов. Однако целостных научных исследований немного. Это диссертации Д.Д.Благого о А.Б.Гольденвейзере, Б.Л.Кременштейн о Г.Г.Нейгаузе и обобщающая работа Е.И. Львовой о педагогических принципах представителей Московской фортепианной школы (30-50-ые гг.). В меньшей мере исследователи обращались к работе их учеников, коллег и последователей - Л.Оборина, Я.Зака, Я.Флиера и других.

Особое сожаление вызывает тот факт, что совсем не изучено педагогическое и музыкально-теоретическое наследие Я.И.Милыптейна, который также относится к плеяде педагогов, развивающих традиции Московской пианистической школы. Его деятельность многогранна: им написаны несколько значительных монографий, десятки статей, очерков, рецензий; осуществлено множество нотных редакций, составлен и отредактирован ряд книг и сборников, посвященных выдающимся исполнителям и проблемам исполнительского искусства. Более 40 лет Яков Исаакович преподавал в Московской консерватории, где воспитал около ста пианистов, успешно работающих в различных городах нашей страны и за рубежом.

Будучи талантливым воспитанником школы К.Игумнова, Я.Милыптейн в то же время представлял собой достаточно крупную и своеобразную творческую величину. Все это дает возможность выявить и отразить индивидуальные особенности педагогической манеры Я.Милыптейна и в то же время присущие ему закономерности стиля преподавания, связанные с традициями К.Игумнова, Г.Нейгауза и особенностями исполнительского творчества современных и близких ему по духу пианистов: В.Софроницкого, С.Рихтера и др.

Принципиально важно и то, что педагогические идеи Я.И.Милыптейна созвучны требованиям сегодняшнего дня, поэтому изучение его педагогических воззрений и научно-теоретических трудов позволяет сосредоточить внимание не только в области собственно-пианистической подготовки специалиста, но и на проблемах, имеющих отношение к воспитанию мыслящей личности и становлению творческой индивидуальности музыканта-исполнителя.

Более того, представляется, что педагогические принципы и методические установки, широко применявшиеся Мильпггейном в процессе вузовской подготовки исполнителей, не менее ценны в подростковом возрасте - возрасте, в котором, как отмечают исследователи (ЛЛ.Надирова и др.), активизируется самосознание, появляется потребность самоопределения, а эмоции еще ограничены рамками внутреннего мира учащихся. В этих условиях музыкальное исполнительство, а конкретнее — работа над музыкальным произведением-и создает благоприятные возможности для их актуализации. Естественно, это требует некоторой коррекции методических приемов и способов педагогического воздействия.

Главные направления исследования сконцентрированы вокруг ярко выраженного в педагогической и исследовательской деятельности Я.Мильштейна обращения к проблемам формирования у учащегося научного подхода к освоению музыки и стимулирования эмоционального самовыражения и творческого отношения к трактовке музыкального произведения как наиболее действенным способам развития его личности. Решение этих проблем особенно перспективно в условиях создания благоприятной среды общения: совместного творчества, взаимного доверия и интереса к внутреннему миру другого человека, что является самой характерной чертой педагогического стиля Якова Исааковича.

Обозначенные проблемы конкретизируются в процессе работы над исполнительской интерпретацией - путем постижения стиля композитора и передачи его посредством индивидуально-исполнительского интонирования. Фундаментом этого процесса становится проникновение в образный мир произведения через профессиональную работу с текстом, в чем существенную помощь оказывают редакторские и музыкально-критические работы Я.Милыптейна. Образцом являются сформулированные в его монографиях подходы к педагогическим и исполнительским принципам работы над «Хорошо темперированным клавиром» И.С.Баха, произведениями Ф.Шопена и Ф.Листа, а также зафиксированная в его научных исследованиях и в воспоминаниях его учеников методика занятий со студентами фортепианного факультета Московской консерватории, которая дает возможность проникнуть в творческую лабораторию профессионально-пианистической, технической подготовки специалиста.

Для исследователя ценно и то, что сравнительно небольшая «историческая дистанция» дает возможность изучить педагогические принципы Я.Милыптейна в процессе наблюдения за практической работой его учеников - педагогов МПГУ (Т.Мариупольской, И.Орышака, АЛСаузовой), МГК им. П.И.Чайковского (В.Сканави, В.Сахарова, В.Благодатова, В. Гинзбурга, Л.Шиловской) и других учебных заведений.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена:

- необходимостью более полного и всестороннего освоения педагогического опыта выдающихся отечественных музыкантов, представляющих всемирно известную Московскую пианистическую школу;

- задачами выявления в этом опыте идей, созвучных современным образовательным проблемам;

- важностью освоения и распространения этого опыта в сегодняшней музыкально-педагогической практике, которая не всегда полностью отвечает современным задачам;

- широким спектром возможностей, которые предоставляет для этого изучение музыкально-педагогической и научной деятельности Я.Милыптейна.

Цель исследования состоит в определении основных направлений и содержательной стороны процесса обучения в фортепианном классе в свете педагогических установок и принципов преподавания Я.Милыптейна, а также в выявлении оптимальных методов формирования профессионального мастерства, раскрытия индивидуальности и творческих качеств личности музыкантов-исполнителей — школьников и студентов педвузов.

Объект исследования - педагогическая и научная деятельность доктора искусствоведения, профессора Я.И.Милыптейна.

Предмет исследования - основные педагогические принципы и методологические подходы к работе с учащимися музыкально-исполнительских классов, конкретные приемы и способы формирования их исполнительского мастерства и развития индивидуально-творческих качеств личности в свете педагогических воззрений Я.И.Мильштейна.

Гипотеза исследования заключается в следующем:

1. Изучение деятельности Я.Милыптейна может существенно обогатить современную теорию обучения музыкальному исполнительству.

2. Закономерности обучения, раскрытые в теоретических исследованиях и практической деятельности Я.Милыптейна применительно к задачам вузовской подготовки пианистов-исполнителей, могут быть с соответствующей коррекцией использованы и на более ранних этапах музыкального образования, и в области подготовки самих педагогов-музыкантов.

3. Учебный процесс, построенный в соответствии с принципами преподавания Я.И.Мильштейна, будет способствовать формированию у учащихся интеллектуального подхода к изучению музыкального произведения, развитию у них интонационно-мелодического чутья и эмоциональной «открытости», что скажется на таких качествах, как потребность в самовыражении, творческое отношение к музыке и ее исполнению. Центром этого процесса может стать работа над индивидуальной исполнительской интерпретацией музыкального произведения.

4. Знакомство студентов педвузов с разными аспектами педагогической, научной и редакторской деятельности Я.И.Мильштейна, постижение многогранности творческого облика этого выдающегося музыканта может сформировать в их « личности такие важные качества, как «педагогическая универсальность», педагогическая интуиция, потребность в личностно-творческом общении с учениками.

Цель и гипотеза определили основные задачи исследования:

1. Собрать, проанализировать и обобщить все материалы, связанные с педагогической, редакторской, музыковедческой, музыкально-критической деятельностью Я.Милыптейна, и в первую очередь с его научными разработками в области теории и истории исполнительства.

2. Выявить взаимосвязь педагогических идей Я.Милыптейна с традициями русской фортепианной школы и, с другой стороны, с современными музыкально-педагогическими проблемами.

3. Изучить те аспекты деятельности Я.Милыптейна, которые связаны с формированием профессиональных качеств и творческой индивидуальности учащихся исполнительского класса, и адаптировать педагогические принципы, формы и методы работы Я.Милыптейна применительно к условиям более ранней фортепианной подготовки учащихся.

4. Проанализировать существующую практику учебной работы в ДШИ и на музыкальном факультете педагогического вуза и выявить в процессе опытного обучения положительные факторы, которые могут способствовать более эффективной музыкально-исполнительской подготовке учащихся-пианистов и профессионально-педагогической подготовке студентов.

Методологическую основу исследования составили: ^ - принципы историзма и системности в подходе к явлениям художественной культуры;

- положения по проблеме развития личности в психолого-педагогических трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Г.С.Тарасова,

Б.М.Теплова, ЛЛ.Бочкарева, АЛ.Готсдинера, В.В.Медушевского, В.Г. Ражникова, И.С.Якиманской, Е.Л.Яковлевой и др.;

- общедидактические постулаты, утвердившиеся в современной российской педагогике, детерминированные ими подходы к содержанию, формам и методам учебно-воспитательной работы (Ш.А.Амонашвили, Ю.К.Бабанский, И.Я.Лернер, В.И.Загвязинский, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин и др.);

- теоретические положения и методические установки, выработанные видными педагогами - пианистами и музыковедами (Б.В.Асафьев, А.Д.Алексеев, Л.А.Баренбойм, А.Б.Гольденвейзер, К.Н.Игумнов, Г.Г.Нейгауз, Л.В.Николаев, Е.Я.Либерман, А.Г и Н.Г. Рубинштейны, В.И.Сафонов, С.И.Савшинский, С.Е.Фейнберг, А.И.Щапов и др.);

- разработки проблемы развития творческих и исполнительских способностей педагога-музыканта в контексте развивающего обучения (Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л.Г.Арчажникова, Л.А.Баренбойм, Г.М.Коган, А.Г.Каузова, А.В.Малинковская, Т.Г.Мариупольская, А.Н.Малюков, Г.М.Цыпин и др.).

Методы исследования:

1. Изучение теоретических материалов, связанных с педагогическими воззрениями и научной деятельностью Я.Мильштейна (монографий, музыкально-теоретических работ, статей, рецензий).

2. Анализ материалов по педагогике и психологии, имеющих отношение к основной проблематике исследования.

3. Изучение специальной музыковедческой и фортепианно-методической литературы, связанной с задачами формирования профессионального мастерства и творческой индивидуальности пианиста-исполнителя.

4. Обобщение передового педагогического опыта; сопоставительный анализ педагогических установок Я.Мильштейна и некоторых приемов и способов учебной деятельности, утвердившихся в сегодняшней практике преподавания фортепиано на разных ступенях исполнительской подготовки учащихся.

5. Педагогическое наблюдение, анкетирование, моделирование 1т педагогического процесса и специальный обучающий эксперимент.

Научная новизна исследования: впервые педагогическое наследие Я.Милыптейна становится предметом анализа с позиций современных образовательных проблем; выявляется прямое соответствие педагогических установок и принципов преподавания Я.Милыптейна передовым тенденциям современной педагогики; высвечиваются факторы, способствующие более эффективному формированию профессиональных и творческих качеств музыканта-исполнителя (учащегося и будущего педагога).

Практическая значимость заключается в том, что в исследовании освещены с позиций передового педагогического опыта некоторые недостаточно изученные на сегодняшний день аспекты работы в фортепианно-исполнительском классе музыкально-педагогического факультета; в связи с этим предложены конкретные пути и методы работы, нацеленные на формирование профессионально-личностных 'и индивидуально-творческих качеств будущего • учителя-музыканта; введен в современный педагогический обиход ряд конкретных приемов работы с учащимися музыкально-исполнительских классов дополнительного образования. Выводы диссертационного исследования могут быть успешно использованы в условиях индивидуальной формы занятий на разных ступенях фортепианно-исполнительского обучения, а также в рамках лекционных курсов по методике подготовки будущих учителей: «История и теория пианизма», «Методика фортепианного обучения», «Теория и методика развития музыкальных и общих способностей учащихся исполнительских . классов».

Положения, выносимые на защиту:

1. Педагогическое наследие Я.И.Мильнггейна может и должно стать органической частью современной теории и практики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин.

2. В соответствии с педагогическими установками Я.И.Мильнггейна эффективно решаются следующие проблемы: а) воспитания мыслящей личности и индивидуально-творческих качеств учащихся; б) развития их способностей исполнительской интерпретации как результата тщательной работы с текстом произведения, выявления интонационно-мелодической основы музыки и поисков индивидуально-эмоционального отклика на художественный замысел автора, а также формирования соответствующих ему профессионально-исполнительских умений и навыков; в) формирования чувства стиля изучаемого музыкального произведения и нахождения собственного исполнительского стиля; г) оптимизации межличностных отношений между учителем и учеником.

3. Педагогические принципы и конкретные методы работы, широко разработанные и проверенные в педагогике Я.И.Милыптейна, могут быть с успехом адаптированы применительно к практике фортепианного обучения школьников.

Более того, они становятся особенно ценными в подготовке студентов педвузов, так как:

- отвечают реалиям сегодняшнего дня и в то же время сохраняют лучшие традиции отечественной фортепианной педагогики;

- позволяют прогнозировать максимальный воспитательный и образовательный эффект в будущей профессиональной подготовке студентов;

- высокий развивающий потенциал их заключается прежде всего в формировании личности самого учителя - его «педагогической универсальности», музыкально-педагогической интуиции и' профессиональной компетентности.

Научная достоверность настоящей работы обеспечивалась системным методом исследования проблем, поставленных в центр диссертации; опорой автора на фундаментальные современные концепции в области педагогики, психологии и музыкознания; сочетанием эмпирических и абстрактно-теоретических, логических методов познания; выявлением и анализом органических взаимосвязей между музыкально- теоретическими воззрениями и практическим опытом подготовки пианистов-исполнителей, характерных для педагогики Я.И.Милынтейна.

Апробация исследования проводилась в повторном опытном обучении (в условиях проведения его другим преподавателем) на базе музыкальных классов ООШ №26. г. Москвы и в педпрактике студентов музыкального факультета Mill У в ряде общеобразовательных и музыкальных школ. Основные положения исследования отражены в публикациях и излагались в лекциях по методике музыкального воспитания и фортепианного обучения для специализирующихся студентов Mil ГУ, на заседаниях кафедры музыкальных инструментов Mill У и Мордовского ГПИ им. Евсевьева, а также на научно-практических конференциях преподавателей музыкально-педагогических вузов России (Саранск - 2001г., Москва - 2002г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и двух приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Хмунина, Татьяна Алексеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Я.И.Милыптейн - выдающийся педагог-музыкант и ученый- исследователь, активно развивающий лучшие традиции отечественной фортепианной школы. Будучи талантливым последователем школы Игумнова, Я.И.Милыптейн в то же время представляет собой своеобразную творческую индивидуальность, главная особенность которой заключается в гармоничном «сплаве» в его личности «поэта и ученого».

2. Педагогические принципы и методические установки Я.И.Милыптейна не только полностью сохраняют свою жизнеспособность, но, более того, приобретают особую актуальность в современной практике музыкально-исполнительского образования.

3. Характерными чертами педагогического стиля Я.И.Милыптейна являются: а) сочетание научного подхода к изучению музыкального произведения и практических способов работы над ним; б) приоритет эмоционально-романтического отношения к музыке и к занятиям с учащимися; в) внимание к индивидуальности ученика, гуманный стиль отношений в классе в сочетании с силой воздействия собственной личности; г) стимулирование творческой инициативы и развитие самостоятельности учеников.

4. В соответствии с педагогическими принципами Я.И.Мильштейна эффективно решаются следующие проблемы: а) воспитания мыслящей личности и формирования индивидуально-творческих качеств учащихся; б) развития их способностей исполнительской интерпретации музыкального произведения как результата тщательной работы с текстом произведения, поисков индивидуально-эмоционального отклика на художественный замысел автора и формирования соответствующих ему профессионально-исполнительских умений и навыков; в) формирования чувства стиля изучаемого музыкального произведения и нахождения собственного исполнительского стиля; г) оптимизации межличностных отношений между учителем и учеником.

5. Музыкально-педагогическое и научно-теоретическое наследие Я.И.Мильштейна - во взаимосвязи всех его составляющих — может быть плодотворно использовано в современной музыкально-педагогической практике. Основные педагогические принципы Я.И.Мильштейна, приемы и способы его работы естественно экстраполируются на сферу преподавания музыки в современных музыкальных учебных заведениях разных уровней (на сферу подготовки студентов - будущих педагогов-музыкантов, а также, в адаптированном виде, применительно к условиям более ранней фортепианной подготовки учащихся).

6. Проведенное диссертационное исследование выявило высокий развивающий потенциал педагогических идей Я.И.Мильштейна, их перспективность в решении современных проблем преподавания музыки и подтвердило целесообразность их использования в широком музыкально-педагогическом обиходе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Хмунина, Татьяна Алексеевна, 2004 год

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения вобщеобразовательной школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983.

2. Алексеев А.Д. История фортепианного искусства. М.: Музыка, 1988.

3. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. — 3-е издание.-М.: Музыка, 1978.

4. Алексеев А.Д. Творчество музыканта-исполнителя. М.: Музыка,1991.

5. Алексеев А.Д. Русские пианисты. — М. — Л.: Музгиз, 1948.

6. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания. — М.: Просвещение, 1986.

7. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.

8. Арчажникова Л.Г. Профессия — учитель музыки. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984.

9. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. — 2-е изд. Л., 1971.to 10. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективностипедагогических исследований. — М.: Педагогика, 1982.

10. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. — М.: Педагогика, 1977.-254 с.

11. Байдалинов С.Н. Фортепианная школа А.Н.Есиповой и ее значение в современной музыкальной педагогике: Дисс. канд. пед. наук. — М., 2000.

12. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство.- Л.,1974.

13. Баренбойм Л.А. На уроках Ф.М.Блуменфельда // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып.1. Сост. и общ. ред. М.Г.Соколова. М.: Музыка, 1965.15

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.