Педагогические пути формирования танцевальной культуры студента-актера тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Ершова, Елена Вячеславовна

  • Ершова, Елена Вячеславовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 197
Ершова, Елена Вячеславовна. Педагогические пути формирования танцевальной культуры студента-актера: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2011. 197 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ершова, Елена Вячеславовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ АКТЕРА ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА.

1.1 Исторические основы формирования танцевальной культуры актера драматического театра.

1.2 Теоретические основы формирования танцевальной культуры студента-актера

1.3 Специфика обучения танцу актера драматического театра.

Выводы по 1-ой главе.

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ АКТЕРА ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА В ТЕАТРАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

2.1 Педагогическая модель формирования основ танцевальной культуры актера драматического театра.

2.2 Методика формирования основ танцевальной культуры актера драматического театра.

2.3 Результаты апробации педагогической модели формирования основ танцевальной культуры.

Выводы по 2 главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические пути формирования танцевальной культуры студента-актера»

Актуальность исследования.

Развитие театрального искусства XX века, выраженное в разнообразии стилей и направлений, появлении новой драмы и режиссерского искусства, отразилось и на требованиях к профессиональному театральному образованию, а развитие театральной педагогики и актерских технологий открыло новые возможности в воспитании будущих актеров.

Проблемы танцевальной компетентности и воспитания исполнителей-актеров существовали уже в момент возникновения театра, как явления. Об' этом свидетельствуют дошедшие до нас труды древнегреческого писателя и философа Лукиана.

Пластическое воспитание и танец традиционно рассматривались театральными режиссерами и педагогами как важная составляющая профессиональной подготовки будущего актера (Е. Д. Васильева, И. Э: Кох, В. Э. Мейерхольд, Г. С. Морозова, А. Б. Немеровский, К. С. Станиславский).

Как показывает практика театрального образования, формирование профессиональных актерских качеств- невозможно- без воспитания осознанного владения полученными навыками. Профессиональная подготовка будущих актеров по профилирующим предметам (актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, танец, вокал) предполагает формирование таких личностных качеств и навыков, как творческая активность, осознанность и самостоятельность в решении поставленных режиссером задач.

Приходя в театральный ВУЗ, будущие актеры, как правило, имеют поверхностные представления о танце, его технике, языке и образной системе. О танце как части мировой художественной культуры сегодня почти не упоминается и в программах по предмету «Мировая художественная культура» для общеобразовательных школ. Приблизительность теоретических знаний, особенно об образной системе традиционной танцевальной культуры, затрудняет молодому актеру возможность ориентироваться в разнообразии танцевальных направлений и жанров, объективно оценивать состояние танцевальной культуры сегодня.

Выразительным средством в хореографическом искусстве является движение. Проблемы выразительности и действенности танцевальных движений, обозначенные еще Лукианом, всегда были предметом исследований не только педагогов-хореографов и балетмейстеров, но и режиссеров (Р. В. Захаров, Ф. В. Лопухов, А. М. Мессерер, Ж. Б. Мольер, Ж. Ж. Новерр, К. С. Станиславский, М. М. Фокин и др.). Они рассматривали танец в драматическом спектакле как его составную часть, которую необходимо анализировать с точки зрения логики действия пьесы и отдельной роли.

Проблемам исполнительской выразительности в последние годы уделяли внимание многие исследователи и педагоги: в области балетного искусства - В. И. Уральская, Е. С. Максимова, Е. П. Валукин и др.; в области художественного движения - И. Е. Кулагина; в области детской хореографии - Ю. В. Ушакова. Вопросы определения специфики танца в драматическом спектакле и его роли в профессиональном образовании будущих актеров, необходимость разработки специальной методики преподавания танца в театральной школе и ее программного обеспечения рассматривались в научных и педагогических трудах педагогов-хореографов Е. Д. Васильевой, О. В. Всеволодской-Голушкевич, Ф. Ф. Кристерсона, А. В. Никифоровой.

Вместе с тем, вопросы формирования танцевальной культуры как части комплексного развития будущего актера до настоящего времени специально не рассматривались в педагогической теории и практике.

По-новому взглянуть на возможности методического обеспечения преподавателей предмета «танец» в системе высшего театрального образования позволяют разработанные П. М. Ершовым информационно-потребностная теория и технология актерского искусства, опирающаяся на систему К. С. Станиславского; исследования в области физиологии эмоций П. В. Симонова; вклад в развитие современной театральной педагогики В. М. Букатова, А. П. Ершовой; исследования Ю. И. Громова, связанные с определением роли танца в воспитании пластической культуры актера; исследования А. В. Гребенкина, связанные с применением актерских технологий на занятиях сценическим движением актеров, и Е. А. Аккуратовой, связанные с применением актерских технологий в-руководстве музыкально-драматическим творчеством школьников.

В педагогической практике сегодня обнаруживаются существенные противоречия между требованиями современной режиссуры к профессиональной подготовке актера и уровнем его- хореографической подготовленности; пониманием актером роли и значения танцевальной культуры как социального явления и полученными им в процессе обучения практическими танцевальными навыками.

Малое количество исследований в области хореографического образования драматических актеров; необходимость совершенствования методики обучения танцу, которые позволили бы ей соответствовать профессиональным требованиям драматического искусства; обнаруженные противоречия между теоретическими и практическими разработками современной театральной педагогики и методическим обеспечением преподавания танца в системе высшего театрального образования определили проблему исследования - необходимость формирования танцевальной культуры будущих актеров в процессе развития их профессиональных навыков.

Педагогическая целесообразность применения актерских технологий в обучении танцу будущих актеров, а танцевальных навыков в обучении актерскому мастерству, обусловила выбор темы исследования -«Педагогические пути формирования танцевальной культуры студента-актера».

Цель исследования.

Разработать теоретическое и методическое обоснование педагогической модели формирования танцевальной культуры студента-актера в системе высшего театрального образования, в основании которой лежит принцип целостности системы обучения.

Объект исследования.

Танцевальная культура актера в системе высшего театрального образования.

Предмет исследования.

Процесс преподавания танца, обеспечивающий сочетание освоения актерского мастерства с формированием основ танцевальной культуры будущего актера.

Задачи исследования:

1. На основе изучения и анализа историко-педагогической, научной, театрально-педагогической, учебной и методической литературы обобщить имеющийся опыт и выявить методические особенности формирования основ танцевальной культуры будущего актера, соответствующие требованиями современного уровня развития театральной педагогики.

2. Выявить возможности применения актерских технологий в преподавании танца и возможности танцевального искусства в освоении актерской профессии.

3. На основе выявленных возможностей разработать и экспериментально проверить педагогическую модель формирования танцевальной культуры будущего актера в процессе его профессионального образования.

4. Сформулировать методические рекомендации по формированию танцевальной культуры будущих актеров, адресованные преподавателям танца и преподавателям актерского мастерства театральных учебных заведений.

Гипотеза исследования основывается на том, что качественное формирование основ танцевальной культуры актера в системе театрального образования может быть достигнуто при следующих условиях:

- если проведение занятий будет основано на системности в теоретическом и практическом овладении хореографическим материалом;

- если внимание педагога и студента будет обращено на действенную природу актерской профессии, творческую и импровизационную активность» студента;

- если обучение будет основано на закономерностях освоения актерского мастерства, и соблюдения логики создания сценического танца в условиях драматического спектакля.

Методологическая основа исследования базируется на философско-культурологических работах Р. В. Захарова, Ф. В. Лопухова, Ж. Ж. Новерра, М. М. Фокина, С. Н. Худекова, обосновывающих философско-эстетический аспект данной проблемы. Сущностную основу данного исследования составляют теоретическое наследие К. С. Станиславского; исследования психологии художественного творчества Л. С. Выготского; представления о художественной педагогике как о науке воспитания и обучения Б. М. Неменского, Б. П. Юсова и др.; информационно-потребностная теория, теория бессловесных элементов действия и логики действий П. М. Ершова; исследования в области физиологии эмоций П. В. Симонова; теория и методика обучения сценическому движению А. В. Немеровского.

Методы исследования.

1) метод теоретического анализа работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных данной проблеме; 2) метод наблюдения, фиксации творческого процесса при помощи фотографии, аудио- и видеозаписи, их анализ; 3) метод педагогического эксперимента и проведения сопоставительного анализа творческих работ студентов экспериментальной и контрольной групп театрального вуза; 4) социологические методы исследования (тестирование, анкетирование, интервьюирование) и статистические методы обработки экспериментальных данных; 5) анализ собственного педагогического опыта работы в качестве преподавателя танца в течение 20 лет, в том числе и в системе высшего театрального образования.

Научная новизна.

В процессе исследовательской работы было сформулировано понятие «танцевальная культура актера», представляющее собой систему теоретических и практических знаний; которая включает в себя изучение1 истории возникновения и развития- танцев, основных танцевальных направлений и их сценических форм; изучение социальной значимости танцевальной культуры и хореографического искусства^ в разные периоды развития общества; освоение навыков самостоятельного анализа хореографических произведений и встраивания танца в пространство драматического спектакля наряду с изучением- техники исполнения базовых танцевальных движений классического, характерного, народного, придворного танцев и элементов современной хореографии.

На основе теоретических исследований и практического опыта преподавания танца автором диссертации разработана педагогическая модель формирования танцевальной культуры будущего актера, которая основана на интеграционных возможностях сценических искусств. Она ставит своей целью формирование у студента навыков самостоятельной работы по созданию характерных танцевальных образов, воспитание профессиональных навыков и умений, постижение логики танца в условиях создания спектакля в соответствии с режиссерским замыслом, т.е. всего того, что составляет существо танцевальной культуры будущего актера.

Теоретическая значимость исследования.

Обоснованы научно-методические пути и принципы педагогической работы, направленные на формирование танцевальной культуры актера: последовательность в изучении материала от простого к сложному и от истоков к современности, наглядность, доступность, выразительность, движений, использование театральных технологий и теории действия, интегрированный подход при создании хореографического образа и изучении истории и техники танца, использование социо-игровых методов работы.на,занятиях.

Разработаны и обоснованы критерии сформированности танцевальной* культуры актера, проявляющиеся во владении танцевальной» техникой, в выразительности движений, в овладении логикой танца в драматическом спектакле, в создании художественного образа.

Разработанная педагогическая модель формирования танцевальной культуры студента-актера способствует развитию таких качеств, как активность включения в творческий процесс, целенаправленность в овладении танцевальной техникой и выразительностью движений, самостоятельность в творческом подходе к решению художественных задач.

Теоретически обоснована авторская система изучения хореографического материала, которая представляет собой последовательную цепочку поэтапного обучения танцевальным навыкам от формирования образа движения до овладения искусством танцевальной импровизации и основана на использовании творческой игровой природы актера.

Практическая значимость исследования.

Разработаны и апробированы новые для театральной школы разделы преподавания танца (партерная гимнастика, бытовой народный танец, танцевальные наблюдения, этюды и импровизация), и новые методические разработки (система работы над хореографическим материалом в рамках занятия и последовательность выстраивания логики танца в сценическом пространстве).

Разработаны методические рекомендации проведения курса практических занятий «Основы танцевальной культуры актера» для высших театральных учебных заведений и направления педагогической работы по применению в этих целях технологии актерского искусства.

Опытным^ путем подтверждена эффективность обучения танцу на основе авторской педагогической модели формирования основ »танцевальной культуры будущего актера.

Данное исследование может быть использовано в дальнейшем для научно-исследовательской работы по созданию универсальной образовательной программы «Танцевальная культура актера» и учебно-методических пособий.

Научно-практические материалы, предложенные в диссертационном исследовании, могут стать основой для создания педагогами-хореографами программ, учебных курсов, пособий для студентов театральных учебных заведений, а так же, могут быть использованы при проведении курсов повышения квалификации педагогов-хореографов в системе профессионального образования и педагогов дополнительного образования.

Достоверность исследования обеспечена методологической обоснованностью исходных теоретических положений; применением методов, адекватных предмету, цели и логике исследования; положительными результатами, внедрения разработанной автором модели формирования основ, танцевальной культуры в системе высшего театрального образования. Теоретические разработки автора были проверены им в процессе непосредственной практической работы диссертанта в качестве педагога по танцу в системе высшего театрального образования, педагога-хореографа, балетмейстера-постановщика в драматических театрах, работы с учащимися профильных театральных классов и детских хореографических коллективов общеобразовательных школ.

Исследование осуществлялось в три этапа:

Первый этап (1991-1997 гг.) - изучение истории и теории хореографического и театрального искусства, опыта практической работы педагогов-хореографов и балетмейстеров театральных школ и театров, хореографических и профессиональных балетных коллективов в, свете изучаемой проблемы. Анализ программ по танцу, сценическому движению и современной пластике хореографических и театральных школ, авторских программ по хореографии и искусству движения, репертуарных сборников для детских хореографических ансамблей, и т.д.

Второй этап (1997-2006 гг.) — научное обоснование, разработка и апробация технологических основ модели формирования танцевальной культуры будущего актера в, театральной школе, проведение экспериментальной работы и анализ ее результатов.

Третий этап (2006-2010 гг.) - систематизация и обобщение эмпирических данных, результатов опытно-экспериментальной работы, оформление результатов диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в следующих формах: а) непосредственная педагогическая деятельность в качестве постановщика и главного балетмейстера Московского Открытого Студенческого Театра, педагога по танцу на актерском факультете Международного славянского института, педагога по танцу в профильном театральном классе, руководителя детского хореографического коллектива «Кабриоль»; б) выступления на научно-практическом обучающем семинаре по теме «Педагогика искусства в свете приоритетных направлений российских национальных проектов в области образования» с докладом

Образность в преподавании предметов театрального цикла» (ИХО РАО, Москва, 2009 г.); на курсах повышения квалификации для руководителей образовательных учреждений, методистов, преподавателей педагогических институтов, работников департамента образования, педагогов общего и дополнительного образования по теме: «Педагогика искусства в свете приоритетных направлений российских национальных проектов в области образования» (ИХО РАО, Москва, 2010s г.) и на: курсах повышения квалификации . дляv педагогических работников? всех уровней? по образовательною области «Искусство» по теме: «Педагогика: искусства в условиях внедрения в практику образовательных стандартов нового поколения на всех, ступенях образования» (ИХО РАО,". Москва; 2011 г.)' с докладом и семинарским занятием по теме: «Логика танца в сценическом пространстве» .

Опытно-экспериментальная¡база исследования: актерский факультет Международного славянского института (г. Москва); профильные театральные классы,. Детская театральная; студия театра «111» и детский хореографический коллектив ■ «Кабриоль» FOY Центра образования № 1811 «Измайлово» (г. Москва); театр: MOGT ГУК (г. Москва); Всего к эксперименту было привлечено 275 учащихся и 35 преподавателей.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Формирование танцевальной: культуры как часть комплексной системы обучения будущего актера в системе высшего театрального образования« основано на использовании действенной природы актерской профессии.

2. Учебная дисциплина «Танец» в профессиональном обучении будущего актера рассматривается как часть системы воспитания личности будущего актера, направленная на формирование осознанного владения полученными танцевальными навыками в последующей его профессиональной работе в театре.

3. Педагогическое понятие «Танцевальная культура актера», включает:

- изучение истории возникновения и развития танцев различных эпох, их основных направлений, сценических форм и социальной значимости;

- изучение техники исполнения базовых танцевальных движений, упражнений и- комбинаций классического, характерного, народного и бытового танцев, элементов современной хореографии;

- освоение навыков самостоятельной творческой работы, связанных, прежде всего, с наблюдательностью и импровизацией в танце;

- освоение навыков самостоятельного анализа хореографических произведений, логики танца в пространстве драматического спектакля.

4. Педагогическая модель формирования основ танцевальной культуры студента-актера нацелена на профессиональное овладение теоретическими и практическими знаниями в области хореографического искусства, развитие выразительности танцевальных движений и навыков самостоятельной работы с хореографическим материалом.

Структура диссертации отражает логику, содержание и результаты исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, списка литературы (162 источника) и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Ершова, Елена Вячеславовна

Выводы по второй главе

Подводя итоги второй главы исследования, которая посвящена методическим проблемам формирования танцевальной культуры актера драматического театра, автор диссертации делает следующие выводы:

1. Проведенное экспериментальное исследование показало, что применение театральных технологий при формировании танцевальной культуры оказывает положительное воздействие на совершенствование личности будущего актера, позволяет ему сформировать навыки самостоятельной работы с полученными знаниями, умение анализировать и объективно оценивать произведения хореографического искусства, обогащать себя профессионально.

2. Разработанная автором диссертации педагогическая модель формирования танцевальной культуры студента-актера представляет собой целостную систему обучения танцу. Это обусловлено тем, что она основана на научном обобщении и изучении педагогического опыта ведущих мастеров искусства и педагогики, авторской системе изучения студентами хореографического материала и выстраивании логики танца в драматическом спектакле.

161

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования, которое подтвердило исходную гипотезу, автор диссертации пришел к следующим выводам:

1. Накопленный опыт преподавания танца позволил рассмотреть танец как отдельный вид сценического искусства и как одну из составляющих профессиональной подготовки драматического актера и впервые сформулировать и ввести в педагогическую практику понятие «танцевальная культура актера».

2. Обозначенные педагогические пути по формированию танцевальной, культуры будущего актера, включающие в себя ряд теоретических и практических разработок, позволили полнее использовать творческую индивидуальность студента и дополнить методику преподавания танца элементами театральной педагогики.

3. Обобщение научного опыта и педагогической практики легли в основу, разработанной автором диссертации педагогической модели формирования основ танцевальной культуры студента-актера, которая представляет собой целостную систему обучения танцу, отвечающую запросам современного театра, построенную на углубленном изучении хореографического материала и принципов выстраивания логики танца в драматическом спектакле.

4. Проведенное экспериментальное исследование подтвердило, что применение театральных технологий, использование закономерностей освоения актерского мастерства и логики действия при формировании танцевальной культуры студента-актера способствует совершенствованию личности будущего актера, и позволяет сформировать у него навыки самостоятельной работы, необходимые в дальнейшем в его профессиональной деятельности.

Проверка основополагающих дидактических положений, на которых базируется данное исследование, позволило сделать вывод о правильности выдвинутой гипотезы. Вместе с тем автор считает, что данная работа по вопросу формирования танцевальной культуры актера драматического театра не претендует на то, чтобы ответить на все вопросы в области методики преподавания танца будущим актерам. Идея данной работы заключается в том, чтобы обратить внимание педагогической теории и практики на проблемы профессионального образования будущих актеров и формирования их профессиональных знаний и навыков в области танцевальной культуры.

Направлениями дальнейшей работы диссертанта может стать создание комплексной программы и методики формирования основ танцевальной культуры для педагогов-хореографов, работающих в системе высшего театрального образования, учебных и методических пособий по данному вопросу, а также для тех актеров, кто работает сегодня в профессиональном театре.

Настоящий актер учится профессии всю жизнь. Следовательно, формирование его танцевальной культуры продолжается до тех пор, пока он не уходит со сцены.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ершова, Елена Вячеславовна, 2011 год

1. АлпатовМ. В. Всеобщая история искусств. Русское искусство с древнейших времен до начала XVIII века. Том 3. М.: Государственное издательство «Искусство», 1955.-470 с.

2. Актуальные проблемы художественного образования // По материалам диссертационных исследований, выпуск 2. М.: ИХО РАО, 2006.-216 с.

3. Аристотель Сочинения. В 4 т., Т. 4 (Серия «Философское наследие»): М.: Мысль, 1983. 832 с.

4. Атитанова Н. В. Танец как смысловая' универсалия: от выразительных движений к «движению» смыслов: Дис. . канд. филос. наук. Саранск, 2001. - 163 с.

5. Баженова Л. М., Некрасова Л. М., Курчан Н. Н., Рубинштейн И. Б. Мировая художественная культура. XX век. Кино, театр, музыка (+СВ). Спб.: Питер, 2008. - 432 с.

6. Базарова Н. П., Мей В. П., Азбука классического танца, учебно-методическое пособие. 2-е изд., - Л.: «Искусство», 1983. - 208 с.

7. Балет: Энциклопедия // Гл. ред. Ю. Н. Григорович. М.: Советская энциклопедия, 1981. - 623 с.

8. Бальный танец в общеобразовательной школе, учебно-методическое пособие // Сост. С. В. Шанкина, Ю. В. Шанкин. — Тамбов, 1999.-53 с.

9. Бахрушин Ю. А. История русского балета. М.: «Советская Россия», 1965. - 249 с.

10. Бахтин М. М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. // Сост. и авт. вступ.статьи — С. Г. Бочаров. — СПб.: Изд. «Азбука», 2000. 336 с.

11. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. — М.: Искусство, 1986. 444 с.

12. БерезкинВ. И. Искусство сценографии мирового театра. Том 1. От истоков до середины XX века. М.: «Эдиторил УРСС", 1997. - 544 с.

13. Березкин В. И. Искусство сценографии мирового театра. Том 2. Вторая половина XX века: В зеркале Пражских Квадриенталле 1967-1999 годов. М.: «Эдиторил УРСС", 2001. - 807 с.

14. БерезкинВ. И. Искусство сценографии мирового театра. Том 3. Мастера XVI XX. - М:: Эдиториал УРСС, 2002. - 296 с.

15. Блок Л. Д. Классический танец. История и современность. М.: «Искусство», 1987. — 556 с.

16. Богаткова Л. Н. Танцы разных народов. Изд-во ЦК ВЛКСМ «Молодая Гвардия», 1958. - 280 с.

17. Богомолова Л. В. Основы танцевальной-культуры. М.: Нов.школа, 1993. - 78 с.

18. Бродецкий А. Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве. Азбука молчания: учебное пособие для творческих учебных заведений, факультетов педагогики и психологии. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 192 с.

19. Брусницына А. Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографических коллективах учреждений дополнительного образования детей: личностно-деятельностный подход: Дис. . канд. пед. наук. Москва ВАК, 2008. - 208 с.

20. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. Книга для учителя. М.: «Первое сентября», 2000. - 224 с.

21. Бычков В. В. Эстетика: учебник. 2-е изд., переработанное и дополненное. - М.: Гардарики, 2006. - 573 с.

22. Ваганова А. Я. Основы классического танца. Вступительная статья И.И.Соллертинского. Л.: ГИХЛ, Ленинградское отделение, 1934. -192 с.

23. Валукин Е. П. Система мужского классического танца. М.: ГИТИС, 1999.-360 с.

24. Валукин Е. П. Система обучения мужскому классическому танцу: Автореф. дис. . д-ра пед. наук. М.: Рос. акад. театр. Искусства, 1999. - 52 с.

25. Васильева Е. Д. Танец. М.: «Искусство», 1968. - 248 с.

26. Васильева-Рождественская М. В. Историко-бытовой танец. М.: «Искусство», 1963. - 390 с.

27. Вахтангов Е. Б. Сборник. М.: ВТО, 1984. - 571 с.

28. Вачьянц А. М. Введение в мировую художественную культуру («Вариации прекрасного»). Учебное издание. 3-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2007.-224 с.

29. Волконский С. М. Человек как материал искусства // Ежегодник Императорских театров. 1911. - №4. - С. 28-47.

30. Волконский С. М. Человек и ритм. Система и школа Жака Далькроза // Аполлон. 1915. - № 4. - С. 33-50.

31. Волконский С. М. Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (по Дельсарту). СПб.: "Аполлон", 1913.-219 с.

32. Волынский А. Л. Книга ликований. Азбука классического танца. Л.: Хореографический техникум, 1925. - 330 с.

33. Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном вузе: Сборник научных трудов. М.: ГИТИС, Министерство Культуры РСФСР, 1980.-184 с.

34. Всеволодская-Голушкевич О. В. Танец в театральной школе // Вопросы театральной педагогики. -М.: ВТО, 1979 г. С. 204-245.

35. Выготский Л. С. Психология искусства / Под ред. М.Г.Ярошевского. М.: «Педагогика», 1987. - 344 с.

36. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: ЭКСИМО-«Смысл», 2003. - 1136 с.

37. Гачев Г. Д. Ментальности народов мира. М.: «ЭКСМО», 2003.544 с.

38. Гегель Г. В. Ф. Эстетика, т.З. М.: «Искусство», 1971. - 621 с.

39. Гиппиус С. В. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники. Л.; М.: Искусство, 1967. 296 с.

40. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в области культуры и искусства. Специальность: 050100 «Актерское искусство». — 2002. — 23 с.

41. Гомер «Илиада»; пер. с древнегреч. Н. Гнедича. М.: Дюна, 1993.-432 с.

42. Гомер «Одиссея», пер. с древнегреч. В. Жуковского. М.: Дюна, 1993.-320 с.

43. Гребенкин А. В. «Сценическое движение». М.: ИХО РАО, 2003 г. - 128 с.

44. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2003. - 480 с.

45. Гройсман А. Л. Основы психологии художественного творчества. М.: Когито-Центр, 2003. - 187 с.

46. Гуревич П. С. Популярный психологический словарь. М.: изд. «Знание», 2001. - 272 с.

47. Громов Ю. И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера. Спб.: ИГУП, 1997. - 256 с.

48. Дрознин А. Б. Физический тренинг актера по методике А.Дрознина. М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусства»), 2004. - 160 с.

49. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников 1-Х1 кл./НИИ ХВ АПН СССР. Изд. 2-е. - М., 1992. -70 с.

50. Ершова А. П., Букатов В. М. Актерская грамота — подросткам. — М.: «Ивантеевка», 1994. 160 с.

51. Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. М.-Воронеж, 1995. - 272 с.

52. Ершова Е. В. Проблемы образности в исполнительском танцевальном искусстве // Искусство в школе. 2010. - № 1. - С. 43-45.

53. Ершов П. М. Технология актерского искусства. М.: ТОО «Горбунок», 1992.-288 с.

54. Ершов П. М. Искусство толкования. Часть первая. Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997. - 608 с.

55. Ершов П. М. Искусство толкования. Часть вторая. Дубна: Изд. Центр «Феникс», 1997. - 352 с.

56. Жан д'Удин, Искусство и жест / Перевод с франц. кн. С. М. Волконского. СПб.: Аполлон, 1911. - 252 с.

57. Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца. Орел, 1999. - 552 с.

58. Записки о театре. Л.-М.: «Искусство», 1958. - 256 с.

59. ЗахаваБ. Е. Мастерство актера и режиссера. М.: «Просвещение», 1973. - 320 с.

60. Захаров Р. В. Записки балетмейстера. М.: «Искусство», 1976.352 с.

61. Захаров Р. В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. М.: Искусство, 1983. - 224 с.

62. Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно-сценический танец. Часть первая. Учебно-методическое пособие для средних специальных и высших учебных заведений искусств и культуры. М.: «Искусство», 1976. - 224с.

63. ЗисьА. Я. В поисках художественного смысла. М.: «Искусство», 1991. - 350 с.

64. История мирового искусства. М.: БММ АО, 1998. - 720 с.

65. Иванов И. С., Шишмарева Е. С. Воспитание движения актера. -М.: «Художественная литература», 1937. — 468 с.

66. Ивановский Н. П. Бальный танец ХУ1-Х1Х вв. Л.-М.: «Искусство», 1948. - 215 с.

67. Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. Рис. Р. Вольского. М.: «Дет. лит.», 1972. — 224 с.

68. Карп П. М. О балете. М., 1974. - 227 с.

69. Классики хореографии. Л.-М.: «Искусство», 1937. - 357 с.

70. КлимовА. А. Русский народный танец. Выпуск 1. Учебное пособие. М.: Издательство МГУК, 1996. - 40 с.

71. Кнебель М. И. Поэзия педагогики. М.: ВТО, 1976. - 527 с.

72. Королева Э. А. Ранние формы танца. Кишинев: Штиинца, 1977. -215 с.

73. Костровицкая В., Писарев А., Школа классического танца. 2-е изд. Л.: «Искусство» Ленинградское отделение, 1976. - 270 с.

74. Кох И. Э. Основы сценического движения. Учебное пособие для театр.училищ. М.: Просвещение, 1976. - 219 с.

75. Красовская В. К. История русского балета: Учебное пособие. — Л.: «Искусство», 1978. -231 с.

76. Красовская В. К. Русский балетный театр начала XX века. Часть 1. Хореографы. М.: Искусство, 1971. - 528 с.

77. Красовская В. К. Русский балетный театр начала XX века, ч. 2. Танцовщики. — Л.: Искусство, 1972. — 456 с.

78. Красовская В. К. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: От истоков до середины XVIII века. М.: Искусство, 1979. - 296 с.

79. Красовская В. К. Русский балетный театр второй половины XIX века. -М.: Искусство, 1963. 552 с.

80. Красовская В. К. Русский балетный театр от возникновения до середины 19 в. М.: Искусство, 1958. - 308 с.

81. Красовская В. К. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Предромантизм. Л.: «Искусство», 1983.-431 с.

82. Красовская В. К. Западноевропейский балетный театр. Эпоха Новерра. Л.: «Искусство», 1981. —285 с.

83. Красовская В. К. Статьи о балете. Л.: «Искусство» Ленинградское отделение, 1967. - 340 с.

84. Краткий словарь понятий, терминов, определений, используемых в современной педагогике искусства // Сост. Л. Г. Савенкова. — М.: ИХО РАО, 2008. 44 с.

85. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М.: «Искусство», 1968. - 394 с.

86. Кристерсон X. X. Танец в спектакле драматического театра. М.: «Искусство», 1957. - 176 с.

87. Кулагина И. Е. Художественное движение (Метод Л.Н.Алексеевой). Часть II. Пособие для преподавателей общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. Учебное издание. М.: ИХО РАО, 2002. - 118 с.

88. Леонтьев А. А. Языкознание и психология. — М.: Наука, 1966.80 с.

89. Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И. Основы характерного танца. Л.-М.: «Искусство», 1939. - 188 с.

90. Лопухов Ф. В. Хореографические откровенности, М.: «Искусство», 1971.- 214 с.

91. Лукиан. О пляске. Собр. соч. Т. 2. М.-Л.: ACADEMIA, 1935.740 с.

92. Люком Е. М. Моя работа в балете. Л.: Издание Ленинградского отд. ВТО, 1940.-32 с.

93. Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы, в 2-х томах. -М.: Искусство, 1968.

94. Мессерер А. М. Уроки классического танца. СПб.: Издательство «Лань», 2004. - 400 с.

95. Мировая художественная культура. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Сост. Г. И. Данилова и др. М.: Издательство «Интербук», 2001. - 240 с.

96. Мировая художественная культура. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Сост. Г. И. Данилова и др. 2-е изд. - М.: Издательство «Интербук», 2000. - 256 с.

97. Михневич В. О. Исторические этюды русской жизни. Т. 2. Пляски на руси. В хороводе, на балу и в балете (Историчесие очерки). -СПб., 1882.-376 с.

98. Мориц В. Э., Тарасов Н. И., Чекрыгин А. И., Методика классического тренажа. -M.-JL: «Искусство», 1940. 188 с.

99. Морозова Г. В. Пластическое воспитание актера. М.: «Терра. Спорт», 1998. - 240 с.

100. Немирович-Данченко В. И. Рождение театра: Воспоминания, статьи, заметки, письма. — М.: Правда, 1989. — 576 с.

101. Немеровский А. Б. Пластическая выразительность актера: Учеб, пособие для театр, вузов. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Искусство, 1987. 191 с.

102. Никитин В. Ю. Модерн-джаз» танец: История. Методика. Практика. М.: Изд-во «ГИТИС», 2000. - 440 с.

103. Никифорова А. В. Советы педагога классического танца. СПб.: Искусство России, 2002. - 112 с.

104. Нилов В. Н. Северный танец. Традиции и современность, 2-е изд., доп. М.: Северные просторы, 2005. - 168 с.

105. Нилов В. Н. Дух и пластика танца: Хореография коренных народов Красноярского края. М.: Век информ., 2009. - 300 с.

106. Новерр Ж.-Ж. Письма о танце / Пер. А. А. Гвоздевой, примеч. и статья И. И. Соллертинского. Л.: Academia, 1927. - 316 с.

107. Новерр Ж.-Ж. Письма о танце и балетах / Пер., ред. и вступит, статья, с 7-36, Ю. И. Слонимского. М.: «Искусство», 1965. - 376с.

108. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: «Советская энциклопедия», 1970. - 762 с.

109. Пестов П. А. Уроки классического танца; 1 курс. Учебно-методическое пособие. М;:, Издательский дом «Вся Россия», 1999. - 428 с.

110. Платон. Законы.-М;: «Мысль», 1999. 832 с.

111. Проблемы и перспективы социокультурной адаптации детей* и юношества средствами художественного творчества. (Коллективная монография). М., 2006. - 346 с:.

112. Симонов П. В. Метод К. С. Станиславского и физиология эмоций. JL: Академия наук СССР, 1962. - 140 с.

113. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. -М.: Наука, 1984.-160 с.

114. Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. - 352 с.

115. Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А. А. Мелик-Пашаев. -М.: ACT, Олимп, 2000. 816 с.

116. Станиславский К. С. Собр. соч. в 8 томах. Т. 2. М.: Искусство, 1954.-424 с.

117. Станиславский К. С. Собр. соч. в 9 томах. Т. 3. М.: Искусство, 1990.-460 с.

118. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. — М.: Искусство, 1966. 575 с.

119. Станиславский К. С. Этика (главы из книги «Работа актера над собой», послесловие народного артиста СССР А.Попова). — М.: Искусство, 1956.-44 с.

120. Степанова Л. Г. Народные сюжетные танцы. М.: «Советская Россия», 1969. - 108 с.

121. Стуколкин Л. П. Опытный распорядитель и преподаватель бальных танцев. СПб.: Губинский ценз., 1885. - 180 с.

122. Стуколкин Л. П. Преподаватель и распорядитель бальных танцев (3-е испр. и доп. изд.). СПб.: Губинский ценз., 1894. — 208 с.

123. СтуколкинаН. М. Четыре экзерсиса. Уроки характерного танца. (Запись и пояснит.указания А. Л. Андреева). М.: Всероссийское театральное общество, 1972. - 380 с.

124. СыркинаФ. Я., Костина Е. М. Русское театрально-декорационное искусство. — М., 1978. 246 с.

125. Тарасов Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства (2-е изд., испр. и доп.). М.: «Искусство», 1981. - 480 с.

126. Тарасова О. Г. Праздник: его радостные и тревожные уроки // Советский балет. 1991. - № 1.

127. Творческая самореализация личности как антропоцентрический эталон здоровья в современной культуре. М.: ИХО РАО, Высшая школа консалдинга, 2007. — 363 с.

128. Теория эстетического воспитания. Сборник научных трудов. -М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1978. 112 с.

129. Ткаченко Т. С. Народный танец. М.: Искусство, 1954. - 683 с.

130. Ткаченко Т. С. Народные танцы: болгарские, венгерские, немецкие, польские, румынские, сербские и хорватские, чешские и словацкие. М.: Искусство, 1975. — 351 с.

131. Топорков В. О. К.С.Станиславский на репетиции. М.: Искусство, 1950. - 192 с.

132. Устинова Т. А. Русские танцы. М.: Изд. ЦК ВЛКСМ «Молодая Гвардия», 1955.-264 с.

133. Устинова Т. А. Русский народный танец. М.: Искусство, 1976.152 с.

134. Устинова Т. А. Лексика русского танца: Основные элементы русских танцев и плясок. М.: Редакция журнала «Балет», 2006. - 207 с.

135. Ушакова Ю. В. Педагогические особенности занятий образной хореографией с детьми младшего возраста: Дис. . канд. пед. наук. М., 2001. - 153 с.

136. Филатов С. В. От образного слова к выразительному движению. - М.: «N6 Магистр», 1993. - 132 с.

137. ФирилеваЖ. Е. Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошк. и шк.учреждений / Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина. СПб.: Детство-пресс, 2000. -321 с.

138. Фокин M. М. Против течения. Воспоминания балетмейстера. Статьи, письма. -JI.-M.: «Искусство», 1962. 638 с.

139. Фортепианная игра. 1-2 классы детской музыкальной школы / Под общей редакцией А. Николаева, сост.: В. Натансон, JI. Рощина, перераб и дополненное. М.: «Музыка», 1987. - 188 с.

140. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2003. - 576 с.

141. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. 5-е изд:,- М.: Ф56 Политиздат, 1987. 590 с.

142. Худеков С. Н. История танцев. Ч. 1. СПб, 1913. - 309 с.

143. Худеков С. Н. История танцев. Ч. 2. СПб, 1914. - 371 с.

144. Худеков С. Н. История танцев. Ч. 3. СПб, 1915. - 401 с.

145. Худеков С. Н. История танцев. Ч. 4. СПб, 1918. - 309 с.

146. Чистяков А. Д. Методическое руководство к обучению танцам в средне-учебных заведениях. СПб., 1893. - 180 с.

147. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения, в двух томах. Том 2 / Под ред. Н. П. Кузина, M. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой. М.: «Педагогика», 1980. — 416 с.

148. ШторкК. Система Далькроза. Л.: Изд-во «Петроград», 1924.134 с.

149. ШулешкоЕ. Е., Ершова А. П., Букатов В. М. Социо-игровые подходы к педагогике. — Красноярск: ККИУУ, 1990. 117 с.

150. Эльяш Н. Образы танца. М.: Знание, 1976. - 338 с.

151. Юсов Б. П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». — М.: Компания Спутник+, 2004. — 254 с.

152. Юхвидин П. А. Мировая художественная культура. От истоков до XVII века. М.: «Новая школа», 1996 г. - 288 с.

153. Yakim М., Broadman М. Creating a character: a physical approach to acting. NEW YORK: APPLAUSE, 1990. - 242 c.

154. Blasis C. The Code of Terpsichore (Üb.: R. Burton), London: J. Bulcock, 1828.177

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.