Педагогические условия активизации саморазвития духовно-нравственной культуры студентов педагогического колледжа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Плотникова, Евгения Зявдатовна

  • Плотникова, Евгения Зявдатовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, Казань
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 219
Плотникова, Евгения Зявдатовна. Педагогические условия активизации саморазвития духовно-нравственной культуры студентов педагогического колледжа: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Казань. 2003. 219 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Плотникова, Евгения Зявдатовна

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ АКТИВИЗАЦИИ САМОРАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

1.1. Сущность, структура и функции духовно-нравственной культуры в становлении личности студента — будущего педагога j у

1.2. Систематика педагогических условий активизации саморазвития духовно-нравственной культуры студентов ^

1.3. Показатели и критерии оценки саморазвития духовно-нравственной культуры студентов gg

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

ГЛАВА И. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ АКТИВИЗАЦИИ САМОРАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

2.1. Методика экспериментальной проверки педагогических условий активизации саморазвития духовно-нравственной культуры студентов - будущих педагогов ,,

2.2. Организация педагогического эксперимента

2.3. Педагогический эксперимент по реализации педагогических условий активизации духовно-нравственной культуры студентов педагогического колледжа и его результаты ^

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия активизации саморазвития духовно-нравственной культуры студентов педагогического колледжа»

Актуальность проблемы исследования.

В последнее время значительно усилился педагогический интерес к нравственной проблематике. И это не случайно. В результате социально-экономических, политических и культурных преобразований среди учащейся молодежи наблюдается девальвация нравственных ценностей, падение духовно-нравственной культуры. В обществе отмечается снижение нравственной устойчивости, способности к сохранению национальных ценностей, нравственное саморазрушение человека, которое происходит вследствие стремления людей к материальному обогащению любой ценой, что наносит ущерб и окружающему миру, и самому человеку. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план.

В таких условиях все острее ощущается потребность общества в людях, воспитанных на национальных и общечеловеческих ценностях, самостоятельно и творчески мыслящих, активных, инициативных, умеющих осуществлять моральный выбор и достойно жить в многонациональной среде. Возникает необходимость в воспитании свободной, «духовно-богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять» [ 10, с. 8 ].

Возрождение нравственности, духовности - сложнейший процесс. В их формировании принимают участие три взаимосвязанных элемента: влияние социальной среды; целенаправленное воздействие общества на личность через все его социальные институты; сознательное, целеустремленное воздействие личности на саму себя, направленное на совершенствование или изменение своих качеств в соответствии с потребностями, ценностями, интересами.

Практика показывает, что такие социальные институты, как семья, школа, техникум, вуз помогают человеку определить свой жизненный путь, сформировать богатый духовный мир. Не последняя роль в решении данной проблемы отводится учителю. Эффективность решения всех этих проблем кроется, на наш взгляд, не столько в содержании обучения, сколько в качественном воспитании, ядром которого должны стать национальные и общечеловеческие ценности, помогающие растущему человеку воспитать в себе духовно-нравственные ценности и через них прийти к усвоению общечеловеческих ценностей в поликультурном мире, самоопределиться в мире культуры и творчески самореализоваться. Нравственные ценности и ориентации молодежи определяются прежде всего нравственной культурой учителя, одна из центральных особенностей которой заключается в том, что она (нравственная культура учителя) транслируется в нравственную культуру учащегося. Но именно у студента, будущего педагога, а также молодого специалиста, отсутствует ориентация на непрерывное духовно-нравственное саморазвитие.

Это вызывает необходимость переосмыслить деятельность, отношения, имеющиеся образцы и нравственные нормы поведения современного педагога, в связи с чем появляется необходимость ориентации студента-будущего учителя еще в условиях колледжа на совершенствование нравственных качеств в сфере его учебной и профессиональной деятельности.

Поскольку фундаментом формирования личности современного молодого человека является его духовно-нравственная зрелость, то основанием моделирования учебно-воспитательного процесса в педагогическом колледже, должно стать активизация студентов — будущих учителей на саморазвитие духовно-нравственной культуры.

Для понимания состояния проблемы духовно-нравственной культуры студентов, будущих учителей, нами были изучены диссертационные исследования, посвященные общим вопросам нравственного воспитания

С.В. Алабжин [5], И.Г. Баринова [25], Т.И. Власова [48], К.Х. Гизатуллина [57], Р.С. Исрафилов [89], А.В. Нестеренко [147], А.Д. Солдатенков [195]), воспитанию нравственной устойчивости (А.И. Копыл [109], JI.B. Рахма-туллина [172]). С интересом были изучены работы по проблемам формирования профессионально-нравственной культуры будущего учителя (Е.Н. Богданов [34], Г.Н. Иванов [84], Л.П. Илларионова [87]), развитию профессионального сознания и самосознания (С.В. Васьковская [44], И.В. Вачков [45], Л.В. Кандыбович [94], П.В. Лебедчук [121], Г.В. Пучкова [171]).

Изучая вопросы духовно-нравственного совершенствования человека, мы опирались на идеи русских философов Н.А. Бердяева, Н.К. Рериха, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, А. Швейцера и др.

Методологическую основу формирования нравственной культуры будущего учителя составили следующие труды современных ученых: Л.М. Архангельского, Р.Г. Апресяна, B.C. Библера, Н.И. Болдырева, Г.Н. Волкова, Н.К. Гончарова, А.А. Гусейнова, И.С. Кона, О.А. Лармина, Б.Т. Лихачева, А.К. Титаренко, А.Г. Харчева и др.

Ряд важных теоретических и методических выводов по проблеме формирования личности и ее нравственности содержат работы Б.Г. Ананьева, О.Д. Астаповой, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, Б.З. Вульфова, А.В. Зо-симовского, А.И. Леонтьева, В.Т. Мещерякова, С.Л. Рубинштейна, В.А.Сластенина и других педагогов и психологов.

Научный интерес при разработке проблемы формирования нравственной культуры будущего учителя вызвали работы В.И. Андреева, Ю.П. Азарова, О.С. Богдановой, Е.В. Бондаревской, Э.А. Гришина, А.Б. Добро-вича, С.Б. Елканова, В.И. Зягвязинского, И.А. Зязюна, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, Н.М. Трофимовой, Ю.И. Турчанинова, Д.Н. Узнадзе, И.Ф. Харламова, А.И. Шемшуриной, А.И. Щербакова и др., рассматривающие проблемы нравственного становления личности будущего учителя, его готовности к предстоящей педагогической деятельности, профессионально значимые личностные качества учителя и культуры его личности.

Анализ учебно-воспитательного процесса в колледже показывает, что воспитание духовно-нравственной культуры будущего учителя осуществляется очень слабо, либо остается за пределами решаемых преподавателями задач. Следует выделить ряд существенных противоречий, которые не позволяют сформироваться важному показателю профессионализма - духовно-нравственной культуре студента - будущего учителя:

- между потребностью общества в преподавателе, обладающем высокой духовно-нравственной культурой, строящем свою деятельность и поведение согласно требованиям нравственного императива и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогической науке;

- между несоответствием квалификационных требований с одной стороны и реальным уровнем духовно-нравственной культуры учителя с другой;

- между недостаточным руководством преподавательского состава по накоплению духовно-нравственного опыта студентов в ходе профессионально-педагогической подготовки и отсутствием глубокой, системной и целенаправленной работы в духовно-нравственном саморазвитии учащейся молодежи;

- между ориентацией студентов — будущих учителей на формирование преимущественно глубоких и прочных знаний и слабой активизацией процесса саморазвития их нравственных личностных качеств.

Очевидная социальная актуальность и педагогическая значимость проблемы активизации процесса саморазвития духовно-нравственной культуры студентов — будущих педагогов, от профессиональной деятельности которых зависит культура личности и общества, и определили выбор темы исследования: «Педагогические условия активизации саморазвития духовно-нравственной культуры студентов педагогического колледжа».

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, существенно повышающие эффективность саморазвития духовно-нравственной культуры студентов педагогического колледжа.

Объект исследования: процесс и результат обучения и воспитания студентов педагогического колледжа.

Предмет исследования: педагогические условия активизации саморазвития духовно-нравственной культуры студентов в процессе их обучения и воспитания в педагогическом колледже.

Гипотеза исследования составляет предположение о том, что саморазвитие духовно-нравственной культуры будущего педагога может быть более успешным, если в учебно-воспитательном процессе реализовать следующие педагогические условия:

- опираться на сущностные характеристики духовно-нравственной культуры будущего учителя, отражающие аксиологический, личностный, деятельностный и культурологический подходы;

- активизировать и интенсифицировать в обучении и воспитании студентов - будущих педагогов «само» процессы: самопознание, самоопределение, самоуправление, самореализацию, самосовершенствование;

- систематически использовать в условиях спецкурса «Педагогическая этика» «банк» педагогических ситуаций нравственного выбора, в создании и разрешении которых активное участие принимают сами студенты;

- усилить особенно рефлексирующие, диагностические и прогностические функции в процессе духовно-нравственного воспитания студентов; использовать в спецкурсе «Педагогическая этика» интерактивные методы и приемы, активизирующие студентов на дискуссии, подготовку рефератов, проектов, микроисследований.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой определены основные задачи исследования:

1. Раскрыть сущность, структуру и функции духовно-нравственной культуры студентов - будущих учителей.

2. Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, при которых процессы саморазвития духовно-нравственной культуры будущего учителя будут более активными и эффективными.

3. Систематизировать и обосновать показатели и критерии духовно-нравственной культуры студентов педагогического колледжа.

4. Отобрать и структурировать содержание спецкурса «Педагогическая этика» для студентов и внедрить его в учебный процесс педагогического колледжа.

Общетеоретической основой исследования явились труды ученых в области нравственного становления будущего учителя, философская теория ценностей, теория деятельности, акмеологический подход к развитию личности.

Методологической основой исследования являются: идеи развития и саморазвития личности в процессе взаимодействия преподавателя и студента в учебно-познавательном процессе (В.И.Андреев, JI.A. Казанцева, Г.А. Петрова, JI.M. Попов, Ф.Л. Ратнер, Т.В. Шуртакова и др.); идеи активных методов обучения как средств формирования знаний, умений, навыков, профессионального и личностного развития (А.А.Вербицкий, А.А. Леонтьев, А.А. Реан и др.); поэтапное формирование умственных и практических действий

П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина);

- концепция гуманизации и личностной ориентации образования ( А.Г. Асмолов, Б.Д. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, В.А. Сухомлинский, Н.Е. Щур-кова, И.С. Якиманская и др.);

- теория становления нравственной сферы личности (О.С. Богданова, А.И. Липкина, И.С. Марьенко, И.А. Каиров и др).

В процессе исследования использовались следующие методы: метод теоретического анализа философских, психолого-педагогических идей, явлений, фактов; педагогический эксперимент; метод педагогического наблюдения; анкетирование; тестирование; контент-анализ, само- и взаимооценка; лонгитюдный и сравнительный методы; метод математической статистики.

В исследовании приняли участие студенты 3-5 курсов Арского педагогического колледжа Республики Татарстан, учащиеся 10-11 классов арских средних школ №№ 1,3. На разных этапах работы исследованием было охвачено 311 человек, среди которых 201 студент Арского педагогического колледжа и 110 учащихся средних школ.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три основных этапа.

Первый этап (2000-2001 г.г.) был посвящен анализу философских, педагогических и психологических научных работ, изучению массового и передового психолого-педагогического опыта, связанного с развитием нравственной культуры будущего учителя. Кроме этого, фиксировались недостатки работы на данном направлении и определялись возможности ее совершенствования, выяснялись противоречия развития нравственной культуры будущего учителя, разрабатывались исходные положения, определялась методология и методика исследования, оформлялась рабочая гипотеза, намечалась программа экспериментального исследования.

На втором этапе (2001-2002 г.г.) разрабатывалась программа исследования, проводился констатирующий эксперимент по выявлению уровней нравственной культуры студентов (3-5 курсы Арского педколледжа) и учащихся старших классов (10-11 классы арских средних школ), уточнялась и конкретизировалась гипотеза исследования, параллельно велась опытно-экспериментальная работа по разработке и внедрению в учебный процесс в рамках курса «Основы педагогического мастерства» спецкурса «Педагогическая этика» для студентов-выпускников Арского педагогического колледжа.

На третьем этапе (2002-2003 г.г.) были подведены итоги исследования, обобщались и проверялись выводы и результаты исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования.

- Определены сущность, структура и функции духовно-нравственной культуры педагога. На основе анализа понятий «нравственность», «мораль», «духовность», «культура», используемых в психолого-педагогической литературе в разное время, уточнено понятие духовно-нравственной культуры педагога, под которой понимается осознанно выработанные и постоянно совершенствуемые личностные и профессиональные качества педагога, его способности, которые проявляются в ситуациях нравственного выбора и нравственной деятельности, в его отношениях к обществу, природе, людям, самому себе на основе профессионально значимых нравственных ценностей. Дан содержательный анализ компонентного состава данного феномена, к которому относятся: духовно-нравственные ценности, убеждения; этические знания, умения, способности; нравственные чувства, эмоциональные состояния; способность находить правильные решения в ситуациях нравственного выбора; установление гармоничных отношений на основе гуманизации и сотрудничества с детьми, родителями, коллегами; готовность и способность педагога к духовно-нравственному саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации в профессиональной сфере. На основе обобщения результатов исследования были выделены основные функции духовно-нравственной культуры педагога: воспитывающая, развивающая, гносеологическая, аксиологическая, нормативная, регулятивная, рефлексирующая, оценочно-диагностическая, коррекционная и прогностическая. Теоретически и экспериментально обоснованы педагогические условия, активизирующие процесс саморазвития духовно-нравственной культуры студентов - будущих педагогов и позволяющие моделировать и наиболее результативно осуществлять педагогическую деятельность:

1. Создание условий для академической свободы, которая предполагает способность субъекта принимать решения самостоятельно, быть сознательным творцом своего поведения, умело осуществлять моральный выбор в ситуациях с нравственным содержанием. Для осуществления нравственной свободы должны отсутствовать внешнее принуждение и запрет; однако необходимо активизировать и формировать у студентов сознательность, ответственность и самостоятельный выбор, осуществленный по внутреннему нравственному убеждению, одного из возможных вариантов действия; наличие благородных нравственных целей.

2. Стимулирование этического и этнического самосознания, являющихся компонентами личностного самосознания и обладающих регулятивной силой нравственного выбора как на уровне группы, так и на индивидуальном уровне.

Этическое самосознание тесно связано с этническим самосознанием, они являются мощным регулятором социального поведения личности, определяют особенности образа жизни, стиль жизнедеятельности человека. При овладении ценностями национальной культуры, образцами нравственного поведения, проявляющимися в обычаях и традициях, происходит самоидентификация студента со своим народом, что способствует его нравственному личностному росту и активизации его стремления быть лучше.

3. Использование в условиях спецкурса «Педагогическая этика» «банка» педагогических ситуаций нравственного выбора, в создании и разрешении которых активное участие принимают сами студенты.

Под педагогическими ситуациями нравственного выбора понимаются осознание студентами - будущими учителями ситуаций общения, поведения и педагогической деятельности, которое приводят к саморазвитию их духовно-нравственной культуры, необходимости выполнения профессиональных действий. Педагогические ситуации с нравственным содержанием, конструируемые и создаваемые самими студентами, раскрывают различного рода затруднения, возникающие в практической деятельности, помогают формировать у студентов нравственные умения и способности ориентироваться в сложной обстановке, использовать этические знания в нестандартных ситуациях и т.д. Систематически используемые педагогические ситуации активизируют саморазвитие умений действовать быстро, сознательно и делать правильный выбор в ситуациях нравственного выбора.

4. Активизация в процессе обучения и воспитания у студентов — будущих педагогов системообразующих процессов «самости»: самопознания, самоопределения, самоуправления, самосовершенствования и самореализации в условиях содержательно насыщенной нравственной деятельности и нравственного выбора.

Вышеназванные процессы «самости» реализуются через «Я» — концепцию, которая дает представление студенту о нем на разных этапах его жизнедеятельности: «Я-настоящее», «Я-прошедшее», «Я-будущее». На базе этих знаний складывается представление о человеке реальном («Я-реальное») и идеальном («Я-идеальное»), что в свою очередь позволяет студенту педагогического колледжа осуществлять свою деятельность осознанно, целенаправленно, продуктивно.

- Выявлены и систематизированы показатели и критерии саморазвития духовно-нравственной культуры студентов - будущих учителей: знания нравственных базовых понятий, принципов, правил (их критериями являются: глубина, осознанность, полнота, правильность, точность знаний, умение перенести их в новую ситуацию); умения и способности (критериями являются: принимать ответственные нравственные решения, отстаивать свою позицию, доводить начатое дело до конца); ценностные ориентации (критериями являются: приоритетность нравственных ценностей по отношению к другим ценностям, гармония взаимоотношений, их личная и общественная значимость, готовность соблюдать нормы морали); духовно-нравственный идеал (критериями являются: определение человека как высшей ценности, наличие свободно избранного нравственного идеала, степень значимости; руководство бескорыстными мотивами нравственной деятельности; господство разума над аффектами; стремление следовать лучшим образцам, гуманность, подвижничество, толерантность).

В целях повышения у будущих учителей - студентов педагогического колледжа уровня педагогической и нравственно-этической культуры разработана авторская программа спецкурса «Педагогическая этика».

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе работы результаты могут быть широко использованы в работе педагогов, классных руководителей и администрации педагогического колледжа, т.к. они обеспечивают педагогов научно обоснованными и практическими выводами по активизации процесса саморазвития духовно-нравственной культуры студентов. Разработанная автором программа и методические рекомендации к спецкурсу «Педагогическая этика» могут использоваться учителями педагогических средних специальных и высших учебных заведений для развитая духовно- нравственной культуры студентов - будущих учителей.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования и отдельные его положения докладывались на педагогическом совете Арского педагогического колледжа (2000-2003 г.г.), на республиканской научно-практической конференции «Развитие у будущих учителей воспитательно-культурного и личностно-творческого потенциала» (2002 г.), на научно-практической конференции Республики Татарстан «Проблемы научного обеспечения системы среднего педагогического образования» (2003 г., Арск), на VIII-XI Всероссийских научно-практических конференциях «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования» (2000-2003 г.г., Казань - Йошкар-Ола), в ходе чтения лекций и практических занятий в русле спецкурса, а также нашли отражение в публикациях автора.

На защиту выносятся следующие положения.

1. Духовно-нравственная культура будущего педагога является важнейшим компонентом общечеловеческой культуры, интегрирующим систему нравственных знаний, умений, способностей, чувств, убеждений, ценностных ориентаций, которые в совокупности формируют целостный нравственный идеал и мировоззрение студента как будущего педагога. К основным функциям духовно-нравственной культуры студентов как будущих педагогов относятся: воспитывающая, которая осуществляет формирование устойчивых навыков и привычек нравственного поведения, умение делать нравственный выбор; развивающая, с помощью которой активизируется формирование нравственного сознания и других нравственных качеств, гносеологическая, позволяющая овладеть знаниями соответствующей области науки; аксиологическая - осуществляет выбор нравственных целей и ценностей: нормативная - определяет нравственные формы, принципы, правила; регулятивная — обеспечивает регуляцию поведения людей, их социальной деятельности и взаимоотношений; рефлексивная — способствует самопознанию и осознанию своих нравственных достоинств и недостатков; оценочно-диагностическая — осуществляет оценку как своих нравственных качеств, так и межличностных взаимоотношений; кор-рекционная — помогает корректировать свои поступки; прогностическая — прогнозирование последствий, действий, нравственного выбора.

2. Саморазвитию духовно-нравственной культуры будущего педагога способствуют следующие педагогические условия: использование усложненных педагогических ситуаций с нравственным содержанием и моральным выбором; активизация «само» процессов у студентов — будущих учителей; формирование этического и этнического самосознания; создание условий для академической свободы личности и формирования чувства профессиональной ответственности.

3. Критериями и уровневыми показателями саморазвития нравственной культуры студентов — будущих педагогов выступают следующие показатели и критерии:

Знания базовых нравственных понятий, правил, принципов (их критериями являются: глубина, осознанность, полнота, правильность, точность знаний, умение перенести их в новую ситуацию).

Умения и способности (критериями являются: принимать ответственные нравственные решения, отстаивать свою позицию, доводить начатое дело до конца)

Ценностные ориентации (критериями являются: приоритетность нравственных ценностей по отношению к другим ценностям, гармония взаимоотношений, их личная и общественная значимость, готовность соблюдать нормы морали).

Духовно-нравственный идеал (критериями являются: определение человека как высшей ценности, наличие свободно избранного нравственного идеала, степень значимости, избирательность в средствах достижения нравственного идеала человека и конкретность в обстоятельствах его практического воплощения; руководство бескорыстными мотивами нравственной деятельности; господство разума над аффектами; стремление следовать лучшим образцам, гуманность, подвижничество, толерантность).

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается единством теоретико-методологических позиций; выбором методов педагогического исследования, адекватных цели, задачам, выдвинутых в данной работе; применением компьютерных программ при статистической обработке данных.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Основной текст содержит 4 рисунка, 5 схем. Список литературы включает 238 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Плотникова, Евгения Зявдатовна

Выводы по второй главе.

Приведем основные результаты исследования по второй главе диссертации:

1. Анализ исследования по реализации педагогических условий стимулирования духовно-нравственной культуры студентов педагогического колледжа показал, что данный процесс должен состоять из следующих этапов:

- ознакомление, изучение и выбор комплекса методов и методик для сбора эмпирического материала;

- формирование экспертных групп для проведения педагогического эксперимента;

- составление плана, программы педагогического эксперимента;

- проведение «пилотажного» эксперимента;

- сбор материала формирующего эксперимента;

- обработка материала, полученного в результате педагогического эксперимента;

- анализ, интерпретация данных.

2. При проведении педагогического эксперимента проверки условий стимулирования духовно-нравственной культуры студентов педагогического колледжа можно применить метод экспертных оценок, позволяющих существенно повысить достоверность получаемых результатов.

3. Применение теории нечеткого моделирования позволило построить диаграмму духовно-нравственной культуры будущего учителя, при этом существенно упростился сам процесс интерпретации полученных в результате математической обработки результатов педагогического эксперимента.

4. В результате включения в учебный процесс педагогического колледжа спецкурса «Педагогическая этика», который способствовал реализации педагогических условий, выдвинутых в нашем исследовании, значительно изменились результаты показателей духовно-нравственной культуры будущего учителя по сравнению с первичным срезом. Это позволяет говорить об эффективности данного спецкурса для развития и саморазвития духовно-нравственной культуры будущего учителя.

5. Корреляционный анализ показателей «самости» позволил выявить взаимосвязь данных процессов (самопознание, самоопределение, самореализация, самоуправление, самосовершенствование), которые на конец эксперимента имели ярко выраженные показатели, что указывает на высокий уровень их сформированности у студентов педагогического колледжа.

Заключение.

В результате проведенного исследования были изучены педагогические условия стимулирования саморазвития духовно-нравственной культуры студентов педагогического колледжа. Исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, что саморазвитие духовно-нравственной культуры будущего педагога может быть более успешным, если в учебно-воспитательном процессе реализовать следующие педагогические условия: опираться на сущностные характеристики духовно-нравственной культуры будущего учителя, отражающие аксиологический, личностный, деятельностный и культурологический подходы; активизировать и интенсифицировать в обучении и воспитании студентов - будущих педагогов «само» процессы: самопознание, самоопределение, самоуправление, самореализацию, самосовершенствование; систематически использовать в условиях спецкурса «Педагогическая этика» «банк» педагогических ситуаций нравственного выбора, в создании и разрешении которых активное участие принимали бы сами студенты; усилить особенно рефлексирующие, диагностические и прогностические функции в процессе духовно-нравственного воспитания студентов; использовать в спецкурсе «Педагогическая этика» интерактивные методы и приемы, активизирующие студентов на дискуссии, подготовку рефератов, проектов, к проведению микроисследований.

Полученные результаты позволили сформулировать основные выводы:

1. Сложившаяся традиционная модель духовно-нравственного развития студентов педагогического колледжа в современных социокультурных условиях нуждается в значительном изменении. Актуальным является исследование проблем специфики подготовки будущих учителей, отвечающей высоким требованиям к личности педагога, к уровню его духовно-нравственной культуры.

2. Показано, что духовно-нравственная культура является составной частью культуры личности будущего учителя, поскольку лежит в основе его образа жизни, охватывая широкий круг его ценностных ориентаций и духовных потребностей, преобразующих саму личность и определяющих нравственные параметры ее самосовершенствования.

3. Духовно-нравственная культура учителя, как синтез двух составляющих: духовности и нравственности, представляет собой осознанно выработанные и постоянно совершенствуемые личностные и профессиональные качества педагога, его способности, которые проявляются в нравственной, эстетической, интеллектуально-мыслительной деятельности, в его отношениях к людям, обществу, самому себе на основе принятых ценностей.

4. Анализ психолого-педагогической литературы позволил выделить структуру духовно-нравственной культуры будущего учителя, в которую входят: духовно-нравственное мировоззрение, являющееся ядром духовно-нравственной культуры; этические знания, умения и способности, которые в совокупности определяют созидательный характер духовно-нравственной деятельности студентов педагогического колледжа (умение моделировать нравственные ситуации, применять полученные знания, необходимые для решения нравственных проблем, в практической деятельности; нравственные ценности, убеждения; нравственные чувства, эмоциональные отношения; уровень способностей к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации; умение устанавливать гармоничные отношения на основе гуманизации и сотрудничества с детьми, их родителями, коллегами.

5. Анализ понятия духовно-нравственной культуры и анализ функций морали позволил нам выделить интегрированные функции духовно-нравственной культуры педагога: воспитывающая, которая осуществляет формирование устойчивых навыков и привычек нравственного поведения, умение делать нравственный выбор; развивающая, с помощью которой активизируется формирование нравственного сознания и других нравственных качеств, гносеологическая, позволяющая овладеть знаниями соответствующей области науки; аксиологическая — осуществляет выбор нравственных целей и ценностей; нормативная — определяет нравственные формы, принципы, правила; регулятивная — обеспечивает регуляцию поведения людей, их социальной деятельности и взаимоотношений; рефлексивная — способствует самопознанию и осознанию своих нравственных достоинств и недостатков; оценочно-диагностическая — осуществляет оценку как своих нравственных качеств, так и межличностных взаимоотношений; коррекционная — помогает корректировать свои поступки; прогностическая — прогнозирование последствий, действий, нравственного выбора.

6. Основой духовности, духовно-нравственной культуры является образование, та область человеческой жизнедеятельности, где совершается развитие, становление духовно богатой, нравственно зрелой личности, способной осуществлять ответственный шаг в ситуациях нравственного выбора, нести ответственность за себя, отстаивать нравственные общечеловеческие ценности. Поэтому именно в образовании необходимо создать педагогические условия, которые будут способствовать развитию, саморазвитию духовно-нравственной культуры. В нашем исследовании выделены и охарактеризованы условия, способствующие обеспечению эффективности стимулирования духовно-нравственной культуры будущих студентов. К таким условиям мы отнесли: создание условий для академической свободы; стимулирование этического и этнического самосознания; использование в условиях спецкурса «Педагогическая этика» «банка» педагогических ситуаций нравственного выбора, в создании и разрешении которых активное участие принимают сами студенты; систематически активизировать в процессе обучения и воспитания у студентов — будущих педагогов системообразующие процессы «самости»: самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и самореализацию в условиях нравственной деятельности и нравственного выбора.

7. Теоретически и экспериментально, в результате осуществления программы спецкурса «Педагогическая этика», доказана эффективность применения педагогических условий, которые являются необходимыми и достаточными для активизации саморазвития духовно-нравственной культуры студентов педагогического колледжа, т.к. обеспечивают реализацию основных целей профессионального образования.

При проведении сравнительного эксперимента применялся метод групповых оценок, позволивший повысить достоверность полученных результатов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Плотникова, Евгения Зявдатовна, 2003 год

1. Аболин JLM., Валиахметов Х.Х. Духовно-нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности Казань: Изд-во «Карпол», 2002. -230 с.

2. Абульханова- Славская К.А. Стратегия жизни М., 1991. - 254 с.

3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985.-448 с.

4. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться М.: Политиздат, 1989. — 335 с.

5. Алабжин С.В. Педагогические условия нравственного формирования личности старшеклассника в общеобразовательной средней школе: Дисс. . канд. пед. наук. Челябинск, 2000. 187 с.

6. Александрова Р.И. Этическое и эстетическое в творчестве М.М. Бахтина//Вопросы философии, 1994. -№12 С. 16-21.

7. Андреев В.И. Конфликтология: искусство спора, ведение переговоров, разрешение конфликтов Казань: «Скам», 1992. - 140 с.

8. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

9. Андреев В.И. Педагогическая этика: спецкурс для нравственного саморазвития — Казань: Центр инновационных технологий, 2002. 272 с.

10. Андреев В.И. Приоритет духовности в условиях здоровьесберегаю-щего обучения и воспитания // Здоровьесберегающее обучение и воспита

11. Андреева Г.М. Социальная психология — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.-392 с.

12. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления -М.: Экономика, 1991. -415 с.

13. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление — М.: Мысль, 1988.-253 с.

14. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса М., 1968.-С. 48.

15. Анциферова Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. — Т. 13 — 1992. № 5 - С. 12-25.

16. Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы М., 1995. - 353 с.

17. Аристотель Политика//Соч.: В 4 т.-М.: Мысль, 1984.-С. 830.

18. Арнольдов А.И. Введение в культурологию — М.: Нар. академия культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. — 349 с.

19. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание //Социологические исследования, 1990.- №7 — С. 42-49.

20. Бабосов Е.М. Нравственная культура личности М., 1985. — С. 26.

21. Багаутдинов A.M. Нравственная культура студенчества в условиях духовного становления российского общества Уфа, 1998. — 147 с.

22. Байченко А.А. Формирование этнической идентичности городских подростков: Дисс. . канд. пед. наук. — М., 1999. — 214 с.

23. Бакштановский В.И., Согомонов А.Ю. Конфликт инновации и традиции: дилеммы, ценностные суждения, выбор — Тюмень, 1990. — 88 с.

24. Баринова И.Г. Целостный подход в духовно-нравственном воспитании и развитии младшего школьника: Дисс. . канд. пед. наук. — М., 1995. -178 с.

25. Батунер Л.М., Позин М.Е. Математические методы в химической технике Л.: Химия, 1971. —823 с.

26. Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя — Самара — СПб, 1997.-172 с.

27. Бердяев Н.А. Смысл истории — М., 1990. 166 с.

28. Бердяев Н.А. Судьба России М., 1990. - 87 с.

29. Битянова М.Р. Социальная психология М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-574 с.

30. Блюмкин В.А. Вопросы нравственной культуры — Вильнюс, 1981. — С. 40-53.

31. Блюмкин В.А. Нравственное воспитание: (Философско-этическая основа) / В.А. Блюмкин, Г.Н. Гумницкий, Т.В. Цырлина. — Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1990. — 141 с.

32. Богданов Е.Н. Нравственные чувства: содержание и функции // Советская педагогика, № 4 - 1986. — С. 41-45.

33. Богданов Е.Н. Формирование и развитие профессионально-нравственной культуры будущего учителя: Дисс. . д-ра пс. наук— М., 1995.-185 с.

34. Богданов Е.Н. Формирование профессионально-нравственной культуры будущего учителя М.: Рос. Акад. Управл, 1994. — 218 с.

35. Бодалев А.А. Педагогические условия гуманизации педагогического общения // Советская педагогика, 1990. — №12 — С. 65-71.

36. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: (психологические исследования) — М., 1968. — 367 с.

37. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников: Дисс. . д-ра пед. наук — Ростов-на-Дону, 1979.

38. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личности ориентированного воспитания // Педагогика, 1995. — №4 С. 31.

39. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса — М.: Наука, 1983. — С. 168-185.

40. Бромлей Ю. Этнос и этнография М.: Наука, 1973. - 272 с.

41. Буева Л.ГТ. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии, 1996. -№ 2 С. 4-5.

42. Булатова О.С. Педагогический артистизм — М.: Издательский центр «Академия», 2001. 240 с.

43. Васьковская С.В. Психологические условия формирования профессионального самопознания будущего учителя: Дисс. . канд. пед. наук. — Киев, 1987.-153 с.

44. Вачков И.В. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя: Дисс. . канд. пс. наук. — М., 1995. 184 с.

45. Введение в педагогическую деятельность / Роботова А.С., Леонтьева Т.В. и др. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. 208 с.

46. Вичев В. Нравственная культура руководителя. Перевод с болгарского. — М.: Политиздат, 1988. 158 с.

47. Власова Т.И. Теоретико — методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников: Дисс. . д-ра пед. наук. — Ростов-на-Дону, 1999.

48. Волченко Л.Б. Гуманность, вежливость, этикет М.: Изд-во МГУ, 1992.-С. 37-45.

49. Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций — М.: Педагогическое общество России, 2001. 192 с.

50. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.З. - М., 1983. - С. 145.

51. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 Т., М.: Педагогика, 1984. — Т 4.- С. 5-242.

52. Гаджиев А.Х. Проблемы марксистской этнической психологии — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1982. С. 114-115.

53. Газман О.С. Теория: что такое педагогическая поддержка // Классный руководитель, 2000. — № 3 — С. 6-33.

54. Газман О.С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Новые ценности образования. Вып.2. — М., 1995. С. 16-45.

55. Генинг В.Ф. Этнический процесс .в первобытности: опыт исследования закономерности зарождения и раннего развития этноса Свердловск: Б.И., 1970.-125 с.

56. Гизатуллина К.Х. Педагогические условия нравственного воспитания в многонациональной сельской школе: Дисс. . канд. пед. наук — Уфа, 1999.-156 с.

57. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.

58. Гончаров И. Якорь спасения // Народное образование, 1993.-№6-С.36.

59. Гордеева О.В. Представления JT.C. Выготского о самосознании и марксизм // Психологический журнал, — Т. 17 1996. — №5 — С.31-41.

60. Григорьева Т.Г., Линская Л.В. Основы конструктивного общения — Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999.- 173 с.

61. Гришин Д.М. Жизненные ситуации с нравственным содержанием. — Калуга, 1971.-228 с.

62. Гуманистический идеал и социальная практика: Межвузовский сборник научных трудов -Новосибирск, 1989.-С. 33-136.

63. Гурин В.Е. Самовоспитание — ведущий фактор саморазвития личности обучающегося / В кн.: Воспитательный потенциал образовательного процесса и его реализация в средних специальных учебных заведениях — М.: Изд-во ИПР СПО, 2003. С. 7-72.

64. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учеб. для студентов вузов — М.: Гардарика, 1999. 470 с.

65. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. -М., 1989.-Т4- С. 234.

66. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание : сущность и перспективы развития // Педагогика, 2002. №10 - С. 93 -96.

67. Дистервег А.Ф. Педагогические сочинения — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. Т.2. - С. 74.

68. Дмитриева Е.А. Формирование готовности будущих учителей к нравственному воспитанию школьников на основе морального выбора: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Калуга, 1998. - 19 с.

69. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: кн. для учителя и родителей — М.: Просвещение, 1987. 207 с.

70. Додонов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов — М.: Изд-во ИТП и МИО РАО, 1994. 140 с.

71. Дробницкий О.Г. Структура морального сознания // Вопросы философии, 1972. -№ 6-С. 57.

72. Дубровина И.В. Мы живем среди людей — М.: Политиздат, 1989. — 57 с.

73. Дуранов М.Е., Гостьев А.Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности — Челябинск: ЧелГУ, 1996. — 184 с.

74. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя -М.: Просвещение, 1989. — 134 с.

75. Ерасов Б.С. Социальная культурология М.: Аспект-Пресс, 1996. -591 с.

76. Ефременко Н.В. К вопросу об учете результатов воспитания // Советская педагогика, 1978.- № 6 С. 60 - 72.

77. Жуковская В.И. Изучение мотивов общественно-полезной деятельности старшеклассников // Советская педагогика, 1977. — №8 — С. 41-46.

78. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. — Мн.: НТООО «Тетра Системе», 1997.-368 с.

79. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. - С. 305-333.

80. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.-384 с.

81. Зосимовский А.В, Рахманов Э.И. Формирование нравственной убежденности у старшеклассников / В кн. Проблемы управления учебно-воспитательным процессом — М., 1977.— С. 174-188.

82. Зягвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 135 с.

83. Иванов Г.П. Акмеологические аспекты формирования профессионально — нравственной культуры педагогов-психологов: Дисс. . канд. пс. наук. Калуга, 1999. - 194 с.

84. Ивлиева J1.M. Основы Российской духовности. Методическое пособие для учителей 5-9 классов. — Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 54 с.

85. Ившина Г.В. Компьютеризация педагогического эксперимента по выявлению развития творческих способностей студентов в обучении: Дисс. . канд. пед. наук. — Казань: КГУ, 1990. — 191 с.

86. Илларионова Л.П. Формирование духовно-нравственной культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования: Автореферат дисс. докт. пед. наук, — М., 2002. — 35 с.

87. Ильина Т.А. Педагогика. Курс лекций. М.: Просвещение, 1984. — С. 223.

88. Исрафилов Р.С. Духовно — нравственное воспитание учащихся на традициях народов Дагестана: Дисс. . канд. пед. наук. — Махачкала, 2001.

89. Каган М.С., Холостова Т.В. Культура — философия — искусство (диалог) -М.: Знание, 1988. С. 5-18.

90. Казанский О.А. Игры в самих себя. — М.: Роспедагентство, 1995. — 128 с.

91. Казанский О.А. Педагогика как любовь. М.: Роспедагентство, 1996. -132 с.

92. Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: пе-рев. с фр. — М.: Политиздат, 1990. — 415 с.

93. Кандыбович JI.B. Становление профессионального самосознания молодого учителя: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1999. - 176 с.

94. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.

95. Кант И. Собр. соч. в 6-ти томах М., 1965. - Т 4 - ч. 1. - 544 с.

96. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. — М., 1982 — С.421.

97. Карамова К.Х. Педагогические условия и барьеры творческой самореализации студентов в обучении на художественно-графических факуль-тутах: Дисс. . канд. пед. наук — Казань, 2002. — 206 с.

98. Ковалев А.Г. Самовоспитание школьников. — М., 1967. С. 7.

99. Колкот Э. Проверка значимости. М.: Статистика, 1978. - 128 с.

100. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 Т. — М, 1982.-Т 1.-405 с.

101. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 Т — М., 1982. — Т.2. -383 с.

102. Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самопознание. М.: Политиздат, 1984.-334 с.

103. Кон И.С. Психология старшеклассника. — М.: Просвещение, 1982. — 207 с.

104. Кондрашев В.П. Этика. — М.: Издательство политической литературы, 1998.-345 с.

105. Кондрашева JI.B. Сборник педагогических задач. М.: Просвещение, 1987.-296 с.

106. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. — Ростов — на/Д: «Феникс», 1998. 512 с.

107. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования, 2002. -№ 2 С. 5-9.

108. Копыл А.И. Педагогические условия и практика формирования нравственной устойчивости подростков в общеобразовательной школе: Дисс. . канд. пед. наук. Ставрополь, 1999. -224 с.

109. Коростылева JT.A. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности. — СПб, 1997.-С 3-19.

110. Косолапое В.И. К вопросу о стимулировании самопознания // В кн: Проблемы стимулирования активности учащихся в процессе нравственного воспитания и обучения — Йошкар-Ола, 1974, — С. 22-30.

111. Кропоткин П.А. Этика. М.: Издательство политической литературы, 1991.-С. 45-76.

112. Круглова J1.K. Дефицит культуры — пути преодоления — JI.: Знание,1990.-С. 4-9.

113. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка М., 1965. - С. 35-40.

114. Кузьмина Н.В. Творческий потенциал специалиста. Акмеологиче-ские проблемы развития // Гуманизация образования — Бийск, 1994.

115. Кулешова И.В. Свобода это ценность. Может ли свобода ребенка быть целью воспитательной системы школы? // Классный руководитель 2002.-№2-С. 15-18.

116. Куликова Л.Н. Воспитать себя: кн. для учащихся — М.: Просвещение,1991.-143 с.

117. Культура современного урока / под ред. Н.Е. Щурковой. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 112 с.

118. Лагусев Ю.М. Формирование нравственной культуры личности подростка в любительском объединении спортивного типа: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1994.-198 с.

119. Лармин О.А. Структура культуры и место в ней нравственной культуры // Вопросы нравственной культуры, 1997. С.9-14.

120. Лебедчук П.В. Особенности формирования профессионального самосознания студентов педвуза: Дисс. . канд. пс. наук. — М., 1995. 153 с.

121. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика -М.: Наука, 1985.-С.138-152.

122. Лещинский В.П., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми. — М.: Просвещение: Владос, 1995. — 240 с.

123. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учебн. пособие для студентов пед. уч. заведений и слушателей ИПК и ФПК 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 1999. - 523 с.

124. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Прометей, 1995. -282 с.

125. Львова Ю.Л. Педагогические этюды. М.: Просвещение, 1990. -63 с.

126. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование актуальная проблема современной школы // Педагогика, 1999. — №4 - С. 3-8.

127. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения в 2 Т / под ред. А.И. Каирова и др. М.: Педагогика, 1978. - Т. 1 - С. 397.

128. Максакова В.И. Педагогическая антропология: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений — М.: Изд. центр «Академия», 2001.-208 с.

129. Малахов В.А. Культура и человеческая ценность. — К.: Наук, думка, 1984.-С. 10.

130. Маленкова Л.И. Я человек! - М.: ТОО «Интел Тех», 1996. - 493 с.

131. Малиновская В.Н., Смятских A.JI. Методическое пособие по курсу «Введение в специальность и основы педагогического мастерства» — М., 1991 1992, ч. 1.-54 с.

132. Марданов М.В. Системообразующие компоненты содержания общепедагогической подготовки преподавателя вуза: Дис. . канд. пед.наук. — Казань, 1999.- 171 с.

133. Матвеева JI.A., Раев А.И. Нравственные убеждения — основа прогноза поведения. Личность и прогнозирование. — Л., 1985. — 87 с.

134. Мелибруда Е. Я — Ты — Мы : Психологические возможности улучшения общения: пер. с польск. М.: Прогресс, 1986. - С 133-155.

135. Менчинская Н.А. Психологические закономерности формирования научного мировоззрения / Психология формирования и развития личности -М., 1981.-С. 306-307.

136. Мещеряков В.Т., Астапова О.Д. Наука и развитие принципов морали Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1989. — 160 с.

137. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя — М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 200 с.

138. Михеев В.И. Моделирование и методы теории измерений в педагогике — М.: Высшая школа, 1987. — 200 с.

139. Моисеев Н.Н. Восхождение к разуму. Лекции по универсальному эволюционизму и его приложениям — М., 1993. — С.98.

140. Моральный выбор / под общей редакцией А.И. Титаренко, М.: Изд-во МГУ, 1980. - 344 с.

141. Моргун В.Ф. Многомерность типа личности и содержательная типология ее жизненного пути // Вестник Харьковского университета. 1990 — № 344-С. 3-6.

142. Мухина B.C. Современное самосознание народностей севера // Псих, журнал, 1988,-Т. 9-№ 4 —С. 44-53.

143. Науменко Л.И. Исследование этнической и гражданской идентичности студентов // Соц.- пед исслед. межнацион. отношений — М.: ИПРАН, 1993.-С. 232-249.

144. Наумчик В.Н., Савченко Е.А. Этика педагога: Учебно-метод. пособие. — Мн.: Ушверсггэцкае, 1999. — 216 с.

145. Немов Р.С. Основы общей психологии. — М.: Просвещение, 1998. — 688 с.

146. Нестеренко А.В. Духовно-нравственное развитие личности на основе русской традиционной культуры в современных социо-культурных условиях: Дисс. канд. пед. наук. — М., 2001. — 176 с.

147. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика, 1998.-№ 4-С. 15-23.

148. Николина В.В. Воспитание духовных ценностей личности в целостном педагогическом процессе / В кн.: Воспитательный потенциал образовательного процесса и его реализация в средних специальных учебных заведениях М.: Изд-во ИПР СПО, 2003. - С. 7-72.

149. Нравственная культура личности // Под ред. Надольного И.Ф. — Кие: КГУ, 1986.-190 с.

150. Нравственная культура: сущность, содержание, специфика Вильнюс, 1981.-С. 280.

151. Общая психология / под общ. ред. А.В. Петровского — М., 1970. — С. 336-337.

152. Общественное сознание и его формы / предисловие и общ. ред. В.И. Толстых. М.: Политиздат, 1986. - С. 195.

153. Ожегов С.И. Словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. — М.: Советская Энциклопедия, 1972. 846 с.

154. Основы вузовской педагогики — Л., Изд-во ЛГУ, 1972. — С.88.

155. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учебн заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; под ред. И.А.Зязюна. М.: Просвещение, 1989. - 302 с.

156. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории М.: Мысль, 1971. -С. 351.

157. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.

158. Педагогическая риторика / под редакцией J1.A. Воловича, — Казань: Изд-во «Дом печати», 2002. 204 с.

159. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. — М., 1981.-Т.2-С. 65-66.

160. Петрова А.И. Воспитание у младших школьников готовности к нравственному самоопределению: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. — Санкт-Петербург, 2001. 22 с.

161. Писаренко В.И., Писаренко И .Я. Педагогическая этика. — Мн.: «Нар. асвета», 1977. — 256 с.

162. Платонов Г.В., Косичев А.Д. Духовность и наша жизнь (научно-популярный очерк) М.: Московский общественный научный фонд, Издательский центр научных и учебных программ, 1999. — 160 с. (Серия «Монографии», выпуск 6).

163. Подвойская М.А. Уроки психологии в школе — М.: «Коррекция», 1993.-85 с.

164. Подольская Е.А. Ценностные ориентации и проблема активной личности — Харьков: Основа, 1991. 258 с.

165. Полякова A.JI. Формирование деловых качеств личности в условиях этнической направленности образования: Автореф. дисс. . канд пед наук. Волгоград, 1998. - 17 с.

166. Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. М.: Педагогика, 1983. - 144 с.

167. Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений. — М.: Новая школа, 1993.-49 с.

168. Психология / под ред. А.А. Смирнова. М., 1962. - 386 с.

169. Пучкова Г.В. Влияние самосознания на процесс профессионального становления личности будущего учителя: Дисс. . канд. пс. наук. Самара, 2000.-189 с.

170. Рахматуллина J1.B. Воспитание нравственной устойчивости у младших школьников в процессе морального выбора: Дисс. канд. пед. наук — Казань, 2002.- 179 с.

171. Рерих Н.К. Семь великих тайн космоса: сочинения. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 960 с. (Серия «Антология мысли»).

172. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах / гл. редактор В.В. Давыдов. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993. — Т.1 608 с.

173. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах / гл. редактор В.В. Давыдов М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999. - Т.2. — 670 с.

174. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 Т М.: Педагогика, 1989.-Т 2.-322 с.

175. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. — М.: Изд.-во АН РСФСР, 1958. 352 с.

176. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности М.: Мысль, 1981.-С. 82-95.

177. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности — М.: Мысль, 1984. 128 с.

178. Руссо Ж.Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т. М.: Педагогика, 1981.-Т.1 -С.41-97.

179. Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения. — М.: Политиздат, 1992.-480 с.

180. Сикевич Э.В. Русские: «образ народа» — СПб, 1996. — 152 с.

181. Синица И.Е. Педагогический такт и мастерство учителя: Пер. с укр. — М.: Педагогика, 1983. С. 4-120.

182. Сироткин Л.Ю., Егерева С.Ф. Нравственный выбор и его воспитание. Казань: КГПУ, 1995. - 79 с.

183. Ситникова М.И. Педагогические условия творческой самореализации личности молодого учителя: Дисс. канд. пед. наук. М., 1999. - 160 с.

184. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антропологии. — СПб.: Санкт-Петербургский у нив., 1996. 183 с.

185. Сластенин В.А. Профессиональная культура в структуре личности учителя // Формирование профессиональной культуры учителя: уч. пособие.-М., 1993.- С. 5-17.

186. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. — С 647.

187. Сластенин В.А., Шутенко А.И. Профессиональное самосознание учителя // Магистр, 1995. № 3 - С. 52-58.

188. Словарь по этике / под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона, 6-е изд. — М.: Политиздат, 1986. С.420.

189. Смелзер Н.Д. Социология М.: Фениекс, 1994. - 687 с .

190. Соколов Э.В. Культура и личность JL: Наука, 1972. - С.41.

191. Солдатова Г.У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. — М.: Наука, 1988. С. 111-125.

192. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. — М., 1998.- 168 с.

193. Солдатенков А.Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников: Дисс. . д-ра пед. наук в форме научного доклада. -М., 1998.-44 с.

194. Соловьев B.C. Сочинение в двух томах. М., 1990. - Т.1 - 758 с.

195. Спирин Л.Ф. Анализ учебно-воспитательных ситуаций в решение педагогических задач / Л.Ф.Спирин, М.А. Степинский, М.Л. Фрумкин; под ред. В.А. Сластенина -Ярославль, 1974. 129 с.

196. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание М., 1972. — 303 с.

197. Старовойтова Г.В. К исследованию этнопсихологии городских жителей: По материалам опроса трех городов Татарской АССР // Сов. этнография, 1973.-№3- С. 45-56.

198. Степанова Г.С. Этническое самосознание студентов педагогического вуза и его регулирование в учебной деятельности: Дисс. . канд. псих, наук. Воронеж, 1999. - 204 с.

199. Столярчук Л.И. Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания / Материалы областной конференции: В поисках нравственного смысла образования школьников — Омск, 2000. — С. 19-20.

200. Страда В. Национализм русский, национализм советский, постнационализм // Человек, 1991. № 6 - С. 59-64.

201. Сунгурова Е.В., Новоселова И.И. Валеологическая культура. Тенденции развития: Учебное пособие. — Йошкар — Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 1999.-С. 19-55.

202. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. — М.: Педагогика, 1961.-С. 95-105.

203. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям М.: Просвещение, 1973. -С.73.

204. Тайлор Э.Б. Первобытная культура — М., 1989. — С. 18.

205. Тайчинов М.Г. Формирование личности учащегося на духовно-нравственных ценностях народа — М., 1999.— С. 186.

206. Титаренко А.К. К проблеме аксиологического анализа нравственной культуры / Вопросы нравственной культуры. Тезисы симпозиума, — М., 1981.-С.31.

207. Титаренко А.И. Структура нравственного сознания — М., 1974. — 183 с.

208. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образа // Педагогика, 1988. — № 2 — С. 3-7.

209. Трофимова Н.М. Нравственные ориентиры младшего школьника // Педагогика, 1997. -№6 С. 59-65.

210. Трубецкой С.Н. Философские статьи // Собр соч — Т 2. М., 1910.

211. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры — JL: Изд-во ЛГУ, 1960.-С. 254.

212. Турчанинова Ю.И. Психологические проблемы развития инициативы и творчества учителя // Вопросы психологии, 1988. — №1 — С. 42.

213. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. М., Л., 1950. - Т. 9. -С. 117-118.

214. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т., — М., Л., 1950. — T.l 1 — С. 422.

215. Философская энциклопедия М., 1964. — Т. 3.-С.118.

216. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сб.: Пер с англ. и нем / общ. ред Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева — М.: Прогресс, 1990. — 368 с.

217. Фромм Э. Искусство любви. — Минск: ТПЦ «Полифакт», 1991. 80 с.

218. Хамматова С.А. Введение в проблему духовно-нравственного воспитания учащихся в условиях социальных перемен. Часть 1 / изд-е Башкирск. У нив. — Уфа, 2000.-124 с.

219. Ханчин B.C. О методике изучения уровня нравственной воспитанности детей как предпосылке управления процессом нравственного формирования / В кн.: Проблема управления процессом воспитания М., 1971. — С. 27-140.

220. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник — 5-е изд., перераб. и доп. — Мн., 1998.-372 с.

221. Харчев А.Г. Социология воспитания М.: Политиздат, 1990. — С. 222.

222. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание СПб.: Алетейя, 2000. - С. 9-95.

223. Чавчавадзе И.З. Культура ценностей // Культура в свете философии. Тбилиси: Хеловиеба, 1979. - С. 39.

224. Чебоксаров Н.Н, Чебоксарова И.А. Народы, расы, культуры. М. 1974.-С.165.

225. Чебоксаров Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых // Сов этнография, 1967. № 4 — С. 94-110.

226. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии — М.: Наука, 1977.-С. 144.

227. Чинкина Н.Ш. Стимулирование мотивации творческого саморазвития учителя в условиях инновационной деятельности — Казань: Изд-во КГУ, 2000. 284 с.

228. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности — Ярославль: Ярославский государственный университет, 1991. 52 с.

229. Чухин С.Г. Феномен нравственного идеала человека: сущность, структура, критерии оценки / Материалы областной конференции: В поисках нравственного смысла образования школьников — Омск, 2000. — С. 8792.

230. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. — М., 1996.-245 с.

231. Шварцман К.А. Философия и воспитание. — М.: Политиздат, 1989. — С. 77-122.

232. Швейцер А. Благоговение перед жизнью: пер. с нем. / общ. ред А.А. Гусейнова — М.: Прогресс, 1992.— 573 с.

233. Шемшурина А.И. Основы этической культуры — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 112 с.

234. Энциклопедический социологический словарь / под ред. Т.В. Осипо-ва-РАН, 1995.-939 с.

235. Этическая мысль: научно-публицистические чтения — М.: Политиздат, 1983.-374 с.

236. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Татарское книжное изд-во, 1991. - 192 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.