Педагогические условия эстетического воспитания младших школьников средствами литературно-музыкальных композиций тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Осеннева, Марина Степановна

  • Осеннева, Марина Степановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 209
Осеннева, Марина Степановна. Педагогические условия эстетического воспитания младших школьников средствами литературно-музыкальных композиций: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2000. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Осеннева, Марина Степановна

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические основы эстетического воспитания младших школьников средствами искусства

1.1 Особенности развития младших школьников средствами музыкального искусства в контексте генезиса идей эстетического воспитания

1.2 Взаимосвязь музыки и литературы в эстетическом воспитании младших школьников

1.3 Литературно-музыкальная композиция как средство эстетического воспитания младших школьников

Глава 2. Моделирование процесса эстетического воспитания младших школьников средствами литературно-музыкальных композиций

2.1 Параметры исследования на констатирующем этапе эксперимента

2.2 Организация и содержание проверочного этапа эксперимента

2.3 Контрольный и итоговый срез формирующего этапа эксперимента

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия эстетического воспитания младших школьников средствами литературно-музыкальных композиций»

Актуальность исследования. Для современной отечественной начальной школы характерен поиск новых путей, способствующих оптимизации учебного процесса, а также переосмысление накопленного опыта с учетом гуманистической направленности образовательной парадигмы. Так, целеполагание значимости становления духовного мира ребенка наряду с развитием логического мышления обуславливает сегодня актуальность опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Для становления внутреннего мира школьников равно важным становится не только стремление научить их мыслить, но и чувствовать. Решением данной проблемы занималась эстетическая мысль во все времена. Но, тем не менее, содержание эмоциональной сферы личности, образных форм в развитии мышления в современной школе в полной мере недооценивается. Ряд исследователей — Ю. Б. Алиев (5), М. С. Каган (70), Н. И. Киященко (79), С. И. Маслов (105), А. А. Мелик-Пашаев (112), Б. М. Неменский (124), А. М. Пышкало (150) — предлагают на первый план в образовательном процессе младших школьников вынести предметы цикла эстетического воспитания, формирующие в детях философски-эстетические воззрения и ценностные установки средствами искусства. «Открытия, которые делаются с помощью искусства», — пишет Е. А. Маймин, — «не только живые, впечатляющие и самые полные, но и добрые открытия. Знание действительности, приходящее через искусство, это и человеческое и очень человечное знание» (102, 63).

Воспитательное значение искусства в педагогической литературе определено в работах значительной группы ученых — Ю.Б. Алиева (6), О.А. Апраксиной (8), Л.А. Баренбойма (14, 15), Н.А. Ветлугиной (34, 35, 36), М.А. Верба (32), JI.B. Горюновой (50), Д.Б. Кабалевского (64, 65, 66, 67, 68), М.С. Кагана (70), Н.И. Киященко (79), Л.Н. Когана (81), Б.Т. Лихачева (95, 96, 97),

Д.С. Лихачева (98, 99), В.П. Матониса (109), А.А. Мелик-Пашаева (112, 113, 114), Б.М. Неменского (122, 123, 124), О.П. Радыновой (151), С.Х. Раппопорта (154, 155, 156), С. Следзиньского (108), В.Г. Соколова (170), А.Н. Сохора (171), В .А. Сухомлинского (177, 178, 179), Е.М. Торшиловой (186, 187), В.Н. Шацкой (196) и др.

В трудах этих исследователей определена зависимость эффективности воспитательного воздействия искусства от понимания специфики эстетического образования. Так, в концепции художественного образования Б.М. Неменского рассматривается проблема коренного изменения сегодняшней ситуации в школе, где «уроки искусства хотя и включены в программу, но по многим причинам не открывают учащимся двери в художественную сокровищницу человечества, а, напротив, нередко полностью отбивают охоту общаться с искусством» (123, 9). Это происходит в силу того, что преподавание искусства в начальной школе ведется неадекватными методами, вне понимания и учета чувственного аспекта детского восприятия. По сути, искусство в школе подменяется искусствознанием, при этом забывается, что мудрость зарождается в иррациональных истоках.

Между тем, постижение языка искусства должно явиться не самоцелью, а основой формирования мировоззрения школьников. Следовательно, спецификой содержания эстетического воспитания средствами искусства следует понимать не информационно-накопительный, знаниевый поток, логизированное знание, а живое, эмоционально-образное восприятие жизни (15), (26), (79), (124).

Недостатки эстетического воспитания посредством искусства в школьном преподавании определены в работах многих исследователей: М.С. Кагана (70), Н.И. Киященко (79), Б.Т. Лихачева (95), Д.С. Лихачева (99), П.М. Якобсона (208) и др. Так, П.М. Якобсон еще в 1960-х годах писал, что в случае предметного, а не эстетического подхода, «вместо глубокого эстетического воздействия появляется поверхностное реагирование, вместо получения значимого впечатления — привычный незначащий для человека отклик» (208, 38). Это в свою очередь обеспечило ущербность эстетических предпочтений молодежи, снижение интереса к искусству. Аналогичные выводы сделаны в педагогических исследованиях последних лет. Поэтому и сегодня актуальным остается эффективная организация эстетического воспитания в школе, которое следует понимать, в первую очередь, как организацию духовного мира личности.

Аналогичные подходы в организации эстетического воспитания, как источника эстетических чувств, прослеживаются в истории отечественной педагогики и в современной зарубежной педагогике. Так, К.Д. Ушинский (189), П.Ф. Каптерев (74) призывали начинать эстетическое воспитание с развития «внешних чувств». Особо отмечал значимость чувств, переживаний, сопровождающих процесс познания, В.А. Сухомлинский (177, 178, 179). Сходно размышляют американские авторы Л. Мейер (217), Б. Реймер (218), японский педагог С. Судзуки.

Учет эстетической сущности искусства в преподавании предметов эстетического цикла наряду с общими педагогическими методами требует применения соответствующих методов художественной педагогики, что справедливо отмечали Н.А. Ветлугина (34), JI.B. Горюнова (49), Д.Б. Кабалевский (68), Б.Т. Лихачев (95), Б.М. Неменский (123), А.А. Мелик-Пашаев (114), В.А. Разумный (153) и др.

В современном учебно-воспитательном процессе определилось противоречие между необходимостью реализации методов художественной педагогики в эстетическом воспитании младших школьников, с одной стороны, и недостаточной разработанностью теории применения этих методов — с другой. Изучение методической литературы по эстетическому воспитанию, наблюдения практической работы учителей в школе и собственный педагогический опыт убедили нас, что ведущие задачи в деятельности учителя предметов эстетического цикла — сформировать у детей отношение к искусству как культурной ценности, пробудить интерес к искусству как стимул самообразования, разбудить и развить эстетические чувства — остаются актуальными и сегодня. В этой связи необходима разработка содержания и методики образно-эмоционального, эстетического освоения искусства младшими школьниками.

В достижении этой актуальной цели в эстетическом воспитании младших школьников заметную роль играет интегративный процесс комплексного взаимодействия искусств в сфере художественного освоения мира младшими школьниками.

Научная разработанность проблемы. Проблематику синтеза искусств в эстетическом воспитании школьников нельзя назвать новой. В научно-теоретической концепции исследований НИИ художественного воспитания АПН СССР Б.Т. Лихачева и Е.А. Квятковского (1980 г.) было отмечено, что идея комплексного подхода к делу воспитания является на современном этапе плодотворной методологической основой и важным принципом организации системы эстетического воспитания (96). Аналогичную позицию в данном вопросе занимал В.К. Скатерщиков, полагая, что комплексность художественного развития личности есть фундамент системы эстетического воспитания.

На общеэстетическом уровне к данной проблематике обращался в своих исследованиях В.В. Ванслов, отмечая, что «при художественном объединении искусств каждое из них вносит в синтетическое целое свой вклад, обогащая это целое присущими данному искусству специфическими возможностями и чертами» (30, 254). Явление сопряжения видов искусств сформулировано М.С. Каганом в виде закона «взаимного притяжения и отталкивания», который проявляется в том, что все виды искусств влияют друг на друга, взаимно обогащая свои художественные возможности, и вместе с тем стремятся сохранить каждый свою специфику для решения собственных задач.

На музыковедческом уровне отражением литературных образов в звуках занимался И.И. Соллертинский. Его музыкальные работы были насыщены литературными ассоциациями, любое музыкальное произведение представало в богатом контексте других искусств (134).

В области музыкальной педагогики к проблеме синтеза искусств обращались Д.Б. Кабалевский, Б.Л. Яворский. Среди современных педагогов следует отметить М.С. Красильникову, отмечающую в своих исследованиях, что наиболее отчетливо тенденции образной подготовки к восприятию музыкального произведения проявляются именно тогда, когда это происходит в опоре на образы другого искусства (87), что также полагают Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко (55).

Особенности художественного восприятия школьников в условиях взаимосвязи различных искусств нашли свое отражение в исследовательских работах Е.П. Кабковой «Формирование обобщенных художественных представлений у младших школьников в процессе восприятия произведений разных видов искусств» (69), Н.И. Лысины «Принципы взаимодействия музыки и литературы в процессе формирования музыкальных интересов старших школьников» (101), В.Н. Никулыыина «Взаимосвязь музыки и речи в воспитании музыкальной восприимчивости» (126), Т.Г. Пеня «Взаимодействие искусств как средство художественно-творческого развития младших школьников» (137), Г.П. Шевченко «Формирование у младших подростков представлений о художественном образе средствами комплексного воздействия искусств» (198), Е.Е. Шуваловой «Педагогические особенности развития восприятия музыкального образа у младших школьников в условиях взаимосвязи искусств» (203).

Вопросы взаимодействия искусств на уроках литературы непосредственно с практической целью в разные годы рассмотрены Р.Ф.

Брандесовым (26), Г.Б. Вершининой (33), Н.М. Машенко (110), З.С. Старковой (174).

Использование литературы неизменно входит в методику преподавания музыки. Программа Д.Б. Кабалевского (147) предусматривает рассмотрение взаимосвязи этих видов искусств в 5-м классе — «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы» (первая четверть), «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки» (вторая четверть). В начальной школе взаимодействие литературы и музыки в программе Д.Б. Кабалевского реализуется в программе лишь в форме вокальных произведений, основанных на синтезе слова и звука, а также в записях фонохрестоматии фрагментов балета Р К. Щедрина «Конек-Горбунок», предваряемых фрагментами сказки П.П. Ершова и фрагментов оперы «Сказка о золотом петушке» Н.А. Римского-Корсакова, предваряемых стихами А.С. Пушкина (145). Также лишь отчасти взаимодействие музыки и литературы находит воплощение в программе для первого класса четырехлетней начальной школы И.В. Кадобновой, В.О. Усачевой, JI.B. Школяр (146), но не в условиях урока как основной формы обучения и воспитания школьников, а во внеурочной музыкальной деятельности.

На идеях комплексного подхода к эстетическому воспитанию построена программа «Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников» Н.А. Терентьевой, Р.Г. Шитиковой (144), а также программа «Музыка» О.С. Нечаевой (149).

Модели организации эстетического воспитания младших школьников вышеуказанных авторов основаны на ассоциативном сопоставлении художественного материала и, в частности, сравнительном рассмотрении произведений музыкального искусства и литературы. В педагогической практике бытует также иная модель организации эстетического восприятия искусства, основанная на ассоциативной интегративности музыки, — литературно-музыкальная композиция. Однако при том, что литературномузыкальная композиция является распространенной в художественной практике, в педагогике условия организации эстетического воспитания младших школьников средствами литературно-музыкальных композиций в условиях урочного времени научно не определены, что и обусловило тему нашего исследования.

Проблема исследования: каковы необходимые и достаточные условия для развития у младшего школьника позитивного отношения к искусству как культурной ценности посредством литературно-музыкальных композиций. Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования — эстетическое воспитание младших школьников.

Предмет исследования — процесс эстетического воспитания младших школьников средствами литературно-музыкальных композиций.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой эстетическое воспитание младших школьников средствами литературно-музыкальных композиций становится эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: соответствия учебного материала и его изложения основным дидактическим принципам обучения; установления связи изучаемых произведений искусств с явлениями и образами окружающей действительности, а также личностным опытом ребенка; адекватности организации эстетического восприятия искусства эмоционально-реактивному уровню познания в отличие от теоретического; содействия созданию атмосферы комфорта для проявления духовной свободы личности посредством эмоциональной открытости педагога и детей; инициации учителем, обладающим профессионализмом, культурой и владеющим педагогическим мастерством, положительного отношения детей к получаемым знаниям.

Задачи исследования:

1) раскрыть обусловленность взаимосвязи музыки и литературы в эстетическом воспитании младших школьников;

2) выявить воспитательное значение литературно-музыкальных композиций в эстетическом воспитании младших школьников;

3) выявить педагогические условия, благоприятствующие эффективному использованию литературно-музыкальных композиций в эстетическом воспитании младших школьников;

4) разработать и апробировать содержание и методику эстетического воспитания младших школьников средствами литературно-музыкальных композиций.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использованы следующие методы исследования: изучение психолого-педагогической и специальной литературы; анализ реального педагогического процесса - ознакомление с программами, беседы с учащимися и учителями начальных классов школы, анкетирование, наблюдение, анализ урока. педагогический эксперимент, предусматривающий констатирующий, проверочный, формирующий этапы.

Методологической и теоретической основой исследования явились: основные положения теории познания о движении мысли от чувственного к рациональному, от конкретного к абстрактному; концепция общего художественного развития младших школьников А.А. Мелик-Пашаева и З.И. Новлянской, согласно которой разные виды искусств должны пониматься как различные формы единого художественно творческого освоения мира человеком; концепция художественного образования Б.М. Неменского, главной установкой которой является развитие у детей эстетического отношения к жизни; основные положения психологии художественного восприятия в интерпретации П.М. Якобсона, ориентирующие на значимость эмоционального переживания личности.

Исследование проводилось в несколько этапов:

Первый (1992—1994) — поисковый. Изучалась философская, психолого-педагогическая литература, анализировалось и оценивалось современное состояние проблемы, разрабатывался научный аппарат исследования. Был проведен констатирующий эксперимент на базе общеобразовательных школ № 1, 16, 21 г. Сыктывкара, а также школы № 14 Западного округа г. Москвы. Всего в ходе констатирующего эксперимента было охвачено около 450 учащихся 1-х — 3-х классов.

Второй (1994—1997) — опытно-экспериментальный. Разрабатывалась и апробировалась экспериментальная методика. Проводился формирующий эксперимент на базе общеобразовательной школы №14 г. Москвы.

Третий (1997—1999) — обобщающий. Систематизировались и обобщались результаты исследования, оформлялась диссертация.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем: теоретически обоснованы и экспериментально проверены положения о педагогической целесообразности использования в эстетическом воспитании младших школьников литературно-музыкальных композиций; предложено новое содержание и методика эстетического воспитания младших школьников средствами литературно-музыкальных композиций, основанные на ассоциативной интегративности музыки; выявлены педагогические условия эстетического воспитания младших школьников средствами литературно-музыкальных композиций, адекватные специфике возрастных особенностей, а также специфике эстетической сущности искусства.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в организации эстетического воспитания младших школьников на образно-эмоциональной основе, а также при разработке спецкурса для студентов педвузов «Взаимодействие искусств в эстетическом воспитании младших школьников».

Личное участие соискателя в получении научных результатов состоит в применении и обобщении собственного педагогического опыта в общеобразовательной школе № 14 Западного округа г. Москвы, в Московском педагогическом государственном университете (Mill У), в Коми республиканском училище искусств (КРУИ), в Коми государственном педагогическом институте (КГПИ), Коми республиканской гимназии искусств (КРГИ), в центре эстетического воспитания детей при КРУИ (г. Сыктывкар).

Достоверность полученных результатов обеспечена современным методологическим подходом при определении исходных теоретических позиций, опирающихся на научные положения о закономерностях формирования и развития духовного мира младшего школьника; применением системы методов теоретического и практического исследования, адекватных его целям; опытно-экспериментальной проверкой гипотезы; количественным и качественным анализом выявленных фактов, подтверждением результатов в ходе их апробации.

Апробация результатов исследования осуществлялась автором в работе с учащимися начальной школы на уроках музыки во время опытно-экспериментальной работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры эстетического и трудового воспитания младших школьников ФНК МПГУ, научно-практических конференциях (в ТГПУ им. Л.Н. Толстого, МГПИ им. М.Е. Евсевьева, МПГУ, ИГПУ, КГПУ, БГПУ, гимназии-лаборатории № 67 г. Санкт-Петербурга), педагогических чтениях (РГПУ им. С.А. Есенина). Результаты изложены в публикациях автора в сборниках тезисов докладов конференций, периодической печати, а также в сборниках научных трудов сотрудников и аспирантов МИГУ. Предлагаемая методика внедрена в практику школ г. Москвы и Московской области, в работу по подготовке учителей начальных классов на ФНК МПГУ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Литературно-музыкальная композиция является моделью организации эстетического воспитания в начальной школе, представляющей перцептивно-образный тип произвольного регулирования детского восприятия искусства, что естественным образом отвечает возрастной природе младших школьников.

2. Воспитательное значение литературно-музыкальных композиций состоит в расширении диапазона эстетических реакций и эстетических чувств младших школьников посредством организации общения детей с искусством, как превращения ценностей искусства в состояние внутреннего мира.

3. Эффективность и позитивность литературно-музыкальных композиций в эстетическом воспитании младших школьников определяется соблюдением педагогических условий, адекватных специфике возрастных особенностей младших школьников, а также специфике эстетической сущности искусства.

4. Функции педагога в организации эстетического воспитания младших школьников средствами литературно-музыкальных композиций есть совокупность следующих позиций: конструктивной, прогностической, информационной, развивающей, мобилизационной, перцептивной, креативной, экспрессивной, ориентационной, коммуникативной.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Осеннева, Марина Степановна

Заключение

В результате проведенного исследования гипотеза, определенная нами, рассмотрена теоретически и подтверждена опытным путем.

На основании полученных результатов и сравнительного анализа экспериментальным путем подтверждено, что литературно-музыкальные композиции в условиях урока музыки в начальной школе являются эффективными средствами: гармонизации личности и условием освоения частного как части общего, ввиду взаимопроникновения искусств; создания системы музыкально-эстетического воспитания, направленной на воспитание самой музыкой, а не только знаниями о ней; передачи учителем воспитанникам своей увлеченности искусством; обогащения и накопления эстетических представлений у детей; создания установки (как психического становления эстетической позиции) на эстетическое восприятие высокохудожественной музыки; целенаправленной помощи ребенку в его постижении экстерном искусства, имеющего многовековой опыт; создания у детей позитивной Я-концепции в отношении к искусству; мобилизации эмоции, внимания, познавательного интереса как стимула самообразования; эффективности усвоения учебного материала; организации психологического комфорта состояния нервной системы вне стрессов и перегрузок; управления эмоциональным восприятием и развития у младших школьников способности эмоционального сопереживания, что служит основой для полноценного восприятия искусства и формирования позитивного отношения к нему, как к культурной ценности; развития потребности в красоте; организации одного из ведущих условий педагогической деятельности учителя, а именно заботы о ребенке, его приятии искусства.

Основные итоги исследования можно сформулировать следующим образом:

1. Литературно-музыкальная композиция есть средство моделирования эстетического воспитания, в котором восприятие является опорным видом деятельности, а представление об эстетическом — преобразующим результатом.

2. Воспитательное значение литературно-музыкальной композиции заключается в становлении общей эстетической культуры, эстетического вкуса, эстетических чувств и обогащении эстетического опыта младших школьников.

3. Эффективность и позитивность литературно-музыкальной композиции в эстетическом воспитании младших школьников определяется соблюдением следующих педагогических условий: соответствия учебного материала и его изложения основным дидактическим принципам обучения; установления связи изучаемых произведений искусств с явлениями и образами окружающей действительности; адекватности организации эстетического восприятия искусства эмоционально-реактивному уровню познания в отличие от теоретического; содействия созданию атмосферы комфорта для проявления духовной свободы личности посредством эмоциональной открытости педагога и детей; инициации учителем, обладающим профессионализмом, культурой и владеющим педагогическим мастерством, положительного отношения детей к получаемым знаниям.

4. В организации эстетического воспитания младших школьников средствами литературно-музыкальных композиций функциональные качества педагога следует определить как комплекс позиций: конструктивной (способности к составлению литературно-музыкальный композиций с учетом их воспитательной направленности и высокого уровня художественных достоинств), информационной (умение преподнести детям знания); развивающей (способность к развитию эстетических чувств и ощущений у детей); мобилизационной (умение воздействовать на эмоционально-волевую сферу личности ребенка наиболее рациональным путем, опираясь на интерес); ориентационной (способность к формированию устойчивой системы ценностных ориентаций); прогностической (способность осуществлять педагогическое предвидение, прогнозировать результаты эстетического восприятия искусства детьми), креативной (способность к творчеству), коммуникативной (умение общаться, устанавливать доброжелательные отношения с детьми), экспрессивной (способность к эмоциональной заразительности, владение интонационной палитрой речи), перцептивной (способность проникать во внутренний мир ребенка, понимать его состояние).

Материалы исследования дают достаточные основания для положительного решения вопроса о позитивности использования литературно-музыкальных композиций в эстетическом воспитании младших школьников, с учетом того, что начальный этап эстетического воспитания на уроках музыки должен быть ярким и впечатлительным, содержательным и определяющим в становлении эмоциональной сферы младших школьников. Не претендуя на самодостаточность литературно-музыкальной композиции, мы полагаем, что литературно-музыкальная композиция непременно должна использоваться на уроках музыки в комплексе других средств эстетического воспитания младших школьников.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Осеннева, Марина Степановна, 2000 год

1. Абдуллии Э. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1983.— 112с.

2. Абдуллин Э., Тарасов Г. Музыка в начальной школе: Пособие для учителя / Под ред Д. Б. Кабалевского. — М.: Просвещение, 1979.— 164с.

3. Адамян А. Статьи об искусстве. М.: Музгиз, 1961. — 432с.

4. Адамян А. Вопросы эстетики и теории искусства М.: Искусство, 1978. -300с.

5. Алиев Ю. Эмоционально-ценностная деятельность школьников как дидактическая основа их приобщения к искусству // Современные проблемы образовния: Сборник. — Тула: Издательство Тульского госпедуниверситета им. Л.Н. Толстого, 1997. — 18-32с.

6. Алиев Ю. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). — Воронеж: НПО Модэк, 1998. — 352с.

7. Ансерме Э. Беседы о музыке: Пер. с франц. В. Александровой, Е. Бронфин., 2-е изд. — Д.: Музыка, 1985. — 104с.

8. Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. — М.: Просвещение, 1983. — 224с.

9. Асафьев Б. Речевая интонация. — M.-JL: Музыка, 1965. — 136с.

10. Ю.Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Изд.2-е. —Д.: Музыка, 1971.376с.

11. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. — Д.: Музыка, 1973. — 142с.

12. Банфи А. Философия искусства / Пер. с итал. Г. Смирнова. —М.: Искусство, 1989. —283с.

13. Баранов С. Чувственный опыт ребенка в начальном образовании. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. — 124с.

14. Баренбойм JI. О музыкальном воспитании в СССР (вместо введения)// Музыкальное воспитание в Советском Союзе. Сборник. Ред.-сост. J1. Баренбойм. —М.: Советский композитор, 1977. — 5-58с.

15. Баренбойм Л. За полвека / Очерки. Статьи. Материалы. — Л.: Советский композитор, 1989. — 368с.

16. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. — М., Художественная литература, 1975.— 502с.

17. ХЪ.Бегак В. Воспитание искусством: для учителей начальных классов. — М.: Просвещение, 1981.-94с.

18. Беляева-Экземплярская С. О психологии восприятия музыки. — М.: Русский книжник, 1923. — 115с.2Ъ.Бернстайн Л. Музыка всем. — М.: Музыка, 1978. - 226с.

19. Бонфельд М., Волкова П., Казанцева Л., Шаховский В. Музыка начинается там, где кончается слово: Книга для учителя / Сост. П.Волкова; Под общ. ред. Д. Казанцевой. —Астрахань М.: НТЦ Консерватория, 1995. — 458с.

20. Борисов Г. Искусство как средство эстетического развития учащихся. — М.: Прометеи, 1989.— 72с.

21. Брандесов Р. Вопросы эстодидактики: Учебное пособие к спецкурсу. — Челябинск: ЧПИ, 1983 —79с.21 .Буров А. Эстетическая сущность искусства. — М.: Искусство, 1956.-292с.

22. Ванслов В. Об отражении действительности в музыке: Очерки. — М.: Музыка, 1953 236с.

23. Ванслов В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. — М.: Советский художник, 1966.— 118с.

24. Ванслов В. Эстетика. Искусство. Искусствознание: Вопросы теории и истории. — М.: Изобразительное искусство, 1983.— 440с.

25. Васина-Гроссман В. Музыка и поэтическое слово, ч.1. — М.: Музыка, 1972. — 148с.

26. Ъ2.Верб М. Актуальные проблемы изучения и формирования эстетической культуры школьников // Искусство и художественное развитие учащихся: Сб. науч. трудов. — JL: Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена, 1977. — 78-86с.

27. ЪЪ.Вершинина Г. .Вольна о музыке глаголить: (Музыка на уроках развития речи): Пособие для учителя. — М.: Новая школа, 1996.— 192с.

28. Ъ А.Ветлугина И. Эстетическое воспитание в детском саду. — М.: Изд-eo АПН РСФСР, 1962. —68с.35 .Ветлугина И. Художественное творчество и ребенок. — М.: Педагогика, 1972. —287с.

29. Ветлугина Н, Кенеман А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1983.— 255с.

30. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. — Луганск, 1990. — 78с.

31. ЪЪ.Видгоф В. Школа как со=бытие // Новые ценности образования: десять концепций и эссе, вып.З. — М.: Инноватор, 1995. — 92-104с.

32. Ъ9.Во А. Классическая музыка. Новое восприятие. — De Agostini Editions, 1997.— 226с.

33. Волина В Занимательное азбуковедение, 2-е изд. — М.: Просвещение, 1994.—396с.4\.Выготский Л. Восприятие и развитие в детском возрасте // Собр. соч.: В 6-и т., т.2 — М.: Педагогика, 1982.— 504с.

34. М.Выготский Л. Психология искусства / Под ред. М. Ярошевского. — М.: Педагогика, 1987 — 341с.

35. Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк.: Кн. для учителя, 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991.—93с.

36. Выготский Л. Мышление и речь. — М.: Лабиринт, 1996.— 414с.

37. Гегель Г. Лекции по эстетике: пер. с нем. П. Попова //Собр. соч., т. 14. — М.-Л.: Госкомиздат, 1958 —440с.

38. Гембицкая Е. Роль музыки в системе эстетического воспитания в советской общеобразовательной школе // Международное общество по музыкальному воспитанию детей и юношества: Конференция, 9-я. Доклады. — М., 1970.— 16-19с.

39. Говорун Д. Творческое воображение и эстетические чувства. — Киев, Высшая школа, 1990. -141с.4%.Горюнова Л. Музыка дети - учитель // Музыка в школе № 1, 1987.—35-42с.

40. Ы.Гродзенская. Н. Школьники слушают музыку. — М.: Просвещение, 1969.—77с.

41. Давыдов В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление / Под ред. акад. А. Петровского. — М.: Педагогика, 1989 278с.

42. Дирижерское исполнительство. Практика. История. Эстетика / Ред.-сост. JI. Гинзбург. — М.: Музыка, 1975. — 620с.

43. Дмитриева Л., Черноиваненко N. Методика музыкального воспитания в школе. — М.: Академия, 1997.— 240с.

44. Единая трудовая школа и примерные планы занятий в ней. — Вятка, 1918.— 147с.

45. Ермаш Г., Рабинович В. Содержание и форма в искусстве. — М.: Мин. культуры РСФСР, Гос. муз.-пед. институт им. Гнесиных, 1967.— 59с.

46. Зверев И. Взаимная связь учебных предметов. — М.: Знание, 1977.—64с.

47. Зись А., Лазарев И. Эстетическое воспитание и искусство // Теория эстетического воспитания. — М., 1979.—139-180с.

48. Идеи эстетического воспитания: В 2 т., т.1 / Ред.-сост. В. Шестаков. — М.: Искусство, 1973.— 407с.

49. Идеи эстетического воспитания: В 2 т., т.2 / Ред.-сост. В. Шестаков — М.: Искусство, 1973.— 376с.

50. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. О. Апраксина. — М.: Просвещение, 1990. — 207с.

51. История эстетики: В 5-и т. Памятники мировой эстетической мысли, т.2. / Введение М. Овсянникова, ред.-сост. В. Шестаков. — М.: Изд-во академии художест СССР, 1964.— 835с.

52. Кабалевский Д. Главное — любить музыку // Советская музыка №6, 1965.—5-14с.

53. Кабалевский Д. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. Изд. 3-е. — М.: Детская литература, 1976.— 224с.

54. Кабкова Е. Формирование обобщенных художественных представлений у младших школьников в процессе восприятия произведений разных видов искусств: Автореф. дисс. на соиск. уч.степ. канд. пед. наук. — М., 1991. — 17с.

55. Каган М. О месте искусства в жизни школы//Искусство в школе №1, 1992.—11-19с.

56. Каган М. Философская теория ценности. — СПб.: Петрополис, 1997.— 204с.

57. Каган М. Эстетика как философская наука. — СПб.: Петрополис, 1997.— 544с.

58. Какабадзе 3. Феномен искусства. — Тбилиси, Мецниереба, 1980.— 135с.lA.Kanmepee 77. Об эстетическом развитии и воспитании детей. — Русская школа № 1, 1895. —92-103с.

59. Каптерев 77. О саморазвитии и самовоспитании // Образование № 1, 1897. — 1-18с.

60. Касъяникова Г. Диагноз//Московский комсомолец №36, 1998.— Зс.

61. Киященко Н. От «образованщины» к образованности//Искусство в школе №2, 1992.—5-11 с.

62. Киященко Н., Лейзеров Н. Искусство и духовный мир человека. — М.: Знание, 1983.— 63с.81 .Коган Л. Художественная культура и художественное воспитание. — М.: Знание, 1989.—89с.

63. Колягин Ю. , Алексеенко О. Интеграции школьного обучения // Начальная школа № 3, 1989. —52-55с.

64. S3.Кон Ю. К вопросу о понятии «музыкальный язык» // От Люлли до наших дней. —М., 1967. —93-104с.

65. Космовская М. По страницам «Русской музыкальной газеты» / Искусство в школе, №2, 1991 — 59-64с.

66. Кошелев С. К. Льюис и его «Страна чудес» // К. Льюис Хроники Нарнии. — М.: Космополис, 1991. — 5-20с.

67. Коишина И. Межпредметные связи в начальной школе. — М., Владос, 1999. — 144с.

68. Красильникова М. Восприятие музыкального образа школьниками//Сб. науч. трудов НИИ школ: Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства, отв. ред. Г. Тарасов. — М., 1981.— 17-18с.

69. Кремлев Ю. Очерки по вопросам музыкальной эстетики. — М., FMJ4, 1957. —264с.

70. Ю.Куликова И. Искусство и мир человека // Итоги IX Международного эстетического конгресса. — М., 1981.—64с.

71. Лейзеров Н. Образность в искусстве. — М.: Наука, 1974.— 207с.

72. Леонтьев А. О путях исследования восприятия // Восприятие и деятельность, под ред. А. Леонтьева. — М.: Изд-во Моск. университета, 1976.— 319с.94Лернер И. Дидактические основы методов обучения. — М.: Педагогика, 1981.- 185с.

73. Лихачев Б. О специфике методики обучения искусству в школе//Проблемы методики обучения в современной общеобразовательной школе. — М., 1980.— 34-39с.

74. Лихачев Б., Квятковский Е. Сущность, принципы системы эстетического воспитания в общеобразовательной школе // Советская педагогика №7, 1980.—27-3 7с.

75. Лихачев Б. Теория эстетического воспитания школьников. — М.: Просвещение, 1985.— 176с.

76. Лихачев Д. Письма о добром и прекрасном. — М.: Детская, литература, 1985.— 207с.

77. Лихачев Д. Очерки по философии художественного творчества. — СПб.: Блиц, 1999.— 190с.

78. Лотман Ю. Текст и структура аудитории // Труды по знаковым системам, вып. 422: т. 9. —Тарту, 1977.— 55-61с.

79. Лысина Н. Принципы взаимодействия музыки и литературы в процессе формирования музыкальных интересов старших школьников: Автореф. дисс.на соиск. уч.степ. канд. пед. наук. — М., 1982.— 19с.

80. Маимин Е. Эстетика наука о прекрасном: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1982.— 192с.103 .Максимова В. Межпредметные связи в процессе обучения. — М.: Просвещение, 1988.— 191с.

81. Малюков А. Психология переживания и художественное развитие личности. — Дубна: Феникс, 1999. — 256с.

82. Маслов С. Эмоционально-ценностное образование младших школьников в процессе образования // Современные проблемы образования: Сборник.

83. Тула: Изд-во Тульского госпедуниверситета им. JJ.Толстого, 1997.— 135-139с.

84. Юб.Мастера искусств об искусстве. Избр. отрывки из писем, дневников, речей и трактатов: В 7-и т., т.6 / Под ред. А. Грубера. — М.: Искусство, 1969. —543с.

85. Материалы и документы по истории русской реалистической музыкальной эстетики: Классики русской музыки и музыкальные критики об искусстве, т. 1 / Сост. А. Оголовец. — М.: Музыка, 1954.— 592с.

86. Материалы международного семинара ISME Pro Sinfonika 1978.— Познань, 1979. — 531с.

87. Матонис В. Музыкально-эстетическое воспитание личности. — JL: Музыка, 1988. —88с.

88. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения / Сост. текстов и общ. вст. ст. В. Шестакова. — М.: Музыка, 1966.—574с.

89. Музыка, 1972.— 383с. 121 .Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 2-е изд. / Поел. Я. Милыитейна. — М.: Музгиз, 1961.— 319с.

90. Йеменский Б. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания.

91. М.: Просвещение, 1981.— 192с.

92. Немцов И., Асенин С. Познавательная и воспитательная роль искусства.

93. М.: Высшая школа, 1977.—144с.

94. Никулъшин В. Взаимосвязь музыки и речи в воспитании музыкальной восприимчивости: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. — М., 1977. —19с.

95. Новиков А. Музы среди людей. Публицистические очерки. — JL: Детская литература, 1976.— 190с.

96. Новиков Л. Искусство слова. — М.: Знание, 1982.— 73с.

97. Ъ2.0неггер А. Беседа по радио//Музыка и время. М., 1970.— 189с.

98. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Ю. Алиев, Г. Ардаширова, JL Барышникова и др. ; Под. ред. Н. Кушаева. — М.: Просвещение, 1986.—240с.

99. Памяти И. И. Соллертинского. Воспоминания, материалы, исследования. Сост. JI. Михеева. Изд. 2-е, доп. — JL: Советский композитор, 1978.— 312с.

100. Ланкевич Г. Звучащие образы (о музыкальной выразительности). — М.: Знание, 1977.— 112с.

101. Ъ6.Панкевич Г. Искусство музыки. — М.: Знание, 1987.— 112с.

102. Пеня Т. Взаимодействие искусств как средство художественно-творческого развития младших школьников: Автореф. на соиск. уч. степ, канд. пед. наук. — М., 1984. — 16с.

103. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам: Сборник статей / Под ред. И. Лернера. —М.: Педагогика, 1972.— 198с.

104. Программы для общеобразовательных учебных учреждений. Музыка 1 класс четырехлетней начальной школы /Авторы-составители И. Кадобнова, В. Усачева, Л. Школяр. — М.: Просвещение, 1994. — 1-12с.

105. Программы для общеобразовательных учебных учреждений. Музыка 5-8 классы/Авторы-составители Э. Абдуллин, Т. Бейдер, И. Кадобнова, Е. Критская, Г. Сергеева, Г. Тарасов, А. Трушин под руководством Д. Кабалевского. — М.: Просвещение, 1994. — 93-223с.

106. Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Музыка 1-8 классы/Авторы-составители Ю. Алиев, В. Белобородова, Е. Николаева, Б. Рачина, С. Старобинский. Под общ. ред. Ю. Алиева. — М.: Просвещение, 1998. — 79с.

107. Раппопорт С. Искусство и эмоции. Изд. 2-е, доп. —М.: Музыка, 1972. — 168с.

108. Раппопорт С. От художника к зрителю: Как построено и как функционирует произведение искусства. — М.: Советский художник, 1978.— 237с.

109. Раппопорт С. Искусство и его роль в формировании личности //Эстетическая культура и эстетическое воспитание, сост. Г. Лабковская.

110. М.: Просвещение, 1983.— 165-255с.151 .Рахманинов С. Литературное наследие: В 3 т., т.1 / Сост. и ред. 3. Апетян.

111. М.: Советский композитор, 1978.— 647с.15 8 .Риттерман Д. О постановке вопросов на музыкальных занятиях // Музыка в школе №3, 1987.— 67-70с.

112. Розанов В. Сумерки просвещения.— М.: Педагогика, 1990.— 620с.

113. Роллан Р. Музыканты наших дней / Пер. с фр. Ю. Римской-Корсаковой.1. М.: Мысль, 1938.— 142с.

114. Романов Ю. Роль музыки в системе эстетического воспитания // Философские и социально-экономические проблемы культуры. — Л.: Изд-во Лен. гос. инст. культуры им. Н. Крупской, 1975.— 77-86с.

115. Рубинштейн С. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973.— 423с.

116. ХвЪ.Румер М, Бейдер Т., Данилевская Л. Музыка // Книга для второго класса.

117. М.: Просвещение, 1977.— 92с.

118. Сафронов Б. Эстетическое сознание и духовный мир личности. — М.:

119. Знание, 1984.—96с. 165 .Светловская Н. О деятельностном подходе в обучении или о том, чему и как учить младших школьников // Начальная школа № 9, 1990.— 2-5с.

120. Серов А. Статьи о музыке, вып.6.—M-JL: Музыка, 1990.— 341с.

121. Скатерщиков В. Об эстетическом вкусе. — М.: Знание, 1974. — 93с.

122. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. JI. Тимофеев и С. Тураев. — М., 1974.— 356с.

123. Современная дидактика: Теория практика под науч. ред. И. Лернера, И. Журавлева. — М.: ИТПИМНО, 1993. — 288с.

124. Соколов В. Вспомним о духовности // Русская школа: Создателям русской национальной школы, вып.1. — М.: Роман-газета, 1993.— 96-100с.

125. Ul.Coxop А. Воспитательная роль музыки. — Л.: Музгиз, 1962.— 64с.

126. Сохор А. Социология и музыкальная культура. — М.: Советский композитор, 1975.— 202с.

127. Спутник учителя музыки // С. Балашова, В. Медушевский, Г. Тарасов и др.; Сост. Т. Челышева. — М.: Просвещение, 1993. — 240с.17А.Старкова 3. Содружество искусств на уроках литературы: Кн. для учителей. —М.: Просвещение, 1988.— 159с.

128. Стихи о музыке: Русские, советские, зарубежные поэты // Сост. А. Бирюкова, В. Татаринов. — М.: Советский композитор, 1982. — 221с.

129. Столович Л. Природа эстетической ценности. — М., Политиздат, 1972.223с.

130. Сухомлинский В. Духовный мир школьника. — М.: Учпедгиз, 1967.— 78с.

131. Сухомлинский В. Рождение гражданина.— М.: Молодая гвардия, 1979.— 336с.

132. Сухомлинский В. Сердце отдаю детям. — М.: Молодая гвардия, 1979.— 244с.

133. Тарасов Г. Проблема духовной потребности (на материале музыкального восприятия).— М.: Наука, 1979.— 191с.

134. Тарасов Г. Сенсорно-перцептивные процессы и личность// Вопросы психологии № 4, 1980. — 63-66с.

135. Теплов Б. Психология музыкальных способностей // Избр. тр.: В 2-х т., т. 1. — М.: Педагогика, 1985.— 360с.

136. Толстой А. Дневники, письма // Собр. соч.: В 10 т., т. 10. — М., 1961.— 583с.

137. Толстой Л. О литературе: Статьи, письма, дневники / Сост. Ф. Иванов, В. Мишин и др. —. М.: Гослитиздат, 1955. — 764с.

138. Толстой Л. Что такое искусство? — М., 1985. — 592с.

139. ХЪб.Торшилова Е. Можно ли поверить алгеброй гармонию? /Критическиеочерки экспериментальной эстетики. — М.: Искусство, 1988.— 207с.

140. Торшилова Е. Эстетическое воспитание в семье. — М.: Искусство, 1989.— 144с.188.7э« И. Философия искусства. — М.: Республика, 1996.— 350с.

141. УшинскийК. Собр. соч., т.9 — М., 1966.— 438с.

142. Фейнберг Е. Две культуры Интуиция и логика в искусстве и науке. — М.: Наука, 1992.—255с.191 .Фохт-Бабугикин Ю. Искусство и духовный мир человека (Об особенностях воздействия искусства на личность). — М.: Знание, 1982.— 110с.

143. Фролкин В. Идеи музыкального воспитания Яна Амоса Коменского // Искусство в школе №1, 1993.— 19-23с.193 .Цыбендоржиева А. Детское художественное творчество и генеалогия древнейшего искусства // Искусство в школе № 5, 1997.— 41-44с.

144. Чайковский П. Литературное наследие и переписка // ПСС, т.24. — М.: Музыка, 1974.—438с.

145. Чернышевский Н. Эстетика. — М.: Искусство, 1939.— 287с.

146. Шацкая В. Музыка в школе: Кн. 2 — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.— 168с.

147. Шацкий С., Шацкая. В. Бодрая жизнь // Собр. соч., т. 1. — М., 1962. -454с.

148. Шевченко Г. Формирование у младших подростков представлений о художественном образе средствами комплексного воздействия искусств. // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Киев, 1974. — 24с.

149. Шиллер Ф. Собр. соч., т.1. — М.: Гослитиздат, 1959.—479с.

150. Шимунек Е. Эстетика и всеобщая теория искусств. — М.: Прогресс, 1980.— 248с.

151. Школяр JJ., Красильникова М., Критская Е., Усачева В., Медушевский В., Школяр В. Теория и методика музыкального образования детей. — М., Флинта, 1998.—336с.

152. Шмагина Т. Музыка в московских школах: Сценарии уроков с методическими комментариями: Пособие для учителя. — М.: МИРОС, 1993.— 128с.

153. Эстетическое воспитание в современном мире: (Теория и практика эстетического воспитания за рубежом) /Н. Крылова, К. Соколова, О. Бородина и др. — М.: ВНИИ искусств, знаний, 1991. — 236с.

154. Эстетическое воспитание школьной молодежи / Под ред. Б. Лихачева, Г. Зальмона — М.: Педагогика, 1981.— 272с.

155. Kivi P. It's Only Music: So What's to Understand? //The Journal of Aeshetic Education. 1986. Vol. 20. —. 71-74p.

156. Meyer L. Emotion and Meaning in Music. — Chicago, Univ. of Chicago press, 1957.—307 p.

157. Reimer В. A philosophy of Music Education. — New Jersey, Prentice Hall, 1970. — 173 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.