Педагогические условия формирования этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста: На материале дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Михалева, Ольга Иннокентьевна

  • Михалева, Ольга Иннокентьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2003, ЯкутскЯкутск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 151
Михалева, Ольга Иннокентьевна. Педагогические условия формирования этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста: На материале дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия): дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Якутск. 2003. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Михалева, Ольга Иннокентьевна

Введение.

Глава 1. Теоретико-методологическое обоснование формирования этнической идентичности.

1.1. Проблема формирования этнической идентичности в философском контексте.

1.2. Психологические аспекты формирования этнической идентичности.

1.3. Программа педагогического обеспечения формирования этнической идентичности детей дошкольного возраста.

Глава 2. Создание педагогических условий для формирования этнической идентичности детей дошкольного возраста.

2.1. Анализ педагогических условий формирования этнической идентичности в дошкольных образовательных учреждениях (на материале экспериментальных дошкольных учреждений).

2.2. Технология формирования этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия формирования этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста: На материале дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия)»

Осмысление своей этничности является необходимым фактором для полноценного духовного и нравственного, культурного и социального развития человека. Современные педагогические реалии образовательного процесса требуют учета этнокультурного фактора.

Актуальность нашего исследования обусловлена недостаточностью изучения психолого-педагогических вопросов воздействия устного народного творчества (материал народной сказки) на формирование этнической идентичности детей дошкольного возраста, необходимостью разработки эффективных путей и средств воспитания в подрастающем поколении чувства достоинства и привязанности к своему народу, уважения культуры своего и других народов. При этом мы исходим из тезиса, что понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает этническую самобытность собственного народа. Уникальная возможность пережить, проиграть жизненные ситуации, чужую судьбу, чувства, бесспорно, ставит сказку в ряд эффективных способов образовательной работы, что подтверждает гениальные мысли К.Д. Ушинского о сказках, как первой блестящей попытке народной педагогики. В ярких образах сказка открывает всеобщий, нажитый веками духовный опыт народа, наделенный логикой и « смыслом. Многие исследователи считают, что в композиционном единстве народной сказки кроется историческая реальность прошлого и архетипиче-ские образы, играющие немаловажную роль в формировании содержания этнической идентичности, составляющие глубинные слои психического (Г.Н. Волков, В.Т. Кудрявцев, А.Е. Кулаковский, В.Я. Пропп, Т.Н. Петрова, А.В. Запорожец, Г.У. Эргис, К.Г. Юнг). Социально-педагогической основой сказки выступают социализирующая, культурно-этническая, голографиче-ская, вербально-образная, креативная функции (Ю.А. Лебедев).

Вместе с тем, проблема развития этнической идентичности в процес-* се онтогенеза в научной литературе недостаточно разработана. Имеются лишь единичные исследования, в которых рассматриваются вопросы межэтнического восприятия, стереотипы и автостереотипы, но целостной картины ее формирования и возрастной динамики не прослеживается. Особо следует отметить, что вопросам формирования этнической идентичности в дошкольном возрасте уделено мало внимания. Между тем, этот возраст является важным периодом в становлении личности, в появлении предпосылок гражданских качеств, основы мировосприятия и мировоззрения, интенсивного формирования самосознания. В народной педагогике воспитание ребенка рассматривается как передача ему духа народа. Ребенок, потерявший истоки этнической идентичности, точнее, не впитавший в себя дух своего этноса, теряет свою индивидуальность. Особенности возрастного развития детей позволяют сделать предположение о том, что в старшем дошкольном возрасте начинается формирование элементарных форм этнической идентичности.

Актуальность нашего исследования определяется также и тем, что недостаточно исследована педагогическая, психологическая, медитативная возможность якутской сказки.

В системе дошкольного воспитания недостаточно уделяется внимания ф гражданскому воспитанию, формирующему этническую идентичность. Педагоги и родители из-за недостаточных знаний основ родной истории и культуры не пытаются привить детям интерес к источникам формирования культурно-духовных ценностей. Именно в дошкольном возрасте воспитание детей с позиции национальных, духовно-нравственных ценностей, заложенных в устном народном творчестве, в частности, в сказках, может предотвратить возможное отчуждение детей от этнических идеалов, деструктивного формирования этнической идентичности.

Формирование понятия «этническая идентичность» имеет свой путь развития, и его изучение невозможно без выделения и определения понятия самосознание». Фундаментальность изучения проблемы самосознания объясняется большой значимостью в разработке общей теории личности. В исследованиях отечественных и зарубежных ученых обстоятельно рассматриваются проблемы происхождения и сущности самосознания (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Спир-кин, П.Р. Чамата и др.), его структуры (Р. Берн, У. Джемс, А. Маслоу, B.C. Мерлин, К.К. Платонов, К. Роджерс,В.В. Столин,Э. Эриксон,), эмоционально - ценностной характеристики (И.С. Кон, В.Н. Мясищев, И.И. Чеснокова).

Этническая идентичность рассматривается в философских, исторических, этнографических и психологических исследованиях при изучении проблем нации, этноса, этнических и межэтнических отношений, этнических особенностей самосознания, межэтнического восприятия и понимания людьми друг друга, формирования этнического характера и этнической психологии (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, А.Ф. Дашдамиров, И.С. Кон, М.В. Крюков, Д.С. Лихачев, А.А. Леонтьев, Г.В. Старовойтова,

A.П. Оконешникова и др.). Философское изучение этнического самосознания исходит из сущностных его характеристик и рассматривается наряду с проблемами, связанными с историческими формами общности людей.

Психологические исследования рассматривают этническое самосознание как совокупность когнитивных, эмоционально-оценочных, поведенческих установок личности, связанных с осознанием своей этнической принадлежности. Этническое самосознание представляется как отдельный компонент в самосознании, как часть образа «Я» личности. (B.C. Мерлин,

B.C. Мухина, В.В. Столин, И.И. Чеснокова). Развитие этнической идентичности является необходимым условием для нормальной жизнедеятельности человека, так как на его основе идет выработка внутренней культуры, ценностных ориентиров. Этническая идентичность и как процесс, и как структура формируется в ходе развития деятельности и общения человека. Идентификация - важнейший процесс при формировании этнической идентичности. Ядром идентификации являются знания и представления, через которые осваиваются все формы бытия этноса, формируется система взглядов. Первым признаком национального бытия является язык. Многие исследователи рассматривают язык как важнейший фактор этнической идентичности (В. Вундт, М. Лацарус, Г. Штейнталь из отечественных

A.Г. Агаев, JI.H. Гумилев, А.А. Потебня, Ж. Уталиева).

В настоящее время накоплено значительное количество научных исследований о культуре народа, о его значении в народной педагогике в трудах Г.Н. Волкова, Н.А. Корякиной, З.Г. Нигматова, Т.Н. Петровой,

B.И. Ханбикова и других. Региональные аспекты проблемы национального воспитания в нашей республике исследуются такими учеными, как А.А. Григорьева, Д.А. Данилов, А.Г. Корнилова, И.С. Портнягин, Г.С. Попова и другие. В их трудах отражены воспитательные возможности народной педагогики, устного народного творчества - источника духовности народа, его значение в становлении самосознания народа.

Анализ практической работы дошкольных образовательных учреждений республики свидетельствует о том, что педагогические возможности устного творчества народа саха недостаточно используются в педагогическом процессе, хотя в образовательных программах предусмотрен национально-региональный компонент. В связи с этим педагоги испытывают потребность в научно обоснованных рекомендациях по использованию жанров устного народного творчества.

Таким образом, в современной отечественной дошкольной педагогике сформировалось противоречие между необходимостью разработки педагогических условий формирования этнической идентичности в дошкольном возрасте и недостаточной теоретической и практической разработанностью этой проблемы.

Все вышесказанное определяет выбор темы нашего исследования: «Педагогические условия формирования этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста (на материале дошкольных образовательных учреждений Республики Саха)».

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: этническая идентичность детей дошкольного возраста.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия формирования этнической идентичности детей дошкольного возраста.

ЦЕЛЬ: создание и обоснование педагогических условий, формирования этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста.

ГИПОТЕЗА: Предполагается, что в старшем дошкольном возрасте идет интенсивное формирование самосознания и элементарных форм этнической идентичности, зависящее от степени выраженности и воздействия этнического элемента, создаваемого педагогическими условиями:

- организацией пространственно-предметной развивающей среды, учитывающей этнокультурные особенности народа;

- использованием технологии ознакомления с народной сказкой, передающей и закрепляющей культурно-духовные ценности этноса.

В соответствии с целью и гипотезой нами определены задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ философской, этнографической, психолого-педагогической литературы в аспекте проблемы исследования;

2. Выявить педагогические условия формирования этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста.

3. Определить обще педагогические основы использования якутских народных сказок в формировании этнической идентичности;

4. Разработать методические рекомендации для педагогов по использованию технологии ознакомления с якутской народной сказкой.

Методологической основой исследования являются психолого-педагогические положения:

- культура как фактор развития личности; теория культурно-исторического развития сознания (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев);

- интериоризация ценностей культуры в ценностную структуру личности (А.В.Запорожец, Я.З.Неверович);

- модели социальной, этнической идентификации и восприятия личности (Г. Н. Волкова, Б.А.Вяткина, Л.М.Дробижевой, А. П. Оконешнико-вой, Г.Тэджфела, Дж.Тернера, В.Ю.Хотинец);

- система референтации как важнейший механизм личностного становления (Н.А. Бердяев, А.С. Запесоцкий, И.А. Ильин);

- закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.);

- особенности воздействия народной сказки на развитие личности (Г.Н. Волков, А.В. Запорожец, А.Е. Кулаковский, В.Я. Пропп, А.П. Усова, Г.У. Эргис).

Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы теоретические и эмпирические методы: теоретический анализ проблемы формирования этнической идентичности личности; констатирующий и преобразующий эксперименты, наблюдение за проявлениями детей при работе со сказками, беседа, анкетирование педагогов, родителей, анализ воспитательно-образовательной деятельности дошкольных образовательных учреждений; количественная обработка экспериментальных данных.

Научная новизна исследования:

- теоретически обоснованы педагогические условия формирования этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста, раскрывающие художественно-образное, социально-педагогическое значение якутской народной сказки — универсального источника этнической самобытности.

- обоснованы и экспериментально апробированы педагогические условия, способствующие успешному формированию этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста;

- определены компоненты педагогического процесса по формированию этнической идентичности, предполагающие субъект-субъектное взаимодействие педагогов и детей, развивающую пространственно-предметную среду, содержание, учитывающее этнокультурный фактор;

- выделены критерии (использование этнонима, этническая самоидентификация, эмоционально-оценочное отношение к себе как представителю определенной этнической общности и к другим, основанное на культурно-духовных ценностях, сформированность образа «Я») и уровни сформированное™ этнической идентичности детей старшего дошкольного возраста;

Практическая значимость исследования.

Предложенные условия, средства формирования этнической идентичности детей дошкольного возраста, разработанный диагностический материал, методические рекомендации по использованию сказок могут быть использованы педагогами в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

Достоверность полученных результатов исследования обеспечена: современными данными фундаментальных и эмпирических философских, психолого-педагогических и этнопедагогических исследований, адекватных целям и задачам исследования; результатами опытно-экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Ход и результаты исследования обсуждались на Ученом совете ИПКРО МО PC (Я), на заседании кафедры дошкольного образования ПИ ЯГУ им М.К. Аммосова.

Автор выступал с докладами на научно-практических конференциях: «Обновление содержания дошкольного и начального образования» (1998), «Современный урок: теория и практика» (1999), «Дошкольное образование: проблемы, состояние, перспектива» (2000), «Региональный учебник 21 века» (2001), «Модернизация содержания дошкольного образования» (2002), «Образование в условиях формирования нового типа культуры» (2003).

База исследования. Базой исследования стали дошкольные образовательные учреждения Сунтарского, Нюрбинского, Мегино-Кангаласского, Чурапчинского, Таттинского улусов и дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка №26 г. Якутска.

Исследование проводилось поэтапно с 1997 г. по 2003 г.

1 этап (1997-1999) - поисково-теоретический. Изучение и сравнительный анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы; создание опытной программы по формированию этнической идентичности.

2 этап (1999-2001) - опытно-экспериментальный. Экспериментальная работа по проверке положений гипотезы исследования, выявление эффективности педагогических условий.

3 этап (2001-2002) - заключительно-обобщающий. Обобщение результатов, полученных в ходе теоретического и экспериментального исследования, формулировка заключительных выводов диссертационного исследования, оформление результатов работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Этническая идентичность в дошкольном возрасте понимается как компонент образа «Я», выражающееся в употреблении этнонима, элементарном осознании принадлежности к этнической общности, эмоционально-ценностном отношении к себе и другим, основанное на представлениях о культурно-духовных ценностях народа.

2) Основным условием развития этнической идентичности является: приобщение детей к устному народному творчеству, именно к народной сказке, в которой отражены культурно-духовные ценности этноса в выразительной, естественной и доступной для их возраста форме.

3) Пространственно-предметная развивающая среда, учитывающая этнокультурные особенности является источником педагогического влияния, в котором возможна активизация самовыражения детей в деятельности.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, 2 глав, заключения и библиографии. Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируются цель, объект, предмет; выдвигается гипотеза и методологическая основа исследования, определяется ее новизна, теоретическая и практическая значимость, раскрываются выносимые на защиту положения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Михалева, Ольга Иннокентьевна

Результаты исследования подтверждают эффективность опытно -экспериментального исследования по формированию этнической идентичности, о чем свидетельствуют позитивные изменения данных контрольного эксперимента.

Полученные данные позволили сформулировать общие выводы по формированию этнической идентичности детей дошкольного возраста:

- Народные сказки, аккумулировавшие общечеловеческие и этнические ценности выступают достаточно сильным фактором формирования системы «Я - МЫ».

- Формирование национального самосознания всецело зависит от создания педагогических условий, учитывающих этнокультурный фактор.

- Восприятие народной сказки саха создает предпосылки для становления менталитета саха, начиная с дошкольного возраста.

- В общем развитии личности (Интеллектуальной, коммуникативной, социальной, креативной) и формировании этнической идентичности немаловажную роль играют педагогические условия, учитывающие этнокультурные особенности.

Проведенное исследование обозначило перспективу дальнейшей разработки динамики и особенностей развития и формирования этнической идентичности в младшем школьном возрасте, а также разработку педагогических условий, соответствующих особенностям данного этапа развития. Материалы, полученные в нашем исследовании, подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сформулировать следующие выводы:

- дошкольный возраст - важный период в становлении личности, в интенсивном формировании самосознания. Этническая идентичность развивается вместе с расширением образа «Я» детей, социализацией личности, усвоением духовно-нравственных ценностей. Основными факторами, определяющими формирование этнической идентичности, выступают родной язык, этнокультурная специфика;

- в общем развитии личности (интеллектуальной, коммуникативной, социальной, креативной) и формировании этнической идентичности немаловажную роль играют педагогические условия, учитывающие этнокультурные особенности;

- основной компонент этнической идентичности как эмоционально-ценностное отношение к себе, основанное на представлениях о культурно-духовной ценности народа может осваиваться детьми через наиболее массовый и повторяемый жанр фольклора - сказку. Именно сказка может служить основой для формирования этнического слоя культуры в детском возрасте, создавая предпосылки для становления менталитета саха.

Проведенное исследование не решает всех проблем, связанных с формированием этнической идентичности личности, так как она модифицируется и трансформируется вместе с изменениями социально политических и экономических преобразований общества, что обуславли вает продолжение исследований в младшем школьном возрасте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Материалы, полученные в нашем исследовании, подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сформулировать следующие выводы:

Современные педагогические реалии требуют учитывать в образовании этнокультурный фактор. Изучение философской, этнографической, психологической, педагогической литературы показало, что этническую идентичность следует рассматривать как интегративное образование. Этническая идентичность представляет собой триединую систему, которая состоит из совокупности знаний и представлений, то есть когнитивных установок, эмоционально-ценностного отношения к себе и к этносу и поведенческих установок по отношению к своему и другим этносам. Этническая идентичность рассматривается как представление о себе как о члене определенной этнической группы наряду с эмоциональным и ценностным значением, приписываемым этому членству. В развитии и формировании этнической идентичности немаловажную роль играют педагогические условия.

Исследование показало, что дошкольный возраст - важный период в становлении личности, в интенсивном формировании самосознания. Этническая идентичность, этническая самоидентификация (субъективные переживания) детей развиваются вместе с расширением образа «Я», социализацией личности, усвоением национальных, духовно-нравственных ценностей. Механизм идентификации «запускается» в дошкольном возрасте наличием того или иного яркого, привлекательного образа, отвечающей доминирующей ценности. Такой образ может быть реальным (например, какой то человек) или условным, даже вымышленным (персонаж сказки и рассказа). Основными факторами, определяющими формирование этнической идентичности, выступают родной язык, этнокультурная специфика и специально организованный педагогический процесс.

В нашем исследовании мы придерживались следующей трактовки изучаемого понятия: этническая идентичность понимается как процесс этнической самоидентификации, элементарного осознания своей этнической принадлежности, использовании этнонима, эмоционально-ценностном отношении к себе и другим.

В диссертационном исследовании были осуществлены поиски педагогических условий, обеспечивающих формирование этнической идентичности. В ходе проведения эксперимента была разработана и апробирована программа формирования этнической идентичности дошкольника на основе ознакомления детей с культурным наследием предков и организации предметно-пространственной среды. Диссертационная работа подтвердила, что основной компонент этнической идентичности как эмоционально - ценностное отношение к себе, основанное на представлениях о культурно - духовной ценности народа может осваиваться детьми, через наиболее массовый и повторяемый жанр фольклора, сказку. Именно сказка может служить основой для формирования этнического слоя культуры в детском возрасте.

Целенаправленная работа с родителями и педагогами позволило активизировать педагогическую позицию, обогатить их знаниями этнографического, этнокультурного характера.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Михалева, Ольга Иннокентьевна, 2003 год

1. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве / Н.Н. Авдеева //Вопросы психологии, 1997.№4. с. 3-13.

2. Агаев А.П. Нация, ее сущность и самосознание /А.П.Агаев //Вопросы истории, 1967.№7. с. 96-109.

3. Александренков Э.З. Этническое самосознание или «этническая идентичность?» /Э.З. Александренков //Этнографическое обозрение, 1996.№3. с. 13-23.

4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. /Б.Г. Ананьев В 2-х т., М.: Педагогика, 1980. т.1, с. 230, т. 2, с.287.

5. Андреева Г.М. Социальная психология /Г.М.Андреева. М.: Изд-во МГУ, 1980, с.415.

6. Арутюнов С.А. Нация и ее психический склад. /С.А.Арутюнов -«Труды Краснодарского пединститута», вып.53. Краснодар, 1966, с.58-60.

7. Арутюнян С.М., JT.M. Дробижева. Советский образ жизни: общее и национально-особенное. //Советская этнография. 1976.- №3.-С.6-11.

8. Асеев В. Г. О диалектике детерминации психического развития /В.Г. Асеев //Принцип деятельности в психологии. М. 1978 с.21-38.

9. Асеев В.Г. Возрастная психология. / В.Г. Асеев Иркутск. Иркутский государственный педагогический институт, 1989, с.127.

10. Астафьев П. Е. Национальность и общечеловеческие задачи (к русской народной психологии) /П.Е. Астафьев //Вопросы философии 1996, №12.с.84-103.

11. Бахтина В.А. Эстетическая функция сказочной фантазии. /В.А. Бахтина -М.: Саратов, 1972, с. 524.

12. Бердяев Н-А. Философия свободного духа. /Н.А. Бердяев. М.: Республика, 1994, с.348.

13. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. /Р.Берне - М: Прогресс, 1986, с.420.

14. Беспалько В. П.Слагаемые педагогической технологии. /В.П. Бес-палько. М.: Педагогика, 1989-192с.

15. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. /А.А. Бодалев. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1970, с.135.

16. Божович Л.И. Личность и его формирование в детском возрасте. /Л.И.Божович. М.: Просвещение, 1968, с.464.

17. Болотков В. X. Кумыков А. М. Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья. /В.Х. Болотков, A.M. Кумыков. М. ИК «Логос». 1998, с.264.

18. Бороноев А.О. Методологические вопросы исследование национальной психологии /А.О. Бороноев: Дис. .канд.филос.н.- Л. 1969.

19. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. /Ю.В. Бромлей М., Наука, 1983, с.412.

20. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. /Ю.В. Бромлей- М.: Наука, 1973, с. 283.

21. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии (очерки теории и истории). /Ю.В. Бромлей М.: Наука, 1981, с. 390.

22. Бугаев Н.И. Национальное своеобразие поэтического творчества (на примере якутской поэзии). /Н.И. Бугаев Я.: Бичик, 2002, с. 112.

23. Булгаков Н. С. Размышление о национальности /Н.С. Булгаков т.2 Соч. в 2 том. 1993.

24. Валлон А. Психическое развитие ребенка. /А. Валлон М., Просвещение, 1967, с. 196.

25. Венгер Л.А. Как Ускорить процесс понимания сказки /Л.А. Венгер //Дошкольное воспитание .- 1991.2,С.45-50.

26. Вендровская Р. Б. «В. Н. Сорока Росинский: проблемы русской национальной школы». / Р.Б. Вендровская //Педагогика-1996.-№3.с.75-81.

27. Волков Г. Н. Этнопедагогика. /Т.Н. Волков. М. Академия. 1999,с.168.

28. Вундт В. Проблемы психологии народов /В. Вундт: СПб: Питер: Питербук, 2000, с. 159.

29. Выготский JT.C. Собрание сочинений, /Л.С.Выготский, т.2. Мышление и его развитие в детском возрасте; Развитие личности мировоззрения ребенка». М.,1982, с. 504.

30. Выготский Л.С. Собрание соч-й в 6-ти т. /Л.С. Выготский -М.: Педагогика, 1982,т.4- с. 432.

31. Вышеславцев Б. П. «Русский национальный характер /Б.П. Вышеславцев //Вопросы философии. 1995, №6, с.117.

32. Вяткин В.А. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности. /В. А.Вяткин, В.Ю.Хотинец //Психологический журнал.-Т-17,№5,1996.-С.69-75.

33. Вяткин В.А., Хотинец В.Ю. Интегральная индивидуальность и этнические особенности человека. /В.А.Вяткин. В.Ю. Хотинец Пермь, 1997.с. 69

34. Гегель Г. Ф. В. Сочинения /Г.Ф.В. Гегель, т. 4, с.94, с.440.

35. Герд А. С. Языковая политика /А.С. Герд //Возрождение культуры России: язык и этнос СПб.: Знание, 1965.-с.6-19.

36. Гердер И. Г. Идеи о философии истории человечества. /И.Г. Гердер Изб. Произведения -М. 1959. с.293.

37. Гумилев Л.Н. О термине «этнос». «Доклады отделений и комиссий Географического общества СССР». /Л.Н. Гумилев Л., 1967, вып.З.-С.8-10.

38. Дашдамиров А.Ф. Нация и личность. /А.Ф. Дашдамиров Баку: Изд-во «Элм», 1976. с. 226.

39. Дашдамиров А.Ф. Национальные моменты индивидуального самосознания /А.Ф. Дашдамиров: Дис. Канд.филос.наук,- М., 1968.

40. Дашдамиров А.Ф. Социально-психологические проблемы национальной определенности личности. /А.Ф.Дашдамиров //Советская этнография. №4, 1983. с. 79-86.

41. Джанильдин Н.Д. Природа национальной психологии. /Н.Д. Джа-нильдин Алма-Ата: Казахстан, 1971, с.206.

42. Джарылгасинова Р.П. Теория этнического самосознания в советской этнографической науке (основные аспекты проблемы). /Р.П. Джарылгасинова //Советская этнография, № 3,1983. с. 12-22

43. Джемс У. Психология. /У. Джемс М. Педагогика, 1991, с.367.

44. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности. /А.И. Донцов, Т.Г. Стефаненко, Ж.Т. Уталиева//Вопросы психологии.- 1997.-№4.-С.75-85.

45. Дробижева JI.M. Национальное самосознание: база формирования и социально-культурные стимулы развития. /Л.М. Дробижева //Советская этнография.- 1985.-№3.-С.3-16.

46. Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика /Л.М. Дробижева //Советская этнография^, 1985. с.6-17.

47. Дьяконова Ю. Н. Якутская сказка. /Ю.Н. Дьяконова Ленинград «Наука» Ленинградское отделение 1990.

48. Егорова А.И. Методы этнической психологии. /А.И. Егорова -Якутск, 1997. с.26

49. Жирков Е.П. Национальная школа: концепция и технология /Е.П. Жирков (Доклады и материалы международной конференции г. Якутск, 1993г.) М., Просвещение, 1993. с.234

50. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. /Р.И.Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова М.: Просвещение, 1990. с.258

51. Закон Российской Федерации об образовании.

52. Залевский Г.В. Предубеждения, этнические стереотипы как проблемы психологической антропологии. /Г.В. Залевский Томск, вып.2, 1996.

53. Запесоцкий А.С. Образование: Философия, культурология, политика. /А.С. Запесоцкий М.: Наука, 2003.- с.456.

54. Запорожец А.В. Избр. Псих. Труды /А.В. Запорожец: в 2т. М. Педагогика, 1986-Т.1 316, Т.2.-296.

55. Зимин А.И. Европоцентризм и русское национальное самосознание. /А.И. Зимин //Социологические исследования.№2,1996. с. 55-63.

56. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. /Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева СПб,: Златоуст, 1998. -с. 352.

57. Зинченко В.П. Теоретические проблемы психологического восприятия/ В.П. Зинченко М., 1964, с.64.

58. Иванов А.В. Сознание и мышление. /А.В. Иванов Изд-во Московского университета, 1994. с. 168.

59. Ильин В. С. О концепции целостного учебно-воспитательного процесса /B.C. Ильин //Методологические основания совершенствования учебно-воспитательного процесса. Волгоград, 1981 .с.5-21.

60. Ильин И. А. Основы христианской культуры /И.А. Ильин- Собрание соч. в 10 т. М.: Русская книга. 1993.т. 1, с.398.

61. Кириенко С. Д. Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям средствами этнографической культуры./ С.Д.Кириенко. Дисс. к.п.н. Щадринск1999.

62. Козлов В.И. Некоторые вопросы теории нации. /В.И. Козлов //Вопросы истории, № 1,1967. с. 6-22.

63. Козлов В.И. О понятии этнической общности. /В.И. Козлов //Советская этнография, № 2,1967. с. 100-112.

64. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса. /В.И. Козлова //Советская этнография.- 1974.-№ 2.-С79-92.

65. Комарофф Дж. Национальность, этничность, современность, политика самосознания в конце XX века. /Д. Комарофф //Этничность и власть в полиэтничных государствах: Материалы международной конференции 1993г.-М.: Наука, 1994- С.42-72.

66. Кон И. С. Социология личности. /И.С. Кон- М. Политиздат, 1967, с.383.

67. Кон И.С. В поисках себя. Личность и самосознание. /И.С. Кон М., Политиздат, 1984 с. 335.

68. Кон И.С. Открытие «Я» /И. С. Кон М: Политиздат, 1978, с.367.

69. Кон И.С. Ребенок и общество. / И.С. Кон М. Наука, 1988, с. 268.

70. Королев С.И. Элементы духовной культуры в этнической психологии /Методологические проблемы социальной психологии. /С.И. Королев-М., 1975.

71. Короткова Л.Д. Сказка для светлого ума закваска. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы /Л.Д. Короткова- М.: Педагогическое общество России, 2001.-е. 128.

72. Крюков М.В. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза /М.В. Крюков //Расы и народы. Ежегодник. Изд-во АН СССР, Институт этнографии им. Н.Н. Миклухо Маклая. Вып.6.-М., 1976.-с.42-64.

73. Кудрявцев В.Т. Развитое детство и развивающее образование: культурно-исторический подход. /В.Т. Кудрявцев Дубна. 1997, с. 173.

74. Кулаковский А. Е. Научные труды. /А.Е. Кулаковский Якутск, 1979, с. 484.

75. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель «Краткие сообщения Института Этнографии». /П.И. Кушнер-М„ 1949,VIII.

76. Лацарус М., Штейнталь Г. Мысли о национальной психологии.

77. Р /М. Лацарус, Г. Штейнталь. -Воронеж. 1865. с. 24-28.

78. Лебедев Ю. А. Сказка как источник творчества детей. /Ю.А.Лебедев -М. 2001, с. 288.

79. Лебедева Н. М.Введение в этническую и кросс-культурную психологию/ Н.М. Лебедева, Изд, Ключ-С. 1998, с.224.

80. Лебон Г. Психология народов и масс /Г. Лебон С-Пб 1995 с. 23.

81. Левкович В.П. Социально-психологические аспекты этнического сознания. /В.П. Левкович //Советская этнография № 4, 1983. с. 75-79.

82. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические аспекты проблемы этнического сознания /Социальная психология и общественная практика. /В.П. Левкович, Н.Г. Панкова М.: Наука, 1985.

83. Лейбниц Г. В. «Монадология». Сочинения в 4 т. т.1 /Г.В. Лейбниц -М. 1982, с. 636.

84. Леонтьев А.А. Национальная психология и этнопсихология. /А.А. Леонтьев//Советская этнография.-1983.-№2-с. 80-82.

85. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. /А.Н. Леонтьев М.: Изд-во МГУ, 1981, с. 584.

86. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. /М.И. Лисина М.: Педагогика, 1986, с. 143.w 86. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. /М.И. Лисина Кишинев: - Изд-во «Штиинца» 1983, с. 111.

87. Лихачев Д.С. Национальное самосознание Древней Руси /Д.С. Лихачев М., Л. Изд. АН СССР: Печатный двор, 1945, с. 120.

88. Локк Дж. «Опыт о человеческом разуме» Избранные философские1.произведения в 2 т. т. 1 / Дж. Локк М. 1960 с. 153-162.

89. Мавродин В.В. Формирование русской нации. /В.В. Мавродин Л.: Изд-во ЛГУ, 1947.

90. Маркс К., Энгельс Ф. М. Политиздат, 1955. Соч.,2-ое изд.-Т.4. /К. Маркс, Ф. Энгельс с. 615.

91. Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности /B.C. Мерлин-Учен. зап. Перм.пед.ин-та, 1970, т. 77, гл.XII.

92. Монтескье Ш. «О духе законов» Избранные произведения /Ш. Монтескье-М. 1955 с. 353.

93. Мухина B.C. Детская психология. /B.C. Мухина Санкт-Петербургское отд. «Просвещение», 1992. с. 457

94. Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее. /B.C. Мухина //Психологический журнал.-1994.-№3.-с. 9-14.

95. Мясищев В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии. /Личность и неврозы. / В.Н. Мясищев Л., 1960.

96. Немецкая классическая философия. Разум и воля. «Эксмо-пресс» -М.: Фолио, Харьков.2000. с.395

97. Ницше Ф. «По ту сторону добра и зла» Сочинения в 2т. т 2. /Ф. Ницше-М. 1990

98. Новохатько А.Г. К проблеме соотношения образа и самосознания. /А.Г. Новохатько //Вопросы психологии.- 1992.-№1. с. 129-137.

99. Обухова Л.Ф. Детская психология, теория, факты, проблемы. /Л.Ф. Обухова М.: Тривола, 1995.

100. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников. //Под ред. М.И. Лисиной. М., 1974. с. 215

101. Овчинникова Т.Н. Особенности осознания себя детьми шестилетнего возраста /Т.Н. Овчинникова //Вопросы психологии № 4, 1986. с.43-49.

102. Ойунская С. П. Якутские загадки. /С.П. Ойунская Якутск, 1975, с.375.

103. Оконешникова А.П. Межэтническое восприятие и понимание людьми друг друга. /А.П. Оконешникова Пермь, 1999, с. 407.

104. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. Избр. труды. /А.В. Петровский -М.: Педагогика. 1984, с.336.

105. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина JI.A. Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях /В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина. с.45-57. Дошкольное образование России. М.:АСТ. Сборник действующих нормативов.

106. Педагогические технологии / М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духав-нева, в.С. Кукушкин, Г.В. Сучков // Ростов-на-Дону.:МарТ, 2002. с.305.

107. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. /Ж. Пиаже-М., 1969.

108. Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. /К.К. Платонов М.: Наука, 1986.

109. Попова Г. С. Воспитание детей у народа саха. /Г.С. Попова Якутск, -Бичик 1998, с.80.

110. Портнягин И. С. Этнопедагогика «кут-сур»: педагогические воззрения народа Саха. /И.С. Портнягин. М.: Академия. 1999,- с. 184.

111. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. /Б.Ф. Поршнев -М.: Наука, 1979.

112. Программа воспитания и обучения в детском саду //Ответственный редактор М.А.Васильева-2-е изд.-М.:Просвещение,1987.

113. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. /В.Я. Пропп М.: Лабиринт 2002- с. 336.

114. Пропп В.Я. Мифология сказки. /В.Я. Пропп,- СПБ, 1996. с.372.

115. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. /С.Л. Рубиштейн. В 2-х т.-Т. 1.-М: Педагогика, 1989.

116. Руссо Ж.Ж. Проект Конституции для Корсики //Трактаты. /Ж.Ж. Руссо. М.: 1969.с.268.

117. Саракуев Э.Л., Крысько В.Г. Введение в этнопсихологию. /Э.Л. Са-ракуев, В.Г. Крысько. М.: Ин-т практической психологии, 1996. С.344.

118. Сеченов И.М. Избр. произв. Т.1/ И.М. Сеченов, М.: Изд-во АН СССР, 1952.

119. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества. /И.А. Снежкова //Советская этнография.-1982.-№1.-С.80-88.

120. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. Учеб. пособие для студ.пед.вузов и колледжей //Под ред. Т.П. Ерофеевой.- М.: Издательский центр «Академия», 1999.

121. Солдатова Г.У. О методических проблемах этнопсихологического исследования. /Г.У. Солдатова //Психологический журнал.1. Т. 13,№4,1992. с. 33-43.

122. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. /В.Н. Сорока-Росинский М.: Педагогика - с. 240.

123. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. /А.Г. Спиркин М.: Политиздат, 1972.

124. Старовойтова Г.М. Некоторые методологические вопросы определения предметной области этнопсихологии. /Г.М. Старовойтова /Социальная психология и общественная практика. М.: Наука,1985.

125. Столин В.В. Самосознание личности. /В.В. Столин М.: Изд-во МГУ, 1983.

126. Суслова Э. Растим гражданина /Э. Суслова //Дошкольное воспита-ние.-1999:№1-с. 83-91, №2-с. 86-89.

127. Тимофеева Е. П. Особенности межэтнических отношений подростков в РС(Я)./ Е.П. Тимофеева С-Пб. 2001, с. 172.

128. Тимофеева Р. Е. Культура и гуманизация образования /Р.Е. Тимофеева-Якутск 1999. с. 160.

129. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. /Г.А. Урунтаева -М.: Издат.Центр. «Академия», 1997.

130. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. /А.П.Усова М.: Просвещение 1972. 78 с.

131. Ушинский К.Д. Собрание сочинений в 11 т. /К.Д. Ушинский. М.: АПН РСФСР 1948 т.5, с.299.

132. Филиппов В.Р. Из истории изучения русского национального самосознания /В.Р. Филиппов //Советская этнография.-1991.-№1-С.25-33.

133. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. /З.Фрейд. В 3-х т.Т.1. -М., 1923.

134. Фромм Э. Бегство от свободы. /Э. Фромм. М.: Издат.группа «Прогресс», 1995.

135. Хмель Н. Д. Педагогический процесс в общеобразовательной школе. Пособие для студентов педвузов и учителей. /Н.Д. Хмель. Алма-ата, 1984.-134с.

136. Хрестоматия по философии Уч. пособие М: «Проспект» 1998. (составители п. д.ф.н П. В. Алексеев, к.ф.н. А. В. Панин.) с.458

137. Чамата П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности. /Проблемы сознания. /П.Р. Чамата. М., 1966.

138. Чвырь J1.A. Заметки об этническом самосознании уйгуров. /JI.A. Чвырь. //Этнографическое обозрение, № 3,1994. с.31-41.

139. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. /И.И. Чесно-кова М.: Наука, 1976.

140. Чистов К.В. Этническая общность, этническое сознание и некоторые проблемы духовной культуры. /К.В. Чистов //Советская этнография.-1972.-№3.-С.73-85.

141. Шелепов JI.C. Общность происхождения признак этнической общности. /Л.С. Шелепов //Советская этнография, № 4,1968.

142. Шеллинг Ф.В.И. Система трансцендентального идеализма. /Ф.В.И. Шеллинг-М, 1936.

143. Шпет Г. Введение в этническую психологию. /Г. Шпет СПб: Издательский дом «П.э.Т.»,1996.

144. Эльконин Д.Б. Психология игры. /Д.Б. Эльконин М., 1973. с. 266.

145. ЭргисГ. У. Якутские сказки./Г.У. Эргис Я.,1994. С.392.

146. Эргис Г.У. очерки по якутскому фольклору /Г.У. Эргис. М.: Наука. 1974. с.402.

147. Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том 4. Выпуск 6. (Под ред. В. С. Собакина М.: Центр социологии образования РАО, 1998. с.267.148. «Этнос и общество». Материалы международной конференции этнопсихологов. М. 1998, с.408.

148. Юденко О. Н. Особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально-организованной деятельности. /О.Н. Юденко. Дисс. к.п.н. Красноярск 2000.

149. Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления, /К.Г. Юнг-Киев, 1994.

150. Юнг К. Конфликты детской души. /К. Юнг М.: Канон, 1995.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.