Педагогические условия формирования художественно-творческих способностей учащихся в непрерывном профессиональном образовании лицея искусств тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Сафонов, Вячеслав Николаевич

  • Сафонов, Вячеслав Николаевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, ТольяттиТольятти
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 186
Сафонов, Вячеслав Николаевич. Педагогические условия формирования художественно-творческих способностей учащихся в непрерывном профессиональном образовании лицея искусств: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Тольятти. 1999. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Сафонов, Вячеслав Николаевич

Введение.

Глава I. Научно-педагогические основы становления непрерывного художественно-профессионального образования.

1.1. Становление лицейского и художественно-профессионального образования учащейся молодежи.

1.2. Методолого-теоретические аспекты проблемы становления непрерывного художественно-профессионального образования учащихся.

1.3. Модель процесса непрерывного художественно-профессионального образования лицеистов.

1.4. Современное состояние лицейского и непрерывного художественно-профессионального образования.

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по повышению эффективности художественно-профессионального образования в Лицее Искусств.

2.1. Программа, организация и педагогические технологии опытно-экспериментальной работы по формированию художественно-творческих, интеллектуальных способностей и личностного потенциала лицеистов.

2.2. Психолого-педагогические и социально-организационные условия эффективности формирования художественно-творческих, интеллектуальных способностей и личностного потенциала учащихся в процессе непрерывного художественно-профессионального образования.

2.3. Реализация модели непрерывного художественно-профессионального образования в процессе формирования художественно-творческих, интеллектуальных способностей и личностного потенциала учащихся.

§2.3.1. Творческое использование государственных образовательных стандартов: разработка и реализация авторских программ.

§ 2.3.2. Апробация и внедрение новых технологий обучения и воспитания.

2.4. Обобщенный анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию творческих, интеллектуальных способностей и личностного потенциала учащихся в процессе непрерывного художественно-профессионального образования лицеистов.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия формирования художественно-творческих способностей учащихся в непрерывном профессиональном образовании лицея искусств»

Актуальность. Экономические и социально-политические преобразования, происходящие в России, заметно обострили социальные аспекты жизни всех слоёв общества. Вместе с тем, именно в этих условиях ярко проявляется роль науки, культуры и образования в формировании демократического, гражданского общества, в его обновлении, гуманизации, в признании не только общенациональных ценностей, но ценностей и идеалов всех народов, населяющих Россию, ценностей всего человечества.

Образование и культура России находятся сегодня в состоянии кризиса, который вызван, в первую очередь, значительным сокращением государственного финансирования, уходом квалифицированных кадров в другие отрасли. Государственные органы вновь и вновь обращаются к проблемам образовательной и культурной политики, свидетельством чего являются федеральные целевые программы. («Федеральная программа развития образования в России», программа «Развитие и сохранение культуры и искусства в Российской Федерации- 1997-1999 гг.» и др.).

Приметой нашего сложного времени стал всевозрастающий интерес к проблеме гуманизации образования. Ученые активно отстаивают точку зрения, согласно которой соответствующая природе человека идея гуманистической педагогики не может не возобладать, так как сама гуманная педагогика - это общечеловеческая ценность, имеющая начало в природе человека и, в конечном счете, преодолевающая этнические, идеологические, классовые различия.

Педагоги и психологи называют современную образовательную парадиг му парадигмой саморазвития личности, ибо в этом смысле она является основой образовательно-воспитательного процесса, который органически сочетает в себе необходимость педагогического руководства и организацию саморазвития учащихся в ходе активного освоения культуры.

Важную сторону теоретико-методологической основы современного образования, в том числе и в области искусств, представляет его непрерывность. Непрерывное образование сегодня - это процесс целенаправленного формирования разносторонне развитой личности, обеспечивающей поступательный и согласованный характер формирования интеллектуальных, художественно-творческих способностей и личностных качеств человека (Р.Г.Вершловский, В.Г.Онушкин, Ю.Н.Кулюткин, Л.Н.Лесохина, С Т. Сухобская, В.И. Щеголь и др.)

При всей важности и необходимости разработки различных аспектов гуманизации образования в обществе должно иметь место ясное осознание того, что её осуществление может быть достигнуто при наличии соответствующих социокультурных и педагогических условий.

Проблема совершенствования художественно-эстетического воспитания молодого поколения рассматривается учеными с различных позиций. Одни исследователи подходят к этой проблеме с позиций решения задач эстетического воспитания и развития личности (А.И.Буров, Е.ВЖвэтковский, Б.ТЛихачев, В.А.Разумный, Г.П.Шевченко); другие прЫюдят интересные исследования, в которых в контексте решения данной проблемы рассматриваются возможности комплексного использования различных видов искусств (Т.В. Джоджуа, Б.С. Мейлах). Е.Ю. Глазырина, Н.Д. Молдавская, JI.A. Рапацкая исследуют пути и методы художественного развития школьников в рамках конкретного вида искусств. Но все сходятся в одном - главная роль в художественном развитии личности принадлежит школе.

Проблеме преемственности в системе непрерывной профессиональной подготовки молодежи посвящены исследования С.И. Архангельского, С.М. Годника, Н.П. Бахарева, Н.П. Воронина, Ю.А. Кустова.^

Проблематика нововведений в области образования представлена в работах К. Ангеловски, Н.В. Горбуновой, М.В. Кларина, ВЛ. Ляудис, М.М. Поташника, С.Д. Полякова, В.А. Сласгенина, Т.Н. Шамовой, О.Г. Хомерики, ЮЖ. Черновой, В.В. Щипанова, Н.Р. Юсуфбековой и др.

Однако, как доказано многими исследованиями, в школьной практике проблема художественного развития, как правило, решается в основном экстенсивным путём: появляются новые курсы, призванные в той или иной степени компенсировать дефицит художественной культуры в содержании образования. Этот недостаток компенсируется участием детей и подростков во внеклассной и во внешкольной деятельности, где их самодеятельность выступает как форма и средство художественного воспитания. В последние годы усилилось внимание к возрожденным художественным промыслам и ремеслам

Идеи возрождения России выдвигают сегодня на первый план необходимость качественного обновления не только системы образования, но и культуры, без чего невозможен подлинный прогресс в развитии цивилизованного государства. Действенное единение культуры и образования - эта, исторически обусловленная (однако неправомерно разрушаемая), связь должна стать основой духовно-нравственного развития общества.

Одним из решений этой проблемы может стать путь преобразования структур разноведомственных школ-комплексов в единую структуру-учреждение ЛИЦЕЙНОГО типа, интегрирующую довузовский период подготовки специалиста в области искусства, где глубокий культурологический блок гармонично и без перегрузок для учащихся сочетался бы с избранными направлениями профильного образования. Цель такого Лицея - формирование культурного генофонда региона, подготовка дипломированных специалистов в области культуры и искусства.

В условиях технократической направленности развития Самарского региона и отсутствия глубоких культурных традиций молодых индустриальных городов (одним из которых является г. Тольятти), перед народным образованием в целом ставятся задачи формирования культурного генофонда области. Одним из важнейших средств решения данной проблемы является художественно-эстетическое образование и воспитание подрастающего поколения.

Особая роль в духовно-нравственном становлении общества принадлежит искусству, в структуре которого подходы и способы художественно-образного восприятия и мышления являются базисом любой творческой деятельности. В связи с этим среди так называемых «школ с уклоном» или специальных школ появились и школы искусств. Это общеобразовательные школы, в которых воспитательный и образовательный акценты делаются на разные виды искусства. Опыт таких школ был подвергнут научному анализу и получил достаточно широкое признание.

В последние годы появились работы, в которых обобщен опыт ряда нетрадиционных для социалистической эпохи общеобразовательных учебных заведений (лицеев, гимназий, колледжей, частных школ, негосударственных средних специальных учебных заведений и вузов) и защищено несколько кандидатских диссертаций, посвященных разным аспектам исследуемой проблемы.

Многолетний опыт функционирования Лицея Искусств г. Тольятти выявил ряд недостатков, среди которых важнейшими являются следующие: [не решена проблема архитектоники единого и целостного творческого процесса подготовки специалиста в области искусства от детского сада до вуза; j требует решения проблема адаптации и корректировки обязательного стандарта учебных дисциплин в условиях специализированного учебного заведения; недостаточно разработан инструментарий педагогических измерений результативности образовательного процесса.

Перечисленные недостатки усугубляются рядом противоречий: между целостностью содержательного аспекта единого специализированного учреждения и разноплановостью государственных стандартов учреждения образования и культуры; между потребностями в совершенствовании педагогических технологий и отсутствием необходимого инструментария измерения результативности каждого этапа развития педагогического процесса; между необходимостью формирования художественно-творческих и интеллектуальных способностей лицеистов и сравнительно низким культурным уровнем окружающего социума.

Данные недостатки и противоречия послужили основой для выбора темы нашего исследования, проблема которого формулируется следующим образом:' каковы условия и тенденции, способствующие формированию и реализации личностного потенциала, интеллектуальных, творческих способностей в процессе непрерывного профессионального образования лицеистов?

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в Лицее Искусств.

Предмет исследования - формирование художественно-творческих, интеллектуальных способностей и личностных качеств учащихся в процессе непрерывного профессионального образования в лицее нового типа как фактор гуманизации образования.

Цель исследования - выявить педагогические условия формирования творческих, интеллектуальных способностей и личностных качеств у учащихся и определить способы реализации этих условий в процессе непрерывного художественно-профессионального образования в лицее нового типа.

Гипотеза исследования - мы предполагаем, что формирование и реализация художественно-творческих, интеллектуальных способностей и личностных качеств лицеистов в системе художественного образования будет эффективной, если: f- создание системы единого целостного творческого процесса подготовки специалиста в области искусства отвечает требованиям непрерывного образования и раскрытию художественно-творческого, интеллектуального и личностного потенциала учащихся;

- адаптация и творческая корректировка государственного стандарта образовательных дисциплин в условиях специализированного учебного заведения гармонично сочетается с разработкой внедрением новых педагогических технологий художественно-профессионального образования; разработанные и реализованные авторские программы и интегрированные курсы будут адекватны государственным образовательным стандартам; р~ использование в образовательном процессе инновационных технологий обучения и воспитания становится основой преемственности всех ступеней непрерывного художественно-профессионального образования. >

Задачи исследования: |1. Обосновать модель структуры единого целостного процесса подготовки специалиста в области искусства (от детского сада до Вуза). 2. Осуществить адаптацию и корректировку образовательного стандарта учебных дисциплин к условиям Лицея Искусств. 3. Разработать и апробировать инструментарий педагогических измерений результативности деятельности Лицея Искусств по формированию художественно-творческих, интеллектуальных способностей и личностных качеств учащихся. 4. Выявить возможности интеграции учебных дисциплин (специальный и культурологический блоки) в формировании и реализации художественно-творческих, интеллектуальных способностей и личностных качеств лицеистов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование художественно-творческих, интеллектуальных способностей и личностных качеств учащихся должно основываться на принципиально новых подходах к обучению и воспитанию учащихся. Данный: подход базируется на интеграции специального и культурологического блоков учебных дисциплин, которые, будучи адаптированными к условиям Лицея Искусств, должны быть адекватны государственному образовательному стандарту.

2. Одним из путей поиска реального механизма формирования художественно-творческих, интеллектуальных способностей и личностных качеств лицеистов может стать такой процесс обучения и воспитания, в котором создание авторских программ и интегрированных курсов сочетается с разработкой и внедрением инновационных педагогических технологий.

3. Формированию художественно-творческих, интеллектуальных способностей и личностных качеств учащихся способствует моделирование образовательного пространства Лицея. Создание многоуровневой модели непрерывного художественно-профессионального образования, как совокупности научно обоснованных методологических и концептуальных положений, психолого-педагогических и социально-организационных условий, способствует эффективной подготовке специалистов в области искусств. Обоснование этой модели, включающей в себя модель целостного педагогического процесса, модель структурной организации Лицея, модель его выпускника должна базироваться на принципах непрерывности и преемственности между отдельными звеньями художественно-профессионального образования.

4. Для формирования художественно-творческих, интеллектуальных способностей и личностных качеств учащихся необходимы педагогические и социокультурные условия реализации художественно-профессионального образования в аспекте непрерывности развития и преемственности всех звеньев образовательного процесса подготовки специалиста в области искусства.

Научная новизна:

1. Раскрыта сущность понятий: «художественно-творческие способности учащихся»; «интеллектуальные способности учащихся»; «личностный потенциал учащихся».

2. Реализован социально-педагогический аспект преемственности в содержании обучения и воспитания между разными этапами образовательного процесса Лицея Искусств (образование, будучи механизмом сохранения, трансляции и совершенствования опыта деятельности, успешно осуществляется лишь при соблюдении преемственности между компонентами и уровнями образования).

3. Осуществлена интеграция общего и художественно-профессионального образования. Совокупность автономных дисциплин, каждая из которых подчиняется своим собственным законам, затрудняет формирование художественно-творческих, интеллектуальных способностей и личностных качеств. Поэтому она была дополнена другой формой, в которой простая совокупность дисциплин объединяется общими для них сторонами, превращаясь в систему, обладающую внутренним единством.

4. Осуществлена опытно-экспериментальная проверка авторских программ («История искусств»- JI.M. Евдокимова, «Поэтика словесного искусства» - д.п.н., профессор Г.Н. Тараносова и др.) и интегрированных курсов («Тема родины в творчестве норвежского композитора Эдварда Грига и в рассказе К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» -музыка и чтение 3 9 класс - Пряхина Н.А., Рудинская Н.В.; «Влияние французского языка на развитие русской поэзии» - литература и французский язык, 1- - Федорова Т.А., Батмен С.Г. и др.) в направлении формирования художественно-творческих, интеллектуальных способностей и личностного потенциала учащихся.

Теоретическая значимость.

Научно обоснованные концептуальные положения, спроектированная модель непрерывного художественно-профессионального образования учащихся будут способствовать: творческому внедрению государственных стандартов в той ее части, которая раскрывает условия и способы формирования и реализации личностного потенциала, интеллектуальных и художественно-творческих способностей лицеистов; апробации инновационных технологий обучения и воспитания в Лицее Искусств; послужит основой для формирования научных представлений о потенциальных возможностях процесса непрерывного художественно-профессионального образования.

Практическая значимость исследования состоит: в использовании инновационных технологий в педагогическом процессе (инновационные педагогические технологии, вносимые в образовательную среду Лицея Искусств, планируются как целенаправленные изменения, которые вносят в учебно-воспитательный процесс относительно стабильные элементы, представляющие собой деятельность по обновлению, преобразованию существующей, традиционной педагогической действительности, а его результаты направлены на реализацию общего образования и обеспечения профессиональной подготовки в области искусства на всех этапах непрерывного художественно-профессионального образования дошкольном, среднем, среднем специальном и высшем); в разработке процесса непрерывного художественно-профессионального образования, модель которого можно экстраполировать на все регионы Российской Федерации, внося необходимые коррективы, связанные с региональной спецификой той или иной территории; в разработке и внедрении программ, уроков, обеспечивающих эффективность непрерывного художественно-профессионального образования лицеистов.

Методологической основой исследования являются теоретические положения антропологии; системно-функциональный подход к моделированию профессиоиально-яичиостаого развитая специалиста; отечественные и зарубежные теории и концепции гуманизации, гуманитаризации образования и развивающего обучения.

Источниками исследования послужили фундаментальные идеи и концепции: моделирования и конструирования учебного процесса (С.И. Архангельский, Л.И. Гурье, В.П. Беспалько, B.C. Безрукова, М.В. Кларин, Н.Г. Дайри, Ю.С. Иванов, А.М. Матюшин); проблемного и эвристического обучения (В.И. Андреев, Д.В. Вилькеев, Л.Г. Вяткин, М.И. Махмутов, В. Оконь, Ф.Л. Ратнер, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской); идеи выдающихся представителей русской культуры о необходимости кардинального совершенствования художественно-эстетического образования школьников (Б.В. Асафьев, В.Ф. Одоевский, Д.Б. Кабалевский, Б.Л. Морское, Д.И. Писарев, Н.А. Римский-Корсаков, В.В. Стасов).

В работе широко использовались областной, городской архивы, приказы и постановления Министерства культуры и Министерства образования, постановления и распоряжения отделов культуры и органов народного образования, материалы исследований школьных и студенческих научно-практических конференций, статистические данные результатов деятельности учебных учреждений Министерства культуры и образования.

Исследование базируется на:

- основных положениях методологии педагогики и методики исследования (М.А. Данилов, В.И. Загвязинский, B.C. Ильин, Ф.Ф. Королев, В.В. Краевский, А.И. Пискунов, В.М Полонский, М.Н. Скаткин);

- теории содержания образования (B.C. Леднев, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин);

- на положениях системного подхода (В.Г. Афанасьев, Ф.Ф. Королев, Н.В. Кузьмина, В.Н. Садовский, П.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин);

- концепции непрерывного образования (Е.П. Белозерцев, С.Г. Вершловский, А.В. Даринский, В.Г. Онушкин, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова);

- психологических и педагогических исследованиях творческой деятельности, механизмах мышления, формирования личностных и профессиональных качеств (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, М.Я. Виленский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Левитов, Н.П. Лебедик, А Н. Леонтьев, В.Ф. Моргун, В.Н. Мясшцев). Базой исследования является Лицей Искусств, как самостоятельное учебное заведение нового типа, специализирующееся на профессиональной подготовке учащихся в области искусства и предоставляющее им уникальную возможность для самореализации своих потенциальных, творческих и интеллектуальных возможностей; опыт профессиональной творческой деятельности зарубежных и отечественных педагогов; личный опыт работы в качестве учителя (35 лет) директора школы (22 года), Лицея Искусств (5 лет)^

Организация и этапы исследования

Исследование проводилось на базе Лицея Искусств г. Тольятти в несколько этапов.

В состав полученной информации первого этапа исследования 19851993 г.г. входили данные специально организованных наблюдений о системе функционирования образовательного комплекса (школы искусств № 2 и средней общеобразовательной школы № 68) в аспекте усвоения учителями и учениками опыта художественно-творческой деятельности, пропаганды идей гуманизации, гуманитаризации образования и формирования на этой основе ведущих личностных качеств учащихся. Изучение философской, психолого-педагогической и социологической литературы, монографических исследований по рассматриваемым вопросам позволили обосновать тему исследования, выделить его объект, предмет, сформировать задачи, что, в свою очередь, дало возможность определить гипотезу, методологию, методы исследования и обосновать его программу.

На втором этапе (1993-19% г.г.) наряду с продолжением работы первого этапа изучались взаимоотношения педагогов общеобразовательного и специальных блоков, учителей и родителей, учителей и администрации, учащихся и родителей, учащихся между собой, социальный запрос на учебное заведение подобного типа, формирующего творческий потенциал учащихся; проверялась и выявлялись гипотеза исследования, выявлялись формы, методы формирования творческих и интеллектуальных способностей учащихся, а также уточнялись психолого-педагогические и социально-организационные условия, обеспечивающие реализацию поставленных задач, анализировались и классифицировались полученные результаты исследования, корректировалась деятельность учителей в аспекте ориентации их на использование инновационных педагогических технологий интеллектуальной и творческой деятельности учащихся. Результатом этого этапа явилось: создание целостной концепции развития Лицея Искусств; воспитательной, личности о-ориентированной, творческо-деятельностной, саморазвивающей концепции Лицея Искусств; гуманистической, личностно ориентированной и деятельностно-развивающей концепции культурологического образования; концептуальные основы профессионального ориентирования учащихся; модель педагогического процесса; модель структурной организации и модель выпускника Лицея Искусств.

На третьем этапе (1996-1999 гг.) комплекс организационных форм и методов формирования интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе непрерывного художественно-профессионального и образования прошёл экспертную проверку (научно-методический совет и творческая экспериментальная группа Лицея) и стал активно внедряться в организационно-практическую деятельность Лицея. Была определена динамика уровней интеллектуального и художественно-творческого развития и саморазвития учащихся в начальной, средней школе, в среднем специальном звене, а также уровни актуализации лицеистов.

Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимосвязанных и взаимообогащающих друг друга методов исследования: теоретический анализ трудов классиков педагогики и психологии; анализ литературы по всем видам искусства, по методике преподавания; теоретический анализ и обобщение опыта подготовки специалистов в области искусства; сравнительно-сопоставительный анализ деятельности преподавателей; изучение нормативных документов, программ, учебных пособий; диагностические методы (тестирование, обобщение независимых характеристик, прямое и косвенное наблюдение, фиксирующие вехи профессионального становления специалистов, ретроспективный анализ собственной деятельности, педагогический эксперимент и методы статистической обработки данных опытно-экспериментальной работы).

Достоверность и обоснованность научных результатов обеспечивается: совокупностью исходных методологических и теоретических положений исследования; применением комплекса методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике диссертации; репрезентативностью экспериментальных данных, определяющих 10 % выборку от генеральной совокупности, составляющей 732 человека; многолетним опытом работы по руководству Лицеем Искусств, возможностью экстраполяции опытно-экспериментальной работы в другие условия.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические и практические положения работы получили отражение в публикациях автора. Результаты исследования апробировались в процессе непрерывного художественно-профессионального образования в течение двадцати двух лет, начиная с 1977 г. с профсоюзной экспериментальной детской школы искусств при ДК ВАЗа ( на базе новой средней школы №50) и по настоящее время, когда данное учебное заведение обрело статус Лицея Искусств (после объединения сш. № 68 и школы искусств № 2).

Результаты исследования обсуждались на объединенном заседании кафедры педагогики и психологии Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического университета, где получили положительную оценку.

Структура диссертации. Выполненная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Сафонов, Вячеслав Николаевич

Выводы.

1. Изменившаяся в нашей стране социокультурная ситуация ставит перед складывающейся системой непрерывного художественно-профессионального образования актуальную задачу - формировать самостоятельную, интеллектуально и творчески богатую личность, способную реализовать себя в новой, быстро меняющейся социальной среде, имеющую четкие ценностные ориентиры, способную к самоактуализации и профессиональному самоопределению и сознающую ответственность за свой выбор.

2. Проведенное лонгитюдное (в течение более, чем 20 лет) многофазное исследование подтвердило генеральную идею о том, что только в условиях гармонического сочетания личностного, интеллектуального и творческого развития личности возможно достижение высоких результатов в реализации потенциальных художественных способностей школьников.

3. Концепция Лицея Искусств - есть поиск некоей абсолютной (в смысле результативности) формы специального и общего художественно-эстетического образования. В этом плане Лицей Искусств - возможно одно из самых перспективных содержательных структурно, направлений перестройки художественно-эстетического образования реализующий установку на развитие неординарной творческой личности, и, в результате - иной модели выпуска, обладающего более высоким уровнем общей культуры.

4. С этой целью разработана комплексно-целевая программа опытно-экспериментальной. работы по практической реализации Концепции развития Лицея на основе усовершенствованных образовательных стандартов, основными задачами которых является обеспечение: ь

- гуманизации'.Hto гуманитаризации процесса подготовки* специалиста соответствующей специализации;

- ранней профессиональной ориентации и тщательного отбора учащихся на каждом этапе обучения;

- гармонии и глубины специальной, общекультурной и общеобразовательной подготовки учащихся в рамках медицинских Гостов для нагрузок данного возраста детей;

- развития индивидуальных склонностей и способностей;

- обеспечение социальной защищенности выпускников Лицея.

5. Данные задачи реализовались в процессе опытно-экспериментальной работы благодаря созданию:

- новых (или модифицированных) авторских программ;

- интеграции (на основе принципов непрерывности и преемственности) начальной, средней и высшей ступени образования в области искусств;

- модульности организации педагогического процесса (блок искусств);

- инновационных педагогических технологий;

- условий для перехода от диагностики возможностей учащихся к определению индивидуальной траектории развития лицеиста.

6. Образовательный процесс в Лицее Искусств сопровождался психолого-педагогическими исследованиями с целью изучения развития и формирования психологических качеств учащихся под воздействием обучающей и воспитательной среды Лицея, которая велась по следующим направлениям:

- мониторинг интеллектуального и творческого развития учащихся; мониторинг личностного развития школьников, куда входят мотивацион-ная направленность, характерологические особенности учащихся, профессиональное самоопределение.

7. Реальным подтверждением результат развивающей и развивающейся системы Лицея Искусств являются постоянные победы на городских, областных, республиканских и международных конкурсах пианистов, художников, хоровиков, учащиеся струнного отделения, отделения русских народных инструментов, музыкального отделения.

8. Ежегодно преподаватели Лицея Искусств представляют свои работы -авторские программы методические разработки, хрестоматии, творческие отчеты на областной конкурс «учитель года». Практически все они отмечены сертификатами, дипломами, грамотами, званием «Учитель года 94-95».

9. Таким образом, многолетняя опытно-экспериментальная проверка разработанного в практической деятельности и диссертации процесса непрерывного художественно-профессионального образования школьников, многоаспектный анализ различных его этапов показали высокую эффективность созданной неординарно^ образовательной системы, основная цель которой - подготовка высококвалифицированных специалистов в области культуры и искусства, , сформирование культурного генофонда региона.

Заключение

1. При построении и постоянном совершенствовании педагогического процесса в нашем образовательном учреждении мы опирались на анализ общей социокультурной ситуации в стране и современной ситуации в образовании, которая характеризуется отказом от иллюзий создания некоей абсолютной модели школы, равно, как и универсальной педагогики. Тенденции мировой образовательной системы - ориентация на диверсификацию всех подструктур педагогического процесса, стремление к гуманизации, демократизации многообразию, многовариативности. Вышеозначенные процессы ставят в повестку дня задачи научной разработки широкого круга относящихся к этому аспекту проблем, от создания методологической базы и концептуальЕых основ педагогики, до построения разнотипных моделей содержания и организации деятельности образовательных учреждений.

Одна из возможных моделей образования сложилась на сегодняшний день в Тольяттинском Лицее Искусств.

2. Образовательный процесс непрерывной художественно-ф профессиональной подготовки специалиста в Лицее Искусств спроектирован таким образом,' чтобы дать школьникам не только чзысокий уровень общеобразовательной подготовки, но и приобщить их к миру прекрасного, пробудить стремление к творчеству, желание жить по законам красоты, привить духовные чувства, основанные на принципах гуманизма, заложить основы для воспитания художественного вкуса, что является не простой задачей^ учитывая всю сложность проблем, - проектируемых педагогами.

3. В Лицее в течение более чем 20 лет сложилась единая структура непрерывного общесо и профессионального образования; в нем на практике осуществлена преемственность «детский сад - школа - вуэ»*аПреподавание ведется как силами учителей Лицея, так и привлеченными из средних и высших специальных учебных заведений специалистами. Среди них - 53 учителя высшей, первой и второй квалификационной категории, заслуженный работник культуры, шесть отличников просвещения, 19 участников и лауреатов конкурсов «Учитель года».

4. Созданный в течение многих лет кадровый и материально технический потенциал явились основой для параллельного проведения нами диссертационного исследования, ' направленного на обоснование содержания, форм и методов процесса непрерывного художественно-профессионального образования в Лицее Искусств.

5. В процессе опытно-экспериментальной работы было проведено обоснование требований: к созданию архитектоники единого, непрерывного и целостного процесса подготовки специалиста в области искусства от

1 детского сада до вуза; к адаптации и корректировке образовательного щ, стандарта учебных дисциплин в условиях специализированного учебного заведения; к отработке инструментария психологической диагностики и педагогических измерений результативности деятельности специализированного учреждения.

6. Апробированные нами педагогические технологии были направлены на разрешение главного противоречия, «заложенного» в сложившейся системе непрерывного художественно-профессионального образования: между постоянно увеличивающимися требованиями общества к качеству традиционной подготовки выпускников школы и необходимости разработки новых концептуальных подходов к организации процесса непрерывного художественно-профессионального образования.

7. Научная новизна проведенного исследования заключается в построении многоуровневой модели непрерывного художественно-профессионального образования, в преемственности концептуального подхода в содержании 9 воспитании на разных этапах реализации образовательной модели Лицея Искусств, в интеграции содержания общего и профессионального образования, в содержании программы развития одаренных детей, в исследовании инновационных технологий в педагогическом процессе.

8. Выявлен комплекс психолого-педагогических и социально-организационных условий, способствующих эффективности реализации непрерывного художественно-профессионального образования.

9. Становление и современное состояние лицейского и художественно-профессионального образования показало, что в России накоплен уникальный самодостаточный опыт организации системы музыкального образования в сложной социокультурной ситуации, когда руководители музыкальных учебных заведений получили реальную самостоятельность, все необходимые возможности для реализации академических свобод -свобода преподавания, свободы исследования несвободы обучения.

10v ручной предпосылкой формирования процесса непрерывного художественно-профессионального образования в Лицее Искусств послужили: выявление теоретико-методологических аспектов рассматриваемых нами проблем; необходимость их комплексного осмысления; общих закономерностей развития данного образовательного учреждения как специфического социального института; общей стратегии в корректировке и адаптации содержания, форм и методов в Лицее Искусств в русле требований подготовки лицеистов по обеспечению их высоконаучного и профессионального уровня.

11. Концептуальной основой разрабатываемого процесса непрерывного художественно-профессионального образования лицеистов явились следующие положения: методологическое, психолого-педагогическое и технологическое обеспечение образовательного процесса; теоретическое моделирование процесса художественно-профессиональной подготовки будущих специалистов в области ^искусства требующие изучения соответствующих условий и многообразны^ факторов, влияющих на их протекание) разработку и уточнение научного аппарата; создание общей и воспитательной целевой, личностно-ориентированной, творчески деятельностной концепции Лицея Искусств.

12. Стержневой основой исследования явились проектирование и последующая реализация педагогических технологий: моделирования процесса непрерывного художественно-профессионального образования лицеистов; воспитательной модели Лицея Искусств; модели выпускника Лицея; модели профессиональной ориентации.

13. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась по следующим направлениям: реализация личностного, интеллектуального, творческого потенциала школьника в процессе художественно-профессионального образования; интегрированные курсы, как фактор оптимизации образовательного процесса; самоопределение и самореализация старших школьников в процессе их творческого саморазвития.

14. В процессе опытно-экспериментальной работы решались не только теоретические проблемы, но и обеспечивалась реализация разработанной нами модели непрерывного художественно-профессионального образования. В диссертации подробно представлены результаты степени самоактуализации старшеклассников, мотивов обучения в Лицее десятиклассников, уровня интеллектуального развития учащихся 9-х классов, готовности к обучению в средней школе и творческого потенциала учащихся начальных классов. Исходя из принципиальных положений разработанной нами концепции непрерывного художественно-профессионального образования лицеистов, в исследовании нами активно использован метод моделирования. Для реализации моделей мы выделяем две группы необходамых условий: психолого-педагогических и социально-организационных.

15. Поскольку инновационные процессы охватывают структуру и цели работы» Лицея Искусств, мы имеем все основания говорить о нём, как об иннова-циош|Ам образовательном учреждении, строящем свою работу в рамках целевой личностно-ориентированной концепции культурологического образования школьников, направленной на развитие всесторонних способностей учащихся через реализацию своих творческих замыслов различными способами самовыражения. В школе сегодняшнего дня происходит решительный пересмотр цели, содержания и технологии обучения. Осуществляется смена уровня подготовки учащихся, когда знания, умения и навыки переходят из разряда целепсшагающих в способ развития творческого мышления деятель-ностного начала и личности обучаемых в целом. В этом перестроечном процессе основным подходом к обучению и воспитанию становится деятельност-но-развивающий подход, ориентирующий на самостоятельное приобретение знаний. Направленность на практическую деятельность влечёт смещение акцентов в содержании изучаемых в школе дисциплин и методике их освоения, чему в немалой г степени способствуют разрабатываемые учителями Лицея авторские программы. \

16. Конструируя механизм интегративно-модульной технологии, реализуемой в Лицее Искусств, мы опирались на системно-целостный подход, который позволял представить межпредметные связи как систему, состоящую из упорядоченного множества взаимосвязанных компонентов. При этом межпредметную интеграцию мы рассматриваем как диалектическое явление. Построение учебно-воспитательного процесса в Лицее Искусств обеспечивает высокий уровень интеллектуального и творческого развития учащихся, которые довольно свободно владеют объёмом знаний общественно-политического и научно-культурного содержания, а также логическими операциями по определению аналогий, классифицированию понятий, нахождению существенного признака двух понятий, подведение их под определённую категорию.

17. Подтвердилось предположение о том, что взаимосвязь содержания двух учебных блоков — общеобразовательного и культурологического благоприятно влияет на развитие интеллектуального и творческого потенциала лицеистов, т.к. при отборе в учебное заведение (Лицей Искусств) учитываются не столько потенциально интеллектуальные качества учащихся и общие способности, сколько специальные (музыкальные, художественные, двига-тельно-моторные способности). Учебный план Лицея не содержит специальных углубленных программ для изучения какого-либо общеобразовательного предмета, а соответствует требованиям госстандарта общеобразовательных школ, следовательно; ''скачок" интеллектуального развития уээщихся достигается в результате взаимодействия на ученика двух образовательных блоков и созданием благоприятной образовательной Среды учебного заведения.

18. В Лицее Искусств в течение многих лет идёт напряжённая работа по созданию и эффективному развитию единой структуры от её начального звена (детский сад) до вышнего (ВУЗ), что представляет для учащихся уникальную возможность в плане самореализации своих потенциальных творческих возможностей. Поэтому для развивающей и развивающейся школы необходим как прогностический подход к планированию и перспективному видению всего образовательного учреждения в целом, так и трансформация отдельных его подструктур. Совокупность обобщений, полученных в результате исследования, и пути их реализации являются новым решением актуальной научной задачи.

19. Многоаспектная комплексная опытно-экспериментальная проверка инновационных педагогических технологий показала эффективность разрабатываемых нами концептуальных положений и справедливость выдвигаемых рабочих гипотез.

20. Данное исследование не исчерпывает всех сторон рассматриваемой нами проблемы. К ней непосредственно примыкают такие актуальные и неисследованные вопросы, как: "модульность организации педагогического процесса", "роль полихудожественного воспитания студентов Лицея Искусств", "педагогические технологии формирования эмоциональной саморегуляции учащихся", "интегрированные курсы, как фактор формирования мировоззрения школьников" и др.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Сафонов, Вячеслав Николаевич, 1999 год

1. Абдуллин Э.Б. - Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования. М., 1991 г.

2. Абдуллин Э.Б. Теоретические и методологические основы музыкального обучения в общеобразовательной школе. М., 1982

3. Абаева И.М. Интегрированный курс художественного творчества в общеобразовательной школе. М., 1996. - 38 с.

4. Авазашвили М.Д. Воспитание музыканта-педагога как одна из специальных задач музыкального образования. В сб. трудов педагогов ТРК, Тбилиси, 1986.

5. Актуальные проблемы музыкальной педагогики. Сб. МГПИ им. Гнесиных, 1981.

6. Алякринский Л.А. Беседы о самовоспитании М., Знание, 1977 г.

7. Ананьев В.А. Введение \ в психологию здоровья. С.-Петербург, Балтийская педагогическая академия, 1998, с. 16.

8. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Изд-во Казанского университета, 1996. -•<>

9. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном поведении и образовании. С 72,80;

10. Асафьев Б. Музыка в трудовой школе-В кн.: «Из истории советского музыкального образования», стр. 126.

11. Андреева Т.Н. Развитое творческих способностей учащихся на уроках литературы. Тверь, 1995.-78 с.

12. Асадекев Изб. Статьи о музыкальном просвещении и образовании. Под ред.^Орловой. М.-Л., с53.

13. Архангелодай С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М., 1976 г.

14. Асмолов А.Г. Личностный смысл психология, Словарь - М., 1990 г. -стр. 192.

15. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977 г.

16. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. М., 1993.-стр. 21.

17. Бакланова Н.К. Психологические основы профессионального мастерства. М., 1991 г.

18. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы. М.,1993.

19. Бодалев А.А. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащегося. М., 1980 г.

20. Бердяев Н.А. Судьба России. - М., 1990. С. 231-214.

21. Баренбойм Л. Музыкальная педагогика и исполнительство Л., 1974, с. 33.

22. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем, М., 1977 г. )

23. Ботвинников А.Д. Дидактические основы формирования графических знаний, умений и навыков у школьников: (Научный отчет о результатах исследований). - М., 1987. - стр. 16.

24. Ботвинников А.Д. Организация и методика педагогических исследований. - М., 1981. - стр. 8.

25. Бонди С. О музыкальных экспедициях школьников «Искусство в школе», 1928, № 10.

26. Брюсова Н, Шеншина А. Раздел «Программы и планы» в кн.: Музыка в школе (материалы по общему музыкальному образованию в школе) под ред. муз. секции отдела Единой трудовой школы НК Проса. М., 1921 г.

27. Бернанг Г.С. И. Танеев. М-Л., 1950, с. 196

28. Бехтерев В. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка. М., 1916, стр. 13.

29. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практики современного образования. М., 1994 г.

30. Брускова Е.С., ШевченкоА.И. Моя Синяя Птица. - М., 1990. - 272 с. Дневниковые записи руководителя детской художественной студии в селе Прелестном Донецкой области.

31. Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. - М., 1995 г., стр. 96.

32. Возрастные и индивидуальные особенности мышления учащегося. М., 1989 г.

33. Вопросы совершенствования музыкального образования и воспитания. -Сост. В.М. Гузий, Ростов-на-Дону, 1989 г.

34. Волков С.В Круглый стол преподавателей русского языка «Русский язык». 11.03.98 г.j}5. Ветлугина Н. Музыкальный букварь, дед. 8-е., М., с. 5.

35. Ветлугина Н. Музыкальная деятельность к развитию их музыкальности и творческих способностей /В сб.: Музыкальное воспитание в XX веке. Под общей ред. А.А. Баренбойма, М., 1978 г., стр. 431-432.

36. Введение в научное исследование по педагогике (Под ред. В.И. Журавлева-М.; Просвещение, 1988.

37. Волков И.П. Учим творчеству: Опыт работы учителя труда и рисования глколы №2 г. Реутова Московский области. - М., 1988, с. 94.

38. Волков И.П. Художественная студия в школе: Книга для учителя. -М., 1993-125 стр.

39. Волкова М.Г.,- Развитие способностей у детей основа жизненного успеха. - М., 1989 г. -120 стр.

40. Вопросы муз. педагогики. В. 7. Статья Готсдинер «Велико ли расстояние от дошкольника до первоклассника». М., Муз., 1989 г.

41. Вопросы методики начального музыкального обучения. Ст. Саянов «О некоторых проблемах музыкального воспитания детей».-М., Муз., 1981

42. Вопросы развитая певческого голоса детей, музыкального слуха и музыкального воспитания (материалы четырех конференций, которые проводились Институтом художественного воспитания АПН РСФСР, НГШ художественного воспитания АПН СССР). М., 1963, 1965, 1972.

43. Вольнин А.Б. Воспоминания о 1-ой народной музыкальной школе. Архив школы, Папка 1, с 2.

44. Выготский Л. С. Психология искусства М. 1968, с. 30.

45. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Спб., 1997.-91 с.

46. Газета «1 сентября» № 80, 19. УШ, 1997 - с. 6.

47. Гаджимуратов С.М. Основы художественной керамики: Учебное пособие для учителей. Махачкала, 1987. - 115 стр.

48. Глебов И. Задачи и методы современной музыкальной критики. -«Музыкальная культура», 1924, № 1, стр. 25.

49. Гозман Л .Я., Кроз М.В. Латинская М.В. Самоактуализационный тест. -Российское педагогическое агентство. М., 1995.

50. Горлинский В.И. От школы к институту- 80 лет: М., 1998 г.

51. Горлинский В.И. Модернизация системы музыкального воспитания и образования* в Современной России: актуальные проблемы переходного периода. - М., 1999, стр. 21.

52. Государственный центральный музей музыкальной культуры им. Глинки, ф. 146 /Б. Яворского/, ед. кр. 339, Л. 1.

53. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. - М., 1991. - 159 стр.

54. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, 1997 г.

55. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Непараметрические методы в педагогических исследованиях.

56. Гродненская Н. Выставка «Музыкальное воспитание детей Ленинграда» -Вкн.: Вопросы музыки в школе» по ред. И. Глебова. Л., 1926г.

57. Гродненская Н. Вопросы развития восприятия музыки. - «Известия АПН РСФСР» №110. М., 1960, с. 214.

58. Гросул Н.В. Искусство видеть. Ты и мир вокруг тебя: Методическая разработка к программе «Изобразительное искусство и художественный труд»: 1 кн. - М., 1990 г. - 64 с.

59. Групповой интеллектуальный тест для младших подростков (3-6 классы). Серия «Психодиагностика и психокоррекция» (под общей редакцией

60. Колесникова В.Г.), выпуск 6. Обнинск. Институт развития одарённости, 1994.

61. Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания. М., 1990.-168 с.

62. Детское художественное творчество: Теоретический курс. М., 1996. -178 стр.

63. Детям о культуре народа коми. Ч. 1. Творческое развитие школьников в процессе ознакомления с традиционным декоративно-прикладным искусством коми. Сыктывкар, 1994. - 247 стр.

64. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». «Российская газета», 1996 г., 29 августа.

65. Закон РФ «Об образовании», (1992 г. 1995 г.); Основы Законодательства Р.Ф. «О культуре», (1993 г.).

66. Закон об образовании РФ. М., 1995 с. 14.

67. Зинченко В.Н. Развитие творческих способностей в процессе обучения рисунку: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 1987 г. - 67 с.

68. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования-Тюмень, 1995.

69. Ильин И.А. О грядущем России • !* // Избранные статьи М., 1991.-с. 201,229.

70. Ильина Т.А. Вопросы теории и методики педагогического эксперимента. М., 1975 г.

71. Изобразительное искусство в общеобразовательной школе: Экспериментальный материал: (Для учителей 1-7 кл.).- М., 1987. 19 с.

72. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Книга для уч>гтеля. -М., 1991 г. -191 с.

73. Искусство в школе. М., 1990 г. - 103 стр. У

74. Искусство вокруг нас: Методические .разработки к программе «Изобразительное искусство и художественный труд».: 3 кл. -М., 1990, с. 121.

75. Кан-Калик В.Н., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. Педагогика. М., 1990 г.

76. Каратыгин В.Г. О слушании музыки. В. кн: Музыка в единой трудовой школе. Вып. 1.-П., 1919 г. (перепечатано с сопр в кн.: Из истории советского музыкального образования. Л., 1969). ч

77. Кабалевский Д.Б. Творческие встречи, очерки, письма М., 1974.

78. Курагин А.Т., Новикова Л.И. Путь к творчеству. -М. 1996.-С. 107.

79. Киров С.М. Выступление на заключительном заседании 5-й областной и 3-й городской партийных конференциях Ленинграда. / В кн.: В первые годы советского музыкального строительства. Л., 1959, с. 281.

80. Концепция воспитания учащейся молодежи. Журнал «Педагогика». №№ 3,4. М., 1992 г.)

81. Концепция общего среднего образования // Учительская газета, 16 авг. 1988 г.

82. Козулин А.В. Педагогические основы деятельности учебного заведения нового типа. Минск, 1995 г.

83. Краткий психологический словарь (Под общей редакцией Петровского А.В. и Ярошевского М.Г.). М., Издательство политической литературы, 1985.

84. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Талин: Палтус, 1980г.

85. Касымов К. Роспись: Кружок народной росписи по дереву. -Ташкент, 1990.-159 с.

86. Кладоискатели: Сборник методических рекомендаций по комплексному программированию творческого развития личйости. М., 1996. - 167 с.

87. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань, 1982.

88. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. -Пенза, 1994.-338 с.ч 91. Концепция комплексной программы эстетического воспитания в общеобразовательной школе /АПН СССР, НИИ художественного воспитания/. М., 1988. -30 стр.

89. Концепция художественного образования как фундамента системы эстетического развития учащихся в школе: Проект. М., 1990, с. 15.

90. Копцева Т. А. Изобразительное искусство и мир интересов человека: Методическая разработка к программе «Изобразительное искусство ихудожественный труд» 6 кл.: Пособие для учителя. М., 1994, с. 139.

91. Королевич Г.К., Грачева О.О. Творческие занятия в группахпродленного дня: Изобразительное и театральное искусство: Пособиедля учителя.-Минск, 1987,с. 141.

92. Кучигашева В.В. Становление системы лицейского образования в России в первой четверти XIX в.: Автореферат диссертации канд. пед. наук. - М., 1994.

93. Кремлев А. О художественных развлечениях детей - «Русская школа», 1992, №10-11.

94. Левин В.А. Воспитание творчества. - Томск, 1992, с. 53.

95. Ленская Н А. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика «5 рисунков». - М., 1995, с. 54.

96. Личность: развитие и реализация в творчестве Курск, 1996. - 170 с.

97. Леонтьев А.Н. Деятельность Сознания. Личность. М.; 1977. - с. 131.

98. Мансуров 3. Школьные вечера и их организация. // «Русская школа», 1899, №> 9,10.

99. МахмутовачХ.И. Роспись по дереву: Пособие для учителя: Из опыта работы.г- М., 1987, с.77. i

100. Матенис В. Музыкально-эстетическое воспитание личности. - Л., музыка. 1988.

101. Мир детства. Дошкольник. М., Педагогика, 1987.

102. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии М., Просвещение, 1977.

103. Маслов А.Л. Методика пения в начальной школе, основанная на новейших данных экспериментальной педагогики. М., 1913, с 4.

104. Методические разработки к программе «Изобразительное искусство»: 11 кл.: На основе экспериментальной программы «Изобразительное искусство и художественный труд». М., 1987, с. 182.

105. Методические разработки к программе «Изобразительное искусство»: 4 кл.: На основе экспериментальной программы «Изобразительное искусство и художественный труд». М., 1987, с. 205.

106. Методические рекомендации к программе «Изобразительное искусство и художественный труд». 2 кл. М., 1990, с. 182.

107. Методика развития творческих способностей на занятиях по рисунку, живописи и композиции. М., 1989, с. 199.

108. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. -Ярославль, 1997, с. 238.

109. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек сувениров.

110. Музыка в школе. К выставке по музыкальному воспитанию дете& Ленинграда в 1925 г. Л., 1925 г. Л., 1925; музыкальных экспедициях школьников «Искусство в школе», 1928, №10.

111. Музыка в школе. Материалы по общему музыкальному образованию. М., 1921.

112. Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы и возможности // Вопросы психологии. -1989, № 5 с. 12.

113. Маяковская Г.В. О некоторых проблемах формирования государственного стандарта сэеднего профессионального образования для учебных заведений культуры и искусства. Цит. по ж. «Вести». -М., 1966 г. № 1. 10.

114. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.

115. Морозова З.П. Психолого-педагогическая направленность подготовки студентов в системе многоуровнего музыкального образования. Материалы научно-практической конференции. М., 1997.

116. Музыкальное воспитание в СССР. Выпуск I, Всесоюзное издательство «Советский композитор», М., 1978 г.

117. Никандров Н.Д.-На пути к гуманной педагогике//Сов. педагогика. -1990* №9. с. 47.

118. Никитины Б. и Л.-Мы, наши дети и внуки. -fM., Мол. Гв., 1989 г.

119. Научный потенциал высшей школы. Проблемы сохранения и развития. М., 1994 г.

120. Новоблаговещенский В.Я. Интегративный принцип в преподавании музыки. Автореферат кандидатской диссертации. М., 1997 г.

121. Общая психология (под ред. Петровского А. В. Для пединститутов). -М., Просвещение, 1976.

122. Из истории советского музыкального образования. Сб. материалов и документов. 1917, Л. 1969, с. 44.

123. Постановление о лицее. Спб, 1810 .

124. Психология и педагогика: проблемы музыкального воспитания. Новосибирск. 1986.

125. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М., 1987, с. 144.

126. Педагогические технологии в современной школе. Сост. В.А. Белиева, П И. Аксенова и др. Рязань, 1996, с. 7

127. Петрушкин С.Ф., Балакова С.В. Энциклопедия коллективных творческих дел. Брянск, 1997.-150 с.

128. Плюхин В.У. Творчество - у истоков гражданственности: Книга для учителя. - М., 1989г. -172 с.

129. Полуянов Ю.А. Дети рисуюг. - М., 1988. - 173 с.

130. Программа развития творческого потенциала детей и подростков в клубных объединениях. Саратов, 1992. - 12 с.

131. Психологические проблемы развития творческих способностей в условиях гуманизации образования: Сборник научных трудов. Бийск, 1995. - 83 с.

132. Педагогические технологии в современной школе. Сост. Белиева В.А., Аксенова П И. и др. Рязань, 1996.-С. 7.

133. Павлов И.П. Полное собрание сочинений-М., 1954.

134. Полуянов Ю.А. Дети рисуют.-М., 1988.

135. Программа развития творческого потенциала детей и подростков в клубных объединениях. -Саратов, 1992.

136. Психологические проблемы развития творческих способностей в условиях гуманизации образования: Сборник научных трудов. -Бийск, 1995.

137. Развитие образования в России (федеральная программа). Раздел «Высшее образование». -М., 1993.

138. Рапацевич Е.С., Цвирко В.И. Сборник задач для развитая творческих способностей школьников: Пособие для опытно-экспериментальной проверки. Минск, 1989.

139. Рапацевич Е.С., Цвирко В.И. Условия, пути и средства формирования творческих способностей учащихся: Дидактический материал для опытно-экспериментальной проверки. Минск, 1989.

140. Розов В.М. Философия образования: предмет, концепция, основные темы и направления изучения // Философия образования для XXI века. -М., 1991. С. 38.

141. Рубинштейн C.JI. Проблема общей психологии. М.; 1976. - с. 242.

142. Сафонов В.Н. Художественно-профессиональное образование как средство формирования культурного генофонда нации. // В сб.: Инновационные методы в работе педагогических учреждений. -Тольятти, 1999, с.271-273.

143. Сафонов В.Н. Научные основы становления системы непрерывного художественно-профессионального образования. // В сб.: Инновационные методы в работе педагогических учреждений. -Тольятти, 1999, с.269-271.

144. Сафонов В.Н ч Дифференциация и индивидуализация образовательного процесса в Лицее Искусств. // В сб.: Инновационные методы в работе педагогических учреждений. -Тольятти, 1999, с.266-269.

145. Сафонов В.Н. Модель системы непрерывного художественно-профессионального образования в Лицее искусств // В сб.: Инновационные^яетоды в работе педагогических учреждений. г. Тольятти, 1999 г., с. 205-208.

146. Сафонов В.Н.*Цель, критерии и результативность воспитательной системы Лицея Искусств. // В сб.: Современные^ проблемы профессионального образования. г. Тольятти, 1999 г., с. 2G&210.

147. Сафонов В.Нг Этапы профориентационной работы' в Лицее Искусств.// В сб.: Современные проблемы профессионального образования. г. Тольятти, 1999 г., с. 210-213.

148. Сафонов В.Н. Внеурочная воспитательная деятельность в Лицее Искусств. //В сб.: Современные проблемы профессионального образования. г. Тольятти, 1999г., с. 213-215.

149. Сафонов В.Н. Профессиональная ориентация составная часть образовательной системы Лицея Искусств. // В сб.: Современные проблемы профессионального образования. - Тольятти, 1999,с. 215-218.

150. Сафонов В.Н., Щеголь В.И. Методология и методика исследования проблемы адаптации и корректировки образовательного процесса Лицея Искусств // В сб.: Проблемы педагогики: вуз-школа. Москва -Тольятти, 1998, с. 143-154.

151. Сафонов В.Н. , Щеголь В.И. Гуманизация необходимый компонент нового качества образования. // В-сб.: Инновационные методы в работе педагогических учреждений. -Тольятти, 1999, с.261-264.

152. Сафонов В.Н., Щеголь В.И. Методолого-теоретические аспекты проблемы становления системы непрерывного художественно-профессионального образования. // В сб.: Инновационные методы в работе педагогических учреждений. -Тольятти, 1999, с.264-266.

153. Сборник НГШ художественного воспитания АПН СССР «В школе слушают музыку» под ред. Гроздненской H.J1. -М., 1964.

154. Сборник «Вопросы системы обучения пению в П VI классах» под ред. Румер М.А. Труд института художественного воспитания АПН РСФСР № 110.-М., 1960.

155. Сборник материалов и документов. 1917 Из истории советского музыкального образования., JI. 1969. с. 44

156. Сборник «Методика пения в школе» под ред. Румер М.А. -М., 1952.

157. Сборник «Музыкальное воспитание в школе», 9 выпусков, подготовленных О.А. Апраксиной. М., 1961-1974.

158. Сборник «Высший музыкальный колледж». Новое в профессиональном художественном образовании Магнитогорск -Новосибирск. 1992, с. 3.

159. Серова В. Пересадка учебной музыки в народ. -«Вестник воспитания», 1896 №8.

160. Серова В. Музыкальная экскурсия Судосевцев. // «Русская мысль», 1902, № 11;

161. Скаткин М.Н. О критериях эффективности и качества завершенных научно-педагоБических исследований.// Сов. педагогика, 4Р90, №5.

162. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (В помощь начинающему исследователю). -М., Педагогика, №86.

163. Селезнева Л.А., Татур Ю.Г. проектирование квалифицированных требований к специалистам с высшим образованием. Учебное пособие. -М., 1991.

164. Солнцева JI.C., Галкина Т.В. Метод исследования личности учащегося (Использование метода «незаконченных предложений» в практической психологии). М., Институт психологии РАН; Научно-методический центр психологического консультирования, 1993, с. 24-26.

165. Стракова. По поводу школьных праздников и развлечений -«Русская школа», 1983 №7.

166. Старшевский С. О работе с музыкально одаренными детьми. // Вопросы музыкальной педагогики. В. 1 -М., Музыка, 1979.

167. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. -М., Педагогика, 1988.

168. Терентьева Н А. Концепция музыкально-педагогического воспитания и образования. -М., 1990.

169. Толстой JI.H. Рисование и пение. «Ясная поляна», 1862, апрель, «Вестник воспитания», 1904 № 9.

170. Тагильцева Н.Г. Я и моя музыка: Учебная книга школьников по программе творческого развития учащихся. Екатеринбург 1996.

171. Творчество и личность: Тезисный доклад международного симпозиума, 16-18 мая 1995 г. Курск, 1995.

172. Творчество и педагогика. Секция 4. Психолого-педагогические аспекты развития творчества и рефлексии: Материалы Всесоюзной научно практической конференции. -М., 1998.

173. Творчество и педагогика. Секция 5. Детство и творчество: Материалы Всесоюзной научно практической конференции. М., 1998.

174. Теоретические основы и опыт организации художественно-творческой деятельности детей и подростков в клубе: Учебно-методические материалы. Л., 1990.

175. Теория и практика приобщения к искусству: Тезисный доклад. Всероссийская научно-теоретическая конференция, Курск, 30-31 мая 1995 г.-Курск, 1995.

176. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. «Известия Академии педагогических наук РСФСР», выпуск 11, м., 1947, с. 11.

177. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников- на уроках музыки в процессе целостного воспитания различных видов искусства. М., 1990.

178. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Ушинский К.Д. Избрн. пед. соц. В «2-т.-М. 1976 т 1.-С.256.

179. Федеральная программа развития образования в России. М.,1993, с. 24.

180. Философский словарь (Под ред. И.Т. Фролова. 4-е изяг- М., Политиздат, 1980, стр. 420.

181. Фомина fH.H. Каждый народ художник: Методическая разработка к программе v «Изобразительное искусство и художественный труд»: 4 класс: Книга; для учителя. - М., 1990 .

182. Хворостов А С. Декоративно-прикладное искусство в школе. М., 1988.

183. Хуторской А.В. Эвристическое обучение. М., Международная педагогическая академия, 1998.

184. Худоминский П. Новые виды школ: мода и необходимость // Педагогический поиск. 1993, №8

185. Чарнецкий Я.Я. Изобразительное искусство в школе продленного дня. -М., 1991.

186. Черкасов Н. Записи советского актера. М.; 1953, с. 11-12.

187. Чернова Н. А., Чибизова A.M. Творческая деятельность как средство развития личности учащегося: Учебное пособие. Кемерово, 1995.

188. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. Серия «Знание», «Педагогика и психология» № 8, 1986. I

189. Шацкая В.Н., Шацкий С.Т. Бодрая жизнь (из опыта детской трудовой колонии). М., 1923.

190. В.Н. Шацкая (под ред. О.А. Апраксиной). М., 1972.

191. Шацкая В.Н. Музыка в школе, ч. 1, М., 1950; ч. 2. М., 1963.

192. Шшшлина JI.A. Управление образованием. Омск, 1994.

193. Школьные праздники.//«Вестник воспитания», 1985, №3.

194. Штофф В.А. Моделирование в философии M.-JI. - 1966 - с. 191.

195. Шуйский В Н. Дети и музыка. // «Художественный педагогический журнал», 1910, №11.

196. Щеголь В.И. Методология и методика исследования проблем подготовки учителя к воспитанию школьников. -М.э 1991, с. 145.

197. Щеголь В.И. Содержание и структура профессиональной готовности учителя к воспитанию школьников. М., 1991, с. 73.

198. Щеголь В.И. Подготовка учителя к трудовому воспитанию школьников. Автореферат докторской диссертации. -М., 1994, с. 32.

199. Щеголь В.И. Ориентация школьников на учительскую профессию. -М.э 1994, с. 300.

200. Шмелева Н.Б. профессионально-личностное развитие специалиста социальной работы. Ульяновск, 1997, с. 70.

201. Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки. М., 1994.

202. Эстетическое воспитание в школах искусств. М., 1988.

203. Эстетическое воспитание школьников на уроках художественного цикла. -М., 1989.

204. Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач. Автореферат диссертации доктора пед. наук, Челябинск, 1992 г. С. 95 - 96.

205. О рассмотрении и утверждении экспериментальных гимназий и лицеев. Решение Коллегии Мин. образования России (протокол № 3 от 22.02.90).

206. Anderson L.W. Increasing teaching-effectiveness. Paris, 1991.

207. Anderson R.C., Armbrater B. A.-4 Some maxims for learning and instruction // Teachers college record. 1990. Vol.91. №3.

208. Bellanca J. Keep them thinking: Level 3. A handbook of model lessons. Palatine (ID), 1990

209. Bellanca J. The cooperative think: Practical techniques to teach thinking in the classroom. Palatine (Ш), 1990

210. Bellanca J. Fogarty R. Catch them thinking: A handbook model lessons. Palatine (Ш), 1991.

211. Bel-Cleater M.E. Analyzing deep structure in games and similation // Similation game for learning. 1990. Vol. 20. No 3 P. 329-334.

212. Boull A. A handbook on the technique of conducting. ^London, 1921.

213. Brookfield S.D. The skillful teacher: On technique, trust, and responsiveness in the classroom. San Francisco Oxford, 1991.

214. Michel P. Musikalische Fahigkeiten und Fertigkeiten. Leipzig, Breikopf&Kartei, 1987.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.