Педагогические условия формирования профессиональной готовности педагога-хореографа» (на примере Республики Южная Осетия) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Жуйкова Наталья Андреевна

  • Жуйкова Наталья Андреевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет»
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 166
Жуйкова Наталья Андреевна. Педагогические условия формирования профессиональной готовности педагога-хореографа» (на примере Республики Южная Осетия): дис. кандидат наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет». 2019. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Жуйкова Наталья Андреевна

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования профессиональной готовности педагога - хореографа

1.1 .Социально-экономические предпосылки формирования

профессиональной готовности педагога и её структурно-функциональное содержание как объект педагогического

исследования

1.2.Особенности формирования и становления сценического танца и хореографического образования в зарубежной и отечественной

педагогике

1.3. Генезис и современное становление хореографической педагогики в национально-образовательном пространстве Республики Южная

Осетия

Выводы по первой главе

Глава II. Проектирование педагогических условий формирования профессиональной готовности педагога-хореографа в системе образовательного пространства Республики Южная Осетия

2.1. Модель и технология индивидуальной траектории (ИТФ) формирования профессиональной готовности педагога - хореографа как основа построения образовательного процесса

2.2. Организационно-педагогические условия формирования профессиональной готовности будущего педагога-хореографа в

образовательном пространстве Республики Южная Осетия

2.3. Динамика сформированности педагогической компетентности студентов и результаты опытно-экспериментальной работы

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия формирования профессиональной готовности педагога-хореографа» (на примере Республики Южная Осетия)»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Политические события и социально-экономические изменения, происходящие в Южной Осетии, оказали существенное влияние на все сферы жизнедеятельности населения республики. Идет формирование новых установок и ценностей.

Постановлением Правительства Республики Южная Осетия от 28.04.2011г. №6 была принята Государственная комплексная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения Республики Южная Осетия» на 2011-2016 годы, цели и задачи которой -создание необходимых условий для развития воспитательных систем по формированию духовного мира личности, возрождение молодежи, обеспечение социально-психологической реабилитации подростков и молодежи, развитие и поддержка национальной культуры и искусства в молодежной среде, государственная поддержка талантливой молодежи, отбор и подготовка молодых кадров, способных качественно решать поставленные задачи в условиях национального региона.

Приоритетным направлением современных образовательных учреждений являются развитие творческой одаренности детей, создание инновационного методического и программного обеспечения, демократизация воспитательного процесса, саморазвитие личности, развитие педагогического творчества.

Педагогическая деятельность с точки зрения художественного образования подразумевает творческий подход к любой задаче, возникающей в процессе практической деятельности. В связи с этим одним из актуальных вопросов становится подготовка будущего специалиста в системе образования среднего профессионального звена национального региона.

Степень научной разработанности проблемы.

В научных работах и исследованиях A.M. Арсеньева, Л.С.Зориловой, В.А. Кан-Калика, А.Г. Казаковой отражены основы практики и теории профессионального образования.

Одарённости детей и молодёжи, профессиональному творчеству художественной направленности, воспитанию в будущем профессионале сферы культуры творчески обогащённой личности посвящены работы Л.А. Буракова, В.М. Глубоченко, Г.М. Шаховой, его профессионализму - Ю.П. Азарова, В.А. Кан-Калика, Н.А. Орлова - все эти аспекты раскрывают суть профессиональной работы.

В исследованиях отечественных и зарубежных ученых раскрываются различные аспекты профессиональной готовности к работе будущих хореографов. Известен целый ряд исследователей педагогического творчества, (Г.Ю. Алексеева, В.А. Кан-Калик, Т.И. Калашникова, В.В. Королева, В.А. Сластенин, Л.Г. Шеняк, Т.Н. Щербакова), хореографического творчества (Е.Н. Громова, В.А. Звездочкин, В.В. Королев и др.) работы, связанные с творческой индивидуальностью (Н.И. Пилюгина). Проблемы реформирования системы среднего профессионального звена и дополнительного образования рассматривались многими исследователями, в частности: И.Г. Антоновой, Т.Е. Джагаевой, В.П. Зинченко, А.А. Мелик-Пашаевой, С.Д. Смирновой, Л.Н. Харченко и др.

Сопоставление актуальности нашего исследования и степень разработанности его научной основы позволило выявить противоречия между:

• необходимостью формирования профессиональной готовности педагогов хореографии и отсутствием педагогических основ формирования профессиональной готовности будущих педагогов-хореографов, необходимых для развития новых возможностей социально-культурного становления национального региона;

• отсутствием педагогической подготовки у работающих хореографов, представителей профессиональных коллективов и коллективов художественной самодеятельности;

• несоответствие теоретических основ профессиональной подготовки педагога-хореографа и существующей практикой профессиональной подготовки педагогов-хореографов в учебно-образовательном пространстве;

• возросшими требованиями к уровню сформированности профессиональных качеств педагога-хореографа и фактическим уровнем сформированности умственных, эстетических, экспрессивных, организаторских и особенно коммуникативных способностей будущих специалистов системы национального образования;

• недостаточная изученность специфики и особенностей профессиональной деятельности педагогов-хореографов.

Указанные противоречия обусловливают проблему формирования профессиональной готовности будущих педагогов-хореографов с учётом регионального и национального аспекта Государства Алания (РЮО) и предполагаемых способов ее решения, установленных в процессе эксперимента. Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы и явились причиной выбора темы диссертации «Педагогические условия формирования профессиональной готовности педагога-хореографа (на примере Республики Южная Осетия)».

Теоретико-методологическое и методическое обоснование компонентов профессиональной готовности педагога-хореографа, определение перспективных видов построения учебно-воспитательных программ, внедрение дидактических подходов, модели, средств, технологии, динамики формирования уровня профессионального мастерства педагога-хореографа и их практическая разработка в условиях национального образовательного пространства определяют цель нашего эксперимента.

Научный аппарат исследования включает в себя: Объект исследования: процесс формирования профессиональной готовности будущего педагога-хореографа в учебно-образовательной системе национального региона.

Предмет исследования: педагогические условия, способствующие формированию профессиональной готовности будущего педагога-хореографа в системе образовательного пространства Республики Южная Осетия.

Гипотеза исследования: процесс формирования профессиональной готовности педагога-хореографа в условиях образовательной системы будет эффективным, если реализуемая образовательная система будет включать в себя:

• профессиональную подготовку как процесс, проектируемый и представляющий собой ценностную сферу деятельности будущего специалиста в системе национально-образовательного пространства;

• целевую установку образовательной среды на развитие методологических основ профессионального подхода, трансформацию теоретических знаний в практическую деятельность, стимулирование стремления к творческой индивидуальности и к самореализации как в учебном процессе, так и вне его;

• модель и технологию индивидуальной траектории (ИТФ) формирования профессиональной грамотности будущих специалистов как систему построения образовательного процесса на общих закономерностях хореографического творчества народов Кавказа, составляющую научно-методическую основу процесса профессионального обучения студентов в художественном вузе в виде интегративной взаимосвязи профилирующих дисциплин с учебными предметами общеобразовательного цикла, для достижения педагогической успешности будущего специалиста в системе учебно-воспитательного пространства;

• реализацию комплекса педагогических условий, позволяющих обеспечить отбор адекватных форм, методов и средств обучения, направленных на формирование творческого союза педагога со студентом как незаменимых составляющих процесса обучения, от которого непосредственно зависит уровень подготовки будущего хореографа: содержания обучения и развития мотивации, потребности в самосовершенствовании; развитие субъектной позиции и личностного смысла; повышения уровня самосознания и ответственности обучающихся;

• обеспечение педагогического сопровождения детей, требующих к себе особого коррекционного подхода и определение профессиональной готовности к практической деятельности будущего педагога-хореографа с теоретической, практической, рефлекторной и оценочной точек зрения.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили следующие его задачи:

1. Охарактеризовать профессиональную подготовку будущего педагога-хореографа как творческий процесс на основе установленных психологических и индивидуальных особенностей студента, раскрыть сущность, специфику и особенности этапов становления педагога-хореографа в современной хореографии.

2. Выявить источники, механизмы профессионального подхода и определить критерии оценки сформированности профессиональной готовности личности обучающихся к творческой индивидуальности и к самореализации как в учебном процессе, так и вне его;

3. Спроектировать и экспериментально апробировать модель, организованную как образовательную среду и включающая в себя целевой, методологический, содержательный, организационно-технологический и результативный блоки и технологию индивидуальной траектории (ИТФ) формирования профессиональной готовности педагога-хореографа:

4. Определить педагогические условия успешной реализации модели в процессе проектно-исследовательской деятельности и обосновать методические рекомендации, приемлемые для учреждений регионального образовательного пространства.

5. Разработать учебно-методическую программу для преподавателей среднего профессионального учреждения и программу спецкурса «Профессионализм руководителя детского хореографического коллектива».

Теоретическая и методологическая основы исследования

Профессиональная подготовка как сложный, многоуровневый процесс рассматривался нами с личностно-ориентированной, системной, компетентностной, личностно-функциональной позиций. С позиций первого подхода мы рассматривали новые методы преподавания классического танца с учетом индивидуальных особенностей физического развития детей (Л.Д. Блок, А.Я. Ваганова, Т.И. Васильевой, Р.В. Захарова, В.С. Костровицкой, Т.А. Устиновой и др.); общие вопросы педагогической технологии, как системы профессиональной подготовки будущих специалистов, нашли отражение в трудах В.И. Горовой, К.М. Дурай-Новаковой, А.В. Петровского, В.Н. Саратовского; в области формирования профессиональных компетенций педагога-хореографа мы опирались на научные труды М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, Н.А. Данилевского, Н.О. Лосского, П.А. Флоренского; работы М.И. Дьяченко, И.А. Зимней, В.А. Крутецкого, В.А. Сластенина, которые помогали уточнить понятие «готовность» как интегративное образование, включающее в себя ряд профессионально значимых качеств будущего педагога, совокупность необходимых знаний, умений и навыков, а также потребности в осуществлении данного вида деятельности и является целью и результатом профессиональной подготовки; личностно-функциональный подход в педагогических концепциях Е.С. Кузьмина, В.Н. Мясищева, помогали

понять функциональное состояние психической готовности, связанное с установкой к деятельности.

Теория педагогического творчества в научных исследованиях В. Кан-Калика, В.В. Краевского, В.А. Сластенина и др. способствовали теоретической разработке по организации управления подготовкой будущих специалистов: теория формирования личности в художественном образовании (Б. М. Неменского, Н. О. Кнебеля и др.); современные технологии обучения и теория объектно-субъектного взаимоотношения преподавателя и студента (М.В. Кларина, И.Я. Лернера и др.); методологическое и дидактическое обеспечение новой образовательной модели (С.И. Архангельского, Ю.А Бессоновой, А.А. Вербицкого, КВ. Гладышева, Н.И. Заикина, Е.В Курапиной, В.Я. Ляудиса, В.В. Сергиенко, Н.Е. Фетисовой и др.).

Исследование выполнено также на основе общих положений логики, моделирования, сравнительной педагогики, отечественной дидактики и педагогической прогностики.

Методы исследования. В связи с тем, что проблема экспериментального исследования должна изучаться в различных аспектах, так как носит комплексный характер, автором используются эмпирические и теоретические методы исследования: анализ практических и теоретических работ по педагогике, психологии, философии, эстетике, искусствоведению, культурологии, программ практического обучения, перекликающихся с рассматриваемой проблемой; изучение педагогического опыта и его обобщение, исходя из чего были сформированы самые продуктивные способы воздействия педагога на личность будущего специалиста; сравнительный анализ, позволивший использовать практические и теоретические методики других форм художественного творчества и применить к хореографии; методы диагностики и опроса (наблюдение, тестирование, беседа, ранжирование, опрос).

В качестве опытно-экспериментальной базы исследования представлены: Цхинвальское музыкальное училище им. Ф. Алборова; Государственный лицей искусств им. А. Колиева; курсы повышения квалификации специалистов-хореографов Цхинвальского района (Цхинвальский отдел культуры); хореографическая студия Цхинвальской средней школы №2; хореографическая студия «Звездочка» Российского центра науки и культуры Республики Южная Осетия. В эксперименте приняли участие более 98 студентов музыкального училища; 40 учителей; 35 родителей; 80 детей.

Организация и этапы исследования: Исследование проводилось в три этапа с 2009 по 2017 гг. Первый этап - поисково-теоретический (2009-2011 гг.), в ходе которого осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы, изучались состояние проблемы развития хореографической педагогики в Республике Южная Осетия, передовой опыт обучения зарубежных и отечественных педагогов с применением межпредметной педагогической технологии.

Второй этап - опытно-экспериментальный (2012-2014 гг.), на котором была разработана модель и технология индивидуальной траектории (ИТФ) формирования профессиональной готовности будущего педагога-хореографа в процессе изучения предметов общепрофессионального цикла в условиях Республики Южная Осетия.

Третий этап - завершающий (2014-2017гг.), в ходе которого обобщались результаты экспериментальной деятельности, разрабатывались рекомендации по внедрению авторской модели и технологии, формулировались выводы по данной исследовательской работе. Научная новизна исследования заключается в том, что: • конкретизирована сущность понятия «профессиональная готовность будущего педагога-хореографа» с учётом профессионального

стандарта, понимаемая как сложное интегративное проявление профессионального, нравственного, социокультурного потенциала специалиста, который стремится к высотам своей профессии, отличается профессиональной работоспособностью, проявляет любовь к детям, гуманное отношение к ним, умеет вести психолого-педагогические наблюдения и владеет личностными и специфическими деловыми качествами;

• определены профессионально-творческие возможности контекстного обучения, использование которых в процессе профессиональной подготовки студента существенно активизирует формирование профессиональной готовности будущего педагога-хореографа в системе национально-образовательного пространства;

• доказано единство процесса формирования профессиональной готовности будущего педагога-хореографа при проектировании модели и педагогической технологии индивидуальной траектории (ИТФ) формирования профессиональных компетенций будущего педагога-хореографа;

• определены принципы и критерии (ценностный, познавательный, эмоциональный, волевой, технологический, аксиологический) общепедагогической сущности, а также интегративный характер формирования профессиональной готовности будущего педагога-хореографа с учётом национально-регионального аспекта;

• выявлены педагогические условия эффективного внедрения предложенной модели и технологии ИВТ формирования профессиональной готовности будущего педагога-хореографа, разработан проект деятельности хореографической школы и Детского театра эстрады (впервые в культурной жизни Южной Осетии), в результате чего на современном этапе успешно функционирует «Государственная хореографическая школа-студия» и «Детский театр эстрады Республики Южная Осетия», открыты

поуровневые хореографические группы: младшая группа (3-5лет), средняя группа(6-8 лет), старшая группа (9-11 лет).

• установлена необходимость в межпредметной интегративной взаимосвязи профилирующих дисциплин с учебными дисциплинами общеобразовательного цикла для успешной сформированности профессиональной готовности будущего специалиста.

Теоретическую значимость исследования составили: внедрение в исследовательскую сферу понятий «профессиональная готовность» как результат высшего уровня профессионализма; определение специфики хореографического искусства и систематизация знаний и опыта ведущих педагогов, психологов, хореографов с целью формирования профессиональных компетенций будущего педагога-хореографа с точки зрения инновационных подходов в системе преподавания хореографии;

• разработка модели и педагогической технологии индивидуальной траектории (ИТФ) формирования профессиональной готовности будущего педагога-хореографа;

обоснование авторской концепции профессионально-педагогической подготовки педагога-хореографа, основывающейся на активизации визуально кинестетического мышления, на приобретении профессиональных качеств, специальных знаний навыков и умений; теоретическое обоснование необходимости экспериментально опробованной методики подготовки будущего специалиста.

Практическая значимость исследования:

• определена и реализована в процессе педагогического эксперимента необходимость обеспечения выявленных организационно-педагогических условий формирования профессиональной готовности будущего педагога-хореографа в национально-образовательном пространстве;

• предложены с учетом поставленных исследовательских задач и национально-образовательного аспекта Республики Южная Осетия сконструированная и научно обоснованная авторская структурно-концептуальная модель и технология индивидуальной траектории (ИТФ) формирования профессиональной готовности будущего педагога-хореографа, базирующиеся на системном, личностно-ориентированном, деятельностном, акмеологическом и компетентностном подходах и отражающие причинно-следственную связь между структурными иерархически взаимодействующими компонентами изучаемого процесса (целевым, методологическим, содержательно-процессуальным, результативным); определены критерии (личностный, специальный, мотивационный, коммуникативный и рефлексивный) и уровни готовности: репродуктивный (низкий), адаптивный (средний) и интегративный (высокий);

• результаты исследования апробированы и внедрены в практику Цхинвальского музыкального училища им. Ф. Алборова на хореографическом отделении; в Государственном лицее искусств им. А. Колиева, в хореографической студии Цхинвальской средней школы №2, в хореографической студии «Звездочка» Российского центра науки и культуры Республики Южная Осетия, на курсах повышения квалификации специалистов-хореографов;

• составлена программа спецкурса «Профессионализм руководителя детского хореографического коллектива (ПРДХК)» для преподавателей учреждений среднего профессионального образования;

• экспериментальные исследования могут быть рекомендованы и внедрены в образовательную систему при подготовке будущих профессионалов хореографического искусства.

Достоверность и обоснованность результатов:

• четкое соответствие поставленным целям и задачам исследования результатов и итогов эксперимента;

• обоснованность теоретических исследований;

• необходимый опыт экспериментальной базы;

• методологический и профессиональный подход к результатам эксперимента;

• фундаментальное использование педагогических и научных источников.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональная подготовка будет рассматриваться как творческий процесс овладения системой специальных знаний, общими и специфическими умениями, навыками для творческого выполнения профессиональной деятельности, а готовность будет определена как личностная ценность специалиста, его способность к преобразованию, сохранению и развитию в содержании этнохудожественного образования национальной культуры народов Кавказа традиционных видов хореографического искусства.

2. Целевая установка образовательной среды на профессиональную подготовку будущего специалиста будет основана на интеграции дисциплин общепедагогической направленности и позволит создать соответствующие педагогические условия для практической деятельности специалиста с высоким уровнем результативности. Высокий уровень результативности педагога-хореографа обеспечит:

а) формирование профессиональных компетенций студента: образность мышления, пластическое самовыражение, развитие воображения и фантазии, опыт в композиции и способность к сочинительству;

б) развитие физиологических особенностей: чувство ритма, музыкальность, анатомические возможности, психологическую устойчивость и т.д.

в) развитие творческого индивидуализма: креативности, творческой интуиции и индивидуальности;

г) приобретение профессиональных знаний о законах логики хореографического произведения, композиции и пространства, возможностей психомоторики и биомеханики движения человека, связи музыки и танца, законов художественной целостности хореографического произведения;

д) приобретение в процессе обучения умений и навыков: владением способами объединения движений, чувством жанра, стиля и сценического времени, владением танцевальной импровизацией и законами режиссуры.

3. Модель и технология индивидуальной траектории (ИТФ) формирования профессиональной готовности педагога-хореографа, базируются на системном, личностно-ориентированном, деятельностном, акмеологическом и компетентностном подходах и отражают причинно-следственную связь между структурными иерархически взаимодействующими компонентами изучаемого процесса (целевым, методологическим, содержательно-процессуальным, результативным); критериями (личностным, специальным, мотивационным, коммуникативным и рефлексивным); уровнями готовности: репродуктивным (низким), адаптивным (средним); интегративным (высоким) с учетом регионального образовательного пространства включают в себя три подсистемы: теоретическую, практическую, организационно-дидактическую.

4. Реализация педагогических условий формирования профессиональной готовности будущего педагога-хореографа в учебных заведениях регионального образовательного пространства позволяет авторской концепции профессионально-педагогической подготовки педагога-хореографа активизировать визуальное мышление, профессиональные качества студента, развить педагогические способности,

овладеть специальными знаниями и навыками для успешной работы в любом направлении современной хореографии - что и составляет критерии профессиональной готовности будущего специалиста.

5. Учебно-методическая программа для преподавателей среднего профессионального учреждения и программа спецкурса «Профессионализм руководителя детского хореографического коллектива» обеспечивают педагогическое сопровождение в коррекционном подходе к профессиональной готовности будущего педагога-хореографа с теоретической, практической, рефлекторной и оценочной точек зрения.

Экспериментальная апробация результатов исследования и их внедрение осуществлялись через публикации и выступления на международных и всероссийских научно-практических конференциях, в научных журналах, в журналах, рецензируемых ВАК: «Инновационное развитие профессионального образования» (Челябинск, 2013); «Вестник Иркутского Государственного Технического Университета» (Иркутск, 2015); «Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием» (Владикавказ, 2013); «Научно-издательский центр - Социосфера» (Пенза, 2013); Вестник науки и образования (Москва, 2014); «Известия ЮОНИИ, выпуск XL» (Цхинвал, 2014); «Проблемы современной науки и образования» (Москва, 2012, 2013, 2014); «Мир науки, культуры, образования» (Горно-Алтайск, 2013). Международная научно-практическая конференция «Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития» (г. Уфа, 2018г.)

Изложенные в диссертации положения и авторская программа проверялись и показали свою научную состоятельность в учебно-воспитательном процессе учреждений системы среднего профессионального звена и дополнительного образования республики Южная Осетия.

Основные положения и выводы исследования обсуждались и получили одобрение на заседании кафедры педагогики и психологии Юго-

Осетинского госуниверситета им. А.А. Тибилова, на заседании отделения хореографии музыкального училища им. Ф. Алборова, на методических семинарах Российского центра науки и культуры РЮО.

Структура диссертации включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА - ХОРЕОГРАФА

1.1. Социально-экономические предпосылки формирования профессиональной готовности педагога и её структурно-функциональное содержание как объект педагогического

исследования

Политические события и социально-экономические изменения, происходящие в Южной Осетии, оказали существенное влияние на все сферы жизнедеятельности населения республики.

В связи с этим руководство республики поставило перед образовательной системой одной из приоритетных задач - подготовить проект программы в области воспитания духовно-нравственного, профессионально-подкованного и эстетически развитого поколения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Жуйкова Наталья Андреевна, 2019 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алиева В.Г. Творческая одарённость и условия её развития - М.: Педагогика, 1991. - 143 с.

2. Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. - М.,1991.- 174 с.

3. Аверьянов В.В. Традиция как преемственность и служение // «Человек». - 2000. - №2. - 86 с.

4. Актуальные проблемы культуры ХХ века / Добрынина В.И. и др. - М.: Знание, 1993.-190 с.

5. Аллилуев В.И. Педагогическая система формирования учебно -профессиональной деятельности курсантов военного вуза: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Саратов, 2000. - 20 с.

6. Андреев В.И. В стране пирамид. - М.: Наука, 1972. - 357 с.

7. Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. - М.: Изд-во МГУ, 1969. - 80 с.

8. Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. - М. - Л.: Наука, 1966.- 243 с.

9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избранные психологические труды, в 2 т.,т.1, 1980. - 336 с..

10. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.

11. Анцыферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования формирования личности профессионала: Сб. науч. тр. - М: Ин-т психологии АН СССР, 1991. - С. 27-42.

12. Антология исследований культуры. Интерпретация культуры. - Т.1. -СПб.: Универсальная книга, 1997. - 728 с.

13. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. -М: МГИК, 1992. - 237 с.

14. Бахтин М.М. Эстетическое наследие и современность. 4.1. -Саранск,1992. - 224 с.

15. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющего поведения школьников. - М.: Магистр, 1999. - 245 с.

16. Бережная Елена Анатольевна. Развитие основ профессионального творчества будущих хореографов в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла: Дис. на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. - Ростов на Дону, 2000. - 166 с.

17. Бенин В.Л. Педагогическая культурология. Курс лекций. - Уфа, 2004. -95 с.

18. Блок Л.Д. Классический танец: История и современность / Вступ. ст. В.М. Гаевского. - М.: Искусство, 1987. - 556 с.

19. Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия от 17 сентября 2008 года и Соглашение между Министерством культуры Российской Федерации и Министерством культуры Республики Южная Осетия в области культуры от 6 июля 2010 года.

20. Богатырёв П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971. - 543 с.

21. Богачёва Ю. В. Формирование профессиональной готовности к практической деятельности педагогов-хореографов в вузах культуры -М., 2007. - 234 с.

22. Богачёва Ю.В. Мир танца: начало пути (Авторская образовательная программа) // Сборник №13. «Ключ к успеху». - М: ВОУОДО, 2003. -22 с.

23. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М, 1980. - 96 с.

24. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М: Академия, 2002. - 317 с.

25. Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. - 1995. - №5.- С. 49-58.

26. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. - Ростов на Дону, 1993. - 179 с.

27. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - №4. - С. 29-36.

28. Борисов А.И. Психолого-педагогические аспекты подготовки педагога-хореографа: Дис. канд. пед. наук. - Самара, 2001. - 223 с.

29. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. -М.,1996. - С. 371-374 с.

30. Бутов А.Ю. Становление традиций российского образования и воспитания (ХУШ-Х1Х века). Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. - М., 2005. - 64 с.

31. Бутов А.Ю. Традиции российского образования: диалог культур и педагогическая реальность. - М: Московский философский фонд, 2001. - 412 с.

32. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психологического развития детей. - М: Изд-во МГУ,1990. - 134 с.

33. Бурцева Г.В. Управление развитием ворческого мышления студентов-хореографов в процессе вузовской подготовки: Дис. канд. пед. наук. -Барнаул, 2000. - 178 с.

34. Бруднов А.К. О становлении и развитии системы дополнительного образования детей // От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сб. нормативных документов и нормативных материалов для дополнительного образования детей. - М., 2000.- 378 с.

35. Вершловский С.Г. Традиции как социально-педагогический феномен// в сб. Традиции и современность в образовании. - СПб, 1996. - Ч.1. - С. 12-15.

36. Байрамбеков М. М.- «Система занятий по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством Дагестана».- Махачкала,2001

37. Большая советская энциклопедия - электронный вариант.

38. Вестник образования. - 1992. - №3. - С. 67-80.

39. Ветров Ю., Мельникова М. Проблема моделирования педагогических систем // Высшее образование России. - 2005. - №5. - С. 59-62.

40. Гершунский Б.С. Философия образования XXI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.).

41. Гилева И.О. Творчество как характеристика профессионализма // Прикладная психология. - 2002. - №4 - С. 32-35.

42. Гликман И.З. Воспитание или формирование? // Педагогика. - 2000. -№5. - С. 20-23.

43. Гриненко Г.В. Сакральные тексты и сакральная коммуникация. М.: Новый век, 2000. - 448 с.

44. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - СПб.: Изд-во ЛГУ, 1990.

- 495 с.

45. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. - М.: Искусство, 1981. - 395 с.

46. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. - Л.: Наука, 1967. - 318 с.

47. Давыдов В.В. Гл. редактор т.1, - Российская педагогическая энциклопедия: 2 т. - М: Большая рос. энциклопедия, 1993. - 607 с.

48. Данилова М. Творческое развитие ребёнка // Мир школы - 2001. - №6.

- С. 71-79.

49. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. Изд.5-ое. - Спб., 1895. - 629 с.

50. Джагаева Т.Е Формирование экономической культуры личности в условиях национального региона (на примере Республики Южная Осетия). - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2010. - 407 с.

51. Дьяконов И.М. Древний Египет.// История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. М.1988.- 623с.

52. Ерасов В.С. Социальная культурология. 2-е изд. - М.: Аспект Пресс,1996. - 561 с.

53. Еремеев А.Ф. Границы искусства: Социальная сущность художественного творчества. - М.: Искусство, 1987. - 317 с.

54. Емельянова И.К. К вопросу о творческой самоорганизации студентов / Славянский педагогический собор. - Бендеры, 2002. - 385 с.

55. Жуйкова Л.П. Актуализация образовательно-профессиональных достижений студентов в процессе изучения педагогических дисциплин: Автореф. дис. канд. пед. наук. - СПб., 1998. - 19 с.

56. Журнал «Известия», НИИ им.З.Н.Ванеева,22011. - №39. - С. 27-30.

57. Захаров Р. Записки балетмейстера. - М., 1976. - 227 с.

58. Иванова Ю.В. Категория «традиции» с точки зрения современной философии // Традиции и инновации в системе образования. Материалы науч.-практ. конф. - Чита, 1997. - Ч.1. - 389 с.

59. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991. - 462 с.

60. История Древнего Востока / Под ред. В.И. Кузищина. - М.: Высшая школа, 1979. - 310 с.

61. Информационное письмо Министерства культуры РФ от 05.10.2000 г. - С. 3-11.

62. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессиональной педагогической культуры преподавателей высшей школы. - М.; Белгород: МПГУ, 1993. - 219 с.

63. Исаев И.Ф., Ситникова М. И. Творческая самореализация учителя: культурологический подход: Учебное пособие. - М; Белгород: Изд-во БГУ, 1999. - 244 с.

64. История и культурология: Учебное пособие/ Н.В. Шишова,Т.В. Акулич, М.И. Бойко и др.; Под. ред. Н.В. Шишовой. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 368 с.

65. Каган М.С. Искусство // Философский энциклопедический словарь. -М.: Педагогика, 1990. - 140 с.

66. Кабурнеева Е.О. Становление и развитие педагогических традиций хореографического образования в России. - М., 2011. - 174 с.

67. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 140 с.

68. Калашникова Т.И. Становление готовности студентов-хореографов к развитию художественно-творческого потенциала учащихся: Дис. канд. пед. наук. - Курск, 2002. - 201 с.

69. Климова Т.Е. Диагностика воспитанности школьников: Метод. рек. для студентов педагогических вузов, учителей школ. - Магнитогорск: МГПИ, 1996. - 42 с.

70. Коломинский Я.Л., Березовик Н.А. Некоторые педагогические проблемы социальной психологии. - М., 1977. - 215 с.

71. Кон И.С. Социология личности. - М.: Политиздат, 1967. - 157 с.

72. Королёв В.В. Формирование творческой активности студентов-хореографов в процессе вузовской подготовки: Дис. канд. пед. наук. -М., 2003. - 180 с.

73. Кондаков И.М., Сухарев А.В. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. - 1989. - №5. - С. 143-148. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в РФ на 2008-2015 гг.

74. Костровицкая В.С., Писарев А.А. Школа классического танца. Изд. 2-е, доп. - Л.: «Искусство», 1976. - 272 с.

75. Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр: Очерки истории: От истоков до середины ХУШ века. - М.: Искусство, 1979. - 295 с.

76. Кузнецова Л.М. Учебный план - объект научного исследования

// Образование в современной школе танцев. - 2001. - №1 - С. 21-28.

77. Курнатова И.Б. Формирование социокультурной компетентности будущих специалистов культуры и искусства // Хореографическое образование на рубеже XXI в.: опыт, проблемы, перспективы развития. - Тамбов, 2005. - С.37-45.

78. Луначарский А.В. Воспитание нового человека. - М., 1963. - 279 с.

79. Лук А.Н. Психология творчества. - М. Наука, 1978. - 127 с.

80. Мамай И.Н. Система формирования профессиональной готовности студентов военных кафедр к управлению воинским подразделением. -Самара: СГСХА; 20014. - С. 33-37.

81. Нилов В.Н. Хореография в системе художественного воспитания младших школьников: теория и практика: Дис. канд. пед. наук. - М., 1998. 185 с.

82. Никулин Н.Н., Ковалевский В.Ф., Анисимов В.М. Кадры - персонал, словарь. - М.,1994. - 278 с.

83. Пахомова Л.Ф., Увалиева С.К., Ермаганбетова С.К. К вопросу о «компетентности» и «компетенции» будущих учителей. - Махачкала, 2013. - С. 67-68.

84. Платонов К.К. Структура и развитие личности. - М.: Наука,1986. - 255 с.

85. Поваренов Ю.П. Психологические основы целостного подхода к процессу профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. - М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991. - С. 67-83.

86. Пономарёв Я.А Психология творчества и педагогика. - М: Педагогика, 1976. - 280 с.

87. Постановление Правительства Республики Южная Осетия от 28.04.2011г. №6.

88. Профессиограмма учителя <ahref=http://knowledge.allbest.ru/-реёа§о§юв/3с0а65635Ь2Ьс68а4с43Ь88421216ё27_0.Ыт1>

89. Ф.Рабле. Гаргантьюа и Пантагрюэль. - Пермь: Пермская книга, 1993. -491 с.

90. Раджабов И. М. «Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству для 1 -6 классов» (в соавторстве с Магомедовым Д. Б.). - Махачкала, 1997;

91. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. - Минск: Современное слово, 2001. - 928 с.

92. Романишина Л.М., Микитюк В.И. Профессиональное образование в контексте современной культуры. Славянский педагогический собор. 2002. - 89 с.

93. Ромм В.В. Тысячелетия классического танца. - Новосибирск, 1998. -160 с.

94. Ромм В.В. Секреты танцев Древней Греции. - Новосибирск: ТРИНА, 1999 - 156 с.

95. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - Т.2. - М., 1989. -328 с.

96. Рубенштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности (к философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии. - 1986. - №4. - С.16-21.

97. Руденко В.Н. Культурологические основания целостности содержания высшего образования // Педагогика. - М., 2004. - №1. - С. 23-29.

98. Савин М.В. Философско-методологические основы традиционо-логического подхода в педагогических исследованиях // Развитие

основных направлений педагогической науки XX века: Материалы XXVI сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки. - Тверь: Научная книга, 2007. - С. 91-112.

99. Самохвалова В.И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире. - М.: ИФРАН, 1996. - 135с.

100. Сеначин П.В. Формирование педагогической культуры будущих художественных руководителей хореографических коллективов: Дис. канд. пед. наук. - Челябинск, 2005. - 116 с.

101. Серихов В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. 1994. - №5 - С 16-21.

102. Словарь иностранных слов. - 1933. аЫ^-'http://www.megaslov.m-/html/p/pшfessюgramma.htmГ><b>профессиограмма</b></a>)

103. Словари и энциклопедии. http: //dic.academic.ru

104. Слободчиков В.И., Исаев Н.А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. 1996. - №4. -С. 73-84.

105. Смирнов И.Г. Педагогическая система формирования готовности будущих специалистов к выполнению профессионального долга: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Саратов, 2003. - 20 с.

106. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - М., 2003.

107. Слободчиков В.И., Исаев Н.А. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. - 1996. - №4. -С. 73-84.

108. (Словарь иностранных слов, 1933) аЫ^-'http://www.megaslov.ru-/html/p/pшfessюgramma.htmГ><b>профессиограмма</b></a>)

109. Словари и энциклопедии http: //dic.academic.ru

110. Турич И. М. Эстетическое воспитание детей. - М.: Просвещение, 1966. - 103 с.

111. Уральская В. Радуга русского танца. - М.: Советская Россия. 1982. Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике. Для 1-го класса музыкальной школы. - М.: Музыка, 1995. - 125 с.

112. Фокина Е.Н. «Хореография в общеобразовательной школе как средство гармонизации развития личности». - Тюмень, 2002. - 195 с.

113. Шавлохов М.М. «Об осетинской хореографии». - Цхинвал, 2010. - 232 с.

114. Шамовой Т.И., Третьякова П.И. Управление развитием инновационных процессов в школе. - М., 1995. - 145 с.

115. Шекспир В. Комедии. - М. «Художественная литература», 1979. - 305 с.

116. Шекспир В. Т.1. - М.: РИПОЛ, 1996. - 231 с.

117. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 9. - С. 47-52.

118. balletstory.ru. Мари Камарго

119. Ыtp://www.dancesport.by/Танцевалънъlй портал

120. http://newfashion.kz/posobie-kak-dostich-uspeha/o-russkoj-xoreografii-chast-8.html О русской хореографии - часть 8

121. (Балет — искусство танца)http://oballet.ru/category/skomorohi-poteshniki.

122. Журнал «Известия», НИИ им. З.Н. Ванеева. - 2011. - №39. - 275 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.