Педагогические условия формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Губанова, Наталья Федоровна

  • Губанова, Наталья Федоровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 309
Губанова, Наталья Федоровна. Педагогические условия формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2004. 309 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Губанова, Наталья Федоровна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

1.1 Понятие творческой активности в философской, психолого-педагогической литературе

1.2 Психолого-педагогические акпекты формирования творческой активности детей 5-7 лет

1.3 Художественно-игровая деятельность как средство активизации творческих проявлений детей 5-7 лет

1.4 Педагогические возможности игры-драматизации в формировании творческой активности детей 5-7 лет

Выводы по I главе

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ

2.1 Характеристика творческой активности детей 5-7 лет в игре-драматизации

2.2 Реализация педагогических условий формирования творческой активности детей 5-7 лет в игре-драматизации

2.3 Динамика формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации (анализ опытно-экспериментальной работы)

Выводы по II главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации»

Настоятельной потребностью в современной педагогике является выяснение вопроса о том, какова природа творческой активности, условия ее формирования, степень влияния на нее эстетической деятельности. Творческая активность в настоящем исследовании рассматривается как социальная, психолого-педагогическая проблема. Осознанная активная жизнедеятельность порождает преобразующие творческие возможности личности, формируя творческую энергию.

Философские аспекты данной проблемы рассмотрены в работах Н.А.Бердяева, Ю.Б.Борева, В.В.Ванслова, Г.Н.Волкова, А.Я.Зися, Э.В.Ильенкова, А.Ф.Лосева, А.Лилова, Вл.Соловьева, С.Л.Франка.

Психологические основы сущности творческой активности раскрыты в трудах отечественных и зарубежных исследователей Д.Б.Богоявленской, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, В.В.Зеньковского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Гилфорда, А.Маслоу, Дж.Рензулли, К.Роджерса, П.Торренса и др.

Педагогические исследования в области творческой активности изложены в работах П.П.Блонского, Н.А.Ветлугиной, Т.С.Комаровой, И.Я.Лернера, Б.Т.Лихачева, А.И.Савенкова, Н.М.Сокольниковой, Т.И.Шамовой.

Развитие каждого ребенка как творческой индивидуальности отвечает потребностям педагогики сегодняшнего дня, способствует гуманизации образования. Приобщение детей к искусству формирует эмоционально-ценностное отношение к миру, активизируя их стремление к созидательной деятельности, поэтому особое значение в этом приобретает эстетическое воспитание.

Возможности формирования творческой активности личности рассматриваются в исследованиях с различных позиций:

- с позиции личностно-деятельностного подхода (Л.С.Выготский, М.С.Каган,

A.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн);

- с позиции личностно-ориентированного обучения и гуманизации образования (Ш.А.Амонашвили, Б.Г.Ананьев, В.В.Давыдов,

B.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, Л.В.Тодоров, Д.Б.Эльконин);

- в педагогике искусства (Л.Г.Арчажникова, Л.В.Горюнова, Д.Б.Кабалевский, Л.Г.Савенкова, Н.А.Терентьева, Л.В.Тодоров, Т.В.Челышева, Р.М.Чумичева, Л.В.Школяр);

- в педагогике творчества, художественно-творческих способностей и одаренности (Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, О.М.Дьяченко, Т.С.Комарова, В.С.Кузин, Н.С.Лейтес, И.Я.Лернер,

A.М.Матюшкин, А.А.Мелик-Пашаев, Я.А.Пономарев, А.И.Савенков, Н.П.Сакулина, М.Н.Скаткин, Б.М.Теплов, Е.А.Флерина, Г.М.Цыпин); с позиции интонационной теории (Б.В.Асафьев, Л.В.Горюнова,

B.В.Медушевский, Л.В.Школяр);

- с позиции театральной педагогики (П.М.Ершов, К.С.Станиславский, М.А.Чехов).

Творческая активность изучалась многими исследователями, но, не смотря на это, большинство работ посвящено развитию творческой активности у детей школьного возраста. В дошкольной педагогике остаются нерешенными вопросы формирования творческой активности в одном из важнейших видов деятельности детей - в игре, выступающей в качестве подготовительной ступеньки художественного творчества ребенка, центра, ядра любой художественной детской деятельности. Игра как самодеятельное творчество, в которой ребенок воспроизводит основные смыслы человеческих отношений и удовлетворяет основные потребности в познании и самовыражении, заключает в себе неисчерпаемые возможности для проявления творческой активности.

Особое место в художественно-творческой деятельности детей 5-7 лет принадлежит игре-драматизации, являющейся специфическим средством формирования творческой активности детей старшего дошкольного возраста. Одной из особенностей игры-драматизации является ее синкретизм, проявляющийся во взаимосвязи различных видов искусства и художественно-творческой деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой). Именно искусство играет решающую роль в формировании целостной личности, потому что прежде всего оказывает влияние на интеллектуально-чувственную сферу человека. Творческая игра на занятиях по искусству способствует углубленному мировосприятию вследствие личностной "проживаемости" художественного явления, более активного проникновения в тайны выразительных средств, что захватывает детей, доставляет радость, благопрятствует осмыслению, постижению произведения. Ролевое поведение, осуществляемое ребенком в процессе игры-драматизации, дает ему возможность приобрести умение управлять собой, уверенность в себе, направляет силу мысли и воображения в творческое русло.

Современное изучение вопроса о необходимости создания условий для формирования творческой активности старших дошкольников с использованием игры-драматизации основывается на решении следующих противоречий:

- между пониманием значимости игры-драматизации в формировании творческой активности детей, их эмоциональных творческих стремлений, запросов и недостаточной разработанностью содержания, методики и условий этого формирования;

- между требованиями к профессиональной деятельности воспитателей по руководству детской творческой игрой и отсутствием специальной психолого-педагогической, методической подготовки педагогов к осуществлению этой деятельности.

Исходя из вышесказанного, мы определили проблему исследования:

- каковы условия, необходимые и достаточные, для формирования у детей 57 лет творческой активности в процессе игры-драматизации?

Игра-драматизация как эстетическая деятельность обладает большими возможностями в формировании творческой активности, которые недостаточно осознаны и выделяются в теории и практике, следовательно, не до конца изучены.

Не разработанность указанной проблемы по созданию педагогических условий для формирования творческой активности детей 5-7 лет как существенного фактора реализации личностно-деятельностного подхода в художественно-игровой деятельности подтверждает актуальность нашего исследования.

Объект исследования: формирование творческой активности-детей 5-7 лет.

Предмет исследования: педагогические условия формирования творческой активности детей 5-7 лет в игре-драматизации.

Цель исследования: определить и экспериментально проверить педагогические условия формирования творческой активности детей в процессе игры-драматизации.

Теоретический анализ данной проблемы и предварительные эмпирические исследования позволили сформулировать гипотезу.

Гипотеза исследования: формирование творческой активности детей 5-7 лет будет успешным, если:

1) содержание, формы и методы формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации разработаны на основе интеграции различных видов искусства, художественно-творческих деятельностей и способностей детей с учетом поэтапного осуществления процесса формирования;

2) соблюдены педагогические условия, в которые входят:

- отбор художественных произведений, способствующих активизации творческих проявлений детей в игре-драматизации, на основании определенных критериев (художественная ценность, педагогическая целесообразность, соответствие музыкальному и жизненному опыту ребенка и др.); единство педагогического взаимодействия, включающее в себя взаимосвязанные звенья: педагоги — дети - родители;

- дополнительная подготовка воспитателей в области театральной педагогики v " в условиях дошкольного образовательного учреждения, в результате которой образец креативного поведения взрослого выступает в качестве механизма воздействия на творческую активность детей.

В соответствии с выдвинутой гипотезой были поставлены и решены следующие задачи:

1. Определить сущность, структуру и содержание творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации.

2. Определить педагогические возможности игры-драматизации для формирования творческой активности детей.

3. Разработать педагогические условия, содержание, формы и методы формирования творческой активности детей 5-7 лет и проверить их в опытно-экспериментальной работе.

4. Разработать критерии диагностики уровня сформированности творческой активности детей 5-7 лет на основе анализа психолого-педагогической, методологической литературы и отобрать эффективные методики.

Методологическую основу исследования составили: современные теории личности и деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов);

- философско-психологические теории формирования творческой личности (Л.С.Выготский, Н.А.Бердяев, Я.А.Пономарев);

- положения философии и эстетики о взаимосвязи искусства и средств выразительности, лежащих в основе художественной деятельности (Ю.Б.Борев, В.В.Ванслов, Г.Н.Волков, А.Я.Зись, М.С.Каган);

- положения интонационной теории (Б.В.Асафьев, В.В.Медушевский);

- положения педагогики о воспитании эстетического отношения к миру (Т.С.Комарова, А.А.Мелик-Пашаев, Л.В.Тодоров);

- теория игры (А.К.Бондаренко, А.В.Запорожец, Н.Я.Михайленко, Д.Б.Эльконин);

- идеи теории педагогического творчества (В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Капик, Н.Д.Никандров и др.).

Определение цели, задач, формулирование гипотезы обусловило следующий выбор теоретических и эмпирических методов исследования: теоретический анализ философско-эстетической, психолого-педагогической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта в исследуемой области; анализ учебно-методической документации, моделирование; целенаправленные педагогические наблюдения на различных этапах опытно-экспериментальной работы; сбор массового материала (анкетирование воспитателей, музыкальных руководителей и родителей, беседы, анализ продуктов деятельности детей); проведение педагогического эксперимента, качественный и количественный анализ его результатов, методы статистической обработки данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись детские сады и школы г. Коломны и г. Клина Московской области. В ходе исследования принимали участие педагоги и дети старших и подготовительной групп дошкольных учреждений, учащиеся первых классов общеобразовательных школ. В экспериментальные и контрольные группы входили дети дошкольных образовательных учреждений № 42 г. Коломны и № 38 г. Клина.

Исследование проводилось с 1998 по 2003 г. и включало три этапа.

Первый этап (1998 - 1999) - теоретико-поисковый: изучение философской, психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований по проблеме изысканий; анализ программ и методов обучения и воспитания в дошкольном учреждении; определение методологического аппарата; разработка диагностических заданий; выяснение состояния изучаемого вопроса на практике; проведение констатирующего эксперимента; определение игры-драматизации для формирования творческой активности детей; апробация музыкально-драматического материала; знакомство детей с различными способами перевоплощения, создание выразительных игровых образов.

Второй этап (1999 - 2001) - опытно-экспериментальный: проведение педагогического эксперимента; проверка разработанной методики на практике; научно-методическая консультативная работа с педагогами; проведение семинаров, курсов повышения квалификации, открытых просмотров в естественных условиях базы исследования; формирующий эксперимент.

Третий этап (2001 - 2003) - обобщающий (аналитический): проведение заключительных срезов, подведение итогов экспериментальной работы; обобщение данных, формулирование основных выводов; оформление диссертационной работы.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Разработаны и проверены в опытно-экспериментальном исследовании содержание, формы и методы формирования творческой активности детей 57 лет в процессе игры-драматизации: система творческих заданий, программа специально организованных занятий "В мире красок и мелодий", диагностические методики, педагогический театр "Взрослые - детям".

2. Разработаны критерии уровня сформированности творческой активности детей 5-7 лет, учитывающие специфику художественно-игровой деятельности: увлеченность деятельностью; эмпатийный настрой; тенденция к самостоятельности; оригинальность и выразительность интонационно-ролевого воплощения.

3. Установлено, что формирование творческой активности детей 5-7лет обеспечивается специальным комплексом педагогических условий, в который входят:

- отбор художественных произведений, способствующих активизации творческих проявлений детей в игре-драматизации, определенный следующими критериями: художественная ценность, педагогическая целесообразность; соответствие музыкальному и жизненному опыту ребенка; яркая образность и выразительность интонаций - музыкальных, словесных, изобразительных - осуществляющих "захват впечатлением", обладающих силой воздействия на ребенка; единство педагогического взаимодействия, включающее в себя взаимосвязанные звенья: педагоги - дети - родители;

- дополнительная подготовка воспитателей в области театральной педагогики в условиях дошкольного образовательного учреждения, в результате которой образец креативного поведения взрослого выступает в качестве механизма воздействия на творческую активность детей.

Теоретическая значимость исследования состоит:

- в определении сущности и структуры творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации, которые заключаются в следующем: а) творческая активность детей 5-7 лет, формируемая в игре-драматизации, есть интегративное качество личности, проявляющееся в преобразующей деятельности посредством ее стимуляции и актуализации творческого потенциала и характеризующееся созданием субъективно нового продукта (художественно-игрового образа); б) компонентами творческой активности являются эмоционально-мотивационный, волевой и творческий; в) уровни сформированное™ творческой активности таковы: репродуктивно-пассивный (потенциальный), репродуктивно-активный (подражательный), поисково-рефлексивный, активно-творческий (созидательный, актуальный);

- в обосновании педагогических возможностей игры-драматизации, заключающихся в их способности осуществлять четыре основные функции в формировании творческой активности детей 5-7 лет: эмоциогенную, синкретическую, инструментальную, креативную;

- в представлении педагогической модели формирования творческой активности детей 5-7 лет в образовательном процессе при использовании игры-драматизации, включающей в себя организационно-содержательный и процессуально-технологический компоненты;

- в теоретическом обосновании возможности использования метода интонационного постижения искусства для формирования творческой активности детей в процессе игры-драматизации.

Вышеизложенное позволяет сделать заключение о том, что внесен известный вклад в теорию художественно-эстетического воспитания.

Практическая значимость исследования заключается в разработке содержания, форм и методов педагогической работы с детьми 5-7 лет по формированию у них творческой активности в процессе игры-драматизации, что позволяет повысить уровень эстетического воспитания старших дошкольников. Материалы диссертации используются при подготовке воспитателей на дошкольном отделении психолого-педагогического факультета КГПИ, на курсах повышения квалификации музыкальных руководителей г. Коломны, могут быть использованы для разработки курсов лекций и специальных семинаров для студентов дошкольных факультетов педагогических вузов, педагогических училищ, выпуска методических пособий для воспитателей и музыкальных руководителей детских учреждений.

Достоверность и обоснованность научных положений и выводов обусловлены методологией исследования, исходными теоретическими позициями, разносторонностью экспериментального исследования, адекватностью целям, задачам и логике анализа; репрезентативностью объема выборок, возможностью повторения эксперимента; количественным и качественным анализом полученных данных.

Личный вклад автора в получении научных результатов определяется разработкой и обоснованием концептуальных положений исследования, непосредственным руководством и участием в проведении эксперимента.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в следующих формах: основные теоретические положения и результаты экспериментальных исследований были доложены и обсуждались на заседании кафедры музыки, искусствознания и спецдисциплин КГПИ (г. Коломна, 1999 - 2001); кафедры дошкольного образования ИПК и ПРНО МО (г. Москва, 1999 - 2003); на I Всероссийской научно-практической конференции "Педагогические аспекты подготовки учителя музыки" (г.Коломна, 1997), международной научно-практической конференции "Региональные особенности педагогики народного художественного творчества. Методика. Опыт. Проблемы." (г.Барнаул,1999); межвузовской научно-практической конференции "Современное образование: проблемы психологии, педагогики и творчества". (г.Саратов, 1999); на второй научно-практической конференции "Эстетическое воспитание в контексте экологии культуры XXI века" (г. Коломна, 2000) и др.; на заседаниях городского методического объединения и курсах повышения квалификации музыкальных руководителей г. Коломны, на семинарах воспитателей, апробировались в ходе личной преподавательской практики в ДОУ, КГПИ, включены в содержание спецкурса "Праздники в дошкольном образовательном учреждении".

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность творческой активности детей 5-7 лет в игре-драматизации выражается в формировании у них интегративного качества личности, которое проявляется в преобразующей деятельности посредством ее стимуляции и актуализации творческого потенциала и характеризуется созданием субъективно нового продукта (художественно-игрового образа); определяется единством эмоционально-мотивационного, волевого и творческого компонентов.

2. Формирование творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации достигается при следующих педагогических условиях:

- если произведен отбор художественных произведений, способствующих активизации творческих проявлений детей 5-7 лет в игре-драматизации, который определяется критериями: художественная ценность; педагогическая целесообразность; соответствие музыкальному и жизненному опыту ребенка; яркая образность и выразительность интонаций — музыкальных, словесных, изобразительных - осуществляющих "захват впечатлением", обладающих силой воздействия на ребенка; если осуществлено единство педагогического взаимодействия, включающего в себя взаимосвязанные звенья: педагоги - дети - родители;

- если воспитатель включается в систему дополнительной подготовки в области театральной педагогики в условиях дошкольного образовательного учреждения, в результате которой образец креативного поведения взрослого выступает в качестве механизма воздействия на творческую активность детей.

С учетом педагогических условий, необходимых для реализации формирующей методики, нами была сконструирована модель формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации, которая является единством двух компонентов. В организационно-содержательный компонент входят три блока: специально-организованное обучение в форме занятий (программа "В мире красок и мелодий" с включенной в нее системой творческих заданий для различных видов художественно-творческой деятельности: восприятия искусства, вокально-речевой, двигательной и инструментальной импровизации, сюжетосложения, музыкально-игровой композиции); совместная взросло-детская (партнерская) деятельность (педагогический театр, воспитание сказкой); свободная деятельность самих детей (самодеятельная игра-драматизация). Процессуально-технологический компонент включал в себя этапы формирования творческой активности, серию диагностических методик, группу методов поисково-творческого характера (драматизации, моделирования эмоций, ассоциативного сравнения, творческого диалога, эмпатийного познания).

3. Критериями оценки уровня сформированности творческой активности детей 5-7 лет в игре-драматизации, отражающими сущность изменений этого формирования, являются следующие: увлеченность данной деятельностью; эмпатийный настрой; тенденция к самостоятельности; оригинальность и выразительность интонационно-ролевого воплощения. Структура диссертации:

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Губанова, Наталья Федоровна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

В данном разделе диссертационного исследования нашла свое отражение проходившая опытную проверку сконструированная модель формирования творческой активности детей-дошкольников. l.Ha констатирующем этапе эксперимента на основании разработанных нами критериев был проведен начальный срез, свидетельствующий о низком уровне сформированности творческой активности детей и о необходимости создания комплекса педагогических условий для наиболее эффективного способа решения данной проблемы;

2.По итогам констатирующей части исследования была определена совокупность педагогических условий формирования творческой активности детей 5-7 лет в игре-драматизации, которая включает в себя: а) дополнительную подготовку воспитателей средствами театральной педагогики в условиях дошкольного образовательного учреждения, выступающую в качестве механизма воздействия образца креативного поведения взрослого на творческую активность детей; б) отбор художественных произведений, способствующих активизации творческих проявлений детей в игре-драматизации; в) единство педагогического взаимодействия, включающего в себя взаимосвязанные звенья: педагоги — дети — родители.

3. На основании выделенных педагогических условий в исследовании была разработана целостная модель формирования творческой активности детей 5-7 лет через игру-драматизацию, включающая организационно-содержательный (специально организованное обучение в форме занятий; совместную взросло-детскую деятельность; свободную самостоятельную деятельность детей) и процессуально-технологический компоненты (серию диагностических методик; группу методов поисково-творческого характера; поэтапную работу по формированию творческой активности детей: накопление эмоционально-чувственного опыта дошкольников через восприятие искусства; усвоение способов деятельности путем восприятия-подражания; поиск интерпретационных решений, направленный на усиление исполнительского компонента деятельности; проявление творческих потенций детей в ходе креативной игры; корректировка, оценка и самооценка, проявляющиеся в умении анализировать процесс и результат игры).

4. Для апробации данной модели был проведен формирующий эксперимент, суть которого состояла в целенаправленном применении целостного комплекса творческих заданий и игровых методик по отдельным видам художественно-игровой деятельности (восприятию искусства, вокально-речевой, двигательной, инструментальной импровизации, сюжетосложению и музыкально-игровой композиции, основанных на игре-драматизации) на регламентированных (музыкальных) и специально организованных занятиях по программе "В мире красок и мелодий". Раскрыта сама методика использования игры-драматизации в целостном образовательном процессе дошкольного учреждения;

Результаты промежуточных и итогового срезов показали, что проведенная опытно-экспериментальная работа оказала существенное влияние на процесс формирования творческой активности детей-дошкольников, что свидетельствует об эффективности примененной методики.

244

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Анализ философской и психолого-педагогической литературы показал, что в современном обществе продолжает расти интерес к неординарно мыслящей личности, полностью реализующей свой потенциал и движущейся к полному познанию себя.

Этот потенциал формируется еще в раннем детстве и основывается на широком включении искусства и разнообразных художественно-творческих деятельностей в жизнь детей. В ходе экспериментального исследования нами выделена идея комплексного стимулирующего педагогического воздействия на творческую активность дошкольников. Таким средством выступает игра-драматизация, которая обладает активизирующими педагогическими возможностями, выражающимися в следующих функциях:

- эмоциогенной (способствует "взращиванию" собственных эмоций личности, развивая чувство сопричастности в коллективной деятельности);

- синкретической (через синтез искусств, способностей детей, возможностей и видов деятельностей являет собой сильнейший стимул к повышению уровня творчества старших дошкольников);

- инструментальной (выступает как обучающий фактор, оснащающий необходимым знаниевым багажом);

- креативной (способствует развитию моделирующих умений, при помощи которых ребенку удается реализовать свои проективные качества).

Изучение педагогического опыта говорит о недостаточном использовании выделенных функций в практике детского сада, чему свидетельствует ряд причин:

- отсутствие целенаправленной теоретической и практической подготовки педагогов ДОУ для грамотного руководства детской художественно-игровой деятельностью;

- снижение интереса детей к выполнению творческих заданий;

- не определенность места игр-драматизаций в образовательном процессе детского сада.

В связи с этим наиболее важной представлялась задача выявления комплекса педагогических условий, способствующих реализации указанных функций игр-драматизации и оказывающих воздействие на рост творческой активности детей старшего дошкольного возраста.

В ходе многолетней личной практики в дошкольном образовательном учреждении, в результате теоретического анализа и практического обследования, данных констатирующего эксперимента, в исследовании нами были выявлены следующие педагогические условия:

1) организация дополнительной подготовки воспитателей средствами театральной педагогики в стенах дошкольного образовательного учреждения с целью создания образца креативного поведения взрослого как фактора активизации детского художественно-игрового творчества;

2) специальный отбор художественных произведений для работы по программе эксперимента по следующим критериям: а) художественная ценность; б) педагогическая целесообразность; в) соответствие музыкальному и жизненному опыту ребенка; г) яркая образность и выразительность интонаций (музыкальных, словесных, изобразительных), осуществляющих "захват впечатлением", силой воздействия на ребенка.

3) создание единства педагогического взаимодействия, осуществляемого во взаимной связи звеньев: педагоги — дети — родители. Целью создания такого педагогического пространства является неформальное, взаимное заинтересованное общение взрослых и детей, при котором семья играет роль подлинного органа воспитания.

Педагогические условия легли в основу разработанной модели формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игрыдраматизации и специальной методики экспериментальной программы, составленной для ее проверки, осуществляющейся поэтапно.

Модель формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации включала в себя организационно-содержательный и процессуально-технологический компоненты.

Экспериментальная методика была апробирована в формирующем эксперименте. Для измерения творческой активности нами были определены ее структура и содержание.

Творческая активность как интегративное качество личности проявляется в преобразующей деятельности посредством ее стимуляции и актуализации творческого потенциала, характеризуется созданием субъективно нового продукта (художественно-игрового образа). Основными структурными компонентами творческой активности выступают: эмоционально-мотивационный, волевой и творческий.

В качестве основных критериев, по которым определялось содержание творческой активности детей 5-7 лет выступили следующие: увлеченность деятельностью; эмпатийный настрой; тенденция к самостоятельности; оригинальность и выразительность интонационно-ролевого воплощения.

На основании разработанных критериев нами были определены уровни сформированности творческой активности:

- репродуктивно-пассивный (потенциальный);

- репродуктивно-активный (подражательный);

- поисково-рефлексивный;

- активно-творческий (созидательный, актуальный).

Результаты итогового среза позволили сделать вывод о том, что дети экспериментальных групп показали значительный рост творческой активности в игре-драматизации по сравнению с детьми контрольных групп. Это дает основание утверждать о том, что сконструированная модель формирования творческой активности детей является эффективной. В качестве основных выводов мы можем сделать следующие:

1. Проведенное исследование позволило решить все поставленные задачи и подтвердить гипотезу исследования.

2. В исследовании теоретически обосновано понимание сущности творческой активности детей 5-7 лет: это интегративное качество личности, проявляющееся в преобразующей деятельности посредством ее стимуляции и актуализации творческого потенциала и характеризующееся созданием субъективно нового продукта (художественно-игрового образа). Сущность творческой активности заключается в единстве ее компонентов: эмоционально-мотивационного, волевого и творческого.

3. Игра-драматизация заключает в себе педагогические возможности, состоящие в осуществлении четырех важнейших функций: эмоциогенной, синкретической, инструментальной, креативной.

4. Реализация педагогических возможностей игры-драматизации в формировании творческой активности детей на практике определяется специальным комплексом педагогических условий: дополнительной подготовкой воспитателей в рамках методической работы в дошкольном образовательном учреждении, в результате которой образец креативного поведения взрослого выступает в качестве механизма воздействия на творческую активность детей - как главным условием формируемого качества; отбором художественных произведений, определяемым критериями (художественная ценность; педагогическая целесообразность; соответствие музыкальному и жизненному опыту ребенка; яркая образность и выразительность интонаций - музыкальных, словесных, изобразительных осуществляющих "захват впечатлением", силой воздействия на ребенка); единством педагогического взаимодействия, осуществляемого во взаимной связи звеньев: педагоги - дети — родители.

5.0пределенные и экспериментально проверенные педагогические условия на практике являются важнейшим структурным элементом, определяющим функционирование разработанной нами модели формирования творческой активности детей 5-7 лет в процессе игры-драматизации, состоящей из организационно-содержательного и процессуально-технологического компонентов; действие данной модели позволяет повысить эффективность эстетического воспитания дошкольников.

6. Разработанная и внедренная в практику программа дополнительной подготовки педагогов в условиях ДОУ в области театральной и вокально-хоровой педагогики способствовала развитию творческой активности детей и взрослых, что, в свою очередь, оказало влияние на степень удовлетворенности воспитателей собственной педагогической деятельностью.

7. В опытно-экспериментальной работе подтвердилась целесообразность выбора критериев, позволяющих определить уровеньсформированности творческой активности детей 5-7 лет: увлеченность деятельностью; эмпатийный настрой; тенденция к самостоятельности; оригинальность и выразительность интонационно-ролевого воплощения.

8. Проведенная на основе разработанных критериев диагностика дала возможность охарактеризовать уровни сформированности творческой активности детей: репродуктивно-пассивный (потенциальный); репродуктивно-активный (подражательный); поисково-рефлексивный; активно-творческий (созидательный, актуальный).

Проведенное исследование не претендует на всестороннее и исчерпывающее раскрытие возможностей игр-драматизаций. Нуждается в специальном исследовании потенциал этого вида художественно-игровой деятельности для творческого развития личности дошкольника разных возрастных групп.

В целом исследование подтвердило правильность гипотезы и позволяет рекомендовать разработанную методику к широкому применению в педагогической теории и практике.

249

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Губанова, Наталья Федоровна, 2004 год

1.Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: 1980.-334с.

2. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 336 с.

3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х томах. Т. II / Под ред. А.А. Бодапева и др. М.: Педагогика, 1980. - 228 с.

4. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. — Новосибирск, 1994. 144 с.

5. Андреева И.Г. Развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Саратов, 2001.-21с.

6. Андрюшкина М.В. Проблема нравственного выбора в фольклоре и современной теории нравственности: Автореф. дис. . канд. философ, наук.-Чебоксары, 1999.- 19 с.

7. Антонова Т.В. Фольклор в музыкально-эстетическом воспитании школьников (на примере музыкально-ритмической деятельности): Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 2000. 17 с.

8. Анцыферова Л.И. Психология закономерности развития личности взрослого человека и проблемы непрерывного образования // Психологический журнал. 1980. - № 1 - № 2. - С. 47-56.

9. Апинян Т.А. Игра как феномен культуры: Автореф. дис. .д-ра философ, наук. Спб., 1994.-32 с.

10. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1975.-432 с.

11. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей. 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2001. - 144 с.

12. Беляев В.И., Мухин М.И. Гуманизация образования: Концептуальные основы. М.: ИПК и ПРНО МО, 2003. - 128 с.

13. Бердяев Н.А. О назначении человека // Мир философии: Кн. для чтения. — М., 1961.

14. Бердяев Н.А.Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х томах.- М.: Изд. Искусство, 1994. Т. II. - 542 с.

15. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово: АЛЕФ, 1992. - 93 с.

16. Блок В.В. Сопереживание и творчество (диалектика взаимообусловленности) // Художественное творчество и психология. — М.: Наука, 1991.- 192 с.

17. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х томах. М.: Педагогика, 1979. - Т. II. - 399 с.

18. Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1961. - 263 с.

19. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов - на - Дону: Изд-во РГУ, 1983. - 176 с.

20. Богоявленская Д.Б. "Субъект деятельности" в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. - № 2. — С. 35-41.

21. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968- 464 с.

22. Болотова Е.В. Развитие интеллектуальных способностей в процессе формирования цветомузыкальной синестезии: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Челябинск, 2000. - 25 с.

23. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для восп. детского сада. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.

24. Борев Ю.Б. Эстетика. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1975. -399 с.

25. Бочкарева Л.П. Влияние художественной книги и картины на развитие детских игр // Вопросы умственного воспитания детей дошкольного возраста / Сб. трудов. М., 1978. - С. 97 - 115.

26. Букатина С.И. Музыкально-ритмическая деятельность как средство формирования художественных способностей у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1998. - 18с.

27. Булатова О.С. Педагогический артистизм: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Изд. центр Академия, 2001.-240 с.

28. Ваганова Ж.В. Артистизм педагога как компонент его творческой индивидуальности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Тюмень, 1998.- 19 с.

29. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности: пер. с англ. / Вст. ст. B.C. Агеева. М.: Прогресс, 1990. - 192 с.

30. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. - 403 с.

31. Васильева М. О дальнейшем совершенствовании руководства игровой деятельностью детей // Материалы с Всероссийского совещания по совершенствованию игровой деятельности детей // Дошкольное воспитание. 1983.-№12.- С. 7-13.

32. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. 2-е изд. — М., 1916. - 388 с.

33. Венгер JI.A. Психическое развитие в игре и подготовка детей к школе // Материалы с Всероссийского совещания по совершенствованию игровой деятельности детей // Дошкольное воспитания. — 1983. № 12. - С.14-17.

34. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. -415 с.

35. Волков Г.Н. Три лика культуры. — М., Молодая гвардия, 1986. 333 с.

36. Воспитание детей в игре. М.: АПО, 1996. - 56 с.

37. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн для учителя.- 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991. -93с.

38. Выготский JI.С. Вопросы теории и истории психологии // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982 - T.I. - 487 с.

39. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991 - 479 с.

40. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов - на Дону.: Изд. Феникс, 1998.-480 с.

41. Гарипова Г.А. Формирование артистизма личности будущего учителя музыки: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Казань, 2002. - 22 с.

42. Глухова С.Г. Педагогические условия развития творческого потенциала младших школьников в процессе гуманитарных дисциплин: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Казань, 1998.-20 с.

43. Горюнова Л.В., Школяр Л.В. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки // Музыка в школе. 1991. - № 1. - С. 3038.

44. Горчаков Н.М. Работа режиссера над спектаклем. М.: Гос. Издат. "Искусство", 1956.-463 с.

45. Грибовская А.А. Воспитание творческой активности у детей 4-7 лет средствами народно-декоративного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1988.-22 с.

46. Гринченко И.С. Игра в теории, воспитании и коррекционной работе: Учебное пособие. М.: ЦГЛ, 2002. - 80 с.

47. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986.-240 с.

48. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 1992.- № 1. — С. 22-42.

49. Давыдов И.И. О согласовании воспитания с развитием душевных способностей // История педагогики в России: Хрестоматия. Изд. Центр Академия, 1999. - 400 с.

50. Дворцов А.Т. Ж.-Ж. Руссо. М.: Изд-во Наука, 1980. - 278 с.

51. Дианова В.М. Театр как форма общения: Автореф. дис. . канд. филос. наук.-Л., 1979.-20 с.

52. Дистервег А. Избр. соч. М.: Учпедгиз, 1956. - 374 с.

53. Добролюбов Н.А. Собр. соч. в 9-ти т. М. - JI., 1961- 1965. - Т. I. - с. 493 -514.

54. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей.- М., 2000.

55. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Исследование креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. 1999.- № 2.- С. 102-108.

56. Дубровская Е.А.- Ступеньки музыкального развития: Пособие -для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2003. - 172 с.

57. Дука С.И. Творчество как общение: Автореф. дис. . канд. филос. наук,-Спб., 1993.-21 с.

58. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие.- Спб.: ГУПМ, 2003. 63 с.

59. Ершов П.М. Искусство толкования: В двух частях. 4.1. - Режиссура как практическая психология. - Дубна: Изд. центр Феникс, 1997. - 352 с.

60. Жинкин Н.И. О теориях голосообразования // Мышление и речь. М.: Изд. Акад. Пед. наук РСФСР, 1963. - С. 262-263.

61. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963.-319 с.

62. Жуковская Р.И. Книга о детях как средство развития коллективной игры // Дошкольное воспитание. 1971.- № 9.- С. 17-35.

63. Запорожец А.В. Игра и развитие ребенка //Психология и педагогика игры дошкольника / Под. Ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. М.: Просвещение, 1966.-349 с.

64. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность? — М., 1979.- с. 236-237.

65. Каган М.С. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе //Взаимодействие искусств в педагогическом процессе / Межвузовский сб. научных трудов. Л., 1989. - С. 5-20.

66. Каган М.С. О месте искусства в жизни школы // Искусство в школе. -1992. -№1.-С.11-16.

67. Кан Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. — М.,1987. - 190 с.

68. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования: Избр. пед соч. М.: Педагогика, 1982. - 701 с.

69. Карпинская Н.С. Игра-драматизация детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1959.- № 12.- С. 17-22.

70. Карпинская Н.С. Развитие художественных способностей дошкольников в процессе игры-драматизации // Развитие творческих способностей / Под ред. Н.П. Сакулиной. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - С. 99-139.

71. Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1965. - 286 с.

72. Колесникова Г.И. Музыкально-творческое развитие старших дошкольников средствами русской народной музыки: Автореф. дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999. — 20 с.

73. Колокольцев Е.Н. Художественная картина в процессе анализа литературных произведений // Межпредметные связи при изучении литературы в школе / Под ред. Е.Н. Колокольцева. М., 1990. - 223 с.

74. Комарова Т.С. Воспитатель детского сада . Каким он должен быть? // Дошкольное воспитание. 1990. - N° 3. - С. 5-7.

75. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: обучение детей техническим навыкам и умениям // Дошкольное воспитание. 1991. - № 2. — С. 50-52.

76. Комарова Т.С. и др. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. — М.: Педагогическое Общество России, 1999. 152 с.

77. Комарова Т.С., Антонова А.В., Зацепина М.Б. Красота. Радость. Творчество. Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. — М.: Педагогическое Общество России, 2000. 128 с.

78. Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Кн. для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мнемозина, 1995. - 160 с.

79. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. — М.: Российское педагогическое агенство, 1998. — 106 с.

80. Комарова Т.С. Концепция эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры. Шуя, 1994. - С. 1-18.

81. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Художественная культура. Интегрированные занятия с детьми 5-7 лет. Кн. для воспитателей дошкольных учреждений. М.: АРКТИ, 2001. - 96 с.

82. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве. М.: Педагогическое общество России, 2002. - 144 с.

83. Коменский АЯ., Локк Д., Руссо Ж., Пестапоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.П. Джуринский. М. Педагогика, 1989. -116с.

84. Колосова М.В. Развитие творческого потенциала детей средствами театрального искусства: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1994. 19 с.

85. Косенко Ю.Н. Формирование творческой активности старших дошкольников в играх по сюжетам литературных произведений: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Бердянск, 1990. - 18 с.

86. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. М.: Педагогика, 1991. —150 с.

87. Красильникова М.С. Методы изучения крупных музыкальных произведений в школе // Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / JI.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. -М.: Флинта: Наука, 1998. 336 с.

88. Кремлев Ю.А. Интонация и образ в музыке // Избранные статьи / Общ. ред. и вст. ст. В.В.Смирнова. М.: Изд-во Музыка, 1976. - 227 с.

89. Крулехт М.В. Взаимосвязь средств трудового воспитания как условие успешного формирования трудовой деятельности детей 4-5 лет: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - JI., 1985. - 16 с.

90. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. — 1984. № 3. - С. 25-33.

91. Крупская Н.К. Пед. соч.: В 6-ти т., Т. 4. М., 1978. - 630 с.

92. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1984. - 318 с.

93. Кузин B.C. Психология творческой активности личности школьника в процессе его идейно-эстетического воспитания // Социологические и психологические проблемы эстетического воспитания. М., 1972.

94. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л., 1985. -76 с.

95. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М.: ц< Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО МОДЭК,1997. -447 с.

96. Леонтьев А.А. Психология общения. 3-е изд. - М.: Смысл, 1999. - 325 с.

97. Юб.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Московского университета, 1981. - 584 с.

98. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций // Педагогика. 1996. -№ 2. - С. 7-11.

99. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т., Т. I. М.: Педагогика, 1951. - 336 с.

100. Лосев А.Ф. Знак. Символ, Миф. М.: МГУ, 1982.-479 с. 1 ЮЛихачев Б.Т. Курс лекций. - М.: Юрайт, 1998. - 464 с.

101. П.Лук А.Н. Мышление и творчество. М.: Политиздат, 1977. - 144 с. r 112.Лук А.Н. Психология творчества. — М., 1978. - 116 с.

102. Люблинская А.А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971. - 415 с.

103. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т., т. I. М.: Педагогика, 1977. - 397 с.

104. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.- 192 с.

105. Марченко Т.А. Театр воспитывает. М.: Педагогика, 1976. - 128 с.

106. Маслов С.И. Дидактические основы реализации эмоционально ценностного компонента в начальном образовании: Автореф. дис. . доктора пед. наук. М., 2000. - 34 с.

107. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. - № 6. - С. 29-34.

108. Матюшкин A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии. 1982. - № 4. - С. 5-17.

109. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М., 1993.

110. Медушевский В.В. Специфика искусства. Сущность и специфика музыки // Спутник учителя музыки / С.С. Балашова, В.В. Медушевский, Г.С. Тарасов и др. / Сост. Т.В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. - 240 с.

111. Ш 122.Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. -М., 1981.-95 с.

112. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. М.: Ред. журнала "Искусство в школе ", 1995.- 144 с.

113. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т.А.Марковой. М.: Просвещение, 1982. - 128 с.

114. Менджерицкая Д.В. Сказки и рассказы в играх детей // Дошкольное воспитание. 1940. -№ 2-3. - С. 63-68.

115. Менджерицкая Д.В. Творческая игра в педагогическом процессе детского сада // Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Просвещение, 1983. - 192 с.

116. Метлов Н.А. Музыка детям: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 1974. - 175 с.

117. Михайленко Н.Я. К вопросу о современных тенденциях дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2000. - № 6. - С. 48-53.

118. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования. М.: Научно-методическое объединение "Творческая педагогика", 1993. — 29 с.

119. Михайленко Н.Я., Петрова О. К вопросу о строении игр с правилами // Дошкольное воспитание. 1998. - № 1. - С. 26-31.

120. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Модель организации образовательного процесса в старших группах детского сада //Дошкольное воспитание. 1995. - № 9. - С. 59-65.

121. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество 5-е изд., стереотип. М.: Изд. Центр Академия, 2000. - 456 с.

122. Надирова JI.JI. Теоретические основы и методы формирования эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов: Автореф. дис . доктора пед. наук. М., 2000. - 59.с.

123. Надолинская Т.В. Педагогические основы драматизации в музыкальном воспитании младших школьников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Ростов -на Дону, 1996,- 19 с.

124. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Изд. Музыка, 1972.-383 с.

125. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 254 с.

126. Народное искусство в воспитании детей. Кн. для педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, руководителей художественных студий / Под ред. Т.С.Комаровой. М.: Российское педагогическое агенство, 1997.-208 с.

127. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Вопросы психологии. 1971.- № 6.- с. 13-26.

128. Недоспасова В.А. Растем, играя: Средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей/ М.: Просвещение, 2003. — 94 с.

129. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 192 с.

130. Нефедьева B.C. Формирование навыков интонационного оформления речи при обучении иностранцев русскому языку на начальном этапе: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Спб., 1998. - с. 14.

131. Низамов Р. А. Психолого-педагогические основы развития познавательной активности студентов // Проблемы развития познавательной активности студентов. Казань, КГУ, 1980.

132. МЗ.Новиков A.M. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. 3-е изд. — М.: Изд-во "Эгвес", 1999. — 104 с.

133. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. 1997. -№ 3. - С. 84-87.

134. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 1999. - 442 с.

135. Мб.Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко М.: Международный образовательный и психологический колледж, 1997. — 140 с.

136. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов.-3-е изд. М.: Школа - Пресс, 2000. - 512 с.151 .Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с.

137. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия М.: Композитор, 1997. — 164с.

138. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование. — М., 1980.-240 с.

139. Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1984.-367 с.

140. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Гном, 1999. - 192 с.

141. Плавник Р.Н. Влияние музыкально-игрового фольклора на детское творчество // Художественное творчество и ребенок. Монография / Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. - 287 с.

142. Полетаева В.А. Личность ребенка — субъект и объект воспитания и обучения // Проблемы и тенденции современного образования: Учебное пособие / Под ред. Е.М. Глуховой, С.А. Ермолаевой. Коломна, КПИ, 1999. -113 с.

143. Программа и Словарь педагогических понятий по проблеме воспитания. Петербургская концепция. Спб., 1994.- 54 с.

144. Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа /Сост. Е.О.Еременко.- М.: Дрофа, 2001. 288с.

145. ПустовитМ.Ю. Педагогические условия развития творческой активности младших школьников в процессе изучения дисциплин эстетического цикла: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 2000. - 18 с.

146. Пухова Т.Н. Возрастные и индивидуальные особенности режиссерской игры в дошкольном возрасте: Автореф. дис. . канд. психол. Наук. — М, 2000. -24 с.

147. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Радынова, А.И. Катинене, M.J1. Палавандишвили / Под ред. О.П. Радыновой. М.: Просвещение: Владос, 1994. - 223 с.

148. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М.: Гном Пресс, 1999. - 80 с.

149. Райгородский Д.Я. Психология личности: В 2-х т., т. I. Хрестоматия. Изд. 2-е, доп. - Самара: Изд. дом Бахрах - М, 2000. - 448 с. 155.Ретюнских Л .Т. Игра как она есть или онтология игры. - Липецк, 1997. — 143 с.

150. Романова Е.Ю. Формирование творческой активности младших школьников в процессе эстетического образования: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Самара, 1999. - 19 с.

151. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х томах, т. I. М.: Педагогика, 1985 - 485 с.

152. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973. -423 с.

153. Русские поэты. Антология. Русская поэзия от Некрасова до Блока. Т. III / Сост. тома, автор предисл. и комментариев В.И. Коровин. - М.: Детская литература, 1995. - 734 с.

154. Савенков А.И. У колыбели гения. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 224 с.

155. Савенков А.И. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики / Дошкольное воспитание. — 2000. № 2. - С. 8-17.

156. Савенкова Л.Г. Интегративная программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств. М., 1995. - 76 с.

157. Семенина С.К. Интеграция как путь модернизации школы. Методологические основы. М.: РИЦ Альфа. - МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2002. - 75 с.

158. Сергеева И.А. Дидактическая игра в процессе формирования у младшего школьника учебных знаний и умений: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — М., 1998.-21 с.

159. Симонов П.В. Мозг и творчество // Вопросы философии. 1992. - № 11. - С.4.

160. Солнцева О.В. Освоение позиции субъекта игровой деятельности детьми старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — Спб., 1998.- 19 с.

161. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1986.- 150 с.

162. Сластенин В. А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП Магистр, 1997. - 224 с.

163. Сластенин В.А., Пустовойтов В.В. Концептуальные основы реализации воспитательного потенциала содержания непрерывного педагогического образования: Методическое пособие. — М.: Ml 11 У, 2002.- 62 с.

164. Станиславский К.С. Мое гражданское служение России. Воспоминания. Статьи. Очерки. Речи. Беседы. Из записных книжек / Сост., вст. ст. и коммент. М.Н.Любомудрова. М.: Правда, 1990. - 656 с.

165. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: Искусство, 1958.- 658 с.

166. Степакова В.В. Становление мастерства учителя как проблема вузовского педагогического образования. М: МПГУ, 1995. -243 с.

167. Степанова О.А. Игровая школа мышления: Методическое пособие для учителей начальных классов, педагогов ДОУ и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2003.-126 с.

168. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателей детского сада. М.: Просвещение, 1991. - 207 с.

169. Теория и методика музыкального образования детей. Научно-методическое пособие / Л.В. Школяр, М.С. Красипьникова, Е.Д. Критская и др. М.: Флинта: Наука, 1998. - 336 с.

170. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Проблемы индивидуальных различий.-М., 1961.-с. 9-38.

171. Теплов Б.М. Проблема одаренности // Советская педагогика. № 4- 5. — 1940.-С. 146-155.

172. Тодоров Л.В. Новая педагогия изящной словесности для грядущего. — М., 2003.-433 с.

173. Ткачев С. О художественно-эстетическом развитии дошкольников // Дошкольное воспитание. № 1997. - № 3. - с. 80-83.

174. Трусова Е.Л. Взаимосвязь изобразительной и театрально-игровой деятельности в эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. . пед. наук. -М., 1986. - 18 с.

175. Тряпицына А.П. Педагогические основы учебно-познавательной деятельности школьников: Автореф. дис. . доктора пед. наук. Л., 1991. -35 с.

176. Узнадзе Д.Н. Основы общей психологии установки. Тбилиси: АН Груз. ССР, 1961. -210 с.

177. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.- 192 с.

178. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А.В.Запорожца. — М.: Просвещение, 1976, 96 с.

179. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. Кн. для воспитателей детского сада. Изд. 3-е.- М.: Просвещение, 1972. — 78 с.

180. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т., т. I. / Под ред. А.И.Пискунова. М.: Педагогика, 1971. - С. 229 - 538.

181. Фатхуллин М.М. Механизм взаимодействия внутренней и внешней детерминации творческой активности личности: Автореф. дис. . доктора философ, наук. М., 1998. - 45 с.

182. Франк СЛ. Реальность и человек / Сост. П.В.Алексеев; примеч. Р.К.Медведевой. М.: Республика, 1997. - 479 с.

183. Художественное творчество и ребенок. Монография / Под ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972, - 287 с.

184. Хьелл JI., Зиглер Д. Теории личности. Спб.: Питер - Пресс, 1997. - 608 с.

185. Цаплина О.В. Формирование творческой активности у старших дошкольников средствами предметно-пространственной среды детского сада: Автореферат дис. . канд. пед. наук,- М., 1998. 16 с.

186. Цветкова И.В. Теоретические и методические основы экологического воспитания младших школьников во внеурочное время. М. 1999: Автореф. дис. . доктора пед. наук. — М., 1999. 38 с.

187. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учебное пособие для студентов пединститутов по специальности № 2119 "Музыка и пение". М.: Просвещение, 1984.- 176 с.

188. Чумичева P.M. Ребенок в мире культуры. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. — 558 с.

189. Чуднова Р.П. Роль игры-драматизации в формировании пре;1ставлений литературных персонажей у детей 7-го года жизни. // Дошкольная педагогика. Л.": Изд-во Ленингр. Ун-та, 1970. - С. 119-137.

190. Шамова Т.Н. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. — 208с.

191. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1994. - 320 с.

192. Школяр Л.В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе (в системе развивающего обучения): Автореф. дис. . доктора пед. наук.-М., 1999.-40 с.

193. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994.-215 с.

194. Эльконин Д.Б, Психология игры. 2-е изд. - М.: Гуманитарный центр Владос, 1999.-360 с.221 .Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.

195. Юркевич B.C. Основные современные концепции творчества и одаренности // Под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 1997. - 416 с.

196. Якобсон П.М, Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 86 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.