Развитие художественно-творческой деятельности студентов вуза средствами декоративно-прикладного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Козлякова, Надежда Владимировна

  • Козлякова, Надежда Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, МагнитогорскМагнитогорск
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 181
Козлякова, Надежда Владимировна. Развитие художественно-творческой деятельности студентов вуза средствами декоративно-прикладного искусства: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Магнитогорск. 2011. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Козлякова, Надежда Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.

1.1. Анализ понятий «творчество», «художественное творчество», «художественно-творческая деятельность» в теории и практике профессионального образования.

1.2. Средства декоративно-прикладного искусства: характер, функции, особенности применения в художественно-творческой деятельности.

1.3. Комплекс педагогических условий повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов.

ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.

2.1. Цель, задачи и этапы организации экспериментальной работы.

2.2. Методика развития художественно-творческой деятельности студентов - будущих художников средствами декоративно-прикладного искусства (на примере золотного шитья).

2.3. Динамика результатов экспериментальной работы.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие художественно-творческой деятельности студентов вуза средствами декоративно-прикладного искусства»

Актуальность исследования. Проблема повышения качества подготовки студентов будущих художников в области декоративно-прикладного искусства рассматривается как один из основных вопросов в сфере художественного педагогического образования. Частным аспектом данной проблемы является развитие художественно-творческой деятельности студентов — будущих художников факультетов изобразительного искусства и дизайна.

В законе РФ «Об образовании», принятом в 1996 г., говорится о том, что содержание образования должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества, формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы картины мира, интеграции личности в мировую культуру. В связи с этим подготовка специалиста - художника по декоративно-прикладному искусству имеет целый ряд взаимосвязанных задач, общие направления которых отражены в концепции художественного образования Российской Федерации (приказ от 28 декабря 2001 г.), определяющей стратегию и направление развития системы образования в России на период до 2025 года. Концепция направлена на сохранение и развитие сложившейся системы образования в сфере культуры и искусства, эстетического воспитания, профессионального и общего художественного образования во всех типах и видах образовательных учреждений для формирования созидательной, творческой личности.

В числе первостепенных задач отмечаются:

- подготовка творческих кадров к профессиональной деятельности в сфере искусства и культуры, а также педагогических кадров для системы художественного образования;

- сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в области искусства;

- приобщение граждан России к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства;

- реализация нравственного потенциала искусства как средство формирования и развития этических принципов и идеалов личности и общества;

- формирование культуры межнационального общения через изучение художественных традиций народов России;

- использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности в целях коррекционной педагогики, психофизического оздоровления детей, подростков и других групп населения посредством внедрения современных методик арт-терапии;

- вовлечение всех групп населения в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно-практических навыков.

Успешная профессиональная деятельность выпускника вуза является сегодня ожидаемым результатом и критерием качества образования. В связи с этим в педагогической науке идут поиски путей совершенствования подготовки студента, исходя из направленности новых образовательных ценностей, требований рынка труда и личных качеств выпускника (профессионализм, мобильность, владение разными видами деятельности, способность к творчеству). Наличие теоретической базы и практического опыта гарантирует качественное выполнение специалистом своих профессиональных обязанностей.

Как правило, каждый абитуриент, поступая в высшие образовательные заведения, в той или иной степени обладает знаниями, умениями, навыками, необходимыми для избранного вида деятельности, полученными в общеобразовательных или специальных учебных заведениях. Содержание и организация педагогического процесса в высшем звене должны основываться на развитии уже имеющейся базы до уровня сознательной интеграции познавательной, коммуникативной и творческой деятельности.

В условиях университетского педагогического образования большое внимание уделяется дисциплинам декоративно-прикладного цикла, которые являются основополагающим звеном в профессиональном обучении студента -будущего художника. Декоративно-прикладное искусство, с одной стороны, предстает как область деятельности с собственными художественными законами, особой декоративной образностью создаваемых предметов. С другой стороны, как вид искусства, возникший с выделением ремесла, призванный обеспечить предметную среду, окружающую человека. Гармоничное слияние специальных технологий и высокой художественной выразительности определяет особенность декоративно-прикладного искусства - бифункциональность, т.е. равновесие между эстетическими и утилитарными функциями предмета. Она является залогом формирования практического и эмоционального опыта студента - будущего художника.

Далее следует отметить, что проблемы предназначения декоративно-прикладного искусства в познавательном развитии личности на протяжении всей истории народной культуры привлекали внимание художников и искусствоведов. В современной науке в период социальных и духовных трансформаций поиск эффективных форм развития художественно-творческой деятельности и формирования индивидуально-творческой личности является актуальным, что обусловливает важность научного осмысления соотношения материально-технического и духовного процесса в обществе.

В Декларации Всемирной конференции «Высшее образование в XXI веке» подчеркивается, что творческое самоопределение студента обеспечивает международное измерение мобильности преподавателей и студентов с учетом национальных культурных ценностей и условий.

В период интенсивной переоценки приоритетов в художественно-творческом развитии важно осознавать, что создаваемые человеком материальные богатства есть лишь внешняя форма культуры, а подлинным её содержанием является развитие самого человека и его креативных возможностей.

Самореализация, способность к творчеству через всестороннее развертывание индивидуальных склонностей и способностей, установление гармоничных отношений с собой, со сверстниками и внешней средой, способность ориентироваться в постоянно изменяющемся мире. Реально это возможно лишь при условии единства научных и художественных методов развития познавательных потребностей личности в образовании.

Однако вузы недостаточно используют педагогический потенциал художественной образовательной среды с её широкими возможностями ценностно-смыслового взаимодействия человека с окружающим миром декоративно-прикладного искусства в повышении эффективности развития художественно-творческой деятельности студентов — будущих художников. В связи с этим становится актуальным вопрос о повышении эффективности развития художественно-творческой деятельности обучаемых. Решение этой проблемы позволит поднять учебный процесс на качественно новый уровень, соответствующий современным требованиям профессиональной подготовки.

На актуальность этой проблемы обращают внимание многие ученые и практики (В.А. Беликов, В.Л. Дранков, И.К.-Журавлев, М.С. Каган, Б.Т. Лихачев, A.A. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Ю.У. Фохт-Бабушкин, Б.П. Юсов, В.П. Ушачев).

Обращаясь к вопросу развития художественно-творческой деятельности, мы изучили понимание феномена творчества философами В.И. Андреевым, H.A. Бердяевым, В.Ф. Овчинниковым, А.Г. Спиркиным, Л.Н. Столович, К. Юнгом и др.

В области психологии проблемой творчества занимались Д.Г. Богоявленская, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, B.C. Кузин, Я.А. Пономарев, П.М. Якобсон и др.

Вопросы теории и практики эстетического воспитания и образования средствами декоративно-прикладного искусства рассматривали в своих работах Г.В. Беда, Г.Г.Воробьев, Т.С.Комарова, В.В. Корешков, В.С.Кузин, Б.Т. Лихачев, H.H. Ростовцев, Т.Я. Шпикалова, A.C. Хворостов, Б.П. Юсов и др.

Теорию профессионального становления личности будущего специалиста рассматривали В.П. Беспалько, А.Я. Гальперин, С.А. Днепров, О.В. Ле-шер, В.Г. Рындак, В.А. Сластенин, Н.Я. Сайгушев, Н.В. Сычкова.

Проблема творческих способностей во взаимосвязи с деятельностью рассматривалась В.И. Кириенко, В.А. Крутецким, В.Н. Мясищевым, C.JI. Рубинштейном, Б.М. Тепловым.

Вопросы декоративно-прикладного искусства освещены в исследованиях И.Я. Богуславской, Т.И. Еременко, Г.С. Масловой, Б.А. Рыбакова, И.Л. Симаковой и др.

Проблемы художественно-творческой деятельности в процессе подготовки специалиста в условиях высшей школы в своих диссертационных исследованиях рассматривали P.A. Гильман, Т.В. Гончарова, М.В. Соколов, И.В. Соловьева, А.Н. Храмышкина, В.В. Ячменева и др.

Изучением смежных задач, касающихся творчества, творческой деятельности на примере художественной вышивки, занимались О.В. Емельянова, Е.В. Полякова, H.Ii. Пучкова, Н.В. Хатламаджиева.

В процессе исследования мы пришли к заключению, что, несмотря на высокий уровень теоретической и практической разработанности проблемы, в этих исследованиях недостаточно раскрыта специфика деятельности в области декоративно-прикладного искусства (в частности, орнаментального зо-лотного шитья), недостаточно научно обоснованных программ и методических рекомендаций по данной теме. Анализ проблемы позволяет нам выделить противоречия между:

- требованиями общества к подготовке студентов - будущих художников к художественно-творческой деятельности и недостаточным уровнем выполнения этих требований в силу неразработанности теоретико-методологических и методических основ, обеспечивающих успешность данной деятельности;

- педагогическим потенциалом декоративно-прикладного искусства и недостаточной ориентацией на него в процессе преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла в связи с отсутствием методических рекомендаций по его использованию в развитии художественно-творческой деятельности студентов - будущих художников.

Необходимость разрешения указанных противоречий определяет актуальность проблемы по выявлению комплекса педагогических условий повышения эффективности развития художественно-творческой деятельности студентов.

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили тему исследования: «Развитие художественно-творческой деятельности студентов вуза средствами декоративно-прикладного искусства».

Цель исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке комплекса педагогических условий, обеспечивающих эффективную подготовку студентов к художественно-творческой деятельности средствами декоративно-прикладного искусства.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки студентов - будущих художников в вузе.

Предмет исследования: художественно-творческая деятельность студентов в области декоративно-прикладного искусства.

Гипотеза исследования: повышение эффективности развития художественно-творческой деятельности студентов средствами декоративно-прикладного искусства возможно, если:

1) выявлены специфические средства декоративно-прикладного искусства (бифункциональность, художественный такт, художественная выразительность), реализация которых позволяет обеспечить развитие художественно-творческой деятельности студентов - будущих художников;

2) будет реализован следующий комплекс педагогических условий:

- процесс подготовки студента к художественно-творческой деятельности осуществляется на основе классических древнерусских видов декоративно-прикладного искусства;

- учебно-методический комплекс по декоративно-прикладному искусству создается и используется в логике преемственности художественных ценностей древнерусского искусства;

- выразительность художественного образа учебной творческой работы определяется профессиональным использованием средств декоративно-прикладного искусства.

Задачи исследования:

- Определить степень разработанности исследуемой проблемы художественно-творческой деятельности студентов в педагогической теории и практике высшей школы.

- Теоретически обосновать дидактический потенциал средств декоративно-прикладного искусства и особенности его реализации в обеспечении развития художественно-творческой деятельности студентов - будущих художников.

- Выявить, содержательно и методически обосновать комплекс педагогических условий повышения эффективности развития художественно-творческой деятельности студентов - будущих художников.

- Разработать и экспериментально апробировать методику реализации комплекса педагогических условий повышения эффективности развития художественно-творческой деятельности студентов — будущих художников.

Теоретико-методологической основой исследования стали труды философов, психологов, педагогов; работы по искусствознанию, художественному образованию, творческое наследие мастеров:

- теоретические положения исследований феномена творчества (H.A. Бердяев, И. Кант, В.Ф. Овчинников, А.Г. Спиркин, К. Юнг и др.);

- теория педагогического творчества (Д.Б. Богоявленская, В.И. Загвя-зинский, В.А. Кан-Калик, В.А. Сластенин, Н.Д. Никандров и др.);

- процесс профессиональной подготовки студентов в высшей школе (А.Г. Абдуллин, В.А. Беликов, P.A. Гильман, Г.Г. Гранатов, А.Ф. Меняев,

A.Я. Найн, Е.В. Романов, Н.Я. Сайгушев, В.А. Сластенин, Н.В. Сычкова,

B.П. Ушачев);

- исследования проблемы художественно-творческой деятельности (JI.C. Выготский, И.С. Гройсман, А.Я. Зись, А.Н. Лук, П.В. Симонов и др.);

- концепции развития художественно-творческой деятельности в составе эстетического воспитания (И.Ф. Исаев, В.А. Кан-Калик, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, A.A. Мелик-Пашаев, Б.П. Юсов, О.Ю. Леушканова и др.);

- концепции формирования художественно-эстетической культуры личности (В.П. Большаков, М.С. Каган, A.B. Конева, В.А. Куценко, A.A. Ра-дугин и др.);

- теории развития творческих способностей, одаренности, педагогического мастерства, творческого потенциала средствами художественно-творческой деятельности (Т.И. Артемьева, Э.А. Голубева, В.А. Гаврилко, Т.В. Горбунова, И.П. Калошина и др.).

База и основные этапы исследования. Данная теоретико-методологическая основа, цель, задачи, гипотеза обусловили выбор методов исследования проблемы и ход эксперимента, который проводился в период с 2004 по 2010 гг. В ходе исследования нами были выделены три этапа, на каждом из них в зависимости от поставленных целей и задач применялись соответствующие методы исследования.

На первом этапе (2004-2005 гг.) изучались философская, психолого-педагогическая литература, диссертационные исследования по проблеме художественно-творческой деятельности студентов вуза и повышению ее эффективности. Проведенный анализ позволил сформулировать исходные положения нашей работы. На данном этапе был разработан понятийный аппарат исследования, сформулированы рабочая гипотеза, предмет, объект, цель и задачи работы, проведен констатирующий эксперимент. Основные методы исследования: теоретический анализ научной литературы, нормативных документов об образовании и научных работ с целью выяснения вопросов, относящихся к предмету исследования; анкетирование, беседа, тестирование, педагогическое наблюдение, обобщение опыта и практики педагогов факультета изобразительного искусства и дизайна; организация констатирующего и пробного эксперимента на базе вуза, школы-интерната по повышению эффективности художественно-творческой деятельности студентов.

На втором этапе (2006-2007 гг.) был проведен формирующий эксперимент, направленный на повышение эффективности развития художественно-творческой деятельности. Данный этап включал в себя экспериментальную работу по уточнению и проверке комплекса педагогических условий эффективной подготовки студентов - будущих художников к художественно-творческой деятельности, уточнение полученных выводов и анализ итогов эксперимента. Проводились наблюдение за художественно-творческой деятельностью студентов факультета изобразительного искусства и дизайна на занятиях по декоративно-прикладному искусству (вышивка в технике древнерусского золотного шитья) и педагогический эксперимент с целью выявления оптимальных форм и методов организации учебных занятий. Основные методы исследования: проведение формирующего эксперимента на базе вуза по выявлению эффективности предлагаемой методики; наблюдение, анкетирование, интервьюирование, статистические методы первичной обработки результатов.

На третьем этапе (2007-2010 гг.) проведено уточнение теоретико-экспериментальных выводов, обобщение, систематизация и описание полученных результатов, анализ итогов эксперимента, оформление диссертационного исследования. Основные методы исследования: для оценки и обоснования достоверности исследования нами при обработке результатов эксперимента использовались методы математической статистики, графическое представление результатов эксперимента.

Экспериментальная работа проводилась:

- на базе Магнитогорского государственного университета: факультета изобразительного искусства и дизайна, кафедра дизайна костюма и художественного текстиля;

- на курсах повышения квалификации специалистов в области изобразительного искусства и дополнительного образования, организованных Инстатутом повышения квалификации и развития регионального образования Ханты-Мансийского автономного округа;

- на курсах повышения квалификации для учителей технологии, организованных факультетом повышения квалификации и переподготовки специалистов Магнитогорского государственного университета;

Научная новизна исследования.

1. Определены особенности и возможности специфических средств декоративно-прикладного искусства в развитии художественно-творческой деятельности студентов - будущих художников (бифункциональность, художественный такт, художественная выразительность).

2. Выявлен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий повышения эффективности развития художественно-творческой деятельности студентов средствами декоративно-прикладного искусства.

3. Разработана методика реализации комплекса педагогических условий повышения эффективности развития художественно-творческой деятельности студентов средствами декоративно-прикладного искусства студентов - будущих художников.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении понятия «развитие художественно-творческой деятельности студентов - будущих художников» с учетом особенностей профессиональной подготовки студентов в вузе, в определении комплекса средств декоративно-прикладного искусства, дополняющего теоретическое содержание профессиональной подготовки студентов вуза к художественно-творческой деятельности;

Разработка методики реализации комплекса педагогических условий повышения эффективности развития художественно-творческой деятельно/ сти студентов - будущих художников расширяет границы применения средств декоративно-прикладного искусства в области теории и методики профессионального образования личности.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробировании программы «Основы художественного производства. Художественная вышивка», учебно-методического комплекса по художественному оформлению текстиля (художественной вышивке, золотному шитью), на основе которого издано учебно-методическое пособие «Художественная вышивка: орнаментальное золотное шитье» (грант РГНФ 2009 г.); методического пособия «Орнаментальное золотное шитье» в рамках профессиональной подготовки студентов - будущих художников; дидактических пособий (иллюстративный ряд, учебные и квалификационные работы); выявлены и обоснованы критерии, показатели и диагностические методики оценки повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов средствами декоративно-прикладного искусства.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на современные положения в области философской, психологической, педагогической наук, теории и практики художественно-творческого развития личности; использованием достижений искусствознания и эстетики; применением широкого круга теоретических и эмпирических методов, соответствующих предмету и задачам исследования; поэтапным проведением экспериментальной работы; качественным и количественным анализом результатов.

На защиту выносятся:

1. Комплекс средств декоративно-прикладного искусства, обеспечивающих развитие художественно-творческой деятельности студентов - будущих художников (бифункциональность - гармония между утилитарной и эстетической функциями предмета, художественный такт - профессиональное качество студента, будущего художника, художественная выразительность - эстетическое совершенство художественного произведения).

2. Комплекс педагогических условий повышения эффективности развития художественно-творческой деятельности студентов - будущих художников, построенный на принципах классических древнерусских видов декоративно-прикладного искусства - образовательный процесс подготовки студента к художественно-творческой деятельности осуществляется на основе классических древнерусских видов декоративно-прикладного искусства; учебно-методический комплекс по декоративно-прикладному искусству создается и используется в логике преемственности художественных ценностей древнерусского искусства; выразительность художественного образа учебной творческой работы определяется профессиональным использованием средств декоративно-прикладного искусства.

3. Методика реализации комплекса педагогических условий повышения эффективности развития художественно-творческой деятельности студентов, в основе которой лежит отслеживание на занятиях фаз процесса художественно-творческой деятельности, их педагогическое сопровождение и корректировка технических и специальных способностей студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

- участия в конференциях «Совершенствование непрерывного художественно-педагогического образования в регионе: содержание, проблемы, перспективы развития» (Магнитогорск, 2002), «Особенности обучения вышивальному ремеслу в народной педагогике» (Магнитогорск, 2003);

- выступлений на внутривузовских научных конференциях преподавателей МаГУ: «Развитие творческого потенциала студентов средствами декоративно-прикладного искусства (на примере художественной вышивки)» (Магнитогорск, 2003), «Современные тенденции преподавания декоративно-прикладного искусства и художественного конструирования» (Магнитогорск, 2004);

- выступления на методологическом семинаре «Этнопедагогическая теория и практика духовного развития личности ребенка средствами художественного текстиля» (Смоленск, 2006);

- выступлений на ежегодных семинарах по представлению опыта работы: «Декоративно-прикладное искусство как средство повышения эффективности художественно-творческой деятельности учащихся с нарушением слуха» (Магнитогорск), «Стилевое единство художественно-образовательного процесса: текстиль, одежда, обувь» (Магнитогорск);

- участия в конкурсах «Весенняя Неделя Моды» в г. Уфа, 2007,2008 гг.; «Половодье», г. Магнитогорск 2006, 2008 гг.;

- участие в II региональной выставке «Молодые художники Урала», г. Челябинск, 2008 г.;

- участие в X межрегиональном фестивале студенческого творчества «Уральская студенческая весна», г. Екатеринбург, 2009 г.

Результаты исследования внедрены в практику работы факультета изобразительного искусства и дизайна Магнитогорского государственного университета, а также на курсах повышения квалификации специалистов в области изобразительного искусства и дополнительного образования, организованных Институтом повышения квалификации и развития регионального образования Ханты-Мансийского автономного округа, на курсах повышения квалификации и переподготовки специалистов, организованных Магнитогорским государственным университетом.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Козлякова, Надежда Владимировна

Результаты исследования внедрены в практику работы Магнитогорского государственного университета на факультете изобразительного искусства и дизайна кафедры дизайна костюма и художественного текстиля; на курсах повышения квалификации специалистов в области изобразительного искусства и дополнительного образования, организованных Институтом повышения квалификации и развития регионального образования Ханты-Мансийского автономного округа; на курсах повышения квалификации для учителей технологии, организованных факультетом повышения квалификации и переподготовки специалистов Магнитогорского государственного университета.

Наше исследование не исчерпывает всех аспектов обозначенной проблемы. Определяя перспективы исследования, мы отмечаем, что дальнейшая разработка предполагает исследование художественно-творческой деятельности и повышение ее эффективности в русле традиций древнерусского зо-лотного шитья, что позволит более корректно определить теоретико-методологические и методические предпосылки повышения эффективности развития художественно-творческой деятельности студентов - будущих художников средствами декоративно-прикладного искусства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Повышение эффективности развития художественно-творческой деятельности студентов — будущих художников средствами декоративно-прикладного искусства обусловлено необходимостью в подготовке специалистов высшей категории в сфере декоративно-прикладного искусства, в частности художественного текстиля, который включает в себя и искусство вышивки. Основная задача, стоящая перед профессиональным образованием — подготовка активной творческой личности, способной к полноценной художественной деятельности. Современный художественный текстиль как вид декоративно-прикладного искусства, основанный на принципах народного творчества, имеет огромный потенциал с точки зрения психолого-эмоционального и содержательно-образного воздействия.

Анализ литературы в области художественно-творческой деятельности показал, что целый ряд вопросов еще нуждается в разработке, необходим поиск новых путей и педагогических условий повышения эффективности развития художественно-творческой деятельности студентов - будущих художников.

В процессе исследования мы пришли к заключению, что, несмотря на высокий уровень теоретической и практической разработанности проблемы, в этих исследованиях недостаточно раскрыта специфика деятельности в области декоративно-прикладного искусства (в частности, орнаментального золотного шитья), недостаточно научно обоснованных программ и методических рекомендаций по данной теме.

В связи с этим в работе были выявлены противоречия между:

- требованиями общества к подготовке студентов - будущих художников к художественно-творческой деятельности и недостаточным уровнем выполнения этих требований в силу неразработанности теоретико-методологических и методических основ, обеспечивающих успешность данной деятельности;

- педагогическим потенциалом декоративно-прикладного искусства и недостаточной ориентацией на него в процессе преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла в связи с отсутствием методических рекомендаций по его использованию в развитии художественно-творческой деятельности студентов — будущих художников.

Исследование проблемы основывалось на анализе понятий «творчество», «художественное творчество», «деятельность», «художественно-творческая деятельность», «художественный такт», «художественная выразительность». Обычно творчество характеризуется «как деятельность создания нового и ценного» и в зависимости от результата может иметь личностную или общественно-значимую ценность. Художественное творчество - активность личности в духовной сфере, особое видение, осмысление и образное отражение объективной действительности. Творческая деятельность рассматривается как сознательная совокупность действий субъекта, направленная на объект с целью преобразования последнего. При этом творческая деятельность характеризуется рядом особенностей, к которым относятся мыслительная активность в различных фазах творческого процесса, особая роль интуиции и фантазии, вспышки озарения и т.д. В процессе художественно-творческой деятельности формируется художественный образ, который затем воплощается в изделии и воздействует на эстетические чувства человека.

Проанализировав общие положения, мы определили взаимосвязанные методы, организационные формы и средства обучения, наиболее эффективные для осуществления подготовки специалистов в области художественного текстиля. В нашем исследовании мы опирались на комплекс подходов: деятельностный, личностно-ориентированный, рефлексивный, которые позволили реализовать разработанную нами методику повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов специфическими средствами декоративно-прикладного искусства.

В соответствии с поставленной целью гипотеза опиралась на предположение о том, что эффективное развитие художественно-творческой деятельности у студентов — будущих художников средствами декоративно-прикладного искусства возможна, если:

1) выявлены специфические средства декоративно-прикладного искусства (бифункциональность, художественный такт, художественная выразительность), реализация которых позволяет обеспечить развитие художественно-творческой деятельности студентов - будущих художников;

2) будет реализован следующий комплекс педагогических условий:

- процесс подготовки студента к художественно-творческой деятельности осуществляется на основе классических древнерусских видов декоративно-прикладного искусства;

- учебно-методический комплекс по декоративно-прикладному искусству создается и используется в логике преемственности художественных ценностей древнерусского искусства;

- выразительность художественного образа учебной творческой работы определяется профессиональным использованием средств декоративно-прикладного искусства.

Повышение эффективности развития художественно-творческой деятельности студентов - будущих художников предполагает преднамеренное педагогическое влияние на формирование личности. Проблема педагогического руководства художественно-творческой деятельностью раскрывается в теориях «.поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения (авторы П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина) и управленческой моделью обучения (авторы В.А. Якунин, Н.В. Кузьмина и др.).

Организация художественно-творческой деятельности предполагает формулировку целей и задач (дальних - общих для всего периода обучения и близких - для конкретного выполнения задания), планирование (методические разработки по преподаваемому курсу), обеспечение материально-технической базы, взаимодействие участников (культура общения, оценка результатов).

Разрабатывая методику повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов, мы ориентировались не только па показатели улучшения художественно-творческой деятельности, но и на изменение уровня индивидуальных качеств личности (теоретическое мышление, учебная мотивация и т.д.). Для подготовки специалиста определенного профиля, в нашем исследовании студента - будущего художника, необходимо создание условий для формирования умений самостоятельно определять цели и задачи своей учебной, а в будущем и профессиональной деятельности, обеспечивать ее информационную основу, прогнозировать возможные результаты собственной деятельности.

Проведенные теоретические и экспериментальные исследования, особенно на этапе констатирующего эксперимента, показали, что студенты факультета изобразительного искусства и дизайна недостаточно подготовлены к эффективной художественно-творческой деятельности, что сказывается на их дальнейшем профессиональном росте. Профессиональный потенциал человека выражает степень биологической зрелости индивида, качество социальной зрелости личности, перспективу профессионально-личностного становления человека в профессии и через профессию.

Для современного специалиста успешная художественно-творческая деятельность является действенным фактором профессионально-личностного развития, саморазвития и профессионально-творческой самореализации, определяя степень его профессиональной мобильности и продуктивности.

Исследование показало, что педагогические условия повышения эффективности развития художественно-творческой деятельности студентов — будущих художников средствами декоративно-прикладного искусства дают большую результативность при использовании современных теорий обучения. К ним относятся: теория формирования умственных действий, в основе которой лежит формирование внутренних умственных структур психики посредством усвоения внешней действительности; развивающее обучение, направленное на ориентацию учебного процесса, на потенциальные возможности человека и их реализацию; педагогическая акмеология, основанная на использовании в обучении закономерностей развития человека, достижении созидательной деятельности, самореализации его творческого потенциала.

Обучающий этап эксперимента подтвердил, что последовательно возрастающий уровень сложности заданий и предъявление требований к качеству усвоения теоретических положений, практических навыков обеспечивают переход от одного уровня осуществляемой деятельности к другому, более высокому.

Теоретический и экспериментальный материал подтвердил первоначально сформулированную гипотезу.

В исследовании получены данные, научная новизна, теоретическая и практическая значимость которых по сравнению с предшествующими работами заключается в том, что: уточнены понятия «художественный такт», «художественная выразительность»; выявлен и экспериментально проверен комплекс педагогических условий повышения эффективности художественно-творческой деятельности студентов средствами декоративно-прикладного искусства; выделены критерии и показатели, позволяющие оценивать уровень повышения эффективности художественно творческой деятельности на примере художественной вышивки, в частности орнаментального золотного шитья. Результаты исследования могут быть использованы в массовой образовательной практике с адаптацией к условиям конкретного образовательного учреждения, факультета и специальности студентов.

Разработано и апробировано научно-методическое обеспечение процесса повышения эффективности развития художественно-творческой деятельности студентов — будущих художников средствами декоративно-прикладного искусства (дидактические материалы, методические рекомендации, учебно-методический комплекс).

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Козлякова, Надежда Владимировна, 2011 год

1. Абдуллин, А.Г. Познавательная установка и средства ее формирования у студентов педагогического вуза : дис. . канд. пед. наук / А.Г. Абдуллин. — Магнитогорск, 1997.

2. Алексеев, П.В. Философия / П.В. Алексеев, A.B. Панин. М. : Проспект, 1999.-567 с.

3. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества : монография / В.И. Андреев. Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1988. - 239 с.

4. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. М. : Прогресс, 1974.-392 с.

5. Банфи, А. Философия искусства / А. Банфи. М. : Искусство, 1989.383 с.

6. Баумане, А. Воспитать всесторонне развитую личность / А. Баумане // Декоративное искусство СССР. 1990. - № 6. - С. 14.

7. Беликов, В.А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников / В.А. Беликов. Челябинск : ЧГПИ,1994.- 156 с.

8. Беликов, В.А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности: Дидактическая концепция / В.А. Беликов. Челябинск : Факел,1995.-141 с.

9. Беликов, В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект : монография / В.А. Беликов. — М. : Владос, 2004. 357 с.

10. Бердяев, H.A. Философия творчества, культуры и искусства / H.A. Бердяев. -М. : Искусство, 1994. Т. 1. - 542 с.

11. Бердяев, H.A. Философия свободы. Смысл творчества / H.A. Бердяев. -М. : Изд-во «Правда», 1989. 607 с.

12. Бердяев, H.A. Самопознание / H.A. Бердяев. М. и др. : ЭКСМО [и др.], 2005. - 639 с. - (Антология мысли).

13. Богоявленская, Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве, искусство творчества / под ред. Л. Дорфмана и др.. М. : Наука; Смысл, 2000. - 549 с.

14. Богоявленская, Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях профессионально-деятельностной парадигмы / Д.Б. Богоявленская // Основные современные концепции творчества и одаренности. -М. : Молодая гвардия, 1997.-349 с.

15. Бусыгина, И.С. Дидактические условия повышения эффективности усвоения студентами историко-педагогических знаний : дис. . канд. пед. наук / И.С. Бусыгина. Екатеринбург, 1999.

16. Ванслов, В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: вопросы теории и истории / В.В. Ванслов М. : Искусство, 1982. - 440 с.

17. Взаимодействие науки, искусства и творчества художника / под ред. Н.В. Гончаренко. Киев : Наукова думка, 1988. - 280 с.

18. Власов, В.Г. Иллюстрированный художественный словарь / В.Г. Власов. СПб., АО «ИКАР», 1993. - 272 с.

19. Вопросы художественного образования: темат. сб. науч. тр. Л.,1974.

20. Волков, A.M. Деятельность: структура и регуляция. Психологический анализ / A.M. Волков, Ю.В. Микадзе, Г.Н. Солнцева. М. : Изд-во Моск. университета. - 1987. - 215 с.

21. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования : учеб. пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, A.B. Губанов; науч. ред. Б.С. Волков. 4-е изд., испр. и доп. - М. : Академический проет; Фонд «Мир», 2005. - 352 с.

22. Волков, Н. Процесс изобразительного творчества и проблема «обратных связей» // Психология художественного творчества: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок.-Минск : Харвест, 1999.-752 с.-С. 191-215.

23. Выготский, J1.C. Психология искусства / J1.C. Выготский. — М. : Искусство, 1965. 676 с.

24. Выготский, J1.C. Искусство и жизнь // Психология художественного творчества: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок — Минск : Харвест, 1999. — 752 с.-С. 438-452.

25. Гаврил ко, В. А. Некоторые проблемы подготовки художника-педагога / В.А. Гаврилко // Вопросы теории и методики преподавания изобразительного искусства. — Карачаевск : Карачаево-Черкесская областная типография, 1970. 193 с. - С. 139-149.

26. Гегель. Эстетика : в 4-х томах / Гегель. М., 1968. - Т. 1. - 293 с.

27. Герчук, Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства / Ю.Я. Герчук,. М. : Знание, 1979. - 128 с.

28. Гильман, P.A. Творческое развитие личности в художественно-педагогической деятельности : монография / P.A. Гильман. Магнитогорск : МаГУ, 2000.-221 с.

29. Гильман, P.A. Теория и практика развития творческой активности личности студента в системе высшего художественно-педагогического образования : дис. . д-ра пед. наук / P.A. Гильман. Магнитогорск, 2001. - 378 с.

30. Глезер, А. Русские художники на Западе / А. Глезер. — М. : Знание, 1991. 18 с. (Новое в жизни, науке, технике. № 6.)

31. Горбунова, Т.В. Природа художественных идей: искусство в системе общего сознания / Т.В. Горбунова. JI. : ЛГУ, 1991. - 111 с.

32. Горячев, А.Д. Методы наглядных изображений / А.Д. Горячев, Е.Е. Эльясберг. М. ; Л. : Просвещение, 1965 — 80 с.

33. Горячева, Т.К понятию экономии творчества / Т. Горячева // Искусствознание. 1997. - № 2. - С. 232-244.

34. Гольденрихт, С.С. О природе эстетического творчества / С.С. Гольденрихт. -М. : Изд-во МГУ, 1977.-248 с.

35. Гончарова, Т.В. Педагогические условия развития интереса к декоративно-композиционной деятельности у студентов художественно-графического факультета: дис. . канд. пед. наук / Т.В.Гончарова. Магнитогорск : МаГУ, 2003. - 165 с.

36. Громов, Е.С. Начала эстетических знаний. Эстетика и искусство / Е.С. Громов. 2-е изд., доп. - М. : Сов. художник, 1984. - 335 с.

37. Гулыга, A.B. Принципы эстетики / A.B. Гулыга. М. : Изд-во политической литературы, 1987.

38. Гранатов, Г.Г. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления) / Г.Г. Гранатов. Магнитогорск : МаГУ, 2000. - 194 с. -Библиогр.: с. 183-193 с.

39. Демин, М.В. Природа деятельности / М.В. Демин- М. : Изд-во Моск. ун-та, 1984. 168 с.

40. Декоративно-прикладное искусство в школе : межвуз. сб. науч. трудов / под ред. P.A. Гильман. Магнитогорск : МГПИ, 1992. - 113 с.

41. Дидактика современной школы : пособие для учителей / Б.С. Кобзарь и др.; под ред. В.А. Онищука. Киев Рад. шк., 1987. - 351 с. — (Пед. б-ка). -Библиогр.: с. 340-346.

42. Дранков, В.Л. Психология художественного творчества : учеб. пособие / В.Л. Дранков. Л. : ЛГИК им. Н.К. Крупской, 1991. - 79 с.

43. Емельянова, О.В. Развитие творческих способностей учащихся детских художественных школ средствами декоративно-прикладного искусства (художественная вышивка) : автореф. дис. . канд. пед. наук / О.В. Емельянова.-М., 2009.-16 с.

44. Жернов, В.И. Познавательная деятельность и профессиональная подготовка студентов / В.И. Жернов. — М. : Просвещение, 1997. 101 с.

45. Загвязинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования / В.И. Загвязинский М. : Педагогика, 1982. - 160 с.

46. Зайцев, Е.В. Новые горизонты творчества / Е.В. Зайцев // Искусство. 1987.- № 1.-С. 1-7.

47. Закон Российской Федерации «Об образовании». 3-е изд. - М. : Изд-во «Ось-89», 2002. - 48 с.

48. Зедльмайр, X Искусство и истина / X. Зедльмайр // Искусствознание. 1998. -№ 2. - С. 5-66.

49. Зедльмайр, X. Искусство и истина / X. Зедльмайр // Искусствознание. 1998. -№ 1.

50. Зедльмайр, X. Искусство и истина / X. Зедльмайр // Искусствознание. 1999. - № 1. - С. 458-505.

51. Зиверт, X. Тестирование личности : пер. с нем. / X. Зиверт. 2-е изд. -М. : АО «Интерэксперт», 1988. - 198 с.

52. Зись, А.Я. О комплексном изучении искусства / А.Я. Зись // Вопросы философии. 1986. - № 9. - С. 113-122.

53. Зись, А.Я. К вопросу о психологии художественного творчества /

54. A.Я. Зись // Вопросы философии. 1986. - № 12. - С. 72-84.

55. Зорина, Л.Я. Система средств в процессе обучения. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Л.Я. Зорина; под ред.

56. B.В. Краевского, И .Я. Лернера. М. : Педагогика, 1989. - 320 с. - С. 185-199.

57. Иванов, В.П. Технология оценки профессионализма / В.П. Иванов,

58. C.B. Миронов, И.Р. Попов. СПб.: СПбДНТП, 1992. - 28 с.

59. Измайлов, А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана / А.Э. Измайлов. М. : Педагогика, 1991.-256 с.

60. Илиева, Л.П. Гастон Башляр: особенности феноменологического и психоаналитического подходов к исследованию художественного творчества / Л.П. Илиева // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1998. -№2.-С. 91-104.

61. Ильина, Т.А. Педагогика: Курс лекций : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Т.А. Ильина. М. : Просвещение, 1984. - 496 с.

62. Исаев, И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учеб. пособие для вузов / И.Ф. Исаев. М. : Академия, 2002. - 207 с. (Высш. образование).

63. Искусствознание и психология художественного творчества / отв. ред.: А.Я. Зись, М.Г. Ярошевский. М. : Наука, 1988. - 352 с.

64. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. — СПб. : Петрополис, 1996.-416 с.

65. Каган М.С. Эстетика как философская наука / М.С. Каган. СПб. : ТОО ТК Петрополис, 1997. - 544 с.

66. Каган, М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) / М.С. Каган. М. : Политиздат, 1974. - 328 с.

67. Калошина, И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (Нормативный подход) / И.П. Калошина. — М. : Из-во МГУ, 1981. 168 с.

68. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров,-М. : Педагогика, 1990. 144 с. (Б-ка учителя и воспитателя).

69. Кант, И. Сочинения. М. : «КамЬ>, 1994. - Т. 1. : Трактаты и статьи (1784 - 1796). - 1994. - 586 с.

70. Кантор, В.К. Наука и искусство — философские аспекты проблемы /

71. B.К. Кантор, А.Е. Разумов // Вопросы философии. 1986. - № 2. - С. 134-144.

72. Килошенко, М.И. Психология моды: теоретический и прикладной аспекты / М.И. Килошенко. СПб. : СПГУТ, 2001. - 192 с.

73. Комплексное полихудожественное развитие школьников: науч.-метод. сб. / под общ. ред. Б.П. Юсова. М.; Луганск, 1994. - 148 с.

74. Касьян, A.A. Философская культура как критерий образованности / A.A. Касьян // Вестник высшей школы 1989. - № 8. - С. 79-84.

75. Клочкова, О.Ю. Модель успеха как фактор профессионального выбора (на примере студентов московских педагогических вузов) : автореф. дис. . канд. соц. наук / О.Ю. Клочкова. -М., 2003. 16 с.

76. Клюн, И.В. Мой путь в искусстве: воспоминания, статьи, дневники / И.В. Клюн. М. : RA: Рус. Авангард, 1999. - 559 с.

77. Колесникова, Е. Творчество как предмет исследований в русской психологической науке / Е. Колесникова // Искусствознание. 1997. — № 2. —1. C. 42-50.

78. Константинов, Л. К вопросу о законченности и оценке художественного произведения / Л. Константинов // Искусство. 1985. - № 6. - С. 39-42.

79. Князева, E.H. Интуиция как самодостраивание / E.H. Князева, С.П. Курдюмов // Вопросы философии. 1994. - № 2. - С. 110-123.

80. Краткая философская энциклопедия. — М. : Прогресс-энциклопедия, 1994.-576 с.

81. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред.: A.B. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., расш., испр. и доп. - Ростов н/Д. : Феникс, 1999. -512,с.

82. Краткий словарь по философии / под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. М. : Политиздат,!982. - 431 с.

83. Краткий словарь по эстетике : кн. для учителя / под ред. М.Ф. Овсянникова. -М. : Просвещение, 1983. -223 с.

84. Кузин, B.C. Вопросы изобразительного творчества / B.C. Кузин. — М. : Просвещение, 1971.

85. Кузин, B.C. Особенности изобразительной деятельности как познавательной деятельности / B.C. Кузин. М. : НИИ школ МП РСФСР, 1969.

86. Лановенко, О.П. Социальный статус искусства: представления, проблемы / О.П. Лановенко. Киев : Наук, думка, 1983. - 167 с.

87. Латышина, Д.И. История педагогики: Воспитание и образование в России (X нач.ХХ в.) : учеб. пособие / Д.И. Латышина. - М. : ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998.-584 с.

88. Лезин, Б.А. Художественное творчество как особый вид экономии мысли / Б.А. Лезин // Вопросы теории и психологии творчества. — Харьков, 1997.-445 с.

89. Ленин, В.И. О культуре / В.И. Ленин. М. : Издательство политической литературы, 1980.-336с.

90. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. -М. : Промиздат. 1975. - 304 с.

91. Лернер, И .Я. Введение // Дидактические проблемы построения базового содержания образования : сб. науч. тр. / под ред.: И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. М. : ИТПиМИО РАО, 1993. - 210 с. - С. 3-8.

92. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. -М. : Педагогика, 1981.- 186 с.

93. Леушканова, О.Ю. Организационно-педагогические условия повышения уровня художественного образования учащихся в детской картинной галерее : дис. . канд. пед. наук / О.Ю. Леушканова. Магнитогорск : МаГУ, 2005.-247 с.

94. Лихачев, Д.С. Заметки об истоках искусства / Д.С. Лихачев // Контекст: 1985.-М., 1986, С. 15-20.

95. Лихачев, Д.С. Очерки по философии художественного творчества / Д.С. Лихачев. — 2-е изд., доп. — СПб. : Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1999. 192 с.

96. Лихачев, Д.С. Русская культура / Д.С. Лихачев. — М. : Искусство, 2000.-439 с.

97. Максяшин, A.C. Художественная подготовка кадров / A.C. Мак-сяшин // Образование и наука. 2002. - № 6. - С. 113-125.

98. Лук, А.Н. Мышление и творчество / А.Н. Лук. М. : Политиздат, 1976.- 144 с.

99. Маркс, К. Об искусстве / К. Маркс, Ф. Энгельс. М. : Искусство, 1983.-605 с.

100. Мастера искусств об искусстве. Избр. отрывки из писем, дневников, речей и трактатов / под общ. ред. A.A. Губера. М. : Искусство, 1969. — Т. 5.-448 с.

101. Медведев, Л.Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку / Л.Г. Медведев. М. : Просвещение, 1986. -159 с.

102. Мелик-Пашаев, A.A. Об источнике способности человека к художественному творчеству / A.A. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. -1998. -№ 1.-С. 76-82.

103. Меликов, И.М. Творчество и духовный мир человека / И.М. Меликов // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. -2002.-№2.-С. 76-88.

104. Меняев А.Ф. Средства обучения. Педагогика / под ред. П.И. Пид-касистого. М. : Педагогическое общество России, 2000. - 640 с.

105. Метченко, А.И. Мудрость художника/ А.И. Метченко. М. : Современник, 1976. - 190 с.

106. Морозов, Н.С. Процессы творчества / Н.С.Морозов. Рязань: Рягости-полиграфия, 1925. -23 с.

107. Михайлова, A.A. О художественной условности / А.А.Михайлова. М. : Мысль, 1970. - 300 с.

108. Молчанова, A.C. На вкус, на цвет. Теорет. очерк об эстет, вкусе / A.C. Молчанова. М. : Искусство, 1966. - 196 с.

109. Мусийчук, М.В. Педагогические условия эффективности развития творческих способностей будущих учителей : дис. . канд. пед. наук / М.В. Мусийчук. 1999. - 179 с.

110. Мусийчук, М.В. Педагогические условия эффективности развития творческих способностей будущих учителей : автореф. дис. . канд. пед. наук / М.В. Мусийчук. Магнитогорск, 1999. - 16 с.

111. Мусийчук, М.В. Игры, тесты, упражнения от госпожи инерции мышления / М.В. Мусийчук. Магнитогорск : МаГУ, 2000 - 71 с.

112. Назарова Т.С. Средства обучения: технология создания и использования / Т.С. Назарова, Е.С. Полат. М. : Изд-во УРАО, 1998. - 204 с.

113. Найн, А .Я. Психолого-педагогические тесты: учеб. пособие / А .Я. Найн, А.Г. Гостев. Челябинск : ЧГПИ, 1993.- 120 с.

114. Найн, А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике / А.Я. Найн. Челябинск : УралГАФК, 1996. - 144 с.

115. Недосекина, А.Г. Система художественного воспитания студентов в вузе: теория и практика : монография / А.Г. Недосекина. Магнитогорск : МаГУ, 2007. - 395 с.

116. Некрасова, М.А. Народное искусство как проблема коллективного и индивидуального, традиции и новизна / М.А. Некрасова // Проблемы народного искусства / под ред.: М.А. Некрасовой, К.А. Макарова. М. : Изобразительное искусство, 1982. - 136 с.

117. Никитин, Г.А. Этноэстетика в трудовой подготовке детей : учеб.-метод. пособие / Г.А. Никитин. Чебоксары, 2000. - 120 с.

118. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. — М. : Советская Энциклопедия, 1973. — 846 с.

119. Окомолов, О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, традиции развития / О.П. Окомолов // Высшее образование в России. — 1994. — № 2. — С. 45.

120. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет. -М. : Искусство, 1991. 586 с.

121. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для пед. спец. высших учеб. заведений / И.А. Зязюн и др.; под ред. И.А. Зязюна. -М. : Просвещение, 1989. 302 с.

122. Основы понимания искусства : метод, рекомендации для студентов пед. ин-та / сост. Л.К. Верблюденко и др.. — Магнитогорск : МГПИ, 1991.-40 с.

123. Пидкасистый, П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. -М. : Педагогическое общество России, 1999. 354 с.

124. Платонов, Г.В. Проблема духовности личности (состав, типы, назначение) / Г.В. Платонов, А.Д. Косичев // Вестник Московского университета. Сер. 7. Философия. 1998. - № 2. - С. 3-33.

125. Плетнева, Г. Выставка и творческий процесс / Г. Плетнева // Искусство. 1984. - № 8.-С. 15-19.

126. Подласый, И.П. Педагогика : учебник для студентов высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. М. : Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996.-432 с.

127. Подольская, М.С. Традиции ученичества в декоративно-прикладном искусстве (материалы педагогических исследований) / М.С. Подольская, Л.П. Федорова. М. : ИНИОН РАН. - 2002. - 115 с.

128. Полякова, Е.В. Русские золотные ткани XVIII начала XX века (к проблеме формирования национального стиля) : автореф. дис. . канд. искусствоведения / Е.В. Полякова. - М., 2008. - 40 с.

129. Пономарев, Я.А. Психология творчества и педагогика / Я.А. Пономарев. М. : Педагогика, 1976. - 205 с.

130. Поспелов, Г.Н. Искусство и эстетика / Г.Н. Поспелов. М. : Искусство, 1984. - 325 с.

131. Проблемы этики и эстетики / под ред.: проф. М.С. Кагана, проф. В.Г. Иванова. Вып. 3. Проблема потребностей в этике и эстетике. JT. : ЛГУ, 1976.- 175 с.

132. Психология. А-Я: Словарь-справочник / пер. с англ. К.С. Тка-ченко. М. : ФАИРПРЕСС, 1999. - 488 с.

133. Пурик, Э.Э. Управление художественно-творческой деятельностью школьников на уроках изобразительного искусства : монография / Э.Э. Пурик. Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2001. - 220 с.

134. Разлогов, К.Э. Художественны процесс и потребности человека в искусстве / К.Э. Разлогов // Вопросы философии. 1986. - № 8. - С. 84-94.

135. Радугин, A.A. Культурология : учеб. пособие / сост. и отв. ред. A.A. Радугин. М. : Центр, 1998. - 304 с.

136. Ретивых, М.В., Дидактические средства профессионального обучения // Общая и профессиональная педагогика / под ред. В.Д. Симоненко. -М. : Ввентана-Граф, 2005. 368 с.

137. Розетт, И.М. Теоретические концепции фантазии // Психология художественного творчества : хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. Минск : Харвест, 1999. - 752 с. - С. 511-568.

138. Романов, Е.В. Теория и практика профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства : монография / Е.В. Романов. -Магнитогорск : МаГУ, 2001. 244 с. -Библиогр.: с. 222 - 224.

139. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию / H.H. Ростовцев М. : Просвещение, 1982. - 240 с.

140. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. — М. : Педагогика, 1976. 276 с.

141. Рындак, В.Г. Творчество. Краткий педагогический словарь / В.Г. Рындак. Оренбург, 2001. - 106 с.

142. Сабило, Н.И. Орнаментальная текстильная композиция. Основы построения : учеб. пособие / Н.И. Сабило; СГАСУ. Самара, 2008. - 70 с.

143. Сайгушев, Н.Я. Непрерывное воспитание : учеб.-метод, пособие / Н.Я. Сайгушев, Н.В. Сычкова. Магнитогорск : МГПИ, 1997. - 105 с.

144. Сайгушев, Н.Я. Профессиональное становление будущего учителя : монография / Н.Я. Сайгушев. — СПб. : б.и., 2008. 219 с. - Библиогр.: с. 199-219.

145. Сельченок, К. Художество нашей жизни // Психология художественного творчества : хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. — Минск : Харвест, 1999.-752 с.-С. 432-437.

146. Свирин, А.Н. Древнерусское шитье / А.Н. Свирин. М. : Искусство, 1963.- 128 с.

147. Симакова, И.Л. Традиции русской народной вышивки в художественных промыслах XIX XX веков / И.Л. Симакова. - М. : Граница, 2000. -192 с.

148. Симонов, П.В. Что такое эмоция? / П.В. Симонов. М. : Наука, 1966.-95 с.

149. Смирнов, С.Д. Еще раз о технологии обучения / С.Д. Смирнов // Высшее образование в России. 2000. - № 6. - С. 112-120.

150. Совместная деятельность: Методология, теория, практика М. : Наука, 1988.-232 с.

151. Современная дидактика: теория практике / под науч. ред.: И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. - М. : Изд-во ИТПиМИО РАО, 1993. - 288 с.

152. Современный словарь-справочник по искусству / науч. ред. и сост. A.A. Мелик-Пашаев. — М. : Олимп: ООО «Издательство ACT», 2000. — 816 с.

153. Соколов, М.В. Профессиональная направленность будущих учителей на занятиях по декоративно-прикладному искусству: теория и практика формирования : монография / М.В. Соколов. М. : Прометей, 2002. -214с.-Библиогр. С. 196-214.

154. Соловьева, И.В. Художественно-творческая деятельность как фактор развития одаренности / дис. . канд. пед. наук / И.В.Соловьева. — Магнитогорск, 2000. 138 с.

155. Сластенин, В.А., Подымова, JT.C. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, JI.C. Подымова. М. : Магистр, 1997. - 223 с.

156. Спиркин, А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. М. : Гардарики, 2001.735 с.

157. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. М. : Полит-издат, 1972. - 303 с.

158. Столович, J1.H. Природа эстетической ценности / JI.H. Столович. -М. : Политиздат, 1972.-271 с.

159. Субъективная оценка в структуре деятельности : науч.-темат. сб. — Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1987. 144 с.

160. Сычкова, Н.В. Исследовательская подготовка студентов университета : монография / Н.В. Сычкова. Магнитогорск : МаГУ, 2002. - 223 с. -Библиогр.: С. 214-223.

161. Теория художественного творчества // Высшее образование в России. 2000. - № 1. - С. 55-63.

162. Теплов, Б.М. Способность и одаренность / Б.М. Теплов // Избр. тр.: в 2 т. -М. : Педагогика, 1985. Т. 1. - 329 с.

163. Труды Академии художеств СССР : сб. ст. М. : Изобразительное искусство, 1985. - Вып. 3. - 288 с.

164. Ушачев, В.П. Творчество в системе образования : монография / В.П. Ушачев. — М. : Московский пед. ун-т; 1955. 219 с.

165. Уметбаев, З.М. Основы педагогической техники : учеб. пособие / З.М. Уметбаев. Магнитогорск: МГГТИ, 1997. - 123 с.

166. Усова, A.B. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся / A.B. Усова. Челябинск : ЧГПИ, 1997. - 16 с.

167. Усова, A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения/ A.B. Усова. М. : Педагогика, 1986. — 176 с.

168. Устин, В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве : учеб. пособие. 2-е изд., уточн. и доп. / В.Б. Устин. — М. : ACT: АСТРЕЛЬ, 2007. - 239 с.

169. Философский словарь / под ред. И.Г. Фролова. — 5-е изд. М. : Политиздат, 1986. - 590 с.

170. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Художественная культура и развитие личности / Ю.У. Фохт-Бабушкин. М. : Просвещение, 1987. - 120 с.

171. Философия искусства в прошлом и настоящем / НИИ теории и истории изоб. Искусств ордена Ленина Акад. художеств СССР. М. : Искусство, 1981.-423 с.

172. Философские проблемы деятельности (Материалы круглого стола) // Вопросы философии. 1986. - № 2. - С. 29-48.

173. Философский энциклопедический словарь. М. : ИНФРА, 1998.575 с.

174. Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В. Константинов. М. : Советская энциклопедия, 1960-1970.

175. Флоренский, П.А. У водоразделов мысли / П.А. Флоренский. -М. : Правда, 1990. 447 с. - Прил. к журналу «Вопросы философии».

176. Хатламаджиева, H.B. Развитие чувства ритма у студентов художественно-графических факультетов средствами декоративной вышивки : автореф. дис. . канд. пед. наук / Н.В. Хатламаджиева. М., 2009. - 20 с.

177. Харламов, И.Ф. Педагогика : учеб. пособие / И.Ф. Харламов. 3-е изд, перераб. и доп. -М. : Юристь, 1997. - 512 с.

178. Хасхачи, Ф.И. Истина. Взгляд на развитие зрительного восприятия цвета / Ф.И. Хасхачи // Материя и сознание М., 1952. - С. 172-206.

179. Хозяинов, Г.И. Средства обучения как компонент педагогического процесса / Г.И. Хозяинов // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. М., 1998. - Т. 5. - С. 130-136.

180. Храмышкина, Р.Н. Педагогические условия развития художественно-творческой деятельности студентов : дис. . канд. пед. наук / Р.Н. Храмышкина. — Магнитогорск, 2001. 191 с.

181. Художественная культура и искусство: методологические проблемы : сб. науч. тр. Л. : ЛГИТМИК, 1987. - 158 с

182. Художественная культура. Понятия. Термины. М. : Знание,1978.

183. Художественно-педагогический словарь / сост. Н.К. Шабанов и др.. М. : Академический Проект: Трикста, 2005. - 480 с.

184. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / под ред. С. Мейлах. Л. : Наука; Ленинг. отд-ние, 1983. - 279 с.

185. Чайковская, В. Удивить Париж. Московские вернисажи / В. Чайковская. М. : Знание, 1999. - 192 с. (Серия «Мир искусства»; № 2).

186. Чан Су Бу. У истоков творчества / Чан Су Бу. — Новосибирск,1978.

187. Чегодаева, М.А. Китч, китч, китч / М.А. Чегодаева. М. : Знание, 1990. - 53 с. (Новое в жизни, науке, технике. № 2.)

188. Чернышевский, Н.Г. Избранные эстетические произведения / Н.Г. Чернышевский. М. : Искусство, 1974. - 550 с.

189. Шадриков, В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков -М. : Изд. корпорация «Логос», 1994. 320 с.

190. Шведерский, A.C. Можно ли учить тому, чему нельзя научить? / A.C. Шведерский // Диагностика и развитие художественной одаренности : сборник. СПб., 1992. - С. 67-75.

191. Шведерский, A.C. Психология художественного творчества // Психология художественного творчества : хрестоматия / сост. К.В. Сель-ченок. Минск : Харвест, 1999. - 752 с. - С. 387-400.

192. Щукина, Г.И. Роль деятельности в учебном процессе / Г.И. Щукина. М. : Просвещение, 1986. - 144 с.

193. Эстетика : словарь / под общ. ред.: A.A. Беляева и др.. М. : Политиздат, 1989. - 447 с.

194. Эстетическое воспитание и художественное образование: проблемы и перспективы : в 2 ч. : материалы областной науч.-практ. конф.; г. Магнитогорск, 28-29 авг. 2002 / под ред.: С.Г. Молчанова и др.. Магнитогорск, 2002.-Ч. 1.-178 с.

195. Этнохудожественная образовательная система в России. Теория и практика : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Магнитогорск : МГПИ,1998.-Ч. 2.-30 с.

196. Этноэстетика в трудовой подготовке детей : учеб.-метод. пособие. Чебоксары, 2000. - 120 с.

197. Юнг, К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного : пер. с нем. К.Г. Юнг. -М. : Канон, 1994. 320 с.

198. Юсов, Б.П. К доктрине художественного образования детей и школьников в 12-летней общеобразовательной школе / Б.П. Юсов // Вестник МаГУ. Магнитогорск, 2001-2002. - Вып. 2-3. - С. 247-252.

199. Юсов, Б.П. Три уровня художественного воображения: три мира жизни, три типа художественного творчества / Б.П. Юсов // Культура, искусство, образование: проблемы, перспективы развития. Смоленск : СГПИ,1999.-264 с.

200. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П.М. Якобсон. М. : Политиздат. - 1969. - 317 с.

201. Ястребова, Н. Художественное сознание и его содержательные структуры / Н. Ястребова // Искусствознание. 1998. — № 2. — С. 127-144.

202. Ячменева В.В. Подготовка будущего учителя изобразительного искусства к организации художественно-творческой деятельности школьников : дис. . канд. пед. наук /В.В. Ячменева. — Магнитогорск, 2001. 178 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.