Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей младших школьников: На материале марийского фольклора тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Жирнова, Ирина Васильевна

  • Жирнова, Ирина Васильевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Йошкар-Ола
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 278
Жирнова, Ирина Васильевна. Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей младших школьников: На материале марийского фольклора: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Йошкар-Ола. 2005. 278 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Жирнова, Ирина Васильевна

Введение.

ГЛАВА I. Теоретические предпосылки развития музыкально-творческих способностей младших школьников

1.1. Исторические предпосылки развития творческих способностей.

1.2. Психолого-педагогический аспект развития музыкально-творческих способностей младших школьников.

1.3. Культурологический и педагогический анализ марийского фольклора

Выводы по I главе.

ГЛАВА И. Опытно-экспериментальная работа по развитию музыкально-творческих способностей младших школьников на материале марийского фольклора

2.1. Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей учащихся средствами марийского фольклора.

2.2. Содержание и результаты опытной работы.

Выводы по II главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия развития музыкально-творческих способностей младших школьников: На материале марийского фольклора»

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко воздействуя на чувства, волю людей, она способна благотворно сказываться на формировании их личности. Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, ее определяющими общественную значимость этого вида искусства, его место в системе духовно-культурных ценностей.

Сегодня, когда мир музыки представлен чрезвычайно широким спектром различных стилей и направлений, особенно актуальной становится проблема воспитания у слушателей хорошего вкуса, помогающего отличать высокохудожественные музыкальные произведения от низкосортных. Поэтому очень важно сформировать у юного поколения высокие духовные потребности и разносторонние художественные способности. Для этого необходимо широко использовать в повседневной практике обучения и воспитания детей лучшие образцы музыкального искусства различных национальных культур и, прежде всего, музыку своего народа.

Происходящие в современном обществе процессы роста бездуховности, снижение нравственного уровня вызывают все большую тревогу. Нам представляется, что одним из путей преодоления этих негативных явлений может стать музыкальное воспитание детей. Народное музыкальное творчество является прекрасной основой для образования и воспитания благодаря своей глубокой содержательности и отсутствию второстепенных, малозначительных элементов. Создаваясь в веках, народное искусство служит ярчайшим проявлением исторической достоверности, высоких идеалов и развитого эстетического вкуса. Нравственное и эстетическое содержание народных традиций, непреходящая ценность их педагогических возможностей убеждают в необходимости сохранения и многогранного применения фольклора в современной практике воспитания и образования. Обращаясь к народной культуре как к источнику воспитания, можно найти благодатную почву для формирования и развития у детей различных качеств: интеллектуальных, нравственных, эстетических. Об этом свидетельствуют исследования Б.В. Асафьева, Б. Бартока, Д.Б. Кабалевского, З.Кодая и др.

В последнее время в педагогике активно разрабатывается принцип культуросообразности, который заключается в следующем: обучение и воспитание должно быть интегрировано в контекст культуры, а воспитанник должен не пассивно потреблять ее результаты, а активно овладевать и творчески развивать лучшие образцы этой культуры. Культурологический подход является центральной идеей в этнопедагогике и определяет национальную культуру как базовую основу воспитания творчески развивающейся личности (В.А. Акцорин, К.Ш. Ахтияров, Г.Н. Волков, Р.А. Назимова, Е.Б. Овси-енко и др.). В решении вопроса национального музыкального образования школьников с учетом регионального компонента и влияния культуры марийского народа на развитие их творческих способностей мы опирались на исследования П.А. Апакаева, З.Г. Нигматова, З.И. Равкина, Г.А. Архипова, И.А. Богданова, Н.И. Бояркина и др.

В определении перспектив музыкально-эстетического воспитания и образования школьников путем творческого освоения музыкальной культуры значительную роль играют исследования в области психологии. Так, теории психологии творчества и художественно-эстетического воспитания, музыкального воспитания и музыкальных способностей, раскрытые в трудах JI.C. Выготского, В.В. Давыдова, JI.B. Занкова, C.JI. Рубинштейна, В.М. Теп-лова и др., получили дальнейшее развитие в современной музыкально-педагогической практике.

В психолого-педагогических исследованиях (JI.A. Венгер, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков., В.И. Логинов, Р.Т. Казакова, М.А. Лебедева и др.) убедительно доказана необходимость раннего начала творческого развития ребенка. Развитие способностей, как общих, так и специальных, процесс взаимосвязанный. Существует целый ряд работ, в которых доказывается, что развитие специальных способностей индивида прямо пропорционально развитию общих способностей человека, так как приемы творческой деятельности, в принципе, одинаковы (Н.А. Ветлугина, О.М. Дьяченко, ЭЛ. Степанков). Среди специальных способностей проблему музыкальных можно отнести к достаточно разработанным. Наиболее полно она была исследована в работах Б.М. Теплова, который выделил три основные музыкальные способности - ладовое чувство, способность к слуховому представлению и музыкально-ритмическое чувство. Кроме того, ряд ученых (О.П. Радынова, Т.С. Ригина, К.В. Тарасова и др.) обращаются к изучению способностей, необходимых для выполнения конкретной деятельности — слушания, исполнения, творчества, каковыми являются: способность целостного и дифференцированного восприятия музыки, исполнительские способности, творческое воображение. Исследователи сходятся во мнении, что развитие творческих способностей в детском возрасте предполагает активную деятельность, в процессе которой реализуются потенциальные резервы личности ребенка.

В ряде исследований можно обнаружить различные подходы к развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста на основе использования народного искусства (О.А. Апраксина, Ю.Б. Алиев, Е.Я. Гем-бицкая, H.JI. Гродзенская, Т.Я. Шпикалова).

Вместе с тем вопросы развития музыкально-творческих способностей младших школьников на основе марийского музыкального творчества до сих пор не являлись предметом специального исследования.

Таким образом, налицо противоречие между огромным воспитательным и образовательным потенциалом марийского музыкального творчества и недостаточной научной разработанностью условий его использования для развития музыкально-творческих способностей младших школьников.

Выявленное противоречие позволяет констатировать актуальность педагогического исследования научной проблемы, которая может быть сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия развития музыкально-творческих способностей младших школьников на материале марийского фольклора? Решение данной проблемы и составляет цель исследования.

Объект исследования: музыкально-эстетическое воспитание младших школьников на внеурочных музыкальных занятиях.

Предмет исследования: развитие музыкально-творческих способностей (комплекс музыкальности, творческое воображение, исполнительские умения и навыки) младших школьников средствами марийского музыкального фольклора (музыкально-поэтического, танцевального, игрового).

Гипотеза исследования: развитие музыкально-творческих способностей учащихся младших классов на основе марийского фольклора будет проходить наиболее эффективно, если реализовать следующие педагогические условия: формирование у младших школьников мотивационно-ценностного отношения к художественным традициям марийского народа; использование научно обоснованного комплекса форм и методов работы с учащимися младших классов, предполагающего широкое использование возможностей марийского музыкального фольклора на внеурочных занятиях; наличие инструментария диагностики музыкально-творческих способностей учащихся младших классов (показатели, уровни развития); создание учебно-методического обеспечения процесса занятий с детьми (учебные пособия, нотные издания, сценарии фольклорных праздников и т.п.).

Цель, предмет и гипотеза определили следующие задачи исследования:

• проанализировать современное состояние проблемы развития музыкально-творческих способностей учащихся;

• осуществить анализ марийского фольклора, раскрыть специфику марийского музыкального фольклора (обрядовость и ритуальность; особенность музыкального языка (пятиступенный лад, попевка - инвариант, полифоническое строение, кварто - квинтовое смещение и др.); отражение трудовой деятельности и т. д. ) и изучить возможности использования в развитии музыкально-творческих способностей младших школьников;

• выявить теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия развития музыкально-творческих способностей школьников на материале марийского музыкального фольклора, определить основные показатели и охарактеризовать уровни развития музыкально-творческих способностей младших школьников.

Методологической основой исследования являются философские, психолого-педагогические и эстетические исследования, связанные с темой диссертации. Изучались труды в области философских и искусствоведческих знаний (С.Ф. Анисимов, Е.С. Громов, А.В. Гулыга, В.Е. Давидович, Н.С. Зло-бин, М.С. Каган, А.С. Каргин, М.С. Кветной, Д.С. Лихачев, Е.В. Назайкинский и др.); психолого-педагогические исследования по проблеме формирования способностей (Б.Г. Ананьев, B.C. Библер, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Н. Лук, А .Я. Пономарев, С.Л. Рубинштейн); по проблемам формирования и развития музыкальных способностей (Л.А. Барен-бойм, Н.А. Ветлугина, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов и др.); по вопросам осмысления роли народного искусства в воспитании (Б.В. Асафьев, В.А. Акцорин, П.А. Апакаев, З.Г. Нигматов, М.Ю. Новицкая, З.И. Равкин, В.А. Сокольникова, Г.Н. Швецова, Н.М. Швецов, Т.Я. Шпикалова и др.); по вопросам теории, методики, практики эстетического воспитания детей школьного возраста средствами различных видов искусства (Ю.Б. Алиев, Н.И. Киященко, Т.С. Комарова, B.C. Кузина, Г.П. Новикова и др.); по вопросам эстетического воспитания и формирования художественно-творческих способностей средствами музыкального искусства (Л.Г. Арчажникова, Н.А. Ветлугина, Л.Н. Комисаро-ва, И.А. МедведеваО.П. Радынова, Л.А. Рапацкая, Г.Г. Тенюкова и др.).

Для решения поставленных задач, обобщения результатов исследования применялись следующие методы:

- теоретический анализ историко-философской, искусствоведческой, психолого-педагогической и этнопедагогической литературы по проблеме исследования;

- изучение и обобщение передового педагогического опыта работы с учащимися по использованию национального музыкального искусства в процессе их эстетического развития;

- педагогический эксперимент; наблюдение; беседы; анализ продуктов музыкально-творческой деятельности младших школьников во всех видах исполнительской деятельности (пении, игре на музыкальных инструментах, музыкально-ритмических движениях).

- методы статистической обработки данных исследования.

Опытно-экспериментальной базой явились ГОУ РМЭ Центр образования № 18 и Президентская школа-интернат № 1 для одаренных детей, общеобразовательных школах №6, №24 г. Йошкар - Олы . В исследовании приняли участие 118 учащихся младших классов.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа.

1-й этап (2001 - 2002) — поисково-теоретический. На основе теоретического анализа философской, психолого-педагогической, культурологической литературы определялись исходные параметры исследования, его предмет, структура, гипотеза, методология, методы, понятийный аппарат; были разработаны методы опытно-экспериментальной работы с учащимися, проведен отбор и систематизация музыкального материала; проведен констатирующий эксперимент с целью выявления уровня развития музыкально-творческих способностей с помощью специально разработанных диагностических заданий.

2-й этап (2002 — 2003) — опытно-экспериментальный. Выявлены и обоснованы педагогические условия развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста на основе марийского музыкального творчества. Определены основные показатели и уровни развития данных способностей. Проведены формирующий и контрольный этапы эксперимента, цель которых заключалась в проверке на практике разработанных нами педагогических условий.

3-й этап (2003 - 2005) - обобщающий. На данном этапе был проведен количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы; систематизированы и уточнены основные положения работы; осуществлено оформление результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем: определено значение марийского фольклора в развитии музыкально-творческих способностей младших школьников; предложен диагностический инструментарий, позволяющий судить об уровне развития музыкально-творческих способностей младших школьников (показатели и характеристика уровня развития по каждому их них); адаптирован к работе с младшими школьниками по развитию у них музыкально-творческих способностей комплекс общих и специальных форм и методов, предусматривающий введение в учебный репертуар лучших образцов народного марийского творчества; выявлены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие развитие музыкально-творческих способностей у учащихся младших классов средствами марийского музыкального творчества (формирование у младших школьников мотивационно-ценностного отношения к художественным традициям марийского народа во внеучебной деятельности; использование научно обоснованного комплекса методов с учащимися младших классов, предполагающего широкое использование марийского фольклора на внеурочных занятиях; наличие инструментария диагностики развития музыкально-творческих способностей у учащихся младших классов; создание фонда соответствующего дидактического материала: учебные пособия, нотные издания, сценарии фольклорных праздников и др.).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в теорию и методику эстетического воспитания. Раскрыта педагогическая сущность художественных традиций марийского фольклора, разработаны новые подходы к их использованию в процессе развития музыкально-творческих способностей школьников. Материалы диссертации открывают перспективы для дальнейших исследований в области музыкально-эстетического развития личности.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты и рекомендации могут быть использованы в работе, в том числе в работе учителей музыки общеобразовательных школ и руководителей творческих коллективов. Материалы исследования могут служить основой для внесения корректив в вариативные программы школьного национально-регионального образования; обогащают содержание подготовки учителей на музыкально-педагогических факультетах, в педколледжах, а также в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Разработанные автором календарный план занятий на учебный год, а также подготовленный им сборник «Марийские детские фольклорные и современные праздники» могут широко использоваться в музыкально-педагогической практике образовательных учреждений Республики Марий Эл и других регионов России с компактным проживанием марийцев.

Достоверность результатов исследования обеспечивается полнотой анализа теоретического и практического материала, последовательной реализацией методологической основы исследования на всех его этапах; применением взаимодополняющих методов исследования, адекватных целям и задачам исследования; объективностью и репрезентативностью результатов опытно-экспериментальной работы; сочетанием количественного и качественного анализа материала данного исследования; многолетним опытом работы диссертанта в качестве учителя музыки общеобразовательной школы и музыкального руководителя вокальной студии.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в младших классах ГОУ РМЭ Центр образования № 18 и Президентской школе-интернате для особо одаренных детей, общеобразовательных школах №№ 6, 24 города Йошкар — Олы. Экспериментальной программой было охвачено 118 школьников. Основные положения диссертации были обсуждены в ходе различных этапов эксперимента на российско-американских конференциях в МФ МОСУ (Москва — Йошкар-Ола), Всероссийских научно-практических конференциях «Вавиловские чтения» и семинарах, на межрегиональных, межвузовских научных конференциях. Материалы исследования были использованы при написании программ и методических рекомендаций по национальной музыке для работы учебных заведений Марий Эл. Основные результаты исследования отражены в 11 научных и методических публикациях автора. • •

На защиту выносятся следующие положения:

1. Одним из эффективных средств развития музыкально-творческих способностей у младших школьников является марийский музыкальный фольклор. Его специфической особенностью можно считать тесную связь с ремеслами и обрядами. Каждый календарный обряд марийского народа имеет характерную только для него ритуальную игру. Синкретичная форма фольклора, подразумевающая комплексное использование слова, песни, игры, плясовых движений в наибольшей степени способствует развитию у учащихся комплекса музыкальности, творческого воображения, а так же исполнительских умений и навыков.

2. Педагогические условия эффективного развития музыкально-творческих способностей детей младшего школьного возраста средствами марийского музыкального фольклора:

- формирование у младших школьников мотивационно-ценностного отношения к художественным традициям марийского народа;

- использование на внеурочных занятиях научно обоснованного комплекса форм и методов работы с учащимися младших классов на основе марийского музыкального фольклора;

- наличие инструментария диагностики музыкально-творческих способностей учащихся младших классов (показатели, уровни развития);

- создание учебно-методического обеспечения включающего календарный план занятий, учебные пособия, нотные издания, сценарии фольклорных праздников и т.д.

3. В качестве показателей развития музыкально-творческих способностей у детей младшего школьного возраста на материале марийского музыкального фольклора выступают: специальные знания о культуре марийского народа; наличие заинтересованности и эмоциональной отзывчивости на марийскую народную музыку; владение исполнительскими умениями и навыками; степень выразительности исполнения; степень самостоятельности выполнения творческих заданий на основе марийского фольклора.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения. Материал изложен на 279 с. текста компьютерной верстки, в том числе основной текст - на 129 с . Работа содержит 15 табл., 14 рис. Библиографический список включает 222 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Жирнова, Ирина Васильевна

Выводы по II главе

В процессе изучения и анализа научно-педагогических исследований были выведены педагогические условия, способствующие развитию у младших школьников музыкально-творческих способностей на основе использования во внеурочных занятиях марийского фольклора. Реализация данных условий предполагает формирование у школьников мотивационно ценностного отношения к культуре марийского народа, использование в работе с детьми комплекса научно обоснованных методов, среди которых нами выделены как общие, так и специфические: метод системности, словесный, наглядно-слуховой, метод моделирования и метод драматизации.

Принимая во внимание синкретическую природу фольклора к специфическим методам мы относим: метод интегративности, метод «диалога культур» (B.C. Библер), метод глубокого погружения в национальную культуру.

Кроме того, педагогические условия включают разработку механизма диагностики развития музыкально-творческих способностей (показатели и уровни), а также учебно-методическое обеспечение внеурочных музыкальных занятий специальной литературой, основанной на национальном материале.

Результаты опытной работы позволяют утверждать, что внедрение данных педагогических условий значительно повышает эффективность развития у младших школьников музыкально-творческих способностей. Об этом свидетельствуют результаты контрольного этапа опытной работы, продемонстрировавшие более высокий уровень развития всех способностей у учащихся экспериментальной группы, по сравнению с контрольной.

Кроме того, эффективность данных педагогических условий подтверждена математической обработкой материалов, расчетами ЭРМТС (в %) в экспериментальной и контрольной группах. Так, после проведения опытной работы показатели развития музыкально-творческих способностей детей экспериментальной группы соответствуют высокому уровню: 79% — исполнительские умения и навыки, 73% - комплекс музыкальности, 76% — творческое воображение; тогда как в контрольной группе эти показатели соответствуют среднему и уровню ниже среднего: 54% - исполнительские умения и навыки, 52,2% - комплекс музыкальности, 37,2% — творческое воображение. Таким образом, разработанные нами педагогические условия подтвердили свою эффективность на практике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование полностью подтвердило правомерность первоначально выдвинутой гипотезы и позволило сделать следующие выводы:

1. В процессе изучения проблемы способностей на современном этапе развития психолого-педагогической науки в нашей стране и за рубежом установлено, что развитие способностей детей младшего школьного возраста наиболее успешно осуществляется в ходе музыкальной деятельности, побуждением к которой служат те или иные мотивы.

2. В ходе опытной работы подтверждено, что использование музыкального фольклора в процессе музыкального обучения младших школьников позволяет разнообразить формы музыкальной деятельности детей, активизировать развитие у них музыкальных способностей.

3. Рассматривая вопрос основных музыкальных способностей (ладово-интонационное чувство, чувство метроритма, музыкальная память, эмоциональность) применительно к детям младшего школьного возраста, мы пришли к выводу, что эффективность их развития возрастает в процессе вовлечения детей в творческую музыкальную деятельность. В связи с этим, наряду с основными музыкальными способностями (комплекс музыкальности), мы выделили следующие музыкально-творческие способности: творческое воображение, исполнительские умения и навыки.

4. На основе изученной научной литературы выявлены психолого-педагогические особенности младших школьников (готовность к выполнению учебной деятельности, переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, высокая эмоциональность восприятия и др.). Опираясь на выявленные особенности, мы предположили и доказали в ходе опытной работы, что использование фольклора (песенного, танцевального, поэтического, игрового) в процессе музыкальных занятий способствует формированию у детей начальных знаний о культуре народа мари, предоставляет им возможность использовать полученные знания в различных видах музыкально-творческой деятельности, что служит развитию у них музыкально-творческих способностей.

5. В диссертации изучена проблема марийского фольклора в историческом аспекте, подчеркнуты возможности его использования в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников. Анализ существующих программ музыкального воспитания, включающих региональный компонент, показал бессистемный характер использования фольклорного материала на музыкальных занятиях.

6. Изучение научно-методической литературы и анализ собственного многолетнего опыта работы позволили выявить и теоретически обосновать педагогические условия, способствующие наиболее эффективному развитию музыкально-творческих способностей у младших школьников на материале марийского музыкального фольклора, а именно:

- формирование у младших школьников мотивационно-ценностного отношения к художественным традициям марийского народа;

- использование на внеурочных занятиях научно обоснованного комплекса методов работы с учащимися младших классов на основе марийского музыкального фольклора;

- наличие механизма диагностики музыкально-творческих способностей учащихся младших классов (показатели, уровни развития);

- создание фонда соответствующего дидактического материала: учебные пособия, нотные издания, сценарии фольклорных праздников и др.

7. Для диагностики музыкально-творческих способностей младших школьников на констатирующем и контрольном этапах опытной работы были разработаны показатели и уровни их развития. Они включали:

- наличие специальных знаний о культуре марийского народа;

- наличие заинтересованности и эмоциональной отзывчивости на марийскую народную музыку;

- владение исполнительскими умениями и навыками;

- степень выразительности исполнения;

- степень самостоятельности выполнения творческих заданий на основе марийского фольклора.

8. В результате апробации выявленных автором педагогических условий с использованием марийского музыкального фольклора установлена их эффективность в развитии у младших школьников музыкально-творческих способностей — комплекса музыкальности, творческого воображения, исполнительских умений и навыков.

Проведенное исследование не исчерпывает полностью проблемы использования возможностей музыкального фольклора для формирования и развития личности в системе современного музыкального образования. Оно показывает лишь один из путей ее решения, открывая новые перспективы для исследования вопросов музыкального развития детей в поликультурной среде.

Эффективность развития музыкально-творческих способностей младших школьников в контрольной и экспериментальной группах за время эксперимента

Творческое воображение

Исполнительские умения и навыки

Комплекс музыкальности

Контрольная Экспериментальная Контрольная Экспериментальная Контрольная Экспериментальная

Нач. эксп Кон. эксп Нач. эксп Кон. эксп Нач. эксп Кон. эксп Нач. эксп Кон. эксп Нач. эксп Кон. эксп Нач. эксп Кон. эксп п/п У 03 а >> О са £ у м £ р са 8. >> у 03 £ у ее у 03 8. >> у м £ у ва 8. > у н у

Сн О 2 £ со 2 £ 8? со 2 £ Си со о4 си о tfN ON О § ^ CU СО С чО Л о4 СО S £ си СО А О4 Рч со £ Ых ей СО 8. > -С о4 CU СО 8. >

1. 28,6 н 28,6 н 14,3 0 85,7 оп 14,3 0 71,4 в 28,6 н 85,7 оп 0 0 14,3 0 14,3 0 100 оп

2. 57 с 28,6 н 14,3 0 100 оп 14,3 0 28,6 н 14,3 0 85,7 оп 14,3 0 14,3 0 42,8 не 100 оп

3. 28,6 н 28,6 н 42,8 НС 85,7 оп 14,3 0 71,4 В 85,7 оп 85,7 оп 0 0 42,8 НС 71,4 ВС 85,7 оп

4. 28,6 н 57 с 14,3 0 85,7 оп 28,6 н 71,4 в 28,6 н 100 оп 14,3 0 71,4 в 42,8 НС 100 оп

5. 42,8 с 71,4 в 28,6 н 100 оп 28,6 н 57 с 42,8 НС 85,7 оп 42,9 НС 57 с 57 с 57 с

6. 0 0 14,3 0 14,3 0 28,6 н 14,3 0 14,3 0 28,6 н 42,8 НС 14,3 0 42,8 НС 0 0 42,8 НС

7. 57 с 28,6 н 42,8 НС 57 с 28,6 н 28,6 н 42,8 НС 57 С 42,9 не 57 в 42,8 НС 85,7 оп

8. 57 с 28,6 н 14,3 0 85,7 оп 14,3 0 28,6 н 14,3 0 85,7 оп 28,6 н 28,6 н 42,8 НС 100 оп

9. 42,8 НС 28,6 н 14,3 0 71,4 в 14,3 0 57 с 28,6 н 57 С 14,3 0 14,3 0 0 0 85,7 оп

10. 28,6 Н 57 с 14,3 0 71,4 в 42,8 НС 85,7 оп 14,3 0 85,7 оп 28,6 н 57 с 42,8 НС 57 с

11. 28,6 н 57 с 14,3 0 85,7 оп 42,8 НС 42,8 НС 14,3 0 85,7 оп 28,6 н 71,4 в 57 с 85,7 оп

12. 57 с 57 с 28,6 н 85,7 оп 42,8 НС 57 с 42,8 НС 85,7 оп 57 с 85,7 оп 71,4 в 85,7 оп

13. 0 0 14,3 0 0 0 57 с 0 0 71,4 в 28,6 Н 85,7 оп 14,3 0 85,7 оп 57 с 85,7 оп

14. 0 0 0 0 14,3 0 42,8 НС 0 0 28,6 Н 42,8 НС 100 оп 0 0 28,6 н 57 с 57 с

15. 14,3 0 28,6 н 28,6 н 42,8 НС 28,6 н 42,8 НС 57 С 71,4 в 14,3 0 28,6 н 14,3 0 85,7 оп

16. 0 0 0 0 0 0 57 с 0 0 28,6 Н 14,7 0 71,4 в 14,3 0 28,6 н 0 0 71,4 в

17. 28,6 н 28,6 н 14,3 0 71,4 в 0 0 42,8 НС 28,6 н 57 с 0 0 42,8 НС 57 с 71,4 в

18. 28,6 н 85,7 оп 14,3 0 71,4 в 14,3 0 57 с 28,6 н 57 с 0 0 85,7 оп 42,8 НС 100 оп

19. 28,6 н 14,3 0 42,8 НС 85,7 оп 14,3 0 71,4 в 28,6 н 71,4 в 0 0 42,8 НС 57 с 71,4 в

20. 42,8 НС 14,3 0 14,3 0 71,4 в 14,3 0 57 с 0 0 85,7 оп 14,3 0 42,8 НС 42,8 НС 85 оп

21. 42,8 НС 57 с 42,8 НС 85,7 оп 28,6 н 85,7 оп 42,8 НС 71,4 в 28,6 н 71,4 в 42,8 НС 71,4 в

22. 14,6 0 0 0 57 с 100 оп 14,3 0 71,4 в 57 С 100 оп 28,6 н 57 с 57 с 100 оп

23. 42,8 НС 57 с 14,3 0 100 оп 14,3 0 42,8 НС 28,6 н 85,7 оп 14,3 0 42,8 не 28,6 Н 100 оп

24. 28,6 н 42,8 не 0 0 71,4 в 14,3 0 57 с 0 0 71,4 в 28,6 н 100 оп 0 0 57 с

25. 42,8 НС 42,8 НС 14,3 0 57 с 14,3 0 57 с 28,6 н 85,7 оп 28,6 н 42,8 НС 57 с 85,7 оп

26. 14,3 0 0 0 14,3 0 57 с 14,3 0 57 с 28,6 н 85,7 оп 14,3 0 42,8 НС 14,3 0 85,7 оп

27. 57 с 42,8 НС 28,6 Н 71,4 в 14,3 0 57 с 71,4 в 100 оп 14,3 0 42,8 НС 57 с 57 с

28. 14,3 0 42,8 НС 42,8 не 85,7 оп 14,3 0 57 с 28,6 н 85,7 оп 14,3 0 71,7 в 42,8 нс 85,7 оп

29. 71,4 в 100 оп 28,6 Н 100 оп 28,6 н 42,8 НС 28,6 н 57 с 28,6 н 85,7 оп 71,4 в 100 оп

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Жирнова, Ирина Васильевна, 2005 год

1. Абдуллин Э.Б,Г.С.Тарасов.Музыка в начальной школе: Пособие для учителя/ под редак Д.Б.Кабалевского-М: НИИшкол, 1979.-164 с.

2. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методические проблемы. — М.: Политиздат., 1985. — С. 9.

3. Акбарова Р.Т. Творческое развитие в процессе музыкально-хоровой деятельности детей 6 лет / Дисс. канд. пед. наук. М., 1988.-138 с.

4. Акцорин В.А. Взаимосвязь фольклора с этнографией / Вопросы марийского фольклора и искусства, вып. 7. — Йошкар-Ола, 1984.-108 с.

5. Акцорин В.А. Марийская народная драма. Map. кн. изд. — Йошкар-Ола, 1976.-С. 4-5.

6. Акцорин В.А. Марийские народные представления /Марийская литература, Искусство. Йошкар-Ола, 1966. - 114 с.

7. Акцорин. В.А. Мировоззренческие представления финно-угорских народов по данным фольклора / Современные проблемы развития марийского фольклора и искусства, вып.1. — Йошкар-Ола, 1994. — С.5.

8. Акцорин В.А. Прогрессивные традиции фольклора источник художественного творчества /Фольклор и искусство в современной художественной культуре Марийской АССР. - Йошкар-Ола, 1991. - С. 31 - 46.

9. Акшиев С.В. Активизация творческого проявления в танце / Дисс. канд. пед. наук. -М., 1988- 141 с.

10. Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи. /Развитие детского голоса. — М., 1963.

11. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! /Пособие для учителя. — М., 1983.-207с.

12. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности. /Проблемы способностей. М., 1962.

13. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960.

14. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: инновационный курс.: книга 2-Казань: изд.Казанск. ун, 1998.-318 с.

15. Андреев В.И. Эвристика. Эвристика для творческого саморазвития. Казань, 1994.

16. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогического творчества.- Казань: изд. Казанский универ. 1988.-263 с.

17. Андреева Л.И. Живая этика учителям / Мир образования. -№4, 1997. — С.49-52.

18. Анисимов С.Ф. Ценности реальные и мнимые. — М.: Мысль, 1979. -181с.

19. Анохин П.К. Теория функциональной системы // Успехи физиологических наук. 1970. - № 1. — С. 33.

20. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика / Проблемы музыкального мышления. -М., 1974.

21. Аркин ЕА. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.

22. Артемьева Т.Б. Методологический аспект проблемы способностей. — М., 1977.

23. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974. — 281 с.

24. Архипов Г.А. К вопросу о региональном историко-культурном комплексе / Историко-культурный комплекс Республики Марий Эл, МНИИ, 1996.-С. 5, 8-10.

25. Асафьев Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей. /Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. — Л., 1973.

26. Ахмедли Дж., Рагимов А.А. Культура как фактор социальной активности / Философские проблемы культуры. — Тбилиси: Хеловнеба, 1980.

27. Бакушинский А.В. Исследования и статьи: Избр.искусст.-М.:Советский художник.-1981.-3 51 е.

28. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -Л.: изд. « Музыка». 1969-288 е.

29. Батищев Г.С. Культура, природа и псевдоприродные феномены в историческом процессе / Проблемы теории культуры: сборник статей. /Сост. ЗлобинН.С.-М., 1977-С. 78-100.

30. Батищев Г.С. Многоуровневость системы личностной культуры / Система культуры личности и ее значение для научно-технического процесса / Тезисы докладов Всес. научн. конф. Горький, 1985. - С. 34 - 37.

31. Беляева-Экземплярская С.Н. Музыкальные переживания в дошкольном возрасте. М., 1925.

32. Бердников A.M. Результаты двух поездок за историческими преданиями и легендами / Труды Map. НИИ Козмодемьянск, вып. 1, 1939. -С. 126-129.

33. Бердяев Н.А. Смысл творчества. М., 1989. - 437 с.

34. Беркинблит Н.Б., Петровский А.В. Фантазия и реальность. — М.: Политиздательство, 1968. С. 12 - 40, 60 - 80, 119 - 127.

35. Библер B.C. Мышление как творчество. — М.: Политиздат, 1975,399 с.

36. Библия. М.: изд. « Ренессанс» СП «ИВО-СИД». 1994.-303 е.

37. Богатырев Б.Г. Вопросы теории народного искусства. — М., 1971.

38. Богданов И.А. Теоретические и практические проблемы музыкальной этнопедагогики /Дисс. канд. пед. наук. — М., 1992.-143 с.

39. Боголюбова Е.В. Культура и цивилизация. Сб. статей под ред. Л. Ганцела, В. Разина. М.: Издательство МГУ, 1980 - С. 187 - 215.

40. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов-на-Дону, 1983.

41. Большой хоровод братства: Первый международный народный фольклорный фестиваль финно-угорских народов в Map. АССР. Йошкар-Ола, 1991-22 е.

42. Бояркин Н.И. К проблеме взаимосвязи марийской и мордовской традиций инструментальной музыки. /Вопросы марийской культуры и искусства, вып.7. Йошкар-Ола, 1992. - 25 с.

43. Брянская Ф.Д. Развитие творческих способностей учащихся в процессе музыкально-исполнительской деятельности / Сб. тезисов VI научной конференции. М., 1982.

44. Васильев В.М. Марий калыкин йлмакше мурыжо, туштыжо / Марийский фольклор. — М., 1931. — 85 с.

45. Васильев В.М. Материалы для изучения верований и обрядов народа мари. — Краснококшайск, 1927.

46. Васильев В.М. Муро. — Йошкар-Ола, 1992.

47. Васильев В.М. Сборник материалов по устной марийской словесности: Фольклор. -М.: Центриздат народов СССР, 1931.

48. Васильев В.М. — собиратель и исследователь песенного творчества. /Map. НИИ. Йошкар-Ола, 1974. - С. 74 - 81.

49. Васин Н.Н. О проблеме творческих взаимосвязей марийского фольклора с фольклором татар и башкир. — Йошкар-Ола, 1991. — 51 с.

50. Васин Н.Н. Принцип историзма марийского фольклора. / Проблемы изучения финно-угорского фольклора. — Саранск, 1972. — С. 83 — 90.

51. Вебер Э.А. О природе ценностных отношений // Известия АН Латвийской ССР, 1979. № 4. - С. 48 - 61.

52. Вейс Б.Ф. О трех сторонах творческого музыкального мышления детей. // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы: сб. тезисов VI научной конференции. М., 1982.

53. Венгер JI.A. Развитие восприятия и сенсорное воспитание в детстве / Дисс. на докт. псих. наук. М., 1968- 159 е.

54. Веракса Н.В., Дьяченко О.М. Еще не поздно. — М.: Знание, 1992. — МарГУ, пед. факультет. 128 е.

55. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка /Монография. — М., 1968.

56. Ветлугина Н.А. Развитие восприятия звуковысотных и ритмических отношений в процессе обучения пению. / Сенсорное воспитание дошкольников.-М., 1963.

57. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр. — М., 1958.

58. Вилюнас В.Н. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд. МГУ, 1976.- 142 с.

59. Вопросы марийского языкопонимания / Сб. статей. Йошкар-Ола, 1973, вып.З. —С. 150- 152.

60. Выготский JI.C. Воображение и его развитие в детском возрасте. // Хрестоматия по психологии / под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 1987.-С. 320-324.

61. Выготский Л.С. Воображение и творчество в школьном возрасте. -М., 1930.

62. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. — М.: Просвещение, 1991.-С. 3—33.

63. Габидзе О.И. Ценностный аспект творчества. /Вопросы философии, 1981.-№ 6.-С. 124-130.

64. Гарбер Л.А. Начальная стадия развития способностей. //Проблемы способностей. — М., 1962.

65. Гегель Г.В. Ф. Сочинения. М., 1930 - 1959. - Т. 19, т. - 4. - С. 210, 222.

66. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук, т. 2 / Философия природы. — М., 1975.-695 с.

67. Генезис сенсорных способностей. /Ред. Венгера Л.А. — М., 1976.256 с.

68. Герасимов О. К постановке об этномузыкальных связях елабуж-ских мари и кряшин. /Вопросы марийского искусства и культуры, вып. 11.-Йошкар-Ола, 1996. С. 267 - 274.

69. Герасимов О. Народная песня в хоровом творчестве марийских композиторов. — Map. кн. изд., 1979. — 20 с.

70. Гиргинов Г. Наука и творчество. М.: изд. «Прогресс» 1979.305 с.

71. Гиршман Я.М. Пентатоника и ее развитие в татарской музыке. -К., 1961.

72. Глухова Н.Н. Семантические группы лексики марийских сказок. //Современные проблемы развития марийского фольклора и искусства. / Map. НИИ. Йошкар-Ола, 1994. - С. 36 - 42.

73. Годфруа Ж. Что такое психология, в 2-х т., т.2, пер. с французского. -М.: Мир, 1992.-491 с.

74. Гольдбах Г. Система природы, или о законах мира физического и мира духовного. Избр. соч. в 2-х т. — М., 1963.

75. Гольдентрихт С.С., Пьянов JI.A. К определению сущности и содержания социальных сил творческого субъекта. /Вестник МГУ. Философия, 1985. — № 3. — С.77 86.

76. Гребельник С.Г. Формирование и развитие абсолютного слуха как музыкальной способности: Автореф. дисс. канд. псих. наук. — М., 1985.22 с.

77. Григорьян Л.Г. Культура и личность. /Вестник Ереванского унта. Серия общественные науки, 1978. № 1. - С. 139-149.

78. Громов Е.С. Художественное творчество. — М.: изд. « Политиздат». 1970.- 263 с.

79. Гулыга А.В. Искусство в век науки. — М.: Наука, 1978, 182 с.

80. Гусев В.Е. Комплексное изучение фольклора. /Признаки музыкального фольклора народов СССР. — М.: Музыка, 1973. С. 7 — 16.

81. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. — Л.: изд. «Нация». 1967.- 319 с.

82. Давидович В.Е., Ждиев Ю.А. Сущности культуры. Ростов-на-Дону: Изд. РГУ, 1979. - 263 с.

83. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка, т.4. — М., 1982.- 684 с.

84. Диалектика и теория творчеств. / Ред. С.С. Гольдентрихта и A.M. Коршунова. -М.: изд. МГУ. 1987.-198 с.

85. Дидро Д. Разговор Д. Аламберс и Дидро. Соч. в 2-х т. М., 1986590 е.

86. Дилигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности. /Философские науки, 1990. — № 12.

87. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М.: Политиздат, 1978,272 с.

88. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Изд. центр «Академия», 1996, 224 с.

89. Дугаров Д.С. Песенное творчество Селенгинских бурят. / Дисс. канд. пед. наук. М., 1969.- 163 с.

90. Дуглач Т.Б. Дени Дидро. М., 1975. - С. 139 - 142.

91. Дудецкий А.Я. Воображение. — Смоленск, 1964. 94 с.

92. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974. - С. 5 — 35.

93. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. — М.: Знание. Нар. ун-т, пед. фак., 1986. 94 с.

94. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников. / Вопросы психологии, 1988. № 6. — С. 52 — 59.

95. Дьяченко О.М. Особенности развития воображения умственно-одаренных детей. //Дошкольное воспитание. 1983. — № 8. - С. 46 - 51.

96. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольника. // Вопросы психологии. 1987. - № 1. - С. 44 -51.

97. Дьяченко О.М., Веранск Н.Е. Точка, точка, два крючочка М.: Педагогика, 1990. - 16 с.

98. Дьяченко О.М., Кириллов А.И. О некоторых особенностях развития воображения детей. //Дошкольное воспитание. — 1980. № 2.

99. Егорова O.K. Вопросы ладообразования марийских народных песен. / Марийская культура Поволжья. М., 1978. - 25 с.

100. Егорова O.K. Национальное и современное в творчестве композиторов Поволжья. 1993. - 59 с.

101. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2-х т., т. 1 М., 1986.-Т. 1-316 е.; т.2- 296 с.

102. Земцовский И.И. Народная музыка и современность // К проблеме определения фольклора / Современность и фольклор. Статьи и материалы. -М, 1977. -42 с.

103. Зимина A.M. Музыкально-ритмическое воспитание детей. /Дисс. канд. пед. наук. -М., 1963.- 163 с.

104. Злобин Н.С. Закономерности культурно-исторического процесса. /Общественные науки, 1981. № 4. - С. 111 - 124.

105. Золотухина-Аболинс Е.В. Философия и личность. — Ростов-на-Дону: Изд. РГУ, 1984. 55 с.

106. Иванова Э. Воображение и творчество ребенка. //Дошкольное воспитание, 1987. -№ 10. С. 51 - 53.

107. Игровые песни мари. — Йошкар-Ола, 1994.- 20 с.

108. Ильина Г.А. О формировании музыкальных представлений у дошкольников. //Вопросы психологии, 1959. № 5.

109. Иргалиева Д.И. Игровые приемы как путь активизации обучению пению детей 5 — 6 лет. / Дисс. канд. пед. наук. — М., 1987.- 156 с.

110. Исследования проблем психологии творчества. /Под. ред. Я.Л. Пономарева, АПН СССР, Инст. психологии. -М.: Наука, 1983. 336 с.

111. История русской философии./ АН СССР,ИНИОН/ сост И.Л. Беленький, Е.И. Серебряная.-М.:ИНИОН. 1990.- ч.1- 219 е.; ч.- 2- 211 с.

112. Иванов А.Г., Сануков К.Н. История марийского народа. — Йошкар-Ола, Map. кн. изд-во. 1999. - 160 с.

113. Казин А.Л. Художественный образ как явление культуры. //Вопросы философии, 1982. № 3. - С. 100 - 108.

114. Калиев Ю.А. К астральной мифологии марийцев. //Философия и политика. /Сб. докладов. Йошкар-Ола, 1993. - 11 с.

115. Кантор И.М. Философия культуры в истории развития человечества. //Вопросы философии, 1983. — № 7. — С. 86 — 100.

116. Каргин А.С. Народное художественное творчество. Структура. Форма. -М.: Музыка, 1996. 143 с.

117. Кветной М.С. Культура и личность. //Методологические проблемы науки и культуры, вып.4. Куйбышев, 1979. -С. 12 — 80.

118. Юножина Н.В. Личностный аспект культуры //Логико-методологический анализ. Дисс. канд. филосовск. наук. — М., 1988. 116 с.

119. Коган М.С. О духовном /Опыт категориального анализа. // Вопросы философии, 1985. -№ 9. С. 91 - 102.

120. Кондратьев М.Г. О некоторых параллелях между чувашскими иомарийскими песнями. — Йошкар-Ола, с. 276 283.

121. Концепция дошкольного воспитания. // Дошкольное воспитание, 1989.-№9.-48 с.

122. Короленко Ц.Б., Фролова Г.В. Чудо воображения: Воображение в норме и патологии. — Новосибирск: Наука, 1975. — 210 с.

123. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М.: Московский ун-т, 1979. - 144с.

124. Кравцов Г.Г. Творчество и личность в дошкольном возрасте. //Творчество и педагогика. Секция V. /Детство и творчество. М., 1988.

125. Кравцова Е.Е. Развитие воображения. //Дошкольное воспитание, 1989.-№ 12.-С. 37 -41.

126. Кузьмин В.П. Гносиологические проблемы системопознания. — М.: Знание, 1983. Серия Философия. — № 11.

127. Кравцова Е.Е. Развитие воображения. //Дошкольное воспитание, 1982,№ 12.-С. 37 -41.

128. Краткий психологический словарь. М. 1985. - С. 165, 339.

129. Курьер ЮНЕСКО, 1985. -№ 5,27 с.

130. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. Пособие для студентов высш. пед. завед.-М.: изд. «Академия». 2000.- 320 с.

131. Лейтес Н.С. Одаренность и возрастные особенности. //Вопросы психологии, 1982. № 5.

132. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.

133. Леонтьев А.Н. Личность как историко-этническая категория. //Советская этнография, 1981. -№ 3. С. 35 -44.

134. Леонтьев А.Н. О формировании способностей. //Вопросы психологии, 1980. -№ 1.

135. Локк Дж. Опыт человеческих разумений. Соч. в 3-х т. М., 1985.

136. Лук А.Н. Творчество //Наука и жизнь. — М., 1978. № 2. — С. 77 -89.

137. Лютер М.О. О рабстве воли. /Э. Роттердамский. Философские произведения. — М., 1986.

138. Марийский фольклор: мифы, легенды, предания. /Сост. Акцорин В.А. Йошкар-Ола, 1991.- 216 с.

139. Маркарян Э.С. Культура как способ социальной самоорганизации. — Пущино, 1982. 19 с.

140. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: изд. АН Армянской ССР, 1969. - 228 с.

141. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. — М.: Мысль, 1983.-284 с.

142. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.т.1. 242 с.

143. Маркс К., Энгельс Ф. Соч.т.З. С.З .

144. Матюшкин A.M., Сиси Д.А. Одаренные и талантливые дети. //Вопросы психологии, 1988. № 4. - С. 88, 98.

145. Маханева М. Ищем новые формы развития творчества дошкольников. //Дошкольное воспитание, 1991. № 7. - С. 12 - 16.

146. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятия музыки: О содержании понятия «адекватное восприятие». //Восприятие музыки. — М.: изд. « Музыка». 1980.

147. Медушевский В.В. О закономерностях в средствах художественного воздействия музыки. — М., 1976.- 254 с.

148. Межнациональные связи марийского фольклора, литературы ииискусства. — Йошкар-Ола, 1984. С. 5 — 14.

149. Мемек-Башаев А.А., Невлянская З.Н., Неменский Б.П. Концепция художественных образов как фундамент эстетического развития учащихся в школе.

150. Менсуев В.М. Культура и история. — М.: Политиздат, 1977. —197 с.

151. Михайлов Н.Н. О потребности личности в самореализации. //Философские науки, 1982. № 4. - С. 24 - 32.

152. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого «я». — М.: Политиздат, 1976.-287 с.

153. Музыкальное воспитание. — М.: А.П.О., 1994. С. 34 - 36.

154. Мурашко В. Танцы Марий Эл. Йошкар-Ола, 1972.- 116 с.

155. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания. //Восприятие музыки. — М., 1980.

156. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. — М.,1972. С. 184 -185.

157. Нарский И.С., Готфрид Лейбниц. М., 1972. - С. 172 - 179.

158. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. //Хрестоматия по психологии. /Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1987. — С. 217 -222.

159. Наука и культура: сборник статей. /АН СССР, Ин-т истории, ес-тествозн. и техники / Отв.ред. В.Ж. Келле. М.: Наука, 1984. - 336 с.

160. Нерсесянц B.C. Политические учения Древней Греции. М., 1979.-69 с.

161. Никитин А.А. Импровизация как метод обучения начинающих пианистов. /Автореферат дисс. канд. искусствоведч. наук. Хабаровск. 1981.-24 с.

162. Никифорова О.И. К вопросу о воображении. //Вопросы психологии, 1972, № 2. С. 67 - 76.

163. Николко В.П. Творчество как инновационный процесс. — Симферополь, 1987.

164. Нурминский С. Очерки религиозных верований черемис. — Казань, 1862.-243 с.

165. Обрядовые праздники. Министерство Map. АССР, Республ. метод. центр народного творчества и культурно-просветительской работы. — Йошкар-Ола, 1992.-25 с.

166. Общественный прогресс и культура: межвузовский сбор-к. /Горьковский Государственный Университет им. Н.И. Лобачевского. Отв. ред. С.П. Макарьев, В.И. Мишин. Горький, 1983. - 154 с.

167. Палагина Н.Н. Диагностика уровня развития воображения у детей раннего возраста. //Вопросы психологии, 1994. — № 5. С. 12 - 20.

168. Палагина Н.Н. Развитие воображения в русской и советской педагогике. // Вопросы психологии, 1989. — № 6. — 69 с.

169. Палагина Н.Н. Развитие воображения у детей 2-го года жизни. //Дошкольное воспитание, 1993. № 6. — С. 40 — 46.

170. Платон. Теэтет. Соч. в 3-х т. — М., 1970.

171. Попова Л.В. Что такое одаренность. //Современные подходы. /Школа здоровья, 1985, т.2. С. 5 - 18.

172. Программа по эстетическому воспитанию детей и подростков. — Йошкар-Ола: Марийск. книж. изд-во, 1996.- 74 с.

173. Пушкин А.С. Полное собр. соч. т. 3. М. - Л., 1949. - 265 с.

174. Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991. -С. 2 -3.

175. Разе И.М. Психология фантазии: экспериментально-теоретические исследования внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. — Минск: Университетская, 1991. 25 с.

176. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. М.: Прометей, 1991. - 23 с.

177. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М.: Музыка, 1972. - 168 с.

178. Резвитский И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М.: Политиздат, 1987. - 141 с.

179. Резников Б. Марийская хоровая культура. — Йошкар-Ола, 1960.29 с.

180. Роль наглядного моделирования в развитии музыкальности. /Вопросы психологии. — № 10, 1995.-С. 157 —173.

181. Рубинштейн С.JI. Проблема способностей и вопросы психологической теории. // Вопросы психологии, 1960. № 3.

182. Рузавин Г.И. Синергетика и системный подход. /Философские науки, 1985. № 5. - С. 48 - 55.

183. Сабитов С.С. Марийские волшебные сказки. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Таллинн, 1985.

184. Самойлова Л.Н. Личностный аспект культуры. /Методологические вопросы науки. Вып. 4. — Саратов, 1975. — С. 45 57.

185. Сапогова Е.Е. Операция моделирования как условие развития воображения у дошкольников. /Вопросы психологии, 1993. — № 3. С. 24 —31.

186. Сапогова Е.Е. Соотношение частей и целого как один из возможных механизмов детского воображения. /Вопросы психологии, 1990. № 6. — С. 45 - 52.

187. Серов А.Н. Русская народная песня как предмет науки. Русская мысль о музыкальном фольклоре /Материалы и документы. — М., 1979. — 127 с.

188. Скритень М.О. Вопросы научной периодизации русского народного поэтического творчества (X XIII вв.). Русский фольклор. Материалы и исследования. — М., т. 1, 1956. - 24 с.

189. Современность и фольклор. -М., 1977.

190. Соколов В.В. Европейская философия XV — XVII вв. М., 1984.-50 с.

191. Соколов Э.А. Культура и личность. Л.: Наука. Ленинградское отд., 1972.-228 с.

192. Сокольникова В.А. Психология марийского этноса. Йошкар-Ола,1998.

193. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. — Л.: изд. « Советский композитор». 1980.- 295 с.

194. Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. М., 1967.

195. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М.: изд. « Советский композитор». 1975.-202 с.

196. Сластенин В.А. Формирование творческой личности будущего учителя // Советская педагоигка. — 1975. № 1. - С. 83 -93.

197. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение. 1976. — 160 с.

198. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. / Пед. наука — реформе школы. Научно-иссл. инс-т дошкольного воспитания. Академия пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1988. - 176 с.

199. Теплов Б.М. Проблема одаренности. / Советская педагогика, 1990.-№4,5.

200. Теплов Б,М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.

201. Теплов Б.М. Избранные труды: в 2 т./ ред.- сост. Н.С. Лейтес. -М.: Педагогика. 1985. -т.1- 329 с.; т. 2- 359 с.

202. Трубникова М.А. Развитие музыкального слуха у дошкольников в процессе подбора мелодии на музыкальных инструментах. / Дисс. канд. пед. наук. -М., 1989.- 198 с.

203. Федотова В.Г. Духовность как вектор перестройки. /Вопросы философии, 1987. -№3.- С. 11 -28.

204. Философия и культура. XVII Всемирный философский конгресс: проблемы, дискуссии, суждения / Отв. ред. В.В. Мшвениерадзе. — М.: Наука, 1987.-333 с.

205. Философские проблемы культуры: Сб. / АН ГССР; Инст-т философии; ред. член-корр. АН ГССР И.З. Чавчавадзе. Тбилиси: Мецниереба, 1980.-220 с.

206. Философский энциклопедический словарь. — М., 1983. — 670 с.

207. Фольклор народов Поволжья: проблемы регионального изучения. Межвуз. сбор-к. Йошкар-Ола: МарГУ, 1989.

208. Формирование системного мышления в обучении: Учебное пособие для ВУЗов / Под ред. З.А. Решетовой. М.: Юнита-Дана. — 2002. - С. 26.

209. Ходькова А.И. Формирование песенного творческого процесса у детей 5-7 лет. / Дисс. канд. пед. наук. М., 1974.- 173 с.

210. Холстова Т.В. Проблемы духовности человека. / Методологические проблемы изучения человека в марксистской философии. — Л.: изд. ЛГУ, 1979.-С. 87-91.

211. Художественное творчество и ребенок. / Под ред. Н.А. Ветлуш-ной.-М., 1972.

212. Четкарев И.А. Песни мари. / Сб. Марий калыш муро. — Йошкар-Ола.

213. Четкарев И.А. Из наблюдений над марийскими свадебными песнями. /Сб. Проблемы музыкального фольклора СССР. — М.: Музыка, 1973.

214. Четкарев. И.А. Марийские предания об Акпарсе. — Йошкар-Ола,1955.

215. Четкарев И.А. Марийские частушки. /Современный фольклор, 1936.-№4,5.-С. 84 -95.

216. Швецова Г.Н. Актуальные проблемы управления и образования. М. Йошкар-Ола, 2000.

217. Швецов Н.М. Социально-педагогические основы региональной образовательной политики. М. Йошкар-Ола, 1998.- 157 с.

218. Швецов Н.М. Концепция воспитания детей и молодежи в национально-региональной системе образования. Йошкар-Ола, МФ МОСУ, 2003.-20 с.

219. Эстетика. Словарь. М., 1989. - 285 с.

220. Эшпай Я.А. Музыкальная культура племени мари. // Пролетарский музыкант, 1929. № 4.

221. Эшпай Я.А. Национальные музыкальные инструменты марийцев. Map. Госиздат, 1940.

222. Ярыгин А.Ф. Современные проявления христианских верований марийцев. Марийское книжное издательство. Йошкар-Ола, 1976. - 75 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.