Педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат педагогических наук Козловский, Валерий Иванович

  • Козловский, Валерий Иванович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.05
  • Количество страниц 169
Козловский, Валерий Иванович. Педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. Москва. 1998. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Козловский, Валерий Иванович

ВВЕДЕНИЕ . 3

Глава 1. Теоретические основы творческого развития личности в системе "театр-студия". 15

§ L Специфика творческого развития детей и подростков средствами театрального искусства .16

§ 2. Школьный театр-студия как объект социальнопедагогического исследования. 41

§ 3. Функции современного школьного театра-студии. 61

Глава IL Методика реализации педагогических условий в творческом развитии участников школьного театрастудии . 82

§ 1. Реализация концепции образовательного комплекса "Театр-студия" во внешкольной работе и системе дополнительного образования .82

§ 2. Значение игровой импровизации в творческом развитии участников школьного театра-студии. 110

§ 3. Влияние личности режиссера-педагога на творческое развитие участников театра-студии . 129

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии»

Актуальность исследования педагогических условий творческого развития детей и подростков обусловлена объективными предпосылками возрождения российской культуры, преодолением отчуждения подрастающего поколения от культуры, творчества, общечеловеческих эстетических идеалов и духовно-нравственных ориентиров.

Социокультурная ситуация в обществе сопряжена с весьма острой проблемой совершенствования художественного воспитания молодежи и ее духовного становления. Длительный разрыв процессов образования и культуры отрицательно сказался на качественной эволюции школьного самодеятельного театра и возможностях его активного воздействия на творческое развитие детей и подростков.

Тенденция остаточного принципа планирования культуры приводящая к хронической нехватке средств, материальных условий и кадров для художественно-эстетического воспитания детей и подростков, формировала так называемую "остаточную психологию", в соответствии с которой приобщение школьников к самодеятельному театру считалось ненужной роскошью> пустым развлечением, неоправданной тратой времени и сил. В результате широкие возможности театрального искусства в духовном воспитании и культурно-художественной социализации личности ребенка в большинстве российских школ продолжают оставаться по существу не востребованными и не используемыми. За последние годы в России значительно возрос удельный вес детской преступности. Особую тревогу вызывает возрастающая тенденция пристрастия детей и подростков к пьянству, таксомании и наркомании.

Современное общество все острее начинает понимать, что дети и подростки должны быстро становиться активными гражданами страны. Без серьезного переосмысления роли и места детей и подростков в социальных процессах и создания им педагогических условий для этого общество не сможет улучшить систему художественного воспитания подрастающей смены.

Конкретным научным и практическим вкладом в решение этой проблемы является создание педагогических условий творческого развития участников школьного театра-студии. Эти обстоятельства и обуславливают выбор темы данного диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ состояния проблемы позволяет констатировать, что формирование творческого развития личности посвящены труды многих отечественных исследователей - философов, педагогов, психологов, социологов, культурологов. Среди них особый интерес представляют работы по психологии творчества и развития творческих способностей личности В.Ф. Баски-на, JI.C. Выготского, О.И. Никифоровой, C.JI. Рубинштейна, В.М. Теплова, П.М. Якобсона и др.

Педагогические аспекты творчески развивающих возможностей отдельных видов и жанров самодеятельности раскрыты в работах В.В. Белозерцева, О.Е. Виноградовой, С.Ф. Жунусовой, B.C. Кузина, Г.А. Опарина, А.И. Стороженко и др.

Важный блок в изучении механизмов воздействия театрального искусства на духовный мир личности представлен работами искусствоведов А.А. Казимирова, В.Д. Данченко, Д.П. Вайгрускайте и др.; театральных практиков А.Д. Попова, О.Н. Ефремова, Б.А. Покровского, Г.А. Товстоногова, А.Н. Эфроса, М.В. Захарова и др.; философов, рассматривающих любительский театр как одну из важнейших форм народной художественной культуры Н.Г. Рузаев, Н.В. Гармиза, С.А. Наумов, Н.Н. Гудимов, О.В. Землянская и др.

Значительное число исследований связано с педагогическими аспектами проблемы. Воспитанием и формированием личности участников студийных коллективов занимались В.А. Богатырев и В.А. Тритин, воспитанием культуры поведения подростков и педагогическим руководством деятельностью участников подросткового любительского театра В.И. Белов, В.И. Плотник, Т.В. Лаврова и др., формированием личности режиссера-педагога театральной студии В.П. Савина, Е.Г. Нефедов и др. | В специальной литературе получили научное обоснование раз

I г личные критерии творческой активности личности в условиях самодеятельного театрального коллектива в трудах А.И. Аверьянова, Н.Ш. I

Владимировой, Е.В. Кадула, B.C. Казаринова, Г.И. Маленкович, Л.М. Петровой, В.И. Плоткиной, А.Н. Сердюка, П.А. Слижиковой, Е.И. S

Смирновой, М.М. Шибаевой и др.

Тем не менее, проблема влияния школьного театра на творче

I I ское развитие детей и подростков остается мало разработанной в педагогической науке. Исследователи практически не обращались к I изучению педагогических условий творческого развития деятельности

I i I j участников школьного театра-студии, выявлению социальных детерI I минант творческого процесса а детском театральном коллективе. Отсутствие методических рекомендаций для школьных театров не способствует решению данной научной проблемы.

Учитывая актуальность и недостаточную разработанность темы исследования диссертант избрал объектом исследования - руководители и участники школьных театров-студий, а предметом - педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии.

Цель исследования: выявление педагогических условий творческого развития детей - участников школьного театра-студии в процессе его деятельности.

Задачи исследования:

1. Определить сущность и специфику самодеятельного школьного театра-студии как социально-педагогического явления влияющего на творческое развитие учащихся.

2. Рассмотреть художественно-педагогические условия обеспечивающие эффективность творческого развития детей и подростков.

3. На основе целостной авторской программы экспериментальным путем проверить эффективность воздействия школьного театра-студии на развитие творческих способностей детей и подростков.

4. Разработать научно обоснованную методику творческого развития участников театра-студии включающую систему заданий и упражнений, обеспечивающую активизацию творческого поиска у учащихся в процессе создания спектакля.

Гипотезой исследования послужило предположение о том, что эффективность творческого развития участников школьного театра-студии может быть достигнута на основе тесного взаимодействия трех ведущих компонентов учебно-творческого процесса, функционирования технологии как целостного процесса и творческих отношений с окружающим социумом.

Базами исследования: экспериментальные - юношеские театры-студии на базе общеобразовательной школы и Дома культуры Яхромского совхоза-техникума Дмитровского района Московской области. Контрольные - школа № 4 гор. Долгопрудного и школа № 9 гор. Жуковского Московской области.

Теоретико-методологической основой диссертации явились идеи о творческом развитии личности, социальной детерминации ее развития, роли активной деятельности в ее личностном самоопределении и формировании, в основе методологии исследования находились положения педагогики и психологии творчества, театральной педагогики, эстетического воспитания, культурно-досуговой деятельности, современные концепции художественно-творческого развития личности школьника в условиях школы-студии.

Методы исследования. Выбор комплекса психолого- педагогических методов определялся целями и задачами диссертации. В работе использовались методы теоретического анализа и синтеза; моделирование; эмпирические методы: опытно-экспериментальные, тестирование, анализ документов, библиографический метод, наблюдение, анкетирование, опрос, статистическая обработка данных. Диссертантом использовались и такие методы как:

- теоретический анализ литературных источников по проблемам творческого развития участников самодеятельных коллективов и методики работы специалистов - руководителей самодеятельного детского театра;

- анализ нормативных документов, связанных с организацией и содержанием внеклассной работы в общеобразовательных школах системы народного образования;

- анализ учебно-творческих планов самодеятельных школьных театров-студий Москвы, Московской области и других регионов;

- изучение и обобщение опыта внеклассной учебно-творческой работы учащихся альтернативных средних учебных заведений.

- наблюдения за творческим развитием участников самодеятельного театрального коллектива в процессе подготовки и реализации постановочных работ;

- беседы и интервью с экспертами, коллегами по профессии -режиссерами детских театров и театральных групп;

- опытно-экспериментальная работа.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 1977 - 1997 годов» в четыре этапа, в процессе которых диссертант как режиссер-педагог, руководитель детской театральной студии, преподаватель Московского государственного университета культуры проводил целенаправленное исследование изучая реальное состояние и процесс творческого развития участников школьного театра-студии.

На первом этапе (1977 - 1985 гг.) - предусматривалось изучение и анализ философской, психологической, социологической, педагогической, культурологической литературы с целью теоретического анализа литературных источников, изучение документальных материалов.

На этом этапе происходила разработка программы, что обусловило необходимость использования комплекса методов, предусматривающего последовательное сочетание изучения теория и практики творческого развития детей - участников школьного театра-студии, проведением социально-педагогического эксперимента. Под руководством и при участии диссертанта были отработаны 9 экспериментальных площадок - общеобразовательных школ, школ искусств, центров детского творчества и клубных учреждений, определен состав исследовательской группы из числа сотрудников этих учреждений, разработана модель учебно-творческого процесса для школьного театрастудии, включающего цикл активных творчески развивающих занятий с детьми и подростками.

На втором этапе (1986 - 1989 гг.) изучалось состояние внеклассной работы в школьных учреждениях, предпринят анализ социально-педагогических характеристик школьных театров-студий, опыта учебно-творческой работы в них, их взаимодействия с внешкольными, культурно-досуговыми учреждениями, исследовалась специальная литература по широкому кругу вопросов, относящихся к проблеме.

На третьем, формирующем этапе (1990 - 1994 гг.) проводилась коррекция опытно-поисковой работы на экспериментальных площадках, разработан первичный вариант концепции и программы школьного театра-студии, изучались различные формы интеграции учебно-творческой сценической деятельности детей и подростков с другими видами внеклассной работы, проводился поиск путей и способов включения творческих работ учащихся в широкий контекст учебных и досуговых занятий.

На четвертом, завершающем этапе (1995 - 1997 гг.) была разработана альтернативная модель самодеятельного школьного театра-студии, отслеживались уровни готовности студийцев к выполнению функциональных обязанностей в процессе творческой деятельности над спектаклем, разработаны предложения по использованию способов экономического выживания школьных театров в условиях современного рынка в целях сохранения их как центров сценического творчества учащихся младших и средних классов. Уточнялся и дорабатывался вариант концепции современного театра-студии как эффективной формы, оказывающей интегративное воздействие на развитие художественно-творческих способностей детей и подростков.

В рамках исследования был осуществлен эксперимент, в котором участвовало 26 руководителей самодеятельных театральных коллективов и 250 детей от 12 до 16 лет. Основная смысловая нагрузка эксперимента легла на разработку творческого развития личности подростка в школьном театре-студии на основе мотивационного компонента. В процессе эксперимента было решено сделать акцент на динамических характеристиках этого процесса. Динамический подход позволил выявить качественные изменения личности в ходе подготовки и показа спектакля.

В 1997 году подводились окончательные итоги исследования. Уточнялись основные выводы и практические рекомендации, осуществлялась проверка исходной гипотезы и конкретных результатов опытно-экспериментальной работы; сформулированы теоретическая новизна, практическая значимость и положения диссертации выносимые на защиту.

Достоверность исследования обеспечивалось использованием на всех этапах идентичного инструментария, применением взаимодополняющих методик, организацией экспериментально-опытной работы, мнением экспертных групп, достаточностью полноценного количественного материала. Репрезентативность эмпирического материала и относительно равные возможности экспериментальных и контрольных баз позволили осуществить сравнительный анализ полученных данных, что подтверждается поведением широкомасштабного эксперимента, длительностью научного поиска, адекватностью методики его целям и задачам, репрезентативность выборки, многократной экспертизой поэтапных итогов опытно-экспериментальной работы, в которой участвовали ведущие специалисты Москвы и области.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что в первые были исследованы педагогические условия творческого развития детей и подростков на основе разработанной и реализованной в социальном контексте модели современного школьного театра-студии.

В процессе исследования научно-теоретических предпосылок детского театра-студии как средства творческого развития его участников в рамках общей системы внеклассной работы и системы дополнительного образования обосновывается концепция создания школьного театра-студии как приоритетной сферы раскрытия творческого потенциала учащихся.

Раскрыта сущность и специфика самодеятельного школьного театра-студии, как социально-педагогического явления влияющего на творческое развитие учащихся.

Рассмотрены педагогические условия обеспечивающие эффективность творческого развития детей и подростков.

Выявлена эффективность методов и приемов воздействия школьного театра-студии на развитие творческих способностей детей и подростков, способствующих приобщению их к изучению, возрождению и развитию контактов с окружающей социальной средой, а также обобщены теоретические положения технологии использования педагогических условий в деятельности режиссера-педагога школьного театра-студии.

Разработана научно-обоснованная методика творческого развития участников школьного театра-студии, включающая систему заданий и упражнений и обеспечивающая активизацию творческого поиска детей в процессе создания спектакля.

Практическая значимость исследования состоит в реализации педагогически обоснованной модели современного школьного театра-студии, обеспечивающей наиболее оптимальные условия для развития творческих способностей детей и подростков, в разработке диагностического инструментария, методических рекомендации для режиссеров-педагогов школьных театральных коллективов.

Полученные в ходе исследования материалы используются в учебном процессе вузов культуры и колледжей культуры, в учебных дисциплинах "Режиссура и мастерство актера" и "Работа с детьми и подростками".

Апробация работы осуществлялась посредством:

- опубликования результатов исследования в печати;

- выступления на научно-практических конференциях, семинарах, круглых столах по проблемам художественно-эстетического воспитания учащихся в школе и в семье, на научных сессиях ВНИКа "Школа-микрорайон" Госкомитета СССР по народному образованию и АПН СССР (1989 - 1991 гг.);

- разработке и апробировании курса лекций и практических занятий по режиссуре детского театра в Московском государственном университете культуры (1988 -1997 гг.), в Московском областном колледже культуры и искусства (1987 - 1992 гг.), на курсах повышения квалификации Московского областного комитета по культуре.

На защиту выносятся следующие положения:

- личность ребенка в творческом плане характеризуется не отдельными свойствами памяти, воображения, фантазии, воли и другое, а целостными качествами, образующимися в результате взаимодействия ее сторон, компонентов, связей;

- суть научной концепции деятельностного подхода к созданию педагогических условий творческого развития участников школьного театра-студии состоит в научно обоснованном и осознанном конструировании учебно-творческого процесса, который позволяет моделировать предметную деятельность выделяя феномены порождающие действия активизирующие личность;

- сущность творческого развития участников школьного театра-студии как интегрального качества личности состоит в синтезе профессионализма педагога-режиссера, его творческой неповторимости, высокой духовности и включает взаимосвязанные между собой педагогическую, организаторскую, творческую деятельность;

- педагогическими условиями творческого развития участников школьного театра-студии, помимо выше указанных, является учет теоретических положений разработанной концепции в сочетании с реализацией общих требований технологического процесса: преемственность и взаимосвязь деятельности театра-студии со школьными занятиями; накопление в процессе обучения учащихся в театре-студии опыта творческой деятельности, коррекции основных компонентов мастерства на всех этапах;

- условиями обеспечивающими эффективность творческого развития личности участника школьного театра-студии является: соответствие личностных ориентаций учащихся социокультурным потребностям школы, организация непрерывного процесса творческой подготовки на всех этапах; наличие максимально насыщенного компонента содержания образования; возможность творческой самореализации будущих специалистов непосредственно в школе в работе с самодеятельными исполнителями.

Цели и задачи, логика исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений. В первой главе последовательно раскрываются теоретико-педагогические основы творческого развития детей и подростков средствами театрального искусства; обосновывается научная концепция школьного театра-студии как центра творческого развития детей и подростков, рассматриваются возможности школьного театра, способствующие формированию и

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», Козловский, Валерий Иванович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное нами исследование показало, что все его задачи решены и поставленная цель достигнута. Личность ребенка рассматривается диссертантом, как совокупность общественных отношений, характеризуется свойствами не отдельных ее компонентов памяти, реакции, речи, культуры поведения, воли и т.д., а целостными качествами, образующимися в результате взаимодействия ее сторон, компонентов, связей. Целостные, стержневые, фундаментальные свойства личности ребенка, являясь гранями разносторонности, в тоже время составляют единое основание для множественно-бесконечного многообразия других свойств и качеств личности, не являющиеся стержневыми. Как самобытное образование, школьный театр-студия сможет наиболее глубоко реализовать свои возможности в процессе творческого развития личности ребенка, если вся его повседневная учебно-репетиционная, студийная и внеучебная работа будет основываться на важнейших педагогических принципах: индивидуализированного подхода, социального действия, свободы самовыражения, творчества, результативности его участников, постоянного расширения их социальных контактов с окружающей средой.

Именно школьный театр-студия в качестве одного из институтов дополнительного образования дает уникальную возможность для раскрытия большого творческого потенциала личности ребенка через игру и импровизацию, органично объединить содержание учебного процесса и внеклассных занятий учащихся и привнести в содержание понятия "школа" радостный смысл. В этих целях представляется крайне существенным опереться на весь богатый арсенал средств в практике режиссера-педагога, руководителя самодеятельного школьного театра-студии для создания не только художественных, творческих действ - спектаклей и театрализованных представлений, но и ориентации на дальнейшее развитие свободного интеллектуального, эмоционального творческого труда.

Как показало исследование, одна из главных задач, которую ставит перед собой и решает школьный театр-студия, состоит в социализации досуга, предоставлении необходимых условий для творческих занятий детей и подростков. Чтобы максимально реализовать эти условия, нужно всесторонне изучить каждого студийца, его потребности, интересы, ведущие мотивы поведения, трудности, конфликты, ориентация и многое другое. Следовательно, как и любой педагогический системе, в практике школьного театра-студии главным объектом воздействия является личность ребенка, то тем самым избавляемся от принципа усредненной педагогики, педагогики для всех. Вот почему режиссеру детского театра-студии, как педагогу, необходим "внутренний барометр", позволяющий определить состояние духа в коллективе в целом и каждого его участника в отдельности.

Одним из важнейших педагогических условий в деятельности режиссера-педагога является изучение окружающей формирующей среды. Исследованием установлена непреложная закономерность: разрыв связей и отношений в любой области духовной жизни вносит не разрешенные проблемы в творческое развитие личности, а восстановление этих связей ускоряет это развитие. Укрепление, обогащение отношений, контактов между подрастающим человеком и окружающей его развивающей средой.

Полученные диссертантом данные позволяют сделать вывод, что сценические средства искусства позволяют влиять на конкретную творческую деятельность студийцев, наполняют ее духовным содержанием только в определенных педагогических условиях. К ним относятся, общая и частичные методики работы с самодеятельным театральным коллективом, с помощью которых происходит самосовершенствование и самоорганизация личности в ее творческом развитии. Здесь актуальным является дозировка и степень целесообразности и использования тех или иных методов и приемов в создании театрализованной программы.

В наиболее обобщенном виде функции педагога-режиссера самодеятельного школьного театра-студии предположительно могут быть сформулированы следующим образом:

- диагностическая, которая изучает и реально оценивает особенности деятельности и общения участников театра-студии, степень и направленность окружающей микросреды, особенности духовной жизни, семьи, соседской среды, групп сверстников, объединений взрослых. Здесь важно знать вое позитивные социально-культурные возможности микрорайона, а также источники негативного влияния на ценностные ориентации и предпочтения детей и подростков;

- организаторская, когда руководитель школьного театра-студии организует совместную творческую деятельность детей и подростков в открытой среде, влияет на разумную организацию их досуга, формирует в коллективе подлинно демократическую систему взаимоотношений, отношений взаимной ответственности и взаимопомощи;

- прогностическая, которая программирует и прогнозирует процесс творческого развития личности ребенка в условиях деятельности школы, семьи, студии, окружающей среды;

- социально-терапевтическая, которая приводит в действия юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений, способных оказать антипедагогическое воздействие на творческое развитие участников школьного театра-студии, обеспечивает защиту прав детей и подростков;

- коммуникативная, на основе, которой происходит включение детей в совместный творческий труд и отдых, деловые и личностные контакты, аккумулирует информацию о воспитательных воздействиях различных сил, учреждений, организаций, налаживает контакты между ними по отношению к конкретному ребенку.

Многоплановость и многовариантность функций режиссера-педагога школьного театра-студии не исключает и его определенную специализацию в одном из более узких направлений в воспитательной работе среди школьников.

Это может быть его лидерство в приобщении ребят к сбору и изучению фольклора, самобытных художественных народных промыслов и ремесел, бытующих в данном регионе; его непосредственное участие в природоохранной деятельности, в работе по возрождению, сохранению и развитию памятников истории и культуры, в оказании всемерной патронажной помощи талантливым детям из неимущих и малоимущих семей, других направлениях.

Следовательно, сфера социально-культурной деятельности режиссера-педагога не замыкается рамками коллектива театральной студии, а постепенно выходит за их пределы. Это касается непосредственно педагогических условий студийной работы. Здесь диссертант в первую очередь обращал внимание на:

- степень и характер включения всего коллектива самодеятельного школьного театра-студии в подготовку спектакля, или театрализованной программы;

- степень включенности всех структурных подразделений школы в реализацию театрализованной программы, подготовленной театром-студией;

- степень взаимосвязи всех фаз сценического воплощения творческой работы студийцев, начиная от рождения замысла и заканчивая обсуждением спектакля и подведением итогов.

Проведенная диссертантом опытно-экспериментальная работа в школьном театре-студии предусматривала изучение организационных условий для творческого развития участников. Эффективность организационных условий для творческого процесса определяется уровнем профессионального мастерства педагога-режиссера. Как показал эксперимент содержательный материал спектакля или театрализованного представления, несмотря на его оригинальный замысел, при воплощении оказывается неинтересным, скучным, плохо воспринимается школьной аудиторией, если не будут обеспечены элементарные организационно-экономические условия.

Многолетнее пренебрежительное отношение к культуре, искусству, забвение многих культурных и художественных традиций народа стало одной их тех первопричин, которые породили проблемы отношений учитель-ученик. Авторитарные отношения пронизывают все сферы жизни детей и подростков и передаются на уровне школы, семьи, системы дополнительного образования (куда входит и театр-студия). Смена отношений ученик-учитель, участник театра-студии -педагог-режиссер важнейшие педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии.

В результате проведенного исследования были определены основные педагогические условия творческого развития участников школьного театра-студии:

- в организационно-педагогическом направлении - взаимосвязи по субъекту, производящему учебно-воспитательные воздействия (творческие, методические контакты, повышение квалификации педагогов режиссеров); по субъекту, воспринимающему учебно-воспитательные воздействия (театрально ориентированный контингент); в самом учебно-воспитательном процессе (преемственность содержания, форм и методов подготовки учащихся между школьными предметами и всеми звеньями театра-студии);

- в социально-психологическом направлении - это специальная у направленность учебно-воспитательного процесса на формирование системы отношений личности ребенка к себе, учителям школы, коллегам по студии, взаимодействию с партнерами;

- в психолого-педагогическом направлении - преемственность в формировании как актерско-исполнительских, так и духовно- личностных качеств;

- учет психологических особенностей учащихся детского и подросткового возраста, выражающихся в смене характера и степени активности в творческом процессе;

- четкое представление цели будущего спектакля, или театрализованного представления;

- стратегией педагогической и режиссерско-сценической деятельности коллектива, определяющей систему управляющих воздействий и заключающейся во взаимосвязи и преемственности с учебными дисциплинами;

- приобретением участниками школьного театра-студии опыта художественно-творческой деятельности в созданных в школе фольклорных, хореографических и других художественных коллективах;

- творческой атмосферой в школьном театре-студии, открывающей возможности для творческого роста всех участников;

- использование проблемной ситуации в творческом процессе театра-студии, специфики творческой задачи, выражающейся в вариативности ее решения.

В процессе экспериментальной работы было проведено знакомство с семьями детей и подростков с окружающей средой. В учебно-творческой деятельности основное внимание было направлено на развитие воображения, внимания, памяти, уверенности держаться у перед зрительным залом. Постоянно вовлекались студийцы и в сценарную деятельность с учетом индивидуальных способностей каждого участника студии при распределении ролей в пьесах и театрализованных программах.

Методика работы с участниками студии предусматривала стремление выслушать ребенка, подростка, помочь ему, если он в этом нуждается, порадоваться за него, доверять ему решать многие вопросы (как организаторские, так и театральные) под регулярным контролем за их деятельностью.

Совершенствование профессионального мастерства у режиссера-педагога самодеятельного школьного театра-студии позволяет выявить динамику духовно-творческого роста личности студийца. Поскольку творческий процесс в школьном театре-студии представляет для режиссера-педагога достаточно широкое поле поиска, оценки и последующей реализации альтернативных режиссерско- постановочных решений. Доминирующим фактором здесь является акцент на расширении творческого потенциала каждого ребенка и подростка.

Конкретным результатом деятельности режиссера-педагога в этом направлении стало устойчивое продвижение к закреплению основных составляющих элементов творческого потенциала участников театра как в учебно-репетиционной, так и внестудийной работе, а именно:

- интереса и активного стремления к участию в творческих делах театрального коллектива;

- умения переносить приобретенные знания, творческие умения и навыки на новые и часто неожиданные ситуации, возникающие в ходе постановочного процесса;

- степени развития у детей творческой фантазии, способствующей созданию в коллективе благоприятного психологического климата, атмосферы эмоционального подъема и раскрепощенности.

При обосновании педагогических условий творческого развития личности участников школьного театра-студии на основе полученных данных об:

- особенностях социокультурной ситуации в микрорайоне;

- духовных потребностях детей и подростков обучающихся и проживающих в регионально-административном пространстве и их родителей;

- приоритетных направлениях (специализированных учебных классах) школы;

- укрепление межпредметных связей.

Творческое развитие участников школьного театра-студии осуществляется в диалектической взаимосвязи случайности и необходимости, разума и рассудка, интуиции и логики, спонтанности и стабильности, рациональности и эмоциональности.

В перспективе школьный театр-студия должен превратиться в постоянно действующее звено принципиально новой, интеграционной системы творческого развития ребенка, системы, которая закладывает единство интеллектуальной, духовной и эмоциональной культуры юного человека. Именно такая система позволяет широко использовать творческо-педагогический опыт различных этносов, исключить искусственное разделение культуры и образования, которое возникло в России в конце двадцатых годов XX столетия. Знакомство с историей народного образования в России дает основание утверждать, что задолго до революции в нашей стране в противовес казенной школе муштры и зубрежки были впервые предприняты попытки создать на базе этнопедагогики все необходимые условия для живого, у творческого, во многом импровизационного процесса расцвета индивидуальности ребенка в органичной для него среде.

Разработка и реализация комплексной программы творческого развития "Театр и дети" ставит целью достижение целого ряда конкретных социально-педагогических результатов, в первую очередь преодоления замкнутости школы и выстраивание связей взаимодействия с музыкальными школами и школами искусств; клубами, библиотеками, центрами детского творчества и другими внешкольными учреждениями, театрами, творческими организациями. На основе развития этих связей осуществляется глубокое вовлечение школьников в художественную деятельность.

Социокультурная среда включает в себя, кроме школы, учебно-воспитательные учреждения, функционирующие в пределах каникулярного времени. С их помощью осуществляется развитие творческих эстетических потребностей и вкусов школьников.

В Москве и Подмосковье накоплен значительный опыт организации летних лагерей творческого эстетического воспитания. Контингент таких лагерей - дети-участники художественной само деятельк. ности, учащиеся школ искусств и т.д. На этой базе возможно осуществяять: общение с деятелями искусства и культуры; шефскую деятельность к местному населению; гастрольно-туристическую деятельность.

В каникулярное время следует активтзировать художественные акции, обладающие как образовательной, так и развлекательной направленностью. Это зимний или весенний праздники искусств с участием детей и профессионалов; проведение недель детских театров; ежегодных детских праздников поэзии и т.д. В подобных акциях объединяются культурологические силы: профессиональные артисты, педагоги, учащиеся детских музыкальных школ и школ искусств, специалисты учреждений культуры.

Наконец, очень важны организация и проведение регулярных конкурсов искусств по различным жанрам. Эти акции поощряют и активизируют детское творчество, способствуют раннему выявлению талантов, формируют соответствующие круги общения, стимулирование творческого отношения к жизни не только школьников, но и взрослого населения.

На основе методических рекомендаций диссертанта создан школьный театр-студия Ногинске Московской области, который активно влияет на социокультурную среду города. Реализуется проект театра-студии в Царицыне, также отличающийся социально- культурной многофункциональностью. Это и приобщение детей к традициям русского театра, включение театра в комплексную историко- архитектурную среду.

В осуществлении культурной политики, связанной с созданием условий, способствующих творческому развитию школьников, не следует жертвовать качеством ради количества. Это поводит к негативным результатам, в частности возникновению устойчивой реакции неприятия художественно-просветительских воздействий со стороны взрослых. У детей и подростков создается неверное представление о культуре, ее пределах, ценностных ориентациях и нормах.

Проведенное исследование может получить дальнейшее развитие в направлении совершенствования структуры, содержания, форм и методов организации дополнительного образования, связанных с проблемой творческого развития личности ребенка.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Козловский, Валерий Иванович, 1998 год

1. Аверьянов А.И. Психолого-педагогические условия организации Социального взаимодействия в театральном объединенииподростков. Дисс. канд. пед. наук. М., 1994.

2. Авлов Г. Клубный самодеятельный театр. JT., 1930.

3. Азаров Ю.П. Сто тайн детского развития. М.: ИВА, 1996.

4. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети! М., 1983.

5. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. М., 1982.

6. А миров Р. Пути совершенствования педагогического руководства внеклубными формами самодеятельного художественного творчества: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1982.

7. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Казане, унив-та, 1988.

8. Андреева Г.Н. Социальная психология. МГУ, 1980.

9. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.

10. Анциферова Л.И. Личность с позиции динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жизненный путь. (Отв. ред. Ломов Б.Ф.), Наука, 1990.

11. Аристова А.П. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 1978.

12. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М., 1993.

13. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М., 1992.

14. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1976.

15. Ахиезер А.С. Социально-культурные проблемы развития России. М., 1992.

16. Ахуашвили Я. Социально-педагогические условия управления художественной самодеятельностью: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1981.

17. Бакланова Т.И. Самодеятельное художественное творчество: организация и научно-методическое руководство. М., 1986.

18. Бакланова Н.К. Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественных профессий. Автореф. дисс. доктора пед. наук. М.: МГУК,1997.

19. Бенедикт Р. Образы культуры // Человек и социокультурная среда. Вп. 2. М., 1992.

20. Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

21. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989.

22. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства : в 2-х т. М., Искусство, 1994.

23. Беседина В.А. Психологические аспекты клубной работы. М.: Советская Россия, 1987.

24. Белов В.И. Педагогические основы и методика воспитания культуры поведения подростков в клубных театральных коллективах: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1985.

25. Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова Н.А. Методическое руководство культурно-просветительной работой. М.: Просвещение, 1989.

26. Борев Ю.Б. Эстетика, 4-е изд., доп. М.: Политиздат, 1988.

27. Богатырев В. А. Процесс идейно-нравственного воспитания участников самодеятельного театра коллектива как система Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1987.

28. Бубер М.Я. Я и ты. М., 1993.

29. Буш Г.Я. Педагогика и творчество. Рига: Авотс, 1985.

30. Васильев. Теория отражения и художественное творчество. М.: Прогресс, 1980.

31. Вдовин А.И. Российская наука. М.: Клуб "Реалисты", 1986.

32. Вейнигер О. Пол и характер. М., 1991.

33. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: Прогресс, 1987.

34. Виноградова О.Е. Педагогическое стимулирование социальной активности участников коллективов художественной самодеятельности: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Д., 1983.

35. Ворошилов В. Феномен игры. М.: Советская Россия, 1982.

36. Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1987.

37. Выготский JI.C., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения. М.,1993.

38. Ганова Т.В. Активизация творческого поиска у учащихся средней школы в процессе создания карнавально-маскарадного костюма. М.: МГПУ им Ленина, 1996.

39. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х томах. М.: Мысль, 1974.

40. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х томах. М.: Мысль,1976.

41. Генкин Д.М. Театрализованные формы клубной работы. М., 1972.

42. Грачевский Ю. На орбите хорошего настроения. М.; Советская Россия, 1977.

43. Дискин А.И. Культура: стратегия социально-экономического развития. М., 1990.

44. Донцов А.И. Психология коллектива. МГУ, 1984.

45. Ершов ТТ.М. Режиссура как практическая психология. М.: Искусство, 1984.

46. Жарков А.Д. Клуб в дни всенародных праздников М.: Проф-издат, 1984.

47. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности.1. М.: МГУК, 1997.

48. Зись А .Я. На подступах к общей теории искусства. М.: ГИ1. ТИС, 1995.

49. Иконникова С.Н. Молодежь и культура. М., 1989.

50. Искусство в рабочем клубе. За советский театр. JT.: Академия.1925.

51. История советского драматического театра. Т. 1. 1917-1920. -М.: Наука, 1966.

52. История советского театра. Л.: Гос. литиздат, 1933. Итоги смотра-соревнования агитпропбригад // Клуб и революция.1931, № 13.

53. Кабула Е.В. Организационно-педагогические основы развития любительского театра (по материалам Украины) Дисс. канд. пед. наук. М., 1992.

54. Калантаров А. А. Этнопед агогик а как средствоформирования культуры семейного досуга. Автореф. дисс. канд. пед. наук. С-Петербург, 1992.

55. Карамышев A.JI. Педагогическая и культурно-просветительная деятельность И.Н. Ульянова и педагогов ульяновской школы в дореволюционной России. М., 1981.

56. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя.1. М., 1981.

57. Каргин А.С. Народное художественное творчество. Структура, формы, свойства. М.: Музыка, 1990.

58. Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество. История. Теория. Практика. М.: Высшая школа, 1988.

59. Казаринов B.C. Проблемы активизации творческой деятельности участников самодеятельного театра. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1979.

60. Клубоведение: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1980.

61. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. -М.: Педагогика, 1970.

62. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.

63. Краткий психологический словарь / Под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. М., 1985.

64. Кропоткин П.А. Этика. М., 1991.

65. Кондратьева С.В. Учитель ученик. - М., 1984.

66. Кнебель М.О. Поэзия педагогики. М. Искусство, 1977.

67. Лернер И.Я. Дидактические основы формирования познавательной самостоятельности учащихся при изучении гуманитарных дисциплин. М., 1971.

68. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.

69. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры. -М.: Просвещение, 1980.

70. Лихачев Д.С, Письма о добром и прекрасном. М., 1985.

71. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. -М., 1991.72. Лоренц К. Зло. М., 1992.

72. Лотман Ю.М. Избр. Статьи. Т. 2. Таллин, 1992.

73. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

74. Лукин Ю.А. Культура и культурная политика. М., 1992.

75. Марков А.П. Организационно-педагогические условия совершенствования управления самодеятельными коллективами: Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. -Л., 1982.

76. Михайлова Н.Г. Самодеятельное художественное творчество: пути исследования и перспективы развития // Некоторые тенденции культурно-просветительной деятельности. М., 1984.

77. Назарпетян А.П. Интелектво вселенной. М., 1991.

78. Неменский Б;М. Мудрость красоты: 0 проблемах эстетического воспитания: Книга для учителя. М., 1990.

79. Николаева B.C. В школе и после школы вместе: Книга для учителя. М., 1989.

80. Новожилов С.В. Игровая деятельность как средство демократизации учебного процесса в вузах культуры. Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1991.

81. Опарин Г.А. Педагогическое руководство коллективами самодеятельных авторов. Автореф. дис. канд. пед. наук. Л., 1986.

82. Организация и методика художественно-массовой работы: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1987.

83. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя / Под ред. Н.А. Кушаева. М., 1986.

84. Парыгин Б. В. Социально-психологический климат коллектива.-М., 1981.

85. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек? М.: Знание, 1984.

86. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.,1982.

87. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1990.

88. Плеханов Г. В. Эстетика и социология искусства. В 2-х томах. Т. 1. М.: Искусство, 1978.

89. Примак Л.П. Резервы человеческой психологии: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987.

90. Психологический словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Политиздат, 1990.

91. Петров М.К. Язык, знак, культура. М., 1991.

92. Психологическая теория коллектива / Под ред. Петровского А.В. М., 1979.

93. Рагудин В.М. Эстетический идеал и его воплощение в искусстве. Автореф. дисс. канд. филос. наук. М.: МГУК, 1995.

94. Рыжик Э. Г. Игра в структуре массовых клубных мероприятий. -М., 1982.

95. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990.

96. Розанов В.В. Динамика культурных и социальных связей. М., 1992.

97. Розовский М. Режиссер зрелища. М.: Советская Россия, 1973.

98. Рузаева Г.Н. Социально-эстетические особенности развития молодежного любительского театра. Автореф. дисс. канд. философ. наук. М., 1988.

99. Скоп Б. Вы и ваш ребенок. М., 1970.

100. Смирнова Е.И. Клубные объединения. М., 1977.

101. Смирнова Е.И. Теория и методика организации самодеятельного творчества трудящихся в культурно-просветительных учреждениях. М., 1983.

102. Словарь русского языка. Под ред. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1988.

103. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

104. Спиваковская А.С. Игра это серьезно. - М.: Педагогика, 1973.

105. Станиславский Н.С. Собрание сочинений в 8 ми томах. - М.: Искусство, 1960.

106. Стороженко A.M. Формирование творческой активности личности в музыкальной самодеятельности клуба: Автореф. дис.,канд. пед. наук. JL, 1986.

107. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. К.,1975.

108. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1975.

109. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Андреевой Г.М., Богомоловой Н.Н. -М., 1977.

110. Титов Ю.К. Роль современного театра в идейно-нравственном воспитании молодежи. -Автореф. дис. канд. философ, наук.1. М., 1987.

111. Тихомиров Д.В. Беседы о режиссуре театрализованных представлений. М.: Советская Россия, 1977.

112. Туманов И.М. Режиссура массового представления и театрализованного концерта. Д., 1974.

113. Терехова Е.А. Воспитание познавательной активности старшеклассников в клубных объединениях внешкольных учреждений. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1989.

114. Тойбни А. Постижение истории. М., 1992.

115. Тришин В.А. Формирование личности участников театральной самодеятельности в коллективе студийного типа. Дисс.канд. пед. наук. Д., 1988.

116. Уманский Д.И. Психология организаторской деятельностишкольников. М., 1980.

117. Художественное воспитание в школе: вопросы системного подхода. М., 1985.

118. Харрис Т. Я хороший, ты хороший. М., Изд-во "Соль", 1993.

119. Фохт-Бабушкин Ю.Н. Искусство и духовный мир человека. Об особенностях воздействия искусства на личность. М., 1982.

120. Чаган Н.Г. Формирование, творческой активности личности в клубной самодеятельном коллективе. Автореф. дис. канд. фи-лос. наук. М., 1987.

121. Человек и общество. Основы современной цивилизации. Хрестоматия. М.; 1992.

122. Честерон Г.К. Вечный человек. М., 1991.

123. Чехов М.А. Литературное наследие. В 2-х томах. М.: Искусство, 1982.

124. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. Учебн. пособ. для вузов культуры. М.: МГУ К,1993.

125. Шароев Н.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. -М., Просвещение, 1986.

126. Шароев И.Г. Театр народных масс. М., 1978.

127. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений .М.: Просвещение.

128. Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М., 1982.

129. Швейцнер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

130. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

131. Шукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1981.

132. Элькони Д.В. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.

133. Эстетика. Словарь. Под общ, ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989.

134. Эстетическое воспитание на современном этапе: теория, методология, практика. М., 1990.

135. Яспер К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.