Педагогические условия устранения тремоляции в процессе обучения пению будущих педагогов-музыкантов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Чжан Ин

  • Чжан Ин
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 181
Чжан Ин. Педагогические условия устранения тремоляции в процессе обучения пению будущих педагогов-музыкантов: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2021. 181 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Чжан Ин

Введение

Основная часть

Глава 1. Теоретические основы устранения тремоляции в процессе обучения пению будущих педагогов-музыкантов

1.1. Междисциплинарный подход в процессе обучения пению будущих педагогов-музыкантов

1.2. Особенности функционирования голосового аппарата певца

1.3. Причины возникновения вокальной тремоляции и приемы ее

устранения

Выводы по главе

Глава 2. Экспериментальное исследование эффективности интегративной методики устранения тремоляции в процессе обучения пению

2.1. Цели, задачи, методы и диагностический блок экспериментального исследования

2.2. Содержание и результаты педагогического эксперимента

Выводы по главе

Заключение

Список литературы

Приложения

Приложение 1. Музыка Хуан Ци «Весенние песни» (#®Й)

Приложение 2. Музыка Чжэн Цюфэн «Жизнь так прекрасна»

Приложение 3. Китайская народная песня «Ласточка»

Приложение 4. Китайская народная песня «Майра»

Приложение 5. Музыка Н.А. Римского-Корсакова, слова А.С. Пушкина

«На холмах Грузии»

Приложение 6. Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Энтина

«Крылатые качели»

Приложение 7. Музыка Дж. Каччини «Amarilli, mia bella»

Приложение 8. Музыка Хуана Юнси, слова Мао Ю «Ностальгия»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия устранения тремоляции в процессе обучения пению будущих педагогов-музыкантов»

Введение

Актуальность исследования. Академическое сольное пение - особый вид исполнительского искусства. Чтобы достичь совершенства в исполнении вокальных произведений, проникнуться национальной экспрессией разных вокальных стилей, певцу - будь то профессиональный вокалист или педагог-музыкант, для которого вокально-исполнительская деятельность является приоритетной, необходимо пройти сложный путь музыкального обучения. Только овладев необходимыми профессиональными умениями и навыками, развив художественный вкус и научившись использовать различные виды техники пения и выразительные средства, певец приобретает определённый уровень исполнительского мастерства. Процесс овладения им весьма сложен и многогранен. В частности, он предполагает концентрацию внимания обучающихся на качестве певческого звучания своего голоса и, при необходимости, устранения таких недостатков, как сип, гнусавость, перегрузка дыхания (или наоборот - его недостаток), зажим челюсти, скованность и многих других.

Педагогическая практика показывает, что одним из весьма распространённых у певцов недостатков является излишнее вибрато (своеобразная пульсация звука, которая свойственна правильному звукообразованию и отсутствует в разговорной речи). Наиболее часто в певческом звучании отмечаются такие дефекты вибрато, как дрожание голоса - «барашек» в звуке, когда вибрато происходит чаще, чем 6-7 раз в секунду, и так называемое «качание» голоса, при котором создаётся впечатление недостаточного вибрато. Или, наоборот, голос, лишённый вибрато, становится прямым, невыразительным, гудкоподобным. Исправление такого рода недостатков - процесс чрезвычайно сложный, требующий деликатности, терпения и кропотливого труда не только педагога и врача-фониатра, но и самого обучающегося. Тем не менее, являясь одной из самых распространенных в вокальной практике, данная проблема до сих

3

пор остается до конца не изученной, требующей поиска новых подходов и технологий для ее эффективного решения, а также устранения следующих возникших противоречий:

- между необходимостью обновления содержания и методов организации вокально-исполнительской подготовки будущих педагогов-музыкантов и недостаточной обоснованностью концептуальных и организационно-методических основ такой подготовки на базе междисциплинарной интеграции в высшей школе;

- между объективными возможностями устранения дефектов голоса, в том числе тремоляции у будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения пению в вузе и отсутствием специальных исследований, раскрывающих теоретик о-методические основы данной проблемы;

- между потребностью педагогов-вокалистов в научно-обоснованных рекомендациях, позволяющих успешно устранять дефекты голоса обучающихся на занятиях вокалом, и отсутствием специальных методик и теоретико-методических разработок в этой области.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, состоящую в необходимости определения педагогических условий и механизмов устранения тремоляции и других дефектов голоса у будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения пению.

Актуальность и недостаточная разработанность теоретико-методических аспектов изучаемой проблемы послужили основанием для выбора темы исследования: «Педагогические условия устранения тремоляции в процессе обучения пению будущих педагогов-музыкантов».

Степень научной разработанности проблемы.

Междисциплинарный подход и вопросы, связанные с процессом интеграции в системе образования, отражены в трудах таких ученых, как Ван Гуанци, Н.В. Бордовская, С.Б. Игнатов, В.А. Игнатова, Д.В. Коновалов, Ли Женюэ, Ли Цзиньхуэй, Ли Хуанчжи, А.В. Маматов, М.И. Ситникова, Сяо Юмэй, О.М. Олексюк, И.М. Осмоловская, С.И. Тарасова, Чэнь Ган, Юй

4

Рунян и др. Идея целостного познания искусства положена в основу теории синтеза искусств (М.С. Каган, В.П. Михалев, Л.Н. Столович и др.). Большой вклад в учение о психологии художественного восприятия внесли Б.Г. Ананьев, Ван Чичжао, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Хан Чжунлин, Чжао Сунгуан, Чжэн Маопин, П.М. Якобсон и др.

Различные проявления интеграции в педагогике музыкального образования, в частности, профессиональной подготовке педагога-музыканта, всегда были в центре внимания таких исследователей, как Э.Б. Абдуллин, П.В. Анисимов, Н.И. Ануфриева, Л.А. Арчажникова, О.Ф. Асатрян, Т.И. Бакланова, Ван Цзяншу, Джин Руи, Джу Луан Шэн, Л.С. Майковская, А.П. Мансурова, Мао Юйань, Т.Г. Мариупольская, А.И. Николаева, Е.В. Николаева, М.С. Осеннева, Г.П. Стулова, Ся Цзиньоу,

A.В. Торопова, Б.М. Целковников, Г.М. Цыпин, Чжан Гэ, Чжан Тейи, Чжан Руяо, Чжан Цзинань, П.А. Черватюк, А.И. Щербакова, Ю Дуган, Юй Рунян, З.М. Явгильдина, Яо Вэй и др.

Проблема вокального обучения получила свое отражение в трудах, раскрывающих различные аспекты физиологии и постановки голоса (Д.Л. Аспелунд, И.Б. Бархатова, Г.Т. Бекбулатов, Дан Хонь, Ф.Ф. Заседателев, А.П. Зданович, И.И. Левидов, В.М. Луканин,

B.П. Морозов, Сюй Сяои, Н.Н. Федотова, Хань Сюньго, Чжао Чженьминь, Чю Гэ, Ши Вэйчжэн, Ян Лиган и др.); в исследованиях, посвященных развитию певческих способностей (Ю.С. Василенко, Л.Б. Дмитриев, В.В. Емельянов, А.Г. Менабени, О.Г. Стахевич, Е. Проворова, И.П. Прянишников, Г.П. Стулова, П. Тронина, В.И. Юшманов,

A.С. Яковлева и др.); в работах, отражающих методические вопросы в данной области (И.В. Брежнева, Ван Шикуй, Е.Л. Куфтырева, О.Г. Ланщикова, Линь Цзюньчин, О. Павлищева, Р.В. Сладкопевец, Т.В. Ткаченко, Фэн Цзылин, Ху Чжунган, Чжан Юган и др.). Проблема мастерства владения певческим голосом раскрывалась в трудах

B.Г. Антонюк, Д.В. Люша, Р. Юссона и др.

Становлению певческой культуры посвященные исследования В.Г. Антонюк, А. М. Вербова, Е.Е. Гавриленко, Н. А. Гарбузова, Н.И. Гребенюк, Л. Б. Дмитриева, Ф. Ламперти, Ли Сяоэр, В. П. Морозова, И.К. Назаренко, Ху Сян, Цуй Яньтао, Ю. Штокхаузен, С.В. Шушарджана и др. В их работах раскрываются основные принципы и методы вокальной подготовки, а также отмечается важность понимания сущности сложных фонационных процессов, которые происходят в человеческом организме, обеспечивая создание художественного музыкального образа и охрану певческого голоса в пределах, необходимых для полноценного обучения детей и молодежи.

Умения и навыки «борьбы с тремоляцией» освещаются в трудах целого ряда теоретиков и методистов вокала, таких, например, как В. Багадуров, Н.А. Гарбузов, М.И. Глинка, Л. Дмитриев, С. Сонки, Хань Сюньго, Чжао Чженьминь, Сюй Сяои, Ши Вэйчжэн, Ли Сяоэр, Ян Лиган и др.

Исследованию феномена вибрато посвящён целый ряд научных трудов как российских (Д.Л. Аспелунд, В.А. Багадуров, Н.А. Гарбузов, Л.Б. Дмитриев, В.П. Морозов, Г.П. Стулова и др.), так и китайских педагогов-практиков (Чю Гэ, Дан Хонь, Линь Цзюньчин и др.).

Анализ специальной литературы позволяет констатировать, что специального исследования, посвященного проблеме устранения тремоляции в процессе обучения пению будущих педагогов-музыкантов на основе обобщения российского и китайского опыта в области преподавания вокала, до сих пор не проводилось. Не разрабатывались и педагогические условия, обеспечивающие эффективность данного процесса.

Цель исследования - теоретико-методическое обоснование процесса устранения тремоляции голоса у будущих педагогов-музыкантов в классе вокала.

Объект исследования - процесс профессиональной подготовки педагога-музыканта в вузе.

Предмет исследования - педагогические условия устранения тремоляции в голосе у будущих педагогов-музыкантов в процессе обучения пению.

Исходя из цели, были выдвинуты следующие задачи:

1. Обосновать эффективность применения междисциплинарного подхода в процессе вокальной подготовки педагога-музыканта на основе анализа трудов китайских и российских ученых.

2. Раскрыть особенности функционирования голосового аппарата певца в контексте проблемы выявления дефектов голоса.

3. Уточнить понятие «тремоляция»; выявить и охарактеризовать основные причины ее возникновения, а также способы устранения.

4. Определить педагогические условия, необходимые для устранения тремоляции в голосе обучающихся в классе вокала.

5. Разработать интегративную методику устранения тремоляции в процессе обучения пению на основе обобщения международной педагогической практики и научных исследований российской и китайской вокальных академических школ; провести опытно-экспериментальную работу по выявлению ее эффективности.

Гипотеза исследования: процесс устранения тремоляции у обучающихся педагогов-музыкантов в классе вокала будет успешным, если:

- определить педагогические условия, обеспечивающие эффективность данного процесса;

- выявить и охарактеризовать основные причины возникновения тремоляции и способы ее устранения;

- осуществить сравнительный анализ подходов к решению проблемы устранения голосовой тремоляции, отраженной в трудах российских и китайских ученых;

- разработать интегративную методику устранения голосовой тремоляции в процессе обучения пению, направленную на выявление

основных причин ее появления, результативное устранение, формирование техники осознанного вибрато и постоянного контроля за его качеством.

Методологическую основу исследования составили подходы, обеспечивающие результативность проведенного исследования: междисциплинарный подход, позволяющий выстраивать и реализовать содержание вокальной подготовки педагога-музыканта в опоре на достижения современных наук, интегрируя знания из их различных областей и разделов: фониатрии, анатомии, физиологии, биоакустике голосообразования, психологии, педагогики и др.; системный подход, направленный на интеграцию музыкально-образовательного процесса; индивидуальный подход, позволяющий учитывать психофизиологические особенности обучающихся; целостный подход, обусловливающий формирование гармоничной личности средствами музыкального искусства.

Теоретической основой исследования явились:

- исследования в области педагогики музыкального образования, в которых отражены различные аспекты профессиональной подготовки педагога-музыканта (Э.Б. Абдуллин, Н.И. Ануфриева, Л. Арчажникова, Ван Цзяншу, Джин Руи, Джу Луан Шэн, Ли Женюэ, Л.С. Майковская,

A.П. Мансурова, Мао Юйань, Т.Г. Мариупольская, Е.В. Николаева, О.П. Стулова, Л.А. Рапацкая, А.В. Торопова, Г.М. Цыпин, Чжан Гэ, Чжан Руяо, Чжан Цзинань, А.И. Щербакова, З.М. Явгильдина, Юй Рунян, Яо Вэй и

др.).

- научные труды в области вокальной педагогики и исполнительства, в том числе, раскрывающие проблемы дефектов голоса (В.А. Багадуров, Н.А. Гарбузов, М.И. Глинка, Л.Б. Дмитриев, В.В. Емельянов, Ли Сяоэр, С. Сонки, Сюй Сяои, Хань Сюньго, Чжао Чженьминь, Ши Вэйчжэн, Ян Лиган и др.);

- работы, посвященные изучению феномена «вибрато» (Д.Л. Аспелунд,

B.А. Багадуров, Н.А. Гарбузов, Дан Хонь, Л.Б. Дмитриев, И.И. Левидов, Линь Цзюньчин, В.П. Морозов, Г.П. Стулова, Чю Гэ и др.).

Методы исследования:

- анализ и синтез;

- обобщение;

- наблюдение, беседы;

- интервьюирование, анкетирование;

- количественный и качественный анализ результатов исследования;

- педагогический эксперимент.

Базы исследования: Институт музыки Авиационного университета (г. Наньчан, Китайская Народная Республика); Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет».

Этапы исследования: исследование проводилось с 2017 г. по 2020 г. и состояло из трех этапов.

На первом этапе (2017 г. - 2019 г.) - осуществлялся анализ специальной литературы по теме исследования; разрабатывался его методологический аппарат (объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, методологические и теоретические основы и др.); обобщался собственный опыт работы и опыт педагогов-практиков в российских и китайских вузах; проводились беседы с преподавателями и студентами по вопросам, связанными с содержанием обучения; разрабатывалась система исследовательских процедур для осуществления экспериментальной работы, а также авторская интегративная методика устранения голосовой тремоляции в процессе обучения пению.

На данном этапе экспериментальной работы было проведено анкетирование педагогов с целью выявления их отношения к проблеме тремоляции голоса и знаний о методах ее устранения. Были опрошены 38 педагогов китайских и российских вузов, а также 145 студентов китайских вузов.

На втором этапе (2019 г. - 2020 г.) проводилась диагностика голосового аппарата обучающихся на предмет выявления тремоляции и других дефектов голоса; осуществлялось внедрение разработанной автором интегративной методики устранения голосовой тремоляции в учебный процесс. По окончании формирующего эксперимента проводилась повторная диагностика голосового аппарата участников эксперимента с целью выявления у них тремоляции в голосе.

На третьем этапе (2020 г.) - обобщались полученные результаты в процессе экспериментальной работы, систематизировался теоретический и методический материал, разрабатывались методические рекомендации, адресованные студентам и преподавателям вокала; формулировались основные выводы.

Научная новизна исследования:

- теоретически обоснована эффективность применения междисциплинарного подхода в процессе вокальной подготовки педагога-музыканта;

- уточнено понятие «тремоляция» (один из распространенных дефектов голосового аппарата певца, характеризующийся излишним или недостаточным вибрато, когда величина его амплитуды выше или ниже (соответственно) 6-7 колебаний в секунду);

- выявлены и охарактеризованы основные причины возникновения голосовой тремоляции (отсутствие координации в работе голосовых связок и мышц пресса; недостаточно глубокое дыхание, отсутствие должного напряжения в зоне диафрагмы, смещение гортани вверх, а также ослабление тонуса мышц вокально-певческого аппарата; смещение глотки, отсутствие синхронности дыхательных импульсов и напряжения трубно-глоточной мышцы; чрезмерно сильное смещение вниз диафрагмы, что провоцирует выдох в основном за счёт сокращения нижней части живота и утрату гибкости дыхательного механизма; отсутствие естественного баланса

напряжённости и расслабленности соответствующих мышечных групп и др.);

10

- предложены способы устранения вокальной тремоляции (комплексы упражнений для тренировки техники вдоха, выдоха, осуществления координации звуковоспроизведения и дыхания и др.);

- определены педагогические условия, необходимые для устранения тремоляции в голосе у обучающихся в классе вокала (выявление дефектов голоса на ранних стадиях обучения; включение в репертуар произведений, предполагающих разные способы звуковедения; промежуточная оценка эффективности применяемой системы упражнений на звукоизвлечение, дыхание и др. на основе индивидуального подхода к каждому обучающемуся; корректировка методики постановки голоса обучающегося с учетом выявленного дефекта);

- разработана интегративная методика устранения тремоляции в процессе обучения пению на основе обобщения международной педагогической практики и научно-методических исследований, раскрывающих особенности российской и китайской вокальных академических школ.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что

разработаны теоретические основы устранения тремоляции в процессе

обучения пению будущих педагогов-музыкантов. Осуществлен

сравнительный анализ подходов к решению проблемы устранения голосовой

тремоляции, отраженной в трудах российских и китайских ученых, а также

многоаспектный анализ сущности, особенностей проявления, причин

возникновения и возможностей преодоления тремоляции в певческом

интонировании. Раскрыты особенности функционирования голосового

аппарата певца в контексте проблемы выявления дефектов голоса.

Предложены и теоретически обоснованы методы вокальной работы,

направленные на устранение тремоляции: метод упражнений (тренировка

техники вдоха и техники выдоха; упражнения на координацию

звуковоспроизведения и дыхания; упражнения, предполагающие различные

виды звуковедения); метод моделирования комплекса упражнений на

11

сознательное управление процессами вдоха и выдоха при академической манере пения; метод междисциплинарных взаимодействий; метод самоконтроля; метод показа (демонстрации); метод сравнения.

Практическая значимость исследования:

- разработанная автором интегративная методика устранения тремоляции в процессе обучения пению, а также методические рекомендации по устранению тремоляции в голосе обучающихся в классе вокала могут быть использованы преподавателями в учебных заведениях различного статуса, в том числе для разработки учебных программ и дидактических материалов по вокальным дисциплинам;

- сформулированные в диссертации теоретические положения могут быть использованы для дальнейших научных исследований проблем вокальной педагогики, а также исследований, связанных с устранением дефектов голосового аппарата.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью теоретических положений, их опорой на достижения современной педагогики и психологии, а также практическим подтверждением в процессе опытно-экспериментальной работы; проведением качественного и количественного анализа; применением математических методов обработки полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись

в процессе экспериментальной работы в Институте музыки Авиационного

университета (г. Наньчан, Китайская Народная Республика), в Институте

изящных искусств Московского педагогического государственного

университета; в выступлениях на научно-практических конференциях

различного уровня: международной научно-практической конференции

«Межкультурное взаимодействие в современном музыкально-

образовательном пространстве» (г. Москва, 2019 г., 2020 г.); межвузовской

научно-практической конференции «Актуальные проблемы музыкально-

педагогического образования» (г. Москва, 2019 г.); международной научно-

12

практической on-line конференции «Многоуровневая система непрерывного профессионального образования в социокультурной сфере» (г. Белгород, 2020 г.); международной научно-практической конференции «Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия» (г. Казань, 2020 г.), всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Инновационная музыкально-педагогическая деятельность в системе «ШКОЛА - СПО - ВУЗ» (г. Саранск, 2020 г.); на заседаниях кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования Московского педагогического государственного университета.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Вокальная подготовка будущих педагогов-музыкантов представляет собой целостную динамичную систему, которая базируется на научных основах вокальной педагогики и эмпирическом опыте управления нейрофизиологической природой голосообразования. Внедрение междисциплинарного подхода в вокально-исполнительскую подготовку будущих педагогов-музыкантов значительно повышает эффективность процесса обучения пению, так как позволяет значительно расширить границы профессиональных знаний обучающихся.

2. Тремоляция - один из распространенных дефектов голосового аппарата певца, характеризующийся излишним или недостаточным вибрато, когда величина его амплитуды выше или ниже (соответственно) 6-7 колебаний в секунду. Как правило, голосовая тремоляция появляется и наращивается по следующим причинам:

- подражание начинающих певцов некоторым вокалистам, что приводит к созданию неестественных голосовых колебаний;

- отсутствие координации в работе голосовых связок и мышц пресса;

- недостаточно глубокое дыхание, отсутствие должного напряжения в зоне диафрагмы, смещение гортани вверх, а также ослабление тонуса таких мышц, как шейные (отвечающие за движение гортани вниз), грудино-подъязычные, грудино-щитовидные, лопаточно-подъязычные;

- смещение глотки, отсутствие синхронности дыхательных импульсов и напряжения трубно-глоточной мышцы;

- чрезмерно сильное смещение вниз диафрагмы, что провоцирует выдох в основном за счёт сокращения нижней части живота и утрату гибкости дыхательного механизма;

- отсутствие естественного баланса напряжённости и расслабленности соответствующих мышечных групп (исполнитель слишком сильно активизирует одни мышцы, при этом чрезмерно расслабляя другие);

- излишнее напряжение частей тела, не имеющих отношения к извлечению звука, например, ноги и плечи, что в итоге оказывает прямое влияние на качество вокала.

Разработанные автором комплексы упражнений для тренировки техники вдоха, техники выдоха, упражнения на координацию звуковоспроизведения и дыхания, упражнения, предполагающие различные виды звуковедения, помогают добиваться положительных результатов в устранении тремоляции в голосе певца и могут использоваться для профилактики данного дефекта.

3. Эффективность процесса устранения тремоляции в голосе у обучающихся в классе вокала зависит от создания и реализации следующих педагогических условий: выявление дефектов голоса на ранних стадиях обучения; включение в репертуар произведений, предполагающих разные способы звуковедения; промежуточная оценка эффективности применяемой системы упражнений на звукоизвлечение, дыхание и др. на основе индивидуального подхода к каждому обучающемуся; корректировка методики постановки голоса обучающегося с учетом выявленного дефекта).

4. Интегративная методика устранения тремоляции в процессе обучения пению, основанная на междисциплинарном подходе к изучению проблемы тремоляции в трудах российских и китайских ученых и педагогов-практиков, позволяет эффективно решать данную проблему в музыкально-педагогической практике. Данная методика включает: обоснование причин

14

появления тремоляции в певческом звучании, обусловленных особенностями разучиваемого музыкального материала; овладение студентами знаниями о строении голосового аппарата, о сущности, причинах возникновения тремоляции и методах ее устранения, дыхании певца и пр.; комплекс вокальных упражнений, направленных на устранение тремоляции в вокальном интонировании посредством сознательного управления певческим аппаратом при вдохе и выдохе; технологию осуществления вдоха и выдоха с учетом разного характера их взаимодополнения; репертуар произведений, предполагающих разные способы звуковедения и др.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Основная часть

Глава 1. Теоретические основы устранения тремоляции в процессе обучения пению будущих педагогов-музыкантов

1.1. Междисциплинарный подход в процессе обучения пению будущих педагогов-музыкантов

Современная парадигма профессионального образования в высших учебных заведениях художественного направления выдвигает новые требования к его модернизации, обновлению содержания учебных программ как по музыкально-теоретическим, так и по музыкально-практическим дисциплинам. Сегодня проблема вокально-исполнительской подготовки педагога-музыканта является одной из актуальных в музыкальной педагогике Китая, России, и в мире в целом. Традиционная система вокально-исполнительской подготовки студентов музыкальных факультетов высших учебных заведений требует реализации такого методологического подхода, который бы мог обеспечить интеграцию знаний из различных областей наук в систему их профессиональной подготовки и был бы направлен на формирование исполнительского мастерства, овладение практическими знаниями, умениями и навыками на основе достижений современной науки.

В современных условиях будущий специалист должен самостоятельно и творчески решать профессиональные вопросы, уметь мыслить как настоящий музыкант, быть многогранной личностью, развитой не только в рамках своей профессии, но и в других областях искусства и науки. Поэтому, необходимо внедрять интегративные связи между профессиональными дисциплинами в высшей школе, что будет способствовать совершенствованию творческого художественного мышления студента, подтолкнет его к самостоятельности и вызовет желание поиска, направленного на самовыражение и собственное творчество.

Различные проявления интеграции в педагогике искусства высшей

школы всегда были в центре внимания исследователей. К изучению процесса

16

интеграции в системе образования обращались такие ученые, как Ван Гуанци, Н.В. Бордовская, С.Б. Игнатов, В.А. Игнатова, Д.В. Коновалов, Ли Женюэ, Ли Цзиньхуэй, Ли Хуанчжи, А.В. Маматов, М.И. Ситникова, Сяо Юмэй, О.М. Олексюк, И.М. Осмоловская, С.И. Тарасова, Чэнь Ган, Юй Рунян и др. Идея целостного познания искусства положена в основу теории синтеза искусств (М.С. Каган, В.П. Михалев, Л.Н. Столович и др.). Большой вклад в учение о психологии художественного восприятия внесли Б.Г. Ананьев, Ван Чичжао, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Хан Чжунлин, Чжао Сунгуан, Чжэн Маопин, П.М. Якобсон и др.

В эпоху интеграции концепция междисциплинарного слияния более не нова. Музыкальный менеджмент, история музыки, теория и методика музыкального образования, музыкальная терапия и др. - все это продукты междисциплинарности. По мнению Мао Юйян, например, интеграция антропологии в область музыки сыграла важную роль в обновлении традиционных музыкальных концепций. Музыкальная педагогика как междисциплинарный предмет интегрирована в дисциплинарные концепции антропологии, герменевтики и философии. При этом музыкальная антропология способствует трансформации философии музыкального образования. Таким образом, различные теоретические резервы обеспечивают основу для различных концепций и практик музыкального образования [160].

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Чжан Ин, 2021 год

- 95 с.

145. Штокхаузен, Ю. Вокальная школа. Учебное пособие /Ю. Штокхаузен. - Санкт- Петербург: Лань, 2018. - 172с.

146. Шушарджан, С.В. Психофизиологические и биофизические основы адаптогенно-восстановительных эффектов музыко-вокалотерапии: дис. ... д-ра мед. наук. - М., 1994. - 992 с.

147. Щербакова, А.И. Философия музыкального искусства и образования в подготовке современного педагога-музыканта: монография /А.И. Щербакова. - М.: ГРАФ-ПРЕСС, 2007. - 320 с.

148. Юссон, Р. Певческий голос. Исследование основных физиологических и акустических явлений певческого голоса /Р. Юссон. - М.: Музыка, 1974. - 262 с.

149. Юцевич Ю. Словарь музыкальных терминов. - 3-е изд. - К.: Музычна Украйина, 1988. - 263 с.

150. Юшманов, В. И. Вокальная техника и её парадоксы /В.И. Юшманов. 2-е изд. - СПб.: Изд-во «ДЕАН», 2002. - 128 с.

151. Юшманов, В. И. Певческий инструмент и вокальная техника оперных певцов: дис. ... д-ра искусствоведения. - СПб., 2004. - 262 с.

152. Явгильдина, З.М. Использование фольклора в музыкальном образовании: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 050601 (030700) - музыкальное образование /З.М. Явгильдина; Министерство образования и науки Рос. Федерации, Каз. гос. пед. ун-т. - Изд. 2-е, доп. - Казань: КГПУ, 2004. - 120 с.

153. Яковлева, А.С. Искусство пения: исследовательские очерки. Материалы. Статьи / А. С. Яковлева. М.: ИнформБюро, 2007. - 476 с.

154. Яковлева, A.C. Русская вокальная школа: исторический очерк развития от истоков до начала XX столетия: учебное пособие по курсу «История вокального искусства» /А.С. Яковлева. - М.: ИнформБюро, 2011. -127 с.

155. Яо, Вэй. Подготовка специалистов вокального искусства в системах высшего музыкального образования Китая и России: дис. ... канд. пед. наук. - Астрахань, 2015. - 196 с.

156. Ярославцева, Л.К. Зарубежные вокальные школы: учеб. пособие по курсу истории вокального искусства /Л.К. Ярославцева. - М.: ГМПИ, 1981. - 90 с.

157. г^ш, шш «ш%ШМШШШ,

2002 ^ 5 Л . (Ван Аньго. Интерпретация стандартов музыкальной программы. - Пекин: Издательство Пекинского педагогического университета, 2002. - 45 с.).

158. гшде.[л].,

2016(07): 165+184. (Ван Цзяншу. Прикладные исследования вокальной психологии в вокальном музыкальном образовании //Музыка времени и пространства. - 2016- №7. - С. 165-184).

159. [1].ФШ

Ш% ,2020(03): 13-19. (Ван Шикуй. Преподавание и практика вокального музыкального образования в колледжах и университетах с точки зрения современной культуры //Китайская музыка. - 2020. - №3. - С. 13-19).

160. Ш#.^1Рда№®#[1].2^Щ020(22):26-27. Гун Сяоси. Мысли о певческом дыхании //Искусство в деталях, 2020. - №22. - С. 26-27).

161. ^Ш.^#^ФЙ^ШШ^[Л].2^#М,2015(11):169 (Джин Руи. Исследование психологических факторов в преподавании вокальной музыки //Художественное образование. - 2015 - №11. - С.169).

162. тшя.[л].Ш%^

$ ,2015(17):95+102. (Джу Луан Шэн. Исследования по применению психологии в вокальном музыкальном образовании //Музыка времени и пространства. - 2015. - №17. - С. 95-102).

163. г«, ^шшш^шш-мшт,

2007 ^ 9 Л. (Инь Айцин. Введение в школьное музыкальное образование и методы преподавания. - Пекин: Народное музыкальное издательство, 2007. -106с.

164. ^тш.[л].

Ш ,2019(11): 184. (Ли Женюэ. Интеграция вокальной психологии в преподавание вокальной музыки в колледжах и университетах //Дом драмы. - 2019- №11. - С.184).

165. 2001 (Ли Сяоэр. Национальное вокальное искусство. - Х.: Хунаньское издательство литературы и искусства, 2001. - 124 с.)

166. шш. аштжттшт 1962. (Линь

Цзюньчин. Методология вокального исполнительства //Основы произношения в пении. - Шанхай: издательство «Музыка», 1962. - С. 85-90).

167. 2005 ^ 5 Л (Лонг Яджун. Искусство «музыкального сердца». - Х.: Хунаньское народное издательство, 2005. - 99 с.

168. {ШАШ^ШШЙ^ШЮ, 2020

^Ш 14 (Мао Юйян. Исследование взаимосвязи между музыкальной антропологией и музыкальным образованием» //Дом драмы. - 2020. - №14. -С. 137-138).

169.

2006 ^ 10 Л. (Се Цзясин, Ю Вен. Музыкальное образование и методы обучения. - Пекин: Издательство высшего образования, 2006. - 178с.).

170. ФИ^, 2005(03): 132-134. (Сон И. Новый взгляд на «певческое дыхание» //Китайская музыка, 2005. - №3. - С. 132-134).

171. шт^-тш-йзд&^&ДОШ.

2020(18):50-51. (Су Сянлин. О законе единства противоположностей между «расслаблением» и «напряжением» в вокальных выступлениях //Дом драмы, 2020. - №18. - С.50-51.

172. 2001. (Сюй Сяои. Вокальная педагогика. - Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2001. - 21с.).

173. ш.^мттшштжгтшшшш, 2016 (10) :92.

(Сян Сун. Методы вокальных упражнений, связанных с положением наружных мышц гортани //Дом драмы, 2016. - №10. - С.92).

174. ШЖ 2005 ^ 8 Л (У Юэюэ. Новая теория преподавания музыки. - Хунань: Издательство Дома литературы и искусства Хунань, 2005. - 156 с.).

175. штшшттлм].2001. (Фэн

Цзылин. Вокальные упражнения. - Пекин: Народное музыкальное издательство, 2001. - 67с.).

176. .^ШМ[М].^й: 2006. (Хань Сюньго. Курс обучения вокалу. - Ухань: Уханьский университет, 2006. - 78с.).

177. М ]. 2003. (Ху Сян. Вокально-педагогическое искусство. - Пекин: издательство ХуаЮэ, 2003. -С.167-168).

178. —

Ш ^ Ж , 2003(03): 73-76+82. (Чжоу Сяоинь. Поговорим о понимании расслабления во время пения //Вестник Центральной музыкальной консерватории, 2005. - №3. - С.132-134).

179. 2012(12): 16-18. (Чэнь Хунлин. Краткая беседа о дыхании при обучении вокальной музыке //Голос Желтой реки. - 2012. - №12. - С.16-18.

180. 2020(06):159-160. (Чэнь Чжижэнь. Строение и функции органов речи в контексте вокальной музыки //Современная музыка, 2020. - №6. - С.159-160).

181. ШШ, ШШЩША^ШМ

2006 (Ху Чжунган, Чжан Юган. Вокально-практический базовый курс. -Чунцин: Издательство Юго-Западный педагогический университет, 2006. -125с.).

182. 1993 ^ 9 Л. (Цао Ли. Музыкальное образование в общеобразовательных школах». -Шанхай: Шанхайское издательство «Образование», 1993. - 33с.).

183. 2000 ^ 12 Л (Цао Ли. Музыкальное образование. - Пекин: Столичный педагогический университет, 2000. - 87с.).

184.

1996 ^ 4 Л. (Цао Ли, Мяо Пейяна. Новая редакция теории преподавания музыки в средней школе. - Пекин: Издательство высшего образования, 1996.

- 111с.).

185.

, Айн^ШМ^, 2004 ^ 6 Л (Цзо Линлинг. Развитие музыкальных способностей: сочетание системы зарубежного музыкального образования и образовательной практики Китая. - Пекин: Народное музыкальное издательство, 2004 . - 89 с.).

186.

(Чжан Гэ. Анализ роли эстетики в пении // Дом драмы. - 2019. - №(7). - С.65).

187. Ш Ш ® . ЙЯ^Ё I ФЙЙД!^ [Л]. 2 # Щ 5^,2017(01): 178-179. (Чжан Руяо. Исследования по применению психологии в вокальном музыкальном образовании //Исследование искусства. - 2017. - №1.

- С. 178-179).

188. [Л]., 2012(17): 102-103. (Чжан Тейи, Ся Цзиньоу. Применение педагогической

психологии в преподавании вокальной музыки //Технологическое видение. -2017. - №(17). - С. 102-103).

189. 2004. (Чжао Чженьминь. Теория преподавания вокала. - Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2004. - 40 с.).

190. 2003 ^ 8 Л (Чень Юдан. Теория преподавания музыки. - Пекин: Издательство высшего образования, 2003. - 78 с.).

191. . (300 Ю 2006 . (Чю Гэ, Дан Хонь. Знания о вокале. - Хэнань: Искусство, 2006. - 67 с.).

192. ^М. [М]. 2002. (Ши Вэйчжэн. Основы вокала. - Пекин: Народное музыкальное издательство, 2002. - 66 е.).

193. 2005. (Ю Дуган. Эстетика вокального искусства. - Пекин: Народное музыкальное издательство, 2005. - С. 112-113).

194. .

2020(03):5-8 ; (Юй Рунян. Понимание междисциплинарных проблем в музыковедческих исследованиях //Музыкальные исследования. - 2014. - №3. - С. 5-8).

195. Ш^га. [М].±Ш:±ШШ%ШМ^.2007 (Ян Лиган. Вокальная педагогика. - Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 2007. - 56 с.).

Приложения

Весенние песни

Жизнь так прекрасна

iilppiBp ИиЛи-'^Ш

"f »;fi. ífc ii "I: ^ íji ^ i}à иJ »J »ф. 'iji ^

^ ¡fe "f ^ ^ ^ ^

Ласточка

№ № Ж Ш J ■ г Г Г г вНЁ W к ÍR £ г^ i Sf IS ж i..... I

Е ■ = I л .1 у у У———Э- pTj" f_ g

fo* ^ J *. J * N ..... bv'J fetfl i> pff) [И!

—ctü-*W,i. С-*-í

i"ь r 1 ■J г =3= -1

24

m г г Г г É Îî S - гУ г LTf Iii iiî # - «t t IS № rf-^ и — m >i Y, =4 i¿ --—r-

я ттп-J i f — J^fff- j y i / í -f— 1—t-

Майла

m= m вы Û Р-^НгЧ-hv— -»—LJ.:.-jjïg-- ше e - лйГ^ » j l«:^ не ее - Ы -Ц■- _ . f-

- ■ t—.....!..... IT* ri'i-i Aï ,->-1—........................ ill i i : . .. *...... m

и— гИ ff » J в —4......--I— -g--lj J 1 t^-i Щ it J íAi\ é r t---------------

Ж:'J 9 - да - я J.k_M- —W- 1—±Ь-r™--- пре - град, -в—-и—- -f™—lu---к— ï X ------------30 ___ —, -— . кры - ла

р i ! ! п-г-i—1- —Л - —í—^.-J-J-J—J-- —- .....- i ll ! 1 »f D D7 У м У Jtj 1 ф 1 il J« J». w W -=1 Gm« H---i----"i--=--

Lf h. =t i......V .........."" m 1 T 1 0.....* w § ij j

rf Т т - ты - е *--lit--. - i i---И ка - че - лн J--¡^—--г—1..... ' Л' «.....т « « ■ í j ■■ t.......% ■ ле - тят, ле -âk-^ - TflT,

! »Iii, 1---> tr It :: Т í j f D . -.-] ■■■■■—■■i 1 â'i'j A7 -!-:--;-i...................

г- й , ...-. ■...J.. - i * ....... » 3 ' ..........J......J r -------------¿H

rJ — ■ J ^ ч......... -R" -- ---_____ , ле - тят! « .....f...... ..«r ^ î- 1 PO-^ ^ J Кры - ла * f , j—1 jfe«

ад it I _— i — r ¿ ¿ ¿ ¿ é é D D7 ■.....— » — —..............i-— I^T"^ f f ------

1Г+Г' J i "i " * j J IJ

Приложение 7.

175

I* & й

^ ЯЛ

Ьеп(о (епегепя ШЭД* ¡бГСЙ МтШЙ

41 г^] 1 лз- рГ"—

■V * ¡п г - -1 Гру г Г

* Т ^ *-

1 Г—^ п Л А V ш- -м-

^—-- № т-—О— ГГ~Т| Л. Лш 0? г-п -Г гЛ "С-]•----1 •-^-

V и --- ■ 1 1 ---3 '' ' г

а

а - —----- Ж 1 А Я Й Г Г М ?Й р= и

Р --- ■>: - --. г к. * к. - —^-" . Г А

И 1

12

1

О?-3-^- К £ - *-->— 0»- ■ £ •— % *-4 3= Я #

(о ■' --*--а--1-- —*-- *— *— 5;

-1 н а

-¿-А- 3= и —=

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.