Педагогический потенциал песенного творчества В. С. Высоцкого (1938-1980) и реализация его в процессе воспитания нравственно-гражданской позиции современных школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Попов, Виктор Иванович

  • Попов, Виктор Иванович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2002, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 223
Попов, Виктор Иванович. Педагогический потенциал песенного творчества В. С. Высоцкого (1938-1980) и реализация его в процессе воспитания нравственно-гражданской позиции современных школьников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Екатеринбург. 2002. 223 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Попов, Виктор Иванович

Введение.

Глава 1. Песенное творчество В.Высоцкого в контексте отечественной культуры второй половины XX века

1.1. Историография и тематическая систематизация библиографических материалов о поэте.

1.2. Авторская песня и место в ней В.Высоцкого.

1.3. О злободневности и актуальности песен В.Высоцкого.

Выводы по 1-й главе.

Глава 2. Феномен В. Высоцкого как педагогическая проблема

2.1. Интерпретация понятий «педагогический потенциал», «нравственно-гражданская позиция» в научной литературе.

2.2. Амбивалентность песенного творчества В.Высоцкого.

2.3. В.Высоцкий - поэт-гражданин, учитель-дидакт.

Выводы по 2-й главе.

Глава 3. Пути реализации педагогического потенциала песенного творчества В. Высоцкого на внеклассных занятиях с подростками

3.1. Нравственно-гражданский аспект песенного творчества В.Высоцкого.

3.2. Принципы отбора песенного материала В.Высоцкого для внеклассных занятий с учащимися 8-11-х классов и способы его презентации.

3.3. Педагогическая модель освоения школьниками песенного творчества В.Высоцкого.

Выводы по 3-й главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогический потенциал песенного творчества В. С. Высоцкого (1938-1980) и реализация его в процессе воспитания нравственно-гражданской позиции современных школьников»

Актуальность исследования. Кризис в экономике, политике, нравственности, охвативший в начале 1990—х всё российское общество, заставил по-другому подходить к вопросам воспитания подрастающего поколения, искать новые нравственные и эстетические ориентиры. Современная социокультурная ситуация в России утратила существовавшие нормативные художественные ценности и, как следствие, выявилась острая потребность сферы образования в изменении содержания художественного образования, в новых материалах, необходимых для педагогических целей на новом этапе развития российского общества. Стали нужны новые имена выдающихся деятелей современности, деятелей культуры, искусства - для изучения и «для подражания» им. Требуются новые духовно-творческие личности, способные формировать в новых условиях активную нравственно-гражданскую позицию у молодого поколения, личности, которые недостаточно использовались или замалчивались десятки лет в практике советской системы образования и воспитания в нашей стране. Воспитание гражданственности, нравственности, патриотизма в реформированной России - сегодня актуальнейшая из задач.

Анализ педагогической литературы показывает, что ещё два тысячелетия назад, была сформулирована мысль о благотворном синтезе слова и музыки в педагогике, в процессе воспитания человека (Платон, Аристотель, Плутарх). Тезисы «вся история - для воспитания», «воспитание на примерах» можно отнести ко всей истории педагогики. Об этом - педагогические труды П.Ф.Лесгафта, К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского и многих других.

С позиций воспитания лучших черт характера человека, национальной гордости у молодежи, военно-патриотического воспитания необходимо актуализировать песенное творчество нашего современника Владимира

Семеновича Высоцкого (1938-1980), потому что герои его песен, баллад и их автор органично вписываются в педагогический процесс, так как воспитывают, как и всякая большая литература, те же необходимые человеку черты характера: честность, доброту, нравственность, смелость, настойчивость, целеустремленность, трудолюбие, гражданственность. В этом аспекте, насколько нам известно, песенное творчество В.Высоцкого в педагогической науке не рассматривалось.

Когда в 1960—1970-е годы В.Высоцкий сочинял и пел свои песни, играл в театре, снимался в кино, мало кто осознавал, что рядом живет и творит очень талантливый, нестандартный человек. В своем песенном творчестве В.Высоцкий охватил широкий спектр тем проблем, сохранивших свою актуальность и для нашего времени. Герои его песен - люди активной мысли, глубоко чувствующие и переживающие, готовые к эмпатийному отклику и активному действию. На фоне сопутствовавшей ему массовой песни, внедрявшейся в быт в те же 1960—1970-е годы с помощью радио, телевидения, грамзаписи, его баллады, песни резко отличались наличием серьезной мысли, вниманием к социальным проблемам. Они заставляли думать, смотреть на происходящее другими глазами, они воспитывали нас и 25, и 30 лет назад, но если эти произведения целенаправленно использовать в педагогике, они будут делать это и сегодня. Лучшие из песен В.Высоцкого, с точки зрения музыкальной, мелодической, оригинальны и ценны сами по себе, по содержанию они актуальны сейчас для каждого гражданина, потому что говорят нам о ценностях общечеловеческих, философски значимых при любом общественном строе. Соответственно, несут нравственный заряд, имеют педагогическую ценность. Многогранный педагогический потенциал песен и баллад В.Высоцкого - при условии его успешной реализации учителем -может способствовать воспитанию нравственно-гражданской позиции современных школьников, повернуть их умонастроения и чувства к гуманизму и патриотизму, вернуть этим понятиям их изначальный ценностный смысл.

Кроме того, если систематически слушать, анализировать его лучшие песни, сравнивать их с тем, что школьники, тинэйджеры слушают на своих магнитофонах, поют в своих компаниях под расстроенные гитары, то методом сопоставления, сравнения, анализом можно подвести их к пониманию особой ценности своеобразного песенного творчества Высоцкого, можно научить их отличать, «что такое хорошо и что такое плохо» в песенном жанре. А такая ценностная ориентация в жизни и в искусстве крайне важна для воспитания подрастающего человека.

Никита Высоцкий, сын Владимира Семеновича, ныне директор

Государственного культурного центра-музея (ГКЦМ) В.С.Высоцкого в

Москве, в интервью с ним, опубликованном в журнале «Вагант», сказал:

Все, что происходит сейчас, — в его песнях есть. Он не был гневным обличителем. У него была очень мощная позитивная энергия. И это не изменилось. Это — единственная реальная вещь, при помощи которой что-то можно сделать. Его энергия была не разрушительная: кого-то посадить, кого-то расстрелять, а этого уконтрапупить. Его поэзия позитивна, потому так дорога и близка людям». /23, 58/

Из всего вышесказаного обозначились противоречия:

• между социальной потребностью в новом, художественно полноценном материале для воспитания учащихся в системе дополнительного образования, а также на уроках литературы и музыки в школе и отсутствием теоретических разработок нравственно-гражданского аспекта педагогического потенциала песенного творчества В.Высоцкого;

• между востребованной современным обществом необходимостью целостного педагогического анализа его синкретического творчества и отсутствием методических рекомендаций, методической литературы, обеспечивающих успешную реализацию педагогического потенциала песенного творчества поэта в воспитании подрастающего поколения;

• между потребностью учителей музыки и литературы внести в программы песенное творчество В.Высоцкого и отсутствием достаточных знаний о его жизни и творчестве, психологической и методической неготовностью их работать с нестандартным материалом.

Эти противоречия определили проблему исследования: поиск и теоретико-методическое обоснование педагогического потенциала, обеспечивающего успешную реализацию нравственно-гражданского аспекта песенного творчества В.Высоцкого в общеобразовательной школе.

Актуализация его песенного творчества - социально-педагогическая, научно-методическая и практически ориентированная на воспитание нравственно-гражданской позиции современных школьников - требует осмысления, изучения. Анализ актуальности, противоречий и проблемы обусловили выбор темы исследования: «Педагогический потенциал песенного творчества В.Высоцкого и реализация его в процессе воспитания нравственно-гражданской позиции современных школьников».

Цель исследования: выявить, обосновать наличие педагогического потенциала в песенном творчестве В.Высоцкого и обеспечить его реализацию в воспитании нравственно-гражданской позиции учащихся 8-9-х, 10-11-х классов средней школы на внеклассных занятиях.

Объект исследования: образовательный процесс в системе дополнительного образования в средней школе на внеклассных занятиях художественно-эстетического цикла.

Предмет исследования: педагогический потенциал песенного творчества В.Высоцкого в воспитании нравственно—гражданской позиции современных школьников.

Гипотеза: реализация педагогического потенциала песенного творчества В.Высоцкого предполагает:

• выявление нравственно-гражданского аспекта его песенного творчества;

• раскрытие перед учащимися противоречивого характера песенного творчества и биографии В.Высоцкого в сопоставлении их с особенностями исторической эпохи, нравственно-гражданских противоречий общества, в котором творил поэт;

• учет особенностей адекватного восприятия песенных шедевров поэта-певца, в которых нередки автобиографические мотивы, понимание учащимися разных возрастных групп их текста и подтекста, то есть главного содержания, главной мысли автора;

• реализацию принципов линейности и концентризма в работе со школьниками, когда они изучают, переживают, познают песенное творчество В.Высоцкого в комплексном и системном изложении, встречаясь с ним на уроках и внеклассных мероприятиях (факультативах, клубах по интересам) в течение нескольких лет обучения неоднократно;

• разработку педагогической модели интерпретации его биографии и творчества для школьников разных возрастов, с учетом психологических доминант их развития, ведущих мотивов собственной жизни и деятельности подростков, с учетом их витагенного опыта для становления у школьников четкой нравственно-гражданской позиции свободной личности.

Предмет исследования и положения гипотезы выдвинули следующие задачи исследования:

1. Проанализировать песенное творчество В.Высоцкого в контексте биографии автора, нравственно-гражданских противоречий общества, в котором жил и творил поэт, для выявления особенностей содержания (злобо-дневность и актуальность, текст и подтекст) его песен с точки зрения нравственно-гражданской и художественно-эстетической направленности, дать примеры педагогического анализа и интерпретации его текстов.

2. Выявить возможности восприятия и понимания песен В.Высоцкого учащимися разных классов, разных возрастных групп с точки зрения ведущих мотивов их жизни и деятельности, витагенного опыта, а также возможности становления у подростков четкой нравственно—гражданской позиции свободной личности.

3. Разработать критерии отбора песенного материала В.Высоцкого для занятий с подростками, адаптировать биографический и творческий материал согласно педагогическим целям и задачам для создания педагогической модели, раскрывающей содержание уроков, принципы, методы, формы реализации педагогического потенциала творчества поэта на внеклассных занятиях с подростками в процессе воспитания их нравственно-гражданской позиции.

Теоретико-методологической основой исследования послужили: идеи зарубежных и отечественных учёных о воспитании растущего человека на достойных подражания примерах жизни и деятельности знаменитых, выдающихся людей (П.Ф.Лесгафт, К.Д. Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.); концепции личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию человека (Н.А.Алексеев, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.);философские концепции диалога культур, нравственно-мировоззренческих и художественно-эстетических ценностей (М.М.Бахтин, В.С.Библер, М.С.Каган); теории возрастной педагогики А.С.Белкина, его же теории актуализации и развития витагенного опыта учащихся; идеи представителей художественной педагогики о проектировании уроков искусства как художественно-педагогических произведений (А.Н.Малюков, Л.М.Предтеченская, Б.П.Юсов и др.); концепциях реализации разных моделей диалогического общения на уроках (А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, Л.П.Печко, Л.В .Школяр и др.); труды отечественных и зарубежных специалистов в области авторской песни и синкретического творчества В.Высоцкого, утверждающие аксиологическую значимость этого жанра для общественной жизни (Ю.А.Андреев, И.В.Бестужев-Лада, Н.А.Крымова, А.В.Кулагин, В.И.Новиков, К.Л.Рудницкий; Г.Д.Гачев (Болгария), П.Леонидов и Г.Свирский (Нью-Йорк, США), Х.Пфандль (Грац, Австрия).

Базой исследования служили общеобразовательные школы №№ 199, 208, школа-лицей № 155 г.Екатеринбурга.

Методы исследования.

Теоретические: анализ трудов зарубежных и отечественных педагогов; системный анализ научной, публицистической, мемуарной литературы о В.Высоцком; анализ его поэтико-музыкальных произведений по хронологии их появления и в контексте исторической обстановки их возникновения с 1960-го по 1980-й годы; творческая интерпретация текстов его песен.

Эмпирические: мониторинг аудитории - опрос, анкетирование детей и взрослых (студентов педагогического вуза, преподавателей, любителей и знатоков творчества В.Высоцкого) с последующим анализом ответов; проведение экспериментальных занятий по его творчеству с учащимися 8-9-х, 10-11-х классов на внеклассных мероприятиях по разработанным сценариям.

Исследование проблемы проводилось в три этапа.

1. 1990-1995 гг. — теоретико-поисковый: активный, целенаправленный поиск, изучение, систематизация литературы по творчеству В.Высоцкого и его песенного наследия; выбор направлений исследования и формулирование рабочей гипотезы.

2. 1995-1999 гг. — опытно-экспериментальный, на котором изучались путем наблюдения, анкетирования знания и отношение детской и взрослой аудитории к песням В.Высоцкого; апробировались в общеобразовательных школах авторские находки в области воздействия его песенного творчества на подростков; нарабатывались принципы отбора песенного материала и способы его презентации.

3. 1999-2002 гг. — итогово-аналитический: теоретическое осмысление полученных данных, их анализ, обобщение, выводы, рекомендации. Отрабатывались методические приемы работы с песенным и биографическим материалом В.Высоцкого в 8-9-х, 10-11-х классах общеобразовательной школы.

Научная новизна работы:

- осуществлен анализ песенного творчества В.Высоцкого в контексте отечественной культуры второй половины XX века, авторской песни; определено его место среди выдающихся отечественных бардов;

- выявлено уникальное своеобразие его песен - амбивалентность, а также универсализм их содержания: философская, нравственно-гражданская, сатирическая направленность проблематики; модернизированный синкретизм поэта-композитора-певца-гитариста-артиста; художественно-эстетическая ценность амбивалентности и синкретизма песенного творчества В.Высоцкого;

- охарактеризован педагогический потенциал его песенного творчества, выявлены возможности актуализации его в процессе воспитания нравственно-гражданской позиции школьников;

- разработаны критерии и показатели для отслеживания эффективности процесса воспитания нравственно-гражданской позиции у школьников на материале песенного творчества В.Высоцкого;

- создана педагогическая модель «Уроков Высоцкого» в школе, обеспечивающая целенаправленный отбор песен с ярко выраженной гражданской проблематикой, способствующая активной реализации педагогического потенциала его песенного творчества на основе принципов линейности и концентризма, разных видов диалогического общения по поводу многогранного искусства В.Высоцкого; педагогическая модель, создающая эмоционально насыщенную атмосферу занятий через реализацию в них принципа художественно-педагогической драматургии и др.

Теоретическая значимость исследования:

- уточнены и конкретизированы понятия «педагогический потенциал», «гражданственность», «нравственно-гражданская позиция» в контексте темы исследования;

- доказана актуальность авторской песни В.Высоцкого в сегодняшнем педагогическом процессе, показана возможность воспитания нравственно-гражданской позиции у современных школьников на материале его песенного творчества;

- научно обоснован методический аспект реализации педагогического потенциала песенного творчества В.Высоцкого в воспитании у современных школьников нравственно-гражданской позиции в единстве нравственного и эстетического, через переживание (чувство), понимание (рацио) и интерпретацию (истолковываю, сопоставляя с другой информацией, со своим витагенным опытом и т.д.).

Практическая значимость исследования:

- разработанная педагогическая модель изучения песенного творчества В.Высоцкого может быть использована школьными учителями в нравственно—гражданском и художественно-эстетическом воспитании учащихся средней школы;

- материалы диссертации могут быть использованы в работе со студентами педагогических вузов, на курсах повышения квалификации школьных учителей;

- данное исследование в дальнейшем может лечь в основу разработки учебных планов, методических пособий по теме «Авторская песня в общеобразовательной школе».

Апробация и внедрение научных результатов осуществлялись в 1995— 2002 годы на уроках в 8-9-х, 10-11-х классах общеобразовательных школ №№ 199, 208 и школы-лицея №155 г.Екатеринбурга. Отдельные положения диссертации были представлены автором в Уральском госпедуниверситете слушателям на трёх Всероссийских межвузовских научно-практических конференциях: «Музыкально-эстетическое образова—ние в социокультурном развитии личности» (25—26 февраля 1999, 23—24 декабря 1999, 29-31 марта 2001), по итогам которых были изданы тезисы докладов участников конференции.

О творчестве В.Высоцкого, Б.Окуджавы, А.Галича, других бардов, автором данной работы были проведены (с 1982 года по настоящее время) в разных детских и взрослых аудиториях (в школах, библиотеках, кинотеатрах, в учреждениях, на предприятиях, проектных институтах и др.) около 300 литературно-музыкальных бесед, телевизионных и радио-передач. Исследователем опубликованы о В.Высоцком в журналах, газетах свыше 90 материалов, а в 2000 году в Екатеринбурге вышло две книги: «Диалоги о Высоцком» (92 е., тир. 200 экз.), «Письма о Высоцком» (296 е., тир. 500 экз.).

На защиту выносятся:

1. Песенное творчество В.Высоцкого актуально и сегодня. Оно обладает значительным нереализованным педагогическим потенциалом, который необходимо использовать в воспитании школьников разных возрастов.

2. Песни, баллады В.Высоцкого - современный художественный национально яркий материал, имеющий аксиологическое, историко-культурное и педагогическое значение в воспитании нравственно-гражданской позиции современных школьников.

3. Эмоционально-экспрессивный, нравственно-гражданский, художественно-эстетический, аспекты песенного творчества В.Высоцкого - основа его педагогического воздействия в становлении гражданственности учащихся.

4. Реализуя педагогический потенциал песен Высоцкого, необходимо использовать для изучения его творчества старшеклассниками педагогическую модель как способ формирования их нравственно-гражданской позиции; «уроки Высоцкого» — есть художественно-педагогические произведения, включающие формы, методы и приемы, адекватные образно-эмоциональной природе искусства, специфике песенного творчества автора и возрасту учащихся.

5. Историографический обзор, тематическая систематизация, анализ библиографических, в том числе публицистических материалов о Высоцком доказали, что 1990-е годы стали временем становления науки -«высоцковедение».

Структура и объём диссертации. Диссертация (181 с.) состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и трех приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Попов, Виктор Иванович

Выводы по третьей главе

• Исследование проблемы педагогического потенциала песенного творчества В.Высоцкого обусловлено необходимостью теоретической и практической разработки данного вопроса с целью реализации его в процессе воспитания нравственно-гражданской позиции современных школьников.

• Результаты опытно-экспериментальной работы на протяжении нескольких лет показали, что знание песен В.Высоцкого, его творчества, его биографии сегодняшними старшеклассниками - в целом ничтожно. Но систематические литературно-музыкальные беседы с ними резко повышают интерес к этому большому художнику современности. Исследование показало, что с помощью песен, баллад В.Высоцкого можно решать в школе педагогические проблемы.

Песенное творчество В.Высоцкого - «учебник истории» (В.Высоцкий), энциклопедия жизни и хроника государства СССР не только периода с 1961 года по 1980-й год, когда творил этот художник, но практически всей истории Российского государства, мировой истории.

Один из главных принципов отбора песен, баллад В.Высоцкого для показа и для беседы со школьниками 5-х, 8-9-х, 10-х классов - возрастная доступность содержания, их проблематики, языка, поэтической формы. А также правильная трактовка учителем содержания песни, ее второго плана, то есть подлинного её содержания.

Способ презентации и репрезентации песенного материала Высоцкого -показ его песен в авторском исполнении, в авторском эмоциональном «озвучивании».

Песни В.Высоцкого - современный материал для интеллектуального, думающего слушателя. Если давать их ученикам одновременно в параллельном сравнении с теми «хитами сезона» (однодневками, вместо которых завтра появятся другие столь же «долговечные» «хиты»), которые заполонили собой эстраду, эфир, то воспитательный эффект от такого разоблачения «кумиров» эстрады очень заметен. Проверено на практике: школьники убеждаются, что песни могут быть умными. Результатом исследования и опытно-экспериментальной работы стала педагогическая модель освоения школьниками песенного творчества Владимира Высоцкого в аспекте воспитания нравственно-гражданской позиции.

ЗАКЛЮ ЧЕНИЕ

Проведенное нами теоретическое и опытно-экспериментальное исследование — «Педагогический потенциал песенного творчества В.С.Высоцкого (1938 - 1980) и реализация его в процессе воспитания нравственно—гражданской позиции современных школьников» - подтвердили актуальность и значимость поднимаемой проблемы, целесообразность выдвинутой гипотезы и позволили сделать следующие выводы.

I. Анализ научной литературы показал, что жизнь и синкретическое творчество В.Высоцкого надо рассматривать в контексте отечественной культуры второй половины XX века как историко-культурную энциклопедию жизни русского народа, обладающую значительным нереализованным педагогическим потенциалом. О синкретичности песенного творчества В.Высоцкого мы говорим здесь не в смысле архаическом этого понятия (характеризующего искусство первобытное, неразвитое, фольклорное), но в современном, модернизированном его понимании по отношению к его творчеству - как слитность, нерасчлененность, взаимопроникновение, взаимовлияние его составляющих: поэзии, музыки, аккомпанемента, голоса, артистизма исполнения. Такой «синтетический» подход к песням 6]Высоцкого, не разделяющий музыкальное, поэтическое, исполнительское начало в них и не разрушающий художественного единства эстетического мира барда, дает на уровне практическом возможность донести до учащихся песни В.Высоцкого целостно - и как литературный, и как музыкальный артефакт. Считаем, что этот синкретизм - одна из главных составляющих в характеристике творчества великого барда и дальнейшая разработка этого направления, нам представляется, перспективной.

II. Гражданственность, правдивость, проблемность, философская направленность, народность, злободневность и актуальность - вот квинтэссенция песенного творчества поэта, его огромного педагогического потенциала, нравственно-гражданского и художественно-эстетического воздействия его песен на школьников.

III. Опытно—экспериментальное исследование выявило, что знания у современных школьников о жизни и творчестве В.Высоцкого практически отсутствуют, что объясняет преобладание в анкетах о нем, в беседах ответов нейтрального и негативного характера.

Для определения уровня развития нравственно-гражданственной позиции школьников были сформулированы трехуровневые характеристики, критерии, показатели (вербальные и в баллах) восприятия школьниками песен, баллад В.Высоцкого.

1-й критерий: эмоционально-художественное восприятие;

2-й критерий: понимание школьниками (старшеклассниками) нравственно-гражданской позиции, выраженной в произведении В.Высоцкого;

3-й критерий: творческий, т.е. умеют ли ученики использовать в своем витагенном опыте знания, полученные от прослушивания баллад, песен поэта-певца - от «Уроков Высоцкого". Каждый из критериев в свою очередь подразделяется на три уровня: высокий (4-5 баллов), средний (3 балла), низкий (1-2 балла). В свою очередь, для каждого уровня развития сформулированы вербальные характеристики.

После нескольких музыкально-поэтических бесед о В.Высоцком интерес у детей к нему резко возрастает, появляется желание продолжать знакомство с его творчеством, слушать его песни, читать о нём. Отчетливо прослеживается положительная динамика нравственно-гражданского развития школьников. Концептуально: педагогический потенциал песенного творчества Владимира Высоцкого может быть реализован в процессе воспитания нравственно-гражданской позиции школьников, т.к. многие его песни, баллады - это нравственный урок человека, делающего в некой нестандартной, пограничной (маргинальной) ситуации тот или иной выбор, решающий его судьбу или судьбу окружающих его людей.

IV. В процессе исследования проблемы, теоретического осмысления результатов и многолетней проверки наших положений на практике в общении со школьниками нами была сформулирована педагогическая модель, которую мы назвали «Уроки Высоцкого». В основе ее - следующие принципы реализации педагогического потенциала песен В.Высоцкого. 1 .Целенаправленный отбор песенных текстов с ярко выраженной гражданской направленностью.

2.0тбор произведений по возрастному признаку учетом психолого— педагогической доминанты развития подростков.

3.Анализ поэтической, музыкальной и исполнительской составляющих песен В.Высоцкого с обязательным выявлением подтекста.

4. Презентация и репрезентация песен В.Высоцкого в авторском (актерском) исполнении.

5. Аксиологический принцип анализа художественно-выразительных средств в песнях В.Высоцкого.

6. Интерактивность, диалогичность «Уроков Высоцкого»: автор - учитель — ученики, автор - его герои — слушатели и т. д. V

7. Гибкость, вариативность нравственно-эмоциональных установок (учителя) на восприятие песен, баллад, позволяющих раскрыть многозначность их интерпретации.

8. Построение «Уроков Высоцкого» на основе их эмоционально-образной драматургии.

9. Взаимодействие линейности и концентризма в изучении учениками творчества поэта-певца.

10. Мониторинг педагогической результативности «Уроков Высоцкого» на основе разработанных приемов и критериев сформированности нравственно-гражданской позиции школьников.

Внедрение разработанной педагогической модели, направленной на успешную реализацию педагогического потенциала песенного творчества В.Высоцкого, подтвердило её целесообразность и эффективность: появился интерес к биографии и творчеству поэта-композитора-актёра, углубилось понимание его песенного творчества, возникло эмоционально-положительное отношение к нему.

V. Имя В.Высоцкого может и должно быть включено в программы по литературе и музыке в средней школе, а его песенное творчество, как фактор их нравственно-гражданского и художественно-эстетического развития, должно быть освоено подростками.

Данное исследование нам представляется инновационным, поскольку в таком аспекте песенное творчество Высоцкого ранее практически не рассматривалось. В разных разделах диссертации мы даем (в подтверждение тех или иных положений) анализ, свои трактовки некоторых его песен - примеры интерпретации текстов, подтекста в контексте эпохи, в которую творил В.Высоцкий. Всё это вполне может использовать учитель, ведущий со школьниками беседу о его творчестве. Следующим этапом исследований должны стать разработки: экспериментальной программы спецкурса для общеобразовательной школы «Жизнь и творчество Владимира Высоцкого»; варианта методического пособия под названием «Авторская песня в школе»; учебных планов для факультативного изучения творчества В.Высоцкого в педагогических вузах.

Необходимо продолжать осмысление потенциала всего творчества В.Высоцкого с точки зрения педагогической проблематики. Особого внимания, по нашему мнению, требует многостороннее синкретическое творчество Владимира Высоцкого со стороны музыковедов, философов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Попов, Виктор Иванович, 2002 год

1. Авторская песня. Книга для ученика и учителя. /Критика и комментарии. Темы и развернутые планы сочинений. Материалы для подготовки к уроку. /Сост. и автор статей В.Новиков. М.: ACT Олимп, 1997. —С. 510. /Школа классики/.

2. Авторская песня на уроках музыки у старшеклассников: Методическая разработка/ Сост. Тагильцева Н.Г., Юхнович В.О. Екатеринбург, Урал, гос.пед. ун-т, 2000 - 79 с.

3. Агранович Е. «Я в весеннем саду пил берёзовый сок.»// Вагант Москва, - М.: Книжный магазин «Москва», 1998. - №4-5-6. - С. 95.

4. Аламдарова Э.Н. и др. (гр. составителей). Хрестоматия по литературе для средней школы, 10—11 классы.-Астрахань: Изд-во Астраханского педагогич. ин-та, 1994.-С. 388-391, 397^00.

5. Алешин А.Н. Он нужен им не менее, чем нам/ Нужен ли Высоцкий в общеобразовательной школе?// Мир Высоцкого: Исслед. и материалы. ВыпЛП. Т.1./ Сост. А.Е.Крылов и В.Ф.Щербакова. М.: ГКЦМ В.С.Высоцкого, 1999. - С. 423-426.

6. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети.-М.: Просвещение, 1984.

7. Аркан И.И. Возвращение к литературе /Уроки в V-XI классах /Планирование-конспект //Литература в школе. М., 1999. - №6. - С. 70.

8. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки.-М.: Просвещение, 1984.

9. Бахтин М.М. К философии поступка// Философия и социология науки и техники/Ежегодник.-М.: Наука, 1986.

10. Ю.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- М. 1978.

11. Бедерова Ю. Про Высоцкого большими буквами// Русский телеграф. — 1998.-24 января.- №10.- СЛ.

12. Белкин А.С. и др. Основы педагогических технологий/ Краткий толковый словарь — Свердловск,1995.

13. З.Белкин А.С. Возрастная педагогика Свердловск, 1999.

14. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи. Автореф. Дисс. Д-ра пед. наук. Ставрополь, 1997.

15. Блинов Ю. Доминанты поэтики экзистенциализма у В.Высоцкого/ Фрагменты диссертации// Мир Высоцкого, вып. П. С. 267-277.

16. Блонский П.П. Гражданское или человеческое воспитание? // Свободное воспитание и свободная школа.-М.,1998.

17. Богданова О.С. и др. Нравственное воспитание старшеклассников. -М.: Просвещение, 1988.

18. Васильев Н.И. Педагогические условия формирования и развития гражданских качеств старшеклассников: Автореф. Дисс. .канд. пед. наук — Якутск, 1995.

19. Визбор Ю. Я сердце оставил в Синих горах. М.: Физкультура и спорт, 1986.- С. 97.

20. Владимир Высоцкий: «Ценю в человеке творца»// Комсомолец Татарии-Казань-1977 16 октября. - № 125.

21. Владимир Высоцкий. Человек. Поэт. Актер/ Сост.Ю.А.Андреев и И.Н.Богуславский /Вступ. ст. Ю.А.Андреева.-М.: Прогресс, 1989 С.115, 125, 127, 131, 132.

22. Владимир Семенович Высоцкий. Что? Где? Когда? Библиографический справочник/ Автор-составитель А.С.Эпштейн.-Харьков, 1992 С.392-393.

23. Высоцкий В. Монологи // Цит. по: Аврора.-Л., 1990.-№1.-С. 143-144.

24. Высоцкий Владимир. Свой остров. — М.: Изд. Прометей, МГПИ им.Ленина, 1990. — С. 65-68.

25. Гаевский В. Последняя роль// Высоцкий на Таганке: Сборн. Статей/ Сост. С.Никулин. —М.: В/О «Союзтеатр» СТД СССР, Главная редакция театральной литературы. 1989. —С. 89.

26. Газман О.С. Общественное гражданское воспитание: Взгляд в будущее// Советская педагогика-1990-№ 7.-С. 38-44.

27. Гачев Г.Д. Музыка и световая цивилизация. -М.: Вузовская книга, 1999200 с. (Библиотечка Гачева Г.Д.)

28. Гаязов А.С. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе: Автореф. дисс. .докт. пед. наук—Бирск, 1996.-26 с.

29. Глинчиков B.C. Феномен авторской песни в школьном изучении: А.Галич, В.Высоцкий, А.Башлачев: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.-Самара, 1997.-18 с.

30. Давыдов С.Д. Формирование эстетических оценок младших школьников под воздействием искусства (на литературном и музыкальном материале гражданской направленности): Автореф. дисс. . канд. пед. наук-М., 1991.-16 с.

31. Дедковская Е.Г. Авторская песня в нравственно-эстетическом воспитании учащихся.-Минск, БГУ, 1998. Мозырский гос. пед. институт// Материалы науч. практич. конференции «Личность и музыка», 1-3 октября 1998, Минск: БГУ, 1998.

32. Демин В. Поэт опасной зоны // Филмови Новини (Новости кино). София, 1982- №1. - С. 10-11. Перев. с болгарского.34Дзиган Е. Как же появилась эта картина? // Искусство кино.~1970.- №5 — С. 100-106.

33. Дробот В.Н. Совершенствование изучения биографии писателя во взаимосвязи с его творчеством: Автореф. дисс. .канд. пед. наук.-М.: МГИМО, 1984.- 16 с.

34. Дробот В.Н. Изучение биографии пиателя в школе: Пособие для учителя.-Киев: Радянська школа, 1988.- 192 с.

35. Дубов С.Е. Из дипломной работы/ Изучаем авторскую песню и песни Высоцкого в 5-х, 8-х. 11-х классах школы// Там же. С. 461-470.

36. Евгений Евтушенко: «Гражданственность талант нелегкий.»// Книжное обозрение - М.,1983. - 15 июля. - С. 15-16. /Беседа с Е.Евтушенко. Без автора./

37. Евтюгина А. Читайте простонародные сказки/ К проблеме идиостиля// Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Выпуск II / Сост. А.Е.Крылов и В.Ф.Щербакова.-М.: ГКЦМ В.С.Высоцкого, 1998.-С.244-257.

38. Ильин B.C. Формирование личности школьника: Целостный подход—М., 1984.- 184 с.

39. Ильин М.В., Коваль Б.И. Две стороны одной медали: гражданское общество и государство// Полис.- 1992. № 1-2.- С. 193-201.

40. Кабалевский Д,Б. Прекрасное пробуждает доброе.-М.,1973.-С.47.

41. Каманкина М.В. Самодеятельная авторская песня 50-70-х годов/

42. К проблеме типологии и эволюции жанра// Мир Высоцкого. Исследования и материалы. Вып.П.- М., 1998.- С. 258-266.

43. Канашкин В. Народная мысль и современность // В кн.: На пути к себе: Народная мысль и движение времени. Краснодар: Кн. Изд-во, 1985. -С.111-238.

44. Эту же статью, как главу, автор воспроизвел и в другой своей книге: Канашкин В. Ив помыслах и в чувствах / Пути и перепутья народной мысли.-М.: Сов. Россия, 1992.- С. 155-480.

45. Капралов Г. Опасное скольжение // Правда. 1970. — 13 февраля.

46. Карапетян Д. Высоцкий и Махно два иноходца// Совершенно секретно. -2001.-№7.-с. 26.

47. Карякин Ю. О песнях Владимира Высоцкого //Литературное обозрение. —М., 1981.—№7.—С.94-99.

48. Кива А. Национальная идея -обруч России// Ориентир.-М., 199б.-№ 12.

49. Коган Jl. Песни Владимира Высоцкого.// Молодой коммунист. 1986. - №6.-С. 72-79.

50. Коган Л. Еще раз о Высоцком// Там же. 1987.-№ 6.- С. 97-98.

51. Козлов А.А. Социальная динамика формирования гражданских и патриотических позиций молодежи в современном российском обществе: Автореф. дис. д-ра соц. наук.- СПб, 2001.- 32 с.

52. Коменский Я.А. Великая дидактика// Цит. по: Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики-М.: Просвещение, 1971-С. 20.

53. Кончина поэта и актера: фрагменты из выступлений Р.Быкова, Ю.Любимова, В.Меньшова и др.// Цит. по: Аврора- Л., 1990.-№ 6-С. 123-125. 144-145.

54. Корек Н.Н. Изучение биографи писателя в седьмом классе средней школы.-М., 1953.

55. Коркмасов М.М. Личность имама Шамиля как фактор воспитания дагестанских школьников//Автореф. дисс. .канд. пед. наук-Махачкала: Дагестанский гос. унт., 1999.-21 с.

56. Коркина Е.В. Уроки литературы/ Из опыта школьного учителя литературы: Высоцкий на уроке// Там же. С. 427-442.

57. Крымова Н. «Я путешествую и возвращаюсь.»// Советская эстрада и цирк.-М., 1968 № 1- С. 263-264. - Цит. по кн.: Эстрада без парада/ Сост. Т.П.Баженова. - М.: Искусство, 1991.-С. 263—264.

58. Крымова Н. О Высоцком //Аврора. —Л., 1981. —№ 8. С. 98—99.

59. Крымова Н. О поэзии Владимира Высоцкого/ Послесловие// В кн.: Высоцкий Владимир. Избранное М.: Молодая гвардия, 1984. - С. 483, 484.

60. Крысяк В. Воспитание гражданственности как интегрального качества личности учащихся средних учебных заведений Польши: Автореф. дис. д-ра пед. наук.-М., 1999.

61. Кузнецов Ф. Мир, время и ты. М.: Молодая гвардия, 1984 - С. 214, 215, 216, 224.

62. Кулагин А. Поэзия В.С.Высоцкого. Творческая эволюция. —М.: Изд. Книжный магазин «Москва», 1997.-С. 80-98. (Библиотека журнала «Вагант-Москва». Выпуски 193-198).

63. Куняев С. «От великого до смешного.»// Литературная газета. 1982.- 9 июня.

64. Перепечатана также в кн.: Собеседник / Лит.-критич. ежегодник. Вып.4.- М.: Современник, 1983.-С.142-149.

65. А также в двух изданиях кн.: Куняев С. Огонь, мерцающий в сосуде. М.: Современник, 1986, 1989.

66. Куняев С. Что тебе поют?// Наш современник.- М., 1984.- №7. -С.171-182.

67. Лавлинский Л. Без микрофона // Литературное обозрение. М., 1982-№7 — С.53.

68. Лихачев Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания-М., 1999.

69. Лихачев Д.С. О национальном характере русских// Вопросы философии, 1990.-№4.-С. 3-6.

70. Лосев А.Ф. Русская философия// В кн.: Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура.-М.: Издат. политич. лит-ры, 1991.-213, 214.

71. Львов А. Хрипота простуженного мираЛ Новая газета Нью-Йорк, 1982.- 27 ноября 3 декабря. - С. 13. (На русском яз.)

72. Макаренко А.С. О воспитании.-М.: Политиздат, 1988 С. 256.

73. Макарова Б.А. В контексте школьной программы/ Из опыта преподавания литературы в старших классах/ О Высоцком ученикам 9-х, 10-х, 11-х классов// Мир Высоцкого. Вып Ш - Т.1. - С. 443-460, 444, 445.

74. Маранцман. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников: Методическое пособие.— 1974 — 176 с.

75. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения в соотношении с читательским восприятием школьников. Дисс. .докт. пед.наук —М., 1980.

76. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т.37. - С. 36.

77. МетрОполь: Литературный альманах/ Составители: В.Аксенов, А.Битов, В.Ерофеев, Ф.Искандер, Е.Попов. М.: Текст, 1991- С. 155 - 178.

78. Мещерякова Н.Я., Гришин Л.Я. Формирование активной гражданской позиции учащихся на уроках литературы в 4-7-х классах: Книга для учителя-М.: Просвещение, 1987 160.

79. Моргулис Михаил, «.сегодня не так, как вчера!» или Скоморох утирает слезы // Русская мысль Париж, 1979. - 4 октября. Цит. по: Вагант.- М., 1995.-№2-3.-С. 15.

80. Набоков Владимир. Лекции по русской литературе /Пер. с англ.; М.: Издат. Независимая газета, 1999.-С.326. (Серия «Литературоведение»).-С.69.

81. Османкина Т.Н. Формирование нравственности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы: Автореф. Дис. .какнд. Пед. наук — Оренбург, 2000.- 18 С.

82. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений/ С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова.-М.: Издат. центр «Академия», 1999. 512 с.

83. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.-М.Просвещение, 1971.-С.115, 532.

84. Попов В. Песенные «айсберги» Владимира Высоцкого/ Рецензия на серию дисков «На концертах Владимира Высоцкого»// Музыкальная жизнь 1993.-№3.- С.23.

85. Попов В. Соль поэзии: «Сумасшедшинка из пузырька поэзии» //Областная газета Екатеринбург, 1998 - 23 января.

86. Попов В. Семен Фарада: «Высоцкий на сцене работал блистательно» //Областная газета. Екатеринбург, —1999. —3 сентября. /Интервью с артистом Театра на Таганке./

87. Попов В. Письма о Высоцком. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2000.- С. 37, 39, 265.

88. Попов И., Костенко-Попова О. С умными песнями у поп-звезд проблемы //АиФ.- 1998.-№5.-С.19.

89. Савченко Б.А. Авторская песня. -М.: Знание, 1987 С. 31.

90. Саламатова Т.А. Актуализация творческого потенциала личности в процессе изучения педагогических дисциплин// Дисс. . канд. пед. наук-Екатеринбург, 1999-С. 5-6.

91. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Под ред. В.А.Сластенина М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 336 с.

92. Семенов В.Д. Социальная педагогика: История и современность.-Екатеринбург, 1993- 128 с.

93. Смехов В. Мои товарищи артисты: Владимир Высоцкий и др. («Рядовой день Владимира Высоцкого.»// Аврора.-Л., 1980. -№5 - С. 91-93.

94. Соколова И.А. Авторская песня: определения и термины// Мир Высоцкого: Ислед. и материалы. Вып. IV / Сост. А.Е.Крылов и В.Ф.Щербакова. М.: ГКЦМ В.С.Высоцкого, 2000. - С. 429-449.

95. Соломатин В. Некрасов и Карякин // Литературная Россия 1968.- 7 ноября.

96. Соловьев-Седой В. Модно — не значит современно //Советская Россия. -1968.-15 ноября.

97. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов — М.: Изд. «Совершенство», 1998. 368 с.

98. Столярова К. Люблю эту землю/ Беседа с Олегом Табаковым// Студенческий меридиан.-1986.-№ 2.- С.39-40.

99. Субботина Т. Сборники школьных сочинений различных издательств- о Высоцком// Мир Высоцкого. Вып. I 1997 - С. 445^49.

100. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина М.: Молодая гвардия, 1971.-С.172, 197.

101. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Минск: Народная асвета, 1981.-С. 236.

102. Сухорученко Г. «Дождевые кольца» на эстрадных лужах.// Дон. -Ростов-на-Дону, 1985-№ 10- С. 154.

103. Сыроватко JI.B. Реализация педагогического потенциала романа Ф.М.Достоевского «Подросток» на уроках литературы в старших классах: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М, 1997.-23 с.

104. Титова Е.Н. Формирование гражданственности студентов высших учебных заведений в учебном процессе технического вуза: Автореф. дис. .канд. пед. наук.- Тула, 2000 21 с.

105. Тодоров Г. Высоцкий волшебник по оперативности.// Младеж. -София, 1987.- № 3- С. 47. Перев. с болгарского.

106. Толстых Валентин. В зеркале творчества. Владимир Высоцкий как явление культуры// Вопросы философии 1986 - № 1- С. 112-124.

107. То же// Смена.- 1986.- № 19.- С. 24-28.

108. Толстых В. Возвращаясь к теме Владимира Высоцкого/ диалог с читателем// Вопросы философии. 1988. - № 6. - С. 60.

109. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании// Избр. пед. соч. М., 1945.- С. 106-146.

110. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении// Та же.-С. 87- 105.

111. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.-С. 387.

112. Фокеева Н.П., Демченко А.А. Изучение Н.Г.Чернышевского в школе. Проблемы идейно-нравственного и эстетического воспитания школьников: Методическое пособие.- Саратов: Изд Саратовского ун-та, 1978 80 с.

113. Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. Киев: Радянська школа, 1989. - С.92, 93, 314.

114. Чепоров Э. 1342 страницы Владимира Высоцкого// Литературная газета, 1989 18 января - С.

115. Шевчук Г. Высокое одиночество Высоцкого, или Недопопонимание-- Белгород: Геликон 1993.- С.61-62, 65

116. Шилина О.Ю. Нравственно-психологический портрет эпохи в творчестве В.Высоцкого// Мир Высоцкого: Исследования и материалы. Вып. II.-М.: ГКЦМ В.С.Высоцкого, 1998.-С. 81.

117. Шилина О. Психологизм поэзии В.Высоцкого.// Вагант/ Приложение. -М., 1992.-С. 6, 9.

118. Шнеерсон М. Цена посмертного признания // Посев.- ФРГ, Франкфурт, 1987.- №6.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.