Пейзажи Н. Н. Дубовского 1880 - 1990 годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Цыганкова, Елена Николаевна

  • Цыганкова, Елена Николаевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1998, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 407
Цыганкова, Елена Николаевна. Пейзажи Н. Н. Дубовского 1880 - 1990 годов: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Санкт-Петербург. 1998. 407 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Цыганкова, Елена Николаевна

1. Введение.3

2. Глава 1.

Начало пути. 1879-1886.19

3. Глава 2.

Творческая зрелость художника. 1890-е годы.41

4. Глава 3.

Последние годы творчества. 1900-ые гг.64

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пейзажи Н. Н. Дубовского 1880 - 1990 годов»

Конец XIX - начало XX века - сложное и противоречивое время в истории искусства. Пестра и многоцветна его художественная палитра. В плеяде русских художников- пейзажистов творчество Николая Никаноро-вича Дубовского (1859 - 1918), тонкого лирика, влюбленного в природу, занимает значительное место. Им создано около 500 картин и более 1000 этюдов. Н.Н.Дубовской стал своеобразной связующей нитью между художниками-передвижниками старшего и младшего поколении. Пейзажные работы мастера - во времени. Его творчество представляло собой сложно -разветвленную образную и живописную систему, пластически подвижную и стилистически видоизменяемую, включающую разные тенденции, характерные для развития русской живописи конца XIX - начала XX века.

В "живописи поэта Дубовского"1 ощутимы романтические реминисценции, которые устойчиво проявлялись в течение многих лет, а также импрессионистические импровизации, занимавшие художника, в основном, в 1900-е годы.

Пейзажи Н.Н.Дубовского полифонически эмоциональны, многообразны по колориту и композиционной логике построения, разнохарактерны по манере исполнения. Это и "Зима" (1884, ГТГ), которой он дебютировал на XII художественной выставке Товарищества передвижников2 и заслужил высокую оценку общественности, критики; картина захватывала зрителей "полнотой поэтического настроения и необычайной правдивостью изображения, гармоничностью красок"3; "Мишкина балка" (1885, Новочеркасский музей истории донского казачества) с ее тоновой орке

1 Бенуа А.Н. История живописи в XIX веке. Русская живопись. - Спб.: Знание. 1901, с.221.

2 На протяжении более 30 лет он оставался непременным участником всех выставок этого объединения. Н.Н.Дубовской экспонировал свыше 500 произведений.

3 «Нива», 1911, №10, с.192. стровкой монолитного изумрудно-синего цвета, "удивительная по совершенству"1 марина "На Волге" (1892, ГТГ), монументально-эпические полотна "Притихло" (1890, ГРМ, варианты-повторения в др. музеях) и "Родина" (1905, Омский государственный музей изобразительных искусств). Для Дубовского период с 1884 по 1890 год явился временем созревания его таланта, сложения своеобразных особенностей его творчества.

В 90-е годы к Н.Н.Дубовскому приходит официальное признание. В 1898 голу Академия художеств "за известность на художественном поприще, признает и почитает"2 Николая Никаноровича Дубовского и присваивает ему звание академика пейзажной живописи, а в 1900 г. он был избран в действительные члены Академии художеств. К этому же времени относится и приглашение художника участвовать на выставках в Мюнхене, где он экспонирует свои произведения ежегодно. Там в 1913 г. на Х1-ой Международной художественной выставке за пейзаж "Перед грозой" ему была присуждена золотая медаль 2-ой степени. В Париже успех картин художника, его искусства был отмечен двумя медалями Всемирной выставки.

С 1908 г. он состоит членом Совета Академии Художеств.

После смерти пейзажиста А.А.Киселева, в 1911 г, Дубовского назначают профессором-руководителем пейзажной мастерской. Как преподаватель, по заявлению художников-членов общества Куинджи, он "внес новую струю в преподавание пейзажной живописи и благодаря своему таланту и чутью помог найти себя и приобрести необходимые технические знания, чем и заслужил всеобщую любовь мастерской и благодарную память у лиц ее окончивших под его наблюдением."3

1 Цит. по: Зименко В.М. Н.Н.Дубовской. -М.-Л.: Искусство, 1949, с. 19.

2 Постановление Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств от 25 марта 1898 года. Архив Новочеркасского музея истории донского казачества, док. № 1143.

3 Цит. по: Матвеев А. Выставка произведений художника-академика Н.Н.Дубовского. ГРМ. Каталог. -Л. 1938, с. 6.

Творческую активность, занятия педагогикой Н.Н.Дубовской сочетал с большой общественно-организаторской деятельностью. Став членом Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) в 1886 году, Николай Никанорович с 1899 года принимает и долгие годы удерживает "руль управления" организацией, помогая "делать своей эпохи дело".

В начале 1890-х годов в ТПХВ намечаются глубокие внутренние противоречия, все более расшатывавшие изнутри первоначально столь монолитное содружество, сильное общностью своей эстетической платформы. В литературе уже многократно отмечалось, что главные причины этого процесса коренились в новой исторической ситуации, сложившейся в России к концу XIX века и выдвинувшей перед самыми разными формами духовной деятельности проблемы, существенно отличавшиеся от тех, которые приходилось решать передвижническому искусству. Дубовской, наряду с теми, кто нес знамя передвижничества - Касаткиным, Ярошенко, был чуток к настроениям, царившим в обществе и художественной среде той поры. Он ясно понимал, что "идеи передвижничества изживаются, и Товарищество должно было уступить место новым лозунгам,"1 он верит, Товарищество выживет, если даст "возможность существованию в его рядах новым искренним течениям."2

В.Н.Бакшеев в своих воспоминаниях писал о Н.Н.Дубовском: "Он был душой нашего объединения. Его непоколебимая верность идеям и традициям передвижничества примиряла различные суждения мастеров и молодых художников. Пожалуй, после Крамского Дубовской единственный, который вызывал у своих товарищей такое единодушие и симпатию."3

1 Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. -Д.: Художник РСФСР, 1980, с. 57.

2 Там же, с. 57.

3 Бакшеев В.Н. Воспоминания. -М., 1963. с. 78.

Итак, Н.Н.Дубовской получил признание в России и европейскую известность. Его творческие достижения отмечены многими регалиями. Один из руководителей Товарищества передвижных художественных выставок в предреволюционные годы, пронесшим его демократические идеалы до конца своей жизни.

Трудно объяснить, почему пейзажное наследие Н.Н.Дубовского не только не изучено в значительной своей части, но до сих пор еще мало известно, а существующая немногочисленная литература о нем стала библиографической редкостью.

В отличие от современников и единомышленников живописцев И.Е.Репина, И.И.Левитана, Н.А.Ярошенко деятельность которых получила достаточно полное освещение в искусствоведческой литературе, творчество Дубовского не привлекало к себе еще пристального внимания историков искусства. О нем не написано ни одной фундаментальной монографии. Да и в русской дореволюционной литературе о творчестве художника можно найти немногое. Это, в основном, лишь реплики или краткие высказывания по поводу его работ. В рецензиях критиков той поры оценка его искусства давалась очень бегло и односторонне, в основном, в связи с участием художника в выставках. Из написанного, однако, следует выделить такие журналы и газеты как: "Артист", "Нива", "Русская мысль", "Русские ведомости", "Биржевые ведомости", "Художественные новости" и др., в которых печатались статьи С.С.Голоушева, В.В.Стасова, В.Сизова, А.П.Новицкого, И.Э.Грабаря. Почти каждая обзорная статья содержала отзывы о Н.Н.Дубовском: ".пальма первенства на этот раз, нам кажется, принадлежит художнику Архипову и Дубовскому",1 или ".особенным достоинством отличается марина "Взморье", талантливо передающая тихую гладь воды и легкие облака: вся картина дышит поэтическим колоритом",2

1 В.Си-в (В. Сизов). XXIII выставка картин Товарищества передвижных художественных выставок. «Русские ведомости», 1895, № 104, 17 апреля.

2 Там же, № 104,17 апреля.

- писал в "Русских ведомостях" о 23-й выставке передвижников В.Сизов. Он же, несколько раньше, отмечал простоту и скромность "Ранней весны".1 Ему вторил Мих.Коншин в "Биржевых ведомостях": ".картины г.Дубовского - это лучшие пейзажи на выставке".2

А.Новицкий подчеркивает все возрастающее мастерство художника: "Николай Дубовской с каждым годом сильно идет вперед".3 Даже реакционные критики, скептически писавшие об успехах передвижников, выразили лестный отзыв о художнике: "Дубовской, Левитан, Васнецов - это молодые, недюжинные силы".4

Крупнейший художественный критик В.В.Стасов один из первых обратил внимание публики на его пейзажи. Он был прав, когда говорил о том, что "от г.Дубовского надо, кажется, много ожидать."5 О передвижной выставке 1887 года критик пишет: ".Дубовской выставил несколько прекрасных картин."6 Продолжая свою мысль о художнике в следующей статье "Заметки о XXIV выставке передвижников", Стасов почтительно отзывается о нем: ".столько по своей справедливости ценимый и любимый у нас".7 Вместе с тем начавшийся в 80-е годы расцвет пейзажа не вызвал со стороны Стасова той степени внимания, какой заслуживало это явление искусства. Принципиальное отстаивание Стасовым превосходства бытовой живописи над всеми другими жанрами, естественно, приводило его к недооценке пейзажной живописи.

1 В.С.и-в (В.Сизов). XIV Передвижная выставка в Москве. «Русские ведомости», 1886, № 107, 21 апреля.

2 Коншин Мих. Художественный фельетон. «Биржевые ведомости», 1890, №65, 7 марта.

3 Новицкий А. XXI Передвижная выставка. «Артист», № 29,1893, апрель , кн. 4 с.56.

4Н.М., Возрождающиеся «передвижники». «Неделя», 1890, № 11, с. 351.

5 Стасов В.В. Наши художественные дела.- В кн.: Стасов В.В. Избранные произведения в 3-х томах. т.З. -М.: Искусство, 1952, с. 13.

6 Там же, с. 65.

7 Там же, с. 177.

С большим вниманием и чуткостью к "недюжинному" таланту художника относился Сергей Глаголь, стараясь помочь художнику и направить этот талант в нужное русло.1 Хвалебные статьи о Ду-бовском были помещены в "Неделе"2 и, наоборот, суровый "приговор" искусству вынес А.Бенуа в своей известной книге "История русской живописи в XIX веке", написанной с позиций эстетической программы мирискуссников и, соответственно, с отрицанием "передвижнического направленства".

Отдавая должное картине "Ранняя весна", пользовавшейся большим успехом на Передвижной выставке 1886 года и сделавшей имя Ду-бовского знаменитым, он замечает: "Действительно, с картины Саврасова ("Грачи прилетели".- Е.Ц.) не появлялось у нас произведений с более ясно выраженным поэтическим намерением."3 Но тут же спешит оговориться: "Однако уже в этой картине сказались недостатки мастера, со временем до того усилившиеся, что лишили его того видного места, которое он было занял. Эти недостатки заключались исключительно в технике".4 А.Бенуа находит в живописи "поэта Дубовского, занятого постоянно широкими и чудесными задачами",5 такие просчеты, которые по существу перечеркивали его достижения. Бенуа превратил Дубовского в ремесленника, из-под неумелой руки которого выходили будто бы "олеографии", "налакированные пленки"6 . Для Бенуа, сторонника "Мира искусства", естественно, было чуждо творчество Дубовского, лишенное и намека на ретроспекцию, строго ориентированное на правдивое отображение реальной природы.

1 См.: С.Глаголь (С.С.Голоушев). Весенние художественные выставки в Москве. Передвижная выставка. «Артист», 1890, кн. 7, с. 106, 107.

2 Дедлов В.Л. Н.Н.Дубовской. «Неделя», 1896, № 54, апрель.

3 Бенуа А. История живописи в XIX веке. Русская живопись.-СПб, 1901, с. 211.

4 Там же, с. 212.

5 Там же, с. 212.

6 Там же, с. 212.

Автор статьи о Дубовском в журнале "Нива"1, напротив, очень высоко оценивает творческие достижения пейзажиста, называет его одним из создателей нового направления в русском искусстве. Критик ставит Ду-бовского в один ряд с Левитаном и подчеркивает его заслуги: "Вместе с покойным Левитаном он вдохнул в излюбленный русскими художниками, но до того времени мертвый пейзаж, живую душу, дав почувствовать зрителю тонкие субъективные ощущения".2

Статья в "Ниве" положила начало изучению творчества Дубовского, его популяризации. Этому способствовала проведенная в 1938 году в русском музее в Ленинграде его персональная выставка,3 устроенная спустя 10 лет после смерти художника. Автор вступительной статьи к каталогу

A.Матвеев уделяет внимание рассмотрению биографии пейзажиста, а в заключительных строках краткого повествования о жизненном и творческом пути Н.Н.Дубовского отмечает лишь "стремление к вдумчивому познанию действительности" да "значительную долю оптимизма".4

В небольшом очерке о Н.Н.Дубовском историк искусства

B.М.Зименко5 дает достаточно емкий образ художника-гражданина, сформировавшегося в русле передового русского искусства. Он приводит краткий разбор некоторых работ Дубовского, не вдаваясь в подробный анализ многих картин, не останавливаясь на единичных явлениях. Однако, повествование насыщено разнообразным фактическим материалом, окружающая художника среда присутствует во множестве разнообразных деталей, имеющих не только непосредственное, но иногда лишь косвенное отношение к пейзажисту. Очерк о Н.Н.Дубовском, к сожалению, носит слишком

Нива», 1911, №10, с. 191-192.

2 Там же, с. 191.

3 Каталог выставки произведений художника-академика Н.Н.Дубовского. -Л., 1938.

4 Там же, с. 13.

5Зименко В. Н.Н.Дубовской. -М.-Л.: Искусство, 1949. явный отпечаток взглядов и суждений, распространенных в нашем искусствоведении в 1940-1950-х годах.

Т.Юрова в статье для брошюры "Н.Н.Дубовской"1 также показывает творческое лицо художника неразрывно с эпохой. Автор акцентирует внимание читателя на основных, наиболее известных произведениях живописца. Эта статья общего обзорного характера. Юрова говорит о некоторых особенностях живописи Дубовского, отразившихся на его творческом облике, о влиянии на манеру его письма некоторых художников-современников: в плане декоративности - А.И.Куинджи, лиричности -И.И.Левитана и др.

Определенный интерес представляет книга Я.Д.Минченкова "Воспоминания о передвижниках".2 Она несколько раз переиздавалась и представляет ценное мемуарное произведение, строки которого воссоздают живой облик художников-передвижников: А.Куинджи, В.Сурикова, Н.Дубовского др. Замечателен творческий портрет Н.Н.Дубовского, которого автор хорошо знал. Этот очерк дает представление о личности пейзажиста, многие исследователи творчества художника использовали эти ценные сведения Минченкова. Правда, автор сводит рассказ о Н.Дубовском к бытоописательной стороне, мало касаясь его творчества.

Общее представление о художнике дается в статье М.С.Трубиной к каталогу постоянной экспозиции Н.Дубовского в Новочеркасском музее истории донского казачества.3 Автор подробно касается наиболее известных новочеркасских произведений: "Курганы в степи", "Радуга", "Туча надвигается" и др., но в целом анализ произведений несколько поверхностен и схематичен.

1 Юрова Т. Н.Н.Дубовской. -М.: Изобразительное искусство, 1963.

2 Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках.-Л.: Художник РСФСР, 1963.

3Трубина М.С. Н.Н.Дубовской. Каталог. Музей истории донского казачества в Новочеркасске.-Л., 1961. и

А.Прохоров в монографическом очерке о Дубовском1 также обращается к новочеркасской коллекции. Он стремится дать описание отдельных произведений, таких, как "Туча надвигается", "Мишкина балка", "Радуга" и др. Помимо того, автор привлекает произведения Дубовского, находящиеся в Омском областном музее изобразтельных искусств, ГТГ, ГРМ и др. Он сообщает краткие сведения о жизни и творчестве художника. Задача автора по всей вероятности, заключалась в популяризации и пропаганде искусства донского художника. Поэтому он попытался обобщить материал и рассказать о Дубовском простым, доступным для широкого читателя языком. Прохоровым были использованы некоторые архивные материалы, находящиеся в Новочеркасском музее, но им не были изучены многие письма, особенно рукописные подлинники (трудно читаемые), которые, безусловно, важны для исследования творчества художника и его общественной деятельности. В своей публикации Прохоров не задавался целью делать критический анализ творчества Дубовского и освещать вопросы эволюции его искусства, связанной с социально-общественными явлениями времени, поэтому некоторые важные для оценки и понимания пейзажей художника моменты остались не затронутыми в очерке этого автора.

Оценки деятельности Дубовского можно найти в целом ряде газетно-журнальных статей. В них в основном дается характеристика тех или иных работ художника и лишь в некоторых затрагиваются общие вопросы, связанные со спецификой творчества мастера. Из литературы этого плана следует выделить статью Г.Буровой2 и В.Кулишова в журналах "Огонек"3 и "Художник"4. Критический обзор литературы был бы неполным без капитальных исследований в области русской реалистической пейзажной жи

1 Прохоров H.A. Н.Н.Дубовской. -Д., 1967.

2 Бурова Г. Н.Н.Дубовской. "Огонек", №4, 1938.

3 Кулишов В. Николай Дубовской. "Огонек", №5, 1985.

4 Кулишов В. Мастер пейзажа. "Художник", № 11, 1985. вописи. Книга Ф.С.Мальцевой1, построенная в форме очерков, посвящена наиболее ярким представителям русского пейзажа второй половины XIX века - Саврасову, Васильеву, Куинджи, Поленову, Левитану, чье творчество было определяющим в развитии русской живописи. Этот серьезный исследовательский труд представляет целостную картину основных этапов развития пейзажного искусства. Автор также характеризует творчество таких художников, как В.Серов, К.Коровин, Н.Дубовской, А.Васнецов, внесших немалый вклад в развитие пейзажной живописи 1890-1900-х годов. С большой симпатией отзывается автор о Дубовском, кратко останавливаясь на его творчестве.

Большим достижением в исследовании русского реалистического пейзажа являются основательные и глубокие труды А.А.Федорова-Давыдова, без знакомства с которыми не может обойтись ни один исследователь пейзажного искусства. Он очень высоко оценивает этот жанр: "Пейзажная живопсь способна своими собственными средствами глубоко отображать эпоху, выражать мысли и чувства людей, не менее ярко, нежели сюжетная живопись, и быть наряду с ней зеркалом эпохи".2 Делая интересные наблюдения о пейзажной живописи рубежа двух веков на основе экспозиции частных коллекций, он также отзывается о Дубовском: "У Ду-бовского . этюды лучше и свежее картин".3

Из общих трудов о развитии художественной культуры конца XIX -начала XX веков необходимо отметить исследование Г.Ю.Стернина о художественной жизни России.4 Автор последовательно рассматривает явле

1 Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа. Очерки. Вып. 2. -М., 1959.

2 Федоров-Давыдов A.A. О нашей пейзажной живописи. "Искусство", № 5, 1956, с. 4.

3 Федоров-Давыдов A.A. Пейзаж в русской живописи XIX - начала XX века (по материалам выставки в ЦДРИ). "Искусство", 1957, № 1, с. 57.

4Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX - XX веков. -М., 1970. ния культурной жизни той поры. В различных аспектах освещены ряд вопросов во всей их многогранности, глубине и взаимосвязи. В главе "Передвижничество и академизм в художественной жизни России на рубеже двух эпох" автор раскрывает сложные отношения этих двух непримиримых в принципе сторон, точки их соприкосновения, глубоко анализируя причинность этих явлений.

Ряд очерков по исследованию русского искусства содержит сборник "Пути развития русского искусства XIX - начала XX века".1 Материал освещает отдельные виды изобразительного искусства. В книгу включены статьи М.Раковой о пейзаже, в которых намечены основные этапы развития пейзажной живописи, начиная с 60-х годов. Некоторое внимание М.Ракова уделяет и рассмотрению творчества Н.Н.Дубовского. Делаются в основе верные замечания, но, на наш взгляд, несколько принижено значение его весьма известной картины "Притихло".

В 1989 году издан фундаментальный труд Ф.С.Рогинской "Товарищество передвижных художественных выставок",2 представляющий собой первый опыт исторического осмысления деятельности Товарищества - объединения художников, возглавившего во второй половине XIX века борьбу за развитие демократического искусства и оставившего яркий след в истории русской художественной культуры. Книга отличается глубоким проникновением в суть рассматриваемых проблем, обилием разнообразных фактических сведений, большим количеством иллюстративного материала. В ней дается анализ наиболее существенных этапов творчества Н.Н.Дубовского. Ф.С.Рогинская делает это на основе высказываний самого художника, а также собственных архивных поисков, собранных материалах. Перед читателем предстает внушительная картина работ, про

1 Пути развития русского искусства конца XIX - начала XX века.

Под ред. Н.И.Соколовой и В.В.Ванслова. - М., 1972.

2 Рогинская Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок.

Исторические очерки. - М.: Искусство, 1989. дуктивности и многогранности живописца. Книга снабжена полным списком членов Товарищества и списком экспонентов, а также сведениями о времени функционирования каждой передвижной выставки в Петербурге и в Москве и другими материалами, что представляется очень важным.

Однако, несмотря на бесспорную ценность указанных книг и статей, искусствоведение все еще в большом долгу перед пейзажистом. В целом, если подытожить сказанное, следует отметить, что ни один из исследователей не анализировал пейзажное творчество Дубовского в его полном объеме и эволюции. Делая общие выводы, каждый из критиков имел в виду работы лишь какого-либо одного периода. Естественно поэтому, что выводы, к которым они приходят, оказываются весьма противоречивыми. Вне поля зрения авторов остались также и значительная часть архивных материалов, эпистолярного наследия художника. Рисунки же, этюды вообще никогда не анализировались исследователями его творчества.

Произведения Н.Н.Дубовского оказались разбросанными по многочисленным музеям и частным коллекциям. Ряд работ находится в зарубежных хранилищах. Никто не занимался собиранием воедино его художественного наследия, не составлен полный каталог его работ. На основе стилистического анализа живописных и графических произведений художника предстоит также определить авторство не подписанных Дубовским пейзажей, установить время не датированных им полотен. Громкий успех, связанный с "Притихло" (1890), привел к тому, что создалось ошибочное представление о Н.Н.Дубовском как о мастере чуть ли не одной картины! Такая точка зрения несправедлива по отношению к художнику.

К сожалению, посмертная выставка Н.Н.Дубовского, которая должна была подвести итоги деятельности пейзажиста в 1918 году не состоялась по вполне понятным причинам военного лихолетья. Единственная его монографическая выставка была открыта в Русском музее только в 1938 году, но и она не привела е серьезным научным обобщениям. Наиболее полно творчество Дубовского представлено на родине художника, в Новочеркасске, где в 1984 году к 125-летию со дня рождения пейзажиста состоялась персональная выставка, которая открыла собой новый этап в изучении наследия художника. Многочисленные картины, этюды, рисунки и акварели позволили представить напряженную творческую жизнь пейзажиста, неповторимое своеобразие его личности, неустанные поиски и бесспорные достижения этого одного из последних "могикан передвижничества".1 Юбилейная выставка Н.Н.Дубовского 1984 года помогла также раскрыть роль традиций в его творчестве, различные влияния и их преодоление.

Музей истории донского казачества в г. Новочеркасске, согласно воле художника, обладает наиболее полным собранием его произведений в стране : 85 живописных и графических работ ( 36 картин и 49 этюдов, из них 19 графических).2 Здесь же находится и архив Дубовского: переписка с художниками, родными и друзьями, правительственными учреждениями, документы, фотоматериалы разных лет. В переписке затрагиваются и бытовые вопросы и творческие.3 Особенно интересны письма адресованные В.В.Стасову и А.Н.Бенуа, в которых раскрывается характер мировосприятия художника, высказываются его взгляды на творчество вообще и на свое пейзажное творчество в частности.

Настоящая работа "Пейзажи H.H. Дубовского 1880-1900-ых г.г." является итогом многолетнего изучения его творческого наследия.

Актуальность темы определяется тем, что в пейзажном наследии Н.Н.Дубовского 1880-1900-ых годов имеются значительные малоисследо

1 Речь произнесенная на могиле Н.Н.Дубовского его учеником художником Протопоповым. Фондовый отдел музея истории донского казачества. г.Новочеркасск, док. № 2242.

2 В ведущих музеях страны - в государственном Русском музее находится 27 работ Н.Н.Дубовского, а в Третьяковской галерее - 10 произведений живописца.

3 В личном архиве Н.Н.Дубовского имеется множество рукописных черновых записей в неразобранном состоянии, порой в нескольких вариантах, которые крайне трудно читаются из-за почерка художника и текста, написанного полустершимся карандашом. Все эти материалы не были использованы в работах предыдущих авторов. ванные области. Важным представляется оценить значение его творчества, представленного в контексте достаточно протяженного времени, ибо его художественные устремления не оставались неизменными. Будучи предметом изучения, пейзажи Н.Н.Дубовского наглядно показывают не только картину сложного соединения основных тенденций в развитии реалистического искусства конца XIX - начала XX века, но и предоставляют исследователю возможность глубже раскрыть роль традиций и их эволюционных преобразований в русском пейзаже рубежа столетий.

Цели и задачи работы. Исследование эволюции пейзажной живописи Н.Н.Дубовского 1880-1900-ых годов позволяет обрисовать основные черты художественно-демократического процесса того времени, его идейно-содержательную основу.

Диссертант воочию познакомился с пейзажами Н.Н.Дубовского и обследовал архивные фонды Новочеркасска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Краснодара, Ашхабада, Астрахани, Тулы, Самары и других городов. В результате проведенных изысканий в работу включены не публиковавшиеся до сего времени документальные материалы, а также переписка с его современниками. В приложении к работе дается список произведений Н.Н.Дубовского, экспонировавшихся на выставках ТПХВ, а также впервые публикуемые фотоматериалы, которые, по мнению автора, добавляют ряд фактических сведений связанных с именем Н.Н.Дубовского. Приводится иллюстрированный список произведений художника, который является первой попыткой объединить разрозненные материалы и сведения и дать перечень его картин, рисунков, эскизов.

Итак, в работе решаются следующие основные задачи:

- систематизировать прямые и косвенные источники, выводы, содержащиеся в литературе, посвященной творчеству Н.Н.Дубовского, и соотнести их с практикой работы художника;

- проанализировать образно-композиционные особенности и технику живописи Н.Н.Дубовского на протяжении изучаемого периода;

- ввести в научный оборот неисследованные пейзажные работы и документальные источники, хранящиеся в музеях страны и частных коллекциях.

Данное монографическое исследование представляет собой сплав литературных, документальных источников, а также результатов непосредственного изучения творческого наследия пейзажиста.

Научная новизна работы. Настоящая диссертация является, по существу, первым искусствоведческим исследованием пейзажной живописи Н.Н.Дубовского 1880-1900-ых годов. До настоящего времени в литературе по русскому искусству конца XIX - начала XX века не было работы, наиболее полно раскрывающей результаты творческой деятельности художника. В научный оборот вводится большой ряд живописных произведений Н.Н.Дубовского, архивные материалы. Впервые исследуются стилистические особенности его метода, раскрывается своеобразие его видения.

Пейзажи Н.Н.Дубовского многообразны и разнохарактерны. На протяжении более тридцати лет творчество мастера сильно менялось. Нередко даже картины одного периода разительно отличаются друг от друга, ибо Дубовской ставил в них разные задачи. Внимание автора диссертации направлено не только на рассмотрение узловых, ярких произведений художника, но и на исследование малоизвестных работ, которые, как нам представляется, достаточно убедительно характеризуют поиски пейзажиста, его личность и творческое кредо. Избранный исследователем метод строится как на сравнительном анализе родственных групп произведений самого Дубовского, так и на сопоставлении его с рядом близких ему творческих индивидуальностей.

Практическая ценность работы состоит в том, что она будет способствовать систематизации и углублению знаний по истории русской пейзажной живописи XIX - XX веков. Результаты монографического исследования творчества Н.Н.Дубовского могут быть использованы в работах обобщающего характера, монографиях, статьях, альбомах, в курсах лекций по русскому искусству, в музейной атрибуционной, исследовательской практике, каталогизации собраний.

По теме диссертации опубликованы работы:

1. Цыганкова E.H. Картина Н.Н.Дубовского "Радуга". - В сб.: Краеведческие записки. - Новочеркасск: Музей истории донского казачества. 1994, 0,7 п.л.

2. Цыганкова E.H. Раннее творчество Н.Н.Дубовского. 1879-1886. Депонирована в научно-исследовательском отделе анализа и обощения информации по проблемам культуры и искусства (НИО "Информкультура"). М., 1997, № 3157, 2,8 п.л.

3. Цыганкова E.H. К проблеме образно-стилистической эволюции в пейзажной живописи Н.Н.Дубовского 1900-ых годов. Депонирована в научно-исследовательском отделе анализа и обобщения информации по проблемам культуры и искусства (НИО "Информкультура"). М., 1998, № 3160, 1,8 п.л.

4. Цыганкова E.H. Творчество Н.Н.Дубовского: поиски и обретения (к исследованию русского изобразительного искусства второй половины XIX - начала XX веков в аспекте преподавания). - Новочеркасск: Государственный промышленно-гуманитарный колледж, 1998, 0,6 п.л.

5. Цыганкова E.H.Пейзажи Н.Н.Дубовского 1880-1890-ых гг. Развитие творческого метода художника. - Сборник научных трудов музейных объединений Юга России. - Краснодар, 1998, 0,7. п.л.

19

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Цыганкова, Елена Николаевна

Заключение

Творчество Николая Никаноровича Дубовского приходится на период расцвета русского пейзажа. Его современниками, друзьями по Товариществу передвижных художественных выставок были Ярошенко, Репин, Левитан, Бакшеев. Пройдя выучку у пейзажиста М.К.Клодта, Дубовской на всю жизнь сохранил интерес к скрупулезному и одновременно панорамному воспроизведению натуры. Уже первые работы художника отличает очень точное изображение того, что явилось его взорам. Эта точность передачи натуры будет ему свойственна на протяжении всего творческого пути. Воспитанный в традициях реализма второй половины XIX века, он всегда полагал необходимой верную передачу того, что изображал.

В пейзажах 1880-х годов художник предпочитает изображать серенькие осенние либо весенние дни, что дает ему возможность строить колорит в пейзажах на тончайших отношениях теплых коричневых и холодных зеленоватых и сероватых тонов. Эти произведения Дубовского отличались простотой избранного им мотива, цветовой гармонией, продуманностью композиции, чем сразу же вызвали интерес в художественной среде Петербурга.

Уже с первых значительных работ, к которым принадлежат полотна Дубовского 1884-1886-ых гг., можно говорить о нем как о мастере картинной формы. Дубовской шел не от "идеи", не от заранее запрограммированных эффектов, а от натуры, стараясь отыскать в простом и обыкновенном мотиве те чувства, которые трогают душу. Для пейзажиста конечной задачей творческого процесса была картина. Отсюда и продуманная построенность композиции и своеобразная картинность этюдов и рисунков, придающие им внутреннюю законченность. Подлинное знание природы было обязательным условием в его работе, благодаря чему в картине все и оказывалось "как в природе". По мере развития творчества построенность композиции в картинах становилась менее заметной, "естественность" вида природы сообщала ему особую убедительность. Одним из способов достижения образного обобщения стала разрабатываемая им в 1880-е годы тональная система живописи, которая вовсе не свидетельствовала об ограниченности его живописного дара. Напротив, преобладание тонального начала усилило "внутренние" возможности цвета и позволило художнику выразить его неповторимое поэтическое отношение к миру.

В 1890-х годах круг художественных интересов Дубовского расширяется, значительнее становятся пейзажные темы, постепенно меняется и его манера письма. С этого времени в искусстве Дубовского при сохранении своеобразия его живописного мастерства начинают чувствоваться поиски сюжетов, располагающих к обобщению. В некоторых случаях созданию обобщающего пейзажа-картины предшествуют этюды и эскизы, в которых разрабатываются цветовые отношения, познаются частности, определяется композиция. Картины, которые он пишет в мастерской, сохраняют свежесть непосредственного общения с натурой.

Касаясь непосредственно живописного мастерства, нужно отметить, что пейзажи конца 1890-ых гг. - начала 1900-ых гг. очень далеки по своему исполнению от пейзажей раннего периода его творчества. Они написаны свободнее, в более широкой манере, живописные приемы становятся разнообразными.

Произведения Н.Н.Дубовского опровергают мнение, когда-то высказанное А.Бенуа о том, что художника не интересовали чисто художественные поиски, что он был безразличен к технике письма.

Способы живописного рассказа Н.Н.Дубовского менялись и совершенствовались на всем протяжении его творчества и отвечали тому пониманию, тем задачам, которые он ставил перед собой. Техника живописи художника основывалась на результатах его работы.

В пейзажах Дубовского сохраняется устойчивость, четкость формы, свет не растворяет контуры предметов, они не теряют своей объемности, материальности. Художник, наоборот, часто даже подчеркивает контуры, чтобы таким образом точнее выразить пластическую структуру пейзажа. Его произведения имеют четко выраженные пространственные планы и отличаются цельностью живописного образа. Н.Н.Дубовской прошел в своей художественной практике путь от светотеневой живописи к разработке цвета валерами и пленэру, от рационализированных композиционных построений к оригинальным решениям, от ясно-определенных состояний природы и внешней фиксации натуры к многоликому пейзажу, выражающему тонкие душевные переживания человека.

Итак, для Н.Н.Дубовского стал характерен синтетический подход к природе, ставший основой воплощения в его пейзаже непреходящих эмоционально-нравственных ценностей, "что соответствовало высокому общеэстетическому строю русской живописной демократической культуры."1

Основываясь в своем творчестве на развитии традиционной линии "пейзажа-настроения", берущей начало от А.К.Саврасова, Ф.А.Васильева и продолженной А.И.Куинджи, синтезируя и своеобразно претворяя традиционные в своей похожей непохожести пейзажи художника-"продолжателя" Н.Н.Дубовского, идущего по проторенной, но своей дороге, заключали в себе зерно оригинального мышления, художественной интерпретации натуры.

1 Асафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы. -М., 1966, с. 168.

Однако, соизмеряя масштаб своего творчества, он признавал, что "не всем быть Репиным, Суриковым и другими великанами"1, нельзя одной мерой оценивать произведения искусства. В этом пейзажист, безусловно, прав, как и в том, что он оставил "частицу своего "я" другому поколению"2.

Диссертант дал наиболее развернутый образно-стилистический и сравнительный анализ пейзажей Н.Н.Дубовского в их поступательном эволюционном развитии, на протяжении длительного периода времени, с 1880-1900 гг. Творчество Н.Н.Дубовского отразило идейно-художественную проблематику русской реалистической пейзажной живописи рубежа Х!Х - XX веков.

Многие произведения Н.Н.Дубовского, волнующие нас и сегодня, написаны в Донском крае. Его имя неотделимо от художественной жизни, истории Дона, русского изобразительного искусства. Он мастер самостоятельного творческого мышления, художник глубокой национальной темы, достигший в ее трактовке подлинной высоты. Искусство Н.Н.Дубовского имеет не только историко-культурное значение, оно актуально, т.к. реалистическая традиция жизнеспособна и в наши дни.

1 Минченков Я.Д. Указ. соч., с. 67.

2 Там же, с. 30.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Цыганкова, Елена Николаевна, 1998 год

1. Алпатов М.В. Из истории реализма в русской живописи. -М., 1982.

2. Асафьев Б.В. Русская живопись. Мысли и думы. -JI.-M., 1966.

3. Бакшееев В.Н. Воспоминания. -М., 1963.

4. Бенуа А. История русской живописи в XIX веке. -Спб.: Издание товарищества "Знание", 1901-1902.

5. Варшавский JI.P. Передвижники. Их происхождение и значение в русском искусстве. -М.: ИЗОГИЗ, 1937.

6. Гнедич П.П. История искусства, т. 3, -Спб., 1897.

7. Грабарь И.Э. введение в историю русского искусства. История русского искусства, т. 1, -М., 1909.

8. Добродеев С. Жанр и пейзаж. Картины русских и иностранных художников. -Спб., 1890.

9. Зименко В.М. H.H. Дубовской В сб.: Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. 2-ая половина 19 в. т. 2, -М., 1971.

10. Левитан И.И. Письма, документы, воспоминания. М., 1956.

11. Лясковская O.A. Пленэр в русской живописи XIX века. -М.: Искусство, 1966.

12. Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа. Очерки. Вып. 1,2.-М., 1989.

13. Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа второй половины XIX начала XX века. -М.: Академия художеств СССР, 1967.

14. Минченков Я.Д. Воспоминания и передвижниках. -Л.: Художник РСФСР, 1980.

15. Литература дается в следующей последовательности: общие труды, монографические работы, справочные издания, каталоги персональных выставок, каталоги общих выставок, статьи в газетах и журналах, архивные источники.

16. Новицкий А. Передвижники и их влияние на русское искусство. -М., 1897.

17. Никольский В.А. Русская живопись. Историко-критические очерки. -Спб., 1904.

18. Разумовская Н.И. И.И. Левитан и русский пейзаж второй половины XIX века. -М., 1960.

19. Пути развития русского искусства конца XIX начала XX века. Под ред. Н.М. Соколовой и В.В. Ванслова. -М., 1972.

20. Репин И.Е. Письма к художникам и художественным деятелям. -М.: Искусство, 1952.

21. Рогинская Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок. -М.: Искусство, 1989. •

22. Сарабьянов Д.В. Народно-освободительные идеи русской живописи второй половины XIX века. -М., 1955.

23. Сарабьянов Д.В. Русская живопись 19 века среди европейских школ. -М., 1980.

24. Стасов В.В. Избранные сочинения в 3-х т. -М.: Искусство, 1952.

25. Стасов В.В. Статьи и заметки не вошедшие в собрания сочинений. -М.: Искусство, 1951.

26. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX XX веков. -М., 1970

27. Федоров-Давыдов A.A. Русская пейзажная живопись. -М., 1962.

28. Федоров-Давыдов A.A. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. -М., 1975.1. Монографические работы.

29. Зименко В.М. H.H. Дубовской. -М.-Л.: Искусство, 1949.

30. Прохоров A.A. H.H. Дубовской. -Л.: Искусство, 1967.

31. ЮроваТ. H.H. Дубовской. -М.: ИЗОГИЗ, 1963.1. Справочные издания.

32. Булгаков Ф.Н. Наши художники, т.2. -Спб., 1890.

33. Брокгауз-Ефрон. Энциклопедический словарь, т. 1 (доп.), 1905.

34. Бурова Г., Гапонова О., Румянцева В. Товарищество передвижных художественных выставок. Перечень произведений и библиография. -М.,т. 1,1952.

35. Каталоги персональных выставок.

36. Каталог произведений художника-академика H.H. Дубовского (18591918). ГРМ. Вступ. ст. Матвеева В. -JL, 1938.

37. Каталог постоянной выставки произведений H.H. Дубовского в музее истории донского казачества в Новочеркасске. Вступ. ст. и сост. Трубина М.С. -Л.: Художник РСФСР, 1961.1. Каталоги общих выставок.

38. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка картин, XII-я. -Спб., 1884. Каталог.

39. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка картин, ХШ-я. -Спб., 1885. Каталог.

40. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка картин, XIV-я. -Спб., 1886. Каталог.

41. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка картин, XV-я. -Спб., 1887. Каталог.

42. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка картин, XVI-я. Сост. Худ. А.К. Беггров. -Спб., 1888. Иллюстрированный каталог.

43. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка картин, ХУШ-я. Сост. и изд. Н.П. Собко. -Спб., 1890. Иллюстрированный каталог.

44. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка картин, Х1Х-я. Сост. и изд. Н.П. Собко. -Спб., 1891. Иллюстрированный каталог.

45. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка картин, ХХ-я. Сост. и изд. Н.П. Собко. -Спб., 1892. Иллюстрированный каталог с приложением перечня статей о художниках, участвовавших в первых 15-ти передвижных выставках.

46. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка, ХХ1-я. Сост. и изд. Н.П. Собко. -Спб., 1893. Иллюстрированный каталог с приложением перепечатки указателей последних 5 передвижных выставок.

47. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка, ХХШ-я. Сост. и изд. Н.П. Собко. -Спб., 1895. Иллюстрированный каталог.

48. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка, ХХ1У-я. Сост. и изд. Н.П. Собко. -Спб., 1896. Иллюстрированный каталог.

49. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка картин, ХХУ-я. -М.: К.А. Фишер, 1897. Иллюстрированный каталог.

50. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка картин, ХХУ1-я. -М.: К.А. Фишер, 1898. Иллюстрированный каталог.

51. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка картин, ХХУП-я. -М.: К.А. Фишер, 1899. Иллюстрированный каталог.

52. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка картин, ХХУШ-я. -Спб.: К.А. Фишер, 1900. Иллюстрированный каталог.

53. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка картин, ХХ1Х-я. -М.: К.А. Фишер, 1901. Иллюстрированный каталог.

54. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка картин, ХХХ-я. -М.: К.А. Фишер, 1902. Иллюстрированный каталог.

55. Товарищество передвижных художественных выставок. Выставка этюдов, рисунков, эскизов, 1-я. -Спб., 1903. Каталог.

56. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка, XXXI -я. -Спб., 1903. Каталог.

57. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка, XXXII -я. -Спб., 1904. Каталог.

58. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка, XXXIII -я. -М.: К.А. Фишер, 1905. Иллюстрированный каталог.

59. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка, XXXIV -я. -М.: К.А. Фишер, 1906. Иллюстрированный каталог.

60. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка, XXXV -я. -М.: К.А. Фишер, 1907. Каталог.

61. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка, XXXVI -я. -Спб., 1908. Каталог.

62. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка, ХХХУП-я. -Спб., 1909. Каталог.

63. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка, XXXVIII -я. -Спб., 1910. Каталог.

64. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка, ХХХ1Х-я. -Спб., 1911. Каталог.

65. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка, ХХХХ-я. -М., 1912. Каталог.

66. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка, ХХХХ1-я. -М., 1913. Каталог.

67. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка, ХХХХП-я. -Спб., 1914. Каталог.

68. Товарищество передвижных художественных выставок. Выставка этюдов, рисунков, эскизов. -Петроград, 1914. Каталог.

69. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка, ХХХХШ-я. -Петроград, 1915. Каталог.

70. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка, ХХХХ1У-я. -Петроград, 1916. Каталог.

71. Товарищество передвижных художественных выставок. Выставка этюдов, рисунков, эскизов. -Петроград, 1916. Каталог.

72. Товарищество передвижных художественных выставок. Передвижная выставка, ХХХХУ-я. -Петроград, 1917. Каталог.

73. Алупкинский государственный дворец-музей. Каталог. -Симферополь: Крымиздат, 1963.

74. Астраханская областная картинная галерея. Каталог. -М.: Советский художник, 1950.

75. Азербайджанский государственный музей искусств им.Р.Мустафаева. Каталог. -Баку, 1949.

76. Бердянский художественный музей им. И.И. Бродского. Каталог. -Киев: Мистецтво, 1975.

77. Вологодская картинная галерея. Каталог. -Вологда, 1963.

78. Выставка картин русских художников XVIII начала XX в. из Частных собраний Ленинграда. Каталог. Сост. Л.Ф.Галич, Т.А.Петрова, 1955.

79. Выставка картин русских и украинских художников второй половины XIX и начала XX вв. из Частных собраний г.Одессы. Каталог. Сост.Л.Н.Калмановская. Одесса, 1958.

80. Выставка произведений русских художников второй половины XIX и начала XX вв. из Частных собраний г.Киева. Каталог. Киев, 1958.

81. Выставка русского искусства из Частных собраний. Каталог. -Минск, 1961-1962. '

82. Государственная Третьяковская галерея. Каталог. -М.: ГТГ, 1952.

83. Государственный Русский музей. Каталог. -Л.: Аврора, 1980.

84. Горьковский государственный художественный музей. Каталог. Авт. вступ. ст. и сост. П.П. Балакин. -Л.: Художник РСФСР, 1986.

85. Государственная картинная галерея Армении. Каталог. Сост. Д. Дзнуни, Е. Хачатрян. -Ереван, 1965.

86. Государственный художественный музей Белоруссии. Авт.-сост. Е.В.Аладова. -М.: Изобразительное искусство, 1958.

87. Дальневосточный художественный музей. Каталог. -Л.: Художник РСФСР, 1961.

88. Ивановский областной художественный музей. Каталог. Сост. Л.Г. Рейснер.

89. Иркутский областной художественный музей. Каталог. Сост. Г.И. Дудин. -Иркутск, 1939.

90. Калужский государственный областной музей. Каталог. Сост. C.B. Безсонов, 1929.

91. Калининская областная картинная галерея. Каталог. Сост. Л.И. Кац. -Д.: Художник РСФСР, 1961.

92. Кировский областной художественный музей им. A.M. Горького. Каталог. Сост. К.П. Анисова. -Л.: Художник РСФСР, 1964.

93. Куйбышевский художественный музей. Каталог. -М.: Советский художник, 1955.

94. Музей изобразительных искусств Карельской АССР. Каталог. Сост. P.A. Левина. -Л.: Художник РСФСР, 1963.

95. Музей-квартира И.И. Бродского. Каталог. Сост. И.Н. Баршева. -М.: Искусство, 1989.

96. Музей изобразительных искусств Кабардино-Балкарии. Каталог. -Нальчик: Книжное издательство, 1964.

97. Омский государственный музей изобразительных искусств. Каталог. Сост. А.Н. Гонтаренко. -Л.: Художник РСФСР, 1986.

98. Пермская государственная художественная галерея. Каталог. Сост. Аникина Л.Ф., Иовлева Л.И. -Пермь: Книжное издательство, 1963.

99. Пензенская картинная галерея им. К.А. Савицкого. Каталог. -Л.: Художник РСФСР, 1961.

100. Полтавский государственный художественный музей. Каталог. Сост. П. Горобец. -Киев, 1958.

101. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Авт. вступ. статьи и сост. И. Родникова. М.: Изобразительное искусство, 1981.

102. Русское искусство 19 начала 20 вв. Каталог. -Л.: Аврора, 1980.

103. Русское искусство XVIII начала XX вв. из Частных собраний г.Ленинграда. Каталог. Сост. Т.Ф.Волошина, Д.А.Градова. -Л.: Художник РСФСР, 1988.

104. Рязанский областной художественный музей. Каталог. -JL: Художник РСФСР, 1982.

105. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева. Каталог. 1956.

106. Северо-Осетинский республиканский художественный музей. Каталог. Сост. A.A. Джанаева. -J1.: Художник РСФСР, 1970.

107. Таганрогская картинная галерея. Каталог. -JI.: Художник РСФСР, 1979.

108. Тюменская областная картинная галерея. Каталог. Сост. Е.К. Кроллау. -JL: Художник РСФСР, 1963.

109. Ульяновский областной художественный музей. Каталог. Сост. А.П. Пальчикова. -Ульяновск, 1975.

110. Чувашская государственная художественная галерея. Каталог. Сост. И.М. Хазанова. -Чебоксары: Государственное издательство, 1955.

111. Статьи в журналах и газетах.

112. А.Н. Современное искусство. 18-я Передвижная выставка картин в Москве. "Русская мысль", 1980, кн. 5.

113. Бакушинский A.B. 47-я выставка передвижников. "Жизнь", 1922.

114. Б-овъ (Божерянов И.). 14-я Передвижная выставка. "Всемирная иллюстрация", 1886, № 904.

115. Булгаков Ф. О 14-ой Передвижной выставке. "Новь", т. 10-14. № 16-17; 15 июня и 1 июля, 1886.

116. Воскресенский В. 18-я Передвижная выставка. "Художественные новости", т. 8, №5, 1890.

117. Грабарь И.Э. 23-я Передвижная выставка. "Нива", 1895, № 9.

118. Кружков Н. В музее донского края. О картинах H.H. Дубовского в Новочеркасском музее. "Огонек", 1956, № 2.

119. Маленький художник. 12-я Передвижная выставка. "Живописное обозрение", 10 марта, № 10, 1884.

120. H.H. Дубовской. "Нива", 1911, 3 10, 5 марта.

121. Рашевский И.Г. Заметки об искусстве. Передвижная выставка. "Северный вестник", март, № 3,1886.

122. Розен С. Поэт родной природы. К столетию со дня рождения художника H.H. Дубовского. "Огонек", 1959, № 9.

123. Федоров-Давыдов A.A. Русский пейзаж XIX начала XX века (по материалам выставки в ЦДРИ). "Искусство", 1957, № 1.

124. Федоров-Давыдов A.A. О нашей пейзажной живописи. "Искусство", 1956, №5.

125. Чуйко В. Академическая выставка. "Нива", 1893, № 10.1. Архивные материалы.

126. Архив H.H.Дубовского. Музей истории донского казачества, г.Новочеркасск.

127. НБА АХ России. Личный фонд H.H. Дубовского. ф. № 33, оп.1, 1902.

128. РГИА. H.H. Дубовской. Ф. № 789, д. 162, оп. 10, 1877.

129. ГТГ, отдел рукописей. Ф. 69/10, л.л. 41,46,1902; ф. 65/47, л. 2,1914.1. Список иллюстраций:

130. К.К.Костанди. У больного товарища. 1884. Х.,м. 67,8x85.

131. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.

132. К.К.Костанди. Портрет Н.Н.Дубовского. Этюд. 1884.1. X., м. 44 х 37.

133. Музей истории донского казачества, г. Новочеркасск.

134. К.К.Костанди. У больного товарища. 1884. Фрагмент.

135. Н.Н.Дубовской. Березки. 1879. Х.,м. 32,5x44.

136. Музей истории донского казачества, г. Новочеркасск.

137. Н.Н.Дубовской. Сумерки. 1879. Карт., м. 26 х 33,5.

138. Музей истории донского казачества, г. Новочеркасск.

139. Н.Н.Дубовской. Зима. 1884. Х.,м. 54x94.

140. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.

141. Н.Н.Дубовской. Зима. 1884. Фрагмент.

142. Н.Н.Дубовской. Хутор зимой. Этюд. 1883. ' Карт., м. 22x40,5.

143. Музей истории донского казачества, г. Новочеркасск. Публикуется впервые.

144. Н.Н.Дубовской. Хутор зимой. 1883. Карт., кар., тушь. 30 х 45.

145. Музей истории донского казачества, г. Новочеркасск. Публикуется впервые.

146. Н.Н.Дубовской. Мишкина балка. 1885. Х.,м. 54x81.

147. Музей истории донского казачества, г. Новочеркасск.

148. Н.Н.Дубовской. Ранняя весна. 1886.1. X., м. 46 х 32.

149. Государственный музей изобразительных искусств, г. Ашхабад, ранее ГТГ.

150. Н.Н.Дубовской. Этюд. 1887. Х.,м. 45x37.

151. Музей истории донского казачества, г. Новочеркасск. Публикуется впервые.

152. Н.Н.Дубовской. Ранняя весна. 1886. Фрагмент.

153. Н.Н.Дубовской. Гроза в степи. 1886. Х.,м. 23,2x46,2.

154. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.

155. Н.Н.Дубовской. После дождя. Не датирован (1885-1886 ?). Бум., кар. 33,5 х 43.

156. Музей истории донского казачества, г.Новочеркасск. Публикуется впервые.

157. Н.Н.Дубовской. Ураган в степи. 1890. Х.,м. 76x 127.

158. Музей истории донского казачества, г. Новочеркасск.

159. Н.Н.Дубовской. Ураган в степи. 1890. Фрагмент.

160. Н.Н.Дубовской. Облачко. 1890. Х.,м. 69x90.

161. Музей истории донского казачества, г. Новочеркасск.

162. Н.Н.Дубовской. Облачко. 1890. Фрагмент.

163. Н.Н.Дубовской. Притихло. 1890. Х.,м. 75x 1,26:

164. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург.

165. Н.Н.Дубовской. Дождь приближается. Этюд. 1886.1. X., м. 36,5 х 57.

166. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург.

167. Н.Н.Дубовской. На Волге. 1892. Х.м. 147x 196.

168. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.

169. Н.Н.Дубовской. Радуга. 1892. Х.,м. 132x101-.

170. Музей истории донского казачества, г. Новочеркасск.

171. Н.Н.Дубовской. Радуга. 1892. Фрагмент.

172. Н.Н.Дубовской. Иматра. 1893. Х.,м. 142x 169.

173. Художественный музей, г. Севастополь.

174. Н.Н.Дубовской. Альпы. 1895. Х.,м. 140x166.

175. Музей истории донского казачества, г.Новочеркасск.

176. Н.Н.Дубовской. Туман в горах. Ай-Петри. 1898. Х.,м. 103 х 138.

177. Музей истории донского казачества, г.Новочеркасск. Публикуется впервые.

178. Н.Н.Дубовской. Туман в горах. Ай-Петри. 1898. Фрагмент.

179. Н.Н.Дубовской. Прошел ураган. 1898. Х.,м. 94 х 131.

180. Картинная галерея им. М.Б.Кустодиева, г. Астрахань.

181. Н.Н.Дубовской. Зима. 1900. Х.,м. 134 х 103.

182. Областной музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, г. Ростов-на-Дону.

183. Н.Н.Дубовской. Ноябрьский вечер. 1900. Карт., гуашь. 47 х 61.

184. Государственная Третьяковская галерея, г.Москва.

185. Н.Н.Дубовской. Сумерки. 1900-1901. Х.,м. 104 х 135.

186. Музей истории донского казачества, г.Новочеркасск.

187. Н.Н.Дубовской. Зима. 1901. Х.,м. 104 х 135.

188. Музей истории донского казачества, г.Новочеркасск.

189. Н.Н.Дубовской. Курганы в степи. 1900. Х.,м. 96x 134.

190. Музей истории донского казачества, г.Новочеркасск.

191. А.И.Куинджи. Полдень. Стадо в степи. Этюд. 1890-1895.1. Б. на х., м. 42 х 51.

192. Государственный Русский музей, г. Санкт-Петербург.

193. И.И.Крылов. Степь ковыльная. 1913. Х.,м. 67x112.

194. Музей истории донского казачества, г.Новочеркасск.

195. Н.Н.Дубовской. Трава. Этюд. 1886. X., м. 23,5х 36,5.

196. Музей истории донского казачества, г.Новочеркасск.

197. Н.Н.Дубовской. После проливных дождей. 1904. Х.,м. 130 х 100.

198. Областной музей изобразительных искусств, г. Тула.

199. Н.Н.Дубовской. Родина. 1905. Х.,м. 165x275.

200. Государственный музей изобразительных искусств, г. Омск.

201. Н.Н.Дубовской. Холм Вайвара. 1904. Х.,м. 54x71.

202. Музей истории донского казачества, г.Новочеркасск. Публикуется впервые.

203. Н.Н.Дубовской. Буря утихает. 1904-1906. Х.,м. 142x 166.

204. Музей истории донского казачества, г. Новочеркасск.

205. Н.Н.Дубовской. Красивый день. 1903. Х.,м. 102x 134.

206. Музей истории донского казачества, г. Новочеркасск.

207. К.Моне. Прогулка по обрывистому берегу. Пурвиль. 1882. Х.,м. 65,5x81,3.

208. Институт искусства. Коллекция Льюиса Л.Кобурна, г. Чикаго.

209. Н.Н.Дубовской. Чайки над морем. 1911. Х.,м. 107x 133.

210. Музей истории донского казачества, г. Новочеркасск.

211. Н.Н.Дубовской. Порт. 1913. Х.,м. 106 х 139.

212. Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, г. Псков.

213. Н.Н.Дубовской. Утренний бриз (по Черному морю). 1913-1915. Х.,м. 136x 108.

214. Музей истории донского казачества, г. Новочеркасск.

215. Н.Н.Дубовской. Море. 1911. Х.,м. 107x 134,5.

216. Музей истории донского казачества, г. Новочеркасск.

217. Новочеркасск столица Области Войска Донского,родной город Н.Н.Дубовского. Конец XIX века. Фотография.

218. Улица Фрунзе (Воспитательная), д. 52 в г. Новочеркасске. Здесь, в этом доме, 5 декабря 1859 года родился Николай Никанорович Дубовской, сын Войскового Старшины Никанора Андреевна Дубовского. Публикуется впервые.

219. Н.Н.Дубовской среди воспитанников Киевской Владимирской военной гимназии (Н.Н.Дубовской находится в третьем верхнем ряду справа от учителя). 1870-ые гг. Фотография.

220. Музей истории донского казачества, г. Новочеркасск. Фотоархив, № 10589. Публикуется впервые.

221. Автограф Н.Н.Дубовского. Берег. 1879. Публикуется впервые.

222. И.Е.Репин. Портрет Н.Н.Дубовского. 1884. Бум., уголь.

223. И.Е.Репин. Н.Н.Дубовской в Сиверской. 1885. Бум., кар.

224. Н.Н.Дубовской. 1890-ые гг. Фотография.

225. На лицевой стороне: Фотограф Ю.Штейнберг, Невский № 50. На обороте штамп: На Невском проспекте возле Пассажа на углу Садовой № 50.

226. Музей истории донского казачества, г. Новочеркасск. Фотоархив, № 10592. Публикуется впервые.

227. Н.Н.Дубовской за работой. 1890-ые гг. Фотография. Музей истории донского казачества, г. Новочеркасск. Фотоархив, № 10581. Публикуется впервые.

228. Автограф Н.Н.Дубовского. Осень в парке. Этюд. 1890.

229. Н.Н.Дубовекой с сыном Сергеем. 1910. Фотография. Музей истории донского казачества, г.Новочеркасск. Фотоархив, № 13762.

230. Н.Н.Дубовекой на даче у И.П.Павлова в Силамягахв центре И.П.Павлов, справа от него - Н.Н.Дубовекой). 1910 - ые гг. Фотография.

231. Н.Н.Дубовекой. 17 декабря 1912 г. Фотография. РГИА, ф. 789, он. 10-1877 г., д. 162.

232. Н.Н.Дубовекой среди учеников. После 1911 г. Фотография. Слева направо: Дидышко, Дубовской, Колесников, Протопопов, Лоховский.

233. Музей истории донского казачества, г. Новочеркасск. Фотоархив, № 10584. Публикуется впервые.

234. В.Е.Маковский. Портрет Н.Н.Дубовского. 1918. X., м. Частное собрание.

235. В.Е.Маковский. Портрет Ф.Н.,Дубовской, жены Н.Н.Дубовского. 1911.1. Х.,м. 130x86.

236. Музей истории донского казачества, г. Новочеркасск. Ж 724.

237. Из ГРМ в 1945 г. Публикуется впервые.

238. В.А.Беклемишев. Н.Н.Дубовекой. 1910-ые гг. Гипс. Н- 52 см.

239. Музей истории донского казачества, г. Новочеркасск. Публикуется впервые.

240. В.А.Беклемишев. Н.Н.Дубовской. 1910-ые гг. Фрагмент.

241. Пейзажи Н.Н.Дубовского в экспозиции Новочеркасского музея истории донского казачества.

242. Пейзажи Н.Н.Дубовского в экспозиции Новочеркасского музея истории донского казачества.

243. Улица имени Н.Н.Дубовского в Новочеркасске.

244. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ, АРХИТЕКТУРЫ1. ИМ. И. Е. РЕПИНА1. На правах рукописи

245. Елена Николаевна Цыганкова

246. ПЕЙЗАЖИ Н.Н.ДУБОВСКОГО 1880-1900-ых ГОДОВ

247. АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К ДИССЕРТАЦИИ на соискание ученой степени кандидата искусствоведения Специальность 17.00.04 Изобразительное и декоративно-прикладноеискусство и архитектура

248. Научный руководитель: кандидат искусствоведения, профессор Е.В.Гришина1. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 19991. Альбом иллюстраций

249. К. Костанди. У больного товарища. 1884.

250. К.Костанди. Портрет Н.Н.Дубовского. Этюд. 1884.

251. К. Костанди. У больного товарища. 1884. Фрагмент.

252. Н.Н.Дубовской. Березки. 1879.

253. Н.Н.Дубовской. Сумерки. 1879.

254. Н.Н.Дубовской, Зима. 1884.

255. Н.Н.Дубовской. Зима. 1884. Фрагмент.

256. Н.Н.Дубовской. Хутор зимой. Этюд. 1883.

257. Н.Н.Дубовской. Хутор зимой. 1883.

258. Н.Н.Дубовской. Мишкина бейка. 1885.

259. Н.Н.Дубовской. Ранняя весна. 1886.

260. Н.Н.Дубовской. Этюд. 1887.

261. Н.Н.Дубовской. Ранняя весна. 1886. Фрагмент.

262. Н.Н.Дубовской. Гроза в степи. 1886.

263. Н.Н.Дубовской. После дождя. Не датирован (1885-1886 ?).16. //. Н.Дуоовскои. Ураган в степи. 1890.

264. Н.Н.Дубовской. Ураган в степи. 1890. Фрагмент.

265. Н.Н.Дудовской. Облачко. 1890.

266. H.Н.Дубовской. Облачко. 1890. Фрагмент.

267. Н.Н.Дубовской. Притихло. 1890.

268. Н.Н.Дубовской. Дождь приближается. Этюд. 1888.

269. Н.Н.Дубовской. На Волге. 1892.

270. Н.Н.Дубовской. Радуга. 1892.

271. Н.Н.Дубовской. Радуга. 1892. Фрагмент.

272. Н.Н.Дубовской. Иматра. 1893.

273. Н.Н.Дубовской. Альпы. 1895.

274. Н.Н.Дубоеской. Туман в горах. Ай-Петри. 1898.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.