Персидская газель в XX веке тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, доктор филологических наук Расулов, Алидод Бобоевич

  • Расулов, Алидод Бобоевич
  • доктор филологических наукдоктор филологических наук
  • 2009, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 326
Расулов, Алидод Бобоевич. Персидская газель в XX веке: дис. доктор филологических наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Душанбе. 2009. 326 с.

Оглавление диссертации доктор филологических наук Расулов, Алидод Бобоевич

Введение.

ГЛАВА I. Революция Машруте и эволюция персидской газели. а) эволюция содержания газели. б) газель в кругах творческих обществ и школ. в) стиль газели.

ГЛАВА II. Исламская революция и эволюция персидской газели. а) газель и её место в поэзии Исламской революции. б) религиозное сознание и его отражение в газели.

ГЛАВА III. Формальные и структурные особенности газели. а) форма и структура традиционной газели. б) нововведения поэтов периода Исламской революции в форме и структуре газели.

ГЛАВА IV. Виды газели. а) любовная газель. б) газель - элегия. в) панегирическая газель. г) подражательная газель. д) эпическая газель. е) газель (социально - политическая) протеста.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Персидская газель в XX веке»

В XX веке Иран пережил глубокие процессы, оказавшие прямое и непосредственное воздействие на заметные преобразования в политической, социальной, экономической и культурной жизни страны. Иранская революция Конституционализма, свершившаяся в начале века, послужила тем мощным двигателем, который повлек за собой целый ряд важнейших изменений в жизни общества. Особого внимания заслуживают те преобразования, которые под влиянием революции произошли в культуре и литературе. Именно в этот период, благодаря творческим новоисканиям поэтов, поэзия выхлестнула за пределы узкого круга дворцовой литературы, став достоянием широких народных масс.

Формирование и развитие свежих поэтических форм, а также рождение новых тем, способных отразить новую действительность также во многом обусловлены произошедшими революционными преобразованиями.

По этой причине, изучение газели, как одной из самой популярной и динамичной жанровой формы поэзии периода социально - политических катаклизмов в иранском обществе, представляется актуальной проблематикой иранского литературоведения.

При всём том, что иранская газель периода Революции маршруте вобрала в себя важнейшие и характерные особенности классической газели, она как и многие другие поэтические формы, восприняв и отозвавшись на всё то новое, что принесла с собой революция, ступила на путь идейно — художественного обновления. Это особенно ярко выразилось на тематике, содержании и лексико-семантических особенностях поэтики жанра. Следует отметить, что газель рассматриваемого периода стала предметом изучения ряда исследователей, которые однако, главным образом, аккумулировали своё внимание на отдельных аспектах творчества того или иного поэта, творившего в жанре газели. По этой причине комплексное изучение проблем жанра газели на сегодняшний день остается одной из наиболее актуальных задач современной литературоведческой науки и мировой иранистики.

Другим важным социально-политическим явлением XX века, оставившим глубокий след в культурной и литературной жизни иранского общества, была Исламская революция. В период Исламской революции форма газели, как и многие другие поэтические жанры, претерпела серьезные изменения. Эти обновления произошли как в тематике и содержание газели, так и в её жанровой структуре. Истины ради, необходимо подчеркнуть, что эта проблема также до сих пор не стала предметом отдельного изучения.

Характерно, что газель как одна из активнейших поэтических жанров периода революции Конституционализма и Исламской революции становится главным рупором, выражающим мысли и чувств народных масс, их чаяний и надежд. В связи с чем, немаловажное значение приобретает всесторонний анализ тематики и содержания газели.

Следует отметить, что изучение основных направлений и процессов развития современной персидской газели выдвигает перед исследователями целый ряд актуальных задач, среди которых важное место отводится исследованию персидской газели — её содержания и тематики, жанрово-стилистических особенностей, индивидуально мастерства выдающихся представителей персидской поэзии XX в. — Фаррохи Йезди, Мир-заде Эшки, Арефа Казвини, Мохаммада Хосейна, Шахрияра, Рахи Моайири, Симин Бехбахани и др, чьё творчество сформировалось и выпестовалось именно в этот период. Следовательно, изучение их творчества владеет важное значение в выявлении характерных черт персидской газели, тех новоисканий и обновлений, которые она претерпела во взаимосвязи с вышеуказанными социально- политическими явлениями.

Актуальность и важность темы определяется и тем, что до настоящего времени персидская поэзия XX века, её жанрово — стилистическое многообразие, в особенности ' жанр газели, остаются предметом многосторонних дискуссий, порождающих порой взаимоисключающие оценки творчества поэтов, творивших в этом многоплановом жанре.

Основной целью данной диссертационной работы является монографическое комплексное исследование и рассмотрение важнейших тематических, формальных и структурных изменений в жанре газели XX в; определение роли и места газели и её разновидностей в поэзии рассматриваемого периода; определить уровень понимания специфики персидской газели данного периода и обозначить тот круг проблем, которые возникали в процессе её постижения. Исходя из данного положения, задачами исследования мы определили следующее:

- дать краткую характеристику истории рождения, формирования и развития жанры газели ;

- раскрыть важнейшие особенности газели периода революции Конституционализма;

- дать творческую характеристику поэтов-лириков периода революции Конституционализма;

- проанализировать тематику и содержание газели рассматриваемого периода;

- проследить бытование газели в литературных кругах и школах;

- освоить религиозное мышление и его отражение в газели данного периода;

- выявить роль и место жанра газели в литературе периода Исламской революции;

- выявить и проанализировать жанровые разновидности газели в поэзии исследуемого периода;

- раскрыть форму и структуру газели в поэзии периода Исламской революции.

Определяя свои методологические позиции, автор стремился учесть и критически использовать достижения и результаты теоретических и прикладных исследований таких ученых, как Ш. Кадкани, Я. Ариянпура, Х.Фаршидварда, М.Хокуки, Х.Зарринкуба, М.Акбари, Н.Иран-заде, М.Йахакки, Г.Кафи, С.Шамиса, М.Куми, Ф.Сафа, П.Шакиба, С.Заркани,

С.Бакари, М.Нику, К.Хасанли, И.С.Брагинского, А.Мирзоева, Яна Рипки, Р.Хадйзаде, А.Абдуллаева, Р.Мусульманкулова, А.Абдуманнонова и др.

Изучение персидской газели XX в. является одной из важнейших проблем литературоведения. В истории персидско-таджикской литературы относительно зарождения, формирования и характерных особенностей данного жанра написано множество статей и отдельных работ монографического характера (21; 61; 75; 86; 147; 152; 159).

Большая литература сложилась вокруг других лирических жанров персидской поэзии XX века, которая наряду с анализом структурно-содержательных особенностей различных жанров, в той или иной степени затрагивает также жанровую специфику газели, её важнейшую характеристику и творческие поиски поэтов, творивших в жанре газели (113; 121; 124; 134; 144; 181; 233).

Однако следует подчеркнуть, что большинство завершенных исследований, в целом, посвящены изучению газели в классической персидской поэзии и касаются предмета нашего исследования лишь фрагментарно. Так, к примеру, И.С. Брагинский во введении к свой монографии «Из истории персидско-таджикской литературы» (21) высказывает свою точку зрения относительно рождения жанры газели. Эту же проблему затрагивает в своём исследовании «История персидско-таджикской литературы» Ян Рипка. Цикл статей М.Куми, изданных в журнале «Паёми навин» под названием «Традиция газели на протяжении восьми ста лет» (159), также касается вопроса роли и места жанра газели в персидской классической поэзии.

Исследуя этапы зарождения жанра газели и её специфику, Е.Э.Бертельс (17), А.Мирзоев (61) и Ш.Нумани (67) пришли к выводу, что термин газель вошел в персидско-таджикскую литературу из арабской поэзии. В то же время другие исследователи данной поэтической формы высказывают противоположную точку зрения. Так, к примеру, И.С.Брагинский, в упомянутой выше работе, изучая проблему генезиса жанра газели, утверждает, что этот жанр по всем своим признакам выдает свою близость с жанровыми формами устной поэзии народа (21). Следующий ученый -В.Е.Холшевников придерживается мнения о том, что газель своими корнями уходит в жанр рубай (86). По нашему мнению, точка зрения Ш.Нумани, Е.Э.Бертельса и А.Мирзоева ближе к истине. Ибо ташбиб и насиб (пролог и эпилог) по ряду особенностей и по многим параметрам близки к жанру газели, в особенности сплетением мысли и чувств, логикой развития мысли, содержанию взаимосвязаны между собой.

Другая проблема, постоянно находящаяся в центре внимания отдельных исследователей, — это вопросы, связанные с структурно-содержательной традицией жанра газели. Согласно мнению Р.Мусульманкулова (66), эта поэтическая форма, пройдя долгий временной отрезок развития, обрела целый ряд содержательно-структурных признаков, ставших традиционными. В частности, для жанра газели характерными признаками являются: 1) любовная тематика; 2) идея верности в любви, её чистота; 3) образ, заложенный в триаде: а) возлюбленная, б) лирический герой, в) соперник; 4) рифмовка газели, выстроенная строго по одной форме (ААБАВА.) 5) объём, как правило, состоящий из 7-12 байтов (66, 46). Примерно этих же принципов придерживается в характеристике жанра газели в своей книге «Путь газели в персидской поэзии» (147) и С.Шамиса.

Важно подчеркнуть, что отмеченные выше традиции вовсе не были однообразными во все периоды персидско-таджикской литературы. Р.Мусульманкулов продемонстрировал это на обширном материале классической поэзии. Так, к примеру, если в IX — X вв. основной тематикой газели была земная человеческая любовь, то в последующие века в этой поэтической форме также стала воплощаться и тема мистической любви. Наряду с этим в процессе формирования жанра газели широкое применение обретают также темы: назидания, критики и протеста, жалобы и сетования на судьбу и. др. Газели Рудаки, Шахида Балхи, Абуисхака Джуйбари, Кисаи Марвази, Дакики, Рабеи и других поэтов средневековой персидскотаджикской поэзии посвящены описанию внешнего облика возлюбленной, её кокетства, жеманства, капризов, неверности и неблагосклонности по отношению к влюбленному (лирическому герою). В центре внимания подобных стихов находится образ непреклонной возлюбленной, стремясь к близости с которой лирический герой-влюбленный постоянно испытывает муки безответной любви. Язык стихов этих поэтов необычайно певуч и доступен для восприятия («Хоросанский стиль»), а в качестве центральной темы выступает земная человеческая любовь. Примечательно, что газель в их творчестве уже функционирует как самостоятельная жанровая форма, отражая одновременно пеструю картину газельного творчества того времени. И.С.Брагинский затрагивая проблемы развития газели, приходит к выводу, что в XI в. жанр газель выступает не только как основной жанр, но включается в диваны поэтов как отдельная часть стихотворения (23). Именно начиная с этого периода газель высвобождаясь от размытости жанровых форм «тематического синкретизма», постепенно обретает единство формы и композиции. Согласно сложившимся канонам две первые строки газели (матла') должны иметь монорифму. В то же время каждый бейт газели обладает самостоятельностью и выражает законченную мысль. В заключительной части газели поэт, подытоживая свою мысль, как правило приводит свой псевдоним. Использование псевдонима (тахаллоса) в последнем бейте газели в конце XII - XIII вв. вошло в традицию. Говоря иначе, форма газели в результате поступательного развития обретает единую композиционно-смысловую структуру.

К концу XIII века газель профессионалов, замкнувшись в кругу тем, ставших традиционными, обнаруживает стремление к формализации на всех уровнях поэтической структуры, начиная с образного.

Следует отметить, что тезисы Р.Мусульманкулова выстроены в рамках изучения определенного периода истории, классической персидско-таджикской поэзии и их нельзя конструировать относительно всех периодов данной литературы. Ибо современная газель, сохраняя в целом свою жанровую, специфику претерпела заметные изменения как в отношении тематики и содержания, так и формальным признакам.

Непосредственно к теме настоящей работы относится исследование М.М.Куми «Газельная поэзия на протяжении восьми ста лет». Рассматривая частично изменения, происходящие в газельной поэзии того или иного периода, автор приходит к выводу, что после этого мы встречаемся с другим этапом газельного творчества, путь совершенствования которого начинается в конце эпохи Саманидов и продолжается до заката пятого века хиджры, то есть эпохи Газневидов.

Несмотря на то, что начало формирование жанра газели относят к третьему веку, однако до появления на литературной арене великолепного лирика Санои газель находилась в зародышном состоянии или, выражаясь иначе, на протяжении этого времени проходит особый путь развития. Начиная с Санои и после него газель как бы входит в золотую эпоху. В эти века газель открывает свои объятия мистицизму (знанию) и без преувеличения в этот направлении первенство принадлежало Санои (159, 911). Как видим, автор настоящего исследования, рассматривая основные этапы формирования газели, в целом обходится описанием и общими словами.

Задавшись целью выявить основные этапы формирования и развития газели в персидской поэзии и в этой связи проанализировав большое количество исследований, посвященных вопросу предыстории газели, считаем необходимым отметить, что газель как самостоятельная жанровая форма наиболее интенсивно развивалась именно в XII — XIII века и заняла прочные позиции в творчестве всех средневековых поэтов. Основным фактором развития газели в эти века был процесс её высвобождения из рамок одической поэзии. В сущности этот процесс был закономерен ибо, как известно, в XII — XIII вв. касыда — ода начинает сдавать свои главенствующие позиции и поэты, всё чаще и чаще обращаясь к газельной лирике, используют в ней тему любви, философско-назидательные мотивы, житейскую мудрость.

Среди работ, посвященных интересующей нас проблеме, можно выделить некоторые ценные, в которых исследование жанра газели осуществлено в монографической форме. Одним из таких трудов является исследование С.Шамиса «Шествие газели в персидской поэзии» («Сайри газал дар шеъри форси») (147). На самом деле, исследователь приложил все усилия к тому, чтобы представить в своём исследовании общую картину газельной лирики, её жанрового своеобразия на протяжении всей истории литературы Ирана, в особенности её классического периода. Чрезвычайно важным шагом автора данной работы, в частности, является вопроса уточнение сущности терминологического смысла газели, а также уточнение возникновения и формирования этого жанра.

Рассмотрев эту проблему и предлагая свою трактовку термина «газель», С.Шамиса анализирует творчество персидско-таджикских поэтов начиная с Рудаки до представителей поэзии периода революции Конституционализма. С.Шамиса, как и другие исследователи, изучавшие те или иные моменты истории газели, её жанровых особенностей, также касается в этой работе и других аспектов данного жанра. В данной работе частично рассматриваются изменения, происходившие в газельной поэзии того или иного периода, вопросы, связанные с бейтом тахаллос (псевдонима), количеством бейтов, метрическим размером стиха, редифом, тематикой и содержанием, жанровыми разновидностями газели, местом и роли образа возлюбленной и т.д.

Однако данный труд содержит, в основном, анализ классической газели персидско-таджикской поэзии и не может дать ясную и полную картину, необходимую информацию об изменениях в тематике, особенностях композиции, стилистике и других чертах газели XX века. Исходя из вышеизложенного можно с уверенностью сказать, что многие проблемы, касающиеся произошедших изменений в жанре газели современной эпохи, носят разрозненный характер и остались за пределами всестороннего исследования. В особенности это относится к вопросам тематике и содержания, формы, традиций и новаторства жанра газели XX в. (в том числе газельной лирики периода революции Машруте и Исламской революции). Наше исследование ставит перед собой задачу восполнить эти проблемы.

В 1989 году была издана монография М.Л.Рейснер «Эволюции классической газели на фарси (X - XV вв)», которая явилась серьезным шагом в изучении классической персидско-таджикской газели. Автор данного произведения наряду с общими вопросами, касающимися жанровой специфики газели, также углубляется в историю формирования и развития, синтеза в ней достижений поэтических традиции различных жанровых форм на фарси с X по XIV вв., представляет свою версию периодизации истории газели. В соответствии с поставленной задачей в поле зрения Рейснер оказались произведения следующих поэтов «профессионалов»: X-XII в. — Рудаки, Дакики, Унсури, Фаррохи, Манучихри, Адиба Сабира Термези, Муизи, Анвари; суфийских поэтов XI - XIII вв. — Ансари, Санаи, Аттара; поэтов XIII — XIV вв. - Саади, Хаджу Кирмани, Убайда Закани и Хафиза. Автору удалось выявить идейно — содержательные и структурно-композиционные особенности жанра газели на этом временном отрезке истории классической персидско-таджикской поэзии, что и является новым достоинством её исследования.

В современном таджикском литературоведении также можно выделить ряд ценных исследований относительно интересующей нас проблемы. Среди них особое место отводится работам А.М.Мирзоева «Рудаки и развитие газели в X — XV вв»; (61)», «Рудаки жизнь и творчество» и А.Кахаровой «Саади и его роль в развитии газели». В них содержатся наброски истории газели от Рудаки до Джами и Саади, прослеживаются изменения, происходившие в жанре газели на разных этапах её развития. Однако внимание вышеназванных авторов, главным образом, было сосредоточено на изучении и анализе особенностей жанра газели в классической литературе.

В рассмотрении персидской газельной лирики современного периода, в особенности времени Исламской революции, важная роль принадлежит сборнику статей в 2-х томах «Революционная литература, революция литературы» (106). Данный сборник составлен из статей исследователей современной персидской поэзии. Статья «Отсвет индийского стиля на газели революционной эпохи», принадлежащая перу М.Джавадинийа, помещенная в первом томе данного сборника, целиком посвящена исследованию газели. Исследователь в данной статье, анализируя и размышляя относительно «индийского стиля», подчеркивает его применение в поэзии этого времени. Согласно его мнению, под воздействием революционных событий «индийский стиль» возрождается в поэзии этого периода, в особенности в жанре газели. Выявляя роль и место «индийского стиля» в творчестве поэтов периода Исламской революции он отмечает влияние Бедиля и других последователей «индийского стиля» на газельную лирику этого времени. Более того, задавшись целью рассмотреть важнейшие особенности «индийского стиля», ученый аккумулировал своё внимание на таких её специфических чертах, как понятие высокой страсти, парадоксальность и рефлексивно-философский оттенок.

Другая проблема, затронутя в данной статье, касается вопроса влияния на поэтов - новаторов этого периода стилистики словостроения «индийского стиля». Исследователь в этой части своей статьи также подчеркивает влияние Бедиля на творчество поэтов периода революции Конституционализма и Исламской революции, поднявших газель на новые высоты, среди которых особо выделяет газели А.Азизи, Ю.Миршаккака и К.Аминпура.

М.Джавадинийа в следующей своей статье «Взгляд на поэзию Исламской революции» (106), продолжая свои поиски по выявлению важнейших черт данного периода, вновь углубляется в анализ жанра газели и даёт свою классификацию её разновидностей. В частности, подчеркивая господство в этот период «новой» и «эпической газели», он пишет: «Газель революционного века, начало бурного развития которой обусловлено завоеваниями Исламской революции (1979 г.), до сегодняшнего дня преодолев временной отрезок, равный двум десятилетиям, невзирая на малоопытность поэтов всё же, отталкиваясь от музыки стиха, высокого стиля, размышлений и творческой фантазии, достигла заметных высот. Отдельные ученые, задавшись целью рассмотреть периоды развития газели после революционных преобразований на основе выработанной классификации, придерживаются мнения, что газель в поэзии этих двух десятилетий развивалась в трех направлениях: новая газель, новейшая газель, нацеленная на искусство построения словосочетаний, и эпическая газель» (106, 69).

Другой иранский исследователь Негматулла Иран-заде в своей статье «Взгляд на стилистику современной газели» (106) своё внимание главным образом сосредоточивал на изучении и анализе газели периода Исламской революции в аспекте тематики, содержания, структуры, ритмики, рифмовки и т.д. Опираясь на работы других исследователей, он высказывает ряд интересных наблюдений о разновидностях стихотворного размера газели и приходит к выводу о том, что поэты, стремясь к новаторству, часто прибегали к использованию сложных и тягучих стихотворных размеров. Н.Иран-заде также отдельно останавливается на анализе «газели -рассказе», выявляя её место и роль в поэзии исследуемого нами периода. Однако необходимо отметить, что многие поставленные вопросы в этой статье очень ясно говорят о насущной необходимости разрешить в конечном счете проблему развития газели в современной иранской поэзии.

Огромный фактологический материал представлен в книге «Рассмотрение литературы периода Исламской революции», изданной в 1995 году. Но детально изучая статьи, вошедшие в этот сборник, и анализируя их в органической связи с историческими явлениями, мы также вправе констатировать, что они, к сожалению, не дают полной картины развития газели, новаторских поисков поэтов в её обновлении. Анализ большинства проблем в статьях носит общий характер и касается лишь отдельных особенностей жанра газели.

Одной из важных проблем, которой касаются в своих исследованиях многие иранские литературоведы, является периодизация или изучение этапов развития газели. На основе изученных нами научно-исследовательских материалов выяснилось, что литературоведами Ирана выработаны несколько вариантов характеристики периодов развития газельной лирики в XX веке. Но поскольку литература данного периода в целом представлена новым стихом, то периодизация в основном осуществлена на основе этой разновидности поэзии, споры вокруг которой не утихают и по сей день. Так, к примеру, значительное место проблема периодизации развития газели занимает в исследованиях Х.Асозаде (10), М.Хокуки (123), Ш.Лангруди (168), М.Йахаки (181), И.Ало (178), Ш.Кадкани (163). Большинство этих исследователей в процессе периодизации поэзии и в целом литературы, данного периода прежде всего сосредоточивали своё внимание на изучении и анализе факторов новой действительности, что, по нашему мнению, соответствует принципам периодизации. Ибо данный фактор позволяет исследователю углубиться в процесс формирования и более точнее выявить особенности развития газели в определённом периоде литературы.

Но при всём этом для того, чтобы дать полную картину периодизации газели, требуется провести еще более широкие исследования и поиски. Дабы не быть голословным, рассмотрим отдельные замечания и мнения некоторых исследователей касательно данной проблемы.

Так, С.Шамиса в своём труде «Шествие газели в персидской поэзии» (147), осуществляя теоретическую разработку и научное обоснование принципов периодизации газели, предлагает следующую классификацию:

1. Век тагазулла (любовных газелей);

2. Период расцвета газели как самостоятельной жанровой формы;

3. Газель синкретизма иракского и индийского стилей;

4. Газель «индийского стиля»;

5. Газель периода «возвращения»;

6. Новая газель.

Следует отметить, что С.Шамиса производит данную периодизацию не на основе социально-политических и экономических преобразований в обществе, а с учетом тех изменений, которые происходили в форме и содержании газели, а также литературных течений (хоросанский, иранский, индийский стили и, особенно, поэзии периода бозгашт - возвращение). Подобный принцип периодизации отвечает целям, способствует выявлению формальных, структурно- композиционных особенностей газели в определенные исторические периоды, но, по нашему твердому убеждению, и этот принцип периодизации далёк от совершенства. На самом деле игнорирование влияния социально-политических и экономических преобразований на развитие и изменения газели не позволили С.Шамиса конкретизировать важнейшие исторические периоды, обусловивших формально-содержательные изменения жанра газели. К примеру, газель XX века начиная с периода революции Конституционализма до пятидесятых годов, занимавшая важное место в истории персидской поэзии и позволяющая охватить также во взаимосвязи с формально — содержательными изменениями другие периоды её развития, объединена им в один период с движением «Бозгашти адабй» («Возвращение»).

Газель второй половины XX века названа им «новой газелью», что также не позволяет охватить все особенности газели данного периода.

Мухаммадриза Шафии Кадкани в книге «Периоды персидской поэзии от революции Машруте до заката монархии» (163), также размышляя над этой проблемой, разделяет персидскую поэзию этой эпохи на 7 периодов:

1. Период до революции Конституционализма;

2. Период Революции Конституционализма;

3. Эпоха Резашаха (1299-1320);

4. От месяца шахривар 1320 г. до кудета 28 месяца мурдод 1332 г;

5. От месяца кудета 1332 до 1340 гг;

6. От 1340 до 1349 гг;

7. От 1349 г (начала вооруженной борьбы) до 1357 (до заката монархии).

При периодизации поэзии этого века Ш.Кадкани, как и другие исследователи, прежде всего заострял своё внимание на социально — политических событиях страны. Невзирая на то, что размышления и выводы исследователя относительно периодизации процессов развития газели в целом отвечают требованиям литературоведения, однако и этот принцип не позволяет выявить во всей полноте картину процесса новоисканий газельной лирики в персидской поэзии исследуемого периода. Ибо в центре внимания уважаемого исследователя, прежде всего, находится проблема «новой поэзии». Только лишь в двух периодах, выделенных Ш.Кадкани, речь идет об особенностях традиционной поэзии, в частности жанра газели.

Исходя из обзора принципа периодизации и рассмотренных выше других принципов периодизации развития газельной лирики в персидской поэзии XX века можно с уверенностью сказать, что они не позволяют изучить и анализировать газель как самостоятельную жанровую форму.

Помимо уже рассмотренных нами научных исследований в рамках интересующей нас проблемы существуют также и другие работы в которых можно черпать сведения о некоторых периодах развития традиционной поэзии XX века, в том числе и жанра газели. В этих научных изысканиях периодизация в сущности не конкретизируется. Авторы данных работ в основном ограничиваются постановкой проблем жанрового многообразия поэзии XX века и выявлением формальных признаков и особенностей традиционных жанров, в том числе газели, рубай, дубейти и др. Однако все эти работы, за исключением нескольких, которых мы коснемся конкретно чуть ниже, лишь сконцентрировали в себе определенный минимум фактографических данных, не ставя перед собой задачи их теоретического обобщения.

Например, П.Шакиба, высказывая собственную точку зрения относительно поэзии XX в., после суждений об особенностях литературы периода Машруте в её последующих этапах, подвергает анализу творчество с* таких поэтов, как Шахрияр, Рашид Иесими, Амирии Фирузкухи, Пажмон с*

Бахтияри, Хабиб Иагман, Махди Хамиди, Рахии Мохайири, Ра'дии Озарахши, Али Аттари и других художников слова, приверженцев традиционной персидской поэзии (144, 335)

Творческая деятельность поэтов, названных исследователем, в целом приходится на определенный исторический отрезок времени после революции Конституционализма. Если период революции Конституционализма от её начала (1905 г.) до поражения (1911 г.) и времени прихода к власти Ризашаха (1925 г.) считать определенным периодом истории персидской литературы (новой персидской литературы), которая охватывает всего лишь 20 - летний временной отрезок, то поэты, которых называет Парвин Шакиба, в своём большинстве приступили к творческой деятельности во второй половине 20-х годов XX века. Исходя из этого, правильно будет отнести их к другому периоду новой персидской литературы. Этот период (1921-1945 гг.) в новой персидской литературе назван резашахским периодом.

Мохаммад Хокуки в книге «Хождение по истории современной литературы Ирана»(124) после подробного описания литературы периода революции Машруте, углубившись в традиционную персидскую поэзию, в частности жанр газели, высказывает своё видение творчества поэтов послереволюционного периода (времени правления Резашаха), их новоисканий в жанре газели.

Анализируя работы этих исследователей, можно прийти к выводу, что невзирая на акцентирование внимания на периодизации традиционной персидской поэзии, определяя идейно-тематические особенности литературы периода революции Конституционализма, они признали её как один из характерных периодов в истории литературы XX века, а последующую литературу, то есть до периода Исламской революции, отнесли к другому этапу её развития.

Следует отметить, что работы Мохаммада Джа'фара Йахаки, посвящённые проблеме периодизации традиционного персидского стиха (газели), также обладают значимостью в теоретической разработке и научном обосновании данной проблемы. В своей книге «Подобно жаждущиму кубку» (181), размышляя относительно традиционных жанров периода революции Конституционализма, исследователь также высказывает свои мысли касательно этих жанров и в последующие периоды, то есть в эпоху поэзии Нимо (1926-1979 гг).

Таким образом, на основании вышеизложенного можно заключить, что исследование отдельных жанров и жанровых форм персидской поэзии XX века нуждается в более глубоком, комплексном подходе. Жанр газели, изучению которого посвящена данная научная работа, в этом аспекте также не исключение.

Как мы смогли убедиться, исключительное большинство вышеупомянутых исследователей в своих работах при освещении места и роли жанра газели в XX веке не делали теоретически обоснованных выводов относительно периодизации персидской поэзии XX века, её характерных особенностей.

История развития персидской газели в XX в. освещена исследователями весьма неравномерно: главное внимание уделялось периоду зарождения газели на фарси (следовательно, проблеме её происхождения) и эпохе наивысшего её подъема (XIV в.). Эволюция же этой формы в XX веке, особенно в период революции Конституционализма и Исламской революции, оставалась неизученной. Однако для полного изучения истории персидской газели требуется всесторонний и глубинный подход, который позволит выявить основные этапы истории газели в указанный период.

Принимая во внимание все теоретические выкладки исследователей, факторы развития жанра газели, социально-политические, экономические преобразования в обществе, повлиявшие на идейно-тематические изменения данного жанра, её стилевые течения и направления, можно произвести следующую периодизацию этапов эволюции персидской газели в XX веке:

1. Период Конституционализма.

2. Послеконституциональный период.

3. Период Исламской революции (1979 до нынешних дней).

Последний принцип периодизации, произведенный с учетом социально-политических, экономических и других преобразований в обществе, возможно не лишен некоторых недостатков и упущений. Однако независимо от этого, рассмотрение целого ряда жанровых аспектов газели, а также творчества мастеров этой поэтической формы возможно лишь благодаря такому принципу периодизации.

В своей работе мы попытались наряду с изучением общих формальных признаков газели, определением её места и роли в истории новой персидской поэзии, выявлением характерных особенностей творчества поэтов газельной лирики также окунуться в анализ структурно - содержательных и формальных аспектов в персидской газели XX века в их динамике развития, также показать влияние поэтов - классиков на творчество современных художников поэтического слова, творивших в этом жанре.

С целью достижения намеченных целей мы в данном исследовании, в основном, опирались на творчество поэтов XX века, то есть тех творцов газельной лирики, которые активно работали в этом жанре в периоды революции Конституционализма и Исламской революции.

Научая новизна данного исследования заключается в том, что впервые в отечественной науке в монографическом плане рассматривается эволюция содержания формы и структуры персидской газели в Иране XX в. При этом в нашем исследовании рассмотрены:

- место газели в поэзии периода революции Конституционализма;

- важнейшие тематические особенности жанра газели, на примере стихов мастеров газельной лирики;

- место жанра газели в поэтических кругах и школах данного периода;

- эволюция газели в период Исламской революции;

- религиозное мышление и его отражение в газели;

- форма и структура газели, а также новоискания в этой традиционной жанровой форме;

-разновидности газелей, с точки зрения содержательно-тематической направленности. На этой основе сравнительный анализ современной персидской газели с классической газелью.

Основная часть исследования, как новое слово в литературоведении, может внести весомый вклад в изучение теории и практики поэтики и стилистики современной персидской поэзии, ее художественно-эстетических принципов. В теоретическом отношение особую значимость представляют размышления и выводы автора диссертации о сущности газели исследуемого периода. Материалыы диссертации могут лечь в основу изучения истории литературы Ирана XX в., будут полезны при составлении учебных пособий, чтении специальных курсов по персоязычной литературы.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», Расулов, Алидод Бобоевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Персидская газель, пройдя с начала XX века до нынешних дней несколько этапов развития обрела свои особые черты. В этот период газель, являясь одним из популярнейших жанров, невзирая на заметные изменения, произошедшие в содержании, языке, структурно-композиционном построении, все же сохранила основные формальные признаки классической газели. Эти особенности классической газели наиболее ярко представлены в творчестве поэтов начала XX век, то есть тех художников слова, которые жили и творили в период Исламской революции.

Общеизвестно, что революция Конституционализма внесла изменения не только в социально- политическую жизнь общества, но также оказала заметное влияние на культуру и литературу данного периода. Поэты, шагая в ногу с социально-политическими преобразованиями, стремились отразить это историческое явление в своих произведениях. Благодаря этим новаторским поискам они достигли заметных успехов в обновлении поэзии.

Важнейшим шагом поэтов данного периода, позволившим им выразить свои мысли и чувства в целом во взаимосвязи с социально-политическими преобразованиями в жизни общества, была концентрация внимания на доступных восприятию коротких простых стихотворных размерах, насущных тем. Основными поэтическими формами, к которым наиболее часто обращались поэты периода революции Конституционализма и Исламской революции, были тарона, тасниф, мустазад, мусаммат, тарджебанд и другие разновидности лирического стихотворения.

Однако, несмотря на это, большинство поэтов рассматриваемого периода, даже те, кто постоянно находились на позиции новаторских исканий, нередко для выражения своей социально-политической платформы, обращались к жанру газели. Этим можно объяснить то, что в большинстве диванах, собрании сочинениях наблюдается большое количество газелей.

Необходимо подчеркнуть, что в этот период газель была в центре внимания двух групп поэтов. В первую группу входили те поэты, чьи газели с точки зрения тематики и содержания, языка, использования слов и выражений были близки газели поэтов-классиков. Эта особенность характерна для газелей тех поэтов, которые творили на первых этапах революции Конституционализма или же сразу после неё (Адибулмамолек Фарахани, Шуриде Ширази, Адиб Нишабури, Адиб Пишавари и Сайф Алишах). К второй группе следует отнести поэтов-новаторов, которые стремились к обновлению языка или, говоря иначе, стремились внести в лексику поэзии новые, в особенности европейские, слова или выражения, не встречающиеся в творчестве поэтов классического периода (Эрадж, Бахар,

Ареф, Лахути, Фаррохи Иезди, Мир-заде Эшки, Саидашрафиддин Гилани и ДР-)

Другой особенностью творчества этой группы поэтов газельной лирики было то «что в поисках новых средств выражения мысли и чувств они, в первую очередь, упростили язык газели. Вследствие этого в газель стали проникать улично-базарные выражения и обороты, а также иностранные слова.

Невзирая на всё это, большинство поэтов цеплялись за устойчивую структуру персидской газели, изменить которую мог далеко не каждый. Кроме того, повторяющиеся темы, переходящие из произведения в произведение выражения и обороты речи, многие из которых порядком поизносились, так глубоко засели в сознании поэтов данного периода, что они считали все это самым ценным, что есть в газели. Поэтому подобные поэты -консерваторы в штыки принимали всякого, кто пытался внести новые темы и обновить поэтические приёмы.

Учитывая это, поэты второй группы всё же пытались переломить эту приверженность к традиционной газели и в её рамках сказать новое, отразить процессы, происходящие в обществе под влиянием революции Конституционализма. С этой точки зрения, газели большинства поэтов периода Машруте можно отнести к «газелям дня». Отличительной особенностью этих газелей было то, что они сочинялись в совершенно новой стилистике, ничем не напоминающей газели классиков.

Анализ газели с точки зрения её стилевых особенностей выявил, что газель периода Машруте по своей сути является смешением разных стилей, присущих персидской газели, но при этом важной особенностью газелей данного периода было вхождение в неё новых тем, отражение событий и явлений в жизни общества, социально-политической обстановки в стране и на этой почве изменение содержания газели.

Главными темами, к которым чаще всего обращались поэты поколения революции Конституционализма, была тема патриотизма, свободы, революции, рабочих и крестьян, независимости и др. Поэты, будучи живыми свидетелями царящего в стране гнета и насилия, предательства и двуличия правителей, обращались в своих стихах к этим темам и призывали народ к борьбе против внутренних и внешних врагов отечества. Важной чертой их стихов было то, что они наряду с выражением своих патриотических воззрений также изображали в газелях социально-политическую обстановку в стране.

Газели периода после революции Машруте также свойственны свои пути развития. Анализ и изучение газели этого периода позволяет прийти к выводу, что на этом этапе газель находилась в центре внимания двух групп поэтов. Газели первой группы, при сохранении структуры и стилистики традиционной газели, всё же отличаются новым содержанием. Но следует отметить, что течение романтизма, находившееся в этот период в состоянии формирования, не прошло бесследно для творчества многих представителей этой группы поэтов. Говоря иначе, это явление, оказав сильное влияние на мысли и чувства поэтов газельной лирики послереволюционного периода, способствовало тому, что они в большей степени стали уходить в самоанализ личных переживаний и несколько отдалились от насущных проблем социально-политического характера. Под влиянием социально-политических событий того времени наблюдается определенный романтизм, особенно в произведениях Шахреяра.

Одной из характерных черт литературной жизни периода революции Конституционализма было наличие литературных собраний, обществ и кружков, которые сыграли заметную роль в развитии новейшей персидской поэзии, в частности газели. Основателями этих собраний и обществ были, главным образом, писателем, критики, и любители культуры, которые интересовались текущими событиями, детально разбирались как в национальной, так и зарубежной литературе. «Анджоман —е Хаким Низами» («Общество философа Низами»), «Анджоман-е адаби-йе Иран» («Литературное общество Ирана»), «Анджоман-е адаби-йе донешкаде» («Литературное общество Института») и другие собрания, живо обсуждавшие проблемы литературной жизни, оказали благотворное воздействие на новаторские поиски поэтов, стремясь при этом обеспечить дальнейшее развитие традиционного стихосложения.

Газель данного периода с точки зрения стиля также обладает целым рядом особых черт. Так, к примеру, газели Лутфали Суратгара, Сармада и некоторых других поэтов написаны в «хорасанском стиле», которому присущи плавность и естественность речи. В то же время,стилистика газелей Шахрияра, несколько помпезная и тяготеющая к медитативным размышлениям, характерна для «иракского стиля», и, наконец, газели Рахи Моайири, Амири Фирузкухи по сложности образов, символической насыщенности написаны в «индийском стиле». Однако разнообразие стилей не мешает поэтам затрагивать злободневные проблемы общественной жизни, отображать социально-политические явления периода Машруте и Исламской революции.

Исламская революция открыла новый этап развития персидской литературы. В этот период в поэзии творили свои произведения поэты, которые добились заметных успехов в жанре газели ещё до революции (Нузар Паранг, Аббас Садики и Хусейн Манзави).

В этот период также активно творили поэты, пришедшие на литературную арену на волне Исламской революции, которые внесли в жанр газели новые темы, способы и приёмы художественного изображения (Салман Херати, Али-Реза Казва, Парвиз-беги Хабибабади, Сухейл Махмуди и Абдуджаббар Какайи).

Появились новые стили газели, такие как «газелл-е ноу» («новая газель»), «газал-е ноуе мо'тадел» («новая умеренная газель»), «газалвора» («подобие газели»). Кроме того, получила свое развитие научно-исследовательская деятельность, направленная на изучение персидской поэзии, в частности газели. В нее были вовлечены как ученые, так и сами писатели.

Персидская газель последних десятилетий, с точки зрения её формально-тематических особенностей, подверглась значительной эволюции. Истоки такого новаторства следует искать в нимаистских и белых стихах (ше'ри нимои ва ше'ри сафед).

Ещё одна из новаторских особенностей творчества мастеров газели периода Исламской революции заключается в том, что они проявляли склонность к созданию оригинальных словосочетаний (таркибсозй). Молодые поэты, пользуясь новой лексикой, создавали новые поэтические словосочетания. В этом направлении ведущими мастерами являются Кавус Хасанли, Сайид Бакири, Мохаммад - Реза Нику, Насроллах Мардани. Но данная тенденция наблюдается и в газелях других поэтов.

Обращение к новым, особенно длинным, размерам просодии является другой четрой газели периода Исламской революции. Во главе этого течения стояла Симин Бехбахани. Симин действительно использовала такие размеры, которые ранее в персидской поэзии не применялись.

Тема мистической любви всегда была востребованной в персидско-таджикской поэзии. Однако любовные газели созданные в период Исламской революции значительно отличаются от подобных произведений созданных мастерами предыдущих поколений. Так, «газель-элегия» является одним из видов газели, который в силу ряда причин претерпел значительную эволюцию. Вслед за революцией началась продолжительная война, в результате которой погибли тысячи людей. Для того, чтобы облегчить страдания тех, близкие которых пали мученической смертью, поэты обращались к «газели-элегии». Именно эта жанровая разновидность газели предаставляла поэтам максимальную возможность выразить свои скорбные чувства и эмоции.

В творчестве поэтов периода Исламской революции особое место занимают темы любви к родине, исламу и его ценностям, любви к жизни, сцены сражений, политические и социальные проблемы, темы войны, мученической смерти во имя спасения отчизны от врагов, и т.д., что само по себе свидетельствует о расширении тематического диапазона жанра, в которой по традиции ведущей темой была земная и мистическая любовь, назидание и наставление. Газель периода Исламской революции отличается обилием жанровых разновидностей. Анализируя газели поэтов данного периода, можно обнаружить такие жанровые разновидности, как «любовная газель», «газель-элегия», «хвалебная газель», «газель-подражание», «эпическая газель», «газель-протест», «политическая газель» и т.д., в которых отчетливо проявились новаторские поиски художников слова.

Однако следует подчеркнуть, что большинство этих разновидностей газели существовали и в классической литературе. Сравнительной анализ газелей поэтов периода Исламской революции с газелями классиков с точки зрения их стиля, структуры, вида и тематического содержания позволяет утверждать об их принципиальном отличии, о нововведениях современных персидских поэтов в жанр газели.

Таким образом, по нашему мнению, любовная газель, газель- элегия, подражательная газель, панегирическая газель, газель (социально-политического) протеста являются основными видами газели рассматриваемого периода.

Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Расулов, Алидод Бобоевич, 2009 год

1. Абдуллоев А. Адабиёти форсу точ;ик дар нимаи аввали асри II. -Душанбе: Дониш, 1979.-283 с.

2. Абдуманнонов А. Нуктаи назар.-Душанбе: Адиб, 1989.-239 с.

3. Адабиёти форсу точ;ик дар асрх,ои XII-XIV. К^исми дуюм. Душанбе: Дониш, 1983.-230 с.

4. Азер А.А. Персидское стихосложение и рифма: автореф. дис.д-ра.филол. наук-М., 1967.-110 с.

5. Азер А.А. Рифма персидского стиха. Проблемы восточного стихосложения.- М .: 1973.-183 с.

6. Акбаров Ю. Шеъри эх,сос ва тафаккур. -Душанбе: Ирфон, 1985. 238 с.

7. Актуальные проблемы иранской филологии. -Душанбе, 1985.-335с.

8. Алиев P.M. О новаторстве в современной персидской поэзии. Ритмические основы стиха.- М.: Наука, 1963.-15 с.

9. Алиев Н.М. Жизнь и творчество Нодира Нодирпура: автореф. дис канд. филол. наук М., 1975.-41 с.

10. Ю.Асозода X. Адабиёти Эрон дар садаи XX. -Душанбе, 1997.-272 с.

11. Асозода X. Адабиёти форсй ва се шохаи он. -Душанбе, 1991.-127 с.

12. Афсах,зод А. Чрмй-шоири газалсаро. Душанбе: Маориф, 1981.

13. Баъзе масъалах,ои актуалии филологияи Эрон. Мач;муаи мак,олах,о.-Душанбе, 1990.-108 с.

14. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет. -М.: Худож. лит., 1975. 500 с.

15. Беляев В. Персидские таснифы. К вопросу о персидском квантитативном стихосложении. -М.: Наука, 1964. 71 с.

16. Бертельс Е.Э. История литературы и культуры Ирана. -М.: Наука, 1989. 557 с.

17. Бертельс Е.Э. Избранные труды. Том 1.

18. Бертельс Е.Э.Суфизм и суфийская литература.-М.:Наука,1965.-23с.

19. Болдырев А.Н. Отражение древних традиций в классической литературе Ирана. История иранского государства и культуры. М., 1971.159-168 с.

20. Бобоев А. Мавзуъ ва сабки ашъори Манучехрй. -Душанбе: Дониш, 1990.-128 с.

21. Брагинский И.С. Из истории персидской и таджикской литератур.-М.: Наука, 1972. -524 с .

22. Брагинский И.М.,Комиссаров Д.С. Персидская литература. Краткий очерк.-М.:Изд.вост. лит, 1963.-213 с.

23. Брагинский И.С. О возникновании газели в персидско-таджикской литературы//Советское востоковедение. 1958. №2. С.93-99.

24. Бурич В.Н. От чего свободен свободный стих? //Вопросы литературы. 1972. №2. С. 132-140.

25. Виноградов В.В.Проблема авторства и теория стиля.-М.Гослитиздат, 1961.-614 с.

26. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика.-М.:Изд. АН СССР, 1963. -254 с.

27. Ворожейкина З.Н. Иредж Мирза. Жизнь и творчество. -М:. Изд. вост. лит., 1961 163 с.

28. Восточная филология. Вып. 2. —Душанбе, 1973.-203 с.

29. Восточная филология. Вып. 3. —Душанбе, 1974.-98 с.

30. Гаджиев А.Г. Поэзия Фаррохи Иезди: автореф. дис. канд. филол. наук.-Баку, 1964-21 с.

31. Гаемпанах Г.Г. Ареф Казвини — гражданский поэт Ирана. -М.: Наука, 1917.-22 с.

32. Гинзбург Л.Я. О лирике. -М.; Л.: Сов.писатель, 1974. -407 с.

33. Гусейнов Б.М. Новое и новаторское в современной персидской поэзии. Теоретические проблемы восточных литератур.- М., 1969. -31с.

34. Гусейнов Б.М. Традиции и новаторство в поэзии Ирана ХХв.: автореф. дис. д-ра. филол. наук . Баку, 1973.-171 с.

35. Давлатов М. Газал ва анъанаи он дар эчодиёти устод Абулкосим Лохутй.- Душанбе, 1973.- 190 с.

36. Дадашева У.М. Поэзия современного иранского поэта Ахмед Шамлу: автореф. дис. канд. филол. наук. Баку, 1975.-34 с.

37. Дидор бо Гарморудй. Мачмуаи маколот. Бо кушиш ва пешгуфтори Худой Шариф. -Душанбе, 2003.-163 с.

38. Дорри Дж. X. Персидская сатирическая поэзия 40-50-е гг.ХХ в.- М.: Наука, 1965.-234 с.

39. Жале Бади. Нима Эшидж отец новой поэзии в Иране.-Проблемы теории литературы и эстетики в странах Востока. М.: Наука, 1964. С. 319339.

40. Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика, стилистика.-Л.: Наука, 1977.-404с.41.3ехдй Т. Санъати сухан,- Душанбе: Ирфон, 1978.-327с.

41. Идеи гуманизма в литературах Востока. -М., 1967. 215 с.

42. Идеологическая борьба и современные литературы зарубежного Востока. -М.: Наука, 1977. -236 с.

43. Иранская филология: Материалы V всесоюзной межвузовского научной конференции по иранской филологии.- Душанбе, 1970.-235 с.

44. История персидской и таджикской литературы /под ред. Яна Рипки.-М.:Прогресс, 1970,- 440с.46.Ёде аз гули сурх. Мачмуаи маколот. -Душанбе: Сино, 2003.-127 с.

45. Кляшторина В.Б. Иран 60-80-х годов. От культурного плюрализма к исламизации духовных ценностей.- М., 1990.-208с.

46. Кляшторина В.Б. К вопросу о развитии литературной критики в Иране на рубеже 50-60-х гг.//«Иран». М.: Наука,1977. С. 185-189.

47. Кляшторина В.Б. Маяковский и «новая поэзия» Ирана на примере творчестве Ахмада Шамлу.-Народы Азии и Африки. 1975, с.84-85.

48. Кляшторина В.Б. «Новая поэзия» в Иране.- М.:Наука, 1975.-225с.

49. Кляшторина В.Б. Современная персидская поэзия. Очерки.-М.: Изд. вост. лит,1962.-148с.

50. Кляшторина В.Б. Структура образа в персидской поэзии XX. М.Бахар Нима Юшидж //Народы Азии и Африки. 1965. С. 124-135.

51. Комиссаров Д.С. Образ положительного героя в современной персидской художественной прозе //Институт востоковедения. Краткие сообщения. Вып. 17. М.,1955. С.53-65.

52. Комиссаров Д.С. Пути развития, новой и новейшей персидской литературы.- М.: Наука, 1982.-294с.

53. Котетешвили В. Структура персидской классической рифмы: автореф. дис. канд. филол. наук.- Тбилиси, 1975. -45с.

54. Литература Востока в новое время. -М.: Изд. МГУ, 1975. 706 с.

55. Литература стран зарубежного Востока в 70-е годы. Реализм на современном этапе. -М.: Наука, 1982 . 300 с.

56. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. -Л., 1972.

57. Маводи конференсияи амалии олимон ва мутахассисони чавони Точикистон. Бахши забон ва адабиёти точик. -Душанбе, 1990.- 157 с.

58. Мачмуаи ма^олоти конфронси «Имом Хумайнй ва Ин^илоби исломй». -Душанбе: Ройзании фар^ангии Ч.И.Э дар Точикистон.- 110с.

59. Мирзоев А. Рудакй ва инкишофи газал дар аср^ои X-XV.-Душанбе: Нашриёти Давлатии Точикистон, 1958

60. Мирзозода X. Таърихи адабиёти точик. Китоби 2. -Душанбе: Маориф, 1977.-400 с.

61. Муллоа^мадов М. Лирикаи Адибулмамолики Амирй. Душанбе. 1985.174 с.

62. Мусулмониён Р. Назарияи адабиёт.- Душанбе: Маориф, 1990.-334с.

63. Мусулмонкулов Р. Персидско- таджикская поэтика.-М., 1989,- 240с.

64. Мусулмонкулов Р. Анъана ва навоварй.- Душанбе, 1985.-114с.

65. Нуъмонй Ш. Шеър-ул-ацам ё таърихи шуаро ва адабиёти Эрон. Ч,илди 5.Тех,рон

66. Османов М. Н.О. Стиль персидско-таджикской поэзии 1Х-ХХ вв.-М.: Наука, 1974.-296с.

67. Пригарина Н.И. Образное содержание бейта в поэзии на персидском языке //Восточная поэтика. Специфика художественного образа. М.: Наука, 1983. С. 89-189.

68. Расулов А.Б. Шеъри даврони Инкилоби исломии Эрон (вижагих,о ва заминахои адабй-эстетикй).-Душанбе: Сино 2007.- 147 с.

69. Проблемы восточного стихосложения.- М.: Наука, 1973.-184 с.

70. Рахмонов Ш. Тахаввули вохидхои лирикй.-Душанбе, 1988.-144 с.

71. Рахмонов Ш. Мусаммат, ташакул ва тахдввули он. -Душанбе: Дониш, 1987.-170 с.

72. Рейснер M.JI. Газель в системе категорий классической иранской поэтики // Вестник Московского ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 1986. №3

73. Рейснер M.JI. Эволюция классической газели на фарси (X-XIVbb). -М.: Наука, 1989.-223 с.

74. Сафаров.У. Сиёвуши Касрой ва «шеъри нав-и форсй. -Душанбе, 1996.-134с

75. Сирус Б. Арузи тоцикй. -Душанбе: Нашрдавтоцик, 1963. -286с.

76. Сирус Б. Крфия дар назми тоцик. -Сталинобод: Нашрдавтоцик, 1955.-181с.

77. Стеблева И.В. Семантика газелей Бабура. -М.: Наука, 1982. 326 с.

78. Табатабаи А. Заметки о рифме в «Шахнаме» //Проблемы восточного стихосложения. М., 1973. С. 77-79.

79. Теория жанров литератур Востока. -М.:Наука, 1985.-350с.

80. Тимофеев JI. Слово о стихе. -М.: Сов. Писатель, 1982.- 420с.

81. Томашевский Б.В. Стих и язык. Филологические очерки. -М.; Д.: Гослитиздат, 1959.-471 с.

82. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. -М.; Д.: Гос. изд. худ. лит., 1931.-244 с.

83. Хали Хаджи Алтаф Хусейн. Поэтика. -Душанбе: Дониш, 1989.-281 с.

84. Хольшевников В. Основы стиховедения. -JL: Изд-во ЛГУ, 1972.

85. Хуч;амуродов О. Адабиёти ахди Машрутаи Эрон. -Душанбе, 2002.-66с.

86. Х,одизода Р. Тасаввуф дар адабиёти форс-точ;ик. -Душанбе: Адиб, 1999.-187с.

87. Х,акимов А. Шеър ва замон. -Душанбе: Ирфон, 1978.-253 с 90.Чайкин К.И. Краткий очерк новейшей персидской литературы. М.:1. Книгосоюз, 1928. 157 с.

88. Шарипов X. Шоир ва шеър. -Душанбе, 1998. 218 с.

89. Шелковый путь. Альманах. Вып. первый. -Душанбе: Ирфон, 1990.-352с.

90. Источники на таджикском и русском языках

91. Аллома Мухаммад Ик;бол. Куллиёти форсй.-Исломобод. Граффити 1997.-494с.

92. Бедил. Осор. Ч,илди дуввум.- Душанбе: Адиб, 1991.-350 с

93. Bofh маъно. Гузинаи ашъори Сайд Алй Мусавии Гарморудй.-Душанбе: Пайванд, 2002.-268 с.

94. Гарморудй A.M. Бархез вожае пайдо кун. Гузинаи ашъор бо интихоби НДосим. -Душанбе: Ройзании фархангии Ч,.И.Э. дар Точ;икистон, 2002.-63с.

95. Газали муосири Эрон. Гузина ва пешгуфтори Алиризои З^азва. Х,авзаи хунарй. Техрон, 1997.-202с.

96. Лохутй А. Гулбонги навчдвонй. -Душанбе: Ирфон, 1992.- 56 с.

97. Лохутй Абулкосим. Куллиёт. -Душанбе: Дониш, 1987.-369с. ЮО.Саной. Осори мунтахаб. Ч,илди 1. Душанбе, 1993.-398 с. Ю1.Саъдй. Куллиёт. Ч,илди дуввум. -Душанбе: Адиб, 1989.- 416с.

98. Фаррухии Яздй. Дарталаби озодй. -Душанбе: Ирфон, 1980.-125с.

99. ЮЗ.Хайём. Рубоиёт. -Сталинобод: Нашриёти давлатии Точикистон, 1955.-162 с.

100. Хрфиз. Куллиёт /та^ти назари М.Борй. Техрон: Замон, 1379.-356 с.

101. Шахриёр. Баргузидаи ашъор. -Душанбе: Дониш, 1983.-208 с.

102. Научная литература на языке фарсиjJL> j j jl Oj Lu; . o'i IiLo «Lc . I. i. о I I — i>!)L5j I ol.i.o I .106ya 267 < 1377 . (j I j A "

103. X V 1 (j I j 4 "> • Iэ a> j-jtJlt . £. I iSj—ij I ■ 107tys 422 .1379 . j j i jl> . luj lj lx^ ji lirwj jjj 6-^j' -108 • oa 540 .1379 . pjj . la-^j lj jl .^h^j j>j o.jT.109(j i J 4 ' . j J J« i Ci ijlj j> i j jJ . лллл 1.110

104. Jj I <> L> < < pj J JJL> . jJ 2-jj 1J • ss ^ JJ-^J1 • 169674 -.1377 <c,\ j^J

105. J j I i) L> < < p3-й) JjL> . j-xJb ^JLAJuje—J 2-JJ IJ ■ S? ^ J J-^-*—' ■ 170789 -.1377 < o1 J4hi

106. JO 166 — .1370 < (j I J 0 ! . uj J 1 J . (j-X-OL-Xjd yJUfLfJ .197 . piol Ju) J OL-lJLL-0J J J*i toj-jj-^ . I jjd I '.198•ofl 238 -.1376

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.