Перспективы использования технологий нано-арт в современном графическом дизайне тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Хамшо Мхд Салем

  • Хамшо Мхд Салем
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 211
Хамшо Мхд Салем. Перспективы использования технологий нано-арт в современном графическом дизайне: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2013. 211 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Хамшо Мхд Салем

Введение.

Глава 1. Влияние научных инноваций на развитие современного искусства и дизайна.

1.1. Теоретические основы «научного искусства».

1.2. Эстетические аспекты восприятия научно-художественных инноваций в искусстве и дизайне.

1.3. Место нано-арт в современном искусстве и дизайне.

Глава 2. Нано-технологии в проектировании визуального пространства.

2.1. Принцип работы электронного микроскопа и компьютерные технологии обработки нано-изображений.

2.2. Анализ работ известных художников стиля нано-арт и применяемых ими технологий.

2.3. Взаимосвязи нано-арт с изобразительным искусством и традиционной культурой Сирии.

Глава 3. Перспективы использования технологий нано-арт как ресурс дизайн-проектирования.

3.1. Нано-арт и трехмерное изображение (ЗБ).

3.2. Возможности нано-арт в развитии современного графического дизайна.

3.3. Технологии нано-арт в развитии музейной культуры и популяризации традиционного искусства и архитектуры (на примере Сирии).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Перспективы использования технологий нано-арт в современном графическом дизайне»

Актуальность исследования. Взаимосвязь науки и искусства на протяжении многих веков служила фактором, способствующим не только взаимному обогащению этих сфер (примером чего является творчество многих ученых и художников)1, но и общественному прогрессу в целом — дополняя и развивая картины мира, формируя среду обитания человечества, открывая новые горизонты развития. Революционные изменения в области научных и информационных технологий, произошедшие в конце ХХ-го века, оказали беспрецедентное влияние на художественную сферу, способствуя появлению множества новых разновидностей и направлений арт-практик, основанных преимущественно на использовании научно-технических достижений. В этот период в научный обиход входит термин «Science Art» («научное искусство»), применяемый для обозначения «трансдисциплинарной области, формирующейся на границе науки и искусства, - области, в пределах которой создаются условия для плодотворного синтеза дискурсивного мышления и интуитивного суждения, предпринимаются многочисленные и часто успешные попытки адаптировать методы естественных и точных наук для создания научно-обоснованного искусства, а методов искусства - для формирования новых научных теорий»2.

Одним из наиболее ярких «представителей» научного искусства становится нано-арт. Нано-арт - это искусство, основанное на творческой переработке продуктов нанотехнологий, а именно изображений молекулярной структуры вещества, полученных с помощью электронных

1 «Известно, что греческая античность не знала современного разделения на искусство и науку, которые составляли некое культурное единство. Художники эпохи Возрождения, многие представители художественного модернизма конца XIX - начала XX века, пионеры кибернетического искусства и медиа-арт середины XX века - все они строили здание эстетики на фундаменте науки» - цит. по Мигунов A.C., Ерохин C.B., Галкин Д.В., Гагарин В.Е. Феномен научного искусства: истоки, сущность, терминология [Предисловие]. Сборник тезисов с Первой международной научно-практической конференции «Научное искусство», МГУ им. Ломоносова, 4-5 апреля 2012 - http://www.science-art.ru/doc/fil9,pdf

2 Там же или атомно-силовых микроскопов. Развитие нано-арт как отдельного направления современного искусства является результатом синтеза двух важнейших научно-технических достижений второй половины ХХ-го века. С одной стороны - это естественно-научная революции, которая поразила мир своими результатами в области нано-технологий, с другой стороны -это информационная революция, которая сделала доступными разнообразные компьютерные технологии, в том числе открывающие широчайший спектр возможностей работы с визуальными образами.

Открытие эстетического начала в глубине молекулярных структур и атомных натуральных материалов привело к появлению экспериментов с разными материальными объектами, являющимися основой для получения нано-изображений, и средствами их художественной интерпретации. Нанотехнология (микронанотехнология) в последнее время стала предметом обсуждения среди ученых и художников большинства развитых стран. Основоположник этого направления Крис Орфеску, румынский художник и ученый, работающий в США, не только добился значительных творческих результатов, но и способствовал популяризации нано-арт во всем мире.

В настоящем диссертационном исследовании, в качестве теоретической гипотезы, принято предположение о взаимосвязи научного искусства, и его новейшей разновидности нано-арт, и современного дизайна. Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что сами по себе термины «научное искусство» и «нано-арт» могут рассматриваться как чрезвычайно близкие по духу терминам «техническая эстетика», художественное конструирование», «промышленное искусство» - терминам, несущим в себе соединение двух, казалось бы, противоположных начал, научно-технического и художественного. С той лишь разницей, что техническая эстетика подразумевает художественное осмысление искусственно созданной человеком техногенной среды, а нано-арт, в качестве основного исходного материала для своей практики, использует «конструктивные» материалы, созданные самой природой.

Разумеется, это «родство» само по себе не является основанием утверждать, что нано-арт может быть автоматически отнесен к одному из видов дизайн-деятельности, в частности - к графическому дизайну. В данной работе предпринята попытка доказать, что технологии нано-арт являются одним из актуальных интеллектуально-образных ресурсов деятельности дизайнеров, позволяющим решать целый спектр сложных проектных задач. В частности, к ним можно отнести поиск новых средств формообразования в промышленном и средовом дизайне, формирование коммуникативных пространств (в том числе виртуальных) средствами графического дизайна, развитие новых приемов эмоционального воздействия в рамках экспозиционного дизайна и т.д. Уже сейчас многие исследователи отмечают уникальную роль научного искусства (в том числе нано-арт) в популяризации научных знаний и достижений. И эта роль, безусловно, не может оставаться вне интересов дизайна.

Дизайн, как инновационная по своей природе сфера деятельности, всегда был нацелен на включение в свой арсенал новых источников вдохновения, новых выразительных средств и приемов, новых технологий воздействия на своего потребителя. Именно поэтому обращение к искусству нано-арт является актуальным для дизайна, позволяя ввести в его теорию и практику целый ряд новых представлений о перспективах и социокультурных последствиях развития техногенной цивилизации, о связанных с ними трансформациях эстетических норм и идеалов, наконец, о возможностях использования результатов научных достижений в проектной деятельности.

Разработанные в диссертации научные положения и рекомендации могут быть использованы методологами и практиками дизайна в качестве основы анализа и определения направлений развития нано-арт как нового направления современного искусства, связанного с технико-технологическими возможностями обустройства научных технологий и своеобразный фактор расширения диапазона различных видов графического дизайна.

Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на то, что нано-арт как направление творческой деятельности, демонстрирующее синтез достижений науки и искусства, возник относительно недавно, мы можем с уверенностью утверждать, что в научном плане оно опирается на богатую предысторию и стремительно выходит в современное дискуссионное пространство. В частности, состоявшаяся в 2012 году на базе Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова 1-ая Международная научно-практическая конференция «Научное искусство» показала высокий интерес научного сообщества к философско-эстетическим, культурологическим, искусствоведческим, психологическим аспектам научного искусства, его истории и теории, а также возможностям его использования в дизайн-практиках. Среди участников этой конференции хотелось бы выделить труды таких исследователей как: Белокопытова A.B. «Научное освещение живописи», Булатова Д.Х. «Новое состояние живого: к вопросу о технобиологическом искусстве», Вальковского A.B. «Проблема медиафиксации художественных проектов в актуальном искусстве», Варовой H.JI. «Наука и искусство: конфликт или взаимопомощь в сохранении эстетического идеала?», Дарваш Д. «Мосты между науками и искусствами: симметрия», Ерохина C.B. «Эволюция кинетической скульптуры: от конструктивизма к феррофлюидному искусству», Игнатовой А.К. «Арт-спонсорство и контекст восприятия science art-произведений», Кузнецовой Т.В. «Инновационные технологии моды: мерчендайзинг, бренд и яркие тренды», Лобановой Е.В. «Композиция ограниченного пространства в архитектуре и компьютерной визуализации», Маркова Д.И. «Зеленый синтез: экология и энергоэффективность — новые предпосылки синтеза искусств в архитектуре и дизайне XXI века», Собко В.Г. «Картина мира и ее отражение в искусстве в свете научных открытий», Чирва Б.Ч. и Чирва А.Ю. «Проблема адресности визуальных текстов научного искусства в педагогическом дизайне», Rose Ch., Zschenderlein Н. «Perception And Embodied Knowledge - Research And Design Of Effective Encounter Spaces For Complex Data Representation».

В то же время нано-арт многочисленными нитями связан с областями техники, теории и практики дизайна, с творчеством в сферах обработки фотографий, кинематографа, видео, компьютерной графики, а также работами по теории и истории интерактивного искусства и цифрового изображения.

Прежде всего, это работы, посвященные истории, теории и практике техноизображений, то есть произведений, созданных при помощи технических приспособлений. Это фотография, кино- и видеофильмы, компьютерная графика. В данной области это в основном работы западных ученых и исследователей, потому что они имеют бесспорный приоритет в изучении становления и практическом применении техноизображений.

Далее необходимо назвать монографии и статьи таких теоретиков и практиков в области синтетического искусства, как Р. Арнхейм - «Visual Thinking» (N.Y., 1969), Н. Больц, Б. Виола, Вячеслав Иванов, JI. Лисицкий, А. Родченко, В. Флуссер.

Эти исследователи наиболее полно и глубоко анализируют взаимосвязь особенностей технологий со способами их применения в средствах визуальной информации, а также влияние последних на психологию современного человека, оказывая влияние на культуру современного цивилизованного общества и быта. Еще раз оговоримся, вышеперечисленные труды не являются самыми новыми и современными по теме исследования, однако они закладывают вектор развития современной культуры и искусства.

Особое место надо выделить исследованиям Р. Арнхейма и В. Флуссера - ученых из Англии и Чехии, работающих в США. В своих трудах они раскрывают основы визуального мышления. Их основополагающая идея в том, что мыслительные задачи могут быть решены и решаются с помощью визуального восприятия перцептуальных единиц, стала фундаментом для ряда научных положений и экспериментов.

В то же время искусство нано-арт еще не стало предметом серьезного искусствоведческого анализа и требует научного осмысления с позиций дизайна в целом, и графического дизайна, в частности.

Целью является выявление возможностей и перспектив использования нано-арт как нового направления современного искусства в графическом дизайне, разработка методических рекомендаций по применению технологий нано-арт в различных направлениях визуальных коммуникаций.

Реализация цели исследования потребовала решения следующих задач:

1. Проанализировать и обобщить существующие теоретические и методологические подходы к проблеме взаимосвязи науки и искусства в историческом контексте, определить роль научного искусства (на примере нано-арт) в современном социокультурном пространстве;

2. Теоретически обосновать свойства нано-арт, во-первых, как технико-эстетической системы, имеющей структуру, эволюцию, функции, и, во-вторых, как составляющей графической проектной культуры.

3. Раскрыть механизмы и значение компьютерных средств визуальной информации, нанотехнологий в графической культуре.

4. Определить наиболее перспективные сферы использования нано-арт при проектировании визуальных коммуникаций, подготовить практические рекомендации.

Объект исследования: процесс и результат создания объектов нано-арт и их использование в современном графическом дизайне.

Предмет исследования: технологии нано-арт как фактор расширения художественно-образных и эмоциональных характеристик произведений современного дизайна.

Гипотезы исследования

1. Нано-арт как новое направление творческой деятельности на стыке науки и искусства обладает высоким художественно-образным потенциалом, позволяющим рассматривать его как один из актуальных ресурсов современного графического дизайна. .

2. Искусство нано-арт имеет идейный и научный масштаб, который превращает его в новый самостоятельный вид искусства и в одно из средств информации в XXI-м веке.

3. Определение нано-арт должно формулироваться на базе совокупности эстетической ценности техноизображений и антропоцентрической направленности дизайнерской деятельности.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют работы Р. Арнхейма, Н. Больца, Б. Виолы, Вячеслава Иванова, JI. Лисицкого, А. Родченко, Галины Струковой (Россия), В. Флуссера, Rorivaldo Camargo (Бразилия), Jean Constant (США), Bjoern Daempfling (Германия), Shruti Gour (США), David Hylton (США), Teresa Majerus (Люксембург), Cris Orfescu (Румыния/США)3, Siddhartha Pathak (США), Chris Robinson (США), Camargo Rorivaldo (Бразилия), Dheeraj Roy (США), Gilberto Sossella (Италия), Jozef Stefan (Словения), Ricardo Tranquilin (Бразилия) и др.

Методы исследования

При решении задач применялся метод комплексного анализа развития, технологии, функции и эстетики произведений нано-арт. Суть этого метода заключается в том, что процессы создания и восприятия произведений нано-арт делятся на логически-пошаговые и эмоционально-комплексные

3 http://www.crisorfescu.com - официальный сайт Криса Орфеску с его работами в стиле нано-арт операции. Это позволяет рассматривать каждую составную часть нано-арт по одной универсальной схеме, как в отдельности, так и в комплексе с остальными его составляющими.

Для придания стройности проводимому исследованию был избран метод восхождения от изучения сущностных характеристик технических средств, используемых для создания мониторных изображений, к проектно-художественным характеристикам последних. Такой метод дал возможность отобрать именно те черты техноизображений, на базе которых возможно сформулировать основные характеристики и свойства нано-арт.

Надежность, достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются соответствием его принципиальных положений теоретико-методологическим принципам и поставленным задачам, выбором адекватных методов, широкой источниковедческой базой, успешной апробацией полученных результатов в прикладном художественном проектировании, научно-исследовательской практике в рамках проведения художественно-дизайнерских выставок.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

Изложены основные положения научных подходов, определяющих нано-арт как технико-эстетической систему. Раскрыты сущностные характеристики, структура, функции, композиционные возможности и выразительные средства нового направления в графическом дизайне.

Стадия формирования эстетики и выразительных средств нано-арт связывается с влиянием научно-технических открытий на художественную культуру XXI века и с вхождением выразительных средств техноизображений в графическую культуру.

Раскрыто значение компьютерных средств визуальной информации в графической культуре. На основании этого достигнута главная цель работы, а именно: выявлена эволюция, сформулированы ведущие характеристики и раскрыта структура нано-арт.

Уточнено понятие «научное искусство», введены и обоснованы новые понятия «нано-арт», «наноскульптура», а сам вид художественной деятельности получает развернутое определение как часть графической проектной культуры.

Выделены наиболее перспективные сферы использования нано-арт при проектировании визуальных коммуникаций: образовательная сфера, музейно-выставочная сфера, рекламная сфера, сфера мультимедиа, декоративно-прикладная графика.

На представленные сферы использования нано-арт при проектировании визуальных коммуникаций разработан ряд проектов-примеров использования нано-арт в графическом дизайне.

Разработана типология нано-арт, которая выполняется с привлечением средств и технологий нано-арт по следующим критериям: функциональное назначение, структурная организация, рекламный образ, изобразительно-смысловое решение.

Разработаны основные положения образовательных программ, подготовлены конкретные методические рекомендации.

Личный вклад соискателя состоит в непосредственном участии на всех этапах научно-исследовательского процесса: в осуществлении анализа проблемы в научной литературе, изучении степени её актуальности, определении понятийного аппарата, в совершенствовании методологии нано-арт. Автором осуществлена разработка методического инструментария, позволяющего проверить исследовательские гипотезы и уточнить содержательные характеристики модели; подготовлены основные публикации по выполненной работе, оформлено диссертационное исследование.

Все имеющиеся в диссертации и Приложениях изображения нано-арт сделаны лично автором диссертации.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что основные положения диссертации, а также предложенные в ней рекомендации могут быть использованы в качестве научной основы анализа и определения направлений развития технологий нано-арт как ресурса дизайн-проектирования современного визуального пространства. Проведенный анализ направлений использования новых возможностей искусства для общества в современном мире, а также обзор искусства в целом и нанотехнологий, возможностей применения электронного микроскопа, являющегося неотъемлемой частью нано-арт, в частности, позволяют определить влияние науки и искусства на будущее нано-арт и искусства в целом.

Практическое значение работы заключается в возможности использования основных положений и выводов проведенного исследования в качестве новых инструментов развития технологий нано-арт как ресурса дизайн-проектирования современного визуального пространства. Рассмотрение принципа работы электронного микроскопа для получения современных цифровых изображений (электронное сканирование), изучение механизма обработки цифровых изображений с помощью компьютерных программ, анализ работ известных художников нано-арт дают возможность представить нано-искусство как новое направление в графическом дизайне, которое является ресурсом проектирования современного визуального пространства.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Посредством участия в выставках, конференциях, рекламы произведений, представления своих работ посредством Интернет4 автор способствует продвижению современного нано-искусства, доказывает, что формирование эстетического отношения к информации возможно только в результате осуществления интерактивного контакта с реципиентом. Автор

4 мпюу.за1етпапоаП. сот - сайт автора с информационными материалами и практическими предложениями, своими научно-исследовательскими работами и картинами нано-арт принимал участие в следующих выставках и конференциях, которые позволили ему показать перспективы и возможности не только нано-арт, но и искусства арт в целом: совместная выставка «Искусство для всех», факультет изобразительных искусств Университета Дамаска, 09.10.2010 г., г. Дамаск (Сирия) — http://damascusuniversity.edu.sv; Международная студенческая конференция школы-семинара «Новые информационные технологии», секция «\УеЬ-технологии и компьютерный дизайн», проводимой каф. ИиМГ Московского государственного института электроники и математики (технического университета), 22.02.2011, г. Москва, доклад «Разработка визуального эффекта искусственных картин с использованием нано-арт»; Международная студенческая конференция школы-семинара «Новые информационные технологии», секция технологии и компьютерный дизайн», проводимой каф. ИиМГ Московского государственного института электроники и математики (технического университета), 18.02.2012, г. Москва, доклад «Взаимодействие трехмерного измерения ЗБ с нано-арт»; научная конференция ФГБНУ ВНИИТЭ (2012 г.); Международный день промышленного дизайна «Промышленный дизайн открыт», (Международный совет сообществ промышленного дизайна (/СБЮ), Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики совместно с Международной Ассоциацией «Союз Дизайнеров» и Союзом Дизайнеров, 27.06.2013, г. Москва, доклад «Практическое применение искусства нано-арт». Автор выступил в качестве организатора и участника выставки в Галерее изящных искусств с 08.07.2012 г. по 14.07.2012 г., г. Дамаск (Сирия).

Основные положения, выносимые на защиту 1. Формирование эстетики нано-арт связано с влиянием научно-технических открытий на художественную и проектную культуру ХХ-ХХ1 веков и с включением выразительных средств техноизображений в современную графическую культуру.

2. Искусство нано-арт должно изучаться как технико-эстетическая система с точки зрения ее функции, структуры, композиции и выразительных средств.

3. Развитие нано-арт генетически связано с развитием технических средств художественного творчества (фотография, кинематограф, видеоискусство, компьютерная графика).

4. Современный дизайн, опирающийся на инновационные технологии, может рассматривать нано-арт как один из значимых ресурсов, обеспечивающих, с одной стороны - расширение арсенала образно-выразительных, конструктивно-технологических, функционально-пространственных средств и приемов, с другой стороны - экспансию самого дизайна (в первую очередь, графического) в новые сферы проектной деятельности.

Публикации автора по теме исследования

1. Основы цифровых изображений нанотехнологии для решения графических задач, Журнал ВАК «Вестник Университета Российской академии образования», № 2 (60), Москва - 2012 г. (кМр://\\гту.уезШкигао.ги/р}сх/ГИе/1/ГЕ5ТМК Ц1ЫО 2 2012a.pdf) — 0,4 а.л.;

2. Использование научных достижений в современном искусстве (Нано Арт), Журнал ВАК «Этносоциум и межнациональная культура», № 7 (49), Москва — 2012 г. (http://etnosocium.ru/etnosotsium-7-49-2012-^) — 0,4 ал.;

3. Технологии нано-арт как ресурс дизайн-проектирования, Журнал ВАК «Этносоциум и межнациональная культура», № 5 (59), Москва, 2013 г. (http://etnosocium.ru/etnosotsium-5-59-2013-g) — 0,4 а.л.;

4. Создание серии картин в стиле нано-арт (папо-ай). Создание дизайнерского стиля нано-арт. Создание календаря на базе картин и дизайнерского стиля нано-арт, Сборник тезисов докладов по проведенной XVIII Международной студенческой конференции-школы-семинара «Новые информационные технологии», Московского государственного института электроники и математики (технический университет), Москва —

2010 г. (http://nit.miem.edu.ru/sbornik/2010.pdf) — 0,4 а.л.;

5. Разработка визуального эффекта искусственных картин с использованием нано-арт, в электронном виде на сайте автора, посвященному истории и развитию нано-арт технологий http://salemnanoart.сот/article.php?artid = 7,

2011 г., 0,6 а.л.;

6. Статья «Эффекты нано-арт в становлении сирийской культуры», сирийский журнал Arabscop, выпуск 5-6, Дамаск (Сирия) - 2012 — 0,5 а.л.;

7. Статья «Взгляд на нано-арт», сирийский журнал Arabscop, выпуск 9-8, Дамаск (Сирия) - 2012 - 0,4 а.л.;

8. Последствия научных понятий в воображении современного искусства (нано-арт), Сборник тезисов докладов по проведенной XX Международной студенческой конференции-школы-семинара «Новые информационные технологии», Московского государственного института электроники и математики (технический университет), Москва — 2012 г. (http://nit.miem.edu.ru/sbornik/2012.pdf) — 0,5 а.л.;

9. Разработка визуального эффекта искусственных картин с использованием нано-арт, Сборник тезисов докладов по научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых специалистов МИЭМ НИУ ВШЭ, НИУ Высшая школа экономики, Московский институт электроники и математики НИУ ВШЭ, Москва - 2013 г. (http://miem.hse.ru/news/75691810.html) — 0,4 а.л.;

10. Практическое применение искусства нано-арт, Сборник тезисов докладов по круглому столу, посвященному ежегодному Международному дню промышленного дизайна по теме «Промышленный дизайн открыт», предложенному Международным советом сообществ промышленного дизайна ([ICSID), Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики совместно с Международной Ассоциацией «Союз Дизайнеров» и Союзом Дизайнеров Москвы, 2013 г. - 0,4 а.л.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Хамшо Мхд Салем

Выводы диссертации призваны способствовать обозначению места нано-арт в системе современной графической проектной культуры. На их основании можно наметить круг вопросов, расширяющих и углубляющих проблематику нано-арт. Среди тем возможных дальнейших исследований -влияние нано-арт на развитие современного графического дизайна; анализ выразительных средств нано-арт методами теории и истории изобразительных искусств; материалы и выводы диссертации могут быть плодотворно использованы при решении всех этих вопросов. Такие исследования позволят составить объемную картину становления и современного состояния нано-арт, а также заглянуть в перспективу его развития.

1. Теоретически обоснованы свойства нано-арт, во-первых, как технико-эстетической системы и, во-вторых, как составляющей графической проектной культуры. Центральным научным результатом диссертации стало развернутое многоуровневое определение нано-арт.

2. Результаты диссертации способствуют обретению нано-арт статуса одного из видов проектной деятельности и дают ему возможность занять должное место в современной графической проектной культуре.

3. В результате проведенного исследования в диссертации раскрыто значение компьютерных средств визуальной информации в графической культуре. На основании этого достигнута главная цель работы, а именно: выявлена эволюция, сформулированы ведущие характеристики и раскрыта структура нано-арт.

4. Доказано, что развитие нано-арт генетически связано с развитием средств художественного творчества, основанных на современной технике (фотография, кинематограф, видеоискусство, компьютерная графика).

5. В процессе исследования подтвердилась гипотеза автора о том, что определение нано-арт должно формулироваться на базе совокупности эстетической ценности техноизображений и антропоцентрической направленности дизайнерской деятельности.

6. Научное обоснование получило утверждение автора, что способы постановки целей нано-арт, его структура, особенности восприятия, а также метод создания и среда применения его произведений свидетельствуют о принадлежности нано-арт графической проектной культуре.

Прежде всего, рассмотрено становление нано-арт. Автор осуществил это в ключе развития фото-, кино- и видеотехнологий, компьютерной графики и интерактивного искусства. Выявленные в результате этого анализа свойства техногенных изображений сопоставлены с основными свойствами графического дизайна. Такое сопоставление позволяет констатировать, что развитие составляющих художественной культуры, базирующихся на современной технике, определило формирование графического языка нано-арт, его функцию и методы проектирования. Отсюда можно заключить, что нано-арт является продуктом ассимиляции техноизображений графической проектной культурой на стадии их зарождения и выступает закономерным продолжением линии развития графического дизайна.

Опираясь на данные диссертационного исследования, автор доказал, что формирование эстетического отношения к информации в произведении скрин-дизайна возможно только в результате осуществления интерактивного контакта с реципиентом. Поэтому проектирование в нано-арт носит ярко выраженный антропоцентрический характер. Из этого следует, что основная цель нано-арт состоит в проектировании интерфейсов для обеспечения информационных коммуникаций и в формировании технико-эстетической среды, служащей для сохранения экологии человеческого восприятия и для гуманизации техники. Последовательное прохождение всех этапов исследования позволило автору в итоге третьей главы дать пределение нано-арт, в котором он выступает как направленная на формирование технико-эстетической коммуникационной среды художественно-проектная деятельность, которая характеризуется системностью и комплексностью единых технологических, функциональных и образных решений; базируется на принципах соответствия биологическим и культурным каналам взаимоотношений человека с окружающим миром с целью гармоничного включения компьютерных средств визуальной информации в современную графическую культуру.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Хамшо Мхд Салем, 2013 год

1. Акишин А.И., Бондаренко Г.Г., Быков Д. В. и др. Физика воздействия концентрированных потоков энергии на материалы. Учебник. М.: УНЦ ДО МГУ, 2004,418 с.;

2. Армстронг Г., Котлер Ф. Введение в маркетинг. /Пер. с англ. М.: Вильяме, 2013.- 124 е.;

3. Арнхейм Р. «Искусство и визуальное восприятие» М.: Архитектура-С. 2013 -392 стр.;

4. Аронов В.Р. Дизайн в культуре XX в.: Анализ теорет. концепций: Автореф. дис. д-ра искусств. М., 2005 38 е.;

5. Белозерова Е.Г. Промышленная реклама, графика и упаковка. Библиографический указатель. Новосибирск, 1968. 96 е.;

6. Белоновская Т. Современная японская упаковка //Мир Этикетки. № 7, 2002.-е. 34-38;

7. Бесчастнов Н.П. «Изображение растительных мотивов: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. дипломир. специалистов «Худож. проектирование изделий текстил. и лег. промети». -М.: Владос. 2012, 175 стр.;

8. Бесчастнов Н.П. «Черно-белая графика». М.: Владос, 2005 272 стр.;

9. Бирюкова М.Б. Традиции и современность в дизайне упаковки (на примере винной упаковки) //автореф. канд.дис. искусств. М., 2004, 167 е.;

10. Бове K.JL, Арене У.Ф. Современная реклама. /Общая редакция проф. Феофанова O.A.: Пер. с англ. Тольятти: Довгань, 1995;

11. Боднар О .Я. Золотое сечение в природе и искусстве. Техническая эстетика. 2013, № 1;

12. Брандон Д., Каплан У. Микроструктура материалов. Методы исследования и контроля. Техносфера. Москва, 2006;

13. Бухольц Г.А. Использование в рекламе технических свойств упаковки. М., 1964;

14. Вайбель П. Знание и видение: Новые интерфейсные технологии восприятия: Пер. с нем. // Media Art Fest 2000, СПб, 2000 С. 22 -27;

15. Вайбель П. К истории и эстетике цифрового изображения: Пер. с нем. // Media Art Fest 2000. СПб, 2000 С. 11-21;

16. Веселов C.B. Маркетинг в рекламе. М.: Изд-во Международного института рекламы, 2013;

17. Воробьев H.H. Числа Фибоначчи М., 1984;

18. Всероссийская научно-практическая конференция «Качество жизни и российское предпринимательство» // Тезисы. М.: ВНИИТЭ, 2001;

19. Всероссийская научно-практическая конференция «Качество жизни: государственное регулирование и социальное партнерство». М.: ВНИИТЭ, 2004;

20. Г. Бесчастнов Н.П. «Портретная графика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Художеств, проектирование изделий текстильной и легкой промышленности». М.: Владос. 2012 — 367 стр.;

21. Гамаюнов В.Н. Арт-дизайн изящных искусств. М., 2011;

22. Гамаюнов В.Н. Картины абстрактного мира. Теория проективографии, М., 2005;

23. Годин A.M., Дмитриев A.A., Бабленков И.Б. Брендинг: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2013.-364 е.;

24. Горючева Н. Эстетические и технологические эксперименты российского видеоискусства. Взаимодействие искусства, науки и технологии. Российский вариант медиапоэтики 2013, www.mediaartlab.ru;

25. Гоулдстейн Дж., Яковиц X. Практическая растровая электронная микроскопия. М., 1978;

26. Гражданский кодекс РФ. 2 часть. «Тара и упаковка», ст. 481;

27. Грашин A.A. Дизайн детской предметной развивающей среды: Учебное пособие. М.: Архитектура-С, 2012. 296 е.;

28. Джарелл Д. Рэйки, Исцеляющая сила космоса, Санкт-Петербург, 2007;

29. Дизайн и декоративное оформление потребительских упаковок. «Торговля за рубежом», № 8,1988;

30. Дроздов А. Судьба «Богатырей» // Мир Этикетки, 2007, № 6;

31. Ефремов Н. Ф. Тара и ее производство. Учебное пособие,- М., 2013 -312 е.;

32. Ефремов Н.Ф., Лемешко Т.В., Чуркин A.B. Конструирование и дизайн тары и упаковки. М., 2011;

33. Желондиевская Л. А., Чуканова Е.С. Эмоции графики. Изобразительные и выразительные возможности графических техник. М.: Квадрига, 2006. -96 е.;

34. Жердев Е.В. Метафорическая образность в дизайне. М.: МСХА, 2004. -227;

35. Зараковский Г.М., Пенова И.В. Система компьютерной поддержки принятия решений по критериям качества жизни // Стандарты и качество. 2005. № 3. С. 60-62;

36. Зенкин А. А. Когнитивная компьютерная графика. М.: Наука, 2001;

37. Зилонов А. Б., Орлов Г. П. О техническом регулировании. Доклад конференции «Международные стандарты ISO по упаковке в аспекте введения ФЗ РФ». М., 2003;

38. Инесис 3. Тара и упаковка красота и экономичность // Наука и техника, № 6,- 1986;

39. Калиничева М.М., Жердев Е.В., Новиков А.И. Научная школа эргодизайна ВНИИТЭ: Предпосылки, истоки, тенденции становления. М.: ВНИИТЭ, Оренбург, 2009. 368 е.;

40. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 2002, с. 98, 57, 59, 62, 96;

41. Карась Н. Увлекательный мир московской рекламы. М., 1996;

42. Кассандров В. В. Алгебраическая структура пространства-времени и алгебродинамика, М.: Российский Университет дружбы народов, 2008, с. 3;

43. Качество жизни главный критерий социально-экономического развития России // Сб. докладов Всероссийской конференции «Качество жизни: Россия XXI века». М.: ВНИИТЭ, 2002;

44. Качество жизни: сущность, оценка, стратегия формирования / Под. ред. Кузьмичева JI.A., Федорова М.В., Задесенца Е.Е.). М.: ВНИИТЭ, 2000;

45. Колесникова Л. Форма и содержание, в поисках гармонии // Packaging 1. Digest.-2005,-№ 3;

46. Котлер Ф. Основы маркетинга. Скт.-Петербург: Вильяме, 2013.-145 е.;

47. Кракиновская В.Д. Объемно-пространственная композиция в художественном конструировании. М., 1979;

48. Лангер С. Философия в новом ключе: Исследование символики разума, ритуала и искусства: Пер. с англ. М., 2013 286 е.;

49. Лебедев А., Боковиков А. Экспериментальная психология в российской рекламе. М.: Акаджемия, 1995,- 96 е.;

50. Лемешко Т. В. Графический дизайн полиграфической упаковки (история, методика, практика).-Автореф. дис. канд. Искусств.: Московский государственный университет печати.- М., 2006. 22 е.;

51. Лемешко Т. В. Мифы и легенды современной упаковки //Мир Этикетки, №4,2003;

52. Лемешко Т.В. Упаковка как система передачи информации при решении задач маркетинга // Как, № 1, 2001;

53. ЛеПла Ф. Дж., Паркер Л.М. Интегрированный брендинг /Пер. с англ. Под ред. С.Г. Божук. СПб.: Нева; М.: ОЛМА- ПРЕСС Инвест, 2003. 320 е.;

54. Лисицкий Э. Искусство и пангеометрия // Техническая эстетика. Вып. 17. М., 1978, с. 65-66;

55. Лосев А.Ф. Некоторые вопросы из истории учений о стиле. Киев : Изд-во: «Collegium», «Киевская Академия Евробизнеса», 1994 г.- 286 е.;

56. Лосев А.Ф. Теория художественного стиля. М.: Академия, 2004.- 186 е.;

57. Лындин В. Анализ при проектировании упаковки: из опыта работы // Техническая эстетика, № 4, 1966;

58. М. Флейишан, В. Штраус, К. Бон. Исчезающие изображения. 2003 г., с. 57;

59. М.С. Хамшо. Использование научных достижений в современном искусстве. Московский государственный институт электроники и математики (технический университет), журнал «Этносоциум и межнациональная культура», № 7, 2012 г.;

60. М.С. Хамшо. Разработка визуального эффекта искусственных картин с использованием нано-арт. Московский государственный институт электроники и математики (технический университет), 2012 г.;

61. Марутаев М. Гармония как закономерность природы. Золотое сечение. М., 2012;

62. Материалы международной научно-практической конференции. Казань: «Фэн», 2006, с. 107;

63. Международная научная конференция «Качество жизни: социально-экологические приоритеты Союза Беларуси и России» // Сборник докладов. М.: ВНИИТЭ, 2006;

64. Международная научно-практическая конференция «Качество жизни: приоритеты социального развития» //Сборник докладов. М.: ВНИИТЭ, 2008;

65. Методика оценки качества жизни / Под. ред. Кузьмичева JI.A., Федорова М.В., Задесенца Е.Е.). М.: ВНИИТЭ, 2000;

66. Морис Ф., Мени JL, Тиксье Р. Микроанализ и растровая электронная микроскопия, М., 1985;

67. Москва на этикетках и упаковках. /Смеренный И.Н. и др., М. 2001.-147 е.;

68. Музыкант B.JI. Формирование брэнда средствами PR и рекламы.-М.: Экономисте., 2004.-606 е.;

69. Назайкин А.Н. Иллюстрирование рекламы. М.: Изд-во Эксмо, 2004,-320 е.;

70. Назаров Ю.В. Служить Российскому дизайну. Т.1-2. Избранные статьи и выступления-М.: Союз Дизайнеров России. 2008. 334 е.;

71. Налимов В. В. Разбрасываю мысли. М.: Прогресс-Традиция, 2000, с. 28;

72. Нельсон Джордж. Проблемы дизайна. Пер. с англ. М.: Иск-во, 1971;

73. Нильсен Я. Веб-дизайн: Книга Якоба Нильсена: Пер. с англ., СПб, 2013, 512 с.;

74. Обухова А.Е., Орлова М.В. Живопись без границ М., 2012 - стр. 26;

75. Овсянников А. А. Анкетные исследования «цветного слуха» и «цветного мышления» // «Прометей», Москва, 2000;

76. Огилви Д. Огилви о рекламе.-М.: Изд-во Эксмо, 2003. 232 е.;

77. Панкин А. Ф. Малевич и визуальное мышление / Каталог выставки. М., Государственный выставочный зал «На Солянке», 2012;

78. Панкин А. Ф. Об объективном искусстве // «Прометей»-2000. Материалы международной научно-практической конференции. Казань, «Фэн», 2009, с. 183;

79. Полиграфия России. Шаг в третье тысячелетие. ИАЦ «Август Борг», 2002;

80. Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М., 2004.-347 е.;

81. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Эдиториал УРСС, 2001, с. 29;

82. Прингл X., Томпсон М. Энергия торговой марки/ Пер. с англ. Под ред. И.В. Крылова. СПб.: Питер, 2001. 288 е.;

83. Пузанов В. Деловой дизайн: экономические обоснования, подходы, методы. ВНИИТЭ, М., 2007;

84. Рид С. Дж. Б. Электронно-зондовый микроанализ и растровая электронная микроскопия в геологии. М., 2008;

85. Роль стиля и национального стилеобразования в создании отечественной инновационной продукции // Проблемы современного дизайна, Вып. 6. /Под редакцией Грашина A.A. М.: ВНИИТЭ, 2010.- 198 е.;

86. Ротшильд Ф., Ж.-П. де Бомарше. Мутон Ротшильд Искусство и этикетка: Каталог выставки. М.: Музей им. Пушкина, 2005;

87. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техника: Учебное пособие. Издание в 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. М.: Архитектура-С, 2006, 2007;

88. Рунге В.Ф. Особенности художественно-конструкторского формообразования электронно-микроскопической аппаратуры: Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. -М.: МВХПУ (б. Строгановское), 1983;

89. Сарабьянов Д. В. О Кандинском // В. В. Кандинский. Живопись. Графика. Прикладное искусство. Каталог выставки. Л.: Аврора, 1989, с. 42, 44;

90. Сбитнев Н.Ф. Особенности развития советской упаковки 1930-х лет: Автореф. дис. канд. мистецтвознав.:Харк. держ. акад. дизайну и мистец. X., 2003. 20 с. - укр.;

91. Сидоренко В.Ф., Кузьмичев Л.А. Художественное моделирование в формировании комплексных объектов. Техническая эстетика, 1982, № 7;

92. Смиренный И.Н., Рахманинов Б. Н. Два века русской этикетки. М.: 1. Пранат, 1998,-97с.;

93. Смирнова И.М. В мире многогранников. М., 2005;

94. Смолянинов В. В. Слово и число // Языки науки языки искусства. Сборник трудов конференции в Суздале. М.: Прогресс-Традиция, 2009, с. 135;

95. Современные трансформации российской культуры / отв. Ред. И.В. Кондаков М., 2005 - С. 416-417;

96. Сокольникова Н.М., Крейн В.Н. История стилей в искусстве. М.: Гардарики, 2006. 395 е.;

97. Стиль в дизайне в контексте современной проектной культуры // Проблемы современного дизайна, Вып. 5. /Под редакцией Грашина A.A. М.: ВНИИТЭ, 2009.-307 е.;

98. Стюарт Б. Упаковка как инструмент эффективного маркетинга: Пер. с англ. -М: МГУП, 1999;

99. Сэндидж Ч.Г., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. Пер. с англ. М.: «Прогресс», 1989;

100. Тара и реклама. Информационный сборник. Вильнюс, 1977;

101. Тара и упаковка за рубежом. М., Изд-во Центросоюза, 1959;

102. Технология упаковочного производства: Учебное пособие. /Под редакцией Э. Г. Розанцева. М.: 2002;

103. Тодоров Ц. Теории символа. М., 2013, 384 е.;

104. Труды ВНИИТЭ. Серия «Качество жизни». Выпуски 1-14. -М.: ВНИИТЭ, 2001 -2009;

105. Упаковка Звезда России, каталоги ежегодного российского конкурса упаковки. 1999-2013;

106. Упаковка. Краткий курс упаковочных технологий. М.: Ассоциация «Союзупак», 2003. 112 с.;

107. Упаковка. Термины и определения. ГОСТ 17527-86;

108. Филин В.А. Видеоэкология. М., 2007;

109. Хайн Т. Все об упаковке: Эволюция и секреты коробок, бутылок,консервных банок и тюбиков/Пер. с англ. СПб.:Азбука-Терра, 1997. 178 е.;

110. Ш.Ханджян О. А. Начала и основы теории представления. М.: Вузовская книга, 2013, с. 116, 165;

111. Ханджян О. А. Объективизация изменчивости в творчестве Малевича / Доклад на конференции «Языки науки языки искусства», 2002;

112. ИЗ. Хан-Магомедов С.О. Художественные и комбинаторные проблемы формообразования. М., 1913;

113. Херриот Люк. Дизайн. Библия упаковки: Неординарные творческие решения в современной упаковке. М.: РИП-холдинг, 2007. 235 е.;

114. Шатин Ю.В. Лицом к лицу с компьютером. Техническая эстетика. 2012, №5;

115. Шевелев И.Ш. Принцип пропорций. М., 1986;

116. Шуберт И. Тара реклама продажа. Доклад,- М., 1964. - 24 е.;

117. Шубников А.С., Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве. — М., 1972;

118. Эдварде Чарлз М., Браун Рассел А. Реклама в розничной торговле в США /Пер. с англ. М., «Экономика», 1967. 97 е.;

119. Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. СПб ., 1998.544 е.;

120. Этикетка — Русский стиль, каталоги ежегодного российского конкурса этикетки. 1999-2013;

121. Этикетка в Японии. Саке и сётю // ПРОсто дизайн, № 6, 2006, Advertology.Ru;

122. Языки науки языки искусства / Сборник трудов конференции в Суздале. М.: Прогресс-Традиция, 2000, с. 374, 375;

123. Якушик А. Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations: Альманах. M., 2005;

124. Bradford Sarah. Return То The Douro. Decanter, february, 1987;

125. Calver Giles. What Is Packaging Design? Roto Vision, 2003;

126. Claessens International. London: Claessens International, 1990;

127. CUff Stafford. 50 Trade Secrets Of Great Design Packaging. Rockport Pub lishers Inc, 2002;

128. Demetrician Robert. Label & Package Graphic Design. Jelmar Pub Co, 1996;

129. Edensor T. Automobility and National Identity: Representation, Geography and Driving Practice // Theory, Culture and Society. 2004. Vol. 21. № 4/5; Idem. National Identity, Popular Culture and Everyday Life. Oxford; New York, 2002;

130. Encyclopaedia Britannica. Dale H. Hoiberg (Editor), Theodore N. Pappas (Edi tor). Encyclopaedia Britannica (UK) Ltd, 2002;

131. Gio. Buton a Company Lodged Between History and the News, translated by Sylvia Notini. Officine Grafiche CALDERINI Bologna Milano Roma. Great Package Design. Holland: Rockport Publishers, 1994;

132. Hiebel H. Die grosse Medienchronik. Muehchen, 2011 508 S.;

133. Humbert Claude. Label Design. Evolution, Function and Structure of Label. Office du Livre, Fribourg. Switzerland. 1972;

134. International Brand. Packaging Awards. Holland: Rockport Publishers, 1994;

135. Klook D., Spar A. Medientheorien eine Einfuerung. Muenchen, 2012 179 S.;

136. Kraemer S. Medien. Computer. Realitaet. Frankfurt am Main, 2008,429 S.;

137. Media Art Fest 2013:C6. ct. Cn6, 2000, 47 S.;

138. Meininger Magazin Griechenland, Bonn. 2 march 1992;

139. Moody Brian. Packaging In Glass (revised edition). Hutchinson Benham, Lon don. 1977;

140. Opie Robert. Packaging Source Book. Macdonald Orbis, London, 1989;

141. Package Design in Japan. Frankfurt, 1993;

142. Packaging and Label/ Index Design, 2004-2008;

143. Pedersen B. Martin. Bottle Design: Beer, Wine, Spirits. Watson-Guptill Pubns, Print. Graphic Design Magasine. 1999.

144. Reviving The Rhemgau. Decanter, april, 1987;

145. Roetzer Fl. Megamaschine Wissen Vision: Ueber im Netz. Frankfurt am Main, 2013, 370 S.;

146. Roth Laszlo. Package Design. An Introduction to the Art of Packaging. Pren tice-Hall, 1981;

147. Rothschild de Philippine. Mouton Rothschild: Paintings for the Labels, 19451981. Little Brown & Co, 1983;

148. Saitoh Hideo. Bottle & Label Design. Books Nippan, 1990;

149. Saunders Dave. Twentieth-Century Advertising. Carlton Books Limited, 1999;

150. Schwarz H P. Medien-Kunst-Geschichte: Medienmuseum Muenchen; New York, 2007,191 S.;

151. Sherry and Brandy De Jerez. Harpers Wine and Spirit Gazette, London. 21 October 1988;

152. Sherry and Brandy De Jerez. Harpers Wine and Spirit Gazette, London. 20 October 1989;

153. Sonsino Steven. Packaging Design. Graphics, Materials, Technology. Thames and Hudson LTD, London, 1990;

154. Talk Show: Die Kunst der Kommunikation in den 90-er Jahren. Muenchen; London; New York, 2009,209 S;

155. Van den Bosche Willy. Antique Glass Bottles. Their History and Evolution (1500-1850). Antique Collectors'Club, 2001;

156. WorldStar Awards For Packaging 1995 Brochure. World Packaging Organisation, 1995;

157. WorldStar Awards For Packaging 1996 Brochure. World Packaging Organisa tion, 1996.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.