Пещерные росписи майя классического периода: III-IX вв. н. э. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.06, кандидат исторических наук Шесеньа Эрнандес Алехандро

  • Шесеньа Эрнандес Алехандро
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2002, Воронеж
  • Специальность ВАК РФ07.00.06
  • Количество страниц 192
Шесеньа Эрнандес Алехандро. Пещерные росписи майя классического периода: III-IX вв. н. э.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.06 - Археология. Воронеж. 2002. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Шесеньа Эрнандес Алехандро

Введение.

Глава I. История изучения пещерных росписей майя.

Глава II. Пещеры с росписями майя классического периода.

Глава III. Семантика пещерных росписей майя.

1. Человеческие лица.

2. Карлики.

3. Животные.

4. Знаки «К'am)

5. Бог дождя.

6. Мужские фигуры с обнаженными гениталиями.

7. Божества.

8. Фигуры с факелами.

9. Правители.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пещерные росписи майя классического периода: III-IX вв. н. э.»

Актуальность исследования.

Культура древних майя классического периода представлена различными категориями археологических памятников: поселениями, в том числе и городами, храмами, погребальными комплексами и естественными камерами-гротами с наличием разнообразных росписей. Важнейшей частью культуры древних майя были именно представления и ритуалы, связанные с пещерами. Иконографические сцены, содержащиеся в пещерных росписях -это ценные сообщения, оставленные майя для своих потомков. Данная группа археологических источников позволяет нам значительно продвинутся вперёд в разрешении проблемы функционального назначения пещер и более глубокого понимания идеологии этого древнего народа. Росписи внутри пещер, без сомнения, отражают специфические представления и действия, которые осуществлялись здесь.

Изучение пещерных росписей - одна из важнейших задач майянистики. В свете недавних открытий широкого корпуса пещерных росписей майя, интерес к данному типу художественных проявлений увеличился в последние годы. Ежегодно изучению отдельных памятников или сюжетов изобразительного пещерного искусства майя посвящается ряд работ. Однако попытки систематизации иконографического пещерного материала достаточно редки или незначительны. Только отдельные сюжеты, в качестве исторического источника, становятся объектом специальных исследований. Необходимость систематизации и осмысления этого материала определяет актуальность данного исследования.

Предмет исследования.

Представляемая работа имеет в качестве своего предмета росписи майя классического периода, изображенные на стенах внутри пещер. Однако, для более комплексного и глубокого анализа мы привлекаем отдельные росписи относящиеся к памятникам ольмекской культуры, а также некоторые росписи майя протоклассического и постклассического периодов. Наше внимание будет сосредоточено исключительно на анализе иконографических изображений, содержащихся в ряде росписей.

Цель и задачи диссертации.

Цель настоящей работы состоит в выявлении общей семантики изображений, содержащихся в росписях майя классического периода, расположенных внутри пещер, посредством параллельного анализа произведений, находящихся в различных местах. Для этого необходимо решить следующие задачи:

- Классифицировать весь комплекс пещерных росписей по тематическим категориям.

- Выделить являющиеся общими для всех пещер категории.

- Показать специфику каждого из сюжетов в росписях, включенных в общие тематические категории.

- Интерпретировать изображенные сюжеты из различных мест, не разделяя росписи по их принадлежности к определенным пещерам, с целью раскрытия в изображениях общих ритуальных действий и представлений в регионе майя.

Хронологические рамки исследования.

Хронологические рамки исследования определены критериями, которые вытекают из того факта, что большинство пещер с росписями майя датируется классическим периодом (III-IX вв. н.э.), временем расцвета данной цивилизации. Анализ росписей, расположенных внутри пещер, указывает на то, что основной пещерный художественный комплекс майя создавался именно в указанном временном промежутке.

Методология.

Методологической основой диссертации являются теоретические положения и концепции российских историков о природе ранних государств, о происхождении религии, ее сущности и развитии. Все эти положения развиты в работах российских историков-майянистов Ю. В. Кнорозова,1 Р. В. Кинжалова,2 В. И. Гуляева3 и Г. Г. Ершовой,4 на которые опирается автор в своем исследовании.

Исследование ведется на основе комплексного подхода, включающего использование материалов археологии и этнографии, с применением сравнительно-исторического и историко-типологического методов, а также ретроспективного использования данных письменных источников периода конкисты и материалов по этнографии современных народов майя.

1 Кнорозов Ю. В. Письменность индейцев майя. M-JL, 1963.; Он же. Иероглифические рукописи майя. JL, 1975. Кинжалов Р. В. Культура древних майя. JL, 1971.

3 Гуляев В. И. Государственная идеология древних майя (к вопросу о культе царских предков) // Проблемы археогогии и древней истории стран Латинской Америки. М., 1990. С. 155-185.

4 Ершова Г. Г. Система родства майя. М., 1997.

Источники.

Источниковой базой диссертации является очень своеобразный вид археологических памятников - изображения на внутренних стенах пещер в регионе распространения древней цивилизации майя, с которыми автор имел возможность ознакомиться не только по археологической и этнографической литературе, но и в ходе собственных исследований.

Исследуемый корпус росписей в пещерах опубликован в ряде работ, среди которых можно выделить исследование американского историка искусств Андреа Стоун "Образы из преисподней".5 В этой публикации автор представляет росписи, систематизированные в каталоге, который включает в себя фотографии, рисунки, а также соответствующие комментарии к ним. Данный каталог является основным источником при проведении нашего исследования.

Также в работе использованы источники по истории и культуре древних майя, классифицированные в научной литературе по следующим группам: 1. иероглифические тексты на монументальных памятниках и на предметах мелкой пластики I тыс. н.э., а также рукописи XII-XIV вв.; 2. хроники раннего колониального периода на языках майя; 3. хроники раннего колониального периода на испанском языке; 4. материалы по этнографии народов майя; 5. публикации отчётов по результатам археологических экспедиций.

Дешифровка, чтение и этносемиотическая интерпретация иероглифических надписей I тыс. и рукописей XII-XIV вв. были начаты в 50-е гг. российским ученым Ю. В. Кнорозовым, работы которого ввели в научный оборот этот важнейший источник и знаменовали начало нового этапа в развитии майянистики.

Рукописи XII-XIV вв., содержащие земледельческий календарь, перечень обрядов и жертвоприношений, служили жрецам майя справочниками, необходимыми для руководства хозяйственными работами. Рукописи содержали регламентацию жизни всех групп населения; рисунки в них изображали повседневные дела богов, которым должны были следовать в своих занятиях люди.

Иероглифические тексты майя I тыс. н.э., находящиеся на множестве монументальных памятников и на предметах мелкой пластики, содержат ценную информацию о различных аспектах кулыуры древних майя, от религиозных представлений до реальных исторических фактов.

Наиболее ценными источниками колониального времени на языках майя-киче явились «Книги Чилам Балам»6, содержащие исторические хроники, ритуальные, мифологические, пророческие и календарные тексты, восходящие к доиспанскому периоду; сборник ритуальных текстов майя «Ритуал Бакабов» , содержащий большой материал по доиспанской религии Юкатана. В эпосе киче «Пополь-Вух»,8 исторической хронике «Родословная Владык Тотоникапана»9 и в «Анналах Шахил»10 заключен ценный материал по мифологии, религии, истории и социальной организации горных майя. Из испанских хроник самым важным является труд Диего де Ланды11 «Сообщение о делах в Юкатане» - наиболее полное собрание информации по этнографии майя времен конкисты. Ряд ценных сведений по истории,

5 Stone A. Images from the Underworld: Naj Tunich and the Tradition of Maya Cave Painting. University of Texas Press. Austin, 1995.

6 Barrera Vazquez A., Rendon, S. El libro de los libros de Chilam Balam. Ed. Dante. Merida, 1989.

7 Arzapalo Marin R. (traductor) Ritual de los Bacabes. Universidad Nacional Autonoma de Mexico. Mexico, 1987.

8 Recinos A. (traductor) Popol-Vuh. Las antiguas historias del quiche. Fondo de Cultura Economica. Mexico, 1968.

9 Пополь Byx. Родословная владык Тотоникапана. M., 1993

10 Raynaud G., Asturias M.A., Gonzalez de Mendoza J.M. (traduction у notas). Anales de los Xahil. Coordination de Humanidades. Universidad Nacional Autonoma de Mexico. Mexico, 1993.

11 Landa D. Relation de las cosas de Yucatan. Editorial Porrua. Mexico, 1986. религии и обрядности майя содержат также работы ранних историков Б. Де Лас Касаса,12 Ф. де Фуентеса и Гусмана и др.13

Как бы ни были богаты иконографические и письменные источники, их понимание и интерпретация невозможны без привлечения материалов по этнографии современных народов майя, до сих пор сохраняющих в своей культуре многие черты традиционного хозяйства, быта и древних верований, несомненно восходящих к доиспанской эпохе. Наиболее ценные сведения автор почерпнул из работ Э. Вогта,14 К. Гитерас-Холмса,15 А. Вилья-Рохаса,16 Р. Редфилда,17 Ч. Уилсдома,18 Э. Томпсона19 и др.

За более чем столетний период развития майянистики, сложился чрезвычайно обширный круг источников, включающий и научные отчёты по итогам археологических работ. В диссертации используются в качестве исторического источника только археологические отчёты, имеющие отношение к исследованиям пещерных росписей майя классического периода.20

12 Las Casas F. В. Apologetica Historia Sumaria. Vol. П. Serie de historiadores у cronistas de Indias:l. Institute» de Investigaciones Historicas. Universidad Nacional Autonoma de Mexico. Mexico, 1967.

13 Fuentes у Guzman F. A. Recordation florida. Discurso historial del Reyno de Guatemala. 3 vols. Guatemala, 1923-33.

14 Vogt E.Z. Ofrendas para los dioses. Fondo de Cultura Economica. Mexico, 1993.

15 Guiteras-Holmes C. Los peligros del alma. Vision del mundo de un tzotzil. Fondo de Cultura Economica. Mexico, 1986.

16 Villa Rojas, A. El nagualismo como recurso de control social entre los grupos mayances de Chiapas, Mexico // Los Mayas. Serie Antropologica № 38. Instituto de Investigaciones Antropologicas. Universidad Nacional Autonoma de Mexico. Mexico, 1995. Pp. 234-251.

17 Redfield R., Villa Rojas A. Chan Kom: A Maya Village. CIW pub. № 448. Carnegie Institution of Washington. Washington, 1934.

18 Wilsdom, C. The Chorti Indians of Guatemala. University of Chicago Press. Chicago, 1940.

19 Thompson, J. E. S. Ethnology of the Mayas of southern British Honduras. Field Museum of natural history Publication № 274, anthropological series 17, no. 2.1930.

Ofl

Bonor Villarejo J. Las cuevas mayas: simbolismo у ritual. Universidad Complutence. Madrid, 1989.; Brady J. The sexual connotation of caves in Mesoamerica Ideology // Mexikon № 1. 1988. Pp. 51-55.; Brady J. Caves and Cosmovision at Utatlan // California Antropologist № 18. 1991. Pp. 1-9.; Brady J., Fahsen F. The discovery of a New Maya Cave Painting Site in Guatemala // Explorers Journal № 69. 1991. Pp. 52-55.; Brady J., Veni G., Stone A., Cobb A.

Научная новизна.

Исследование представляет собой обобщающую работу, в которой впервые трактуется феномен росписей в пещерах не только на базе широкого комплекса примеров, но и на основе параллельного и сопоставительного анализа произведений, происходящих из различных пещер территории майя. С целью выявления семантических блоков основного корпуса росписей, в данной работе комплексно анализируется совокупность общих тематических категорий, отмеченых во всех пещерах майя, проводятся реконструкция и характеристика системы ритуалов и представлений, которые лежали в основе создания пещерных росписей во всем регионе майя. Для этого при исследовании росписей в пещерах впервые в анализе используется концепция Ю. В. Кнорозова относительно культуры майя. Определяется важность указанных ритуалов и представлений, связываемых древними майя с пещерами.

Практическая значимость.

Содержащаяся в работе разработка вопросов духовной культуры и социальной организации древних майя, представляет большой интерес для понимания общих закономерностей сложения и развития ранних государств и ранних форм религии.

Материалы исследования могут быть использованы в дальнейшей работе по интерпретации иконографии майя, при анализе археологических и письменных источников, а также в специальных курсах по истории и религии Мезоамерики.

Структура работы.

Структура работы выбрана в соответствии с ее целями и задачами. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников

Похожие диссертационные работы по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Археология», Шесеньа Эрнандес Алехандро

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подводя итог анализу пещерных росписей майя классического периода можно сделать следующие выводы.

Из фрагментов на первый взгляд случайных и разрозненных по всем пещерам изображений вырисовывается вполне стройная и цельная картина. Сюжеты росписей в каждой отдельно взятой пещере сходны по типологии. Фактически, во всех пещерах, имеющих росписи, представлены выделенные выше религиозно-идеологические темы. Это позволяет говорить о существовании в регионе майя общих ритуалов и представлений, связанных с пещерами.

Сюжеты росписей майя во всех пещерах посвящены двум самым тесным образом связанным между собой темам: образу предка и утверждению сакральности царской власти. Они не только подтверждают вывод об исключительной роли этого основополагающего стержня в культуре древних майя, но и добавляют к уже имеющимся данным важные детали о тесной связи между этими представлениями и пещерами. Сюжеты росписей нам говорят о том, что пещеры напрямую служили воплощением этих важнейших концепций.

Образ предка представлен в пещерах посредством изображений всех тех сюжетов, связываемых с ним, с использованием различных иконографических элементов. Изображения человеческих лиц, карликов, животных, крестов и ракушек являются в определенном смысле символами, отражающими представления о прародине, родовой связи, нагуале и ритуалах вызывания предков. Изображения показываются как отдельные звенья единого представления - образа предка. Так как предки и пещеры являлись частями основного единого комплекса идеологических представлений древних майя, то и иконы, соотносящиеся с изображением мифического предка, создавались в подходящих пространствах пещер, т. к. пещеры были ничем иным, как воплощением страны предков.

Важнейшими элементами в совокупности верований «пещера-предок» являются, согласно проведенному анализу, представления о нагуале. Особое значение древние майя, или точнее их жреческая элита, придавала церемонии контактов с нагуалем в пещерах. Это можно понять если вспомнить, что нагуаль помимо того, что он был родственником, являлся также и «полезным существом». Та важность, которая придавалась в древности (и также в настоящее время) этому аспекту нагуализма (сверхчеловеческие способности, которые предоставлял нагуаль) становится понятной в условиях существовавшей конфронтации между политическими соперниками в целях достижения лидерства. Это могла быть борьба между враждебными семьями знати, а также между правителями различных городов. Во время любого конфликта, внешнего или внутреннего, правитель мог использовать своего нагуаля, используя его образ и способности, с целью превзойти силу своего противника. Кроме того, считалось, что он мог использовать своего нагуаля для того, чтобы нейтрализовать деятельность шпионов. Не будет преувеличением сказать и о том, что главным привлекательным элементом, который находили древние в нагуале, была именно «польза» или возможность его военного применения. Поэтому этот аспект особенно подчеркивается в различных источниках.

Росписи в священных местах пещер, касающиеся праздников конца года, связанных с четырьмя богами-покровителями, а также с праздниками «нового огня», приходящимися на начало нового года, свидетельствуют о исключительной важности с древнейших времён этих праздников. Большое стремление к их проведению объясняется тем, что они были приурочены к церемонии по утверждению власти правителей очередными богами-покровителями и последующее предоставление им символов обновлённой власти. Анализ некоторых росписей указывает на то, что часть из этих ритуалов, известных по постклассическим источникам, датируется началом нашей эры. В то же время совершено очевидно, что каждый год политическое мероприятие по утверждению сакральности царской власти в какой-то определённой фазе проходило именно в пещерах.

В расположении росписей внутри пещеры наблюдается определённая связь между тематикой изображений и местом. Эта связь позволяет нам выделить определённую закономерность в распределении росписей внутри пещеры. Росписи, соотносящиеся с предками, размещаются в наиболее удалённых, маленьких и труднопроходимых камерах пещеры. Росписи, соотносящиеся с утверждением сакральности царской власти, напротив, находятся неподалеку от входа, в доступных, широких, хорошо освещённых камерах. Такое расположение росписей связано с характером культовой деятельности, в том или ином случае. Праздники по утверждению сакральности царской власти, являлись публичными мероприятиями и должны были проходить в местах, способных обеспечить присутствие больших групп людей. И, наоборот, шаманские церемонии, связанные с предками и нагуалями, являясь событиями в высшей степени приватными, должны были проходить в пространствах пещер, скрытых от глаз непосвященных. Кроме того, представления о прародине предков объясняют тот факт, что для создания соответствующих росписей выбирались преимущественно скрытые камеры именно в западных и северных участках пещер.

Тесная связь между церемониями, связанными с предками, и праздниками связанными с сакрализацией царской власти в пещерных росписях, становится очевидной благодаря появлению в соответствующих камерах пещер некоторых иконографических шаманских мотивов сопровождающихся знаками и определенными датами. Эти даты указывают на конец периодов, таких как конец года и конец к'атуна (знаки Ахав). Как известно, праздники конца года связаны с церемонией утверждения сакральности царской власти. Какова была связь между этими праздниками и культом предков? Похоже, что заблаговременно, а также в течение указанных политических церемоний, внутри пещер проводились ритуалы по вызыванию мифических предков. Тем не менее, необходимо отметить, что эта эзотерическая деятельность совершалась в пещерах не только во время новогодних, но и по другим календарным праздникам, как в случае празднования конца к'атуна. Хорошо известно то политическое значение, которое придавалось чествованию конца к 'атупа. Однако однозначно определить к какому именно празднику относится большинство шаманских сцен невозможно. Тем не менее, можно с уверенностью утверждать, что шаманские сцены протоклассического периода, в отличие от таких же сцен позднего классического периода, соотносятся исключительно с праздниками нового года, так как обычай отмечать конец к'атуна, впервые наблюдается с середины раннего классического периода.1 Известно, что культ царских предков был основополагающим в государственной идеологии майя.2 Судя по той настойчивости в создании изображений соотносящихся с образом предков (большинство росписей в пещерах посвящены именно этой тематике), молено полагать, что родовые предки и связанные с ними шаманские церемонии имели большое значение при проведении праздников по утверждению сакральности царской власти.

Связь пещер с представлениями о предках и организация внутреннего их пространства обеспечивали условия для подтверждения правителем своего права на получение наследственной власти. Наличие росписей в местах проживания мифических прародителей служило дополнительным подтверждением этого права. Таким образом, пещера являлась важным символом, использование которого служило ещё со времён ольмеков Чалькацинго, для подтверждения права определённого правителя на политическую власть. Само же посещение пещер преследовало в древности важную политическую цель. Мы видим, что в то время имелись весомые

1 Кнорозов Ю. В. Заметки о календаре майя. Общий обзор 2 // Сов. этнография. 1971. № 3. С. 37.

2 Гуляев В. И. Государственная идеология древних майя (к вопросу о культе царских предков) // Проблемы археогогии и древней истории стран Латинской Америки. М., 1990. С. 183.

160 причины для того, чтобы могущественные правители делали пещеры и образ мифического предка главными элементами государственной идеологии.

Познакомившись с широким корпусом пещер с росписями майя, который нам известен в настоящее время, можно наблюдать, как на территории всего ареала майя, одновременно со стандартными мотивами, повторяющимися даже в удалённых друг от друга пещерах, существуют и другие, характерные лишь для определённых пещер. Чем же можно объяснить наличие или, наоборот, отсутствие определённых художественных мотивов в тех или иных пещерах? Однозначного ответа на этот вопрос пока нет. Объяснение этого различия будет основной задачей для будущих исследований.

Пещерные росписи майя - ценный источник исторической информации. Различные аспекты этой древней культуры, такие как религия, мифология, политика, искусство и язык, могут быть лучше поняты благодаря тщательному анализу этих особых художественных проявлений. Комплекс пещерных росписей майя представляет собой наибольшую научную ценность.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Шесеньа Эрнандес Алехандро, 2002 год

1. Кнорозов Ю. В. Иероглифические рукописи майя. Л., 1975.

2. Кнорозов Ю. В., Ершова Г. Г. Надписи майя на керамических сосудах //

3. Artes. Mexico, 1992. Arzapalo Marin R. (traductor) Ritual de los Bacabes. Universidad Nacional

4. Autonoma de Mexico. Mexico, 1987. Barrera Vazquez A., Rendon S. El libro de los libros de Chilam Balam. Ed. Dante. Merida, 1989.

5. Bequelin P., Baudez C. Tonina: Une cite maya du Chiapas (Mexique). Vols. 1-3.

6. Centre d'Etudes Mexicaines et Centramericanes. Mexico, 1982. Berjonneau G., Sonnery J. (eds.). Rediscovered Masterpieces of Mesoamerica:

7. Guatemala // Explorers Journal № 69. 1991. Pp. 52-55. Brady J., Veni G., Stone A., Cobb A. Explorations in the New Branch of Najtunich: Implications for Interpretation // Mexikon № 14. 1992. Pp. 74-81. Bunzel R. Chichicastenango. Guatemala, 1981.

8. Clarkson P. Classic Maya Pictorial Ceramics: A Survey of Content and Theme. Los Angeles, 1978.

9. Сое М. The Maya Scribe and His World. New York: Grolier Club. 1973. Сое M. Lords of the Underworld. Princeton: Art Museum, Princeton University. 1978.

10. Сое M. Old Gods and Young Heroes: The Pearlman Collection of Maya Ceramics.

11. Nacional para la Cultura у las Artes. Mexico, 1995. Edmonson M. S. Quiche-English Dictionary. Middle America Research Institute

12. Pub. № 30. Tulane University. New Orleans, 1965. Fuentes у Guzman F. A. Recordation florida. Discurso historial del Reyno de

13. Guatemala. 3 vols. Guatemala, 1923-33. Grove D. The Olmec Painting of Oxtotitlan Cave, Guerrero, Mexico // Studies in Pre-columbian Art and Archaeology № 6. Dumbarton Oaks. Washington, 1970. Pp. 167-218.

14. Guiteras Holmes C. Los peligros del alma. Vision del mundo de un tzotzil, Fondode Cultura Economica. Mexico, 1986. Hermitte E. Poder sobrenatural у control social. Instituto Chiapaneco de Cultura. Mexico, 1992.

15. Holand W. R. Medicina maya en los altos de Chiapas. Instituto Nacional1.digenista. Mexico, 1992. Kerr J. The Maya Vase Book: A Corpus of Rollout Photographs of Maya Vases. 2

16. Manca M. C. De las cuevas hasta el cielo pasando a traves de los colores de las enfermedades // Anuario V del Instituto de Estudios Indigenas. Tuxtla Gutierrez, 1995. Pp. 78-89.

17. Mayer K. Maya Hieroglyphs Discovered in a Guatemalan Cave // Mexikon № 4, Vol. XVII. 1995. Pp. 62-64.

18. Mendelson E. M. Los escandalos de Maximon. Ministerio de Educacion. Guatemala, 1965.

19. Mercer H. The Hill-Caves of Yucatan. Reprint. Norman: University of Oklahoma Press, (1896) 1975.

20. Motul Diccionario de. Diccionario de Motul maya-espanol atribuido a Fray Antonio de Ciudad Real у Arte de la lengua por Fray Juan Coronel. Ed. Juan Martinez Hernandez. Talleres de compania Tipografica Yucateca. Merida, 1929.

21. Morales Bernmdez J. On о t'ian. Antigua palabra. Narrativa indigena chol. Universidad Autonoma Metropolitana. Mexico, 1984.

22. Nash, J. Bajo la mirada de los antepasados. Instituto Nacional Indigenista. Mexico, 1992.

23. Navarrete C. Un reconocimiento de la sierra madre de Chiapas. Apuntes de un diario de campo // Cuadernos del Centro de Estudios Mayas. Universidad Nacional Autonoma de Mexico. Mexico, 1978. Pp. 58-62.

24. Nunez de La Vega F. Constituciones Diocesanas del Obispado de Chiapa. Universidad Nacional Autonoma de Mexico. Mexico, 1988.

25. Pitarch P. Ch'ulel: Etnografia de las almas tzeltales. Fondo de Cultura Economica. Mexico, 1996.

26. Reddel J. R. A preliminary survey of the caves of Yucatan peninsula. Austin. Speleo Press. 1977.

27. Redfield R.,Villa Rojas A. Chan Kom: A Maya Village. Carnegie Institution of

28. Washington pub. № 448. Washington, 1934. Reents D. The Prehistoric Pottery from Petroglyph Cave. Caves Branch Valley, El Cayo District, Belize. Department of Anthropology. University of Texas Press. Austin, 1980.

29. Raynaud G., Asturias M. A., Gonzalez de Mendoza J. M. Anales de los Xahil.

30. Cave Painting. University of Texas Press. Austin, 1995. Strecker M. Yucatan Caves with Rock Art // Katunob. Vol. № 9. Museum of Anthropology. University of Northern Colorado. Greeley, 1978.

31. Tedlock В. Time and the Highland Maya. Albuquerque: University of New Mexico Press. 1982.

32. The "Historical Recollections" of Gaspar Antonio Chi. Provo, 1952.

33. Thompson E. W. Cave of Loltun, Yucatan. Memoirs of the Peabody Museum of American Archaeology and Ethnology vol. 1, №. 2. Harvard University. Cambridge, M., 1897.

34. Thompson J. E. S. Ethnology of the Mayas of Southern British Honduras. Field Museum of Natural History Publication № 274, anthropological series 17, no. 2. 1930.

35. Thompson J. E. S. Apuntes sobre las supersticiones de los mayas Socotz, Honduras Britanica // Los Mayas antiguos. Arqueologia у Etnografia por un grupo de especialistas. Colegio de Mexico. Mexico, 1941. Pp. 135-151.

36. Thompson J. E. S. A Catalog of Maya Hieroglyphs. Norman: University of Oklahoma Press. 1962.

37. Tozzer A. Mayas у Lacandones: Un estudio comparativo. Instituto Nacional1.digenista. Mexico, 1982.

38. Velasquez Morlet A., Lopez de la Rosa E. Subproyecto de pictograflas у petrograbados. Zonas arqueologicas: Yucatan, proyecto atlas arqueologico nacional. Instituto Nacional de Antropologia e Historia. Mexico, 1988.

39. Velasquez Valadez R. Recent Discoveries in the cave of Loltun, Yucatan, Mexico // Mexicon № 2. 1980. Pp. 53-55.

40. Vogt E. Z. Zinacantan: A Maya Community in the Highlands of Chiapas. Cambridge, Mass. Belknap Press, 1969.

41. Vogt E. Z. Algunas implicaciones de la estructura social de Zinacantan en el estudio de los antiguos mayas // Los zinacantecos. Instituto Nacional Indigenista. Mexico, 1992. Pp. 156-182.

42. Vogt E. Z. Ofrendas para los dioses. Fondo de Cultura Economica. Mexico, 1993.

43. Wilsdom Ch. The Chorti Indians of Guatemala. University of Chicago Press. Chicago, 1940.2. Литература

44. Гуляев В.И. Города-государства майя. М., 1979.

45. Гуляев В. И. Государственная идеология древних майя (к вопросу о культе царских предков) // Проблемы археогогии и древней истории стран Латинской Америки. М., 1990. С. 155-185.

46. Ершова Г. Г. Восприятие пространства и времени // Системные исследования взаимосвязи древних культур Сибири и Северной Америки. СПб., 1996. С. 45-69.

47. Ершова Г. Г. Система родства майя. М., 1997.

48. Ершова Г. Г. Зодиакальный пояс в представлениях мезоамериканцев // Дракон и Зодиак. М., 1997. С. 70-82.

49. Ершова Г. Г. Кометы и метеоры в представлениях древних майя // Древняя астрономия: Небо и человек. М., 1998. С. 109-122.

50. Ершова Г. Г. Древняя Америка: полет в пространстве и времени. Т. 1. М., 2002.

51. Кинжалов Р. В. Культура древних майя. Л., 1971.

52. Кнорозов Ю. В. Письменность индейцев майя. М-Л., 1963

53. Кнорозов Ю. В. Заметки о календаре майя. Общий обзор 2 // Сов. этнография. 1971. № 3. С. 33-39.

54. Кнорозов Ю. В. Заметки о календаре майя. 365-дневный год // Сов. этнография. 1973. № 1. С. 70-80.

55. Токарев С. А. Ранние формы религии. М., 1990.

56. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И. О религии. М., 1983.

57. Angulo J. The Chalcatzingo Reliefs: An iconographic Analysis // Ancient Chalcatzingo. David C. Grove (ed.). University of Texas Press. 1987. Pp. 132158.

58. Bassie-Sweet K. From the Mouth of the Dark Cave. Norman: University of

59. Brady J. An Investigation of the Maya Ritual Cave Use with Special Reference to Naj Tunich, Peten, Guatemala. Ph.Diss. University of California. Los Angeles, 1989.

60. Brady J. Caves and Cosmovision at Utatlan // California Antropologist № 18. 1991. Pp. 1-9.

61. Brady J., Stone A. Naj Tunich: Entrance to the Maya Underworld // Archaeology №39. 1986. Pp. 18-25.

62. Colas P. R. Ritual and Politics in the Underworld // Mexicon. № 5, Vol. XX. 1998. Pp. 99-104.

63. Duby G. 30 dias por los senderos de Chiapas // Mexico en la cultura. Suplemento de Novedades. 20 de agosto de 1961.

64. Garza M. Sueno у alucinacion en el mundo nahuatl у maya. Universidad Nacional Autonoma de Mexico. Mexico, 1990.

65. Gay C. Chalcacingo. Graz: Akademiche Druck- u. Verlagsanstalt/Austria, 1971.

66. Grube N., Nahm W. A Census of Xibalba: A Complete Inventory of Way Characters on Maya Ceramics // The Maya Vase Book: A Corpus of Rollout Photographs of Maya Vases. Vol 4. Kerr Associates. New York, 1993.

67. Houston S., Stuart D. The way Glyph: Evidence for "Coessences" Among the Classic Maya. Research Reports on Ancient Maya Writing 30. Center for Maya Research. Washington, 1989.

68. Rupfin A. W. El Tzolkin es mas que un calendario. Ed. Cedim. Guatemala, 1997.

69. Scheie L., Freidel D., Parker J. Maya Cosmos. Quill-Norman Morrow. New York, 1993.

70. Shesena H. A. Analisis epigrafico del grupo 5 de la cueva de Joloniel, Chiapas. Universidad Autonoma de Chiapas. Tuxtla Gutierrez, 2002.

71. Siffre M. A la recherche de Fart des cavernesdu pays maya. Editions Alain Lefeuvre. Paris, 1979.

72. Stone A. The Moon Goddess at Naj Tunich // Mexicon № 7. 1985. Pp. 7-9.

73. Stone A. Cave Painting in the Maya Area // Latin American Indian Literatures Journal № 3. 1987. Pp. 95-108.

74. Stone A. The Painted Walls of Xibalba: Maya Cave Painted as Evidence of Ritual Cave // Hanks and Rice. 1989. Pp. 319-355.

75. Stone A. Explorations in the New Branch on Naj Tunich: Implications for Interpretation // Mexikon № 4, Vol. XIV. 1992. Pp. 74-81.

76. Strecker M. Pinturas rupestres de la cueva de Loltun // Boletin del Instituto Nacional de Antropologia e Historia № 18, epoca 2. Mexico, 1976. Pp. 13-27.

77. Strecker M. Cuevas mayas en el municipio de Oxkutzcab, Yucatan. (1): Cuevas Mis у petroglifos // Boletin de la Escuela de Ciencias Antropologicas de la Universidad de Yucatan № 12. Merida, 1984. Pp. 21-28.

78. Strecker M. Cuevas mayas en el municipio de Oxkutzcab, Yucatan.(2): Cuevas Ehbis, Xcosmil у Cahum // Boletin de la Escuela de Ciencias Antropologicas de la Universidad de Yucatan № 12. Merida, 1985. Pp. 16-23.

79. Streker M. Representaciones sexuales en el arte rupestre de la region maya // Mexikon № 9. 1987. Pp. 324-337.

80. Taube K. A. The Major Gods of Ancient Yucatan. Studies in Pre-Columbian Art and Archaeology, Number Thirty-Two. Dumbarton Oaks Researh Library and Collection. Washington, D.C., 1992.

81. Tedlock B. El C'oxol: un simbolo de la resistencia quiche a la conquista espiritual. // Nuevas perspectivas sobre el Popol-Vuh. Editorial Piedra Santa. Guatemala, 1983. Pp. 212-231.

82. Thompson J. E. S. The Role of Caves in Maya Culture. Mitteilungen aus dem Museum fur Volkerkunde in Hamburg, 1959.170

83. Thompson J. E. S. Introduction to The Hill-caves of Yucatan by Henry Mercer

84. Norman: University of Oklahoma. 1975. Pp. xxxvi-xxxix. Thompson J.E.S. Historia maya у religion. Siglo XXI. Mexico, 1997.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.