Пластические искусства в интерьере театра (отечественный опыт последней трети XX- начала XXI вв.) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Агафонова, Анастасия Юрьевна

  • Агафонова, Анастасия Юрьевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 256
Агафонова, Анастасия Юрьевна. Пластические искусства в интерьере театра (отечественный опыт последней трети XX- начала XXI вв.): дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2012. 256 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Агафонова, Анастасия Юрьевна

Введение.

Глава 1. Художественные и композиционные принципы взаимодействия пластических искусств и архитектуры театрального здания.

1.1 Формирование архитектурно-художественного ансамбля театрального сооружения в период Античности.

1.2 Формирование архитектурно-художественного ансамбля театрального здания в Средние века и в Возрождение.

1.3 Интерьеры европейского и русского театра барокко, классицизма, историзма.

1.4 Реформирование театрального пространства начала XX века.

1.5 Отечественные театральные интерьеры 1917 - 1970 гг.

Глава 2. «Пластические искусства в отечественном театральном интерьере последней трети XX - начала XXI вв.».

2.1 Изобразительная группа пластических искусств в создании образа современного интерьера театра.

2.2 Абстрактно-ассоциативная группа пластических искусств в создании образа современного интерьера театра.

2.3 Функциональные факторы театрального пространства.

2.4 Декоративные свойства художественных материалов.

Глава 3. Художественные программы и сценография пространств современного театрального интерьера последней трети XX - начала XXI

3.1 Отечественные интерьеры 1970-1990 гг.

3.2 Отечественные интерьеры 1990-2010 гг.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Пластические искусства в интерьере театра (отечественный опыт последней трети XX- начала XXI вв.)»

Общая характеристика работы

Синтез не конгломерат, не механическое соединение разнородного. Он органичен и целостен. А всякая целостная органичность является своего рода тайной, подобной тайне самой жизни. Синтез искусств возникает на основе определенной философской идеи, мировоззрения и предполагает сложную диалектику частей и целого, а также множество условий, при которых различные искусства сливаются в едином художественном образе и без соблюдения которых синтез оказывается несостоявшимся.

В.В. Ванслов, доктор искусствоведения, профессор, действительный член и член Президиума PAX Театр - уникальное явление мировой художественной культуры. Сформировавшийся как эстетическая модель мироздания и человеческих отношений, в каждую историческую эпоху он предоставлял новые возможности для синтеза искусств. В его развитии использовались все величайшие достижения своего времени в области пространственных и временных искусств: архитектуры, скульптуры, живописи и декоративно-прикладного искусства, литературы, музыки, поэзии, танца. Театральное здание и его интерьер - неотъемлемая часть театральной среды и зрелищного процесса. Феномен театра как системного, синтетического, динамичного вида искусства предопределил выбор темы и метода исследования синтеза пластических искусств в современном театральном интерьере.

В диссертации рассматривается влияние идейно-образной концепции на композицию художественного ансамбля в объемно-пространственной среде интерьера театрального здания; изучаются приемы создания художественных программ, направленных на воплощение знакового эквивалента образа театра; анализируются композиционные, семантические и функциональные основы синтеза пластических искусств.

Кроме того, проводится художественно-стилистический анализ групп пластических искусств, участвующих в создании художественного облика театрального пространства, устанавливаются принципы взаимодействия пластических искусств и театральной архитектуры.

Актуальность исследования

Театральные здания всегда были носителями синтезированного образа, в котором литературно-художественные, сценические и архитектурно-пространственные решения существовали в неразрывном единстве.

Актуальность исследования состоит в анализе и обобщении опыта отечественного строительства театральных сооружений, наблюдаемого за последние сорок лет; в систематизации и изучении вопросов взаимодействия различных элементов предметно-пространственной среды театра, в том числе и пластических искусств в интерьере, несущих важную композиционную образную, жанровую, идейную характеристику театра.

В настоящее время в области театрального проектирования архитекторами и художниками ведется работа, задачей которой является поиск наиболее емкого выражения художественного образа театрального пространства. Систематизация и анализ архитектурно-художественного наследия, изучение семантических, композиционных и функциональных основ синтеза, несомненно, расширяют практические возможности в организации и построении театрального ансамбля, способствуют развитию методов профессионального и учебного проектирования.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования в работе являются пластические искусства, монументально-декоративная скульптура, монументально-декоративная и станковая живопись, декоративный металл, керамика, стекло, текстиль, художественные изделия из дерева, графика, дизайн, создающие целостный образ предметно-пространственной среды театрального интерьера. Анализируются воплощенные проекты ансамблей отечественной театральной архитектуры, наиболее полно представляющие основные тенденции развития пластических искусств в интерьере театра последней трети XX - начала XXI веков.

Предметом исследования являются композиционные, семантические взаимосвязи произведений пластических искусств, образующих иерархическую систему и участвующих в формировании идейно-образной концепции театрального интерьера.

Границы исследования

Хронологические рамки исследования охватывают последнюю треть XX века и первое десятилетие XXI века, так как этот период развития театрального интерьера в России отличается широким диапазоном разнообразных архитектурно-художественных решений, с использованием традиционных и новаторских композиционных схем построения пространства парадных помещений театрального интерьера, обусловленных поиском нового образа театрального здания.

Исследование ограничивается изучением особенностей синтеза пластических искусств, образующих стабильные композиционные связи с архитектурой и локализованных в функциональных зонах: зрительном зале, вестибюле, фойе, кафе.

Цель и задачи исследования

Целью исследования является выявление основ синтеза пластических искусств, формирующих художественный облик современного интерьера театра.

Исходя из цели работы, поставлены следующие задачи:

- рассмотреть основные предпосылки и условия развития синтеза пластических искусств в интерьере театра в зависимости от организации архитектурного пространства;

- показать влияние семантической роли художественной программы театральной архитектуры. Определить ее значение в прочтении визуального образа театрального пространства, в участии формообразования пластических искусств и в организации объемно-пространственной композиции театрального интерьера; установить связи между функциональными особенностями театрального интерьера и выбором художественных материалов, их формообразованием, с выявлением основных композиционных закономерностей взаимодействия архитектурного объема с пластическими искусствами;

- выявить закономерности влияния идейно-образной концепции на композиционную организацию пространства среды театрального здания;

- выделить закономерности, связанные с процессами интеграции архитектуры и пластических искусств, с целью подготовки теоретической основы для разработки прогностической модели развития театрального интерьера;

- выявить наиболее характерные приемы композиционной организации пластических искусств в объемно-пространственной структуре современного театрального интерьера во взаимосвязи с его художественной спецификой и архитектурой.

Методология исследования

Синтез, являющийся основой межвидовых связей в системе пластических искусств театрального интерьера, предопределил и комплексную методику исследования, в которую вошли: историко-культурологический и формально-стилистический методы. Они позволили представить эволюцию отечественного театрального интерьера и выявить устоявшиеся признаки взаимодействия пластических искусств, как на формальном, так и на содержательном уровне. Большое значение для данного исследования имеет и семиотический метод, поскольку является важным для понимания организации театрального пространства в его изучении как знаковой системы, с выявлением особого «языкового кода» театральной архитектуры в решении интерьера. Но главным в научном исследовании стал иконологический метод, позволивший объединить семиотику, генезис, типологию, символику и художественную форму, раскрыв специфику взаимодействия пластических искусств с архитектурным пространством в отечественном театральном интерьере последней трети XX - нач. XXI вв.

Степень научной разработанности проблемы

Вопросы эволюции архитектуры театра, специфики проектирования театральных зданий и организации их архитектурно- художественной среды оказывались в центре внимания ряда крупнейших отечественных архитекторов и искусствоведов: Г. Б. Бархина, В. Е. Быкова, М. 3. Тара-новской, В. М. Виноградова.

В фундаментальном труде Ю. Д. Хрипунова, Ю. П. Гнедовского, С. В. Гнедовского, В. В. Лазарева, Н. Я. Матвеевой, Э. И. Окуневой «Архитектура советского театра» (М., 1986) анализируется шестидесятилетний опыт проектирования и строительства отечественных театров. Важным в проблематике исследований явилось комплексное изучение театрального зодчества и сценического искусства.

Методы организации театрального пространства рассматривались в диссертации Г.С. Крамаренко «Композиционно-пластическая роль скульптуры в организации объемно-пространственной среды театрального здания» (М., 1980). В этой работе анализируются проблемы взаимодействия театральной архитектуры и скульптуры, исследуется период до 1980 года. В диссертациях архитекторов Л. Б. Дарчиняна «Архитектурное освещение интерьера» (М., 1972) и Ж. М. Вержбицкого «Принципы свето-пространственной композиции театрально-зрелищных зданий» (Л., 1989) уделяется большое внимание вопросам синтеза театральной архитектуры и систем освещения.

В ходе исследования были рассмотрены научные работы, посвященные проблемам синтеза искусств, в частности монографии: О. А. Швидковского «Гармония взаимодействия: Архитектура и монументальное искусство» (М., 1984); В. В. Ванслова «Образы искусства» (М., 2006), Г. П. Степанова «Композиционные проблемы синтеза искусств»; Е. Б. Муриной «Проблемы синтеза пространственных искусств» (М., 1982).

В результате изучения материалов по этой проблеме выяснилось, что специальных исследований, посвященных проблеме синтеза пластических искусств в интерьере театра, не проводилось.

Источники, использованные в работе

К исследовательской работе были привлечены:

1 профессиональные периодические издания, в которых публиковались рецензии, статьи о художественных выставках, проектах и произведениях современного искусства («Архитектура и строительство России», «ДИ СССР», «ДИ. Журнал Московского музея современного искусства», «Дизайн и строительство», «Зодчий» и др.)

2) интервью с архитекторами, театроведами, научными сотрудниками театральных музеев.

В диссертационной работе автором рассматриваются 42 архитектурных объектов, среди них 24 театра были исследованы натурно. Это - Тульский государственный академический театр драмы им. М. Горького, Московский театр драмы и комедии на Таганке, МХАТ им. М. Горького, Одесский академический театр музыкальной комедии им. М. Водяного, «Новая опера» им. Е.В.Колобова, Московский театр «Школа Драматического искусства», «Мастерская Петра Фоменко», Национальный театр в Горно-Алтайске и многие другие, а так же конкурсные проекты нового здания Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Изученные материалы позволили получить наиболее полное представление о синтезе пластических искусств, об их семантической и художественной роли в современном отечественном театральном интерьере.

Научная новизна

Представленная диссертация является первым квалификационным исследованием на данную тему.

Опыт отечественного строительства последней трети XX века и первого десятилетия XXI века располагает примерами создания театральных сооружений, где архитектура и пластические искусства формируют целостные художественно-значимые ансамбли, базирующиеся в своем развитии на различных принципах интеграции. Интеграционный характер объемно-пространственных и художественных решений этих видов искусств выдвигает на первый план необходимость системного изучения механизмов синтеза пластических искусств, их взаимодействия на стадии проектирования. Комплексный анализ принципов взаимодействия пластических искусств, задействованных в формировании театрального пространства, составляет научную новизну исследования.

В работе впервые изучаются явления, связанные с влиянием репрезентативной функции театра на конструктивно-образную составляющую пластических искусств в пространстве среды современного театрального интерьера. Кроме того, подробно раскрывается композиционная, функциональная, семантическая роль пластических искусств в организации театрального пространства.

Диссертация представляет собой работу, впервые показывающую композиционно-знаковую роль пластических искусств в ансамбле современного театрального интерьера. Установление коррелятивной связи между функциональными зонами театрального пространства и композиционным местом пластических искусств позволит понять, на каких принципах строится синтез пластических искусств в современной архитектуре, а также прогнозировать динамику процесса развития театрального интерьера в будущем.

Практическое значение

Анализ архитектурно-художественного наследия прошлого, изучение семантических и композиционных основ синтеза различных видов искусства расширяет практические возможности современного проектирования театральных ансамблей.

Основные результаты и выводы диссертации, полученные в ходе исследования, могут использоваться в педагогической, научной деятельности, а также в практических реализациях архитекторов, художников монументально-декоративного искусства, дизайнеров. Теоретические положения исследования являются материалом для создания методических разработок, составления учебных программ и спецкурсов в области проектирования пластических искусств театральных интерьеров.

Апробация работы

Выдвигаемые положения исследования нашли отражение в монографии автора «Пластические искусства в интерьере театра отечественный опыт)», в статьях и докладах на научных конференциях, посвященных вопросам изобразительного искусства и архитектуры.

Результаты исследования были использованы автором при проектировании художественных элементов решения фасада и интерьеров Московского областного государственного театра кукол (Пестовский пер., д. 2).

Основные положения работы были включены в учебно-методические разработки и использованы в профилирующих дисциплинах «Художественный металл в интерьере», «Дипломное проектирование» кафедры Художественного металла МГХПА им. С. Г. Строганова.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Агафонова, Анастасия Юрьевна

Заключение

Можно было бы выдвинуть несколько парадоксальных положений, что тектонические искусства изобразительны по преимуществу, ибо они всегда противополагаются жизненной динамике, и художественное выражение лить изображает то или иное их взаимоотношение. В этом и заключается столь часто отмечавшаяся аллегоричность архитектуры и всякой тектоники вообще».

А.Г. Габричевский. « Морфология искусства»

Эволюция архитектуры театрального здания проделала долгий путь -от классического греческого театра со сценой-ареной до современных многофункциональных зрелищных комплексов. Этот процесс проходил в двух направлениях. С одной стороны, шло техническое усовершенствование театральных сооружений, с другой - определение и развитие набора символики, включенного в предметно-пространственную среду здания. Задача строительства театров сводилась, главным образом, к созданию благоприятных условий для представлений. Место пластических искусств в системе театральной архитектуры определилось возможностью выявить жанровую принадлежность здания и настроить зрителя на благоприятное восприятие театрального действия.

Комплексный анализ современного театрального интерьера выявил следующие условия взаимодействия между группами искусств, участвующих в создании театрального пространства:

-функциональные, композиционные и семантические принципы, заложенные на стадии проектирования театральной архитектуры, являются необходимой составляющей синтеза пластических искусств;

-будучи композиционно подчинены архитектуре, пластические искусства образуют пространственные, пластические и семантические взаимосвязи друг с другом, образуя сложную иерархическую систему, обоснованную художественной программой и функциональными особенностями интерьера театра.

-разнообразие в пространственной организации интерьеров театров разной жанровой направленности, авторской режиссерской концепции вносит коррективы в размещение и степень насыщения пространства пластическими искусствами, влияет на выбор материала, организацию композиционных связей и пластического языка. Неизменным остается арсенал композиционных средств, к которым прибегает архитектор: расстановка акцентов, выделение главного элемента композиции, организация смысловых и линейных связей между всеми ее составляющими.

-методологической основой объемно-пространственной композиции театрального интерьера является пространственная режиссура. Основной задачей пространственной режиссуры можно считать формирование необходимого зрительного впечатления от театрального интерьера и убедительное раскрытие его темы художественными средствами композиции.

Необходимо подчеркнуть, что принципиально важным вопросом синтеза пластических искусств в архитектуре театральных зданий является определение художественной программы с предварительным анализом семантической основы театрального пространства.

Для этого определяются группы пластических искусств. Уточняются их знаковая роль как средства выражения художественного образа театра и его жанровой принадлежности.

Выделяются следующие идентификационные группы художественной программы, наиболее активно участвующие в формировании семантики пространства современного театра:

• мифологическая (мифологические персонажи);

• литературная (композиции, иллюстрирующие драматические и комические произведения);

• сценографическая (атрибуты сценографии, сцены, театрализованного праздника);

• гуманистическая (портреты выдающихся деятелей искусства или отражение просветительской деятельности театра).

• историческая (история места, история творческого коллектива)

• национальная (орнаментальные мотивы, изображения музыкальных инструментов и героев эпоса).

Изучение некоторых аспектов художественной программы (а в действительности - вербальной модели взаимодействия пластических искусств в театральной среде) подводит к выводу, что важнейшей целью взаимодействия пластических искусств является подготовка зрителя к расширенному сознательному и подсознательному восприятию театральной постановки, носящей характер таинства и лицедейства.

В достижении этой цели главная роль отводится различным видам пластических искусств, художественная образность которых способна создать атмосферу театра как пространства сверхчувственного восприятия жизни, проживаемой актерами на сцене, а зрителями в зале.

Пластические искусства не должны перегружать подсознание зрителя разнообразием стилей и красок театрального интерьера (что скорее ведет к эмоциональному отторжению увиденного). Они призваны создавать чувство психологического комфорта, позволяющего со всей полнотой воспринимать сценическое действие.

На протяжении всей истории архитектуры одной из основных была проблема визуализации театральной функции. Конечный пункт этой реализации - создание целостно-пластического образа, доведенного до знака, отражающего специфику театра. Семантическое раскрытие театрального здания остается приоритетным направлением в современном театральном зодчестве. Это обусловлено последними инженерно-техническими достижениями в области строительных материалов, что позволило архитекторам расширить границы изобразительности в проектировании театральных сооружений. Появившаяся возможность реструктуризации традиционных тектонических схем стимулировала интеграционные процессы в формообразовании. Это привело к стиранию граней между архитектурой и пластическими искусствами, участвующих в создании образа театра.

Архитектура театрального здания все более подчиняется идее символического выражения театра. Часто эмблемой становится само здание театра, поэтому творческий коллектив архитекторов и художников должен свободно владеть языком архитектурных коммуникаций, привлекая обширный диапазон художественных метафор, широко и разнообразно применять художественный язык пластических искусств. В этом и состоит своеобразие настоящего момента развития театральной архитектуры в вопросах синтеза пластических искусств.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Агафонова, Анастасия Юрьевна, 2012 год

1. АРХИТЕКТУРА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТЕАТРА

2. Анисимов A.B. Театры Москвы: Время и архитектура. М.: Московский рабочий, 1984. 176 с.

3. Азизян И. Театр Музыкальной комедии в Одессе. Рецензия // Декоративное искусство СССР. 1982. № 7.

4. Бархин Г.Б. Архитектура театра. М., 1947. 246 с.

5. Бурганов. И. А. Теория, опыт и практика. М., Дом Бурганова, 2007. 336 с.

6. Быков В.Е. Архитектура открытых театров. М., 1954. 132 с.

7. Быков В.Е. Театр концертный зал в Туле //Архитектура СССР. 1962. № С. 41-44.

8. Быков В.Е., Розанов Е.Г. В поисках архитектурного образа театрального здания (О новом здании МХАТа) // Архитектура СССР. 1973. № 8. С. 15-16.

9. Виноградов В.М. Театральные здания вчера, сегодня, завтра. М.: Стройиздат, 1971. 165 с.

10. Великанов A.A., Красильников В.Д. Новое здание Детского музыкального театра в Москве // Сценическая техника и технология. 1972. № 5-6. С. 3-4.

11. Воронов Н. Образ современного театра / об архитектурном решении Тульского драматического театра // Искусство СССР. 1972. С. 6-8

12. Гнедовский Ю.П. Архитектура театра недавних лет. В поисках индивидуальности // Искусство. 1980. № 12. С. 41-50.

13. Гнедовский Ю.П. Музыкальный детский театр // Строительство и архитектура Москвы, 1971. № 12. С.26-29.

14. Гнедовский Ю.П. Театр нового типа // Архитектура СССР. 1973. № 6. С. 6-9.

15. Гнедовский Ю.П. Театр и город // Архитектура СССР. 1979. № 10. С. 10.

16. Гнедовский Ю.П. Новый облик театра на Таганке // Строительство и архитектура Москвы. 1972. №11.

17. Гусев Н. Новое здание МХАТа. За и против // Строительство и архитектура Москвы. 1974. № 4. С. 30-31.

18. Деревянко Б. Фотоочерк «Одесский театр оперы и балета». Одесса, 1990. 64 с.

19. Елизарова H.A. Театры Шереметевых. М., 1944. 519 с.

20. Международный архитектурный конкурс «Мариинский II» //Зодчий. 2003. № 3. С. 112.

21. Константинова И.Г., Тарасова JI.B. JIa Скала. Альбом. Л.: «Музыка», 1978. 179 с.

22. Конфельд Я.А. Театры. М.: Академия архитектуры СССР, 1948. 25 с.

23. Красильников В.Д. Образ современного театра // Архитектура СССР. 1973. №6. С. 8- 15

24. Кубасов В. Каким будет новое здание МХАТа // Советская культура. 1971, 2 ноября.

25. Лебедев В. Тринадцать мнений о новом Детском музыкальном театре // Декоративное искусство. 1980. № 10. С. 6

26. Лепская Л.А. Останкинский театр. Предыстория. Замысел. Воплощение // Сб. Новые материалы по истории русской культуры. Министерство культуры РСФСР, ГИТМ им. Бахрушина. -М., 1987. 223 с.

27. Либсон В. Я. Архитектура интерьера театра эпохи русского классицизма Автореф., дис. Канд., архитектуры. М., 1956. - 29 с.

28. Лукомский Г.К. Античные театры и традиции в истории эволюции театрального здания. Т.1. 1913. 220 с.

29. Либсон В. Я., Кузнецов А. И. Большой театр СССР история сооружения и реконструкция здания. М.: Стройиздат , 1982. 147 с.

30. Одесса. Сб. Сост. Бергман В. Одесса: Планета, 1990. 80 с.

31. Останкино. Театр-дворец. Сост.: Вдовин Г.В., Лепская Л.А., Червяков А.Ф. -М.: Русская книга, 1994. 318 с.

32. Очарование сцены. Клаус-Дитер Ройс, Маркус Лернер. 2004 Московский музей-усадьба Останкино (Россия), русское издание. С.128

33. Рзянин М. Новое здание МХАТа. Его место и значение в застройке Москвы // Архитектура СССР. 1973. № 8. С. 9-14.

34. Рожин И. МХАТ на Тверском бульваре // Строительство и архитектура Москвы. 1973. № 11. С. 8.

35. Розанов, Быков В. В поисках архитектурного образа театрального здания // Архитектура СССР. 1973. № 8. С. 15-16.

36. Рубцов А. Рецензия на 10 рецензий о театре: Заметки о новых архитектурных сооружениях // Декоративное искусство СССР. 1985.

37. Смолина К.А. 100 великих театров. -М.: Вече, 2001. 480 с.

38. Соколова Т. М. Здания и залы Эрмитажного Театра Л.: Искусство, 1982, 197 с.

39. Старинные театры России. Сб. Научн. Тр. / Государственный Центральный Театральный музей им. Бахрушина. Научн. ред. Канд. Искусств. Старикова Л. М. / М., 1993. - 130 с.

40. Тарановская М. 3. Архитектор К. Росси. Здание Государственного Академического театра драмы им. А. С. Пушкина ( б. Александринский) в Ленинграде .- Л. 1956. 129 с.

41. Тарановская М. 3 . Архитектура театров Ленинграда. Л .: Стройиздат, 1988.-224 с.

42. Театр «Новая опера» // Архитектура и строительство России. 1999. С. 2-3.

43. Театр «Школа драматического искусства», г. Москва, Последний переулок // Архитектура и строительство России. 2003. С. 1-2.

44. Тринадцать мнений о новом Детском музыкальном театре в Москве // Декоративное искусство. 1980. № 10. С. 4-8.

45. Тринадцать мнений о новом МХАТе // Декоративное искусство. 1975. №3. С. 32-37.

46. Уманский Н. Театр Красной Армии // Строительство Москвы, 1940, № 19. С.10

47. Устинов Б. Театр и пространство: Проблемы архитектуры // Декоративное искусство СССР. 1986. С. 20.

48. Хан- Магомедов С. О. Тридцать мнений о новом детском музыкальном театре. // Декоративное искусство СССР . 1980.

49. Хрипунов Ю. Д. Архитектура Большого театра. М. : Государственное издательство по строительству и архитектуре , 1955. 248 с.

50. Хрипунов Ю.Д., Гнедовский Ю.П., Гнедовский C.B. Архитектура Советского театра. М.: Стройиздат, 1986. 400 с.

51. Шестакова H.A. Проезд художественного театра, 3. М.: Московский рабочий, 1989. 62 с.

52. ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗРЕЛИЩНЫХ СООРУЖЕНИЙ

53. Быков В.Е. Классические основы композиции театральных залов XVIII XX вв. // Вопросы теории архитектурной композиции. - М.: Стройиздат, 1955. 167 с.

54. Вержбицкий Ж.М. Принципы свето-пространственной композиции театрально-зрелищных зданий. JL, 1989. 54 с.

55. Виноградов B.C. Современное театральное здание. М., 1986. 151 с.

56. Гипротеатр. Проекты и постройки института 1979-1989. М., 1990. С. 60.

57. С.В. Гнедовский.2009 ПНКБ Архитектура и культурная политика: проектное научно-консультативное бюро, www.a-c-p.ru/index.php.

58. Гнедовский Ю.П. Принципы проектирования театральных залов за рубежом // Архитектура СССР. № 12. 1966.

59. Дарчинян Л.Б. Архитектурное освещение интерьера. Автореф. дис. канд. арх. М., 1972. 28 с.

60. Липпер В.А., Щапетов Б.В. Опыт проектирования драматических театров. М.-Л.: Искусство, 1948. 120 с.

61. Лифшиц С.Я. Курс архитектурной акустики. Изд. 2-е. М.: Издательство Московского Высшего технического училища, 1927. 128 с.

62. Красильников В.Д., Мовчан Г.Я. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. Театры. М.: Стройиздат, 1970. 543 с.

63. Красильников В.Д. Десять залов в моей жизни. Опыт проектирования и строительства. М., 2004. 80 с.

64. Курбатов Ю.И. Ассоциативные образы новой Маринки. Мнение неофициального рецензента // Дизайн и строительство. № 2 (20). 2003.

65. Макриненко Л.И. Акустика помещений общественных зданий. -М.: Стройиздат, 1986. 171 с.

66. Мастера советской архитектуры об архитектуре. Избр. отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов. В 2-х тт. Под общ. ред. М.Г. Бархина-М., Искусство, 1975. Т. 2. Советская архитектура. Сост.: М.Г. Бархин и Ю.С. Яралова. 496 с.

67. Писаревская С.Г. Архитектурно-функциональная организация театрально-концертных залов. Автореф. дис. к. арх. -М., 1989.400 с.

68. ИСКУССТВО ТЕАТРА. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

69. Ванслов В. В. Образы искусства. Очерки М.: Знание, 2006. 448 с.

70. Ванслов В. В. Искусств прекрасный мир. М.: Памятники исторической мысли, 2011. 558 с.

71. Берёзкин В. И. Искусство сценографии мирового театра. Т. 7 Сценографы России; Александр Васильев. Март Китаев. Энар Стенберг. М.: Издательство ЛКИ, 2010 - 352 с.

72. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство - СПБ, 2004. 704 с.

73. Театр и его двойник / пер. с франц., сост. и вступ. статья В. Максимова; коммент. В. Максимова и А. Зубкова. Спб.: Симпозиум, 2000. 440 с.

74. Старикова Л. М. Москва стародавняя: Герои жизни и сцены. М., Артист, Режиссер, Театр, 1998 - 384 с.

75. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК АРХИТЕКТУРЫ

76. Гинзбург М. Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры. М., 1924 с. 240

77. Гнедовский. С. Архитектура недавних лет (в поисках индивидуальности) // Искусство. 1980. № 12. С. 41-50.

78. Иконников A.B. Художественный язык архитектуры. М.: Искусство, 1985. 175 с.

79. Современная архитектура мира: Вып 1/ Отв. Ред. Н. А. Коновалова. -М. ; СПб.: Нестор История, 2011. - 388 с.

80. Скворцов. А.П. Изобразительные средства в формировании архитектурного образа: Автореф. дис. к. арх. М., 1985.

81. Рагон М. О современной архитектуре. Москва-1963. с. 232

82. Хан-Магомедов С. О. Конструктивизм концепция формообразования. М. - 2003 г. 292 с.

83. Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития. М.: Стройиздат, 1990. 469 с.

84. ИНТЕРЬЕР. СИНТЕЗ ПЛАСТИЧЕСКИХ ИСКУССТВ. ДЕКОРАТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

85. Агафонова А. Ю. Пластические искусства в интерьере театра (отечественный опыт): М.: МГХПА им С. Г.Строганова, 2011. 160 с.

86. Азизян И.А. Вопросы взаимодействия искусств // Советское искусствознание. М., 1975. 280 с

87. Базазьянц С. Скульптор Васнецов. М.: Советский художник, 1989.180 с.

88. Быков З.Н., Майков К.К. Конструирование архитектурно-художественных изделий из металла. М., 1950.

89. Д.И. Журнал московского музея современного искусства. 2003. С. 56.

90. Кропотов В.И., Мажура Н.В. Отделочные материалы в интерьере. -Киев: Выша школа, 1981. 167 с.

91. Крамаренко Г.С. Композиционно-пластическая роль скульптуры в организации объемно-пространственной среды театрального здания. -Автореф. дис. к. искусств. М., 1980.

92. Крамаренко J1. Г. Художник, материал, форма. Отечественное декоративное искусство ХХ-начала XXI века. М., МГХПА им. С. Г. Строганова, 2009. 220 с.

93. Ланин A.B. Архитектура зрелищных сооружений и синтез искусств на электронной основе. Автореф. дис. к. архитектуры. Л., 1984.

94. Лебедев В. // Декоративное искусство СССР. 1980. № 10.

95. Ледзинский B.C., Теличко A.A. Навроцкий А.Г., Зимин Ю.А. Современная художественная ковка. -М.: Металлургия, 1994. 477 с.

96. Либерман Ю. Храм после ремонта // Знамя. № 11. 2000. С. 207-210.

97. Малолетков В.А. «Современная керамика мира». М., 2010. с

98. Мандер А.П. Металл в архитектуре. М.: Стройиздат, 1980.

99. Минкявичюс И.К. Интерьер и монументально-декоративное искусство. М.: Издательство литературы по строительству, 1974.

100. Максимова В. и А. Зубкова (пер. с франц.) Театр и его двойник. Сост. и вступ. статья В. Максимова; Спб.: «Симпозиум», 2000. С. 187

101. Мелхьюиш К. Надежда есть. Динамика сотрудничества архитектуры и искусства // Зодчество мира. № 1. 1998.

102. Мурина Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств. М., 1982. 192 с.

103. Новикова Е.Б. Интерьер общественных зданий: Художественные проблемы. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Стройиздат, 1991. 368 с.

104. Орлова Н.Г. Текстильные изделия в общественном интерьере. М, 1988. 73 с.

105. Пьетро ди Готтардо Гонзага. 1751 -1831. Жизнь и творчество. Сочинения. Моногр. Исследование и предисл. Ф.Я. Сыркиной. Пер. сочинений с франц. и послесл. А.Г. Мовшенсона. М.: Искусство, 1974. 276 с.

106. Смирнов В.И. Архитектура крупнейших театров России второй половины XVIII начала XIX. Дис. д. искусствовед. - М., 1950.

107. Соловьёв К.А. Русская осветительная арматура (XVIII XIX вв.). Альбом. - М.: Государственное издательство архитектуры и градостроительства, 1950. 276 с.

108. Соловьев Н.К. Художественное формообразование интерьера (Принципы, факторы, средства). Уч.- метод, пособие. М.: МХПУ им. Строганова, 1996.

109. Соловьев Н.К. История современного интерьера. М., 2004. 399 с.

110. Степанов Г.П. Взаимное влияние искусств // Проблемы синтеза искусств и архитектуры. Академия Художеств СССР. Л., 1971.

111. Степанов Г.П. Композиционные проблемы синтеза искусств. Л.: Художник РСФСР, 1984. 320 с.

112. Степанян С.Г. Формирование интерьеров с учетом особенностей поведения и восприятия человека (на материалах исследований вестибюлей, фойе, и кулуаров зрелищных зданий). Автореф. дис. к. архитектуры. М., 1984.

113. Стригалёв A.A. Взаимодействие архитектуры с другими искусствами. -М., 1974.

114. Фомин И. Проблемы синтеза искусств и архитектуры. М., 1971.

115. Харбутли Р. Проблемы декоративности театрального интерьера (Зрительный зал русского театра XIX XX веков). Автореф. дис. к. искусств. - М., 1993.

116. Швидковский O.A. Гармония взаимодействия. Архитектура и монументальное искусство. М., 1984. 280 с. ЗАРУБЕЖНЫЕ ИЗДАНИЯ И ССЫЛКИ

117. Adalbert Behr. Alfred Hofmann. Das Schauspielhaus in Berlin. VEB Verlag für Bauwesen. Berlin, 1985. 186 c.

118. Fuchs M. Untersushungen zur Ausstattung, romisher Theater in und der Westproviwinzen des mperium Romanum. Zabern,1987.

119. Habdy Holzman Pfeifer Associates. Bvildings and proekt 1967-1992. New-York: Codyriqht, 1992.c7> ^ ¡Lferü cultural

120. Tidworth Simon. Theatres an architektural arm cultural history. Praeqer Publishers. New York.; Washington.; London. 1973.

121. Jan Gympel. Geschichte der Arhitektur. Von der Antike bis Heute. Köln. Konemann. 1996.

122. Molinari C. Teatre through the ades. Transe by Colin Hamer. New-York. 1975.

123. Theatre and Playhouse. New-York. 1984.120. fandrom.narod.ru/grandoperal .html

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.