Подготовка будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Фуртас, Татьяна Владимировна

  • Фуртас, Татьяна Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 217
Фуртас, Татьяна Владимировна. Подготовка будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Чебоксары. 2005. 217 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Фуртас, Татьяна Владимировна

ш Введение.

Глава 1. Научно-теоретические основы музыкально-театральной деятельности учителя музыки

1.1. Сущность и содержание музыкально-театральной деятельности учителя музыки.

1.2. Анализ современного состояния подготовки будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников.

1.3 Показатели и уровни готовности будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по подготовке будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников.!

2.1 Структура и содержание опытно-экспериментальной работы.

2.2. Педагогические условия подготовки будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников.il

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Подготовка будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников»

Актуальность исследования. На современном этапе развития общества все более осознается важность проблемы воспитания подрастающего поколения. Отчасти это связано с девальвацией общечеловеческих ценностей, следствием чего является распространение в среде молодежи и подростков таких общественных пороков как наркомания, преступность, проституция и т.д. Одним из путей решения данной проблемы является приобщение детей и молодежи к системе общекультурных ценностей через вовлечение в активную музыкально-творческую деятельность, что стимулирует развитие у них чувственной сферы и способствует морально-нравственному становлению. В действительности же в последние годы наблюдается сокращение учреждений дополнительного образования художественной направленности, а оставшиеся в большинстве своем становятся платными и не могут в полной мере удовлетворить потребности детей в творческой самореализации.

Несомненно, вопросы воспитания и формирования личности ребенка должны быть в центре внимания всех социальных институтов, средств массовой информации и др. Но прежде всего конкретные шаги в направлении решения данной проблемы должны осуществляться в системе образования. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (2002 г.) среди основных принципов государственной политики обозначены: приоритет общечеловеческих ценностей и свободное развитие личности. Поэтому создание условий для самореализации личности следует считать основным требованием, предъявляемым государством к содержанию образования.

Одним из вариантов выполнения данного требования можно считать привлечение школьников к музыкально-театральной деятельности, организуемой в школе, поскольку взаимопроникновение музыкального и театрального искусства в художественно-творческой деятельности значительно расширяет возможности воспитания и развития личности ребенка. Включение детей в активную музыкально-театральную деятельность способствует интенсивному развитию их интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей, формированию адекватных общечеловеческим нормам критериев оценки явлений действительности.

Использование музыкального театра в эстетическом воспитании школьников признано в современной педагогике перспективным направлением. Проблемы социокультурных ориентаций детей средствами музыкального театра исследованы в работах И.Б. Нестеровой, вопросы воспитания и развития школьников средствами театрального искусства рассмотрены в трудах В.И. Козловского, О.А. Лапиной, В.П. Остривного и др. К проблеме развития музыкально-эстетической культуры средствами детского музыкального театра обращались JI.JI. Пилипенко, С.Н. Чечерина и др. Особенности использования театрализации в учебном процессе освещены в трудах А.П. Ершова, Е.К. Чухман и др.

Следует отметить также значительный интерес ученых к проблеме использования элементов театрального искусства и в профессиональном становлении учителя. О сходстве профессий учителя и актера писал еще А.С. Макаренко. Вопросам исследования сущности педагогического артистизма посвящены работы И.В. Адоевцевой, О.С. Булатовой. Роль и значение театрального мастерства в деятельности учителя всесторонне рассмотрены в работах Ю.П. Азарова, П.М. Ершова, В.А. Кан-Калика, Ю.Л. Львовой, Е.А. Ямбург и др. Проблемам использования элементов театральной педагогики в подготовке будущего учителя посвящены труды М.А. Ларионовой, В.В. Самарич, Н.А. Рачковской, С.В. Шашкиной и др.

В последнее время все чаще наблюдается тенденция привлечения театрального искусства для решения учебно-воспитательных задач в школе. Эффективность использования детского музыкального театра в эстетическом воспитании школьников подтверждена передовым опытом работы Ю.Д. Белодубровской, Л.М. Борухзон, A.M. Моисеевой, Н.И. Сац, Г.М. Фурсовой, В.Н. Чепурова и др.

Бесспорно, что для организации музыкально-театральной деятельности в школе требуются специально подготовленные работники. Как показали результаты анкетирования, проведенного среди учителей, в современной школе чаще всего организацией данного вида деятельности занимаются учителя музыки. Объяснятся это тем, что в школе учителя музыки являются единственными специалистами с музыкальным образованием. Более того, как практикующие, так и будущие учителя проявляют большой интерес и желание освоить не только собственно музыкально-театральную деятельность, но и методику ее организации с учащимися школ. Понятно, что театральная специфика данного вида деятельности предполагает освоение специальных сценических умений и навыков, тогда как анализ учебных планов и программ музыкально-педагогического факультета показывает, что ни одна из дисциплин не предусматривает сценической подготовки будущего учителя музыки.

Таким образом, существует ряд противоречий:

1) между потребностью общества в совершенствовании эстетического воспитания школьников средствами музыкально-театрального искусства и отсутствием научно обоснованной системы подготовки педагогических кадров к данному виду деятельности;

2) субъективной потребностью большинства студентов музыкально-педагогического факультета в освоении методики организации музыкально-театральной деятельности школьников и отсутствием специальной программы подготовки к данному виду деятельности.

Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие подготовку будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников?

Решение данной проблемы является целью нашего исследования.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете педагогического вуза.

Предмет исследования', педагогические условия подготовки будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников.

В основу исследования нами положена гипотеза, согласно которой подготовка будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников будет осуществляться успешно, если реализовать следующие условия:

- формирование у студентов положительной мотивации к организации музыкально-театральной деятельности школьников и комплекса профессионально-личностных качеств, необходимых для успешного осуществления данного вида деятельности;

- внедрение в учебный процесс специально разработанной и научно обоснованной программы подготовки будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников, в которой четко обозначены цели, задачи и содержание данного вида деятельности;

- освоение студентами знаний, умений и навыков, обеспечивающих теоретическую, практическую и методическую подготовку к организации музыкально-театральной деятельности школьников;

- создание учебно-методического обеспечения процесса подготовки будущего учителя музыки к данному виду деятельности;

- разработка и внедрение в практику диагностического инструментария, позволяющего судить о готовности будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили его задачи'.

1) уточнить сущность и содержание музыкально-театральной деятельности учителя музыки;

2) проанализировать современное состояние профессиональной подготовки будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников;

3) разработать диагностический инструментарий для определения уровня готовности будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников;

4) разработать экспериментальную программу подготовки будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников;

5) выявить и экспериментально обосновать педагогические условия подготовки будущего учителя музыки к организации данного вида деятельности.

Методологическую основу исследования составили: философские положения о всеобщей связи явлений реального мира, о человеке как высшей ценности и самоцели общественного развития, о социальной природе деятельности; историко-культурологический и личностно-деятельностный подходы к формированию личности, гуманистические концепции сотрудничества и взаимодействия субъектов воспитания, положения о воспитательной и развивающей роли искусства.

Теоретической основой исследования явились концепции формирования личности учителя и учителя музыки (Л.Г. Арчажникова, В.Г. Максимов, О.Г. Максимова, И.А. Медведева, JT.A. Рапацкая, В.А. Сластенин, Г.Г. Тенюкова, Г.М. Цыпин и др.), теории педагогических систем и педагогической деятельности (В.П. Беспалько, Л.И. Новикова, Ю.П. Сокольников, А.И. Щербаков и др.); музыкально-эстетического развития личности (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.Г. Горюнова, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Школяр и др.), художественно-эстетического творчества (П.М. Ершов, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко и др.), детского музыкального творчества (Б.В. Асафьев, Н.Я. Брюсова, Б.Л. Яворский); положения психологии музыкального искусства (Б.В. Асафьев, Л.С. Выготский, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теплов и др.), театральной педагогики (А.А. Брянцев, Е.Б. Вахтангов, А.Я. Таиров и др.), о готовности к профессиональной педагогической деятельности (Ф.Н. Гоноболин, И.Я. Лернер, М.И. Лукьянова, Н.В. Кузьмина, П.А. Шептенко и др.), о мотивации учебной деятельности (Л.И. Божович, А.А. Вербицкий, А.Н. Леонтьев, Т.А. Матис, А.К. Маркова, В.П. Симонов и др.), о развитии музыкально-эстетической культуры школьников средствами детского музыкального театра (Л.М. Борухзон, Е.А. Катеринчук, Н.И. Сац, В.Н. Чепуров и др.).

Для решения задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, культурологической, психолого-педагогической литературы; анализ нормативно-правовых документов; педагогическое наблюдение; анкетирование, беседа, тестирование; педагогический эксперимент; метод экспертных оценок; методы статистической обработки данных исследования; анализ результатов творческой деятельности студентов.

Организация, этапы и опытно-экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования явились музыкально-педагогический факультет Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, школы Чувашской Республики и города Чебоксары. Всего в исследовании приняли участие 52 преподавателя музыкально-педагогических факультетов вузов России (гг. Абакан, Саранск, Саратов, Екатеринбург, Чебоксары), 30 учителей музыки школ Чувашской Республики, 95 студентов музыкально-педагогического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, 15 представителей школьной администрации. Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (2001 - 2002 гг.) включал в себя определение методологического аппарата исследования; изучение философской, социологической и психолого-педагогической литературы для выявления и анализа сущности и содержания музыкально-театральной деятельности учителя музыки; выбор адекватных методов исследования; составление программы опытно-экспериментальной работы; наблюдение за учебной и исполнительской деятельностью студентов; изучение педагогического опыта по проблеме исследования, а также общего состояния процесса подготовки будущих учителей музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников; анкетирование преподавателей музыкально-педагогического факультета и учителей музыки по вопросам подготовки студентов к данному виду деятельности; выявление обобщенного коэффициента освоения студентами старших курсов музыкально-театральной педагогической деятельности после прохождения ими стандартного цикла музыкально-педагогических дисциплин.

Второй этап (2002 - 2004 гг.) был связан с определением критериев, показателей и уровней готовности студентов к организации музыкально-театральной деятельности школьников; разработкой экспериментальной программы подготовки будущего учителя музыки к данному виду деятельности и ее апробацией; разработкой диагностического инструментария для оценивания результатов эксперимента.

На третьем этапе (2004 - 2005 гг.) были проанализированы и систематизированы результаты исследования; сформулированы основные теоретические выводы и научно-методические рекомендации; завершено оформление диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Уточнены сущность и содержание музыкально-театральной деятельности учителя музыки в контексте его профессиональной деятельности.

2. Определены показатели готовности будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников (мотивационно-личностный, теоретический, практический и методический).

3. Разработана экспериментальная программа подготовки будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников, учитывающая интегрированный характер данной деятельности и основанная на модульной технологии обучения.

4. Выявлены и обоснованы педагогические условия подготовки будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников, охватывающие все стороны этого процесса (обучение, учебно-методическое обеспечение, формирование личности).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализированы этапы становления и развития детского музыкального театра и музыкально-театральной деятельности школьников в России XVIII-XX вв. Охарактеризованы компоненты и содержание музыкально-театральной деятельности учителя в школе. Результаты исследования дополняют и конкретизируют современные походы к профессиональной подготовке будущего учителя музыки.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты обеспечивают будущего учителя музыки научно обоснованными выводами и рекомендациями по организации музыкально-театральной деятельности школьников. Разработанная автором программа внедрена в учебный процесс музыкально-педагогического факультета ЧГПУ им. И .Я. Яковлева и может быть использована в образовательном процессе среднего звена профессиональной подготовки соответствующего профиля, а также в системе послевузовского образования. Материалы исследования могут послужить основой для разработки специальных учебных курсов: «История детского театра», «Основы актерского мастерства учителя» и др. В адаптированном виде элементы обучающей программы можно рекомендовать к использованию на занятиях в эстетических и досуговых центрах, школах искусств, дворцах детского творчества и т.п.

Достоверность и обоснованность результатов, полученных в ходе исследования, обеспечиваются методологической обоснованностью исходных позиций; адекватностью комплекса взаимодополняющих методов исследования его цели и задачам; последовательным проведением этапов педагогического эксперимента; количественным и качественным анализом результатов эксперимента; позитивными результатами рекомендаций, результатов эксперимента; позитивными результатами рекомендаций, внедряемых в педагогическую практику. Количественные показатели результатов исследований подвергнуты статистической обработке с использованием стандартных пакетов программ прикладного статистического анализа (Excel из пакета MS Office 2000).

Апробация и внедрение результатов исследования проводились в ходе обсуждений на III Международной научно-практической конференции «Музыка и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта» (Казань, 2005); всероссийских научно-практических конференциях «Тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования» (Саранск, 2002); «Музыкальное образование: проблемы методологии, национально-региональный подход, педагогические технологии» (Саранск, 2004), «Педагогический процесс в условиях модернизации Российского образования» (Москва, 2005); научных сессиях аспирантов и докторантов ЧГПУ им. И .Я. Яковлева; на заседаниях кафедры теории и методики музыки музыкально-педагогического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Экспериментальная программа «Подготовка будущих учителей музыки к организации музыкально-театральной деятельности со школьниками» апробирована и внедрена в учебно-воспитательный процесс музыкально-педагогического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. По теме исследования подготовлено и опубликовано 7 работ.

На защиту выносятся следующие положениях

1. Музыкально-театральная деятельность является одним из направлений профессиональной деятельности учителя музыки в школе. Сущность ее заключается в реализации задач воспитания, образования и развития школьников средствами музыкально-театрального искусства. Содержанием данной деятельности является организация процесса духовно-нравственного развития школьников через постижение ими основ музыкально-сценической деятельности (сценическое движение, сценическая речь, актерское мастерство, исполнительские навыки).

2. Успешная подготовка будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников обеспечивается благодаря реализации следующих педагогических условий: формирование у студентов положительной мотивации к организации музыкально-театральной деятельности школьников и комплекса профессионально-личностных качеств, необходимых для успешного осуществления данного вида деятельности; внедрение в практику специально разработанной и научно обоснованной программы подготовки будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников, в которой обозначены цели, задачи и содержание данного вида деятельности; освоение студентами знаний, умений и навыков, обеспечивающих их теоретическую, практическую и методическую подготовку к организации музыкально-театральной деятельности школьников; создание учебно-методического обеспечения процесса подготовки будущего учителя музыки к данному виду деятельности; разработка и внедрение в практику диагностического инструментария, позволяющего судить о готовности будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников.

3. О готовности будущего учителя музыки к осуществлению и организации музыкально-театральной деятельности свидетельствуют следующие показатели: наличие у будущего учителя положительной мотивации и определенных профессионально-личностных качеств, необходимых для осуществления данного вида деятельности (мотивационно-личностный), наличие знаний по истории и теории музыкально-сценического искусства (теоретический), освоение сценических умений и навыков (практический), овладение методикой организации музыкально-театральной деятельности школьников (методический). Степень их проявления определяет уровень готовности студентов к организации музыкальнотеатральной деятельности в школе (ознакомительный, репродуктивный творческий).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав заключения, библиографического списка и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Фуртас, Татьяна Владимировна

Выводы по II главе

Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы показал, что учителя музыки общеобразовательных школ испытывают определенные затруднения в организации музыкально-театральной деятельности школьников.

Кроме того, результаты констатирующего среза готовности студентов 4 курса музыкально-педагогического факультета к осуществлению музыкально-театральной деятельности с учащимися показали отсутствие таковой у большинства будущих учителей музыки.

В целях устранения указанных недостатков на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы была осуществлена апробация теоретически обоснованных педагогических условий, в наибольшей степени способствующих подготовке студентов к организации музыкально-театральной деятельности школьников. Работа охватывала как учебный процесс, так и внеучебную деятельность студентов, а также педагогическую практику. Использование модульной технологии значительно ускорило процесс освоения студентами как теоретической, так и практической сторон музыкально-театральной деятельности, активизировало формирование интереса и потребности заниматься данным видом деятельности и необходимых для этого личностных качеств.

По окончании формирующего этапа эксперимента на основе разработанных показателей готовности к организации музыкально-театральной деятельности школьников был проведен контрольный срез, который показал значительное повышение уровня подготовки студентов экспериментальной группы по сравнению со студентами контрольной группы по всем показателям (мотивационно-личностному, теоретическому, практическому и методическому).

Общий уровень подготовки студентов, прошедших соответствующее обучение, составляющий 100%, в отличие от общего уровня подготовки студентов контрольной группы (25% готовности) свидетельствует об эффективности обоснованных нами педагогических условиях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное диссертационное подтвердило выдвинутую гипотезу.

В результате исследования были определены основные этапы становления и развития детского музыкального театра в России XVIII-XX вв. (религиозно-идеологический, образовательно-просветительский, художественно-педагогический), а также выявлены особенности этого процесса в Чувашии.

В ходе исследования было конкретизировано понятие музыкально-театральной деятельности учителя музыки, включающее три компонента -педагогический, музыкальный и сценический, а также раскрыты сущность и содержание данной деятельности. Сущность музыкально-театральной деятельности в школе заключается в реализации задач воспитания, образования и развития школьников средствами музыкально-театрального искусства. Содержанием данной деятельности является организация процесса духовно-нравственного развития школьников через постижение ими основ музыкально-сценической деятельности (сценическое движение, сценическая речь, актерское мастерство, исполнительские навыки).

Анализ современного состояния подготовки будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников в Чувашии показал, что в вузах республики отсутствует система подготовки кадров, способных к эффективному осуществлению музыкально-театральной деятельности с учащимися. Создание условий для подготовки специалистов данного профиля возможно в настоящее время на музыкальном факультете педагогического вуза, учебный план которого включает музыкальный и педагогический компоненты подготовки.

В результате анализа психолого-педагогической и учебно-методической литературы были выявлены и теоретически .обоснованы педагогические условия, обеспечивающие успешную подготовку будущего учителя к организации музыкально-театральной деятельности школьников и реализация которых обеспечивает успешную подготовку будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников:

- формирование у студентов положительной мотивации к организации музыкально-театральной деятельности школьников и комплекса профессионально-личностных качеств, необходимых для успешного осуществления данного вида деятельности;

- внедрение в учебный процесс специально разработанной и научно обоснованной программы подготовки будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников, в которой четко обозначены цели, задачи и содержание данного вида деятельности;

- освоение студентами знаний, умений и навыков, обеспечивающих теоретическую, практическую и методическую подготовку к организации музыкально-театральной деятельности школьников;

- создание учебно-методического обеспечения процесса подготовки будущего учителя музыки к данному виду деятельности;

- разработка и внедрение в практику диагностического инструментария, позволяющего судить о готовности будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников.

С целью выявления общего уровня готовности будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников был разработан диагностический инструментарий, включающий показатели готовности будущего учителя музыки к данной деятельности:

- наличие у будущих учителей положительной мотивации и определенных профессионально-личностных качеств (мотивационно-личностный);

- наличие знаний в области музыкально-сценического искусства (теоретический);

- сформированность сценических умений и навыков (практический); овладение методикой организации музыкально-театральной деятельности школьников (методический).

Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности выявленных педагогических условий, проведенная на базе музыкально-педагогического факультета ЧГПУ им. И.Я. Яковлева и средней общеобразовательной школы №29, показала, что студенты, прошедшие специальную подготовку, в достаточной степени владеют знаниями, умениями, навыками, необходимыми для успешной организации музыкально-театральной деятельности школьников, с успехом используя их также при проведении уроков музыки и во внеклассной работе; у них хорошо развита мотивация к данному виду деятельности, проявляющаяся в желании осуществлять ее в школе, сформированы такие профессионально-личностные качества, как артистизм, коммуникативность, креативность. Все это способствует расширению поля педагогической деятельности учителя музыки, позволяя в полной мере использовать воспитательный, образовательный и развивающий потенциал музыки и театра в решении педагогических задач.

В ходе исследования была выявлена огромная потребность школы в педагогических кадрах, способных успешно осуществлять музыкально-театральную деятельности с учащимися. Поэтому многие студенты МПФ (из числа участников экспериментальной группы) были приглашены на работу в средние общеобразовательные школы, дома детского творчества, дворцы культуры в качестве руководителей детского музыкального театра.

Данное исследование послужило толчком к интенсивному развитию и использованию музыкально-театрального искусства в учебно-воспитательном процессе: организация детских театров в общеобразовательных и культурно-просветительских учреждениях города, введение в учебный план МПФ предмета «Детский музыкальный театр», основу которого составила экспериментальная программа подготовки будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности со школьниками; введение специализации по данному направлению и, наконец, создание на базе МПФ музыкально-театральной студии «Зазеркалье», деятельность которой способствует укреплению связей между педагогическим вузом и школой.

Данное исследование не претендует на исчерпывающее изучение обозначенной проблемы. Перспектива исследований, на наш взгляд, заключается в дальнейшем развитии технологии подготовки будущего учителя музыки к организации музыкально-театральной деятельности школьников, а также в изучении роли данного вида деятельности в становлении профессиональной компетентности учителя музыки.

146

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Фуртас, Татьяна Владимировна, 2005 год

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1984. - 207с.

2. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. — М.: Просвещение, 1972.-415 с.

3. Адоевцева И.В. Становление элементов педагогического артистизма у будущих учителей музыки: Дис.канд. пед. наук. Кострома, 2001. -194 с.

4. Акимов А.С., Артемов С.А., Чистова Т.М. Становление национальных театров народов Поволжья (1917-1930гг.) // История и культура Чувашской АССР. Вып. 1. Чебоксары, 1971. - С. 250-269.

5. Алексеева O.JI. Подготовка студентов педколледжа к формированию культуры межнационального общения у детей дошкольного возраста. Дис.канд.пед.наук. Чебоксары, 2002. - 209 с.

6. Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000. - 336 с.

7. Альтшуллер Г.С. Алгоритм изобретения. М., 1973. - 296 с.

8. Амонашвили Ш.А. Основание педагогики сотрудничества // Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В. Петровского. М., 1989; - С. 144-177.

9. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Просвещение, 1982 -Кн. 1,2.

10. Андреев В. И. Деловая риторика: Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. Казань: Издательство Казанского университета, 1993. — 251с.

11. Андреев В.И. Модульное обучение // Андреев В.И. Педагогика; Учебный курс творческого саморазвития. Казань, 2000. - С. 270-276.

12. Андреев В.И. Педагогика Казань: Центр инновационных технологий, 2003.-608 с.13,14,1518

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.