ПОЭТИКА ФАКТА В ПРОЗЕ Р. МЕРЛЯ О СОВРЕМЕННОСТИ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Анохина Анна Валентиновна

  • Анохина Анна Валентиновна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 211
Анохина Анна Валентиновна. ПОЭТИКА ФАКТА В ПРОЗЕ Р. МЕРЛЯ О СОВРЕМЕННОСТИ: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2016. 211 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Анохина Анна Валентиновна

Введение

Основная часть

Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы соотношения факта и вымысла в литературе

1.1 Проблема соотношения факта и вымысла: основные термины и

понятия

1.2Взаимодействие факта и художественного образа

Глава 2. Биографический факт в прозе Р. Мерля 1940-х гг

2.1 Ретроспективная композиция в повести «Последнее лето в Примроле»

2.2 Художественное пространство и время в романе «Уик-энд на берегу океана»

2.3 Вымышленный герой и его функция в романе «Уик-энд на берегу океана»

Глава 3. Документ и его функция в романе Р. Мерля «Смерть - мое

ремесло»

3.1 Репрезентация документального материала: способы и функции

3.2 Взаимодействие факта и вымысла в образе Рудольфа Ланга

3.3 Традиция жанра романа воспитания

Глава 4. Факт и его художественная трансформация в романе «За стеклом»

4.1 Исторический факт как основа повествования

4.2 Реальные и вымышленные персонажи: способы создания и функции в романе

4.3 Симультанизм как прием интерпретации факта

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «ПОЭТИКА ФАКТА В ПРОЗЕ Р. МЕРЛЯ О СОВРЕМЕННОСТИ»

Введение

Творческий путь Робера Мерля (1908 - 2004), широкую известность которому принес роман «Уик-энд на берегу океана» (1949), охватывает более полувека. Из-под пера французского писателя вышли многочисленные романы, пьесы, литературно-критические статьи, историко-документальные работы, его произведения переведены на многие языки мира. Мерль не раз удостаивался различных премий (Гонкуровская премия (1949), премия Братства (1962), Мемориальная премия Джона В. Кэмпбелла (1974), премия Жана Жионо (2003)), а ряд романов писателя был успешно экранизирован.

Робер Мерль говорил, что в его романном творчестве существует две группы произведений, объединенные интересом писателя к истории: «Мои первые книги посвящены современной истории. [...] Потом, в конце 70-х гг., я исследовал историю еще более драматичную, еще более ужасную, в которой нетерпимость играла главную роль. И это были полвека гражданской войны во Франции, о которой я рассказал в "Судьбе Франции"»1. В первой группе ряд исследователей выделяет романы о

л

современности (Н.Ф. Ржевская, С.Э. Богданович) . К ним в первую очередь относят «Уик-энд на берегу океана» (1949), «Смерть - мое ремесло» (1952), «За стеклом» (1970). Их отличительная черта - изображение подлинных событий современной писателю действительности.Тематически близко к этой группе еще одно произведение Мерля - «Солнце встает не для нас» (1987). Однако в основе его сюжета лежат вымышленные события. Вместе с тем к группе романов о современности примыкает повесть «Последнее лето в Примроле» (1942, опубл. 2013): в ней писатель отталкивается от фактов своей биографии. Наличие в основе произведений подлинных сведений ставит вопрос о том, составляют ли данные тексты структурное единство,

1 Delblat J.-L. Le métier d'ecrire [Эл. ресурс]// URL: http://delblat.free.fr/texte/essais/merle.htm (Дата обращения: 27.02.2013).

2 Ржевская Н.Ф. Робер Мерль // Французская литература 1945 - 1990. М., 1995; Богданович С. Э. Современный французский исторический роман (на примере творчества Робера Мерля): Автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03. Минск, 2007.

объединенное общими принципами обработки факта. Таким образом, объектом исследования становится проза Мерля о современности: повесть «Последнее лето в Примроле», романы «Уик-энд на берегу океана», «Смерть - мое ремесло», «За стеклом»; предметом - художественная интерпретация факта в данных произведениях.

Цель работы - выявить и описать основные приемы литературной обработки факта и его роль в организации художественного целого в указанных произведениях Р. Мерля.

Поставленная цель подразумевает необходимость решения ряда частных задач:

1. охарактеризовать литературоведческие концепции синтеза факта и вымысла;

2. рассмотреть способы интерпретации биографического факта в произведениях Мерля 1940-х гг.;

3. проанализировать приемы репрезентации документального материала и его взаимодействие с авторским вымыслом в романе «Смерть - мое ремесло»;

4. выявить закономерности художественного воплощения факта в романе «За стеклом»;

5. установить взаимосвязь подхода к интерпретации факта с творческой и мировоззренческой эволюцией писателя.

Изучение творчества Р. Мерля в отечественном литературоведении началось в 1960-е гг. На сегодняшний день существует ряд обзорных статей

Л

(Н.Ф. Ржевская, Г.М. Рягузова, Ю.П. Уваров) , разбор отдельных произведений (Е.М. Евнина, Г.А. Анджапаридзе, Б.А. Песис, Л.А. Зонина, Ф.С. Наркирьер, Д.В. Затонский и др.)4. Романы Мерля рассматриваются в

3Ржевская Н.Ф. Робер Мерль // Французская литература 1945 - 1990. М., 1995; Рягузова Г.М. Современный французский роман-"предупреждение". Киев, 1984; Уваров Ю.П. Современный французский роман (60-80-е годы). М., 1985.

4 Евнина Е.М. Современный французский роман 1940—1960. М., 1962; Анджапаридзе Г. А. Потребитель? Бунтарь? Борец?: Заметки о молодом герое западной прозы 60 - 70-х гг. М., 1982; Песис Б.А. О романе Робера Мерля «Уик-энд на берегу океана» // От XIX к XX веку: традиция и новаторство во французской литературе. М., 1979; Зонина Л. А. Тропы времени: Заметки об исканиях французских романистов (60 - 70-е

диссертациях О.А. Мельничук, Н.М. Онущенко, белорусской исследовательницы С.Э. Богданович5. В контексте развития жанра исторического романа изучается цикл «Судьба Франции» в работах В.И. Фесенко и О.В. Флоровской6.

Одной из первых в отечественной науке обращается к творчеству Мерля Е.М. Евнина. В работе «Современная французская литература 1940 -1960» (1962) представлен раздел, посвященный анализу романа «Смерть -мое ремесло». В первом произведении «Уик-энд на берегу океана» Мерль, с точки зрения исследовательницы, отказывается от изображения социальных причин войны, сосредотачивая внимание на ее бессмысленности. Роман «Смерть - мое ремесло», напротив, обращен к анализу исторического контекста. Сочетание традиции реализма и модернистских приемов позволяет показать формирование личности Рудольфа Ланга в связи с особенностями развития немецкого общества.

В дальнейших исследованиях идея движения Мерля к изображению проблем современного общества в их социально-исторической обусловленности получает свое развитие7. Так, Г.М. Рягузова в работе «Современный французский роман-предупреждение» (1984) также отмечает, что описание событий в первом романе «Уик-энд на берегу океана» лишено поиска объясняющих их причин. Тогда как последующие произведения («Смерть - мое ремесло», «Остров», которому и уделено основное внимание в статье, «Разумное животное» и «Мальвиль») предлагают критический анализ состояния общества и осмысление ближайших перспектив его

гг.) М., 1984; Затонский Д.В. Искусство романа и XX век. М., 1973; Наркирьер Ф.С. Французский роман наших дней. Нравственные и социальные искания. М., 1980.

5 Мельничук О.А. Повествование от первого лица, интерпретация текста: На материале современной франкоязычной литературы: Дис. ... док-ра филол. наук: 10.02.05. М., 2002; Онущенко Н.М. Поэтика цикла исторических романов Р. Мерля «Судьба Франции»: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03. М., 2013; Богданович С.Э. Современный французский исторический роман (на примере творчества Робера Мерля): Автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03. Минск, 2007.

6 Фесенко В.И. Идейно-художественное новаторство французского исторического романа 70-х гг. ХХ века: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Киев, 1989; Флоровская О.В. Французский исторический роман ХХ века (60 - 70-е гг.). Кишинев, 1989.

7 Иной взгляд на проблематику первого произведения Мерля - статья Б.А. Песиса «О романе Робера Мерля "Уик-энд на берегу океана"» (1969). По мнению исследователя, уже здесь ощущается связь повествования с социальным контекстом: состоянием предвоенной Франции и т.д. Задача писателя - развенчивание пацифистских взглядов главного героя Жюльена Майа.

развития.

В 1980-е гг. появляется ряд исследований, в которых представлен анализ романа «За стеклом». В работах «Французский роман наших дней. Нравственные и социальные искания» (1980) Ф.С. Наркирьера, «Потребитель? Бунтарь? Борец?: Заметки о молодом герое западной прозы 60 - 70-х гг.» (1982) Г.А. Анджапаридзе на первый план выводится развенчивание в произведении идеологии гошизма. Близкую трактовку романа предлагает Л.А. Зонина в книге «Тропы времени: Заметки об исканиях французских романистов (60 - 70-е гг.)» (1984).Мерль, по мнению исследовательницы, стремится к созданию социальных типов, взаимодействие которых позволяет показать слабость студенческого протестного движения. В контексте социально-критической литературы 70 -80-х гг. рассматривает роман «За стеклом» наряду с произведениями «Мальвиль» и «Мадрапур» Ю.П. Уваров. Общая черта данных текстов, с точки зрения литературоведа, - критика общества потребления. Отталкиваясь в романе «За стеклом» от подлинных событий, писатель видит в них проекцию «буржуазного индивидуализма и его пагубных для личности последствий»8. Таким образом, доминанта в интерпретации данного произведения - идея критичного отношения Мерля к гошистскому движению.

В указанных выше разборах значительное место отводится анализу социального звучания произведений Мерля. Последующие работы, не отходя от изучения проблематики творчества, обращаются к исследованию жанрового своеобразия прежде всего романного наследия писателя. Связано это, конечно, и с тем, что появляется возможность более полно осмыслить корпус произведений Мерля.

Обзор творчества французского писателя предлагает Н.Ф. Ржевская в посвященном Р. Мерлю разделе коллективного исследования «Французская литература 1945 - 1990» (1995). Начиная с обращения к

8 Уваров Ю.П. Современный французский роман (60-80-е годы). М., 1985. С. 35.

художественнымформам литературы предыдущих столетий, писатель, с точки зрения исследователя, затем переходит к новаторским жанрам политической фантастики и опыту документального письма. Переломным же моментом Н.Ф. Ржевская считает написание первого произведения цикла «Судьба Франции», который знаменует поворот к историческому роману. «Уик-энд на берегу океана» рассматривается как пример произведений о Второй мировой войне. Тогда как «Смерть - мое ремесло» и «За стеклом» объединены в группу романов о современности. Общая черта данных произведений: изображение Мерлем на примере конкретных событий общих закономерностей развития общества.

Творчеству Мерля посвящены и несколько новейших диссертационных исследований. О.А. Мельничук в работе «Повествование от первого лица, интерпретация текста» (2002) изучает роль бессоюзных предложений с точки зрения реализации замысла писателя «показать читателю историю превращения ребенка в палача, в робота, лишенного каких бы то ни было чувств, подчиняющегося только приказам сверху»9. Данный тип предложений является доминантой текста и выступает характеристикой главного героя: речь Ланга кратка и лаконична, что демонстрирует редуцированность мыслительных процессов.

В диссертации белорусской исследовательницы С.Э. Богданович «Современный французский исторический роман (на примере творчества Робера Мерля)» (2007)«Уик-энд на берегу океана», «Смерть - мое ремесло», «За стеклом» и двенадцать книг цикла «Судьба Франции» рассматриваются как модификации жанра исторического романа. Первые три произведения исследовательница относит к жанру исторического романа о современности. В разделе, посвященном их анализу, С.Э. Богданович останавливается прежде всего на особенностях поэтики: исследуется композиция романа «Уик-энд на берегу океана»; «Смерть - мое ремесло» изучается преимущественно с позиции повествовательной структуры; в романе «За

9 Мельничук О.А. Повествование от первого лица, интерпретация текста: На материале современной франкоязычной литературы: Дис. ... д-ра филол. наук: 10.02.05. М., 2002. С. 234.

стеклом» отмечается тяготение к формам романа-хроники и романа-репортажа.

Наиболее полное на сегодняшний день исследование творчества Робера Мерля - диссертация Н.М. Онущенко «Поэтика цикла исторических романов Р. Мерля "Судьба Франции"» (2013). В первой главе работы представлен обзор творческого пути французского писателя, освещена литературная традиция, а также концепция истории Мерля. Отталкиваясь от тематической общности, исследовательница объединяет произведения «Уик-энд на берегу океана», «Смерть - мое ремесло», «За стеклом» и «Солнце встает не для нас» как романы о современности. Aнализируя их проблематику, Н.М. Онущенко также подчеркивает принципы освоения исторического материала, которые будут развиты в цикле «Судьба Франции». В частности, «стремление к поиску исторической истины, которым пронизаны романы Мерля о современности»10, и тенденцию к переосмыслению стереотипов во взгляде на реальные события и личности.

В зарубежном литературоведении имя Мерля нередко возникает в обзорных работах, посвященных французскому роману или же французской

литературе в целом11. Многочисленные отклики на вышедшие в свет

12

произведения Мерля появлялись на страницах периодики12. Наряду с этим можно указать ряд исследований творчества писателя.

Э.Б. Бойд в исследовании «Романы Робера Мерля» (1975) рассматривает различные жанровые модификации произведений французского писателя, выявляя многие объединяющие их черты: нарративную структуру, роль второстепенных персонажей, типы героев-интеллектуалов и т.д. «Уик-энд на берегу океана», «Смерть - мое ремесло»,

10 Онущенко Н.М. Поэтика цикла исторических романов Р. Мерля «Судьба Франции»: Дис. ... канд. филологических наук: 10.01.03. М., 2013. С. 25.

11 Peyre H. The contemporary French novel. NY, 1955. 363 p., Nadeau M. Le roman française depuis la guerre. P., 1970; Flower J. Historical dictionary of French literature.Lanham, Md., 2013 etc.

12 Aragon L. Stendhal et Robert Merle devant le mal historique //Les Lettres françaises, 1953, 24 —30 Oct., № 487; Aragon L. Webster, Stendhal, Robert Merle // Les Lettres françaises, 1953, 8—15 oct., № 485; Barlatier P. Le Goncourt à une oeuvre alerte mais désespérée // Droit et liberte, 1949, 9 - 15 décembre, №7; Stil A. Vivre à vingt ans // L'Humanité, 1970, 5 novembre; Wurmser A. Le monster explique // Lettres Francaises, 1953, 5 - 12 fevr., № 451; Wurmser A. Derrière la vitre // Les Lettres françaises. 1970. 4-10 novembre etc.

«За стеклом» объединеныв группу документальных произведений. Анализируя романы, исследователь указывает некоторые факты, использованные в них, однако типичные приемы включения материала и его трансформации в повествовании не выявляются.

В книге П. Комба «Литература и движение мая 68: произведения, мифы, критика, писатели: 1968 - 1981» (1984) роман Мерля «За стеклом» рассматривается в ряду произведений, которые стремились к точному изображению событий. Внимание уделено не только интерпретации протестного движения 1968 года, но и поискам в области художественной формы, активизировавшимся после майской революции. Основанное на подлинных событиях, произведение Мерля ставит, по мнению Комба, вопрос о трансформации жанра исторического романа.

Ряд статей посвящен анализу романа «Мальвиль». К.-Ж.

13

Дюбуа рассматривает созданную в произведении модель социальных отношений с точки зрения нравственно-этических основ сосуществования мальвильцев, разделения социальных ролей между персонажами, роли сохранения традиции и т.д. Анн Ватель14 исследует изображенную в романе ситуацию «перелома», которая свидетельствует о начале новой эпохи. В этом контексте изучается «мессианская» роль Эммануэля Конта, а также лингвистический, темпоральный и жанровый аспекты произведения.

Еще одно исследование, в котором затрагивается творчество Р. Мерля, - диссертация М. Дюваль «От одного мерзавца к другому: исследование романных образов нацистов и их соратников» (2011).Роман «Смерть - мое ремесло» наряду с произведениями Л. Селина, Дж. Литтелла и др. анализируется с точки зрения специфики центрального персонажа. Делая отдельные наблюдения над вхождением в текст произведения фактов

13 Dubois C.-G. Qu'adviendra-t-il si ...demain redevient avant-hier? Expérimentations de politique-fiction dans Malevil de Robert Merle? // Eidôlon. Fiction d'anticipation politique. Presse universitaire de Bordeau, nov. 2006. № 73.

14Wattel A. Le charisme messianique d'Emmanuel dans Malevil, de Robert Merle // Voix plurielles. Vol.10. №2. 2013. [Эл. ресурс] // URL: http://brock.scholarsportal.info/journals/voixplurielles/article/view/864 (Датаобращения: 12.01.2015);Wattel A. Quand ouvrir sur la fin, c'est commencer par clore... Malevil, de Robert Merle. // Fins du monde, Cahiers ERTA. №4. Wydawnictwo Universytetu Gdanskiego. Gdansk, 2013. Р. 95 - 107, [Эл.ресурс] // URL: http://cwf.ug.edu.pl/ojs/index.php/CE/issue/viewIssue/39/101(Дата обращения: 12.01.2015).

биографии Хесса, автор работы выделяет две основные черты личности Ланга: бесчувственность и асексуальность, исток которой - отсутствие материнской любви. Данные аспекты образа коменданта Освенцима в романе Мерля - общие психологические характеристики, составляющие, с точки зрения исследовательницы, сущность изображения нацистских преступников в анализируемых произведениях.

Несмотря на то, что романы «Уик-энд на берегу океана», «Смерть - мое ремесло», «За стеклом» получили освещение в литературоведческих исследованиях, особенности изображения подлинных сведений в структуре повествования не стали предметом специального изучения. Между тем вопрос о месте факта в данных произведениях, как и в повести «Последнее лето в Примроле» важен и в контексте эстетических взглядов Мерля. Писатель говорил, что история была предметом его пристального интереса: «Я всегда питал большую страсть к истории и проводил исследования как ученый»15, а среди современной литературы он предпочитал «книги по истории, современной политике, психологии или эссе»16. Развернутых суждений о роли факта в художественном произведении Мерль не оставил. Однако отдельные высказывания на данную тему неизменно возникают в его статьях, предисловиях к романам, интервью.

В различных формах факт присутствует во многих произведениях Мерля: будь то документальная основа романа «Смерть - мое ремесло» или использование отдельных научных сведений в таком произведении, как «Разумное животное». Но писатель говорит о различном подходе к изображению широко освещенных исторических фактов и малоизвестных событий: «Когда речь идет о конкретных исторических событиях, фактах и датах, то я предельно точен. Если же я имею дело с историческим анекдотом,

15 Muratori-Philip A. Robert Merle : « J'ai voulu ressusciter l'histoire par le verbe » // Le Figaro. 1997. 28 août. [Эл. ресурс] // URL: http://recherche.lefigaro.fr/recherche/access/lefigaro_fr.php?archive=BszTm8dCk78Jk8uwiN q9T8CoS9GECSHiikTaqR8JFFowC2JLVeu2aFkfQR5%2B%2BFg4gT3L5tWQpMyZy6BaSOXVcw%3D%3D (Датаобращения: 04.08.2013).

16 Delblat J.-L. Le métier d'ecrire [Эл. ресурс] // URL: http://delblat.free.fr/texte/essais/merle.htm (Датаобращения: 27.02.2013).

то даю волю фантазии»17. Тем самым писатель выдвигает критерий достоверности в отношении исторического факта. Этим обусловливается и стратегия создания художественного текста, в основу которого положены реальные события. Так, Мерль объясняет отказ от описания в романе «Остров» подлинной истории мятежа на корабле «Баунти» недостаточностью сведений для ее правдивого воссоздания.

Взгляды Мерля на принципы изображения подлинных событий находятся в русле развернувшейся во второй половине ХХ века дискуссии относительно взаимодействия факта и художественного начала. Идея их синтеза звучит в высказываниях многих писателей, для которых главенствующим также становится принцип достоверности. Так, Г. Тализ в интервью говорит об одном из своих произведений: «Мой замысел состоял в том, чтобы использовать некоторые приемы писателя: сценичность построения, диалоги и даже внутренние монологи, если человек хорошо вам знаком»18. Однако для Тализа важным аспектом является узнаваемость фактов и возможность их проверки, чему служит, например, указание настоящих имен действующих лиц: «Когда я использую настоящее имя человека, я говорю читателю, что он может проверить меня. Я хочу показать, что вы можете писать о реальных людях, их личной жизни, которая всегда была сферой деятельности автора художественной литературы»19.

С точки зрения Мерля, построение произведения, дающее возможность верифицировать факт, необязательно. Писатель не утверждает необходимости точного цитирования документов или указания источников тех или иных сведений. Напротив, в творческом пересоздании действительности заложен определенный потенциал раскрытия событий прошлого и настоящего. Художнику доступно выявление глубинных взаимосвязей фактов, выведение их на поверхность: «Историки похожи на

17Попова Н. Два Робера: парижские диалоги // Литературное обозрение, 1988, №11. С. 85.

18 Roiphe K. Gay Talese, The Art of Nonfiction № 2. The Paris Review, 2009. № 189. [Эл. ресурс] //

http://www.theparisreview.org/interviews/5925/the-art-of-nonfiction-no-2-gay-talese (Дата обращения:

15.10.2014).

19Ibid.

глубоководных рыб: они освещают, но не видят события. Только поэт видит

20

их» . Пути писателя и историка не противоположны: их методы дополняют друг друга. Мерль не только говорит о возможности синтеза двух принципов отражения действительности, но и видит их общность: «...правда искусства

может не только примириться с правдой факта, но они имеют очевидное

21

сходство» . Художественное повествование о подлинных событиях обладает синтетичной структурой, которая дает возможность многостороннего раскрытия исторического явления.

Размышляя об особенностях повествования о реальных событиях, Мерль указывает на необходимость художественной переработки факта: «Наибольшая сложность исторического романа заключается в его кажущейся легкости. Сюжет, кажется, дан вам готовым: нужно лишь его подогреть.

Увы! Все совсем наоборот. Все надо пересоздать: окружающую обстановку,

22

язык, диалоги, персонажей» . Однако пути трансформации подлинных сведений, с точки зрения писателя, ограничиваются критерием достоверности. Так, в предисловии к роману «Остров» Мерль пишет: «Я уж не говорю о стиле, о стилизации, которые пришлось бы, пусть это и нетрудно, выдержать от первой до последней страницы. Я уж не говорю о подлинных событиях, к которым, худо ли, хорошо ли, я вынужден был бы

23

приспосабливать характеры своих героев» . Художественная составляющая, использованные в произведении приемы создания образов и подлинные сведения взаимно обусловлены, что определяет и особенности повествования.

Принцип достоверности очерчивает и сферу функционирования вымысла в произведении, рассказывающем о реальных событиях: «Другая сложность этого литературного жанра в столкновении с противоречивым требованием: в реконструкции эпохи, которую он подразумевает, надо дать волю воображению, но в то же время ради уважения к Истории необходимо

20 Мерль Р. Театр Революции // Писатели Франции о литературе. М., 1978. С. 387.

21 Merle R. Préface // Merle R. Fortune de France. P, 1992. P. 6.

22 Merle R. Avant-propos // Merle R. La Pique du jour. P., 1985. P. 5.

23 Мерль Р. Остров. М., 2010. С. 6.

избегать выдумывания»24. Творческое воплощение исторических фактов подразумевает особые формы бытования вымысла, а также специфичную роль художественных средств создания текста. Такой взгляд на структуру произведений, повествующих о реальных событиях, касается не только романов, но и документальных жанров. В частности, в предисловии к книге Ж. Ланглада «Оскар Уайльд, или Правда масок» Мерль пишет: «Жак де Ланглад написал биографию именно так, как, по-моему, это только и можно делать: она наполнена персонажами и насыщена фактами», замечая, что

25

биография становится «не менее увлекательной, чем любой роман» . Использование приемов художественной литературы позволяет более полно раскрыть подлинные сведения, исторические события и личности. Преобразование факта не ведет к его поглощению художественной структурой и превалированию вымысла: искажение исторической реальности в интересах фикционального сюжета, по мнению Мерля, не является возможным.

Тем самым эстетические установки писателя указывают на специфичный подход к созданию художественной реальности произведений, основанных на исторических фактах. Структура данных текстов характеризуется синтетичной природой и определяется рядом подчиненных критерию достоверности принципов переработки подлинных сведений.

Таким образом, взаимодействие факта и художественного начала в прозе Мерля о современности включает ее в русло одной из центральных тенденций в литературе ХХ века: возникновения синтетичных форм повествования, в частности - текстов, в которых подлинные сведения играют главенствующую роль. В современном литературоведении проблема соотношения факта и вымысла носит дискуссионный характер, что определяет актуальность данного исследования. Изучение прозы Р. Мерля о современности с точки зрения приемов художественного освоения факта входит в сферу значимых вопросов науки, связанных с рассмотрением новых

24 Merle R. Avant-propos // Merle R. La Pique du jour. P., 1985. P. 5.

25 Мерль Р. Предисловие // Ланглад Ж. Оскар Уайльд, или Правда масок. М., 1999. С. 18.

способов творческого воплощения действительности; возможностью выделения художественно-документальной литературы в отдельный вид; выявлением индивидуально-авторских стратегий синтеза факта и вымысла и т.д.

Новизна работы определяется обращением к малоизученному аспекту поэтики Р. Мерля - художественной трансформации факта. Исследование приемов интерпретации подлинных сведений позволяет выявить типологическую общность повести и романов: рассмотрены способы репрезентации факта, особенности сюжетостроения и художественной образности, обусловленные синтетичной природой текста, показана эволюция соотношения факта и вымысла в произведениях. Вместе с тем в научный оборот введена повесть «Последнее лето в Примроле».

Теоретическая значимостьработы заключается в расширении представлений о взаимодействии подлинных сведений и вымысла в литературе ХХ века; формировании гибридных повествовательных форм; творческом методе Р. Мерля: художественной функции факта в прозе о современности, определяющей специфику модели отражения действительности в данных произведениях.

Практическая значимостьсостоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы в дальнейшем изучении творческого наследия Р. Мерля, исследовании проблемы синтеза факта и вымысла во французской и мировой литературе, а также при разработке курсов лекций и семинаров по истории зарубежной литературы ХХ века.

Методологической основой данной работы стали 1) исследования отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблеме соотношения факта и вымысла в литературе, изучению художественно-документальных жанров (Л.Я. Гинзбург, Д.В. Затонский, Ю.М. Лотман, Ю.В. Манн, Е.Г. Местергази, В.С. Муравьев, П.А. Николаев, Л.К. Оляндэр, В. Оскоцкий, П.В. Палиевский,И. Янская, В. Кардин, В.П. Трыков, О.В.Родный, Дж. Холловэлл, Р. Вебер, Б. Лоунсберри, Ф. Харбер, Р. Барт и др.); 2) работы, посвященные

изучению творчества Р. Мерля (Н.Ф. Ржевская, Е.М. Евнина, Ю.П. Уваров, С.Э. Богданович, Н.М. Онущенко, Г.А. Анджапаридзе, Г.М. Рягузова, Л.А. Зонина, П. Комб, М. Дюваль, Э.Б. Бойд и др.).

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Анохина Анна Валентиновна, 2016 год

Источники

1. Мерль, Р. За стеклом / Р. Мерль - М.: Астрель, 2010.- 349 с.

2. Мерль, Р. Мадрапур / Р. Мерль.- М.: Астрель, 2010.- 380 с.

3. Мерль, Р. Мальвиль / Р. Мерль. - М.: Астрель, 2011.- 606 с.

4. Мерль, Р. Монкада. Первая битва Фиделя Кастро / Р. Мерль. - М.: Издательство «Прогресс», 1968. - 341 с.

5. Мерль, Р. Новый Сизиф / Р. Мерль // Пьесы современной Франции / общ. ред Ж. Сория. - М.: Искусство, 1960. - С. 589 - 650 с.

6. Мерль, Р. Остров / Р. Мерль. - М.: Астрель, 2010.- 510 с.

7. Мерль, Р. Предисловие / Р. Мерль // Ланглад, Ж. Оскар Уайльд, или Правда масок.- М.: Молодая гвардия, 1999.- С. 15 - 19.

8. Мерль, Р. Разумное животное / Р. Мерль. - М.: Молодая гвардия, 1969.384 с.

9. Мерль, Р. Сизиф и смерть / Р. Мерль // Иностранная литература. - 1955.-№ 4.-С. 4 - 16.

10.Мерль, Р.Смерть - мое ремесло. Уик-энд на берегу океана / Р. Мерль.-СПб. : Кристалл, 2001.- 510 с.

11.Мерль, Р. Солнце встает не для нас / Р. Мерль // Иностранная литература. - 1988.- № 10. - С. 143 - 179.

12.Мерль, Р. Театр Революции / Р. Мерль // Писатели Франции о литературе: сб. статей: пер. с фр. / ред. Г. Великовская. - М.: Прогресс, 1978.-C. 385388.

13. Мерль, Р. Три гения русской литературы / Р. Мерль// Иностранная литература. - 1984. - №11. - С. 244 - 245.

14.Барбюс, А. Огонь / А. Барбюс. - М.: Издательство «Наука», 1985. - 504 с.

15.Бёлль, Г. Групповой портрет с дамой / Г. Бёлль. - М.: АСТ: Астрель, 2011. - 413 с.

16.Вулф, В. Орландо: Романы / В. Вулф. - М.: Эксмо, 2007. - 608 с.

17.Гесс, Р., Броад, П., Кремер, И.,Освенцим глазами СС / Р. Гесс, П. Броад, И. Кремер. - Краков: Издание Государственного музея Освенцима, 1975. - 306 с.

18.Гесс, Р. Комендант Освенцима. Автобиографические записки Рудольфа Гесса [Электронные ресурс] / Р. Гесс.- Режим доступа: http://samlib.ru/c/chizhowJ/new-hoess.shtml - Дата обращения: 03.06.2013.

19.Гилберт, Г. Нюрнбергский дневник / Г. Гилберт. - М.: Вече, 2012. - 480 с.

20.Джонс, Дж. Тонкая красная линия / Дж. Джонс. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2002. - 655 с.

21.Доржелес,Р. Деревянные кресты / Р. Доржелес. - Л. - М.: Книга, 1925. -181 с.

22.Камю, А. Посторонний / А. Камю // Камю, А. Посторонний. Миф о Сизифе. Недоразумение. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.- С. 5 - 108.

23.Капоте, Т. Хладнокровное убийство / Т. Капоте. - СПб. : Азбука, Азбука -Аттикус, 2011. - 480 с.

24.Кертес, И. Без судьбы / И. Кертес. - М.: Текст, 2007. - 297 с.

25.Кертес, И. Кадиш по нерожденному ребенку [Электронный ресурс] / И. Кертес- Режим доступа: http: //royallib .com/read/kertes_imre/kadish_po_nerogdennomu_rebenku.html# 0 - Дата обращения: 15.07.2014.

26.Леви, П. Канувшие и спасенные / П. Леви. - М.: Новое издательство, 2010.- 196 с.

27. Леви, П. Человек ли это? / П. Леви. - М.: Текст, 2001. - 201 с.

28.Лэне, П. Ирреволюция / П. Лене // Три французские повести / К Галлуа, Ж. Пелегри, П. Лэне. - М.: Прогресс, 1975. - С. 173 - 271.

29.Либстер, М. В горниле ужаса. Рассказ человека, прошедшего через фашистский террор / М. Либстер.- М.: Особая книга, 2007. - 192 с.

30.Литтелл, Дж. Благоволительницы / Дж. Литтелл. - М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2012. - 800 с.

31.Макьюэн, И. Искупление / И. Макьюэн. - М.; СПб. : Домино, 2012. - 544 с.

32.Маньян, Ж. Там, где трава не растет / Ж. Маньян. - М.: Издательство иностранной литературы, 1954. - 223 с.

33.Мейлер, Н. Нагие и мертвые / Н. Мейлер. - М.: Воениздат, 1972. - 573 с.

34.Писатель и современность. Документальная проза писателей Запада. 60-е гг. / сост. А. Файнгар- М.:Прогресс, 1972.- 444 с.

35.Пруст, М. В сторону Свана/ М. Пруст. - М.: АСТ: Астрель, 2010.- 509 с.

36.Рамбо, П. 1968: исторический роман в эпизодах / П. Рамбо. - М.: Ультра.Культура, 2004. - 252 с.

37.Рольникайте, М. Я должна рассказать / М. Рольникайте // Рольникайте, М. Я должна рассказать. - Екатеринбург: Гонзо, 2013. - С. 15 - 202.

38.Стайрон, У. Выбор Софи / У. Стайрон. - М.: Радуга, 1991. - 717 с.

39.Merle, R. Amelia ou la derniere gageure d'Henry Fielding / R. Merle // Les lettres françaises. - 1956. - 9 - 15 février. - P. 3.

40.Merle, R. Dernier été à Primerol/ R. Merle. - P.: Ed. de Fallois, 2013.- 123 р.

41.Merle,R. Derrierla vitre/ R. Merle. - P.: Folio, 2008. - 540 р.

42.Merle, R. L'abbé et les étudiants/ R. Merle// Les lettres françaises.- 1960. - 30 juin - 6 juillet.-№ 831. - P. 1.

43.Merle, R. L'enfant grec / R. Merle// Les lettres françaises.- 1960. - 9 nov. -№848. - P. 9.

44.Merle, R. L'idéologie nazie / R. Merle// Droit et Liberté.- Avril 1961. - №199. - P. 6.

45.Merle, R. La fortune de France/ R. Merle. - P. : Fallois, 1992. - 448 p.

46.Merle, R. La mort est mon métier/ R. Merle. - P. : Folio, 2010. - 370 р.

47.Merle, R. La Pique du jour/ R. Merle. - P. : Plon, 1985.- 471 p.

48.Merle, R. Le plus grand assassin des temps modernes/ R. Merle // Les lettres françaises.- 1959.- 16 - 22 juillet.- №782.- Р. 9.

49.Merle, R. Les roumains contre le racisme/ R. Merle// Les lettres françaises.-

1955.- 24 - 30 novembre.- № 595.- Р. 8.

50.Merle, R. Mauriac et De Gaulle/ R. Merle// Les lettres françaises.- 1960. - 4 -17septembre.- №836.- Р. 1 - 2.

51.Merle, R. Révolte d'une "cryptocolonie" / R. Merle// Les lettres françaises.-1960. - 21 - 27 juillet.- № 834. - Р. 1.

52.Merle, R. Sur une lettre de J.-P.Sartre / R. Merle// Les lettres françaises.-1960.- 6 - 12octobre.- №844. - Р. 5.

53.Merle, R. Tolstoi devant les écrivains d'aujourd'hui. Le profonde honnêteté de son art / R. Merle// Les lettres françaises. - 1960. - 15 - 21 septembre. -№841. - Р. 9.

54.Merle, R. Week-end à Zuydcoote / R. Merle. - P.: Gallimard, 1964. - 250 p.

Научно-критическая литература

55.Адорно,Т. Исследованиеавторитарнойличности/ Т. Адорно. - М.: Серебряные нити, 2001. - 416 с.

56.Айвазова,С.Г. Левыйрадикализмвидейно-политическойжизниФранции 1958 - 1981 / С.Г. Айвазова- М.: Наука, 1986. - 148 с.

57.Амбарцумов, Е. Как разбивалось стекло/ Е. Амбарцумов // Мерль, Р. За стеклом.- М.: Издательство «Прогресс», 1972. - С. 5 - 29.

58. Анджапаридзе, Г. А. Потребитель? Бунтарь? Борец?: Заметки о молодом герое западной прозы 60 - 70-х гг. / Г.А. Анджапаридзе.- М.: Молодая гвардия, 1982.- 190 с.

59.Андреев, Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и ХХ век / Л.Г. Андреев. - М.: Гелеос, 2004.- 416 с.

60. Андреев, Л.Г. Марсель Пруст / Л.Г. Андреев. - М.: Высшая школа, 1968.95 с.

61.Анохина, А.В. Приемы создания персонажей в романе Р. Мерля «За стеклом» / А.В. Анохина // Альманах современной науки и образования. -2014. - №12. - С. 14 - 17.

62. Анохина, А.В. Проблема документализма в современном

литературоведении / А.В. Анохина // Знание. Понимание. Умение. - 2013.

- №4. - С. 189-194.

63.Анохина, А.В. «Смерть - мое ремесло» Р. Мерля: традиция романа воспитания как средство репрезентации факта / А.В. Анохина// Филология и культура. Philology and Culture. - 2014. - №3 (37). - С. 32 - 37.

64.Анохина, А.В. Симультанизм как прием интерпретации факта в романе Р. Мерля «За стеклом» / А.В. Анохина // Преподаватель XXI век. - 2014. - № 3. - Часть 2. - С. 336 - 344.

65.Арендт, Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме / Х. Арендт. -М.:Европа, 2008. - 424 с.

66.Балашова, Т.В. Поток сознания / Т.В. Балашова // Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века / Под ред. А.П. Саруханян. -М.: ИМЛИ РАН, 2002.- С. 158 - 192.

67.Барт, Р. Дискурс истории / Р. Барт // Система моды. Статьи по семиотике культуры / Р. Барт. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. - С. 427

- 441.

68. Барт, Р. Эффект реальности / Р. Барт // Избранные работы: Семиотика: Поэтика / Р. Барт. - М.: Прогресс, 1989.- С. 392 - 400.

69.Баталов, Э.Я. Философия бунта (критика идеологии левого радикализма) [Электронныйресурс] / Э.Я. Баталов- Режим доступа: http://coollib.eom/b/127810/read - Дата обращения: 04.04.2014.

70.Бахтин, М.М. К «роману воспитания» / М.М. Бахтин// Собрание сочинений. Т.3: Теория романа (1930 - 1961 гг.). - М.: Языки славянских культур, 2012.- С. 218 - 336.

71.Блок, М. Апология истории, или ремесло историка/ М. Блок.- М.: Наука, 1973. - 232 с.

72.Блок, М. Странное поражение: Свидетельство, записанное в 1940 году / М. Блок. - М.: Российская политическая энциклопедия, 1999. - 287 с.

73.Богданович, С. Э. Современный французский исторический роман (на примере творчества Робера Мерля): автореф. дис. ... канд. филол. наук:

10.01.03. / Богданович Светлана Эдуардовна. - Минск, 2007. - 21 с.

74.Ботвинник, М.Н. Сизиф / М.Н. Ботвинник // Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах) / Гл. ред. С.А. Токарев.- Т.2.- М.: Советская энциклопедия, 1980. - С. 439.

75.Ванейгем, Р. Революция повседневной жизни:трактат об умении жить для молодых поколений / Р. Ванейгем.- М.: Гилея, 2005. - 288 с.

76.Вейдле, В.В. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературного и художественного творчества/ В.В. Вейдле. - СПб. : Axioma, 1996.- 332 с.

77.Великовский, С.И. Грани «несчастного сознания». Театр, проза, философская эссеистика, эстетика Альбера Камю / С.И. Великовский. -М.: Искусство, 1973. - 240 с.

78.Влодавская, И.А. Поэтика английского романа воспитания начала XX века: Типология жанра / И.А. Влодавская. - Киев: Вища школа, 1983.181 с.

79.Гайжюнас, С.В. Роман воспитания. Поэтика и типология жанра: автореф. дис. ... канд. филол.наук: 10.01.08 / Гайжюнас Сильвестрас Владиславович.- М., 1980.- 23 с.

80.Галинская,И.Л. Документальная проза Нормана Мейлера / И.Л. Галинская. - М.: ИНИОН, 2009. - 106 с.

81.Гвоздев, А.Б. Исторические романы Гора Видала в контексте «нового журнализма»: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Гвоздев Алексей Борисович. - Н.Новгород, 2007. - 177 с.

82. Гиль, О.Л. Роль документального начала в романе У.Стайрона «Выбор Софи» / О.Л. Гиль // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного университета.- 2011.- № 1 - 2 (5).- С. 50 - 54.

83. Гиль, О.Л. Роль документального начала в романе У.Стайрона «Выбор Софи» / О.Л. Гиль // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного университета.- 2011. - № 1 - 2 (6). - С. 36 - 40.

84.Гинзбург, Л.Я.Литература в поисках реальности: Статьи. Эссе. Заметки /

Л.Я. Гинзбург.- Л.: Советский писатель, 1987. - 400 с.

85. Гинзбург, Л.Я. О психологической прозе / Л.Я. Гинзбург. - М.:1п1гаёа, 1999. - 415 с.

86.Грибер, Ю.А. Внутреннее пространство живописного полотна// Сорокинские чтения «Актуальные проблемы социологической науки и социальной практики» [Электронный ресурс] / Ю.А. Грибер - Режим доступа: Шр://НЬ.8ОСЮ.т8и.ги/1/НЬгагу?е=ё-000-00—0вог--00-0-0 - Дата обращения: 25.10.2012.

87.Гуревич, А.Я. Исторический синтез и Школа «Анналов» / А.Я. Гуревич. -М.: Индрик, 1993. - 328 с.

88.Гуревич, С.М. Газета вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс] / С.М. Гуревич. - Режим доступа: http://evartist.narod.rU/text10/05.htm#%D0%B7_06 - Дата обращения: 19.05.2014.

89.Гусев, Ю. Знак Освенцима. О творчестве Имре Кертеса [Электронный ресурс] / Ю. Гусев- Режим доступа: http://nob1it.ru/node/1146- Дата обращения: 14.12.2012.

90. Дебор, Г. Э. Общество спектакля / Г.Э. Дебор. - М.: Логос, 2000. - 184 с.

91.Диалектова, А.В. Воспитательный роман в немецкой литературе эпохи просвещения: Учеб.пособие для студентов филол. фак. / А.В. Диалектова.

- Саранск, 1972.- 70 с.

92.Дивайн, Д. Девять дней Дюнкерка / Д. Дивайн // Величайший позор Британии. От Дюнкерка до Крита. 1940 -1941 / Д. Дивайн, В. Гончаров. -М.: Вече, 2011. - С. 5 - 227.

93. Документальное и художественное в современном искусстве / ред. кол.: В. М. Полевой, С. И. Фрейлих, Т. М. Сурина. - М.: Мысль, 1975. - 277 с.

94. Дубин, Б. Последнее восстание интеллектуалов / Б. Дубин // Вокруг света.

- 2011. - №12. - С. 132 - 146.

95.Дубин, Б. Свидетель, каких мало [Электронный ресурс] / Б. Дубин. -Режим доступа: http://1ib.rus.ec/b/351380/read- Дата обращения:

30.09.2013.

96.Евнина, Е.М. Книги Робера Мерля / Е.М. Евнина // Иностранная литература.- 1964.- № 9.- С. 261 - 264.

97.Евнина, Е.М. Современный французский роман. 1940- 1960 / Е.М. Евнина. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1962.- 518 с.

98.Женетт, Ж. Вымысел и слог / Ж. Женетт // Фигуры. В 2-х томах. / Ж. Женетт. - Т. 2. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. - С. 342 - 452.

99.Жлуктенко, Н.Ю. Английский психологический роман XX века / Н.Ю. Жлуктенко. - Киев: Выща школа, 1988. - 157 с.

100. Затонский, Д.В. Искусство романа и XX век / Д.В. Затонский. -М.: Художественная литература, 1973. - 534 с.

101. Затонский, Д.В. Роман и документ / Д.В. Затонский// Вопросы литературы. - 1978. - №12. - С. 135 - 162.

102. Затонский, Д.В. Художественные ориентиры ХХ века / Д.В. Затонский.- М.: Советский писатель, 1988. - 413 с.

103. Зверев, А.М. XX век как литературная эпоха / А.М. Зверев // Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века / Под ред. А.П. Саруханян. - М.: ИМЛИ РАН, 2002. - С. 6 - 46.

104. Зверев, А.М. Движение времени - движение темы / А.М. Зверев// Вторая мировая война в литературе зарубежных стран/ отв. ред.: П.М. Топер. - М.: Наука, 1985.- С. 509 - 548.

105. Злобин, С. Роботы смерти. (Исповедь палача Освенцима)[Электронный ресурс] / С. Злобин - Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/149953/read - Дата обращения: 24.02.2013.

106. Зонина, Л. А. Тропы времени: Заметки об исканиях французских романистов (60 - 70-е гг.) / Л.А. Зонина. - М.: Художественная литература, 1984. - 263 с.

107. Ивашева, В.В. Новые черты реализма на Западе / В.В. Ивашева. -М.:Советский писатель, 1986. - 288 с.

108. История французской литературы. В. 4-х тт. / И.И. Анисимов, Е.М.

Евнина, Ф.С. Наркирьер, А.И. Пузиков, М.А. Яхонтова.- М.: Издательство Академии наук СССР, 1963. - Т.4. - 646 с.

109. История французской литературы: Учеб.для филол. спец. вузов/Л.Г.Андреев, Н.Г.Козлова, Г.К.Косиков. - М.: Высшая школа, 1987.

- 543 с.

110. Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения[Электронный ресурс] / М.Н. Ким.-Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text/71.htm -Дата обращения: 19.09.2014.

111. Ковальченко, И.Д. Методы исторического исследования / И.Д. Ковальченко. - М.: Наука, 2003.- 486 с.

112. Краутман, Т.Е. Французский исторический роман ХХ века: тезаурусная модель М. Дрюона / Т.Е. Краутман. - М.: Флинта, 2014. - 184 с.

113. Критический реализм ХХ века и модернизм / Ред. кол.: Н.Н. Жегалов и др.- М.: Наука, 1967. - 284 с.

114. Кунц, К. Совесть нацистов / К. Кунц. - М.: Ладомир, 2007.- 400 с.

115. Куприяновский,П.В. Проблемы художественно-документальной литературы / П.В. Куприяновский// Куприяновский,П.В. Доверие к жизни.- Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1981.- С. 128 - 144.

116. Лотман, Ю.М. О структуре художественного текста / Ю.М. Лотман// Лотман, Ю.М. Об искусстве.- СПб: Искусство-СПб, 1998. - С. 14 - 285.

117. Манн Ю.В. К спорам о художественном документе / Ю.В. Манн // Манн, Ю.В. Тургенев и другие. - М.: Рос.гос. гуманит. ун-т, 2008. - С. 492 - 511.

118. Маньковская, Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньковская. -СПб. : Алетейя, 2000.- 346 с.

119. Маркузе,Г. Очерк об освобождении / Г. Маркузе. - М.: Прогресс, 1970.

- 80 с.

120. Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / Г. Маркузе. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 526 с.

121. Мартьянова, И.А. Кинематограф русского текста / И.А. Мартьянова. -СПб. : Свое издательство, 2011.- 240 с.

122. Мельничук, О.А. Повествование от первого лица, интерпретация текста: На материале современной франкоязычной литературы: дис. ... док-ра филологических наук: 10.02.05 / Мельничук Ольга АлексеевнаМ., 2002. - 323 с.

123. Местергази, Е.Г. Литература нон-фикшн/ non-fiction: Экспериментальная энциклопедия. Русская версия / Е.Г. Местергази. -М.: Совпадение, 2007. - 328 с.

124. Минералов, Ю.И. Да это же литература! («Историческая точность» и художественная условность) / Ю.И. Минералов// Вопросы литературы. -1987. - № 5. - С. 62 - 105.

125. Михайлик, Е. Варлам Шаламов: рассказ «Ягоды». Пример деструктивной прозы / Е. Михайлик//1У Международные Шаламовские чтения. Москва, 18—19 июня 1997 г.:Тезисы докладов и сообщений. - М., 1997.- С. 74 - 85.

126. Муравьев, В.С. Документальное/ В.С. Муравьев// Литературная энциклопедия терминов и понятий/Под ред. А.Н. Николюкина. - М. : НРК «Интелвак», 2001. - С. 234.

127. Мяло, К.Г. Под знаменем бунта. (Очерки по истории и психологии молодежного протеста 1950 1970-х гг.) / К.Г. Мяло. - М.: Молодая гвардия, 1985.-287 с.

128. Наркирьер, Ф.С., Строев, А.Ф. Французская литература о войне и Сопротивлении: от документальности к эпичности / Ф.С. Наркирьер, А.Ф. Строев // Вторая мировая война в литературе зарубежных стран / отв. ред.: П.М. Топер. - М.: Наука, 1985.- С. 236 - 265.

129. Наркирьер, Ф.С. Французский роман наших дней. Нравственные и социальные искания / Ф.С. Наркирьер. - М.: Наука, 1980. - 340 с.

130. Несмелова, О.О. Война, фашизм, тоталитаризм - средствами nonfiction/ О.О. Несмелова // Филология и культура.Philologyandculture.- 2012.- №

4.- С. 26 - 29.

131. Николаев П.А. Документалистика [Электронный ресурс] // Словарь по литературоведению/ П.А. Николаев - Режим доступа: http://nature.web.ru/1itera/ - Дата обращения: 14.09.2013.

132. Оляндэр, Л.К. Документально-художественная проза о Великой Отечественной войне (история развития и поэтика документальных жанров): дис. ... док-ра филол. наук: 10.01.02 / Оляндэр Луиза Константиновна. - М., 1992. - 367 с.

133. Онущенко, Н.М. Поэтика цикла исторических романов Р. Мерля «Судьба Франции»: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03 / Онущенко Наталия Михайловна. - М., 2013. - 209 с.

134. Оскоцкий, В. Границы вымысла и пределы документализма / В. Оскоцкий // Вопросы литературы.- 1980.- №6.- С. 29 - 58.

135. Палиевский, П.В. Документ в современной литературе / П.В. Палиевский // Палиевский, П.В. Литература и теория.- М.: Современник, 1978.- С. 121 - 167.

136. Патрушев, А.И. Германия в ХХ веке: учеб.пособие / А.И. Патрушев. -М.: Дрофа, 2004. - 432 с.

137. Пашигорев, В.Н. Роман воспитания в немецкой литературе ХУШ - XX веков. Генезис и эволюция: дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.03 / Пашигорев Владимир Николаевич. - М., 2005. - 333 с.

138. Песис, Б.А. О романе Робера Мерля «Уик-энд на берегу океана» / Б.А. Песис // Песис, Б.А. От XIX к XX веку: традиция и новаторство во французской литературе.- М.: Советский писатель, 1979.- С. 350 - 356.

139. Петров, М.А. Симультанность в искусстве. Культурные смыслы и парадоксы / М.И. Петров. - М.: Индрик, 2010. - 176 с.

140. Полевой, В.М. Малая история искусств. Искусство ХХ века. 1901 -1945 / В.М. Полевой. - М.:Искусство, 1991. -303 с.

141. Попова, Н. Два Робера: парижские диалоги / Н. Попова // Литературное обозрение. - 1988. - №11. - С.85-87.

142. Поспелов, Г.Н. Введение в литературоведение: Учеб.для филол.спец. ун-тов / Г.Н. Поспелов, П.А. Николаев, И.Ф. Волков. - М.: Высшая школа, 1988. - 528 с.

143. Райх, В. Психология масс и фашизм / В. Райх. - СПб. : Университетская книга, 1997. - 378 с.

144. Реизов, Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма / Б.Г. Реизов. - Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1958. - 567 с.

145. Ржевская, Н.Ф. Робер Мерль / Н.Ф. Ржевская // Французская литература 1945- 1990 / Ред. Балашов Н.И.- М.: Наследие, 1995. - С. 377 - 385.

146. Родный, О.В. Художественный документализм в русской прозе второй половины XIX - начала XX вв. о войне и тенденции его развития в современной литературе: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Родный Олег Владимирович-Днепропетровск, 1992. - 18 с.

147. Рымарь, Н.Т. Поток сознания / Н.Т. Рымарь// Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. /Главн. научн. ред. Н.Д. Тамарченко. -М.: Издательство Кулагиной; 1пй^а, 2008.- С. 179 - 180.

148. Рягузова, Г.М. Современный французский роман-«предупреждение» / Г.М. Рягузова. - Киев: Наук.думка, 1984. - 208 с.

149. Садилова, В.М. Развитие историко-документального романа в современной советской литературе (И. Стаднюк, А. Чаковский): дис. ... канд. филол. наук: 10.01.02 / Садилова Валерия Михайловна. - М., 1984. -192 с.

150. Садриева, А.Н. Трансформация западноевропейского романа воспитания в культурном контексте современности: автореф. дис. . кандидата культурологии: 24.00.01 / Садриева Анастасия Николаевна. -Екатеринбург, 2007.- 22 с.

151. Семенов, А.Л. Май 1968 г. во Франции / А.Л. Семенов // Левые в Европе ХХ века: люди и идеи / Под ред. Н.П.Комоловой, В.В.Дамье. - М.:

ИВИ РАН, 2000. - С. 234 - 263.

152. Современность истории. Беседа с Р. Мерлем о книге «Судьба Франции» // Иностранная литература. - 1979. - №2. - С. 273.

153. Соловьев, Э.Экзистенциализм (историко-критический очерк) [Электронный ресурс] / Э. Соловьев - Режим доступа: http://scepsis.net/1ibrary/id_2660.htm1#a1- Дата обращения: 19.12.2014.

154. Тамарченко, Н.Д. Интроспекция / Н.Д. Тамарченко// Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий. /Главн. научн. ред. Н.Д. Тамарченко. -М.: Издательство Кулагиной; Intrada, 2008.- С. 83 - 84.

155. Тарасов, А.Н.Inmemoгiamanno 1968 [Электронный ресурс] / А.Н. Тарасов - Режим доступа: http://scepsis.net/1ibrary/id_550.htm1- Дата обращения: 18.08.2014.

156. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати / А.А. Тертычный. -М.: Аспект Пресс, 2006.- 312 с.

157. Трыков, В.П. «Героические жизни» Р. Роллана: проблема жанра: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.05 / Трыков Валерий Павлович. - М., 1989. - 261 с.

158. Трыков, В.П. Французский литературный портрет Х1Хвека / В.П. Трыков. - М.: Наука, 1999.- 360 с.

159. Тун, Н. Документ или вымысел? / Н. Тун // Вопросы литературы.-1978. - №12.- С. 37 - 41.

160. Уваров, Ю.П. Современный французский роман (60- 80-е годы) / Ю.П. Уваров. - М.: Высшая школа, 1985.- 96 с.

161. Фанон, Ф. Отрывки из книги «Весь мир голодных и рабов» // Антология современного анархизма и левого радикализма. В 2-х тт. Т. 2.: Флирт с анархизмом. Левые радикалы / Ф. Фанон. - М.: Ультра.Культура, 2003. - С. 15 - 78.

162. Февр, Л. Бои за историю / Л. Февр. - М.: Наука, 1991. - 629 с.

163. Федотова, О.С. Интроспекция персонажа англоязычной художественной прозы - новая категория текста / О.С. Федотова. -

Рязань:Ряз. гос.ун-т им. С.А. Есенина, 2009. - 140 с.

164. Фесенко, В.И. Идейно-художественное новаторство французского исторического романа 70-х гг. ХХ века: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.05 / Фесенко В.И. - Киев, 1989.- 16 с.

165. Флоровская, О.В. Французский исторический роман ХХ века (60 - 70-е гг.) / О.В. Флоровская. - Кишинев: Штиинца, 1989. - 127 с.

166. Франкл, В. Сказать жизни «Да». Психолог в концлагере / В. Франкл. -М.: Смысл, 2004. - 173 с.

167. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - М.: АСТ: Астрель, 2012.284 с.

168. Фромм, Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики / Э. Фромм.- М.: АСТ Москва, 2010.- 350 с.

169. Шлямович, Л.А. Творческая эволюция Нормана Мейлера: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.05 / Шлямович Лидия Абрамовна.- М., 1985.- 242 с.

170. Эко, У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике / У. Эко. - СПб. : Академический проект, 2004. -384 с.

171. Янская, И., Кардин, В. Пределы достоверности / И. Янская, В. Кардин. - М.: Советский писатель, 1981. - 407 с.

172. Ясперс, К. Духовная ситуация времени / К. Ясперс // Ясперс, К. Смысл и назначение истории.- М.: Политиздат, 1991. - С. 288 - 418.

173. Aragon,L.StendhaletRobertMerledevantlemalhistorique/ L. Aragon // LesLettresfrançaises. - 1953.- 24 - 30 Oct.- № 487.- Р. 6.

174. Aragon, L. Webster, Stendhal, Robert Merle / L. Aragon // Les Lettres françaises.- 1953.- 8 - 15 oct.- № 485. - Р.5.

175. Barlatier, P. Le Goncourt à une oeuvre alerte mais désespérée / P. Barlatier // Droit et liberte.- 1949.- 9 - 15 déc.- №7.- P. 5.

176. Bentley, N. Ian McEwan, Atonement / N. Bentley // Contemporary British Fiction / Bentley N. - Edinburgh: Edinburgh University Press, 2008.- Р.148-159.

177. Bertolino, J. Les trublions. Reportage photographique Bertolino-Sipahioglo / J. Bertolino. - P.: Stock, 1969. - 396 p.

178. Bornard, M. Témoignage et fiction, Récits de rescapés dans la littérature de langue française (1945- 2000) / M. Bornard. - Genève: Droz, 2004. - 256 p.

179. Boyd, E.B. The novels of Robert Merle / E.B. Boyd. - Durham:Durham, 1975.- 262 p.

180. Braudeau, M. Le Roman français contemporain / M. Braudeau. - P.: Ministère des Affaires étrangères, 2002.- 174 p.

181. Cohn-Bendit, D. et G. Le gàuchisme: Remède a la maladie senile du communisme / D. et G. Cohn-Bendit. - P.: Editions du Seuil, 1968.- 271 p.

182. Combes, P. La littérature & le mouvement de mai 68: Ecriture, mythes, critique, écrivains, 1968- 1981 / P. Combes.- P.: Seghers, 1984.- 319 p.

183. Crouzet, F. Le phénomène Merle[3neKTpoHHbiHpecypc] / F.Crouzet // Le figaro.- 1997.- 28 août-Pe^HMgocTyna:http://recherche.lefigaro.fr/recherche/access/lefigaro_fr.php?arc hive=BszTm8dCk78Jk8uwiNq9T8CoS9GECSHiikTaqR8JFFrUXxL2pReohMr 5hZ%2BLgtZHx7pQv9yilU6Zy6BaSOXVcw%3D%3D- ^aTaoôpa^eHHa: 04.08.2013.

184. Delblat,J.-L. Lemétierd'ecrire [3neKTpoHHbrapecypc] / J.-L. Delblat-Pe^HMgocryna: http:// delblat.free.fr/texte/essais/merle.htm- ^aTaoôpa^eHna: 27.02.2013.

185. D'Estienne d'Orves, N. Robert Merle, dernier hobereau des lettres françaises [3neKTpoHHbinpecypc] / N. D'Estienne d'Orves // Le Figaro.- 2001.- 12 avril-Pe^HMgocTyna: http://recherche.lefigaro.fr/recherche/access/lefigaro_print-afficher.php?archive=BszTm8dCk78Jk8uwiNq9T8CoS9GECSHiGrs4sodT12a xKag03%2FBRI7TXs10qwyJ06qmw0ZUuaUmZy6BaS0XVcw%3D%3D-^aTaoôpa^eHna: 04.08.2013.

186. Dubois, C.-G. Qu'adviendra-t-il si ...demain redevient avant-hier? Expérimentations de politique-fiction dans Malevil de Robert Merle? / C.G.Dubois// Eidôlon. Fiction d'anticipation politique. - Presse universitaire de

Bordeau.- nov. 2006. - № 73. - Р. 61 - 81.

187. Duval, M. D'un salaud l'autre: etude de la figure Romanesque des Nazis et de leurs collaborateurs:PhD diss / M. Duval.- Iowa: University of Iowa, 2011.238 р.

188. Epistémon (Didier Anzieu) CesidéesquiontébranlélaFrance. Nanterre, novembre 1967-juin1968 / Epistémon. - P.: Fayard, 1968. - 127 p.

189. Faction // The American Heritage Dictionary of the English Language [Электронныйресурс] - Режимдоступа: https : //www.ahdictionary. com/word/search.html?q=factions -Датаобращения: 14.12.2014.

190. Faction // The Concise Oxford Dictionary of Literary Terms / Ch. Baldick-Oxford: Oxford University Press, 2001. - Р. 94.

191. Fauvet-Mycia, C. «J'ai ma place et je m'en contente» [Электронныйресурс] / C. Fauvet-Mycia // Le Figaro. - 2004.- 31 mars- Режимдоступа: http://recherche.lefigaro.fr/recherche/access/lefigaro_print-afficher.php?archive=BszTm8dCk78Jk8uwiNq9T8CoS9GECSHihFgBRxmZa xdM1iPlJ3TuDl4JNq3Za03kIPIkmxUvP3aZy6BaS0XVcw%3D%3D-Датаобращения: 04.08.2013.

192. Flower, J. Historical dictionary of French literature / J.Flower. - Lanham, Md.: The Scarecrow Press, 2013. - 586 p.

193. Gandillot, Th. Robert Merle: J'ai toujours cru en mon succès [Электронныйресурс] / Th.Gandillot// Express. - P., 2003. - № 2725. - P. 6467. - Режим доступа: http://www.lexpress.fr/informations/j-ai-toujours-cru-en-mon-succes_653160.html- Датаобращения: 15.03.2013.

194. Godard, H. La crise de la fiction. Chronique, roman-autobiographie, autofiction / H. Godard // L'éclatement des genres au XXe siècle. -Р.: Presses de la Sorbonne Nouvelle, 2001. -P. 81 - 91.

195. Harbers, F. Defying Journalistic Performativity[Электронныйресурс] / F. Harbers //Croisees de la fiction. Journalisme et literature/ Vyriam Boucharenc, David Martens & Laurence van Nuiys//Interferencer litteraires.- nov. 2011. -

№7.- Pe^HMgocTyna: http://interferenceslitteraires.be/node/135 -^aTaoöpa^eHHa: 10.11.2013.

196. Heinich, N. Le témoignage, entre autobiographie et roman: la place de la fiction dans les récits de déportation / N.Heinich// Mots. - septembre 1998.-№56.- P. 33- 49.

197. Heinich, N., Pollak, M. Le témoignage/ N.Heinich, M.Pollak //Actes de la recherche en sciences social.- juin 1986. - Vol.62 -63.- P. 3 - 29.

198. Hollowell, J. Fact and Fiction. The new journalism and the Nonfiction novel / J.Hollowell. - Chapel Hill:University of North Carolina Press, 1977. - 190 p.

199. Lounsberry, B. The art of fact: contemporary artists of nonfiction / B.Lounsberry. - NY: Greenwood, 1990.- 214 p.

200. Merle, P.Robert Merle. Une vie de passions. Biographie / P. Merle.- La Tour d'Aigues: Edition de l'Aube, 2008.- 442 p.

201. Mesnard, Ph. Écritures d'après Auschwitz / Ph. Mesnard //Tangence. -2007. - № 83. - P. 25-43.

202. Meuret, I. Le journalism litteraire a l'aube de xxi siècle: regards croises entre monde Anglophone et francophone [3neKTpoHHbinpecypc]/ I.Meuret -Pe^HMgocTyna: http://contextes.revues.org/5376- ^aTaoôpa^eHna: 10.11.2013.

203. Muratori-Philip, A. Robert Merle: «J'ai voulu ressusciter l'histoire par le verbe» [3neKTpoHHMnpecypc] / A.Muratori-Philip // Le Figaro.- 1997.- 28 août. -Pe^HMgocTyna:http://recherche.lefigaro.fr/recherche/access/lefigaro_fr.php?ar chive=BszTm8dCk78Jk8uwiNq9T8CoS9GECSHiikTaqR8JFFowC2JLVeu2aF kfQR5%2B%2BFg4gT3L5tWQpMyZy6BaSOXVcw%3D%3D-^aTaoôpa^eHna: 04.08.2013.

204. Nadeau, M. Le roman francais depuis la guerre / M.Nadeau. - P.: Gallimard, 1970. - 317 p.

205. Perraud, A. L'histoire de la prise de la sale du conseil [3neKTpoHHbifipecypc] / A.Perraud // Mediapart.- 21 mars 2008.-

Режимдоступа: www.mediapart.fr/ journal/culture-idees/210308/l-histoire-de-la-prise-de-la-salle-du-conseil- Датаобращения: 12.08.2014.

206. Peyre, H. The contemporary French novel / H.Peyre. - NY: Oxford university press, 1955. - 363 p.

207. Rieuneau, M. Roland Dorgelès / M.Rieuneau // Guerre et révolution dans le roman français de 1919 à 1939 / Rieuneau M. - P. : Klincksieck, 1974. - P. 29

- 51.

208. Roiphe, K. Gay Talese, The Art of Nonfiction No. 2. [Электронныйресурс] / K. Roiphe.- TheParisReview.- 2009. - № 189. - Режим доступа: http://www.theparisreview.org/interviews/5925/the-art-of-nonfiction-no-2-gay-talese- Дата обращения: 15. 10. 2014.

209. Ross, K. May'68 and its afterlives / K.Ross. - London; Chicago: The university of Chicago Press, 2002. - 238 p.

210. Sims, N. The problem and the promise of literary journalism studies [Электронныйресурс] / N.Sims // Literary journalism studies. - Vol. 1.- № 1.

- 2009. - P. 8. - Режимдоступа: http://www.ialjs.org/wp-content/uploads/2009/05/7-16-sims.pdf- Датаобращения: 12.10.2013.

211. Stil, A. Vivre à vingt ans / A.Stil // L'Humanité. - 1970. - 5 novembre. - P. 10.

212. Tusseau, J.-P. Robert Merle: homme de tolerance, ecrivain rigoureux / J.-P. Tusseau // Nuit blanche, magazine du livre. - 1997. - №67. - Р. 38 - 44.

213. Vercier, B., Lecarme, J. La litterature en france depuis 1968 / B.Vercier, J.Lecarme.- P.: Bordas, 1982.- 320 р.

214. Wattel, A. Le charisme messianique d'Emmanuel dans Malevil, de Robert Merle[Электронныйресурс] / A.Wattel//Voix plurielles.- Vol.10.- №2. -2013. - Режимдоступа: http://brock. scholarsportal. info/j ournals/voixplurielles/article/view/864 -Датаобращения: 12.01.2015.

215. Wattel, A. Quand ouvrir sur la fin, c'est commencer par clore. Malevil, de Robert Merle[Электронныйресурс] / A.Wattel//Fins du

monde.CahiersERTA.- №4.- Wydawnictwo Universytetu Gdanskiego.-Gdansk, 2013.- P. 95- 107. - Pe^HMgocryna: http : //cwf. ug.edu.pl/oj s/index.php/CE/issue/viewIssue/3 9/101 -

^aTaoöpa^eHHA: 12.01.2015.

216. Weber, R. The Literature of Fact: Literary Nonfiction in American Writing / R.Weber.- Athens (Ohio):Ohio University Press, 1980.- 181 p.

217. Wurmser, A. Derrière la vitre / A. Wurmser// Les Lettres françaises. - 1970. - 4-10 nov. - P. 6-7.

218. Wurmser, A. Le monster explique / A. Wurmser // Les Lettres Francaises. -1953. - 5 - 12 fevr. - P. 6.

219. Zander, H. Fact - Fiction - "faction": A study of black south African literature in English / H.Zander. - Tübingen: Narr, 1999. - 550 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.