Поэтика Керима Отарова: Художественные принципы утверждения лирического героя тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Хульчаева, Марьям Хажидаутовна

  • Хульчаева, Марьям Хажидаутовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2003, Нальчик
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 182
Хульчаева, Марьям Хажидаутовна. Поэтика Керима Отарова: Художественные принципы утверждения лирического героя: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Нальчик. 2003. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Хульчаева, Марьям Хажидаутовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. К ПОНЯТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ И ПРОБЛЕМА СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА. ПОНЯТИЕ О

ПОЭТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ К.ОТАРОВА.

ГЛАВА II. СТИХ К. ОТАРОВА КАК СИСТЕМА.

2.1. Индуктивная лирика.

2.2. Особенности образности поэзии К.Отарова, передающие отношение лирического героя к различным сторонам действительности. Социальная заостренность лирики.

2.3. О макрообразе и комплексе микрообразов в лирике К.Отарова.

ГЛАВА III. СИМВОЛЫ В ПОЭЗИИ К.ОТАРОВА.

ГЛАВА IV. МИФОЛОГИЗМ В ЛИРИКЕ К.ОТАРОВА.

ГЛАВА V. ТРАГИЧЕСКОЕ В ЛИРИКЕ К.ОТАРОВА И ПРИНЦИПЫ

ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОСМЫСЛЕНИЯ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика Керима Отарова: Художественные принципы утверждения лирического героя»

Актуальность темы. Керим Сарамурзаевич Отаров - один из самых известных поэтов Северного Кавказа. Он прожил недолгую жизнь: родился в 1912 году, умер в 1974 году. Но за этот период поэт сумел создать богатое творческое наследие состоящее из целого ряда лиро-эпических поэм, рассказов, исполненных внутреннего драматизма баллад, ставших затем хрестоматийными, и т.д. Художественное мышление К.Отарова было многогранным: он воспринимал жизнь как лирик и эпик, сатирик и юморист. Ему было присуще то особое ощущение эпохи, в которую жил, без чего нет, и не может быть большой поэзии.

К.Отаров пришел в поэзию в 1930-х годах, однако подлинным мастером поэтического слова стал в годы Великой Отечественной войны, участником которой он был.

Тема войны стала для балкарского поэта неисчерпаемым источником подлинно богатой и высокой поэзии. И в этом отношении его можно поставить рядом с А.Сурковым, С.Гудзенко, А.Прокофьевым, К.Симоновым, Н.Тихоновым и другими

Керим Отаров не писал стихотворений без внутреннего повода. От того даже социально-заостренные, публицистические его произведения проникнуты душевной теплотой. Стихи и поэмы К.Отарова органично объединяют в себе пафос и лирическую проникновенность, жизненную конкретность, национально-специфическое и философское обобщение.

Широкая известность к К.Отарову пришла рано: начиная уже со стихов 1930-х годов критики, писатели и поэты о нем писали тепло, высоко оценивая мастерство поэта. В этом плане внимания заслуживают статьи и выступления К.Горбунова, И.Озерова, Л.Кашежевой, Д.Бычкова, К.Кулиева, М.Мокаева и других. Однако это были лишь отдельные публикации о различных поэтических сборниках К.Отарова. Попытки целостного охвата его творческого пути сделаны в исследованиях Т.Е.Эфендиевой и З.Х.Толгурова.

В работе Т.Е.Эфендиевой речь идет об идейно-тематическом осмыслении творчества балкарского поэта с некоторыми выходами к специфике его поэтики, насколько это возможно по выборочным переводам на русский язык.

Монографическое исследование З.Х.Толгурова характеризуется стремлением автора показать национальное своеобразие лирики и отдельных поэм К.Отарова. Близок Толгуров З.Х. и к раскрытию особенностей психологии творческих поисков К.Отарова. В нем намечены общие черты эволюции мышления К.Отарова, раскрыты некоторые особенности художественного отражения им действительности. Автор не ставил перед собой цели создать научную биографию поэта, наметить обширный литературный фон, хотя говорить о произведениях большого поэта в отрыве от общего литературного процесса невозможно.

Путь эволюции К.Отарова, как и всякого большого представителя литературы, индивидуален, но в то же время отражает общие закономерности художественного самоопределения, присущие литературам Северного Кавказа и, в частности, поэтической культуре.

Предлагаемая диссертационная работа по существу является первой попыткой целостного осмысления духовного наследия видного балкарского поэта, показать особенности художественного мышления К.Отарова и его поэтику как систему. Этим определяются цели и задачи исследования.

Цель и задачи исследования. Цель настоящей диссертационной работы заключается в том, чтобы изучить поэтическое творчество К.Отарова не только с позиции его неповторимой индивидуальности как художника, но и сточки зрения того, насколько он типологически близок к поэзии народов Северного Кавказа и России, насколько сохранены связи и развиты им традиции национальной художественной культуры, а также с этнической родиной. Впервые предпринята попытка выявления специфики мировосприятия поэта и его дарования, роли и места К.Отарова не только в балкарской поэзии, но и поэзии Северного Кавказа, исследования тематического направления его произведений и своеобразия мастерства.

В соответствии с обозначенными целями в диссертации решаются задачи:

- показать пути творческой эволюции К.Отарова,

- выявить причины противоречивости этой эволюции,

- исследовать истоки поэтической культуры К.Отарова, ее связь как с этнической родиной, так и с общечеловеческими верховными ценностями,

- показать роль К.Отарова в формировании и развитии поэзии балкарского народа,

- исследовать поэтику К.Отарова как систему, дать понятие художественной системы, определить ее специфику,

- рассмотреть стих К.Отарова как систему и ее компоненты,

- показать взаимосвязь и взаимообусловленность компонентов субсистемы К.Отарова,

- рассмотреть в качестве основных слагаемых поэтической системы К.Отарова комплексы макрообразов и микрообразов, систему символов и мифологем,

- показать своеобразие трагического в лирике К.Отарова и художественные принципы его осмысления.

Научная новизна. В диссертационной работе впервые предпринята попытка целостного охвата творчества К.Отарова. В ней рассматриваются как содержательные уровни его произведений, так и особенности поэтической системы. Выявляются принципы системного анализа лирических произведений, и с этой позиции исследуется творчество К.Отарова, выявляется специфика взаимосвязи слагаемых его субсистемы.

Впервые исследуются особенности системы символов, мифологем, комплексов макрообразов и микрообразов. Новизна настоящей диссертационной работы заключается еще и в том, что некоторые поэмы и сборники стихотворений («Обелиски», «Ветер времени») К.Отарова изданы после его смерти (1974) и не стали объектом рассмотрения литературоведов, здесь же впервые они стали предметом комплексного исследования. В этом отношении особый интерес вызывает сборник стихотворений, посвященных депортации северокавказских народов, что позволяет автору исследования показать специфику трагического в творчестве одного из видных поэтов балкарской литературы.

Объект исследования. В качестве материала исследования берется многогранное творчество этого широко известного поэта, в динамике, в процессе изменений и противоречиях, свойственных эпохе художественно-эстетической нормативности, идейной направленности и художественного своеобразия 1930-1960-х годов. К.Отаров формировался и совершенствовался в единстве со всеми теми поэтами и писателями, произведениями которых определено нынешнее состояние балкарской литературы. Вполне понятно, что творчество К.Отарова анализируется в единстве с поэзией тех, кто вместе с ним творил и создавал балкарскую литературу. Это, прежде всего, К.Кулиев, Б.Гуртуев, С.Шахмурзаев, С.Макитов, а также многие другие северокавказские поэты.

Однако К.Отаров формировался не только в национальной среде, испытывая воздействие собственных национально-мыслительного материала, но ив условиях, которые были близки А.Твардовскому, К.Симонову, А.Суркову, Н.Тихонову, М.Исаков лсому и т.д. Естественно, что в диссертационном исследовании содержится тенденция к раскрытию духовной общности, типологической близости поэзии балкарского поэта с творчеством вышеназванных русских собратьев по перу. Эта близость особенно ярко и полно просматривается при анализе лирике К.Отарова военных лет и произведений о Великой Отечественной войне.

Степень научной разработанности темы. Основная причина, которая подтолкнула к исследованию творчества К.Отарова, заключается в том, что духовное наследие поэта многообразно, оно сочетает в себе острую публицистичность, тонкий лиризм и эпическое начало. К.Отаров создал пластичные пейзажные зарисовки и исполненные внутреннего драматизма баллады, психологические рассказы, активно работал в жанре поэмы. К.Отарову было присуще особое быстрое ощущение времени, специфики эпохи. Именно чувством динамики времени, беспокойной жизни, требующим от художника полной душевной отдачи, продиктованы ключевые образы и мотивы, ставшие опорными в его поэтической системе. Это прежде всего символы, как «дорога», «путь», «утренняя звезда», «белый парус», «быстро несущаяся белая ладья», «всадник» и т.д. Здесь речь идет не просто о соседствующих, искусственно соединенных картинах, образах, а о целостности и духовной целенаправленности мировосприятия и концепционном отношении поэта к действительности. Следует, наверное, заметить, что свежесть и существенность отаровских образов-символов объясняется тем, что поэт умел избегать высокопарности, поверхностности и что он писал только о выстраданном, ставшем частью его совести и души. Однако все эти качества, определившие высокое мастерство К.Отарова, не нашли достойного отражения в статьях, посвященных творчеству поэта. С другой стороны, абсолютное большинство статей о лирике К.Отарова написано в 1960-х - начале 1970-х годов, когда критики, как и писатели, выражали свое отношение к художественному произведению с оглядкой на идеологию и коммунистическую партию.

Литературоведение, как и художественное мышление, не стоит на месте: оно изменяется, обогащается новыми принципами анализа и новыми уровнями понимания сути словесного искусства. В этой связи следует сказать, что последний более или менее значащий очерк о творчестве К.Отарова был написан двадцать лет тому назад (1984). Изменилась эпоха, структура общественной жизни, определились новые критерии оценки духовных ценностей. Отсюда понятно, что творчество К.Отарова нуждается в осмыслении в свете всех тех научных требований, которые сложились в последние десятилетия.

Теоретическая значимость заключается в попытке разработать и использовать принципы системно-комплексного анализа проблематики поэтики творчества К.Отарова. На основе довольно обширного и многогранного материала осмыслить роль видного балкарского поэта в дальнейшем движении национальной поэзии, а также показать закономерности творческой эволюции не только К.Отарова, но и всей балкарской литературы.

Практическая ценность диссертационного исследования весьма значительна: оно может служить учебным пособием для изучающих литературы народов Северного Кавказа и в частности, балкарской литературы. Сделанные в работе наблюдения, анализ и обобщения могут быть использованы при чтении спецкурсов и проведении спецсеминаров при изучении поэтики балкарской поэзии в целом и при создании истории ее развития.

При этом методологической основой исследования стали работы В.Г.Белинского, Л.И.Тимофеева, З.С. Паперного, А.М.Абрамова, И.М.Машбац-Верова, Б.П.Гончарова, В.В.Кожинова, В.Г. Афанасьева, А.И.Уемова, И.В.Блауберга, М.Б.Храпченко, А.ФЛосева и других.

Обстоятельно изучены и учтены работы северокавказских литературоведов Л.Бекизовой, А.Караевой, А.Мусукаевой, З.Толгурова, А.Теппеева, К.Шаззо, Ю.Тхагазитова, А.Гутова, Х.Малкандуевва, Т.Битгировой, Р.Фидаровой, Т.Эфендиевой, А.Сарбашевой и др.

Осмысленная богатая научно-методическая литература помогла осветить проблемы, связанные со становлением К.Отарова как художника, показать связь его субсистемы с этапами движения литературы, индивидуальными особенностями личности поэта.

Апробация. Основные положения и научные результаты исследования нашли отражение в материалах научных конференций: межвузовская конференция, посвященная 140-летию К.Мечиева (Нальчик, 1999), «Перспектива» (Нальчик, 2000, 2002), «Русский язык и межкультурная коммуникация» (Пятигорск, 2001), «Языки и литература народов Северного Кавказа» (Карачаевск, 2001), региональной научной конференции, посвященной 85-летию К.Кулиева (Нальчик, 2002), а также в сборнике статей «Керим» (Нальчик, 2003).

Диссертационное исследование обсуждалось по главам на заседаниях кафедры балкарского языка и литературы, а в полном объеме на совместном заседании сотрудников кафедр русской литературы, балкарского языка и литературы Кабардино-Балкарского госуниверситета (сентябрь 2003г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Хульчаева, Марьям Хажидаутовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационной работе предпринята попытка рассмотреть поэтику К.Отарова как систему изобразительно-выразительных средств, обусловленную спецификой национального содержания и теми событиями, которые происходили в прошлом и настоящем, в разные периоды страны в целом и на земле, где поэт родился и жил. Лирический герой поэзии К.Отарова - это человек, сформированный эпохой борьбы за социалистические преобразования, утверждение идеалов социализма и их защиты. Он мужал в годы Великой Отечественной войны и в сложный трагический послевоенный период, выпавший на долю многих народов Северного Кавказа.

Такой лирический герой стал организующим ядром поэтической системы, определившим ее целостность и взаимодействие компонентов этой целостности. Осмысление поэтики К.Отарова как функционирующего целого помогает понять специфику не только художественного мира самого К.Отарова, но и особенности формирования всей балкарской поэзии на различных этапах ее движения. Но оно продуктивно и для понимания общей картины развития поэзии 1920-1960-х годов всего Северного Кавказа, причин её серьезных издержек и подъема. Поэзия К.Отарова национально-специфична и имеет много общего, однотипного как с творчеством поэтов северокавказцев, так и с поэзией крупных русских художников. Общность их изобразительно-выразительных средств особо полно проявилась в годы Великой Отечественной войны и в трудное послевоенное время. Все это объясняется тем, что в поэзии народов России возникла система эмоциональных отношений, центральным ядром которых стал облик лирического героя, сформировавшегося в одних и тех же социально-политических условиях. В этой системе взаимодействуют и взаимопереходят эмоциональный и нормализованный типы речи, лирическое начало и публицистический настрой, индукция и дедукция, героика и сатира, трагическое и оптимистическая интонация, пессимизм и уверенность в завтрашнем дне.

Любовь к социалистическому Отечеству, понимаемому как единство большой и малой Родины, преданность идеалам справедливости, дружбы и братства, с одной стороны, ненависть ко всему, что стояло на пути достижения высокой цели - с другой, порождали двуединое отношение поэта (лирического героя) к общественной действительности, отражаясь на изобразительно-выразительных средствах, что влекло за собой контрастность субсистемы.

Знание национальных традиций и вера в справедливое социалистическое будущее приводили поэта то к патетике, публицистическому настрою, то к спокойному отбору деталей, конкретных образов, помогающих утверждать позитивное в общественной действительности. В то же время нормализованный тип речи переходил в эмоциональный, конкретная образность - в социально-заостренную открытость, героика - в сатиру, иронию и т.д. Все это многообразие компонентов формы включалось в систему выражения отношения лирического героя к окружающей действительности.

В целях наиболее полного выражения своего оценочного отношения к тому, что делается в жизни, К.Отаров обращался к предметным образцам, характерным для лирики М.Лермонтова, С.Есенина, А.Твардовского, к мифологемам в такой форме, в какой они функционируют в устном народном творчестве, а также к трансформированным, различного рода символам, к социально заостренной образности, к гиперболизмам, к патетической лексике, к экспрессивно-оценочным сравнениям и суффиксации и т.п. Всё это в лирике балкарского поэта едино, компоненты, которые тесно взаимодействуют и направлены на конкретизацию результативной идеи.

Системный анализ художественного материала предполагает выявление специфики не только взаимодействующей целостности поэтики, но и рассмотрения проблемы функционирования отдельных слагаемых целостной системы. Поэтому в работе значительное внимание уделяется специфике символов, сравнений, мифологем, макрообразов и комплексам микрообразов. Многомерность и глубина чувств лирического героя поэзии К.Отарова, в том числе социально-политическая, нравственно-этическая оценки действительности, отражаются в субсистеме поэта и на особенностях каждого её слагаемого, т.е. они приобрели новаторскую специфику, повышенную эмоциональную напряженность. Иными словами, с именем К.Отарова в балкарской поэзии связано развитие философской и интимной лирики, сатирических и песенных жанров, возвышенной патетики и тихой, опосредованной стиховой культуры. Одним из первых он ввел в балкарскую литературу различные виды условных поэтических форм, метафорической образности. Романтический мотив дороги, «белого паруса», «парусника», «белой чайки», порыва вперед, молодости, «утренней звезды» пронизывают всё его творчество. Целостность и эффективность функционирования субсистемы К.Отарова обеспечиваются целостностью и многогранностью его поэтического мировосприятия. Ведь поэзия К.Отарова несет в себе все то, что видел и пережил он сам. Потому его поэтическая культура характеризуется как глубоко правдивая и искренняя, суровая и нежная, мужественная и хрупкая.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Хульчаева, Марьям Хажидаутовна, 2003 год

1. Азадовский М. Литература и фольклор. Очерки и этюды. -М., 1938.

2. Аристотель Об искусстве поэзии. -М., 1957. 4, Арнаудов М. Психология литературного творчества. -М., 1979. З.Анохин И. Очерки по физиологии функционирования систем. -М., 1976.

3. Афанасьев В. Общество: системность, познание и управление. -М., «Политиздат», 1981,-0.18.

4. Баранников А. Индийская философия. Литературоведение. -М., 1959.

5. Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. -М., 1983.

6. Бахтин М. Литературно-критические статьи. -М., 1986.

7. Белинский В. Поли, собр.соч. в 3-х томах, т.1 и II. -М., 1948.

8. Белая Г. Художественный мир современной природы. -М., 1983.

9. Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману. Национальные и художественные традиции и развитие повествовательных жанров адыгских литератур. -Черкесск, 1974.

10. Бекизова Л. Страницы из истории черкесской литературы. - Черкесск, 1961.

11. Бекизова Л. Черкесская литература. -Черкесск, 1964.

12. Бехер И. Любовь моя, поэзия. -М., 1965.

13. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. -М., «Наука», 1973.

14. Благой Д. Национальные особенности русской литературы -М., 1978,280 с.

15. Блок А. Записные книжки. Художественная литература. -М., 1965, 288 с.

16. Бочаров А. Литература и время: Из творческого опыта прозы 60-80-х.

17. Бочаров А. Чем жива литература?: Современность и литературный процесс. -М.: Советский писатель, 1986. -397 с.

18. Брыль Я, Немного о вечном. -М.: Советский писатель, 1983. -336 с.

19. Веселовский А. Историческая поэтика. -М,: Высшая школа, 1989. - 404 с.

20. Виноградов В.О языке художественной прозы: Избранные труды. - М.: Наука, 1980. -360 с.

21. Виноградов И. О теории новеллы. -В кн. Виноградов И.: Вопросы марксистской поэтики. Избранные работы. -М.: Советский писатель, 1972. -423 с.

22. Вопросы языка современной литературы. -М.: Наука, 1971. - 416 с.

23. Воронов В. Художественная концепция: Из опыта советской прозы 60-80-х гг. -М.: Советский писатель, 1984. -382 с. ЗО.Вопросы истории адыгейской советской литературы: в двух книгах. -Майкоп, KH.1. -1979, кн.2 - 1980. -204 с.

24. Гамзатов Г. Дагестанский феномен возрождения. -Махачкала, 2000 - 280 с.

25. Гей Н. Художественность литературы. Поэтика. Стиль. -М.: Наука, 1975.-471 с.

26. Герасименко А. Искусство слова: О художественности литературы. - М., 1989.-240 с.

27. Гиршман М. Проблемы художественной формы социалистического реализма. Т.2, -М., 1971. ЗЗ.Гинзбург Л. О психологической прозе. -Л.: Советский писатель, 1971.-464 с. Зб.Гинзбург Л. О лирике. - Л., 1974.

28. Гончаров И. Лучше поздно, чем никогда // Соб.соч. Т.8, -М.: Художественная литература, 1955. -235 с.

29. Гусев В. Память и стиль: Современные советские литературные и классические традиции. -М.: Советский писатель, 1981, -351 с.

30. Гусейнов Ч. Этот живой феномен. -М.: Советский писатель, 1988. - 429 с.

31. Далгат У. Литература и фольклор. -М.: Наука, 1981. -303 с.

32. Дедков И. Возвращение к себе: Литературно-критические статьи. Из опыта советской прозы 60-70-х гг.: герои, конфликты, нравственные искания. -М.: Современник, 1978. -319 с,

33. Днепров В. С единой точки зрения: Литературно-эстетические очерки. -Л.: Советский писатель, ленинградское отделение, 1989. -372 с

34. Добин Е. Герой. Сюжет. Деталь. М., - Л., Советский писатель, 1962. -408 с.

35. Добин Е. Жизненный материал и художественный сюжет. -Л., Советский писатель, 1950. -231 с.

36. Достоевский Ф. Братья Карамазовы. -М.: Правда, 1991. ^ 1 3 с.

37. Дремов А. О художественном образе. -М.: Советский писатель, 1956.-227 с.

38. Иванова Н. Точка зрения: О прозе последних лет. -М.: Советский писатель, 1988. -335 с.

39. Иезуитов А.И, Социалистический реализм в теоретическом освещении. -Л., «Наука», 1975, -С.33-34.

40. История советской многонациональной литературы в 6-ти т. -М.: Наука, 1970. -74с.

41. Караева Л. Обретение художественности -М.: Наука, 1979. -176 с.

42. Кашежева Л. Кабардинская советская проза. -Нальчик.: Кабардино- Балкарское книжное издательство, 1962. -148с.

43. Клитко А. Глубина фокуса (О прозе наших дней). -М.: Современник, 1981.-271с.

44. Лейдерман Н. Движение времени и законы жанра. -Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1982, -254 с.

45. Липин Сквозь призму чувств. -М,: Советский писатель, 1978. - 288с.

46. Лихачев Д. Литература - реальность - литература. -Л.:Советский писатель. Ленинградское отделение, 1984. -272с. бО.Лихачев Д. Поэтика древнерусской литературы. -Л.: Наука, 1971. -370с.

47. Лисаковский И. Реализм как система. -М., 1982. -С,42,

48. Лопусов Ю. Кризис веры: Литературно-критические заметки о молодой российской прозе 80-х гг. -М.: Объединение «Всесоюзный молодежный книжный центр», 1991. -319с. 63 .Лосев А. Философия. Культура. Мифология. -М.: Политиздат, 1991. -524с.

49. Лосев А. Очерки античного символизма и мифологии. -М,, 1993. - 859с.

50. Лосев А. Проблема символа и реалистическое искусство. -М.: , Искусство, 1976.-367с. бб.Манн Ю. Диалектика художественного образа. -М.: Советский f> писатель, 1987,-317с.

51. Матиев К, Лирическое в искусстве как эстетическое явление. - Фрунзе: 1971.-148с.

52. Мелетинский Е. Историческая поэтика новеллы // АН СССР, Институт мировой литературы им. А.М.Горького. -М.: Наука, 1990. -279с.

53. Межелайтис Э. Контрпункт. Лирическая проза. -М.: Известия, 1972. -448с.

54. Мусукаева А. Ответственность перед временем. -Нальчик: Эльбрус, 1987. -1б8с.

55. Мусукаева А. Северокавказский роман. -Нальчик: Эльбрус, 1993. - 191с.

56. Надъярных Н. Типологические особенности реализма. -М.: Наука, 1972. -246с.

57. Наполова Т. Живое дыхание современности, размышления о прозе 60-х-нач. 70-х гг. -Саратов: Приволжское книжное издательство, 1974. -272с.

58. НИНОВ А. Современный рассказ. Из наблюдений над русской прозой V » ' (1956-1966). -Л.: Художественная литература. Ленинградское отделение, 1969.-288с.

59. Очерки истории балкарской литературы, -Нальчик, 1981. -564с.

60. Панеш У. Типологические связи и формирование художественно- эстетического единства адыгских литератур, -Майкоп, 1990, -276 с,

61. Пастернак Б. Воздушные пути. Проза разных лет. -М.: Художественная литература, 1982,-495с.

62. Потебня А. Теоретическая поэтика.-М,: Высшая школа, 1990. -342 с.

63. Советский энциклопедический словарь, -М.: Советская энциклопедия, 1989. > « ' 88.Скобелев В, Поэтика рассказа. -Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1982. —155с. 64. Султанов К.К. Динамика жанра: Особое и общее в опыте современного романа. -М.: Наука. -152с.

65. Султанов К.Д. Расул Гамзатов. -Махачкала: дагестанское книжное издательство, 1973. -22с. "v

66. Схаляхо A. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. -Майкоп, 1992,

67. Тимофеев Л. Основы теории литературы. -М, 1956.

68. Тимофеев Л. Советская литература. Метод. Стиль. Поэтика. -М.: Советский писатель, 1964. -525с.

69. Теппеев А. Балкарская проза. -Нальчик: Эльбрус, 1974. -175с.

70. Толгуров 3. В контексте духовной общности. (Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа). -Нальчик: Эльбрус, 1999. -175 с.

71. Толгуров 3. Лирика К.Отарова. -Нальчик, 1984. -104 с.

72. Толгуров 3.. Движение балкарской поэзии. - Нальчик, 1984. -360с.

73. Толгуров 3. Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии. -Нальчик: Эльбрус, 1974. -234с.

74. Тхагазитов Ю. Адыгский роман. (Национально-эпическая традиция современность). -Нальчик: Эльбрус, 1987. -102с. ЮО.Тхагазитов Ю. Эволюция художественного сознания адыгов. (Опыт теоретической истории: эпос, лирика, роман) -Нальчик: Эльбрус, 1996. -265с.

75. Уемов А.И, Системный подход и общая теория систем. -М., «Мысль», 1978, с. 116.

76. Урусбиева Ф. Путь к жанру. Очерк истории жанров в балкарской литературе. -Нальчик: Эльбрус, 1972. - 174с. ЮЗ.Урусбиева Ф. Портреты и проблемы: Эссе, литературные портреты, статьи, рецензии. -Нальчик: Эльбрус, 1990. -62с.

77. Федин К. Соб.соч. в 12 т. Т.9. -М.: Художественная литература. - 558с.

78. Фидарова Р. Герой, характеры, жизнь. -Орджоникидзе: Ир, 1990. - 240с. Юб.Хакуашев А, Али Шогенцуков. -Нальчик: Эльбрус, 1990. -352с. ЮТ.Хапсиров X. О национальном своеобразии литератур адыгских народов. -Черкесск, 1960, -64с.

79. Хашхожева Р. Поиски и находки: Избранные статьи. -Нальчик: Эльбрус, 2000.-416с.

80. Эльяшевич А. Герои истинные и мнимые. Литературно- критические статьи. -М.-Л., Советский писатель, 1963.-404с, Пб.Эльяшевич А. Единство цели, многообразие поисков в литературе социалистического реализма. -Л.: Советский писатель, 1973. -494с.

81. Эфендиева Т. Лирика Кайсына Кулиева и Расула Гамзатова. - Нальчик: КБГУ, 1981. -132с.

82. Эфендиева Т. Страницы жизни и творчества КеримаОтарова. - "^ * * Нальчик, 1997.-120с.

83. Якименко Л. На дорогах века: Актуальные вопросы советской литературы. -М.: Художественная литература, 1978. ^94с .

84. Якобсон Р. Работы по поэтике. -М.: Прогресс, 1987. -460с. II

85. Бальбуров Э. Свобода исповеди и законы жанра: о композиции лирических повестей. // Русская литература №2, 1978.

86. Баскевич И. Творческий метод или «система социалистического реализма». Ж. «Вопросы литературы», 1983. №4, сб.

87. Гамзатов Г. Взаимодействие литературы и фольклора: проблемы и суждения. // Взаимосвязи фольклора и литературы народов Дагестана. -Махачкала, 1986. / 127.Гринберг И. Поэзия горской прозы.// Дон, 1969, №6.

88. Гуртуев Э. Воспоминание о настоящем балкарского художественного слова. Критика. // Эльбрус, 1989, №1.

89. Европейский романтизм. Сборник. -М.: Наука, 1979. -506с.

90. Живое единство. О взаимовлиянии литератур народов СССР. Сборник статей. -М.: Наука, 1974. -396с. 131 .Зелинский К. Путь к человеку // Дружба народов, 1965, №4.

91. Каретникова М. Лиризм и лжелиризм. // Молодая гвардия, 1962, №6. N «. * 133.Книпович Е. Ответственность за будущее. Литературно-; критические статьи. -М.: Советский писатель, 1973. -432 с. к 92. Конрад Н. О работах В.Виноградова по вопросам стилистики, поэтики и теории поэтической речи. В кн.: «Проблемы современной филологии». -М., 1965, -475с. \

93. Кожинов В. Зачем изучать литературное произведение? В сб.: «Контекст - 1973». -М., 1974. -с. 189.

94. Лотман Ю. Лекции по структурной поэтике. - В кн.: Труды по знаковым системам // Ученые записки Тартуского государственного университета, вып. 1984.

95. Магомедова Д. Соотношение лирического и повествовательного сюжета в творчестве Б.Пастернака // Известия АН СССР отделение f литературы и языка, Т.49,1990.

96. Новиков В. На территории рассказа и новеллы// Литературная учеба, 1981, №4.

97. Светов Ф. О ремесленной литературе // Новый мир, 1966, №7.

98. Советский энциклопедический словарь. -М.: Советская энциклопедия, 1981,1600с.

99. Слуцкие М. Лирическая проза: откуда и куда? // Вопросы ; литературы, 1968, №11.

100. Сучков Б. Исторические судьбы реализма // Знамя, 1960, №10.

101. Трифонов Ю. Выбрать, решаться, жертвовать. -В его кн.: Как же наше слово отзовется? -М.: Советская Россия, 1985. -384.

102. Храпченко М. Размышления о системном анализе литературы. «Вопросы литературы», 1975, №3.

103. Чернец Л. К теории поэтических тропов // Вестник Московского университета. Серия Филология. 2/2001.

104. Шмидт В. Проза и поэзия в «повестях Белкина» // Известия АН СССР, отделение литературы и языка, 1989. Т.48, №4.

105. Эльсберг Я. О стилевых исканиях в современной русской прозе // Актуальные проблемы социалистического реализма. -М.: Советский писатель, 1969.-552с.

106. Чагин А. Человек в поэзии как воплощение исторических судеб народа. В кн.: Проблема историзма в русской советской литературе. -М.: Наука, 1986. -263с. III

107. Мечиев К. Избранное. -Нальчик, 1959. -214 с.

108. Мечиев К. Мое слово. -Нальчик, 1939. -48с.

109. Мечиев К. Стихи. -Нальчик, 1976.

110. Мечиев К. Избранное. -Нальчик, 1980.

111. Мечиев К. Избранное, в 2-х томах. -Нальчик, 1989.

112. Мечиев К. Стихи. Поэмы. -Нальчик, 1996,

113. Мечиев К. Стихи и поэмы. -Нальчик, 1962. -160 с.

114. Кешоков А. Согретые камни. -Нальчик, 1964. -287 с.

115. Кешоков А. У подножья гор. -Нальчик, 1941,-136 с. } 158.Кешоков А. Тавро. -Нальчик, 1969. -184 с.

116. Кулиев К, Здравствуй, утро! Стихи, -Нальчик, 1940. -304 с. 160,Кулиев К, Избранное. В 2-х томах. -Нальчик, 1958.1т, —424 с, 2т. -440с.

117. Кулиев К. Пусть цветет земля. Стихи. -Нальчик, 1967. -95с.

118. Кулиев К, Раненый камень. Книга стихов. -Нальчик, 1965. -232 с.

119. Кулиев К. Книга земли. Стихи и поэмы. -Нальчик, 1972. -284 с.

120. Кулиев К. Мир дому твоему»! Книга стихов. -Нальчик, 1967. - 389с. j** *• '- 165.Кулиев К. Когда созревает кизил. Стихи и поэмы. -Нальчик, 1969. -282 с.

121. Кулиев К, Вечер. Книга стихов. -Нальчик, 1974.

122. Кулиев К. Вчера. Сегодня, Стихи. -Нальчик, 1977.

123. Кулиев К. Избранное в 3-х томах.. -Нальчик, 1982 - 1983.

124. С)таров К. Родная земля. Стихи и поэмы. -Нальчик, 1960. -226 с.

125. С)таров К. Горный поток. Стихи. -М., 1963. -127 с. 76,С)таров К. Годы. Стихи и поэмы. -Нальчик, 1964. -267 с. 77.0таров К. Утро мира. Стихи. -Нальчик, 1967. -203 с. 78.0таров К. Моя утренняя звезда. Стихи. Поэмы. -Нальчик, 1969. -

126. Огарев К. Обелиски. Стихи и поэма. -Нальчик, 1972. -156 с.

127. Огарев К. Дороги утра. Стихи и поэма. -М., 1972. -151 с.

128. Огарев К. Поэма октября. Поэмы. -Нальчик, 1973. -216 с. 82.0таров К. Стихи и поэмы. -Нальчик, 1989.

129. Огарев К. Голос времени. Стихи. -Нальчик, 1990. 84.0тарев К. Дороги. Стихи. -М., 1959. -111с.

130. Огарев К. Дальние дороги. Стихи. -М., 1958. 86.0тарев К. Избранное. В 2-х томах. -Нальчик, 1962. 1 т. -341 с , 2 310 с.

131. Бабаев И. Большая медведица. -Нальчик, 1972. 88.3умакулова Т. Избранное. -Нальчик, 1976. 89.3умакулова Т. Избранное, в 2-х томах. -Нальчик, 1994.

132. Кагермазов Б. Быстрина. -Нальчик, 1967. -88с.

133. Мокаев М. Мельница жизни. -Нальчик, 1996.

134. Пачев Б. Рождение жизни. -М., 1950. - 127 с.

135. Пачев Б. Верные слова. -Нальчик, 1967. - 75с.

136. Созаев А. Голос моего утра. -Нальчик, 1998.

137. Шогенцуков А. Поэмы и стихотворения. -М., 1950. -200с.

138. Шогенцуков А. Избранное. -Нальчик, 1957. -312с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.