Поэтика малых жанров черкесской прозы в общеадыгском литературном контексте. Типология стилевых и сюжетно-повествовательных координат тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Карданова, Светлана Адамовна

  • Карданова, Светлана Адамовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Карачаевск
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 159
Карданова, Светлана Адамовна. Поэтика малых жанров черкесской прозы в общеадыгском литературном контексте. Типология стилевых и сюжетно-повествовательных координат: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Карачаевск. 2004. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Карданова, Светлана Адамовна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. НАЦИОНАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИСТОКИ МАЛЫХ ЖАНРОВ АДЫГСКИХ ЛИТЕРАТУР.

ГЛАВА II. МАЛЫЕ ЖАНРЫ В РУССКОЯЗЫЧНОЙ ПРОЗЕ АДЫГСКИХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ. ПРОБЛЕМЫ ПОЭТИКИ.

ГЛАВА III. ТИПОЛОГИЯ СТИЛЕВЫХ И СЮЖЕТНО-ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫХ КООРДИНАТ ЧЕРКЕССКОГО РАССКАЗА 60-90-х ГОДОВ XX века. ПРИНЦИПЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ЕГО ЭТНИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика малых жанров черкесской прозы в общеадыгском литературном контексте. Типология стилевых и сюжетно-повествовательных координат»

Актуальность диссертационной темы «Поэтика малых жанров черкесской прозы в общеадыгском литературном контексте. Типология стилевых и сюжетно-повествовательных координат» проистекает из недостаточной изученности проблем формирования и развития литературной жанровой системы в адыгских литературах. Научное осмысление вопросов, связанных с типологией стилевых и сюжетно-повествовательных координат, с формированием малых жанров — рассказов, новеллы, очерка в контексте повествовательных традиций адыгов-черкесов все еще остается актуальной задачей национального литературоведения.

Актуальными представляются выдвинутые в диссертации вопросы, связанные с генетическими истоками жанров малой прозы, с изучением роли опыта русскоязычных адыгских писателей-просветителей в создании литературных образцов - очерка, рассказа и новеллы с опорой на национально-художественные традиции фольклора.

Актуальным является избранный методологический принцип исследования, базирующийся на принципах целостного восприятия материала исследования, который обеспечивает учет контекстов, типологию стилевых и сюжетно-повествовательных координат, дает возможность постановки вопроса «фольклор и литература» на новом методологическом уровне.

Таким образом, исследование проблем, связанных с динамикой развития тех или иных жанров литератур, начавших свой путь развития в 2030-х годы XX столетия, в настоящее время является назревшей литературоведческой задачей. Это обусловлено в некоторой степени молодостью науки о литературе, которая формируется как национальное литературоведение, начиная с50-60-х годов. Тем не менее, появился целый ряд работ, в которых осмысливаются отдельные аспекты формирования и развития малых жанров адыгских литератур - черкесской, кабардинской и адыгейской.

О неослабевающем интересе к исследованию процессов жанрового развития адыгских литератур, в первую очередь эпических, свидетельствуют монографические труды: JI. Бекизовой (От богатырского эпоса к роману. 1974), А. Мусукаевой (Северокавказский роман: художественная этнокультурная типология. 1993), Р. Мамий (Вровень с веком. 2001), Ю. Тхагазитова (Эволюция художественного сознания адыгов. Опыт теоретической истории: эпос, литература, роман. 1996), X. Хапсироков (Пути развития адыгских литератур. 1968), (Жизнь и литература. 2002), К. Шаззо (Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. 1978) и другие труды северокавказских литературоведов, в которых исследуются отдельные вопросы поэтики и стилистики эпических жанров, преимущественно романа и повести.

Исследователи касаются проблем поэтики и стиля малых жанровых форм - рассказа, очерка и новеллы, явившихся существенным звеном формирования эпического сознания художественной культуры адыгов. В очерках истории черкесской, кабардинской и адыгейской литератур уделено значительное внимание развитию литературных эпических традиций, определению места малых жанров в этом процессе. В связи с поставленными задачами, авторы рассмотрели отдельные аспекты, касающиеся художественной природы малых прозаических жанров в адыгских литературах. В данной диссертации впервые предпринята попытка исследовать поэтику и структуру жанров малой прозы на материале черкесской литературы, рассмотреть эти проблемы в контексте родственных по языку кабардинской и адыгейской литературы.

Проблема жанрового развития в младописьменных и новописьменных литературах Северного Кавказа дает возможность проследить плодотворность, результативность процессов взаимодействия литератур в XX столетии, в общероссийском контексте исследовать опыт формирования в них новых эпических традиций, зарождение эпических форм повествования, в первую очередь малых жанров прозы, с которых начинается история развития литератур. Важно отметить, что рассказ, как и новелла, является в адыгских литературах и в фольклоре широко распространенной жанровой формой прозы. Типологические черты рассказа в черкесской литературе нами характеризуются с учетом принятого определения этого жанра эпической прозы как небольшого повествовательного произведения с естественно развивающимся сюжетом и новеллы как небольшого эпического произведения с острой, отчетливо выраженной фабулой и действием.

Причиной успешного развития малых жанров прозы, в первую очередь рассказа и новеллы, является их сравнительно небольшой объем, возможность изображения жизни народа в политическом, социальном, экономическом и нравственном аспектах, а также оперативно решать важные проблемы, касающиеся жизни и судьбы народа. Ясно одно, что без учета факторов, определяющих историческое формирование жанровых структур, установления жанровых типологий невозможно создать объективную характеристику динамического развития литературного эпоса.

Как известно, литературные жанры появляются только на определенной стадии развития искусства слова и затем постоянно меняются и сменяются. Это дает возможность понять процесс исторического формирования тех или других жанровых форм, исследовать систему жанровых типологий, уяснить специфику развития литературы в свете последовательной смены жанровых систем. Анализ конкретных путей формирования новеллистических жанров в адыгских литературах на разных этапах их развития дает возможность исследовать их функции в рамках художественного постижения действительности. Необходимо в этой связи сказать о природе жанра, уяснить его функции в историко-литературном процессе. Понятие жанра как категории получило свои характеристики в трудах целого поколений ученых, начиная от Аристотеля и кончая современными историками литературы и теоретиками. Но до сих пор еще не найден ответ, что свидетельствует о сложности проблемы. Эта проблема усложняется в особенности тогда, когда речь идет о литературах новописьменных, в которых реалистическое освоение жизни средствами художественной литературы началось лишь в начале XX столетия. Необходимо учесть и то, что адыгские литературы создавали литературную жанровую систему в ходе освоения опыта развитых литератур, под воздействием русской литературы. Типологические черты рассказа, его жанровая природа могут быть охарактеризованы в свете жанровых определений, выдвинутых русскими учеными-литературоведами, в частности, Г.Н. Поспеловым.

Его определение, помимо традиционного разделения литературы на три рода - эпический, лирический и драматический, устанавливает еще один параллельный ряд родового разграничения литературных произведений.

Пытаясь осуществить типологический подход, он выделяет «мифологическую», «историко-национальную» (героическую), «нравоописательную» и «романтическую» группы жанров, охватывающих собой все многообразные жанровые формы. В нашем случае наиболее близким жанровой природе первых очерковых рассказов является предлагаемый Г. Поспеловым вариант историко-социальной концепции. Положительной стороной концепции Г. Поспелова является то, что он признает взаимопереходность жанровых групп и возможность промежуточных образований. В основе принятой нами классификации лежит принцип содержательности форм.

Для выяснения поэтики жанров малой прозы черкесов (адыгов) большое значение имеют труды фольклористов, исследовавших повествовательные традиции, поэтику новеллистических жанров фольклора несказочной прозы в частности. Речь идет о работах Ш. Хута, в частности его статье «О поэтике адыгских бытовых новеллистических сказок»[47;68], о фундаментальной работе А.А. Ципинова «Народная историческая проза адыгов» [133] и др., в которых рассматриваются общетеоретические положения, связанные с жанром, сюжетно-тематическим составом, персонажами, поэтико-стилистическими особенностями и выразительными средствами, преданиями и другими жанровыми формами. Разобраться в поэтике современного рассказа, в стилевых его особенностях нам помогут и труды адыгских писателей-просветителей: Ш. Ногмова, С. Хан-Герия и др. В ходе решения поставленной задачи мы опирались на труды отечественных литературоведов и фольклористов, на изыскания северо-кавказских ученых. Нами учтены труды А. Гадагатля, Р. Унароковой, Ш. Хут, А. Ципинова, М. Мижаева и др.

В устной прозе наибольшее место занимают жанры - сказка, притча, тхыда, хабар. Это дает возможность проследить динамику формирования малых жанров прозы, исследовать их генетические истоки, охарактеризовать поэтику жанра, осмыслить изображение человека, проследить переход от информационности к описанию, охарактеризовать образ рассказчика, с помощью которого из устной прозы вычленялась индивидуальная традиция, обретение рассказом элементов художественности и художественных форм повествования.

В диссертации осмыслены социальные и художественные предпосылки становления очерка, рассказа, новеллы на различных этапах их развития. Жанрово - стилевые формы современного рассказа не были до настоящего времени предметом самостоятельного исследования. Заявленная диссертационная тема «Поэтика малых жанров черкесской прозы в общеадыгском литературном контексте. Типология стилевых и сюжетно - повествовательных координат» должна восполнить существующий пробел.

Анализируя идейно-нравственные основы и жанрово-стилевую эволюцию адыгской прозы второй половины XX века, Р. Мамий обратил внимание на то, что жанрово-стилевой состав адыгской прозы как целостно-эстетической системы мало разработан и требует конкретного изучения. Особенно это касается малых форм. Далее он подчёркивает, что жанр очерка и рассказа фактически выпадает из поля зрения исследователей.

В данной диссертации исследован процесс формирования малых жанровых форм в черкесской литературе в типологическом контексте развития повествовательной традиции адыгских литератур - черкесской, кабардинской и адыгейской. Поэтапно исследован процесс складывания реалистической повествовательной традиции младописьменных литературах с учетом содержательности форм, специфических особенностей поэтики малых жанровых форм — новеллы, рассказа, очерка. Особое внимание уделено вопросам поэтики, художественным формам, генетически связанным со сказовой традицией адыгов, а также с усвоением литературного опыта, сложившегося в процессе взаимодействия с русской и другими литературами России.

В своих суждениях о жанровых формах черкесского рассказа мы отталкиваемся от имеющихся научных определений жанра.

Рассказ характеризуется как малая эпическая жанровая форма художественной литературы - небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение.

В.Г. Белинский отличал рассказ и очерк как малые жанры прозы от романа и повести. Известно, что в XIX в., когда очерковые произведения получили в русской демократической литературе широкое развитие, сложилось мнение, что жанр очерка всегда документален, рассказы же создаются на основе творческого воображения. Рассказ отличается от очерка конфликтностью сюжета, а очерк - в основном описательное произведение. Одной из разновидностей малых прозаических жанров является новелла. В литературном энциклопедическом словаре подчеркивается мысль о том, что «.правильнее было бы понимать рассказ как малую прозаическую форму вообще и различать среди рассказов произведения очеркового (описательно-повествовательного) типа и новеллистического (конфликтно-повествовательного). Очеркового типа рассказы обычно включают «нравоописательное» содержание, раскрывают нравственно-бытовое и нравственно-гражданское состояние какой-то социальной среды, иногда всего общест-ва»[35;318].

В этом же словаре под новеллой подразумевается «малый прозаический жанр, сопоставимый по объему с рассказом (что дает иногда повод для их отождествления: существует взгляд на новеллу как разновидность рассказа), но отличающийся острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью» [35;248]. Словарь характеризует очерк как разновидность малой жанровой формы эпической литературы, как отличное от другой формы, рассказа (и тем более от новеллы), отсутствием единого, быстро разрешающегося конфликта и большей развитостью описательного изображения. Оба отличия зависят от особенностей проблематики очерка. Он затрагивает не столько становление характера личности, ее конфликты с устоявшейся общественной средой, сколько проблемы гражданского и нравственного состояния «среды» (воплощенного обычно в отдельных личностях), и обладает большим познавательным разнообразием [35;263].

Очерк может относиться и к литературе, и к публицистике. Очерк часто бывает собственно художественным, творчески типизирующим характеры в «нравоописательном» аспекте.

Авторы энциклопедической статьи об очерке подчеркивают мысль, о том, что расцвет очеркового творчества в истории национальных литератур обычно возникает тогда, когда в обществе, в связи с кризисом старых общественных отношений, возникновением новых укладов жизни, резко усиливаются «нравоописательные» интересы.

Существует общеадыгская терминология жанров несказочной прозы, которая употребляема всеми адыгами в контексте адыгского фольклора. Этим обусловлена и общность характерных черт, жанровых особенностей поэтики и стилистики, таких определений как «таурих», «хабар», «хабариж», «тхидеж», «хиш».

А. Ципинов в ходе жанровой характеристики несказочной прозы в книге «Народная историческая проза адыгов» (2000) дает классификацию «народной терминологии». По его мысли, народная терминология в области несказочной прозы представляет собой дифференцированную систему. Это термины, употребляемые всеми адыгами, и термины, известные только носителям адыгейского языка. К первым относятся: «таурих», «хабар», «хабариж». Ко вторым: «тхидеж», «хиш». Таурих (каб.-черк.; адыгейск. таурыхъ) -из араб, tawarik, tarik - хроника, летопись, история.

Нам важно отметить соотношение реального и вымышленного в этих жанрах и подчеркнуть, что лексема «таурых» является синонимом хабар, употребляемым, как подчеркивает А. Ципинов, для обозначения слуха, молвы, вести, известия. О синонимичности этих понятий свидетельствует и тот факт, когда сказитель прибавляет к слову таурых - таурых пэж, реальное, достоверное сказание. Тем самым можно заключить и сделать вывод о том, что сказитель различает сказку с элементами вымысла и рассказ о реальном событии. Иногда встречается название таурых в отношении нартских сказаний, когда таурых и хабар становятся синонимами. И здесь таурых терминологически соответствует хабару, которым обозначаются произведения несказочной прозы. Отличительной стороной жанров несказочной прозы, которые оказались ближе всего к литературным, в которых вырабатывался опыт воссоздания действительности в правдивости является то, что уже в них предпринимается попытка изображения человека и его среды. В реальность содержания таурых, хыбар, тхыдэ слушатели верили как в имевшие место факты и события. В хабарах различаются древние хабары, старинные хабары, хабарыж.

К старинным народ относит нартские хабары, нарт хабар. Для нас представляет интерес народная терминология как тхидэж - «старинная история».

А. Схаляхо считает, что тхидеж - это сказки с исторической основой, но с элементами фантастики. С. Хан-Гирей называл преданиями все, «что от предков изустно перешло к потомству» [113;69]. Он делит их на три рода: 1. песни (уэрэд), 2) старые сказания (тхидаж), 3) старые вымыслы. Как пишет А. Ципинов: «Исходя из этого, можно заключить, что под «тхидежами» С. Хан-Гирей понимает все рассказы, передаваемые от предков к потомству и в действительность содержания которых верили»[133].

X. Хапсироков также выделяет в области несказочной прозы два жанра: «Сказания об исторических событиях и исторических деяниях выдающихся представителей народа; новеллы, в которых события или сам предмет изображения часто достигает реалистической достоверности» [129].

Фольклорист Шамсудин Хут дает наиболее полную характеристику жанровым разновидностям несказочной прозы - преданиям, сказаниям, легендам, новеллам, притчам [132;83-124]. Все жанровые разновидности преданий, сказов, таурыхов отличаются формой бытования, степенью удаленности событий от рассказов о них. Герой, совершающий значительный подвиг, запечатлевает и воплощает народное восприятие событий, жизненную философию народа. Подобный опыт, нашедший выражение в традиционной сказовой традиции, явился основополагающим подспорьем в процессе формирования поэтики и стилистики литературных жанров малой прозы - рассказа, новеллы, художественного очерка и т.д.

К.В. Чистов, обозревая устную прозу с точки зрения функций различных жанров, свидетельствует, что она «резко делится на две части - группу жанров с отчетливо выраженной эстетической функцией (все разновидности сказки, небылица, притча); и группу жанров, в которых какая-либо внеэсте-тическая функция (или функции) играют безусловно первостепенную роль. Произведения этой последней функции: предания, легенды, сказания, сказы, побывальщины, устные рассказы - рассказчиками, слушателями обычно не воспринимаются. Они служат практической цели передачи исторических, политических, космогонических, религиозных, бытовых или иных сведений или новостей» [134;5].

В центре нашего исследования определённое место занимает проблема исторических взаимосвязей литературы и фольклора, предопределивших закономерности развития жанров малой прозы, особенности художественного восприятия человека и окружающего мира. Верное понимание совокупности проблем фольклоризма в литературе дает возможность уяснить проблемы традиций и новаторства, национальной самобытности и народности, выраженные в тех или иных жанрах, в данном случае, в малых жанровых формах, в формировании которых основополагающую роль сыграли национально-художественные традиции адыгов. Нами учтены работы, в которых исследованы отдельные аспекты, касающиеся роли фольклора в формировании литературных жанров адыгской прозы. Это работы JL Бекизовой, JI. Кашежевой, А. Мусукаевой, Р. Мамий, М. Сокурова, А. Схаляхо, X. Теунова, Ю. Тхагази-това, А. Хакуашева, Р. Хашхожевой, Е. Шабановой, К. Шаззо и др.

Придерживаясь методики типологического анализа, опираясь на истории национальных литератур - «Очерк истории адыгейской литературы» 2002, «Очерк истории кабардинской литературы» 1968, «Черкесская советская литература», 1964 - и на другие работы, касающиеся жанрового развития адыгских литератур. В соответствующих главах исследуются национальные истоки малой жанровой прозы адыгских литератур, прослеживаются сказовые традиции фольклора, рассматривается роль фольклора и этнокультурных традиций в формировании поэтики жанров малой прозы - очерка, рассказа, новеллы, исследуется поэтика и стилистика первых жанровых форм - рассказов, очерков, новелл 20-40-х годов XX века, динамика развития жанров малой прозы на последующих этапах развития литературы, выявляются особенности поэтики индивидуального творчества писателей и их достижения в реалистическом изображении жизненного материала, создании характера литературного героя. В разработке всего ряда проблем, связанных с поэтикой, с реалистическими принципами освоения действительности и героя, с писательским мастерством, автор опирался на труды теоретиков литературы: В.Г. Базанова, Н.Г. Джусойты, З.С. Кедриной, Г.И. Ломидзе, Н.С. Надьярных, И.Г. Неупокоевой, З.Г. Османовой, М.Б. Храпченко и др.

Адыгские просветители неоднократно говорили о том, что фольклору принадлежит роль летописца истории народа, его духовных и нравственных исканий. Фольклор имел огромное значение в формировании художественной мысли народа, в развитии его художественного сознания. Фольклор выполнял своеобразную роль печати в жизни народа, имел большую общественную силу. Известные адыгские ученые: JT. Бекизова, А. Гутов, А. Схаляхо, Ю. Тхагазитов, X. Хапсироков - подчеркивают значение фольклора как основного духовного истока национальных литератур.

Jl. Бекизова в своем исследовании «От богатырского эпоса к роману» 1974, заявляет основополагающую мысль о том, что в адыгской прозе «господствовали и фольклорные способы обобщения действительности, отбор и распределение материала, характеристика персонажей. Это был период учебы у фольклора, период, когда от фольклора бралось больше, чем «отдавалось» в результате усвоения» [60; 144]. Но не только отсутствие развитой традиции вынуждало писателей обращаться к фольклорным истокам. Для того, чтобы исследовать закономерности взаимодействия фольклора и литературы в ходе формирования тех или иных жанров, необходимо уяснить причинные связи фольклорных и литературных жанров, которые обнаруживаются в ходе формирования литературных жанров прозы в адыгских литературах.

Анализ фольклорных жанров малой прозы даёт возможность установить их взаимосвязь с литературными не только на уровне содержания, но и национального своеобразия формы. Журнал «На подъеме», издававшийся в ту пору, когда закладывались основы национального своеобразия, когда у бесписьменных народов появилась возможность их изучения и осмысления, рекомендовал «использовать начинающему писателю форму народного творчества, наряду с использованием форм очерков, зарисовок и заметок, как наиболее возможную и целесообразную» [169;84]. Несмотря на то, что в эти же годы прозвучал и другой призыв - рассмотреть и другие, сугубо массовые традиции под социальным углом зрения - влияние фольклора и национальной художественной традиции на литературу было весьма ощутимым на всем пути развития литературной жанровой традиции в адыгских литературах.

Осознанный, более результативный уровень использования фольклорных традиций народа, его эстетического наследия мы имеем в адыгских литературах 1960-90-х годов.

Новый методологический поворот в исследовании эпических жанров, в том числе и малых, наметился в трудах: Л. Бекизовой, 3. Налоева, У. Панеш, А. Схаляхо, Ю. Тхагазитова, Ш. Хута, X. Хапсирокова, К. Шаззо, рассматривающих художественное сознание народа адыгского этноса как целостное явление. Для нас это имеет принципиальное значение, так как мы в своем анализе поэтики и стилистики повествовательных жанров малой прозы черкесской литературы в контексте адыгских литератур исходим из методологически важной мысли об единых истоках, о целостном единстве духовного наследия адыгов, о типологии жанрового развития черкесской, адыгейской и кабардинской литератур. Этим предопределяется и типологическая общность поэтики развития жанров. В контексте целостности этно-национальных основ в диссертации рассмотрено творческое наследие сказителей (хабарчи), вычленявшихся из устной повествовательной традиции, осмыслено их значение в развитии жанров малой прозы как индивидуальных творцов.

В ходе определения синтеза двух начал русской и национальной художественной традиции, формирования литературной жанровой системы, эволюции жанров даются характеристики архитипа адыгского сознания и мироощущения, выявляются генетические истоки литературных жанров.

На первом этапе развития жанров письменной литературы адыгов в 1920-30-е годы обозначилась общность идейно-эстетических истоков адыгской литературы, общность тематики и проблематики, поиски изображения в литературах нового человека. Недостаточная разработанность выдвинутой темы определила проблематику диссертации, ее цели и задачи. В поле зрения диссертанта оказались в этой связи методологические положения, освещение которых применительно к младописьменным адыгским литературам позволит решить ряд проблем, обусловленных своеобразием и типологией развития жанров малой прозы на материале черкесской и типологически близких адыгейской, кабардинской литератур.

Решение этих задач стало возможным благодаря теоретическим трудам общеметодологического характера М. Бахтина, Р. Бикмухаметова, Н. Воробьевой, Д. Лихачева, Г. Ломидзе, Н. Надъярных, 3. Османовой, М. Храп-ченко, Л. Якименко, а также северокавказских литературоведов, исследовавших различные аспекты формирования эпических жанров, в том числе и малых жанровых форм. Это труды J1. Бекизовой, А. Гутова, Р. Мамий, А. Мусу-каевой, А. Схаляхо, Ю. Тхагазитова, X. Хапсирокова, Р. Хашхожевой, А. Ци-пннова, которые послужили опорой в создании диссертационного труда.

Цель диссертационной работы видится в изучении закономерностей становления малых жанровых форм как важнейшего звена эпических жанров адыгских литератур. Типология развития жанров малой прозы адыгских литератур рассматривается в диссертации на фоне развития прозы многонациональных литератур страны.

Цели и задачи состоят в том, чтобы

- исследовать процесс формирования малых жанровых форм в черкесской литературе, начиная с первого этапа их развития в 20-30-е годы до 90-х годов.

- проследить преемственность повествовательных традиций на уровнях: фольклор и литература, литература и национальная действительность. Уяснить национальную специфику малых жанров прозы как на уровне идейно-эстетическом, так и структурном, с учётом формообразующих факторов.

- изучить закономерности становления малых жанровых форм как важнейшего звена эпических жанров адыгских литератур.

- исследовать поэтику и национальные основы малых жанров прозы в творчестве русскоязычных адыгских писателей - просветителей как первопроходцев, заложивших основы литературных форм повествования.

Автором диссертации исследован, прежде всего, процесс складывания реалистической повествовательной традиции на материале малой прозы в черкессой литературе с учётом содержательности форм, особенностей поэтики и стилистики новеллы, рассказа и очерка.

Методы исследования

В диссертации использованы сравнительно-типологический и истори-ко-функциональный методы исследования.

Объект исследования составили малые жанры черкесской прозы, рассмотренные в контексте адыгских литератур, очерки, рассказы и новеллы адыгских прозаиков 20-40-х., 50-60-х., 80-90-х годов, а также рассказы, новеллы и очерки адыгских писателей - просветителей XIX и XX века.

Научная новизна работы состоит в проблемном осмыслении процессов становления малых жанров прозы в черкесской литературе с учётом типологического контекста адыгских литератур. Подобный принцип рассмотрения динамики формирования литературных жанров в означенных литературах как целостного явления предпринимается впервые в качестве монографического исследования.

Впервые исследуются национально-генетические основы малых жанров прозы, а также выявляется роль опыта развитых литератур, советской многонациональной в первую очередь, в овладении реалистическим письмом.

Методологической основой диссертационного исследования являются труды теоретиков литературы, исследовавших художественную природу эпических жанров. Это труды Ю. Андреева, М. Бахтина, Ю. Барабаш, JI. Выготского, Ч. Гусейнова, В. Жирмунского, Ф. Кузнецова Д. Лихачёва, Г. Ло-мидзе, Н. Надъярных, В. Оскотского, М. Пархоменко, М. Храпченко, Л. Якименко; а также труды ученых - кавказоведов А. Алиевой, Л. Бекизовой, Х.-Г. Бакова, А. Гутова, Н. Джусойты, X. Малкандуева, Р. Мамий, А. Мусукаевой, У. Панеша, К. Султанова, А. Схаляхо, 3. Толгурова, Ю. Тхагазитова, А. Ха-куашева, Р. Хашхожевой, X. Хапсирокова, Ш. Хут, А. Ципинова, К. Шаззо, Т. Эфендиевой и других.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что она будет способствовать познанию путей формирования литературной жанровой системы, уяснению национальных особенностей поэтики малых жанров прозы в черкесской литературе, рассмотренной в сравнительно - сопоставительном плане с генетически родственными адыгскими литературами.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что её выводы и основные положения найдут применение в научной и педагогической практике, она может быть использована в курсах «История литератур народов

Российской Федерации», «История литератур Северного Кавказа», а также при чтении лекций по фольклору и черкесской литературе, при создании школьных и вузовских учебных программ и учебных пособий, при написании дипломных и диссертационных работ, при проведении спецсеминаров и спецкурсов.

Апробация работы: диссертационная работа в ее концептуальной части была обсуждена на научно-практическом семинаре (Алиевские чтения, г. Карачаевск, 2004), а также на совместном заседании кафедр русской литературы и кафедры черкесской и абазинской филологии КЧГу (февраль, 2005) и рекомендована к защите. Основные положения и выводы отражены в статьях, опубликованных в журналах и трудах: Художественное сознание адыгской прозы 20-30-х годов и жанровые тенденции // сб. Алиевские чтения, Карачаевск 2004; Поэтика новеллистических жанров в русскоязычной прозе адыгских просветителей // ж. «Наука. Образование. Творчество» - Армавир, 2004. - №6; Типология стилевых и сюжетно-повествовательных координат адыгского (черкесского) рассказа (60-80-х гг. XX в.) // Социальные и гуманитарные науки / Межвузовский сборник. - М., 2004. - №6.

Основные положения работы были изложены на заседании научного семинара Института филологии КБГУ «Актуальные проблемы литератур народов Российской Федерации».

Структура работы определена проблематикой диссертационного исследования, её целями и задачами. Работа состоит из трех глав, введения и заключения, а также библиографии.

Во введении обосновывается новизна и актуальность избранной темы, определяется степень ее научной разработанности, обозначается методология исследования, характеризуется вклад ученных в разработку проблем, связанных с формированием и развитием жанров малой прозы. Мотивируется теоретическая необходимость исследования выдвинутых задач.

В первой главе исследуются национально-художественные истоки малых жанров адыгских литератур, осмысливается проблема генетических истоков жанров малой прозы, характеризуется поэтика малых жанров фольклора, а также ряд других вопросов, дающих возможность проследить динамику развития жанра от фольклорных форм к литературным в их преемственных связях. В главе анализируются устные рассказы, приписываемые Казаноко Жабаги как фактор индивидуального творчества, вызревающий из фольклорной традиции. Опыт Казаноко Жабаги рассматривается как важное звено в формировании адыгской художественной традиции. Анализируется поэтика и стилистика фольклорных жанров малой прозы. Указывается на малые жанровые разновидности и на их терминологические обозначения.

В главе делается вывод о том, что поэтика новеллистической фольклорной прозы свидетельствует, что уже в недрах фольклора были заложены предпосылки возникновения литературной эпической традиции.

Во второй главе исследуется проблема поэтики малых жанров в русскоязычной прозе адыгских писателей-просветителей Х!Х века, даётся анализ произведений Ш.Ногмова, С.Хан-Гирея, С.Казы-Гирея. Ю.Кази-Бека (Ахметукова), А.Кешева, которые свидетельствуют о фольклорных истоках и освоении реалистических традиций русской литературы, сказавшихся на формировании авторского творчества на пути к реализму. Конкретный анализ текстов позволяет сделать вывод о том, что обращение писателей к осмыслению тем и проблем, связанных с историческим опытом народа, отраженных в фольклорных жанрах, дает возможность уяснить особенности процессов, формирование литературной жанровой системы, постичь особенности взаимодействия фольклора и литературы на различных этапах художественного развития.

В третьей главе исследована типология стилевых и сюжетно-повествовательных координат черкесского рассказа 60-90-х годов XX века. В главе рассмотрена динамика становления литературных жанровых форм рассказа, очерка и новеллы. На основе принятых определений жанров малой прозы ведется структурный анализ поэтики и стилистики очерка, рассказа и новеллы, исследуются проблемы традиций и новаторства, анализируются категории реализма, историзма мышления, творческих индивидуальностей, выявляется роль русской литературы в формировании нового уровня художес-венного сознания адыгских писателей на различных этапах литературного развития.

В главе исследуется динамика развития литературных жанров, начиная с 20-30-х годов, затем 40-60-х, 60-90-х годов. Дальнейшее освоение художественной концепции человека и окружающего мира в малых жанрах черкесской прозы, как и в других адыгских литературах, связано с событиями Великой Отечественной войны, с осмыслением героико-эпической темы. В этой связи жанр обретает новые качества художественности. Это подтверждено анализом произведений военной темы X. Гашокова, А. Кешокова, А. Охтова, 3. Налоева и других.

В конце главы сформулирована мысль о том, что качественный рост национальных литератур, выход на новый уровень художественности в 196090-е годы является существенной типологической особенностью развития жанров малой прозы. Малые жанры адыгских литератур исследованы в ее генетическом и типологическом аспектах.

В заключении сделаны выводы и обобщения, вытекающие из анализа, конкретного материала и конкретных произведений.

20

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Карданова, Светлана Адамовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Малые жанры - очерк, рассказ, новелла - занимают важное место в историко-литературном процессе адыгских литератур. Черкесская литература начинала свой путь создания развитой жанровой системы с очерка и рассказа, которые публиковались на страницах первых газет и учебников в 192030-х годах. Очерки и рассказы родоначальников черкесской литературы X. Абукова, И. Амирокова, X. Гашокова, А. Охтова, М. Дышекова, Т. Табулова, С. Темирова заложили основы малых жанровых форм. Сопоставительный анализ первых рассказов названных писателей с рассказами зачинателей адыгейской и кабардинской литератур, проведенный в диссертации, дает возможность характеризовать особенности зарождения жанра, проследить его путь от фольклорной поэтизации действительности к литературным обобщениям. Для очерков и рассказов первых лет характерно стремление откликаться на явления действительности, на злобу дня. В силу своеобразия жанра очерки и рассказы накапливали опыт реалистического отражения действительности, создания образа человека, живого героя, носителя новых идеалов. Специфика жанра художественного очерка обусловила ряд приемов, которые сыграли впоследствии решающую роль в формировании мастерства авторов-рассказчиков. Такие черты поэтики жанра как умение выделить главную мысль произведения, сосредоточить внимание на изображении реального героя-труженика, на его деятельности, способствовали дальнейшему развитию жанра. Об этом свидетельствуют первые рассказы адыгских писателей: «Пуд муки», «Под старой грушей» А. Шогенцукова, «Магомет» М. Дышекова, «Прошлые дни Гисы», «Позор Машука» Т. Керашева и др.

Разумеется, что первые рассказы 1920-30-х годов по своей поэтике и приемам мало чем отличались от очерка. Они тяготеют к фактографичности, к документализму. Герой, как правило, имеет реального прототипа. Литературные жанры очерка, рассказа и новеллы развивались на национально-исторической почве. Рассказ формировался с опорой на национально-художественную традицию адыгских народов, на традиции рассказывания, широко представленные в фольклорных жанрах. Фольклор явился национальной основой зарождения литературных жанров. С опорой на фольклор, создавалась поэтика действительности и образ героя. Вырабатывались язык и образы письменного жанра литературы, оттачивались изобразительные средства, создавался образный арсенал, который предопределил поэтику и стиль малых жанровых форм, особенности их дальнейшего развития. На протяжении своего развития рассказ нащупывал пути создания образа героя, постижение его внутреннего мира. Эти качества обретались на последующих этапах развития жанра, в ходе преодоления описательности и чрезмерной эпичности. 1960-90-е годы становятся переломными в развитии малых жанров в современных адыгских литературах. Рассказы черкесских писателей рассмотрены в жанровом аспекте развития адыгских литератур. Они дают основание говорить о том, что их авторы овладели принципами художественного осмысления жизненных явлений и фактов, реалистического изображения героев.

В рассказах 1960-90-х годов В. Абитова, X. Гашокова, Ц. Коховой, А. Охтова, С. Хатуова, X. Хапсирокова, А. Шорова, Ю. Шидова и других преодолено тематическое однообразие, усилено аналитическое начало, углублен психологический анализ. Определяющей становится философско-нравственная проблематика. Об этом свидетельствуют новаторские рассказы А. Евтыха, Кошубаева и других, отмеченные повышенным интересом к этическим традициям адыгов. В этот период усложняются принципы типизации, особенности создания индивидуальных художественных образов. Более глубоким становится анализ жизненных явлений, усиливается внимание авторов к выявлению связи героя с окружающим миром.

1960-90-е годы отмечаются многообразием типов повествования, жанровых форм. Это сказывается на поэтике и стилистике, на усилении авторского начала. Особую роль обретает образ рассказчика, повествователя, усиливается момент лирического начала. Важнейшей стороной рассказа становится его историзм. Историзм художественного мышления писателей нашел выражение в рассказах, обращенных к исторической памяти народа, пройденного им пути. На пути зрелости жанр рассказа в адыгских литературах достигает стилевого многообразия. Более углубленной становится роль фольклора, национальных традиций рассказывания, создания зрелых литературных жанров малой прозы. Образное мышление народа, наряду с опытом развитых литератур, с традициями русской литературы становится определяющим в формировании многообразия приемов, способствующих выработке индивидуальных форм отражения действительности.

Аналитическое начало приходит на смену фактографическому изображению действительности, рассказ становится важнейшим звеном развития повествовательных жанров черкесской и других адыгских литератур.

Необходимость работы по созданию полнокровных образов, активных участников социалистического строительства способствовала становлению принципа реалистического письма молодых прозаиков, в котором прочное место занял образ человека-труженика, человека-хозяина земли, преобладавший в произведениях. Об этом свидетельствуют написанные с классовых позиций рассказы М. Дышекова «Люди и волки», «Хищники», X. Карданова «Покушение», в которых писатели пытаются показать новое мироощущение и отношение героев к общественному долгу, классовую непримиримость. Созданные в рассказах образы свидетельствуют о том, что уже в 1930-х годах была предпринята попытка создания образа положительного героя, который был отмечен печатью времени. В первом ряду стояли образы большевиков -секретарей партийных ячеек, образы первых советских работников - председателей Советов, райисполкомов. Они характеризовались распространенными в фольклоре эпитетами - железный, преданный, сильный.

Это были и образы первых ударников труда, комбайнеров, бригадиров, женщин-ударниц. Авторы первых рассказов строили художественный конфликт на острой борьбе героев с мусульманским духовенством и кулачеством. На борьбе за раскрепощение женщин-горянок, на формировании социального миропонимания среди соотечественников. Все эти проблемы составили основу творчества X. Абукова, одного из родоначальников черкесской художественной прозы. Он внес значительный вклад в развитие прозы, началом, которой были рассказы X. Абукова, печатавшиеся из номера в номер в черкесской газете «Черкесская жизнь». Они могут быть определены в единый цикл, где главным героем выступает персонаж Халид-бедный, на него возложена миссия пробудить народ к активному участию в строительстве новой жизни. Это четко персонифицированный образ, а не фольклорный, он обладает остроумием, чувством юмора. Новизна образа состоит в его четкой моральной позиции, он представитель народа и представитель новой формации.

Творческое наследие X. Абукова свидетельствовало о том, что в черкесских литературах в малых жанровых формах прозы наметилась тенденция соединять творческое восприятие фольклора с эстетическими уроками более развитых национальных культур, прежде всего русской. Не вступая в противоречие с традицией, утвердившей высоконравственную красоту представителей народа, новая литература стремилась к изображению этих, исконно народных качеств; к единству внешней и внутренней красоты человека, гармоническое развитие которого обеспечила новая общественная формация. Авторы первых рассказов стремились раскрыть чувства героев, их деяния и мысли в конкретном индивидуальном проявлении, разнообразить средства обрисовки внутреннего мира человека. Анализ поэтики опытов ранней адыгской прозы, по свидетельству JI. Бекизовой, «обнаруживает преобладание таких особенностей устной прозы, как сказовый стиль, наличие воображаемого слушателя, постоянная обращенность к нему автора. Живые разговорные интонации, реплики, вопросы, восклицания, адресуемые слушателю, составляют своеобразие стиля профессиональных рассказов, которые нередко обозначались традиционными терминами «хабары» [60; 169].

Расширение средств художественного обобщения действительности происходило за счет того, что исторический факт довоссоздавался чисто литературными средствами. При этом использовались элементы, заимствованные из фольклора, способные передать внутренний мир героя, его патриотические действия.

Адыгская малая проза в своих идейно-эстетических поисках находилась в русле поисков и задач всей многонациональной советской литературы, которая с самого начала создавалась по принципу взаимодействия культур и взаимообогащения. Молодым литераторам предстояло сделать «рывок» в своем художественном развитии. Создатели литературных жанров малой прозы проходили путь от фольклорного образа мышления к художественно-литературному, реалистическому мышлению.

Главная задача, которая стояла перед молодыми литераторами, состояла в том, как и какими художественными средствами изобразить человека, обусловленность его судьбы конкретно историческими обстоятельствами жизни народа. Без обращения писателей к этнографии, обычаям, без введения их в литературный оборот нельзя создать реалистические произведения, выразить дух народа. Об этом свидетельствуют развернувшиеся поисковые работы, проделанные писателями в Адыгее, Кабарде и Черкесии, по сбору фольклорного и этнографического материала. Он широко входил во все литературные жанры, в эпическую прозу в первую очередь, способствуя правдивому воссозданию жизни героя.

Планомерное научное осмысление фольклора и этнографии способствовало осознанному использованию важнейших пластов этнической и художественной культуры в творчестве первых адыгских литераторов. Достаточно сказать, что в 1927 г. в Москве был организован комитет по изучению языков и этнических культур народов Северного Кавказа. В 1927 г. начал свою работу научный Горский кружок при исследовательском институте ФОН Ленинградского университета. В 1927 г. был организован краевой горский НИИ в городе Ростов-на-Дону. В работе краеведческих организаций как в центре, так и на местах приняли участие писатели-адыги X. Абуков, X. Га-шоков, К. Жане, Т. Керашев, А. Кешоков, С. Сиюхов, А. Охтов, И. Цей, А. Шогенцуков, А. Шортанов и другие.

Художественная публицистика 1920-30-х годов в лице названных писателей, их очерки и корреспонденции были посвящены теме прошлого, теме настоящего. Они предпринимали художественный анализ, касаясь исторического прошлого, нравов народа. Художественная публицистика способствовала осмыслению этнохудожественного материала, который впоследствии войдет в ткань художественных произведений повести и романа, способствуя художественной типизации героя и действительности. Этнографический материал способствовал художественному выражению кардинальных тем, связанных с раскрепощением женщины-горянки, ее положением в семье. Кроме того, в центр художественного внимания первых очеркистов и рассказчиков была поставлена проблема ликвидации неграмотности, создания письменности и литературы.

Гуманистической сущностью созданного народом идеала является то, что в нем воплотился тип социально обездоленного человека. Опыт обрисовки положительного и отрицательного в фольклоре послужил значительным подспорьем в создании литературно-художественного образа как представителя трудового народа. Прообразами новых хозяев жизни явились герои, прошедшие путь от вчерашнего бедняка до учителя, почетного колхозника, бригадира и т.д. Об этом свидетельствуют рассказы «Позор Машука» и др. в которых автор развивает лучшие народные представления об эстетическом идеале. Опытом создания героя, не имевшего фольклорного прототипа, но обобщающего в себе новые черты героя, явились рассказы «Прошлые дни Гисы», «Под старой грушей» А. Шогенцукова. В этих рассказах писатель нащупывает пути к художественному постижению исторического прошлого народа, стремится рассказать о реальных и исторических событиях, о крестьянских волнениях и т.д. В изображении прошлого рассказчики подчас злоупотребляли описанием крестьянской бедноты, дабы вызвать гнев к угнетателям и классовым врагам народа.

Уже в первых рассказах основой конфликта становится противопоставление тяжелого прошлого счастливому настоящему. А также негативное отношение к эксплуататорскому строю. Противопоставление прошлого и настоящего, характеристика отрицательного героя темными красками, а положительного - светлыми в малой прозе 1930-х годов было почти единственным стилистическим приемом повествования и способом изображения жизненного материала. Вот почему большинство рассказов носит статичный и фактографический характер, в них отсутствует динамика движения жизни и поступательное развитие героя. Типичным был и художественный конфликт, лежащий в основе первых очерков, рассказов и новелл. Он основывался на классовом противоборстве, на противостоянии прошлого и настоящего. Писатели не допускали мысли о том, что положительный герой может быть представителем князей и дворян. Отвергались многие обычаи, носителями которых были эти же дворяне. Напротив, бедняк, воплощающий новый идеал, представлялся всегда как носитель самых высоких качеств. Он удостаивался лучших нравственных характеристик.

Черкесские писатели выступили одновременно с писателями Кабарды и Адыгеи, сделав предметом художественного анализа своих рассказов и очерков тему исторического движения народа, общественных перемен в связи с вступлением в новую формацию. В их творчестве главенствующей становится тема социальной борьбы за новую жизнь, за равенство и свободу, которая определяет принципы его художественного воплощения и типизации героя.

В русле фольклорной героико-эпической традиции создает свои первые рассказы X. Абуков, он живописует прошлое и настоящее своего народа сквозь призму восприятия центрального героя Халида-бедняка. Его герой -выходец из народа, он призван защищать права бедняков, он вступает в диалог с бедняками, выслушивает их жалобы, пытается повести за собою по новому пути. Названия фельетонов призваны характеризовать их демократическую направленность, неотделимость главного героя от своего народа. Широк диапазон проблем, которыми озадачен Халид-Бедняк. Это проблемы равенства и братства, грамотности, просвещения и т.д. Характерны в этом смысле названия рассказов X. Абукова, вобравших темы, идеи и проблемы, связанные со строительством новой жизни. Например, Халид-Бедняк говорит: «Сегодня мы все равны». («Халид ТхьэмыщкЬ нобэ зэхуегъадэ»). Необходимо отметить, что созданный в рассказах, очерках и фельетонах X. Абукова образ уже на первом этапе развития повествовательных жанров явился прототипом нового героя молодой черкесской литературы, ее первого положительного героя. Герой характеризуется активностью и смелостью, он бичует недостатки, способствует утверждению новых качеств. Он ратует за быстрейшее включение народа в братскую семью народов, стремится стать равноправным его членом. X. Абуков не повторяет себя и в принципах организации сюжета, и в принципах художественного создания образа. В каждом из фельетонов Халид проявляет себя как многогранная личность, как разносторонний человек.

Язык фельетонов X. Абукова близок к народному и по интонации, и по стилистическим средствам. Чтобы быть услышанным своими читателями, он использует прямое обращение, диалог. Его диалоги базируются на остроумии, образности, на точных эпитетах и определениях.

Дальнейшее освоение художественной концепции человека и окружающего мира получает в рассказах героико-эпической темы, связанной с событиями Великой Отечественной войны. Если в рассказах 1930-х годов писатели осваивали лишь общие тематические представления о новой жизни, характеризовали в общих чертах схематический образ нового человека, то в произведениях о войне наблюдается новый уровень изображения, стремление индивидуализировать образы, выразить богатство их внутреннего мира. Писатели начали понимать, что создание реалистического образа не означало сделать фотографический слепок реального героя. Необходимо было идти по пути поисков новых стилевых средств для передачи образа человека в его индивидуальном изображении, научиться передавать и описывать сложные процессы жизни, исторические события прошлого. Обращением к теме о Великой Отечественной войне писатели, представители новописьменных литератур, вступили на путь поисков художественных средств создания полноценных реалистических образов и характеров.

Развитие малых жанров в 1960-е годы, в пору зрелости, когда литературы минуют период ученичества и делают новые шаги на пути к реализму. Если малые жанровые формы в 1930-х годах осваивали процесс преобразования, имевший место в жизни народа после Октября, то в 1960-90-х гг. предпринимается попытка реалистического изображения характера, в создании выверенной художественной концепции героя и действительности, происходит укрепление реалистических и гуманистических основ в новеллистических жанрах. Характерной чертой развития малых жанров прозы 1960-90-х годов становится их способность отразить общую для всех литератур страны тему, связанную с Великой Отечественной войной. Писатели стремятся отойти от приземленности, от фотографичности. Они художественно воссоздают время в его глобальном, философском смысле, расширяют представления об известных понятиях, таких как отечество, родина, братство, дружба и т.д. Писатели обращаются к нравственной проблематике не только в описании мотивов, побудивших героев к подвигу, но и в постижении нравственных истоков, лежащих в основе героизма. Словом, писатели ищут и находят в своих героях общие черты, роднящие горцев с русскими и другими защитниками родины. Освоение темы войны 1941-45 годов во всех жанрах адыгских литератур, как и во всей многонациональной литературе страны, связано с воссозданием важнейшей вехи, стимулировавшей новый уровень развития героико-эпических традиций в малых жанрах литературы.

Огромное влияние на формирование жанров военной прозы, в том числе и малых, оказал национальный фольклор и опыт русской литературы. Как подчеркивают исследователи, военная проза начала формироваться уже в годы войны. Это рассказы адыгейца X. Андрухаева «Связисты», «Смерть партизана», Д. Костанова, очерки военной тематики А. Кешокова и других.

В очерках военной тематики авторы овладевали искусством философского осмысления материала и видения проблемы, связанной с героикопатриотической темой, углубленным пониманием того, что значит родина, патриотизм, гуманизм в их новых качественных проявлениях. Очерк позволял увидеть реального человека, как человека новой исторической формации, осознающего свой патриотический долг перед родиной. Человек представал в героических поступках, которые были связаны с именем реального представителя народа. Словом, военно-патриотическая публицистика явилась первой ступенью на пути реалистического изображения военного быта, увиденного глазами его участников. Военный быт и военные будни, героический подвиг, совершаемый на фронте, оказался в центре внимания художников слова, которые стремились донести до читателя правду о событиях военного времени. Все это давало возможность высветить образ героического народа, сражающегося за общее отечество в лице всех народов России в реалистических формах, на новой идейно-эстетической основе. Это характеризует типологические черты рассказа и повести о войне, получивших развитие и художественное наполнение в 1960-80 годы. Нагляднее всего это проявилось в произведениях писателей-участников Великой Отечественной войны. В адыгских литературах это М. Ахметов, X. Гашоков, А. Кешоков, С. Мисро-ков, А. Налоев, А. Охтов, X. Теунов, А. Ханфенов и другие.

Философско-нравственные искания писателей, обратившихся к теме войны, к осмыслению проблемы «человек и война», обусловили принципы изображения человека как носителя нового сознания, помогли увидеть проявления массового героизма народа, защищающего свое отечество. Нравственная стойкость советского человека, сила его убеждений, его готовность жертвовать жизнью ради свободы родины, исторический оптимизм и патриотизм становятся определяющими чертами героя национальных литератур.

Современный черкесский рассказ тематически обращен не только к прошлому, но и к настоящему, к современности. В этой связи становится актуальным исследование процессов, связанных с жанрово-видовой эволюцией рассказа, обретением эстетических категорий, таких как художественный конфликт, композиция, сюжет в их формирующих функциях, в качестве основных компонентов поэтики. Мы придерживаемся в исследовании закономерности развития жанров понятия о том, что в конфликте заложена борьба идей и противоположностей. Эта борьба лежит в основе построения и развития сюжета как отражение сложности жизненных отношений, способов отражения характера. В центре внимания рассказов 1960-80-90-х годов оказалась борьба социальных, духовных и нравственных идей. Эти идеи лежат в основе конфликтов в большинстве рассказов, в которых в образной форме, через художественный конфликт воспроизводятся реальные противоречия действительности, изображается образный мир человека и человеческих отношений. Подобные достижения стали возможными в ходе эволюционного развития малых жанровых форм, в процессе овладения реалистическими формами повествования.

Таким образом, историзм художественного мышления, обретенный адыгскими писателями на всех последующих этапах развития, становится определяющим во всех жанрах прозы 1960-90-х годов. Это началось с рассказа на историческую тему. Если в рассказах 1930-40-х годов история представала как противопоставление тяжелой жизни народа счастливому настоящему, с изображением человека как социального типа, представителя того или иного класса, то в современных рассказах исторической тематики наблюдается тесная связь с историей народа, с формированием человека нового миропонимания, как представителя социалистической формации. Рост кон-цептуальности, четкости классового анализа событий прошлого, диалектический подход к сложным историческим явлениям предопределил жанровые и структурные параметры и особенности всех разновидностей малой прозы 1960-80 годов, в том числе рассказов, новелл и жанров художественной публицистики.

Современные жанры малой прозы в черкесской литературе отмечены расширением диапазона жанровых стилевых исканий, социальной исторической обусловленностью человека как общественного существа. В рассказах углубляется понимание и трактовка диалектического взаимопроникновения частного и общего, что способствует обогащению их художественной концепции.

148

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Карданова, Светлана Адамовна, 2004 год

1. Акова А.А. Тема махаджирства в свете проблем формирования исторической прозы адыгских литератур: автореферат дис... кадн. филол. наук. -Нальчик, 2001. 2. 3. 4. 5.

2. Алиева А.И. Поэтика нартского эпоса адыгов. Сказания о нартах эпос народов Кавказа. М.: Наука, 1

3. Алиева А.И. Возникновение адыгской фольклористики Адыгейский фольклор. Нальчик, 1

4. Алиева А. Кабардинская литература История советской многонациональной литературы. М., 1974. Т.

5. Алиева А. Народные истоки творчества А. Керашева. Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. М., 1

6. Арутюнов Л. Национальный художественный опыт и мировой литературный процесс Советская литература и мировой литературный процесс.-М., 1975.

7. Арутюнов Л. Развитие эпических традиций в современной советской литературе. Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. М., 1981.

8. Башиев М.Х. Формирование и развитие малых прозаических жанров в литературах народов Северного Кавказа (1920-50гг.): Автореф. дисс. канд. филол. наук. Нальчик, 2002.

9. Бгажноков Б.Х. Этика Ж. Казаноко и духовная атмосфера Кабарды в XVIII столетии. Жабаги Казаноко. Нальчик, 1987.

10. Бекизова Л.А. К проблеме становления положительного героя в черкесской литературе Труды, серия филологическая. Вып.

12. Бекизова Л. Становление и развитие младописьменной литературы в условиях содружества советских наций. Единство, рожденное в борьбе и труде.-М., 1972.

13. Бекизова Л.А. Формирование повествовательных жанров в черкесской литературе 20-30-х годов. Литературы народов Кабарачево-Черкесии. Концепция художественного развития. Сборник научных статей. Черкесск, 1990.

14. Бекизова Л.А. Фольклорно-эпические традиции как основа адыгской литературной общности. Культурная диаспора народов Кавказа: генезис, проблемы изучения. Черкесск, 1993.

15. Бикмухаметов Р.Г. Роман и литературный процесс. Вопросы литературы.-М., 1971.-№9.

16. Борова А.Р. Художественная концепция человека и истории в прозе Алима Кешокова: Автореф. дис.канд. филол. наук. Нальчик, 1999.

17. Братов Х.С. Символика огня и меча в адыгском фольклоре (национальное и общечеловеческое в мифе, эпосе и традиционной культуре): автореф. дис.канд. филол.наук. Майкоп: изд-во МГТИ, 2003.

18. Бровман Г. Социальный характер современного литературного героя Вопросы литературы. М., 1981. 2.

19. Бконтексте мировой литературы. Вопросы литературы. М., 1979. №2.

20. Бычков Д. Образы русских людей в кабардинской прозе. Сборник статей о кабардинской литературе. Нальчик, 1957.

21. Гарданов Б.А. История адыгского народа Ш.Б. Ногмова Ногмов Ш.Б. История адыгского народа. М 1959. 22-54.

22. Голубева Л.Г. Из истории просветителя на Северном Кавказе во II половине XIX в. (Литературно-просветительская деятельность А.-Г. Кешева (Каламбия): автореферат ИМЛИ АН СССР, 1965. 16-18.

23. Гутов A.M. Межжанровая диффузия в цикле Жабаги Казаноко Жабаги Казаноко. Нальчик, 1987.

24. Далгат У.Б. О фольклорно-этнографическом контексте литературного произведения Роль фольклора в развитии литератур народов СССР, М., 1975.

25. Джусойты Н. От сказителя к писателю путь далекий.// Вопросы литературы. М., 1971. 9.

26. Джусойты Н. Все начинается с размышления, Вопросы литературы. М., 1976.-№ 5.

27. Журбина Е. Искусство очерка. М., 1957.

28. Журтов Б, Очерк в кабардинской литературе. Кабардино-балкарская правда. Нальчик, 1970, 14 октября.

29. Ергук Ш.Е. Жанровое и идейно-художественное своеобразие романов Исхака Машбаша (поэтика и стиль): автореф. дис... канд. филол. наук. Майкоп 1994.

30. Кашежева Л. Послевоенная кабардинская проза. Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик. 1968.

31. Кашежева Л. Творчество X. Теунова. Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик, 1968.

32. Кожинов В. Сюжет, фабула, композиция. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1964.

33. Корзун В.Б. Литература народов Северного Кавказа. История советской национальной литературы в 6-ти т. М.: Наука, 1970.

34. Куликова О.В. Особенности художественного осмысления философскорелигиозной проблематики в современной прозе (на материале русской и адыгских литератур): автореф. дис...канд. филол. наук. Майкоп, 1997.

35. Липкин Первая книга кабардинской прозы. Огонек. 1950. №23.

36. Литературный энциклопедический словарь. Советская энциклопедия. -М., 1987.

37. Ломидзе Г. Сила реализма: заметки о современной прозе Вопросы литературы. М., 1965. 5.

38. Ломидзе Г. Единство и многообразие советской литературы История советской многонациональной литературы в 6 томах. М., 1971. Т.2.

39. Мамий Р.Г. Вопросы изучения современного адыгейского романа Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1977. Вып.1.

40. Мусукаева А. Хроника литератур Кабардино-Балкарии История советской многонациональной литературы. М., 1975. Т.6.

41. Надъярных Н.С. Поиск продолжается. Методологические проблемы современной литературной историографии Живое единство. М., 1974.

42. Надъярных Н.С. Время перечтений. Способность к диалогу. Часть 1. -М.: Наука, 1993.

43. Кабардинская литература 30-х годов (1930-1941) Очерки истории кабардинской литературы, Нальчик, 1968.

44. Налоев Дж. От мертвого к живому Кабардино-Балкария (Литературнохудожественный альманах). Вып.

46. Пархоменко М. «Чудо» или закономерность? Пути развития советской многонациональной литературы. М., 1967.

47. Хашхожева Х.Р. Хан-Гирей Хан-Гирей. Избранные произведения. Нальчик, 1974.

48. Храпченко М. Типологическое изучение литературы и его принципы Проблемы типологии русского реализма. М: Наука, 1969. 47. Хут Ш.Х. О поэтике адыгских бытовых новеллистических сказок. Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1979. 48. Хут Ш.Х. Адыгские просветители XIX века Шаги к рассвету. Краснодар: Краснодарское книжн. изд-во, 1986. 5-20.

49. Чамоков Т.Н. Проблема нового героя на начальном этапе формирования социалистического реализма в адыгских литературах (1920-30-е годы) Проблемы адыгейской литературы и фольклора. Майкоп, 1988.

50. Шаззо К.Г. Современная адыгейская новелла Сборник статей по адыгской литературе и фольклору. Майкоп, 1975.

51. Шаззо К.Г. Время и герой современной прозы Дружба. М., 1973. №

52. Шаззо К.Г. Мир с высоты Белой горы.// Литературная Россия. М., 30 май 1980.

53. Шетова Р.А. Художественный мир прозы Хачима Теунова: автореф. дис.канд. филол. наук. -Нальчик, 1999.

54. Шибинская Е.П. Становление жанра в младописьменной литературе: дис.канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 1968.

55. Шибинская Е.П. Хазрет Ашинов. Вопросы истории адыгейской советской литературы. Майкоп, 1984. II

56. Алиева А. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968. 290 с.

57. Барабаш Ю. Вопросы эстетики и поэтики. М., 1978. 384 с.

58. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М,, 1975. 504 с.

59. Бекизова Л. Страницы из истории черкесской литературы. Черкесск, 1961.-38 с.

60. Бекизова Л.А. Черкесская советская литература. Черкесск, 1964.

61. Бекизова. Л.А От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974. 144.

62. Бекизова Л.А. Караева А.И., Тугов В.Б. Жизнь, герой, литература. Черкесск, 1978.

63. Бекизова Л.А. Ответственность слова. Черкесск: Карачаево-Черкесское отд. Ставр. кн. изд-ва, 1981. -281 с.

64. Бикмухаметов Р.Г. Орбиты взаимодействия. М.: Советский писатель, 1983.

65. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1989. 404 с.

66. Взаимосвязи и взаимодействия национальных литератур. М., 1961.

67. Воробьева Н.Н. Принцип историзма в изображении характера. М., 1978.

68. Гамзатов Г, Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти.-М., 1996.

69. Гачев Г.Д. Ускоренное развитие литературы. М., 1964.

70. Гинзбург Л. О психологической прозе. Л., 1971.

71. Гинзбург Л. О литературном герое. Л., 1979.

72. Глонти А. Грузинская народная новелла: Предисловие к кн. «Грузинские народные новеллы». Тбилиси: Мерани, 1970.

73. Гусейнов Ч. Формы общности советской многонациональной литературы.-М., 1978.

74. Гутов A.M. Поэтика и типология адыгского нартского эпоса. М., 1993.

75. Зелинский К. Октябрь и национальные литературы. М., 1967.

76. История русского советского романа. М.-Л.: Наука, 1965. Т.1.

77. История русского советского романа. М.-Л.: Наука, 1965. Т.2.

78. Известия отделения гуманитарных наук. СПб.: Императорская Академия наук, 1837. Т. II.

79. История адыгейского народа, составленная по преданиям кабардинцев Шора-Бекмурзин-Ногмовым... Тифлис, 1861.

80. История адыгейской литературы, Майкоп, 1999. Т. 1.

81. История адыгейской литературы. Майкоп, 2002. Т.2.

82. История русской литературы. В 4-х томах. Л.: Наука, 1981. Т.1. 816с.

83. История советской многонациональной литературы в 6 томах. М., 1970-1974.

84. Караева А.И. Обретение художественности. М.: Наука, 1979. 147 с.

85. Кауфов Х.Х. В зеркале социальной жизни: статьи, очерки, литературные портреты, эссе. Нальчик: Эльбрус, 1980.

86. Кашежева Л. Кабардинская советская проза. Нальчик, 1962.

87. Керашев Т, О сказаниях и сказках народа адыге. Предисловие к книге «Адыгейские сказания и сказки». Ростов-на-Дону, 1937. 3.

88. Керашев Т. Искусство адыге. ж. «Революция и горец», Ростов-наДону, 1932.-№3,4.

89. Кумыков Т.Х. Казы-Гирей. Нальчик, 1978. 135 с.

90. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы, (изд. 2-ое доп.) Л., 1971.-С. 42.

91. Лихачев Д.С. Литература реальность литература. Л.: Наука, 1984. 209 с.

92. Мамий Р.Г. Путь адыгейского романа. Майкоп, 1977. на адыгейск.яз.

93. Машитлова Е. Становление и развитие социалистического реализма в кабардинской прозе. Нальчик, 1979.

94. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. 408 с.

95. Многонациональный советский роман. Закономерности развития советского романа. Сборник статей. М.: Мысль, 1966. 308 с.

96. Музаев Н.Д. Взаимосвязи литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров. Грозный, 1974.

97. Мусукаева А.Х. Поиски и свершения. Нальчик: Эльбрус, 1978. 137 с.

98. Мусукаева А.Х. Ответственность перед временем: Литературоведческие статьи, Нальчик: Эльбрус, 1987. 168 с,

99. Мусукаева А.Х, Северокавказский роман: художественная этнокультурная типология. Нальчик: Эльбрус, 1993. 192.

100. Надъярных Н.С. Типологические особенности реализма. М.: Наука, 1972.-246 с.

101. Налоев 3. Из истории культуры адыгов. Нальчик, 1978.

102. Национальное и интернациональное в советской литературе. М., 1971.

103. Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. Майкоп, 1999. 25.

104. Османова З.Г. Художественная концепция личности в литературах Северного Кавказа (традиция и современность). М.: Наука, 1972. 266с.

105. Османова З.Г. Встречи и преображения. Поэтика повествовательных жанров в контексте взаимосвязей национальных литератур. М., 1993. 232 с.

106. Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик, 1968. 303 с.

107. Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественноэстетического единства адыгских литератур. Майкоп: Адыгейский научно-исследовательский институт, 1990. 275 с.

108. Писатели Кабардино-Балкарии (XIX конец 80 гг. XX в.). Нальчик: Эльбрус, 2003.-441 с.

109. Пропп В.Я. Мифология сказок. М., 1969. Изд. 2.

110. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: избранные статьи. М., 1976. -325 с.

111. Роль фольклора в литературах народов СССР. М., 1975.

112. Сиюхов Адыгский просветитель. Майкоп, 1991. 122.

113. Султанов К. Лабиринт сплетений: Национально-художественное в кн. «История межнациональных литератур». Вып. 2. М.: Наследие, 1996. С 160.

114. Схаляхо А. Адыгейский фольклор. Ростов-на-Дону, 1977.

115. Схаляхо А. Р1дейно-художественной становление адыгейской литературы. Майкоп, 1989. 280 с.

116. Талпа М. Устное творчество кабардинцев. ж. «Литературный критик», 1 9 3 5 2 С 186.

117. Теппеев A.M. Балкарская проза. Нальчик: Эльбрус, 1974. 174 с.

118. Теунов Х.И. Литература и писатели Кабарды. М.: Советский писатель, 1958.

119. Толгуров З.Х. В контексте духовной общности: Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа. Нальчик: Эльбрус, 1991. 208 с.

120. Труды серия филологическая. Выпуск II. Черкесск. 65, 104.

121. Тхагазитов Ю.М. Художественный мир Али Шогенцукова. Нальчик, 1994.

122. Тхагазитов Ю.М Духовно-культурные основы кабардинской литературы.-Нальчик, 1994.

123. Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов (Опыт теоретической истории: эпос, литература, роман). Нальчик: Эльбрус, 1996.-256 с.

124. Федь Н.М. Путешествия в мир образов. М., 1978. 288 с.

125. Фридлендер Г. Поэтика русского реализма. Л, 1971.

126. Хакуашев А.Х. Али Шогенцуков. Жизнь и творчество. Нальчик: Кабардино-Балкарское кн. изд-во, 1958. 174 с.

127. Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик, 1978.

128. Хапсироков X. Пути развития адыгских литератур. Черкесск: Карачаево-Черкесское отд. Ставр. кн. изд-ва, 1968. 266 с.

129. Хапсироков X. О национальном своеобразии литератур адыгских народов. Черкесск, 1969.

130. Хапсироков X. Истоки черкесской литературы. Черкесск, 1973.

131. Хашхожева Р.Х. Адыгские писатели-просветители XIX начала XX вв, Нальчик: Эльбрус, 1983. 131. Хут Ш.Х. Сказочный эпос адыгов. Майкоп: Адыгейское отд. Краснодарского кн. изд-ва, 1981. 190 с. 132. Хут Ш.Х. Несказочная проза адыгов, Майкоп, 1989.

132. Ципинов А.А. Народная историческая проза адыгов. Нальчик, 2000.

133. Чистов К.В. К вопросу принципов жанров малой прозы. М., 1964. 5.

134. Шаззо К. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси: Мецниереба, 1978. 237 с.

135. Шошин В. Проблемы взаимодействия советских национальных литератур.-Л., 1989.

136. Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.

137. Ярневский И.З. Устный рассказ как жанр фольклора. Улан-Удэ, 1969. III

138. Атажукин К. Ибранное. Нальчик, 1991. 256 с.

139. Адыгейские сказания и сказки. Майкоп, 1963.

140. Абуков Халид. Халид Бедный. газ. Черкес Плъыжь (Красная Черкесия). №54, Черкесск, 1929.

141. Абуков Халид. Сегодня Халид Бедняк танцует. газ. Черкес Плъыжь (Красная Черкесия). №54, Черкесск, 1929.

142. Абуков Халид. Сегодня Холид Бедняк грустит. газ. Черкес Плъыжь (Красная Черкесия). №24, Черкесск, 1929.

143. Абуков Халид. Сегодня Халид Бедняк читает газету. газ. Черкес Плъыжь (Красная Черкесия). №1, Черкесск, 1929.

144. Абуков Халид. Сегодня Халид Бедняк одевается торопясь. газ. Черкес Плъыжь (Красная Черкесия). №4, Черкесск, 1929.

145. Абуков Халид. Сегодня Халид Бедняк злится. газ. Черкес Плъыжь (Красная Черкесия). №28, Черкесск, 1929.

146. Абуков Халид. Сегодня Халид Бедняк пишет газ. Черкес Плъыжь (Красная Черкесия). №35, Черкесск, 1929.

147. Абуков Халид. Сегодня Халид Бедняк стыдится. газ. Черкес Плъыжь (Красная Черкесия). №44, Черкесск, 1929.

148. Братов Г.М. Тепло родного очага: повести и рассказы. на черк. яз. 150. В семье единой: сборник. Стихи и проза. Ставропольское книжное издательство, 1985. 72.

149. Джантемиров Л.Я. Солнце светит над Адиюх: повести рассказ. Черкесск, 1981.

150. Добрые следы: сборник произведений черкесских авторов. Черкесск, 1978.-Начерк. яз.

151. Долина Ажитугай ж. «Современник». СПб., 1836. 159-160.

152. Дышеков М. Истоки: избранные произведения. на. черк. яз.

153. Заря над Эльбрусом: сборник повестей и рассказов кабардинских писателей.-М., 1957.

154. Идем на пробу. Сулимов, 1934.

155. Кабардинский фольклор. М., 1936.

156. Кабардино-Балкарский сборник. Нальчик, 1933. 84-85.

157. Казаноко Жабаги. Нальчик, 1984. 186 с. На каб.яз.

158. Кази-Бек Ю. Черкесские рассказы. М., 1896. 185.

159. Каламбий. Два месяца в ауле. «Библиотека для чтения». Т. 159. июнь 1860.-С. 18-19.

160. Каламбий. На холме. ж. «Русский вестник». 1861. 321 -322.

161. Каламбий (Адыль-Гирей Кешев). Записки черкеса. Нальчик, 1988. 272 с.

162. Кази-Гирей Персидский анекдот. ж. «Современник». T.I.

163. Кази-Гирей Долина Ажитугай. ж. «Современник». 1836.

164. Кешев А.-Г. Жена черкеса. газ. «Кавказ» Владикавказ, 1847.

165. Кохова Ц. Къушхьэ псынэ (Горный родник). Черкесск, 1975.

166. Крым-Гирей Путевые заметки./ газ. «Кубанские войсковые ведомости» Екатериноград, 1866. 169. На подъеме. Ростов-на-Дону, 1928. 84. №4.

167. Натхо Кадыр. Старые новые сказания Кавказа» Нью-Йорк, 1969. тексты цитируются в подстрочном переводе Л.Бекизовой.

168. Новый мир. 1967. 9. 72.

169. Первые шаги. Нальчик, 1968. на каб. яз.

170. Русский вестник. СПб., 1841. -Т.2. К н 4-5.

171. Теунов X. Новый поток: рассказы и очерки. М., 1952. 254 с.

172. Теунов X. Подари красоту души (роман, повесть, рассказы). М., 1966. 304 с. 176. Хан-Гирей Записки о Черкесии (рукопись), Ч.1, Л. 91. 1836. 177. Хан-Гирей Избранные произведения. Нальчик, 1974.

173. Хапсироков X. След на земле: рассказы. Черкесск, 1989.

174. Хапсироков Хъ.Хь. «ЛЬужьыр бжьиблкЬ мауэ». Черкесск, 1989.

175. Хатуов СИ. Предрассветная звезда: повести, рассказы, поэмы. на черк.яз.

176. Цветущая долина сб. «Родные просторы» Пер. М. Киреева, Черкесск, 1955.

177. Черкесские предания: Избранные произведения. Нальчик. 1989. 120-121.

178. Шидов Ю. Дорога в мой аул: рассказы, повесть. Черкесск: КарачаевоЧеркесское отд. Став. кн. изд-ва, 1979.

179. Шогенцуков А. Под старой грушей.

180. Шоров А. Напэм и тазыр (Суд совести). Повести и рассказы на черкесском языке. Черкесск, 1985.

181. Шоров X. Нэмыс: стихи, поэмы, рассказы. Черкесск, 2004. На черк. яз.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.