Поэтика мемуарного жанра в творчестве Г. Иванова и В. Ходасевича («Петербургские зимы», «Некрополь») тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Роговский Александр Андреевич

  • Роговский Александр Андреевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 188
Роговский Александр Андреевич. Поэтика мемуарного жанра в творчестве Г. Иванова и В. Ходасевича («Петербургские зимы», «Некрополь»): дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2021. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Роговский Александр Андреевич

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МЕМУАРИСТИКИ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

§1.1. Мемуаристика как форма художественного творчества

§1.2. Современные научные тенденции изучения мемуарной прозы

§ 1.3. Жанровый репертуар мемуаристики Русского Зарубежья первой волны

§ 1.4. Принцип объективного и субъективного в мемуарной прозе Русского Зарубежья первой волны

§ 1.5. Функция мотива памяти в писательской мемуаристике

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

ГЛАВА 2. МЕМУАРНЫЕ КНИГИ «НЕКРОПОЛЬ» И «ПЕТЕРБУРГСКИЕ ЗИМЫ» В КОНТЕКСТЕ ЖАНРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ МЕМУАРИСТИКИ

§ 2.1. Мифопоэтика мемуарной прозы Русского Зарубежья

§ 2.2. Способы создания поколенческой стратегии повествования в мемуарных книгах Г. Иванова и В. Ходасевича

§ 2.3. Концепция исторической личности в мемуарной прозе Русского Зарубежья

§2.4. Сюжетно-композиционная организация мемуарных книг Г. Иванова и В. Ходасевича

§2.5. Система образов в мемуарных книгах Г. Иванова и В. Ходасевича

§2.6. Структура и жанровые новации «Петербургских зим» и «Некрополя»

§2.7. Формы авторского присутствия в мемуарных книгах В. Ходасевича и Г. Иванова

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

2

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика мемуарного жанра в творчестве Г. Иванова и В. Ходасевича («Петербургские зимы», «Некрополь»)»

ВВЕДЕНИЕ

В диссертационном исследовании затронут ряд актуальных проблем генезиса и художественных принципов мемуарного повествования писателей-эмигрантов. Мемуары русской эмиграции первой волны отражают процессы трансформации мемуарного жанра в ХХ веке. Литературный процесс первой волны русской эмиграции - явление неоднородное как в хронологическом, так и в структурно-типологическом смысле. Он охватывает временные рамки с 1920-е по 1980-е гг. - в силу того, что произведения ключевых авторов-эмигрантов, обладающие узнаваемыми чертами поэтики, продолжают появляться вплоть до 1980-х годов, параллельно с появлением литературы второй и третьей волн эмиграции. Рассматриваемый литературный феномен отмечен такими характерными признаками в формально-содержательной области, как ностальгическая интонация и установка на документальность художественного повествования, чем обусловливается особое промежуточное положение мемуарной литературы первой волны русской эмиграции между литературой, ориентированной на фактологическую достоверность, с одной стороны, и биографическим и автобиографическим романом - с другой.

Актуальность исследования определяется его ролью в научном осмыслении путей изучения эволюции мемуарной прозы Русского Зарубежья от классической мемуаристики XIX века до свойственного прозе второй половины XX века художественного документализма.

Для определения роли мемуарной литературы Русского Зарубежья в контексте литературного процесса ХХ века рассмотрены жанровые характеристики и трансформации, которые она претерпела в ходе своего развития. В центре исследования - эстетическая природа мемуарного текста эмиграции. Для самосознания Русского Зарубежья, генетически базирующегося и продолжающего опыт Серебряного века, важнейшей

задачей явилось сохранение и осмысление того исторического значения, которым обладала вся русская культура и сами эмигранты как её представители. Ввиду изменившегося в послереволюционный период понимания исторического времени1, связанного с глобальными социальными катаклизмами эпохи, происходит сокращение исторической дистанции, необходимой для осмысления собственного жизненного опыта как исторического, что приводит к популярности невымышленной прозы, каковой является по своим задачам мемуаристика. Мемуарная проза рассматриваемого периода выполняла с этой точки зрения сразу две крупных задачи в области поэтики художественного текста. Во-первых, в произведениях мемуарного жанра впервые появляется общая для эмиграции тема подведения итогов, ностальгии и воспоминания, которая позже будет художественно обработана в романах известнейших прозаиков Русского Зарубежья И. Бунина, И. Шмелева, а позднее, Б. Зайцева и В. Набокова. Во-вторых, именно в этот период начинает формироваться в художественной литературе установка на личные свидетельства как на особый тип повествования, которая сформирует в послевоенные годы принципы художественного документализма в прозе - стилевой стратегии, оказавшейся одной из самых востребованных в литературе XX века.

Выбор в качестве материала для сопоставительного анализа книг «Некрополь» В. Ф. Ходасевича и «Петербургские зимы» Г. В. Иванова обусловлен назревшей в науке необходимостью сопоставить двух близких в художественной и эстетической парадигме, но традиционно противопоставляемых писателей2. Основанием для их соположения служит общий культурно-эстетический контекст, сопутствовавший созданию

1 Трубина Л. А. Историческое сознание в русской литературе первой трети ХХ века: типология. Поэтика: дис. ... докт. филол. наук. М., 1999. С. 7-22.

2 Традиция творческого и личностного противопоставления Г. Иванова и В. Ходасевича в публицистике и исследовательской литературе зародилась ещё в эмиграции, например в книге Ю. Терапиано «Литературная жизнь русского Парижа за полвека (1924-1974)». Париж-Нью-Йорк, 1987. 351 с. Поддерживалась она и абсолютным большинством исследователей творчества как Г. Иванова так и В. Ходасевича.

мемуарных книг, а также тот факт, что избранные писатели являлись одними из наиболее влиятельных литераторов этого периода. В анализируемых произведениях наиболее ярко раскрываются и принципы жанровых тенденций мемуарной прозы (от разрозненных очерков к книге), и особенности образа автора, и схемы создания персонажей. При очевидной индивидуальности и даже полярности стилевых установок авторов и конкретных сюжетных решений, каждая книга по-своему отражает общие характерные жанровые тенденции эпохи, а потому именно на их примере можно дать наиболее ёмкую характеристику эволюции художественных принципов в литературы Русского Зарубежья первой волны.

Не менее актуальными остаются исследования феномена прозы поэта. Г. Иванов и В. Ходасевич - два выдающихся и наиболее значимых поэта первой волны русской эмиграции, имеющие длительную историю творческих взаимоотношений. Общая эссеистичность избранных текстов обусловлена тем, что мы имеем дело по существу с прозой поэта, для которой по определению характерна общая фрагментарность, ослабленность эпического сюжета и лейтмотивная структура. Однако прежде ни одна из анализируемых нами мемуарных книг не становилась предметом отдельного, ни, тем более, сравнительно-сопоставительного, исследования. При общих эстетических принципах и жанровой организации текстов, «Некрополь» и «Петербургские зимы» ранее не рассматривались в контексте жанровых модификаций. Исследование показало, что изучаемые тексты имеют циклическое строение, обладают единым внутренним сюжетом, единой для каждого текста системой персонажей и представляют собой сложное эпическое целое.

Исходя из сказанного выше, нами была поставлена цель - определить основные эстетические признаки и концептуальные жанровые черты мемуаристики первой волны Русского Зарубежья на примере произведений Г. Иванова и В. Ходасевича.

Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:

• определить жанровые особенности мемуарной литературы;

• раскрыть пусть эволюции мемуарного повествования от очерка до эпического целого на примере текстов «Некрополя» В. Ф. Ходасевича и «Петербургских зим» Г. В. Иванова;

• исследовать особенности поэтики мемуарного повествования текстов Г. Иванова и В. Ходасевича: мотивную структуру произведений, роль мифологической образности, мотивную и образную специфику;

• охарактеризовать формы выражения авторской позиции в текстах воспоминаний.

Диссертация основана на синтезе соответствующих ее цели и задачам взаимодополняющих методов исследования: сравнительно-сопоставительном, историко-генетическом, мифопоэтическом и жанровом анализе.

Объект исследования - поэтика мемуарной прозы Русского Зарубежья первой волны.

Предмет исследования - трансформация мемуарного жанра в книгах «Петербургские зимы» Г. Иванова и «Некрополь» В. Ходасевича.

Материалом исследования являются мемуарные книги «Петербургские зимы» Г. Иванова и «Некрополь» В. Ходасевича. Обозначенные произведения проанализированы в контексте других прозаических мемуарных текстов Г. Иванова и В. Ходасевича, не входящий в указанные сборники, а также текстов воспоминаний других писателей первой волны эмиграции, прежде всего З. Гиппиус, М. Цветаевой, Н. Берберовой, И. Одоевцевой, В. Яновского.

Степень изученность проблемы.

При построении научной гипотезы диссертационного исследования мы

ориентировались на работы по мемуаристике Л. Я. Гинзбург,

Г. Г. Елизаветиной, Н. А. Камалетдиновой, Н. Е. Мясоедовой,

6

И. О. Шайтанова, в которых сформированы принципы и приемы изучения мемуаристики в жанровом аспекте, выявлено значение мемуаров в литературном процессе. Особенно ценными для нас оказались концепция Е. Л. Кирилловой о метажанровой природе мемуаристики и труды Т. М. Колядич, в которых формулируются принципы анализа писательской мемуаристики.

По проблематике и поэтике мемуарной прозы Русского Зарубежья мы обращались к работам Д. А. Богатыревой, А. А. Кузнецовой, Э. Р. Резник, в которых формулируются специфика форм повествования в эмигрантской мемуаристике и Н. Н. Козновой, на её изыскания о жанровой структуре мемуарного текста литературы Русского Зарубежья мы опираемся в нашем исследовании. Также нами были проанализированы общие работы по литературе Русского Зарубежья В. В. Агеносова, А. Ю. Арьева, В. П. Крейда, А. Н. Николюкина, Л. Н. Целковой, на основании которых была выработана аксиологическая модель развития эмигрантской литературы.

При изучении истории русской литературы XX века мы опирались на труды представителей научной школы кафедры русской литературы XX-XXI века МПГУ - по изучению литературы Русского Зарубежья в общем контексте развития русской литературы XX века (С. И. Шешуков), в аспекте сравнительно-сопоставительных исследований (О. В. Дефье, А. А. Пимкина, Т. А. Пономарева) и эволюции творческого сознания (А. А. Газизова, И. Г. Минералова). Важную роль для нашего исследования сыграла концепция исторического сознания в литературе, разработанная Л. А. Трубиной.

В ходе работы были проанализированы фундаментальные литературоведческие концепции и жанровые теории, представленные в работах Ю. Н. Тынянова3, М. М. Бахтина4, С. С. Аверинцева5,

3 Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977

4 Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Собр. соч. - М.: Русские словари, 1996. - Т.5: Работы 1940-1960 гг. - С.159-206.

5 Аверинцев С. С. Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М.: Наука, 1986.

6 7 8

И. О. Шайтанова , Н. Д. Тамарченко и В. И. Тюпы . Согласно им жанр рассматривается как динамическая формально-содержательная категория, со своим генезисом, семантикой, модифицируемыми признаками, включающая в себя протожанры. В нашей работе под термином «жанр» мы вслед за М. М. Бахтиным понимаем исторически сложившуюся группу литературных произведений, объединённых по совокупности формальных и содержательных свойств, обладающих относительной динамической свободой.

Для мемуарной прозы Русского Зарубежья характерным оказывается функциональное деление на крупную и малую формы. Малые формы связаны с первоначальным бытованием текстов воспоминаний на страницах эмигрантской прессы - как реакция на актуальные недавние события, а потому они близки к жанровому репертуару публицистики. Это такие жанры как очерк, статья, некролог, эссе, фельетон и т. д. Тогда как крупная форма -повесть и роман - характерны для хронологически более позднего периода, который стремится осмыслить личную историю в эпическом ключе.

Специфика материала исследования определила необходимость обращения к работам, рассматривающим проблему циклизации в художественном тексте, Ю. Б. Борева, Е. М. Мелетинского, Б. В. Томашевского и др.9 Основополагающей для нашего исследования стала работа А. Г. Коваленко10.

6 Шайтанов И. О. Компаративистика и/или поэтика: Английские сюжеты глазами исторической поэтики. М., 2010.

7 Тамарченко Н. Д. Теория литературных жанров. М., 2012.

8 Тюпа В. И. Дискурсные формации: Очерки по компаративной риторике. М.: Языки славянской культуры, 2010. 320 с.

9 Прежде всего, такие работы по циклизации в прозе как: Баранов С.В. Проблемы цикла и циклизации в творчестве В.Ф. Ходасевича. дисс.... канд. фил. наук. - Волгоград, 2000. 246 с.; Егорова О.Г. Проблема циклизации в русской прозе первой половины XX века, дисс.. Д-ра. филол. наук. Волгоград, 2004. 496 с.; Коваленко А.Г. Проблема циклизации в русской советской прозе 60 - 70-х годов: автореф. дисс... канд. филол. наук. - М., 1983. 24 с.; Лебедев Ю.В. Становление эпоса в русской литературе 1840 - 1860-х годов (проблема циклизации): автореф. дисс... д-ра филол. наук. - Л., 1979. 39 с.;

10 W W

Коваленко А.Г. Проблема циклизации в русской советской прозе 60 - 70-х годов: Автореф. дисс... канд. филол. наук. - М., 1983. - 24 с.

Особой проблемой поэтики мемуарной прозы Русского Зарубежья явился приём авторской маски, осмысленный в трудах Ю. М. Лотмана и О. Ю. Осьмухиной11, в диссертационном исследовании мы развиваем их идеи.

При изучении мемуарного творчества Г. Иванова и В. Ходасевича были проанализированы работы А. Ю. Арьева, О. Е. Елагиной, С. А. Колесникова, М. В. Попкова, С. Р. Федякина, Н. В. Штейниковой. Исследователи, однако, обращаются к отдельным текстам из мемуарных книг (Н. В. Штейникова, М. В. Попков) и зачастую анализируют эти произведения как сборник разножанровых наименований (О. Е. Елагина, С. А. Колесников), не

учитывая внутреннее эпическое единство. В диссертационном исследовании

12

С. А. Колесникова текст «Некрополя» рассматривается с точки зрения реализации концепции личности писателей-модернистов, а потому автор фактически исключает из рассмотрения поэтику книги в целом, не анализируя очерки личности М. Гершензона, М. Горького и С. Есенина. По

13

С. Р. Федякину «Петербургские зимы» представляют единое художественное пространство, но лишь с точки зрения концепции петербургского текста, из рассмотрения тем самым исключается единство внутреннего сюжета и этическая оценочность, свойственные тексту.

Таким образом, научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: проанализированы ранее не сопоставлявшиеся в жанровом аспекте мемуарные книги Г. Иванова и В. Ходасевича на предмет выявления в них основных конститутивных признаков, характерных для мемуарного дискурса литературы Русского Зарубежья первой волны. Привлечение в качестве объектов исследования таких художественных

11 Осьмухина О. Ю. Маска в культурно-художественном сознании Российского Зарубежья 1920—1930-х годов: На материале творчества В. В. Набокова: дис. ... канд. культурол. наук. Саранск, 2000. 197 с.

12 Колесников С. А. Мемуарно-биографическое творчество В. Ф. Ходасевича (концепция личности русских писателей-модернистов рубежа Х1Х-ХХ веков): автореф. дисс. ... д. филол. н. Орел, 2012. 20 с.

13 Иванов Г. В. Китайские тени: мемуарная проза. / Предисловие Федякин С. Р. М., 2013. С. 5 - 24.

феноменов, как «авторская маска», «поколенческие стратегии», которые реализуются в тексте через моделирование мифологизированного образа эпохи, позволяет выявить общую мифопоэтическую структуру мемуарных книг. В работе доказано, что ведущая для выражения исторического сознания категория памяти эстетизируется авторами через создание композиционных оппозиций, призванных художественно и аксиологически структурировать прошлое, обобщенный образ которого становится способом этической оценки как конкретных исторических личностей, так и всего поколения. Трагедия крушения прежней культуры и нравственные причины этого крушения становятся тем «внутренним сюжетом», который позволяет утверждать, что по своим формально-содержательным характеристикам избранные книги представляют собой не цикл очерков, а своеобразную эпическую форму, в которой подводится итоги истории Серебряного века, русской революции и России как таковой.

Гипотеза работы заключается в том, что избранные тексты наглядно демонстрируют эволюцию жанра мемуарного текста: от публикации набора разрозненных очерков к созданию сложного эпического единства, призванного осмыслить макроисторические пред- и послереволюционные процессы. Эпическое содержание выражается в особом строе поэтики рассматриваемых книг и достигается за счёт использования поколенческой повествовательной стратегии, сложной антагонистической системы персонажей, формирующей внутренний сюжет и систему этической оценки, для реализации которого используется прием «авторской маски». Единство аксиологической и мифопоэтической структур книг служит для выражения историософского представления авторов о судьбе поколения и судьбе России.

Теоретико-методологической базой исследования послужили работы по теории жанра (С. С. Аверинцев, М. М. Бахтин, Н. Д. Томарченко, Ю. Н. Тынянов, В. И. Тюпа), по общим проблемам мемуаристики (Л. Я. Гинзбург, Е. Л. Кириллова, Т. М. Колядич, А. Г. Тартаковский,

И. О. Шайтанов), по вопросам мемуаристики Русского Зарубежья (Н. Н. Кознова), по общим проблемам истории русской послужили труды представителей научной школы кафедры русской литературы XX-XXI века МПГУ (А. А. Газизова, О. В. Дефье, А. А. Пимкина, Т.А. Пономаревой, Л. А. Трубина, С. И. Шешуков), по поэтике литературы Серебряного века (И. Г. Минералова), по мифопоэтике русской литературы (Я. В. Солдаткина, Е.Г. Чернышева), работы по литературе Русского Зарубежья (В. В. Агеносов, А. Ю. Арьев, В. П. Крейд, А. Н. Николюкин, Н. М. Солнцева, Л. Н. Целкова), исследования, посвящённые творчеству Г. Иванова и В. Ходасевича (О. Е. Елагина, С. А. Колесников, М. В. Попков, С. Р. Федякин, Н. В. Штейников).

Диссертация основана на синтезе соответствующих ее цели и задачам взаимодополняющих методов исследования: сравнительно-

сопоставительном, историко-генетическом, мифопоэтическом и жанровом анализе.

Положения, выносимые на защиту:

1. Мемуарная проза Русского Зарубежья первой волны обладает устойчивыми жанровыми чертами, связанными с историко-культурными особенности периода её формирования. Ими являются: мотив памяти, организующий ядро мемуарного жанра, приём авторской маски, позволяющий мемуаристу выразить себя в тексте в разных ипостасях: как повествователя, героя повествования и представителя целого поколения.

2. Стилистика мемуарных книг «Некрополь» В. Ходасевича и «Петербургские зимы» Г. Иванова обусловлена противоположными повествовательными тенденциями: наследием эпохи модернизма с его склонностью к мифотворчеству; свойственными поэтике эмигрантской литературы вниманию к творческой личности, фрагментарности композиции и общему тяготению к историософии; постепенным формированием художественно-документальной прозы, которая станет доминирующим жанровым направлением послевоенного периода.

3. Поколенческая повествовательная стратегия является ключевой творческой интенцией для создания мемуарной образности в тексте «Некрополя» и «Петербургских зим». Изображая частные судьбы конкретных лиц, представителей культуры Серебряного века, авторы стремятся к обобщению от личного к общественному, поколенческому. В тексте произведений поколенческая стратегия проявляется на разных уровнях.

4. В основе изобразительной системы «Некрополя» и «Петербургских зим» лежит мифопоэтический компонент: мотивы тумана, памяти, города, истинного искусства и противолежащего ему эстетизма и мотив смерти. Общность мотивной системы свидетельствует о преодолении частного, субъективного взгляда на исторические события и становится попыткой обобщения, консолидации опыта.

5. В структурном отношении книги «Некрополь» и «Петербургские зимы» представляют собой не собрание отдельных очерков, но целостное единства за счёт общей внутренней композиции, организующей его как последовательное повествование, с завязкой, основным действием, кульминацией и финалом, и особой авторской оценочности, проявляющийся в наделении каждого персонажа текста этической оценкой по характерной для каждой книги аксиологической схеме истинного-ложного отношения к искусству.

Теоретическая значимость работы обусловлена, во-первых, обращением к современной методологии жанрового исследования, которая становится одним из основных инструментов для изучения художественной природы мемуарного текста конкретных авторов и позволяет классифицировать организацию его как целостного эпического образования. Во-вторых, рассмотрение темы памяти, относящейся к определяющим признакам мемуарного текста, предпринято в контексте эволюции форм исторического сознания в литературе первой трети ХХ века. В-третьих, изучение поэтики мемуарной прозы в рамках общей эволюции

художественных стилей и авторских стратегий позволяет уточнить место и функции мемуаристики в литературном процессе, ее связь с модернистскими стилевыми интенциями, с одной стороны, и художественным документализмом второй половины ХХ века - с другой.

Практическая значимость работы определяется тем, что собранные в настоящем исследовании научные результаты могут быть использованы в практике преподавания истории русской литературы XX века, дисциплин по выбору в области истории мемуаристики, истории русской эмиграции, творчества Г. Иванова и В. Ходасевича на всех уровнях профессиональной подготовки; при написании научных работ по мемуарному творчеству в целом и по прозе Г. Иванова и В. Ходасевича в частности.

Апробация основных положений диссертационной работы осуществлена на заседаниях аспирантского объединения, на межрегиональных и международных научных конференциях: международной научно-практической конференции «XX Шешуковские чтения: Отечественная словесность о войне. Проблема национального сознания (70-летию победы в Великой Отечественной войне)» (Москва, МПГУ, 2015); международной научно-практической конференции «XXI Шешуковские чтения: Современная русская литература: дискуссии, поиски, открытия» (Москва, МПГУ, 2016); международная научно-практической конференции «XXII Шешуковские чтения: Русская революция 1917 года в современной гуманитарной парадигме» (Москва, МПГУ, 2017), международной научно-практической конференции «XXIII Шешуковские чтения: Эпическая традиция в русской литературе ХХ-ХХ! веков» (Москва, МПГУ, 2018); международной научно-практической конференции «XXIV Шешуковские чтения: Мифологическое и историческое в русской литературе XX-XXI веков» (Москва, МПГУ, 2019). Также материал был апробирован в рамках практического преподавания курса «История русской литературы». Основные положения диссертации отражены в пяти статьях, три из которых

опубликованы в журналах, входящих в Перечень рецензируемых научных изданий, рекомендованный ВАК РФ.

Структура диссертации отвечает поставленным целям и задачам: работа состоит из введения, основной части, содержащей две главы, заключения и списка литературы. Объём исследования составляет 188 стр. Библиография насчитывает 210 наименований.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ГЛАВА 1. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ МЕМУАРИСТИКИ

РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

§1.1. Мемуаристика как форма художественного творчества

Мемуары в своей основе двуприродны, с одной стороны, имея значение

«память» (от лат. memoria), а с другой - «воспоминания» (от франц. mémoires. Л. Я. Гинзбург писала о природе мемуарной прозы так: «Литература воспоминаний, автобиографий, исповедей и мыслей ведёт прямой разговор о человеке. Она подобна поэзии открытым и настойчивым присутствием автора»14. Для текстов, анализируемых в данной работе, такое понимание актуализируется ещё и тем, что Г. Иванов и В. Ходасевич, будучи в первую очередь признанными поэтами, привносят в прозу на разных уровнях лирическое начало.

Мемуаристика по своей сути - явление разностороннее, обладающее широким диапазоном возможностей. Мемуарное повествование ориентировано в сознании читателя на традиционный и строго документальный стиль, однако в то же время является и художественным произведением. Если в первом случае авторство может принадлежать самым разным людям: общественным деятелям, представителям литературы и искусства, частным лицам, то художественные мемуарные произведения создаются профессиональными писателями, органично включаются в их наследие, содержат в себе особенности их мировидения и стиля. Отличие первого типа от второго не в обращении со словом и итоговом собственно литературном качестве написанного, но в концептуальной ориентации материала. Если в мемуарах непрофессиональных авторов единственная цель - описать знаковые события своей жизни, отражённой в макромире, то мемуары писателей, как правило, естественным образом встроены в

14 Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. М.: INTRADA, 1999. C. 118.

индивидуально-авторский идиостиль и используют действительные жизненные факты как материал, обрамляя его стилистически.

Исследуя феномен мемуарной прозы, в первую очередь необходимо сказать о принципиальной внутренней дихотомии жанра, его соотнесённости с документальной и художественной литературой. Рассуждая об этом противоречии, Л. Гинзбург заключает: «Литература вымысла черпает свой материал из действительности, поглощая её художественной структурой, фактическая достоверность изображаемого, в частности происхождение из личного опыта писателя, становится эстетически безразличной <...> Документальная же литература живёт открытой соотнесённостью и борьбой этих двух начал»15. Суждение, полностью справедливое для литературы XIX века, в XX столетии оказывается не столь однозначным. Несмотря на очевидные различия в формах словесного творчества, одна из которых ориентирована на факт (документ), а другая на вымысел (образ), в эпоху символизма начинает создаваться, а ко второй половине XX века становится одним из основных направлений так называемая художественно-документальная литература. Конкретного и устоявшегося термина это явление на сегодняшний день не имеет, для его описания используются ряд понятий, понимаемых как синонимичные: «документальная литература», «документально-художественная литература», «литература факта», «газетно-журнальная документалистика», «человеческий документ»16, «литература

17 18

нон-фикшен», «автодокументальный текст» , «эго-документ» , «эго-текст» и др.19 В жанровом аспекте актуальным по сегодняшний день остаётся разграничение, данное А. Г. Тартаковским, определявшим письма, дневники и записные книжки примитивной первичной формой мемуарного жанра, воспоминания - более сложной развитой системой, а мемуары -

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Роговский Александр Андреевич, 2021 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Художественные тексты

1. Барк П. Л. Глава из воспоминаний // Возрождение. 1955. № 43. С.

5-27.

2. Берберова Н. Н. Курсив мой: автобиография. М., 2009. 765 с.

3. Бунин И. А. Жизнь Арсеньева: Юность. Нью-Йорк: изд-во им. Чехова, 1952. 388 с.

4. Бунин И. А. Окаянные дни: Дневники, рассказы, воспоминания. Тула, 1992. 319 с.

5. Варшавский В. Незамеченное поколение. Нью-Йорк.,1956. 387 с.

6. Варшавский В. Ожидание. М., 2016. С. 7

7. Вишняк М. В. «Современные записки». Воспоминания редактора. США: Indiana University Publications, 1957. 334 с.

8. Газданов Г. История одного путешествия. Париж: Дом Книги, 1938. 150 с.

9. Гиппиус З. Встречи с М. Г. Савиной // Возрождение. 1950. № 7. С. 97-100.

10. Гиппиус З. Н. Маленький Анин домик: Распутин и Вырубова // Современные записки. 1923. № 17. С. 206-248.

11. Гиппиус З. Н. Мне нужно то, чего нет на свете. М., 2017. С. 28

12. Голубен М. На дальних дорогах. Сидней: издание автора, 1965.

65 с.

13. Гуль Р. Тухачевский красный маршал. Берлин, 1932. 181 с.

14. Дистерло Ю. Р. Царский смотр: Мысли и воспоминания // Возрождение. 1965. № 163. С. 7-9.

15. Иванов Г. В. Китайские тени. М.: АСТ, 2013. 778 с.

16. Иванов Г. В. Собрание сочинений: в 3-х т. М.: Согласие, 1994.

17. Мандельштам О. Э. Собрание сочинений: В 4 тт. Том 2. М., 1993.

366 с.

18. Милюков П. Я. Воспоминания (1859-1917). В 2 тт. Нью-Йорк,1955. 397 с.

19. Молоховец В. К. На яхте «Штандарт» // Возрождение. 1964. № 151. С. 8-12.

20. Набоков В. Адмиралтейская игла. Харьков, 2001. 315 с.

21. Набоков В. В. Другие берега. СПб.: Азбука, 2013. 282 с.

22. Набоков В. Собрание сочинений русского периода: в 5-ти тт. Том 1. СПб., 1997. 605 с.

23. Одоевцева И. В. На берегах Невы. СПБ., 2012. 477 с.

24. Одоевцева И. В. На берегах Сены. СПБ., 2012. 478 с.

25. Осоргин М. Письма о незначительном: 1940-1942. Нью-Йорк, 1952. 389 с.

26. Современные записки (Париж, 1920-1940). Из архива редакции: [в 4 т.] - М., Т. 1. 2011. 949 с.

27. Степун Ф. Б. В. Савинков: Отрывок из воспоминаний // Возрождение. 1950. № 9. С. 95-101.

28. Струве П. Мои встречи и столкновения с Лениным // Возрождение. 1950. № 9. С. 113-121 и № 10. С. 109-127.

29. Струве П. Я. Родичев и мои встречи с ним // Возрождение. 1949. № 1. С. 27-46.

30. Ходасевич В. Ф. Некрополь. Белый Коридор. М.: Директ-Медиа, 2016. 412 с.

31. Ходасевич В. Ф. Избранная проза: в 2-х т. Нью-Йорк, 1980. Т. 1.

240 с.

32. Ходасевич В. Ф. Некрополь. Белый Коридор. М.: Директ-Медиа, 2016. 412 с.

33. Ходасевич В. Ф. Собрание сочинений в 4-х т. М.: Согласие, 1997.

34. Цветаева М. Повесть о Сонечке: Сборник. СПб., 2000. 331 с.

35. Яновский В. С. Поля Елисейские. М., 2011, 479 с.

Теоретические источники

36. Аверинцев С. С. Историческая поэтика. Итоги и перспективы изучения. М.: Наука, 1986. С. 104-116

37. Автобиографическая практика в России и во Франции. Сб. ст. под ред. Катрин Вьолле и Елены Гречаной. М.: ИМЛИ РАН, 2006. 278 с.

38. Агеносов В. В. Литература russkogo зарубежья: (1918-1996) : учеб. пособие для студентов пед. вузов и учащихсая сред. учеб. заведений. М.: Терра спорт, 1998. 540 с.

39. Агратин А. Е. Повествовательные стратегии в прозе А. П. Чехова: дис. ... канд. филол. наук. М. 2016. 196 с.

40. Азаров Ю. А. Литературные центры первой русской эмиграции : история, развитие и взаимодействие. Дисс. ... докт. филол. наук. М., 2006. 452 с.

41. Алексеев А. Д. Литература русского зарубежья. Книги 1917-1940: Материалы к библиографии. СПб., 1993. 201 с.

42. Алексинская Т. Эмигрантская печать и писатели-эмигранты // Возрождение. 1957. № 70. С. 35-36.

43. Алексинская Т. И. Эмигрантская пресса 1920-39 гг. об убийстве Царской Семьи // Возрождение. 1963. № 139. С. 21-38.

44. Анисимов К. В. Книга И. А. Бунина «Воспоминания» как цикл: опыт реконструкции автобиографического сюжета // Критика и семиотика. 2011. Вып. 15. С. 143-163.

45. Антюхов А. В. Русская мемуарно-автобиографическая литература ХУШ в.: Генезис, жанрово-видовое многообразие, поэтика: дис. ... докт. филол. наук. Брянск, 2003. 451 с.

46. Архипов Ю. Энергия ностальгии // Москва. 1994. № 3. С. 140142.

47. Арьев А. Жизнь Георгия Иванова: документальное повествование. M.: Звезда, 2009. 514 с.

48. Арьев А. «В Петербурге мы сойдемся снова...»: (О стихах и автобиогр. прозе Ирины Одоевцевой, о Георгии Иванове и ^колае Гумилеве). Л., 1989. С. 231-255.

49. Баранов С.В. Проблемы цикла и циклизации в творчестве В.Ф. Ходасевича. Дисс.... канд. фил. наук. Волгоград, 2000. 246 с.

50. Баскаков О. О. Идеология русской монархической эмиграции 20-х - 30-х годов XX века. Дисс. ... канд. ист. наук. M., 1999. 211 с.

51. Бахтин M. M. Проблема текста//Собр. соч.: в 7-ми томах. Т.5. M., 1997. 731 с.

52. Бахтин M. M. Литературно-критические статьи. M., 1986. 543 с.

53. Бахтин M. M. Собрание сочинений. Том 3: Теория романа (19301961 гг.). M.: Языки славянских культур, 2012. 880 с.

54. Безрогов В.Г. Память текста: автобиографии и общий опыт коллективной памяти // Сотворение истории. С. 5.

55. Берковский H. Я. О прозе Mандельштама. M.: Советский писатель, 1989. 496 с.

56. Бирхлер H. Литературная политика парижского журнала «Возрождение», 1949-1974 // Schweizerische Beitrage zum XII. Internationalen Slavistenkongress in Krakau, August 1998 / Herausgegeben von Jan Peter Locher. Bern, 1998. S.7-20.

57. Богатырева Д. А. Формы выражения авторского присутствия в мемуарной прозе M. Цветаевой. Дисс. ... канд. филол. наук. M., 2009. 175 с.

58. Болдырева Е. M. Автобиографический роман в русской литературе первой трети XX века. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ярославль, 1999. 18 с.

59. Большев А. О. Шедевры русской прозы в свете психобиографического

подхода. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2011. 347 с.

60. Бондарь И. А. Эго-текст и эго-документ в литературном процессе // Известия высших учебных заведений: проблемы полиграфии и издательского дела. М., 2013. № 6. С. 107-115.

61. Борев Ю. Б. Эстетика М.: Русь-Олимп: Рус.-Олимп, 2005. 829 с

62. Бочаева Н. Г. Мир детства в творческом сознании и художественной практике И. А. Бунина. Дисс. ... канд. филол. наук. Елец, 1999. 174 с.

63. Бронская Л. И. Концепция личности в автобиографической прозе русского зарубежья: И. С. Шмелев, Б. К. Зайцев, М. А. Осоргин. Дисс. ... докт. филол. наук. Ставрополь, 2001. 371 с.

64. Бузуев О. А. Литература русского зарубежья Дальнего Востока, 1917 -1945 гг.: Проблематика и художественное своеобразие. Дисс. ... докт. филол. наук. М., 2001. 353 с.

65. Булгаков С. Н. Моя Родина // Русская идея. М., 1992. С. 363-373.

66. Буслакова Т. Литература русского зарубежья. М., 2009. 368 с.

67. Бушканец Е. Г. Мемуарные источники: Учебное пособие к спецкурсу. Казань: Казанский педагогический институт, 1975. 98 с.

68. Ваншенкин К. Рассказать о своей жизни // Вопросы литературы. 1999. № 1. С. 12-13.

69. Василевский И. Граф Витте и его мемуары. Берлин, 1922. 108 с.

70. Васильева Т. В. Жанровый синтез в русской классической прозе конца Х1Х-начала XX вв. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 2011. 175 с.

71. Вахренко Е. Е. Концепция времени и пространства в автобиографической прозе А. М. Ремизова 1920 - 1950-х гг. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2007. 24 с.

72. Векшина Ю. А. Социально-экономическая политика В.Н. Коковцова в контексте российской модернизации. Дисс. ... канд. ист. наук. Челябинск, 2004. 237 с.

73. Великая Н. И. Мемуаристика эмиграции. Наталья Ильина. «Дороги и судьбы» // Россияне в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Сотрудничество на рубеже веков. Книга вторая. Владивосток, 1999. С. 296304.

74. Виноградов В. В. О языке художественной прозы. М.: Наука, 1980. 360 с. 211

75. Винокур Г. О. Биография и культура. М.: URSS, 2007. 85 с.

76. Волошина С. В. Автобиографический рассказ как объект лингвистического исследования // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 308. С. 11-12.

77. Воронова Е. В. Мифология повседневности в культуре русской эмиграции 1917-1939 гг. на материале мемуаристики: дисс. ... к. культурологии. Киров, 2007. 171 с.

78. Газизова А. А. Принципы изображения маргинального человека в русской философской прозе 60-80-х годов двадцатого века: Опыт типологического анализа : Дисс. ... докт. филол. наук. М., 1991. 375 с.

79. Галиуллина Д.М. Проблема изучения мемуаров в отечественной исторической мысли // Гуманитарные науки. 2006. Том 148, кн. 4. С. 36-45.

80. Георгий Владимирович Иванов: Материалы и исследования: 1894-1958: Межд. науч. конференция / Сост. и отв. ред. С. Р. Федякин. М.: Изд-во Литературного института им. А. М. Горького, 2011. 462 с.

81. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. М.: INTRADA, 1999.

411 с.

82. Глушаков П. С. Проблемы типологии и функционирования историко-библиографического жанра в литературе русского зарубежья // Филология и человек. 2006. № 1. С. 61-75.

83. Голубева Е. И. Лингвостилистические средства выражения объективного и субъективного факторов в жанре автобиографии: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М., 1987. 24 с.

84. Голубцов В. С. К вопросу о научных принципах переиздания мемуарной литературы // Источниковедение истории советского общества. М., 1968. Вып. 2. С. 367-388.

85. Гофман М. Русская литература в эмиграции // Возрождение. 1957. № 70. С. 5-20.

86. Гребенюк О. С. Автобиография: философско-культурологический анализ: Автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2005. 21 с.

87. Громова А. В. Жанровая система творчества Б. К. Зайцева: литературно-критические и художественно-документальные произведения. Дисс. ...докт. филол. наук. Орел, 2009. 522 с.

88. Гуль Р. Я унес Россию // Новый журнал. 1978. № 134. С. 104-120.

89. Гуль Р. Я унес Россию: Апология эмиграции. В трех томах. Нью-Йорк, 1981-1989. Т.1. Россия в Германии. 1981. 382 с.; Т.2. Россия во Франции. 1984. 351 с.; Т.3. Россия в Америке. 1989. 287 с.

90. Гуль Р. Одвуконь. Советская и эмигрантская литература. Нью-Йорк, 1973. 322 с.

91. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985.

451 с.

92. Гусефф К. Русская эмиграция во Франции: социальная история (1920-1939 годы). М.: НЛО, 2014. 328 с.

93. Д. С. Мережковский: pro et contra: Личность и творчество Дмитрия Мережковского в оценке современников [Сост. А. Н. Николюкин]. СПб., 2001. 568 с.

94. Дальние берега: Портреты писателей эмиграции. Сост. В. Крейд. М., 1994. 384 с.

95. Демидова О. Р. Эстетика литературного быта русского зарубежья (на документальном материале русской эмиграции 1920-1960 гг.) Дисс. ... докт. филол. наук. СПб., 2001. 355 с.

96. Деревина Л.А. О термине «мемуары» и классификация мемуарных источников // Вопросы архивоведения. 1963. № 3-4. С. 32-38.

97. Дефье О. В. Концепция художника в русской прозе первой трети XX века: Типология, традиции, способы образного воплощения. Дисс. ... докт. филол. наук. М., 1999. - 450 с.

98. Егорова О.Г. Проблема циклизации в русской прозе первой половины XX века. Дисс. ... докт. филол. наук. Волгоград, 2004. 496 с.

99. Елизаветина Г. Г. "Былое и думы" Герцена и русская мемуаристика XIX века. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 1968. - 238 с.

100. Жирков Г. Между двух войн: Журналистика русского зарубежья (1920-40 гг.). СПб., 1998. 207 с.

101. Жирков Г. В. Типологические особенности журналистики русского зарубежья // Журналистика русского зарубежья XIX-XX веков: Учебное пособие. Под ред. Г. В. Жиркова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 318 с.

102. Журналистика русского зарубежья XIX-XX веков: Учебное пособие. Под ред. Г. В. Жиркова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. 318 с.

103. История литературы русского зарубежья (1920-е - начало 1990-х гг.). М., 2011. 706 с.

104. Калганникова И. Ю. Жанровый синтез в биографической и автобиографической прозе Б. К. Зайцева. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 2011. 201 с.

105. Калинина О. В. Формирование творческой личности в автобиографической прозе М. И. Цветаевой о детстве поэта. Дисс. ... канд. филол. наук. Саратов, 2003. 249 с.

106. Камалетдинова Н. А. Поэтика мемуарной прозы Андрея Белого: дис. ... канд. филол. наук. Астрахань, 2004. 170 с.

107. Каспэ И. М. Конструирование незамеченности: "Младшее

поколение первой волны" русской литературной эмиграции в Париже: дис....

канд. культуролог. М., 2004. - 178 с.

108. Каспэ И. М. Искусство отсутствовать: Незамеченное поколение русской литературы. М.: Новое литературное обозрение, 2005. 190 с.

109. Кириллова Е. Л. Мемуаристика как метажанр и ее жанровые модификации. На материале мемуарной прозы русс. заруб. первой волны. Дисс. ... канд. филол. наук. Владивосток, 2004. 221 с.

110. Коваленко А.Г. Проблема циклизации в русской советской прозе 60 - 70-х годов: Автореф. дисс... канд. филол. наук. - М., 1983. - 24 с.

111. Кованова Е. А. Риторика автобиографического дискурса (на материале автобиографий американских деятелей политики и искусства). Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. СПб., 2005. 19 с.

112. Кожинов В.В. К проблеме литературных родов и жанров // Теория литературы. Т. 2. М., 1964. С. 39-49.

113. Кознова Н. Н. Мемуары русс. писателей-эмигрантов первой волны: концепции истории и типология форм повествования. Дисс. ... докт. филол. наук. М., 2011. 492 с.

114. Колесников С. А. Мемуарно-биографическое творчество В. Ф. Ходасевича (концепция личности русских писателей-модернистов рубежа XIX-XX веков): автореф. дисс. ... д. филол. н. Орел, 2012. 20 с.

115. Колядич Т. М. Воспоминания писателей. Проблемы поэтики жанра. М., 1998. 276 с.

116. Колядич Т. М. Воспоминания писателей XX века: Проблематика, поэтика. Дисс. ... доктора филол. наук. М., 1999. 441 с.

117. Кононова К. К. Этнопедагогические основы воспитания и развития личности ребенка: На примере автобиографической прозы русского зарубежья первой половины ХХ века. Дисс. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2002. 172 с.

118. Коростелев О., Федякин С. Полемика Г. В. Адамовича и В. Ф. Ходасевича (1927-1937) // Российский литературоведческий журнал. 1994. № 4. С. 204-250.

119. Кравцов А. Н. Эго-документы русской эмиграции XX века: на материале публикаций журнала «Возрождение» (Париж, 1949-1974) Дис. ... канд. фил. наук. М., 2015. 267 с.

120. Критика русского зарубежья. В 2 тт. Том 1. М., 2002. 470 с.

121. Крылова С. В. Мемуарно-автобиографическая проза 60-70-х годов XX века: Н. Мандельштам, Н. Берберова. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 1995. 231 с.

122. Кузнецова А. А. Идейное и художественное своеобразие мемуарной прозы второстепенных писателей русской литературной эмиграции: Н. Берберова, И. Одоевцева, В. Яновский. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 2005. 241 с.

123. Кулабухова М. А. Автобиографическое начало и художественный вымысел в романах И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» и М. А. Булгакова «Белая гвардия». Дисс. ... канд. филол. наук. Белгород, 2003. 245 с.

124. Лебедев Ю.В. Становление эпоса в русской литературе 1840 -1860-х годов (проблема циклизации): Автореф. дисс... д-ра филол. наук. - Л., 1979. - 39 с.

125. Лебедев Ю.В. У истоков эпоса (Очерковые циклы в русской литературе 1840 - 1860-х годов). - Ярославль: Изд-во Яр. ун-та, 1975. -162

с.)

126. Литература и документ: теоретическое осмысление темы (материалы «круглого стола») / Подгот. Е. Г. Местергази // Литературная учеба. 2009. № 1. С. 198-210.

127. Литература русского зарубежья, 1920-1940 / Рос. акад. наук. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького ; сост. и отв. ред. О. Н. Михайлов. В 5 вып. М.: Наследие, Наука, 1993-2013.

128. Лопато Л. Волшебное зеркало воспоминаний. М.: Захаров, 2003.

232 с.

129. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). СПб.: Искусство-СПБ, 1994. 398 с.

130. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПБ, 1998. 702 с.

131. Мальцев Ю. В. Иван Бунин. Frankfurt a. M.; Moskau: Посев, 1994.

432 с.

132. Мелетинский Е. М. Поэтика миф. М., 2000. 407 с.

133. Мельников А. Мнемозина в башне из слоновой кости: (О мемуарной эссеистике серебряного века) // Филология = Philologica. Краснодар. 1998. № 14. С. 71-73.

134. Местергази Е. Г. Документальное начало в литературе XX века. М.: Флинта: Наука, 2006. 160 с.

135. Местергази Е. Г. Литература нон-фикшн. Экспериментальная энциклопедия. М.: Совпадение, 2007. 325 с.

136. Местергази Е. Г. О термине «документальная литература» // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». Тамбов. 2007. Выпуск 11 (55). С. 174-177.

137. Местергази Е. Г. Художественная словесность и реальность: документальное начало в отечественной литературе XX в. Дисс. ... докт. филол. наук. М., 2008. 246 с.

138. Минц С. С. Об особенностях эволюции источников мемуарного характера: К постановке проблемы // История СССР. 1979. № 6. С.55-70.180.

139. Минералова И. Г. Художественный синтез в русской литературе XX века. Дисс. ... докт. филол. наук. М., 1994. 367 с.

140. Михайлов O. H. Литература русского зарубежья. М., 1995. 432 с.

141. Михалев Н. М. Журналистика русского зарубежья и становление советской контрпропаганды: 1920-30-е годы. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 2009. 250 с.

142. Михеев М. Ю. Дневник как эго-текст (Россия, XIX-XX). М., 2007.

264 с.

143. Могильницкий Б. Г., Николаева И. Ю. История, память, мифы // Новая и новейшая история. 2007. № 2. С. 116-125.

144. Мясоедова Н. Е. Поэтика мемуарной прозы А. С. Пушкина. Дис. ... канд. филол. наук. Рига, 1985. 199 с.

145. Николюкин А. Н. Гений места и русская литература М., ИНИОН РАН, 2018. 405 с.

146. Пахомова С. С. Повествовательные стратегии в современной прозе (П. Крусанов, В. Шаров, А. Королев). Дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2012. 223 с.

147. Петрова Т. Г. «Первая волна» русской литературной эмиграции на страницах журнала «Возрождение» // Реферативный журнал. Серия 7. Социальные и гуманитарные науки: Отечественная и зарубежная литература: Литературоведение. М.: РАН, 1997. С. 138-152.

148. Пименов И. В. Отражение общественно-политической жизни России в печати Русского Зарубежья, 20-30-е гг. XX века. Дисс. ... канд. ист. наук. М., 2002. 143 с.

149. Пимкина А. А. Принцип игры в творчестве В. В. Набокова. Дисс. ... канд. филол. наук. М., 1999. 171 с.

150. Пискунов В. М. Чистый ритм Мнемозины. М.: Альфа-М, 2005.

608 с.

151. Погодина Е. В. Специфика речевого функционирования категорий «пространство» и «время» в автобиографической прозе (на материале произведений М. Осоргина и И. Бунина). Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. СПб., 2002. 16 с.

152. Полторацкая С. В. Мотив «потерянной» России в эмигрантском творчестве И. А. Бунина и И. С. Шмелева. Дисс. ... канд. филол. наук. Белгород, 2006. 219 с.

153. Пономарева Т. А. Проза новокрестьян 1920-х годов: Типология, поэтика. Дисс. ... докт. филол. наук. М., 2000. 535 с.

154. Пушкарь Г. А. Типология и поэтика женской прозы: гендерный аспект: на материале рассказов Т. Толстой, Л. Петрушевской, Л. Улицкой. Дисс. ... канд. филол. наук. Ставрополь, 2007. 234 с.

155. Пьянзина И. В. Жанровое своеобразие мемуарно-автобиографической прозы А. А. Ахматовой. Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. Саранск, 2005. 19 с.

156. Раев М. В помощь исследованию Зарубежной России // Новый журнал. 1995. № 196. С. 348-358.

157. Раев М. Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919-1939 / Пер. с нгл. М., 1994. 294 с.

158. Резник Э. Р. «Поля Елисейские» В. С. Яновского как феномен русской мемуарной прозы XX века: художественная специфика хронотопа памяти. Дисс. ... канд. филол. наук. Омск, 2006. 155 с.

159. Сазонова Ю. История русской литературы. Том I. Древний период. Нью-Йорк: изд-во им. Чехова, 1955. 411 с.

160. Силаева Е. И. Автобиографизм литературы русского зарубежья (о воспоминаниях М. А. Осоргина) // Россия и современный мир. № 4. М., 2007. С. 196-203.

161. Синельникова Е. Н. Образы ушедшей России в периодической печати русского зарубежья 1920-1930-х годов. Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. Саратов, 2013. 26 с.

162. Сиротина И. Л. Мемуаристика как источник осмысления менталитета русской интеллигенции. Дисс. канд. социол. наук. Саранск, 1995. 149 с.

163. Соловьева И. В. Анализ автобиографии и биографии с точки зрения субъективной перспективы // Вопросы гуманитарных наук. 2009. № 6. С. 141-145.

164. Солнцева Н. М. Георгий Иванов: Исследования и материалы // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. 2012. № 1. С. 184188

165. Солнцева Н. М. Эстетические и мировоззренческие искания крестьянских писателей 1900 - 1930-х годов Автореф.дисс. ... канд. филол. наук. М., 1993. 42 с.

166. Станюкович Н. В. Итоги // Возрождение. 1960. № 100. С. 32-33.

167. Степанова Н. С. Проблема духовного становления творческой личности в автобиографической прозе первой волны русской эмиграции. Автореф. дисс. ... докт. филол. наук. М., 2013. 34 с.

168. Стоянова Т. Н. Книга А. М. Ремизова «Взвихренная Русь»: формирование поэтики. Дисс. канд. филол. наук. СПб., 2003. 180 с. 225

169. Струве Г. Русская литература в изгнании: Опыт исторического обзора зарубежной литературы. Нью-Йорк: изд-во им. Чехова, 1956. 408 с.

170. Струве Г. П. Русская литература в изгнании. М.: Русский путь, 1996. 448 с.

171. Тамарченко Н. Д. Теория литературных жанров. М., 2012. 253 с.

172. Тартаковский А. Г. Русская мемуаристика XVIII - первой половины XIX вв. От рукописи к книге. М.: Наука, 1991. 286 с.

173. Тартаковский А. Мемуаристика как феномен культуры // Вопросы литературы. 1999. № 1. С. 35-55.

174. Терапиано Ю. Встречи. Нью-Йорк, 1953. 204 с.

175. Терапиано Ю. Литературная жизнь русского Парижа за полвека 1924-1974). Париж-Нью-Йорк: Альбатрос-Третья волна, 1987. 352 с.

176. Топоров В. Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы»: Избранное. М., 1995. С. 269-367.

177. Трубина Л. А. Историческое сознание в русской литературе первой трети ХХ века: типология. Поэтика: дис. ... докт. филол. наук. М., 1999. 328 с.

178. Тынянов Ю. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. 574 с.

179. Тюпа В. И. Дискурсные формации: Очерки по компаративной риторике. М.: Языки славянской культуры, 2010. 320 с.

180. Урбан А. А. Автодокументальная проза // Звезда. 1970. № 10. С. 193-204.

181. Франк С. Л. Биография П. Б. Струве. Нью-Йорк: изд-во им. Чехова, 1956. 236 с.

182. Целкова Л. Н. Романы Владимира Набокова и русская литературная традиция. М., 2011. 231 с.

183. Целкова Л. Н. Традиции русской прозы XIX века в романах Владимира Набокова 20 - 30-х гг. и в романе "Лолита: дис. ... докт. филол. наук. М., 2001. 429 с.

184. Чагин А. И. Расколотая лира. Россия и зарубежье: судьбы русской поэзии в 1920-1930-е годы. М., 1998. 269 с.

185. Шайтанов И. «Непроявленный жанр», или Заметки о мемуарной форме // Вопросы литературы. 1979. № 2. С. 50-77.

186. Шайтанов И.О. Как было и как вспомнилось (Современная автобиографическая и мемуарная проза) // Знание. Серия «Литература», 1981. № 7)

187. Шестов Л. И. На Страшном Суде // Шестов, Л. Сочинения. Том 2. М.: Наука, 1993. С. 98-150.

188. Шешуков С. И. Неистовые ревнители : из истории литературной борьбы 20-х годов. М.: МПГУ : Прометей, 2013. 332 с.

189. Штейникова Н. В. Жанр литературного портрета в творчестве В. Ходасевича. Дисс. ... канд. филол. наук. Астрахать, 2006. 194 с.

190. Шубинский В. И. Владислав Ходасевич. М., 2012. 523 с.

191. Яковлева Н. «Человеческий документ»: история одного понятия. Хельсинки, 2012. 208 с.

192. Emigrantica: периодические издания русского зарубежья, вопросы источниковедческой критики. СПб.: Издательство СПбГУ, 2012. 471 с.

Работы на иностранных языках

193. Autobiographical statements in twentieth-century Russian literature / edited by Jane Gary Harris. Princeton: Princeton University Press, 1990. 287 pp.

194. Barrett John Maden.Rhe Autobiographer's art - the journal of Aestetic and Art Criticism, 27 Winter, 1968 р. 215.

195. Burke P. Representations of the Self from Petrach to Descartes // Rewriting the Self. Histories from the Middle Ages to the Present. London, 1997. P. 21-24.

196. Buxhoeveden S. Life and Tragedy of Alexandra Feodorovna. London: Longmans, Green & Co., 1928. 360 pp.

197. Buxhoeveden S. Before the Storm. London: Macmillan & Company, 1938.331 pp.

198. Clarke W. The Lost Fortune of the Tsars. London: St. Martin's Griffin, 1995, 336 pp.

199. Chr. von Braun. Nicht Ich: Logik, Luege, Libido. Frankfurt am Main. 1990. 487 p.

200. Dekker R. Egodocuments in the Netherlands from the sixteenth to the nineteenth century // Dutch Crossing: Journal of Low Countries Studies. Vol. 23. No. 2. London, 1999. P. 255-285.

201. Dekker R. M. Jacques Presser's heritage. Egodocuments in the study of history // Memoria y Civilización. Anuario de Historia. 2002. № 5. P. 13-37.

202. Dossier de presse / Livak L. Studio Franco-Russe: 1929-1931. Toronto, 2005. P. 555-586.

203. Foster L. Bibliography of Russian émigré literature, 1918-1968. G.K. Hall, 1970. 1374 pp.

204. How it was done in Paris: Russian émigré literature and French modernism / by Leonid Livak. The University of Wisconsin Press, 2003. P. 5-11.

205. Karlinsky S. In Search of Poplavsky: A Collage // The Bitter Air of Exile: Russian Writers in the West 1922-1972. University of California Press, 1977. P. 311-333.

206. Kerensky A. F. La révolution russe 1917. Paris: Payot, 1928. 399 pp.

207. Krusenstern von B. Was sind Selbstzeugnisse? Begriffskritische und quellenkundliche Überlegungen anhand von Beispielen aus dem 17. Jahrhundert // Historische Anthropologie. Kultur. Gesellschaft. Alltag, 2. 1994. S. 462-471.

208. Schulze W. Ego-Dokumente: Annäherung an den Menschen in der Geschichte. Berlin, 1996. 348 s.

209. Tomasziwskyj J. Vozrozhdenie: a Russian periodical abroad and its contributors. Thesis (Ph.D. in Russian). Nashville, 1974. 272 pp.

210. Zirin M. "A particle of our soul": prerevolutionary autobiography by Russian women writers // A History of Women's Writing in Russia / edited by Adele Marie Barker and Jehanne M Gheith. Cambridge University Press, 2002. P. 100-122.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.