Поэтика ментального в лирике Н.М. Рубцова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Нечаев, Виктор Николаевич

  • Нечаев, Виктор Николаевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 170
Нечаев, Виктор Николаевич. Поэтика ментального в лирике Н.М. Рубцова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Тамбов. 2006. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Нечаев, Виктор Николаевич

Введение.

ГЛАВА I. Мироощущение Н.М. Рубцова: духовно-культурная парадигма.

1.1. Соборность, русская идея, почвенничество.

1.2. «Тихая» лирика.

ГЛАВА II. Архетипическое и индивидуальное в лирике поэта.

2.1. Мотив дороги и судьбы.

2.2. Образ дома и бездомья.

2.3. Душа и её поэтическое воплощение.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика ментального в лирике Н.М. Рубцова»

Начало XXI века отмечено возрождением полемики о путях развития России, о сохранении и возрождении национального самосознания и культуры.

Предметом изучения все чаще становится духовный опыт народа, запечатленный в лучших образцах отечественной словесности. Мироощущение, миропонимание, мирочувствование различных поколений русских людей может быть рассмотрено через категорию ментального, так как характер, привычки, обыденное сознание простого человека могут помочь составить представление о народе в целом.

Наиболее богатый материал для изучения эмоционально-психологической составляющей русского менталитета дает поэзия второй половины XX века, так как социокультурная ситуация середины 50-60-х гг. способствовала возрождению интереса к человеку, его внутреннему миру и взаимоотношениям с окружающей действительностью.

Одним из наиболее ярких художников этих лет стал Николай Михайлович Рубцов, в творчестве которого органично соединились национальная культурная традиция и духовные искания человека второй половины XX века.

К творчеству Рубцова отечественные исследователи обратились в начале семидесятых годов. По мнению А.Пикача, «Именно в 70-е годы мало-помалу начинается подлинное открытие Рубцова, в стороне от концептуальных построений и дискуссий» [205: 93].

В 1972 году в альманахе «День поэзии» появилась статья М.Лобанова «Стихия ветра», а в 1976 году первая книга, написанная В.В.Кожиновым,-«Николай Рубцов: Заметки о жизни и творчестве поэта». Кожинов в своей книге дал не просто жизнеописание поэта, он первым заговорил о стихии света в стихах Рубцова, отметил «глубокую патриотическую сущность его поэзии» [126: 72]. Вслед за Лобановым, Кожинов широко и более точно сказал о стихии ветра, отмечая при этом ветровые и световые зачины, которые, по мнению литературоведа, играет важную роль в поэзии Рубцова.

Кожинову удалось выявить «художественную ценность его {Рубцова -прим. мое В.Н.) наследия, ту ценность, благодаря которой лучшие стихи Николая Рубцова останутся в истории великой русской поэзии» [126: 85]. Сказанные 30 лет назад слова обрели в настоящее время свою былую мощь.

В 1977 году вышла статья А. Пикача «Я люблю судьбу свою.». Автор систематизирует вышедшие ранее работы о Рубцове, давая при этом положительную оценку написанному.

80-е годы в изучении творчества Рубцова прошли под знаком выхода в свет следующих диссертаций: А.В. Науменко «Проблемы развития русской советской поэзии 60-х годов и творчество Н.М. Рубцова» (1984); Т.И. Подкорытовой «Лирика Николая Рубцова и художественные писания советской литературы в 60-е-70-е годы» (1987); И.Л. Ефремовой «Поэзия Николая Рубцова, вопросы жанра и стиля» (1987); М.В. Кудрявцева «Образно-речевая система поэзии Н.Рубцова» (1988). В работах Науменко и Подкорытовой творчество Рубцова рассматривается в контексте советской литературы 60-х-70-х годов. Кудрявцев в своей диссертации выявляет специфику семантики образно-речевых средств Рубцова. Этим диссертантом были предприняты попытки изучения творчества Рубцова в лингвистическом аспекте. Впервые Ефремова в своей диссертации затрагивает изучение жанро-стилевого своеобразия лирики Рубцова, отмечая при этом огромную роль элегических мотивов. Как утверждает автор, именно на них базируется все творчество Рубцова.

Первые диссертации дали большой задел для развития рубцововедения. Вторая книга о Рубцове «Искреннее слово» написана В.А. Оботуровым. Она рассказывает о жизненном и творческом пути молодого поэта, службе на

Северном флоте, учёбе в институте и о последних годах жизни поэта. В двух последних главах Оботуров анализирует лирику Н. Рубцова, выделяя мотивы Родины и дороги.

В 90-е годы продолжается изучение творчества Рубцова. В эти годы ярким исследователем стал В.Н.Бараков, его кандидатская диссертация «Творчество Н. Рубцова и идейно-эстетические искания в советской поэзии 60-80-х годов»(1991) позволила говорить о народности в поэзии Рубцова. В своей докторской диссертации «Почвенное» направление в русской поэзии второй половины XX века: (Типология и эволюция)» (1998) Бараков смог в сравнительных таблицах раскрыть значение основных образов-символов Рубцова, подсчитав при этом частоту употребления каждого символа в стихах поэта. В 1996 году выходит работа Е.В. Ивановой «Традиции и новаторство в поэзии Н.М.Рубцова», где диссертант проводит анализ стихотворений Ф. Тютчева и А. Фета, находя их традиции в поэзии Рубцова. «Как и у Тютчева, природа у Рубцова выполняет функцию гармонизирующего начала» [104: 72]. Прослеживая определенные традиции, Иванова установила связь поэзии поэтов XIX века с творчеством Рубцова, подчеркнув при этом принадлежность Рубцова к классической традиции.

В начале нового тысячелетия появляются диссертации JI.B. Тимашовой «Эстетико-нравственное своеобразие и актуальность поэзии Н.Рубцова» (2004) и А.Ю. Кирова «Лирический роман в поэзии Николая Михайловича Рубцова» (2004). В работе Тимашовой примечательно то, что автор обращает внимание на актуальность изучения поэзии Рубцова в школе, говорит о том, что имя Рубцова стало более часто появляться на слуху, а молодежь может ответить на вопрос: кто такой Н.М.Рубцов? За основу исследования Киров берет фактический материал, то есть книги стихов, составленные поэтом еще при жизни.

В настоящее время в Интернете действует сайт «Душа хранит», на котором можно получить всю необходимую информацию о творчестве и мероприятиях, посвященных поэзии Рубцова.

Из всех приведенных в пример диссертаций можно сделать вывод: каждый исследователь сделал определенный шаг к развитию изучения поэзии Рубцова, избирая новые подходы и аспекты изучения творчества поэта. Это проявилось не только в научных работах, но и в книгах писателей-любителей, не так давно связавших свою судьбу с поэзией Рубцова.

Так в 2005 году вышли книги Н. Старичковой «Наедине с Рубцовым», (о жизни и творчестве поэта) и М. Полётовой «Пусть душа останется чиста»: Николай Рубцов. Малоизвестные факты биографии.». Кроме того, в конце 2005 года вышла книга В. Баракова «Отчизна и воля» написанная к 70-летию поэта. Не смотря на большое количество научно-исследовательских работ, поэзия Рубцова остаётся не изученной до конца. Неслучайно в 2006 году в журнале «Москва» вышла статья В. Баракова «Неизвестные стихотворения и письма Николая Рубцова». Чем дальше исследовательская работа по творчеству поэта продвигается вперед, тем больше творчество Рубцова вызывает вопросов, требующих разрешения.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью анализа поэтики Рубцова, что позволяет выявить особенности проявления национального менталитета в лирике поэта. При этом мироощущение художника рассматривается в контексте национальной духовно-культурной парадигмы. Основополагающим в концепции работы являются понятия «русская идея», «соборность», «почвенничество», «ментальность».

Автор диссертации опирается на трактовки, данные А.В. Гулыгой, И.А. Есауловым, И.Т. Фроловым.

Материалом исследования являются стихотворения Рубцова 50-х -70-х гг., а также воспоминания современников поэта. В задачу автора диссертации не входил монографический анализ образной системы отдельных стихотворений. Основное внимание уделялось выявлению внутритекстовых и подтекстных связей на уровне отдельных образов, мотивов, эволюции лирического героя.

Объект исследования - проявление ментального в творчестве поэта.

Предметом рассмотрения являются архетипическое и индивидуальное в поэзии Рубцова. Оригинальность художественного мышления поэта подтверждается анализом мотивов дороги и судьбы, образа дома и бездомья, образа души и ее поэтического воплощения.

Цель исследования заключается в осмыслении национального своеобразия художественного мышления Рубцова и специфики его восприятия мира.

Целью обусловлены основные задачи работы:

- обозначить основные элементы духовно-культурной парадигмы, повлиявшей на формирование Рубцова - поэта;

- рассмотреть творчество Рубцова в контексте художественно-стилистического течения «тихая» лирика;

- определить наиболее важные образы и мотивы, позволяющие проследить взаимосвязь архетипического и индивидуального в лирике Рубцова;

- выделить черты русской ментальное™, нашедшие наиболее полное воплощение в лирике поэта.

С целью и задачами связан выбор метода исследования, в основе которого использование элементов сравнительно-исторического, структурного, биографического и психологического подходов.

В диссертации выдвигается следующая рабочая гипотеза: Н. Рубцов-поэт обладал ярко выраженным национальным художественным мышлением. Оно складывалось под влиянием литературной классической традиции, вобрало в себя опыт духовного осмысления предназначения России. Рубцов отразил специфику русского национального сознания, обозначив систему духовных приоритетов и ценностей, выразив особенность мироощущения простого русского человека второй половины XX века.

Теоретико-методологическая база исследования основана в трудах русских философов: Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, C.JL Франка, А.Ф. Лосева историков и теоретиков литературы: А.Н. Афанасьева, Д.С. Лихачева, Б.М. Томашевского, В.Н. Топорова, М.М. Бахтина, М.Л. Гаспарова, Г.Д. Гачева, Л.Я. Гинзбург, Б.М. Эйхенбаума, А.Ю. Большаковой. В диссертации учитывались суждения следующих исследователей творчества Рубцова: В.В. Кожинова, В.Н. Баракова, А.В. Науменко, Т.И. Подкорытовой, В.А. Оботурова, Е.В. Ивановой, А.Ю. Кирова, Л.В. Тимашовой и др.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Н. Рубцов является одним их ярких представителей «почвеннического» направления в русской поэзии второй половины XX века. В его творчестве отразились черты соборности и русской идеи как продолжение идей отечественных мыслителей XIX - XX веков.

2. На мироощущение Рубцова оказали влияние его предшественники: Ф. Тютчев, А. Фет, Н. Клюев, А. Блок, С. Есенин, от которых поэт унаследовал литературные традиции, позволяющие с уверенностью говорить о Рубцове как о русском национальном поэте, в сознании которого отражались черты русской ментальности.

3. Полностью раскрыться Рубцову, как поэту, хранящему до последних дней память о родной земле, предках, исторических событиях, помогло художественно-стилистическое течение «тихая» лирика.

4. Поэтика Рубцова органично сочетает архетипическое и индивидуальное. Архетипическое довлеет над индивидуальным, т.к. в судьбе лирического героя отражен исторический и духовный опыт народа. Однако поэтическое воплощение отдельных образов и мотивов получает индивидуальное художественное разрешение, что позволяет говорить об автопсихологичности лирики Рубцова.

5. Центральными образами, позволяющими говорить о поэтике ментального в поэзии Рубцова, являются: дорога, судьба, дом, душа. Контекст словоупотребления в стихотворениях разных лет свидетельствует о лейтмотивном звучании данных образов. Их рассмотрение в системе национальных ценностей дает основание утверждать: Рубцов обогатил традиционную символику, внеся в нее элементы мироощущения человека свого времени.

Научная новизна состоит в попытке анализа поэтики Рубцова через призму категории ментального и определении духовно-культурной парадигмы художественного мира Рубцова.

Теоретическая значимость диссертации заключается в выделении архетипического и индивидуального в мотивном комплексе лирики Рубцова.

Практическое значение работы связано с возможностью использования ее результатов в диссертациях и других научных исследованиях, в лекционных курсах по истории русской литературы XX века, спецкурсах и семинарах для студентов-филологов, в школьном преподавании литературы.

Апробация исследования осуществлялась на ежегодных «Державинских чтениях» в Тамбове (ТГУ им. Г.Р. Державина; 2002, 2003, 2004, 2005), на V Международной конференции «Русское литературоведение на современном этапе» (МГОПУ им. М.А. Шолохова; 2006), на III Рубцовских чтениях в Тотьме (2006), на Всероссийской научной конференции «Живое слово разбудит.» в Липецке (ЛГПУ; 2006). Результаты исследования использовались на лекциях и семинарах для студентов филологов. Основные положения диссертации изложены в 7 публикациях.

Структура работы включает введение, две главы: «Мироощущение Н.М. Рубцова: духовно-культурная парадигма», «Архетипическое и индивидуальное в лирике поэта», заключение. Приложен список использованных источников, состоящий из 310 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Нечаев, Виктор Николаевич

Заключение

Творчество Н. Рубцова оставило заметный след в истории русской литературы второй половины XX века. Вобрав в себя элементы народнопоэтической и классической литературной традиции, поэзия Рубцова стала самобытной и оригинальной. Социокультурные реалии эпохи практически не нашли в ней прямого фактографического отражения. Атмосфера времени воссоздана Рубцовым опосредовано, через мировосприятие и переживания его лирического героя. Картина мира преломляется через его сознание, духовные искания и размышления. Однако пережитые и прочувствованное лирическим героем Рубцова выходит за рамки индивидуального опыта, так как соотносится с судьбой его поколения и народа в целом.

В творчестве Рубцова получили художественное воплощение многие черты русской ментальности: стремление к душевному покою в поисках лучшей доли, милосердие, радушие, неприхотливость в обыденной жизни и другие.

Жизнь самого поэта, образ его лирического героя дают основания утверждать, что в художественном мире поэта воплотилось не только мироощущение человека второй половины XX века, но и элементы национального самосознания. Архетипичность центральных мотивов и образов лирики Рубцова позволяет рассматривать его поэтику в рамках национальной духовно-культурной парадигмы.

В число основополагающих элементов данной парадигмы следует включить понятия: соборность, русская идея, почвенничество. Их синтез определил специфику мироощущения Рубцова, повлияв на формирование поэтического восприятия мира. Говоря об особенностях самосознания русского человека, нельзя обойтись без осмысления системы национальных ценностей.

Соборность, трактуемая как единение людей на основе неких духовных начал, тесно связана в русской культуре с русской идеей и почвенничеством. Размышления об особом пути развития России о ее изначальной высокой духовной миссии, соединенные с любовью к родной земле, почве, определили национальные приоритеты.

Наиболее важными из них могут быть названы: душа, дом, очаг, воля. Не оформленные как строго научные категории, эти понятия включаются в систему ментального, которая характеризует обыденное сознание русского человека. Поэтика ментального в этнокультурном аспекте исследования поэзии Рубцова имеет собственную содержательную форму, которая заключается в символике поэтического мира.

Мировоззрение Рубцова складывалось в недрах культуры русского народа. Главное для почвенников, в их числе и Рубцов, было не потерять связь с землей, за счет чего и жило крестьянство. В поэзии 1960-х годов Рубцов стал самым популярным и известным почвенником. В своих стихах он не показал политическую борьбу, а дал понять, как необходимо избежать грубостей и опрометчивых решений («За все добро расплатимся добром, / За всю любовь расплатимся любовью»).

Задача поэта заключалась в том, чтобы сохранить и приумножить ценности, которые накапливались на протяжении вековой истории. Поэты почвенники своим отношением к почве и судьбе русского народа определили новые подходы и тенденции развития поэзии 60-х годов. Рубцов заявил о себе, прежде всего, как «тихий» лирик. Не случайно главным для него стал мотив памяти, помогающий утверждать, что поэт в своих стихах говорит о вековых устоях, многовековой почве, на которой зародилась наша национальная культура, и глубоко в почву ушел корнями русский менталитет. С помощью мотива памяти он показал связь между разными поколениями, древней Русью и новой Россией, продолжив тем самым традиции Тютчева и Фета, Клюева и Есенина.

В лирике Рубцова черты архетипического и индивидуального получили яркое поэтическое воплощение в мотивах дороги и судьбы, образе дома и бездомья, образе души.

Дорог у Рубцова много, а вот судьба одна. Дорога для Рубцова - это не только путь от дома до заветной цели, но и связь прошлого с настоящим. Судьба наделила Рубцова чувством беспокойства. Он не мог забыть тех дорог и судеб людей, с которыми был знаком.

Один час пути может растянуться на пять из-за непредвиденных обстоятельств. Лирический герой ведёт борьбу со стихией, но он готов на всё, чтобы достичь русского огонька, который сможет его обогреть. Для этого он может «уйти по знакомой тропе», которая, как запасной выход при пожаре, может спасти его от гибели, выиграть лишнюю драгоценную минуту.

Тропка, тропинка, стёжка - эти слова не так уж часто употребимы в поэзии Рубцова, но смысл и значение приобретают огромное. В редкой частоте употребления скрывается таинство в их названии: «тропинка», «тропка», что-то узкое и недлинное.

Жизнь Рубцова была миром больших и малых дорог, и кому, как не ему, лучше было знать, куда ведут эти дороги. Какая судьба ждёт его в дальнейшем? Что день грядущий готовит? Всё это поэт постигал, когда преодолевал эти дороги, пути, перепутья и тропки, стёжки. Безусловно, в его душе таилась тоска по дорогам любимой Вологодчины в тот момент, когда пребывание поэта в столице было долгим. А там не те дороги, не те люди, как на родной земле.

Труден путь лирического героя, когда он в лесу, где перед ним «болотина» и снова «узкие дороги скрещены», которые труднее и труднее преодолевать. Стоит обратить внимание на то, что где возникает опасность, дорога упоминается как «зловещая трасса», «буранная дорога», «над стужею дорог», «о печали пройденных дорог» - все эти дороги своеобразное препятствие для лирического героя, идущего по ним «без опасенья», даже в поздний час. Самая трудная дорога для лирического героя Рубцова - это через лес, она чем-то схожа с дорогой Жигулина, которая «за синей кромкой леса», вьёт петли, пытается оставить путника в природном мире.

Образ дороги в стихах Рубцова перекликается с печалью: «О печали пройденных дорог / Шелестеть остатками волос» или «Были пути мои трудные, трудные. / Где ж вы, печали мои?». Но лирический герой верит в то, что всё изменится на этих дорогах.

В ранних стихах Рубцова показан морской путь, что мы не можем наблюдать в стихах Пушкина, Некрасова, Есенина, Твардовского. В этом мотиве морских дорог скрыты индивидуальные черты изображения дороги. Если у поэтов XIX века дорога ассоциируется с птицей-тройкой, то у Рубцова со странниками. Если Есенин показал при помощи дороги революционные изменения в стране, то в мотиве дороги Рубцов скрыл радость встречи и печаль разлуки.

Дом в поэзии Рубцова - это, прежде всего, изба. Изба в мироощущении Рубцова - это не просто тип жилища - это сокровенный уголок, которого у поэта никогда не было. Его изба показана не с точки зрения крестьянского поэта, а с позиции того, кто был всю жизнь бездомным. Это бездомье и дало волю душе, которая была зажата заборами, как «чинный двор» лирического героя. Если в произведениях Солженицына и Распутина мы видим, что изба умирает, то в поэзии Рубцова она не просто живёт, поэт изолирует её от внешнего мира, как частицу бытия, которой могут нанести вред. Его изба находится «в святой обители природы», возможно, это тот «маленький домик в багряном лесу», в котором «отдыха нет и в помине», кипит работа, идёт подготовка к охоте. Поэтический образ дома ассоциируется в сознании автора с «домиком», лишённым сна, маленьким ребёнком. С помощью избы поэт борется с бездомьем, ставшим тяжёлой ношей и для него. Этого бездомья не было ни у Клюева, ни у Есенина, ни у Шукшина, все они могли возвратиться в дом, в котором родились, а Рубцов не мог, его никто не ждал там.

Образ дома занимает огромное место как в поэзии XX века, так и лирике Н. Рубцова. Изба для Рубцова, как для «славянина была не только домом в обиходном смысле этого слова (жилищем, пристанищем), но и храмом, в котором обитало светлое, дружелюбное божество и совершались ежедневные жертвоприношения и мольбы»[180: 70]. Рубцов показал, насколько важна изба, которая плавно переросла в дом, сама при этом, не став экспонатом. Дом поэта не так красив, как изба Клюева, но зато горница в доме завораживает своей чистотой, в которой кроется свет и простота той русской души, при помощи которой создал свой незабвенно красивый поэтический мир Рубцов. В горнице Рубцова всегда светло от ночной звезды, которая горит не только «над золотом осенним» и «ярким серебром», но для «всех тревожных жителей земли», которые спешат домой, где после любой непогоды их сможет обогреть скромный русский огонёк. «Звезда полей горит не угасая» над дорогой, которая ведет путника к ночлегу, где «светит лампа в избе укромной, / Освещая осенний мрак». Русский огонёк Рубцова освещает не только дом, но и разрушает мрак и ночную тишину, которую обычно прерывает «сонный коростеля крик».

Рубцов в жизни и в поэзии всё переживал душой, стараясь доказать, что человек без души - это не человек и у него нет своего «я». Лирический герой Рубцова схож в душевных переживаниях с самим поэтом. Образ души проходит лейтмотивом во всей поэзии Н.М. Рубцова - начиная с ранних, морских стихов («Минута прощения», «На гулянке», «Весна на море») - до конца творческого пути («Конец», «Дорожная элегия», «Я люблю судьбу свою»).

Для образа души Рубцова характерна воля, так как его лирический герой странник, идущий по широким дорогам или скачущий на коне. Его душа бездомна, и это бездомье, скорее всего, от тоски по воле, по родным просторам, лесам, рекам - по всему, что тревожит и жжёт душу, заставляя при этом чаще биться сердце.

Душе лирического героя, которая бездомна, «по ночам бывает страшно». Иногда она «пуста и темна, как сени» или же как у разбойника Ляли, шорох тревожит душу, заставляя её быть осторожной. Но не всегда грусть в душе лирического героя. Присутствует и весёлый настрой, дарующий ей свет и тепло.

Если душа Есенина потонула в цветовой гамме, то душа лирического героя Рубцова переполнена светом, который неоднократно подчёркивает чистоту души в стихах поэта. Такая душа «хранит всю красоту былых времён», и луч, освещающий её, будто бы идёт издалёка, преодолев сотни тысяч километров, старается не оборвать цепь из кристаллических пылинок, лишь бы только донести весь свет и всю теплоту, предназначенные для души. Все образы поэта живительны за счёт того, что в них есть маленькая частица души. Для их «тела» эта частица так же жизненно необходима, как и для лирического героя.

Стоит обратить внимание и на то, что душа других героев стихов Н. Рубцова (а такие есть - примером могут послужить старик и старуха), тоже светла и чиста.

Душа в поэзии Рубцова также связана с образом ветра, который гонит её как оторванный лист, стараясь прибить в угол, где она может обрести, хотя бы ненадолго, покой.

Иногда снег ассоциируется с чистотой души, покрывая всю землю как черное пятно белым покрывалом, как будто жизнь можно начать с чистого листа, и каждая снежинка - это частица души каждого человека. Чистотой души лирического героя и других героев поэт создал светлый поэтический мир. Конечно же, он хотел, чтобы было так и в настоящем, но сколько раз ему плевали в душу, презирали, многим его лицо было неприятно видеть. Безусловно, душа поэта, как и любого человека, была небезгрешна, нечиста и в оппозицию своей душе он создаёт душу лирического героя, наполненную теплом и светом. Лирический герой хочет сохранить чистоту души до последних дней. Ему хочется остаться с кристально чистою душой, сохранить в ней «святость прежних дней». Он готов день и ночь молиться за свою душу и души других близких ему людей. Готов выдержать любые испытания, питать душу только водой и хлебом, который «сам себя несёт». Он может, говоря словами А. Прасолова, «нести её сквозь годы», что лирический герой и делает, лишь бы только в ней было тепло и свет.

Душа в лирике Рубцова - это архетип, соотносимый с русской религиозной мыслью. Тем не менее, душа в русской религиозной философии - это одна сущность, а в поэзии Рубцова - совсем другая. Лирическому герою поэта знакомы и душевные терзания, и минуты отчаяния, тоски, безысходности и т.д. Душевное настроение лирического героя может быть непостоянным - оно то весёлое, то грустное. Душевное настроение раннего лирического героя более оптимистично, чем зрелого, обратившего свои взгляды на мир.

Душа в лирике Рубцова больше подвергается соблазну и менее набожна, чем у русских религиозных философов, которые стремятся к духовному поиску и самосовершенствованию души. Как констатировал Д. Мережковский, «соединение церкви с миром не состоялось». Так и душа в русской религиозной философии не видела воли, которая характерна для души лирического героя Рубцова и русского человека.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Нечаев, Виктор Николаевич, 2006 год

1. Рубцов, Н.М. Лирика / Н.М. Рубцов. Архангельск, 1965. - 40 с.

2. Рубцов, Н.М. Звезда полей / Н.М. Рубцов. М., 1967. - 110 с.

3. Рубцов, Н.М. Душа хранит / Н.М. Рубцов. Архангельск, 1969. - 95 с.

4. Рубцов, Н.М. Сосен шум / Н.М. Рубцов. М., 1970. - 86 с.

5. Рубцов, Н.М. Зелёные цветы / Н.М. Рубцов. М., 1971. - 143 с.

6. Рубцов, Н.М. Подорожники / Н.М. Рубцов. М., 1976. - 302 с.

7. Рубцов, Н.М. Стихотворения / Н.М. Рубцов. М., 1977. - 239 с.

8. Рубцов, Н.М. Избранное / Н.М. Рубцов. М., 1982. - 319 с.

9. З.Рубцов, Н.М. Неизвестные стихотворения, прозаические отрывки.

10. Заметки / Н.М. Рубцов // Наш современник. 1990. - № 12. - С. 122-130. Н.Рубцов, Н.М. Россия, Русь! Храни себя. / Н.М. Рубцов. - М., 1992. -383 с.

11. Рубцов, Н.М. Русский огонёк / Н.М. Рубцов. Вологда, 1994. - 425 с.

12. Рубцов, Н.М. Последняя осень: Стихотворения, письма, воспоминания современников / Н.М. Рубцов. М., 2000. - 608 с.

13. Рубцов, Н.М. Собрание сочинений: в 3 т. / Н.М. Рубцов. -М., 2000.

14. Рубцов, Н.М. Тихая моя родина: Стихотворения / Н.М. Рубцов. М., 2001. -368 с.

15. Рубцов, Н.М. Я буду долго гнать велосипед: Стихотворения / Н.М. Рубцов. М., 2004. - 346 с.

16. Абрамов, Ф. Чем живём-кормимся / Ф. Абрамов. Л., 1986. - 528 с.

17. Аксимова, Т.М. О поэтической природе народной лирической песни / Т.М. Аксимова. Саратов, 1966. - 170 с.

18. Аксючиц, В. Бог и Отечество формула Русской идеи / В. Аксючиц // Москва.- 1983.-№10.-С. 120-127.

19. Аннинский, JI.A. Локти и крылья. / Л.А. Аннинский. М., 1989. - 315 с.

20. Аристотель. О душе / Аристотель. М., 1937. - 160 с.

21. Астафьев, В.П. Затеей / В.П. Астафьев. // Роман-газета. 2002. - № 5.

22. Афанасьев, А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3 т. / А.Н. Афанасьев. М., 1995.

23. Афанасьев, А.Н. Древо жизни: Избранные статьи / А.Н. Афанасьев. М., 1982.-464 с.

24. Багров, С.П. Россия, родина, Рубцов / С.П. Багров. Вологда, 2005. -272 с.

25. Базанов, В.Г. Есенин и крестьянская Россия / В.Г. Базанов. Л., 1982. -303 с.

26. Барабаш, Ю. О народности / Ю. Барабаш. М., 1970. - 368 с.

27. Бараков, В.Н. О народности поэзии Николая Рубцова: Лирика Н. Рубцова и символика русской народной песни / В.Н. Бараков // Лит. в шк. — 1991. — № 3. С. 60-68.

28. Бараков, В.Н. Творчество Н. Рубцова и идейно-эстетические искания в советской поэзии 60-80-х годов: дис. канд. филол. наук: 10.01.01. / В.Н. Бараков.-М., 1991,- 170 с.

29. Бараков, В.Н. Лирика Николая Рубцова (опыт сравнительно-типологического анализа): уч. пособ. по спецкурсу/ В.Н. Бараков. -Вологда, 1993.-99 с.

30. Бараков, В.Н. «И не она от нас зависит.»: Заметки и размышления о поэзии Н. Рубцова: Пособ. по спецкурсу / В.Н. Бараков. М., Вологда, 1995.-40 с.

31. Бараков, В.Н. Почвенное направление в русской поэзии второй половины XX века: типология и эволюция: дис. докт. филол. наук: 10.01.01. / В.Н. Бараков.-М., 1998.-470 с.

32. Бараков, В.Н. Виктор Астафьев и Николай Рубцов / В.Н.Бараков // Москва. 2004. - № 5. - С. 211-214.

33. Бараков, В.Н. Почвенное направление в русской поэзии второй половины XX века: типология и эволюция / В.Н. Бараков. Вологда, 2004. - 268 с.

34. Бараков, В.Н. Отчизна и воля: Книга о поэзии Николая Рубцова / В.Н. Бараков. Вологда, 2005. - 168 с.

35. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М., 1986. -2-е изд. - 445 с.

36. Белинский, В.Г. Собрание сочинений: в 13 т. Т. 10. Статьи и рецензии / В.Г Белинский. М., 1956. - 474 с.41 .Белков, B.C. Неодинокая звезда / B.C. Белков. М., 1989. - 48 с.

37. Белков, B.C. Повесть о Вологде / B.C. Белков. Вологда, 1991. - 95 с.

38. Белков, B.C. Жизнь Рубцова / B.C. Белков. Вологда, 1993. - 96 с.

39. Белов, В.Н. Лад: очерки о народной эстетике / В.Н. Белов. М., 1989. -350 с.

40. Белов В.И. Из пепла. / В.И. Белов // Наш современник.-1991.-№4. С. 4-9.

41. Белов, В.И Бобришный угор / В.И. Белов // Привычное дело: Повести, рассказы. М., 2005.- 864 с.

42. Бердяев, Н.А. Судьба России / Н.А. Бердяев. М., 1990. - 346 с.

43. Большакова, А.Ю. Нация и менталитет: феномен «деревенской прозы» XX века / А.Ю. Большакова. М., 2000. - 132 с.

44. Васильев, В. Из почвы нашей, из народного духа, из народных начал / В. Васильев // Москва. 1995. - №3. - С. 131-136.

45. Верхейл, К. Кальвинизм, поэзия и живопись / К. Верхейл // Звезда. 1991. - № 8. - С. 195-198.

46. Верхейл, К. Тишина русской лирики / К. Верхейл // Иностр. литер. 1991. -№ 3. - С. 49-251.

47. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. М., 1989. -406 с.

48. Виноградов, В.В. Избранные труды. (Поэтика русской литературы) / В.В. Виноградов. М., 1976. 511 с.

49. Винокурова, И. Замечательный лирик Н. / И. Винокурова // Октябрь. -1988,-№7.-С. 189.

50. Винонен, Р.И. Чувство пути /Р.И. Винонен. -М., 1981.-368 с.

51. Воспоминая о Николае Рубцове. Вологда, 1994. - 426 с.

52. Высоцкий, B.C. Я не люблю.: Песни, стихотворения / B.C. Высоцкий. -М., 1998.-480 с.

53. Выходцев П.С. и др. История русской советской литературы / П.С. Выходцев. М., 1986. - 630 с.

54. Гаспаров, МЛ. Очерк истории русского стиха / M.JI. Гаспаров. M.-JL, 1984.-319 с.

55. Гаспаров, МЛ. Голос культурной традиции / M.JI. Гаспаров // Вопр. лит. -1991.-№ 11-12. -С. 181.

56. Гаспаров, МЛ. Избранные труды: в 3 т. Т. 2. О стихах / M.J1. Гаспаров. -М, 1992.-501 с.

57. Гачев, Г.Д. Российская ментальность (материалы «Круглого стола»). / Г.Д. Гачев // Вопр. филос. 1994. - № 1. - С. 25-29.

58. Гвоздиковская, Т.С. Стилевые искания в советской лирической поэзии конца 50-60-х годов: дис. канд. филол. наук: 10.01.01/ Т.С. Гвоздиковская. Фрунзе, 1980. - 175 с.

59. Герасимова, Н.Н. Слово душа в лирике Николая Рубцова. / Н.Н. Герасимова // Рус. яз. в школе. 2003. - № 10. - С. 67-70.

60. Герман, А. «.Над золотом осенним.» / А.Герман // Слово. 1996. - № 1-2.-С. 11-13.

61. Герцен, А.И. Собрание сочинений: в 9т. Т. 9. Дневник 1842-1845.-Письма/ А.И. Герцен. М., 1994.- 755 с.

62. Гинзбург, Л.Я. О литературном герое / Л.Я. Гинзбург. Л., 1979. - 224 с.

63. Гинзбург, Л.Я. О лирике / Л.Я. Гинзбург. М., 1994. - 408 с.

64. Глушкова, Т. Традиция совесть поэзии / Т. Глушкова. - М., 1987. -411 с.

65. Голубков, М.М. Русская литература XX века: После раскола / М.М. Голубков.- М., 2001. 267с.

66. Горбовский, Г. Долгожданный поэт / Г. Горбовский // Рубцов Н.М. Последняя осень: Стихотворения, письма, воспоминания современников-М., 2000.-608 с.

67. Гринберг, И.Л. Многоликая и единая советская поэзия / И.Л. Гринберг. -М., 1979.-63 с.

68. Гринберг, И.Л. Три грани лирики: Современная баллада, ода и элегия / И.Л. Гринберг. М., 1985. - 397 с.

69. Грошева, Е.Г. Образно-символическая природа ренессансного сознания в психологической интеграции К.Г. Юнга: дис. канд. филол. наук: 10.01.01. / Е.Г. Грошева. СПб., 1995.- 165 с.

70. Гулыга, А.В. Русская идея и её творцы / А.В. Гулыга. М., 1995. - 448 с.

71. Гуревич, П.С. Философия культуры: пособие для вузов / П.С. Гуревич. -М., 1995.-288 с.

72. Гусев, В.И. В середине века. О лирической поэзии 50-х годов. / В.И. Гусев.-М., 1967.-299 с.

73. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль.-СПб., 1999.

74. Два поэта России: О Н. Рубцове и А. Прасолове. // Подъём. 1986. - № 10. -С. 125-134.

75. Дементьев, В.В. Поэты от земли / В.В. Дементьев. М., 1963. - 223 с.81 .Дементьев, В.В. Исповедь земли: Слово о российской поэзии / В.В. Дементьев. М., 1984.-511 с.

76. Добролюбов, Н.А. Избранное / Н.А Добролюбов. М., 1975. - 439 с.

77. Достоевский, Ф.М. Полное собрание сочинений. В 30т. Т. 20. Статьи и заметки / Ф.М. Достоеский. JL, 1980. - 432 с.

78. Дунаев, М.М. Православие и русская литература. Ч. II / М.М. Дунаев. -М., 1996.-316 с.

79. Дунаева, М. Каким он был поэт Рубцов / М. Дунаева // Рос. газета. -2000.- 15 января.-С. 4.

80. Евтушенко, Е. Хлеб сам себя несёт: О поэзии Н. Рубцова / Е. Евтушенко // Талант есть чудо неслучайное. - М., 1980. - С. 142-148.

81. Елесин, В. Русские судьбы: Раздумья над автографами / В. Елесин // Наш современник.- 2001. -№ 10.-С. 147-186.

82. Ермилова, Е. Равнина ждёт полёта / Е. Ермилова // Москва. 1975. - № 6. -С. 214-216.

83. Ермолаева, H.JI. О творчестве Василия Макаровича Шукшина / H.JI. Ермолаева// Лит. в шк -2006-№3-С. 2-7.

84. Есаулов, И.А. Категория соборности в русской литературе / И.А. Есаулов. Петрозаводск, 1995. - 287 с.

85. Есенин, С.А. Ключи Марии / С.А. Есенин // Стихотворения. Поэмы. Статьи.-М., 1998.-704 с.

86. Есенин, С.А. Стихотворения. Поэмы. Статьи / С.А. Есенин М., 1998-704 с.

87. Есенин, С.А. Сочинения: Стихотворения. Поэмы. Проза. Статьи и заметки. Автобиографии разных лет. Письма / С.А. Есенин. М., 2000. -1024 с.

88. Жигулин, А.В. Воронеж. Родина. Любовь. Книга лирики / А.В. Жигулин. -Воронеж, 1982.-350 с.

89. Зуев, Н.Н. Николай Рубцов и национальная поэтическая традиция / Н.Н. Зуев // Лит. в шк. 1996. - № 1. - С. 25-32.

90. Иванов, Ю. Песенная доля / Ю. Иванов // Наш современник. 1975. -№ П.-С. 189-191.

91. Иванов, В.В., Панькин, В.М., Филиппов, А.В. и др. Ещё раз о традиционной поэтической символике / В.В. Иванов, В.М. Панькин, А.В. Филиппов // Рус. яз. в шк. 1978. -№ 3. - С. 63-75.

92. Иванова, Т. «В этой деревне огни не погашены» / Т. Иванова // Книжное обозрение. 1996. - 16 янв. (№ 31). - С. 9.

93. Иванова, Е.В. Традиции и новаторство в поэзии Н.М. Рубцова: дис. канд. филол. наук: 10.01.01./Е.В. Иванова.-М., 1996.- 197 с.

94. Ильин, И.А. О русском народе / И.А. Ильин // Театральная жизнь-1991.-№2.-С.23.

95. Ильин, И.А. Путь духовного обновления / И.А. Ильин. М., 1994472 с.

96. Ильин, И.А. Поющее сердце: Книга тихих созерцаний / И.А. Ильин-М., 2004.-336 с.

97. Ильин, И.А. Основы христианской культуры / И.А. Ильин- СПб., 2005.-352с.

98. Исследования о жизни и творчестве Николая Рубцова: Сборник докладов и сообщений участников научно-практических конференций «Рубцовские чтения» / Отв. ред. С.А. Тихомиров. Вологда, 2005. - 108 с.

99. Истогина, А .Я. «Душа моя чиста» (О творчестве Н. Рубцова) / А.Я. Истогина // Свет слова. Этюды о русской лирике. М., 1987. - С. 32-50.

100. История России с древности до наших дней / Под. ред. М.Н. Зуева М., 1998.- 640 с.

101. История русской советской поэзии 1941-1980-х годов. Л., 1984. -390 с.

102. Каграманов, Ю. О почвенничестве и всемирности / Ю. Каграмов // Знамя. 1990. - № 5. - С. 202-211.

103. Карлущенко, В. Рабочий с Кировского // В. Карлущенко // Лит. газета.- 1978.-№25.-С. 24.

104. Карпавцев, В. Меж двумя январями: О поэте Н. Рубцове. / В. Карпавцев // Коме, правда. 1993. - 10 янв. - С.З

105. Карпов, А. Народна от самых истоков. О народности советской литературы / Карпов А. // Вопр. литер. 1985. -№ 12. - С. 3-19.

106. Карташёва, Н. «Вот я Господи, если никто.» / Карташёва Н. // Наш современник, 1993.-№3.-С. 16-18.

107. Касьянова, К. О русском национальном характере / К, Касьянова. М., 1994.-367 с.

108. Квятковский, А.П. Поэтический словарь / А.П. Квятковский. М., 1966.-376 с.

109. Керимов, В. «Спор. имеет вековую историю» / В. Керимов // Москва.- 1993. -№ 1.-С. 127-129.

110. Кириенко-Малюгин, Ю.И. Николай Рубцов: «И пусть стихов серебряные струны» / Ю.И. Кириенко-Малюгин. М., 2002. - 333 с.

111. Кириенко-Малюгин, Ю.И. Тайна гибели Николая Рубцова / Ю.И. Кириенко-Малюгин. М., 2004. - 175 с.

112. Кириенко-Малюгин, Ю.И. Новая дорога к Рубцову / Ю.И. Кириенко-Малюгин. М., 2005. - 221 с.

113. Киров, А.Ю. Лирический роман в поэзии Николая Михайловича Рубцова: дис. канд. филол. наук: 10.01.01. / А.Ю. Киров. Вологда, 2004.-210 с.

114. Кожинов, В.В. Самородность слова. Заметки о поэзии Н. Рубцова / В.В. Кожинов // Наш современник. 1975. -№ 9. - С. 173-187.

115. Кожинов, В.В. Николай Рубцов: Заметки о жизни и творчестве поэта / В.В. Кожинов. М., 1976. 85 с.

116. Кожинов, В.В. Новое о Николае Рубцов / В.В. Кожинов // Наш современник.- 1997.-№ 1.-С. 188-191.

117. Кожинов, В.В. Николай Рубцов / В.В. Кожинов//Лит. в шк. 2006. -№2.-С. 2-8.

118. Кольцов, А.В. Стихотворения / А.В. Кольцов. М., 1982. - 223 с.

119. Коняев, Н.М. Николай Рубцов / Н.М. Коняев. М., 2001. - 363 с.

120. Коробов, В.И. Василий Шукшин / В.Н. Коробов.- М., 1988. 286 с.

121. Косарева, Л.А. Великая Отечественная война в поэтическом сознании послевоенного поколения: автореф. канд. филол. наук: 10.01.01. / Л.А. Косарева-М., 1986.- 17 с.

122. Косарева, Л. «Через дом прошла разрыв-дорога» / Л. Косарева // Вопр. литер. 1986. - № 2. - С. 79-97.

123. Костомаров, Н.И. Русские нравы (Очерк домашней жизни и нравов русского народа в XVI и XVII столетиях) / Н.И. Костомаров М., 1995. -301 с.

124. Котюков, Л.К. Демоны и бесы Николая Рубцова / Л.К. Котюков. М., 1998.-94 с.

125. Кочетков, В. Века связующая нить / В. Кочетков // Москва. 1972. -№ 1. - С. 201-209.

126. Кравченко, В. «Я умру в крещенские морозы.» / В.Кравченко // Независимая газета. 1994. - 19 янв. - С. 8.

127. Красухин, Г., Кожинов, В. Героический характер или песчинка в мирозданье? / Г. Красухин, В. Кожинов // Лит. газета. 1979. - 21 февр. -С. 5.

128. Кривулин, В. У истоков независимой культуры. (О поэзии конца 1950-х начала 1960-х гг.) / В. Кривулин// Звезда. - 1992. - № 1. - С. 184-188.

129. Крюков, Е. «Оставьте место Божьему огню.» / Е. Крюков // Дружба народов. 1993. -№ 2. - С. 65-70.

130. Кублановский, Ю. Мёртвым не больно / Ю. Кублановский // Новый мир. № 1.-С. 107-116.

131. Кудрявцев, М.В. Образно-речевая система поэзии Н. Рубцова: дис. канд. филол. наук: 10.01.01. / М.В. Кудрявцев. Вильнюс, 1988. - 212 с.

132. Кулаков В. Лирика это то, что требуется. Поэзия «новой волны» /

133. B. Кулаков // Знамя. 1991. - № 12. - С. 222-229.

134. Куняев С.Ю. «.Неизбывный вертоград» / С.Ю. Куняев // Москва. -1980.-№9.-С. 210-214.

135. Куняев, С.Ю. Живая связь времён / С.Ю. Куняев// Октябрь. 1984. - № 12.-С. 203-204.

136. Куняев С.Ю. Поэзия. Судьба. Россия: кн. 1. Русский человек /

137. C.Ю. Куняев. М., 2001. - 430 с.

138. Лавлинский, Л. О «тихой» лирике / Л. Лавлинский // Юность. 1971. -№ 10.-С. 56-61.

139. Лавлинский, Л. Не оставляя линии огня / Л. Лавлинский. М., 1975. -319 с.

140. Лавлинский, Л. Поэт и критик / Л. Лавлинский. М., 1979. - 244 с.

141. Лазарев, В. Долгая память / В. Лазарев // Поэзия российских деревень. -М., 1982.-С. 5-8.

142. Лапченко, А.Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов / А.Ф. Лапченко. Л., 1985. - 136 с.

143. Леонов, Б.А. Героико-патриотическая тема в русской и советской литературе / Б.А. Леонов. М., 1989. - 381 с.

144. Лесная, Г.М. Блоковские традиции в русской советской поэзии 60-70-х годов: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01. / Г.М. Лесная. М., 1988.- 18 с.

145. Липатов, В. «Полюби и жалей.» / В. Липатов // Коме, правда. 1986. -4 янв. -С.5.

146. Липовецкий, М. Патогенез или лечение глухонемоты. Поэты и постмодернизм / М. Липовецкий // Новый мир. 1992. - № 7. - С. 213-223.

147. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. - 752 с.

148. Лихачёв, Д.С. Заметки о русском / Д.С. Лихачёв. М., 1984. - 64 с.

149. Личутин, В. Цепь незримая / В. Личутин // Дружба народов. 1983. -№8.-С. 231-247.

150. Лосев, А.Ф. Знак. Символ. Миф / А.Ф. Лосев. М., 1982. - 480 с.

151. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура / А.Ф. Лосев. М., 1991.-524 с.

152. Лосский, Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. М., 1991. -559 с.

153. Лосский, Н.О. Условия абсолютного добра: Основы эстетики; Характер русского народа / Н.О. Лосский. М., 1991. - 368 с.

154. Лосский, Н.О.Учение о душе и душевных явлениях / Н.О. Лосский// Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция- М. 1999. -400 с.

155. Лотман, Ю.М. Анализ поэтического текста / Ю.М. Лотман. Л., 1972. -271 с.

156. Лотман, Ю.М., Минц, З.Г. Статьи о русской и советской поэзии / Ю.М. Лотман, З.Г. Минц. Таллин, 1989. - 160 с.

157. Лотман, Ю.М. О поэтах и поэзии / Ю.М. Лотман. СПб., 1996. - 846 с.

158. Лурье, С. Свобода последнего слова / С. Лурье // Звезда. 1990. - № 8. -С. 142-146.

159. Маймин, Е. Русская философская поэзия / Е. Маймин. М., 1976. -190 с.

160. Македонов, А. Почва и судьба / А. Македонов // Нева. 1982. - № 3. -С. 156-160.

161. Маковский, М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов / М.М. Маковский. М., 1996. - 416 с.

162. Малюкова, Л.Н. Русская философская лирика: генезис, проблематика, поэтика (1950-1990): автореф. дис. докт. филол. наук: 10.01.01. / Л.Н. Малюкова. Таганрог, 2001. - 35 с.

163. Марченко, А. Что такое серьёзная поэзия? / А. Марченко // Вопр. лит. -1966.-№ 11.-С. 35-55.

164. Марченко, А. М. Поэтический мир Есенина / А. М. Марченко. М., 1989.-304 с.

165. Маслин, М.А. Русская идея / М.А. Маслин. М., 1992. - 404 с.

166. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. М., 1976. -407 с.

167. Михайлов, А.А. Ритмы времени / А.А. Михайлов. М., 1973. - 528 с.

168. Михайлов, А.А. Тайны поэзии / А.А. Михайлов. М., 1980. - 335 с.

169. Михайлов, А.А. Два ключа / А.А. Михайлов. М., 1981.-368 с.

170. Михайлов, А.А. Портреты / А.А. Михайлов. М., 1983. - 384 с.

171. Михайлов, А.И. Пути развития новокрестьянской поэзии / А.И. Михайлов. Л., 1990. - 277 с.

172. Мусатов, В.В. Проблема художественных традиций в современной лирической поэзии 50-х начала 70-х годов: дис. канд. филол. наук: 10.01.01. / В.В. Мусатов.-Л., 1978.-256 с.

173. Мусатов, В.В. Художественные традиции в современной поэзии / В.В. Мусатов Иваново, 1986. - 88 с.

174. Назаров, М. Западники и почвенники, или рассечение двуглавого орла. / М. Назаров // Наш современник 1990. -№ 9. - С. 133-142.

175. Науменко, А.В. Проблема развития русской советской поэзии 60-х годов и творчество Н.М. Рубцова: автореф.канд. филол. наук 10.01.01. / А.В. Науменко- Киев, 1984 22 с.

176. Науменко, А.В. Проблема развития русской советской поэзии 60-х годов и творчество Н.М. Рубцова: дис. канд. филол. наук: 10.01.01. / А.В. Науменко. Киев, 1984. 215 с.

177. Науменко-Порохина, А.В. Русская лирическая поэзия 1960-х 80-х годов. Основные тенденции развития: дис. докт. филол. наук: 10.01.01. / А.В. Науменко-Порохина. - М., 1998. - 375 с.

178. Неженец, Н.И. Поэзия народных традиций / Н.И. Неженец. М., 1988. -208 с.

179. Некрасов, Н.А. Избранное / Н.А. Некрасов. М., 1971. - 231 с.

180. Некрасов, Н.А. Избранное / Н.А. Некрасов. М., 1983. - 400 с.

181. Новиков, В. В Союзе писателей не состоял (писатель Владимир Высоцкий)/В. Новиков.-М., 1991.-220 с.

182. Оботуров, В.А. Искреннее слово / В.А. Оботуров. М., 1987. - 256 с.

183. Оботуров, В.А. Степень родства / В.А. Оботуров. М., 1977. - 206 с.

184. Огнев, А. Русская деревня в жизни и литературе / А. Огнев // Молодая гвардия. 1991. - № 6. - С. 250-264.

185. Онуфриева, Н.И. Пути развития современной поэзии (1960-1990) годы / Н.И. Онуфриева.-М., 1995- 89 с.

186. Осётров, Е.И. Голоса поэтов / Е.И. Осётров. М., 1990. - 336 с.

187. От поэзии «избяного космоса» к письмам из Сибири // Наш современник. 1992.-№5.-С. 164-177.

188. Отражение русской ментальности в языке и речи: Материалы Всероссийской научной конференции (8-9 апреля 2004 года). Липецк, 2004.-445 с.

189. Павловский, А.И. Память и судьба / А.И. Павловский. М., 1982. -367 с.

190. Павловский, А.И. Время и Родина в поэзии Николая Рубцова /

191. A.И. Павловский // Рус. литер. 1986. - № 1. - С. 67-80.

192. Панченко, О. «Не изменяя, изменяться.» / О. Панченко // Октябрь.1990.-№7.-С. 201-204.

193. Панькин, В.М., Филиппов, А.В. Слова-символы в русской поэзии /

194. B.М.Панькин, А.В. Филиппов // Русская речь. 1978. - № 2. - С. 33-39.

195. Передреев, А. Читая русских поэтов / А. Передреев // Октябрь. 1968. -№ 1. - С. 179-192.

196. Передреев, А. Мир, отражённый в душе / А. Передреев // Лебедь у дороги-М., 1990.-С. 348-351.

197. Песков, A.M. Зачем нам нужны «шумы»: Заметки о литературных направлениях / A.M. Песков // Вопр. литер. 1991. - № 11/12.1. C. 311-317.

198. Пикач, А. «Я люблю судьбу свою.». (О поэзии Н. Рубцова) / А. Пикач // Вопр. литер. 1977. - № 9. - С. 92-126.

199. Пикач, А. По границе прошлого с грядущим / А. Пикач // Вопр. литер. -1980.-№8.-С. 3.-37.

200. Пикач, А. Врачуем песнопенье: О стихах, которые не старятся / А. Пикач // Лит. газета. 1990. - 25 апр. - С. 4.

201. Пикач, А. Бездомные стихи (Поэзия-90) / А. Пикач// Лит. обозр.1991.- №2. -С. 19-25.

202. Подкорытова, Т.И. Лирика Николая Рубцова и художественные искания советской литературы в 60-70-е годы: дис. канд. филол. наук: 10.01.01. / Т.И. Подкорытова.-Л., 1987.- 193 с.

203. Подкорытова, Т.И. Лирика Николая Рубцова и художественные искания советской литературы в 60-70-е года: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01. / Т.И. Подкорытова. Л., 1987. - 18 с.

204. Поздняков, А. Путь к поэту / А. Поздняков // Лит. в школе. 1987. - № 2.-С. 11-19.

205. Полётова, М.А. «Пусть душа останется чиста.» Николай Рубцов. Малоизвестные факты биографии / М.А. Полётова. М., 2005. - 200 с.

206. Померанц, Г. Долгая дорога истории / Г. Померанц. // Знамя. 1991. -№ И.-С. 177-198.

207. Попова, Е.В. Ценностный подход в исследовании литературного творчества: монография / Е.В. Попова Владикавказ, 2004. - 256 с.

208. Попова, И.В. Национально-поэтический контекст прозы В. Распутина 1980-1990 годов: дис. канд филол. наук: 10.01.01. / Попова И.В.- Тамбов, 2003.-189 с.

209. Потебня, А.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии / А. А. Потебня. Харьков, 1914. - 243 с.

210. Потебня, А.А. Слово и миф / А.А. Потебня. М., 1989. - 622 с.

211. Потебня, А.А. Теоретическая поэтика / А.А. Потебня. М., 1990. -342 с.

212. Поцепня, Д.М. Образ мира в слове писателя / Д.М. Поцепня. СПб., 1997.-259 с.

213. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность / В.Я. Пропп. М., 1976. -325 с.

214. Пушкин, А.С. Близ дивных берегов: Южная ссылка. Кавказ. / А.С. Пушкин. Ростов-н/Д., 1988. - 254 с.

215. Распутин, В.Г. Изба / В.Г. Распутин // Наш современник. 1999. - № 1.- С. 3-20.

216. Реизов, Б.Г. О литературных направлениях / Б.Г. Реизов // Вопр. литер.- 1957. -№ 1.-С. 87-117.

217. Роднянская, И. Предчувствие нового / И. Роднянская // Новый мир. -1982.-№ 10.-С. 227-237.

218. Розанов, В.В. Мысли о литературе / В.В. Розанов М., 1989 - 315 с.

219. Романов, А. И горькой родины сквозняк / А. Романов // Наш современник. 1996. - № 7. - С. 50-52.

220. Российская ментальность (материалы «круглого стола») // Вопросы философии.- 1994-№ 1.-С. 25-53.

221. Ростовцев, Ю. «Когда приходит поэт.» / Ю. Ростовцев // Аврора. -1977,-№8.-С. 67-69.

222. Русский языческий фольклор: Очерки быта и нравов. М., 1995. -315 с.

223. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. М., 2002. -586 с.

224. Сафонов, В. Его боль / В. Сафонов // Слово. 1991. -№ 1. - С. 45-50.

225. Селезнёв, Ю.И. Мысль чувствующая и живая / Ю.И. Селезнёв. М., 1982.-336 с.

226. Селезнёв, Ю.И. «Но путь далёк.» / Ю.И. Селезнёв // Мысль чувствующая и живая. М., 1982. - 336 с.

227. Селезнёв, Ю.И. Златая цепь / Ю.И. Селезнёв. М., 1985. - 415 с.

228. Селезнёв, Ю.И. Глазами народа / Ю.И. Селезнёв. М., 1986. - 349 с.

229. Сизов, А. По лесам, в окрестностях Ветлуги. / А. Сизов // Север. -1988. -№ 11.-С. 103-110.

230. Сипко, JT.M. Проблема «человек и природа» в русской советской поэзии 60-70-х годов: дис. канд. филол. наук: 10.01.01. / JI.M. Сипко. -Киев, 1987.-216 с.

231. Скатов, Н.Н. Русские поэты природы (Кольцов, Фет, Тютчев) / Н.Н. Скатов. М., 1980. - 64 с.

232. Скатов, Н.Н. Фёдор Тютчев / Н.Н. Скатов // Литература в школе-2003.-№1. С. 7-13.

233. Словарь литературоведческих терминов / Под. ред. Л.И. Тимофеева и С.В. Тураева. М., 1974. - 509 с.

234. Соколов, В.Н. Новые времена: Стихотворения и поэмы / В.Н. Соколов. -М., 1986.-126 с.

235. Соколов, В.Н. Главная тема: мужество быть самим собой / В.Н. Соколов // Дружба народов. 1996,- №9. - С. 218-220.

236. Соколов, В.Н. Белые ветки России: Стихотворения. Поэмы / В.Н. Соколов. М., 2000. - 416 с.

237. Солженицын, А.И. Избранная проза: Рассказы, повести. / А.И. Солженицын. -М., 1990. 703 с.

238. Солженицын, А.И. Публицистика: в 3 т. Т. 1. Статьи и речи / А.И. Солженицын. Ярославль, 1995.-720 с.

239. Солженицын, А.И. Матрёнин двор / А.И. Солженицын // Русская проза XX века.-М., 2003.-620 с.

240. Соловьёв, В. О лирической поэзии / В. Соловьёв // Смысл любви. М., 1982.-С. 85-111.

241. Сорокин, В.В. Благодарение: Поэт о поэтах / В.В. Сорокин. М., 1986.- 302 с.

242. Сохряков, Ю.И. Национальная идея в отечественной публицистике XIX-нач. XX века / Ю.И. Сохряков.- М., 2000,- 256 с.

243. Старичкова, Н.А. Наедине с Рубцовым / Н.А. Старичкова. СПб., 2004. -320 с.

244. Сурганов, Вс. Человек на земле / Вс. Сурганов. М., 1985. - 624 с.

245. Суханов, И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений / И.В. Суханов. М., 1976. - 216 с.

246. Сухоруков, А. Поэзия «новой волны» / А. Сухоруков // Подъём. 1990.- № 1. С. 232-237.

247. Твардовский, А.Т. Василий Тёркин / А.Т. Твардовский. М., 1990. -254 с.

248. Твардовский, А.Т. Избранные произведения: в 3 т. Т. 3 Проза / А.Т. Твардовский. М., 1990. - 526 с.

249. Твардовский, А.Т. Василий Тёркин. Тёркин на том свете. Стихотворения / А.Т. Твардовский М., 2004 - 346 с.

250. Тимофеев, Л.И. Слово в стихе / Л.И. Тимофеев. М., 1982. - 344 с.

251. Томашевский, Б.В. Теория литературы / Б.В. Томашевский. М., 1999. -334 с.

252. Топорков, А.А. Теория мифа в русской филологической науке XIX века / А.А. Топорков. -М., 1997. 320 с.

253. Топоров, В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследование в области мифологического. Избранное / В.Н. Топоров. М., 1995. - 621 с.

254. Троицкий, Е.С. Что такое русская соборность? / Е.С. Троицкий М., 1993.- 104 с.

255. Трунин, А.В. Диалог художественных миров: Николай Рубцов и Виктор Попков / А.В. Трунин // Уроки литературы. 2001. - № 3. -С. 4-8.

256. Укачин, Б. Гори, сияй, звезда полей / Б. Укачин // Сибирские огни. -1984.-№2.-С. 163-168.

257. Урбан, А. Видать то, что за стихами / А. Урбан // Лит. обозр. 1979. -№11-С. 32-37.

258. Уэллек, Р., Уоррен, О. Теория литературы / Р. Уэллек, О. Уоррен. М., 1978.-325 с.

259. Фаликов, И. «Он идёт мимоходом в собственном льду» / И. Фаликов // Лит. газета. 1997. - 21 мая. - С. 11.

260. Федоров, И. «И находил он в отраве отраду.» / И. Фёдоров // Лит. учёба. 1982. -№ 2. - С. 92-105.

261. Филиппов, Г. О лирике наших дней / Г. Филиппов / В середине семидесятых. Л., 1977. - С. 342-343.

262. Философский словарь / Под. ред. И.Т. Фролова М., 2001 -719 с.

263. Флоренский, П.А. Столб и утверждение истины. М., 1990.-490 с.

264. Флоренский, П.А. Избранные труды по искусству / П.А. Флоренский. -М., 1996.-332 с.

265. Франк, C.J1. Реальность и человек / C.JI. Франк. СПб., 1997. - 317 с.

266. Фрэзер, Д.Д. Золотая ветвь / Д.Д. Фрэзер. М., 1986. - 702 с.

267. Фролов, И.Т. Введение в философию: учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов М., 2004.-623 с.

268. Хализев, В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев.- М., 2000. 398 с.

269. Харкевич, О. Патриотические мотивы в советской лирической поэзии 60-70-х годов и их художественное воплощение: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01./О. Харкевич.-Киев, 1987.-20 с.

270. Хатюшин, В. «Листья этого года» / В. Хатюшин // Молодая гвардия. -1993.-№ 10.-С. 277-280.

271. Хатюшин, В. Кровная связь / В. Хатюшин. М., 1993. - 190 с.

272. Хатюшин, В. О лжепоэтах и русской поэзии / В. Хатюшин // Молодая гвардия. 1993. - № 10. - С. 258-275.

273. Храпченко, М. Типологическое изучение литературы и его принципы / М. Храпченко / Проблемы типологии русского реализма. М. 1969. -С. 8-39.

274. Цыбин, В. Судьба русских поэтов / В. Цыбин // Молодая гвардия. -1997.-№ 1.-С. 216-225.

275. Чабан, Т. Невостребованная поэзия / Т. Чабан // Дружба народов. -1991.-№4.-С. 248-256.

276. Чалмаев, В.А. Откройте русскому человеку русский свет / В.А Чалмаев // Лит. в шк. 2005.- №9.- С. 2-7.

277. Чернец, Л.В. Введение в литературоведение / Л.В. Чернец-2000. -555с.

278. Чернис, Д. «Я очень родину люблю». Заметки о поэтике В. Соколова / Д. Чернис // Вопр. литер. 1979. - № 9. - С. 53-85.

279. Чудакова, М. Возвращение лирики / М. Чудакова // Вопр. литер. -2002.-№3.-С. 15-42.

280. Чупринин, С.И. Сухое пламя / С.И. Чупринин // Новый мир. 1978. -№11.-С. 318-322.

281. Чупринин, С.И. 60-70-е: Волна вслед волне / С.И. Чупринин // Новый мир. 1981. - № 5. - С. 237-248.

282. Чупринин, С.И. Крупным планом / С.И. Чупринин. М., 1983. - 288 с.

283. Чупринин, С.И. Прямая речь / С.И. Чупринин. М., 1988. - 62 с.

284. Чупринин, С.И. Настающее настоящее / С.И. Чупринин. М., 1989. -160 с.

285. Шайтанов, И. В согласии и споре / И. Шайтанов// Лит. учёба. 1979. -№2.-С. 138-142.

286. Шайтанов, И. Преимущественно о тридцатилетних / И. Шайтанов // Вопр. литер. 1986. - № 5. - С. 73-113.

287. Шапошников, Л.Е. Русская религиозная философия XIX XX веков / Л.Е. Шапошников. - Н. Новгород, 1992.-221 с.

288. Шапошников, Л.Е. Философия соборности: Очерки русского самосознания / Л.Е. Шапошников. СПб., 1996. - 199 с.

289. Шилова, К.А. Есенинская реалистическая традиция и поэзия Н. Рубцова / К.А. Шилова // Жанрово-композиционное своеобразие реалистического повествования. Вологда, 1982. - С. 98-115.

290. Шилова, К.А. Традиции Есенина в современной советской поэзии / К.А. Шилова Вологда, 1984 - 87 с.

291. Шилова, К.А. Межжанровые взаимодействия в поэзии Рубцова / К.А. Шилова // Поэтика жанров русской и советской литературы. -Вологда, 1988.-С. 121-135.

292. Шолохов, М.А. Судьба человека / М.А. Шолохов // Рассказы- М., 2004. 620 с.

293. Шорохов, А. Веянье тонкого хлада / А. Шорохов // Лит. газета 2005 — Февраль (№5)С.7.

294. Шукшин, В.М. Вопросы самому себе / В.М. Шукшин. М., 1981. -256 с.

295. Шукшин, В.М. Рассказы. Киноповесть. Повесть для театра. Сказки. Статьи. Рабочие заметки / В.М. Шукшин. Екатеринбург, 1999. - 608 с.

296. Щукин, В.Г. Дом и кров в славянской концепции. Культурологические заметки / В.Г. Щукин// Вопр. философии. 1996. - № 1. - С. 135-146.

297. Эйхенбаум, Б.М. О литературе: Работы ранних лет / Б.М. Эйхенбаум. -М., 1987.-540 с.

298. Эйхенбаум, Б.М. О поэзии / Б.М. Эйхенбаум. М., 1969. - 552 с.

299. Эпштейн, М.Н. Поколение, нашедшее себя / М.Н. Эпштейн / Вопр. литер. 1986. -№ 5. - С. 40-76.

300. Эпштейн, М.Н. Природа, мир, тайник вселенной: Система пейзажных образов в русской поэзии / М.Н. Эпштейн М., 1990. - 302 с.

301. Эпштейн, М.Н. После будущего. О новом сознании в литературе / М.Н. Эпштейн // Знамя. 1991. - № 1. - С. 217-230.

302. Юнг, К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов / К.Г. Юнг. Минск, 2004. -399 с.

303. Якобсон, А. А. Почва и судьба / А. А. Якобсон. Вильнюс, 1992.-350 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.