Поэтика русского верлибра второй половины XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Черникова, Галина Федоровна

  • Черникова, Галина Федоровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, АстраханьАстрахань
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 227
Черникова, Галина Федоровна. Поэтика русского верлибра второй половины XX века: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Астрахань. 2005. 227 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Черникова, Галина Федоровна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I

СВОБОДНЫЙ СТИХ

В МЕДИТАТИВНОЙ ЛИРИКЕ Г. АЙГИ. $ I. Поэтика ранних стихотворений (1954 - 1960).

§3. Медитативное начало. $ 4. Визуальный аспект.

Глава II

СВОБОДНЫЙ СТИХ К. ДЖАНГИРОВА И А. МАКАРОВА-КРОТКОВА: ДИАПАЗОН ПОЭТИКИ.

§ 1. «Чистый» верлибр К. Джангирова. 2. Верлибр с метрическими вкраплениями и переходные метрические формы в поэзии К. Джангирова.

§ 3. «Рефлексивная» лирика А. Макарова-Кроткова. $ 4. Минимализм в свободном стихе А. Макарова-Кроткова.

Глава III

ТИПОЛОГИЯ РУССКОГО ВЕРЛИБРА.

§1. Московская школа верлибра.

§2. Петербургский верлибр.

§3. Разновидности русского верлибра второй половины XXвека.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика русского верлибра второй половины XX века»

В настоящее время наблюдается рост интереса к верлибру как феномену поэзии, свойства и обстоятельства формирования которого до сих пор не имеют однозначной трактовки. Существует множество противоположных точек зрения на эту проблему: от полного отрицания поэтической ценности верлибра до утверждения, что верлибр - самое перспективное течение, процесс становления которого еще не завершен, но принадлежность к поэзии - несомненна. '

Несмотря на давнюю историю, свободный стих или верлибр (франц. vers libre) считается малоизученной областью стиховедения, хотя число поэтов-верлибристов постоянно увеличивается. Верлибр становится весьма заметной частью современного литературного процесса, но его научное понимание нуждается в дальнейшей разработке.

Назревает необходимость всестороннего, объективного исследования поэтики верлибра, и этим обусловлена актуальность данной работы. Предлагаемое исследование ь проводится на материале поэтического творчества верлибристов второй половины XX века (В. Бурича, А. Метса К. Джангирова, А. Макарова-Кроткова, Г. 'Алексеева, Г. Айги и др.), каждый из которых является ярким представителем школы верлибра. Поэзия названных авторов отражает различные тенденции в развитии верлибрической системы стихосложения и, в то же время, имеет общие особенности, характеризующие свободный стих в целом.

Большой вклад в изучение свободного стиха в России внесли статьи и монографии таких исследователей, как Ю.Н. Тынянов, Ю.М. Лотман, А.П. Квятковский, A.JI. Жовтис, Ov Овчаренко, B.C. Баевский, Ю.Б. Орлицкий, долгое время занимавшихся теорией верлибра. Каждый из этих ученых по-своему определяет место верлибра в современной русской поэзии, особенности его поэтики, историю возникновения и принципы классификации. Ни одна из проблем не решена до конца, поэтому важность исследования свободного стиха представляется очевидной.

Изучение свободного стиха в Росрии началось в 20-е годы XX в. Внимание стиховедов в основном сосредоточилось на анализе западного верлибра, находящегося на более высокой стадии развития. Уже тогда концепции ритмической организации свободного стиха заметно отличались друг от друга. Так, В.Я. Брюсов в своем исследовании выделил две разновидности верлибра: «свободные стихи немецкого строя» и «свободные стихи французского строя»1. Он же понимал верлибр как индивидуальную систему стихосложения, которая не подчиняется общим закономерностям. Л.В. Щерба утверждал, что свободный стих состоит «из стихов разного л размера, перемешанных без всякого определенного плана» .

Возникали и более конструктивные теории. Такова идея «изосинтаксизма» В.М. Жирмунского, сыгравшая значительную роль в определении сущности верлибра. Ю. Н. Тынянов, как известно, в противовес другим исследователям выдвинул теорию преобладающей роли графики в свободном стихе, возникшую на основе принципа «единства и тесноты стихового ряда». С его концепцией впоследствии согласился и Ю. М. Лотман, отметив значимость «минус-приемов» в верлибре.

Все эти положения послужили основой для литературоведческих концепций верлибра второй половины XX в. ,В 1960-е годы появляются работы исследователей, пытающихся обосновать собственную теорию организации свободного стиха. Особое значение имеет подход А. П. Квятковского, который отрицал обязательность однородной синтаксической организации верлибра и отмечал наличие в его структуре разностройных речевых рядов, соединённых лишь «некоторыми конструктивными элементами»3. Именно в этом исследователь видел главное отличие свободного стиха от традиционного. Не

1 Брюсов В. Я. Краткий курс науки о стихе. М., 1919. С.118.

2 Щерба Л. В. Фонетика французского языка. М., 1963. С. 76.

3 Квятковский А. Русский свободный стих // Вопросы литературы. 1963. № 12 С.63. со всеми выводами А.П. Квятковского можно согласиться. Отсутствие периодичности повторений и несоизмеримость строк действительно характеризуют свободный стих. Однако конструктивными элементами, положенными в основу верлибра,. исследователь считал все те же ритмические показатели, что и в обычном стихе, а именно: метр, рифму, изотонию, изосиллабизм и т. п., которые «совместно или порознь могут присутствовать в нужной степени среди любых стихов — и строго метрических форм, и свободных форм»4. На наш взгляд, такая точка зрения представляется спорной, поскольку в этом случае свободный стих окажется просто неупорядоченным каноническим стихом. Метр, рифму и другие подобные признаки ритма считать конструктивными элементами свободного стиха невозможно, так как верлибр по своей сути всегда стремится к освобождению от ритмической предсказуемости.

А.П. Квятковский относит к свободному стиху все, что не является традиционным стихом или прозой, различая метрический и дисметрический верлибр. При этом главными признаками, характеризующими метрический верлибр, исследователь считает неравностопность и нестрофичность, а в дисметрическом выделяет интонационные признаки. Такое широкое понимание свободного стиха, основанное на теориях В. Пяста и Г. Шенгели, представляется нам в корне неверным. По мнению Квятковского, верлибром можно считать «Слово о полку Игореве», «Песни западных славян» A.C. Пушкина, четырехударники В. Маяковского, «Горе от ума» А. Грибоедова. Думается, здесь правильнее выделять переходные полиметрические формы, через которые русская поэзия постепенно пришла к свободному стиху.

Несколько позднее теорию свободного стиха А.П. Квятковского разрабатывал и уточнял B.C. Баевский, который предложил считать верлибром наиболее свободную периферию всех существующих типов традиционной поэзии и. ввёл соответствующую типологию: двухсложниковый, трехсложниковый, дольниковый и т.д. верлибр.

4 Квятковский А. Русский свободный стих // Вопросы литературы. 1963. № 12. С.бЗ.

Разнообразные варианты этого подхода довольно часто встречаются в манифестах современных поэтов, утверждающих абсолютную свободу своего стиха, несмотря на очевидную его упорядоченность за счет вполне традиционных средств.

Кроме того, совместно с группой других исследователей, B.C. Баевский определил некоторые отличительные черты свободного стиха5: 1) большой объём стихотворений; 2) почти полное отсутствие «одномоментного переживания в образе», насыщенность .мыслью; 3) логизация наиболее лиричных стихотворений; 4) часто встречающееся сходство с эпосом.

Конечно, почти все эти характеристики сейчас представляются очень спорными, поскольку верлибр "в своем развитии стремится к минимализации стихотворных форм (лучшим доказательством этого является моностих) и «одномоментное переживание в образе» далеко не всегда исключается в свободном стихе. В то же. время насыщенность мыслью, логизация лирического переживания действительно часто характеризует современный верлибр, вбирающий в себя черты афористики и эссе.

В конце статьи B.C. Баевский дает .определение верлибра, полностью отвечающее концепции А.П. Квятковского: «Свободный стих XX в. -«асинтаксический» и «антисинтаксический» тонический стих с неурегулированной тоникой, сйллабикой и акцентным составом.»6.

В целом теория верлибра, обоснованная А.П. Квятковским и развитая B.C. Баевским, является важным этапом в изучении свободного стиха, расширении знаний о нем. Однако многие ее положения представляются спорными и нуждаются в корректировке.

Другой подход к изучению свободшго стиха представлен концепцией A.JI. Жовтиса, в которой четко выделены конструктивные ритмообразующие признаки верлибра, позволяющие причислить его к поэзии.

5 Баевский B.C., Ибраев А.И., Кормилов С.И., Сапогов В Л. К истории русского свободного стиха// Русская литература. 1975. № 3. С.101-102.

6 Там же. С. 102.

Концепция Жовтиса опирается на' исследовательские традиции Е. Поливанова и 3. Черны и заключается в теории «смены мер повтора».

А.Л. Жовтис очень точно указывает на отличие верлибра от традиционной системы стихосложения, говоря о том, что в свободном стихе нет «сквозных» мер повтора. Именно поэтому идея изосинтаксизма Жирмунского представляется ршибочной: верлибр свободен от какой-либо доминанты. Конечно, единичный элемент может доминировать в определённых произведениях, написанных свободным стихом, но это можно отнести к особенностям индивидуального стиля автора.

А.Л. Жовтис делает следующий вывод: «Свободный стих строится на повторении сменяющих одна другую фонетических сущностей разных уровней, причём компонентами повтора в параллельных, корреспондирующих рядах в русской поэзии могут быть фонема, слог, стопа, ударение, клаузула, группа слов и фраза»7.

В зависимости от степени присутствия «смены мер повтора» в свободном стихе исследователь выделяет три вида верлибра: верлибр «правильный», верлибр «неправильный» и «прозовик». «Правильным» верлибром, в отличие от «неправильного», А.Л. Жовтис считает тип стиха, в котором присутствует постоянная смена мер повтора и ни одна из фонетических сущностей не является преобладающей. Для «прозовика», по мнению учёного редко имеющего эстетическую ценность, главной характеристикой становится «графическое членение на строки» и «сильное 0 ударение в последнем слове строки» . «Неправильный» же верлибр А.Л. Жовтис предлагает классифицировать по признаку преобладания той или иной меры повтора (ударения, изосинтаксизма и т. д.). Данный подход представляется более верным, чем типологии верлибра, предложенные А.П. Квятковским или В.С. Баевским, поскольку исследователь рассматривает свободный стих как отдельную систему стихосложения. 1

1 Жовтис А. Границы свободного стиха // Вопросы литературы. 1966. № 5. С.118.

8Там же. С.121.

В литературной теории верлибра 1970-80-х гг. интересны исследования О. Овчаренко, примыкающие к теории Жовтиса. О. Овчаренко определяет свободный стих как одну из «кваликативных систем стихосложения, характеризующуюся нерегламентированной сменой мер повтора»9.

Соглашаясь с определением сущности верлибра А.Л. Жовтиса, О. Овчаренко указывает, что «конструктивными признаками свободного стиха могут быть не только фонетические, но и синтаксические, морфологические, метрические и другие повторы, а также константы смешанного типа»10. Она также замечает, что отличие верлибра от традиционного стиха заключается в непредсказуемости ритма свободного стиха, который может быть предугадан лишь в самой общей форме, как «смена мер повтора».

Можно заметить, что определение верлибра в исследовании О. Овчаренко является более полным и продуктивным, чем у А.Л. Жовтиса, но типология в её работах отсутствует. Различаются только переходные метрические формы, собственно верлибр и свободник, который представляет собой постоянное чередование различных размеров. Примером переходной метрической формы от силлаботоники к верлибру Овчаренко считает стихотворения «Здравствуй! Тысячу раз мой привет тебе, ночь!.» А. Фета и «Жизнь моего приятеля» А. Блока. К свободнику она относит некоторые стихотворения А. Фета, Полонского и др.

По мнению исследователя, постоянная рифма может иметь место в свободном стихе, с чем сложно согласиться. Рифмованное стихотворение теряет непредсказуемость, непосредственность интонации, которые так важны в верлибре.

В целом теорию «смены мер повтора» можно охарактеризовать как довольно значимую для анализа стихотворений, хотя в современном свободном стихе связь между строками более скрыта и часто прослеживается лишь на синтаксическом и лексическом уровнях.

9 Овчаренко О. Русский свободный стих. М., 1984. С.29.

Овчаренко О. К вопросу о типологии свободного стиха // Вопросы литературы. 1979. № 8. С 235.

В настоящее время много сторонников приобрела теория, последователи которой считают, что единственным ритмообразующим признаком свободного стиха является наличие двойной сегментации текста.

В настоящее время наиболее развёрнутой и обоснованной, на наш . взгляд, является теория свободного стиха Ю.Б. Орлицкого. Во многом опираясь на исследования Ю.Н. Тынянова' и Ю.М. Лотмана, Ю.Б. Орлицкий считает ритм самих стихотворных строк универсальным ритмом, создающим двухмерную художественную речь. Поэтому он дает такое определение верлибра: «Верлибром (свободным стихом) называется самостоятельный тип (система) стихосложения, возникающий на определённом этапе развития версификационной культуры, и характеризующийся принципиальным отказом от всех вторичных стихообразующих средств: рифмы, слогового метра, равенства строк по числу слогов и ударений (изосиллабизма и изотонии) и регулярной строфики»11.

Ранее исследователи, как правило, причисляли к верлибру стихотворения русских поэтов конца XVIII — начала XIX вв., начиная с сумароковских переложений псалмов, а также стихотворений Фета,

Добролюбова и раннего Блока. Такие произведения Орлицкий предложил считать «предверлибром». Возникновение же верлибра как такового он относит к началу XX в., когда многие поэты, включая А. Блока, В.

Маяковского и др., пытались экспериментировать со стихотворными формами. Мысль о появлении верлибра как постепенном отказе от всех вторичных стихообразующих -признаков представляется интересной. Она тесно связана с теорией Ю.М. Лотмана о «минус-приемах» в поэзии, которые имеют не меньшее значение в качестве «негативных элементов 1 структуры» . По мнению Ю.Б. Орлицкого, читатель, не знакомый с «традицией рифменного и метрического стиха», не может осознавать верлибр как поэзию, поэтому нельзя считать свободным стихом про

11 Орлицкий Ю. Век русского верлибра // Литературная учёба. 1997. № 5-6. С. 62. пЛотман Ю.М. Анализ поэтического текста: Структура стиха. Л., 1972. С. 31. изведения, созданные до разграничения стиха и прозы (фольклор, сакральные тексты).

В своей типологии свободного стиха Ю.Б. Орлицкий выделяет два подтипа по признаку наличия метра. Это — «чистый» верлибр и верлибр с метрическими вкраплениями», т.е. с отдельными строками, укладывающимися в традиционные размеры. По его мнению, если количество таких строк превышает 15-25%, то это является ПМФ переходной метрической формой).

По признаку жанровых тяготений верлибра исследователь также выделяет два подтипа. Первый характеризуется «ощутимым вторжением эпического начала», сравнительно большим объемом, «перечислительной интонацией» и «индуктивным характером рассуждения». Второй отличается небольшим объемом и распадается на «логический» и «образный». Для него характерны «изображение моментального, единичного переживания (или

11 —. мысли)», «деструктивная форма рассуждения» . Такая классификация форм свободного стиха, на наш взгляд, является правильной, но недостаточно полной, так как не исчерпывает все многообразие верлибра.

Кроме того, Ю. Орлицкий разделяет доэтов-верлибристов на группы по принципу их отношения к свободному стиху: «верлибр как средство» (Н. Рерих, Г. Якубовский), «верлибр как цель» (В. Бурич, А. Мете, В. Куприянов), «верлибр как органическая форма» (К. Некрасова, Г. Айги, Г. Сапгир)14.

Ю.Б. Орлицкий указывает на перекличку верлибра с молитвословным стихом, афористикой, античной и восточной поэзией.

Необходимо заметить, что современные исследователи стали более углубленно заниматься поэтикой верлибра и, особенно, его связью с восточной поэтической традицией. А. Андреев и Ю.Б. Орлицкий пишут о тесном влиянии японской поэзии (хайку и танка) на развитие современного

13 Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. Воронеж, 1991. С. 90.

14 Там же. верлибра. Это влияние проявилось в нечетности строфической композиции, лаконичности высказывания и, самое главное, - в способе изображения окружающего мира, особом его видении. Сходство верлибра и японской поэзии отмечал В. Иванов: «Верлибр — это не просто форма стиха, а способ видеть мир»15. Ю. Орлицкий пишет: «Европейской и русской классической лирике с ее почти обязательной политической или эстетической ангажированностью в восточной классике противостоит простое, порой наивное любование красотой природы и человека, изображаемое обыкновенно как неразрывное, органически спаянное единство»16.

Наверно, именно с такой.позиции и нужно рассматривать особенности поэтики свободного стиха, и главные исследования в данном направлении 1 еще впереди. Можно также согласиться и с высказыванием И.Ю. Виницкого: «.верлибр философичен, он нетрадиционен и потому принципиален, это постоянный поиск форм, адекватных течению самой мысли»17.

На основе приведенных утверждений можно предположить, что свободный стих отличается от традиционного не только формально, но и на более глубоком, философском уровне. В целом же, концепции ученых, охарактеризованные в данной работе, часто противоречат друг другу, что еще раз свидетельствует о .необходимости дальнейшего исследования верлибра как явления.

Наряду с работами, отражающими теоретическое осмысление верлибра, существует ряд публикаций, посвященных творчеству отдельных верлибристов (Г. Айги, Г. Алексееву, А. Драгомощенко и др.), но таких публикаций очень немного, и, как правило, их авторы не раскрывают особенности поэтики верлибра, ограничиваясь общим стиховедческим анализом. Одной из наиболее глубоких с точки зрения понимания специфики свободного стиха представляется статья Ю.Б. Орлицкого «Геннадий

15 Иванов В. Свободный стих как способ видеть мир // Иностранная литература. 1972. № 2. С. 205.

16 Орлицкий Ю. Ориентир-ориенталия // Новое литературное обозрение. 1999. № 39. С. 318.

Алексеев и петербургский верлибр» (1995), в которой с максимальной полнотой обозначены специфические особенности верлибра Г. Алексеева. Необходимо дальнейшее изучение творчества конкретных верлибристов, и данное исследование является одним из этапов на пути решения этой проблемы. 1

Объектом исследования стало поэтическое творчество верлибристов второй половины XX века: Г. Айги, К. Джангирова, А. Макарова-Кроткова и некоторых других авторов этого периода. Верлибрические тексты поэтов, пишущих преимущественно классическим стихом (И. Сельвинского,

К. Симонова, Е. Винокурова, А. Яшина, А. Вознесенского и др.), в исследование не включались.

Предметом исследования являются особенности поэтики русского верлибра второй половины XX века, понимаемой как многоуровневая система художественных принципов, образующих структуру произведения.

На основе анализа стихотворений в данной работе определяется индивидуальная поэтика и специфика творчества каждого из поэтов, включенных в исследование. По словам P.O. Якобсона, «в многообразной символике поэтического произведения мы обнаруживаем постоянные, организующие, цементирующие элементы, являющиеся носителями единства в многочисленных произведениях поэта, элементы, накладывающие на эти

1Я произведения печать человеческой личности» . К проблемам такой поэтики следует отнести: систему тропов в тексте, организацию лирического сюжета, художественное время и пространство, аллитерации и ассонансы, поэтический синтаксис, интертекстуальные связи и т.д. При этом специфическими проблемами поэтики верлибра являются: строфическая организация текста («свободная» строфика), наличие или отсутствие метрических вкраплений, особенности интонации и ритма, визуальное оформление и др. В результате выявляются признаки художественного мира

17 Виницкий И.Ю. Малые верлибры Хлебникова // Хлебниковские чтения. СПб., С. 50.

18Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987. С. 145. поэтов, а также их индивидуальное понимание сущности верлибра, который представляет собой предельно гибкую систему стихосложения.

Анализ будет осуществляться на различных структурных уровнях: фонемном, морфологическом, грамматическом, лексическом, синтаксическом и графическом. Стихотворный текст в данной работе понимается как некая целостность, в которой каждый элемент становится самостоятельно значимым, но в то же время способствует созданию структурного единства произведения.

Цель работы - определение характерных черт поэтики русского верлибра второй половины XX века.

Задачи исследования:

1) выявить элементы поэтического метода указанных авторов, уточнив значимость этих элементов в процессе формирования авторской позиции;

2) определить своеобразие лирического субъекта в творчестве исследуемых авторов;

3) проанализировать важнейшие философско-эстетические основы поэтики верлибра второй половины XX века;

4) охарактеризовать формальные признаки верлибра каждого из исследуемых авторов;

5) предложить типологию русского верлибра второй половины XX века.

Методологической основой работы являются литературоведческие принципы системности и историзма. Особенно значимым представляется системный подход, который предполагает изучение художественного текста как сложной системы отношений структурообразующих элементов.

В диссертации использованы труды Ю.М. Лотмана, в частности его суждение о том, что «подлинное изучение художественного произведения возможно лишь при подходе к произведению как к единой, многоплановой, функционирующей структуре»19. Этот подход видится наиболее

19 Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. С. 26. перспективным, являясь «методологией,' противостоящей и формальному анализу разрозненных приемов, и растворению истории искусства в истории

- 20 политических учении» .

Методологически ценными для диссертационного исследования стали основные подходы к выявлению интертекстуальности в произведении, отраженные в работах постструктуралистов (Ю. Кристевой, Р. Барта, Ж. Женетта, Г. Блума). В данном случае важен обобщенный взгляд на интертекстуальность, подразумевающий, что «новые акты творчества совершаются на языке, в материале, на фоне и по поводу ценностей той литературной традиции, из которой они возникают и которую они имеют

01 * целью обновить» . Поэтому верлибр актуален только на фоне традиционной поэзии, когда он осознается как особая, «финальная» (Ю.Б. Орлицкий) система стихосложения, основанная на отказе от вторичных стихообразуюших признаков.

В исследовании также были использованы принципы анализа художественного текста, разработанные в трудах М.М. Бахтина, К.Ф.

Тарановского, М.Л. Гаспарова, А.К. Жолковского, О.И. Федотова и ряда других исследователей, а также методы классификации и анализа верлибра, предложенные Ю.Б. Орлицким.

Научная новизна предлагаемого исследования заключается в том, что впервые предпринята попытка системного анализа творчества верлибристов второй половины XX века. До настоящего времени не было примеров целостного исследования верлибра этого периода. Особенности поэтики освобожденного» стиха Г. Айги отражены в научных публикациях с недостаточной полнотой: слабо прослеживается суть творческой эволюции поэта, отсутствует глубокий анализ ключевых категорий поэтического языка, не до конца исследован визуальный уровень его стихотворений.

20 Лотман Ю.М. Лекции по структуральной поэтике // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994. С. 24.

21 Жолковский А. К. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994. С. 30.

Творчество многих авторов, представленных в данной работе (В. Бурича, К. Джангирова, А. Метса, А. Макарова-Кроткова, А. Тюрина, Г. Алексеева, В. Земских и др.) до настоящего времени не подвергалось подробному научному анализу.'

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в ней представлена типология верлибра, обозначены основные особенности визуального восприятия верлибрических текстов. Выявлены некоторые особенности функционирования ассоциативной образности. Кроме того, в работе введено понятие сюжетного минимализма, приема «обратной инерции», художественного эффекта интонационной достоверности и эффекта «калейдоскопа».

Практическая ценность данного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованц в вузовских лекционных курсах, спецкурсах и спецсеминарах, посвященных современному литературному процессу и истории русской литературы.

На защиту выносятся следующие положения:

1) Своеобразие поэтического метода В. Бурича, К. Джангирова состоит в использовании предельно масштабных абстрактных категорий («жизнь», «смерть», «время», «вселенная») в сочетании с яркой экспрессивностью лирического высказывания и широким диапазоном интонационных оттенков. Лаконизм лирического высказывания восходит к стилю японской поэзии (хайку и танка), которая стремится наполнить предельно малые поэтические формы максимальным смыслом. Поэзии Вс. Некрасова, И. Ахметьева, А. Макарова-Кроткова свойственны миниатюризм в сочетании с приемами минимализма, элементы концептуальной поэтики, преобладание иронического начала, ассоциативность. Свободный стих Г. Айги, Ю. Милоравы, А. Драгомощенко характеризуется взаимодействием экспрессивности и импрессионизма, некоторым : герметизмом, сложностью синтаксических конструкций и повышенной ассоциативностью образов.

2) Отличительной чертой лирического субъекта верлибрической поэзии является максимально чуткое мироощущение. Самое незначительное явление, мельчайшая бытовая деталь, изменение природного мира способны вызвать богатейшую гамму чувств. Субъект лирического высказывания остро чувствует взаимосвязь человека и вселенной (соотношение микро- и макрокосма), что побуждает его находиться в постоянном, поиске гармонии. Лирический субъект некоторых авторов (Вс. Некрасова, А. Макарова-Кроткова,. А. Тюрина, А. Алехина, Е. Степанова) отличается постмодернистским мировосприятием: под иронической маской скрывается острое чувство одиночества и непонятости. Лирическому герою поэтического творчества Г. Айги присущи такие черты, как растворение в духовном бытии, стремление к иррациональному познанию действительности.

3) Главные философско-эстетические основы мировоззрения верлибристов заключаются в экзистенциальном осознании ценности отдельной личности, понимании человеческого и природного начал как единого целого. Иронически-рефлексивная сущность многих верлибров становится своеобразным художественным воплощением постмодернистской чувствительности. Мировоззренческая сущность медитативной лирики (Г. Айги) реализуется в постоянном диалоге с высшим духовным началом, который актуализируется в категориях «сна», «тишины» и «молчания».

4) Верлибр второй половины XX века характеризуется стремлением к «чистой» форме, но параллельно создаются тексты с метрическими вкраплениями и переходные формы. Свободный стих Г. Айги отличается сложностью и разнообразием ритмических линий без тяготения к определенному ритмическому типу. Поэзия Г. Айги а также некоторые тексты Г. Сапгира, В. Кучерявкина и некоторых других авторов является «мнимым» верлибром, или гетероморфным стихом. Верлибры данного периода имеют повышенный уровень визуальности, что обусловлено использованием авторской пунктуации, различных шрифтов, невербальных компонентов и т.д.

Строфика верлибров каждого, из поэтов отличается многообразием: от монострофоидных построений до объемных полистрофоидных текстов.

5) Несмотря на широкий спектр поэтических воплощений верлибра второй половины XX века, в нем можно выделить определенные разновидности по принципу набора функциональных элементов. В качестве основных подтипов мы выделяем традиционный и авангардный верлибр. Он, в свою очередь, делится на восточный, афористический, ассоциативный, сюжетный, медитативный, минималистский. Кроме того, поэтами создаются синтетические формы, совмещающие несколько разновидностей.

Апробация. Основные положения 'диссертации изложены в восьми публикациях, а также в докладах на итоговых научных конференциях АГУ (Астрахань, апрель 2000; 2001; 2002; 2003, 2004), на межрегиональной научно-практической конференции АОИУУ (Астрахань, апрель 2002, 2003, 2004), Международных Хлебниковских чтениях (Астрахань 2003). Диссертация обсуждалась на заседании кафедры русской литературы XX века Астраханского государственного университета и рекомендована к защите.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной ' литературы, включающего 215 наименований. ' '

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Черникова, Галина Федоровна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование показало, что русская школа верлибра характеризуется разнообразием творческих методов. Подход каждого автора предельно индивидуален. В то же время анализ поэтики русского верлибра второй половины XX века позволяет выявить некоторые закономерности этой системы стихосложения и особенности их реализации в текстах конкретных авторов.

Гетерометричная поэзия Г. Айги представляет собой «мнимый» верлибр. Ранние стихотворения поэта отличает повышенная экспрессивность, герметизм, метафоричность, использование авторской пунктуации. В процессе творческой эволюции формируется медитативная лирика Г. Айги.

Главной особенностью медитативной лирики Айги являются индивидуально-авторский контекст, усиленный сложностью синтаксических конструкций. Поэтика гетероморфного стиха Г. Айги во многом ориентирована на эмоциональное, ассоциативно-образное восприятие, основанное на иррациональном видении окружающего мира. Лирический герой Айги растворен в потоке духовного бытия, находясь в непрерывном диалоге с высшим духовным началом, который проявляется в категориях «тишины», «молчания» и «сна». В результате происходит фиксация наиболее тонких, подсознательных , ощущений, промежуточных состояний человеческой психики. В художественном мире Г. Айги исчезают границы между сном и явью, воображением и реальностью, тишиной и звучащей речью.

Образность поэтической системы Айги во многом обусловлена синтезом экспрессивности и импрессионизма.

Ассоциативность является важнейшим системообразующим фактором поэтики стихотворений Г. Айги, поскольку привычные семантические и логические связи разрушены. Поэт вводит в ткань художественного текста ассоциативные образы, которые активно воздействуют на читательское восприятие. Отсутствие рифмы и метрической урегулированности в сочетании с иррациональным мышлением автора и «размытостью» синтаксических конструкций, порождает особый тип поэтического творчества, определяющий специфику авангардизма Г. Айги.

В свободном стихе Г. Айги оптимально реализуются визуальные возможности верлибрической. системы стихосложения. Особый интерес представляет авторская пунктуация Г. Айги: отказываясь от традиционных знаков препинания, поэт создает собственные правила пунктуации.

Ритмика поэзии Г. Айги отличается предельно широким диапазоном. Интонация произнесения стиха колеблется от распевно-лиричной до резкой и отрывистой. Поэтому творчество Г. Айги можно считать ярким примером использования гетероморфной системы стихосложения.

Главной формальной особенностью свободного стиха мы можем назвать использование «минус-приемов», т.е. намеренный отказ от рифмы, слогового метра, изотонии, изосиллабизма и регулярной строфики.

В творчестве К. Джангирова преобладают миниатюры лирико-философского содержания. Лаконизм лирического высказывания восходит к стилю японской поэзии (хайку и танка), которая стремится наполнить предельно малые поэтические формы максимальным смыслом. Подобная смысловая насыщенность позволяет читателю самостоятельно «дорисовать» картину мира, созданную автором художественного текста.

С традицией японской поэзии связано изображение единства природы и человека и тенденция к отражению взаимопроникновения микро- и макрокосма. В отличие от восточных авторов, К. Джангиров пользуется более масштабными, абстрактными категориями («вечность», «жизнь», «счастье»), что не снижает проникновенности лирического высказывания. Художественное пространство у Джангирова расширяется до невероятных пределов, иногда до размеров Вселенной. Однако лирический герой сохраняет способность видения мельчайших элементов природы.

Своеобразие верлибрического творчества К. Джангирова заключается и в способности автора использовать оригинальные тропы (метафоры осень. смотрящая с неба глазами больного моллюска», «семена нарастающего одиночества», «размагниченность листьев»; эпитеты - «нищие травы», «сугробный смех» и др.). Важно отметить, что в свободном стихе отсутствие рифмы, метрической урегулированности, произвольное графическое членение на строки позволяют с большей свободой использовать поэтические приемы, выражающие творческую индивидуальность автора.

Следуя типологии Ю.Б.; Орлицкого, мы выделили большую группу стихотворений, которые написаны «чистым» верлибром, то есть таким стихом, для которого характерен полный отказ от слогового метра, тонической урегулированности и постоянной рифмы. Кроме того, в поэзии К. Джангирова присутствует верлибр с «метрическими вкраплениями» и переходные метрические формы (ПМФ).

Верлибры Александра Макарова-Кроткова представляют собой синтез приемов минимализма и миниатюризма, который во многом определяет суть творческой индивидуальности этого автора. Лаконизм лирического высказывания сближает поэзию Макарова-Кроткова с верлибром К. Джангирова, ориентированным на традицию классической японской 1 лирики. Минимализм в использовании структурных элементов соответствует поэтической манере конкретистов, особенно Вс. Некрасова, минималистская установка реализуется на различных уровнях: звуковом, лексическом, синтаксическом, пунктуационном. Имеет место сюжетный минимализм, обусловленный фрагментарной композицией текста, введением смысловых пауз.

В отличие от джангировской метафоричности и экспрессивности в поэзии А. Макарова-Кроткова- прослеживается непосредственность речевой интонации, художественная активность разговорного слова.

Постмодернистская направленность лирики А. Макарова-Кроткова реализуется за счет обыгрывания штампов массового сознания, образов классической литературы, бытовых жизненных реалий. Ироническое начало в сочетании с рефлексией является важнейшим структурообразующим принципом поэтики верлибра данного автора.

Образно-ассоциативный план играет важную роль в поэзии А. Макарова-Кроткова. Ассоциации расширяют внетекстовые связи, активизируют читательское восприятие, высвечивают иронический подтекст стихотворений. Нами выявлены основные признаки ассоциативности как структурообразующего принципа поэтики верлибра А. Макарова-Кроткова. Такими признаками являются: «мерцание» образов (столкновение различных ассоциаций, возникающих по поводу одного и того же объекта - «в больнице лица.»), образная фрагментарность («так и ветер.»), трансформация образа («все бы ничего.»), а также использование звукового параллелизма («На даче Вс. Некрасова»).

Свободный стих А. Макарова-Кроткова отличается заметным усилением визуального начала, что проявляется в наличии авторской пунктуации, ненормативном использовании прописных и строчных букв, введении невербальных компонентов и др.

Верлибрическая форма стихосложения используется автором преимущественно в «чистом» виде, что в значительной мере ориентирует читателя на восприятие разговорной речи. I

Результаты сравнения, поэтических систем К. Джангирова и 1

А. Макарова-Кроткова показали, что, несмотря на явные отличия в использовании художественных приемов, в творчестве этих авторов есть определенное сходство. Оно • проявляется в лаконизме художественного высказывания, внимании к мельчайшим (природным - у К. Джангирова и бытовым - у А. Макарова-Кроткова) деталям, нестандартном восприятии окружающего мира.

Как выяснилось в ходе исследования, петербургский верлибр является особой школой русского свободного стиха. Он характеризуется усилением интертекстуального начала, повышенной сюжетностью, частым введением в стихотворный текст топонимических образов Петербурга.

Весь корпус текстов, написанных свободным стихом, делится на две группы: «типичный» свободный стих («чистый» верлибр и верлибр с метрическими вкраплениями) и «мнимый» (переходные метрические формы, безрифменные полиметрические композиции). Подавляющее большинство i текстов, приведенных или упомянутых в диссертации, можно считать неоспоримым верлибром. Однако многие тексты второй группы прочно ассоциируются с верлибром в'восприятии читателя, несмотря на неполное соответствие формальным признакам верлибрической системы стихосложения. Примером является творчество Г. Айги, тексты которого отличаются сложным ритмическим строением и многими исследователями определяются как верлибр.

Переходные метрические формы (тексты, имеющие большое количество метризованных строк) часто встречаются у Вс. Некрасова, К. Джангирова, А. Алехина и тоже, как правило, именуются верлибром.

В ходе анализа выяснилось, что «мнимый» верлибр наделен многими признаками свободного стиха: Поэтому можно сделать вывод, что ПМФ являются верлибром с некоторой долей условности, а полиметрические композиции, лишенные рифмы, относятся к системе, предельно близкой к свободному стиху.

Верлибрическая система стихосложения по своей сути тяготеет к авторской пунктуации (полному или частичному отсутствию знаков 4 препинания) и отказу от заглавных букв в начале каждой строки. Это обусловлено тем, что свободный стих является гибкой формой, подразумевающей авторское членение на строки. Интонационные паузы автоматически определяются вертикальным ритмом строк.

Интонация верлибра способна передать любые оттенки лирического настроя и в полной мере отражает авторскую индивидуальность.

В рамках русской школы «традиционного» верлибра можно выделить три устойчивые тенденции, характеризующие определенные творческие направления: 1) стремление к ясности лирического высказывания, воссоздание естественной разговорной речи (А. Мете, А. Тюрин, В. Куприянов, Г. Алексеев и др.); 2) усиление тропеического начала (К. Джангиров, А. Алехин, Г. Лукьянов, В. Бурич, и др.); 3) поиск новых форм лирического высказывания, обновление поэтического языка (Г. Айги, Ю. Милорава, Вс. Некрасов, А. Драгомощенко, Г. Сапгир и др.). Степень ориентации каждого конкретного^ автора на ту или иную тенденцию зависит от соотношения в его творчестве восточных и западных поэтических традиций, а также от близости к традиционной или авангардной линии.

Нами создана классификация верлибра по принципу набора структурных элементов. В традиционном и авангардном верлибре выделяются «восточный» ' и «западный», «медитативный» и «минималистский» подтипы, а также «сюжетный», «афористический» и «ассоциативный» верлибр, которые также делятся на определенные разновидности. *

Свободный стих является особым видом поэтического творчества, который от поэзии, урегулированной с точки зрения метра и рифмы, отличается не только формально, но и по своей внутренней структуре. Гибкий ритм, передающий" любые оттенки интонации, отсутствие структурного автоматизма позволяют авторам с максимальной точностью отразить суть художественного мира стихотворения. Мощный деавтоматизирующий механизм, заложенный в структуре верлибрической системы стихосложения, обеспечивает повышенную информативность лирического высказывания. Особенности данной системы стихосложения акцентируют внимание реципиента на каждом слове или звуке поэтического текста, и это позволяет провести параллель между формальной стороной и эстетикой свободного стиха. Эстетика верлибра основана на внимании к детали, умении видеть всеобщее в каждом явлении окружающего мира.

В исследовании очерчен основной круг проблем, связанных с изучением поэтики верлибра, й предложен вариант анализа стихотворений, написанных свободным стихом. Конечно, -в рамках диссертации невозможно дать максимально полный срез особенностей поэтики русского верлибра второй половины XX века, подробно охарактеризовать творческий метод каждого из указанных авторов этого периода.

Темой монографического исследования, на наш взгляд, может стать поэзия Вс. Некрасова, Г. Алексеева, В. Бурича и некоторых других верлибристов. Кроме того, :в более подробном изучении нуждается петербургская школа верлибра, пунктирно затронутая в данном исследовании.

Возможно, будет дополнена и уточнена типология русского верлибра, представленная в диссертации, поскольку свободный стих - многогранная, развивающаяся форма, которая подразумевает постоянный творческий поиск и создание новых художественных разновидностей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Черникова, Галина Федоровна, 2005 год

1. Айги Г.Н. Здесь: Избранные стихотворения. М.: Современник, 1991. 287 с.

2. Айги Г. Из книги «Поклон пению» // Дружба народов. 1993. № 10. С. 11-13.

3. Айги Г. Из книги «Поле-Россия» // Дружба народов. 1990. № 8. С. 3-6.

4. Айги Г. Поэзия-как-Молчание: Разрозненные записи к теме // Дружба народов. 1996. № 3. С. 51-58.

5. Айги Г. Продолжение отъезда: Стихотворения и поэмы 1966-1998 гг. М.: ОГИ, 2001. 112 с.

6. Айги Г. Сон-и-Поэзия: Разрозненные заметки // Литературное обозрение. 1998. №5 С. 10-13.

7. Айги Г. Стихи // Дружба народов. 1988: №2. С. 101-105.

8. Айги Г.Н. Теперь всегда снега: Стихи разных лет. 1955-1989. М.: Советский писатель, 1992. 320 с.

9. Айги Г.Н. Тетрадь Вероники: Первое полугодие дочери. М.: Гилея, 1997. 112 с.

10. Алексеев Г.И. Обычный час: Стихи. М.: Современник, 1986. 190 с.

11. Алексеев Г.И. Пригородный пейзаж. Третья книга стихов. Л.: Советский писатель, 1986.117 с.

12. Алехин А. Вопреки предвещаниям птицк М.: Изд-во Русанова, 1994. 160 с.

13. Алехин А.Д. Пиктограммы: Книга стихов. М.: ЗАО «РИК Русанова», 1999. 64 с.

14. Антология русского верлибра / Сост. К. Джангиров. М.: Прометей, 1991. 752 с.

15. Афанасьев П. Верлибр Арбата: Сборник стихов поэтов-верлибристов. М.: Текст-мастер, 1998. 38 с.

16. Белый квадрат: Стихи / Сост. К. Джангиров. М.: Прометей, 1988.318 с.

17. Время икс: Современный русский свободный стих / Сост. К. Джангиров. М.: Прометей, 1989. 607 с. '18,19,20,21.24.27.28,29,30.33,34,35,36,37,

18. Джангиров К. Миниатюры // Порыв: Новые имена: Сборник стихов. М.: Советский писатель. 1989. С. 80-94.

19. Джангиров К.Э. Осенний волк: Книга Тихотворений. М.: Звонница МГ, 1994. 160 с.

20. Джангиров К.Э. Прикосновение: Книга свободных стихов. М.: Советский писатель, 1990.240 с.

21. Джангиров К.Э. Простые числа. М.: Прометей, 1991. 32 с. Джангиров К. Стихи // Литературное обозрение. 1992. № 2. С. 33. Джангиров К. Стихи // Молодая поэзия 89. М.: Советский писатель, 1989. 512 с.

22. Капля росы: Японские пятистишия / Сост. Г.Н. Филатова. М.: Летопись-М, 1999.396 с.

23. Куприянов В.Г. Дайте договорить. М.: МГО СП России, 2002. 109 с.i

24. Куприянов В.Г. Жизнь идет. М.: Советский писатель, 1982. 104 с. Куприянов В.Г. Эхо. М.: Современник, 1988. 160 с.

25. Куприянов В.Г. Лучшие времена: Стихотворения. Верлибры. Переводы. М.: Молодая гвардия, 2003.365 с.

26. Ленинградский верлибр: Антология // Футурум APT: Литературно-художественный журнал. http ://www. futurumart.ru/biblioteka/verslibre.htm.ru/index.html

27. Макаров-Кротков А. Дезертир: Книга стихов. М.: Academia, 1995. 63 с. Макаров-Кротков А. Однажды ночью: Стихи // Октябрь. 1992. № 12. С. 39-41.

28. Макаров-Кротков А. Стихи //Литературное обозрение. 1992. № 9. С.35. Макаров-Кротков А. Стихи // Поэзия: Альманах. Вып. 55. М.: Молодая гвардия, 1990.222 с.

29. Макаров-Кротков А. Стихи // Цирк «Олимп». 1996. № 7. С. 4. Макаров-Кротков А. Стихи Л Цирк «Олимп». 1996. № 13. С. 7. Макаров-Кротков А. Стихи // Юность. 1991. №12. С. 83. Мете A.A. Годовые кольца: Стихи. М.: Автор, 1992.43 с.

30. Мете А. Осколки времени: Стихи // Новый мир. 1991. № 9. С. 110.

31. Мете A.A. Таллиннские камни: Стихи и переводы. М.: Известия, 1989. 105 с.

32. Мирзаев А. Голоса // Арион. 2001. № 3. С. 86.

33. Мирзаев А. Помимо прочего: Стихи. М.: Московский государственный музей В. Сидура, 1996. 16 с.

34. Орлицкий Ю.Б. Верлибры: // Стрелец. 1996. № 2 (78). С. 215-217.

35. Орлицкий Ю.Б. «Засыпая.»: Стихи // Стрелец. 1993. № 1 (71). С. 289-290.

36. Орлицкий Ю.Б. Стихи: 1970-е 1990-е. М.: Московский государственный музей В. Сидура, 1999. 90 с.

37. Орлицкий Ю.Б. Разбегается по лысым холмам.: Стихи // IX Московск. фестиваль свободного стиха: Русский верлибр: Итоги века: Памятник современному состоянию: Стихи участников фестиваля. М.: Музей В. Сидура, 2002. С. 28.

38. Орлицкий Ю.Б. .Особенно зимой.: Стихи //Альманах «Поэзия». 1991. М., 1991. №58. С. 185-186;I

39. Орлицкий Ю.Б. Россия, Моцарт, снег.: Стихи // Арион. 1995. № 2. С. 33.

40. По следам VII Московского фестиваля верлибра. / Сост. Д. Кузьмин. М., 1997. С. 17.

41. Сапгир Г. Московские мифы: Стихи. М.: Прометей, 1989. 144 с.

42. Старый пруд: Классическая поэзия хайку эпохи Эдо / Сост. A.A. Долин. СПб.: Гиперион, 1999. 320 с.

43. Степанов Е. Разные жанры жары: Книга стихотворений. М.: Вест-Консалтинг, 2004. 224 с. ?

44. Фестиваль верлибра // Литературная учеба. 1997. № 5-6. С. 54-68.

45. Шуляк С. Глаза ветра: Книга хайку. СПб.: Геликон Плюс, 2002. 121 с.54.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.