Поэтика трагического в прозе И.С. Шмелёва 1920-х - 1930-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Норина, Наталья Викторовна

  • Норина, Наталья Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Соликамск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 211
Норина, Наталья Викторовна. Поэтика трагического в прозе И.С. Шмелёва 1920-х - 1930-х годов: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. Соликамск. 2012. 211 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Норина, Наталья Викторовна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Теоретические основы трагического

I.1 .Философско-эстетическое осмысление трагического

L2. Концепция трагического в отечественном литературоведении

Выводы по первой главе

ГЛАВА II. Трагическое состояние мира в «эпопее» И. С. Шмелёва

«Солнце мёртвых»

ПЛ. Онтологичность символики образной системы

II. 1.1. Трагическая модель мира

II. 1.2. «Герои» нового времени

II. 1.3. Трагический театр нового времени

II. 1.4. Знаки жизни

11.2. Эйдетические репрезентации концепта "солнце"

11.3. Особенности повествования в «Солнце мертвых»

Выводы по второй главе

ГЛАВА III. Человек в трагическом мире рассказов И. С. Шмелёва

1920-х-1930-х годов

III. 1. Трагедия «бывшего» человека в рассказе «На пеньках»

111.2. Трагедия праведницы в рассказе «Про одну старуху»

111.3. Библейская образность как способ воплощения трагического в

рассказах «Крымского цикла»

Выводы по третьей главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика трагического в прозе И.С. Шмелёва 1920-х - 1930-х годов»

ВВЕДЕНИЕ

Трагический пафос - неотъемлемая черта биографии и творчества Ивана Сергеевича Шмелёва (1873-1950), одного из самых ярких представителей литературы русского зарубежья, отразившего в своем сознании сложности и противоречия трагической эпохи начала XX века. В конце 1920 года единственный сын писателя Сергей, офицер Белой армии, был расстрелян в Феодосии во время «красного террора». Сам писатель чуть не погиб во время крымского голода. «Подавленный кошмаром советчины, умиранием старой России в оцепенении голода, поэт-художник переживал в душе неведомо откуда свалившийся эсхатологический кошмар» и писал свою «самую страшную» (А. Амфитеатров) книгу «Солнце мёртвых» (Париж, 1926)1. Повесть перевели на двенадцать языков, а её автор был выдвинут на Нобелевскую премию. «Солнце мёртвых» появилось в Америке, Англии, Франции и других странах. В Лейденском и Амстердамском университетах творчество И. С. Шмелёва было включено в программу русской литературы известным профессором-славистом Николаем Ван Вийком. И. А. Ильин включил творчество И. С. Шмелёва в курс лекций по русской литературе в Берлинском университете (1932).

Актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что, несмотря на достаточно обширное количество работ об И. С. Шмелёве, категория трагического в его творчестве до сих пор не являлась предметом специального изучения.

Настоящая диссертация посвящена исследованию эмигрантской прозы И. С. Шмелёва 1920-х-1930-х годов, в которой трагическое имеет большую идейно-художественную значимость и является важнейшим эстетическим принципом реалистического воссоздания действительности.

1 Карташев А. В. Религиозный путь И. С. Шмелёва // Памяти Ивана Сергеевича Шмелёва / Сборник под ред. Вл. А. Маевского. - München, 1956. - С. 69.

Писатель, осмысливая трагические противоречия современной ему катастрофической эпохи, стремится средствами и силою своего таланта художественно раскрыть их онтологические, социально-исторические, экзистенциальные истоки. Проза 1920-х - 1930-х годов («Солнце мёртвых», рассказы) остаётся недостаточно изученной ещё и потому, что большинство исследователей ограничивается лишь отдельными аспектами её поэтики, не стремясь к системному видению (не сопрягая в единый идейно-стилевой комплекс «Солнце мёртвых» и примыкающие к нему, продолжающие его рассказы).

Степень научной разработанности проблемы.

Оценки творчества И. С. Шмелёва периода создания им «Солнца мёртвых» неоднозначны. По мнению советской критики, болыпевистско-октябрьская революция политически ослепила Шмелёва, окончательно убив в нём художника: «вопли гражданина стали заглушать мечты и воздыхания поэта», «к тому же, вообще, по её мнению, малоодаренного и незначительного»1. О. Михайлов в своей работе «Страницы русского реализма» вышел за рамки научной этики, назвав «Солнце мёртвых» пасквилем на Октябрьский переворот.

По словам Н. Федорова, «недалеко отошла от советской критики и эмигрантская критика»: отодвигая И. С. Шмелёва за грани истинного искусства, Ив. Тхоржевский, к примеру, «превращает его, по существу, в политического памфлетиста (в беллетристической форме) консервативно-реакционного направления, - что в корне неверно», ибо, как пишет далее автор, «Шмелёв тосковал и скорбел не о свергнутом политическо-государственном строе, а об уничтоженном большевиками укладе жизни, основанном на религии, морали и национальном чувстве». Поэтому-то «так палящ и горяч гнев Шмелёва», а «нервный подъем приобрел черты пламенного обличительного пафоса, с оттенком тона и настроения наших

' Федоров Н. Судьба Шмелёва // Памяти Ивана Сергеевича Шмелёва / Сборник под ред. Вл. А. Маевского. - München, 1956.-С. 121.

плакальщиц (Солнце мертвых, Про одну старуху), показавших наличие народных корней в шмелевском творчестве»1.

За рубежом в духовно-религиозном аспекте творчество И. С. Шмелёва рассматривали И. А. Ильин, Н. К. Кульман, Ю. А. Кутырина, А. Труайя, В. Шрик и др. «"Солнце мёртвых", - отмечал профессор Н. К. Кульман, - книга ужаса и скорби по погибшим ценностям человеческого духа. Для современного мира она звучит призывом: одумайтесь, пока не поздно; поймите, что ваша культура и цивилизация на краю бездонной пропасти» . В русле национальной символики истолковывает заглавие повести «Солнце мёртвых» религиозный философ И. А. Ильин: «...с виду бытовое, крымское, историческое, оно таит в себе религиозную глубину: ибо указывает на Господа, живого в небесах, посылающего людям и жизнь, и смерть, - и на людей, утративших его и омертвевших во всём мире»3.

В 1994 году на русском языке вышла книга американской исследовательницы О. Н. Сорокиной «Московиана. Жизнь и творчество И. Шмелёва» (Издательство «Скифы»)4. Книга содержит уникальные архивные документы, фрагменты из писем и мемуаров. Жизнь и творчество писателя рассматриваются здесь как одно целое, прослеживаются хронологически. Творчество Шмелёва О. Н. Сорокина делит на два периода: до- и после-революционный. Первый был вызван романтической верой писателя в революцию как носительницу обновленной жизни в России. Второй, идеологически противоположный, начался обвинительным актом революции - знаменитым «Солнцем мёртвых» - а завершился апофеозом традиционной Московии в самых

1 Федоров Н. Судьба Шмелёва // Памяти Ивана Сергеевича Шмелёва / Сборник под ред. Вл. А. Маевского. - München, 1956.-С. 124-126.

" Цит. по: Коваленко Ю. И. Иван Шмелев // Москва-Париж: Очерки о русской эмиграции. Профили и силуэты. - М.: Известия, 1991. - С. 24.

Цит. по: Осьминина Е. А. Солнце мёртвых: реальность, миф, символ // Российский литературоведческий журнал. - 1994. - № 4. - С. 116.

4 Сорокина О. Н. Московиана. Жизнь и творчество Ивана Шмелева. - М.: Московский рабочий: Скифы, 1994.-390 с.

оригинальных вещах писателя - его диптихе «Лето Господне» и «Богомолье».

По мере «воскрешения» наследия писателя на родине возрастает научно-исследовательский интерес к его произведениям. Благодаря усилиям Е. А. Осьмининой в издательстве «Русская книга» вышло собрание сочинений И. С. Шмелёва в пяти томах. Ежегодно в Крыму (Алушта) проводятся международные Шмелевские чтения. Различные аспекты жизни и творчества писателя освещены в работах отечественных литературоведов Е. А. Осьмининой, Р. М. Горюновой, М. Г. Смирновой, Л. А. Спиридоновой, А. П. Черникова, Е. Г. Ивченко, С. В. Шешуновой, С. С. Харченко1.

Наибольший интерес у исследователей вызывает эмигрантский период творчества, когда были написаны «Лето Господне» (1927 - 1944), «Богомолье» (1930 - 1931), «Пути небесные» (1935 - 1947) (таковы работы О. Е. Галаниной «Лейтмотив в структуре романа И. С. Шмелёва «Пути небесные», 2006; Л. Е. Зайцевой «Религиозные мотивы в позднем творчестве И. С. Шмелёва, 1927 - 1947 гг.», 1998; М. Ю. Трубицыной «На пути к Лету Господню: Онтология веры в художественной эволюции И. С. Шмелёва», 1998; Э. В. Чумакевич «Духовно-нравственное становление личности героя в дилогии И. С. Шмелёва "Богомолье" и "Лето Господне"», 1993; Д. В. Макарова «Христианские понятия и их художественное воплощение в творчестве И. С. Шмелёва», 2001) .

1 См.: Горюнова Р. М. Жанровая специфика эпопеи И. С. Шмелёва «Солнце мёртвых» // Философские науки. - 1991. - № 4. - С. 25-32, Ивченко Е. Г. Художественные искания И. С. Шмелева: Публицистический аспект: Дис. ... д-ра филол. наук. - Краснодар, 1998. - 340 е., Осьминина Е. А. Проблема творческой эволюции И. С. Шмелева: Дис. ... канд. филол. наук. - М., 1993. - 166 е., Смирнова М. И. С. Шмелев. Молитвы о России. Время и судьба: послесл. // Шмелёв И. Солнце мёртвых: Эпопея. -М.: Скифы, 1991. - С. 179-206,Спиридонова Л. А. Жизнь после смерти (И. Шмелев и С. Сергеев-Ценский) // Шмелевские чтения: Сборник научных трудов. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2002. - С. 3-8, Харченко С. С. Книга рассказов и художественных очерков И. С. Шмелёва периода эмиграции, 20 - 30 гг.: Дис. ... канд. филол. наук. - М., 1997. - 167 е., Черников А. П. Проза И. С. Шмелёва: Концепция мира и человека: Автореферат. - М., 1996. - 40 е., Шешунова С. В. Образ мира в романе И. С. Шмелёва «Няня из Москвы». - Дубна: Междунар. Ун-т природы, общества и человека «Дубна», 2002.

2 См.: Галанина О. Е. Лейтмотив в структуре романа И. С. Шмелева «Пути небесные»: Дис. ... канд. филол. наук. - Ы.Новгород, 2006. - 165 е., Зайцева Л. Е. Религиозные мотивы в позднем творчестве И. С. Шмелева, 1927 - 1947 гг.: Дис. ... канд. филол. наук. - М., 1998. - 157 е., Трубицына М. Ю. На пути к Лету Господню: Онтология веры в художественной эволюции И. С. Шмелева: Дис. ... канд. филол. наук.

В кандидатских диссертациях последних лет применительно к прозе И. С. Шмелёва складывается тенденция трактовать её в терминах богословия и религиозной философии, употребляя, в частности, вслед за М. М. Дунаевым и А. М. Любомудровым, понятие «духовный реализм» (работы А. Г. Сергеевой «"Пути небесные" И. С. Шмелёва как духовный роман»1, 2004; О. В. Селянской «Духовно-аксиологическая парадигма романа И. С. Шмелёва "Пути небесные" в контексте переписки автора с И. А. Ильиным»2, 2004). Т. А. Таянова рассматривает творчество И. С. Шмелёва как феномен религиозного типа художественного сознания3.

Трагический аспект жизни и творчества писателя исследован менее всего. Т. Ф. Куприянова писала о трагическом у И. С. Шмелёва в связи с анализом структурно-семантической организации текста повести «Солнце мёртвых» с опорой на языковые средства выражения4. П. А. Новикова исследовала пространственную организацию этой же повести в контексте проблемы пространства и смерти в европейской литературе XX века5, Выявить формы выражения авторского сознания в повести «Солнце мёртвых» попыталась М. А. Голованева в рамках диссертации «Проблема автора в творчестве И. С. Шмелёва»6 (2002). С романом В. В. Вересаева «В тупике» сравнивает «эпопею» И. С. Шмелёва П. Р. Ибадлаев, акцентируя своё внимание на проблемах интеллигенции и революции, решаемых

- Череповец, 1998. - 151 е., Чумакевич Э. В. Духовно-нравственное становление личности в дилогии И. С. Шмелева «Богомолье» и «Лето Господне»: Дис. ... канд. филол. наук. - Минск, 1993. - 196 е., Макаров Д. В. Христианские понятия и их художественное воплощение в творчестве И. С. Шмелёва: Дис. ... канд. филол. наук. -Ульяновск, 2001. - 194 с.

1 Сергеева А. Г. «Пути небесные» И. С. Шмелёва как духовный роман: Дис. ... канд. филол. наук. - М., 2004.-176 с.

2 Селянская О. В. Духовно-аксиологическая парадигма романа И. С. Шмелёва «Пути небесные» в контексте переписки автора с И. А. Ильиным: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Тамбов, 2004. - 25 с.

3 Таянова Т. А. Творчество Ивана Шмелёва как феномен религиозного типа художественного сознания в русской литературе первой трети XX века: Дис. ... канд. филол. наук. - Магнитогорск, 2000. - 219 с.

4 Куприянова Т. Ф. О некоторых структурных и семантических особенностях эпопеи И. С. Шмелёва «Солнце мёртвых» // И. С. Шмелёв и литературный процесс накануне XXI века / VII Крымские международные Шмелёвские чтения: Сборник материалов научной конференции. - Алушта, 1999. - С. 195-198.

5 Новикова П. А. "Пространство смерти" в европейской литературе XX века: И. Шмелёв, Б. Виан, В. Шаламов, А. Солженицын,®. Ксенакис: Дис. ...канд. филол. наук. - Самара, 2005. - 221 с.

6 Голованева М. А. Проблема автора в творчестве И. С. Шмелёва: Автореферат. - Волгоград, 2002. - 19 с.

каждым из писателей1 (2003). Марина Смирнова посвятила статью «Иван

•л

Сергеевич Шмелёв. Молитвы о России» (1991) истории создания повести, отметив, что «Солнце мёртвых» - трагическая эпопея, в основе которой страшные, кровавые образы захваченного большевиками Крыма. Национальной эпопеей назвала «Солнце мёртвых» Е. А. Осьминина (в статье 1994 года «Солнце мёртвых: реальность, миф, символ»)3, отсылая читателя к исчерпывающему обоснованию этого жанра в статье Р. М. Горюновой «Жанровая специфика эпопеи И. С. Шмелёва «Солнце мёртвых»4 (1991). «Очерково-дневниковой эпопеей», являющей собой «авторский репортаж о трагических событиях XX века, направленных против человека», назвала «Солнце мёртвых» Е. Г. Ивченко - автор диссертации «Художественные искания И. С. Шмелёва (публицистический аспект)»5.

Объект диссертационного исследования - «эпопея» И. С. Шмелёва «Солнце мёртвых» (1923), а также некоторые рассказы 1920-х - 1930-х годов, идейно-художественно примыкающие к ней: «На пеньках» (1924); «Про одну старуху» (1924); «Крест» (1936), «Ентрыга» (1936), «Виноград» (1936) из цикла «Крымские рассказы». Этот ряд произведений И. С. Шмелёва 1920-х — 1930-х годов является наиболее адекватным воплощением специфики трагического в прозе писателя обозначенного периода.

Предмет исследования - авторское понимание трагедийности и его отображение в художественной системе вышеназванных произведений И. С. Шмелёва 1920-х- 1930-х годов.

1 Ибадлаев П. Р. Роман В. В. Вересаева «В тупике» и эпопея И. С. Шмелёва «Солнце мёртвых»: проблематика и поэтика: Дис. ...канд. филол. наук. - Симферополь, 2003. - 178 с.

2 Смирнова М. И. С. Шмелёв. Молитвы о России. Время и судьба: послесл. // Шмелёв И. Солнце мёртвых: Эпопея. - М.: Скифы, 1991.-С. 179-206.

Осьминина Е. А. Солнце мёртвых: реальность, миф, символ // Российский литературоведческий журнал, - 1994,-№4.-С. 114-117.

4 Горюнова Р. М. Жанровая специфика эпопеи И. С. Шмелева «Солнце мёртвых» // Философские науки. -1991.-№4.-С. 25-32.

5 Ивченко Е. Г. Художественные искания И. С. Шмелева: Публицистический аспект: Дис. ... д-ра филол. наук. - Краснодар, 1998.-С. 177.

Цель работы - раскрыть природу трагического в прозе И. С. Шмелёва 1920-х - 1930-х годов в социально-бытовом, онтологическом и экзистенциальном аспектах.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1) в связи с необходимостью всестороннего осмысления авторской концепции трагического в прозе И. С. Шмелёва 1920-х - 1930-х годов рассмотреть различные теоретические подходы к проблеме трагического в философии, эстетике, литературоведении;

2) провести многоаспектный комплексный анализ «эпопеи» «Солнце мёртвых» - центрального произведения И. С. Шмелёва 1920-х годов, художественно воплотившего феномен трагического как важнейшей составляющей миросозерцания писателя и как мирообразующей доминанты его творчества Крымского периода: проанализировать систему образов и мотивов, специфику повествования как важнейшие способы выражения трагического в «эпопее» И. С. Шмелёва;

3) на основе комплексного анализа отдельных рассказов И. С. Шмелёва 1920-х - 1930-х годов выявить специфику авторского воплощения как объективных, так и субъективных аспектов трагического: исследовать характеры и закономерности трагических ситуаций, природу трагических противоречий, феноменологию трагического сознания.

Теоретической и методологической основой исследования послужили фундаментальные исследования, монографии и публикации, прежде всего по философии и эстетике (работы Аристотеля, Ф. В. Шеллинга, Г. В. Ф. Гегеля, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, М. де Унамуно, Л. И. Шестова, А. Ф. Лосева, В. П. Шестакова, Ю. Б. Борева, Д. Д. Среднего, Т. Б. Любимовой и др.), а также труды отечественных литературоведов по проблеме трагического В. Е. Хализева, Г. Н. Поспелова, М. А. Лазаревой, Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпы, С. Н. Бройтмана и др. Диссертация опирается на статьи и монографии И. А. Ильина, Е. А. Осьмининой, А. П.

Черникова, О. Н. Сорокиной и других исследователей, определивших основные принципы анализа художественного мира И. С. Шмелёва.

Для достижения цели и решения поставленных задач в диссертации используются следующие методы: историко-литературный, сравнительно-типологический, с привлечением элементов мифопоэтического, интертекстуального и лингво-поэтического анализа. Эти методы образуют комплексный подход в исследовании материала.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в осмыслении трагического на всех уровнях прозы И. С. Шмелёва 1920-х -1930-х годов - от речевого, стилевого до онтологического и экзистенциального. Впервые в работе раскрывается диалектика двух аспектов трагического - трагического всеобщего и трагического индивидуального, - реализованная в художественной прозе И. С. Шмелёва указанного периода.

Положения, выносимые на защиту.

1. В прозе И. С. Шмелёва Крымского периода реализуется диалектика аспектов трагического всеобщего и трагического индивидуального: трагическое у Шмелёва проявляется не только как способ конструирования авторской картины мира в произведении -трагическому принципу «расщепления» личности отвечает рефлексия героя о мире и месте в нём страдающего и борющегося человека.

2. Центральным произведением И. С. Шмелёва 1920-х годов, художественно воплотившим феномен трагического как важнейшей составляющей миросозерцания писателя и как мирообразующей доминанты его творчества 1920-х гг., является «эпопея» «Солнце мёртвых». По сути, именно здесь максимально проявилась взятая на «пределе» авторская концепция трагического, именно здесь были обозначены основные ракурсы постижения трагического состояния мира и человека в нём.

3. К физическому и духовному уничтожению человека - жертвы хаотического движения Истории - Шмелёв подходит с точки зрения бытийной значимости: в представлении писателя бессмысленное разрушение предметной и природной среды обитания человека, одухотворённой присутствием его неповторимой индивидуальности, равно как и посягательство на уничтожение Духа, грозит гибелью основам

самого мироздания:

4. Созданная И. С. Шмелёвым трагическая картина потрясённого, сорвавшегося с осей мира отмечена присутствием в ней специфической образности. Контрастная пластика образов, данных в трагически напряжённом освещении, выявляет две важнейшие составляющие шмелёвского миросознания. С одной стороны, апокалипсически-абсурдная образность, взятая писателем на пределе, укрупняет трагедию в судьбе России до масштабов Вселенского катастрофического крушения. В этой связи весьма актуальными для предельно выразительной поэтики Шмелёва становятся1 выработанные сюрреализмом (поэтика «ошеломляющего», шокирующего образа) и экспрессионизмом (чрезвычайная резкость и отчётливость выражения) художественные приёмы и способы, рассчитанные на эффект потрясения и сопереживания, влекущие читателя к проживанию катарсиса. С другой стороны, крошечные знаки слабеющего, но не исчезающего гармонического начала мира, выставленные автором в противовес всеобщему разлому и распаду, снимают безысходность происходящего ощутимым присутствием авторского чувства Жизни в её бытийном и личностном плане.

5. Эстетическая форма оксюморона, в которую облекается заглавный образ «Солнца мёртвых», отражает взаимодействие предельных противоположностей: Космоса как духовной упорядоченности живого мира и грозящего уничтожить его кровавого Хаоса российской истории. С одной стороны, лейтмотивный образ-символ солнца связывается И. С. Шмелёвым с апокалипсическими идеями, с другой стороны, в

экстремальной ситуации края бытия автор, чувствуя отсутствие Бога, страстно ищет Его - спасителя мира и души человеческой, гаранта непрерывности духовной жизни («Чаю Воскресения МёртвыхЪ). Образ-символ солнца в «эпопее» сопряжен и с высшей Правдой, и с Душой, и с Христом, и с личностью самого героя-повествователя.

6. Принцип совмещения трагических противоположностей как формообразующий принцип повествования в «Солнце мёртвых» находит своё воплощение на всех уровнях художественной структуры текста вплоть до оксюморонных словосочетаний.

7. Проходя трагический путь испытания веры, герой-интеллектуал Шмелёва причащается «чаше» страдания, которая позволяет ему прийти к осознанию, что только в глубине своего собственного духа человек может найти себе абсолютную опору, способную удержать его над бездной. Превосходство сил хаоса и тьмы, противостоящих человеку, обрекает его на бедствия и мучения, но не может отвратить его от поиска света истины, потому что именно в нём раскрывается, по Шмелёву, истинная нравственная ценность человека.

8. Обращение Шмелёва к христианской символике продиктовано стремлением осмыслить трагическое состояние мира с религиозно-философской точки зрения. Отсюда смысловая сверхнасыщенность лейтмотивных образов, сохраняющих постоянство религиозно-символических значений: крест, чаша, сад, кровь, хлеб, звезда, виноград.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Основные выводы могут послужить базой для дальнейших исследований творческого наследия И. С. Шмелёва. Материал исследования может быть использован при подготовке учебных лекций по истории русской литературы конца XIX - XX веков, литературы русского зарубежья, спецкурсов и спецсеминаров по творчеству И. С, Шмелёва.

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме докладов и сообщений на Международной научной конференции «И. С.

Шмелев и литературный процесс XX - XXI вв.: итоги, проблемы, перспективы» (Алушта, 2001), на Всероссийских (с международным участием) научных конференциях «Лингвистические и эстетические аспекты анализа текста и речи» (Соликамск, 2002; 2004; 2006), на Межрегиональной научно-практической конференции «Образование в культуре и культура I образования» (Пермь, 2003), на семинарских и лекционных занятиях со студентами-филологами Соликамского пединститута.

Структура диссертации определяется общей концепцией исследования. Работа состоит из Введения, трёх глав, Заключения и Списка использованной литературы, включающего 212 наименований.

ГЛАВА I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАГИЧЕСКОГО

Значительный вклад в развитие теории трагического внесли, прежде всего, фундаментальные исследования по философии и эстетике, в которых широко используются такие понятия, как «трагический герой», «трагический конфликт», «трагическая ситуация», «трагическая вина», «трагическая ирония», «катарсис». В их числе работы Аристотеля, Лессинга, Шиллера, Шеллинга, Гегеля и др. Важное место категории трагического уделено в трудах российских ученых А. Ф. Лосева, В. П. Шестакова, М. С. Кагана, Д. Д. Среднего, Т. А. Савиловой и др. Интерес к трагическому как к сугубо эстетической категории представляется недостаточным. В отличие от эстетики, предметом наблюдения которой являются литературно-философские формы объективации трагического, философия обращается к вопросу влияния на человека реального трагизма жизни, через анализ трагического как экзистенциального переживания индивида пытается обнаружить предельные онтологические основания трагического.

1.1. Философско-эстетическое осмысление трагического

Представления о трагическом формировались в тесной связи с теорией драмы, а в более узком смысле слова с теорией трагедии как вида драматического искусства.

Античная философия не знает специальной теории трагического: учение о трагическом органически связано здесь с учением о бытии -космологией и онтологией. Поэтому трагическое в античную эпоху, с характерной для нее неразвитостью личного начала, часто описывалось через понятия рока и судьбы (безличной силы, господствующей в природе и обществе). Античное представление о трагическом связано с

убеждением, что человеку не дано вместить мировую полноту «общих сил», как не дано возобладать над судьбой («мойрой»), не подвластной богам, но непостижимо согласующейся с их волей в катастрофе; судьбой, «безлично-слепой», и вместе с тем имманентной герою (своим «демоном», тождественным «этосу» - нраву, характеру). Апофеоз античной трагедии заключает в себе, с одной стороны, идею героического самоопределения человека перед тёмным лицом рока (свободное свершение поступков и принятие ответственности за них), с другой - идею торжества мирового «равновесия»1.

Первым наиболее глубоким и развернутым теоретическим осмыслением сущности трагического на материале древнегреческой трагедии явилась концепция трагического в «Поэтике» Аристотеля. Он рассматривает трагедию как подражание действию «страшному и жалкому», вызванному жестокой необходимостью, когда «брат убивает брата, или сын отца, или мать сына, или сын свою мать, или хочет убить, или делает что-нибудь подобное»2. Согласно Аристотелю, не всякая гибель героя вызывает сострадание и страх: «сострадание возникает к безвинно несчастному, а страх - перед несчастием нам подобного»3. Герой трагедии «не отличается особенной добродетелью и справедливостью и впадает в несчастье не по своей негодности и порочности, но по какой-нибудь ошибке, тогда как прежде был в большой чести и счастии, каковы, например, Эдип, Фиест и выдающиеся лица из подобных родов»4. Аристотелевское понятие трагической ошибки (Ьатагйа) явилось истоком идеи трагической вины, развиваемой последующей эстетикой. Аристотель подчеркивает этическое действие трагедии, которое состоит в катарсисе, в

1 Краткая литературная энциклопедия. Т. 7. / Гл. ред. А. А. Сурков. - М.: Сов. Энциклопедия 1978 - С 597.

7

" Аристотель. О поэзии // Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - Мн.: Литература, 1998. - С. 1084. - (Классическая философская мысль).

3 Там же. С. 1082.

4 Там же. С. 1082.

очищении души зрителя посредством страха и сострадания, порождаемых трагическим действием.

В искусстве средневековья трагическое освещается мистическим и мученическим светом1. По утверждению Ф. Ницше, морализм христианства враждебен духу трагедии, основной пафос которой -свобода'.

Классическим образцом и мерой для литературы и эстетики последующих веков стало, наряду с античным, трагическое в гуманистической литературе эпохи позднего, кризисного Возрождения и прежде всего - в трагедиях У. Шекспира3. Шекспировские трагедии дают «такое соотношение между положительными нравственными ценностями и враждебными им общественными силами, при котором человек не в состоянии практически утвердить торжество этих ценностей и вынужден неминуемо погибнуть в неравной борьбе»4. Герой Шекспира погибает, побеждая мир-тюрьму лишь тем, что остается верен себе, остается свободным. В определении свободы здесь включен момент самоопределения личности, совпадения с собой, самотождественности (шекспировский мотив.«будь самим собой»)5.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Норина, Наталья Викторовна, 2012 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Сочинения И. С. Шмелёва

1. Шмелёв И. С. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 1. Солнце мёртвых: Повести. Рассказы. Эпопея. - М.: Русская книга: Известия, 2004. - 640 е., 1 л. портр.

2. Шмелёв И. С. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 2. Въезд в Париж: Рассказы. Воспоминания. - М.: Русская книга: Известия, 2004. - 512 с.

3. Шмелёв И. С. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 3. Рождество в Москве: Роман. Рассказы. - М.: Русская книга: Известия, 2004. - 352 с.

4. Шмелёв И. С. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 4. Богомолье: Романы. Рассказы. - М.: Русская книга: Известия, 2004. - 560 с.

5. Шмелёв И. С. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 5. Пути небесные: Роман. - М.: Русская книга: Известия, 2004. - 480 с.

6. Шмелёв И. С. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 6. (доп.). История любовная: Романы. Рассказы. - М.: Русская книга: Известия, 2004. - 512 с.

7. Шмелёв И. С. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 7. (доп.). Это было: Рассказы. Публицистика. - М.: Русская книга, 1999. - 592 с.

8. Шмелёв И. С. Солнце мёртвых: Эпопея. - М.: «Скифы», 1991. -

208 с.

9. Шмелев И. С. Переписка с О. А. Бредиус-Субботиной. Неизвестные редакции произведений. Т. 3. (дополнительный). Ч. 1 / Предисл., подг. текста и коммент.: А. А. Голубковой, О. В. Лексиной, С. А. Мартьяновой, Л. В. Хачатурян. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. - 792 с.

11. Исследования жизни и творчества И. С. Шмелёва

10. Адамович Г. В. Шмелёв // Одиночество и свобода / сост., послесл., примеч. О. А. Коростелева. - СПб.: Алетейя, 2002. - 476 с.

П.Галанина О. Е. Лейтмотив в структуре романа И. С. Шмелёва «Пути небесные»: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Н.Новгород, 2006. -165 с.

12. Герчикова Н. А. роман И. С. Шмелева «Пути небесные»: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. СПб., 2004. - 173 с.

13. Голованёва М. А. Проблема автора в творчестве И. С. Шмелёва. 10.01.01. Автореферат. Волгоград, 2002. - 19 с.

14. Горюнова Р. М. Жанровая специфика эпопеи И. С. Шмелёва «Солнце мёртвых» // Философские науки. - 1991. - № 4. - С. 25-32.

15. Грек А. Г. Православный быт в творчестве И. С. Шмелёва как художественно-эстетическая категория // И. С. Шмелёв и литературный процесс накануне XXI века / Сборник материалов международной научной конференции. - Симферополь: Таврия-Плюс, 1999. - С. 56-59.

16. Дзыга Я. О. «Пути небесные» И. С. Шмелёва и традиции русского классического романа: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2000.- 196 с.

17. Дунаев M. М. Иван Сергеевич Шмелёв (1873-1950) // Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII-XX веках. -М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. - С. 796-837.

18. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. -Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1995. - 288 с.

19. Зайцева Л. Е. Религиозные мотивы в позднем творчестве И. С. Шмелёва, 1927-1947 гг.: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 1998. -157 с.

20. Ибадлаев П. Р. Роман В. В. Вересаева «В тупике» и эпопея И. С. -- Шмелёва «Солнце-мертвых»: проблематика и поэтика: Дне. ... канд.

филол. наук: 10.01.02. Симферополь, 2003. - 178 с.

21. Ивченко Е. Г. Художественные искания И. С. Шмелёва: Публицистический аспект: Дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.10. Краснодар, 1998.-340 с.

22. Ильин И. А. О тьме и просветлении. Книга художественной критики. Бунин. Ремизов. Шмелёв. - М.: Скифы, 1991. - 211 с.

23. Ильин И. А. Собрание сочинений: Переписка двух Иванов (19471950). - М.: Русская книга, 2000. - 528 с.

24. Ильин И. А. Художество Шмелёва // Памяти Ивана Сергеевича Шмелёва / Сборник под ред. Вл. А. Маевского. - München, 1956. - С. 79103.

25. Искржицкая И. Ю. «Солнце мёртвых» и «Закат Европы» // И. С. Шмелёв и русская литература XX века. III Крымские Шмелёвские чтения. Тезисы докладов научной конференции 19-25 сент. 1994 г. - Алушта, 1994. -С. 19-21.

26. Карташев А. В. Религиозный путь И. С. Шмелёва // Памяти Ивана Сергеевича Шмелёва / Сборник под ред. Вл. А. Маевского. -München, 1956.-С. 65-77.

27. Коваленко Ю. И. Иван Шмелёв // Москва-Париж: Очерки о русской эмиграции. Профили и силуэты. -М.: Известия, 1991. - С. 20-34.

28. Куприянова Т. Ф. Идея глобального единства в эпопее И. С. Шмелёва «Солнце мёртвых» // Мир русского слова. - 2001. - № 2. - С. 6570.

29. Куприянова Т. Ф. Лексические средства выражения понятий «Я» - «Другой» в тексте эпопеи И. С. Шмелёва «Солнце мёртвых» // Шмелёвские чтения. Сборник научных трудов. - Симферополь, Таврия-Плюс, 2002.-С. 159-167.

30. Куприянова Т. Ф. О некоторых структурных и семантических особенностях эпопеи И. С. Шмелёва «Солнце мёртвътх»-// И. С. Шмелёв и литературный процесс накануне XXI века / VII Крымские международные Шмелёвские чтения. Сборник материалов научной конференции. Алушта, 1999.-С. 195-198.

31.JIay Н. В. Мотив «духовного странничества» в прозе русской эмиграции (И. С. Шмелёв, Б. К. Зайцев): Автореферат дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Воронеж, 2011. - 20 с.

32. Любомудров А. М. Духовный реализм в литературе русского зарубежья: Б. К. Зайцев, И. С. Шмелёв. - СПб.: «Дмитрий Буланин», 2003.-272 с.

33. Любомудров А. М. Православие и монашество в творчестве и судьбе И. С. Шмелёва // Христианство и русская литература. - СПб.: Наука, 1994.-С. 371-402.

34. Макаров Д. В. Христианские понятия и их художественное воплощение в творчестве И. С. Шмелёва: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Ульяновск, 2001.- 194 с.

35. Марченко Т. В. Традиции Гоголя в творчестве И. С. Шмелева // Российский литературоведческий журнал. - 1994. - № 4. - С. 110-113.

36. Мерцалова О. С. Художественная объективация цветового восприятия в произведениях И.С. Шмелева и Б.К. Зайцева: 1920-1930-х гг.: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Орел, 2007. - 205 с.

37. Михайлов О. Знакомцы давние ...: (О Б. Зайцеве и И. Шмелёве) // Слово. - 1989. - № 9. - С. 55-57.

38. Михайлов О. Н. Об Иване Шмелёве (1873-1950) // Шмелёв И. С. Избранные сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1999. - С. 5-26.

39. Михайлов О. Плач по России: [Послесл.] // Волга. - Саратов, 1989.-№ 12.-С. 93-95.

40. Михайлов О. Россия на Голгофе // Наш современник. - 1992. - № 4.-С. 186-192.

41. Михайлов О. Н. Страницы русского реализма. (Заметки о русской литературе XX в.) М.: Современник, 1982. 288 с.---

42. Николаев Д. Д. Образная система эпопеи И. С. Шмелева «Солнце мёртвых» // Русская литература XX века в контексте мировой культуры /VI Крымские международные Шмелевские чтения. Сборник материалов научной конференции. Алушта, 1997. - С. 41-47.

43. Новикова Н. В. «Солнце мёртвых» И. С. Шмелёва и традиции русской литературы (образно-тематический аспект) // VI Крымские международные Шмелевские чтения. Сборник материалов научной конференции. Алушта, 1997. - С. 62-68.

44. Новикова П. А. «Пространство смерти» в европейской литературе XX века (И. Шмелёв, Б. Виан, В. Шаламов, А. Солженицын, Ф. Ксенакис). 10.01.01. Автореферат. Самара, 2005. - 17 с.

45. Овчинников Г. Д. Личное дело Ивана Шмелева // Отечественные архивы. - 2002. - № 2. - С. 43-47.

46. Осьминина Е. Иван Шмелёв - известный и скрытый // Москва. -1991.-№4.-С. 204-207.

47. Осьминина Е. Как это было ... // Шмелёв И. С. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 7. (доп.). Это было: Рассказы. Публицистика. - М.: Русская книга, 1999. - 592 с.

48. Осьминина Е. «Крушение кумиров» // Шмелёв И. С. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 2. Въезд в Париж: Рассказы. Воспоминания. Публицистика. - М.: Русская книга: Известия, 2004. - С. 3-12.

49. Осьминина Е. А. Проблема творческой эволюции И. С. Шмелёва: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 1993. - 166 с.

50. Осьминина Е. А. Солнце мёртвых: реальность, миф, символ // Российский литературоведческий журнал. - 1994. -№4.-С. 114-117.

51. Осьминина Е. Храбрый дьякон: [предисл.] // Наш современник. -1996,-№4.-С. 8.

52. Осьминина Е. Шмелёв: трагедия в Крыму: [Вступит, ст.] // Дон. -- Ростов н/Д, 1990. - Л!> 1 1. - С. 152-154. ------

53. Пинаев С. М. «Суровые дни» России в восприятии И. Шмелева и М. Волошина //И. С. Шмелев и литературный процесс ХХ-ХХ1 вв.: Итоги, проблемы, перспективы. М.: Российский Фонд Культуры (программа «Российский Архив»), 2004. - С. 74-81.

54. Полторацкая С. В. Мотив «потерянной» России в эмигрантском творчестве И. А. Бунина и И. С. Шмелёва: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Белгород, 2006. - 219 с.

55. Попов Р. Н. Речевая характеристика персонажей в эпопее Ивана Шмелёва «Солнце мёртвых» // Русская литература XX века в контексте мировой культуры / VI Крымские международные Шмелевские чтения. Сборник материалов научной конференции. Алушта, 1997. - С. 47-51.

56. Попова Л. Н. Алуштинские прототипы произведений И. С. Шмелёва // VI Крымские международные Шмелевские чтения. Сборник материалов научной конференции. Алушта, 1997. - С. 102-107.

57. Потапова Е. Г. А. П. Чехов и творчество И. С. Шмелёва эмигрантского периода: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2008. -255 с.

58. Руднева Е. Г. «Магия словесного разнообразия» (О стилистике И. С. Шмелёва) // Филологические науки. - 2002. - № 4. - С. 60-65.

59. Селянская О. В. Духовно-аксиологическая парадигма романа И. С. Шмелёва «Пути небесные» в контексте переписки автора с И. А. Ильиным: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2004. -25 с.

60. Сергеева А. Г. «Пути небесные» И. С. Шмелёва как духовный роман: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 2004. - 176 с.

61. Смирнова М. И. С. Шмелёв. Молитвы о России. Время и судьба [Послесл.] // Шмелёв И. Солнце мёртвых: Эпопея. - М.: Скифы, 1991. - С. 179-206.

62. Солженицын А. Иван Шмелёв и его «Солнце мёртвых» // Новый мир. - 1998. --№7. -С. 184-193.- ----------------------

63. Сорокина О. Н. Московиана. Жизнь и творчество Ивана Шмелёва. - М.: Московский рабочий: Скифы, 1994. - 390 с.

64. Спиридонова JT. А. Жизнь после смерти (И. Шмелёв и С. Сергеев-Ценский) // Шмелевские чтения. Сборник научных трудов. -Симферополь, Таврия-Плюс, 2002. - С. 3-8.

65. Спиридонова Л. А. Шмелёв - психолог славянской души // VIII Шмелевские чтения. Сборник научных трудов. - Симферополь: Таврия-Плюс, 2000.-С. 3-10.

66. Струве Г. П. Русская литература в изгнании. - Париж: YMCA-Press; М.: Русский путь, 1996. - 448 с.

67. Суровова Л. Ю. Живая старина Ивана Шмелева: Из истории создания «Лета Господня». - М.: Совпадение, 2006. - 304 с. - (Русская словесность: история и современность).

68. Таянова Т. А. Творчество Ивана Шмелёва как феномен религиозного типа художественного сознания в русской литературе первой трети XX века: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Магнитогорск, 2000. -219 с.

69. Трубицына М. Ю. На пути к Лету Господню: Онтология веры в художественной эволюции И. С. Шмелёва: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Череповец, 1998. - 151 с.

70. Федоров Н. Судьба Шмелёва // Памяти Ивана Сергеевича Шмелева / Сборник под ред. Вл. А. Маевского. - München, 1956. - С. 120127.

71. Фролова Т. Комплексный анализ рассказа И. С. Шмелева «Гунны» // Литература в школе. - 2002. - № 8. Прил. - С. 7-8.

72. Харченко С. С. Книга рассказов и художественных очерков И. С. Шмелёва периода эмиграции, 20-30 гг.: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. М., 1997.- 167 с.

73. Черева Е. А. Мифопоэтика романной прозы И. С. Шмелёва: Дне. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Магнитогорск, 2006. - 206 с.

74. Черников А. П. Эстетика И. С. Шмелева // И. С. Шмелёв и литературный процесс накануне XXI / Сборник материалов международной научной конференции. - Симферополь: Таврия-Плюс, 1999.-С. 24-28.

75. Черников А. П. Проза И. С. Шмелёва: Концепция мира и человека. 10.01.01. Автореферат. М., 1996.-40 с.

76. Чумакевич Э. В. Духовно-нравственное становление личности в дилогии И. С. Шмелёва «Богомолье» и «Лето Господне»: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Минск, 1993.- 196 с.

III.Труды по философии и эстетике

77. Авксентьев Николай. Patriótica // Литература русского зарубежья: Антология в 6 т. Т. 1. Кн. 1. М., 1990. - 430 с.

78. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. -Мн.: Литература, 1998. - 1392 с. - (Классическая философская мысль).

79. Бердяев Н. А. К философии трагедии. Морис Метерлинк // Философия творчества, культуры, искусства: в 2-х тт. Т. 2. - М.: Искусство, 1994.-С. 187-210.

80. Бердяев Н. А. Философия свободы // Бердяев Н. А. Судьба России: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во Фолио, 1998. - 736 с. - (Серия «Антология мысли»).

81. Борев Ю. О трагическом. - М.: Сов. писатель, 1961. - 392 с.

82. Булгаков С. Н. Героизм и подвижничество // Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. С приложением «Библиографии Вех». -Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1991. - С. 26-69.

83. Варакина Г. Маски Диониса, или Дионис как маска // Катарсис: метаморфозы трагического сознания / сост. и общ. ре л. В. 11. Шестакова. -

СПб.: Алетейя, 2007. - С. 168-188.

84. Великовский С. И. Философия «смерти бога» и пантрагическое во французской культуре XX века // Философия. Религия. Культура. - М.:

Изд-во «Наука», 1982. - С. 43-103.

85. Вдовина И. С. Персоналистская концепция «трагического

гуманизма» // Философия. Религия. Культура. - М.: Изд-во «Наука», 1982. -С. 134-157.

86. Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса / вступ. ст., сост. и коммент. В. В. Сапова,— М.: Республика, 1994.— 368 е.— (Б-ка

этической мысли).

87. Галиева А. М. Феномен трагического: культурно-исторические

типы (социально-философский анализ). 09.00.11. - социальная философия.

Автореферат. Казань, 2002. - 23 с.

88. Гараджа Е. В. Евангелие от Дон Кихота [Предисл.] // Унамуно Мигель де. О трагическом чувстве жизни. - К: Символ, 1996. - 416 с.

89. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: В 2-х тт. Т. II. - СПб.: Наука, 2001. -

603 с. - (Серия «Слово о сущем»).

90. Григорьев А. Бытие на грани. К вопросу о лейтмотиве трагедии в творчестве М. Хайдеггера // Катарсис: метаморфозы трагического сознания / сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. - СПб.: Алетейя, 2007. - С.

222-244.

91. Громов Е. С. Основные эстетические категории. - М.: Знание, 1981.-64 с.

92. Громов Е. С. Палитра чувств: о трагическом и комическом. - М.:

Просвещение, 1990. - 191 с.

93. Златковский М. Тема трагедии в сатирическом изобразительном искусстве // Катарсис: метаморфозы трагического сознания / сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. - СПб.: Алетейя, 2007. - С. 261-272.

94. Ильин И. А. Путь к очевидности: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Персс, 1998т- 912 с. - (Серия «Антология-мысли»).

95. Камю А. Миф о Сизифе // Камю А. Изнанка и лицо / сост., вступ.ст. и коммент. А.Филоненко. - М.; Харьков: ЭКСМО-Пресс; Фолио, 1998. _ 864 с. - (Антология мысли).

96. Кондаков И. Рождение музыки из духа трагедии // Катарсис: метаморфозы трагического сознания / сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. -

СПб.: Алетейя, 2007. - С. 244-261.

97. Ларина Л. Ю. Феномен трагического в существовании человека.

09.00.11. Автореф. дис. ... канд. философ, наук. М., 2005.-20 с.

98. Литвиненко Н. А. Феномен катарсиса: современные подходы // Филология в системе современного университетского образования. - Вып.

7.-М., 2004.-С. 3-12.

99. Лосев А. Ф. Трагическое // Философская энциклопедия. Т. 5. М.,

1970.-С. 251-253.

100. Лосев А. Ф. Философия имени // Лосев А. Ф. Самое само:

Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - С. 29-204. - (Серия

«Антология мысли»).

101. Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Самое само:

Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - С. 205-404. - (Серия

«Антология мысли»).

102. Лосев А. Ф. Миф - развернутое магическое имя // Лосев А. Ф.

Самое само: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - С. 405422. - (Серия «Антология мысли»).

103. Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий.

- М.: Искусство, 1964. - 376 с.

104. Любимова Т. Б. Трагическое как эстетическая категория. - М.:

Наука, 1985.- 128 с.

105. Любимова Т. Б. «Трагическое» в современной буржуазной

эстетике // Вопросы философии. - 1979. - № 8. - С. 121-130.

106. Люсый А. Тропы катарсиса: Поиски основного жанра культуры // Катарсис:-метаморфозы трагического-создания / сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. - СПб.: Алетейя, 2007. - С. 66-101.

107. Мотрошилова Н. В. Драма жизни, идей и грехопадения Мартина Хайдеггера // Мотрошилова Н. В. Работы разных лет: избранные статьи и эссе. - М.: "Феноменология-Герменевтика", 2005. - С. 425-500.

108. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. - СПб.: Азбука-классика, 2005.-208 с.

109. Попова О. С. Проблема трагического в философии И. А. Ильина: Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.03. Краснодар, 2004. - 183 с.

110. Радионова Т. Я. Катарсис и художественное восприятие // Теории, школы, концепции (критические анализы). Художественная рецепция и герменевтика / отв. ред. Ю. Б. Борев. - М.: Наука, 1985. - С. 275-287.

111. Разлогов К. От катарсиса к хеппи-энду: метаморфозы античности в массовой культуре // Катарсис: метаморфозы трагического сознания / сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. - СПб.: Алетейя, 2007. - С. 28-32.

112. Розанов В. В. Апокалипсис нашего времени. - М.: Захаров, 2001.-255 с.

113. Румянцев О. Конец трагического сознания // Катарсис: метаморфозы трагического сознания / сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. -СПб.: Алетейя, 2007. - С. 102-134.

114. Савилова Т. А. Эстетические категории. Опыт классификации.

- Киев-Одесса. Гл-ное изд-во издательского объединения «Вища школа», 1977.- 102 с.

115. Сербиненко В. В. Вл.С. Соловьев. - М.: Изд-во «НИМП», 2000.

- 240 с.

116. Соловьев В. С. Духовные основы жизни // Соловьев В. С. Чтения о богочеловечестве. Духовные основы Жизнит-Оправдание добра. -Мн.: Харвест, 1999. - 912 с. - (Классическая философская мысль).

117. Соловьев Г. Чернышевский о прекрасном, художественности и искусстве. - М.: Худож. лит., 1980. - 190 с.

118. Сорокин Питирим. Нравственное и умственное состояние современной России // Литература русского зарубежья: Антология в 6 т.: Т. 1. Кн. 1. М, 1990.-430 с.

119. Средний Д. Д. Основные эстетические категории. - М.: Знание, 1974.- 112 с.

120. Средний Д. Д. Гегелевская теория трагического и современность // Философские науки. - М.: Высшая школа, 1967. - № 1. -С. 67-76.

121. Степун Ф. Мысли о России // Литература русского зарубежья: Антология в 6 т.: Т. I.Kh.I.M., 1990.-430 с.

122. Струве П. Б. Интеллигенция и революция // Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. - Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1991. -С. 148-166.

123. Унамуно Мигель де. О трагическом чувстве жизни. - К.: Символ, 1996.-416 с.

124. Федотов Г. П. Россия, Европа и мы // О судьбе русской интеллигенции. - М.: Знание, 1991. - 64 с. - (Сер. «Философия и жизнь», №9).

125. Франк С. Л. Сочинения. - Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - 800 с. - (Классическая философская мысль).

126. Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя. Мн., 2000.

127. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век / редкол.: И.Т. Фролов (отв. ред.) и др. - М.: Республика, 1995.-528 с.

128. Цуркан А. А. Трагическое в античной и современной западноевропейской литературно-философской традиции.09т00.11. Автореф.: дис. ... докт. философ, наук. Воронеж. МГПУ, 2000. - 34 с.

129. Шелер М. О феномене трагического // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988. - С. 293-316.

130. Шеллинг Фридрих. Философия искусства. - М.: Мысль, 1966. -

496 с.

131. Шестаков В. Средневековый гротеск (О понимании комического и трагического в Средние века) // Катарсис: метаморфозы трагического сознания / сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. - СПб.: Алетейя, 2007. - С. 273-284.

132. Шестаков В. Катарсис: от Аристотеля до хард рока // Катарсис: метаморфозы трагического сознания / сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. -СПб.: Алетейя, 2007. - С. 8-27.

133. Шестаков В. П. Эстетические категории. Опыт систематизации и исторического исследования. - М.: Искусство, 1983. - 358 с.

134. Шестов Л. Достоевский и Ницше (философия трагедии) // Сочинения. - М.: Раритет, 1995. - С. 15-175.

135. Шопенгауэр А. Избранные произведения. - М.: Просвещение, 1993.-479 с.

136. Шулындина А. Б. Идея трагического в русской классической культуре: Дис. ... кандидата философских наук: 24.00.01. Нижний Новгород, 2005.- 195 с.

137. Элиаде М. Аспекты мифа. - М.: Академический Проект, 2000. - 222 с. - («Концепции»),

IV. Работы по теории и истории литературы

138. Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб.: Азбука, 2000. - 336 с.

139. Бахтин М. М. Собрание сочинений, Т. 6. «Проблемы поэтики Достоевского»^ Работы 4960-1970 гг.— М.: -Русские словари: языки славянской культуры, 2002. - 799 с.

140. Бахтин М. М. Эпос и роман. - СПб.: Азбука, 2000. - 304 с.

141. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.

142. Бройтман С. И. Историческая поэтика. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.

143. Брусиловская Л. Трагический оптимизм или иронический пессимизм как модель строительства мира (па примере творчества Г. Миллера и С. Довлатова) // Катарсис: метаморфозы трагического сознания / сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. - СПб.: Алетейя, 2007. - С. 356-372.

144. Вислова А. Трагическая маска в пространстве «черной комедии» // Катарсис: метаморфозы трагического сознания / сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. - СПб.: Алетейя, 2007. - С. 154-168.

145. Гиршман М. М. Литературное произведение: Теория художественной целостности / Донецкий нац. ун-т. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 528 с. - (8Шс11а рЫ1о1о§юа).

146. Есин А. Б. Принципы и приёмы анализа литературного произведения: Учеб. пособие. - М.: Флинта, Наука, 1999. - 247 с.

147. Ишимбаева Г. Трансформация фаустовского сюжета (Шпис -Клингер - Гете) и диалектика трагического // Вопросы литературы. - 1999. - №6. -С. 166-177.

148. Заманская В. Оппозиция «экзистенциальное - диалогическое» в художественном сознании XX века // XX век. Литература. Стиль / отв. ред. Л. П. Быков. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999. - С. 157-165.

149. Кантор В. Ужас вместо трагедии (творчество Франца Кафки) // Катарсис: метаморфозы трагического сознания / сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. - СПб.: Алетейя, 2007. - С. 135-154.

150. Киселёва А. Н. Художественные формы трагического сознания

в прозе Леонида--Андреева - (1898-1907-):-проблемы становления и -архетипического соответствия. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2004. - 22 с.

151. Лазарева М. А. Трагическое в литературе. - М.: Изд-во МГУ, 1983.-119 с.

152. Лейдерман Н. Л., Скрипова О. А. и др. Стиль литературного произведения. - Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2004. - 184 с.

153. Лотман Ю. М. О русской литературе. - СПб.: «Искусство-СПБ», 2005.-845 с.

154. Макуренкова С. Катарсис: к первоосновам понятия // Катарсис: метаморфозы трагического сознания / сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. -СПб.: Алетейя, 2007. - С. 33-51.

155. Мартынова Т. И. Леонид Андреев и Лев Шестов о феномене личности // Российский литературоведческий журнал. - 1994. - № 5-6. - С. 134-143.

156. Мескин В. А. Кризис сознания и трагическое в русской прозе к XIX - нач. XX века. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1997. - 48 с.

157. Меньшикова Е. Спираль иронии и вектор трагедии: гротескное сознание как явление советской культуры // Катарсис: метаморфозы трагического сознания / сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. - СПб.: Алетейя, 2007. - С. 306-346.

158. Плеханова И. И. Преображение трагического: метафизическая мистерия И. Бродского. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2001. -39 с.

159. Поспелов Г. Н. Проблемы исторического развития литературы. - М.: «Просвещение», 1972. -271 с.

160. Поспелов Г. Н. Теория литературы. - М.: Высш.школа, 1978. -

351 с.

161. Опарин П. Г. Книга М. А. Волошина «Путями Каина» в литературном контексте первой трети XX века: историософия и поэтика: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01. Киров, 2005. - 190 с.

162. Разувалова А. И. Образ дома в русской прозе 1920-х годов: Дис. ...канд. филол. наук: 10.01.01. Красноярск, 2004. - 240 с.

163. Руцкая Г. С. Нетрадиционное в понимании категории трагического и трагический образ в произведениях Софокла и Еврипида // Традиции и взаимодействия в зарубежных литературах: Межвуз. сб. науч. тр. / Перм. ун-т. - Пермь, 1996. - С. 3-21.

164. Созина Е. К. Сознание и письмо в русской литературе. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001. - 552 с.

165. Тамарченко Н. Д., Тюпа В. И., Бройтман С. Н. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 512 с.

166. Топер П. Трагическое в искусстве XX века // Вопросы литературы. - 2000. - № 2. - С. 3-46.

167. Тугаринова Н. С. Концепция трагического в творчестве Вячеслава Иванова. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2002. - 27 с.

168. Тюпа В. И. Художественность литературного произведения: Вопросы типологии. - Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1987. -217 [2] с.

169. Хализев В. Е. Теория литературы. Учеб. - М.: Высш. шк., 1999. -398 с.

170. Химич В. В. В мире Михаила Булгакова. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 2003. - 336 с.

171. Химич В. В. Знаки авторского сомнения в повести М. Булгакова «Роковые яйца» // XX век. Литература. Стиль / отв. ред. Л.П. Быков. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999. - С. 59-67.

172. Шахматова Е. На рубеже катастрофы: «быть и не быть» Серебряного века /У Катарсис: метаморфозы трагическою сознания / сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. - СПб.: Алетейя, 2007. - С. 189-222.

173. Шевчук Ю. В. Трагическое в лирике А. Ахматовой. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2004. -24 с.

174. Шестаков В. Катарсис: от Аристотеля до хард рока // Катарсис: метаморфозы трагического сознания / сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. — СПб.: Алетейя, 2007. - С. 8-28.

175. Шохин К. О трагическом герое и комическом персонаже. - М.: Искусство, 1961. - 56 с.

176. Шпрыгов Ю. М. Духовные искания и трагическая судьба русской интеллигенции в «Крымских рассказах» С. Н. Сергеева-Ценского //И. С. Шмелёв и литературный процесс накануне XXI века / Сборник материалов международной научной конференции. - Симферополь: Таврия-Плюс, 1999. - С. 83-86.

177. Якимович А. Шутки и выходки принца Гамлета (трагический юмор в культуре Возрождения) // Катарсис: метаморфозы трагического сознания / сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. - СПб.: Алетейя, 2007. - С. 284-306.

178. Ярхо В. Н. Трагедия / Древнегреческая литература: Собрание трудов. - М.: Лабиринт, 2000. - 352 с. - (Серия «Античное наследие»),

V. Источники по другим дисциплинам

179. Аверкий, архиепископ. Апокалипсис, или Откровение Святого Иоанна Богослова (история написания, правила для толкования и разбор текста). - М.: Оригинал, 1991. - 78 с.

180. Бабенко Л. Г., Васильев И. Е., Казарин Ю. В. Лингвистический анализ художественного текста. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2000. -534 с.

181. Библия. - СПб.: Изд-во «Лениздат», 2006. - 1243 с.

182. Васильев К. К. Доктор Даниил Самойлович Пасмаиик и его воспоминания «Революционные годы в Крыму» // Шмелевские чтения. Сборник научных трудов. - Симферополь, Таврия-Плюс, 2000. - С. 197203.

183. Закон божий / Сост. протоиерей Серафим Слободской. - М.: Православное изд-во «Лествица», 2000. - 732 с.

184. Зарубин В. Г. Голод 1921-1923 гг. в Крыму (по сводкам ЧК/ГПУ) // И. С. Шмелёв и литературный процесс XX-XXI вв.: Итоги, проблемы, перспективы. - М.: Российский Фонд Культуры (программа «Российский Архив»), 2004. - С. 308-314.

185. Зарубин В. Г., Зарубин А. Г. Прелюдия усобицы (Феодосия, октябрь 1917 г.) // Шмелевские чтения. Сборник научных трудов. -Симферополь, Таврия-Плюс, 2000. - С. 194-197.

186. Омельчук Д. В. Алуштинцы - жертвы политических репрессий (1921-1940 гг.) // И. С. Шмелёв и литературный процесс накануне XXI века / Сборник материалов международной научной конференции. -Симферополь: Таврия-Плюс, 1999.-С. 165-168.

187. Павлова Т. А. Алкоголь и русская революция // И. С. Шмелёв и литературный процесс накануне XXI века / Сборник материалов международной научной конференции. - Симферополь: Таврия-Плюс, 1999.-С. 61-65.

188. Панасова Е. П. Концепт СОЛНЦЕ в русском языке и речи: Автореферат дис. ...канд. филол. наук: 10.02.01. Екатеринбург, 2007. - 22 с.

189. Четина Е. М. Евангельские образы, сюжеты, мотивы в культуре. Проблемы интерпретаций. - М.: Флинта: Наука, 1998. - 112 с.

VI. Справочная литература

190. Библейская энциклопедия. - 2-е изд., испр. - М.: Локид-Пресс, 2004.-768 с.

191. Борев Ю. Б. Эстетика. Теория литературы: Энциклопедический словарь терминов. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003. - 575, [1] с.

192. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В двенадцати томах. Том 1. Аба-Вар. - М.: Мир книги, 2003. - 368 с.

193. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В двенадцати томах. Том 3. Гор-Зак. - М.: Мир книги, 2004. - 368 с.

194. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В двенадцати томах. Том 4. Зак-Кач. - М.: Мир книги, 2004. - 368 с.

195. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В двенадцати томах. Том 7. Нат-Ост. - М.: Мир книги, 2004. - 416 с.

196. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В двенадцати томах. Том 9. Пог-При. - М.: Мир книги, 2004. - 368 с.

197. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В двенадцати томах. Том 10. При-Сап. - М.: Мир книги, 2004. - 368 с.

198. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В двенадцати томах. Том 11. Сап-Тех. - М.: Мир книги, 2004. - 400 с.

199. Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. -Москва: Intrada, 2004. - 560 с. - (ИНИОН РАН. Центр гуманитарных научно-информационных исследований. Отдел литературоведения).

200. Краткая литературная энциклопедия. Т. 7. / Гл. ред. A.A. Сурков. - М.: Сов. Энциклопедия, 1978. - С. 596-599.

201. Литературное зарубежье России: Энциклопедический справочник. - М.: Парад, 2006. - 680 с. - (Серия «Энциклопедия российской эмиграции»).

202. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений / Российская Академия Наук. Институт русского языка; Российский фонд культуры. -М.: АЗЪ, 1993.-960 с.

203. Современный словарь иностранных слов: Около 20000 слов. -М.: Рус. яз., 1993. - 740 с.

204. Философский словарь. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991. - 560 с.

VII. Художественные тексты

205. Бунин И. А. Окаянные дни // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6. Тёмные аллеи. Рассказы (1931-1952). Окаянные дни. - М.: Сантакс, 1994. -С. 301-406.

206. Вересаев В. В тупике; Сестры: [Романы]. - М.: Кн.палата.1990. - 396, [2] с. - (Из архива печати).

207. Гиппиус 3. Петербургские дневники // Литература русского зарубежья. Антология в 6 т. Т. 1. Кн. 2. 1920-1925. - М.: Книга, 1990. - С. 176-351.

208. Константин Бальмонт - Ивану Шмелёву // Письма и стихотворения. 1926-1936 / сост., вступ. ст., коммент. Л. М. Азадовского, Г. М. Бонгард-Левина; Отд. ист-филол. наук РАН. - М.: Наука; Собрание, 2005.-431 с.

209. Мельгунов С. П. Красный террор в России - 1918-1923. М.,

1990.

210. Пильняк Б. Голый год // Пильняк Б. Сочинения. В 3-х т. Т. 1. Голый год; Машины и волки: Романы; Рассказы; Отрывки из дневника. -М.: Издательский дом «Лада М», 1994. - С. 6-163.

211. Ремизов А. М. Взвихренная Русь. - М.: Сов. писатель, 1991. -

537 с.

212. Ремизов А. М. Слово о погибели русской земли. Заповедное слово русскому народу // Под созвездием топора: Петроград 1917 года -знакомый и незнакомый. - М.: Советская Россия, 1991. - С. 75-87.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.