Поэтика циклов И.Э. Бабеля "Конармия" и "Одесские рассказы" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Ли Су Ен

  • Ли Су Ен
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 190
Ли Су Ен. Поэтика циклов И.Э. Бабеля "Конармия" и "Одесские рассказы": дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Санкт-Петербург. 2005. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ли Су Ен

Введение.

Глава I.

Спор эстетики и политики: полемика 1920-30-х гг. вокруг «Конармии» и «Одесских рассказов».

Глава II.

Герои «Конармии» и Конармия как герой.

1. Введение.

2. Старый мир: его ипостаси и составляющие.

3. Новый мир и его адепты.

4. Свидетель истории Кирилл Лютов.

Глава III.,

Одесские рассказы». Конец ретроспективной утопии.

1. Введение.

2. «Одесские рассказы» в зеркале критики 20-30-х гг.

3. Очерк «Одесса» как литературный манифест И. Бабеля.

4. Поэтика цикла «Одесские рассказы».

4.1. Канонический состав цикла и время его создания.

4.2. Место и время действия.

4.3. Герой и тип конфликта.

4.4. Художественная структура цикла.

4.5. Одесса - герой и повествователь.

4.6. Мир «Одесских рассказов» как мир ретроспективной утопии.

4.7. Развязка конфликта в макросюжете цикла.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика циклов И.Э. Бабеля "Конармия" и "Одесские рассказы"»

Исаак Эммануилович Бабель принадлежит к писателям, чье творчество сформировалось на базе достижений русской культуры XIX - начала XX века. В его художественной личности высокий эстетический уровень соединился с необычными, используя термин Максима Горького, «моими университетами» -с постижением и практическим участием в круговерти революционной бури и Гражданской войны. Результатом явился необычный взлет творчества Бабеля в 1920-е годы, проявившийся в создании циклов рассказов «Конармия» и «Одесские рассказы». Современная Бабелю критика сразу отреагировала на это свежее литературное явление, и произведения вызвали бурную дискуссию современников. Но в 1930-е годы имя писателя гораздо меньше упоминалось в советской литературе, он стал объектом обвинения в сомнительном молчании. Как известно, в 1939 году Бабель был арестован и вскоре расстрелян (1940). Вплоть до 1957 года в СССР его творчество замалчивалось.

Несмотря на короткую писательскую судьбу и небольшой объем произведений, Бабелю посвящено огромное число научных работ. Российские ученые уделяли основное внимание историко-биографическому исследованию творчества писателя (работы Г. Белой, В. Ковского, Ф. Левина, JI. Лившица, И. Смирина, С. Поварцова). Изучением поэтики Бабеля занимались преимущественно зарубежные исследователи (Й. Баак, А. Жолковский, Э. Зихер, П. Карден, Ш. Маркиш, Дж. Фален, М, Эре, М. Ямпольский и др.), хотя в последнее время этот исследовательский аспект привлекает внимание и российских ученых (И. Есаулов, Е. Добренко, В. Эйдинова и др.). Национальные аспекты творчества Бабеля рассмотрены Я. Либерманом, М. Фридбергом и др. В последнее время наблюдается тенденция анализа произведений писателя с точки зрения мифопоэтики (работы Ю. Щеглова и Т. Накамуры).

Тем не менее, как отметил один из исследователей Бабеля Виктор Ерлих, «несмотря на некоторые проницательные оценки его прозы и его судьбы, Бабель остается одним из наименее расшифрованных современных русских мастеров»1.

Основные причины «нерасшифрованности» творческого феномена Бабеля следующие: 1) проблема реконструкции истории текстов в связи с л утратой рукописей циклов «Конармия» и «Одесские рассказы» ; 2) сознательная установка Бабеля на формирование авторского образа «хитрого» и «загадочного» писателя-«мистификатора»3; 3) полисемантичность текста, открывающего возможность разнообразных трактовок, порой противоречащих друг другу; 4) национальная специфика бабелевских произведений4. Все эти факторы обуславливают широкую разноплановость выводов исследователей творчества Бабеля, зачастую обуславливаемую различием в методах анализа наследия писателя.

Обычно произведения И. Бабеля разделяют на три категории по тематическому принципу: произведения «конармейские», «одесские» и «автобиографические»5.

1 Erlich V. Color and Line: The Art of Isaac Babel // Erlich V. Modernism and Revolution: Russian Literature in Transition. Harvard University Press. Cambridge, Messachusetts, London, England. 1994. P. 145.

2 Об этом см.: Ковский В. Судьба текстов в контексте судьбы // Вопросы литературы. 1995. № 1.С. 23-78.

3 См.: Катаев В. Алмазный мой венец: Роман, повести, рассказы. М., 2003. С. 483-484.; Иванова Т. Глава из жизни. Воспоминания. Письма И. Бабеля // Октябрь. 1992. № 5. С. 185.; Воспоминания о Бабеле. М., 1989.

4 Об этой проблеме см.: Либерман Я. Исаак Бабель глазами еврея. Екатеринбург, 1996. С. 610.

5 «Автобиографическими» считаются почти все рассказы, кроме «конармейских» и «одесских». Напр. «Детство. У бабушки», «Вечер у императрицы», «История моей

До сих пор главное внимание исследователей творчества писателя было направлено на его прославленный цикл «Конармия». В сравнении с ним второй бабелевский цикл - «Одесские рассказы» считался «вторичным явлением». Оба цикла чаще всего изучались отдельно, так как, на первый взгляд, они, действительно, представляются полностью автономными. Ряд критиков и ученых пытались выделить черты, объединяющие два цикла. Результаты их анализа можно разделить на четыре группы. Во-первых, еще при жизни Бабеля некоторые прозорливые критики, такие, как например, В. Полонский, М. Слоним, сравнили два произведения и пришли к выводу, что «Конармия» и «Одесские рассказы», в сущности, представляют собой этапы творческого пути писателя. Если в «Одесских рассказах» доминировало романтическое восприятие действительности, то в «Конармии» оно исчезало, и писатель переходил к более объективному жесткому реализму. Во-вторых, некоторые авторы отметили типологическое сходство героев обоих циклов. И конармейские герои (казаки), и одесские герои-налетчики являлись носителями силы. Обычно исследователи этой группы выдвигали на первый план «проблему насилия», в том числе связанного с эротизмом, и отмечали их эстетическую взаимосвязь6. В-третьих, некоторые исследователи считали, что два цикла объединяет общий предмет изображения - «страсть и хаос», и связывали такую характеристику изображаемого с самоидентификацией автора как еврея7. В-четвертых, дальнейшее развитие постулата о самоидентификации Бабеля приводило ученых к выводу о природе характерной для обоих циклов голубятни», «Первая любовь», «Пробуждение», «В подвале», «Гюи де Мопассан», «Улица Данте», «Ди Грассо» и др.

6 Еще при жизни Бабеля сходство главных героев его циклов отмечали такие критики как например, В. Вешнев и др. Главное современное исследование этого аспекта творчества Бабеля: Sicher Е. Style and Structure in the Prose of Isaak Babel'. Ohio, Columbus, 1986. P. 3951.

7 Falen J. Isaac Babel. Russian master of Short Story. Knoxville, 1974. P. 59. амбивалентности позиций автора и героя-повествователя (желание слиться с доминантной силой, и одновременно чувство отвращения к насилию; ностальгия по своему народу и, одновременно, желание избежать его участи). Как отмечал ряд ученых, амбивалентность является одной из основных о особенностей поэтики бабелевского творчества . Но, порой, сравнение двух циклов под этим углом зрения приводило исследователей к выводу, что «Одесские рассказы» менее объективны, чем «Конармия»9.

Несмотря на отмеченные попытки выявить общие черты двух циклов Бабеля, до настоящего времени в центре внимания исследователей находится «Конармия», а «Одесские рассказы» остаются несправедливо недооцененными. До сих пор отсутствуют исследования, обоснованно и развернуто рассматривающие существующую органическую связь двух циклов. Остается также нерешенным вопрос научного осмысления творческого замысла Бабеля одновременно создать два цикла.

Настоящая диссертационная работа базируется на двух постулатах, давно уже общепризнанных в бабелеведении. Во-первых, оба цикла создавались параллельно и одновременно в первой половине 1920-х годов, когда Бабель работал активнее всего. Можно утверждать, что во время работы над двумя произведениями в идейной позиции писателя не происходило никаких изменений10, и оба одновременно написанных цикла, взаимно дополняя друг друга, отражают его мировоззрение. Во-вторых, как известно, основным способом изображения у Бабеля является прием контраста («игра

8 См.: Жолковский А., Ямпольский М. Бабель/ВаЬе1. М., 1994. С. 8.

9 Маркиш Ш. Бабель и другие. М., 1997. С. 22.

10 Так утверждает ряд работ см.: Смирин И. «Одесские рассказы» И. Э. Бабеля // Труды кафедры русской и зарубежной литературы. Алма-Ата, 1961. Вып. 3. С. 43.; Лившиц Л. К творческой биографии Исаака Бабеля // Лившиц Л. Вопреки времени. Избранные работы. Иерусалим-Харьков, 1999. С. 271-274.; Андрушко Ч. Жизнеописание Бабеля Исаака Эммануиловича. Poznan, 1993. С. 65. антитезы»). Однако многие критики и исследователи, отмечая значение этого художественного приема, не применяли его к анализу бабелевских циклов и рассматривали каждый из них отдельно. Мы проанализируем значение этого приема для рассмотрения двуединства циклов и постараемся понять почему Бабель создавал их одновременно.

Актуальность диссертации определена тем, что она представляет собой первое развернутое научное исследование поэтики двух циклов И. Бабеля «Конармия» и «Одесские рассказы» как двух равнозначных составляющих творчества писателя.

Объектом исследования является проза И. Бабеля, рассматриваемая как целостное художественное явление.

В настоящей диссертации предметом анализа являются «Конармия» и «Одесские рассказы» Бабеля. Два цикла анализируются как произведения синтетического «жанра-ансамбля» (термин акад. Д. С. Лихачева). Можно согласиться с определением И. Эренбурга, который отметил, что творчество Бабеля разделяется на два мира - «дореволюционную Одессу и поход Первой Конной»11. Тщательное научное рассмотрение двух циклов в одной работе может способствовать решению задачи раскрытия целостности художественного мира Бабеля. При рассмотрении циклов мы исходили из того, что каждый из них является завершенным циклизованным произведением (т. е. имеет законченную художественную структуру)12. В настоящей диссертации

11 Эренбург И. И. Бабель // Бабель И. Избранное. М., 1957. С. 6.

12 А. Жолковский полагает, что цикл «Конармия» трудно считать завершенным произведением. См.: Жолковский А. Метапортрет художника в юности // Жолковский А., Ямпольский М. Бабель/ВаЬе1. М., 1994. С. 16. Но большинство ученых считают циклы «Конармия» и «Одесские рассказы» целостными и завершенными. В диссертации мы опираемся на мнение большинства исследователей. Так, например, Е. Добренко убедительно доказывает смысл циклизации рассказов «Конармия». См.: Добренко Е. Логика цикла // Белая Г., Добренко Е., Есаулов И. «Конармия» Исаака Бабеля. М., 1993. С. принимаются за основу доказанные исследователями параметры канонического текста циклов, согласно которому «Конармия» состоит из 34-х рассказов; «Одесские рассказы» - из 4-х произведений.

Цель диссертации - анализ двух циклов И. Бабеля («Конармия» и «Одесские рассказы») как единого художественного целого и выявление их существенной органической связи на структурном и идейном уровне.

Цель исследования диктует свои задачи:

1. Изучение художественных особенностей двух циклов Бабеля в контексте творческого наследия Серебряного века, и прежде всего, русского символизма.

2. Анализ поэтики «Конармии» и «Одесских рассказов» (герои, сюжет, характер конфликта и пр.), а также сопоставление параметров художественного времени, пространства, структуры и образов обоих циклов.

Научная новизна исследования заключается в предпринятом впервые сопоставительном анализе поэтики «Конармии» и «Одесских рассказов» Бабеля; в раскрытии эстетических, философских и культурологических связей между ними и в выявлении принципов их слияния в единое художественное целое.

Методология исследования. Диссертационная работа предполагает историко-литературный и сравнительно-типологический методы анализа, рассмотрение философско-эстетических воззрений И. Бабеля в рамках обширного историко-культурного контекста.

Теоретической основой исследования стали работы С. С. Аверинцева, М. М. Бахтина, Н. В. Корниенко, А. В. Лаврова, Д. С. Лихачева, Б. В.

39. И. Есаулов также рассматривает цикл «Одесские рассказы» как четко циклизированное произведение. См.: Есаулов И. «Одесские рассказы» Исаака Бабеля: Логика цикла // Москва. 2004. № 1. С. 204-216.

Томашевского, В. Н. Топорова, В. Е . Хализева и др.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Анализ прижизненной критики двух циклов Бабеля показал, что в 20-е годы началось исследование их поэтики и наметилась тенденция к выявлению параметров целостного художественного мира писателя. Однако с начала 30-х годов идеологические критерии стали подменять эстетические, что на долгие годы задержало научное исследование творчества Бабеля.

2. Анализ поэтики каждого цикла, а затем сопоставительный анализ поэтики «Конармии» и «Одесских рассказов» позволил сделать следующие выводы:

1) «Конармия» - повествование о настоящем, чья сила направлена на разрушение прошлого во имя фантастического будущего. «Одесские рассказы» - изображение ретроспективной утопии.

2) Оба цикла соединяются в целостную картину художественного видения исторического развития. История возникает в обликах прошлого, настоящего и будущего.

3) «Прошлое» показано в облике идеализированной ушедшей Одессы («Одесские рассказы». «Настоящее» явлено в образе несущих смерть красноармейцев («Конармия»).

4) Соположение двух циклов на основе принципа контраста позволяет прояснить скрытую авторскую позицию. Для Бабеля чаемое «светлое будущее», построенное на смерти людей и тотальном разрушении старого, -это антиутопия. Создав одновременно два цикла («Конармию» и «Одесские рассказы»), «молчальник» Бабель методом «игры антитезы» художественно ясно высказал все, что хотел сказать современникам и потомкам.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы из 372 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Ли Су Ен

Заключение

В предыдущих главах диссертации мы рассмотрели поэтику «Конармии» и «Одесских рассказов» И. Бабеля. Как известно, писатель одновременно работал над обоими циклами. Посмотрим соотношение моделей художественного универсума, представленных в «Конармии» и «Одесских рассказах».

Место и время действия.

Конармия»:

Мир реальный: юго-западные районы «черты оседлости» еврейского населения в границах бывшей Российской империи и территории Польши. Последовательно превращаемый в прах «старый мир» культуры обитавших там людей (евреев, украинцев, русских, поляков).

Мир несуществующий: идеальный мир «светлого будущего», относимый к грядущему.

Одесские рассказы»:

Мир реальный: Одесса первых лет советской власти, в которой находится рассказчик («я») и его уцелевшие собеседники.

Мир несуществующий: идеализированный мир дореволюционной Одессы, оставшийся в прошлом.

Главный герой.

Конармия»:

Главный коллективный «герой» - Конармия, состоящая из потомков варварских племен, одержимых жаждой разрушения, совершающих разбойничьи деяния.

Одесские рассказы»:

Главный коллективный «герой» - сама Одесса, воплощенная в пестром многообразии персонажей, каждый из которых является частью ее роевой жизни. Наиболее полно колоритный образ «Одессы-мамы» воплощен в образе ее «Короля» - «благородного разбойника» Бени Крика.

Развитие сюжета:

В «Конармии» сюжет цикла основан на постоянном деструктивном движении коллективного героя, бесконечном движении по пути к метафизической цели.

В сюжете «Одесских рассказов» концептуально значимо постоянное восстановление стабильности, status quo Одессы как целостного социобиологического организма.

Система символов и лейтмотивов:

Оба цикла основаны на системе музыкальных лейтмотивов.

В «Конармии» значимые лейтмотивные символы Смерти, Жертвоприношения переплетаются с ведущим музыкальным лейтмотивом «Интернационала», ведущим тему «светлого будущего», основанного на разрушении «старого мира».

В «Одесских рассказах» доминирует лейтмотив Жизни, материализующийся в биологически значимых ее моментах (Бракосочетание, Рождение), переплетающийся с музыкальными лейтмотивами оперных арий («Паяцы»), свадебных и колыбельных песен.

Образ автора-повествователя:

В «Конармии» повествователь («я») - это трагический наблюдатель=участник событий Лютов, который находится в пограничной ситуации между миром казаков-красноармейцев, с которыми ему никогда не «слиться», и уничтожаемым миром «старой культуры».

В «Одесских рассказах» повествователь («я») - это персонаж из «настоящего», лишь записывающий рассказы уцелевших обитателей исчезнувшего мира.

Подводя итоги сопоставления обоих циклов, можно сделать вывод о том, что «Конармия» - это повествование о настоящем, чья сила направлена на разрушение прошлого во имя создания фантастического будущего. «Одесские рассказы» представляют собой изображение ретроспективной утопии, увиденной также из настоящего. Таким образом, оба цикла соединяются в целостную картину художественного видения исторического развития, раскрытого на примере жизни родного для Бабеля еврейского народа в рамках его существования на пространстве юго-западных пределов бывшей российской империи. История возникает в обликах прошлого, настоящего и будущего. «Прошлое» показано в облике идеализированной ушедшей Одессы, представленной в облике полнокровной Жизни ее обитателей. «Настоящее» явлено в образе несущих смерть красноармейцев и в символическом образе «великого кладбища», где похоронены большинство раблезианских героев «Одессы-мамы». Наименее словесно выражена авторская оценка категории «будущего». Однако именно соположение двух циклов - «Конармии» и «Одесских рассказов» позволяет прояснить авторскую позицию, столь противоречиво оцениваемую рецензентами. Для Бабеля чаемое коммунистическое «будущее», построенное на смерти людей и тотальном разрушении старого, ~ это антиутопия.

Как известно, в 1930-е годы многие критики и собратья по перу осуждали Бабеля за его молчание. Сам писатель, будто отвечая на этот упрек,

АЛ1 иронично называл себя «великим матером жанра молчания» . Бабель молчал, потому что в двух своих циклах - «Конармии» и «Одесских рассказах» он с большой силой художественного обобщения сказал и показал все, что хотел сказать современникам и потомкам.

294 Бабель И. Речь на Первом Всесоюзном съезде советских писателей (1934) / Бабель И. Собр. соч.: В 2-х т. М., 2002. Т. 2. С. 361.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ли Су Ен, 2005 год

1. Бабель И. Собрание сочинений: В 2 т. М., 2002.

2. Бабель И. «Планы и наброски» к «Конармии» // Литературное обозрение. М., 1995. № 2. С. 49-56.

3. Бабель И. «Кольцо Эсфири» // Вопросы литературы. 2003. № 2. С. 283286.

4. Багрицкий Э. Стихи и поэмы. М., 1956.

5. Геродот. История. М., 1972. IV.

6. Гоголь Н. В. Полн. Собр. Соч. в 10 т. Т. 2. М., 1937.; Т. 3. 1938.

7. Катаев В. Алмазный мой венец: Роман, повести, рассказы. М., 2003.

8. Севела Э. Одесса-мама. СПб., 2003. С. 5-84.9. "Слово о полку Игореве" в переводе Д. С. Лихачева. М., 1982.1.. Общие работы

9. Аверинцев С. Древнееврейская литература // История всемирной литературы: В 9-ти т. М., 1983. Т. 1. С. 271-302.

10. Акимов В. Сто лет русской литературы. СПб., 1995.

11. Александров Р. Прогулки по литературной Одессе. Одесса, 1993.

12. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

13. Большая Советская Энциклопедия. Т. 11. М., 1973. С. 175.; Т. 18. 1974. С. 888.; Т. 59. 1935. С. 470.

14. Грознова Н. А. Ранняя советская проза 1917-1925. Л., 1976.

15. Драшмирецкая Н. Проза 1920-1930-х годов: от эксперимента к классике. Слово как предмет и герой // Теоретико-литературные итоги XX века Т. 2. М., 2003. С. 221-248.

16. Жолковский А. Блуждающие сны и другие работы. М., 1994.

17. Замятин Е. О литературе, революции и энтропии // Замятин Е.

18. Избранные произведения: в 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 387-393.

19. Иванов-Разумник. Писательские судьбы. Тюрьмы и ссылки. М., 2000.

20. Иванов-Разумник Р. В. Скифское. <Предисловие к неосуществленному сборнику статей, июнь 1917 г.> (Лавров А. В. «Скифское» -неопубликованная книга Иванова-Разумника // Иванов-Разумник. Личность. Творчество. Роль в культуре. СПб., 1996. С. 57.

21. Иванова Е. В. Блоковские «Скифы»: политические и идеологические источники // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1988. Т. 47. № 5. С. 421-430.

22. Иванова Е. Структурная перестройка литературного процесса в переходную эпоху // Теория литературы. Т. IV. Литературный процесс. М, 2001. С. 52-81.

23. Ильин В. История философии. СПб., 2003.

24. История русской советской литературы. Т. 1. АН СССР. М., 1958.

25. Ким Сонг Иль. Русская литературная утопия первой четверти двадцатого века. Дисс. на соиск. уч. степ, кандидата филологических наук. СПб., 1998.

26. Корниенко Н. В. «Весь мир насилья мы разроем до основанья.»: «Интернационал» в русской жизни и литературе // Корниенко Н. В. «Сказано русским языком.» Андрей Платонов и Михаил Шолохов: Встречи в русской литературе. М., 2003. С. 151-190.

27. Критика 1917-1932 годов / Сост., вступ. статья, преамбулы и примеч. Е. А. Добренко. М., 2003.

28. Крусанов А. Русский авангард. Т. 2. Футуристическая революция (1917-1921). К. 2. М., 2003.

29. Лавров А., Мальмстад Дж. Андрей Белый и Иванов-Разумник : предуведомление к переписке // Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка. СПб., 1998. С. 5-28.

30. Литературная Одесса 20-х годов. Тезисы межвузовской научнойконференции. Одесса, 1964.

31. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.

32. Литовская М. «Одесская школа» и ее «стилевое лицо» в литературном процессе 20-х годов // XX век. Литература. Стиль. Екатеринбург, 1994. Вып. 1.С. 181-192.

33. Литовская М. «Феникс поет перед солнцем». Феномен Валентина Катаева. Екатеринбург, 1999.

34. Лихачев Д. Литературный «дед» Остапа Бен дера // Лихачев Д. Литература реальность - литература: Статьи. Л., 1984. С. 161-166.

35. Лотман М., Минц 3. Статьи о русской и советской поэзии. Таллин, 1989.

36. Лотман Ю. «Изгой» и «изгойничество» как социально-психологическая позиция в русской культуре преимущественно допетровского периода («свое» и «чужое» в истории русской культуры) // Лотман Ю. История и типология русской культуры. СПб., 2002. С. 222-232.

37. Лотман Ю. Руссо и русская культура 18 начала 19 века // Лотман Ю. Собрание сочинений. Т. 1. Русская литература и культура Просвещения. М., 2000. С. 139-206.

38. Мочульский К. А. Блок, А. Белый, В. Брюсов. М., 1997.

39. Мусатов В. В. История русской литературы первой половины 20 века (Советский период). М., 2001.

40. Одесский М., Фельдман Д. От Старгорода к Черноморску: Одесса в дилогии И. Ильфа и Е. Петрова // Русская провинция: Мир текст -реальность. М.- СПб., 2000. С. 278-286.

41. Паустовский К. Время больших ожиданий. Повести. Дневники, письма: в 2 т. Нижний Новгород, 2002.

42. Петровский Ф. Греческая трагедия (Комментарии) // Греческая трагедия. Эсхил. Софокл. Эврипид. М., 1950. С. 685-706.

43. Петровский-Штерн Й. Евреи в русской армии: 1827-1914. М., 2003.

44. Пропп В. Я. Проблемы комизма и смеха. СПб., 1997.

45. Путешествие в Одессу. Сост. Ильф А. Одесса, 2004.

46. Слоним М. «Седьмое покрывало» одесских поэтов // Одесский листок. 1916, №241. 4. сент. С. 5-6.

47. Солженицын А. Двести лет вместе (1795-1995): В 2-х ч. Часть 1. М., 2001.; Часть 2. М., 2002.

48. Столович JI. О еврейском юморе и об этой книге // Евреи шутят. Еврейские анекдоты, остроты и афоризмы о евреях, собранные Леонидом Столовичем. СПб., 2001. С. 7-16.

49. Семеновский О. У истоков новой литературы. Кишинев, 1974. С. 304317.

50. Славин Л. Портреты и записки. М., 1965.

51. Тагер А. С. Царская Россия и дело Бейлиса. М., 1934.

52. Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. М., 2001.

53. Топоров В. Петербургский текст русской литературы. СПб., 2003.

54. Хализев В. Теория литературы. М., 2002.

55. Шкловский В. "За 60 лет". Работы о кино. М., 1985.

56. Щеглов Ю. Романы И. Ильфа и Е. Петрова. Спутник читателя: В 2 т. Wien, 1991.

57. Щукин В. Миф дворянского гнезда. Krakow, 1997.

58. Эйдинова В. Стиль художника: Концепции стиля в литературной критике 20-х годов. М., 1991.

59. Ярхо В. Греческая литература классического периода (V IV ВВ. ДО Н. Э.). Поэзия // История всемирной литературы: в 9-ти т. М., 1983. Т. 1. С. 343-377.

60. Ярхо В. Трагедия. Древнегреческая литература: Собрание трудов. М., 2000.

61. Flaker А. Конструктивный роман двадцатых годов // Russian Literature.

62. Amsterdam, 1991. V. 29. Pp. 47-56. 62. Russian Modernism: Culture and the Avant-Garde, 1900-1930 (G. Gibian and T. Tjalsma eds.). Ithaca, 1976.

63. I. Статьи, монографии и воспоминания о Бабеле

64. Адамович Г. В. Рассказы И. Бабеля // Звено. 8, июня, 1925.

65. Адамович Г. Собрание сочинений. Литературные беседы. Кн.1, СПб., 1998. С. 233-235.

66. Андреев Ю. Заметки Фурманова о Бабеле // Из истории русских литературных отношений XVIII XIX веков. М. - Л., 1959. С. 402-406.

67. Андрушко Ч. Аллеорическое содержание «Конармии» И. Бабеля. // Studia Rossica Poznaniensia. Poznan, 1991. V. 22. Pp. 75-84.

68. Андрушко Ч. Жизнеописание Бабеля И. Э. Poznan, 1993.

69. Андрушко Ч. «Песнь песней» в структуре «Конармейского» цикла И. Бабеля // Studia Rossica Poznaniensia. Poznan, 2001. V. 29. Pp. 77-82.

70. Андрушко Ч. Платонов и Бабель Новые Дон Кихоты // Studia Rossica Poznaniensia. Poznan, 1995. V. 26. Pp. 39-44.

71. Андрушко Ч. Ренессанс в «Конармии» И. Бабеля // Studia Rossica Poznaniensia. Poznan, 1993. V. 25. Pp. 59-65.

72. Андрушко Ч. Сказ в повести и романе двадцатых годов : Л. Леонов, А. Неверов, И. Бабель. Poznan, 1987.

73. Андрушко Ч. Спор традиций в новелле И. Бабеля «Иисусов грех» // Studia Rossica Poznaniensia. Poznan, 1996. V. 27. Pp. 103-108.

74. Анненков Ю. Исаак Бабель // Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий: в 2 т. Т. 1. М., 1991. С. 293-304.

75. Архипов В. Уроки// Нева. 1958. № 6. С. 189-195.

76. Баак И. Пространство в прозе авангарда: «Конармия» И. Бабеля // Russian Literature. Amsterdam, 1986. XX-I. Pp. 1-14.

77. Бабель И. Новые материалы // Литературное наследство. М., 1965. Т.74. С. 467-482.

78. Бабель И. Э. Статьи и материалы. JL, 1928. (*В нем : Гуковский Г. «Закат». С. 73-99.; Новицкий П. И. Бабель. С. 45-69.; Степанов Н. Новеллы Бабеля. С. 13-41.)

79. Белая Г. Дон-Кихоты 20-х годов. «Перевал» и судьба его идей. М., 1989. С. 149-168.

80. Белая Г. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х годов (По материалам литературы, критики и журналистики). Автореф. дисс. доктора филол. Наук. М., 1975.

81. Белая Г. На новый уровень исследования // Вопросы литературы. 1995. № 1. С. 96-97.

82. Белая Г. Трагедия Исаака Бабеля // Бабель И. Собр. соч.: В 2-х т. М., 2002. С. 5-32.

83. Белая Г. Третья жизнь Исаака Бабеля // Октябрь. 1989. № 10. С. 185-197.

84. Белая Г., Добренко Е., Есаулов И. «Конармия» Исаака Бабеля. М., 1993.

85. Белова Т. Проблемы творческого наследия И. Бабеля в современной англоязычной русистике // Вестник МГУ. Филология. № 4. 1993.

86. Беляев А. Идеологическая борьба и литература. М., 1988. С. 217-224.

87. Бенни Як. Бабель // Печать и революция. 1924. № 3. С. 135-139.

88. Берковский Н. Мир, создаваемый литературой. М., 1989. С. 254-257.

89. Бондарин С. Прикосновение к человеку. Искусство варить суп // Бондарин С. Златая цепь. Записки. Повести. Рассказы. М., 1971. С. 5470.

90. Бондарин С. Повесть для сына. Повести, воспоминания, рассказы. М., 1967. С. 248-250.

91. Бондарин С. Разговор со сверстником (Воспоминания и встречи) // Наш современник. Альманах. М., 1962. № 5. С. 175-192.

92. Борхес X. Страсть к Буэнос-Айресу. СПб., 2000. С. 429-430.

93. Б-ский Н. Богословский Н. В.. И. Бабель // Новый мир. 1925. № 7.1. С.152-153.

94. Буденный С. М. Бабизм Бабеля из «Красной нови» // Октябрь. 1924. № З.С. 196-197.

95. Буденный С. Открытое письмо Максиму Горькому // Правда. 1928. 26 окт. С. 4.

96. Вайнштейн М. Буденный критик Бабеля // Бабель И. «Одесские рассказы» и другие произведения. Иерусалим, 1988. С. 358.

97. Вацлавик Антонин, К развитию русской психологической прозы. В. Гаршин JI. Андреев - И. Бабель // Литературное наследие прошлого и современные славянские литературы. Praha, 1967. С. 9-45.

98. Вегвари Ш. Некоторые проблемы цикла рассказов И. Э. Бабеля о 1-й мировой войне: «На поле чести» // Slavica. Debrecen, 1990. № 24. С. 221-232.

99. Великая Н. Героическое в «Конармии» И. Бабеля // Материалы Третьей Дальневосточной зональной науч. конференции, посвящ. 50-летию сов. власти. Серия филол., Владивосток, 1968. С. 18-25.

100. Великая Н. Своеобразие видения жизни в «Конармии» И. Бабеля // Ученые записки. Т. 22. Владивосток, 1968. С. 47-58.

101. Великая Н. Художественный метод «Конармии» И. Бабеля // Материалы XIV научной конференции. Владивосток, 1970. С. 21-31.

102. Великая Н. Формирование художественного сознания в советской прозе 20-х годов. Владивосток, 1975.

103. Вешнев В., Поэзия бандитизма // Молодая гвардия. 1924. № 7-8. С. 274-280.

104. Виноградов И. Борьба за стиль. Л., 1937.

105. Воложин С. О художественном смысле произведений Бабеля. Одесса, 2003.

106. Воронский А. Литературные силуэты : Бабель // Красная новь. 1924. №5. С. 276-291.

107. Воронский А. Литературно-критические статьи. М., 1963.

108. Воронский А. Искусство видеть мир: Портреты. Статьи. М., 1987.

109. Воспоминания о Бабеле. М., 1989.

110. Д. Г. Бабель//Книгоноша. 1926. № 23-24. С. 10-12.

111. Галенко И. Против чуждых влияний // Октябрь. 1960. № 4. С. 171174.

112. Г. Г. И. Бабель, «Конармия» // Звезда. 1926. № 5. С. 207-208.

113. Геребен А. «Конармия» И. Бабеля в литературной критике 20-х годов // Slavica. Debrecen, 1984. Т. 20. С. 119-137

114. Гехт С. В Москве и Одессе (Воспоминания и встречи) // Наш современник. Альманах. 1959. Кн. 4. С. 226-240.

115. Гиленсон Б. Бабель Хемингуэй // Сюжет и время (Сб. тр.). Коломна, 1991. С. 156-159.

116. Голованивский С. Мост к людям. М., 1985. С. 163-173.

117. Горбачев Г. О творчестве Бабеля и по поводу него // Звезда. 1925. № 4. С. 270-289.

118. Горбачев Г. Новеллы Бабеля // Горбачев Г. Два года литературной революции. Л., 1926. С. 101-118.

119. Горбов Д. Художественная проза в 1925 г. (Бабель, «Конармия») // Книгоноша. 1926. № 2. С. 12-15.

120. Городецкий И. Исаак Бабель мастер антитезы // Сборник статей по еврейской истории и литературе в 2-х кн. Кн. 2. ч. 2. Реховот, 1992. С. 899-907.

121. Горький М. Ответ С. Буденному // Правда. 1928. 27 ноябр. С.5.

122. Горький В. В. Вишневский // Литературное наследство. М., 1963. Т. 70. С. 46-52.

123. Горький И. Э. Бабель // Литературное наследство. М., 1963. Т. 70. С. 38-44.

124. Гуревич С. Бабель и Эйзенштейн // Вопросы истории и теориикино. Л., 1975. С. 63-68.

125. Гутин-Левин С. Диалектика факта и вымысла в советской прозе первой половины 20-х годов («Чапаев» Д. Фурманова, «Железный поток» А. Серафимовича, «Конармия» И. Бабеля). : Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Томск, 1984.

126. Дарьялова Л. Проблема историзма повести И. Бабеля «Конармия» // Ученые записки. Калининград, Вып. 1. 1968. С. 109-122.

127. Добренко Е. Формовка советского читателя. СПб., 1997.

128. Добренко Е. Формовка советского писателя. СПб., 1999.

129. Драгомирецкая Н. Проза 1920-1930-х годов: от эксперимента к классике. Слово как предмет и герой // Теоретико-литературные итоги XX века. М., 2003. С. 221-248.

130. Дрозда Мирослав «Бабель, Леонов, Солженицын». Прага, 1966.

131. Евгеньев-Максимов В. Очерки истории новейшей русской литературы. М.-Л., 1927. С. 290-297.

132. Есаулов И. Категория соборности в русской литературе. Петрозаводск, 1995.

133. Есаулов И. Рассказчик и автор в художественном мире Бабеля // Литературное обозрение. 1995. № 1. С. 71-72.

134. Есаулов И. Этическое и эстетическое в рассказе И. Бабеля «Пан Аполек» // Филологические науки. 1993. № 1. С. 31-39.

135. Есаулов И. «Одесские рассказы» Исаака Бабеля: Логика цикла // Москва. 2004. № 1. С. 204-216.

136. Жайворонко С. О 15-и собраниях // Октябрь. 1926. № 3. С. 130.

137. Жолковский А. Две конференции в Москве // Литературное обозрение. 1995. № 1. С. 85-87.

138. Жолковский А. Роман с гонораром // Литературное обозрение. 1997. №4.

139. Жолковский А. Роман с гонораром (К теме Бабель и Шолом

140. Алейхем)//Oh, Jerusalem! Pisa-Jerusalem, 1999. C. 255-278.

141. Жолковский А. Справка родословная (К теме Бабель и Горький) // WSA. 1994. Т. 34. Pp. 183-217.

142. Жолковский A. Les mots : relire. // Русистика. Славистика. Индоевропеистика: Сб. ст. М., 1996. С. 669-689.

143. Жолковский А., Ямпольский М. Бабель/ВаЬе1. М., 1994.

144. Замятин Е. О сегодняшнем и о современном // Русский современник. 1924. № 2. С. 263-272.

145. Зорин М. Жаркий уголь памяти. Рассказы разных лет. Рига, 1968, С. 192-211.

146. Иванова Т. Мои современники, какими я их знала: Очерки. М., 1987. С. 271-301.

147. Иванова Т. Глава из жизни : Воспоминания. Письма И. Бабеля // Октябрь. 1992. № 5. С. 183-207.; № 6. С. 183-207.; № 7. С. 161-186.

148. Ильинский И. Правовые мотивы в творчестве Бабеля // Красная новь. 1927. № 7. С. 231-240.

149. Ионов П. И. Бабель // Правда. 1926. 27 июня. С. 7.

150. Иованович М. Чехов и Бабель (К сопоставительному анализу их драматического творчества) //А. P. Cechov. Miinchen, 1997. С. 609-617.

151. Каман Э. Композиция книги рассказов И. Бабеля «Конармия» // Stadia slavica. Budapest, 1979. Т. XXV. Fasc. 1-4. С. 207-215.

152. Кацис JI. Герои Бабеля и эволюция еврейского мира. К типологии творчества писателя // Литературное обозрение. 1995. № 1. С. 73-76.

153. Книгочей. Бабель. «Конармия» // Молодая гвардия. 1926. № 8. С. 201-202.

154. Ковский В. Бабель // Русские писатели 20 века. Биографический словарь. М., 2000. С. 58-60.

155. Ковский В. Исаак Бабель: неподдельная жизнь и беллетристические поддлеки // Вопросы литературы. 2002. № 3. С. 73

156. Ковский В. Судьба текстов в контексте судьбы // Вопросы литературы. 1995. № 1. С. 23-78.

157. Коган П. Бабель. Критика // Соболь А. Печальный весельчак. Харьков, 1927. С. 1-22.

158. Коган Э. Работа над «Конармией» в свете полной версии «Планов и набросков» // Вопросы литературы. 1995. № 1. С. 78-87.

159. Коган Э. Смех победителей // Вопросы литературы. 1998. № 5. С. 55-92.

160. Колычев О. Последнее свидание // День поэзии. М., 1967. С. 154.

161. Косанович Б. Образ униженного и оскорбленного еврея в «Конармии» Бабеля // Studia rossica posnaniensia. Poznan, 1998. V. 28. С. 15-19.

162. Крамов И. В зеркале рассказа. М., 1986.

163. Краснощекова Е. Три года жизни И. Э. Бабеля // Север. 1969. № 9. С. 108-118.

164. Краснощекова Е. «Самые интенсивные пять минут» // Литературная учеба. 1980. № 5. С. 208-212.

165. Крути И. Бабель и его критики // Шквал. 1925. № 9. С. 13.

166. Крученых А. Заумный язык. М., 1925.

167. Крученых А. Новое в писательской технике. М., 1927. С. 41-46.

168. Кручинова И. Специфика образов в творчестве И. Бабеля // Проблемы взаимовлияния литератур : методология, история, эстетика. Ставрополь, 1993. С. 125-126.

169. Кто такой Мишка Япончик? (Сборник публикаций). М., 1994.

170. Куванова Л. Фурманов и Бабель // Литературное наследство. 1965. Т. 74. С. 500-512.

171. Куденис Вим. Что там с «Вашим» королем? Бабель и его бельгийские родственники // Страна Синей птицы.: Русские в Бельгии.1. М., 1995. С. 329-341.

172. Лакоба С. «Крылились дни в Сухум-кале». Сухуми, 1988. С. 129137.

173. Ланглебен М. Композиция рассказа И. Бабеля «Замостье» // Русская литература и история. Иерусалим, 1989. С. 113-123.

174. Левидов Мих. Простые истины. М., 1927. С. 82-102.

175. Левин С. Действительность и ее художественная трансформация в рассказе И. Бабеля // Метод и творческая индивидуальность писателя в советской литературе. Пермь, 1975. С. 73-86.

176. Левин С. История одной экспедиции // Годы и люди. Саратов, 1986. С. 50-51.

177. Левин Ф. И. Бабель. Очерк творчества. М., 1972.

178. Левин Ф. Из глубин памяти. Воспоминания. М. 1973. С. 56-59.

179. Левина Я. Романтика в творчестве советских писателей первой половины 20-х годов (А. Грин, К. Паустовкий, И. Бабель, Б. Лавренев) : Автореф. дисс. канд. филол. наук. Тбилиси, 1969.

180. Лежнев А. Литературные заметки // Печать и революция. 1925. № 4. С. 147-154.

181. Лежнев А. И. Бабель. Заметки к выходу «Конармии» // Печать и революция. 1926. № 6. С.82-86.

182. Лежнев А. Современники. Литературно-критические статьи. М., 1927.

183. Лежнев А. И. Бабель // Лежнев А. Литературные будни. М., 1929. С. 265-269.

184. Лежнев А. Новая пьеса Бабеля // Театр и драматургия. 1935. № 3. С. 46-57.

185. Лежнев А. О литературе: Статьи. М., 1987. С. 254-256.

186. Лейдерман Н. «И я хочу интернационала добрых людей.». Национальные голоса и общечеловеческие святыни в «Конармии» И.

187. Бабеля//Литературное обозрение. 1991. № 10. С. 11-18.

188. Лейт-с А. Поэт и солдат революции (О Бабеле) // Коммунист (Харьков). 1924. 24 апр., С. 5.

189. Лелевич Г. 1923 год. Литературные итоги // На посту. 1924. № 1. С. 71-102.

190. Либерман Я. И. Бабель глазами еврея. Екатеринбург, 1996.

191. Лившиц Л. Материалы к творческой биографии И. Бабеля // Вопросы литературы. 1964. № 4. С. 110-135.

192. Лившиц Л. Против тенденциозных истолкований творчества и биографии И. Э. Бабеля // Вопросы литературоведения и языкознания. Вып. 2. Харьков, 1965. С. 22-25.

193. Лившиц Л. От «Одесских рассказов» к «Закату» // Памир. 1974. № 6. С. 76-84.

194. Лившиц Л. Вопреки времени. Иерусалим-Харьков, 1999.

195. Лучанский М. Щепки // Комсомолия. 1926. № 11. С. 56-57.

196. Макаров А. Разговор по поводу. // В борьбе за социалистический реализм. М., 1959. С. 291-357.

197. Маркиш Ш. Бабель и другие. М., 1997. С. 6-28.

198. Маркиш Ш. Русско-еврейская литература и Исаак Бабель // И. Бабель. Детство и другие рассказы. Тель-Авив, 1979. С. 319-346.

199. Марков Г. Урок мастера. Статья // Марков Г. Собрание сочинений в 5-ти т. М., 1974. Т. 5. С. 341-346.

200. Марков Г. Горизонты жизни и труд писателя. М., 1978.

201. Марков Г. В поисках поэзии и правды. М., 1983. С. 389-393.

202. Материалы к творческой биографии И. Бабеля (Вступительная заметка, публикация и комментарии С. Поварцова) // Вопросы литературы. 1979. № 4. С. 160-175.

203. Мельникова-Папоушек Н. Конармия // Воля России (Прага). 1926. № 8-9. С. 234-236.

204. Меньшой А. О Бабеле // Жизнь искусства. 1925. № 11. С. 8-9.

205. Меркин Г. С. С. Буденный и И. Бабель. К истории полемики // Филологические науки. 1990. № 4. С. 97-102.

206. Мунблит Г. О новых рассказах Бабеля // Литературная газета. 1932. 11 окт. С. 2.

207. Мунблит Г. О Бабеле // Знамя. 1964. № 8. С. 174.

208. Мунблит Г. Рассказы о писателях и маленькая повесть. М., 1989. (О Бабеле. С. 61-82).

209. Мущенко Е., Скобелев В., Кройчик Л. Поэтика сказа. Воронеж, 1978.

210. Назарьян Р. «Конармия» И. Бабеля и «Партизанские повести» Вс. Иванова // Проблемы вечных ценностей в русской литературе и культуре XX в. Грозный, 1991. С. 156-165.

211. Назарьян Р. «Мопассановские» новеллы И. Бабеля (К вопросу об ассоциативно-контекстовой колористичности) // Вопросы теории и истории литературы. Вып. 320. Самарканд, 1977. С. 51-62.

212. Накамура Т. Одесский миф И. Бабеля // Japanese Slavic and East European Studies. 1998. V. 19. Pp. 51-70.

213. Неводов Ю. «Конармия» И. Бабеля и «Первая конная» В. Вишневского // Научные доклады литературоведов Поволжья. Астрахань, 1967. С. 38-41.

214. Немзер А. Где кончается Беня? // Немзер А. Памятные даты. М., 2002. С. 287-292.

215. Никулин Л. И. Бабель // Никулин Л. Годы нашей жизни. Воспоминания и портреты. М., 1966. С. 216-229.

216. Нинов А. М. Горький и И. Бабель (К спорам о «Конармии») // А. М. Горький и современная литература. 1968. С. 26-29.

217. Нюренберг А. Воспоминания, встречи, мысли об искусстве. М., 1969. С. 87-92.

218. Одесский М., Фельдман Д. Бабель и хасидизм. Оправдание революции//Литературное обозрение. 1995. № 1. С. 78-83.

219. Осинский Н. Литературные заметки // Правда. 1925. 28 июля. С. 4-5.

220. Палей А. Р. Литературные портреты. М., 1928. С. 5-8.

221. Панова В. Заметки литератора. Л., 1972. С. 104-123.

222. Паустовский К. Несколько слов о Бабеле // Паустовский К. Собрание сочинений в 8-ти т. Т. 8. М., 1970. С. 153-160.

223. Паустовский К. Время больших ожиданий. Повесть. М., 1960. С. 126-161.

224. Паустовский К. Книга скитаний. М., 1964. С. 29-30, 35-36, 89-94.

225. Пенская Е. Международная конференция, посвященная столетию И. Э. Бабеля //Литературное обозрение. 1995. № 1. С. 84.

226. Переверзев В. Новинки беллетристики // Печать и революция. 1924. №5. С. 134-139.

227. Перцов В. Новая дисциплина // Знамя. 1936. № 12. С. 238-241.

228. Перцов В. Писатель и новая действительность. М., 1961. С. 101-105.

229. Петров В. Об искусстве И. Бабеля, автора «Конармии» // Актуальные вопросы истории литературы. Тула, 1968. С. 164-173.

230. Пирожкова А. Годы, прошедшие рядом (1932-1939) // Литературное обозрение. 1995. № 1. С. 94-109.

231. Пирожкова А. Неизвестный рассказ И. Бабеля // Вопросы литературы. 2003. № 2. С. 280-283.

232. Пирожкова А. Эренбург и Бабель // Вопросы литературы. 2002. № 6. С. 319-341.

233. Писатели-современники. Л., 1927.

234. Плоткин Л. Творчество Бабеля // Октябрь. 1933. № 3. С. 174-184.

235. Поварцов С. Творческие искания И. Э. Бабеля и некоторые особенности литературного процесса 20 30-х годов. : Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 1969.

236. Поварцов С. История создания, проблематика и сценическая судьба драмы И. Бабеля «Закат» // Проблемы русской литературы. Омск, 1974. С. 45-86.

237. Поварцов С. Мир, видимый через человека (Материалы к творческой биографии И. Бабеля) // Вопросы литературы. 1974. № 4. С. 231-249.

238. Поварцов С. Прототип и персонаж (О рассказе И. Бабеля «История одной лощади») // Вопросы литературы. 1974. № 8. С. 317-319.

239. Поварцов С. Хроника литературной реабилитации // Вопросы литературы. 1991. № 6. С. 48-66.

240. Поварцов С. Еврей с русской душой // Шалом. 1994. № 7. С. 3.

241. Поварцов С. Причина смерти расстрел. Хроника последних дней Исаака Бабеля. М., 1996.

242. Полонский Вяч. Критические заметки. О Бабеле // Новый мир. М., 1927. № 1.С. 197-216.

243. Полонский Вяч. О современной литературе. M.-JL, 1929. С. 45-74.

244. Полонский Вяч. На литературные темы. Избр. статьи. М., 1968. С. 250-277.

245. Полонский Вяч. О литературе : Избр. работы. М., 1988. С. 57-78.

246. Поляк JI. Бабель новеллист // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. 1966. Т. 25. Вып. 4. С. 313-328.

247. Поляк JI. И. Бабель. // История русской советской литературы. 1917-1965.: В 4-х т. Т. 1.М., 1967. С. 343-369.

248. Полянский Вал. И. Бабель // На литературном посту. 1926. № 3. С. 27-33.

249. Полянский Вал. Вопросы современной критики. M.-JL, 1927. С. 278-296.

250. Правдухин В. Литературные течения современников // Сибирские Огни. 1925. № 1.С. 205-215.

251. Прут И. Об И. Бабеле // Прут И. Неподдающийся (О многих других и кое-что о себе). М., 2000. С.213-221.

252. Ржевский J1. Бабель-стилист // Ржевский J1. К вершинам творческого слова. Норвич, 1990. С. 143-164.

253. Розанова Е. Особенности взаимосвязи форм обобщения в интеллектуальной прозе (Новеллы И. Бабеля) // Слов. зб1рник. Вип. ГУ. Одесса, 1997. С. 15-27.

254. Розанова Е. Целостность сюжетно-композиционной системы художественного текста (Новелла И. Бабеля «Король») // Проблеми сучасного лггературознавства. Вип. I. Одесса, 1997. С. 168-178.

255. Садецкий А. Объективированное слово в произведениях И. Э. Бабеля // Литературное обозрение. 1995. № 1. С. 70.

256. Сарнов Б. Смотрите, кто пришел. М., 1992. С. 190-198, 214-215, 221, 223-224,226-227.

257. Сарнов Б. Как определить авторскую волю // Вопросы литературы. 1995. № 1.С. 87-92.

258. Свенцицкая Э. Художественный мир «Конармии» Бабеля // Критика. Драматургия. Театр. Харьков, 1999. С. 39-46.

259. Свербилова Т. Трагикомедия в советской литературе. Киев, 1990.

260. Святополк-Мирский Д. И. Бабель // Благонамеренный (Брюссель). 1926. № 1.С. 168.

261. Сейфуллина Л. Собрание сочинений в 4-х т. Т. 4. М., 1969. С. 291.

262. Семанова М. Чехов и советская литература. 1917-1935. М.-Л., 1966. С. 165-169.

263. Семеновский О. Бабель и Горький // У истоков новой литературы. В борьбе за Горького. Спор о Горьком в бессарабской печати. Горький и литературная Одесса. Кишинев, 1974. С. 300-307.

264. Серебрякова Г. О других и о себе. М., 1968. С. 258-265.

265. Скарлыгина Е. Контрасты И. Бабеля // Бабель И. Избранное. М.,1989. С. 3-9.

266. Скобелев В. Масса и личность в русской советской прозе 20-х годов. Воронеж, 1975.

267. Славин JI. Фрагмент долговечности // Славин J1. Избранное. М., 1970. С. 726-729.

268. Славин Л. Арденниские страсти : Роман, портреты, записки. М., 1987. С. 315-319.

269. Слоним М. И. Бабель // Воля России (Прага). 1925. № 12. С. 154156.

270. Слоним М. Исаак Бабель // Слоним М. Портреты современных писателей. Париж, 1933. С. 135-148.

271. Смирин И. «Конармия» И. Э. Бабеля // Ученые записки (Чимкентский пед. Институт). 1959. Вып. 2. С. 243-273.

272. Смирин И. «Одесские рассказы» И. Бабеля // Ученые записки кафедры русской и зарубежной литературы Казахского университета. Алма-Ата, 1961. Вып. 3. С. 42-62.

273. Смирин И. Зарубежная критика о советском писателе // Филологический сборник. Алма-Ата, 1963. Вып. 1. С. 240-246.

274. Смирин И. Творческий путь И. Бабеля-прозаика. : Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Алма-Ата, 1964.

275. Смирин И. (совм. с Синявским А.) На пути к «Конармии». Литературные искания Бабеля // Литературное наследство. 1965. Т. 74. С. 467-482.

276. Смирин И. История одного замысла И. Бабеля // Филологический сборник. Алма-Ата, 1966. Вып. 5. С. 26-46.

277. Смирин И. И. Бабель в истории советского очерка // Искусство публицистики (Проблемы теории и мастерства). Алма-Ата, 1966. С. 6163.

278. Смирин И. И. Бабель в работе над книгой о коллективизации //

279. Филологический сборник. Алма-Ата, 1967. Вып. 6-7. С. 104-111.

280. Смирин И. У истоков военной темы в творчестве И. Бабеля // Русская литература. 1967. № 1. С. 203-204.

281. Смирин И. О раннем творчестве И. Бабеля // Филологический сборник. Алма-Ата, 1968. Вып. 8-9. С. 189-202.

282. Смирин И. Рассказ И. Бабеля «Улица Данте» // Русская и зарубежная литература. Алма-Ата, 1969. Вып. 1. С. 89-93.

283. Смирин И. Сюжет и фабула в рассказе И. Бабеля // Филологический сборник. Алма-Ата, 1971. Вып. 10. С. 41-48.

284. Смирин И. Один рассказ Бабеля («Линия и цвет») // Ученые записки. Пермь, 1973. Т. 117. С. 29-39.

285. Смирин И. К проблеме традиции Н. В. Гоголя и И. С. Тургенева в «Конармии» И. Бабеля // Роль традиции в развитии литературы и фольклора. Пермь, 1974. С. 23-39.

286. Смирин И. О традициях Л. Толстого в «Конармии» И. Бабеля // Метод и творческая индивидуальность писателя в советской литературе. Пермь, 1975. С. 60-72.

287. Смирин И. О типологическом сопоставлении «Чапаева» Д. Фурманова и «Конармии» И. Бабеля // Творчество писателя и литературный процесс. Иваново, 1980. С. 68-78.

288. Смирин И. Две книги о революции («Донские рассказы» М. Шолохова и «Конармия» И. Бабеля) // Проблемы типологии литературного процесса. Пермь, 1982. С. 101-113.

289. Смирин И. К проблеме комического в «Конармии» И. Бабеля // Проблемы типологии литературного процесса. Пермь, 1985. С. 100-110.

290. Смирин И. Образы Италии в «Конармии» И. Бабеля // Studia slavica. Budapest, 1989. t. 35. f. 1-2. С. 125-126.

291. Смирнов H. Критика и библиография. По журналам и альманахам. // Известия. 1924. 24 фев. С. 5.

292. Соловьев В. Контрасты Бабеля // Звезда. 1967. № 8. С. 210-213.

293. Спектор У. И. Э. Бабель публицист, прозаик, драматург // Бабель И. Пробуждение. Очерки. Рассказы. Киноповесть. Пьеса. Тбилиси, 1989. С. 5-22.

294. Стрелец (Столяров) М. Письма о современной литературе: Двуликий Янус (Бабель и Сейфуллина) // Россия. 1925. № 5. С. 290-295.

295. Сухих И. О звездах, крови, людях и лошадях. 1923-1925. «Конармия». Бабель // Сухих И. Книги XX века: русский канон: Эссе. М., 2001. С. 199-230.

296. Сухих И. Обожженные солнцем // Бабель И. Как это делалось в Одессе. Рассказы. СПб., 2004. С. 5-25.

297. Танич М. Улицы, стихи. М., 1966. С. 21-22.

298. Тарасова В. Слово Бабеля и принцип соотносительности // Теоретические и прикладные аспекты риторики, стилистики и культуры речи. Материалы конф. молодых ученых России. Екатеринбург, 1995. С. 61.

299. Тарасова В. Динамический стиль И. Бабеля («Конармия») // XX век. Литература. Стиль. Екатеринбург, 1998. Вып. 3. С. 99-104.

300. Тарасова В. Стиль И. Бабеля («Конармия»): Автореф. дисс. . канд. филол. наук. Екатеринбург, 1998.

301. Топер П. Ради жизни на земле. М., 1975.

302. Трегуб С. «Учитель» «Начало». К воспоминаниям И. Бабеля об А. М. Горьком // Трегуб С. Спутники сердца. М., 1964. С. 191-196.

303. Туринцев А. Опыт обзора // Версты (Париж). 1926. № 1. С. 213-228.

304. Тэсс Т. Встречи с Бабелем // Тэсс Т. Друзья моей души. М., 1985. С. 81-103.

305. Утесов Л. Спасибо, сердце! Воспоминания. Встречи. Раздумья. М., 1976. С. 193-207.

306. Фадеев А. Старое и новое. Вопросы художественного творчества //

307. Литературная газета. 1932.11 ноябрь. С. 2.

308. Флакер А. Бабель и Малевич. Сопоставление // Wiener Slawistischer Almanach. Wien, 1982. Bd. 10. Pp. 253-271.

309. Флакер А. Бабель и польское сакральное искусство // Russian Literature. 1987. V. 32. Pp. 29-38.

310. Флейшман Л. С. Об одном нераскрытом «преступлении» Бабеля // Поэтика. История литературы. Лингвистика. М., 1999. С. 382-406.

311. Фрейдин Г. Вопрос возвращения II : «Великий перелом» и Запад в биографии И. Э. Бабеля начала 1930-х годов // SSS. Stanford, 1992. V. 4. 2. Pp. 190-240.

312. Фрейдин Г. Революция как эстетический феномен (с очками Ницще на носу и осенью в сердце у русских читателей И. Бабеля 1923-1932) // Новое литературное обозрение. 1993. № 4. С. 228-242.

313. Фридберг М. Еврейские фольклорные мотивы в «Конармии» Бабеля // Русская литература XX века. Исследования американских ученых. СПб., 1993. С. 436-445.

314. Фридберг М. К вопросу о прототипе героя рассказа Бабеля «Пан Аполек» //Вопросы литературы. 1996. № 5. С. 324-334.

315. Фурманов Д. Из дневника писателя. М., 1934. С. 82-86.

316. Хабеева А. Выбор героя и характер конфликта («Конармия» И. Бабеля и «Донские рассказы» М. Шолохова) // Вопросы филологии. Улан-Удэ, 1970. С. 136-148.

317. Хетени Ж. Идея в образах, абстрактное в визуальном. Фигуры -образы И. Бабеля // Russian Literature Amsterdam, 1999. Т. 45. № 1. С. 75-85.

318. Хетени Ж. Лавка вечности (К мотивной структуре рассказа «Гедали» И. Бабеля) // Studia Slavica. Budapest, 1990. Т. 36. f. 1-4. Pp. 187-192.

319. Хетени Ж. Фольклорные элементы в «Конармии» Бабеля // Studia

320. Slavica. Budapest, 1988. Т. 34. f. 1-4. Pp. 237-246.

321. Хетени Ж. «Что мои глаза собственноручно видели.»: Особенности сказовых текстов в «Конармии» И. Бабеля // Studia Slavica. Budapest, 1993. Т. 38. f. 1-2. Pp. 95-101.

322. Химухина H. «Конармия» и «Одесские рассказы» И. Бабеля в контексте литературной полемики 20-х годов. : Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 1991. 24 с.

323. Ходасевич В. Портреты словами: Очерки. М., 1987. С. 252-257, 270-271.

324. Чукоккала. М., 1979. С. 332-335.

325. Чурилин Т. Сегодняшние-вчерашние: Тугие дела на литературном фронте // Альманах пролеткульта. М., 1925. С. 166.

326. Шайкин А. Вопросы мастерства и стилевых исканий И. Бабеля // Композиция и стиль художественного произведения. М., 1978. С. 46-50.

327. Шайкин А. Вопросы мастерства и стилевых исканий И. Бабеля (статья вторая) // Проблемы сюжета и жанра художественного произведения. Алма-Ата, 1977. Вып. 7. С. 45-51.

328. Шайкин А. Вопросы мастерства и стилевых исканий И. Бабеля // Русская литература. Алма-Ата, 1976. Вып. 6. С. 72-76.

329. Шайкин А. Цветная линия. Вопросы мастерства и стилевых исканий И. Э. Бабеля // Русская словесность. 1995. № 4. С. 62-67.

330. Шафир Я. Любовь к дальнему // Журналист. 1924. № 10. С. 30-32.

331. Шенталинский В. «Прошу меня выслушать.». Досье Исаака Бабеля // Шенталинский В. Рабы свободы. М., 1995. С. 26-81.

332. Шкловский В. И. Бабель (Критический романс) // ЛЕФ. 1924. № 2. С. 152-155.

333. Шкловский В. О прошлом и настоящем // Знамя. 1937. № 11. С. 278-288.

334. Шкловский В. О Бабеле // Шкловский В. Жили-были. М., 1966. С.460.463.

335. Шкловский В. Кончился ли роман? // Иностранная литература. 1967. №8. С. 218-231.

336. Шкловский В. «Юго-Запад» // Шкловский В. Гамбургский счет. М., 1990. С. 470-475.

337. Шмид В. Орнаментальность и событийность в рассказе И. Э. Бабеля «Переход через Збруч» // Шмид В. Проза как поэзия. СПб., 1998. С. 309-327.

338. Шульман Э. В литературных кругах (Ранний Бабель и поздний Бунин) // Литературное обозрение. 1994. № 5-6. С. 77-80.

339. Щеглов Ю. Мотивы инициации и потустороннего мира в «Конармии» Бабеля // Поэзия и живопись. М., 2000. С. 769-789.

340. Эвентов И. Возвышение новеллы // Литературный современник. 1935. № 12. С. 160.

341. Эвинс К. Кровное и сокрытое. «Конармия» и конармейский дневник Бабеля // Литературное обозрение. 1995. № 1. С. 77.

342. Эйдинова В. О стиле И. Бабеля «Конармия» // Литературное обозрение. М., 1995. № 1. С. 66-69.

343. Эппель А. «Отпечатки» в изданиях Бабеля // Вопросы литературы. 1995. № 1.С. 92-95.

344. Эренбург И. И. Э. Бабель // Бабель И. Избранное. М., 1957. С. 5-10.

345. Эренбург И. Люди, годы, жизнь. М., 1963. С. 166-184.

346. Эренбург И. «Речь памяти Бабеля» (Публикация Э. Зихера) // Литературное обозрение. 1995. № 1. С. 110-112.

347. Язык и стиль произведений И. Бабеля, Ю. Олеши, И. Ильфа и Е. Петрова. Сб. научных трудов. Киев, 1991.

348. Якубовский Г. Искусство Бабеля // Прожектор. 1925. № 19. С. 22-23.

349. Ямпольский М. Структуры зрения и телесность у Исаака Бабеля // Новое литературное обозрение. 1993. № 4. С. 197-215.

350. Ясенский Б. «Бабель на Ривьере» // Лит. газета. 1930. 10 июля. С. 2.345. «.Я хочу интернационала добрых людей.» (Материалы научного семинара, посвященного 100-летию со дня рождения И. Э. Бабеля). Екатеринбург, 1994.

351. Baak J. J. Isaak Babel's "Cemetery at Kozin" // Canadian Slavonic Papers. Vol. 36. N. 1-2. 1994. Pp. 69-87.

352. Baak J. J. On Space in Russian Literature. A Diachronical Problem // Dutch Contributions to the 9-th International Congress of Slavists. 1983. Kiev (Amsterdam), P. 25-43.

353. Baak J. J. The Function of Nature and Space in Konarmija by I. E. Babel // Dutch Contributions to the Eighth International Congress of Slavists. 1979. Kiev (Amsterdam), P. 37-55.

354. Baak J. J. The Place of Space in Narration.: A Semiotic approach to the problem of Literary space with an analysis of the role of space in I. E. Babel's Konarmija. Amsterdam, 1983.

355. Briker B. The Underworld of Benia Krik and I. Babel's Odessa Stories // Canadian Slavonic Papers. Vol. 36. N. 1-2. 1994. Pp. 115-134.

356. Carden P. Ornamentalism and Modernism // Russian Modernism: Culture and the Avant-Garde, 1900-1930 (G. Gibian and T. Tjalsma eds.). Ithaca, 1976. Pp. 49-64.

357. Carden P. The art of Isaac Babel. Ithaca-London, 1972.

358. Cukerman W. The Odessan Myth and Idiom in Some Early Works of Odessa Writers // Canadian American Slavic Studies. 1980. № 1. P. 36-51.

359. Danow D. A Poetics of Inversion: The Non-Dialogic Aspect in Isaac Babel's Red Cavalry // The Modern Language Review. London, 1991. V. 86. Part 4. Pp. 939-953.

360. Ehre M. Isaac Babel. Boston, 1986.

361. Erlich V. Art and Reality: A Note on Isaak Babel's Metaliterary

362. Narratives I I Canadian Slavonic Papers. Vol. 36. N. 1-2. 1994. Pp. 107-114.

363. Erlich V. Color and Line: The Art of Isaac Babel // Erlich V. Modernism and Revolution: Russian Literature in Transition. Harvard University Press. Cambridge, Messachusetts, London, England. 1994. P. 145-162.

364. Falen J. Isaac Babel. Russian master of Short Story. Knoxville, 1974.

365. Isaac Babel, 1894-1940.: An Exhibition of materials from the provate collection of Irwin T. & Shirley Holtzman. M., 1994.

366. Karen Ann H. 'Skaz' and Babel's 'Konarmija'. Michigan, 1986.

367. Luck C. The Field of Honour: An Analysis of Babel's Na pole chesti. Birmingham, 1987.

368. Luplow C. Isaac Babel's Red Cavalry. Ardis, 1982.

369. Mann R. The Dionysian art of Isaac Babel. Oakland, 1994.

370. Modern Critical Views: I. Babel, Ed. By Harold Bloom. New York, 1987.

371. Pirozhkova A. At his side: The last years of Isaac Babel. Vermont, 1996.

372. Schreurs M. Procedures of montage in I. Babel's Red Cavalry. Amsterdam, 1989. (* На русском языке см. Схреурс М. Приемы монтажа в цикле «Конармия» И. Бабеля. М., 1992.)

373. Sicher Е. Isaak Babel: A Chronology // Canadian Slavonic Papers. V. 36. N. 1-2. Pp. 1-6.

374. Sicher E. The Trials of Isaak: A Brief Life // Canadian Slavonic Papers. V. 36. N. 1-2. Pp. 7-42.

375. Sicher E. Jews in Russian Literature after the October Revolution. Cambridge, 1995.

376. Sicher E. Style and Structure in the Prose of Isaak Babel. Ohio, 1986.

377. Struve G Babel // Struve G Russian Literature under Lenin and Stalin. 1917-1953. London, 1972. Pp. 69-73.

378. Trilling L. Instroduction // Isaac Babel. The Collected Short Stories. 1975. P. 9-37.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.