Поэтика жанров в творчестве Н.И. Фотьева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Назарова, Ирина Сергеевна

  • Назарова, Ирина Сергеевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Благовещенск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 328
Назарова, Ирина Сергеевна. Поэтика жанров в творчестве Н.И. Фотьева: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Благовещенск. 2006. 328 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Назарова, Ирина Сергеевна

ВВЕДЕНИЕ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРЕОБРАЗОВАННАЯ ТРАДИЦИЯ: ПОЭТИКА ЖАНРА

БАСНИ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. ФОТЬЕВА.

1.1. Жанр басни на современном этапе.

1.2. Типы и функции заглавий в баснях Н. Фотьева.

1.3. Основные сюжетные схемы как отражение идейной концепции басен писателя.

1.4. Типология персонажей: их схематизм и условность.

1.5. «Скрытый» дидактизм: особенности композиции басен писателя.

1.6. Вольный стих как средство создания образа лукавого повествователя.

ГЛАВА II. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАССКАЗОВ НИКОЛАЯ ФОТЬЕВА.

2.1. Внутрижанровые разновидности рассказа 1960-1980-х годов.

2.2. «Сюжетная интенсивность» и «психологический парадоксализм» в рассказах Н. Фотьева новеллистического типа.

2.3. Функции лирического начала. Особенности лирического рассказа.

ГЛАВА III. ЖАНР ПОВЕСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ Н. ФОТЬЕВА.

3.1. «Жанровый синкретизм»: особенности развития повести в 19601980-е годы.

3.2. В рамках традиции: типология персонажей в повестях Н. Фотьева.

3.3. Образ мира в сознании «естественного человека». Движение от хаоса к порядку.

3.4. Отрыв от корней: трагедия современного человека.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика жанров в творчестве Н.И. Фотьева»

Амурский писатель А. Воронков выразил мнение о том, что Николая Ивановича Фотьева (1927 г. р.) - «одного из самых плодовитых и талантливых» писателей современности, «по праву можно назвать классиком отечественной литературы»1. Вряд ли это высказывание является бесспорным, поскольку, классика - «верх верха литературы» - «опознаётся лишь извне, со стороны, из другой, последующей эпохи»2. Вопрос о том, кто достоин репутации классика, призваны решать не современники писателей, а их потомки. Однако в главном А. Воронков прав: творчество Н. Фотьева - значительное явление литературной жизни России второй половины XX столетия.

Творческое наследие писателя велико: его перу принадлежит более двадцати книг басен, рассказов и повестей. Кроме того, Н. Фотьев автор эпиграмм, сатирических стихов и миниатюр, лирических и детских стихотворений, романа-дилогии, очерков. Творчество писателя получило признание далеко за пределами Амурской области. На сборник басен «Глядя в корень» (1980) в 1981 году через Публичную библиотеку им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (ныне Российская национальная библиотека) был сделан запрос из библиотек Конгресса США и Гарвардского университета. Некоторые из рассказов художника были опубликованы в Болгарии, а также на страницах центральных российских периодических изданий, сборник рассказов «Горная малина» - в московском издательстве «Современник» (1981). С 1970 года Фотьев - член СП СССР.

Будучи уроженцем горного Алтая, края, не раз воспетого Фотьевым в своих произведениях, как писатель он родился на амурской земле3. Здесь происходило становление его поэтического мастерства.

Разработка регионального культурного компонента является одним из ведущих направлений в развитии современной научной мысли. Сегодня стано

1 Воронков, А. Реки радости Николая Фотьева // Проспект Пушкина. 2003. 29 авг. С. 5.

2 Хализев, В. Е. Теория литературы : учебник. М., 2000. С. 123.

Подробно об основных вехах жизненного и творческого пути писателя см.: Приложение 1. вится очевидным, что первостепенную роль в процессах возрождения и сохранения самобытных национальных традиций играет провинция. Являясь мощной корневой системой, она питает большую литературу, постоянно пополняя её новыми идеями, образами, темами. В. Хализев, рассуждая о специфике художественной культуры человечества, пришёл к выводу о том, что она «не унитарна, не однокачественно-космополитична, не "унисонна"», а, напротив, имеет «симфонический» характер. При этом «каждой национальной культуре с её самобытными чертами принадлежит роль определённого инструмента, необходимого для полноценного звучания оркестра»4. То же можно сказать и о региональной литературе, которая всегда уникальна, имеет неповторимый голос и в совокупности определяет особенности литературы национальной. С этой точки зрения изучение творческого наследия региональных писателей представляется необходимым и чрезвычайно важным направлением в развитии современной литературоведческой мысли, без которого невозможно представить литературную жизнь XX столетия в полном объёме, во всём многообразии составляющих её явлений и фактов.

Главное же в том, что в недрах региональной литературы рождались и продолжают рождаться поистине великие писатели, в творчестве которых затронуты проблемы национального масштаба. История русской литературы знает немало подобных примеров. Так, в творчестве Ф. Решетникова, детские и юношеские годы которого прошли в Перми, главной стала тема Урала, но в неё он вложил содержание, имеющее общероссийское значение. Писателя волновали мысли о том, как способствовать пробуждению в крестьянах и рабочих чувства собственного достоинства, осознанию своих прав на свободную и счастливую жизнь.

Певцом Урала» принято считать и Д. Мамина-Сибиряка. В его творчестве отразились сложные процессы капитализации края, где он родился и прожил много лет. Но при этом он не региональный, а крупный русский писатель. В его романах, повестях и рассказах запечатлена жизнь России 80-90-х годов.

4 Хализев, В. Е. Теория литературы. С. 366.

В один ряд с вышеназванными мастерами слова XIX века можно поставить и Николая Ивановича Фотьева. Несмотря на то, что в некоторых произведениях писателя воссоздан амурский или алтайский колорит (в речи персонажей часто встречаются диалектизмы, подробно описан быт, нравы, и обычаи местных жителей), проблемы, затронутые им, не носят локального характера. Они всегда злободневны и общенациональны: писателя интересует падение нравственности, рост бездуховности, место и роль искусства в современном обществе. Фотьев обращается к темам, отнюдь, не ограниченным пространственными рамками: к теме взаимоотношения человека и природы, войны, памяти и др. Задачу литературы и свою собственную художник видит в том, чтобы «отстаивать духовные и нравственные ценности»5 нации, а материалом для этого вполне может служить жизнь российской глубинки.

Несмотря на то, что творчество Фотьева является важным звеном в цепи литературного процесса России второй половины XX века, оно до сих пор не становилось предметом внимания литературоведов. Творчеству писателя посвящены лишь немногочисленные рецензии и статьи, принадлежащие перу учёных - Б. Лебедева, Н. Недельского; дальневосточных и амурских писателей и поэтов - А. Воронкова, И. Ерёмина, И. Игнатенко, Б. Машука, Н. Наволочкина; критиков - И. Алексеева, Н. Владимирова, И. Литвиненко, С. Смолякова, В. Черкесова и др.

В некоторых из них (статьи И. Ерёмина, И. Игнатенко, Б. Лебедева, И. Литвиненко) были предприняты попытки исследовать не только идейно-тематический пласт произведений писателя, но и определить творческий метод художника, особенности поэтического мира его произведений, выявить своеобразие языка и стиля. Однако эти попытки носили поверхностный характер, как правило, не опирались на глубокий литературоведческий анализ. Материалом исследования в данном случае являлось не творчество Фотьева как единое целое, а, в лучшем случае, сборник прозаических вещей или басен, но чаще выводы делались на основе анализа какого-то одного произведения.

5 Воронков, А. Реки радости Николая Фотьева. С. 5.

Всё вышесказанное подтверждает актуальность настоящего исследования. Наша работа является первой попыткой представить системно творчество Н. Фотьева через анализ поэтики жанров.

Материалом диссертации стали изданные произведения писателя различных жанров, статьи и рецензии, посвящённые творческому наследию писателя, стенограмма обсуждения рукописи «Горная малина» (Москва, 1981 г.), личные беседы и интервью.

Научная новизна работы заключается в самом материале, а также в выборе системного ракурса исследования жанровой поэтики Фотьева.

Объектом научного осмысления в диссертации избран весь корпус художественных произведений писателя, рассмотренный в жанровом аспекте и во взаимодействии с общенациональным историко-литературным контекстом.

Жанровый аспект выбран нами в качестве предмета системного исследования творчества Н. Фотьева не случайно.

Во-первых, категория жанра относится к числу немногих литературоведческих категорий, с точки зрения которых, возможно наблюдение за подвижной иерархической структурой творчества отдельного писателя.

В то же время, жанровая теория - одна из самых «неготовых» (определение М. Бахтина) в науке о литературе. Категория жанра всегда вызывала и продолжает вызывать оживлённую полемику, касающуюся не только её определения, но и существования в принципе. Последнее особенно характерно для XX века, когда «старомодную» категорию попытались упразднить, заменив более универсальными категориями «текст» и «книга». Но попытка отменить жанр лишь укрепила его реальные позиции, доказала не только его существование, но и действенную продуктивность.

Проясняя свою позицию в решении этого вопроса, отметим, что под жанром мы понимаем «исторически сложившийся тип устойчивой структуры произведения, организующей все его компоненты в систему, порождающую целостный образ — модель мира (мирообраз), который выражает определённую концепцию действительности»6.

Возвращаясь к вопросу о необходимости исследования жанрового аспекта в творчестве Н. Фотьева, отметим, что наследие писателя, включающее в себя произведения самой различной жанровой принадлежности, позволяет нам обратиться к такой важной на сегодняшний день теоретической проблеме, как проблема взаимодействия жанров в художественной системе писателя. Изучение вопроса о жанровом многообразии творчества того или иного автора, несомненно, представляет интерес, так как помогает понять, почему многие писатели работают одновременно в нескольких жанрах, хотя у каждого из них есть тот, которому они явно отдают предпочтение. Сопоставление произведений различных жанров, созданных одним писателем, даёт возможность выявить ту художественную общность, которая, несмотря на жанровые различия, даёт право говорить об индивидуальной художественной манере данного автора, о едином для всего его творчества стиле.

Учитывая всё вышесказанное, цель работы можно сформулировать следующим образом: изучить наиболее значимые жанровые структуры в творчестве Н. Фотьева: басню, рассказ и повесть, проследить их во взаимодействии между собой и с литературным контекстом.

Цель работы диктует решение следующих задач: сформировать теоретико-методологическую базу исследования и определить необходимый рабочий терминологический аппарат; выявить типологические черты вышеобозначенных жанров в творчестве Н. Фотьева; проследить взаимосвязь жанров в творчестве писателя, выявить жанровую доминанту и определить степень её воздействия на модели других жанров; исследовать соотнесённость жанров в фотьевском творчестве с общими тенденциями развития отечественной литературы второй половины XX века и

6 Цит. по кн.: Скобелев, В. П. Поэтика рассказа. Воронеж, 1982. С. 12. определить место творчества писателя в динамике литературного процесса 5090-х годов.

Методологической и теоретической основой исследования являются труды русских критиков, литературоведов, современных теоретиков и историков литературы. Первостепенное значение для методологического обоснования диссертационной работы имеют исследования, осуществляющие широкое историко-культурное изучение литературы: труды М. Бахтина, А. Веселовского, Д. Лихачёва, В. Проппа. Теоретической и методологической составляющей являются работы, освещающие проблемы общей жанровой теории (М. Бахтин, Н. Лейдерман, Н. Тамарченко, О. Фрейденберг, Л. Чернец), жанра басни (Л. Виндт, Л. Выготский, М. Гаспаров, В. Коровин, А. Потебня, Н. Степанов) рассказа и новеллы (Н. Локтев, А. Огнев, Г. Поспелов, В. Скобелев), повести и романа (М. Бахтин, В. Синенко, Н. Тамарченко, Н. Утехин), теории сатиры (Л. Ершов, В. Пропп, Я. Эльсберг) и стиха (М. Гаспаров, Л. Тимофеев, О. Федотов).

Концепция работы включает в себя следующие моменты. Художественное мышление и мировоззренческие позиции писателя формировались под воздействием русской классической литературы XIX века. Большое влияние на Н. Фотьева оказало творчество И. Крылова, А. Пушкина, Л. Толстого. Их писатель считает своими учителями, наставниками в литературе7. Многие традиции, заложенные русскими классиками, нашли продолжение и развитие в творчестве художника. Кроме того, это обстоятельство отчасти определило жанровое многообразие творческого наследия писателя.

Первые шаги на литературном поприще Н. Фотьев делал как баснописец. Впоследствии басня стала жанровой доминантой в его творчестве. Её модель оказала существенное влияние на модели других жанров.

7 Из личного интервью с писателем от 15 авг. 2004 г.

Басня — один из древнейших жанров словесного искусства, восходящий g своими корнями к мифологической стадии мышления . Известно, что любые сдвиги в уже сложившейся жанровой структуре всегда самым тесным образом связаны, во-первых, с процессом литературной эволюции, а во-вторых, диктуются внешними обстоятельствами. И даже басня, занимающая особое, обособленное, положение в системе литературных жанров развивалась в значительной степени под влиянием различных поэтических направлений. Поэтому и сам басенный жанр, и его роль на разных этапах развития литературы были различны.

В истории развития жанра с момента его возникновения и до сегодняшнего дня можно проследить периоды поочерёдного господства той или иной разновидности басни. Так, возникнув как жанр дидактической литературы, прозаические басни Эзопа выполняли сугубо нравоучительную функцию. И только спустя столетия басня становится мощной сатирой.

В России басенная сатирическая традиция до И. Крылова складывалась достаточно долго и сложно. Уже в эпоху классицизма басни А. Кантемира, А. Сумарокова, И. Хемницера имели ярко выраженный сатирический характер и были направлены против бюрократического аппарата. Но, при этом, они продолжали защищать интересы дворянства, и постепенно басня превратилась в моралистическое назидание. А в эпоху сентиментализма басня утратила свою сатирическую силу и по ряду жанровых признаков стала близка, скорее, лирическому стихотворению (басни И. Дмитриева, В. Жуковского). Возрождение и расцвет жанра связаны с баснями И. Крылова, который оживил и преобразил уже однажды существовавшую традицию. В XX веке сатирическая традиция нашла продолжение в творчестве Д. Бедного, И. Батрака, С. Михалкова, С. Маршака, С. Олейника, Н. Фотьева и др.

В советскую эпоху (Н. Фотьев пришёл в литературу в конце 50-х) сатире отводилось место особенно неприглядное: «В эстетической системе нового мира, где торжествует позитивный пафос, жизнеутверждающая концепция, отри

8 Подробно об этом см.: Гаспаров, М. Л. Басни Эзопа // Гаспаров, М. Л. Избранные труды : В 2 т. Т. 1.М., 1997. С. 229-267. цательное виделось где-то за сферой типического. А раз так, то и сатире отводилась скромная прикладная роль <.> Сатира рассматривалась как бы вне основного потока литературы социалистического реализма и если, в лучшем случае, с ним, то не в нём»9.

Особенности политики того времени в области литературы и сатиры в частности нашли отражение в сатирическом стихотворении Ю. Благова, впервые опубликованном в журнале «Крокодил» в знаменательном 1953 году:

Я за смех. Но нам нужны Подобрее Щедрины. И такие Гоголи, Чтобы нас не трогали10.

Такая ситуация в литературе наложила отпечаток и на развитие жанра басни в советскую эпоху. Участь писателя баснописца в советское время была незавидной. Басни писали многие известные и неизвестные авторы (Д. Демин, С. Олейник, М. Саяпин, Е. Ушан, М. Шевченко, и др.), но прочесть их можно было только на страницах периодической печати. Отдельными изданиями выходили лишь басни С. Михалкова, пользовавшиеся огромной популярностью потому, что писатель старался деликатно обходить стороной изъяны советского общества, и критиковал западный образ жизни.

Особое, периферийное, положение сатиры отчасти породило отсутствие литературоведческих исследований, касающихся бытования жанра басни в XX веке. В связи с этим исследование поэтики басни в творчестве Н. Фотьева, предоставляет возможность делать выводы о некоторых тенденциях развития жанра в XX столетии.

9 Ершов, Л. Ф. Сатирические жанры русской советской литературы. М., 1977. С. 14.

10 Благов, Ю. Крокодил. 1985. № 12. С. 14.

Всё вышесказанное диктует определённую структуру работы, которая включает в себя Введение, Основную часть, Заключение, Библиографический Список литературы, Приложения.

Основная часть состоит из трёх глав.

Первая глава, посвященная исследованию поэтики жанра басни в творчестве Н. Фотьева, включает в себя шесть разделов. Цель первого раздела - выделить и в общих чертах охарактеризовать основные этапы развития басни в XX веке. Необходимость его наличия в структуре диссертационного исследования вызвана тем, что по ряду вышеуказанных причин история развития жанра прошлого столетия остаётся малоизученной. Следующие пять разделов посвящены исследованию элементов поэтики жанра басни в творчестве Н. Фотьева в сопоставлении с творчеством других баснописцев XX столетия.

Во второй главе, состоящей из четырёх разделов, речь идёт о жанровом своеобразии рассказов писателя. В первом разделе оговорены основные тенденции в развитии этого жанра во второй половине XX века, в частности, тенденция к эпизации, и драматизации которые нашли отражение в актуализации различных внутрижанровых разновидностей рассказа. В творчестве Н. Фотьева ими оказались новеллистический и лирический рассказы. Особенности каждого из них стали предметом исследования в последующих разделах.

В третьей главе исследуются жанровые особенности повести Н. Фотьева. Глава включает в себя четыре раздела. В первом - внимание сосредоточено на романизации жанра повести в 60-80-е годы, для которой, так же как и для романа, становится характерной «смещение центра тяжести на характер», и, как следствие этого процесса, получает развитие тенденция не только к анализу, но и к синтезу. Центральной в повести этого времени становится проблема героя, что делает необходимым обращение к выявлению типов персонажей в творчестве Н. Фотьева.

Кроме того, в структуру диссертационного исследования включены два Приложения.

В Приложении 1 описаны основные этапы жизни и творчества писателя, поскольку в основной части диссертации исследуются только три, наиболее значимые, жанровые структуры в творчестве художника. Произведения Фотьева других жанров являются неотъемлемой частью его творческого наследия и живут в тесном взаимодействии с баснями, рассказами и повестями.

В Приложение 2 вошли тексты басен Н. Фотьева. Необходимость создания такого Приложения продиктована следующим: сборники басен писателя, выходившие в своё время в различных издательствах Амурской области большими тиражами, позже не переиздавались и на сегодняшний день являются библиографической редкостью.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что изучена и описана эволюция жанра басни в XX веке; проделан системный анализ жанрового единства в творчестве Н. Фотьева в соотнесённости с общими тенденциями развития отечественной литературы второй половины XX столетия.

Практическое значение работы заключается в том, что материал диссертации может быть востребован для уточнения общей концепции истории русской литературы второй половины XX века, особенно её жанрового аспекта. Основные положения работы и содержащиеся в ней выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях как творчества Н. Фотьева, так и проблем, касающихся бытования жанра басни в XX веке. Результаты работы могут быть востребованы при чтении спецкурсов по региональной литературе, проведении спецсеминаров по творчеству Николая Фотьева. Кроме того, материалы диссертации частично могут быть использованы при составлении словаря-справочника по литературе Приамурья, а также учебника по истории литературы Амурской области для средней школы.

Апробация идей исследования осуществлялась на Пятой научно-практической конференции «Синтез в русской и мировой художественной культуре» (Московский педагогический государственный университет, 25-26 ноября 2004 г., Москва), ежегодных научно-практических конференциях преподавателей и студентов Благовещенского государственного педагогического университета (2003, 2004); на ежегодных региональных конференциях преподавателей и студентов «Набоковские чтения» (Амурский государственный университет, 2003, 2004, 2005); на региональных научно-практических конференциях «Молодёжь XXI века: шаг в будущее» (Дальневосточный государственный аграрный университет, 2003; Дальневосточное высшее военное командное училище, 2005); научно-методической конференции «Инновационные подходы к обучению литературе и русскому языку» (Благовещенский государственный педагогический университет, 2004); на аспирантских объединениях кафедры литературы Благовещенского государственного педагогического университета.

15

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Назарова, Ирина Сергеевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования творчества Николая Ивановича Фотьева была достигнута цель работы: изучены наиболее значимые жанровые структуры (басня, рассказ, повесть), а также определён характер их взаимодействия не только между собой, но и с литературным контекстом второй половины XX столетия.

Творческое наследие Фотьева значительное явление в литературной жизни не только Приамурья, но и России в целом. Он не региональный автор, а писатель национального масштаба, отразивший в своих произведениях целую эпоху в жизни страны.

Творчество художника представляет собой единую жанрово-стилевую систему, в которой сосуществуют и активно взаимодействуют различные жанры, вызванные к жизни мировоззрением художника, его мироощущением, естественным чувством смешного (басни, сатирические стихи и миниатюры, эпиграммы) и особенностями литературной ситуации во второй половине XX века (активизация рассказа и повести).

Жанровой доминантой в творчестве писателя является басня, модель которой оказала существенное влияние на произведения прозаических жанров. Это выразилось в активизации рассказа новеллистического типа, который, как было отмечено в ходе работы, генетически связан с басней.

Сильное влияние басни испытала на себе повесть, в результате чего приобрела ярко выраженную дидактическую направленность, стало заметным тяготение жанра к классицистической модели сюжета, конфликта и персонажной системы. Разделение героев на два противоположных типа («естественный человек» и «человек-хищник»), позволяет провести определённую параллель с традиционными для жанра басни типами «герой» и «антигерой».

Активно вторгается в прозаические жанры басенное сатирическое начало: в рассказах и повестях писателя часто возникают комичные ситуации и сатирические образы.

Басни Фотьева знаменуют новый этап развития жанра в XX веке. Жанровая модель басни была существенно трансформирована им в соответствии с основными тенденциями литературного процесса второй половины XX века. Фотьев активно вступает в диалог с читателем, в ходе которого становится очевидным моральное поучение, обнажается сатирическая сущность его произведения. Будучи последователем крыловской традиции, Фотьев делает акцент на сатирический рассказ, а не на моральную сентенцию. Он приверженец «сатирической», а не «морализаторской» басни, что отражается в композиции большинства его произведений. Моральное поучение в них, как правило, композиционно не выделено. Однако это обстоятельство вполне может быть истолковано и воздействием основных тенденций развития литературы, которая в XX веке отказалась от прямого дидактизма.

Кроме того, басни Фотьева отличаются чрезвычайной злободневностью, социальной значимостью. Будучи писателем-реалистом, воспитанным на традициях русской классической литературы XIX века, Фотьев останавливает своё внимание на самых острых вопросах современности, не обходит стороной ни одного явления социальной действительности.

Проза Н. Фотьева - хорошая, добротная беллетристика, продолжающая традиции «деревенской прозы». Рассказы и повести писателя не обладают художественной масштабностью и ярко выраженной оригинальностью, но в них затронуты проблемы своей страны и эпохи, отвечающие духовным и интеллектуальным запросам современников. Подобного рода беллетристика, по словам В. Г. Белинского, «выражает потребности настоящего, думу и вопрос дня»218 и в этом смысле подобна высокой литературе, с ней неизменно соприкасаясь.

Произведения Фотьева-прозаика, так же как и других писателей-беллетристов («обыкновенные таланты», по В. Белинскому) выполняют в составе литературного процесса благую и ответственную роль. Они насущны и необходимы для большой литературы и общества в целом.

Беллетристика, активно откликающаяся на «злобу дня», воплощающая веяния «малого времени», его заботы и тревоги, значима не только в составе текущей словесности, но и для понимания истории общественной и культурно-художественной жизни той или иной эпохи. Как утверждал М. Салтыков-Щедрин, подобная литература составляет «достоверный документ, на основании которого всего легче восстановить характерологические черты времени и узнать его требования. Следовательно, изучение подобного рода произведений есть необходимость, есть одно из непременных условий хорошего литературного го вкуса» .

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Назарова, Ирина Сергеевна, 2006 год

1. Исследуемая литература:

2. Апухтина, В. А. Русский советский рассказ в современном литературном процессе / В. А. Апухтина // Вестник Московского университета. Серия 9, Филология. 1981. - № 3. - С. 3-13.

3. Бавина, В. В. Сергей Михалков : Очерк творчества / В. В. Бавина. М. : Сов. писатель, 1976. - 159 с.

4. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. 4-е изд. - М. : Сов. Россия, 1978. - 320 с.

5. Бахтин, М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / М. М. Бахтин // Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Худ. лит., 1975. - С. 234-408.

6. Бахтин, М. М. Эпос и роман (О методологии исследования жанра) / М. М. Бахтин // Бахтин, М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М. : Худ. лит., 1975. - С. 82-233.

7. Белинский, В. Г. Иван Андреевич Крылов / В. Г. Белинский // Белинский, В. Г. Взгляд на русскую литературу. М. : Современник, 1981. - С. 481-506.

8. Белинский, В. Г. О русской повести и повестях г. Гоголя / В. Г. Белинский // Белинский, В. Г. Взгляд на русскую литературу. М. : Современник, 1981.-С. 99-146.

9. Богданова, А. Г. Время и композиция в современном советском рассказе / А. Г. Богданова // Проблемы мастерства советской литературы : учен, записки Свердловского пед. ин-та. Т. 73. Свердловск : Изд-во Свердловского пед. ин-та, 1968. - С. 29-42.

10. Борев, Ю. Б. О комическом / Ю. Б. Борев / ред. JI. Г. Тамашин. М. : Искусство, 1957. — 165 с.

11. Веселовский, А. Н. Поэтика сюжетов / А. Н. Веселовский // Веселов-ский, А. Н. Историческая поэтика / вступ. ст. И. К. Горского ; сост., автор коммент. В. В. Мочалова. -М.: Высш. шк., 1989. С. 300-307.

12. Виндт, JI. Басня как литературный жанр / JI. Виндт // Поэтика : сб. статей. Вып. III. Л.: Academia, 1927.-С. 87-101.

13. Виноградов, В. В. И. А. Крылов : его значение в истории русской литературы и русского литературного языка / В. В. Виноградов // Русская речь. 1970.-№4.-С. 5-14.

14. Виноградов, В. В. Язык и стиль басен Крылова / В. В. Виноградов // Русский язык в школе. 1968. — № 6. - С. 3-10.

15. Вулис, А. 3. В лаборатории смеха / А. 3. Вулис / ред. Е. Мельникова. — М. : Худ. лит., 1966. 144 с.

16. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л.С.Выготский / под ред. М. Г. Ярошевского ; сост., автор послесловия М. Г. Ярошевский ; подгот текста, коммент. В. В. Умрихина. -М.: Педагогика, 1987.-344 с.

17. Галанов, Б. С. Я. Маршак. Очерк жизни и творчества / Б. Галанов / отв. ред. Н. Ф. Яснопольский. 3-е изд. — М. : Дет. лит, 1962. - 157 с.

18. Гаспаров, М. Л. Античная литературная басня (Федр и Бабрий) / М. Л. Гаспаров / отв. ред. Ф. А. Петровский. -М.: Наука, 1971. -280 с.

19. Гаспаров, М. Л. Басни Эзопа / М. Л. Гаспаров // Гаспаров, М. Л. Избранные труды : В 2 т. Т. 1.0 поэтах / ред. М. Л. Зотова. М. : Языки русской культуры, 1997. - С. 228-267.

20. Гаспаров, М. Л. Древнегреческая эпиграмма / М. Л. Гаспаров // Гаспаров, М. Л. Избранные труды : В 2 т. Т. 1.0 поэтах / ред. М. Л. Зотова. — М. : Языки русской культуры, 1997. С. 291-317.

21. Гаспаров, M. JI. Современный русский стих : Метрика и ритмика / М. JI. Гаспаров / отв. ред. JI. И. Тимофеев. М. : Наука, 1974. - 488 с.

22. Гаспаров, М. JI. Федр и Бабрий / М. JI. Гаспаров // Гаспаров, М. JI. Избранные труды : В 2 т. Т. 1. О поэтах / ред. М. JI. Зотова. М. : Языки русской культуры, 1997. - С. 268-290.

23. Гинзбург, JI. Я. О литературном герое / Л.Я.Гинзбург / ред. М. И. Дикман. Л. : Сов. писатель, Ленингр. отд., 1979. - 222 с.

24. Гринберг, И. Энергия рассказа / И. Гринберг // Нева. — 1978. № 1. - С. 181-192.

25. Дрюбин, Г. Р. Демьян Бедный / Г. Р. Дрюбин // Специальное среднее образование. 1983. -№ 4. - С. 42-44.

26. Ершов, Л. Ф. Сатира и современность / Л. Ф. Ершов / ред. К. Евграфов. -М. : Современник, 1978. -271 с.

27. Ершов, Л. Ф. Сатирические жанры русской советской литературы : (От эпиграммы до романа) / Л. Ф. Ершов / отв. ред. В. А. Ковалёв. Л. : Наука, Ленингр. отд., 1977. - 282 с.

28. Есин, А. Возможности «малой формы» / А. Есин // Литературная учёба. -1981.-№ 4.-С. 217-220.

29. Жуковский, В. А. О басне и баснях Крылова / В. А. Жуковский // Жуковский, В. А. Собрание сочинений : В 4 т. Т. 4. М. ; Л. : Наука, 1960. - С. 313-323.

30. Зыкова, Г. В. Басни И. А. Крылова / Г. В. Зыкова // От Крылова до Чехова. Статьи о русской классической литературе. В помощь поступающим на факультет / под. ред. В. Б. Катаева. М. : Изд-во МГУ, 1995. - 3-18.

31. Исаев, Е. Похвальное слово басне / Е. Исаев // Советская Россия. — 1983. -25 февраля. С. 4.

32. Клитко, А. Лицо, характер, судьба : Заметки о современном рассказе / А. Клитко // Литературное обозрение. — 1983. № 4. - С. 21-26.

33. Кожевникова, Н. А. О типах повествования в советской прозе / Н. А. Кожевникова // Вопросы языка современной русской литературы / отв. ред. В. Д. Левин. М. : Наука, 1971. - С. 97-163.

34. Кожин, А. А. Самобытность басенного слова / А. А. Кожин // Русская речь. 1980. - № 2. - С. 40-45.

35. Кожинов, В. В. Происхождение романа. Теоретико-исторический очерк / В. В. Кожинов. — М. : Сов. писатель, 1963. — 439 с.

36. Кожинов, В. В. Размышления о русской литературе / В. В. Кожинов. М. : Современник, 1991. —352 с.

37. Кожинов, В. В. Статьи о современной литературе / В. В. Кожинов. М. : Сов. Россия, 1990. - 234 с.

38. Корман, Б. О. Изучение текста художественного произведения. Для студ. заочников III—IV курсов фак. рус. яз. и лит. пед. ин-тов / Б. О. Корман / отв. ред. М. Н. Зубков. М. : Просвещение, 1972. - 110 с.

39. Коровин, В. И. Басни Ивана Крылова. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / В. И. Коровин. М. : Изд-во МГУ, 1997. - 96 с. - (Перечитывая классику).

40. Крамов, И. В зеркале рассказа. Наблюдения, разборы, портреты / И. Крамов / ред. Л. А. Шубин. М. : Сов. писатель, 1979. - 259 с.

41. Красовская, С. И. Андрей Платонов на путях и перепутьях русской литературы 20-х годов XX века : цикл и роман : Монография / С. И. Красовская / науч. ред. JI. В. Полякова. Благовещенск : Изд-во БГПУ, 2005. -149 с.

42. Кузьмин, А. И. Повесть как жанр литературы / А. И. Кузьмин / вступит, ст. Д. С. Лихачёва. М.: Знание, 1984. - 112 с.

43. Кузьмук, В. А. Эпичность современного рассказа / В. А. Кузьмук // Русская литература. 1979. -№ 1.-С. 163-171.

44. Курганов, Е. Анекдот как жанр / Е. Курганов. СПб. : Гуманитарное изд-во «Академический проект», 1997. - 98 с.

45. Кушлина, О., Смирнов, Ю. Глашатай «царства земного» / О. Кушлина, Ю. Смирнов // Наука и религия. 1983. - № 4. - С. 44-45.

46. Лейдерман, Н. Л. Движение времени и законы жанра. Жанровые закономерности развития советской прозы в 60-70-е годы / Н. Л. Лейдерман. -Свердловск.: Средне-Уральское кн. изд-во, 1982. — 256 с.

47. Липовецкий, М. Имитаторы, отшельники, праведники. Современная повесть : герои и жанр / М. Липовецкий // Литературное обозрение. 1987. - № 4. - С. 15-22.

48. Лихачёв, Д. С. Будущее литературы как предмет изучения / Д. С. Лихачёв // Новый мир. 1969. - № 9. - С. 43-48.

49. Лихачёв, Д. С. Поэтика древнерусской литературы / Д. С. Лихачёв. — 3-е изд., доп. М. : Наука, 1976. - 352 с.

50. Локтев, Н. Ф. Об эпической тенденции в современном русском рассказе / Н. Ф. Локтев // Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов : межвуз. сб. Вып. 2. Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1981. - С. 81-95.

51. Лотман, Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман / ред. А. Гуревич. М. : Искусство, 1970. - 384 с.

52. Любацкая, Г. Идеалы молодых: Заметки о современной повести / Г. Любацкая // Звезда. 1972. - № 6. - С. 195-204.

53. Макарян, А. О сатире / А. Макарян. М.: Сов. писатель, 1967. — 276 с.

54. Медриш, Д. Н. Персонажи приходят в басню: Заметки о двух баснях И. А. Крылова / Д. Н Медриш // Русская речь. 1995. -№ 6. - С. 102-108.

55. Милявский, Б. Сатирик и время. О мастерстве Маяковского-драматурга / Б. Милявский / ред. Е. И. Изгородина. М.: Сов. писатель, 1963. - 304 с.

56. Минералов, Ю. И. Теория художественной словесности (поэтика и индивидуальность) : учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Ю. И. Минералов / ред. М. В. Пржевская. М. : Гуманитарный из-датательский. Центр «Владос», 1999. - 360 с.

57. Михайлов А. Басни Сергея Михалкова / А. Михайлов // Литературная учёба.- 1983.-№ 1.-С. 125-135.

58. Михайловская, И. Г. О языке и стиле басен Сергея Михалкова / Н. Г. Михайловская // Русская речь. 1976. - № 5. - С. 20-26.

59. Михалков, С. Басня и её сестра сказка / С. Михалков // Вопросы литературы. - 1973.-№ 4.-203-208.

60. Михалков, С. Ясно видеть цель / С. Михалков // Вопросы литературы. -1969. -№3.- С. 150-157.

61. Молчанова, И. А. Повествование в рассказах В. Астафьева «Царь-рыба» / Н. А. Молчанова // Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов / межвуз. сб. Вып. 2. Л. : Изд-во Ленинградского ун-та, 1981. - С. 164-175.

62. Мусатов, В. В. Поэзия 20-х годов / В. В. Мусатов // История русской литературы первой половины XX века (советский период). М. : Высш. шк. : Издательский центр Академия, 2001. - С. 24-34.

63. Мустафин, Р. Сердцевина метода: О герое нашей прозы / Р. Мустафин // Дружба народов. 1984. - № 5. - С. 225-233.

64. Нестеренко, В. Произведение морали : (Анализ басни) / В. Нестеренко // Вопросы литературы. — 1998. № 2. - С. 97-120.

65. Новиков, В. Думайте поступками : Рассказ и современность / В. Новиков // Октябрь. 1987. -№ 6. - С. 192-199.

66. Новиков, В. На территории рассказа и новеллы / В. Новиков // Литературная учёба. 1981. - № 4. - С. 126-132.

67. Новиков, В. Ощущение жанра : Роль рассказа в развитии современной прозы / В. Новиков // Новый мир. 1987. - № 3. - С. 239-254.

68. Носов, В. Н. Некоторые вопросы жанра в трудах представителей русской формальной школы / В. Н. Носов // Жанр : (Эволюция и специфика) : сб. науч. тр. Кишенёв : Штиинца, 1980. - С. 120-128.

69. Огнев, А. Герой и обстоятельства / А. Огнев // Сибирские огни. 1988. -№5.-С. 149-155.

70. Огнев, А. Русский советский рассказ 50-70-х годов. Пособие для учителей / А. Огнев / ред. А. В. Ведрашко. М. : Просвещение, 1978. - 208 с.

71. Основы религиоведения : учебник / Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, К. И. Никонов и др. ; под ред. И. Н. Яблокова. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2005. - 508 с.

72. Павловский, А. И. рассказ 50-х годов / А. И. Павловский // Русский советский рассказ. Очерки истории жанра / под ред. В. J1. Ковалёва. — J1. : Наука, Ленингр. отд., 1970. С. 573-624.

73. Панков, А. Вослед герою : Проблема положительного героя в современной критике / А. Панков // Вопросы литературы. 1984. — № 5. - С. 3-30.

74. Петриченко, К. Л. Некоторые тенденции развития басни начала XIX века : (И. А. Крылов и И. И. Дмитриев) / К. Л. Петриченко // Вестник Московского университета. Серия 9, Филология. 1991. — № 4. - С. 29-32.

75. Подгаецкая, И. Ю. Поэтика жанра и национальное своеобразие / И. Ю. Подгаецкая //Вопросы литературы. 1969. -№ 11. - С. 116-133.

76. Пропп, В. Я. Морфология сказки / В. Я. Пропп. Л. : Academia, 1927. -152 с. - (Вопросы поэтики : непериодическая серия, издаваемая отделом словесных искусств ; вып. XII).

77. Пропп, В. Я. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне) : собр. тр. / научн. ред., коммент. Ю. С. Рассказова. М. : Лабиринт, 1999. - 288 с.

78. Протченко, В. И. Повесть 60-х начала 70-х годов / В. И. Протченко // Современная русская советская повесть / под ред. Н. А. Грозновой,

79. B. А. Ковалёва ; введ. Н. П. Утехина. Л. : Наука, Ленингр. отд., 1975.1. C. 161-224.

80. Протченко, В. И. Современная повесть о деревне / В. И. Протченко // Русская литература. 1970. -№ 4. - С. 31-35.

81. Пудожгорский, В. К. Жанровое своеобразие рассказов В. Белова / В. К. Пудожгорский // Жанрово-композиционное своеобразие реалистического повествования : сб. науч. тр. / под ред. А. Гура ; ред.

82. Ю. В. Бабичева, А. М. Микешин, В. К. Пудожгорский. Вологда : Изд-во Вологодского гос. пед. ун-та, 1982. - С. 134-147.

83. Рекемчук, А. Да не оскудеет. / А. Рекемчук // Вопросы литературы. -1969.-№7.-С. 12-16.

84. Ривлин, А. Оружием сатиры / А. Ривлин // Амурская правда. 1966. - 20 июля. - С. 4.

85. Рыбаков, Б. А. Язычество Древней Руси / Б. А. Рыбаков / ред. Л. С. Кручинина. М. : Наука, 1987. - 784 с.

86. Рыбинцев, И. В. Советский художественный очерк. Проблемы теории и мастерства жанра / И. В. Рыбинцев / ред. Л. А. Швидченко. Киев ; Одесса : Издательское объединение «Вища школа», Головн. изд-во, 1976. -168 с.

87. Сакун, Г. И. Некоторые особенности типизации в современной повести о деревне / Г. И. Сакун // Русская литература. 1973. - № 3. - С. 164-167.

88. Синенко, В. С. Современная русская повесть: (Вопросы поэтики жанра) / В. С. Синенко // Филологические науки. 1969. — № 1. — С. 3-12.

89. Скобелев, В. П. Поэтика рассказа / В.П.Скобелев / науч. ред. А. Б. Ботникова. Воронеж : Изд-во Воронежского ун-та, 1982. — 155 с.

90. Старикова, Е. За что? / Е. Старикова // Детская литература. 1990. — № 11. -С. 11-18.

91. Стенник, Ю. В. О специфике жанровой природы басни / Ю. В. Стенник // Русская литература. 1980. -№ 4. - С. 106-120.

92. Стенник, Ю. В. Об эстетической функции сатиры / Ю. В. Стенник // Русская литература. 1976. -№ 1. - С. 78-92.

93. Степанов, Н. Л. Русская басня вступ. ст. / Н. Л. Степанов // Русская басня XVIII-XIX веков : сборник / сост., подгот. текста и примеч. В. П. Степанова и Н. Л. Степанова ; биографич. справки В. П. Степанова.- Л.: Сов. писатель, 1949. С. VII-LXVIII.

94. Суровцев, Ю. Неприятие мещанства : По страницам сегодняшней повести / Ю. Суровцев // Звезда. 1972. - № 7. - С. 198-213.

95. Тарковский, Р. Б. Басня в России XVII начала XVIII века / Р. Б. Тарковский // Филологические науки. - 1966. - №3. - С. 97-109.

96. Тарковский, Р. Б. Опыт стилистического комментария к басне Крылова «Ворона и лисица» / Р. Б. Тарковский // Русский язык в школе. 1968. -№6.-С. 10-16.

97. Твардовский, А. О поэзии Маршака / А. Твардовский // Жизнь и творчество Самуила Яковлевича Маршака : Маршак и детская литература : сборник / сост. Б. Галанов, И. Маршак, М. Петровский ; отв. ред. Д. В. Красновская. М.: Дет. лит., 1975. - С. 11-46.

98. Тимофеев, Л. И. Вольный (басенный) стих XVIII века / Л. И. Тимофеев // Очерки теории и истории русского стиха. М.: Наука, 1958. - С. 340-360.

99. Томашевский, Б. В. Теория литературы. Поэтика : учеб. пособие / Б. В. Томашевский / вступ. ст. Н. Д. Тамарченко ; коммент. С. Н. Бройтмана при участии Н. Д. Тамарченко ; ред. JL Н. Шилова. М. : Аспект Пресс, 2003. - 334 с.

100. Успенский, Б. А. Поэтика композиции / Б. А. Успенский / ред. И. Гурвиц. СПб.: Азбука, 2000. - 352 с.

101. Утехин, Н. П. Основные типы эпической прозы и проблема жанра повести : (К постановке вопроса) / Н. П. Утехин // Русская литература. 1973. -№4.-С. 86-102.

102. Фатеева, Н. А. Интертекстуальность и её функции в художественном дискурсе / Н. А. Фатеева // Известия АН. Серия литературы и языка. -1997. Т. 56. -№ 5. С. 12-21.

103. Федоренко, Н. Т. Меткость слова. (Афоризм как жанр словесного искусства) / Н. Т. Федоренко / ред. В. Кукушкин. М. : Современник, 1975. -255 с.

104. Федотов, О. И. Основы русского стихосложения. Тория и история русского стиха : В 2 кн. Кн. 1. Метрика и ритмика / О. И. Федотов. М. : Флинта : Наука, 2002. - 360 с.

105. Федотов, О. И. Основы русского стихосложения. Тория и история русского стиха : В 2 кн. Кн. 2. Строфика / О. И. Федотов. М. : Флинта : Наука, 2002. - 488 с.

106. Фёдоров, Д. Басни Н. Фотьева / Д. Фёдоров // Амурская правда. 1957. -21 августа. - С. 3.

107. Фотьев, Н. И. Автобиография / Н. И. Фотьев // Амурские писатели : Библиографический указатель / сост. Г. В. Аверина, Т. И. Доморацкая. Благовещенск : Государственное производственно-коммерческое изд-во Зея, 2000.-С. 60-63.

108. Фрейденберг, О. М Поэтика сюжета и жанра / О. Фрейденберг / общ. ред., подгот. текста, справ.-науч. аппарат, предварение, послесловие Н. В. Брагинской ; ред. Г. Н. Шелогурова. М.: Лабиринт, 1997. - 448 с.

109. Хализев, В. Е. Теория литературы : учебник / В. Е. Хализев. 2-е изд. -М. : Высш. шк., 2000. - 398 с.

110. Цилевич, JI. М. Жанрово-стилевое единство чеховского рассказа / JI. М. Цилевич // Жанрово-стилевое единство художественного произведения : межвуз. сб. науч. тр. Новосибирск : Изд-во НГПИ, 1989. - С. 6984.

111. Чернец, JI. В. Литературные жанры / Л. В. Чернец // Введение в литературоведение : учеб. пособие для филол. спец. ун-тов и пед. ин-тов / Г. Н. Поспелов, В. Е. Хализев, П. А. Николаев и др. ; под ред. Г. Н. Поспелова. -М. : Высш. шк., 1976. С. 380-401.

112. Чернец, Л. В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтики) / Л. В. Чернец / ред. Л. В. Кутунова. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1982. -190 с.

113. Шкловский, Е. Литературный герой / Е. Шкловский // Литература. 1997. -№37. -С. 14.

114. Шубин, Э. А. Большая жизнь и «малая проза»: О жанре рассказа в современной советской прозе / Э. А. Шубин // Звезда. 1968. - № 9. - С. 203212.

115. Шубин, Э. А. Жанр рассказа в современном русском литературоведении / Э. А. Шубин // Русская литература. 1972. -№ 1. - 223-229.

116. Шубин, Э. А. Принципы раскрытия характера в современном русском рассказе / Э. А. Шубин // Русская литература. 1966. - № 4. - С. 29-43.

117. Шубин, Э. А., Ершов, Л. Ф., Бритников, А. Ф. Рассказ 60-х годов / Э. А. Шубин, Л. Ф. Ершов, А. Ф. Бритников // Русский советский рассказ. Очерки истории жанра / под ред. В. Л. Ковалёва. Л. : Наука, Ленингр. отд., 1970.-С. 625-730.

118. Шубин, Э. А. Русский советский рассказ. Вопросы поэтики жанра / Э. А. Шубин / ред. Н. А. Захарова. JL : Наука, Ленингр. отд., 1974. - 182 с.

119. Эвентов, И. «Остроумие схватывает противоречие.»: (О некоторых вопросах теории сатиры) / И. Эвентов // Вопросы литературы. 1973. - № 6. -С. 56-58.

120. Эйгес, И. К вопросу об эволюции басни как жанра / И. Эйгес // Русский язык в современной школе. 1931. — № 1. - С. 19-29.

121. Эйхенбаум, Б. М. О литературе : Работы разных лет / Б. М. Эйхенбаум / сост. О. Б. Эйхенбаум, Е. А. Тодес, М. Я. Малхазова. М. : Сов. писатель, 1987.-544 с.

122. Эльсберг, Я. Вопросы теории сатиры / Я. Эльсберг / ред. М. Я. Малхазова. М.: Сов. писатель, 1957. - 428 с.

123. Статьи и рецензии на произведения Н. И. Фотьева:

124. Алексеев, И. Реки радости Николая Фотьева / И. Алексеев // Ленинский путь. 1976. - 10 августа. — С. 3.

125. Борзунова, С. Три грани таланта три четверти века / С. Борзунова // Комсомольская правда в Приамурье. - 2002. - 20 декабря. - С. 26.

126. Владимиров, Н. Басни Николая Фотьева / Н. Владимиров // Дальний Восток. 1966.-№ 3.-С. 182-183.

127. Воронков, А. Старейшина амурской литературы / А. Воронков // Благовещенск. 1997. - 5 декабря. — С. 14.

128. Григорьев, О. Состоявшееся свидание / О. Григорьев // Амурский комсомолец. 1969. - 7 февраля. - С. 3.

129. Демидов, С. Басни Н. Фотьева / С. Демидов // Амурская правда. 1962. -3 июля. — С. 4.

130. Демидов, С. Острым пером сатиры / С. Демидов // Амурская правда. -1969. 11 сентября. - С. 4.

131. Ерёмин, И. В поисках горной малины : (о прозе Николая Фотьева) / И. Ерёмин // Амурская правда. 1981. - 7 октября. - С. 4.

132. Ерёмин, И. Этот древний жанр : Заметки о баснях Николая Фотьева / И. Ерёмин // Ленинский путь. 1974. - 20 декабря. - С. 3.

133. Ерёмин, И. Этот древний жанр : Заметки о баснях Николая Фотьева / И. Ерёмин // Ленинский путь. 1974. - 27 декабря. - С. 4.

134. Игнатенко, И. Верность трудному жанру / И. Игнатенко // Дальний Восток. 1984.-№ 10.-С. 155-156.

135. Кириллова, Н. Интересный сборник / Н. Кириллова // За высокий урожай. 1960.-1 марта. - С. 3.

136. Лебедев, Б. Лицом к лицу с природой / Б. Лебедев // Амурская правда. -1969.-24 января.-С. 4.

137. Лебедев, Б. Оружие сатиры / Б. Лебедев // Амурский комсомолец. 1966. -29 июня. - С. 2-3.

138. Литвиненко, И. Журналист и художник / И. Литвиненко // Дальний Восток. 1983.-№ 5.-С. 152-155.

139. Литвиненко, И. Три грани таланта / И. Литвиненко // Дальний Восток. -1987.-№ 12.-С. 148-155.

140. Маликов, А. Узелки Николая Фотьева / А. Маликов // Амурская правда. -2003. -№ 18.-С. 8-9.

141. Матвеев, С. Верность теме / С. Матвеев // Амурская правда. 1972. - 4 марта. - С. 4.

142. Машук, Б. Впереди новые встречи / Б. Машук // Амурская правда. -1972.-21 декабря.-С. 3.

143. Машук, Б. Пути-дороги дальние / Б. Машук // Амурская правда. 1997. -11 декабря.-С. 5.

144. Наволочкин, Н. Те далёкие свидания / Н. Наволочкин // Дальний восток. -1969.-№ 6.-С. 141-142.

145. Недельский, Н. Быть на земле человеком / Н. Недельский // Амурская правда. -1975. 1 ноября. - С. 4.

146. Сафронов, Jl. Оружие сатиры острое / Л. Сафронов // Амурская правда.- 1964. 19 января. - С. 4.

147. Смоляков, С. Новая книжка басен / С. Смоляков // Дальний Восток. -1962.-№6.-С. 166-167.

148. Софин, А. С правдой в лад / А. Софин // Амурская правда. — 1986. — 15 ноября. С. 4.

149. Улаев, Н. Мужчины в доме / Н. Улаев // Дальний Восток. 1972. - № 7. -С. 149-150.

150. Халов, П. Н. И. Фотьев / П. Халов // Дальний Восток. 1978. - № 3. - С. 151.

151. Шилов, В. У начала дорог/В. Шилов//Нева.-1969.-№ 12.-С. 198.

152. Шилов, Е. С теплотой в сердце / Е. Шилов // Ленинский путь. 1969. - 12 марта. — С. 4.

153. Черкесов, В. О земле амурской / В. Черкесов // Амурский комсомолец. -1973.-10 июня.-С. 4.

154. Художественные произведения:

155. Бедный, Д. Стихи, басни / Д. Бедный / вступ. ст. и сост. Н. В. Осьмакова.- М. : Сов. Россия, 1973. 270 с.

156. Белов, В. И. Привычное дело / В. И. Белов // Белов, В. И. Повести. Рассказы. Очерки : сборник / сост. А. С. Карпов. М. : Русский язык, 1989. — С. 85-229.

157. Крылов, И. А. Басни / И. А. Крылов // Крылов, И. А. Сочинения : В 2 т. Т. 2 / примеч. А. С. Фомичёвой. М.: 1984.

158. Маршак, С. Я. Сочинения : В 4 т. Т. 2. / С. Я. Маршак. М. : Худ. лит., 1958.-231 с.

159. Михалков, С. В. Басни / С. В. Михалков. М. : Худ. лит. 1987. - 132с.

160. Распутин, В. Г. Последний срок / В.Г.Распутин // Повести / послесл. С. Залыгина. Хабаровск : Кн. изд-во, 1984. - С. 391-551.175176177178179180181182183184185186187,188,189,

161. Фотьев, Н. И. Басни / Н. И. Фотьев. Благовещенск : Амурск, отд. Хабаровск. кн. изд-ва, 1969. - 96 с.

162. Фотьев, Н. И. Басни / Н. И. Фотьев // Басни и сатирические стихи / ред., сост. М. JI. Гофман. Благовещенск : Амурск, кн. изд-во, 1956. - С. 3-23. Фотьев, Н. И. Басни Николая Фотьева / Н. И. Фотьев. - Благовещенск : Амурск кн. изд-во, 1957. - 24 с.

163. Фотьев, Н. И. Вы остаётесь за нас : Роман, повести / Н. И. Фотьев. Благовещенск : Амурск отд. Хабаровск, кн. изд-ва, 1987.-480 с. Фотьев, Н. И. Глядя в корень : Басни / Н. И. Фотьев. - Хабаровск : Кн. изд-во, 1980.-64 с.

164. Фотьев, Н. И. Горная малина : Повести и рассказы / Н. И. Фотьев. М. : Современник, 1981.-272 с.

165. Фотьев, Н. И. Деревенская родня : Рассказы и повести / Н. И. Фотьев. -Хабаровск : Кн. изд-во, 1992. 320 с.

166. Фотьев, Н. И. Жертва случая / Н. И. Фотьев. Благовещенск : Амурск, отд. Хабаровск, кн. изд-ва, 1984. - 72 с.

167. Фотьев, Н. И. Житейский спор : Басни / Н. И. Фотьев. Благовещенск : Государств, производственно-коммерческое изд-во Зея, 1997. - 160 с. Фотьев, Н. И. Земля, на которой стою : Очерк / Н. И. Фотьев. - Дальний Восток.- 1966.-№. 5.-С. 135-148.

168. Фотьев, Н. И. Земля, на которой стою : Очерки / Н. И. Фотьев. Хабаровск : Амурск, отд. Хабаровск, кн. изд-ва, 1973. - 240 с. Фотьев, Н. И. Коренные берега : Повести и рассказы / Н. И. Фотьев. - Хабаровск : Кн. изд-во, 1982. - 352 с.

169. Фотьев, Н. И. Куриная карьера : Басни / Н. И. Фотьев. Благовещенск : Амурск кн. изд-во, 1962. - 40 с.

170. Фотьев, Н. И. Мой путь : Лирика. Стихи для детей. Басни. Сатирические стихи и миниатюры. Узелки / Н. И. Фотьев. Благовещенск : Изд-во ДальГАУ, 2002.-216 с.

171. Фотьев, Н. И. Мужчины в доме / Н. И. Фотьев. Благовещенск : Амурск, отд. Хабаровск, кн. изд-ва, 1971. - 192 с.

172. Фотьев, Н. И. На законном основании : Басни / Н. И. Фотьев. Благовещенск : Амурск, кн. изд-во, 1963.-40 с.

173. Фотьев, Н. И. Обоюдная польза : Басни, сатирические стихи, миниатюры / Н. И. Фотьев. Благовещенск : Амурск, отд. Хабаровск, кн. изд-ва, 1986. -142 с.

174. Фотьев, Н. И. Председательский хлеб : Очерк / Н. И. Фотьев. Благовещенск : Амурск, кн. изд-во, 1962. - 24 с.

175. Фотьев, Н. И. Претензий нет : Басни, эпиграммы / Н. И. Фотьев. Хабаровск : Кн. изд-во, 1966. - 72 с.

176. Фотьев, Н. И. Реки радости : Очерки / Н. И. Фотьев. Хабаровск : Кн. изд-во, 1976.- 144 с.

177. Фотьев, Н. И. Спасибо тебе, человек! : Очерк / Н. И. Фотьев. Благовещенск : Амурск, кн. изд-во, 1963. - 52 с.

178. Фотьев, Н. И. Те далёкие свидания : Рассказы / Н. И. Фотьев. Благовещенск : Амурск, отд. Хабаровск, кн. изд-ва, 1968. - 224 с.

179. Шукшин, В. М. Материнское сердце / В. М. Шукшин // Рассказы. М. : Дет. лит., 1979. - С. 247-266.

180. Интервью с Н. И. Фотьевым:

181. Вы остаётесь за нас : Интервью Н. И. Фотьева газете «Амурские вести» // Амурские вести. 1992. - 26 декабря. - С. 2.

182. Не покривить душой : Интервью Н. И. Фотьева газете «Амурская правда» / вопросы и коммент. А. Филоненко // Амурская правда. 1987. - 20 декабря. - С. 4.

183. Реки радости Николая Фотьева : Интервью Н. И. Фотьева газете «Проспект Пушкина» / вопросы и коммент. А. Воронкова // Проспект Пушкина. 2003. - 29 августа. - С. 5.1. Справочная литература:

184. Александров, Н. Д. Ерошка / Н.Д.Александров // Словарь персонажей русской литературы. Вторая половина XVIII-XIX в. / Академия исследований культуры ; отв. ред. В. А. Никитин ; ред.-сост. Г. А. Гудимова. -М. ; СПб. : Университетская кн., 2000. С. 109.

185. Басня // Литературный энциклопедический словарь / под ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. -М. : Сов. энциклопедия, 1987. С. 46-47.

186. Басня // Словарь литературоведческих терминов / ред.-сост. М. И. Тимофеев, С. В. Тураев ; ред.-библ. 3. В. Михайлова. М. : Просвещение, 1974. - С. 28-29.

187. Басня // Этимологический словарь русского языка / Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. М.: Прозерпина, 1994. - С. 18.

188. Заговор // Словарь литературоведческих терминов / под ред. Л. И. Тимофеева, С. В. Тураева. М. : Просвещение, 1974. - С. 46.

189. Петровский, А. В. Благословение / А. В. Петровский // Христианство. Энциклопедический словарь: В 2 т. Т. 1 / под. ред. С. С. Аверинцева. — М. : Научное изд-во Большая российская энциклопедия, 1993. С. 266.

190. Петровский, А. В. Кладбище / А. В. Петровский // Христианство. Энциклопедический словарь: В 2 т. Т. 1 / под. ред. С. С. Аверинцева. М.: Науч. изд-во Большая российская энциклопедия, 1993. - С. 758.

191. Сумцов, Н. Ф. Молитвы / Н. Ф. Сумцов // Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. Т. 2 / под. ред. С. С. Аверинцева. М. : Науч. изд-во Большая российская энциклопедия, 1995.-С. 142.

192. Сумцов, Н. Ф. Молитвы апокрифические / Н. Ф. Сумцов // Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. Т. 2 / под. ред. С. С. Аверинцева. — М. : Науч. изд-во Большая российская энциклопедия, 1995. С. 142-143.

193. Неопубликованные источники:

194. Стенограмма обсуждения рукописи «Горная малина» (Москва, 1981) // Личный архив писателя.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.