Поэзия Анатолия Бицуева: Основные мотивы и жанры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Багова, Ирина Борисовна

  • Багова, Ирина Борисовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2005, Нальчик
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 152
Багова, Ирина Борисовна. Поэзия Анатолия Бицуева: Основные мотивы и жанры: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Нальчик. 2005. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Багова, Ирина Борисовна

ГЛАВА 1. ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО А. БИЦУЕВА 60-х

70-х гг. XX ВЕКА.

1.1.Тематика сборников стихов периода 60-х-70-х г.г. («Весточка», «Стремление», «Человек и небо»)

1.2.Жанр лирического послания и посвящения.

ГЛАВА 2. ОСМЫСЛЕНО ВРЕМЕНЕМ (ВЕЛИКАЯ ф ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ПОЭЗИИ

А. БИЦУЕВА).

- ГЛАВА 3. ФОЛЬКЛОРНЫЕ МОТИВЫ В ЖАНРЕ БАЛЛАДЫ.

КОНЦЕПТ «ВОСПОМИНАНИЙ» В ПОЭМАХ.

3.1. Баллады и их идейно - художественные особенности

3.2. Проблемно-тематическая направленность поэм А. Бицуева.

3.3. История и современность в художественной интерпретации А. Бицуева (Цикл стихов «На

7 ф турецкой земле»).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэзия Анатолия Бицуева: Основные мотивы и жанры»

Актуальность темы исследования в условиях обновления всей сферы общественной жизни исследование основных закономерностей и специфических особенностей процессов формирования и развития национальных литератур имеет большое научно-теоретическое значение. В процессе эволюции национальных литератур народов Северного Кавказа есть периоды, которые являются значительными вехами в их становлении, когда рождаются новые формы, художественные направления и жанры под влиянием многих факторов, определяющих взаимоотношение литературы и общества. В истории развития кабардинской поэзии одним из таких идейно-эстетических этапов является период 1960-2000-х годов.

Время становления поэтического творчества одного из ведущих кабардинских поэтов Анатолия Бицуева относится именно к этому периоду, когда имели место определенные национально-специфические особенности, вызванные историко-этнокультурными и эстетическими условиями формирования кабардинской поэзии на «стыке» XX и XXI веков. Цели кабардинской поэзии этого периода определялись характером времени, социально-общественной обстановкой и художественным сознанием эпохи. Общеизвестно, что время властно и над литературными традициями. Одни из них, сыграв свою роль в свое время и в своем месте, отмирают безвозвратно; другие, временно утрачивая свое былое значение, возрождаются вновь при определенных условиях; третьи сохраняют свою непреходящую ценность и постоянно участвуют в общественном развитии, живут в каждый новый этап истории новой жизнью.

Актуальность исследования состоит в поиске «аксиомы объективности» кабардинской поэзии, на основе анализа идейно-поэтической структуры текстов талантливого кабардинского поэта Анатолия Бицуева в аспекте художественно-эстетического единства литератур народов Северного Кавказа. Содержательной структуре поэтических текстов А.Бицуева, их литературной системе в литературоведческой науке уделено очень мало внимания.

Цели и задачи исследования. Обращение к поэтическому творчеству Анатолия Бицуева вызвано определенной целью исследовать его тематическое и жанровое многообразие, изучить общее и своеобразное в решении идейно-тематической направленности его лирики данного периода, выявить специфику художественного мастерства поэта. Изучение творчества А.Бицуева с точки зрения его идейно-нравственной направленности, жанрового своеобразия и художественного смысла представляется нам весьма интересным и необходимым.

Для реализации поставленной цели в диссертации решаются следующие задачи:

- выявить основную идейно-художественную концепцию его лирики первого периода творчества (конец 60-х - 70-х гг.);

- исследовать тематику и жанровое своеобразие лирических посланий и посвящений А.Бицуева;

- проанализировать баллады и поэмы и выявить их социально-философскую и нравственно-этическую направленность;

- показать динамику литературного процесса - историю и современность - в художественной интерпретации поэтического цикла «На турецкой земле».

Научная новизна заключается в том, что в диссертации впервые проводится монографическое исследование творчества Анатолия Бицуева, дается целостная картина не только национальной специфики его поэзии, тематического и жанрового многообразия, но и исследованы его творческие взаимосвязи в контексте развития национальных литератур в течение определенного периода, с 60-х годов XX века по настоящее время.

В нашем исследовании впервые дано четкое описание системы всех элементов анализируемых текстов, рассмотрены основные мотивы и жанры его поэтического творчества в тесной связи с тенденциями, характерными для кабардинской и балкарской поэзии этого периода. В работе проанализирован и обобщен большой фактический материал из его 12 поэтических сборников, изданных в Нальчике и в Москве на кабардинском и русском языках, использован личный архив поэта, учтено содержание частных бесед с поэтом, философия его жизненной позиции.

Степень изученности темы. Творчество Анатолия Бицуева, основная тематика его произведений, их жанровое разнообразие (лирические послания, посвящения, баллады, поэмы, четверостишия, притчи), национальные истоки творчества впервые исследуются в современном кабардинском литературоведении.

Однако определенное внимание в виде небольших предисловий к сборникам А.Бицуева было: А. Кешоков. Сабля Андемиркана // Дружба народов, 1968. - №10; М. Хафицэ. Река находит свое русло // В кн. «Моя надежда - моя ладья». - Нальчик, 1981; П.Мисаков. О сб. стихов «Реликвия» // 1уащхъэмахуэ. 1976. №1; М.Сокуров. Окрепший голос // В кн. А.Бицуева «Голубое озеро». - Нальчик, 1981; А.Кешоков. О поэте и его стихах // В кн. А.Бицуева «От весны до весны». - М.,1986; К. Шокуев. Труден идущего путь // В кн. «Тернистый путь познания». - Нальчик, 1991; М.Хафицэ. Сквозь сердце // Литературная Кабардино-Балкария, 1996, № 3.; Т.Е.Эфендиева. «Мир - сквозь сердце». Рецензия на сборник стихов А.Бицуева «Сквозь сердце» // Кабардино-Балкарская правда, 1983, 7 сентября. Необходимо отметить и небольшой очерк о А.Бицуеве С. Алхасовой в книге «Писатели Кабардино-Балкарии XIX - конец 80-х г.г. XX в». Библиографический словарь. - Нальчик, 2003, с. 116-120.

Все они в своих небольших статьях, приуроченных к юбилею поэта, или к выходу его поэтических сборников, касались особенностей творческого мастерства и тематики произведений А.Бицуева, но не затрагивали совокупности художественных явлений, связанных с природой национального языка, концепции художественных образов, жанрового многообразия творчества и художественного мышления в контексте современной северокавказской поэзии.

Методологической и теоретической основой диссертации явились работы известных теоретиков и историков литературы (Л.Анненский,

М.Бахтин, А.Бочаров, Д. Лихачев, Г. Ломидзе, Л.Новиченко, Н.Надьярных, А.Бушмин, З.Османова, Ю.Суровцев, Б.Сучков).

Существенную помощь в работе оказали исследования Х.И.Бакова, Л.А.Бекизовой, А.Х.Хакуашева, К.Д.Султанова, К.Г.Шаззо, А.А.Схаляхо, У.М.Панеш, А.Х.Мусукаевой, Р.Х.Хашхожевой, А.М.Гутова, Ю.М.Тхага-зитова, З.З.Толгурова, Т.Е.Эфендиевой и др.

В качестве материалов исследования явились: лирическая поэзия А.Бицуева с 1962 года («Весточка» - 1969, «Стремление», - 1973, «Фэеплъ» -1975. Реликвия; «Клятва»- 1977. Поэма «Псалъэ быдэ»; «Человек и небо»-1979; «Голубое озеро»- 1981. Стихи « Гуэл щхъуантЬ»; «Сквозь сердце» -1983); книга стихотворений, баллад и поэм «От весны до весны» -1986; сборник стихов и поэм «Позывные жизни - 1999; последние работы.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке одной из актуальных проблем современного литературоведения: национальных истоков и художественного своеобразия кабардинской поэзии на примере творчества талантливого поэта Анатолия Бицуева в контексте формирования художественно-эстетического единства адыгских литератур и их типологических связей. Анализ произведений этого сугубо национального поэта позволил выявить не только его художественное своеобразие, но и общие закономерности литературного процесса северокавказской литературы на современном этапе.

Практическая значимость настоящего исследования состоит в том, что собранный и систематизированный материал и результаты исследования могут способствовать дальнейшему изучению национальной поэзии, в частности, проблем жанрового и тематического многообразия художников слова Северного Кавказа.

Материалы исследования могут быть использованы в курсе истории кабардинской литературы, при чтении спецкурса по проблемам национальной поэзии.

Практическая значимость работы заключается и в возможности использовать отдельные положения и разделы диссертации при подготовке учебных и учебно-методических пособий по истории кабардинской поэзии, по вопросам литературно-творческих связей и межлитературных взаимодействий.

Апробация работы. Главные положения диссертационной работы послужили основой выступления на Всероссийских и региональных, межвузовских научно-теоретических конференциях: научно-практической конференции «Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения». Нальчик, 1-4 апреля 2001 г.; межрегиональной научной конференции «Северный Кавказ и кочевой мир Евразии: V «Минаевские чтения» по археологии, этнографии и краеведению Северного Кавказа». Ставрополь, 12-15 апреля 2001 г.; Всероссийской научной конференции «Северный Кавказ: геополитика, история, культура». Ставрополь, 11-14 сентября 2001г.; VI научно-практической конференции «Славянские чтения КБР». Нальчик, 30 октября 2001г.; региональной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения К.Ш.Кулиева. Нальчик, 23-24 октября 2002 г.; межвузовской конференции, посвященной 85- летию со дня рождения поэта «Кайсын Кулиев и современность». III Эльбрусские чтения. Нальчик, 30-31 октября 2002 г.; международной научно-практической конференции «Биосфера и человек». Майкоп, 2003 г.

Основные выводы и принципиальные положения диссертации были изложены автором в тезисах и опубликованы в сборниках материалов конференций: «На стыке веков» /О поэзии Анатолия Бицуева/. // «Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения». Материалы научно-практической конференции. - Нальчик: СКГИИ, 2001. С. 66-67.; «Этнографические аспекты в поэзии Анатолия Бицуева». // «Северный Кавказ и кочевой мир степей Евразии: V «Минаевские чтения» по археологии, этнографии и краеведению Северного Кавказа». Тезисы докладов межрегиональной научной конференции. - Ставрополь: СГУ, 2001. С. 203-206.; «Анатолий Бицуев - поэт современности». // Материалы всероссийской научной конференции: «Северный Кавказ: геополитика, история, культура». - Москва

- Ставрополь, 11-14 сентября 2001, ч. 2. С. 181.; «Влияние русской литературы на формирование и становление творческого пути Анатолия Бицуева». // «Славянские чтения КБР». VI научно - практическая конференция. - Нальчик: КБИГИ, 2001. С. 51-52; «Творчество Анатолия Бицуева в контексте развития кабардинской поэзии 60-х - 90-х гг.». // Материалы региональной научной конференции, посвященной 85-летию со дня рождения К. Ш. Кулиева.

- Нальчик: КБГУ, 2002. С. 27-29.; «О стихотворении А.Бицуева «Я молча вас любил, Кайсын!». // «Кайсын Кулиев и современность». Третьи Эльбрус-ские чтения: Материалы межвузовской конференции, посвященной 85-летию со дня рождения поэта. - Нальчик, 30-31 октября, 2002. С. 140-141; «Человек и его призвание в поэзии А.Бицуева». // «Биосфера и человек»: Материалы международной научно-практической конференции. - Майкоп: АГУ, 2003. С.155-156.

Цели и задачи диссертационного исследования определили ее структуру: введение, три главы, заключение и библиография.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы, ее актуальность, научная новвихна, цели и задачи работы, показывается степень изученности, дается характеристика методологических принципов исследования, обосновывается теоретическая и практическая значимость.

В первой главе - «Поэтическое творчество А.Бицуева 60-х-70-х годов XX века» - предпринята попытка художественного осмысления его первых поэтических сборников «Весточка», «Стремление», «Человек и небо», в которых рассматриваются основная тематика и его жанровые поиски.

В первом сборнике стихов «Весточка» (Нальчик, 1969) всего 50 стихотворений, составивших, на наш взгляд, основу формирования будущих сборников стихов на родном и русском языках, таких, как «Мгновение» (1971), «Стремление» (1973), «Реликвия» (1975), «Клятва» (1977), «Человек и небо» (1979), опубликованные в Нальчике, последний - в Москве. Поэзия Бицуева в тематическом и жанровом разнообразии не содержала в себе ничего резко отличительного от содержания кабардинской поэзии этого времени, так как ее развитие шло в русле всей советской многонациональной поэзии. И поэтическое творчество А.Бицуева как представителя «третьего заезда в литературу» (А.Кешоков) было типичным для развивающихся младописьменных адыгских литератур.

Сборники стихов семидесятых годов двадцатого века отличались зрелостью, позволившей, по словам А.Кешокова, Бицуеву быть искренним с самим собой и читателями, рассуждать о трудных путях поэтического слова к их сердцам, мыслям и надеждам на встречу со счастливой творческой судьбой. Стихи этого периода можно подразделить на гражданские, пейзажные, любовные и философские («На земле еще остался черный дым», «Сердце матери», «Гамлет рассуждает», «Тяжелая ночь», «Слезы», «Первая любовь», «Лунная ночь», «С кем тебя сравнить», «Зачем!», «Все прошло», «Шутка», «Снег идет», «Осень», «Ласточка», «Воробей», «Слово», «Мой возраст», «Назови меня сыном»).

В первой главе прослежена и картина жанрового развития А. Бицуева 60-х - 70-х годов, его первого этапа, в котором динамика этого процесса касалась в основном малых жанровых форм - лирического стихотворения, лирического послания и посвящения.

Наиболее жизненным и плодотворным в поэзии А.Бицуева этих лет оказался жанр лирического стихотворения, а именно - «любовной лирики» (нередко эту лирику именуют интимной) о счастливой любви и о неразделенном чувстве («Девушка, несущая воду», «Мы рядом шли сквозь дождик моросящий», «Я молча смотрю на тебя», «Ночью в горах», «Мы долго по лесу плутали», «Хорошо в тот день мне было», «Два зеркала», «Разлюбил тебя», «Огонь любви», «Небо уронило», «Просьба», «Когда ты письма жгла мои.!», «Чужими мы стали», «Я забыл бы тебя», «Теперь», «Журавли улетают», «Ты на все пойдешь, ты все сумеешь.», «Снег идет», «Не надеюсь давно я .», «Не спеши», «Случайно не находят ничего», «Весенние стихи»). В стихах этой тематики - цельная художественная концепция о женской любви, дарящей вдохновенный порыв и счастье мужчине, а порой приносящей страдание и боль.

Большое место в поэзии А.Бицуева занимает жанр лирического послания и посвящения, в которых авторский монолог охватывает отдельный эпизод, воспоминания о прошлом, эмоциональное состояние человека (обычно автора). В этой части работы анализируются стихотворения, обращенные к Ю.А.Гагарину («Звездопад»), А.Кешокову («Счастье»), К.Кулиеву («Я молча вас любил, Кайсын!»), М.Ю.Лермонтову («В Пятигорске я.»), М.Хафицэ («Я не могу сказать, что нет Сосруко.»), М.Джалилю («Муса Джалиль»), Анатолию Ш. («Альпинист»), литературной героине Л.Толстого («Анне Карениной»), М.Сокурову («Я знаю человека одного»), И.Машбашу («Старший»), А.Налоеву («Как спалось?»).

Вторая глава - «Осмыслено временем. (Великая Отечественная война в поэзии А.Бицуева)» - о жанрово - стилистических и тематических особенностях поэзии Бицуева, затрагивающей военную тему. Подробному анализу подвергаются стихотворения «На земле еще остался черный пепел.», «Сердце матери», «Я просыпаюсь в шесть.», «Я верю», «Слово об отце», «Монолог вдовы», «Летел по небу журавлиный клин», в которых остро поставлены социально-нравственные проблемы прошедшей войны и современного мира. В этой главе подчеркивается, что круг тем, затронутых А.Бицуевым об Отечественной войне, широк и многообразен. На этом разнообразии как ведущее начало всегда занимала тема Родины, ее защиты, массовых жертв во имя ее свободы. Трагические события, связанные с войной, стали основными, центральными, проникающими сквозными ранами прежде всего в сердца матерей («Сердце матери», «Портрет»). Социальная память А. Бицуева и его художественное сознание были запечатлены во многих стихах о войне. В них было художественно отражено то, что было характерно для молодого и старшего поколений, ушедших на фронт защищать Родину, свой дом, своих престарелых отца и мать, младших братьев и сестер. Некоторые стихи А.Бицуева этой тематики отличаются углубленным нравственно-психологическим аспектом и аналитическим планом («Был ли ты солдатом? Однажды.»). В антивоенных стихах, написанных в 60-е - 70-е годы XX века, звучит постоянная тревога и боль за судьбу каждого бывшего солдата, мужественного фронтовика, участника Второй мировой войны («Раненным в голову.»).

В третьей главе - «Фольклорные мотивы в жанре баллады. Концепт «Воспоминаний» в поэмах А.Бицуева» - рассматриваются идейно -художественные особенности баллад и проблемно - тематическая направленность поэм, история и современность в художественной интерпретации поэта в цикле стихов «На турецкой земле».

В этой части дисертации говорится о том, что жанр баллады в XX веке был в творчестве Н.Тихонова («Баллада о Москве», «Баллада о синем пакете», «Баллада о гвоздях»), С.Есенина («Баллада о двадцати шести»), К.Кулиева («Горная баллада»), А.Кешокова (поэма-баллада «Отец»), Д.Кугультинова («Баллада диких тюльпанов») и др.; что жанр баллады получил свое успешное развитие в поэтическом творчестве А.Бицуева, который успешно воскрешал в своих балладах горские народные предания, позволившие подняться над окружающей действительностью в мир фантастики, окунуться в мир героического прошлого своего родного народа, расказать об их традициях и обычаях, о том, как высоко ценились честь и совесть, именно в понимании горцев Кавказа. В художественном изображении поэта встречаются люди с цельными характерами, свободолюбивыми порывами, сильными страстями и волевыми устремлениями. Подобные герои побеждают все препятствия, добиваются целей и торжествуют над смертью. Человек сильной воли, по утверждению поэта, выходит победителем. Реже - финал бывает трагическим, но не вызывающим пессимизма («Абрек Джамбулат», «Младший», «Дуэль», «Разговор с Андемирканом»). Поэтические произведения этого жанра вобрали в себя лучшие традиции народного фольклора, его основные темы и сюжеты. Баллады Бицуева носят творческий характер и особенность индивидуального мировосприятия. Конкретный анализ баллад показывает высокую художественную ценность позии поэта и дает возможность понять, какую большую роль Бицуев сыграл в развитии и формировании жанра баллады в современной кабардинской литературе. Можно утверждать, что он явлется новатором в опыте решения балладного жанра, поскольку этот жанр соответствовал тенденциям развития кабардинской литературы 70-х - 90-х годов XX века и начавшемуся новому литературному процессу XXI столетия. Историко - литературное значение его баллад еще не осмыслено в национальной критике. Его баллады имеют новаторский характер не потому, что в них есть фольклорные мотивы кабардинского эпоса, а потому, что во всех балладах А.Бицуева ощутимы подлиная народность, реалистичность, песенное музыкальное начало, повышенная эмоциональная окрашенность.

В третьей главе рассматриваются и поэмы А.Бицуева. Они занимают особое место в развитии и становлении жанра поэмы в современной кабар- . динской литературе, в которой выработаны устойчивые традиции, унаследованные от родного фольклора, русской поэзии и поэм Али Шогенцукова, Алима Кешокова, новаторский характер поэмного творчества которых всегда служил ориентиром и основой последующих поколений кабардинских поэтов, в частности, и для А. Бицуева. Жанрово - тематические разновидности поэм А.Бицуева представляют определенный интерес. Это, прежде всего, эпическая поэма героико-исторического содержания и лирическая поэма («Клятва», «Память», «Слово о матери», «Слово об отце»). К понятию поэмы можно подвести и его цикл стихов «На турецкой земле», озаглавленных «Боль», которым свойственна однотипность, стремление «сжать», «сконцентрировать» тему большого идейно-эмиционального накала и свойственно обращение к отдельным человеческим судьбам, к судьбе этноса.

В заключении диссертации обобщены результаты, сделаны выводы по исследуемым проблемам, выявлены особенности художественного мировосприятия Анатолия Бицуева и намечены перспективы дальнейшей разработки избранной темы. Творческая модель кабардинского поэта рассмотрена в аспекте межлитературных отношений - базовой основы развития национальных литератур. Сделан акцент на жизненной связи кабардинской литературы со всем золотым фондом мировой литературы. Новаторское развитие поэтической мысли Анатолия Бицуева на разных ступенях своего развития вбирает в себя качества и специфические элементы поэтической структуры, раскрываемой в процессе укрепления его творческого метода.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Багова, Ирина Борисовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Поэтическое творчество кабардинского поэта Анатолия Бицуева развивалось и формировалось на «стыке» двух столетий - середины XX века и начала XXI - го века, когда в кабардинской литературе уже сложились определенные творческие принципы, новый художественный метод - метод социалистического реализма.

2. Творческий метод А.Бицуева, его идейно-художественные особенности, разумеется, складывались на основе предшествующих литературных традиций старшего поколения кабардинских поэтов Али Шогенцукова, Алима Кешокова, Хачима Теунова, Адама Шогенцукова, русской классики и родного фольклора.

3. Новизна исторической обстановки - конец 60-х и 90-х годов XX века - наложила на метод поэта А.Бицуева существенный отпечаток, и только во взаимодействии с ней может быть понят и объяснен его творческий метод (к примеру, цикл «На турецкой земле»).

4. Творчеству А.Бицуева присущи свои идейно-художественные особенности (идейно-нравственные позиции, определенный круг характеров и сюжетов, языковых особенностей), то, что мы называем стилем поэта. Стиль А.Бицуева неразрывно связан именно с его индивидуальностью, только ему присущим талантом, жизненным опытом, культурным кругозором, особенностями поэтической речи.

5. Всем своим поэтическим творчеством (тематическим и жанровым разнообразием) А.Бицуев «вписался», вошел в общелитературный процесс развития отечественной поэзии, и в кабардинском литературном течении он сразу же занял определенное место как поэт. Об этом свидетельствовали положительные высказывания его современников-поэтов, более старших по возрасту: Алима Кешокова, Бориса Кагермазова, Зубера Тхагазитова, Инны Кашежевой, Петра

Мисакова, Мухамеда Хафицэ, Евгения Долматовского; критиков: М.Сокурова, С.Алхасовой, Б.Шокуева, А.Гутова, Т.Эфендиевой. Талант поэта А.Бицуева и его соответствие эпохе, в которой он жил и живет, - две его основные духовные ценности. Он сохраняет за собой право выбора наиболее существенных, с его точки зрения, жизненных фактов, событий. Он воспел Ю.Гагарина, первого космонавта на Земле, как и все поэты СССР; не обошел антивоенную тему, когда о войне и мире много писали в нашей стране; прошла в его творчестве и интернациональная тема (Цикл стихов «На турецкой земле»); с пафосом социалистического реализма прославил советского человека, горца-труженика, горянку - Мать как олицетво

• рение родного края и Отчизны, хранительницу семейного очага; своих многочисленных друзей: Алима Кешокова («Счастье»), спортсмена Анатолия («Альпинисту), Мухамеда Хафицэ («Другу»), Мусарби Сокурова («Я знаю человека одного.»), писателя Исхака Машбаша («Старший»), прозаика и литературоведа Ахмедхана На-лоева («Как спалось?»), поэта и прозаика Кашифа Эльгарова («Детство»).

В его творчестве встречается многообразие поэтических жанров: от лирического послания, посвящения, баллад, поэм до посвящений в альбом и притчей («Ответ бедняка»). Пафос лучших посланий и посвящений 70-х-80-х годов XX века обусловлен стремлением А.Бицуева к предельной жизненной правде, достоверности, к аналитическому исследованию героя-современника в сложной общественной ситуации, в нравственных борениях за правду века и поиск социальной истины и справедливости. Об этом свидетельствуют его горские баллады « Абрек Джамбулат», «Рождение горца», «Младший», «Разговор с Андемирканом» и поэмы «Клятва», «Память», «Слово о матери», « Слово об отце».

8. Поэт Анатолий Бицуев успешно справился со своими идейно-художественными задачами и сказал свое решающее слово о поэте и назначении поэзии в наше время в таких программных произведениях, как « Сквозь сердце», «Да, можно жить и жить, не замечая.», «Жизнь наша удивительно мудра.», «Песню я хотел сложить.».

9. Его поэзия по праву вошла в сокровищницу кабардинской литературы последних десятилетий XX века и начало нового столетия. Его произведения различных жанров - от лирического стихотворения, поэмы до баллад - проповедуют и утверждают идеалы высокой нравственности, гуманизма и добра.

10. Стилистическая манера Анатолия Бицуева начала складываться в начале 70-х годов прошлого века в непосредственной связи с его идейно-эстетическими принципами творчества, которые складывались и развивались в процессе становления всей кабардинской литературы. Его творческий поиск был нераздельно связан с судьбами Родины и родного края, с жизнью его земляков («Сосед», «Старик на сенокосе», «О дружбе». «Мастер», «Коль в путь собираешься в первый раз.»).

11. Только в процессе неустанного творческого поиска Анатолий Бицуев смог обрести богатство, широту и разнообразие тематики и жанрового развития, где с высокой художественной правдивостью он воспроизводит действительность советского и постсоветского периода. А.Бицуев является автором 12 поэтических сборников (изданных на кабардинском и русском языках в Нальчике и Москве), в которых он предстает поэтом высокой гражданственности, задушевным и проникновенным лириком.

12. Художественная концепция А.Бицуева о женщинах и о любви -это цельная и стройная система его нравственно-эстетических взглядов на роль и назначение женщины-горянки в семье, быту, в общественной жизни и просто в судьбе мужчины. («Девушка, несущая воду», « Мы рядом шли сквозь дождик.». «Я молча смотрю на тебя», «Ночью в горах», «Мы долго по лесу плутали», «Хорошо в тот день мне было.». «Два зеркала», «Полюбил тебя.», «Огонь любви» и многие другие).

В некоторых стихах этой тематики сквозит мотив страдания, и чувства неразделенной любви передаются правдиво и искренне («Небо уронило.», «Просьба», «Когда ты письма жгла мои, желая.», «Чужими мы стали.»). Стихотворения этого цикла - интимные и личные - отличаются поэтической возвышенностью, чистотой чувств, мягким лиризмом. Интимной лирике А.Бицуева свойственна поэтизация женщины. Он успешно приумножает и развивает благородные традиции кабардинской и русской любовной лирики.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Багова, Ирина Борисовна, 2005 год

1. Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. -М.:Советский писатель, 1972 - 559 с.

2. Айдаев Ю. От эпической песни до эпопеи. Грозный: Чеч.-Инг. книж. изд-во, 1975 -93 с.

3. Актуальные вопросы Кабардино-Балкарской фольклористики и литературоведения. Нальчик: Эльбрус, 1986.

4. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Советский писатель, 1957.

5. Айдаев Ю. Зеркало жизни. Сборник литературно-критических статей. -Грозный: Чеч.-Инг. книж. изд-во, 1987 93 с.

6. Ахлаков А. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа. -М.: Наука, 1981-230 с.

7. Баков Х.М. Национальное своеобразие и творческая индивидуальность в адыгской поэзии. Майкоп: Адыгейское книж. изд-во, 1994 - 185 с.

8. Барг М.А. Эпоха и идеи Становление историзма. М.: Совписатель, 1987 -205 с.

9. Барабаш Ю. Алгебра и гармония: О методологии литературоведческого анализа. М.: Художественная литература, 1977 - 224 с.

10. Бекизова Л.А. Ответственность слова. Черкесск: Ставропольск. Книж. изд-во, 1981-220 с.

11. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 3-х тт. т.2. - М.: ОГИЗ, 1948 -932 с.

12. Берков П.Н. Проблемы исторического развития литератур.- Л.: Наука, 1982-192 с.

13. Веселовский А.Н. Историческая поэтика.- М: Наука, 1989-205 с.

14. Богданов А., Юдкевич Л. Методика литературоведческого анализа. М.: Просвещение, 1969-190 с.

15. Бушмин А.С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.: Наука, 1969 -280 с.

16. Бушмин А.С. Преемственность в развитии литературы. Изд. 2-е. -М.:Худож. Литература, 1987 224 с.

17. Бузник В. Лирика и время. -М. -Л.: Наука, 1964 -130 с.

18. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Худож. Литература, 1989 -195 с.

19. Великая Отечественная война в современной литературе. М.: Наука, 1982-333 с.

20. Взаимодействие фольклора и литературы народов Дагестана. Махачкала, 1986-140 с.

21. Вопросы истории адыгской советской литературы. В двух книгах. Книга 1. Майкоп: Адыг. книж. изд-во, 1979 - 202 с.

22. Воробьева Н.Н. Принципы историзма в изображении характера. Классическая традиция и современная литература. М.: Наука, 1978 -185 с.

23. Выходцев П. Русская советская поэзия и народное творчество. Л.: Наука, 1963-547 с.

24. Выходцев П. Новаторство, Традиции. Мастерство. Л.: Совписатель, 1973-336 с.

25. Гегель Г. В. Ф. Эстетика: в 4-х тт. т.З. - М.: Искусство, 1968 - 621' с.

26. Героико-исторический эпос народов Северного Кавказа: Сборник научных трудов ЧИИИСФ. Грозный, 1988 - 148 с.

27. Гинзбург Л. О лирике. М. - Л.: Совписатель, 1964 - 202 с.

28. Гинберг И. Лирическая поэзия. М.: Совписатель, 1955 - 105 с.

29. Гринберг И. Пути советской поэзии. М.: Художественная литература, 1968-215 с.

30. Гуляев Н. Теория литературы. М.: Наука, 1977 - 278 с.

31. Гуманизм и современная литература. Л.: Наука, 1963 -406 с.

32. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период, Л.: Наука, 1990 -150 с.

33. Далгат У.В. Литература и фольклор. Теоретические аспекты. , :Наука, 1981-167 с.

34. Дыхаев В. Поэтический образ Родины. Грозный: Чен.-Ингуш. книж. изд-во, 1968 - 72 с.

35. История русской советской поэзии (1941 1980). - М.: Наука, 1984 -399с.

36. История советской многонациональной литературы / В 6-ти тт. т.З, - М.: Наука, 1970 - 632 с.

37. История и современность в литературах Северного Кавказа: Межвузовский сборник статей. Орджоникидзе, 1980 - 180 с.

38. Караева А. Обретение художественности / Тема Великой Отечественной войны в младописьменной литературе. М.: Наука, 1979 - 176 с.

39. Кашежева JI. Совершеннолетие пера / Очерки о творчестве писателей Кабардино-Балкарии. Нальчик: Кабардино-Балкар.Изд-во, 1968 - 116 с.

40. Климович Л.И. Историзм, идейность, мастерство. М.: Наука 1985 - 203 с.

41. Ломидзе Г. Нравственные истоки подвига. Советская литература и Великая Отечественная война. М.: Совписатель, 1985 - 208 с.

42. Лотман Ю. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Наука, 1972- 198 с.

43. Ленобль Г. История и литература. М.: Наука, 1977 - 205 с. '

44. Лихачев Д.С. Литература реальность - литература. - Л.: Наука, 1984 -203 с.

45. Михайлов А. Поэт и лирический герой. Архангельск: Арханг. Книж. изд-во, 1960- 105 с.

46. Музаев Н. Взаимосвязи литератур Северного Кавказа в процессе становления жанров. Грозный: Чеч. - Инг. книж. изд-во, 1974 - 236 с.

47. Мусукаева А.Х. Ответственность перед временем. Нальчик: Эльбрус, 1987-205 с.

48. Мусукаева А.Х. Поиски и свершения. Нальчик: Эльбрус, 1978 -195 с.

49. Огнев В. Становление таланта: Статьи о поэзии -М.: Совписатель, 1972 -384 с.

50. Огнев В. Горизонты поэзии: Избранные работы в 2-х т. М.: Художественная литература, 1982 - 559 с.

51. Очерки истории кабардинской литературы. Нальчик: Эльбрус, 1968 -301 с.

52. Павловский А. Советская философская поэзия. JL: Наука, 1984. - 180 с.

53. Палкин И. Лирика как искусство стихотворного слова. Минск: Высшая школа, 1986-272 с.

54. Пархоменко М. Многонациональное единство советской литературы. -М.: Просвещение, 1978 287 с.

55. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов.- М.: МГУ,1976 208 с.

56. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. М.: Наука, 1984 - 280 с.

57. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: наука, 1976 - 258 с.

58. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976 - 189 с.

59. Пустовойт П.Г. Слово. Стиль. Образ. М.: Просвещение, 1965 - 247 с.

60. Панеш У.М. Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур. Майкоп: Адыг. книж. изд-во, 1990 - 277 с.

61. Писатели Кабардино-Балкарии. XIX конец 80-х гг. XX века. Библиографический словарь. - Нальчик: Эль-Фа, 2003 - 441 с.

62. Сельвинский И. Я буду говорить о стихах М.: Совписатель, 1974 -504 с.

63. Сквозняков В. Реализм лирической поэзии: Становление реализма в русской лирике. М.: Наука, 1975 - 368 с.

64. Советская литература и Кавказ: Тезисы докладов региональной научн. конф. (24-27 сентября 1987 г.) Грозный: ЧИГУ, 1987 - 103 с.

65. Сокуров М.Г. Лирика Алима Кешокова. Нальчик: Эльбрус, 1969.

66. Султанов К. Певцы разных народов: Статьи и очерки о поэтах национальных республик Северного Кавказа. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971-458 с.

67. Схаляхо А.А. Идейно-художественное становление адыгейской литературы. Майкоп, 1988 - 201 с.

68. Теунов Х.И. Литература и писатели Кабарды. Нальчик: Кабардино-Балкарское книжное издательство, 1955 - 361 с.

69. Толгуров З.Х. В контексте духовной общности, Нальчик: Эльбрус, 1991.

70. Тхагазитов Ю.М. Духовно-культурные основы кабардинской литературы. -Нальчик: Эльбрус, 1994.

71. Урусбиева Ф.А. Путь к жанру. Нальчик: Эльбрус, 1982 - 201 с.

72. Хакуашев А.Х. Али Шогенцуков. Нальчик: Эльбрус, 1993.

73. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.: Совписатель, 1982 - 408 с.

74. Чернец Л.В. Литературные жанры. М.: МГУ, 1982 - 190 с.

75. Чамоков Т.Н. В ритме эпохи. Нальчик: Эльбрус, 1986.

76. Шаззо К.Г. Главная мера человек. - М.: Совписатель, 1974.

77. Шаззо К.Г. Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах. Тбилиси: Мирани, 1978.

78. Шмелев Д.Н. Слово и образ. -М.: Наука, 1964.

79. Шошин В.А. Проблемы взаимодействия советских национальных литератур.-Л.: Наука, 1989.

80. Щербина В. Писатель в современном мире: Литература, идеология, культура. М.: Совписатель. 1973 - 576 с.

81. Эльяшевич А. Лиризм. Гротеск. Экспрессия. Л.: Наука, 1975.

82. Эфендиева Т.Е. Поэзия жизни. Нальчик: Эльбрус, 1977 - 256 с.

83. Эфендиева Т.Е. Кайсын Кулиев. Литературный портрет. М.: Советская Россия, 1985-125 с.

84. Эфендиева Т.Е., Эфендиев С.И., Эфендиев Ф.С. Кайсын Шуваевич Кулиев. Литературно-критические статьи о творчестве поэта. Том 5. Нальчик: Эль-ФА, 2002 602 с.

85. Эфендиева Т.Е., Эфендиев С.И., Эфендиев Ф.С. Кайсын Шуваевич Кулиевы символ национальной духовной культуры. Том 6. - Нальчик: Эль-Фа, 2003 - 664.

86. Юсупова Ч.С. О современной аварской лирике. Махачкала: Дагкниго-издат, 1974.

87. Якименко JI. За быстротекущем днем. М.: Советский писатель, 1980. Статьи

88. Абитова С.Д. Реалистический метод и фольклорные традиции адыгских литератур // Труды Каракаево-Черкесского НИИ. Черкесск, 1970.1. Вып. 6.

89. Алиева А.С. Кабардинская литература // История советской многонациональной литературы. В 6 т. М., 1974 Т. 5.

90. Алиева А.И. Народные истоки творчества А. Кешокова // Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. М., 1975.

91. Адамович А. Память народа память сердца // Литературная газета, 185, 4 мая.

92. Айдаев Ю. Жизнь в поэзии // Известия. Вопр. Чечено-ингушской литературы. Т.1У, вып. 3. Литературоведение. Грозный, 1972. - С. 218-226.

93. Алхасова С. О Бицуеве // Писатели Кабардино-Балкарии XIX конец 80-хгг. XX века. Биобиблиографический словарь. - Нальчик, 2003. -С.116- 120.

94. Антокольский Л. С широкой перспективой. О поэзии // Вопросы литературы, 1974. № 8. - С. 278-282.

95. Арутюнов Л., Османова 3. Поэзия // История советской многонациональной литературы: В 6-ти тт. Т.2. Книга 1. М.: Наука, 1971.-е. 61-100.

96. Белинский В.Г. Разделение поэзии на роды и виды // ПСС. Т.5.- М., 1954.-c.7- 67.

97. Баков Х.И. Адыгский литературный процесс сегодня // Проблемы адыгской литературы и фольклора. Майкоп, 1995. Вып. 9.

98. Бекизова JI.A. О роли фольклорного наследия в становлении черкесской литературы // Труды Карачаево-Черкесского НИИ. Черкесск, 1970. Вып.б.

99. Бикмухамедов Р.Г. Советская многонациональная литература и проблемы ее целостного изучения// Филологические науки. -М., 1972. № 6.

100. Дементьев В. Человек на войне // Литературная Россия. М., Советская Россия, 1962.-с. 432-450.

101. Джусойты Н.Г. Личность поэта // Вопросы литературы, 1967. № 7, -с.105- 120.

102. Иезуитов А.Н. О методах изучения историко-литературного процесса // Историко-литературный процесс. Проблемы и методы изучения. — Л.: Наука, 1974.-c.71.

103. Костанов Д.Г. Некоторые вопросы становления и развития адыгской советской литературы // Ученые записки НИИ. Майкоп, 1964. Т. 3.

104. Кешоков А. О поэте и его стихах // Предисловие к сборнику стихов А. Бицуева « От весны до весны» (М.,1986). с. 3 - 6.

105. Лихачев Д.С. Принцип историзма в изучении единства содержания и формы литературного произведения // Вопросы методологии литературоведения. М. - Л., 1966.

106. Мисаков П. О сборнике стихов Бицуева «Реликвия» («Фэплъ»- 1975) // 1уащхъэмахуэ, 1976. №1.

107. Налоев З.М. На стыке фольклора и литературы // Развитие традиций в кабардинской и балкарской литературах. Нальчик, 1980.

108. Озеров И. Память // Литературная газета, 1972,15 ноября.

109. Суровцев Ю. Национальное своеобразие и национальный характер // Интернациональное и национальное в литературе Востока.- М.: Наука, 1972.

110. Сокуров М.Г. Окрепший голос. // Предисловие к книге стихов А. Бицуева «Голубое озеро» («Гуэл щхъуантЬ» Нальчик, 1981). -с. 5 -11. На кабардинском языке.

111. Творогов O.B. Об исследовании стиля литературного произведения //Анализ литературного произведения. JL: Наука, 1976. - с. 67 -88.

112. Тхагазитов 3. Слово о поэте // Предисловие к книге стихов А. Бицуева «Стремление» (Нальчик, 1973).- с. 3- 7. На русском языке.

113. Тынянов Ю. О литературной эволюции // Тынянов Ю. Архаисты и новаторы. Л.: Наука, 1929.

114. Тугов В.Б. Герой и время // Современный литературный процесс. Герой и время. Черкесск, 1988.

115. Чанкаева Т.А. Лирика // Чанкаева Т.А. Азамат Суюнчев. Очерк творчества. М.: Прометей, 1998. - с.73 -121.

116. Шокуев К. Труден идущего путь // В кн. «Тернистый путь познания». -Нальчик, 1991.

117. Хафицэ М. Сквозь сердце. Статья о А. Бицуеве // Журнал «Литературная Кабардино-Балкария». Нальчик, 1996. - № 3.

118. Эфендиева Т.Е. Мир сквозь сердце». Рецензия на сборник стихов А. Бицуева «Сквозь сердце» (Нальчик, 1983) // Газета «Кабардино-Балкарская правда», 1983,7 сентября.

119. Эфендиев Ф.С. Социальная память и творческое сознание поэта // Т.Е.Эфендиева, С.И.Эфендиев, Ф.С.Эфендиев. Кайсын Шуваевич Кулиев. символ национальной духовной культуры. Том 6. - Нальчик: Эль-Фа, 2003.-с. 366-368.1521. Авторефераты

120. Кажарова И.А. Художественно-философское осмысление человека и истории в адыгской поэзии (1970-1990 г.г.): Автореф. дис. . канд. фи-лол. наук. Нальчик, 2003.

121. Куянцева Е.А. Художественные образы мира в кабардинской лирике 1960 1980 г.г. (Ад. Шогенцуков, Р. Семенов): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. - Нальчик, 2005.

122. Художественные произведения

123. Бицуев А. Весточка. Нальчик, 1966 г. - 63 с. На кабардинском языке.

124. Бицуев А. Стремление. Нальчик, 1973 г. -87 с. На русском языке.

125. Бицуев А. Мгновение. Нальчик, 1971 г. -87 с. На кабардинском языке.

126. Бицуев А. Реликвия. Нальчик, 1975 г. - 115 с. На кабардинском языке.

127. Бицуев А. Клятва. Нальчик, 1977г. - 87 с. На кабардинском языке.

128. Бицуев А. Голубое озеро. Нальчик, 1981 г. - 115 с. На кабар. языке

129. Бицуев А. Сквозь сердце. Нальчик, 1983 г. -143 с. На русском языке.

130. Бицуев А. От весны до весны. М.: Советская Россия, 1986 г. - 110 с. На русском языке.

131. Гамзатов Р. Собрание сочинений в 8-и томах. Т.1. М.: Советский писатель, 2003 г. - 622 с.

132. Кулиев К. Собрание сочинений в 3-х томах, т.1. М.: Художественная литература, 1976 г. - 557 с.

133. Кулиев К. Собрание сочинений в 3-х томах, т. 2. М.: Художественная литература, 1977 г. - 542 с.

134. Кугультинов Д. Собрание сочинений в трех томах, том 1. Стихотворения. Норильск:, 2002 г. - 319 с.

135. Меч и лира. Литературное наследие декабристов. Антология. Составил Вл. Орлов. М.:Детская литература, 1976 г. - с. 63. - Баллада «Усладова лира» (1821 г.) Федора Глинки.

136. Зумакулова Т. Молчание. М.: Советский писатель, 1972 г.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.