Поэзия И.А. Бродского и русская балладная традиция тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Полторацкая, Анастасия Юльевна

  • Полторацкая, Анастасия Юльевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 259
Полторацкая, Анастасия Юльевна. Поэзия И.А. Бродского и русская балладная традиция: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2006. 259 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Полторацкая, Анастасия Юльевна

Введение.

Глава I. Особенности балладного жанра в их связи с романтическим сознанием.

§ 1. Некоторые жанровые особенности баллад. Спорные вопросы.

§ 2. Связь жанра баллады с романтическим сознанием.

§ 3. Несколько слов из истории старинной фольклорной и новейшей литературной баллады. Романтическая природа обоих жанров.

Глава II. Предбалладные стихотворения Бродского и их связь с романтической традицией.

§ 1. Переходный жанр «предбаллада» и его признаки.

§ 2. Анализ проблематики, образной системы и мотивной сферы пред-балладных стихотворений Бродского.

Глава III. Баллады Бродского и их связь с романтической традицией.

§ 1. Ранние баллады Бродского в контексте лермонтовской традиции.

§ 2. «Баллада Лжеца» и «Баллада Короля» («Шествие»).

§ 3. Баллады 1962 года.

Глава IV. Балладные стихотворения Бродского.

§ 1. Балладные стихотворения «реалистическо-философского» содержания.

§ 2. Балладные стихотворения Бродского аллегорически-философского и символического плана с элементами таинственно-фантастического характера.

§ 3. Стихотворения Бродского с балладными элементами в сюжете.

§ 4. Стихотворения фольклорного типа с элементами баллады.

§ 5. Тип сатирической баллады и «антибаллады» в поэзии Бродского.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэзия И.А. Бродского и русская балладная традиция»

Романтическая традиция в творчестве Бродского наиболее очевидным образом проявляется в стихотворениях, так или иначе соотнесенных с жанром баллады.

Рассматривая балладу как один из ведущих романтических жанров, нашедших воплощение в творчестве Бродского, следует оговорить некоторые особенности его балладной поэзии, важные с нашей точки зрения.

Прежде всего это особая романтическая природа сознания, лежащая в основе балладного жанра, что имеет отношение не только к балладам Бродского, но - к литературной балладе вообще, а также к народной классической балладе, с которой в той или иной мере связаны некоторые произведения Бродского.

Особая значимость балладного среза в поэзии Бродского обусловлена ролью баллады как жанра по преимуществу романтического. Предметом настоящего исследования является феномен балладности в поэзии Бродского, воплощающий романтическую парадигму мировоззрения и обусловливающий связь творчества поэта с романтической традицией первой трети XIX века. Выявление этой связи художественного сознания Бродского с поэзией романтиков ведется посредством анализа конкретных текстов, содержащих различные обращения Бродского к творчеству поэтов романтической ориентации первой трети XIX века (Жуковского, Батюшкова, Вяземского, Боратынского, Полежаева, раннего Пушкина, Лермонтова). Об обращении Бродского к традиции этих поэтов свидетельствуют присутствующие в его произведениях отсылки в форме аллюзий, цитат, полуцитат, трансформированных цитат и контаминации, наличие общих мотивов и образов, способов художественного изображения, являющихся следствием общих представлений о мире: в первую очередь романтического двоемирия и романтического призвания, реализованных в художественном мире посредством актуализации тем, релевантных для романтического сознания: смерти, высокой спасительной роли Творчества, поиска собственного пути и свободного выбора поэта - в условиях необычных обстоятельств.

В работе утверждается наличие особого балладного среза в поэзии Бродского, вносится понятие балладности как качественного явления в его художественном мире.

Балладный аспект в творчестве Бродского на сей день остается очень мало изученным, что обусловливает научный смысл настоящего исследования.

Баллады Бродского (даже те из них, которые наиболее полно соответствуют этому жанру), безусловно, сильно отличаются от баллад поэтов первой трети XIX века. В стихотворениях Бродского присутствует двойная мотивировка (мистическая и реальная), нередко авторская эмоция скрывается за внешне рационалистической формой отстраненного описания. Но за всем этим угадывается романтическое мировидение поэта, который, в отличие от своих предшественников, обращается не к откровенному обрисовыванию фантастического запредельного пространства, а предоставляет возможность читателю самому идентифицировать последнее. В балладах Бродского отражены, на первый взгляд, обыденные реалии, но обычные предметы получают новое смысловое наполнение.

Баллады Бродского создаются поэтом во второй половине XX века, то есть в совершенно другой, по сравнению с романтиками, преемником традиции которых он является, исторический период, в контексте иного культурного, социально-политического и бытового пространства, что обусловливает бесспорную модификацию баллады как жанра. Но общей остается некая романтическая парадигма, несущая философский подтекст и лежащая в основе взгляда на мир художника, отраженная в его творчестве. Баллада как жанр, претерпевая изменения, обрела в творчестве поэтов XX века новую форму, в то же время сохранив исходное содержательное ядро, соответствующее романтической эстетике мировидения.

Рассматривая балладу в качестве ключевого проводника романтического сознания в поэзии Бродского, необходимо оговорить некоторые особенности как балладного жанра, претерпевшего существенные изменения на протяжении XX века в ходе литературной эволюции, так и самого понятия "романтизм", нуждающегося в уточнении - в различных своих аспектах, непосредственно относящихся к проблеме художественного мира Бродского.

Прежде всего следует остановиться на доказательствах романтической природы балладного жанра. Баллада, даже претерпевая структурные изменения под влиянием исторического процесса, по-прежнему сохраняет свою романтическую ориентацию.

В нашей работе понятие «романтизм» не сводится к обозначению литературного направления определенной эпохи, конкретной художественной системы; его также нельзя свести к общественному движению. Романтизм в широком смысле обозначает особую модель мироощущения, в основе которого лежит признание господства в мире высших сил, простирающихся за пределами физической реальности; высшей ценности личности, противопоставление исключительного - обыденному во всех аспектах постижения; антиномия двух миров - в самом широком понимании - мира реального, не удовлетворяющего индивидуума, и мира высшего, абсолютного, космического. В своем творчестве романтик руководствуется ключевой идеей свободы и раскрепощенности, независимости от каких-либо "канонов" и установленных рамок.

Разделяя такое понимание романтизма, предложенное еще самими романтиками в конце XVIII - первой трети XIX века, а потом оказавшееся близким и некоторым историкам литературы, например, Г.Н.Поспелову,

К.Г.Петросову, В.М.Толмачеву1, хочу отметить тот факт, что этический идеал романтиков по сей день остался неизменным. Возможно, происходят некие изменения в области формы, не затрагивающие основного содержательного ядра. По словам К.Г.Петросова, «в творчестве романтиков сложилась определенная художественная система, которая объединяет весьма различные направления, течения, школы романтизма и придает ему типологическое единство»2. Характер романтизма менялся в зависимости от различных исторических эпох, примером чего может послужить разительная дистанция между "романтизмом" Маяковского и Блока, Горького, а также романтизмом русских поэтов первой трети XIX века. Таким образом, о романтизме можно говорить как о феномене, объединяющем поэтов и мыслителей, принадлежащих к разным поколениям, представителей разных эпох и школ. Как справедливо отмечает К.Г.Петросов, "Нужно говорить о русском романтизме конца XIX - начала XX века не только как о возрождении тенденции или продолжении традиций романтизма первой трети XIX века, а как о идейно-художественном явлении, типологически с ним связанном и в то же время эстетически самостоятельном, обладающим качественным своеобразием и новизной. Это в принципе определяется тем, что романтизм, как и реализм, способен к о внутреннему развитию и качественному обновлению" . Блестящей иллюстрацией может послужить «романтический извод» поэзии Бродского, имеющий много общего, в частности, с поэзией Лермонтова.

1 Поспелов Г. Н. История русской литературы XIX века. Москва, 1960 г. , История русской литературы XIX века 1840-1860 гг.; Петросов К.Г. О спорных проблемах романтизма в русской литературе конца XIX - начала XX века (итоги и перспективы изучения). - Русский романтизм. - Ленинград; 1978 г.; Толмачев В. М. От романтизма к романтизму. М., 1991 г.

Петросов К.Г. О спорных проблемах романтизма в русской литературе конца XIX - начала XX века (итоги и перспективы изучения). - Русский романтизм. -Ленинград; 1978.стр.248.

Петросов К.Г. О спорных проблемах романтизма в русской литературе конца XIX - начала XX века (итоги и перспективы изучения). - Русский романтизм. -Ленинград; 1978.стр.261.

Романтизм, понимаемый как философская и культурологическая категория «литературной эволюции и культуры»1, обладающая над стилевым характером, выражением которой могут быть различные литературные направления и стили, оказывается важнейшей надвременной философской мировоззренческой парадигмой, общей питательной средой, объединяющей людей, принадлежащих к различным эпохам. По словам В. М. Толмачева, «романтизму как культурологической категории могут соответствовать самые разные и даже спорящие друг с кругом литератури ные стили. различные варианты "романтизма" (эстетика Иенского кружка, Парнас, движение прерафаэлитов), «реализм», "натурализм", "символизм", "неоклассицизм", "экспрессионизм" и т.д. Их смена во многом обусловлена расширением сферы «поиска абсолюта» (космос, природа, физиология, наследственность, общественная среда, капитал, бессознательное, примитив, проблемы пола, "ничто" и т. д. и т. п.), - поиском в процессе романтической анатомии той основополагающей матрицы, которая станет универсальным инструментом для разгадки гения "освобожденного" человека» . Романтизм оказывается надвременным мостом, соединяющим различные литературные пространства, в том числе, "пространство" Иосифа Бродского с его далекими предшественниками, - с одной стороны, - и с другой, - некие созвучия восприятия мира Бродским - с первозданной питательной средой романтического сознания, существовавшей до появления первых выступлений романтиков.

Обосновывая связь творчества Бродского с романтической традицией, мы обратимся к подробному рассмотрению жанровых особенностей баллад как литературных, так и баллад народных, ибо обе эти жанровые разновидности являются по своему характеру и своей сути романтическими в принятом нами толковании термина: древняя баллада, появившаяся задолго до первых выступлений романтиков, является исконно романтическим жанром. Экскурс в область смежной дисциплины фольклористики может, на первый взгляд, показаться несколько излишним, но здесь он необходим.

Особого внимания заслуживает, на наш взгляд, подробное описание сюжетных особенностей баллады, ее композиции и конфликта, так как эти составляющие художественной формы интересующего нас жанра, распадаясь на элементы, нередко присутствуют в поэзии Бродского, образуя скрытую "балладность". Мы попытаемся не только указать собственно романтические черты художественного мира Бродского в "балладном срезе" его поэзии, но и выявить скрытую в ходе процесса трансформации балладного жанра романтическую составляющую оного. Только под пристальным взглядом воспринимающего субъекта обнаруживает себя скрытый «романтизм» Бродского, так как он тщательно закодирован: поэт преломляет внешнюю реалистичность окружающего мира сквозь призму символа, присутствующего в виде намека и переводящего содержание в философскую плоскость. Для понимания и расшифровки этого необходимо остановиться на описании поэтики баллад.

Обнаружить балладный пласт, некое балладное поле в поэзии Бродского - непростая задача из-за сложности, синтетичности природы его произведений, сочетающих в себе черты разных жанров и направлений. Тем не менее "балладность" как таковая, несомненно, присутствует во многих его произведениях, пронизывая их на разных уровнях. Нередко балладные черты есть в стихотворениях, которые не могут быть причислены к жанру баллад и в то же время имеют к нему некоторое отношение. Таким образом, все сказанное наделяет определенной условностью возможное отнесение тех или иных стихотворений Бродского к балладам. Несмотря на эти сложности, в работе предлагается классификация стихотворений Бродского «балладного толка».

Стихотворения Бродского, содержащие балладное начало, мы предлагаем классифицировать по трем основным типам: предбаллады, баллады и балладные стихотворения. В свою очередь названные типы делятся на подгруппы, объединяющие стихотворения на основе более мелких дифференциальных признаков. Описанию каждого из типов посвящена отдельная глава.

Особую подгруппу среди балладных стихотворений Бродского образуют так называемые «антибаллады», т.е. стихотворения, в которых автор ведет своеобразную игру с читателем: по своей форме (понимаемой в широком смысле) они противостоят балладе, но по содержанию оказываются парадоксальным образом связаны с этим жанром.

Среди многочисленных исследований, посвященных изучению творчества Бродского, практически нет отдельных работ, проблемное поле которых связано с рассмотрением балладного аспекта его поэзии. Тем не менее несмотря на отсутствие исследований, всесторонне освещающих эту тему, существует несколько работ, так или иначе затрагивающих материал. На некоторые баллады Бродского обратили внимание М.В.Жигачева, Д. JI. Лакербай, П. Е. Спиваковский, Ядвига Шимак-Рейфер. Отдельные рассуждения и замечания о нескольких балладах встречаются в работах М. Тилло, Джейн Нокс, А. М. Ранчина, Е. Келебая.

Ученые не ставили перед собой задачи создания каких-либо классификаций баллад Бродского; баллада Бродского не рассматривалась ими в качестве научной проблемы, изучение которой требует отдельного исследования. Баллады Бродского привлекали внимание исследователей как таковые, но не с точки зрения их функционального значения - как наиболее ярких проводников романтической традиции в его поэзии, обусловливающих связь стихотворений Бродского не только с литературной, авторской балладой XIX века, но и с классической, фольклорной балладой, восходящей к древности.

Отмечая особый интерес Бродского к балладе в период с 1961 по 1962 годы, М.В.Жигачева в своей статье "Баллада в раннем творчестве Иосифа Бродского"'называет некоторые стихотворения поэта, наиболее ярко соответствующие жанру баллад: "Балладу Лжеца " и "Балладу Короля", включенные в состав поэмы 1961г. "Шествие", "Диалог" (1962), "Под вечер он видит, заставивши в дверях." (1962), "В тот вечер возле нашего огня."(1962), "Ты поскачешь во мраке по бескрайним холодным холмам."(1962), а также "Холмы"(1962).Примечательно, что в двух стихотворениях из вышеуказанных присутствует авторское определение жанра. Баллада интересует М. В. Жигачеву прежде всего как жанровая форма, расширяющая диапазон авторских средств, выражения художественного изложения; исследователь обращает внимание на особенности поэтики баллад, в первую очередь на ритм и стилистику, как средства решения художественных задач. В числе наиболее ярких особенностей баллады "Ты поскачешь во мраке по бескрайним холодным холмам." она указывает такие черты балладной поэтики, как столкновение реального и чудесного, отсутствие морализации, характерный ритм, несущий смысл, неоднозначность ответов на поставленные жизненные вопросы, наличие мотивов одиночества, раздвоенности духа, "внедрённость в пограничную ситуацию ", подчеркивает важность идеи Творчества, как спасения. Ученый отмечает такую характерную для романтического сознания черту, как двоемирие, находящее отражение, в особенности, в достаточно подробно анализируемом стихотворении "Холмы". М.В. Жигачева говорит об осознанной стилизации "Холмов" под фольклорную балладу, что достигается посредством подробного описания жестокого убийства, а так же использования характерных для народной баллады синонимических вариаций, небрежных рифм (нередко глагольных "спускались-смыкались и "унимался - поднимался")1, неточных ("свадеб-платьев", "встречен-сердце")2 и клише("кровь-вновь")3. Исследователь особо отмечает важность лирического компонента в балладе. По мнению исследователя, подчиненная лирическому целому, «баллада (под которой, вероятно, подразумевается этическая часть повествования )" привносит в лирику новые качества: позволяет реализовать присущую поэтическому зрению Бродского множественность позиций, как в искусстве, не разрушая лирического жанра, но преодолевая его "тесноту"».4 Жигачева имеет в виду прежде всего то, что поэт расширяет границы баллады при помощи "поэтики комментария"5, а также создает новые перспективы в области «крупной строфической формы»6. Исследователь отмечает особенности изображения лирического субъекта (автора), пытающегося скрыться почти на всем протяжении повествования, за исключением заключительной части.

К подробному рассмотрению баллады «Холмы» обращается также П. Е. Спиваковский в статье "Экзистенциальная аксиология в творчестве п

Иосифа Бродского" . Однако, в отличие от М.В.Жигачевой, в своей работе он делает акцент не на поэтике стихотворения, а, скорее, на глубине и

1 Жигачева М.В. баллада в раннем творчестве Иосифа Бродского//Вестник Московского Университета М.В.Ломоносова, серия 9, филология,-1992.-№4,-стр53

Жигачева М.В. баллада в раннем творчестве Иосифа Бродского//Вестник Московского Университета М.В.Ломоносова, серия 9, филология,-1992,-№4,-стр53

3 Жигачева М.В, баллада в раннем творчестве Иосифа Бродского//Вестник Московского Университета М.В.Ломоносова, серия 9, филология.-1992.-№4,-стр53

4 Жигачева М.В. баллада в раннем творчестве Иосифа Бродского//Вестник Московского Университета М.В.Ломоносова, серия 9, филология,-1992.-№4,-стр56

5 Жигачева М.В. баллада в раннем творчестве Иосифа Бродского//Вестник Московского Университета М.В.Ломоносова, серия 9, филология,-1992.-№4,-стр56

6 Жигачева М.В. баллада в раннем творчестве Иосифа Бродского//Вестник Московского Университета М.В.Ломоносова, серия 9, филология,-1992.-№4,-стр56 сложности этико-философской проблематики, центральными понятиями которой оказываются смерть, противопоставленная любви, антитеза одушевленного и неодушевленного начал, проблема экзистенциального абсурда, метафизическая проблематика бытия и небытия.

В своей диссертации "Поэзия Иосифа Бродского 1957-1965 годов.", а также в четвертой главе монографии «Мрак, баллада и маятник»' Д. JI. Лакербай выделяет некоторые наиболее точно отвечающие законам балладного жанра произведения Бродского, относящиеся к 1962 году, который исследователь называет "балладным" . Д. J1. Лакербай вслед за М.В.Жигачевой отмечает такие баллады, как "Баллада Лжеца" и "Баллада Короля" из поэмы-мистерии "Шествие", а также следующие балладные произведения (большинство из которых указано также Жигачевой) : "Диалог", "Под вечер он видит, застывши в дверях.", "В тот вечер возле нашего огня.", "Ты поскачешь во мраке по бескрайним холодным холмам.", "Зофья", "Холмы" и "Кентавры II"; подчеркивает мотив экзистенциального мрака, создающий балладный характер в стихотворениях 1962 г. "Притча", "Сонет" ("Я снова слышу голос твой тоскливый."), "Пограничной водой наливается куст.", "Вдоль темно-желтых квартир.", а также балладные интонации в стихотворениях "В деревне никто не сходит с ума." (1961) и «В темноте у окна.» (1961). Исследователь выделяет такие стороны балладной поэтики, присущие стихотворениям Бродского, как "кристаллизация главных тем - романтически понятого призвания и экзистенциальной мировой тайны смерти - на сюжетно-композиционном уровне» , романтическую тайну, метафизический мрак, создающих особую балладную атмосферу. Анализируется символика, ведущая роль дви

1 Лакербай Д.Л. Иосиф Бродский: поэтика и судьба. Иваново, 2001; канд. дисс. филол. наук. Поэзия Иосифа Бродского 1957-1965 годов.

2 Лакербай Д.Л. Иосиф Бродский: поэтика и судьба. Иваново, 2001; Поэзия Иосифа Бродского стр.56.

Лакербай Д.Л. Иосиф Бродский: поэтика и судьба. Иваново, 2001; Поэзия Иосифа Бродского стр.56. жения в балладном сюжете, а также особый художественный прием, заключающийся в применении так называемого двойного поэтического кода текста: с одной стороны, - рационально ориентированного прочтения, с другой, - иррационально-романтического. Д. J1. Лакербай отмечает важный авторский символ Бродского - маятник, который находит воплощение в художественном мире баллад. При этом ученый не проводит подробного анализа указанных произведений, но использует отдельные фрагменты стихотворений Бродского, приводимые им в качестве цитат как доказательства, подтверждающие наличие того или иного содержащегося в них балладного мотива. В свою очередь Д. Л. Лакербай ссылается на В. А. Куллэ1, обсуждая вопрос о связи мотива романтической скачки героя во мраке со смертью.

Говоря о стихотворении "Холмы", Д. Л. Лакербай вслед за М. В. Жигачевой отмечает наличие особого балладного комментария, имеющего место в поэзии Бродского, также подчеркивает значимость лирического компонента. Тем не менее Д.Л. Лакербай не ставит задачей выявление каких-либо художественных универсалий, связанных с обращением Бродского к балладному жанру. Изучая творчество Бродского, исследователь не стремится к созданию классификаций его баллад, а также выявлению преемственных связей с традицией романтической поэзии первой трети XIX века.

Оставаясь едва ли не самым загадочным произведением Бродского, поэма "Зофья" (1962), на балладные черты которой указывает в частности Д. Л. Лакербай2, послужила предметом анализа польской исследователь

1 Куллэ В.А. Поэтическая эволюция Иосифа Бродского в России 1958-1972.Дисс. на соиск.уч. степ, канд.филол.наук. М.,1996.

2 Лакербай Д.Л. Иосиф Бродский: поэтика и судьба. Иваново, 2001; Поэзия Иосифа Бродского 1957-1965 годов. ницы Ядвиги Шимак-Рейфер1. Если для Д. J1. Лакербая поэма "Зофья" -прежде всего художественный текст, заключающий в себе один из важнейших символов поэтики Бродского - маятник, то Ядвига Шимак-Рейфер анализирует философские истоки, способные повлиять на создание этого произведения, однако именно балладные черты остаются вне поля ее исследования.

В докторской диссертации, а также в своей монографии «Поэт в доме ребенка (Пролегомены к философии творчества Иосифа Бродского)» Е.Келебай кратко упоминает о балладе, подчеркивая мотив мрака и связь символа черного коня со смертью, применительно к балладам «Ты поскачешь во мраке, по бескрайним холодным холмам.», а также «В тот вечер возле нашего огня.». О балладном характере стихотворения "Кентавры II" наряду с Д. Л. Лакербаем упоминает в своей статье М. Тилло .

В одной из глав монографии, написанной на основе докторской диссертации, А. М. Ранчиш анализирует (главным образом, с точки зрения формальной стороны стиха) раннее произведение Бродского - «Балладу о Лермонтове». Это стихотворение более подробно рассмотрела ранее Джейн Нокс5.

На протяжении всего творческого пути Бродский постоянно обращался к традиции романтиков, так или иначе впитывал и абсорбировал художественные находки различных поэтов. Особо важное место занимает в

1 Шимак-Рейфер Я. "Зофья" (1961г.) в кн. Как работает стихотворение Бродского. Из исследований славистов на Западе.//Ред.-сост. JL В. Лосев и В. П. Полухина. - М. -Новое Литературное 0бозрение.-2002.,-стр.10-32

Келебай Е.Б. Философия творчества Иосифа Бродского. Дисс. на соискание уч. степени доктора философских наук. М., 2001; Келебай Е.Б. Поэт в доме ребенка (Пролегомены к философии творчества Иосифа Бродского). М., 2000.

3 Тилло М. Иосиф Бродский. Новаторство в контексте русской литературной традиции. Черновцы, 2001.

4 Ранчин A.M. На пиру Мнемозины. Интертексты Бродского. М., 2001, глава ««Кривоногому мальчику вторя»: Бродский и Лермонтов»; Ранчин A.M. Традиции русской поэзии XVIII - XX вв. в творчестве И.А.Бродского. М., 2001.

5 Нокс Дж. Поэзия Иосифа Бродского: альтернативная форма существования, или Новое Звено эволюции в русской культуре // Иосиф Бродский; творчество, личность, судьба. Итоги трех конференций // Звезда. 1998. его творчестве традиция Лермонтова - самого яркого русского романтического поэта, к творчеству которого Бродский всегда трепетно относился. Общность мировосприятия во многом обусловливает глубинное родство обоих поэтов, в особенности, отраженное на уровне художественного пространства текстов. Наряду с другими произведениями Бродского лермонтовская поэтическая традиция обнаруживает свое влияние в особенности в литературно-художественной пространстве баллад.

Исследованию лермонтовской баллады посвящена восьмая глава монографии А. И. Журавлевой «Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики»1.

Возвращаясь к вопросу исследования балладной поэзии Бродского, следует отметить, что на сегодняшний день не было выявлено связей баллад Бродского с произведениями русских романтиков первой трети XIX века. К тому же творчество Бродского, на мой взгляд, вопреки мнениям некоторых исследователей, представляет собой не только результат накопленного поэтического опыта трех последних веков, но имеет в своей основе гораздо более ранние истоки; здесь следует учесть обращение автора к античности, а также к древнерусской словесности и отчасти к фольклору, весьма важном составляющим его художественного мира.

Дифференцировать балладный пласт в творчестве Бродского весьма непростая литературная задача, в силу ряда особенности его поэтики, таких как синтетичность её природы, сложность философской структуры, включающей в себя контаминации метафизических идей и художественных образов, повышенную символичность, разветвленную мотивную систему, а также различные отсылки (аллюзии и интертексты) к произведениям западных и отечественных классиков и современников, в особенности,-представителей романтической традиции, вследствие чего, предлагаемая в работе классификация носит относительно условный характер.

Следует сделать акцент на таких особенностях стихотворений Бродского, заключающих в себе черты балладного фона, как наличия в них характерных художественных образов, пейзажных зарисовок, несущих дополнительную символическую нагрузку, мотивов с преобладанием философского компонента над лирическим, а также внутренней динамики и конфликта,- послуживших дифференциальными признаками, положенными в основу предлагаемой нами классификации.

В качестве целей настоящей работы мы видим решение ряда задач, связанных с выявлением романтической парадигмы в поэтических произведениях Иосифа Бродского, в рамках балладного аспекта. Достижению этой цели подчинено решение следующих задач:

1. определить круг текстов Бродского, так или иначе соотнесённых с жанром баллады, и предложить их классификацию;

2. описать конструктивные элементы поэтики баллады Бродского, её устойчивые мотивы, порождающее балладу мировоззрение;

3. обнаружить связь балладных произведений Бродского с традицией русских поэтов-романтиков XIX века;

4. проанализировать процесс трансформации, который происходит с жанром баллады в XX веке (при этом мы сознательно ограничиваемся только балладами Бродского, хотя отдаём себе отчет в том, что в XX веке к этому жанру обращались и другие русские поэты, Н.Тихонов, например).

Выдвигается утверждение о сверхжанровой природе романтического сознания, создающего определённую парадигму мышления, лежащую в основе специфического мироотношения, общего как для создателей древнейших классических баллад, так и многих поэтов, ощущающих причастность к этому мироощущению, что даёт возможность говорить, в особенности, о надвременной романтической природе стихотворений балладного толка Иосифа Бродского.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Полторацкая, Анастасия Юльевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования удалось подтвердить гипотезу об особой роли балладной традиции в творчестве И.А.Бродского.

Предложенное понятие «балладного среза, балладного пространства» в поэзии Бродского позволило значительно расширить круг произведений, рассматриваемых в связи с этим романтическим жанром.

Во многих стихотворных произведениях Бродского присутствуют черты романтического сознания, претерпевшего определенные изменения, но сохранившего связь с романтической парадигмой.

Сознавая, что на поэзию Бродского в значительной мере повлияла английская поэзия (где балладное начало было очень важным и где литературная баллада сохранила прочные связи с народной), в данной работе мы сосредоточились именно на исследовании русского интертекста его поэзии (хотя и представленного иногда балладами переводными, например, у Жуковского).

Как мы попытались показать, именно жанр баллады стал едва ли не основным проводником романтической традиции в творчестве Бродского. При этом балладные произведения Бродского ориентированы, как выяснилось, не только на старую балладу, но и и на русскую романтическую поэзию первой трети XIX века вообще, т.е. связаны и с лирикой, и с поэмами, имея с ними общие мотивы, образы, словесные конструкты, некоторые элементы поэтики. Заметнее всего влияние творчества Лермонтова. Перспективу дальнейшего исследования затронутых нами проблем мы видим в расширении поля сопоставления за счет введения контекста лирики XX века. Другой необходимый аспект - сопоставительный анализ английской и русской балладной традиции в поэзии XIX и XX веков, что, возможно, позволит увидеть новые грани поэтики Бродского.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Полторацкая, Анастасия Юльевна, 2006 год

1. Аббаньяно Н. Структура экзистенции. Введение в экзистенциализм. //Позитивный экзистенциализм и другие работы. СПб., 1998.

2. Абелинскене И.Ю. Художественное мировоззрение поэта конца XX века: (Творчество И.Бродского): Дисс. канд. филос. наук. Екатеринбург, 1997.

3. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. Л., 1974.

4. Андреев Н.П. Песни-баллады в русском фольклоре //Русский фольклор: эпическая поэзия. М., 1936.

5. Алексеев М.П. Народная баллада Англии и Шотландии // Алексеев М.П. Литература средневековой Англии и Шотландии. М., 1984.

6. Аникин В.П. Балладные песни // Русское устное нардное творчество . М., 1971.

7. Балашов Д.М. Древняя русская эпическая баллада // Автореферат дисс. канд. филол. наук. Л., 1962.

8. Балашов Д.М. История развития жанра русской баллады. Петрозаводск, 1966.

9. Балашов Д.М. «Князь Дмитрий и его невеста Донна» (к вопросу о происхождении и жанровом своеобразии баллады) // Русский фольклор. М.; Л., 1959.

10. Ю.Балашов Д.М. Русская народная баллада // Народные баллады. М.; Л., 1963.

11. Баткин JI.M. Тридцать третья буква: Заметки читателя на полях стихов Иосифа Бродского. М., 1996.

12. Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

13. Безносов Э. О смысле некоторых реминисценций в стихотворениях Иосифа Бродского Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба: Итоги трех конференций. СПб, 1998.

14. М.Бетеа Д. Русская литература XX века. Исследования американских ученых. СПб., 1993.

15. Бродский Иосиф. Беседа с Д.Радышевским // Московские новости. 1995, №50, с.21.

16. Бродский Иосиф. Интервью Свену Бискертсу // Звезда. 1997, №1.

17. Вакуленко А.Г. Функции пародии в поэзии М.Ю.Лермонтова на примере баллад // Проблемы истории литературы. М., 1996.

18. Вакуленко А.Г. Эволюция «страшной» баллады в творчестве русских поэтов-романтиков XIX-начала XX веков (от В.А.Жуковского до Н.С.Гумилева). Автореферат дисс. канд. филол. наук. М., 1996.

19. Верхейл К. Танец вокруг мира. Встречи с Иосифом Бродским. СПб., 2002.

20. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М., 1989.

21. Венцлова Т. Статьи о Бродском. М., 2005.

22. Винокурова И. Иосиф Бродский и русская поэтическая традиция // Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. СПб., 1998.

23. Власенко Т.А. Типология стихов в русской романтической балладе // Проблемы типологии литературного процесса. Пермь, 1982.

24. Гегель Г.В.Ф. Лирическая поэзия. Лекции по эстетике. Т.2. С.-П., 1999.

25. Гер дер И.Г. Предисловие к сборнику «Народные песни». 1774. Перевод Н.А. Сигал // Эолова арфа. Антология баллады. Сост., предисл. и коммент. А.А. Гугнина. М., 1989.

26. Гете И.В. О балладе. Разбор и объяснения. 1821. Перевод А.Г. Габричевского // Эолова арфа. Антология баллады. Сост., предисл. и коммент. А.А. Гугнина. М., 1989.

27. Голованов И.В. Философско-эстетические взгляды Л.Шестова: дисс. канд. филос. наук. М., 1995.

28. Голованова Т.П. Наследие Лермонтова в советской поэзии. Л., 1978.

29. Гордин А.А. Иосиф Бродский и мир: Метафизика, античность, современность. СПб., 2000.

30. Гордин Я. Странник. Вступительная статья // Иосиф Бродский. Избранное. М., 1993.

31. Гордин Я. Перекличка во мраке. Иосиф Бродский и его собеседники. СПб., 2000.

32. Григорьян К.Н. Ультраромантический род поэзии (Из истории русской элегии). Русский романтизм. Л., 1978.

33. Гугнин А.А. Баллады о Робин Гуде: популярное введение в проблему // Проблемы истории литературы: Сб. ст. Вып. 9. М., 1999.

34. Гугнин А.А. Народная и литературная баллада: судьба жанра // Поэзия западных и южных славян и их соседей. М., 1996.

35. Гугнин А.А. Постоянство и изменчивость жанра // Эолова арфа: Антология баллады. М., 1989.

36. Данилевский Р.Ю. Интерес И.В.Гете к русскому фольклору (по архивным патерши) // Русский фольклор. Т. 18. Л., 1978.

37. Длин Я. Эхо из следующего поколения // Новое время. 1998, вып. 8.

38. Диалоги с Иосифом Бродским М., 1998.

39. Диалоги с Иосифом Бродским / Соломон Волков. Из фотоальбома. М., 2002.

40. Ерофеев В.В. Мир баллады // Воздушный корабль. М., 1986.

41. Ефимов И. Нобелевский тунеядец (О Иосифе Бродском). М., 2005.

42. Жирмунский В.М. Английская народная баллада // Северные записки. № 10. Петроград, 1916.

43. Жирмунский В.М. Народный героический эпос. Сравнительно-исторические очерки. М.; 1966.

44. Жигачева М.В. Баллада в раннем творчестве Иосифа Бродского // Вестн. Моск. ун-та им. М.В. Ломоносова. Сер. 9. Филология, 1992, №4.

45. Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. М., 2002.

46. Иезуитова Р.В. Баллада в эпоху романтизма // Русский романтизм. М, 1978.

47. Иезуитова Р.В. Из истории русской баллады 1790-х- первой половины 1820-х годов (Жуковский и Пушкин). Автореферат дисс. канд. филол. наук. Л., 1978.

48. Иосиф Бродский: труды и дни. М., 1999.

49. Иосиф Бродский и мир: Метафизика, античность, современность. СПб., 2000.

50. Иосиф Бродский: стратегия чтения. Материалы международной научной конференции 2-4 сентября 2004 г. в Москве. М., 2005.

51. Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба: Итоги трех конференций. СПб., 1998.

52. Как работает стихотворение Бродского: Из исследований славистов на Западе. М., 2002.

53. Катилюс Р. Иосиф Бродский и Литва// Звезда, 1997, №1.

54. Кац Б. Фоно на пиру Мнемозины: к генезису поэтического образа рояля у Иосифа Бродского // Звезда, 1995, №11-12.

55. Келебай Е.Б. Философия творчества Иосифа Бродского: дисс. д-ра философ. Наук. М, 2001.

56. Келебай Е.Б. Поэт в доме ребенка: Пролегомены к философии творчества Иосифа Бродского. М., 2000.

57. Кнабе Г.С. Русская античность. Содержание, роль и судьба античного наследия в культуре России. М., 1999.

58. Ковылин А.В. Русская народная баллада. Происхождение и развитие жанра. М., 2002.

59. Козин А.А. Баллады И.В.Гёте в контексте немецкой литературной баллады конца XVIII-начала XIX веков. Канд. дисс. М., 1996.

60. Козин А.А. Некоторые историко-теоретические аспекты эволюции жанра баллады // Идейно-художественное мировоззрение зарубежной литературы нового и новейшего времени. М., 1996.

61. Козин А.А. Западноевропейские традиции в русской литературной балладе (И.В.Гёте и Л.А.Мей) // Проблемы истории литературы. Сборник статей. Выпуск второй. М., 1997.

62. Козин А.А. Баллады И.В.Гёте «Рыбак» в русских переводах XIX века (стилистические курьёзы) // Проблемы истории литературы. Сборник статей. Выпуск двенадцатый. М., 2000.

63. Козин А.А. Баллады И.В.Гёте «Рыбак» и «Лесной царь» в переводах русских поэтов XIX-XX веков. Учебное пособие. М., 2002.

64. Копылова И.И. Фольклоризм поэтики баллады и поэмы русской поэтической литературы первой трети XIX века. Воронеж, 1975.

65. Коровин В.И. «Его стихов пленительная сладость» // Жуковский В.А. Баллады и стихотворения. М., 1990.

66. Коровин В.И. Лирические и лиро-эпические жанры в художественной системе русского романтизма. . дисс. М., 1982.

67. Коровин В.И. Русская баллада и ее кубизм // Воздушный корабль. Русская литературная баллада. М., 1984.

68. Коровин В.И. Творческий путь М.Ю.Лермонтова. М., 1973.

69. Крепе М. О поэзии Иосифа Бродского. Ann Arbor: Ardis, 1984.

70. Кулагина А.В. Русская баллада, М., 1977.

71. Кулагина А.В. Традиционная образность баллады //Традиции русского фольклора. М., 1986.

72. Куллэ В. «Демон» Набокова и «Небожитель» // Старое литературное обозрение, 2001, №1

73. Куллэ В. «Поэтический дневник» И.Бродского 1961 года. Формирование линейной концепции времени // Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. СПб., 1998.

74. Куллэ В.А. Поэтическая эволюция Иосифа Бродского в России 1957-1972: дисс. канд. филолог, наук. М., 1996.

75. Куллэ В.А. Три «Осени» (к вопросу о пушкинской и Баратынской традициях в творчестве Иосифа Бродского) // Пушкин и культура русского зарубежья: Международная науч. конф, посвященная 200-летию со дня рождения, 1-3 июля 1999. М., 2000. Вып. 2.

76. Кушнер А. Здесь на земле. Воспоминания об И.Бродском // Знамя, 1996, №7.

77. Кушнер А. С первых своих шагов в поэзии // Нева, 1988, №3.

78. Кушнер А. Послесловие. И.Бродский. Стихи // Нева, 1983, №3.

79. Лакербай Д.Л. Поэзия Иосифа Бродского конца 1950-х годов: между концептом и Словом // Вопросы онтологической поэтики. Иваново. 1998.

80. Лакербай Д.Л. Поэзия Иосифа Бродского 1957-1965-го годов: Опыт концептуального описания: Дисс. канд. филол. наук. Иваново, 1997.

81. Лакербай Д.Л. Ранний Бродский: Поэтика и судьба. Иваново, 2000.

82. Лермонтовская энциклопедия. М., 1982.

83. Литературное наследство. Тт.43-44. М., 1941.

84. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

85. Ломинадзе С.В. Поэтический мир Лермонтова. М., 1985.

86. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.

87. Лотман Ю.М., Лотман М.Ю. Между вещью и пустотой. Избр. ст. в 3-х тт. Таллинн, 1993.

88. Лосев Л. Иосиф Бродский: труды и дни. О Пушкине и его эпохе //Знамя, 1996, №6.

89. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

90. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси, М., 1970.

91. Лобкова И.А. О ритме русской литературной баллады 1840-70-х годов // Проблемы литературных жанров. Томск, 1972.

92. Лобкова И.А. Русская баллада 40-х годов XIX веков. Прочтение жанра в истории русской литературы. Л., 1969.

93. Лозовой Б.А. Из истории русской баллады. Автореферат дис. канд. филол. наук. М., 1970.

94. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

95. Лосев А. Иосиф Бродский. Предисловие // Эхо. 1980, №1.

96. Лосев Л. Новое представление о поэзии // Звезда, 1997, №1.

97. Лотман Ю.М. Лекции по структурной поэтике // Ю.М.Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М., 1994.

98. Лотман Ю.М. Стрз'ктура художественного текста. М., 1970.

99. Лурье С. Бог и Бродский // Нева, 2001, №1.

100. Малышева Г.Н. Некоторые особенности раннего творчества Иосифа Бродского // Актуальные проблемы литературоведения. Сборник работ молодых ученых филол. ф-та МГУ им. М.В.Ломоносова. Вып.2.М., 1997.

101. Маркович В.М. Балладный жанр Жуковского и русская фантастическая повесть эпохи романтизма // Жуковский и русская культура, Л., 1987.

102. Медведев В. Творчество Иосифа Бродского в зеркале культурологии. Тула, 2000.

103. Меньшиков Г., Диденко В. Романтические баллады М.Светлова // Литературоведческие поиски. Выпуск 29, Самарканд, 1976.

104. Микешин A.M. О жанровой структуре русской романтической баллады // Проблемы литературных жанров. Томск, 1972.

105. Мир Иосифа Бродского. Путеводитель. Спб., 2003.

106. Новиков А.А. Литературно-критические взгляды Иосифа Бродского: дисс. канд. филол. наук. М., 2001.

107. Новиков А. А. Поэтология Иосифа Бродского. М., 2001.

108. Нокс. Дж. Поэзия Иосифа Бродского: альтернативная форма существования, или Новое звено эволюции в русской культуре // Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. Итоги трех конференций.СПб., 1998.

109. Остолопов Н. Словарь Древней и новой поэзии, составленный Николаем Остолоповым, действительным и почетным членом разных Ученых обществ. СПб., 1821.

110. Памяти Иосифа Бродского: Новая Одиссея // Старое литературное обозрение, 2001, №2.

111. Петросов К.Г. О спорных проблемах романтизма в русской литературе XIX начала XX века. Итоги и перспективы изучения // Русский романтизм. Л., 1978.

112. Петрушанская Е.М. Музыкальный мир Иосифа Бродского. СПб., 2004.

113. Петрушанская Е. Слово из звука и слово из духа. Приближенные к музыкальному словарю Иосифа Бродского // Звезда,1997, №1.

114. Петрушанская Е. Удержать ноту от тишины: вокруг музыкального словаря И.Бродского // Литературное обозрение. М.,1998, №5/6.

115. Плеханова И.Л. Преобразование трагического (Метафизическая мистерия Иосифа Бродского). Иркутск, 2001.

116. Подольская Г.Г. Английская романтическая баллада в контексте русской литературы первой четверти XX века (С.Т.Колридж, Р.Саути). Автореф. дисс. докт. филол. наук, М.,1999,

117. Полухина В. Оппозиция «поэт-мир» в творчестве Бродского // Литературное обозрение, 1996, №3.

118. Полухина В. Ахматова и Бродский (К проблеме притяжений и отталкиваний) // Ахматовский сборник. Вып. 1. Париж, 1989.

119. Полухина В. Бродский глазами современников. М., 1997.

120. Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX века. М, 1960.

121. Поспелов Г.Н. История русской литературы XIX века 1840-1860 (учебн. пособие для филол. фак. вузов). М., 1972.

122. Поспелов Г.Н. Проблемы истории развития литературы (учебн. пособие для пед. подготовки спец. № 2101 «русский язык и литература»). М., 1972.

123. Поэтика Иосифа Бродского: Сб. научи, трудов. Тверь, 2003.

124. Поэтика Бродского. Tenafly, N.j.: Hermitage, 1986.

125. Путилов Б.Н. Экскурсы в теорию и историю славянского эпоса. Спб., 1999.

126. Райт-Ковалева Р. Роберт Берне и шотландская народная поэзия //Роберт Берне. Стихотворения. Поэмы; Шотландские баллады. М., 1976.

127. Ранчин A.M. Иосиф Бродский и русская поэзия XVIII-XX в. М., 2001.

128. Ранчин A.M. На пиру Мнемозины (Интертексты Бродского). М., 2001.

129. Ранчин A.M. Иосиф Бродский: поэтика цитаты // Русская словесность, 1998, № .

130. Ранчин A.M. Традиции русской поэзии XVIII-XX вв. в творчестве И.А.Бродского. Дисс. доктора филол. наук. МГУ им. М.В.Ломоносова, 2001.

131. Ранчин А. «Человек есть испытатель боли.»: Религиозно-философские мотивы поэзии Бродского и экзистенциализм // Октябрь, 1997, №1.

132. Реизов Б.Г. Жуковский, переводчик В.Скотта («Иванов вечер») // Русско-европейские литературные связи. М.; Л., 1966.

133. Реморова Н.Б. Пушкинские традиции в творчестве Дм.Кедрина. (Статья третья. Драма «Рембрандт») // Проблемы метода и жанра. Вып. 3. Томск, Изд-во Томск, ун-та, 1976.

134. Слесарев А.Г. Мифический элемент в балладах И.В.Гёте, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова // Проблемы истории литературы. Выпуск седьмой. М., 2000.

135. Слесарев А.Г. Оппозиция «свой»/ «чужой» в традиции немецкой народной баллады // Проблемы истории литературы. Выпуск шестой. М., 1999.

136. Слесарев А.Г. Трансформация баллады от природно-магического к социально-магическому (модель конфликта: социальное преступление иррациональное нападение) // Проблемы истории литературы. Сборник статей. Выпуск пятый. М., 1998.

137. Смирнов И.П. Порождение инертности // Wiener Slawistischer Almanach. Sb 17. Wien, 1985.

138. Смирнов И.П. Урна для табачного пепла // Звезда, 1997, №1.

139. Соболевский А.И. Великорусские народные песни. Т. 1. СПб., 1895.

140. Соколова В.К. Пушкин и народное творчество // Очерки истории русской этнографии, фольклористики и антропологии. Выпуск 1. М., 1956.

141. Спиваковский П.Е. Экзистенциальная аксиология в творчестве Иосифа Бродского // Филологический сборник. Памяти А.А.Парфенова (1930-1996). М., 1998.

142. Степанова Л,Г. Неудавшаяся комиссия, или история одного автографа // Звезда, 1997, №1.

143. Степанян Е. Миротворец Бродский // Континент, 1993, №76.

144. Тилло М. Иосиф Бродский. Новаторство в контексте русской литературной традиции. Черновцы, 2001.

145. Толмачев В.М, От романтизма к романтизму: Американский роман 1920-х годов и проблема романтической культуры. М., 1997.

146. Тудоровская Е.А. Становление жанра народной баллады в творчестве А.С.Пушкина // Русский фольклор (материалы исследования). Т.VII. Издательство АН СССР. М.; Л., 1962.

147. Уланов А. Параллельные миры Иосифа Бродского// Иосиф Бродский: творчество, личность, судьба. СПб, 1998.

148. Уфлянд В. Традиции и новаторство в поэзии Иосифа Бродского // Звезда, 1997, №1.

149. Фоменко И.В. Три статьи о поэтике. Пушкин, Тютчев, Бродский. Тверь, 2002.

150. Цветаева М.И. Два «Лесных царя» // Просто сердце. Стихи зарубежных поэтов в переводе Марины Цветаевой. М., 1967.

151. Шаталов С.Е. Характерология элегий и баллад Жуковского (к вопросу о единстве художественного мира поэта) // Жуковский и литература конца XVIII XIX века. М., 1988.

152. Шимак-Рейфер Я. «Зофья» (1961) // Как работает стихотворение Бродского. Из исследований славистов на Западе. М., 2002.

153. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. Минск, 1998.

154. Янушкевич А.С. Этапы и проблемы творчества эволюции В.А.Жуковского. Томск, 1985.1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

155. Батюшков К.Н. Сочинения. М., 1955.

156. Боратынский Е.А. Стихотворения. Поэмы. Проза. Письма. -М.,1951.

157. Бродский И.А. Баллада о маленьком буксире // Костер, 1962, № 11

158. Бродский И. В ожидании варваров. Мировая поэзия в переводах Иосифа Бродского. С.-П., 2001.

159. Бродский И.А. Сочинения в четырех томах // Сост. Комаров Г.Ф. С.-П. Пушкинский фонд, 1994.

160. Бродский И.А. Собрание сочинений: В 7 тт. СПб., 2001.

161. Булгаков М.А, Мастер и Маргарита. М., 1992.

162. Вяземский П.А. Стихотворения. М., 1978.

163. Жуковский В.А. Сочинения в 3-х т. Т.2. М, 1980.

164. Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. Маскарад. М., 1976.

165. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 2-х т. М., 1990.

166. Полежаев А.И. Сочинения. -М., 1955.

167. Пушкин А.С, Евгений Онегин. Стихотворения. М., 1978.

168. Пушкин А.С. Избранные произведения. Минск, 1953.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.