Поэзия Мирзы Геловани тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Мирианашвили, Теймураз Андреевич

  • Мирианашвили, Теймураз Андреевич
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1984, Тбилиси
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 167
Мирианашвили, Теймураз Андреевич. Поэзия Мирзы Геловани: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Тбилиси. 1984. 167 с.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэзия Мирзы Геловани»

История грузинской советской литературы насчитывает вот уже шестьдесят лет. За это время в жизни нашего народа произошли коренные сдвиги и соответственно изменилась литература, обновились все ее жанры и компоненты, В грузинской литературе прочно укоренился метод социалистического реализма.

Фувдамент качественно новой литературы заложили писатели, которые к моменту установления советской власти в Грузии были уже известными мастерами художественного слова - Г.Табидзе, И.Гришашвили, А.Абашели, Г.Леонидзе, Л.Киачели, М.Джавахишвили, Н.Лордкипанидзе, К.Гамсахурдиа, Т.Табидзе и др.

Творчество этих писателей и представителей последующего поколения неизменно находилось в центре внимания грузинского литературоведения. "Грузинская литературная критика с самого начала объектом своего исследования сделала грузинскую литературу XX века" - справедливо отмечает Д.Бенашвили.

В теоретических работах Г.Николадзе, Г.Буачидзе, Л.Асатиани, Ш.Радиани, А.Гацерелия, В.Жгенти, Г.Дкибладзе, Д.Бенашвили, Г.Натрошвили, Э.Карелишвили, С.Чилая и др. изучены основные процессы развития грузинской советской литературы и творчество отдельных писателей. И тем не менее некоторые важные литературные явления все еще не нашли должного отражения в критике. Недостаточно изучено и творчество некоторых грузинских мастеров художественного слова.

I Бенашвили Д. Критические очерки по грузинской литературе XX века. - В кн.: Сабчота Сакартвело ("Советская Грузия";, т.Х - Тб., 1967, с.7 (на груз.яз.)

Прежде всего это относится к писателям, вышедшим на литературную арену во второй половине тридцатых годов. Творческая жизнь большинства из них длилась не более десяти лет. Они были очень молоды, когда началась война, жертвами которой в той или иной мере стали М.Геловани, Л.Асатиани, А.Саджая, Г.Налет-варидзе, В.Убилава, С.Исиани, В.Дховели, Д.Пататишвили, С.Жген-ти, Н.Копалиани и др.

О большинстве безвременно ушедших от нас представителей поколения 30-х годов обычно с некоторой долей снисходительности говорят, что перед ними открывалось большое будущее, что они лишь в малой степени успели раскрыть свое дарование. Такая позиция нередко приводит к обратному результату - мы невольно умаляем достоинства поэтического наследия молодых писателей того времени и недооцениваем значение тех произведений, которые они успели создать. Думая о ненаписанных ими произведениях, мы порой не замечаем того вклада, который они внесли в сокровищницу грузинской литературы.

И хотя поэты поколения М.Геловани успели сделать не так уж много, они оставили нам замечательные творения. Именно о них говорит Г.Н.Джибладзе: "Приходили целиком высеченные из грузинского материала люди, проникнутые кипением социалистических страстей, и несли с собой полную лиризма поэзию, песни, воспламененные патриотизмом и гражданским пафосом; шли истинные таланты новой поэзии"

Вот что писал о поэтах интересующего нас периода Гурам Асатиани: "Скромно вошли они в грузинскую поэзию, тихо зажгли свечи и так же бесшумно ушли от нас. Они были всего лишь поэтами,

I Дкибладзе Г.Н. Критические этюды. - В кн.: Сабчота Сакарт-вело, т.У, - Тб., 1974, с.45-45. * мечтателями. Почти ничего иного они не успели. Но оставленный ими свет, как неповторимое горение юношеских молитв, не угасает до наших дней и испускает необычайное тепло. Свечи их горят святым пламенем." Творчество названных поэтов не изучено монографически, хотя поэзия многих из них (Мирзы Геловани, Ладо Асатиани, Александра Саджая, Георгия Напетваридзе.), несомненно, заслуживает самого пристального внимания литературоведения.

Предлагаемая работа представляет собой первую попытку монографического исследования лирики Мирзы Геловани.

Имя его сегодня известно во всех уголках Грузии. Пользовался известностью он и при жизни. Погибший очень молодым на фронте поэт в течение некоторого времени был забыт, однако память о Мирзе Геловани не исчезла. В последние годы популярность его творчества растет с каждым днем.

В 1977 г. грузинская общественность торжественно отметила шестидесятилетие Мирзы Геловани. Неоднократно издавались его стихи. В Комсомольском городке им.Б.Дзнеладзе установлен памятник поэту, а на родине в Тианети - бюст поэта. В Грузии и Белоруссии (где погиб и погребен поэт-солдат) его именем названы школы, библиотеки, улицы, имя его носят пионерские отрады. Мирзе Геловани посвящен ряд художественных произведений и воспоминания современников. Спустя тридцать лет после его гибели ему была присуждена премия Комсомола Грузии и высшая литературная награда республики - премия имени Шота Руставели.

I Асатиани Г. Критические диалоги. - В кн.: Сабчота ло, Тб., 1977; с.393.

Одним словом, творчество и личность Мирзы Геловани пользуются всеобщим вниманием. Чувство неудовлетворенности порождается тем обстоятельством, что личность Мирзы Геловани в посвященных ему статьях, мемуарных записках и исследованиях явно превалирует над Мирзой Геловани-поэтом,

Непосредственно творчеству Мирзы Геловани посвящено всего около десяти статей в газетах и несколько журнальных публикаций. Однако большинство газетных статей только поверхностно затрагивает те или иные произведения поэта, а статьи, опубликованные в журналах (самая большая из них не превышает трети печатного листа), носят обзорный характер.

Заметный вклад в популяризацию биографии Мирзы Геловани внесли Н.Агиашвили и Т.Маглаперидзе. Воспоминания Н.Агиашвили "Остались вечно юными" стали настольной книгой литературоведов и уже превратились в библиографическую редкость. Работа Т.Маглаперидзе "Цхракара", представляющая собой по жанру роман и зиро-вэнную биографию, привлекательно и волнующе описывает жизненный путь рано погибшего поэта и рассматривает некоторые стороны его творчества, однако очень коротко и в общих чертах.

Почти все авторы, пишущие о Мирзе Геловани, вьщвигают на первый план его человеческие достоинства и заслуги, уделяя меньше внимания его творчеству.

С одной стороны, это вполне понятно. Это был чрезвычайно благородный и мужественный человек, с честью выполнивший свой долг перед Родиной.

В 1939 г. он был призван в рдцы Красной Армии. М.Геловани находился на военной службе, когда началась Великая Отечественная война. Три огненных года сражался поэт-боец на передней линии фронта. Весной 1944 году ему официально было предложено перейти на работу в Москву, однако Мирза Геловани отказался покинуть фронт. В конце июня или в начале июля того же года Мирза Геловани пал смертью храбрых при форсировании Западной Двины. Было поэту 27 лет. Похоронен он в братской могиле в селе Сани-ки Бешенковского района Белорусской CGP.

Грузинские литераторы, несомненно, еще не раз будут обращаться к биографии Мирзы Геловани. Его самоотверженность во имя Родины служит и будет служить вдохновляющим примером для грядущих поколений. Однако не следует забывать, что Мирза Геловани был прежде всего одним из наиболее интересных поэтов Грузии XX века. Небольшое по объему творчество М.Геловани привлекает внимание актуальностью тематики и самобытностью ее осмысления, разнообразием поэтических образов и форм, сложностью и очарованием. Очень интересны эксперименты Мирзы Геловани в области стихотворной формы и поиски новых изобразительных средств.

Также интересно мышление поэта - в первых стихах отражено по-детски непосредственное восприятие мира. Позже автор усложняет, углубляет подтекст, создает реалистические картины эпохи и психологический, многообразный портрет молодого современника.

Вершина творчества Мирзы Геловани - цикл "Военная лирика".

Одной из ведущих тем советской литературы является героический подвиг советского народа в Отечественной войне.

Все грузинские писатели своим творчеством внесли вклад в борьбу советского народа против фашистских захватчиков. Однако фронтовая лирика М.Геловани в этом плане занимает особое место.

В отличие от болыпенства поэтов, М.Геловани был непосредственным участником боев. И в этом, бесспорно, одна из причин того, что ему удалось создать высокохудожественные, реалистические произведения о войне.

Поэзия Мирзы Геловани, несмотря на короткую жизнь поэта, полностью отвечает требованиям, которые В.И.Ленин предъявлял искусству: "Искусство. должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувства, n I мысль и волю этих масс, подымать их . Итак, биография Мирзы Геловани описана довольно детально, творчество же его, по сути дела, остается неизученным. Поэтому настоящая работа целиком посвящается анализу поэзии Мирзы Геловани.

Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению творчества Мирзы Геловани, необходимо подчеркнуть огромную роль представителей старшего поколения грузинских литераторов в формировании молодого поколения. Именно под влиянием творчества таких поэтов, как Галактион Табидзе, Тициан Табидзе, Георгий Леонидзе, Паоло Яшвили, Симон Чиковани, Валерьян Гаприндашвили, Александр Абашели и другие, Мирза Геловани с самого начала своего творческого пути (т.е. с первой половины 30-х годов) стоял на позициях социалистического реализма.

Как известно, грузинская литература 20-х годов, как и вся советская литература того времени, претерпевала пору напряженных творческих поисков.

I Сб.Ленин о литературе. Гослитиздат, М., 1941, с.276.

В борьбе с явно декадентскими, реакционными и левацкими группировками постепенно побеждал метод социалистического реализма, складывался новый тип писателя, столь точно и четко охарактеризовавший М.Горьким: "По каким признакам можно определить пролетарского писателя? Думаю, что таких признаков немного. К ним относится активная ненависть писателя ко всему, что угнетает человека извне его, а также изнутри, все, что мешает свободному развитию и росту способностей человека" Становлению новой литературы в значительной мере способствовала политика нашей партии, четко сформулированная в Постановлениях "О политике партии в области художественной литературы" (1925) и "О перестройке литературно-художественной организации" (1932). Этому процессу способствовал также Первый съезд советских писателей, состоявшийся в 1934 году. Таким образом, были созданы предпосылки окончательной победы метода социалистического реализма во всей советской литературе.

Грузинские писатели прошли достаточно долгий и сложный путь к социалистическому реализму. В напряженных поисках, нередко преодолевая растерянность и болезненные ошибки, пришли они к социалистическому реализму.

Т.Табидзе, П.Яшвили, В.Гаприндашвили долго оставались приверженцами символизма. С.Чиковани, В.Жгенти, А.Белиашвили, И.Ча-чуа создали грузинскую школу футуризма.

Этому направлению противостояли пролетарские писатели, впавшие, однако, в крайность.

I Горький М. О литературе - М.1953, с.280

И тем не менее, невзирая на эти трудности, формировалась новая грузинская литература, как говорил В.Брюсов, "теперь поэтам предстоит явить новый пафос творчества"

К середине 30-х годов формирование метода социалистического реализма уже было завершено, он завоевал полный приоритет по сравнению со всеми другими методами и направлениями.

Мирза Геловани пришел в литературу уже после того, как стихла острая дискуссия по проблеме литературного метода, его общественной роли и назначения. К этому времени грузинские писате2 ли "перешли на платформу советской литературы" .

М.Геловани стал наследником лучших достижений поэтов предшествующего поколения. Ему никогда не приходилось отдавать дань формализму и декадентству, не скатывался он и на крайне левацкие позиции. Он явился продолжателем всего того лучшего, чего достигли предшественники. Галактион Табидзе и другие поэты его плеады не только утвердили в грузинской литературе метод социалистического реализма, но и предопределили тематическую и идейную направленность грузинской советской литературы - реалистическое отображение эпохи революционного обновления; показ борьбы нового со старым и формирования нового человека; восхваление нерушимой дружбы советских народов и вместе с тем незыблемое сохранение национальным основ. - вот наиболее общие черты новой литературы, характеризующие, в частности, и творчество М.Геловани. Вместе с тем поэтические произведения М.Геловани отличаются глубокой оригинальностью, в чем мы неоднократно убеждаемся при анализе его сочинений. Здесь же еще раз подчеркнем,что

1 Брюсов В. Избранные сочинения в 2 томах, т.2, - М., 1955, с.334.

2 Чилая G. Путь развития литературы. - Тб., 1954, с.148 (на грузяз.).

М.Геловани явился достойным продолжателем того лучшего, к чему пришли поэты старшего поколения и что нашло отражение в следующих строках Галактиона Табидзе:

Революционной, еще невиданной, еще неслыханной, С великой волей, геройской, величайшей. Революционной Грузии, Великий прыжок, огромный, поразительный

Революционный, еще невиданный, еще неслыханный.

I *

Слава новой Грузии, слава строительству . Тем же чувством проникнуты не менее известные строки Тициана Табидзе:

Стою у доски и стираю старые стихи, Что писал не мелом, но кровью. Земля Советская, целую корни твои, Пою новую жизнь

И сколь созвучны строкам Тициана и Галактиона Табидзе взволнованные, искренние слова Мирзы Геловани, полностью выражающие кредо всей его жизни:

Земля моя!

В лазури Кто встретил ветер лицом к лицу, Кто в сердце вместил звезды, Кто рассеял замыслы врага, Кто вечно создает - то я. Прославилось имя мое, Далеко звучит мой голос.

1 Табидзе Г. Избранное. - Тб., 1973, с.389 (на груз.яз.). к Не все стихотворения цитируемых грузинских поэтов, в том числе Мирзы Геловани, переведены на русский язык. В других случаях переводы не полностью соответствуют целям нашего анализа.

2 Табидзе Т. Избранные сочинения в трех томах, т.1, - T6.,I98It с.87 (на груз.яз.).

Я герой двадцатилетний и Несу столетье на плечах,

О связи Мирзы Геловани с грузинскими и не только грузинскими поэтами можно сказать многое. Можно привести множество примеров, ибо с 30-х годов, когда в советской литературе утвердился метод социалистического реализма, "сердца советских литераторов всех поколений и национальностей стали биться во имя общей цели"

Творчество Мирзы Геловани необходимо рассматривать как органичную часть единой советской литературы. Сказанное особенно справедливо в отношении его военной лирики.

Тема Великой Отечественной войны занимает в творчестве Мирзы Геловани особое место, и это вполне понятно. Тема войны возникла в его произведениях не с июня 1941 года и не осенью 1939 года, когда он был призван на действительную службу. Опасность надвигающейся беды поэт предчувствовал еще раньше. Готовность к самопожертвованию во имя свободы и счастья Родины звучит в стихах 1938 года:

Земля грузинская сладка, Любимая грузинская земля. Клянусь нашим ярким Солнцем и Нашим алым стягом.

Если кто когда посягнет на наше небо, Святой долг исполни без раздумий. В этой связи нельзя не вспомнить клятву Г.Табидзе, которую он произнес еще до войны:

I Жгенти Б. Литература и современность, кн.1 - Тб., 1976, с.100 (на груз.яз.).

Родная земля,

Клянусь именем любимым твоим Защитить твое величие, Предков именем клянусь!

Родная земля!

Клянусь именем любимым твоим, Защитить твои права, Права твои кровью защитить Советские писатели всегда проявляли готовность к защите Родины. Вспомним хотя бы проникновенные слова М.Горького: "И 2 если вспыхнет война. я тоже пойду рядовым бойцом в его армию" . Патриотические мотивы, готовность к борьбе во имя свободы и независимости характеризуют довоенное творчество всех советских писателей, в том числе - грузинских. Мысли о возможной войне, внутренняя готовность к битвам характерны для многих произведений советской довоенной литературы. И это понятно. Мирный труд единственного в мире социалистического государства в капиталистическом окружении постоянно находился под угрозой. Фашисты, захватившие власть в Германии в 1933 году, не скрывали своих притязаний на мировое господство и строили планы уничтожения Советского государства и миллионов советских людей.

Именно в этот период народ подхватил прозвучавшие на всю страну пламенные слова Лебедева-Кумача:

1 Табидзе Г. Избранное, с.442.

2 Горький М. Собрание сочинений, т.25 - М., 1953, с.49.

Если завтра война, если враг нападет, Если темная сила нагрянет, Как один человек, весь советский народ За свободу родины встанет

Да, советские писатели вместе со всем народом предчувствовали приближение войны. М.Геловани был одним из тех, в чьих стихотворениях прозвучала боль, вызванная сознанием неизбежности войны, кто принес клятву верности и в час испытаний геройски погиб на поле битвы.

В третьем томе Истории многонациональной советской литературы сказано:

По сравнению с предшествующим периодом сократилась широта художественного охвата действительности, писатели шли на сознательное сужение "сектора обзора" жизни, заметно углубляя изображение нравственного облика советского человека, энергично утверждая героическую нравственность.

Отечественная война требовала нравственной и духовной перестройки народа, готовности к подвигам, каждодневного героизма. Подвиг во имя Родины стал высшим моральным принципом, героизм - ведущей чертой характера. Писатели утверждали героический характер как господствующий, расположив вокруг него все богатство нравов и типов, запечатленных литературой. Героический характер символизирует народ, выступает носителем лучших человеческих черт и качеств, концентрирует в себе поэзию общенародного подвига.

Вся наша литература оперативно и непосредственно откликнулась на главное требование времени"

I Лебедев-Кумач В. Боевые песни и стихи. - М.э 1946, с.60 Z История советской многонациональной литературы, т.З, - М,

Все сказанное справедливо и в отношении поэзии М.Геловани военного времени. С этой точки зрения его фронтовая лирика вполне типична. Вместе с тем его цикл "Военная лирика" отличается свойствами, которых мы не встречаем в творчестве почти ни одного поэта, пишущего на военную тему. В данный момент мы не затрагиваем новации, присущие фронтовой лирике М.Геловани. Они будут рассмотрены в соответствующем разделе настоящей работы. Отметим только, что Мирза Геловани - поэт во время войны ставил перед собой те же творческие цели, что стояли перед всей советской литературой той эпохи. Ему удалось найти свой, оригинальный угол зрения, свои средства отражения войны и создания портрета соратников. Именно в этом особое достоинство его творчества, именно здесь проявляется истинный поэтический дар Мирзы Геловани.

Одна из замечательных сторон таланта Мирзы Геловани заключается в том, что он всегда оставляет читателю определенную свободу. В его стихах нет стремления к подчинению читателя, желания навязать ему свои взглдцы. Мирза Геловани почти никогда не старается убедить читателя, но неизменно достигает этого благодаря большой силе своего слова, реалистичности и непосредственности. Мирза Геловани не пытается также показывать своего героя только лишь в героической, бесстрашной позе, напротив, он не избегает человеческих слабостей персонажа своих стихов - солдата, но именно благодаря этому в его стихах с особой силой предстает героизм советского человека на фронте. В произведениях Мирзы Геловани нет претензии на высочайшую нравственность, но тем явственней вырисовывается нравственный облик его героев. Как писал

В.Г.Белинский, "нравственность в сочинении должна стоять в совершенном отсутствии притязаний со стороны автора на нравственную или безнравственную цели" Великий критик ополчался против декларативности, нравственность, по его убеждению, должна быть внутренним, органичным свойством художественного произведения, без какой-либо громогласности пронизывать его. "Следовательно, - продолжает В.Г.Белинский, - только один талант может быть нравп 2 ственным в своих произведениях .

Наделенный истинным талантом, Мирза Геловани с большой художественной силой и глубокой убедительностью решил все творческие задачи.

1 Белинский В.Г. Собрание сочинений в 3 томах, т.1 - М., 1918, с. 133

2 Там же, сЛ34

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Мирианашвили, Теймураз Андреевич

Заключение

ИУ вас должна быть своя поэзия, свои песни, свои стихи. В них вы должны искать выражения своего горя, своих надеяод и X стремлении .

С этими словами Г.В.Плеханов обратился к пролетариату еще до революции. В них ясно выражен дух нового, социалистического искусства. Предметом искусства должны были стать думы, мечты, горести человека труда. Высшим долгом искусства провозглашалось отображение жизни трудящихся, сочувствие их радостям и невзгодам. М.Горький писал, что искусство ^всегда есть борьба за или р против, равнодушного искусства нет и не может быть" . Великий пролетарский писатель призывал собратьев по перу служить своим искусством народу.

Однако, как известно, процесс "становления литературы на службу народу" не был легким, безболезненным и внезапным. Во вступлении мы особо подчеркивали, что довольно большая часть советских писателей лишь после длительных исканий встала на позиции нового литературного метода - социалистического реализма.

Период окончательного утверждения социалистического реализма - начало 30-х годов. В последующие годы в советской литературе мы уже по существу не встретим формалистических, декадентских или крайне левых течений и группировок.

1 Плеханов Г.В. "Искусство и литература", стр.485

2 Горький М. Собр. соч., в 30 т., т.27, М., 1953, стр.444

Именно в это время (точнее, чуть позже, в середине 30-х годов) вступил на литературное поприще Мирза Геловани. Этот факт, отмечавшийся во вступлении, необходимо подчеркнуть еще раз, ибо он дает ключ к пониманию творческого кредо Мирзы Геловани, основного направления и духа его поэзии.

Итак, сложнейший процесс формирования и утверждения метода социалистического реализма был в основном завершен. Сбылось то, что требовал от искусства В.И.Ленин, то, к чему неоднократно призывал советских писателей А.В.Луначарский: "Искусство должно стать партийным"

Таким образом, литература встала на службу народу, писатели преодолели декадентские или иные уклоны. Несомненно, это создало почву для прихода в грузинскую литературу талантливого поколения. Большинству представителей этого поколения не было суждено дожить даже до 30-летнего возраста, и все же они оставили неизгладимый след в грузинской литературе. Одним из этих писателей был Мирза Геловани.

М.Геловани, Л.Асатиани, Ал.Саджая, К.Химшиашвили, Г.Напетва-ридзе, С.Жгенти, Кикна-Пшавела и другие были самобытными писателями, каждый со своей неповторимой манерой письма (хотя, разумеется, не все они успели реализовать свой творческий потенциал в той мере, как ,например, удалось это первым трем), однако общими были их позиция, идеалы, общей была их приверженность единому творческому методу - методу социалистического реализма: "Позволяющий писателям. нового мира, писателям. социалистического миропонимания правдиво изображать жизнь в ее непрерывном

I Луначарский А.В. Собр.соч. в 8-ми т., т.7, стр.154. историческом становлении, движении, развитии, органически соединяя верность действительности с глубокой социалистической идейностью и действительностью, высокую художественность с ясным пониманием исторического смысла"

Если писатели предыдущего поколения отдавали почти неизбежную дань (особенно в начале творческого пути) декадентству или какому-либо левому уклону, то почти все писатели поколения М.Геловани и Л.Асатиани более свободны от этого. Вероятно, в этом заключается то самое большое и лучшее, что им досталось от старших современников: преодоление писателями старшего поколения своих ошибок и растерянности было наилучшей школой для молодых писателей.

Писатели,на протяжении многих лет выступавшие под знаменем символизма, футуризма или какого-либо иного "изма", под влиянием советской действительности закономерно пришли к отказу от своих старых творческих принципов, ибо убедились, сколь прав был В.И.Ленин, когда писал: "Я не в силах считать произведения экспрессионизма, футуризма, кутизма и прочих "измов" высшим проявлением человеческого гения. Я их не понимаю. Я не испытываю от 2 них никакой радости" .

Перед М.Геловани, так же как и перед другими писателями его поколения, никогда не стояла проблема выбора творческого метода, для него был ясен вопрос о назначении литературы. В своих стихах Мирза Геловани постоянно стремился высокохудожественно изобразить свое время - время больших социальных сдвигов. Разумеется, в самых своих ранних стихах поэт пока еще не в силах со всей полнотой отобразить современную жизнь и нарисовать много

1 Овчаренко А. "Социалистическая литература и современный литературный процесс . М., 1975, стр.145.

2 Ленин В.И. "О литературе и искусстве", 1957, стр.583. образный психологический портрет современника, первые его стихи, естественно, несколько наивны. Однако со временем М.Геловани постепенно преодолевает этот недостаток, лирика его становится все более реалистической, психолргически углубленной. Вели же говорить о том, что называют "слов волшебным поворотом", то этот неизъяснимый, не поддающийся словесному определению дар и поэтическая сила, ярко обнаружившиеся уже в ранних стихах поэта, не ослабевали до конца его творческого пути. Наряду с творческими поисками, направленными на реалистическое изображение своей эпохи и образа современника, М.Геловани отдавал много времени и сил в области стихотворной формы, достигнув при этом, как мы видели, значительных успехов.

Уже в первом своем лирическом цикле "Белая земля" Мирза Геловани предстает перед читателем как зрелый поэт, в мощных, проникновенных стихах которого отображена великая эпоха и современный человек.

В последующие годы (1937-1939) М.Геловани преимущественно писал баллады, которые, несмотря на определенные недостатки, следует признать значительным творческим достижением поэта.

В диссертационной работе особое внимание уделено последнему циклу М.Геловани - "Военная лирика". Несмотря на то, что этот цикл уступает по объему циклам "Белая земля" и "Цхракара", анализу его отведена примерно половина диссертации.

В ряде стихов "Военной лирики" заметны поиски поэта в области стиля и выразительных средств. Анализу этих экспериментов, как уже отмечалось, в диссертации отведено довольно большое место, и здесь мы, естественно, не станем повторяться.

Одним словом, Мирза Геловани предстает перед нами, как интересный, глубоко талантливый поэт.

Может быть вы мало удовлетворены и тем, что я уже сказал: что делать? Гораздо легче чувствовать и понимать прекрасное, нежели заставлять других чувствовать - понимать его"

Этими словами заканчивает В.Г.Белинский свою знаменитую статью о Гоголе, и мне также хочется закончить этими словами, но прежде чем поставить последнюю точку, следует подчеркнуть одно обстоятельство: всем известно, что литературоведение не располагает абсолютно твердыми, незыблемыми критериями, как естествознание, поэтому в литературоведении невозможно добиться абсолютно бесспорных, однозначных выводов. Различие во мнениях, полемика в литературе неизбежны и даже желательны и необходимы. Даже самая дерзкая и неожиданная точка зрения имеет право на существование. Нельзя отвергать новую мысль лишь на том основании, что она противоречит сложившимся на протяжении долгого времени и утвердившимся взглядам. Опровергнуть какую-либо мысль можно только противоположной мыслью.

Повторяю, быть может, мое суждение о Мирзе Геловани неубедительно, возможно, преувеличенной покажется моя точка зрения о том, что он создал глубоко психологическую и реалистическую поэзию, что его "Военная лирика" - лучший из поэтических циклов, посвященных Великой Отечественной войне (в грузинской поэзии), возможно, я преувеличиваю заслуги М.Геловани в деле совершенствования грузинской стихотворной формы и значение его экспериментов в области стиля и средств поэтической выразительности. Быть может, все это так. Однако это надо обосновать противоположным суждением.

Недопустимо отвергать поэта только потому, что в течение десяти лет после его смерти его стихи не печатались и что литературная критика определенного периода игнорировала его. Так можно дойти до курьеза. Вспомним, сколько гениев оставались в тени при жизни и еще долгое время после смерти. И наоборот,сколько бездарностей пользовались при жизни огромным признанием. Эжен Сю при жизни был во сто крат популярнее Стендаля. После смерти Бараташвили Иона Меунаргия писал, что если бы молодому поэту было судьбой отпущено больше времени, возможно, он стал бы вровень с самим Александром Чавчавадзе. Можно было бы привести множество подобных примеров.

Да, современники не всегда по достоинству оценивают истинного художника. Трудно абсолютно безошибочно ориентироваться в текущем литературном процессе. Только время выносит справедливый приговор. Если народ вспоминает поэта, долгое время после смерти пребывавшего в забвении, и отдает ему свою любовь, - это самое верное сввдетельство его заслуг. Популярность поэта, игнорировавшегося критикой, также является бесспорным доказательством высоких достоинств его поэзии.

Мирзу Геловани,некоторое время после смерти вроде бы забытого, грузинский читатель "вспомнил". Если в первые десять лет после смерти поэта его стихи ни разу не публиковались, в дальнейшем они выходили не менее десяти раз и каждый раз немедленно исчезали с прилавков, хотя всегда печатались большими тиражами» Народ знает наизусть стихи М.Геловани, а некоторые из них стали песней. Именно это - доказательство их достоинств. В войну погибло триста тысяч грузин. Среди них было немало молодых художников. Мы с благоговением чтим память каждого из них. Имена их бессмертны. Но из всех погибших самое значительное наследие оставил Мирза Геловани, и именно благодаря этому заслужил он большое признание и любовь своего народа.

Необходимо отметить, что при жизни Мирза Геловани (особенно до призыва на военную службу) вовсе не был забытым поэтом. Напротив, его литературная деятельность была напряженной и плодотворной. Он был одним из наиболее часто печатавшихся поэтов, активно участвовал в острой литературной полемике. Признанием он также не был обойден. Вот что пишет в послесловии к книге Мирзы Геловани Вахтанг Бецукели: "В клубе писателей в 1939 году состоялся творческий вечер Мирзы Геловани. Присутствующих на вечере было очень много. Творческий вечер явно продемонстрировал, какую большую любовь завоевал у грузинских читателей Мирза Геловани за каких-нибудь три года" По свидетельствам того же В.Бецукели, стихи М.Геловани были очень популярны среди молодежи, а балладу "Аони" студенты университета знали наизусть.

Одним словом, Мирза Геловани был прекрасным поэтом и прекрасным гражданином, и никто не вправе отмахнуться от его имени, не дав себе труда всесторонне аргументировать его заслуги перед нашей культурой.

Приведем еще раз слова В.Г.Белинского: "Не мое дело раздавать венки бессмертия поэтам".

Да, это не дело литературных комментаторов* Венцом бессмертия Мирзу Геловани увенчал сам грузинский народ.

I В.Г.Белинский. Собр.соч. в 3-х т., М., 1948, т.1, стр.145.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Мирианашвили, Теймураз Андреевич, 1984 год

1. Маркс К. и Ф.Энгельс, Об искусстве, М., 1957, т.1,2.

2. В.И.Ленин, 0 литературе и искусстве, М., 1957,

3. Сбывшееся предсказания поэта (о Мирзе Геловани). В газ.Комунисти. Тб., 1977, 3/УП.

4. Остались вечно юными. В сб.: Сабчота Сакартве-ло ("Советская Грузия") Тб., 1964.

5. Как гибли герои в древности (воспоминания о М.Геловани). -В газ.; Литературули Сакартве-Л9• —1974, 22/П.

6. Критические диалоги. В сб.: Сабчота Сакартвело. Тб., 1977.1. У истоков. Тб., 1982.

7. Геловани М., Саджая А. (Стихи, баллады, поэмы, сказки). Ъб.Г1978.

8. Литературные письма, Тб., 1977.

9. Сочинения. Сабчота Сакартвело. Тб., 1972.

10. Воспоминание о поэтах, погибших на войне. -В журн. Сакартвелос бунеба ("Природа Грузии").- Тб., 1970, № 5.

11. М.Геловани и Л.Асатиани. В газ.: Ахали Тиа-нети ("Новое Тианети", 1970, 26/IX.

12. Критические очерки грузинской литературы XX в.- В сб.: Сабчота Сакартвело. 1967, т.1.

13. Ненайденные мерила грузинского стиха. В журн. Мнатоби ("Светоч"). - 1969, № 8, с.152-153.

14. Особый вид несоразмерного стиха. В кн.: Вопросы теоши литературы и эстетики. - Тб.,1974, в УШ, с.179;181,184.

15. Современный грузинский полиметрический стих. Вт кн.: Вопросы теории литературы и эстетики. - Тб., 1978, в ХП, с.102,109.

16. Рано прерванная жизнь (о М.Геловани).

17. Герой защищал родину (на могиле М.Геловани в Ржавке). Б газ.: Комунисти, 1963, I4/IX.

18. Мирзе Геловани. В газ.: Литературули Сакарт-вело, 1967, 5/У.

19. Бессмертие (о Мирзе Геловани). В газ.: Ахали Тианети , 1966, 31/111.

20. Сочинения. Советская Грузия, Тб., 1961, т.1.

21. Грузинский классический стих. Тб., 1959.

22. Стихи. Советская Грузия. - Тб., 1954.1. Из записной книжки. 1964.1. Советская Грузия. Тб.,

23. Белая земля. Советская Грузия. - Тб., 1972.

24. Фронтовые стихи. Тб., 1975.

25. Избранные стихотворения. Тб., 1979.

26. Гимн жизни и любви. Реценз. на книгу М.Геловани. Стихи. - Тб., 1954, - В газ.: Ахалгазр-да комунисти, 1957, I2/I.

27. Поэты-бойцы. В газ.: Комунизмис дроша (Боржоми), I960, 6/УП.

28. Поэт-солдат (стихотворение о М.Геловани). В газ.: Сталинели (Кутаиси), 1961, 22/П.

29. Рецензия на кн. М.Геловани. Из записной книжки. Советская Грузия, 1964. - В газ.: Алаз-нис гантиади ("Рассвет над Алазанью"), Телави, Ахмета, 1$э4, 5/У.

30. Критические этюды. Советская Грузия, Тб.,

31. Литература и современность. Тб., 1976, кн.1.

32. Грузинская народная баллада. Тб., 1957.

33. Три поэта (Л.Асатиани, М.Геловани, А.Саджая). Вкурн.: Мнатоби ("Светоч")- Тб., I960, № 8, с ф

34. Кикнадзе В. Строчки, написанные кровью (поэты, погибшие навойне М.Геловани, (Г.Исиани. С.Жгенти.). -В газ.: Комунисти, I960, ИД.

35. Кикнадзе В. Волнующие поэтические строки. Реценз. на кн.:

36. М.Геловани. Тб., I960, - В газ.: Тбилиси, I960, 25/1У.

37. Кокая Ал. Цхракара. Рец. на кн.: М.Геловани. Цхракара.

38. В газ.: Сабчота Осети, I960, 5/XI.

39. Кокая Ал. Стихи М.Геловани. В журн.: Мнатоби. 1967, № 7.

40. Кирвалидзе Д. М.Геловани. Библиографический справочник. Тб.,1980.

41. Котетишвили В.Народная поэзия. Советская Грузия. - Тб.,1961.

42. Маглаперидзе Т. Цхракара. Тб., 1980.

43. Маргвелашвили Г. М.Геловани, А.Саджая, Г.Напетваридзе. Вгаз.: Соплис цховреба ("Сельская жизнь"), 1970, 26/ХП.

44. Маргиани Р. Наш Мирза Геловани (воспоминания). В. газ.:

45. Ахалгазрда комунисти ("Молодой комунист"),1975, 17/У.

46. Маргиани Р. Юноша (о М.Геловани). В газ.: Литературули Сакартвело ("Литературная Грузия"), 1977, 1/УП.

47. Мерквиладзе Г.Думы о поэзии. Тб., 1975.

48. Метревели А. Искренние стихи. В газ.: Сталинели ("Сталинец")1957, 7/У.

49. Микава Н. Бессмертие поэта (воспоминания о М.Геловани).

50. В журн;: Мнатоби, 1965, № 5, с.109-115.

51. Мирцхулава Б. Поэзия, закаленная в огне (краткий обзор творчества М.Геловани, В.Дховели, Г.Напетваридзе, С.Исиани, В.Убилава,Д.Пататишвили, С.Жгенти, Н.Копалиани). X., Тб., 1978.

52. Митинг на родине героя (открытие бюста М.Геловани в Тианети)

53. В газ.: Самгори, 1964, I/XI.

54. НариманидзеС. На пути величественной жизни (о М.Геловани). Вгаз.: Сахалхо ганатлеба ("Народное образование"), 1957, 6/Л.

55. Нацвлишвили П.Бессертие поэта и солдата. В газ.: Ахалгазрдакомунисти, 1977, 9/УП.

56. Наше поколение (I935-I94I)57.