Полемика в политической философии Канта: историко-философский контекст тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Зильбер Андрей Сергеевич

  • Зильбер Андрей Сергеевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 205
Зильбер Андрей Сергеевич. Полемика в политической философии Канта: историко-философский контекст: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2021. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Зильбер Андрей Сергеевич

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Глава 1. Структура полемики в философско-политических сочинениях Канта

1.1. Политическая проблематика в сочинениях Канта. Методология анализа

1.2. Содержание и структура полемических аргументов

1.3. Формализованная модель аргументации в трактате «К вечному миру»

1.4. Моральная антропология в политической философии Канта

Глава 2. Источники образа оппонента в политической философии Канта

2.1. Полемика о конкретных правовых принципах и стратегиях

2.2. Антропологический пессимизм и его адепты

2.3. Механицизм и натурализм в эмпиризме: французские материалисты и Дэвид Юм

2.4. Механицизм в немецком рационализме: Хр. Вольф

2.5. Христиан Гарве и критика Кантом «популярной философии»

2.6. Либеральный консерватизм Э. Бёрка и его соотношение с консервативным

либерализмом Канта

Глава 3. Восприятие философско-политических сочинений Канта его современниками

3.1. Отклики современников Канта на трактат «О поговорке...»: Генц, Реберг и Гарве

3.2. Отклики современников Канта на трактат «К вечному миру»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Полемика в политической философии Канта: историко-философский контекст»

Актуальность исследования

В современной политической философии в течение последних десятилетий отмечается постоянный и всё нарастающий интерес к политической мысли Канта. Кант во многом опередил своё время: он сформулировал и обосновал философскую позицию по ряду вопросов, которые стали в полной мере актуальными уже в наши дни. Это прежде всего вопросы о возможности глобальной этики, о смысле и пределах морального и правового универсализма, об универсальном философско-антропологическом фундаменте прав человека и о форме организации международных институтов. Несмотря на то, что суждения Канта по этим вопросам имеют зачастую эскизный и ориентирующий характер, его аргументы и предложения находят место как в современных философских дискуссиях, так и при осмыслении общих трансформаций политических процессов.

Деонтологические взгляды Канта, основу которых составляет его этика, многими исследователями считаются одной из опор современного либерализма, но при этом не утихают дискуссии о том, правомерно ли считать кантовский политический идеал республики либеральным и демократическим. Кроме того, позиция Канта в отношении революций дает основание для спора между консерваторами и либералами о том, к какому направлению политической мысли следует отнести эту позицию.

В кантоведении всплеск интереса к политической мысли Канта произошёл примерно в то же время, что и в современной политической философии, то есть в начале 1970-х годов, и до сих пор возобновляется с неизменным постоянством. Исследования ведутся в различных направлениях: реконструкция истории возникновения политической философии Канта, анализ и интерпретация его позиции по конкретным вопросам, актуализация его идей в применении к современным реалиям, включая переосмысление этих идей в духе современных философских течений. Одной из отправных точек этого переосмысления стал

вопрос о статусе и роли политических идей в системе философии Канта: образуют ли они особый раздел его философии или представляют собоой только изложение мнений по конкретным поводам и вопросам. Поиск ответа на этот вопрос усложняет то обстоятельство, что политические идеи Канта развивались в тесной связи с другими дисциплинами: философией истории, философией права и антропологическим учением. Трансдисциплинарный характер политической мысли Канта создаёт почву для поиска новых подходов в интерпретации, анализе и актуализации его идей.

В последние десятилетия опубликован ряд важных конспектов лекций и некоторые ранее не известные рукописные фрагменты. Даже хорошо известные историкам философии «малые трактаты» Канта «критического» периода, носящие в той или иной степени полемический характер и укорененные в контексте исторических событий и шедших в то время дискуссий, трудны для понимания читателем, не знакомым со всеми обстоятельствами их появления. Этот литературно-философский и исторический контекст, как явный, так и скрытый (прямых отсылок к оппонентам Кант, по обычаю того времени, как правило, не делал), во многом уже освещён в комментариях к отдельным сочинениям. В тоже время реконструкция этого контекста началась в кантоведении сравнительно поздно, и потому в этой области остаётся немало «белых пятен». В частности, остается открытым вопрос о том, в какой мере известная критика Ф. Генцем и А. Ребергом кантовского трактата «О поговорке...» могла повлиять на трактат Канта «К вечному миру», в котором тема соотношения теории и практики в политике поднята на новый, более сложный, уровнь рефлексии. Актуальным остается и более общий вопрос о том, как в политико-правовом дискурсе Канта соотносятся персональная критика в адрес конкретных идей, сочинений, исторических деятелей - и имперсональная критика в адрес собирательных образов, принципов, взглядов и убеждений. Без изучения этих вопросов контекст формирования политической философии Канта остается неполным, не до конца проясненным, «лоскутным», оставляя множество возможностей для искаженных интерпретаций и ошибочных

референций в современном философско-политическом дискурсе. Поэтому актуальной задачей является обобщение комментаторских усилий, вовлечение в историко-философский анализ более широкого круга первоисточников и систематизация тех политических практик, принципов и установок, которые стали объектом критики Канта.

Степень разработанности проблемы

Важным источником для историко-философских исследований кантовской политической мысли является каталог книг, составленный А. Вардой 1, в котором реконструирована домашняя библиотека Канта. В области текстологии необходимо отметить прежде всего объёмное, тщательное и разноплановое исследование содержания, значения и широкого контекста трактата «К вечному миру», предпринятое Г. Кавалларом2, а из недавних работ - детальный комментарий О. Эберля и П. Низена3. Материалы дискуссии 1790-х годов о теории и практике, в ходе которой появился трактат Канта «О поговорке...», изданы с комментариями, предисловием и послесловием Д. Генрихом4 . Богатый материал для углубленного поиска последующих откликов на политические аргументы Канта дает сборник текстов из немецкой дискуссии о войне и мире около 1800 года, изданных А. и В. Дице5. Эти работы составили текстологическую основу моего исследования.

Обзор исследований источников и контекста, в котором формировалась политическая философия Канта, свидетельствует о том, что основные вопросы в этой области уже выяснены. Так, полемику И. Канта и Х. Гарве в контексте германской дискуссии конца XVIII века о соотношении государственного

1 Warda A. Immanuel Kants Bücher: mit einer getreuen Nachbildung des bisher einzigen bekannten Abzuges des Versteigerungskataloges der Bibliothek Kants. Berlin, 1922.

2 Cavallar G. Pax Kantiana: systematisch-historische Untersuchung des Entwurfs „Zum ewigen Frieden" (1795) von Immanuel Kant. Wien, 1992.

3 Kant I. „Zum ewigen Frieden" und Auszüge aus der Rechtslehre. Kommentar von O. Eberl und P. Niesen. Berlin, 2011.

4 Über Theorie und Praxis. Kant; Gentz; Rehberg / Hrsg. von D. Henrich. Frankfurt a. M., 1967.

5 Ewiger Friede? Dokumente einer deutschen Diskussion um 1800 / Hrsg. von A. und W. Dietze. Leipzig; Weimar, 1989.

интереса, права и морали осветил М. Штоллайс6. История развития кантовской философии права и политики и роль полемики в этой истории описаны в монографиях К. Риттера7, В. Буша8, Р. Брандта9 и Р. Маликса10. Систематизация политико-антропологической составляющей философии Канта проведена в трудах Р. Лаудена11, Г. Гайсманна12, Х. Клемме13, А. Пинцани14, Г. Цёллера15 и А. Тэшнер 16 . Соотношению антропологии Канта и его политической философии посвящены исследования В. В. Васильева17 и К. Шмидт18. Многие важные аспекты взаимосвязи и взаимовлияния различных частей философской системы Канта, в частности, роль телеологического метода в кантовской философии истории и политики, раскрыты в работах Л. А. Калинникова19, Д. Н. Разеева20. Проблема обоснования принципов права в философии Канта исследована в работах Д. А. Аронсона21. К критике политического морализма в

6 Stolleis M. Staatsräson, Recht und Moral im philosophischen Texten des späten 18. Jahrhunderts. Meisenheim am Glan, 1972.

7 Ritter C. Der Rechtsgedanke Kants nach den frühen Quellen. Frankfurt a. M., 1971.

8 Busch W. Die Entstehung der kritischen Rechtsphilosophie Kants: 1762—1780. Berlin, 1979.

9 Brandt R. Universität zwischen Selbst- und Fremdbestimmung. Kants Streit der Fakultäten. Berlin, 2003.

10 Maliks R. Kant's Politics in Context. Oxford, 2014.

11 Louden R. Kant's Impure Ethics: From Rational Beings to Human Beings. Oxford, 2000.

12 Geismann G. Kant und kein Ende. Bd. 2. Studien zur Rechtsphilosophie. Würzburg, 2010.

13 Клемме Х. Понятие антропологии в философии И. Канта // Кантовский сборник. 2010. № 3(33). С. 24-32.

14 Pinzani A. Botanische Anthropologie und physikalische Staatslehre. Zum Fünften und Sechsten Satz der Idee // Immanuel Kant. Schriften zur Geschichtsphilosophie / Hrsg. von O. Höffe. Berlin, 2011.

15 Zöller G. Kant's Political Anthropology // Kant Yearbook 2011: Anthropology. Volume 3. P. 131-162.

16 Täschner A. Mensch und Staat bei Immanuel Kant. Zu den anthropologischen Grundlagen seiner politischen Theorie. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2012.

17 Васильев В.В. Философская психология в эпоху Просвещения. М., 2010.

18 Schmidt C. M. Kant's Transcendental, Empirical, Pragmatic and Moral Anthropology // KantStudien. Jg. 98 (2007). Heft 2. S. 156-182.

19 Калинников Л. А. Философия истории Канта // Кант И. Избр.: В 3 т. Т. 2: К вечному миру. Калининград: Калинингр. кн. изд-во, 1998; Калинников Л.А. Категорический императив и телеологический метод // Кантовский сборник. Вып. 13. Калининград: Калининградский университет, 1988. С. 25-38.

20 Разеев Д. Н. Телеологический принцип познания в контексте «Критики способности суждения» Канта // Кантовский сборник. 2010. №1. C. 7-15; Разеев Д. Н. Телеология Иммануила Канта. СПб.: Наука, 2010.

21 Аронсон Д. О. Свобода и принуждение: кантовское обоснование понятия права // Вестник РГГУ. 2014. №10 (132). С. 17-25.

сочинениях Канта в контексте политической мысли Нового времени обращались Б. Г. Капустин22 и А. Г. Мясников23.

Среди российских исследователей большой вклад в изучение широкого исторического и идейного контекста практической философии Канта внесли Э. Ю. Соловьев24 и А. Н. Круглов25. В то же время ряд других отечественных исследований политико-правового дискурса Канта оставили контекстуальные вопросы в стороне: это диссертации В. В. Волкова26, А. А. Туманова27 и монография А. А. Сергунина28. В исследовании соотношения идей Канта с антропологией и политической философией французского материализма и германского рационализма важное место занимают работы В. А. Жучкова29, В. Н. Кузнецова30, М. И. Микешина31 и Х. Оттманна32. Развитие политических идей в «популярной философии» нашло отражение в работе Й. ван дер Цанде33,

22 Капустин Б. Г. Критика политического морализма (мораль - политика - частная мораль) // Вопросы философии. 2001. № 2. С. 33-55; Капустин Б. Г. Различия и связь между политической и частной моралью (мораль - политика - частная мораль) // Вопросы философии. 2001. № 9. С. 3-24.

23 Мясников А. Г. Критика политического деспотизма у Канта и Робеспьера // Кант между Западом и Востоком. К 200-летию со дня смерти и 280-летию со дня рождения Иммануила Канта: труды международного семинара и международной конференции / Под ред. В. Н. Брюшинкина. В 2 ч. Ч. 2. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. С. 146-155.

24 Соловьев Э. Ю. Категорический императив нравственности и права. М., 2005.

25 Круглов А.Н. Несовершеннолетие и задача истинного преобразования образа мышления. Часть I // Кантовский сборник. 2014. № 3(49). С. 19-39; Круглов А.Н. Несовершеннолетие и задача истинного преобразования образа мышления. Часть II // Кантовский сборник. 2014. № 4(50). С. 39-54; Круглов А. Н. О роли умонастроения (Gesinnung) в этике и философии религии Канта. Часть 1 // Кантовский сборник. 2019. Т. 38, № 3. С. 32-55; Круглов А. Н. О роли умонастроения (Gesinnung) в этике и философии религии Канта. Часть 2 // Кантовский сборник. 2019. Т. 38, № 4. С. 34-50.

26 Волков В. В. Идея политики в немецкой классической философии. Диссертация на соиск. уч. степ. доктора полит. наук. СПб., 2002.

27 Туманов А. А. Обоснование свободы, права и правовой свободы в критической философии И. Канта. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. Мурманск, 2007.

28 Сергунин А. А. Теория международных отношений Иммануила Канта. Нижний Новгород, 2012.

29 Жучков В. А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения. М., 1989.

30 Кузнецов В. Н. Французский материализм XVIII века. М.: Мысль, 1981.

31 Микешин М. И. Вольфианство как натурфилософия // Христиан Вольф и русское вольфианство (Философский век. Альманах. Вып. 3). СПб., 1998. С. 111-115.

32 Ottmann H. Geschichte des politischen Denkens. Bd. 3/1. Stuttgart, Weimar, 2006.

33 Zande, J. van der. In the Image of Cicero: German Philosophy between Wolff and Kant // Journal of the History of Ideas. 1995. Vol. 56. No. 3. pp. 419-442.

политическая философия Т. Гоббса исследована В. В. Соколовым 34 и А. Ф. Филипповым35, антропологическое учение Д. Юма - В. В. Васильевым36, М. А. Абрамовым37, А. Ф. Грязновым38, П. Милтоном39. О вероятной критике Канта в адрес Бёрка писали П. Виттихен40 и Х. Циммерманн41, консервативные установки в философии Канта раскрыл В. А. Чалый42, философско-правовое содержание консрвативных идей Бёрка и их соотношение с идеями либерализма освещали Й. Грин 43 , У. Гринлиф 44 , М. В. Белов и А. И. Витальева 45 , М. М. Федорова46.

Представляют большой интерес трансдисциплинарные исследования текстов Канта средствами лингвистики и теории аргументации, в особенности когнитивные подходы. Один из методов моделирования - построение когнитивных карт - возник в зоопсихологии (Э. Толмен), позже применялся в психологии человека и в теории принятия политических решений (Р. Аксельрод). В. М. Сергеев и П. Б. Паршин применили его в исследовании аргументации в политических текстах М. Псёлла и Фукидида (когнитивная

34 Соколов В. В. Бытие, познание, человек и общество в философской доктрине Томаса Гоббса // Гоббс Т. Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1989.

35 Филиппов А. Ф. Актуальность философии Гоббса. Статья вторая // Социологическое обозрение. Т. 8. №3. 2009.

36 Васильев В. В. Кант: Пробуждение от догматического сна // Вопросы философии. 1999. № 1.

37 Абрамов М.А. Три ответа Юму // Историко-философский ежегодник-2007. М., 2008.

38 Грязнов А.Ф. Разумный скептицизм в жизни и философии // Юм Д. Соч. в 2 т. Т. 1. М., 1996.

39 Milton P. David Hume and the eighteenth-century conception of natural law // Legal Studies. 1982. Vol. 2. Issue 1. P. 14-34.

40 Wittichen P. Kant und Burke // Historische Zeitschrift. Bd. 93, H. 2 (1904), pp. 253-255.

41 Zimmerman H. Friedrich Gentz: Die Erfindung der Realpolitik. Paderborn, 2012.

42 Чалый В. А. Кант между либерализмом и консерватизмом // Кантовский сборник. 2014. № 4 (50). С. 54-60.

43 Green J. A. Friedrich Gentz's Translation of Burke's Reflections // The Historical Journal. 2014. Vol. 57. Issue 3. Pp. 639-659.

44 Greenleaf W. H. Burke and State Necessity: The Case of Warren Hastings // Staatsräson. Studien zur Geschichte eines politischen Begriffs / Hrsg. von R. Schnur. Berlin, 1975.

45 Белов М. В., Витальева А. И. Эдмунд Бёрк - ранний идеолог британской империи // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 34. М., 2011. С. 74-99.

46 Федорова М.М. Либеральный консерватизм и консервативный либерализм // От абсолюта свободы к романтике равенства. М.: ИФРАН, 1994. С. 34-50.

карта с несколькими конечными представлениями)47. В 2011 г. новый пример применения когнитивных карт в моделировании аргументации представил В. Н. Брюшинкин в рамках развития своей версии когнитивного подхода48. К. В. Лемешевский применил метод когнитивного картирования к анализу третьей «предварительной статьи» в трактате Канта «К вечному миру»49.

Другой метод моделирования аргументации в рамках когнитивных подходов - построение «модели мира» - применён А. М. Сологубовым 50 в исследовании политико-правовых метафор в текстах Канта. Однако его вывод о механистическом характере кантовской модели желаемого общественного порядка требует дальнейшего изучения путем углубленного анализа источников и сопоставления с выводами Д. Хусайинзадеган 51 , которая показывает, что в оценке политических сообществ Кант применяет тот же телеологический метод, который он считал подходящим для изучения развития живых организмов.

Результаты упомянутых выше исследований, с одной стороны, нуждаются в обобщении и систематизации, а с другой - позволяют выявить актуальные проблемы в изучении кантовской политической философии, что обуславливает выбор цели и задач диссертации.

Объектом исследования является политическая философия ХУШ в., в частности, политические трактаты И. Канта, его предшественников и современников.

47 Сергеев В. М. Структура политической аргументации в «Мелийском диалоге» Фукидида // Математика в изучении средневековых повествовательных источников. М., 1986. С. 49-62; Паршин П. Б. Об использовании лингвистических методов при анализе политической концепции автора текста // Математика в изучении средневековых повествовательных источников. М., 1986. С. 63-81.

48 Брюшинкин В. Н. Когнитивный подход к аргументации // Рацио.ги. 2009. № 2. С. 2-22.

49 Лемешевский К. В. Построение когнитивной модели аргументации для фрагмента трактата И. Канта «К вечному миру» // Рацио.ги. 2013. № 11. С. 109-125.

50 Сологубов А. М. Системная модель аргументации в практической философии И. Канта: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук. Калининград, 2006.

51 Huseyinzadegan D. Kant's Nonideal Theory of Politics. Evanston: Northwestern University Press, 2019.

Предметом исследования является полемика Канта, представленная в его философско-политических трактатах, ее историко-философская основа и восприятие современниками.

Цель исследования: обобщенная реконструкция критико-полемического содержания философско-политических трактатов И. Канта.

Задачи исследования:

- систематизировать объекты критики Канта, включая политико-правовые принципы, взгляды и суждения конкретных авторов, а также примеры политической практики, встречающиеся в его философско-политических трактатах;

- реконструировать историко-философский контекст критики политико-правовых принципов и примеров политической практики в философско-политических трактатах Канта;

- установить персональных оппонентов Канта в вопросах политики из круга его современников и реконструировать ход его полемики с ними;

- проанализировать отклики современников на полемические рассуждения Канта, в первую очередь, по вопросу о соотношении политики и морали;

- определить значение полемики Канта с современниками для развития его политической мысли;

- изучить роль полемических аргументов из философско-политических трактатов Канта в системе его философии.

Теоретические и методологические основания исследования

Анализ корпуса отдельных, хотя и взаимосвязанных, трактатов Канта на темы политики требует установки на системность, доказательность, понятийную ясность и последовательность в реконструкции аргументации, а также концептуальной и терминологической рефлексии. Идейный контекст создания политических трактатов Канта реконструируется в данном исследовании с применением следующих методов: в соответствии с конкретно-историческим методом исследуется контекст политической философии Канта,

заданный эпохой Просвещения. Кант обращался к различным представителям философских течений этой эпохи; анализ этих идейных связей позволяет конкретизировать проблематику полемики и определить ее значение для современников. Вместе с тем существенную роль играет универсальная историческая компаративистика, поскольку Кант обращается к историческому опыту других эпох. Поэтому в исследовании источников применяются методы герменевтики и контент-анализ. Сопоставление общих позиций и конкретных аргументов, сформулированных представителями различных философских течений, требует применения историко-сравнительного метода. Критический анализ философского текста, насыщенного художественными образами, позволяет отделить прямую и непрямую полемику, прямые отсылки и собирательные образы, основывается на принятии целостности и непротиворечивости философской системы Канта и его трансцендентальной аргументации. Обобщение и формализация полемических аргументов, позиций автора анализируемого текста и убеждений представленного автором образа оппонента, проводятся с применением когнитивного подхода (в версии В. Н. Брюшинкина) и метода когнитивного картирования, используемых в современной теории аргументации.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые осуществлена всесторонняя реконструкция историко-философского контекста полемических рассуждений Канта, изложенных в его политико-философских трактатах, а именно:

- проанализировано содержание и выявлена структура аргументов в трактате «К вечному миру» (раздел «Приложение»); путем составления «когнитивной карты» установлены связи морально-антропологических и политико-правовых убеждений и принципов, которые выражены в этих аргументах;

- выявлена и обоснована антимеханистическая направленность моральной антропологии И. Канта; показано, что механистическому подходу своего условного оппонента - «политического моралиста» - к философско-

политическим проблемам антропологии Кант противопоставил свой телеологический подход;

- уточнено дискутируемое в современном кантоведении соотношение тезисов статей А. Г. Кестнера и Ю. Мёзера и основных пунктов направленной на них критики в трактате Канта «О поговорке...» 52 ; в результате релятивизировано распространенное мнение о значительном влиянии этих авторов на решение Кантом титульной проблемы данного трактата;

- установлено, что главными импульсами для критической формулировки Кантом принципов «политического морализма» послужили тезисы из сочинений Х. Гарве, Ф. фон Генца и А. Реберга; Генц и Реберг при этом оказываются неявными, неназванными, но подтверждёнными оппонентами в контексте предшествующей полемики в журнале «Берлинский ежемесячник»;

- исследовано содержание откликов на философско-политические сочинения Канта в дискуссии о политике и праве в немецкой печати 1790-х годов, ранее в кантоведении не изучавшихся; показано, что Канта критиковали как за недостаток морально-антропологического оптимизма, так и за его избыток.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) Главным объектом критики Канта в его философско-политических трактатах является политическая стратегия воинственного абсолютизма, называемая Кантом «политическим морализмом» и основанная на группе философских принципов, содержательное ядро которых образует механистическая версия «моральной антропологии». Кант противопоставляет этой версии антропологии собственную философско-антропологическую теорию, в основу которой помещает телеологический принцип.

2) В области политической и юридической антропологии Кант противопоставляет свою деонтологическую и телеологическую версию антропологии, главным образом, вольфианскому механицизму, натурализму и

52 Henrich D. Über den Sinn vernünftigen Handelns im Staat // Über Theorie und Praxis. Kant; Gentz; Rehberg / Hrsg. von D. Henrich. Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1967. S. 12-13.

эвдемонизму французских материалистов, антропологическому пессимизму и одностороннему, ограниченному эмпиризму политических «реалистов».

3) Основными неназванными оппонентами-современниками Канта являются Ф. фон Генц и А. Реберг, выдвинувшие в своей критике кантовской позиции, изложенной в трактате «О поговорке...», те тезисы, которые Кант в свою очередь положил в основу созданного им образа «политического моралиста», ставшего объектом кантовской критики в трактате «К вечному миру».

4) Главный прямой и одновременно явный оппонент Канта в области философии политики - Х. Гарве, который пытался сочетать установки вольфианства, эмпиризма и макиавеллизма с оправданием внешней политики Фридриха II; однако Кант критикует большую часть этих установок вне связи с их эклектичной и противоречивой апологией у Гарве.

5) Морально-антропологические воззрения Макиавелли, Гоббса, Ламетри, Гельвеция, Гольбаха, Юма, воплощающие в той или иной степени антропологический механицизм, пессимизм, эмпиризм и моральный релятивизм, были хорошо известны современникам по характерным «философемам» и послужили Канту материалом для создания гиперболизированного образа оппонента; сами эти идеи оказываются объектами критики Канта, хотя прямые отсылки на их авторов у Канта, по обычаю того времени, отсутствуют.

6) В немецкой печати 1790-х годов встречаются только две прямые отсылки (у Ф. Шлегеля и у Ф. Ансиллона) к суждениям Канта о морально-антропологическом фундаменте политической философии, но в целом изображение Кантом расхождения политики и морали нашло разнообразные отклики, в которых даже косвенная референция к Канту достоверно определяется по непрямым цитатам из кантовских трактатов.

Теоретическая и практическая значимость исследования

Теоретические результаты диссертационного исследования имеют значение для истории философии, в частности, для кантоведения и истории

немецкой философии XVIII века, а также для философии политики и права и для истории этики. Опыт разработки и применения средств и методов лингвистики и теории аргументации («когнитивного подхода» и когнитивного картирования) к анализу текстов Канта может найти дальнейшее применение в моделировании аргументации, в цифровых технологиях для гуманитарных наук, а также при разработке технологий «искусственного интеллекта». Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в университетских курсах по истории немецкой классической философии, политической антропологии, философии политики, философии права, теории и практике аргументации.

Апробация полученных результатов

Работа над данной темой была начата в рамках реализации проекта РГНФ 12-03-00321 «Исследование влияния политической философии Канта на современные западные политические теории» (2012-2014 гг.). Основные идеи диссертационного исследования были развиты и апробированы в рамках реализации проекта «Моделирование оснований учения Канта о вечном мире» (госзадание НМ3682, 2015-2016 гг.), а также проекта «Просвещение без естественного права: о формировании нормативно-правового дискурса Канта» (Центр междисциплинарных исследований европейского Просвещения, Галле -Виттенбергский университет им. М. Лютера, 2017-2018 гг.). Завершающий этап работы реализован в рамках проекта «Кантианская рациональность и её потенциал в современной науке, технологиях и социальных институтах» (грант 075-15-2019-1929 МНиВО РФ).

С докладами по теме диссертации автор выступал на международных конференциях «XI Кантовские чтения» (Калининград, 2014 г.), «III Чтения памяти В. Н. Брюшинкина» (Калининград, 2016 г.), на всероссийском научном семинаре «Модели рассуждений - 10» (Светлогорск, 2016 г.), в Центре междисциплинарных исследований европейского Просвещения при Галле-Виттенбергском университете им. М. Лютера (Галле, Германия, 2018 г.), на «XII Кантовских чтениях» (Калининград, 2019 г.), на VII конференции по

практической философии (Зальцбург, Австрия, 2019 г.). Результаты исследования отражены в четырнадцати публикациях, в том числе в шести статьях в изданиях, входящих в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Зильбер Андрей Сергеевич, 2021 год

Список литературы

1. Абрамов, М.А. Три ответа Юму / М.А. Абрамов // Историко-философский ежегодник' 2007. - М.: Наука, 2008. - С. 123-158.

2. Арендт, Х. Лекции по политической философии Канта. Лекция восьмая / Х. Арендт, пер. А. Саликова // Кантовский сборник. - 2011. - № 2 (36). - С. 90-94.

3. Аронсон, Д.О. Свобода и принуждение: кантовское обоснование понятия права / Д.О. Аронсон // Вестник РГГУ. - 2014. - № 10 (132). - С. 17-25.

4. Башкина, О.Г. Лейбниц о разделении суверенитета / О.Г. Башкина // Социологическое обозрение. - 2015. - Т. 14. - № 3. - С. 93-105.

5. Белов, М.В., Витальева, А.И. Эдмунд Бёрк - ранний идеолог британской империи / М.В. Белов, А.И. Витальева // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. - 2011. - № 34. - С. 74-99.

6. Берк, Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию / Э. Берк / предисл. К. К. О'Брайена. - М.: Рудомино, 1993. - 143 с.

7. Брюшинкин, В.Н. Когнитивные карты наборов аргументов / В.Н. Брюшинкин // Модели рассуждений - 4. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011. - С. 161-181.

8. Брюшинкин, В.Н. Когнитивный подход к аргументации / В.Н. Брюшинкин // Рацио.ги. - 2009. - № 2. - С . 2-22.

9. Брюшинкин, В.Н. О двоякой роли риторики в системной модели аргументации / В.Н. Брюшинкин // Рацио.ги. - 2010. - № 3. - С. 3-14.

10. Брюшинкин, В.Н. О роли опор убеждений в аргументации / В.Н. Брюшинкин // Философия познания. К юбилею Людмилы Александровны Микешиной: сб. ст. / под общ ред. Т.Г. Щедриной. - М.: РОССПЭН, 2010. - С. 264-277.

11. Брюшинкин, В.Н. Парадигмы Канта: логическая форма / В.Н. Брюшинкин // Кантовский сборник. - Вып. 10. - Калининград: Калининградский гос. университет, 1985. - С. 30-40.

12. Брюшинкин, В.Н., Сологубов А.М. Типы адресатов аргументации в философском тексте / В.Н. Брюшинкин, А.М. Сологубов // Модели рассуждений — 2: Аргументация и рациональность. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. - С. 167-178.

13. Васильев, В.В. Кант: Пробуждение от догматического сна / В.В. Васильев // Вопросы философии. - 1999. - № 1. - С. 83-105.

14. Васильев, В.В. Философская психология в эпоху Просвещения / В.В. Васильев. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2010. - 519 с.

15. Волков, В.В. Идея политики в немецкой классической философии / В.В. Волков. Диссертация на соиск. уч. степ. доктора полит. наук. - СПб., 2002. - 350 с.

16. Волкова, К.А. Моисей Мендельсон и его статьи о просвещении / К.А. Волкова // Кантовский сборник. - 2011. - № 3. - C. 85-88.

17. Гайденко, П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой / П.П. Гайденко. - М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. - 456 с.

18. Гельвеций, К.А. О человеке / К.А. Гельвеций // Гельвеций К.А. Сочинения: в 2 т. - Т. 2. - М.: Мысль, 1974. - С. 5-567.

19. Гоббс, Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского / Т. Гоббс // Гоббс Т. Сочинения: в 2 т. - Т. 2. - М.: Мысль, 1991. - С. 3-545.

20. Гоббс, Т. Основ философии часть третья. О гражданине / Т. Гоббс // Гоббс Т. Сочинения: в 2 т. - Т. 1. - М.: Мысль, 1989. - С. 270-505.

21. Гольбах, П.А. Система природы / П.А. Гольбах // Гольбах П.А. Избранные произведения в двух томах. - Т. 1. - М.: Мысль, 1963. - С. 53-685.

22. Грифцова, И.Н. Мысленный эксперимент и логика / И.Н. Грифцова // Эпистемология и философия науки. - 2016. - Том 49. - № 3. - С. 48-52.

23. Грифцова, И.Н., Сорина Г.В. Идеи И. Канта о моральном образовании и воспитании в современном контексте / И.Н. Грифцова, Г.В. Сорина //XII Кантовские чтения. Кант и этика Просвещения: исторические основания и современное значение = 12th Kant-Readings. Kant and the Ethics of

Enlightenment: Historical Roots and Contemporary Relevance: тез. докл. междунар. науч. конф. / ред.-сост. Н.А. Дмитриева, В.А. Чалый. -Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2019. - С. 199-200.

24. Грязнов, А.Ф. Разумный скептицизм в жизни и философии / А.Ф. Грязнов // Юм Д. Соч. в 2 т. - Т. 1. - М.: Мысль, 1996. - C. 3-41.

25. Гулыга, А.В. Кант / А.В. Гулыга. - М.: Молодая гвардия, 1977. - 304 с.

26. Жучков, В.А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения / В.А. Жучков. - М.: Наука, 1989. - 206 с.

27. Дмитриева, Н.А. Вечный мир И. Канта на рубеже веков и в период Первой мировой войны / Н.А. Дмитриева // Преподаватель XXI век. - 2014. - № 2 (1). - С. 46-61.

28. Золотарева, Т.Н. Консервативный либерализм и теории и идеологии / Т.Н. Золотарева // KANT. - 2018. - № 2 (27). - С. 181-184.

29. История политических и правовых учений / под общ. ред. О. В. Мартышина.

- М.: Норма, 2008. - 899 с.

30. Калинников, Л.А. Философия истории Канта // Кант И. Избр.: В 3 т. - Т. 2: К вечному миру / И. Кант, Л.А. Калинников. - Калининград: Калинингр. кн. изд-во, 1998. - С. 5-16.

31. Калинников, Л.А. Категорический императив и телеологический метод / Л.А. Калинников // Кантовский сборник. - Вып. 13. - Калининград: Калининградский гос. университет, 1988. - С. 25-38.

32. Кант, И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант // Кант И. Соч.: в 8 т. - Т. 7. - М.: Чоро, 1994. - C. 138-376.

33. Кант, И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане / И. Кант // Кант И. Соч. на нем. и рус. яз. - Т. 1. - М.: Ками, 1994. - С. 79-123.

34. Кант, И. К вечному миру / И. Кант // Кант И. Соч. На нем. и рус. яз. - Т. 1.

- М.: Ками, 1994. - С. 353-477.

35. Кант, И. Критика практического разума / И. Кант // Кант И. Соч. на нем. и рус. яз. - Т. 3. - М.: Московский философский фонд, 1997. - С. 277-733.

36. Кант, И. Критика способности суждения / И. Кант // Кант И. Соч. на нем. и рус. яз. - Т. 4. - М.: Наука, 2001. - С. 68-833.

37. Кант, И. Критика чистого разума. 1-е изд-е. / И. Кант // Кант И. Соч. на нем. и рус. яз. - Т. 2. Ч. 2. - М.: Наука, 2006. - 936 с.

38. Кант, И. Критика чистого разума. 2-е изд-е / И. Кант // Кант И. Соч. на нем. и рус. яз. - Т. 2. Ч. 1. - М.: Наука, 2006. - 1081 с.

39. Кант, И. Метафизика нравов. Вторая часть. Метафизические начала учения о добродетели / И. Кант // Кант И. Соч. на нем. и рус. яз. - Т. 5. Ч. 2. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2018. - 488 с.

40. Кант, И. Метафизика нравов. Часть первая. Метафизические начала учения о праве / И. Кант // Кант И. Соч. на нем. и рус. яз. - Т. 5. Ч. 1. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2014. - 1120 с.

41. Кант, И. Метафизические начала естествознания / И. Кант // Кант И. Соч. в 8 т. - Т. 4. - М.: Чоро, 1994. - С. 247-371.

42. Кант, И. О неудачах всех философских попыток теодицеи / И. Кант // Кант И. Соч.: в 8 т. - Т. 8. - М.: Чоро, 1994. - С. 138-157.

43. Кант, И. О поговорке: может быть это верно в теории, но не годится для практики / И. Кант // Кант И. Соч. На нем. и рус. яз. - Т. 1. - М.: Ками, 1994.

- С. 239-351.

44. Кант, И. Основоположение метафизики нравов / И. Кант // Кант И. Соч. на нем. и рус. яз. - Т. 3. - М.: Московский философский фонд, 1997. - С. 39275.

45. Кант, И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? / И. Кант // Кант И. Соч. на нем. и рус. яз. - Т. 1. - М.: Ками, 1994. - С. 125-147.

46. Кант, И. Первое введение в «Критику способности суждения» / И. Кант // Кант И. Соч. на нем. и рус. яз. - Т. 4. - М.: Наука, 2001. - С. 835-960.

47. Кант, И. Предполагаемое начало человеческой истории / И. Кант // Кант И. Соч. на нем. и рус. яз. - Т. 1. - М.: Ками, 1994. - С. 149-191.

48. Кант, И. Религия в пределах только разума / И. Кант // Кант И. Соч.: в 8 т.

- Т. 6. М.: Чоро, 1994. - С. 5-222.

49. Кант, И. Спор факультетов / И. Кант. - Калининград: Изд-во КГУ, 1999. -284 с.

50. Капустин, Б.Г. Критика политического морализма (мораль - политика -частная мораль) / Б.Г. Капустин // Вопросы философии. - 2001. - № 2. - С. 33-55.

51. Капустин, Б.Г. Различия и связь между политической и частной моралью (мораль - политика - частная мораль) / Б.Г. Капустин // Вопросы философии. - 2001. - № 9. - С. 3-24.

52. Капустин, Б.Г. Зло и свобода. Рассуждения в связи с "Религией в пределах только разума" Иммануила Канта / Б.Г. Капустин. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2016. - 265 с.

53. Кассирер, Э. Философия Просвещения / Пер. В.Л. Махлина / Э. Кассирер. - М.: РОССПЭН, 2004. - 400 с.

54. Киселев, А.А. Великобритания и английская Ост-Индийская компания / А.А. Киселев // Вестник ВолГУ. Серия 4. - 2008. - № 1 (13). - C. 73-81.

55. Клемме, Х. Понятие антропологии в философии И. Канта / Х. Клемме // Кантовский сборник. - 2010. - № 3(33). - С. 24-32.

56. Краузе, И. Кант и его время: трактат «К вечному миру» на фоне французской революции и последующих войн / И. Краузе // Кантовский сборник. - 2013. - Вып. 1 (43). - С. 33-45.

57. Круглов, А.Н. О роли умонастроения (Gesinnung) в этике и философии религии Канта. Часть 1 / А.Н. Круглов // Кантовский сборник. - 2019. - Том 38. - № 3. - С. 32-55.

58. Круглов, А.Н. О роли умонастроения (Gesinnung) в этике и философии религии Канта. Часть 2 / А.Н. Круглов // Кантовский сборник. 2019. - Том 38. - № 4. - С. 34-50.

59. Круглов, А.Н. Проблема оптимизма у Канта: возникновение спора / А.Н. Круглов // Кантовский сборник. 2018. - Том 37. - № 1. - С. 9-24.

60. Круглов, А.Н. Кант в споре с крузианцами об оптимизме / А.Н. Круглов // Кантовский сборник. - 2018. - Том 37. - № 2. - С. 7-31.

61. Круглов, А.Н. Несовершеннолетие и задача истинного преобразования образа мышления. Часть I / А.Н. Круглов // Кантовский сборник. - 2014. -№ 3(49). - С. 19-39.

62. Круглов, А.Н. Несовершеннолетие и задача истинного преобразования образа мышления. Часть II / А.Н. Круглов // Кантовский сборник. - 2014. -№ 4(50). - С. 39-54.

63. Кузнецов, В.Н. Французский материализм XVIII века / В.Н. Кузнецов. - М.: Мысль, 1981. - 303 с.

64. Ламетри, Ж.О. Анти-Сенека, или Рассуждение о счастье / Ж.О. Ламетри // Ламетри Ж.О. Сочинения. - М.: Мысль, 1976. - С. 241-295.

65. Ламетри, Ж.О. Опыт о свободе высказывания мнений / Ж.О. Ламетри // Ламетри Ж.О. Сочинения. - М.: Мысль, 1976. - С. 296-348.

66. Ламетри, Ж.О. Предварительное рассуждение / Ж.О. Ламетри // Ламетри Ж.О. Сочинения. - М.: Мысль, 1976. - С. 419-456.

67. Ламетри, Ж.О. Человек-машина / Ж.О. Ламетри // Ламетри Ж.О. -Сочинения. - М.: Мысль, 1976. - С. 169-226.

68. Лемешевский, К.В. Построение когнитивной модели аргументации для фрагмента трактата И. Канта «К вечному миру» / К.В. Лемешевский // Рацио.ги. 2013. - № 11. - С. 109-125.

69. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения. Исторический смысл эстетики Возрождения / А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1998. - 750 с.

70. Макьявелли, Н. Государь // Макьявелли Н. Сочинения исторические и политические. Сочинения художественные. Письма / Н. Макьявелли. - М.: АСТ, Пушкинская библиотека, 2004. - С. 58-135.

71. Микешин, М.И. Вольфианство как натурфилософия / М.И. Микешин // Христиан Вольф и русское вольфианство (Философский век. Альманах. Вып. 3). - СПб., 1998. С. 111-115.

72. Микешина, Л.А. «Философия Просвещения» Э. Кассирера в свете культурно-исторической эпистемологии / Л.А. Микешина // Вопросы философии. - 2014. - № 12. - С. 14-23.

73. Микешина, Л.А. Эпистемология ценностей / Л.А. Микешина. - М.: РОССПЭН, 2007. - 439 с.

74. Мясников, А.Г. Критика политического деспотизма у Канта и Робеспьера / А.Г. Мясников // Кант между Западом и Востоком. К 200-летию со дня смерти и 280-летию со дня рождения Иммануила Канта: труды международного семинара и международной конференции. Под ред. В.Н. Брюшинкина. В 2 ч. - Ч. 2. - Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. - С. 146-155.

75. Нарский, И.С. Кант / И.С. Нарский. - М.: Мысль, 1976. - 207 с.

76. Новиков, Г.Н. Теории международных отношений / Г.Н. Новиков. -Иркутск: ИГУ, 1996. - 297 с.

77. О'Брайен, К.К. Предисловие. Манифест контрреволюции // Берк Э. Размышления о революции во Франции и заседаниях некоторых обществ в Лондоне, относящихся к этому событию / Предисл. К.К. О'Брайена. - М.: Рудомино, 1993. - С. 3-37.

78. Паршин, П.Б. Об использовании лингвистических методов при анализе политической концепции автора текста / П.Б. Паршин // Математика в изучении средневековых повествовательных источников. - М.: Наука, 1986. С. 63-81.

79. Пенн, У. Опыт о настоящем и будущем мире в Европе путем создания европейского Конгресса, Парламента или Палаты государств / У. Пенн // Трактаты о вечном мире / Предисл. Ф. В. Константинова. Вводная статья в прим. И. С. Андреевой. Сост. сб. И. С. Андреева и А. В. Гулыга. - М.: Соцэкгиз, 1963. - С. 82-105.

80. Поляков, Л.В. Консерватизм / Л.В. Поляков // Новая философская энциклопедия: в 4 т. - Т. 2. - М.: Мысль, 2010. - С. 287-288.

81. Полякова, Н.В. Антропология российского консерватизма / Н.В. Полякова // Александр Иванович Введенский и его философская эпоха. Сб. научн. статей. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - С. 252- 265.

82. Разеев, Д.Н. Телеология Иммануила Канта / Д.Н. Разеев. - СПб.: Наука, 2010. - 307 с.

83. Разеев, Д.Н. Телеологический принцип познания в контексте «Критики способности суждения» Канта / Д.Н. Разеев // Кантовский сборник. - 2010.

- №1. - C. 7-15.

84. Руденкин, В.Н. История политических и правовых учений / В.Н. Руденкин.

- Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006. - 215 с.

85. Руссо, Ж.-Ж. Суждение о вечном мире / Ж.-Ж. Руссо // Трактаты о вечном мире / Предисл. Ф.В. Константинова. Вводная статья в прим. И.С. Андреевой. Сост. сб. И.С. Андреева и А.В. Гулыга. - М.: Соцэкгиз, 1963. - С. 138-149.

86. Саликов, А.Н. Рецепция кантовского понятия sensus communis в теории способности суждения Ханны Арендт / А.Н. Саликов // Кантовский сборник. - 2008. - №. 1(27). - C. 31-39.

87. Салмин, А.М. Бёрк, Эдмунд / А.М. Салин // Новая философская энциклопедия: в 4 т. - Т. 1. - М. Мысль, 2010. - С. 260.

88. Сергеев, В.М. Структура политической аргументации в «Мелийском диалоге» Фукидида / В.М. Сергеев // Математика в изучении средневековых повествовательных источников. - М.: Наука, 1986. - C. 4962.

89. Сергунин, А.А. Теория международных отношений Иммануила Канта / А.А. Сергунин. - Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ, 2012. - 186 с.

90. Соколов, В.В. Бытие, познание, человек и общество в философской доктрине Томаса Гоббса / В.В. Соколов // Гоббс Т. Соч. в 2 т. - Т. 1. - М.: Мысль, 1989. - 622 с.

91. Соловьев, Э.Ю. Категорический императив нравственности и права / Э.Ю. Соловьев. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 416 с.

92. Сологубов, А.М. Модель мира и метафоры в аргументации / А.М. Сологубов // Вестник РГУ им. И. Канта. Сер. Гуманитарные науки. - 2005.

- Вып. 3. - С. 27—33.

93. Сологубов, А.М. Модель мира и последние основания аргументации (на примере кантовских текстов) / А.М. Сологубов // Модели мира. Под ред. В. Н. Брюшинкина. Калининград: Изд-во КГУ, 2004. - С. 109-118.

94. Сологубов, А.М. Системная модель аргументации в практической философии И. Канта: Дисс. на соиск. уч. степ. канд. филос. наук / А.М. Сологубов. - Калининград, 2006. - 156 с.

95. Туманов, А.А. Обоснование свободы, права и правовой свободы в критической философии И. Канта. Диссертация на соиск. уч. степ. канд. филос. наук / А.А. Туманов. - Мурманск, 2007. - 258 с.

96. Федорова, М.М. Либеральный консерватизм и консервативный либерализм (сравнительный анализ английской и французской политической философии времен Великой французской революции) / М.М. Федорова // От абсолюта свободы к романтике равенства (Из истории политической философии). - М.: ИФРАН, 1994. - С. 34-50.

97. Филиппов, А.Ф. Актуальность философии Гоббса. Статья вторая / А.Ф. Филиппов // Социологическое обозрение. - Т.8. - №23. - 2009. - С. 113-122.

98. Харитонова, А.М. Машина и тело в трансцендентальной космологии Хр. Вольфа и Хр. А. Крузия / А.М. Харитонова // Кантовский сборник. - 2013. - Вып. 1(43). - С. 7-22.

99. Хизанишвили, Д.В. Особенности когнитивного подхода к аргументации: аспекты моделирования / Д.В. Хизанишвили // Известия УрФУ. Сер. 3. -2014. - № 4 (134). - С. 155-163.

100. Хизанишвили, Д.В. Понятие онтологии в системной модели аргументации / Д.В. Хизанишвили // Вестник БФУ им. И. Канта. Сер. Гуманитарные науки. - 2013. - Вып. 12. - С. 119-127.

101. Хизанишвили, Д.В. Построение модели представления об адресате убеждения в системной модели аргументации / Д.В. Хизанишвили // Рацио.ги. - 2013. - № 11. - С. 95-108.

102. Цицерон, М.Т. Об обязанностях. Книга III / М. Т. Цицерон // Цицерон М. Т. О старости. О дружбе. Об обязанностях. - М.: Наука, 1993. - С. 58-158.

103. Чалый, В.А. Кант между либерализмом и консерватизмом / В.А. Чалый // Кантовский сборник. - 2014. - Вып. № 4(50). - С. 54-60.

104. Юм, Д. Трактат о человеческой природе / Д. Юм // Юм Д. Сочинения: в 2 т. - Т. 1. - М.: Мысль, 1996. - С. 53-655.

105. Abicht, J. H. Neues System eines aus der Menschheit entwickelten Naturrechts / J.H. Abicht. - Bayreuth: Johann Andreas Lübecks Erben, 1792. - 558 S.

106. Achenwall, G., Pütter, J.S. Anfangsgründe des Naturrechts / G. Achenwall, J.S. Pütter / hrsg. von und übers. von J. Schröder. - Frankfurt a. M.; Leipzig: Insel, 1995. - 371 S.

107. Albus, V. Weltbild und Metapher: Untersuchungen zur Philosophie im 18. Jahrhundert / V. Albus. - Würzburg: Königshausen & Neumann, 2001. - 426 S.

108. Ancillon, F. Reflexionen über die Ohnmacht der Vernunft / F. Ancillon // Ewiger Friede? Dokumente einer deutschen Diskussion um 1800. / hrsg. von A. und W. Dietze. - Leipzig; Weimar: Kiepenheimer, 1989. - S. 475-481.

109. Anonym. Politische Moral und Moralische Politik // Ewiger Friede? Dokumente einer deutschen Diskussion um 1800. / hrsg. von A. und W. Dietze. - Leipzig; Weimar: Kiepenheimer, 1989. - S. 147-149.

110. Anekdoten von König Friedrich II. von Preussen. - 2. Aufl. - 3. Heft. -Königsberg: F. Nikolai, 1790. - 115 S.

111. Aufruf an Teutschland (Der teutsche Vaterland ist in Gefahr!!!) // Ewiger Friede? Dokumente einer deutschen Diskussion um 1800 / hrsg. von A. und W. Dietze. - Leipzig; Weimar: Kiepenheimer, 1989. - S. 69-71.

112. Brandt, R. Einführung: Rechtsphilosophie und Aufklärung / R. Brandt // Rechtsphilosophie und Aufklärung. Symposium Wolfenbüttel 1981 / hrsg. von R. Brandt. - Berlin: de Gruyter, 1982. - S. 1-11.

113. Brandt, R. Universität zwischen Selbst- und Fremdbestimmung. Kants "Streit der Fakultäten" / R. Brandt. - Berlin: Akademie Verlag, 2003. - 210 S.

114. Briefe von und an Friedrich von Gentz / hrsg. von F.C. Wittichen. Bd. I. -München; Berlin: Oldenbourg, 1909. - 365 S.

115. Burke, E. Betrachtungen über die französische Revolution / E. Burke / mit einer Einleitung, Anmerkungen, politischen Abhandlungen, und einem kritischen Verzeichnis der in England über diese Revolution erschienenen Schriften von F. Gentz. In 2 Th. Th. 1. - Berlin: F. Vieweg, 1793. - 256 S.

116. Burkei, F. Friedrich Ancillon - Ein Weg in die Reaktion? Anmerkungen zu Person und Werk / F. Burkei // Rechtsfragen im Spektrum des Öffentlichen. Mainzer Festschrift für Hubert Armbruster / hrsg. von F. Burkei, D.-M. Polter. -Berlin: Duncker & Humblot, 1976. - S. 97-116.

117. Busch, W. Die Entstehung der kritischen Rechtsphilosophie Kants: 1762—1780 / W. Busch. - Berlin: de Gruyter, 1979. - 176 S.

118. Cavallar, G. Lauter „Leidige Tröster"? Kants Urteil über die Völkerrechtslehren von Grotius, Pufendorf und Vattel / G. Cavallar // Allgemeine Zeitschrift für Philosophie. - 2005. - Bd. 30. - S. 271-291.

119. Cavallar, G. Pax Kantiana: systematisch-historische Untersuchung des Entwurfs „Zum ewigen Frieden" (1795) von Immanuel Kant / G. Cavallar. - Wien: Böhlau, 1992. - 493 S.

120. Dietze, W. Einleitung; Nachwort: Verlauf, Höhepunkt und Ergebnisse der Friedensdiskussion um 1800 / W. Dietze // Ewiger Friede? Dokumente einer deutschen Diskussion um 1800 / hrsg. von A. und W. Dietze. Leipzig; Weimar: Kiepenheimer, 1989. - S. 7-58, 501-532.

121. Embser, J.V. Die Abgötterei unsers philosophischen Jahrhunderts. Erster Abgott: Ewiger Friede / J.V. Embser. Mannheim: bey C.F. Schwan, 1779. - 204 S.

122. Embser, J.V. Widerlegung des Ewigen-Friedens-Projekts / J.V. Embser. -Mannheim: bey C.F. Schwan, 1797. - 204 S.

123. Förster, E. Kästner und die Philosophie. Zu Kants Kästnerkritik im Opus Postumum / E. Förster // Kant-Studien. - 1988. - Jg. 79. - S. 342-347.

124. Fries, J. Die Gesetzgebung im Staatsverein / J. Fries // Ewiger Friede? Dokumente einer deutschen Diskussion um 1800 / hrsg. von A. und W. Dietze. - Leipzig; Weimar: Kiepenheimer, 1989. - S. 467-474.

125. Garve, C. Abhandlung über die Verbindung der Moral mit der Politik, oder einige Betrachtungen über die Frage, in wiefern es möglich sey, die Moral des Privatlebens bey der Regierung der Staaten zu beobachten / C. Garve. - Breslau: bey W.G. Korn, 1788. - 156 S.

126. Garve, C. Einige zerstreute Betrachtungen über die Moral der Politik // Garve C. Philosophische Anmerkungen und Abhandlungen zu Cicero's Büchern von den Pflichten. Anm. zu dem dritten Buche / C. Garve. - Breslau: Korn, 1788. - S. 157-247.

127. Garve, C. Über den Unterschied von Theorie und Praxis, in Beziehung auf die Abhandlung eines andern Schriftstellers über denselben Gegenstand in der Berlinischen Monatsschrift / C. Garve // Über Theorie und Praxis. Kant; Gentz; Rehberg / hrsg. von D. Henrich. - Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1967. - S. 152159.

128. Garve, C. Über die Grenzen des bürgerlichen Gehorsams, in Beziehung auf den Aufsatz von Kant über den Gemeinspruch: das mag in der Theorie richtig sein, taugt aber nicht für die Praxis / C. Garve // Über Theorie und Praxis. Kant; Gentz; Rehberg / Hrsg. von D. Henrich. - Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1967. - S. 139152.

129. Garve, C. Versuche über verschiedene Gegenstände aus der Moral, Literatur und dem gesellschaftlichen Leben [Fragment] / C. Garve // Über Theorie und Praxis. Kant; Gentz; Rehberg / hrsg. von D. Henrich. - Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1967. - S. 134-138.

130. Gawlina, M. Das Medusenhaupt der Kritik. Die Kontroverse zwischen Immanuel Kant und Johann August Eberhard / M. Gawlina. - Berlin: de Gruyter, 1996. -345 S.

131. Geismann, G. Kant und kein Ende. - Bd. 2. Studien zur Rechtsphilosophie / G. Geismann. - Würzburg: Königshausen & Neumann, 2010. - 327 S.

132. Gentz, F. Nachtrag zu dem Räsonnement des Herrn Professor Kant über das Verhältnis zwischen Theorie und Praxis / F. Gentz // Über Theorie und Praxis.

Kant; Gentz; Rehberg / hrsg. von D. Henrich. - Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1967.

- S. 89-111.

133. Gentz, F. Nichteinmischung? / F. Gentz // Ewiger Friede? Dokumente einer deutschen Diskussion um 1800 / hrsg. von A. und W. Dietze. Leipzig; Weimar: Kiepenheimer, 1989. - S. 409-410.

134. Gentz, F. Über den ewigen Frieden / F. Gentz // Ewiger Friede? Dokumente einer deutschen Diskussion um 1800 / hrsg. von A. und W. Dietze. - Leipzig; Weimar: Kiepenheimer, 1989. - S. 377-391.

135. Gerhardt, V. Immanuel Kants Entwurf „Zum ewigen Frieden". Eine Theorie der Politik / V. Gerhardt. - Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1995. -254 S.

136. Gleim, J.W.L. Auf den Friedenschluss zu Basel / J.W.L. Gleim // Ewiger Friede? Dokumente einer deutschen Diskussion um 1800 / hrsg. von A. und W. Dietze.

- Leipzig; Weimar: Kiepenheimer, 1989. - S. 116.

137. Gleim, J.W.L. Das Schaf / J.W.L. Gleim // Ewiger Friede? Dokumente einer deutschen Diskussion um 1800 / hrsg. von A. und W. Dietze. - Leipzig; Weimar: Kiepenheimer, 1989. - S. 342.

138. Green, J.A. Friedrich Gentz's Translation of Burke's Reflections / J.A. Green // The Historical Journal. 2014. - Vol. 57. - Issue 3. - Pp. 639-659.

139. Greenleaf, W.H. Burke and State Necessity: The Case of Warren Hastings / W.H. Greenleaf // Staatsräson. Studien zur Geschichte eines politischen Begriffs / hrsg. von R. Schnur. - Berlin: Duncker & Humblot, 1975. - S. 549-568.

140. Haenle, B. Karl Alexander / B. Haenle // Allgemeine Deutsche Biographie. -1882. - Bd. 15. - S. 264-266.

141. Halem, G.A. von. Moralisch-politische Gebete / G.A. Halem // Ewiger Friede? Dokumente einer deutschen Diskussion um 1800 / hrsg. von A. und W. Dietze.

- Leipzig; Weimar: Kiepenheimer, 1989. - S. 256.

142. Hennings, A. Sollen immer Kriege sein? / A. Hennings // Ewiger Friede? Dokumente einer deutschen Diskussion um 1800 / hrsg. von A. und W. Dietze. Leipzig; Weimar: Kiepenheimer, 1989. - S. 80.

143. Henrich, D. Über den Sinn vernünftigen Handelns im Staat / D. Henrich // Über Theorie und Praxis. Kant; Gentz; Rehberg / hrsg. von D. Henrich. - Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1967. - S. 7-35.

144. Heydenreich, A.L.Ch. Entwurf der Grundsätze des absoluten Naturrechts / A.L.Ch. Heydenreich // Heydenreich A.L.Ch. Originalideen über die interessantesten Gegenstände der Philosophie. - Bd. I. - Leipzig: bey Friedrich Gotthelf Baumgärtner, 1793. - S. 77-165.

145. Heynig, J.G. Frieden durch antidespotische Volksaufklärung / J.G. Heynig // Ewiger Friede? Dokumente einer deutschen Diskussion um 1800 / hrsg. von A. und W. Dietze. - Leipzig; Weimar: Kiepenheimer, 1989. - S. 257-271.

146. Huseyinzadegan, D. Kant's Nonideal Theory of Politics / D. Huseyinzadegan. -Evanston: Northwestern University Press, 2019. - 224 p.

147. Ishikawa, F. Die ,ungesellige Geselligkeit' der Vernunftkritik. Kant als Polemiker / F. Ishikawa // Vernunftkritik und Aufklärung. Studien zur Philosophie Kants und seines Jahrhunderts / hrsg. von M. Oberhausen, H.P. Delfosse und R. Pozzo. - Stuttgart-Bad Cannstatt: Frommann-Holzboog, 2001. - S. 205-220.

148. Jacob, L.H. Über Theorie und Praxis in Kants Schrift ,Zum ewigen Frieden' / L.H. Jacob // Ewiger Friede? Dokumente einer deutschen Diskussion um 1800 / hrsg. von A. und W. Dietze. - Leipzig; Weimar: Kiepenheimer, 1989. - S. 208213.

149. Johann Gottfried Carl Christian Kiesewetter in einem Briefe vom 5. November 1795 an Immanuel Kant / J.G.C.C. Kiesewetter // Ewiger Friede? Dokumente einer deutschen Diskussion um 1800 / hrsg. von A. und W. Dietze. - Leipzig; Weimar: Kiepenheimer, 1989. - S. 126-127.

150. Kant, I. (anonym.) Rezension von Gottlieb Hufeland, „Versuch über den Grundsatz des Naturrechts" / I. Kant // Jenaische Allgemeine Literaturzeitung. -1786. - Nr. 92 (18. Apr. 1786). - S. 113-116.

151. Kant, I. Briefwechsel 1789-1794 / I. Kant // Kant I. Gesammelte Schriften. - Bd. XI. - Berlin; Leipzig: de Gruyter, 1922. - 536 S.

152. Kant, I. Über den Gemeinspruch...; Zum ewigen Frieden. / I. Kant / mit Einl., Anm., hrsg. von H.F. Klemme. - Hamburg: Meiner, 1992. - 149 S.

153. Kant, I. Vorarbeiten zu „Über den Gemeinspruch." / I. Kant // Kant I. Gesammelte Schriften. - Bd. XXIII. - Berlin: de Gruyter, 1955. - S. 125-144.

154. Kant, I. Vorarbeiten zu „Zum Ewigen Frieden" / I. Kant // Kant I. Gesammelte Schriften. Bd. XXIII. Handschriftlicher Nachlass. - Berlin: de Gruyter, 1955. -S. 153-192.

155. Kant, I. Vorlesung zur Moralphilosophie / I. Kant / hrsg. von W. Stark. - Berlin: de Gruyter, 2004. - 462 S.

156. Kant, I. Zum ewigen Frieden / I. Kant // Kant, I. Gesammelte Schriften. Bd. VIII. - Berlin: de Gruyter, 1923. - S. 341-386.

157. Kant, I. „Zum ewigen Frieden" und Auszüge aus der Rechtslehre / I. Kant / Kommentar von O. Eberl, P. Niesen. - Berlin: Suhrkamp, 2011. - 416 S.

158. Kästner, A.G. Gedanken über das Unvermögen der Schriftsteller Empörungen zu bewirken / A.G. Kästner. - Göttingen; Vandenhöck & Ruprecht, 1793. - 32 S.

159. Kelsen, H. Reine Rechtslehre / H. Kelsen. - Leipzig; Wien: Deuticke, 1934. -236 S.

160. Kersting, W. „.das einzig taugliche Princip ein beharrliches Ganzes unter wiedersinnischen Köpfen möglich zu machen." Kants Gemeinschaftsphilosophie vom commercium der Substanzen bis zum ethischen Staat / W. Kersting // Logos. Anales del Seminario de Metafísica. - 2009. - Bd. 42. - S. 73-88.

161. Külpe, O. Anmerkungen zur „Anthropologie in pragmatischer Hinsicht" / O. Külpe // Kant I. Gesammelte Schriften. - Bd. VII. - Berlin: Reimer, 1917. - S. 354-415.

162. Louden, R. Kant's Impure Ethics: From Rational Beings to Human Beings / R. Louden. - Oxford: Oxford University Press, 2000. - 273 p.

163. Maier, H. Anmerkungen zu „Zum ewigen Frieden" / H. Maier // Kant I. Gesammelte Schriften. - Bd. VIII. - Berlin: de Gruyter, 1923. - S. 506-509.

164. Maliks, R. Kant's Politics in Context / R. Maliks. - Oxford: Oxford University Press, 2014. - 208 p.

165. Mariano, L. Praeceptores Germaniae: Göttingen 1770-1820 / L. Mariano. -Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1995. - 475 S.

166. Milton, P. David Hume and the eighteenth-century conception of natural law / P. Milton // Legal Studies. - 1982. - Vol. 2. - Issue 1. - P. 14-34.

167. Möser, J. Wann mag eine Nation ihre Konstitution verändern? / J. Möser // Berlinische Monatsschrift. - 1791. - Bd. 2 (18). - S. 396-401.

168. Murhard, F. Darf der Entwurf des ewigen Friedens ausgeführt werden? / F. Murhard // Ewiger Friede? Dokumente einer deutschen Diskussion um 1800 / hrsg. von A. und W. Dietze. - Leipzig; Weimar: Kiepenheimer, 1989. - S. 248250.

169. Murhard, F. Ist der ewige Friede mit den Mängeln der menschlichen Natur und der darin gegründeten bösen Neigungen möglich oder nicht? / F. Murhard // Ewiger Friede? Dokumente einer deutschen Diskussion um 1800 / hrsg. von A. und W. Dietze. - Leipzig; Weimar: Kiepenheimer, 1989. - S. 251-255.

170. Naturrecht Feyerabend // Kant I. Gesammelte Schriften. - Bd. XXVII. - Hälfte 2. Teil 2. - Berlin: de Gruyter, 1978. - S. 1317-1394.

171. Nehr, J.G. Kritik über die metaphysischen Anfangsgründe der Rechtslehre des Herrn Immanuel Kant / J.G. Nehr. - Nürnberg: Im Verlag der Steinischen Buchhandlung, 1798. - 96 S.

172. Ottmann, H. Geschichte des politischen Denkens. Bd. 3: Neuzeit. Teilband 1: von Machiavelli bis zu den großen Revolutionen / H. Ottmann. - Stuttgart, Weimar: Verlag J.B. Metzler, 2006. - 528 S.

173. Pinzani, A. Botanische Anthropologie und physikalische Staatslehre. Zum Fünften und Sechsten Satz der Idee / A. Pinzani // Kant, I. Schriften zur Geschichtsphilosophie / hrsg. von O. Höffe. - Berlin: Akademie Verlag, 2011. -S. 63-78.

174. Prinz August von Sachsen-Gotha in einem Briefe vom 22. November 1795 an Johann Wolfgang Goethe / A. von Sachsen-Gotha // Ewiger Friede? Dokumente

einer deutschen Diskussion um 1800 / hrsg. von A. und W. Dietze. - Leipzig; Weimar: Kiepenheimer, 1989. - S. 129.

175. Rehberg, A.W. Über das Verhältnis der Theorie zur Praxis / A.W. Rehberg // Über Theorie und Praxis. Kant; Gentz; Rehberg / hrsg. von D. Henrich. -Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1967. - S. 113-129.

176. Reicke, R. Lose Blätter aus dem Kants Nachlass. Erstes Heft / R. Reicke. -Königsberg in Pr.: Beyer, 1889. - 302 S.

177. Ritter, C. Der Rechtsgedanke Kants nach den frühen Quellen / C. Ritter. -Frankfurt a. M.: Klostermann, 1971. - 362 S.

178. Schaumann, J. Ch. G. Versuch über Aufklärung, Freiheit und Gleichheit / J. Ch. G. Schaumann. - Halle: Gebauer, 1793. - 152 S.

179. Schlegel, F. Versuch über den Begriff des Republikanismus, veranlaßt durch die Kantische Schrift "Zum ewigen Frieden" / F. Schlegel // Ewiger Friede? Dokumente einer deutschen Diskussion um 1800 / hrsg. von A. und W. Dietze.

- Leipzig; Weimar: Kiepenheimer, 1989. - S. 161-176.

180. Schmidt, C.M. Kant's Transcendental, Empirical, Pragmatic and Moral Anthropology / C.M. Schmidt // Kant-Studien. - 2007. - Bd. 98. - H. 2. - S. 156-182.

181. Schneider, R. Einleitung / R. Schneider // Anekdoten von Friedrich dem Großen.

- Leipzig: Insel-Verlag, 1940. - S. 1-3.

182. Shell, S.M. The Embodiment of Reason: Kant on Spirit, Generation, and Community / S.M. Shell. - Chicago: University Of Chicago Press, 1996. - 492 p.

183. Sophie Mereau in einem Briefe aus dem Dezember 1795 / S. Mereau // Ewiger Friede? Dokumente einer deutschen Diskussion um 1800 / hrsg. von A. und W. Dietze. - Leipzig; Weimar: Kiepenheimer, 1989. - S. 132.

184. Stangneth, B. Die Religion als Übergang zur Weltpolitik / B. Stangneth // Kants „Ethisches Gemeinwesen" / hrsg. von M. Städtler. - Berlin: de Gruyter, 2005. -S. 197-206.

185. Stolleis, M. Staatsräson, Recht und Moral im philosophischen Texten des späten 18. Jahrhunderts / M. Stolleis. - Meisenheim am Glan: Hein, 1972. - 110 S.

186. Svarez, C.G. Vorträge über Recht und Staat / C.G. Svarez / hrsg. von H. Conrad, G. Kleinheyer. - Köln; Opladen: Westdeutscher Verlag, 1960. - 672 S.

187. Täschner, A. Mensch und Staat bei Immanuel Kant. Zu den anthropologischen Grundlagen seiner politischen Theorie / A. Täschner. - Würzburg: Königshausen & Neumann, 2012. - 252 S.

188. Thaler, M. Moralische Politik oder politische Moral? Eine Analyse aktueller Debatten zur internationalen Gerechtigkeit / M. Thaler. - Frankfurt a. M.: Campus-Verlag, 2008. - 352 S.

189. Thiele, U. Terminologische Neuerungen in Kants Völkerrechtstheorie und ihre Konsequenzen / U. Thiele // Recht und Sprache in der deutschen Aufklärung / hrsg. von U. Kronauer, J. Garber. - Tübingen: Niemeyer, 2001. - S. 175-192.

190. Tuschling, B. Die Idee des Rechts: Hobbes und Kant / Tuschling B. // Recht, Staat und Völkerrecht bei Immanuel Kant / hrsg. von D. Hüning, B. Tuschling. - Berlin: Duncker & Humblot, 1998. - S. 85-120.

191. Vorländer, K. Immanuel Kant - der Mann und das Werk / K. Vorländer. - Bd. 1. - Leipzig: Meiner, 1924. - 430 S.

192. Warda, A. Immanuel Kants Bücher: mit einer getreuen Nachbildung des bisher einzigen bekannten Abzuges des Versteigerungskataloges der Bibliothek Kants / A. Warda. - Berlin: Verlag von Martin Breslauer, 1922. - 56 S.

193. Weyand, K., Lehmann G. Ein Reinschriftfragment zu Kants „Streit der Fakultäten" / K. Weyand, G. Lehmann // Kant-Studien. - 1959. - Bd. 51. - S. 310.

194. Wiederholter Aufruf an die deutsche Nation // Ewiger Friede? Dokumente einer deutschen Diskussion um 1800 / hrsg. von A. und W. Dietze. - Leipzig; Weimar: Kiepenheimer, 1989. - S. 72-78.

195. Wieland, C.M. Eine neue politische Idee, zu einem ewigen Frieden in Europa / C.M. Wieland // Ewiger Friede? Dokumente einer deutschen Diskussion um

1800 / hrsg. von A. und W. Dietze. - Leipzig; Weimar: Kiepenheimer, 1989. -S. 488.

196. Wieland, C.M. Über Krieg und Frieden / C.M. Wieland // Ewiger Friede? Dokumente einer deutschen Diskussion um 1800 / hrsg. von A. und W. Dietze.

- Leipzig; Weimar: Kiepenheimer, 1989. - S. 59-68.

197. Wilhelm Humboldt in einem Briefe vom 11. Dezember 1795 an Friedrich Schiller / W. Humboldt // Ewiger Friede? Dokumente einer deutschen Diskussion um 1800 / hrsg. von A. und W. Dietze. - Leipzig; Weimar: Kiepenheimer, 1989. - S. 125.

198. Williams, H. Kant's Political Philosophy / H. Williams. - Oxford: Blackwell, 1983. - 292 S.

199. Williams, H. Metamorphosis or Palingenesis? Political Change in Kant / H. Williams // The Review Of Politics. - 2001. - Vol. 63. - No. 4. - Pp. 693-722.

200. Wittichen, P. Kant und Burke / P. Wittichen // Historische Zeitschrift. - 1904. -Bd. 93. - Heft 2. - S. 253-255.

201. Wolff, Ch. Grundsätze des Natur- und Völckerrechts: worinn alle Verbindlichkeiten und alle Rechte aus der Natur des Menschen in einem beständigen Zusammenhange hergeleitet werden / Ch. Wolff. - Halle im Magdeburgischen: Renger, 1754. - 920 S.

202. Wolff, Ch. Vernünftige Gedancken von dem gesellschaftlichen Leben der Menschen und insonderheit dem gemeinen Wesen zu Beförderung der Glückseeligkeit des menschlichen Geschlechtes: Den Liebhabern der Wahrheit mitgetheilet (Deutsche Politik) / Ch. Wolff. - Frankfurt; Leipzig: Renger, 1725.

- 626 S.

203. Wolff, Ch. Vernünftige Gedancken Von der Menschen Thun und Lassen: Zu Beförderung ihrer Glückseeligkeit (Deutsche Ethik) / Ch. Wolff. - Frankfurt und Leipzig, 1728. - 710 S.

204. Wolff, Ch. Vernünftige Gedanken von Gott, der Welt und der Seele des Menschen / Ch. Wolff. - Frankfurt a. M.: Andreä und Hort, 1733. - 675 S.

205. Zande, J. van der. The Microscope of Experience: Christian Garve's Translation of Cicero's "De Officiis" (1783) / J. van der Zande // Journal of the History of Ideas. - 1998. - Vol. 59. - No. 1. - Pp. 75-94.

206. Zande, J. van der. In the Image of Cicero: German Philosophy between Wolff and Kant / J. van der Zande // Journal of the History of Ideas. - 1995. - Vol. 56.

- No. 3. - Pp. 419-442.

207. Zimmerman, H. Friedrich Gentz: Die Erfindung der Realpolitik / H. Zimmermann. - Paderborn: Schöningh, 2012. - 344 S.

208. Zöller, G. Kant's Political Anthropology / G. Zöller // Kant Yearbook. - 2011. -Vol. 3. Anthropology. - Pp. 131-162.

209. Zöllner, J.F. Der Affe. Ein Fabelchen / J.F. Zöllner // Berlinische Monatsschrift.

- 1784. - Bd. 2. - S. 480.

210. Zöllner, J.F. Ist es rathsam, das Ehebündniß ferner durch die Religion zu sancieren? / J.F. Zöllner // Berlinische Monatsschrift. - 1783. - Bd. 2. - S. 508517.

Таблица 1. Примеры полемических триад в трактате Канта «К вечному миру»

699

согласно «когнитивному подходу»699

Убеждения «субъекта аргументации» (автора) Убеждения «адресата аргументации» «Набор аргументов»

Форма правления должна быть республиканской (с. 373, 381) «Лучшее правление то, которое лучше ведется» (с. 383) Государство возможно создать даже если народ состоит из дьяволов, поскольку задача заключается в правильном упорядочивании противодействующих друг другу эгоистических склонностей (с. 419)

Республиканское устройство — единственное, вполне соответствующее идее права (с. 419) Люди со своими эгоистическими склонностями не способны к республиканскому устройству (с. 419)

Народ должен объединиться в государство согласно принципам свободы и равенства (с. 453) Люди, объединяющиеся в государство, подчинены механизму природы, поэтому принципы моральной политики неэффективны, а её цели неосуществимы (с. 453) Попытки воплотить в государстве принципы свободы и равенства граждан терпели крах только в случае неправильной организации власти: например, в демократии без представительной системы (с. 453, 455). Правление в духе республики возможно даже в рамках монархической формы государства, важен сам способ правления (с. 383)

Глубокое презрение вызывает у нас свобода в отношениях между нецивилизованными народами, которая оборачивается постоянными вооружёнными конфликтами (с. 387) Склонность к войне свойственна человеческой природе и благородна, в основе неё лежит не корыстолюбие, а честолюбие (с. 415) «Война дурна тем, что больше создает злых людей, чем уничтожает их» (якобы высказывание Антисфена) (с. 417)

Единственный разумный способ выхода из состояния постоянной войны — создание государства народов (с. 395) Самостоятельные государства решительно не желают создавать единое государство народов, исходя из своего понятия международного права (с. 395) В качестве альтернативы единому всемирному государству следует создать союз государств, направленный на обеспечение свободы каждого государства (с. 391)

699 Все цит. по: Кант И. К вечному миру // Кант И. Соч. На нем. и рус. яз. Т. 1. М., 1994.

Приложение 1 (продолжение)

Убеждения «субъекта аргументации» (автора) Убеждения «адресата аргументации» «Набор аргументов»

Заключение мирного договора отменяет все старые претензии (с. 357) Международный договор допустимо не соблюдать, если это стало невыгодным, поскольку глава государства - это всего лишь его высший слуга (с. 473) Публичное оглашение допустимости несоблюдения договоров вызовет неодобрение других государств, сопротивление с их стороны и нежелание сотрудничать (с. 469) Сохранение старых претензий на будущее - иезуитская казуистика, недостойная правителей и министров (с. 357)

Таблица 2. Сопоставление трёх групп политических принципов завоевания и удержания власти700

Принципы экспансии (увеличения власти) в международных отношениях Принципы, которые, по Канту, отстаивает Х. Гарве « Софистические положения» политика-практика

несоблюдение международных договоров, которые в новых условиях стали невыгодны, под предлогом должностной обязанности служения своему государству (с. 469) reservatio mentalis: международные договоры допустимо при случае толковать в свою пользу и сразу составлять соответствующим образом (с. 473) «Разделяй и властвуй» (с. 445)

Si fecisti, nega (отрицание и перекладывание своей вины): природа человека воинственна, и лучшая защита от чужого нападения - напасть самому якобы для упреждения; мятежи возникают не в ответ на политику правителей, а ввиду «строптивости подданных» (с. 443)

упреждающее нападение на державу, которая выросла в своём могуществе до «угрожающих размеров» (с. 469, 471) пробабилизм — «стремление ложно приписывать другим злые намерения», что позволяет оправдать упреждающее нападение (с. 473)

подчинение и присоединение малого государства, которое нарушает якобы важную связь между частями большего государства (с. 471) peccatum philosophicum: поглощение малого государства большим - ради блага большего как «общего блага» (с. 475)

Fac et excusa: не упускать случая, благоприятствующего самовольному захвату власти над своим или другим народом (с. 443)

700 Все цит. по: Кант И. К вечному миру // Кант И. Соч. На нем. и рус. яз. Т. 1. М., 1994.

Свойства человеческой природы и принципы «моральной политики»

«Политический моралист» «Люди» «Человек» «Моральный политик»

- ценность могущества, макиавеллизм («максимы лжеполитики») - эвдемонизм, «материальный принцип» - воинственность - упрямство и склонность к возмущению - страсть к разрушению - враждебность из ревности и соперничества - сдерживание аморальных склонностей правовым устройством и исполнительной властью;

- установка на благоволение вместо долга, патернализм - дух придирок, способ «действия механизма по деспотически установленным законам принуждения». механистичность, натурализм, отсутствие свободы леность и малодушие - постепенное воплощение принципов чистого права путём реформ; - справедливая политика и справедливое правовое устройство как средство воспитания правосознания в народе

- приспособленчество, «каждое существующее устройство -наилучшее» - знание людей, антропологический пессимизм - оправдание преступлений ссылками на слабость человеческой природы отсутствие прогресса, невозможность прогресса, «испорченность» -недобросовестность -неискренность -подозрительность -уважение к праву -свобода воли

Таблица 1. Опоры убеждения у «адресата аргументации»

Ценности Интересы Установки

- могущество государства - благосостояние государства - счастье народа - опыт истории - знание людей, света - правопорядок - власть - личная выгода - приспособление к существующим обстоятельствам - сила - сохранение своего достоинства - эвдемонизм - эмпиризм - подчинение принципов цели - принцип благоволения - «дух придирок» - механицизм и натурализм - неискренность - недобросовестность - подозрительность

Таблица 2. Общие и противоположные факторы в модели исходного и целевого убеждения

Факторы исходного убеждения Факторы целевого убеждения

Согласие политики с моралью

Вечное, намеренное несоблюдение чистого права Улучшения правового устройства

Люди как они есть Человек и то, что из него можно сделать

Слабость правомерных устройств

Зависимость от цели; подчинение принципов цели Стремление к справедливости

Следование принципам

Счастье и физическое благо государства Правовое устройство

Личная выгода Долг

Приспособление к действующему праву Реформы

Опыт истории Отклонения от теории

Устройства, лучше всего сохранившиеся Коллективное единство объединённой воли

Механизм природы Свобода и самостоятельность

Неспособность к добру, испорченность Способность воспринимать чистую идею авторитета закона и вырабатывать собственное законодательство

Неопределённость, неясность Простота

Сложность

Самодостаточность и вечность зла Саморазрушительность зла

Принуждение деспотически-механическое Принуждение по принципам свободы

Уловки, неискренность, софистические максимы Искренность, публичность

Оправдание преступлений ссылками на слабости человеческой природы

Дух придирок Способность управлять деспотически устроенным государством в духе республики

Благоволение (обусловленный долг любви) Пользование чистым правом со всей строгостью

Неравенство Равноправие

Таблица 1. Вероятные источники политико-антропологических убеждений, подвергнутых Кантом критике, и адресаты непрямой полемики (неявные оппоненты)

Персоналия Предмет критики

Н. Макиавелли Макиавеллизм как политическая стратегия и тактика; «Политический морализм» антропологический пессимизм

Т. Гоббс

Ж. Ламетри, К. Гельвеций, П. Гольбах Механицизм и натурализм (однако, не последовательные)

Д. Юм Натурализм в антропологии и философии морали

Х. Вольф Механицизм как финализм («совершенство») Патернализм

Таблица 2. Подтверждённые источники политико-антропологических убеждений, критикуемые Кантом (явные или неявные прямые оппоненты -современники Канта)

Персоналия Предмет критики

М. Мендельсон абдеритизм (скептицизм в вопросе о моральном прогрессе)

А. Кестнер сословные привилегии практическая сила теории

Ю. Мёзер Сословные привилегии Неуважение к праву (к равноправию) Ориентация на опыт

Фридрих II Великий Макиавеллизм Антропологический пессимизм

Х. Гарве - эвдемонизм и утилитаризм; - финалистский консерватизм (вольфианское «совершенство») - теория баланса сил - понимание безопасности как могущества - оправдание макиавеллизма (или уступка ему) - ориентация на опыт, уроки истории (эмпиризм) - сложность принципов самих по себе и их сочетания

Ф. фон Генц, А. В. Реберг - «политический морализм» - эвдемонизм и утилитаризм - ориентация на опыт, уроки истории (эмпиризм)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.