Полифоническая техника в струнных квартетах Н.Я. Мясковского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Зайцев, Григорий Сергеевич

  • Зайцев, Григорий Сергеевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2013, МоскваМосква
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 218
Зайцев, Григорий Сергеевич. Полифоническая техника в струнных квартетах Н.Я. Мясковского: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2013. 218 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Зайцев, Григорий Сергеевич

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Струнные квартеты Мясковского

1.1 Степень изученности вопроса

1.2 Историческое значение струнных квартетов Мясковского.

Хронология его квартетного творчества

1.3 Основные этапы эволюции полифонической техники в квартетах

Мясковского

Глава 2. Виды полифонической техники

в квартетах Мясковского

2.1. Основные виды полифонической техники

a) Имитации

b) Сложный контрапункт

c) Каноны

2.2. Особые виды полифонической техники

a) Техника «голосообмена»

b) Полифония пластов

c) Разнотемная полифония

Глава 3. Полифонические формы

3.1. Фугированные формы: особенности, функции, типы

3.2. «Большая полифоническая форма»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список литературы

Приложение 1

Приложение 2

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Полифоническая техника в струнных квартетах Н.Я. Мясковского»

Введение

Квартеты Н.Я. Мясковского занимают особое место в истории отечественной камерной музыки, являясь значительным явлением на пути от сочинений А.К. Глазунова и С.И. Танеева к квартетным опусам Д.Д. Шостаковича. Своим творчеством, музыкально-общественной и педагогической деятельностью Мясковский заложил школу квартетного письма, представленную как его произведениями, так и сочинениями его многочисленных учеников, в числе которых - Е.К. Голубев, Д.Б. Кабалевский, АЛ. Локшин, A.B. Мосолов, Н.И. Пейко, Л.А. Половинкин, М.Л. Старокадомский, А.И. Хачатурян, Б.А. Чайковский, В.Я. Шебалин и др. В последние годы отечественная и зарубежная музыкальная общественность проявляет к творчеству Мясковского все возрастающий интерес: вышли в свет несколько масштабных собраний аудиозаписей симфонической музыки композитора1, были выпущены

2 3

аудиозаписи всех квартетов , а также всех фортепианных сонат , появился сайт, посвященный Мясковскому'1. С 2009 года в стенах Московской консерватории проводится международный конкурс носящий имя композитора5, Мясковскому посвящаются сочинения современных авторов (причем не только живущих в России)6, решением ученого совета МГК им. Чайковского от 28 ноября 2006 года именем Мясковского назван бывший Белый зал Московской консерватории. Также, среди новейших свидетельств интереса к личности композитора можно назвать телепередачу канала Культура «Невольник чести» (2006), повествующую о жизни и творчестве Мясковского, научно-популярный фильм Б.Г. Дворкина

1 Все симфонии под лейблом Olympia (ГАСО под управлением Е.Ф. Светланова / 2002), избранные симфонии под лейблами Marco Polo (Оркестр радио Чехословакии под управлением Р. Станковского / 1992-1994), Naxos (Академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Д.А. Яблонского / 2003-2004), Northern flowers (Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением A.B. Титова / 2009-2011).

2 Russian Disc: RDCD (Квартет имени С.И. Танеева / 1996-1997).

3 Под лейблами Olympia (M. Маклахлен / 1993 и 2001 ) и Marco Polo (Э. Хегедус / 1992-1994).

4 http://mvw.mvaskovsky.ru

5 Конкурс молодых композиторов им. Мясковского проводится с регулярностью раз в два года.

6 С именем Мясковского связаны три произведения украинского композитора A.C. Войтенко: «Spirit of solitude» - вариации на тему Мясковского для фортепиано (2003), Траурная музыка - вариации на тему Мясковского для камерного оркестра (2004) и «Silentium» - эпитафия памяти Мясковского для маримбы соло (2010).

«НЯМА» (2008), а также, одну из телепередач цикла A.M. Варгафтика «Партитуры не горят» - «Мясковский: Шестая симфония» (2008).

В наши дни музыка композитора звучит по всему миру: от Японии до Соединенных Штатов Америки. В числе исполнителей произведений Мясковского - выдающиеся музыканты современности: Э. Акс, В.А. Гергиев, Йо-йо Ма, Г.Н. Рождественский, В.В.Репин, В.И.Федосеев, Н.Ярви и другие. Однако, несмотря на востребованность музыки Мясковского у исполнителей и слушателей, в музыковедении многие его сочинения недостаточно исследованы, что препятствует созданию целостного «портрета» композитора и заслуженной оценке значения его творчества в музыкальной культуре.

Степень разработанности темы исследования: к сфере малоизученных сочинений Мясковского относятся струнные квартеты и, в частности, полифоническая техника в них. Как известно, квартетный жанр, наряду с симфониями, занимает важнейшее место в творческом наследии этого композитора. Однако, до настоящего времени, в отечественной музыкальной науке квартетная полифония Мясковского была рассмотрена лишь выборочно, а в зарубежном музыкознании вовсе не освещалась.

Проблема полифонии в квартетах Мясковского была затронута в исследованиях, посвященных русской полифонии XX века: «История полифонии

п

в ее важнейших явлениях» В.В. Протопопова и «Полифония в русской музыке

о

XX века» И.К. Кузнецова. В своей работе Протопопов рассматривает принципы большой полифонической формы (термин Вл. Протопопова) на примере избранных (преимущественно поздних) квартетов композитора. В новейшем исследовании Кузнецова (в котором рассматривается семь квартетов Мясковского) развиваются и обогащаются идеи Протопопова о большой полифонической форме и её роли в квартетах композитора. К названным работам примыкает и небольшая статья Г.И. Литинского9, кратко характеризующая общие принципы полифонической фактуры в квартетных сочинениях Мясковского.

7 Протопопов В.В. История полифонии в ее важнейших явлениях. М., 1962. С. 228-249.

8 Кузнецов И.К. Полифония в русской музыке XX века. Выпуск 1: Учебное пособие. М.: Издательство "ДЕКА-ВС", 2013. С. 61-96.

9 Литинский Г.И. О полифонии Мясковского: Страницы монографии // Муз. академия. 2001. N 1. С. 4754 .

Специальному исследованию полифонии в квартетах Мясковского посвящена всего одна крупная научная работа - диссертация Л.В. Решетняк10, в которой внимание исследователя сосредоточено на рассмотрении интонационного аспекта полифонического тематизма и крупных имитационных форм, таких как фуги и фугато. Остальные полифонические формы рассматриваются Решетняк выборочно или вовсе не рассматриваются. Таким образом, работы, посвященной целостному анализу полифонической техники в квартетах Мясковского на данный момент нет, а неизученность рукописей ранних квартетов оставляет открытым вопрос о степени позднейшего редактирования этих циклов, что создает трудности в понимании эволюции полифонического стиля композитора. По этой причине потребность в исследовании этого вопроса необходима, что и обусловливает актуальность настоящей работы.

Основная проблема диссертации - комплексное исследование полифонической техники Мясковского в контексте композиции его струнных квартетов.

Цель работы - характеристика особенностей полифонического мышления Мясковского на примере его струнных квартетов. Исходя из названной цели, предполагается рассмотреть ряд задач:

- исследовать полифоническую технику в квартетах с точки зрения приоритетности тех или иных форм полифонического изложения, выявить закономерности и специфику их использования;

-рассмотреть особенности полифонических явлений в их соотношении с гармонией, формой, инструментовкой;

-исследовать крупные полифонические формы (фуги и фугато), выявить их значение в цикле, а также рассмотреть особенности так называемой большой полифонической формы',

- уточнить хронологию создания квартетов композитора и сравнить полифоническую технику в сочинениях разного времени написания.

10 Решетняк. Л. В. Полифония в квартетах Н.Я. Мясковского. Дисс... канд. иск. М., 1985. 145 с.

Задачами исследования определяются его методы. В качестве принципиально важного для работы использован традиционный для отечественной аналитической школы метод полифонического анализа (основы которого были заложены С.И. Танеевым и развиты С.С. Скребковым, В.В. Протопоповым, А.Н. Дмитриевым и др.). Этот метод является основополагающим в работах современных исследователей, таких как: Е.В. Вязкова, Ю.К Евдокимова, В.В. Задерацкий, И.К.Кузнецов, А.П. Милка, Н.А. Симакова, А.Г. Чугаев и др. Также в нашем исследовании широко использован метод структурно-функционального анализа. При рассмотрении отдельных произведений и связанных с ними исторических фактов нами был использован исторический подход, а также применен его компаративный аспект, позволяющий через сравнение (с другими сочинениями композитора и сочинениями его современников) выявить характерные черты полифонической техники Мясковского. В работе с архивными документами (для восстановления хронологии квартетов и наблюдения над процессом работы композитора) в необходимом для данного исследования объеме использовались методы текстологии.

Объектом исследования является квартетное наследие Мясковского, а предметом исследования - полифоническая техника в них. В связи с этим, материалом исследования стали все тринадцать квартетов композитора (ор. 33 № 1-4, ор. 47, ор. 49, ор. 55, ор. 59, ор. 62, ор. 67 № 1-2, ор. 77, ор. 86), причем не только опубликованные их варианты, но и автографы (дирекционы11, клавиры, ранние версии партитур, наброски).

Научная новизна исследования: впервые полифоническая техника квартетов Мясковского рассмотрена как целостное явление, предложена периодизация квартетов на основе уточненной хронологии (воссозданной по черновикам квартетных партитур и иным документам композитора, хранящимся в архивах ВМОМК им. М.И. Глинки и РГАЛИ), рассмотрено применение нестандартных

11 Сокращенная партитурная запись (скоропись), как правило, записанная на двух, реже трех строчках.

полифонических техник и разнообразные возможности применения большой полифонической формы.

На защиту выносятся следующие положения: -полифоническая техника в квартетах Мясковского занимает важное место и во многом определяет их самобытность;

-в полифоническом письме композитора можно выделить некоторые инвариантные качества и типы техник, присущие квартетным сочинениям всех периодов творчества; - наряду с чертами преемственности в области полифонической фактуры, в квартетных опусах Мясковского присутствует значительное число новаций, существенных для понимания его композиторской техники.

Теоретическая и практическая значимость исследования: материалы диссертации могут быть использованы в курсах лекций по истории отечественной музыки, истории полифонии, истории струнно-смычкового исполнительского искусства, в курсе практической инструментовки и полифонии на кафедрах композиции (сочинения), а также на кафедрах камерного ансамбля.

Положения и результаты исследования прошли апробацию, неоднократно обсуждаясь на заседаниях кафедры аналитического музыкознания РАМ им. Гнесиных, а также были представлены в виде докладов на научных конференциях:

• «Исследования молодых музыковедов» - РАМ им. Гнесиных (2011)

• «Музыка XX - начала XXI веков: новый взгляд на творчество московских композиторов» - Союз московских композиторов (2011)

• «Музыковедение в XXI веке» - РАМ им. Гнесиных (2012)

• «Музыка отечественных композиторов в концертном и педагогическом репертуаре» - Союз московских композиторов (2012)

Основные положения работы опубликованы в 6 статьях (общий объем 3 печатных листа), включая альманах «Театр. Живопись. Кино. Музыка» (выпуск 1, 2012), рекомендованный ВАК Министерства образования и науки РФ.

Структура диссертации следующая: Введение, три главы, Заключение, Список литературы и Приложение.

Во Введении обоснованы актуальность и новизна темы, ставятся цели и задачи исследования, определяется ее объект, предмет, материал, а также принципиальные для данной работы методы.

Первая глава посвящена обзору струнных квартетов Мясковского: степени их изученности в отечественном и зарубежном музыкознании, уточнению датировок каждого из этих сочинений, в связи с чем предложена их периодизация, опирающаяся на впервые введенные в музыкальную науку архивные документы композитора.

В первом разделе второй главы анализируются основные типы форм полифонического изложения, использующиеся в квартетах, наиболее характерные особенности их применения. Во втором разделе второй главы внимание сосредоточено на рассмотрении особых форм полифонического изложения, которые не столь часто использовались композитором. Здесь, наряду с анализом разнотемной полифонии, рассматривается взаимодействие полифонии и гармонии, полифонии и инструментовки.

В третьей главе рассматривается полифония в контексте квартетного цикла в целом. В первом разделе третьей главы приводится типология фугированных полифонических форм и анализируется их роль как в форме отдельной части квартета, так и в квартете, как многочастном цикле. Во втором разделе третьей главы исследуется образование большой полифонической формы: предлагается классификация ее видов, рассматривается эволюция этого явления, ее реализация в «форме-процессе» и «форме-кристалле».

В Заключении изложены основные выводы работы. В конце диссертации приводится Список литературы. В Приложении для демонстрации исторического контекста, в котором создавались квартеты Мясковского дается составленная нами хронологическая таблица-перечень наиболее значимых квартетных сочинений первой половины XX века (около 350 произведений), а также список всех нотных примеров и схем. Нотные примеры и схемы включены в основной текст диссертации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Зайцев, Григорий Сергеевич

Заключение

Н.Я. Мясковский - выдающийся отечественный композитор, оставивший существенный след в истории музыки первой половины XX века. По праву его имя стоит в числе наиболее крупных симфонистов прошлого столетия. Однако, его роль в создании камерных сочинений и в том числе произведений квартетного жанра не менее значительна.

В данной работе освещались вопросы полифонической техники Мясковского в его струнных квартетах, были сделаны следующие выводы:

1) с одной стороны, квартетная полифония Мясковского включает в себя (в переосмысленном виде) многие достижения конца XIX-начала XX века (здесь можно наблюдать определенную преемственность с произведениями П.И. Чайковского, С.И. Танеева и др.), с другой стороны, полифоническая техника композитора имеет и яркие самобытные черты (сюда следует отнести такие явления как «голосообмен», каноны в обращении с нулевой временной дистанцией во вступлении голосов, следующие подряд первоначальное и производное соединение вертикально-подвижного контрапункта и т.д.);

2) полифоническая техника занимает одно из важнейших мест в фактуре и драматургии его струнных квартетов автора, здесь имеет значение не только её качественный, но и количественный показатель - полифонизация в некоторых частях квартета доходит практически до максимальных пределов, то есть используется почти в каждом такте (см. квартет № 2 - 3-я часть, квартет № 3 - 1-я и 2-я части, квартет № 4 - 4-я часть, квартет № 5 - 2-я часть, квартет № 6 - 3-я

367

часть, квартет № 12 - 2-я и 3-я части, квартет № 13 - 1-я и 2-я части) ;

3) в полифонической технике композитора можно выявить некоторые инвариантные особенности, типичные для квартетов всех периодов творчества. К ним следует отнести объединение полифонических эпизодов в большой полифонической форме, а также различную драматургическую роль малопротяженных и длительнопротяженных форм

367 Степень полифонизации ткани в указанных частях квартетов достигает 60-70%. полифонического изложения (проводя аналогию можно назвать первые катализаторами, а вторые ингибиторами).

4) несмотря на наличие определенных инвариантных особенностей, в области полифонической техники в квартетах Мясковского наблюдается определенная эволюция. От многообразия «классических» полифонических форм (точных воспроизведений материала в канонах, различных видах сложного контрапункти и т. д.) автор постепенно приходит к существенному их переосмыслению: формы полифонического изложения подвергаются вариантно-вариационным изменениям, становятся гибче, прихотливее, тоньше интегрируются в структуру формы.

5) изучение архивных дирекционов и набросков, а также дневниковых записей композитора дало возможность уточнить хронологию обращения композитора к квартетному жанру, прояснить последовательность создания партитур и их переработок. Изучение рукописей позволило проследить за процессом создания произведений, сравнить первоначальные версии и окончательный вид сочинений, что часто давало «подсказки» для выстраивания аргументированных предположений о роли полифонических техник в квартетах композитора.

Как в симфонической музыке, так и в области музыки камерной, Мясковский всегда был ищущим художником, сумевшим привнести в эти жанры свой индивидуальный вклад. Композитору удалось создать свою самобытную квартетную фактуру во многом благодаря оригинальному использованию полифонической техники.

Исследование полифонической техники Н.Я. Мясковского нельзя считать законченным: в перспективе необходимо углубленное изучение его фортепианной, камерно-ансамблевой, камерно-вокальной и хоровой музыки. Отдельного рассмотрения требует вопрос влияния полифонической техники Мясковского на сочинения его учеников и коллег (особенно интересны сравнения квартетов Мясковского и квартетов Е.К. Голубева, Д.Б. Кабалевского, В.Я. Шебалина, а также С.С. Прокофьева и Д.Д. Шостаковича). Требует изучения и проблема влияния творчества Мясковского на зарубежных композиторов. Новые исследования в этих направлениях помогут раскрыть и по достоинству оценить подлинное историческое значение творчества выдающегося отечественного композитора - Николая Яковлевича Мясковского.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Зайцев, Григорий Сергеевич, 2013 год

Список литературы

1. Адигезалова, JL Л. Вариационный принцип развития песенных тем в советской симфонической музыке / Л. Л. Адигезалова // Вопросы современной музыки. — Л.: Музгиз, 1963. — С. 25-55.

2. Александров, А. Н. О 6-й симфонии Н. Я. Мясковского: Первое исполнение / А. Н. Александров // Муз. культура. — 1924. — № 1. — С. 6263.

3. Алексеев, А. Д. Русская фортепианная музыка (Конец XIX- начало XX века) / А. Д. Алексеев. — М., 1969. — 320 с.

4. Ануфриева, К. А. Музыка и ментальность Н. Я. Мясковского на фоне литературы: от символизма к экзистенциализму / К. А. Ануфриева // Концепты языка и культуры в творчестве Франца Кафки / Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова; Ред.: Б. С. Гецелев — Нижний Новгород : ДЕКОМ, 2005. — С. 192-193.

5. Асафьев, Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев. — 2-е изд., — Л. : Музыка, 1971. — 376 с.

6. Банщиков, Г. И. Законы функциональной инструментовки: учебное пособие / Г. И. Банщиков. — СПб. : Композитор , 1999. — 240 с.

7. Беляев, В. М. Мясковский, Гедике, Александров / В. М. Беляев // Современная музыка. — 1935. — № 8. — С. 22-29.

8. Белогрудов, О. А. Н. Я. Мясковский - критик / О. А. Белогрудов. — М. : Музыка, 1989. — 261 с.

9. Берлинский, В. А. Лучшая музыка написана для квартета / В. А. Берлинский // Музыкальное обозрение. — 2000. — № 1. — С 7.

10. Билалова, Т. В. Феномен "Петербургского текста" в русской камерно-вокальной лирике начала XX века : дисс... канд. иск.: 17.00.02. / Билалова Татьяна Владимировна. — Екатеринбург, 2005. — 224 с.

11. Бобрик, О. А. Венское издательство Universal Edition и советские музыканты: история сотрудничества в 1923-1945 годах : дисс... канд. иск.: 17.00.02. / Бобрик Олеся Анатольевна. — М., 2009. — 278 с.

12. Бобровский, В. П. Камерные инструментальные ансамбли Д. Шостаковича/ В. П. Бобровский. — М.: Сов. композитор, 1961. — 258 с.

13. Бобровский, В. П. О двух методах тематического развития в симфониях и квартетах Шостаковича / В. П. Бобровский // Дмитрий Шостакович. Сб. ст.; сост. Г. Ш. Орджоникидзе — М., 1967. — С. 359-397.

14. Бобровский, В. П. О переменности функций музыкальной формы / В. П. Бобровский. — М.: Музыка, 1970. — 227 с.

15. Бобровский, В. П. Функциональные основы музыкальной формы / В. П. Бобровский. — М.: Музыка, 1977. — 332 с.

16. Боганова, Т. В. Принципы полифонии в творчестве Н.Мясковского / Т. В. Боганова // Музыкально-теоретические проблемы советской музыки. -№ 1. - М.: Госмузиздат, 1963. - С. 88-103.

17. Бояринцева, А. А. Камерно-инструментальные ансамбли С.Прокофьева. Проблема стиля : дисс... канд. иск.: 17.00.02. / Бояринцева Алевтина Анатольевна. - Нижний Новгород, 2008. - 275 с.

18. Бэлза, И. Ф. Двадцать первая и Двадцать седьмая симфонии Н.Я.Мясковского / И. Ф.Бэлза. — 2-е изд., — М.: Госмузиздат, 1960. -38 с.

19. Василенко, С. Н. Инструментовка для симфонического оркестра: в двух томах / С. Н. Василенко; ред. Фортунатова, Ю.А. — Т.1. — М.: М.: Музгиз, 1952. —395 с.

20.Василенко, С. Н. Инструментовка для симфонического оркестра: в двух томах / С. Н. Василенко; ред. Фортунатова, Ю.А. — М.: Музгиз, 1959. — 624 с.

21. Васина-Гроссман, В. Н. Мясковский // Мастера советского романса / В. Н. Васина-Гроссман. — М., 1968. — С. 33-70.

22. Васина-Гроссман, В. Н. Последние произведения Н. Я. Мясковского (27-я симфония, 13-й струнный квартет) / В. Н. Васина-Гроссман // Сов. музыка. — 1951. —№3. —С. 35-39.

23. Веприк, А. М. Очерки по вопросам оркестровых стилей / А. М. Веприк. — М.: Сов. Композитор, 1961. — 453 с.

24. Веприк, А. М. Трактовка инструментов оркестра / А. М. Веприк. — М.: Музгиз, 1961. — 303 с.

25. Виноградов, В. С. Справочник-путеводитель по симфониям Н. Я. Мясковского / В. С. Виноградов. — М., 1954. — 205 с.

26. Власова, Е. С. Н. Я. Мясковский и А. А. Крейн. Из переписки / Е.С.Власова // Наследие: Русская музыка - мировая культура. Сборник статей, материалов, писем, воспоминаний: вып.1 / [коммент. Е.С. Власовой, Е.Г. Сорокиной] — М.: НИЦ МГК им. П. И. Чайковского. 2009. — С. 392400.

27. Власова, Е. С. 1948-й год в советской музыке / Е.С.Власова. — М. : Классика XXI, 2010. — 455 с.

28. Волков, К. Е. Фольклор и современное композиторское творчество / К.Е.Волков // Сов. музыка. — 1982. — № 11. — С. 25-33.

' 29. Волынский, Э. И. Драматургические функции полифонии в сонатной форме Мясковского / Э. И.Волынский // Вопросы анализа музыкального стиля. — Саратов : Издательство Саратовского университета, 1991. — С. 107-121.

30. Воробьев, И. С. Русский авангард и творчество Александра Мосолова 1920 -1930-х годов / И. С. Воробьев. — 2-е изд., — СПб. : Композитор, 2006. — 324 с.

31. Воробьев, И. С., Синайская, А. В. Композиторы русского авангарда. Михаил Матюшин, Артур Лурье, Владимир Щербачев, Гавриил Попов, Александр Мосолов / И. С. Воробьев, А. В. Синайская. — СПб.: Композитор, 2007. — 160 с.

32. ГаукА. В. Из воспоминаний о пройденном пути (...о встречах с Мясковским) / A.B. Гаук // Сов. музыка. — 1957. — № 12. — С. 84-86.

33. Георгиевская, О. В. Полифония С. В. Рахманинова как звуковой феномен : дисс... канд. иск.: 17.00.02. / Георгиевская Ольга Владимировна. — М., 2004 — 204 с.

34. Гинзбург, JI. С. Виолончельный концерт Н. Мясковского / JI. С. Гинзбург // Сов. музыка. — 1946. — № 1. — С. 42-52.

35. Гнесин, M. Ф. Начальный курс практической композиции / М. Ф. Гнесин.

— М.-Л— 1941. — 206 с.

36. Головинский, Г. JI. Камерные ансамбли А. Бородина / Г. J1. Головинский.

— М. : Музыка, 1972. —312 с.

37. Горбатов, Д. Е Проблема Мясковского [Электронный ресурс] / Д. Е Горбатов // Композитор Николай Яковлевич Мясковский. Официальный сайт. — Режим доступа : http://www.myaskovsky.ru/?id=54

38. Гулинская, 3. К. Н.Я.Мясковский / 3. К. Гулинская. — 2-е изд., — М. : Музыка, 1985. — 190 с.

39. Гульд, Г. Музыка в Советском Союзе / Г. Гулд; пер. Хитрук А. // Муз. академия. — 1998. — N 2. — С. 45-55.

40. Давидян, Р. Р. Квартетное искусство / P.P. Давидян. — М. : Музыка, 1984.

— 270 с.

41. Данилевич, JI. В. Двадцать четвертая симфония Мясковского / JI.B. Данилевич // Сов. музыка. — 1946. — № 4. — С. 37-41.

42. Данилевич, JT. В. О симфонической драматургии (5-я, 15-я, 16-я, 21-я, 24-я, 27-я симфонии Мясковского) / JI.B. Данилевич // Сов. музыка. — 1952. — № 12. —С. 35-38.

43. Данилевич, JÏ. В. Н.Я.Мясковский (К 75-летию со дня рождения) / Л.В. Данилевич // Сов. музыка. — № 2. — М., 1956. — С. 16-28.

44. Дехтяренко, Е. В. Квартеты Д. Д. Шостаковича. Стиль и исполнительские принципы : дисс... канд. иск.: 17.00.02. / Дехтяренко Евгения Витальевна — Магнитогорск, 2009. — 218с.

45. Джердималиева, Г. М. Творческий метод Н. Я. Мясковского (по материалам архива композитора) : дисс... канд. иск.: 17.00.02. / Джердималиева Гульнара Мурзатовна — М., 1986. — 188 с.

46. Дмитриев, А. Н. Полифония как фактор формообразования / А. Н. Дмитриев. — Л. : Музгиз, 1962. — 488 с.

47. Добрынина, Е. Н. Мясковский и его последняя симфония / Е. Н. Добрынина // Муз. жизнь. — 1960. — № 15. — С. 10-11.

48. Долинская, Е. Б. Фортепианное творчество Н. Я. Мясковского / Е. Б. Долинская. — М., 1980. — 205 с.

49. Долинская, Е. Б. О национально-характерном в творчестве Мясковского / Е. Б. Долинская // Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыки/ Сборник трудов МГК им. П. И. Чайковского. — М., 1980. — С. 2336.

50. Долинская, Е. Б. Метнер и Мясковский (к опыту сравнительной характеристики) / Е. Б. Долинская // Сов. музыка. — 1981. — № 8. — С.71-78.

51. Долинская, Е. Б. Стиль инструментального творчества Н. Я. Мясковского и современность : дисс... докт. иск.: 17.00.02. / Долинская Елена Борисовна — М., 1983. —408 с.

52. Долинская, Е. Б. О стиле квартетов Н. Я. Мясковского / Е. Б. Долинская // Музыкальный современник Вып. 5. — М. : Сов. композитор, 1984. — С. 5775.

53. Долинская, Е. Б. Прокофьев и Мясковский / Е. Б. Долинская // Московский музыковед : Ежегодник. Вып. 2. — М.: Музыка, 1991. — С. 88-101.

54. Долинская, Е. Б. Прокофьев и Мясковский. Год 1927. И не только / Е. Б. Долинская // Музыкант. — 2003. — № 12. — С. 2-7.

55. Дубинец, Е. A. Made in the USA: Музыка - это всё, что звучит вокруг / Е. А. Дубинец. — М.: Издательский Дом «Композитор», 2006. —416 с.

56. Дурандина, Е. Е. Камерные вокальные жанры в русской музыке XIX-XXвв.: Историко-стилевые аспекты : дисс... докт. иск.: 17.00.02. / Дурандина Елена Евгеньевна — М., 2002. — 381 с.

57. Евдокимова, Ю. К. История полифонии. Вып. 1. Многоголосие средневековья X-XIV вв. / Ю. К. Евдокимова. — М.: Музыка, 1983. — 454 с.

58. Евдокимова, Ю. К. История полифонии. Вып. 2А. Музыка эпохи Возрождения: XV в. / Ю. К. Евдокимова. — М.: Музыка, 1983. — 414 с.

59. Евдокимова, Ю. К. Учебник полифонии. Вып. 1. / Ю.К.Евдокимова. — М. : Музыка, 2000. — 158 с.

60. Ершова, Е. Д. К изучению камерного творчества Н. Мясковского / Е. Д. Ершова // Вопросы музыковедения. Труды. Гос. муз. пед. инст. им. Гнесиных. Вып. 2. — М., 1973. — С. 114-134.

61. Ершова, Е. Д. Некоторые вопросы музыкально-тематического единства в квартетах Н.Я.Мясковского : дисс... канд. иск.:17.00.02. / Ершова Елена Дмитриевна — М., 1974. — 184 с.

62. Ершова, Е. Д. Тематическая основа художественной слитности циклических форм в квартетах Мясковского / Е. Д. Ершова // Проблемы музыкальной науки. — М.: Композитор, 1979. — С. 23-45.

63. Ершова, Т. Н. Мясковский. Начало творческого пути / Т. Н. Ершова // Из истории русской и советской музыки. Вып.1. — М. : Музыка, 1971. — С. 29-63.

64. Ершова, Т. Н. Четвертая симфония Н. Я. Мясковского / Т. Н. Ершова // Из истории русской и советской музыки. Вып.2. — М.: Музыка, 1976. — С. 253-273.

65. Задерацкий, В. В. Полифония в инструментальных произведениях Д. Шостаковича / В. В. Задерацкий. — М.: Музыка, 1969. — 272 с.

66. Задерацкий, В. В. Музыкальная форма. Вып.2. / В. В. Задерацкий. — М. : Музыка, 2008. — 528 с.

67. Из писем молодого Прокофьева (1922-1934) // Музыка России — Вып. 6. — М.: Сов. композитор, 1986. с. 245-301.

68. Иконников, А. А. Пятый квартет Н. Мясковского / А. А. Иконников // Сов. музыка. — 1939. — № 12. — С. 77-80.

69. Иконников, А. А. Три квартета Н. Мясковского / А. А. Иконников // Сов. музыка. — 1946. — № 12. — С. 37-46.

70. Иконников, А. А. Художник наших дней Н. Я. Мясковский / А. А. Иконников. — М.: Музыка, 1966. — 426 с.

71. История русской музыки: Конец Х1Х-начало XX века. Т. 9 . / ред.: Ю. В. Келдыш, О. В. Левашова, М. П. Рахманова, А. Г. Соколов. — М. : Музыка, 1994. — 452 с.

72. История русской музыки: 1890-1917 годы. Т. 10 Б. / ред.: Л. 3. Корабельникова, Е. М. Левашов. — М.: Музыка, 2004. — 1072 с.

73. История современной отечественной музыки. Вып. 1. 1917-1941. Учебник. Вып. 1 / ред. М. Е. Тараканов. — М.: Музыка, 2005. — 480 с.

74. Кабалевский, Д. Б. Николай Яковлевич Мясковский (к 70-летию со дня рождения) / Д. Б. Кабалевский // Сов. музыка. — 1951. — № 4. — С. 18-34.

75. Кабалевский, Д. Б. Избранные статьи о музыке / Д.Б.Кабалевский. — М. : Сов. композитор, 1963. —363 с.

76. Кабалевский, Д. Б. Патриарх советской музыки / Д. Б. Кабалевский // Сов. музыка. — 1971. — № 4. — С. 40^17.

77. Карклинь, Л. А. Ладогармоническое строение произведений Н.Я.Мясковского : дисс... канд. иск.: 17.00.02. / Карклинь Людвиг Андреевич . — Р.-М., 1967. — 204 с.

78. Карклинь, Л. А. Гармония Н. Я. Мясковского / Л. А. Карклинь. — М.: Музыка, 1971. — 151 с.

79. Келдыш, Ю. В. Двенадцатая симфония Мясковского и некоторые проблемы советского симфонизма / Ю. В. Келдыш // Сов. музыка. — 1934. — №2, —С. 8-23.

80. Когоутек, Ц. Техника композиции в музыке XX века / Ц. Когоутек. — М.: Музыка, 1976. — 358 с.

81. Крейнина, Ю. В. Макс Регер: Жизнь и творчество / Ю. В. Крейнина. — М.: Музыка, 1991. — 203 с.

82. Крейтнер, Г. Г. Фортепианное творчество Н. Мясковского / Г. Г. Крейтнер. // Сов. музыка. — 1938. — № 9. — С. 9-14.

83. Крупина, Л. Л. Эволюция фуги Эволюция фуги: Уч. пос. по курсу полифонии / Л. Л. Крупина. — М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2001. — 188 с.

84. Кудряшов, Ю. В. Н. Я. Мясковский /10. В. Кудряшов. — Л., 1987. — 62 с.

85. Кузнецов, И. К. Полифония и форма в произведениях А. Шёнберга / И. К. Кузнецов // Арнольд Шёнберг: вчера, сегодня, завтра/ Материалы международной научной конференции. — М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2002. — С. 43-51.

86. Кузнецов, И. К. Теоретические основы полифонии XX века / И. К. Кузнецов. — М.: НТЦ «Консерватория», 1994. — 286 с.

87. Кузнецов, И. К. Полифония в русской музыке XX века. Вып. 1: Учебное пособие / И. К. Кузнецов. — М.: "ДЕКА-ВС", 2012. — 424 с.

88. Кунин, И. Ф. Н. Я. Мясковский / И. Ф. Кунин. — 2-е изд., — М.: Сов. композитор, 1981. — 190 с.

89. Курт, Э. Основы линеарного контрапункта. Мелодическая полифония Баха / Э. Курт. — М.: Музгиз, 1931. — 304 с.

90. Кюрегян, Т. С. Форма в музыке ХУН-ХХ веков / Т. С. Кюрегян. — М.: ТЦ «Сфера», 1998. —343 с.

91. Лавелина, Ж. А. Музыкально-исторический контекст как фактор оценки художественной значимости инструментальных квартетов Иоганнеса Брамса : дисс... канд. иск.: 17.00.02. / Лавелина ЖаннаАлийевна. — Новосибирск, 2005. — 267 с.

92. Ламм, О. П. Страницы творческой биографии Мясковского / О. П. Ламм. — М.: Сов. композитор, 1989. — 368 с.

93. Ливанова, Т. Н. Спор о Мясковском / Т.Н.Ливанова // Сов. музыка. — 1948. —№9. —С. 23-27.

94. Ливанова, Т. Н. Н. Я. Мясковский: творческий путь / Т. Н. Ливанова. — М. : Госмузиздат, 1953. — 409 с.

95. Литинский, Г. И. О полифонии Мясковского: Страницы монографии / Г. И. Литинский // Муз.-академия. — 2001. — № 1. — С. 47-54.

96. Локшин А. Л. - композитор и педагог / под ред. А. А. Локшина. — М. : Композитор 2006. — 144 с.

97. Магницкая, Т. Н. Принципы функционального взаимодействия голосов в полимелодической ткани струнных квартетов (к теории музыкальной фактуры) : дисс... канд. иск.: 17.00.02. / Магницкая Татьяна Николаевна. — М., 1979. —236 с.

98. Мазель, Л. А. Строение музыкальных произведений / Л. А. Мазель. — М., 1960. —465 с.

99. Мазель, Л. А. Вопросы анализа музыки. Опыт сближения теоретического музыкознания и эстетики / Л. А. Мазель. — М. : Сов. композитор, 1978. — 352 с.

100. Мазель, Л. А., Цуккерман, В. А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм / Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман. — М.: Музыка, 1967. — 751 с.

101. Малько, Н. А. Воспоминания. Статьи. Письма / Н. А. Малько. — Л.: Музыка, 1972. — 382 с.

102. Милка, А. П. Функциональность и музыкальная форма / А. П. Милка //Сов. музыка. — 1973. —№6. —С. 117-121.

103. Милка, А. П. Теоретические основы функциональности в музыке: исследование / А. П. Милка. — Л. : Музыка, 1982. — 150 с.

104. Михайлов, М. К. 5-я, 6-я, 16-я, 21-я, 27-я симфонии Николая Мясковского / М. К. Михайлов // 55 советских симфоний / ред. Б. А. Арапов, А. Н. Дмитриев, Г .Г. Тигранов. — Л., 1961, С. 127-165.

105. Моренов, В. В. Трактовка тонической функции в гармонии Мясковского / В. В. Моренов // Теоретические проблемы музыки XX века: вып. 1. — М.: Музыка, 1967.— С. 357-390.

106. Моренов, В. В. Вопросы ладофункционального строения музыки Н.Я.Мясковского : дисс... канд. иск.: 17.00.02. / Моренов Виктор Васильевич. — Горький, 1971. — 277 с.

107. Москалец, Ю. В. Русская фортепианная соната рубежа XIX-XX столетий в атмосфере художественных исканий эпохи : дисс... канд. иск.: 17.00.02. / Москалец Юлия Владимировна. — М., 2004. — 232 с.

108. Музыка суровых дней. Из переписки Н.Я.Мясковского с И.В.Петровым 1942 г. / [публикация и вступит, статья И. Салыгиной] // Сов. музыка. — 1975. — № 2. — С. 35-42.

109. Мюллер, Т. Ф. Полифонический анализ / Т.Ф.Мюллер. — М.: Музыка, 1964. — 238 с.

110. Н.Я.Мясковский: Статьи, письма, воспоминания в двух томах / [сост. С. И. Шлифштейн]. Т.1. — М.: Сов. композитор, 1959 — 358 с.

111. Н.Я.Мясковский: Статьи, письма, воспоминания в двух томах / [сост. С. И. Шлифштейн]. Т.2. — М. : Сов. композитор, 1960 — 587 с.

112. Н.Я.Мясковский. Нотографический справочник / [сост. С. И. Шлифштейн]. — М.: Сов. композитор, 1962. — 93 с.

113. Н.Я.Мясковский. Собрание материалов в двух томах. Т.1. — М.: Музыка, 1964. —393 с.

114. Н.Я.Мясковский. Собрание материалов в двух томах. Т.2. — М. : Музыка, 1964, —612 с.

115. Назайкинский, Е. В. Логика музыкальной композиции / Е. В. Назайкинский. — М. : Музыка, 1982. — 319 с.

116. Неизвестный Николай Мясковский: сб. ст. / [сост. Е.Б. Долинская]. — М. : Композитор, 2006. — 224 с.

117. Непознанный А.К. Лядов: сб. ст. и материалов / [сост. Т. А. Зайцева].

— Челябинск : MPI, 2009. — 400 с.

118. Николаева, Н. С. 13-й квартет Н.Я.Мясковского / Н.С.Николаева.

— М. : Госмузиздат, 1953. — 43 с.

119. Осипенко, Г. А. Камерно-инструментальное творчество Н. Я. Мясковского: лекция по курсу истории советской музыки / Г. А. Осипенко. — Новосибирск : Новосибирская государственная консерватория им М. И. Глинки, 1990. — 38 с.

120. Ойстрах, Д. Ф. Скрипичный концерт Н. Я. Мясковского. Заметки исполнителя / Д. Ф. Ойстрах // Сов. музыка. — 1938. — № 12. — С. 19-23.

121. Ойстрах, Д. Ф. Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма / Д. Ф. Ойстрах; [сост. В. Григорьев]. — М. : Музыка, 1978. — 288 с.

122. Петровская, Ю. С. Н.Я.Мясковский о музыке и музыкантах: (к 125-летию со дня рождения) / Ю. С. Петровская // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: Тезисы II Международная научно-практическая конференция 27 января 2006 г. — Тамбов : Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им. С. В. Рахманинова. 2006. — С. 189-192.

123. Письма Н. Я. Мясковского к Д. М. Мелких // Сов. музыка. — 1960. — №8. —С. 17-22.

124. Письма Н. Я. Мясковского к Б. В. Асафьеву // Сов. музыка. — 1960.

— №8. —С. 3-16.

125. Письма Н.Я.Мясковского к Д.Б.Кабалевскому 1937-1949 гг. // Сов. музыка. — 1971. — № 4. — С. 40-^7.

126. Попеляш, Л.В. Развитие гармонического языка в квартетах Мясковского / Л. В. Попеляш // Вопросы теории музыки, [сост. С.С. Скребков]. — М. : Музыка, 1968. — С. 299-323.

127. Попеляш, Л. В. Об эволюции музыкального языка Н. Я. Мясковского (на примере струнных квартетов) : дисс... канд. иск.: 17.00.02. / Попеляш Лидия Вячеславовна. — Киев, 1977. — 167 с.

128. Попеляш, Л. В. Некоторые черты циклической формы в поздних квартетах Мясковского / Л. В. Попеляш // Вопросы музыкальной формы. Вып. 3. — М.: Музыка, 1977. — С. 52-79.

129. Порфирьева, А. Л. Камерное-вокальное творчество Н. Я. Мясковского и новые пути развития русского романса первой трети XX века : дисс... канд. иск.: 17.00.02. / Порфирьева Анна Леонидовна. — Л., 1977. — 228 с.

130. Потяркина, Е. Е. К.Д.Бальмонт и русская музыка рубежа Х1Х-ХХ веков.: дисс... канд. иск.: 17.00.02. / Потяркина Елена Евгеньевна. — М., 2010. —315 с.

131. Праут, Э. Фуга / Э. Праут. — М.: Госмузиздат, 1922. — 238 с.

132. Прокофьев С. С. Автобиография / С. С. Прокофьев. — 2-е изд., — М.: Сов. композитор, 1982. — 600 с.

133. Прокофьев С.С. Дневник. 1907-1918 / С.С.Прокофьев. — Париж: БРЫКНУ, 2002. —813 с.

134. Прокофьев С. С. Дневник. 1919-1933 / С. С. Прокофьев. — Париж : БРККБУ, 2002, —891 с.

135. Протопопов, В. В. Контрастно-составные формы. / В. В. Протопопов // Сов. музыка. — 1962. — № 9. — С. 33-37.

136. Протопопов, В. В. История полифонии в ее важнейших явлениях: Русская классическая и советская музыка / В. В. Протопопов. — М.: Музыка, 1962. —295 с.

137. Протопопов, В. В. Вариационные процессы в музыкальной форме / В. В. Протопопов. — М: Музыка, 1967. — 151 с.

138. Протопопов, В. В. Полифония / В.В.Протопопов // Музыкальная энциклопедия, т.4. — М.: Сов. энциклопедия, 1978. — С. 344-363.

139. Протопопов, В. В. Н.Я.Мясковский: Десятая и Двадцать первая симфонии / В. В. Протопопов // Муз. академия. — 2005. — № 4. — С. 63-66.

140. Пустыльник, И. Я. Подвижной контрапункт и свободное письмо / И. Я. Пустыльник. — Л.: Музыка, 1967. — 142 с.

141. Раабен, Л. Н. Вопросы квартетного исполнительства / Л. Н. Раабен. — М., 1956. — 107 с.

142. Раабен, Л. Н. Инструментальный ансамбль в русской музыке / Л. Н. Раабен. — М., 1961. — 476 с.

143. Раабен, Л. Н. Советская камерно-инструментальная музыка / Л. Н. Раабен. — Л., 1963. — 340. с.

144. Раабен, Л. Н. Мастера советского камерно-инструментального ансамбля / Л. Н. Раабен. — Л., 1964. — 179 с.

145. Раабен, Л. Н. Советский инструментальный концерт / Л. Н. Раабен. — Л., 1967. —307 с.

146. Решетняк, Л. В. Фугированные формы в квартетах Н. Я. Мясковского / Л. В. Решетняк // Вопросы музыкальной формы Вып. № 4 — М., 1985. — С. 67-100.

147. Решетняк, Л. В. Полифония в квартетах Н.Я.Мясковского : дисс... канд. иск.: 17.00.02. / Решетняк Лидия Васильевна. — М., 1985. — 145 с.

148. Ручьевская, Е. А.Функции музыкальной темы / Е. А. Ручьевская. — Л. : Музыка, 1977. — 160 с.

149. С. С. Прокофьев Материалы, документы воспоминания (Сборник статей). — М., 1956. — 465 с.

150. С.С.Прокофьев и Н.Я.Мясковский Переписка / Ред. сост. Д. Б. Кабалевский. — М.: Музыка, 1977. — 599 с.

151. С.С.Прокофьев Письма, воспоминания, статьи: К 110-летию со дня рождения / Ред. сост. М. П. Рахманова. — М., 2001 — 254 с.

152. Сергей Прокофьев: Воспоминания, письма, статьи. — М.: "ДЕКА-ВС", 2004. —417 с.

153. Сабанеев, Л. Л. Воспоминания о России / Л.Л.Сабанеев. — М.: Классика XXI, 2005. — 268 с.

154. Свиридовская, H. Д. Музыкально-критическое наследие Серебряного века: самоинтерпретация эпохи : дисс... канд. иск.: 17.00.02. / Свиридовска Нина Давидовна — М., 2010. — 382 с.

155. Севастьянова, J1. В. Об эпико-стилевой ориентации тематизма в симфониях Мясковского / JI. В. Севастьянова // Вопросы анализа музыкального стиля. — Саратов : Издательство Саратовского университета, 1991. —С. 92-107.

156. Севастьянова, JI. В. Проблемы темообразования в симфониях Мясковского : дисс... канд. иск.: 17.00.02. / Севастьянова Лилия Васильевна. — Саратов, 1996. — 168 с.

157. Симакова, Н. А. К вопросу о стиле и творческом методе Н. Я. Мясковского / Н. А. Симакова. 1983. — 29 с. (рукопись).

158. Симакова, Н. А. Черты полифонического стиля Н. Я. Мясковского /на примерах его симфоний / Дипломная работа / Н. А. Симакова. — Московская консерватория, 1965. — 80 с. (рукопись).

159. Симакова, Н. А. Вокальные жанры эпохи Возрождения / Н. А. Симакова. — М. : Московская консерватория, 2002. — 362 с.

160. Симакова, Н. А. Контрапункт строгого стиля и фуга в двух томах / Н. А. Симакова.— Т.1. — М. : Издательский Дом «Композитор», 2002 — 528 с.

161. Симакова, Н. А. Контрапункт строгого стиля и фуга в двух томах / Н. А. Симакова. — Т.2. — М. : Издательский Дом «Композитор», 2007 — 800 с.

162. Синявская, Л. П. Струнный квартет в русской музыке: 1790-1860 гг. / Л. П. Синявская. — Екатеринбург : Научное издание УГК, 2004. — 290 с.

163. Скребкова, О. Л., Скребков, С. С. О некоторых особенностях полифонии в симфониях советских композиторов / О. Л. Скребкова, С. С. Скребков // Музыкальная фактура: Сб. тр. РАМ им. Гнесиных; Отв. ред.: Красникова Т. Н., Филатова М. С. — М., 2001. Вып. 146. — С. 226246.

164. Скребков, С. С. Полифонический анализ / С. С. Скребков. — М., 1940. — 184 с.

165. Скребков, С. С. Симфонический тематизм Мясковского / С. С. Скребков // Сов. музыка. — 1946. — № 4. — С. 42-55.

166. Скребков, С. С. Анализ музыкальных произведений / С. С. Скребков.

— М., 1958.—332 с.

167. Скребков, С. С. Полифония и полифонические формы / С. С. Скребков. — М., 1962. —46 с.

168. Скребков, С. С. Учебник полифонии / С. С. Скребков. — 4-е изд., — М. : Музыка, 1982. — 262 с.

169. Скребков, С. С. Теория имитационной полифонии / С. С. Скребков. — Киев : Музична Украша, 1983. — 144 с.

170. Согаян, Н. Ш. Иллюстрированный словарь архитектурных терминов и понятий / Н. Ш.Согаян. — М.: «Архитектура-С» 2006. — 380 с.

171. Способин, И. В. Музыкальная форма / И. В. Способин. — 2-е изд., — М.: Музгиз, 1958. — 408 с.

172. Степановым А. А., Чугаев, А. Г. Полифония / А. А. Степанов, А. Г. Чугаев. — М., 1972. — 112 с.

173. Суючбакиева, Т. К. Первая русская симфония для духового оркестра -Девятнадцатая симфония Николая Мясковского в контексте "демократичной" линии его симфонизма / Т. К. Суючбакиева // Музыковедение. — 2008. — № 1. — С. 35^10.

174. Танеев, С. И. Учение о каноне / С. И. Танеев. — М. : Музгиз, 1929. — 195 с.

175. Танеев, С. И. Подвижной контрапункт строгого письма / С. И. Танеев.

— 2-е изд., — М.: Музгиз, 1959. — 382 с.

176. Тараканов, М. Е. Вопросы тематического развития в симфониях Н.Я.Мясковского первого периода творчества (с 1-ой по 6-ую включительно) : дисс... канд. иск. : 17.00.02. / Тараканов Михаил Евгеньевич. — М., 1956. — 426 с.

177. Тараканов, М. Е. О симфонизме Н. Мясковского / М. Е. Тараканов // Сов. музыка. — 1961. — № 4. — С. 81-86.

178. Тараканов, M. Е. Камерная инструментальная музыка / M. Е. Тараканов // История музыки народов СССР. — М.,1973, т.4, — С. 256-274.

179. Теория современной композиции / ред. В. С. Ценова. — М. : Музыка, 2007 — 624 с.

180. Тушинцева, И. А. Михаил Старокадомский: очерк жизни и творчества / И. А. Тушинцева // Из личных архивов профессоров Московской консерватории: Материалы научной конференции; под общ. Ред. Григорьевой Г. В. Вып. 2. - М. : Моск. гос. консерватория, 2005. — С. 76120.

181. Тюлин, Ю. Н. Искусство контрапункта / Ю. Н. Тюлин. — М. : Музыка, 1964, — 168 с.

182. Филаретова, С. М. Музыкальное призвание поручика Н. Я. Мясковского / С. М. Филаретова // Обсерватория культуры. — 2009. — № 1. —С. 78-83.

183. Филатова, М. С. О роли гармонии в симфониях Мясковского / М. С. Филатова // Теоретические проблемы музыки XX века / сост. Ю. Н. Тюлин. — М., 1967. Вып. 1, — С. 306-356.

184. Филатова, М. С. Вопросы драматургии в симфониях Мясковского : дисс... канд. иск.: 17.00.02. / Филатова Марина Сергеевна — М., 1968. — 228 с.

185. Филатова, М. С. Драматургия симфоний Мясковского / М. С. Филатова // Вопросы теории музыки. — М. : Музыка, 1968. — С. 167206.

186. Филатова, М. С. Двадцать четвертая симфония Н.Я.Мясковского / М. С. Филатова // Проблемы музыкальной науки. — М., 1972, Вып. 1, — С. 64-77.

187. Филатова, М. С. Драматургическая роль фактуры в музыке / М. С. Филатова // Проблемы музыкальной науки. Вып.З. — М. : Сов. композитор, 1975. — С. 164-197.

188. Филатова, М. С. Об особой трактовке принципа сонатности (на примере камерного творчества Мясковского) / М. С. Филатова // Черты

сонатного формообразования — Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 36. — М., 1978. —С. 152-176.

189. Фельдгун, Г. Г. История Западноевропейского смычкового квартета (от истоков до начала XIX века) / Г. Г. Фельдгун. — Новосибирск, НТК им. М.И. Глинки, 2000. — 254 с.

190. Фортунатов, Ю. А. Лекции по истории оркестровых стилей / Ю. А. Фортунатов; сост., расшифровка текста лекций, примеч. Е. И. Гординой. — М. : Научно издательский центр «Московская консерватория», 2009. — 384 с.

191. Холопов, Ю. Н. Очерки современной гармонии / Ю. Н. Холопов. — М.: Музыка, 1974. — 288 с.

192. Холопов, Ю. Н. Канон. Генезис и ранние этапы развития / Ю. Н. Холопов // Теоретические наблюдения над историей музыки. — М. : Музыка 1978. —С. 127-173.

193. Холопова, В. Н. Предисловие к изданию: С.С.Прокофьев. Два квартета для двух скрипок, альта и виолончели / В.А. Холопова. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1963. — 115 с.

194. Холопова, В. Н. Фактура: Очерк / В.А. Холопова. — М.: Музыка, 1979. — 87 с.

195. Холопова, В. Н. О линейно-мелодическом мышлении композиторов XX века / В.А. Холопова // Критика и музыкознание. — Л., 1980. — С. 2334.

196. Холопова, В. Н. Формы музыкальных произведений / В.А. Холопова. — СПб.: Лань, 1999. — 496 с.

197. Цуккерман, В. А. «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке / В.А. Цуккерман. — М., 1957. — 426 с.

198. Цуккерман, В. А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм / В.А. Цуккерман. — М., 1964. — 159 с.

199. Цуккерман, В. А. Анализ музыкальных произведений: Вариационная форма. / В.А. Цуккерман. — М., 1974. — 243 с.

200. Черная, М. Р. Фигурационное письмо в западноевропейской и русской клавирной (фортепианной) музыке: от истоков до середины XX века. :

дисс... док. иск.: 17.00.02. / Черная Марина Радославовна. — М., 2005. — 540 с.

201. Шебалин, В. Я. Воспоминания. Переписка. Статьи. Выступления / В. Я. Шебалин; под. ред. А. М. Шебалиной. — М. : Сов. композитор, 1975.

— 419с.

202. Шёнберг, А. Основы музыкальной композиции / А. Шёнберг; под. ред. Т. С. Кюрегян. — М. : ПРЕСТ, 2000. — 231 с.

203. Шиманский, Н. В. Полифония в симфониях Н. Я. Мясковского : дисс... канд. иск.: 17.00.02. / Шиманский Николай Васильевич. — М., 1984.

— 198 с.

204. Шиманский, Н. В. Полифонический тематизм в симфониях Мясковкого / Н. В. Шиманский // Вопросы музыкальной формы Вып. № 4 Сб. ст., сост. В. В. Протопопов. — М., 1985. — С. 45-66.

205. Шиманский, Н. В. О роли ритма в полифонии Белы Бартока / Н. В. Шиманский // Музыкальное искусство XX века: творческий процесс, художественные явления, теоретические концепции. Сборник научных трудов — М, МГК им. П. И. Чайковского, 1992. — С. 180-208.

206. Янкус, А. И. Полифоническое письмо в струнных квартетах И Гайдна : дисс... канд. иск.: 17.00.02. / Янкус Алла Ирменовна — Петрозаводск, 2003. —291 с.

Зарубежная литература

207. Adler, S. H. The Study of Orchestration — W.W. Norton 3-rd edition 2002. —p. 864.

208. Baron, J. H. Intimate Music: A History of the Idea of Chamber Music — Pendragon Press Musicological Series; 2003. — p. 488.

209. Baron, J. H. Chamber Music: A Research and Information Guide — Routledge; 3-rd., 2010. — p. 800.

210. Berger, M. Guide to Chamber Music. —New York, 1985. — p. 480.

211. Blatter, A. Instrumentation and orchestration — Schirmer; 2 edition 1997. —p. 508.

212. Войтенко, А. С. О некоторых драматургических свойствах оркестровой фактуры в симфониях Н.Я. Мясковского / Естетика i практика мистецькоУ освгги : Науковий вюник НМАУ iM. П.1. Чайковського : зб. ст. / упор. О.М. Ващук. — К., 2008. Вип. 74.

— С. 254-258.

213. Войтенко, А. С. Специфика оркестровых составов Николая Мясковского / А. Войтенко // Науковий вюник НМАУ iM. ILL Чайковського: Проблеми музичноТ штерпретацп. — К., 2011. — Вип. 95. —С. 310-320.

214. Войтенко, А. С. Стилевая специфика функциональной трактовки оркестрового тембра в произведениях Н.Я. Мясковского. : дисс... канд. иск.:17.00.03. / Алексей Сергеевич Войтенко — Киев., 2012. —183 с.

215. Griffiths, P. The String Quartet: A History — Thames & Hudson/London and New York, 1983. — p. 240.

216. Harvard Biographical Dictionary of Music — 1996. — p. 625-625.

217. Dubins, J. Fanfare: the Magazine for Serious Record Collectors — Nov/Dec2010. — Vol. 34 Issue 2, — p. 295-296.

218. Fuller, D. Season's Height. — Modern musik, New York, — 1941.

— №3. —p. 169.

219. Gramophone notes. Miaskovsky's Twenty-First. — The musical times. — 1945. — № 1223. — p. 14.

220. Greiser, W. Russisches Musikschaffen der Gegenwart (Myaskowski N.). — Melos, 1930, H. 7, S. 309-312.

221. Laux, K. Der Meister der 27 Sinfonien. Vor fünf Jahren starb Nikolai Mjaskowski. - Musik und GeseWschaft, 1955. — №11. — S. 1012.

222. Leich, H. London. Letter. - Novelties. - Chesterian, 1923. — № 35.

— p. 90.

223. Piston, W. Counterpoint - W. W. Norton & Company; 1-st edition (1947) —p. 235

224. Raymond, L. Miaskovsky Nicolai: Concerto p. violonc. et orches. — Le Guide de concert et du disque. 1958. — № 192. —p. 7-8.

225. Riemann, H. Grosse Kompositionslehre. Bd. 11. Der polyphone Satz. - Berlin&Stuttgart, 1903. — 446 с.

226. Schenker, H. Der freie Satz. — Wien (u.a.): Universal Edition, 1956. — S. 240; Anhang: Figurentafeln. — S. 119.

227. Smith, F.B. Miaskowsky: Symphony № 21, Op. 51 (New gramophone records). — Mus. opinion, 1945. — № 808 — p. 109.

228. Stoll, R.W. Thermidor // Neue Zeitschrift fur Musik. — 1995. — № 1. —S. 34-39.

229. Tanner, M. Myaskovsky // BBC Music Magazine; Jul. 2006. — Vol. 14 Issue 11. —p. 83-83.

230. The Cambridge Companion to the String Quartet/Ed. Robin Stowell, Cambridge University Press — 2003. — p. 392.

Архивные материалы

1. РГАЛИ Фонд 2040 on. 1 (ед. хр. Ms 38-42, 56)

2. РГАЛИ Фонд 2040 он. 2 (ед. хр. №№ 26, 42-44, 47^9, 57-61)

3. РГАЛИ Фонд 2040 он. 3 (ед. хр. №№ 12-14,108-109)

4. РГАЛИ Фонд 2040 оп. 4 (ед. хр. № 8)

5. ВМОМК им. М.И. Глинки. Фонд 33 (ед. хр. №№ 27, 147)

6. ВМОМК им. М.И. Глинки. Фонд 71, (ед. хр. №№ 24, 25, 37-52, 68-71, 87, 192, 492, 509, 510, 512, 528, 529[6405], 744)

7. ВМОМК им. М.И. Глинки. Фонд 171 (ед. хр. № 86)

8. ВМОМК им. М.И. Глинки. Фонд 192 (ед. хр. №№ 186, 178)

9. ВМОМК им. М.И. Глинки. Фонд 194 (ед. хр. №№ 25, 154)

201

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.