Полимерные композиции в реставрации мебели из древесины, их эстетические и технологические особенности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.23.05, кандидат наук Гончарова, Юлия Вячеславовна
- Специальность ВАК РФ05.23.05
- Количество страниц 145
Оглавление диссертации кандидат наук Гончарова, Юлия Вячеславовна
Оглавление
Введение
1. Состояние вопроса. Цели и задачи исследования
1.1. История развития мебельных изделий и искусство их реставрации в России и за рубежом
1.2. Виды и классификация мебели
1.2.1. Электронный каталог по пунктам классификации
мебели
1.3. Абиотические и биотические факторы разрушения древесины
1.4. Эстетические свойства крашения древесины. Классификация и современное состояние красящих веществ
1.4.1. Основные процессы и особенности древесины, возникающие при окраске
1.4.2. Совершенства и пороки существующих красящих систем
1.5. Цели и задачи современной реставрации деревянной мебели
1.5.1. Основные принципы современной реставрации
фанерованной и деревянной мебели
1.6. Выводы по главе 1
2. Материалы, инструменты и основные этапы реставрации мебели
2.1. Краткие сведения о строении и свойствах древесины. Классификация пород
2.2. Классификация клеев, отделочных материалов, красящих веществ
2.3. Инструменты и рабочее место реставратора
2.4. Предварительное исследование и подготовка изделия к реставрации. Основные этапы реставрации мебели
2.5. Покадровая динамика реставрации предметов дизайнерской мебели
из древесины
2.5.1. Реставрация жардиньерки (подставка для цветов)
2.5.2. Реставрация антикварных стульев
2.6. Выводы по главе 2
3. Технологии защиты и реставрации дизайнерских изделий из древесины полимерными композитами
3.1. Сольватирование красящего состава на основе полимерной
композиции (алкидной смолы) с элементами древесины
3.1.1. Взаимодейставие растворителя красящего состава с
древесиной
3.2.3. Усадочные напряжения в сохнущем лакокрасочном покрытии
3.2. Теоретическое обоснование регрессии шероховатости поверхности при крашении составом на основе полимерной
композиции
3.3.1. Методы определения липкости красящего состава
полимерной композиции
3.4. Выводы по главе 3
4. Экспериментально-теоретические исследования закономерностей формирования цвета лакокрасочных покрытий на реставрируемой древесине, образованных красящим составом на основе полимерной композиции
4.1. Представление о цвете и его восприятие
4.2. Распознавание цвета лакокрасочного покрытия древесины, образовываемого красящим составом на основе полимерной композиции
4.3. Измерение и регулирование цвета поверхности реставрируемого
элемента при крашении
4.5. Выводы по главе 4
5. Исследование качества покрытий на реставрируемом предмете мебели с последующей отделкой различными лаками
5.1. Материалы, используемые в экспериментальных исследованиях. Подложка и красящий состав на основе полимерной композиции
5.1.1. Экспериментальное оборудование и измерительная аппаратура
5.1.2. Методика проведения эксперимента
5.1.3. Определение вязкости полимерной композиции и шероховатости поверхности древесины
5.1.4. Определение глубины проникновения красящего состава на основе полимерной композиции в древесину и его расхода
5.2. Оценка адгезионной прочности лакокрасочных покрытий неразрушающим контролем
5.3. Технология формирования защитно-декоративных покрытий с
использованием красящего состава на основе полимерной композиции
5.4. Испытание лакокрасочных покрытий ускоренным методом, имитирующим переменный климат и солнечное излучение
5.5. Особенности отделки различной шеллачной политурой при реставрации
5.6. Выводы к главе 5
Основные выводы
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Строительные материалы и изделия», 05.23.05 шифр ВАК
Формирование лакокрасочных покрытий на древесине с применением красящего состава на основе алкидных смол2004 год, кандидат технических наук Газеев, Максим Владимирович
Регулирование цвета поверхности изделий из древесины хвойных пород физико-химическими методами2004 год, кандидат технических наук Хлоптунова, Юлия Владимировна
Совершенствование технологии поверхностного крашения древесины хвойных пород Сибири водными системами2001 год, кандидат технических наук Чижова, Марина Александровна
Совершенствование технологических процессов формирования прозрачных матовых покрытий на древесине1998 год, доктор технических наук Рыбин, Борис Матвеевич
Создание защитно-декоративных покрытий древесины на основе модифицированных водно-дисперсионных лакокрасочных материалов2006 год, кандидат технических наук Соколова, Виктория Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Полимерные композиции в реставрации мебели из древесины, их эстетические и технологические особенности»
Введение
Актуальность темы. Наши дома наполнены деревом. Хотя теперь оно чаще выступает под маской безликих стружечных плит, ламината и прочих продуктов переработки, суть не изменилась, а мебельный ассортимент не стал пластмассовым. Мудрые предки справедливо не жаловали иной утвари, кроме столярной, следовательно, когда речь заходит о реставрации древесины, подразумевается именно мебель, а также всякие приятные дизайнерские изделия: рамы для зеркал, шкатулки, корпуса граммофонов и прочие изыски.
В сочетании с уникальностью природных свойств - у древесины высокая механическая прочность при небольшой плотности, низкая теплопроводность, стойкость к химическому воздействию - позволяют создавать из дерева долговечные дизайнерские изделия, восхищающие своей красотой и совершенством. Древесина обладает и уникальными эстетическими свойствами - благородным цветом, красивой текстурой (рисунком, видимым на срезе и обусловленным внутренним строением древесины), разнообразной фактурой.
Древесина - сама по себе не что иное, как природный полимер. Изначально на этапе изготовления деревянные дизайнерские изделия покрывались лаками и красками, являющимися тогда тоже природными полимерными продуктами, которые позднее модифицировались с целью улучшения их свойств. Эстетические свойства древесины и лакокрасочных покрытий успешно используются дизайнерами в качестве средств декорирования, придающих изделиям художественную выразительность.
К сожалению, по причине недолговечности материала, значительно ограничивающей применение, все изделия дизайна из дерева - представленные в музеях, памятниках искусства, культуры и религии - требуют реставрационной работы и обязательной консервации. К недостаткам можно отнести опасность разбухания, коробления, растрескивания, загнивания и возгорания, усушка, неоднородность строения и т.п.
Внедрение высокоэффективных, универсальных материалов в процесс отделки позволяет решить ряд важнейших проблем в реставрации изделий из древесины - улучшение их защитно-декоративных свойств, сокращение цикла формирования покрытий, улучшение качества защитно-декоративных покрытий.
Для производства мебели и дизайнерских изделий из древесины широко используется древесина хвойных пород, обладающая неоднородностью окраски, низкой светостойкостью поверхности, неравномерностью окрашивания, проявлением набухания и поднятия ворса, особенно при использовании водных красителей. Все это является сдерживающими факторами ее широкого применения. Для обеспечения требуемого качества отделки изделий из древесины рассматриваемой породы необходимо рационально осуществить выбор и применение материалов и технологий с учетом особенностей строения и химического состава древесины.
В реставрации дизайнерских изделий мебели из древесины хвойных пород и сохранении их эстетических свойств разработка универсальных материалов и технологий их нанесения, обеспечивающих равномерность окраски при отсутствии набухания обрабатываемой поверхности и совмещения операций крашения и грунтования, а также последующую отделку различными лаками, шеллачными политурами, является важной и актуальной задачей, позволяющей получить качественные защитно-декоративные покрытия.
Цель диссертационной работы - усовершенствование существующих методов и технологий защиты, и реставрации дизайнерских изделий из дерева (предметов мебели) лакокрасочными покрытиями на основе полимерных композиций, повышение их эффективности и долговечности.
Для достижения цели сформулированы задачи исследования: • провести ретроспективный обзор и классифицировать изделия из древесины (мебель) на основе свойств ее фактуры, выявить особенности отделки древесины, связанные с ее анатомическим строением и химическим составом
и обосновать область возможного реставрирования с использованием полимера;
• провести анализ реставрируемого элемента декора, используемого в дизайне изделий из древесины и определить степень его поражения;
• разработать метод долговременной защиты предметов мебели на основе проведения анализа существующих красящих материалов, их влияния на технологические процессы отделки и эстетического качества отделки мебели из древесины;
• с точки зрения дизайна установить влияние различных компонентов красящей системы на основные закономерности процесса формирования лакокрасочных покрытий на древесине;
• обосновать регрессию шероховатости поверхности древесины при использовании красящего состава на основе полимерной композиции;
• разработать рациональную рецептуру красящей полимерной композиции для обеспечения требуемого эстетического качества отделки и эффективности технологических процессов;
• разработать технологический режим формирования защитно-декоративных покрытий с использованием красящего состава на основе полимерных композиций и представить рецептуру шеллачной политуры для окончательной отделки реставрируемой поверхности древесины.
Для решения поставленных задач применены методы исследований:
• моделирования и оптимизации;
• эксперимент.
Объект исследования: дизайнерские предметы мебели из древесины. Предмет исследования: реставрация и реконструкция дизайнерских изделий из дерева (мебели) с использованием полимерных композиций. Научная новизна:
• приведена классификация изделия из древесины, основанная на свойствах ее фактуры; выявлены особенности отделки древесины, связанные с ее
анатомическим строением и химическим составом и обоснованы области возможного реставрирования с использованием полимера;
• разработаны методы долговременной защиты предметов мебели из древесины на основе проведённого анализа существующих красящих материалов, их влияния на технологические процессы отделки и эстетического качества отделки мебели из древесины;
• установлено влияние различных компонентов красящей системы на основные закономерности процесса формирования лакокрасочных покрытий на древесине;
• установлено снижение шероховатости поверхности древесины при использовании красящего состава на основе полимерной композиции;
• представлена рецептура красящей полимерной композиции для обеспечения требуемого эстетического качества отделки и эффективности технологических процессов;
• разработан технологический режим формирования защитно-декоративных покрытий с использованием красящего состава на основе полимерных композиций;
• представлена рецептура шеллачной политуры для окончательной отделки реставрируемой поверхности древесины.
Достоверность результатов подтверждается совпадением результата отреставрированных элементов с оригиналами дизайнерских изделий.
Практическая значимость и внедрение результатов работы заключается в решении задачи о реставрации и консервации дизайнерских изделий из дерева. Результаты могут служить основой для разработки новых универсальных красящих составов в технологии формирования защитно-декоративных покрытий.
Применение разработанного красящего состава на основе полимерных композиций обеспечивает получение высококачественных покрытий на дре-
весине, исключая операцию промежуточного шлифования и совмещая операции крашения и грунтования.
Результаты работы нашли отражение в трех практических справочниках - Справочнике современного архитектора (Ростов н/Д, Феникс, 2010. -634 е.), Справочнике современного дизайнера (Ростов н/Д, Феникс, 2013. -431 е.), Справочнике дизайнера декоративно-прикладного искусства (Ростов н/Д, Феникс, 2013.-221 е.).
Результаты работы могут быть использованы при реставрации мебели и других дизайнерских изделий из дерева.
Апробация результатов работы. Результаты исследования доложены и обсуждены на международных научно-практических конференциях «Строительство» (Ростов-на-Дону, РГСУ, 2012, 2013гг.), VIII международной научно-практической конференции "Новые полимерные композиционные материалы" (Нальчик, КБГУ им. Х.М. Бербекова, 2013г.), научном семинаре кафедры «Компьютерный дизайн» Московского государственного университета приборостроения и информатики (Москва, МГУПИ, 2013 г.).
Результаты исследований внедрены в учебный процесс - в лекционный и практический курсы, в дипломное и курсовое проектирование, в научно-исследовательские работы студентов, магистров и аспирантов кафедры «Интерьера» Южного федерального университета.
Публикации. Результаты исследования изложены в 12 публикациях, в том числе 6 - в изданиях, рекомендованных ВАК РФ, 1 патенте РФ, 3 справочниках и 2 статьях в других изданиях.
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, основных выводов, списка использованной литературы и приложений, изложена на 145 страницах машинописного текста и содержит 90 рисунков, 18 таблиц, 1 приложение.
Основное содержание работы
Во введении обоснована актуальность проблемы и выбранного направления исследования, сформулированы цели и основные положения, которые
выносятся на защиту, проведен исторический анализ мебели из древесины в соответствии с принятым выделением исторических стилей, а также рассмотрены их функциональные и эстетические характеристики.
В первой главе приведены: в разделе 1.1 - краткий обзор и анализ существующих работ по теме диссертационной работы, вопросы реконструкции и реставрации дизайнерских изделий и предметов мебели из древесины, история развития мебельных изделий в России и за рубежом.
В разделе 1.2 приведена классификация мебели по основным признакам: эксплуатационным, функциональным, комплектности, виду исходного материала, характеру и способу производства, величине деформации мягкого элемента, а также по конструктивно-технологическим.
В разделе 1.3 представлена классификация поражающих факторов разрушения древесины, в частности абиотических и биотических.
Раздел 1.4 посвящен эстетическим свойствам крашения древесины. Здесь приведена классификация и современное состояние красящих веществ. В соответствии с результатами проведенного анализа работ исследователей в области деревообработки и отделки (В.И. Онегин, Е.В. Жуков, Б.М. Буглай), посвященных технологии крашения древесины, применяемые для искусственного изменения цвета древесины, красящие вещества делят на четыре основные группы: красители, поренбейцы, протравы, пигменты. Рассмотрены особенности отделки древесины с учетом ее строения и химического состава. Установлено, что декоративные свойства получаемых покрытий в значительной степени зависят от правильного выбора красящих веществ и технологий их применения. Рассмотрены виды лакокрасочных покрытий древесины, их свойства и составы, проанализированы декоративные свойства покрытий, наиболее важными из которых являются цвет и блеск.
В разделе 1.5 сформулированы основные принципы современной реставрации фанерованной и деревянной мебели.
Вторая глава посвящена материалам и инструментам реставрации. Здесь показаны основные этапы реставрации предметов мебели из древеси-
ны. В разделе 2.1 представлены краткие сведения о строении и свойствах древесины и классификация пород.
В разделе 2.2 приводится классификация клеев, отделочных материалов и красящих веществ. В реставрационных работах применяют в основном клеи естественного происхождения (рыбий, казеиновый, мездровый, костный) и синтетический клей ПВА.
В разделе 2.3 подробно описано инструменты и рабочее место реставратора. Здесь также описаны вспомогательные инструменты и приспособления.
В разделе 2.4 представлено предварительное исследование и подготовка изделия к реставрации. Приводится основные этапы реставрации мебели. Для качественной реставрации старинной мебели необходимо, прежде всего, изучить в каком состоянии находится предмет реставрации, а также причины повреждений, дефектов, деформации.
В третьей главе приводится теоретическое исследование закономерностей процесса формирования лакокрасочного покрытия на древесине с использованием красящего состава на основе полимерных композиций (алкид-ной смолы). В начале раздела подробно описано взаимодействие красящего состава (растворителя и грунта-лака, входящий в красящий состав) с древесиной.
Раздел 3.1 посвящен определению усадочных напряжений в сохнущем лакокрасочном покрытии. Метод основан на измерении отклонения от первоначального положения свободного конца консольно защемленной металлической пластины с лакокрасочным покрытием.
Теоретическое обоснование регрессии шероховатости поверхности при крашении составом на основе полимерной композиции приведены в разделе 3.2.
Четвертая глава посвящена исследованию закономерностей формирования цвета лакокрасочных покрытий в реставрируемой древесине.
В разделе 4.1 приводится представление о цвете и его восприятии.
В разделе 4.2 исследованы теоретические закономерности формирования цвета лакокрасочных покрытий, образованных красящим составом на основе полимерной композиции (алкидных смол). Установлено, что цвету присущ двойственный характер. Его можно измерить как физическую величину с помощью приборов и математически описать его свойства. Но в то же время каждый человек видит один и тот же предмет окрашенным по-разному, значит цвет - это также субъективное, психофизиологическое ощущение, которое у различных людей воплощается в различные эмоциональные состояния.
В пятой главе приводятся исследования качества покрытий, формируемых на древесине хвойных пород красящим составом на основе алкидных смол с последующей отделкой различными лаками. Разработаны режимы формирования защитно-декоративных покрытий с применением красящего состава на основе алкидных смол. В качестве покровных лаков использовали: полиуретановый, нитроцеллюлозный, алкидно-уретановый, пентафталевый и акриловый.
1. Состояние вопроса. Цели и задачи исследования.
1.1. История развития мебельных изделий и искусство их реставрации в России и за рубежом.
Мебель, как предметы быта для сидения, лежания и расположения вещей, сопутствовала человеческой жизни всегда - даже у неандертальцев были каменные стулья. Но в том смысле, в котором мы понимаем мебель теперь, она была изобретена в Египте, в период ранних династий (~ХХХ вв. до н. э.). Вполне полноценные ларцы, сундуки и табуреты, выполненные из местных пород дерева (черное, эвенговое и др.), а также из других материалов (тростник, пальмовые листья, сухожилья, кожа) с характерными декоративными включениями из бирюзы, малахита и слоновой кости. Позже, во времена «среднего царства», Египет стал производить стулья и кровати. Кстати говоря, стулья с современной конструкцией спинки появились гораздо позже, в египетских - спинка выполнялась в виде независимого элемента со своей собственной точкой опоры.[1]
Стилистические предпочтения египтян были космоцентричны, например, ножки стульев и кресел исполнялись в виде лап животного, а характерный дизайн мебели практически полным отсутствием прямолинейных форм. Де-
Рис.1.1. Египет: Стул Тутанхамона рево растили, придавая ему нужный (1350 г. до н.э.)
изгиб, в течение нескольких лет, для того чтобы потом изготовить из ствола ножку стула или ларца. Египетская мебель, несмотря на характерную жесткость и функциональность, в отличие от предшествующих ей изделий, обобщена легко читаемой художественной мыслью, поэтому именно Египет принято считать родоначальником мебельного искусства. Традиции Египта и Греции продолжил и преобразовал Рим.
Государство совсем другого склада, империя-завоеватель, обитель роскоши и богатства - все эти тенденции не могли не отобразиться в искусстве, в том числе в мебельном.
Взяв за основу изделия покоренного Египта, итальянские ремесленники поставили во главу угла не функциональность, а красоту и удобство, превращая обычные предметы бы-
Рис ] .2. Египет: Ларец для драгоценностей с инкрустациями
Рис 1.3. Египет: Табурет
та в неподражаемые произведения искусства. Жажду украшательства удовлетворяли инкрустации из золота и драгоценных камней, позолота, теснение и целые элементы из мрамора и бронзы. Подражая итальянской мебели этой эпохи, европейские мастера поздних веков породили такие стилистические направления, как Ренессанс и Классицизм.
С приходом христианства в Европу, роскошь во всех ее проявлениях подверглась жестокой критике. Мебель, как и все остальные предметы быта, была беспощадно упрощена - ас-
Рис. 1.4. Романский: Мраморный стол (Помпея)
Рис. 1.5. Романский: Кресло из мрамора
кетизм доходил до таких стадии, в которые теперь трудно поверить - например, столы и стулья вполне приличных домов не содержали ножек, а были изготовлены из двух опорных досок, сообщенных соосной перекладиной, обитой жестяным листом для придания прочности. Великая инквизиция и бубонная чума были тяжким испытанием не только для мира людей, но и для мира искусства. Лишь после Х-го века в обеспеченных домах Франции по-
явились вестники новой эпохи - предметы, выполненные в легком витиеватом стиле, украшенные барельефами и резьбой, это была уже Готика.
Мебель готического стиля изящна и проста, ее декор составляют различные архитектурные детали, колонны, шпили, башенки и т. п. В это же время появился и любимый всеми нами шкаф - до этого одежду
Рис. 1.6. Готики: Шкаф Рис. 1.7. Готика: Сундук хранили в сундуках и (Англия)
Сначала в своем простейшем воплощении, позже со стеклянными дверцами и раздельными полками, приняв обличие книжного шкафа и шкафа-бюро.
Новую эру мебели определила техника - изобретенная в XV веке «лесопильная мельница» и другие инструменты для обработки дерева, превратили мебельное дело из искусства в ремесло. С подъемом благосостояния европейских городов мебель, кроме всего, становится подвластна моде, появляется конкуренция между мебельными мастерскими и как ее продукт -постоянное совершенствование процесса производства и внешнего вида изделий. Традиции средневековой Готики продолжает и преобразует новая эпоха - эпоха Ренессанса. Это слово недаром переводится как «возрождение», именно тогда, во второй половине второго тысячелетия, человечество, взамен религии, выбрало путь науки. И эстафету мебельного новаторства вновь принимает Италия.
ларях.
$ I + Л 4- I» 4-
Рис. 1.8. Готика: Скамья с балдахином
Рис 1.9. Ренессанс: Кресло Рис 1.10. Ренессанс: Кресло Рис 1.11. Ренессанс: Кресло, (Италия) (Италия) стул (Италия)
Итальянская мебель ХУ-ХУТТ века порождена пропорцией - как в конструкции, так и в декоре. Широко применяется вошедшее в моду «Золотое сечение» - соотношение сторон 1 к 1.68, определяющее гармонию природы (в музыке золотое сечение выражает «терцию», в дизайне - сообщенные цвета, в человеческом теле - пропорциональность форм). В эпоху возрождения Золотое сечение применяется в расчете как каркасных, так и декоративных пропорций мебели. Последними, кстати говоря, не гнушались заниматься даже именитые художники, например, перу Леонардо да Винчи принадлежит не одна гравировка предметов интерьера его патрона Людовика Сфорцато.
Рис1.12. Барокко: Кресло Рис1.13. Барокко: Кабинет Рис1.14. Барокко: Стул на (Италия) Буль (Франция) трех ножках (Италия)
Итальянская мебель этого времени - воплощение художественного принципа согласования деталей, сообщенного с античными мотивами (колоннами, фризами и т. д.). Для изготовления используются такие сорта дерева как бук, дуб, черное дерево и различные породы красного дерева. Появляется мягкая мебель, различные кожаные обивки, тканевые вставки и т. п.
Рис 1.15. Рококо: Кресла Рис1.16. Рококо: Кресло Рис1.17. Рококо: Комод (работа Шарля Крессена, Франция)
В XVII веке на смену ренессансу приходит вычурный стиль Барокко. Несдержанность форм и линий, романтические сюжеты, перегруженные лепкой, живописью и позолотой отражают дух Франции этого времени. Придворный мастер Андре-Шарль Буль и его мебельная фабрика являются венценосцами этого направления. Недаром Барокко также называют стилем Буль.
Рис 1.18. Классицизм: Рис 1.19. Классицизм: Секретер Рис 1.20. Классицизм:
Кресло, обитое гобеле- с бронзовыми медальонами Дамский письменный стол
Франция этого времени была родоначальником всякой моды, и даже король неотрывно связывал себя с какой-либо стилистикой. Барокко, например, считается стилем Людовика XIV, а «рококо» - стилем Людовика XV. В последнем, по сравнению с Барокко, появляется некоторая сдержанность, легкость и изящество. Мягкая мебель приобретает необыкновенную популярность - неотъемлемыми попутчиками кресел и диванов становятся встроенные шелковые подушки и пуфы с сюжетной вышивкой.
Последовавший вслед за Рококо Классицизм (XVIII век), стиль Людовика XVI, внес во французскую вычурность элемент аскетизма - на смену напыщенности форм и отделок приходят сдержанность и натурализм. Впервые на первый план выставляется естественная текстура дерева, в формах преобладает четкость и простота, образующие изящество. В качестве украшений используются мозаики, фарфор и металлические инкрустации, для обивки - специальные штучные ткани, с декоративной или сюжетной росписью.
С приходом военной империи Наполеона Классицизм приобретает античный оттенок. Для декора все чаще используется военная символика (мечи, шпаги, копья), формы приобретают конструктивность, четко выраженный архитектурный профиль - возникает стиль «Ампир». Материалы - красное дерево, дуб, отделка - бронза, тканевые вставки.
Рис1.21. Ампир: Кресло Рис1.22. Ампир: Банкетка Рис1.23. Ампир: Диван (Франция) (Франция) (Франция)
В Х1Х-ХХ веках элементы интерьера приобретают тот вид, к которому привык современник. Изящество передает эстафету простоте и удобству. Необыкновенную популярность приобретают шкафы, столики и секретеры с выдвижными ящиками, мягкая мебель теряет всякую вычурность, составляется из простых колоритных соотношений, в качестве обивок используются натуральные ткани ситец и репс. В 90-е годы Х1Х-го века появляется стиль «Модерн», не имеющий строгих границ в дизайне или исполнении. Строгость форм, поиск пропорций и композиций, стремление к большему комфорту и гигиеничности и полное отсутствие строгих правил исполнения -
вот основные черты стиля «Модерн». Меняются и материалы - красное дерево уступает место дубу, ореху, березе и груше, дорогие ситцевые обивки -более дешевыми, но гигиеничными тканями.
Рис1.24. Модерн: Мягкое Рис1.25. Модерн: Мягкий Рис1.26. Модерн: Мягкое кресло, обитое кретоном диван кресло, обитое кретоном
Сегодняшнее время все расставило по местам: большое разнообразие стилей, качества изготовления (от ручной работы до потока), используемых материалов, а, соответственно, и большой ценовой разброс - это современное состояние мебельного рынка. Изменился стиль жизни, и появились новые виды мебели. Мебель под аудио- и видеоаппаратуру, компьютерные столы, диваны-трансформеры, в которых есть все: от откидных столиков до массажеров и встроенных динамиков. Теперь каждый руководствуется в выборе мебели собственным вкусом и советами дизайнера, ограничиваясь только чувством меры и платежеспособностью. Создание мебели стало искусством.
Традиционная русская мебель
Ещё совсем недавно, в 1960-1970-х годах прошлого столетия почти в каждой деревенской избе стояли огромные старые сундуки, лари, горки, буфеты, а на полу были аккуратно постелены домотканые половики. Кое-где до сих пор сохранились прялки, расписные и резные, колёсные и лопастные, берестяные и плетёные изделия. А на большой деревянный стол вечерами выставляют нестареющий самовар, подле которого собираются все члены семьи и неторопливо пьют ароматный горячий чай. В таких домах с патриархальным укладом русской жизни пахнет травами, сушёным можжевельником и вереском, подвешенными к деревянным притолокам. Дерево во все времена
для практически всей, покрытой лесами, территории России являлось источником жизни и материалом создания искусственной предметной среды.
Царские покои также жаловали дерево в качестве отделочного материала для интерьеров и предметов его наполнения. А мебель была исключительно деревянной.
В эпоху правления Александра III история мебельного искусства ознаменовалась распространением так называемого «шутовского» кресла с подлокотниками в виде топоров. Оригинал его был преподнесён мастером Шутовым в дар императору.
На рубеже XIX-XX веков традиционные мотивы русского народного искусства мы видим в резной мебели талашкинских и абрамцевских художественных мастерских.
Мебельные формы, бытовавшие в городах, перешли из традиционных интерьеров русского деревянного сруба и привнесены на Русь из Европы. В XVII веке особое влияние оказали немецкие традиции, а формы городской мебели XVIII столетия складывались под влиянием приглашённых в страну итальянских архитекторов. Российские крестьяне, отправляясь из деревень на заработки в провинциальные города, видели мебель, выполненную городскими ремесленниками, которые, в свою очередь, ориентировались на столичных мастеров, удовлетворявших вкусы более богатых заказчиков и работавших с оглядкой на дворцовую моду. По возвращении в деревню крестьяне неумело пытались воссоздать увиденные вещи, и в их изделиях порой прослеживаются влияния голландских, французских и английских культур. Творчество крестьян и изделия городских мастеров различались, как убранство небольшой сельской церкви и городского собора. Так постепенно складывались традиции изготовления крестьянской мебели, обретая свою самобытную эстетику.
Похожие диссертационные работы по специальности «Строительные материалы и изделия», 05.23.05 шифр ВАК
Неостили в русской мебели XIX века. Петербургские мебельные мастерские в эпоху историзма2008 год, кандидат искусствоведения Ботт, Ираида Куртовна
Совершенствование технологии отделки изделий из древесины на основе воднодисперсионных лакокрасочных составов2002 год, доктор технических наук Цой, Юрий Иванович
Повышение твердости лакированных поверхностей изделий из древесины хвойных пород2002 год, кандидат технических наук Брацук, Виталий Владимирович
Материал, технология и дизайн формообразования искрозащитных экранов для каминов2013 год, кандидат наук Кулинич, Полина Батыровна
Эстетические свойства фактуры древесины при имитационном старении и последующем окрашивании2010 год, кандидат технических наук Конягина, Татьяна Владимировна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гончарова, Юлия Вячеславовна, 2013 год
Библиографический список
1. Барташевич A.A., Богуш В.Д. Конструирование мебели: Учеб. - Мн.: Выш. Шк., 1998.-343 с.
2. Жуков Е.В., Онегин В.И., Технология защитно-декоративных покрытий древесины и древесных материалов: Учебник для вузов. - М.: Экология, 1993.-304 с.
3. Рыбин Б.М. Технология и оборудование защитно-декоративных покрытий для древесины и древесных материалов: Учебник для вузов - М.: МГУЛ, 2003. - 568 с.
4. Хлоптунова Ю.В. Регулирование цвета поверхности изделий из древесины хвойных пород физико-химическими методами: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. - Красноярск: СибГТУ, 2004. - 24 с.
5. Мелешко A.B., Логинова Г.А., Хлоптунова Ю.В. Новые отделочные материалы для улучшения декоративных свойств изделий из древесины хвойных пород. // Дизайн и производство мебели. - С.-Пб., 2003. №1. С. 30-33,
6. Чижова М.А. Совершенствование технологии поверхностного крашения древесины хвойных пород Сибири водными системами: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук. - Красноярск: СибГТУ, 2001.-20 с.
7. Буглай Б.М. Технология отделки древесины: Учебник для вузов. - М.: Лесная промышленность, 1973. - 304 с.
8. Газеев М.В., Ветошкин Ю.И., Кузьминых И.В. Проблемы в крашении древесины // Сб. "Научные труды". - Екатеринбург: УГЛТУ, 2002. Вып. 2. С. 53-57.
9. Нагорская И.А. Отделка древесины лакокрасочными материалами - М.: Химия, 1965.-236 с.
10. Хайкина К.М. Красящие составы для древесины. (Обзор периодической советской и зарубежной литературы 1927 - 1957 гг.) - М.: Деревообрабатывающая промышленность, 1960. - 70 с.
11. Peacock W.H. "Oil, Paint and Drug Repórter" 132, № 2, 5, 40, № 3, 5, 35В; 1937.
12. Artus F. "Farben - Chem" 13, 85-8; 1942.
13. Fishpool J.K. "Paint technol." 16,245-9; 1951.
14. Schneider W. "Farben - Chem." 10, 95-101, 271-275; 1939.
15. Daniels H. "Ind. Finishing". 16, No: 11, 34, 38, 43; 1940.
16. Prince R.E. "Paint Ind. Mag": 66, No: 7, 9-10, 12, 19, 21; 23, 24-5; 1951.
17. Letsky B.M. "Paint and Varnish Production" 43, No: 8, 28-30, 54; 1953.
18. Resting W. "Farben, Lacke, Anstrichstoffe" 4, 82-4; 1950.
19. Горловский И.А. Лабораторный практикум по пигментам и пигментированным материалам. - Л.: Химия, 1978. - 200 с.
20. Ермилов П.И. Пигменты и пигментированные лакокрасочные материалы. - Л.: Химия, 1987. - 200 с.
21. Индейкин Е.А., Лейбзон Л.Н., Толмачев И.А. Пигментирование лакокрасочных материалов. — М.: Химия, 1986.- 160 с.
22. Беленький Е.Ф., Рискин И.В. Химия и технология пигментов. - Л.: Химия, 1974.-656 с.
23. Strauch D.G., Geymayer W.F. Veieillissement aux intemperies des syste- mes de peintures pigmentees // Peint Vernis. - 1973. - №7. - S. 422-430.
24. Ермилов П.И., Индейкин E.A. Физическая химия пигментов и пигментированных материалов. - Ярославль: ЯПР, 1979. — 88 с.
25. Зинатне Р.А. Клеточная стенка древесины и ее изменение при химическом взаимодействии. - Рига: Мир, 1972. - 245 с.
26. Перелыгин Л.М. Древесиноведение. - М.: Лесная промышленность, 1969.-320 с.
27. Уголев Д.М. Древесиноведение с основами лесного товароведения. - М.: Экология, 1991.-225 с.
28. Швам Е.Е. Древесиноведение.- Екатеринбург.: БРИЗ-Урал, 2000.
29. Газеев М.В. Цвет как показатель эстетических свойств лакокрасочных покрытий // Материалы науч.-техн. конфер. студентов и аспирантов. - Екатеринбург: УГЛТУ, 2003. - С. 44-45
30. Газеев М.В., Балакина Т.Д. Цветные покрытия на древесине отечественными лакокрасочными материалами // Официальный каталог межрегиональной специализированной выставки-конференции. "Химия и металлургия: научно-технические разработки для промышленного производства". - Екатеринбург, 2004. - С. 85-86.
31. Лоскутов С.Р., Чудинов Б.С. Физические основы взаимодействия древесины с водой. - Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1989. - 216 с.
32. Оболенская A.B., Щеголев В.П.: Пер. с англ. / Под редакцией Браунинга Б.Л. Химия древесины. М.: Лесная промышленность, 1967. - 559 с.
33. Головченко П.С. Крашение древесины сернистыми красителями: Диссертация канд. техн. наук. - Киев, 1938 - 128 с.
34. Энциклопедия полимеров.- М.: Советская энциклопедия. - Т.З. - С.282.
35. Карякина М.И. Лабораторный практикум по техническому анализу и контролю производств лакокрасочных материалов и покрытий: Учебное пособие для техникумов. 2-е изд. - М.: Химия, 1989. 208 с.
36. Яковлев А.Д. Химия и технология лакокрасочных покрытий. - Л.: Химия, 1989.-384 с.
37. Якубович C.B. Испытание лакокрасочных материалов и покрытий. - Л.: Химия, 1952.-480 с.
38. Карякина М.И. Испытание лакокрасочных материалов и покрытий. - М.: Химия, 1988.-252 с.
39. Беляев М.Б., Белявский Л.А.: / Под редакцией Качурина В.К. Сборник задач по сопротивлению материалов.- М.: Наука, 1970. - 432 с.
40. Семенова В.М. Липкость клея и метод ее измерения.//Технология и оборудование деревообрабатывающих производств. - Ленинград: Межвуз. сборн. научн. статей. Выпуск 8, 1979. С. 64 - 67.
41. Газеев M.B. Теоретическое исследование процесса формирования защитно-декоративного покрытия на древесине с применением пропитывающего тонирующего состава на основе алкидных смол // Технология древесных плит и пластиков. Межвуз. сборн. науч. трудов. - Екатеринбург: УГЛТУ, 2004. С. 79 - 85.
42. Санжаровский А. Т. Методы определения механических и адгезионных свойств полимерных материалов. - М.: Наука, 1974. - 114 с.
43. Попель С.И., Есин O.A. Экспериментальная техника и методы исследований при высоких температурах. - М.: Изд. АН СССР, 1960. — 34 с.
44. Сборник опытных технологических режимов и процессов. - М.: ВПК-ТИМ, 1986.-95 с.
45. Прогрессивные технологические процессы отделки мебели / Е.В. Лока-нова, Г.И. Смирнов, Г.П. Гореная и др. // Обзорн. Информ. - М.: ВНИПИЭИ-Леспром, 1987. - 52 с.
46. Рузинов Л.П., Слободчикова Р.И. Планирование эксперимента в химии и химической технологии. - М.: Химия, 1980. - 280 с.
47. Пижурин A.A., Розенблит М.С. Основы моделирования и оптимизация процессов деревообработки. -М.: Лесная промышленность, 1972. - 248 с.
48. Рузинов Л.П. Статистические методы оптимизации химических производств. - М.: Химия, 1972. - 200 с.
49. Пижурин A.A. Современные методы исследований технологических процессов в деревообработке. - М.: Лесная промышленность, 1972. - 248 с.
50. Пен Р.З. Статистические методы моделирования и оптимизации процессов целлюлозно-бумажного производства. - Красноярск: Изд-во Красноярского университета, 1982. - 190 с.
51. Пен Р.З., Мельчер Э.М. Статистические методы в целлюлозно- бумажном производстве. - М.: Лесная промышленность, 1973. - 120 с.
52. Пижурин A.A., Розенблит М.С. Исследования процессов деревообработки. - М.: Лесная промышленность, 1984. - 232 с.
53. Пижурин A.A. Розенблит М.С. Основы моделирования и оптимизации процессов деревообработки. - М.: Лесная промышленность, 1988. - 296 с.
54. Андреев В.Н. Математическое планирование экспериментов: Методические указания. - Л.: РИО ЛТА, 1982. - 40 с.
55. Билей П.В., Никитюк Л.А. Основы научных исследований технологических процессов деревообработки. - Киев: Вильна Украина, 1986. - 109 с.
56. Андреев В.Н., Гусейнов Э.М. Выбор и обоснование критериев и показателей эффективности при оптимальном проектировании лесных машин // Машины и оборудование для механизации лесозаготовок и лесного хозяйства/ Межвузовский сб. научн. трудов. - Л.: РИО ЛТА, 1981. Вып. 10. С. 1215.
57. Андреев В.Н., Герасимов Ю.Ю. Принятие оптимальных решений: теория и применение в лесном комплексе. - Финляндия: Изд-во университета Йоэнсуу, 1999.-200 с.
58. Андреев В.Н., Балихин В.В., Хрусталев Б. С. Оптимизация технологических процессов ремонта лесных машин: Учебное пособие. Л.: ЛТА, 1988. - 88 с.
59. Орлова Ю.Д. Отделка изделий из древесины. - М.: Высшая школа, 1968.276 с.
60. Серов Н.В., Эстетика цвета. Методические аспекты хроматизма.- С.-Пб.: ФПБ - ТОО "БИОНТ", 1997. - 64 с.
61. Беленький Л.И., Овечкин Н.С., Болденко А.Р., и др. Применение цвето-ведения в текстильной промышленности. Сборник статей. - М: Легкая индустрия, 1964. - 227 с.
62. Егорова А.Ю., Таратина Н.В. Роль физических свойств древесины в процессе визуального восприятия изделий из нее. // Дизайн и производство мебели. - С.-Пб., 2004. №1/2. С. 10-14.
63. Джадц Д., Вышецки Г. Цвет в науке и технике. - М.: Химия, 1978.
64. Пиликина H.H. Цвет и эстетическое равновесие. // Дизайн и производство мебели. - С.-Пб., 2004. №1/2. С. 14-16.
65. Суржаненко А.Е. Альфрейно-живописные работы: Практ. пособие для ПТУ. 5-е изд. - М.: Высш. шк, 1990. - 255 с.
66. Печкова Т.А., Владычииа E.H. Оценка декоративных свойств лакокрасочных покрытий. Часть первая. - М. 1975. - 78 с.
67. Выгодский М.Я. Справочник по высшей математике. - М.: Наука, 1975.872 с
68. Материаловедение для столяров и плотников. Под ред. М.А. Григорьева, [Текст]: Монография/ - М.: «Высшая школа» -173 с.
69. Мукин И.М. Музейная реставрация мебели. - СПб: Издательство "Арт-Студия", 2003.-С.288.
70. Колков Е. Отделка мебели спиртовыми шеллачными политурами. [Текст]:-М:, 2008.-22 с.
71. Реставрация отделочных покрытий. [Текст, Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://mebelsam.com/plugins/content/content.php7content. 168.8
72. Черных М.М. Разработка методики оценки декоративности древесины [Текст]/ М.М. Черных, Е.В. Каргашина// Дизайн. Материалы. Технология. -2012-№4(24).
73. Аведьян А. ЗБ-дизайн и гибридное параметрическое моделирование // САПР и графика. - 2003. № 10. - 48 с.
74. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву: приемы, техника, изделия. - М.: Экс-мо, 2006. - 464 с.
75. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву: приемы, техника, изделия. - М.: Экс-мо, 2006. - 464 с.
76. Барташевич A.A. Основы художественного конструирования. - М.: Высшая школа, 1984. - 224 с.
77. Билибин И.Я. Народное творчество русского Севера. Мир искусства (том 12). - Санкт-Петербург: 1904. 303-318 с.
78. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Легпром-издат, 1986.-264 с.
79. Быкова З.Н. и Минервина Г.Б. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий. - М.: Высшая школа, 1986. -239 с.
80. Быстрова Д.Ю. Вещь. Форма. Стиль. Введение в философию дизайна. -Екатеринбург: УрГУ, 2001. - 288 с.
81. Вакин А.Т., Полубояринов О.И., Соловьев В.А. Пороки древесины. - М.: Лесная промышленность, 1980. - 112 с.
82. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. Истоки и становление. -М.: Искусство, 1977. - 464 с.
83. Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. - М.: Знание, 1976.-37 с.
84. Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования. - Киев: Выщашк., 1988. -191 с.
85. Волынский В.Н. Взаимосвязь и изменчивость физико-механических свойств древесины. - Архангельск: АГТУ, 2000. - 196 с.
86. Волынский В.Н., Пластинин С.Н. Первичная обработка пиломатериалов на лесопильных предприятиях. - М.: Риэлт-Пресс, 2005. - 256 с.
87. Воронов Н.В. Производственное искусство - предшественник дизайна // Дизайн. Вып. 2. - М.: НИИРАХ, 1993. сс. 3-55.
88. Воронов Н.В. Российский дизайн: Очерки истории отечественного дизайна (в 2 томах) - М.: Союз дизайнеров России, 2001. т. 1 - 423 с; т. 2 - 382 с.
89. Глазычев В.Л. Функция конструкция - форма // Декоративное искусство СССР. 1965. №7. сс. 2-7.
90. ГОСТ 2140-81. Видимые пороки древесины. Классификация, термины и определения, способы измерения. М.: Изд-во стандартов, 1997. - 119 с.
91. Грабарь И.Э. и др. История русского искусства (том 10). - М.: Изд. Академии наук СССР, 1953. - 316 с.
92. Грашин A.A. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. - М.: Архитектура-С, 2004. - 227 с.
93. Гримм Т. Вся правда о быстром прототипировании // САПР и графика. 2003. №11.-85 с.
94. Двойникова Е.С., Лямин И.В. Художественные работы по дереву. - М., Высшая школа, 1978. 247 с.
95. Жегалова С.К., Жижина С.Г., Попова З.П., Просвиркина С.К., Черняков-ская Ю.С. Сокровища русского народного искусства. Резьба и роспись по дереву. - М.: Искусство, 1967. - 267 с.
96. Ковешникова H.A. Дизайн: история и теория. - М.: Омега-Л, 2009. -224 с.
97. Круковер В.И. Резьба по дереву. - М.: Лада, Лада ИКТЦ, 2004. - 160 с.
98. Лаврентьев А.Н. История дизайна: учебное пособие. - М.: Гардарики, 2007. -303 с.
99. Левадный B.C., Черный Ю.М. Обработка дерева на станках. - М.: Аде-лант, 2003. -384 с.
100. Мелкумян В.Е. Измерение и контроль влажности материалов. - М.: Издательство стандартов, 1970. - 140 с.
101. Некрасова М.А. Проблема индивидуального в народном искусстве. — М.: Искусство, 1975, № 12. сс. 12-14.
102. Нешумов Б.В. Художественное проектирование: учебное пособие / под общ. ред. Нешумова Б.В., - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
103. Писаренко Г.С., Яковлев А.П., Матвеев В.В. Справочник по сопротивлению материалов. - Киев: Наукова думка, 1988. - 736 с.
104. Рыженко В.И. Резьба по дереву. Мозаика.- М.:Гамма-Пресс, 2001. -192 с.
105. Рыженко В.И. Художественные работы по дереву. Практическое руководство. -М.: РИПОЛ классик, 2004. - 640 с.
106. Сафроненко В.А. Секреты древесины. - М.: 2003. - 544 с.
107. Серговский П.С., Расев А.И. Гидротермическая обработка и консервирование древесины. - М.: Лесная промышленность, 1987. -360 с.
108. Смолицкий В.Г., Черников Д.А., Максимов Ю.В. и др. Народные художественные промыслы РСФСР: учеб. пособие / под общ. ред. В.Г. Смолицко-го. -М.: Высш. школа, 1982. - 236 с.
109. СНиП П-25-80 Деревянные конструкции. Нормы проектирования. Минстрой России. - М.: ГП ЦПП, 1995. - 160 с.
110. Соболев A.A. Мудрость предков. Русский двор. - Архангельск: 2005. -168 с.
111. Соболев H.H. Русская народная резьба по дереву. - М.: Academia, 1934. -492 с.
112. Сомов Ю.С. Композиция в технике.- М.: Машиностроение, 1972. - 280 с.
113. Справочное руководство по древесине / Пер. с англ. Горелика Я.П. и Михайловой T.B. - М.: Лесн. пром-сть, 1979. - 544 с.
114. Уголев Б.Н. Деформативность древесины и напряжения при сушке. - М.: Лесная промышленность, 1971. - 174 с.
115. Уголев Б.Н. Древесиноведение с основами лесного товароведения: Учебник для лесотехнических вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп.: М.: МГУЛ, 2002. - 340 с.
116. Устин В.Б. Композиция в дизайне. - М.: Астрель, 2006. - 239 с.
117. Чавчавадзе Е.С., Брянцева З.Е., и др. Атлас древесины и волокон для бумаги. - М.: Ключ, 1992. - 336 с.
118. Чекалов А.К. Мебель и предметы обихода из дерева. Русское декоративное искусство (том 1). -М.:, 1962. 12-56 с.
119. Шубин Г.С. Сушка и тепловая обработка древесины. - М.: Лесная промышленность, 1990. - 336 с.
120. Фармаковский М.В. Консервация и реставрация музейных коллекций. М.: Красный печатник, 1947. С. 27.
121. Грабарь И.Э. Реставрация в Советской России // О русской архитектуре. М.: Искусство, 1966. С. 381
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
юз
.©¿А
НА ПОЛЕЗНОЮ МОДЕЛЬ
№ 131381
МАШИНА ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ ДОКУМЕНТОВ
Штет сюбладатель(ли): Кулинич Полина Батыроепа (КО), Полевода Игорь Станиславович (ЯП), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования *Ростовский государственный строительный университет "РГСУ (Ш)
Ав шр(ы): см. на обороте
Заявка №2012151669
Приоритет полезной модели 03 декабря 2012 г. Зарегистрировано в Государственном реестре полезных моделей Российской Федерации 20 августа 2013 г. Срок действия патента истекает 03 декабря 2022 г.
Руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности
Б ТТ Симонов
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
1191 нии 1
(5!) МПК
ОНИ 25М (2006 0!)
и1
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА П0 ИНТЕШШЮЕУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ОПИСАНИЯ ПОЛЕЗНОЙ МОДЕЛИ К^ТЕНТУ_
С) К~1 Заявка: 2012151669/05, 03.12 2012
С4) Дата начала отсчета срок<1 действия гытента 03Л2.2012
Приоритеты1)
I > Дята подачи заявки 03.12.2012
<45} Опубликовано. 20.08.2013 Бкл. № 23
' Адрес дл* переписки
-- 344022, г.Росгов-н*-Дону, ул
Социалистическая:, 162, РГСУ, патентный "тйпдая
(72) Автор(ы)
Кулинич Полива Батыровна (1Ш). Языева Светлана Борисовна (1Ш). Язысв Батыр Меретович (1Ш) Языев Сердар Батырович (1Ш), Торлина Елена Анатольевна (1Ш), 1 Кулинич Иван Игоревич (1Щ). 53
Гончарова Юлия Вячеславовна (Ш), Полевода Игорь Станиславович (ЯШ. Протопопов Владислав Васильевич (ГШ), 1 Протопопова Ирина Владимировна (КЦ)
—ь-
(73) П атентооо таллтелы и)
I Кулинич Полина Батыровна (1Ш).
Полевода Игорь Станиславович (1Ш). 1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ю
"Ростовский государственный строительный ^ I университет" РГСУ (ЯП)
М
80;. *■
Г»
154| МАШИНА ДЛЯ РЕСТАВРАЦИИ ДОКУМЕНТОВ
Ж (57) Формула полезной модели
^ Машина для реставрации документов, содержащая устройство заливки, насос для 1дтирдпк-и целлюлозы, накопительную емкость, устройство низкого давления. Зохзичакш1аяся тем. что дополнительно содср-кит быстроходный миксер, соединенный : отливочной машиной, а в качестве устройства низко! о давления над подложкой с ~ формующей егткой установлен ваку> мный к}иол С пулы ом контроля
/— 5
I
9
№..... ^
Стр„ 1
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.