Политическая деятельность и общественные взгляды Алджернона Сиднея тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Заводовская, Мария Анатольевна

  • Заводовская, Мария Анатольевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2011, Тюмень
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 168
Заводовская, Мария Анатольевна. Политическая деятельность и общественные взгляды Алджернона Сиднея: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Тюмень. 2011. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Заводовская, Мария Анатольевна

Введение.

Глава 1. Военная и политическая деятельность Алджернона Сиднея (1641-1683 гг.)

1.1. Становление военно-политической карьеры Алджернона Сиднея.

1.2. Период изгнания (1660-1677 гг.).

1.3.Возвращение на родину (1677-1683 гг.).

1.4. Судебный процесс над Алджерноном Сиднеем.

Глава 2. Основные принципы политической философии Алджернона Сиднея (на основе трактата «Рассуждения о правительстве»)

2.1. Критика абсолютной монархии.

2.2. Идея естественного права во взглядах А. Сиднея.

2.3. Теория договорного происхождения государства: представления о власти и её носителях.

2.4. Проблема выбора формы государственного устройства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политическая деятельность и общественные взгляды Алджернона Сиднея»

Актуальность темы исследования. Британская история времен Английской революции - это период рождения английского эгалитарного либерализма. Сегодня он ассоциируется в большей степени с именем Джона Локка, труды которого, действительно, в предельно точной форме отразили идейный мейнстрим своей эпохи. Однако, как замечает Дж. Соммервилл в своей книге «Политика и идеология в Англии, 1603-1640», Т. Гоббс и оппонировавший ему Дж. Локк являлись далеко не единственными выразителями английской политической мысли второй половины XVI] века.1

В настоящее время современная политическая мысль еще только приступает к изучению понимания свободы, республиканизма и становлению либерализма. В конце 80-х годов XX века американский исследователь Хекстер создал в университете Сент-Луис одноименный научно-исследовательский центр, в результате работы которого и появились первые серьезные исследования понятия «свободы».

Период Английской революции отличается тем, что здесь дефиниция «свобода» впервые приобретает свое современное значение, появляется особый дискурс свободы, распространявшийся на разные сферы жизни общества и, в первую очередь, на личность самого человека. К сожалению, наследие целого ряда политических мыслителей, стоящих у истоков современного либерализма и их практические шаги в сторону реализации собственных идеалов мало исследованы. Одной из таких фигур является Алджернон Сидней.

Фигура Сиднея представляет особый интерес, в отличие от Гоббса или Локка, в том плане, что он был, прежде всего, практиком и только потом теоретиком. Концепция Сиднея воплотила в себе все представления и идеи, приверженцем которых он был на протяжении всей жизни, и стала результатом его общественно-политической деятельности. Тоже самое можно сказать и с

1 Sommerville J.P. Politics and Ideology in England, 1603-1640. New York, 1995. pp.2-3. точки зрения социальной истории. Из практики был сформирован политический дискурс, на основании которого происходила мобилизация общественного движения.

Изменения в политике, в государственном устройстве происходили на протяжении всего семнадцатого столетия. Монархия была упразднена, а вместе с тем исчезли и многие её институты. Наблюдались сложные процессы в развитии государства: государственный аппарат то ослабевал, то креп. В итоге, Реставрация, как склонны думать большинство историков, возвратила Англию к условиям традиционного для государства режима. Но Корона не только восстановила полный объём своих прерогатив, она также создала выбор для будущих монархов: возвратиться к политике старого режима или создать такой тип государства, который сочетал бы традиции ранних Стюартов, изменения, произошедшие в Англии в период 1640-1650-х гг. и общеевропейские политические реалии второй половины XVII в.

Степень изученности проблемы. Если обратиться к проблеме в целом, то необходимо отметить, что различные направления английской общественно-политической мысли второй половины XVII в., в зарубежной историографии XIX-XX вв. разработаны достаточно широко. При этом внимание большинства* исследователей было сконцентрировано на выявлении преемственности между основными положениями вигской идеологии и идеями классического республиканизма более раннего революционного периода. А •

Изучение сюжетов, связанных с идеологией, творчеством Алджернона Сиднея, получило развитие, главным образом, в британской и американской политической науке. Первыми, кто ввёл Сиднея в современную историческую картину, стали Роббинс (1947 г.) и Хайдон (1961 г.), посвятившие свои труды творчеству Сиднея.1 Высшая точка в изучении наследия Сиднея была достигнута, по мнению Д. Скотта, Б. Вурденом в статье «Классический

1 Robbins С. "Algernon Sidney's Discourses concerning Government: Textbook of Revolution". William and Mary Quarterly, 3d ser., 4 (1947). pp. 266-296; Haydon B. "Algernon Sidney 162383" /B. Haydon // Archeologia Cantiana. Vol. LXXVI (1961). pp.l 10-133. республиканизм и пуританская революция» ("Classical republicanism and the puritan revolution"), опубликованная в журнале "History and Imagination" (1981) и статья «Республиканский характер Алджернона Сиднея» ("The commonwealth kidney of Algernon Sidney") из журнала "Journal of British studies" (1984).1

Д. Скотт, автор двухтомной монографии, посвященной жизни и творчеству А. Сиднея, в западной историографии традиционно считавшегося главным идеологом вигов и сторонником ограниченной монархии, одним из первых подверг сомнению «вигийский» характер политических взглядов мыслителя и его приверженность принципам конституционной монархии. Д. Скотт возвратил Сиднея из «.пантеона мучеников за принципы конституционализма и поместил в ряды тех, кто приветствовал бы новую гражданскую войну и возможность уничтожения монархии». Скотт собрал в. своих монографиях обширное количество материалов. Ему удалось обнаружить

1; г новые письма, написанные Сиднеем в 1659-1661, 1663 и 1677-1679 и 1683 гг. Кроме того, было найдено много материалов, авторство которых изначально приписали Сиднею, однако, это не подтвердилось. Масса документов, найденная в Мейдстон, хранится сейчас в Британском музее. Это и новые рукописи, и правовые документы, и новые биографические сведения,^ касающиеся каждого периода его жизни. Таким образом, автор монографии, задействовав новые источники, создал иной политический портрет Сиднея. В целом, как отмечает Д. Скотт, ему удалось использовать на 50 % больше различного рода материалов, чем главному биографу Сиднея Эвальду. Второй том своего исследования Скотт посвятил событиям Исключительного кризиса (1679-1681 гг.) и путём детального анализа трактата Сиднея «Рассуждения о правительстве» продемонстрировал трансформацию его политических взглядов, делая акцент на усилении республиканских настроений.3 В круг исследования Скотта вошла также революционная доктрина о праве народа на

1 Scott J. Algernon Sidney and the English Republic 1623-1677. Cambridge, 1988. P.6.

2 Scott J. Op. cit. P.3.

3 Scott J. Algernon Sidney and the Restoration Crisis 1677-1683. Cambridge, 1991. сопротивление в трактовке А. Сиднея. Согласно Скотту значение этой доктрины у Сиднея и Локка было одинаковым: народ имеет законное право на сопротивление в случае нарушения правительством общественного договора.1

В 1999 году была издана работа под названием «К Великобритании: торговля и завоевания по мысли А. Сиднея и Ч. Дейвнанта» («Towards Great Britain: Commerce and conquest in the thought of A. Sidney and Charles Davenant»). Автор этой монографии Куста Мултамаки - учёный из финской Академии Наук, детально изучает труд А. Сиднея «Рассуждения о правительстве» в своём русле и отмечает: «будучи многогранным и плодовитым автором, Сидней гениально приспосабливал республиканизм ко всем проблемам, с которыми он соприкасался - и религиозным, и экономическим».3 Считая Сиднея республиканцем, Мултамаки заметил преемственность его убеждений с республиканскими идеями Н. Макиавелли: «Хотя Сидней редко упоминал имя Макиавелли или цитировал его, в целом, он был согласен с основными положениями его республиканских теорий».4 В соответствии с традиционной точкой зрения английский республиканизм имеет несколько ветвей зарождения. Согласно одной из них - классические политические теории ведут начало, главным образом, от Макиавелли. Представителями этого направления являются Д. Мильтон, М. Нэдхам и А. Сидней.5 Также считает и Д. Скотт: «Нэдхаму и Сиднею в особенности был присущ английский республиканизм - это два главных макиавеллиста, которые понимали и поддерживали своего учителя».6

1 Scott J. Algernon Sidney and the English Republic 1623-1677. pp.35-42.

2 Multamaki K. Towards Great Britain: Commerce and conquest in the thought of A. Sidney and Charles Davenant. Helsinki, 1999.

3 Multamaki K. Op. cit. P.41.

4 Multamaki K. Op. cit. P.35.

5 Multamaki K. Op. cit. P.30.

6 Scott J. «The rapture of motion: James Harrington's republicanism» in N. Phillipson and Q. Skinner «Political discourse in Early modern Britain». Cambridge: Cambridge University Press, 1993. P.145.

В целом же эта объёмная монография посвящена вопросу торговли и завоеваний Англии. Автор также анализирует ещё одну работу А. Сиднея -«Court maxims» («Судебные принципы»), посвящённую национальным интересам, вопросам отношений власти и торговли и др.

Не менее интересным предстаёт исследование Алана Хьюстона «Алджернон Сидней и республиканское наследие в Англии и Америке», основанное на большом количестве источников как английского, так и американского происхождения. Автор вкратце представляет интеллектуальную биографию, прослеживает развитие идей Сиднея в политическом и интеллектуальном контексте стюартовской Англии, и завершает повествование детальным изучением влияния произведений Сиднея в революционной Америке, посвящая этой теме целую главу. Тем самым он подчёркивает насколько Сидней был популярен в Америке в XVIII в. Многие его радикальные идеи и принципы были применены на практике.1

В тоже время Хьюстон пытается выявить отличительные особенности республиканизма Сиднея, сравнивая его аргументы с доводами Д. Гарингтона, Дж. Мильтона, Дж. Локка, Д. Тирелла. Он рассматривает политическую теорию Сиднея, сосредотачиваясь на следующих понятиях: «свобода» и «рабство», «достоинство» и «коррупция». По мнению Хьюстона, его теория стала выражением взглядов оппозиции, а мысли и высказывания направлены на изменение и совершенствование государственного строя. При этом заключает, что республиканизм Сиднея и либерализм Локка не были соперниками, а наоборот - дополняли друг друга.

Как и многие другие исследователи Хьюстон считает Сиднея не последовательным в своих мыслях, порой они слишком двусмысленны и противоречивы.

1 Houston A.C. Algernon Sidney and the Republican Heritage in England and America. Princeton: Princeton University Press, 1991. P. 11.

2 Houston A.C. Op. cit. pp.101,146.

Сегодня мы имеем практически несколько работ, в которых в той или иной степени затрагиваются политические воззрения А. Сиднея: Г. Геттнер «История всеобщей литературы XVIII века»1, Т.Л. Лабутина «Политическая борьба в Англии в период реставрации Стюартов»2 и В.Е. Сатышев «Политическая и правовая мысль эпохи английской революции XVII в.: от абсолютизма к конституционализму»3. В вышеперечисленных исследованиях дана общая характеристика «Рассуждений о правительстве». В частности, книга Татьяны Лабутиной, расширяя общие представления об ожесточённой политической борьбе в 60-80-е гг. XVII века в Англии, в то же время убедительно показывает место А. Сиднея среди современников. Ей удаётся передать непоследовательность, а подчас и противоречивость позиций Сиднея, уже тогда бывшего на первых ролях формирующейся партии вигов. Из анализа «Рассуждений» Лабутина делает заключение о сомнениях политического деятеля, неровностях и ярких сторонах характера Сиднея, что приближает её к пониманию его воззрений. Объясняя продолжительность политической борьбы отдельных деятелей, Т. Лабутина пишет, что «незавершённость буржуазной революции - почва для политической и идеологической борьбы».4

Исследование В.Е. Сатышева представляет собой интерес в том отношении, что автор не стремился встать в очередь за теми исследователями, кто отрицает сколь-нибудь значительный вклад А. Сиднея в здание истории политической мысли Англии XVII века. Он рассматривает политическую позицию Сиднея в динамике, в прямой связи с ходом исторических событий и его участием в них. Включение Сиднея в политическую жизнь Англии в 80-е гг. означает, что этот деятель стал зрелым политиком, что он отнюдь не опрометчиво, а вполне сознательно обрекает себя на тяготы борьбы смерть. Это

1 Геттнер Г. История всеобщей литературы XVIII века: в 3-х т. (1660-1770 гг.) / Пер. с англ. А. Пылина. Т. 1. СПб., 1863.

Лабутина Т.Л. Политическая борьба в Англии в период реставрации Стюартов (1660-1681 гг.). М., 1982.

3 Сатышев В.Е. Политическая и правовая мысль эпохи английской революции XVII в.: от абсолютизма к конституционализму. Ставрополь, 2001.

4 Лабутина Т.Л. Указ. соч. С. 142. поднимает Сиднея до осознания его личности как человека. Автор говорит, что А. Сидней признаёт природу человека определяющим фактором общественного бытия. Государство же функционирует в соответствии с естественными законами. И законы природы признаёт Сидней высшими. Кроме того, находим весьма широкое толкование личности Сиднея.

Как пишет В.Е. Сатышев, что в литературе нет единства в характеристике политических идеалов Сиднея. Он приводит ряд мнений как западных, так и европейских учёных.1 В частности, биограф А. Эвальд представил образ Сиднея как либерального реформиста, отождествляя его устремления с целями тех, кто совершил «Славную революцию». Американский исследователь 3. Финк, напротив, относит Сиднея вместе с Мильтоном и Гаррингтоном к «классическим республиканцам». В литературе нет также единого мнения о вкладе Сиднея в развитие политической мысли. Дж. Гуч упрекал А. Сиднея в неоригинальности. Дж. Джоунс отмечал, что идеология вигов, унаследовав принципы и теории оппозиции времён Карла I, в то же время внесла в политическую философию новые элементы.

Таким образом, учитывая многообразие и неоднозначность существующих в зарубежной литературе мнений и подходов к интересующей нас теме, можно констатировать наличие широкой перспективы для! дальнейшего исследования сюжетов, связанных с идейно-политическим наследием А. Сиднея. Кроме того, изучение данной проблематики помогло бы восполнить определенную лакуну в отечественной исторической науке.

Вследствие этого, объектом исследования выступает общественно-политическая ситуация в Англии в период революции XVII века и в эпоху Реставрации, а предметом является совокупность и система взглядов А. Сиднея, выраженных в его трудах, а также посредством участия в политике на завершающем этапе революции и в годы правления Карла II Стюарта.

1 Сатышев В.Е. Политическая и правовая мысль эпохи английской революции XVII в.: от абсолютизма к конституционализму. С. 179.

2 Там же.

Цель работы - показать вклад А. Сиднея в развитие социально-политических и интеллектуальных процессов своего времени. Задачи исследования:

- выделение этапов в общественно-политической деятельности Алджернона Сиднея, на которых он играл различные социальные роли (армейский офицер, депутат парламента, политический изгнанник и т.д.);

- выявление роли А. Сиднея в различных политических ситуациях, участником которых он становился, а также пределов его идейного и символического влияния;

- анализ трактата «Рассуждения о правительстве» - основного политического сочинения А. Сиднея - на предмет отображения в нем общественно-политической проблематики Англии второй половины XVII века и его индивидуальной значимости в формулировании теоретических основ республиканского либерализма.

Источниковая база работы. Согласно целям и задачам исследования, мы выделяем три группы источников. Во-первых, произведения государственных и общественно-политических деятелей. В качестве основных источников данного исследования используются политические трактаты А.

1 2 Сиднея «Рассуждения о правительстве» и «Судебные принципы»,

Апология».3

В качестве основного источника данного исследования используется политический трактат А. Сиднея «Рассуждения о правительстве».4 К сожалению, сегодня современные отечественные историки не рассматривают его работу как отражение идей и политических реалий того времени наравне с произведениями других известных мыслителей этого периода.

1 Sidney A. Discourses Concerning Government. Indianapolis, 1996.

2 Sidney A. Court Maxims / Ed. by Hans W. Blom, Eco Haitsma Mulier, Ronald Janse. Cambridge, 1996. P.IX.

3 The Apology of Algernon Sidney in the day of his death // Political classics. Life, Memoirs of Algernon Sidney. Vol. 1. L., 1794.

4 Sidney A. Discourses Concerning Government.

Данный адаптированный текст «Рассуждений» основан на первом выпуске 1698 года, изданный спустя пятнадцать лет после смерти Сиднея Джоном Толандом (1996 г.), где в примечании редактор сообщает, что рукопись была «помещена в руки человека выдающегося и была непосредственно сохранена в целостности» и от этого человека Толанд, по-видимому, узнал о том, как удалось сберечь рукопись. Издание «Рассуждений» Толандом является единственным выпуском, который основан на оригинальной рукописи, но более поздние выпуски тоже принято считать основаны на оригинале.1 В последнем издании также сохранены все сноски в том виде, как их написал автор трактата.

Существуют также и другие издания «Рассуждений», опубликованные в Лондоне в 1705 г., 1795 г., Эдинбурге в 1750 г., Нью-Йорке в 1805 г., Париже в 1794 г., Лейпциге в 1793 г.

В ходе исследования представилось необходимым привлечь более раннюю рукопись, написанную Сиднеем в 1665 г. «Court maxims» (Судебные принципы). Трактат был обнаружен не так давно Блэром Вурденом, и впервые опубликован в 1996 г. Манускрипт известен только в одной копии. В предисловии данного издания, указано, что текст был написан не рукой Сиднея, 2 а двумя разными писцами с различными исправлениями.

Время написания трактата «Рассуждения о правительстве» не имеет точных данных. Поэтому А. Эвальд - биограф Сиднея, считал невозможным установить точное время написания этого сочинения. Защищаясь от своих обвинителей, посчитавших трактат за политический манифест, призывавший к мятежу, Сидней утверждал, что рукопись трактата была подготовлена ещё до реставрации. Однако многочисленные отголоски в тексте событий конца 70-х -начала 80-х годов со всей очевидностью убеждают, что произведение Robbins C. "Algernon Sidney's Discourses concerning Government: Textbook of Revolution". P. 268.

2 Sidney A. Court Maxims. P. IX. представляет собой, в основном, продукт 1680-1681 гг. и отражает взгляды Сиднея-вига.

По данным Скота Нельсона, рукопись была обнаружена в незаконченном виде во время ареста Сиднея. Кроме того, он сообщает, что из «Рассуждений» было удалено некоторое количество страниц, скорей всего сознательно. Какие-то страницы, изъятые при аресте, впоследствии использованные судебными обвинителями, возможно, были утеряны.1 По данным А. Хьюстона, после издания «Рассуждений» в 1698 г. сам оригинал был полностью утерян.

Рассуждения о правительстве», увидевшие свет в 1698 г., сразу же привлекли внимание крупнейших авторитетов политической мысли. Дж. Локк в своих педагогических сочинениях рекомендовал трактат для изучения в числе лучших работ о государстве наряду с произведениями Цицерона, Гроция и Пуффендорфа. Идеологи Американской революции считали Сиднея одним из соавторов взятого ими на вооружение естественно-правового учения. С воззрениями Сиднея считались также французские просветители от Монтескье до Руссо.4

Каролина Роббинс автор статьи «Рассуждения о правительстве А. Сиднея: учебник по революции», которая была опубликована в 1947 г., проводила анализ главного политического произведения мыслителя. Она сосредоточилась на восприятии идей Сиднея, особенно в Америке, после его смерти.5 Произведения политического деятеля, в первую очередь «Рассуждения», нашли свой путь в Америку благодаря усилиям'английского

1 Scott A. Nelson. Discourses of Algernon Sidney. London and Toronto: Associated University Press, 1993. P.27. л

Houston A.C. Algernon Sidney and the Republican Heritage in England and America. P. 10.

3 West Thomas John. Forward / Т. H. West. URL: http://www.oll.libertyfund.org /Texts/LFBooks/Sidney023/DiscoursesOfGovt/HTMLs/0019PtO lForward.html.

4 Сатышев B.E. Политическая и правовая мысль эпохи английской революции XVII в.: от абсолютизма к конституционализму. С. 179.

5 Robbins С. Algernon Sidney's Discourses concerning Government: Textbook of Revolution. P.272. республиканца Томаса Холлиса, который распространял работы Сиднея среди своих американских друзей.

Именно К. Роббинс и 3. Финк первоначально были первыми исследователями, обратившими внимание современного читателя на исторический контекст «Рассуждений», еще до появления фундаментальной двухтомной биографии Сиднея, написанной Дж. Скоттом.1

В XVII-XVIII вв. Алджернон Сидней пользовался большой популярностью. Он был известен своими дискуссионными доктринами не только о правительстве, но и о происхождении государства, о формах государственного устройства, о праве на восстание и т.д.

В XIX в. Сидней вышел из моды. Внимание учёных переключилось на государственных деятелей, таких как Кромвель, Наполеон и др. И лишь недавно был несколько возобновлен интерес к личности Сиднея как к объекту исследования.

Основной целью написания трактата «Рассуждения о правительстве» стало теоретическое обоснование утвердившегося в Англии в конце XVII века государственного строя. Американский учёный Дж. Скотт считает, что «практической целью «Рассуждений» было привести доводы в~ пользу восстания против несправедливой власти. С этой точки зрения, «Рассуждения» предусматривали открытую защиту словом и делом».2 Сюда же следует добавить и защиту своих собственных естественно-правовых установок. Отличием «Рассуждений» является обширный ссылочный аппарат. В примечаниях к труду Сиднея довольно много ошибок. Многие из его примечаний, возможно, были записаны по памяти.

Как пишет Скотт Нельсон, из-за обстоятельств, окружающих судебный процесс и смерть Сиднея - менялась интерпретация его текста, и трудно

1 Scott A. Nelson. The Discourses of Algernon Sidney. P.l 17.

2 Scott J. A. Sidney and the Restoration Crisis, 1677-1683. P.203.

3 West Thomas John. Forward. URL: http://www.oll.libertyfund.org/Texts /LFBooks/Sidney023/DiscoursesOfGovt/HTMLs/0019Pt01Forward.html. различить его политическую теорию от героической мифологии, которая представлена в трактате в виде исторических примеров из различных источников, в том числе Библии.1

Обширная социально-политическая литература, выходившая в Англии, свидетельствует о напряжённой идейной борьбе, которую вели идеологи основных политических групп. «Рассуждения о правительстве» были одними из нескольких трактатов, запрещённых во времена политического кризиса XVII в. Большинство из них были забыты историками и политическими учёными. J

Исследователь «Учебника по революции», который близко знаком с дошедшими до сегодняшнего дня трактатами по политической мысли XVII в., обратил внимание на близкое сходство между «Рассуждениями» Сиднея и другими произведениями той эпохи. Наиболее часто сравниваемыми произведениями являются «Рассуждения о правительстве» А. Сиднея и «Два трактата о правлении» Дж. Локка, оба из которых опровергают суждения Филмера из рукописи «Патриарх». Ясно одно, что историки уделяют больше внимания Дж. Локку, чем его современникам, включая А. Сиднея. Современные учёные называют «Два трактата о правлении» продуктом идентичным (в смысле подобным труду Сиднею) . Произведение Локка имело высокий статус, т.к. автор излагает естественное право в не устаревшем стиле. Втовремя как Сидней, засыпает читателя историческими рассказами и справками. Сегодня немногие характеризуют «Рассуждения» как произведение «изысканное».4 По мнению учёного Ричарда Эшкрафта, между теориями Сиднея и Локка существуют различия.5 Кроме того, произведение Локка является свободными от излишних, отягощающих восприятие рассуждений и громоздкого ссылочного аппарата.

1 Scott A. Nelson. The Discourses of Algernon Sidney. P.l 17.

2 Имеется ввиду «Рассуждения о правительстве»; см. Robbins С. "Algernon Sidney's Discourses concerning Government: Textbook of Revolution".

3 Ashcraft R. Revolutionary politics and Lock's Two Treatises of Government. Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1986. P. 73.

4 Scott A. Nelson. Discourses of Algernon Sidney, pp.8,134.

5 Op. cit.: Scott A. Nelson. Discourses of Algernon Sidney. P. 136.

Совсем отличную от Скота Нельсона точку зрения высказал Дж. Скотт: ««Рассуждения» Сиднея были более влиятельными в Англии, в первой половине столетия, по крайней мере, чем «Два трактата о правлении» Дж. Локка. Имя Сиднея оставалось почитаемым в Европе вплоть до XIX века».'

Американский учёный Корнельского университета Джордж Сабин в своей работе «История политический теорий» пишет, что Сидней следует за Филмером, развивая каждое возражение (протест) в краткое рассуждение, но при этом и малопригодным для понимания: «Это, возможно, делает трактат более объемным, но оригинальность идеи отсутствует». Кроме того, трактат изобилует повторениями, неточно построенными аргументами, сомнительной л историографией и противоречиями.

Скот Нельсон считает, что манускрипт Сиднея следует рассматривать как произведение, отражающее его эрудицию и образованность. Рукопись была обнаружена предположительно в незаконченном виде во время ареста Сиднея. Первые главы трактата носят абстрактный и философский характер, а последние, по большому счёту, посвящены революционной риторике и завуалированным аллюзиям.3

Для понимания текстов А. Сиднея необходимо обратиться к тем сочинениям, с которыми он отчаянно полемизировал. Речь идет, в первую очередь, о трактате Роберта Филмера «Патриарх».4 Этот источник артикулирует все те аргументы, которыми пользовались защитники абсолютной власти короля.

Вторая группа источников - источники личного происхождения. В основном это мемуары5 и переписка6 самого А. Сиднея, с помощью которых

1 Scott J. Algernon Sidney and the English Republic 1623-1677. P.6.

2 Sabine G.H. A History of Political Theory. P.54.

3 Scott A. Nelson. Discourses of Algernon Sidney. P. 24.

4 Filmer R. Patriarcha and Other Writings. L., 1991.

5 Memoirs of Algernon Sidney / Ed. by G. Meadly L., 1813.

6 Sidney papers consisting of a Journal of the Earl of Leicester, and original Letters of Algernon Sidney; Letters of The Honourable Algernon Sidney, to the Henry Savile / Ed. by Robert W. Blencowe. L., 1825. возможно рассмотрение процесса формирования его взглядов, реконструкция отдельных обстоятельств его политической деятельности.

Третью группу представляет актовые материалы: сборники материалов деятельности королевского суда1 и английского парламента2. С помощью парламентских материалов удалось понять общественно-политический контекст деятельности А. Сиднея. Недостатком же этого конкретного сборника материалов является то, что в нем представлены только знаковые, по общему мнению исследователей, документы, повествующие об общественно-политической деятельности Сиднея.

Методология исследования. Методологической основой исследования выступает принцип историзма, который понимается как изучение объекта исследования в его развитии. Применительно к данному исследованию он предполагает изучение карьеры и взглядов А. Сиднея со времени его поступления на службу в 1643 году до момента казни в 1683 году. Исследование идейных структур невозможно без помещения их в конкретный политический контекст изучаемой эпохи. Только это может объяснить нам, почему возникли именно те, а не другие идеи, и как они эволюционировали.

Важным методологическим походом в ходе исследования выступила также интеллектуальная история, которая понимается в широком смысле как «поле» интеллектуальных усилий человека по преобразованию окружающего мира.3 Ее использование важно с точки зрения абстрагирования от социальной эмпирии и погружения в поле дискурса, который, в свою очередь, сам начинает производить исторических субъектов и вызывать изменения в политической и ментальной структуре общества.

A Complete collection of State-Trials, and Proceedings for High-Treason, and Other Crimes And Misdemeanours; From the Reign of King Richard II to the Reign of King George II. 6 vol. Vol. 3.

2 Journal of the House of the Commons. Vol. 5 (1647-1648), 6 (1648-1651), 7 (1651-1659). URL:http://www.british-history.ac.uk/report.aspx?compid=27802#s5; See: Acts and Ordinances of the Interregnum, Vol. 3 / Ed.by C.H. Firth and R.S. Rait. L., 1911. URL: http://www.british-history.ac.uk/report. aspx?compid=27802#s5.

3 Репина Л.П. Интеллектуальная история сегодня: проблемы и перспективы // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. Вып. 1. М., 1999. С. 4-8.

Среди общенаучных методов, использованных в данном исследовании, стоит выделить генетический метод, который значим с точки зрения последовательного раскрытия свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе развития. Системный подход использовался для осмысления роли А. Сиднея в разных исторических событиях и проблемных контекстах. Для выделения этапов его деятельности применялся хронологический метод.

Хронологические рамки исследования включают период с 1641г. — время поступления Сиднея на военную службу по 1683 г. - дата его смерти. Данные временные рамки включают также написание Сиднеем двух сочинений — «Судебные принципы» и «Рассуждения о правительстве».

Научная новизна заключается в том, что она представляет собой комплексное исследование политико-правовой доктрины Сиднея в контексте биографических сведений об авторе этой концепции. В отечественной историографии на сегодняшний день не имеется работ, посвященных общественным воззрениям Сиднея. Новизна заключается также не только в обращении к теме, до сих пор остающейся малоизученной в отечественной историографии, но и в выборе ракурса освещения. В центре нашего внимания положен не просто детальный анализ основного трактата Сиднея с целью реконструкции его общественных (политических) взглядов, но и рассмотрение их в широком культурно-историческом контексте.

Практическая значимость исследования. Работа имеет практическое значение для педагогической практики. Результаты проведенного исследования могут быть использованы для разработки проблем социального контракта, понятия суверенитета (например) и концепции естественного права. Это позволяет применить их в ходе лекционных курсов и спецкурсов по истории политико-правовых учений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Заводовская, Мария Анатольевна

Заключение

Алджернон Сидней, несмотря на свою достаточно яркую биографию и интеллектуальную деятельность, не считается выдающейся фигурой в ряду таких титанов английской политической деятельности и общественной мысли как Кромвель, Ферфакс, Шефтсбери, Локк. Сидней остался во многом в тени своих знаменитых современников, имена которых являются христоматийными в работах, посвященных Английской революции 1640-1649 гг. и «Славной» революции 1688 года. Тем не менее, тщательное изучение основных этапов деятельности Сиднея и его главного политического сочинения «Рассуждения о правительстве» дают возможность более полно представить себе место Сиднея в политической истории Англии XVII века.

Пройдя путь от солдата до политического заговорщика, А. Сидней вошел в историю не только партии вигов, но и Англии в целом - как принципиальный сторонник и защитник республиканизма и либерализма от всех покушавшихся на политическую свободу сил.

В 1643-1660 гг. Сидней был довольно активным участником политических событий времен Английской революции. На данном этапе его жизни можно выявить и проследить причины изменений политических воззрений, выраженные в отказе от приверженности идее абсолютной королевской власти, что стало результатом осмысления им тех событий, в которых пришлось принимать участие. В условиях гражданской войны А. Сидней, находясь в эпицентре революционных событий, стал отходить от традиционалистских взглядов на королевскую власть. Он воспринял Протекторат как реверсию абсолютной монархии и именно тогда начал склоняться к республиканским идеям.

На втором этапе с 1660 по 1677 гг. Сидней был вынужден покинуть Англию и пробыть на континенте. В это время прекращается его активная политическая деятельность. Однако у Сиднея появляется возможность осмыслить произошедшие события, впервые сформулировать собственное отношение к происходящему. Сидней создаёт трактат в защиту республиканских принципов, носящий пропагандистский характер, с целью объединить английских республиканцев.

Третий этап жизни Сиднея связан с его возвращением на родину. Активная политическая деятельность, в которую включается Сидней сразу по прибытии в Англию. Как член парламентской оппозиции он выступает за ограничение королевской власти, участвуя в различных акциях, предпринимаемых его соратниками, таких как выдвижение законопроекта «Билля об исключении», Райхаузский заговор. Последний стал причиной обвинения Сиднея в покушении на жизнь короля и, следовательно, в государственной измене.

Сидней являлся противником не только абсолютной королевской власти, но и революционной диктатуры Оливера Кромвеля, поэтому большая часть его жизни прошла в политическом изгнании. Казнь А. Сиднея послужила одним из символов произвола королевской власти, который в итоге и привел к ее свержению. А основы пропагандируемых им взглядов рождались в перипетиях политической борьбы и поэтому были по достоинству оценены современниками и применены ими в дальнейшем в ходе «Славной революции» 1688 г.

Очевидно, что появление определенных позиций каждого человека имеет под собой набор тех или иных обстоятельств или явлений, накладывающих отпечаток на его точку зрения, личность же самого человека в таком случае, рассматривается как призма, интерпретирующая эти события и явления. Так родилась зависимость: личность - обстоятельства — точка зрения.

Несомненно, труд с «Рассуждения о правительстве» это отражение жизни Сиднея, истина, рождавшаяся в спорах с противниками его идей и рассуждениях со сторонниками. Именно практический опыт Сиднея является тем уникальным фактором, делающим его мысли о власти и государственном устройстве наиболее приближенными к реальности, особенно с учетом современного состояния государственного устройства Великобритании.

Другими словами, Сидней на самом себе испытал влияние королевской воли, в результате выразив свою реакцию в письме. Вполне возможно, что ни современники, ни потомки не узнали бы его мнения, если бы обстоятельства позволяли не бояться за свою жизнь, честь семьи, уверенность в завтрашнем дне - ценности, стоящие перед человеком независимо от его статуса, положения и исторической эпохи.

Очевидно, что работа Сиднея над «Рассуждениями» развивалась параллельно с процессами общественной жизни, и была от них зависима. Об этом говорит и тот факт, что Сидней так и не смог отдать предпочтение какой-то одной конкретной форме государственного устройства, а также чётко описать механизмы государственного управления. Вместе с этим общественно-политическая жизнь была нестабильна, оппозиция неоднородна, вследствие чего определённой альтернативы действующей власти не предложила. Восстания подавлялись, лидеры оппозиции не могли договориться внутри своего лагеря, не было идеи об объединении сил, чтобы выступить единым фронтом.

Можно сказать, что в кругу политически активных подданных английского короля, как и у самого Сиднея, на тот период не было чёткого представления о желаемом результате, а если и был, то в силу разности подходов к его достижению, имеющих часто принципиальные, неразрешимые противоречия, не могли начать эффективное системное изменение государственного устройства.

В качестве основных принципов политической философии Сиднея выступают: идея естественного права; теория договорного происхождения власти; защита народовластия («народного правления», «республиканской формы правления»); идеализация смешанной формы правления; право народа на восстание против тирании. Доктрина естественного права выступала идеологической формой выражения общественных потребностей. Подобную цель имела и договорная теория. Договор являлся важнейшей формой общественных связей между людьми. Итоговым принципом Сиднея стало отступление от первоначальных взглядов - он приходит к выводу, что наиболее стабильной формой правления в Англии может быть ограниченная монархия, которая и была впоследствии утверждена в ходе «Славной» революции.

Можно только сожалеть, что «Рассуждения» Сиднея в своё время не нашли дорогу к широкому читателю. Сидней очень деликатно и всесторонне убедительно обращаясь к деталям различных исторических ситуаций, отвечает Филмеру на каждый пункт его трактата. При этом Сидней использует фрагменты Священного Писания для подтверждения поведения тех или иных исторических личностей в различных ситуациях. Позиция Сиднея как исторического писателя усиливается тем, что он обосновывает свою позицию с точки зрения юридического права. В его суждениях отчётливо слышны интонации передовых политических деятелей его эпохи: Гаррингтона, Гроция, Мильтона. Яркие страницы Сидней посвящает тирании и её наихудшим' представителям: Калигуле, Нерону и другим. Очень убедительна система доказательств, использованная Сиднеем при описании того, как к верховной власти стремились библейские патриархи. Даже на небольших временных отрезках наследственная связь верховных правителей оказывается нарушенной, не говоря уже об истории наследования верховной власти в современных Сиднею государствах (Англии, Франции, Испании и т.д). Будучи приверженцем идеи свободы и равенства, республиканец по большинству своих поступков и поведения, А. Сидней был среди тех, кто прокладывал главный путь развития общественной мысли, утверждавшей необходимость ограничения королевской власти.

Проводя анализ позиции А. Сиднея в вопросе о происхождении верховной власти (в сравнении с позицией Р. Филмера) можно сделать следующие выводы.

Во-первых, Сидней, как и его современники, теоретики - Т. Гоббс, Дж. Мильтон, Д. Гаррингтон и другие относится к верховной власти и обрисовывает её в своём трактате как явление обычное в жизни людей. Среди дискуссионных тем, обсуждаемых на страницах правовых и политических трактатов проблема происхождения английской государственности была одной из самых актуальных. По мнению же автора, верховная власть всего-навсего организована (учреждена) людьми. Исходя из того, что верховная власть в государстве организована усилиями людей, а не божеством, общество XVII века по-иному, нежели ранее, осмысливает право, которое до того являлось лишь возведённой в закон волей правителя. Если в прежней постановке вопроса свобода и сама жизнь людей не имели гарантий, то Сидней напрочь отвергает авторитарные установки теоретиков абсолютизма. Третья часть «Рассуждений» Сиднея вполне определённо говорит о полном отрицании тирании в самых различных отношениях, что возможна лишь однозначная оценка Сиднея как яростного врага тирании в любых проявлениях. Тирания, по мнению автора, это «родная сестра» абсолютизма. Отсюда и метод устранения негативных сторон 1 абсолютизма - установление конституционного правления.

В основу модели конституционной государственной власти легли теория «естественных прав», в числе которых оказались свобода и собственность -социальные ценности, за которые боролась тогда буржуазия, и концепция договорного происхождения государства. Юридическая свобода индивида утверждавшегося гражданского общества делала договор важнейшей формой общественных связей между людьми. Ни один человек в Англии, пишет Сидней, не обязан служить своему лорду иначе, как по договору. Гарантии же верховенства права над государством - в народном суверенитете, т.е. в представительном правлении, как это было в донорманнский период. Таким образом, договорная теория оказалась очень удобной идеей, позволявшей представить интересы индивидов гражданского общества как «общее благо», а само государство — как общеполезное учреждение.

Кроме того, были сформулированы некоторые моменты частного права — равенство всех перед законом, неприкосновенность частной собственности, демократизация судебного процесса и т.д.

Английская политическая и правовая мысль XVII века оказала мощное воздействие на элиты других ведущих стран мира. Это влияние испытали на себе французские просветители - Вольтер, Руссо, Монтескье и др. Идеи Сиднея вдохновили творцов американской Декларации независимости, которые, по их мнению, способствовали поиску новых решений в установлении государственных порядков.

Говоря о характеристике политических взглядов Сиднея, не могу согласиться с мнением А. Эвальда, биографа А. Сиднея, который отождествлял устремления Сиднея с целями тех, кто совершил «Славную революцию» и установил в Англии «свободное государство». А. Эвальд отмечал, что «ни в теории, ни на практике взгляды Сиднея не имели ничего общего с теми, кто был занят установлением недолговечной Английской республики». С этим утверждением нельзя согласиться, потому что трактат «Рассуждения о правительстве» наглядно показывает позицию Сиднея - он выступал за создание конституционной монархии, которую он называет смешанной формой правления, эту же позицию он занимал и на практике, выступая в парламенте за ограничение власти монарха, путём усиления роли парламента. Анализ материала свидетельствует о том, что Сидней, таким образом, был не «классическим республиканцам», как считает американский исследователь 3. Финк, т.к. демократические ориентации привели его не к республиканизму, а к защите «смешанного правления», т.е. по сути дела, к проекту создания конституционной монархии.

Республиканизм и либерализм вполне органично сочетаются в теоретическом наследии А. Сиднея. Он последовательно отстаивал право народа на восстание против правителя, нарушающего законы, и в этом его ключевое отличие от «республиканизма» Н. Макиавелли, который в традициях политического реализма считал значимой не столько форму правления, сколько проблему обеспечения безопасности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Заводовская, Мария Анатольевна, 2011 год

1. Коровкин М.В. К истории конституционных идей в Стюартовской Англии: Роберт Филмер и его «Патриарах». URL: http://www.sovmu.spbu.ru/main/conf/man-nat-soc/2002/7-3 .htm (дата обращения: 18.8.2011).

2. West Thomas John. Forward / Т.Н. West. URL: http://www.oll.libertyfund.org/Texts/LFBooks/Sidney023/DiscoursesOf Govt/HTMLs/0019PtO lForward.html (дата обращения: 1.6.2010). ;16а.

3. Sommerville J.P. Algernon Sidney / J.P. Sommerville. URL: http://history.wisc.edu/sommerville/367/367-08.htm (дата обращения: 15.6.2010).

4. Sidney A. Colonel Sidney's Speech / A. Sidney. URL: http://history.wisc.edu/sommerville/3 67/sidney%20speech.htm (дата обращения: 10.10.2011).

5. Journal of the House of the Commons. Vol. 5 (1647-1648), 6 (1648-1651), 7 (1651-1659), 10 (1648-1649). URL: http://www.british-history.ac.uk/report.aspx?compid=27802#s5 (дата обращения: 11.11.2011).

6. Grey's Debates of the House of Commons / Ed. By Anchitell Grey. Vol. 78. 1769. URL: http://www.british-history.ac.uk/report.aspx7compid =40481&strquery=Sidney (дата обращения: 11.11.2011).

7. Acts and Ordinances of the Interregnum, 3 vol. / Ed. by C.H. Firth and R.S. Rait. L., 1911. URL: http://www.british-history.ac.uk/report.aspx? compid=27802#s5 (дата обращения: 11.11.2011).

8. Survey of London / Ed. by F.H.W. Sheppard. Vol. 33 34. 1966. URL: http://www.british-history.ac.uk/report.aspx?compid=41120 (дата обращения: 11.11.2011).

9. Cardiff Records. Vol. 5. 1905. P.485. URL: http://www.british-history.ac.uk/report.aspx?compid=48212&strquery=l 646%20July%2017. %20Hon.%20Algernon%20Sidney (дата обращения: 11.11.2011).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.