Политическая культура советского общества в контексте культурологического знания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Сологуб, Галина Николаевна

  • Сологуб, Галина Николаевна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2009, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 180
Сологуб, Галина Николаевна. Политическая культура советского общества в контексте культурологического знания: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Краснодар. 2009. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Сологуб, Галина Николаевна

Введение

1. Теоретико-методологические основы формирования концепта «политическая культура»

1.1. Политическая культура и ее сущностная характеристика в концепциях зарубежных и отечественных ученых

1.2. Модели и типы политической культуры

2. Трансформация советской политической культуры в культурологическом дискурсе

2.1. Основные направления формирования политической культуры в структуре комплексного подхода к организации воспитания советского народа

2.2. Современный взгляд на концепт «советская политическая культура»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политическая культура советского общества в контексте культурологического знания»

Актуальность исследования. В научной литературе последних лет концепт «политическая культура» превратился в один из самых «модных» и употребляемых. Это объясняется реальными потребностями российского общества, его реформированием, связанным с развитием демократии, изменением политической системы, утверждением многопартийности, трансформацией власти.

Политическая культура — сложное многоаспектное явление, имеющее глубокие исторические корни. Незавершенность процесса его научного осмысления определяется сущностной и структурно-функциональной многогранностью и полиаспектностыо этого концепта, достаточно широкая интерпретация которого доказывается многозначностью его трактовке в гуманитарном знании.

Политическая культура - система исторически сложившихся, относительно устойчивых и репрезентативных убеждений, представлений, установок сознания и моделей поведения индивидов и групп, а также моделей функционирования политических институтов и образуемой ими системы, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса, определяющих ее основные направления и формы и, тем самым, обеспечивающих воспроизводство и дальнейшую эволюцию политической жизни на основе преемственности. Это своего рода матрица политической жизни, задающая устойчивые формы сознанию и поведению отдельных граждан, групп, институтов и общества в целом. Ее можно также определить как своеобразный политический генотип, имея при этом в виду, что последний характеризуется биологами как «генетическая (наследственная) конституция организма, совокупность всех наследственных задатков данной клетки или организма» (Э.Я.Баталов Советская политическая культура (к исследованию распадающейся парадигмы) // Общественные науки и современность. - 1995. - № 3. - С. 60-70.)

На сегодняшний день сформировались различные подходы к исследованию советской политической культуры, сложилось определенное понимание сущности данного феномена. Тем не менее, огромный эмпирический и теоретический материал, разработанные типологии и обобщения, связанные с изучением советской политической культуры, показывают, что произошло лишь смещения акцентов, а не переосмысление их основных результатов, накопленных в многочисленных теориях и концепциях отечественных и зарубежных ученых, изучающих это явление.

По мнению современных исследователей, советская политическая культура представляет собой зафиксированный опыт общества в целом и его отдельных классов и слоев, который охватывает сферу отношений с внешней средой, с другими народами, перипетии внутриполитической и социальной борьбы, последствия побед и поражений. Это - совокупность регулятивов и ценностей, определяющих участие людей в политической жизни советского общества. Она складывалась под влиянием социально-экономических условий, порождающих потребность в силе, которая обеспечивала бы стабильность и порядок, находилась в сильнейшей зависимости от политической системы государства и использовала имеющиеся у нее возможности, чтобы внедрять в сознание граждан веру в законность, в необходимость и оправданность принятия ее норм и ценностей. Вместе с тем, советская политическая система строилась и укоренялась в обществе постольку, поскольку соответствовала господствующим в его политической культуре установкам. Когда это соответствие нарушилось, политическая система лишилась поддержки народа, в обществе созрело недовольство, которое привело к демократическим преобразованиям.

Обращаясь к культурологии, в контексте которой осуществлено данное исследование, нужно отметить, что в ней наметилось определенное размежевание на гуманитарное направление, тяготеющее к семиотике, восприятию культуры как текста и, соответственно, исследованию символической наполненности культурных артефактов, и социальное, делающее акцент на социально-регулятивных функциях культуры, т.е. на роли культуры в подержании общественного порядка. Культура - это порядок в мозгах и в социальном поведении людей. Только достигается он не насильственными мерами, а с помощью традиций, обычаев, нравов.(Флиер, А. Наука, изучающая неправду / Вестник МГУКИ. - 2008. - №3).

Анализ советской политической культуры С. Уайтом, показал, что она является в действительности российской, «корнями уходящей в исторический опыт столетий абсолютизма». Иными словами, речь идет о преемственности советского периода истории по отношению к русскому дореволюционному и о господстве авторитарных тенденций в культуре каждого из них.

Исследовательский потенциал культурологии позволил выделить и изучить некоторые социокультурные ресурсы, заложенные в советской политической культуре, и определить степень их возможного восприятия современным российским обществом.

Особенностью культурологического осмысления концепта «советская политическая культура», с нашей точки зрения, является его осознание, объяснение, восприятие и оценка в современном обществе с точки зрения толерантности граждан и государства, плюрализма мнений и позиций, проявляющихся в многопартийной системе и множественности идеологий, что дает возможность раскрыть роль политической культуры в строительстве гражданского общества в России.

Сейчас российская политическая культура представляет собой противоречивую систему, в которой в динамичном отношении находятся прошлое, настоящее и прогнозируемое будущее, что позволяет говорить об ее своеобразии вне зависимости от определенного исторического континуума.

Современное российское государство пытается «нащупать» ту духовную основу, которая могла бы с наибольшим успехом формировать его политическую культуру, и стала бы основанием общества, которым можно было бы эффективно управлять.

Степень разработанности проблемы. Изучение данной темы формировалось на основе комплексного осмысления культурологических, исторических, философских, социологических, политологических, и других научных изысканий зарубежных и отечественных ученых. Этим объясняется исследование ее сегментов на стыке или границах различных научных дисциплин в рамках культурологии.

Категориальный статус феномена «политическая культура» сложился в трудах Г. Алмонда, С. Вербы, М. Вебера, П. Струве, Л. Пая, У. Розенбаума, Д. Каванаха, а также JL Арутюняна, Н. Бирюкова, Д. Гудименко, А. Демидова, М. Кагана, В. Каменского, О. Малинова, Р. Матвеева, Е. Морозовой, Г. Онуфриенко, В. Рукавишникова, В. Тихонова, А Шатилова, В. Щегольцевой и др.

Исследование концепта «политическая культура» невозможно без обращения к наследию русской общественно-политической мысли, посвященной изучению особенностей отечественной культуры И. и К. Аксаковы, Н. Бердяев, С. Булгаков, А. Герцен, В. Герье, Н. Данилевский, И. Ильин, В. Ключевский, К. Леонтьев, И. Луппола, П. Милюков, В. Розанов, С. Соловьев, Г. Федотов, С. Франк, А. Хомяков, П. Чаадаев, Б. Чичерин, Г. Шпет и др. Идеи политической культуры получили отражение в трудах А. Панарина, А. Ширинянца, Н. Покровского и др.

Особенности формирования российской политической культуры привлекали внимание зарубежных ученых (Л. Уайт, А. Браун, Р. Такер, П. Пайпс и др.).

В отечественной науке последних десятилетий XX века появились работы, посвященные изучению политической культуры, в т.ч. и советской Ф. Бурлацкий, А. Галкин, М. Мчедлов, М. Кейзеров, Р. Яновский, Е. Бабосов, А. Ахиезер, В. Ачкасов, Э. Баталов, И. Василенко, К. Гаджиев, Ю. Ирхин, А. Кара-Мурза, К. Касьянова, И. Пантин, Ю. Пивоваров, А.

Соловьев, Е. Шестопал и др.

Рассмотрению политической культуры в русле культурологических процессов помогли теоретико-методологические выводы А. Ахиезера, В. Библера, П. Гуревича, В. Давидовича, Ю. Жданова, Б. Ерасова, Л. Когана, В. Межуева, А. Флиера и др.

Советская политическая культура получила осмысление в работах А. Арнольдова, Е. Бабосова, Э. Баллера, М. Иовчука, и др.

Определенный пласт в диссертации занимают сочинения В. Ленина, в которых он писал о политической культуре и ее месте в строительстве нового общества.

В процессе подготовки исследования изучены материалы диссертаций, защищенных по сходной проблематике.

Осмыслению места политической культуры в комплексном подходе к организации воспитания советских людей помогли материалы съездов КПСС, а также публикации Е. Сулимова, С. Мостового, В. Афанасьева, В. Захарова, С. Ковалева, В. Шинкаренко, Л. Пономарева, Ж. Тощенко, А. Уледова и других советских ученых.

Объект исследования - политическая культура как исследовательский концепт.

Предмет исследования - культурологическое осмысление советской политической культуры.

Цель диссертационного исследования - комплексный культурологический анализ концепта «советская политическая культура» как одного из важнейших системообразующих сегментов политической жизни советского общества, представленного в единстве когнитивно-эмоционального, нормативно-ценностного и деятельностного компонентов.

Задачи диссертационного исследования:

1. Проанализировать содержание концепта «политическая культура» в трудах зарубежных и отечественных ученых.

2. Дать характеристику основным моделям и типам политической культуры.

3. Определить основные направления трансформации советской политической культуры в культурологическом дискурсе.

4. Выделить особенности комплексного подхода к организации политического воспитания советских людей и определить в нем место политической культуры.

5. Раскрыть современный взгляд на концепт «советская политическая культура».

Теоретико-методологические основы исследования.

Междисциплинарный характер работы обусловил использование комплексной методологии, вобравшей фундаментальные принципы и подходы, разработанные в трудах отечественных и западных учёных, исследующих политическую культуру в русле гуманитарного знания.

Теоретическую основу исследования составила классическая концепция политической культуры американских политологов Г. Алмонда и С. Вербы, а также труды X. Аренд, Р. Барта, Э. Кассирера Т.Парсонса и~ др.

Методологическую базу диссертации образовали культурологические исследования отечественных и зарубежных ученых Т. Адорно, М. Вебера, П. Гуревича, Э. Дюркгейма, Б. Ерасова, Л. Ионина, М. Кагана, Э. Маркаряна, В. Межуева, А. Назаретяна, Э. Орловой, В. Федотовой, А. Флиера и др.

В работе использовалась концепция А. Ахиезера об инверсионном характере социокультурной динамики России применительно к ее политической культуре, а также методологическая парадигма системного анализа, учитывающая фактор нечеткости как возможной объективной сущности указанного концепта и позволившая охарактеризовать политическую культуру как подсистему комплексного подхода к организации воспитательного процесса.

В диссертации нашла отражение концепция М. Корн, рассматривающая политическую культуру как традиционалистскую и инверсионную по своему характеру, что выражается в дуальности характеристик общественной системы, резкой смене оценок тех или иных исторических событий, и т.п. (См. Корн, М. Миф в системе политической культуры. Автореф. дисс. на соиск. уч. степени кандидата философских наук. - М., 2008).

Процесс изучения концепта «советская политическая культура» осуществлялся в результате последовательного перехода от понимания сущности «политической культуры», ее структуры, содержания, целей, задач и функций к осмыслению массового сознания (З.Фрейд и К.Юнг) и социокультурной ситуации в советской России.

Диссертантом использовался деятельностный и комплексный подходы в понимании сущности советской политической культуры, учитывающие социокультурные и государственно-политические направления развития России и играющих важную роль в ее формировании.

Интегрировать знания о концепте «советская политическая культура» в культурологическом дискурсе помог политико-культурный подход. В диссертации использованы методы реконструкции и моделирования советской политической культуры, единства исторического и логического, общего и частного, анализа и синтеза, принципы историзма и преемственности в культуре и обществе, аналитического сопоставления концепций различных отечественных и зарубежных научных направлений и школ. Объективистский подход раскрыл содержание политической культуры через нормы и санкционированные образцы поведения граждан и групп населения.

Использование структурно-функционального подхода способствовало выявлению многоуровневого характера советской политической культуры, выделению мировоззренческих, политических, когнитивных, аффективных, ценностных ориентаций, ее моделей, а также характеристике ее функций.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном исследовании концепта «советская политическая культура» в культурологическом дискурсе, выявлении его характерных черт и признаков, тенденций формирования моделей, выделении основных направлений трансформации, а также политического воспитания, основанного на комплексном подходе и формировании всесторонне развитой личности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Анализ источников и литературы позволил описать политическую культуру как сегмент духовной жизни общества, не имеющий однозначного и единого содержания, который используется для объяснения событий, сложившихся ситуаций, изменения политической системы и развития социально-политических процессов. Такая многоуровневость изучения концепта обусловлена многообразными связями с различными социальными группами людей, процессами и явлениями, находящимися в различных соотношениях с экономической, правовой, моральной, религиозной, художественной и другими подсистемами культуры. Важнейшей характеристикой политической культуры является уровень овладения политическими знаниями и опытом, накопленными историей, причём, усвоенные политические знания, принципы, нормы рассматриваются как элементы этой культуры только тогда, когда интегрируются в деятельность человека, входят в его привычку. Для достижения высокого уровня политической культуры большое значение имеет практическое обучение людей, их участие в управлении производством, государственных и общественных делах, политической жизни общества. Таким образом, политическая культура - сложный сегмент духовной жизни общества, представляющий собой исторически изменчивый феномен, отражающий его особенности и структуру в социокультурной динамике.

2. Культурологический анализ политической культуры» показал, что она является важнейшей системообразующей составляющей любого общества, опирается на его конкретно-исторические традиции, служит интересам различных слоев и отражает их особенности. В русле культурологии мы рассматриваем указанный концепт как важнейший структурный сегмент культуры; как уровень понимания, усвоения и претворения в жизнь массами политики государства; как уровень знания о гражданских правах и свободах, как степень включенности в политическую жизнь общества и государства; как глубину политической убежденности и сознательности; как степень развитости политических институтов; как характеристику существующей политической системы, степени ее демократичности и эффективности. Вышеизложенное свидетельствует об инверсионном характере политической культуры, проявляющемся в резкой смене оценок происходившего в мире, противостоянии прошлого и настоящего, отжившего и нарождающегося, креативного и консервативного, традиционного и инновационного.

3. Анализ исследований, касающихся концепта «советская политическая культура», позволяет заключить, что советская эпоха осталась в коллективной памяти большей части населения России и не исчезнет бесследно и навсегда. Составной частью образов прошлого являются исторические события и факты, различного рода свидетельства и их интерпретация в научных разработках, публицистике, средствах массовой информации. Анализируя сущность советской политической культуры в рамках культурологического знания, нужно отметить, что она формируется на таких фундаментальных категориях, как «политика» и «культура». Как конструкт духовной жизни общества, она включает те ее элементы, которые связаны с общественно-политическими институтами и политическими процессами, формированием политического сознания и поведения социальной общности или конкретной личности, помогает реализовать политические знания, ценностные ориентации и установки в советской системе политических отношений. Она носит бинарный характер и формирует во взаимоотношениях власти и граждан определенные нормы, образцы поведения и ценности, которые утверждались в обществе в форме советских традиций и обрядов. Через них она обеспечивает целостность интегрированной политической среды и координацию политических методов жизнедеятельности общества в целом. Можно заключить, что советская политическая культура представляет собой искусственную конструкцию, созданную с целыо управления обществом и представляющую для этого общества нечто правдоподобное, органичное, естественное, необходимое.

4. Культурологический анализ советской политической культуры складывается на основе сущностной характеристики следующих ее сегментов: когнитивно-эмоционального (убеждения, ориентации, идеи, знания, идеалы, взгляды, концепции, чувства, настроения, эмоции и т. п.); нормативно-ценностного (ценности, традиции, навыки, обычаи, стереотипы, нормы политического поведения, юридические основы, регулирующие социально-политические отношения в обществе); деятельностного (политическое поведение и политическое участие); эмоционально-психологического (жажда социальной справедливости, нетерпимость к социальному и национальному угнетению, любовь к Родине, ненависть к врагам, эмоциональный подъем по поводу политических побед или, напротив, мучительные переживания в связи с постигшим поражением); установочно-поведеического (политические установки и стереотипы поведения, способствующие переводу представлений и ценностей в плоскость практической реализации).

Кроме того, культурологический анализ позволил выделить основные формы советской политической культуры, отражающие конкретно-исторический уровень политической свободы советских людей: духовно-практическая форма (политический опыт, традиции, нравы, роли, ценности, ориентации и установки, способы выражения политических чувств и эмоций, осуществления политического мышления); предметная форма (способы и образцы организации политических институтов, средств политической деятельности, которые материализуют достижения научной мысли), функциональная форма (способы, стиль, приемы, средства политической деятельности, характер политического процесса и др.).

Вышеизложенное подчеркивает полифункциональный характер советской политической культуры и позволяет выделить ее уровни: высший (система мировоззренческих представлений о политическом мироздании, укорененных в характерной для данного социума культурной традиции); срединный (совокупность ценностно-нормативных ориентации, регулирующих политическое поведение); нижний (политический опыт, результат осмысления актуальной политической практики и т.д.).

Следующий сегмент в культурологическом анализе советской политической культуры - ее многочисленные функции (теоретико-познавательная, коммуникативная, интегративная, идентификации, ориентации, предписания, адаптации, социализации, удовлетворения политических потребностей, и др.

В совокупности все составляющие культурологического анализа влияют на политические процессы и институты, на формы политической жизни советского общества.

5. Советскую политическую культуру часто отождествляют с социалистической культурой. Отсюда составляющими социалистической политической культуры считались такие компоненты, как овладение научной политической идеологией, знания в области марксистско-ленинской теории, внутренней и внешней политики партии, превращение знаний в глубокие внутренние убеждения личности, выработка классового самосознания, приобретение необходимых навыков политической деятельности, освоение ее принципов и норм, реализация знаний, убеждений в практической деятельности субъекта политической культуры во всех сферах общественной жизни.

Советская политическая культура, «ушла» в историю вместе с постулатами. Распад этой культуры еще не завершен и зависит от темпов строительства нового демократического общества.

Советская политическая культура - важнейшая составляющая комплексного подхода в организации воспитания людей. Ее теоретико-методологический анализ доказал актуальность обращения к этому подходу для современного российского общества, так как и в новых условиях необходимо воспитывать законопослушных, инициативных, ответственных людей, умеющих пользоваться личными правами и свободами, способными к диалогу и сотрудничеству, толерантности, правильно реагирующих на процессы, происходящие в обществе, и т.д. Использование принципов комплексного подхода в воспитании современного российского человека способствовало бы формированию его политической культуры, духовной и нравственной позиции, трудовой активности. Можно говорить и о воспитании всесторонне развитой личности современного российского человека, которая в советское время была в «центре» внимания КПСС и советского государства. Почему бы не взять некоторые позиции этого подхода на вооружение?

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что в нем впервые представлен культурологический анализ концепта «советская политическая культура», который позволил обобщить знания о сущности, месте и роли этого сложного и многофункционального явления в советском обществе, выявить особенности его формирования и развития и открыть дополнительные перспективы его изучения в рамках теории и истории культуры. В диссертации рассмотрены модели политической культуры и выявлена их специфика исследования в культурологическом знании.

Мы полагаем, что результаты критического анализа парадигмальных установок комплексного подхода к воспитанию советского человека, формирования всесторонне развитой личности, заложенные в моральном кодексе строителя коммунизма, столь популярные в советском обществе, в человека, формирования всесторонне развитой личности, заложенные в моральном кодексе строителя коммунизма, столь популярные в советском обществе, в определенной степени могут быть использованы в разработке различных направлений воспитания современного российского человека, особенно молодежи.

Выводы и положения диссертации дополняют сферу научного знания о советской политической культуре и характера взаимодействия ее с обществом, расширяют основу для дальнейшей теоретической и практической разработки проблемы и следования.

Достоверность результатов диссертационного исследования обеспечена применением совокупности методов, адекватных поставленным в работе проблемам, системным и комплексным подходом к анализу предмета исследования, научной доказательностью и объективностью фактологического материала, представленного в работе.

Результаты исследования могут быть использованы в лекциях и практических занятиях по «Культурологии», «Теории и история культуры» и «Политологии», «Политической истории России» и др.

Апробация работы.

1. Основные идеи, положения и результаты исследования докладывались на всероссийских, межвузовских и вузовских научных конференциях, в частности, Всероссийской научно-практической конференции «Философия, наука, религия в поисках диалога» (Краснодар, 2000), «Художник и время» (Краснодар, 2008) и др.

2. Результаты исследования опубликованы в 11 статьях общим объемом 1,75 п.л., в т.ч. в трех изданиях, рекомендуемых ВАК РФ.

3. Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на заседании кафедры теории и истории культуры Краснодарского государственного университета культуры и искусств (Протокол № 9 от 26. 05.2008).

Структура работы подчинена логике изложения результатов исследования. Она состоит из введения, двух разделов, включающих четыре подраздела, заключения, списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Сологуб, Галина Николаевна

Заключение

Исследование концепта «советская политическая культура» как культурологической парадигмы позволяет обратить внимание на его особенности, функции, закономерности формирования в культурологическом дискурсе.

Политическая культура — это своего рода матрица политической жизни, задающая устойчивые формы сознанию и поведению отдельных граждан, групп, институтов и общества в целом. Ее можно также определить как своеобразный политический генотип, имея при этом в виду, что последний характеризуется биологами как «генетическая» (наследственная) конституция организма, совокупность всех наследственных задатков данной клетки или организма. При этом генотип рассматривается не как «механический набор независимо функционирующих генов», а как «единая система генетических элементов, взаимодействующих на различных уровнях», контролирующих «развитие, строение и жизнедеятельность организма» (Биологический энциклопедический словарь. - М., 1986. — С. 126).

Политическая культура - весьма сложный для анализа концепт. Причина этому, по мнению О. Гаман-Голутвиной, заключается не в несовершенстве его инструментария, а в сущностной и структурно-функциональной многогранности, полиаспектности этого концепта, что определяет и выявление методологических подходов к его исследованию.

При исследовании любого концепта необходимо стремиться к предельной четкости методологических установок и инструментария исследования. Однако, рассматриваемый концепт характеризуется «нечеткостью» («размытостью»), ему присуща сложная природа, что позволяет говорить о незавершенности процесса его научного осмысления, в частности, в области культурологического знания.

Здесь актуальна методологическая парадигма системного анализа, учитывающая фактор нечеткости как возможной объективной сущности указанного концепта, которая первоначально сформировалась в сфере математической теории множеств во второй половине XX столетия, начиная с работ JT. Заде. Почему именно эта методология? Да потому, что, как уже указывалось выше, политическая культура как концепт культурологического знания отличается «нечеткостью» («размытостью»), т.е. еще не сформировавшейся основой для исследования со всех сторон.

Известна достаточно широкая интерпретация этого концепта, которая объясняется, во-первых, тем, что он, как и концепт «культура», трактуется многозначно, как в классических, так и современных гуманитарных исследованиях. Эта полиаспектность доказывает его междисциплинарный характер в качестве объекта исследования в культурологии, что, в свою очередь, предопределяет разнообразие подходов и методов исследования.

Во-вторых, многозначность в трактовке концепта «культура» умножилась благодаря прилагательному «политическая» — прилагательному, адресующему в область политической науки. Последняя известна в качестве одного из сравнительно молодых направлений научных исследований, оформившихся в нынешнем систематизированном виде в течение XX в. Относительная молодость культурологической науки является причиной незавершенности дискуссий по поводу содержания и функций ряда ее существенных концептов. Однако важно подчеркнуть, что незавершенность дискуссии по поводу категориального аппарата политической культуры в рамках культурологии является следствием не только относительной молодости науки, но и плюрализма практикуемых в современной науке исследовательских подходов, стратегий, методов.

Вышеизложенное доказывает, что концепт «политическая культура» -интегральное явление, характеризующееся синтезом политического мировосприятия и политического действия, сложившееся в рамках конкретного социума на индивидуальном, групповом или массовом уровне. Этот тезис созвучен с мнением Э. Баталова, который считает политическую культуру матрицей политической жизни социума, или его политическим генотипом. (Баталов, Э. Политическое — «слишком человеческое». - М., 2000. - С. 52).

Понять политическую культуру советского общества — значит понять, как функционировал в политическом плане этот сложный организм, каким закономерностям подчинялась его политическая жизнь на тех или иных уровнях. А для этого необходимо исследовать не только провозглашенные идеалы и нормативные установки, но и реальные формы сознания и поведения людей и функционирования государственных и негосударственных институтов — в центре и на местах, «вверху» и «внизу».

Опыт стран, где, как и в Советском Союзе, существовали тоталитарные режимы, убеждает нас в том, что потребуется не одно десятилетие, чтобы старая политическая культура сначала приобрела периферийный характер, а потом сошла на нет. Впрочем, остаточное воздействие тоталитарной культуры, проявляющееся в некоторых кризисных ситуациях в форме ярких, хотя и локализованных вспышек, наблюдается в этих странах (особенно в ФРГ) до сих пор. Тем более трудно рассчитывать на быстрое культурное обновление России, находившейся под властью тоталитаризма не два десятилетия, как Италия, и не двенадцать лет, как Германия, а, по крайней мере (если ограничить его периодом сталинского -правления), около трети века.

К тому же следует принять во внимание, что ни в какой другой стране тоталитаризм не проявлялся в столь жесткой и последовательной форме, как в Советском Союзе. Есть все основания полагать, что Россия, каким бы путем ни пошла она в своем дальнейшем развитии, долго еще будет если не оставаться во власти, то, по крайней мере, испытывать ощутимое воздействие советской политической культуры. Причем это воздействие может оказаться более ощутимым и устойчивым, поскольку в некоторых странах ближнего зарубежья (бывших союзных республиках), тесного сотрудничества с которыми России не избежать, идет интенсивная регенерация элементов старой политической системы и адекватной ей политической культуры.

Таким образом, перед отечественной культурологией, исследующей политико-культурную проблематику, стоит сегодня двуединая задача.

Во-первых, составить более или менее четкое представление о том, что же являет собой концепт «политическая культура». Вопрос не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Опыт многих стран свидетельствует о том, что политическая культура принимают в разном пространственно-временном контиииуме неодинаковые формы, при этом чем полнее отражают они национальную специфику, тем более эффективными и стабильными оказываются. России предстоит еще выяснить, какого рода демократия могла бы привиться на ее почве, и какого рода политическая культура могла бы стать интегральным элементом новой политической системы.

Во-вторых, не менее серьезная и важная задача: разобраться в таком чрезвычайно интересном и сложном феномене, как советская политическая культура. Раскрытие ее содержания, сущности, типологических особенностей и т. п. позволило бы нам не только лучше понять собственное прошлое и настоящее, но и разглядеть какие-то черты политического будущего России, ибо новая политическая культура, сколь бы радикально ни обличалась от культуры советской, долго еще будет нести на себе ее печать. К тому же анализ нашего политико-культурного прошлого, будь он предпринят на должном научном уровне, мог бы способствовать созданию общей теории политической культуры, над разработкой которой быотся уже не одно десятилетие политологи многих стран

Мы живем в условиях идеологического и политического плюрализма, многопартийности, демократии и свободы слова и действий. В этих условиях призыв к единонаправленности на первый взгляд может показаться не очень демократичным. Фактически же, эта единонаправленность политической активности молодежи и политики государства означает усиление устоев демократического правового государства, где плюрализму обеспечены все условия и возможности, в том числе правовые. Однонаправленность политической активности молодежи и политики государства ни в коем случае не является преградой тому, чтобы каждый молодой человек имел свою собственную позицию по всем вопросам жизни и деятельности. Речь идет о характере политической активности, о ее разновидностях. Ведь не всякая политическая активность является прогрессивной или созидательной. Есть прогрессивная, созидательная политическая активность, есть негативная, разрушительная политическая активность

Э. Баталов считает, чтобы воссоздать подлинную картину советского прошлого, необходимо уже сегодня, не дожидаясь, пока критики свершат свой суд, обратить внимание на некоторые исходные принципы и установки (не изжитые до конца и по сей день), на которых строилось большинство культурологических работ и которые были серьезным препятствием на пути формирования истинного представления о политической культуре советского общества. Большая часть этих принципов и установок базировалась на нескольких ленинских фразах о политической культуре, высказанных им по совершенно конкретному практическому поводу. Однако они были возведены в абсолют и приобрели характер методологического императива.

Ленинская постановка вопроса о политической культуре предопределила такую характерную черту советских работ по политической культуре, как инструментальный подход к предмету. Как справедливо отмечали авторы одного историографического обзора, «в советской литературе политическая культура рассматривается как составная часть многогранного процесса совершенствования зрелого социализма, дальнейшего развития социалистической демократии, социалистического образа жизни, формирования всесторонне развитой личности».

Очевидно, подход к советской политической культуре как орудию построения социализма и коммунизма предполагал ее прогрессистскую трактовку, в соответствии с которой культура, рассматриваемая как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, сводится исключительно к позитивным элементам.

Культурологический прогрессизм, отождествление культуры с неким вневременным и внепространственным позитивным абсолютом, прочно вплавленные в российский «менталитет», как теперь принято выражаться, существенно затрудняют адекватную трактовку как культуры в целом, так и политической культуры. В ней видят не сложную, внутренне противоречивую систему, а «планку», до которой надо просто дотянуться. Отсюда и постоянные призывы «повысить» нашу политическую культуру, «поднять» ее «уровень» (Баталов, Э. Советская политическая культура (к исследованию распадающейся парадигмы) // Общественные науки и современность. - 1995. - № 3. - С. 66).

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Сологуб, Галина Николаевна, 2009 год

1. Авксентьев, Н. Национальная власть В 5 т. Т.4. Антология мировой политической мысли / Н.Д. Авксентьев. М., 1997.

2. Алмонд, Г. Гражданская культура и стабильность демократии // Политические исследования. 1992. - №4.

3. Антология мировой политической мысли: в 5 т. М., 1997. - Т.2.

4. Арнольдов, А. Культура развитого социализма. М., 1975.

5. Артамонов, В. Катастрофы в истории российской государственности // Общественные науки и современность. М., 1994. - №3. - С.47-77.

6. Арутюнян, JT. Концепция политической культуры: состояние и перспективы. Политическая наука современной России: тенденции развития. Проблемно-тематический сборник. -М., 1999.

7. Арутюнян, Л. Политическая культура: процессы формирования и изменения (о некоторых гипотетических основаниях одной теоретической модели). Образы власти в политической культуре России / Под ред. Е.Б. Шестопал. М., 2000.

8. Афанасьев, В. Человек в управлении обществом. М., 1977.

9. Ахиезер, А. Двоевластие — форма социокультурной патологии в России // Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская цивилизация: Содержание. Границы. Возможности. М., 2000.

10. Ахиезер, А. Как искать специфику российского общества, или Было ли осевое время в России // Рубежи. 1998. - № 3—4.

11. Ахиезер, А. Россия: критика исторического опыта. В 3-х т. М.,1991.

12. Ахиезер, А. Специфика российской политической культуры и предмета политологии (историко-культурное исследование). Журнал российской и внешней политики. Том 7, №3. Политическая культура.

13. Бабосов, Е. Политическая культура советского человека //

14. Вопросы теории в жизнь: сб. ст. М., 1987. - С. 183-200.

15. Баллер, Э., Киселев, В. В.И. Ленин о взаимосвязи культуры и идеологии // Научный коммунизм, 1980, № 3.

16. Баталов, Э. Политическая культура / Общая и прикладная политология // уч. пособие для вузов / Э.Я. Баталов; под общ. ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997. - С.400 - 697.

17. Баталов, Э. Политическая культура России сквозь призму civic culture. Журнал российской внутренней и внешней политики. Том 7, №3.

18. Баталов, Э. Политическая культура современного американского общества. М., 1990.

19. Баталов, Э. Политическая культура современного американского общества. М., 1990.

20. Баталов, Э. Политическое — слишком человеческое. М., 2000.

21. Баталов, Э. Советская политическая культура (к исследованию распадающейся парадигмы) // Общественные науки и современность. 1995. -№3.-С. 38-39.

22. Баталов, Э. Советская политическая культура (к исследованию распадающейся парадигмы) // Общественные науки и современность. №3. -С.69-74.

23. Баталов, Э. Советская политическая культура (к исследованию распадающейся парадигмы) / Э.Я. Баталов // Общественные науки и современность. 1994. - №4. - С.60-70.

24. Беляева, Н. Гражданские ассоциации и государство // СОЦИС. -1995.-№11.-С. 15-25.

25. Библер, В. Культура: диалог культур // Вопросы философии. -1989,- №6.

26. Бирюков, Н., Сергеев, В. Демократия и соборность: представительная власть в традиционной русской и советской политической культуре // Общественные науки и современность. 1995. - № 6. - С. 53-68.

27. Богатуров, А. Новая Россия: становление правовой иполитической культуры. М., 1998.

28. Бюрократия, авторитаризм и будущее демократии в России (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 1993. - №2. (Электронный ресурс).

29. Вавилин, Е., Фофанов, В. Исторический материализм и категория культуры. Новосибирск, 1983.

30. Вайнштейн, Г. Формирование гражданского общества: ожидания и психологическая реальность // Гражданское общество в России: структуры и сознание. М., 1998. - С. 204-220.

31. Введение в политическую науку: уч. пособие для высших уч. заведений. Изд. 2.-е, перераб. и доп. - М., 2000.

32. Вебер, М. Избр. произведения. М., 1990.

33. Верченов, JI. Неполитическое функционирование политики (политика и телекратия) // Политическая наука: теоретико-методологические и культурные исследования. — М.: Изд-во Российской академии наук, 1996. — С. 64-120.

34. Верченов, JI. Политическая культура: российские пути и перепутья // Полит, наука. М.: ИНИОН, 1999. - № 3. - С. 5-32.

35. Власть в социалистическом обществе: теория, история, перспективы. Материалы научной конференции. М., 1989.

36. Войтенко, В. Политическая культура россиян: особенности современной трансформации. М., 2004.

37. Вятр, Е. Социология политических отношений. М., 1979.

38. Гаджиев, К. Политическая наука. М., 1994.

39. Гаджиев, К. Размышления о политической культуре современной России / Мировая экономика и международные отношения. 1996. - №2. - С. 22-23.

40. Галкин, А., Бурлацкий, Ф. Политическая культура: Теория и национальные модели. М., 1994.

41. Галкина, О. Политическая культура России и США в зеркалесравнительного анализа // Власть. 1996. N 7. С. 59-63.

42. Гердер, И. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

43. Горин, Н. Национальные лидеры России // Власть. 1998. - № 5.1. С. 28.

44. Гронский, П. Юридическая природа СССР / Сборник, посвященный пятидесятипятилетию П.Б. Струве. Прага, 1925. - С. 178, 180, 181.

45. Гудименко, Д. Политическая культура России / Политическая культура: Теория и национальные модели. М., 1994. - С.317-325.

46. Гудименко, Д. Политическая культура России: преемственность эпох // ПОЛИС. 1994. - №2. - С.25-28.

47. Гуревич, П. Философия культуры. М., 1995.

48. Давидович, В., Жданов, Ю. Сущность культуры. Ростов н/Д,1979.

49. Дженусов, А. Политическая культура: концептуальные аспекты // Социально-политический журнал. 1994. - №11-12. - С. 81.

50. Джилас, М. Лицо тоталитаризма. М., 1992.

51. Доброхотов, В. Разработка В.Лениным научных основ партийной пропаганды. М., 1981.

52. Духовный мир развитого социалистического общества. М.,1977.

53. Елизарова, О. Образы государства и нации в политической культуре современной России. Журнал российской и внешней политики. Том 7, №3. Политическая культура. — С. 92-110.

54. Ерасов, Б. Социальная культурология. М., 1997.

55. Журавлев, Г. Социологические исследования эффективности идеологической работы. М., 1980.

56. Захаров, В. Планирование идеологической работы. М., 1980.

57. Зуев, К., Петров, И. Какая политическая культура нужна новой России? // Общественные науки и современность. 1993. - № 4. - С. 70-81.

58. Игрицкий, Ю. Концепция тоталитаризма: уроки многолетних дискуссий на Западе // История СССР. М., 1990. - С. 172-190.

59. Иовчук, М., Коган, Л. Советская социалистическая культура: исторический опыт и современные проблемы. — М.: Политиздат, 1979.

60. Кавелин, К. Наш умственный строй / Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989.

61. Каган, М. Гражданское общество как культурная форма социальной системы // Социально-гуманитарные знания. 2000. - №6.

62. Каган, М. Философия культуры. СПб., 1996.

63. Капустин, Б. Либеральные ценности в сознании россиян // ПОЛИС. 1994. - №2. - С.25-30.

64. Капустин, Б., Клямкин, И. Либеральные ценности в сознании россиян // Полис. 1994. - № 1.

65. Кейзеров, М. Политическая и правовая культура / Методологические проблемы. М., 1983.

66. Кертман, Г. Статус партии в Российской политической культуре //Полис. Политические исследования. - 2007. - №1. - С. 120-131.

67. Ким, М. Проблемы развития социалистической культуры (некоторые теоретические аспекты). — Культура развитого социализма. Некоторые вопросы теории и истории. М., 1980.

68. Кинсбургский, А. Социодинамика массовых политических действий // Массовое сознание и массовые действия. М., 1994.

69. Ковалев, С. Формирование социалистической личности. М.,1980.

70. Коган, Л. Теория культуры. Екатеринбург, 1994.

71. Куртов, А., Каган, М., Беленко, Н. Политическая культура: системный подход. В диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Серия «Мыслители», выпуск 4. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

72. Ленин, В. Полн. собр. соч., т. 10, с. 339—340.

73. Ленин, В. Полн. собр. соч., т. 24, с. 121.

74. Ленин, В. Полн. собр. соч., т. 37, с. 291.

75. Ленин, В. Полн. собр. соч., т. 38, с. 55.

76. Ленин, В. Полн. собр. соч., т. 41, с. 404.

77. Ленин, В. Полн. собр. соч., т. 42, с. 290.

78. Ленин, В. Речь на III Всероссийском совещании политпросветов губернских и уездных отделов народного образования. Полн. собр. соч., т. 40, с. 160-165.

79. Лисенко, П. Политическая культура советского человека. М.,1983.

80. Лихачев, Д. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. - № 4. - С. 35-40.

81. Малинова, О. «Политическая культура» в российском научном и публичном дискурсе ПОЛИС. Политические исследования. №5. - 2006. - С. 106-128.

82. Матвеев, Р. Аналитическая политология. Саратов: Изд-во Саратовского гос. ун-та, 2002.

83. Матвеев, Р. Теоретическая и практическая политология. М.,1993.

84. Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976.

85. Материалы XXVI съезда КПСС. М., 1981.

86. Мачкув, Е. Преобразование коммунистического тоталитаризма и посткоммунистическая системная трансформация: проблемы, концепции, периодизация // ПОЛИС. 2000. - №4. - С.15-20.

87. Межуев, В. Культура и история. М., 1996.

88. Мельников, М. Политология: учеб. пособ. для вузов. М., 1998.

89. Моль, А. Социодинамика культуры. М., 1973.

90. Морозова, Е. Современная политическая культура Юга России // ПОЛИС. 1998. - №6. - С.30-35.

91. Мостовой, С. Идейно-воспитательная работа КПСС. М., 1984.

92. Мусиенко, Т. Религия и гражданское общество: проблема толерантности. Материалы Круглого стола (16 ноября 2002). СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 27-36.

93. Мухаев, Р. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. М, 2000.

94. Назаров, М. Политическая культура российского общества 19911995 гг.: опыт социологического исследования. -М., 1998.

95. Назаров, М. Политические ценности и политический протест. -М., 1995.

96. Ненашев, М. Идейно-воспитательная работа КПСС. Особенности, опыт, проблемы. М., 1980.

97. Общая и прикладная политология / под ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М., 1997.

98. Олещенко, Л. Политология: политическая культура общества и личности. Курс лекций. Омск, 1995.

99. Орлов, Б. Политическая культура и становление демократии в России. -М., 1994.

100. Ортега-и-Гассет, X. Что такое философия? М., 1991.

101. Основы марксистско-ленинской теории культуры. М., 1986.

102. Островский, А. Тематические лекции по политологии. М., 1996.

103. Пайпс, Р. Россия при старом режиме. М., 1993.

104. Панарин, А. Российская политическая культура: прогноз на XXI век // Власть. 1997. - № 11.

105. Панарин, А. Философия политики. М.,1996.

106. Парсонс, Т. Понятие общества: компоненты ихвзаимоотношения. М., 1996.

107. Пареоне, Т. Система современных обществ. М., 1997.

108. Петро, Н. Анализ результатов выборов 1995 г. в Государственную думу России по округам и регионам / В кн. Парламентские выборы 1995 г. в России, под ред. Н. Петрова и М. Макфола. М., Московский центр Карнеги.

109. Петро, Н. О концепции политической культуры, или основная ошибка советологии // ПОЛИС. 1998. - №1. - С.40-50.

110. Петро, Н. О концепции политической культуры, или основная ошибка советологии // ПОЛИС. 1998. - №1. - С.40-50.

111. Петухов, В. Как живешь, Россия? // МОСКВА. 1994. - №9. - С.713.

112. Пивоваров, Ю. Концепция политической культуры в современной науке // Политическая наука. Теоретико-методологические и историко-культурные исследования. М.: ИНИОН РАН, 1996. — С. 6-46.

113. Пивоваров, Ю. Очерки истории русской общественно-политической мысли XIX первой трети XX столетия. - М., 1997.

114. Пивоваров, Ю. Политическая культура пореформенной России. -М., 1994.

115. Политическая культура развитого социалистического общества. -М., 1983.

116. Политическая культура российского общества // Общественные науки и современность. 1994. - №№ 3—4.

117. Политическая культура: теория и национальные модели. М.,1994.

118. Политическая теория и политическая практика: словарь справочник/под ред. А.А. Миголатьева. М.: ГИТИС, 1994.

119. Политический словарь. В 2-х частях. 4.1. М., 1994.

120. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.

121. Политология: учеб. пособие для вузов. М., 1998.

122. Пономарев, JI. Комплексный подход в воспитательной работе. -М., 1979.

123. Пугачев, В. Введение в политологию. М., 1995.

124. Российская историческая политология. Курс лекций // учеб. пособ. // Отв. ред. С.А. Кислицын. Ростов н/Д., 1998.

125. Российская повседневность и политическая культура: возможности, проблемы и пределы трансформации. М., 1996.

126. Россия в поисках стратегии: общество и власть. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 1999 году / под ред. Г.В. Осипова, В.К. Левашова, В.В. Локосова, В.В. Суходеева. М., 2000.

127. Рукавишников, В. Политическая культура постсоветской России // Социально-политический журнал (социально-гумаиитарные знания). -1998. -№1. -С.20-25.

128. Рукавишников, В. Политические культуры и социальные изменения // Международные сравнения. М., 1998. - С.39-45.

129. Рукавишников, В. Политические культуры и социальные изменения. — М.: Международные сравнения, 1998.

130. Рябов, А. Политическая культура // Вестник МГУ. Серия 12. -1994.-№1. С. 54-72.

131. Сатаров, Г. Политическая жизнь через призму установок населения: структурные рейтинги // Российский монитор. 1992. - № 1.

132. Семеньков, В. Комплексный характер воспитания. Проблемы методологии и практики. Минск, 1979.

133. Симон, Г. Мертвый хватает живого. Основы политической культуры России // Общественные науки и современность. 1996. - № 6. - С.29.43.

134. Симон, И. Основы политической культуры России // Общественные науки и современность. 1996. - № 1. - С. 14-23.

135. Соловьев, А. Политическая культура: Проблемное поле метатеории // Вестник Московского ун-та. Серия 12. 1995. - № 2,3.

136. Соловьев, А. Политология: политическая теория, политические технологии: уч. для студентов вузов. М., 2001.

137. Стрежнева, М. Политическая культура в различных интерпретациях: анализ специального понятия // Общественные науки и современность. 2002. - № 5. - С. 141-155.

138. Сулимов, Е. Теория и практика коммунистического воспитания. -М., 1984.

139. Сухов, А. Русская философия // Особенности, традиции, исторические судьбы. М., 1995. - С.130-170.

140. Такер, Р. Проблема политического лидерства в советском обществе // Общественные науки и современность. 1989. - № 5.

141. Тарасов, Е. Партийное руководство идейно-воспитательной работой в современных условиях. М., 1982.

142. Теория политики. Курс лекций: В 3-х частях 4.1. / Авт.-сост. Н.А.Баранов, Г.А.Пикалов. СПб., 2003.

143. Тоталитаризм: что это такое? Т. 1. - М., 1993.

144. Тощенко, Ж. Комплексный подход в воспитательной работе. -М., 1979.

145. Украинец, П. Партийное руководство идейно-воспитательным процессом. Минск, 1982.

146. Уледов, А. Духовная жизнь общества. М., 1980.

147. Фарукшин, М., Юртаев, А. От культуры до конфронтации к культуре диалога // Полис. 1992. - №3.

148. Философский словарь под ред. М.М. Розенталя, П.Ф. Юдина. (Изд. 2-е, испр. и доп.). М., 1968.

149. Чаадаев, П. Сочинения. М., 1989.

150. Шатилов, А. Постсоветские подходы к изучению политической культуры // Pro et Contra. Лето 2002.

151. Шевченко, Ю. Власть и политическая культура: воздействие политических институтов на советские и постсоветские культурные ценности // Образы власти в политической культуре России / Под редакцией проф. Е.Б. Шестопал. М., 2000.

152. Шестопал, Е. Личность и политика. М., 1988.

153. Шестопал, Е. Образ власти в России: желание и реальность // Полис. 1995. - № 4.

154. Шинкаренко, В. Планирование идеологической работы. М.,1980.

155. Шинкаренко, В., Фадеев, В. Планирование идеологической, политико-воспитательной работы. М., 1984.

156. Ширинянц, А. Вне власти и народа: Политическая культура интеллигенции России XIX-XX веков. М., 2002.

157. Шпет, Г. Сочинения. М., 1989.

158. Шестопал, Е. Психологический профиль российской политики 1990-х. -М, 2000.

159. Щегорцев, В. Политическая культура: модели и реальность. М.,1990.

160. Щегорцев, В. Политическая культура: модели и реальность. — М.,1990.

161. Щербина, Н. Архаика в российской политической культуре // Полис. 1997. - №5. - С. 14-18.

162. Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона.

163. Источники на иностранных языках

164. Almond, G. Compapative Political Systems // The Journal of Politics. -1956.-Vol.18.-№3.

165. Almond, G., Verba, S. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Countries. Princeton, 1963.

166. Almond, G. A Dicsipline Divided School and Sects in Political Science.

167. Arend, H. The human condition. Chicago, 1958. - P. 18.

168. Benz, E. Geist und Leben der Ostkieche — Forum Slavicum. Bd. 30, 1971. -s. 185—186.

169. Comparative Politics Today: A World View / G. A. Almond (ed.). Boston; Toronto: Little, Brown. 1974. P. 50.

170. Duverger, M. The Idea of Politics. London, 1978. - P. 12-13.

171. Inglehart, R. Cultura shift in advanced industrial society. Princeton (NewGersy. 1990).

172. Kavanagh, D. Political Science and Political Behavior. L., 1983. —1. P.48.

173. Linton, R. The Cultural Background of Personality. N. Y., 1945.

174. Makridis, R. Interest groups in komparativ analysis // Journal of Politikal Science. 1990.

175. Nauka о poliike: Podrecznik akademicki pod redakcja A.Bodnara. -Warszawa, 1988. S.185.

176. Pye, L. Political Culture // Intern. Encyclopedia of Social Science. N. Y., 1961. Vol. 12. P. 218.

177. Pye, L. Political Culture and Political Development. Princeton, 1965.-P. 34.

178. Russ Das Rich von Liev // Handbuh der Geschichte Russland — Stuttgard 1979—1980. s. 202.

179. Simon, G. Russland eine Kultur am Rande Europas // Russland in Europa? Innere Entwicklungen und internationale Beziehungen - heute. - Koeln, 2000.-S.l 1-23.

180. White, St. Political Culture and Soviet Politics. L., N. Y., 1979.

181. Widavsky, A. Choosing preference be constructing institutions // American Political Science Review. 1987. Vol. 81. - P. 3-23.1. Авторефераты диссертаций

182. Алешина, E. Политическая культура студенческой молодежи современного российского общества: состояние, тенденции, пути формирования : Дис. . канд. полит, наук : 23.00.02. Москва, 2006. - 175 с.

183. Арзамасова, А. Политическая культура России в контексте формирования политических символов : Дис. . канд. полит, наук : 23.00.02. -Казань, 2004.

184. Волохова, О. Гражданская культура современной российской молодежи: проблемы формирования и развития Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии. Краснодар, 2006.

185. Гараева, JI. Политическая культура как фактор формирования духовного потенциала современной учащейся городской молодежи (На материалах города Набережные Челны) : Дис. . канд. социол. наук : 22.00.06. Казань, 2006. - 204 с.

186. Гулиева, М. Политическая культура женщин как условие социально-политической стабилизации (На материалах Северного Кавказа): Дис. . канд. полит, наук : 23.00.02. Пятигорск, 2005.

187. Коликов, Р. Политическая культура средних слоев населения города Петрограда в дни Февральской революции 1917 года : Дис. . канд. ист. наук : 07.00.02. Санкт-Петербург, 2003. - 234 с.

188. Кондратенко, Ю. Политическая культура: средневековой универсум и практика. Автореф. дисс. канд. философ. Саранск, 1997.

189. Марышева, О. Рабочие-металлисты Южного промышленного региона в начале XX века: политическая культура и политическое поведение: Дис. канд. ист. наук : 07.00.02. Ростов н/Д, 2003.

190. Мирошниченко, И. Политическая культура социально-профессиональных групп: Автореф. куб. университет. - Краснодар. 2004.

191. Мирошниченко, И. Политическая культура социально-профессиональных групп : Дис. . канд. полит, наук : 23.00.02. Краснодар,2004.- 177 с.

192. Морозова, Е. Региональная политическая культура: 09.00.10: Автореф. дисс. на соискание ученой степени доктора философских наук. — Краснодар, 1998.

193. Немировский, В. Политическая культура общественных движений как объект историко-политического исследования (На материалах республик Среднего Поволжья; середина 1980-х 1990-е гг.) : Дис. . канд. ист. наук : 23.00.01. - Казань, 2003.

194. Паначева, А. Политическая культура современного российского региона ( на материалах Приморского края): Автореф. дис. канд полит, наук. Владивосток, 2004.

195. Просветов, Р. Политическая культура Перу и проблема нового авторитаризма : Дис. канд. полит, наук : 23.00.02. Москва, 2005.

196. Серова, М. Политическая культура декабристов в контексте российской истории XIX в. : Дис. . д-ра ист. наук : 24.00.01. Краснодар, 2002.

197. Федорович, А. Политическая культура России (Современное состояние и перспективы): Дис. . канд. культурологии: 24.00.01. Москва,2005.

198. Шириянц, С. Политическая культура интеллигенции в России на рубеже XIX-XX веков. Автореф. дисс. канд. философ. М., 1993.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.