Политика памяти как механизм формирования этнической идентичности (на примере конструирования памяти о Волжской Булгарии в Республике Татарстан) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат наук Озерова Карина Адгамовна

  • Озерова Карина Адгамовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2020, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 246
Озерова Карина Адгамовна. Политика памяти как механизм формирования этнической идентичности (на примере конструирования памяти о Волжской Булгарии в Республике Татарстан): дис. кандидат наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». 2020. 246 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Озерова Карина Адгамовна

Введение

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основания социологического исследования социальной памяти

1.1. Рамки концептуализации феномена памяти в социологии

1.2. Социальная память и идентичность этнической группы

1.3. Политика памяти: структура, характеристики и роль в конструировании социальной памяти

ГЛАВА 2. Политика памяти о наследии Волжской Булгарии в постсоветском Татарстане

2.1 Политика памяти о наследии Волжской Булгарии и этническая идентичность: «изобретение» традиций и мифов

2.2 Депроблематизация межэтнических и межконфессиональных отношений в рамках политики памяти о Волжской Булгарии в Республике Татарстан

2.3 Стратегии брендирования региона и обращение к памяти о Волжской Булгарии

2.4 Репрезентации идентичности этнической группы татар в рамках политики памяти о Волжской Булгарии

Заключение

Список литературы

Приложение 1. Программа социологического исследования «Стратегии политики памяти в рамках конструирования социальной памяти о Волжской Булгарии в Татарстане»

Приложение 2. Список вопросов экспертного интервью

Приложение 3. Список информантов экспертного интервью

Приложение 4. Частотные распределения переменных анкетного опроса жителей г. Казани

Приложение 5. Программа социологического исследования: «Медиаобраз периода Волжской Булгарии в контексте репрезентации этнической идентичности татар (2014-2019гг.)»

Приложение 6. Кодировочная таблица контент-анализа

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политика памяти как механизм формирования этнической идентичности (на примере конструирования памяти о Волжской Булгарии в Республике Татарстан)»

Введение

Актуальность темы исследования. Ключевым фактором консолидации и согласия в любом обществе является ответственное и уважительное отношение к своему прошлому. Представления о прошлом во многом определяют содержание ценностных ориентиров и границ идентичностей различных групп, а также уточняют контекст и рамки их взаимодействия. Социальная память, помимо образов и репрезентаций прошлого - это еще и деятельность по их созданию, воспроизводству и актуализации на уровне культуры в целом, отдельных социальных институтов, групп и сообществ разного уровня. Эта часть социальной памяти носит название политики памяти. Особенно значимым представляется исследование связи политики памяти и идентичностей этнических групп, для которых происхождение и ощущение совместного прошлого закрепляет солидарность в настоящем, определяет представления о своей идентичности и отношении с другими группами.

Знание механизмов воздействия социальной памяти на общество и конкретные социальные группы позволяет глубже понимать многомерную социальную реальность, специфику межэтнических и межконфессиональных отношений и осуществлять эффективное социальное проектирование и прогнозирование. Особенно это значимо для многонационального и поликультурного пространства Российской Федерации. Республика Татарстан в последние десятилетия стремится к лидирующему статусу среди регионов Российской Федерации и званию «третьей столицы», а также центра татарской культуры и ислама в России. Презентация Татарстана как особенного региона с точки зрения культуры, характеристик социального взаимодействия и экономики, во многом обусловлена определенной политикой памяти, прошлое используется как важнейший ресурс, определяющий характер формирования и развития идентичности татар, межкультурных связей в Татарстане и за его пределами, а так же туристической привлекательности региона. Татарстан является

полиэтничным регионом. В 2010 году в Республике насчитывалось 8 национальностей, численность которых превышала 10 тысяч человек, наиболее многочисленными этническими группами являются татары (53%) и русские (40%)1 и, в контексте поликультурности региона, образы взаимодействия народов в историческом прошлом становятся источниками установок по регулированию межэтнических взаимоотношений в современности.

То, как этническая идентичность конструируется через обращение к историческому прошлому татар, особенно отчетливо прослеживается репрезентации образов Булгарского периода истории региона. Волжская Булгария - это крупное, политически, культурно и экономически развитое средневековое государство, которое располагалось на территории современного Татарстана и нескольких соседних регионов. Булгарская версия происхождения татар не является единственной и доминирующей, но она широко представлена на туристических и официальных порталах республики2. С булгарским наследием в современном Татарстане связаны множество форм актуализации прошлого региона: проводятся специализированные мероприятия, учреждаются музеи, заповедники и инфраструктура вокруг них, возводятся памятники, создаются оперы и другие культурные произведения. Кроме того, появляются новые репрезентации того, как связанны древние булгары и современные татары и республика в целом.

Подобное конструирование смыслов происходит не только относительно образа булгарского прошлого, однако именно этот кейс насыщен практиками актуализации (в том числе институализированными) в культуре, науке, а также в сфере туризма и религиозной жизни, что позволяет исследовать стратегии и механизмы социальных акторов различного уровня

1 Население. Официальная статистика. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/tatstat/ru/statistics/populatюn/ .

2Официальный Татарстан. История, культура, религия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tatarstan.ru/about/human.htm

относительно конструирования образа прошлого и его актуализации в связи с этнической идентичностью, этнической и культурной политикой, а также туристической экономикой региона.

Степень научной разработанности проблемы. В рамках социологического подхода к исследованию памяти следует, прежде всего, отметить идеи Э. Дюркгейма о «коллективных представлениях»1,

л

исследования социальной (коллективной) памяти М. Хальбвакса , анализ социальной памяти через призму культуры в работах Я. Ассмана и А. Ассман3, П. Нора (анализ «мест памяти»)4, П. Берка5, Т. Джадт6, Ф. Йейтса

7 Я О

(идея «театра памяти») , Э. Франсуа , П. Хаттона , Ф.Б. Шенка, Д. Янга (концепт «контр-памятников»)10, труды Я. Зерубавеля11 и др. Понимание социальной памяти как социального конструкта опирается на постструктуралистские и конструктивистские социологические концепции. В

контексте данного исследования значимы концепция воспроизводящихся

12

«нарративов» Х. Уайта , социальный конструктивизм П. Бергера и

13

Т. Лукмана , работы представителей структурной лингвистики и идея «означающего и означаемого» (Ф. де Соссюр14, Н.Г. Брагина1,

л -э л

Б.М. Гаспаров , О.Г. Ревзина ), теория репрезентации С. Холла .

I Дюркгейм Д., Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений / Пер. с фр. А.Б. Гофмана // Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М.: Восточная литература, 1996. С. 6-73

2Хальбвакс M. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. и вступ. статья С.Н. Зенкина. М.: Новое издательство, 2007. 348 с.

ЗАссман А. Длинная тень прошлого: Мемориальная культура и историческая политика / Пер. с нем. Б. Хлебникова. М.: Новое литературное обозрение, 2014. 328 с.

4Нора П. Проблематика мест памяти // Нора П., Озуф М., Пюимеж Ж. де, Винок М. Франция-память. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. С. 17-50

5Берк П. Что такое культуральная история? М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 240 с.

6 Джадт Т. «Места памяти» Пьера Нора: Чьи места? Чья память? // Ab Imperio. 2004. № 1. С. 44-71.

7Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб.: Университетская книга, 1997. 476 с.

8 Франсуа Э. «Места памяти» по-немецки: как писать их историю? // Ab Imperio. 2004. № 1. С. 29-43.

9 Хаттон П. История как искусство памяти / Пер. с англ. В.Ю. Быстрова. СПб.: Владимир Даль, 2004.424 с.

10Young J. E. The counter-monument: memory against itself in Germany today // Critical Inquiry. 1992. Vol. 18. №. 2. P. 267-296.

II Зерубавель Я. Динамика коллективной памяти // Историческая память и национальная парадигма / Ab imperio. 2004. № 3. С. 71-90.

12 Уайт Х. Метаистория: историческое воображение в Европе XIX века / Пер. с англ. под ред. Е.Г. Трубиной, В.В. Харитонова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. 528 с.

13Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с

14Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 432 с.

5

Связь памяти и локального социального контекста объясняется с использованием метафоры «социального поля» (П. Бурдье)5. Неоднородность социальной памяти внутри одной общности рассмотрена Г. Шуманом и Ж. Скоттом6. Динамичность и изменчивость социальной памяти описывает

п

процессо-реляционная модель Дж. Олика и идея «изобретения традиций»

о

Э. Хобсбаума . Различные аспекты практик, связанных с политикой памяти рассмотрены в работах М.А. Бойцова9, В.А. Шнирельманна10, Б.Е. Винер11,

12 13

П.К. Варнавского , Л.Д. Гудкова и др. О том, что коллективная память -это результат определенного отбора и политики, писали такие российские авторы, как О.Н. Астафьева, Н.А. Кочеляева, К.Э. Разлогов, А.П. Сорокин, А.Г. Васильев, Т.Н. Золотова, В.О. Чистякова, А.С. Чикишева14.

Большое внимание исследователей уделено связи социальной памяти, и разного рода идентичностей (этнических, национальных, региональных, классовых и т.д.). Исследования категории «идентичность» представлены в

братина Н.Г. Память в языке и культуре. М.: Языки славянских культур, 2007. 520 с.

2Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М.: Новое литературное

обозрение, 1996. 352 с.

3Ревзина О.Г. Память и язык // Критика и семиотика. 2006. Вып. 10. С. 10-24.

4 Hall S. Encoding / Decoding // Hall S., Hobson D., Lowe A., Willis P. (eds.) Culture, Media, Language: working papers in cultural Studies (1972-1979). London: Hutchinson, 1980. 128-138

5Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики / Сост. и общ. пер. с фр. и послесл. Н.А. Шматко. Ч. 1, СПб.: Алетейя, 2007. С. 28

6 Шуман Г., Скотт Ж. Коллективная память поколений // Социологические исследования. 1992. № 2. С. 4760.

7Олик Дж., Хлевнюк Д. Фигурации памяти: процессо-реляционная методология, иллюстрируемая на примере Германии // Социологическое обозрение. 2012. № 1.С. 41

8Hobsbawm E., Ranger T. The invention of tradition. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. 320 p

бойцов М. История закончилась. Забудьте // Культура. 2005. С. 31-32

10Шнирельман В.А. Президенты и археология, или Что ищут политики в древности // Вестник Российской нации. 2010. С. 1-47

пВинер Б.Е. Постмодернистский конструктивизм в российской этнологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Т. 8. № 3. с. 115-130.

12Варнавский П.К. Стратегии конструирования социокультурных границ в современном дискурсе бурятской этничности // Проблемы истории, филологии, культуры. 2008. № 20. С. 254-266.

13Гудков Л. Память о войне и массовая идентичность россиян // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2005. № 3-4. С. 48-49.

14Культурная память в контексте формирования национальной идентичности России в XXI веке / Коллективная монография под ред. Н. Кочеляевой. М.: Совпадение, 2012. 157 с.

6

19

работах Э. Гидденса , Г. Люббе , Э. Эриксона , а также в работах российских авторов: С.В. Кардинской, В.С. Малахова4 и В.А. Тишкова5.

Исследования непосредственно этничности и этнической идентичности происходит в рамках этносоциологии, преимущественно в рамках двух больших направлений - примордиализма и конструктивизма. Представители первого подхода интерпретируют этничность как естественноисторическое образование, объективное явление (П. Ван ден Берге6, Л.Н. Гумилев7, К. Гирц8). Второй подход акцентирует внимание на ситуативности и изменчивости этнического, не объективности и возможности социального конструирования (Б. Андерсон9, Ф. Барт10, Э. Геллнер11, Э. Хобсбаум12). Отдельно стоит отметить исследования вопросов формирования и воспроизводства этнической идентичности в условиях мультикультурализма и глобализации (например, работы У. Бека13, И. Валлерстайна14, Э. Тоффлера15 и др.)

Для современной социологической науки характерен отказ от жесткого следования одной определенной концепции и использование широкого диапазона различных теоретических подходов к исследованиям феномена этнического, обращающих внимание на такие аспекты как этническая

1 Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004. 116 с.

2 Люббе Г. В ногу со временем. Историческая идентичность // Вопросы философии. 1994. № 4. С. 94-113

ЗЭриксон Э. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. 344 с.

4 Малахов В. Неудобства с идентичностью // «Скромное обаяние расизма» и другие статьи. М.: Модест Колеров, «Дом интеллектуальной книги», 2001. С. 79-100.

5Тишков В.А., Шабаев Ю.П. Этнополитология: политические функции этничности. Учебник для вузов. М.: Изд-во МГУ, 2011. 376 с.

6 Van den Berghe P. The ethnis phenomenon. N.Y.; Oxford, 1981. 301 p.

7 Субетто А.И. Историческая этнология Л.Н. Гумилева как парадигмальная научная школа в человековедении XXI века // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2012. № 3. С.90-96

8 Гирц К. Интерпретация культур: пер. с англ. // Серия «Культурология. ХХ век». М., 2004. 560 с.

9 Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаевой. Вступ. ст. С. Баньковской. М: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2001. С. 123

10 Барт Ф. Введение // Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. Сб. ст. / Под ред. Ф. Барта; пер. с англ. И. Пильщикова. М.: Новое издательство, 2006. 198 с.

11 Геллнер Э. Нации и национализм / Пер. с англ. Т.В. Бредниковой, М.К. Тюнькиной; ред. и послесл. И.И. Крупника. М.: Прогресс, 1991. 126 с.

12 Hobsbawm E., Ranger T. The invention of tradition. Cambridge: Cambridge University Press, 2000. 320 P.

13 Бек У. На пути к другому модерну / пер. с нем. В. Седельника и Н. Федоровой. - Москва : Прогресс-традиция, 2000. 381 С.

14 Филипенко Е. В. Культурная идентичность сообществ с позиций мир-системного анализа И. Валлерстайна // Пространство и Время. 2015. №1-2 (19-20). С. 79-83

15 Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 2004. 261 с.

7

стратификация, соотношение гражданской и этнической идентичности в

поликультурных обществах, регулирование межэтнического взаимодействия (Г.Т. Галиев1, Л.С. Вильданов, Т.Г. Дружинина2, Л.М. Дробижева3), соотношение этнического и религиозного (В.А. Тишков4, Т.А. Титова5), Непосредственно вопросы соотношения языковой, миграционной, и культурной политики и этнической идентичности в Татарстане прогнозированием динамики межэтнических отношений занимаются такие авторы как Г.Ф. Габдрахманова, Г.И. Макарова6, Л.Р.Низамова7,

о

Э.А. Сагдиева. Идентификационные стратегии жителей Татарстана рассмотрены в трудах В.А. Беляева, И.В. Ларионовой и О.А. Максимовой9. Вопросы создания благоприятных условий для консолидации межэтнических отношений и выстраивания идентичности жителей Поволжского региона анализировали Г.Б. Кошарная, С.А. Барсукова и др.10

В целом, анализ литературы показал, что представляется значимым установление и определение основных понятий и категорий теории социальной памяти и политики памяти, создание теоретического концепта,

1 Галиев Г.Т. Вильданов Х.С. Этническая стратификация и особенности межнациональных отношений в Башкортостане (часть 1) // Евразийский юридический журнал. 2016. №9 (100). С.355-357

2 Галиев Г.Т., Дружинина Т.Г.Технологическое управление межнациональными отношениями: от конфликта до гармонии. Уфа.: Гилем, 2012. 21с.

3 Дробижева Л.М. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / рук. проекта и отв. ред. Л. М. Дробижева. - М. : Российская политическая энциклопедия, 2013. - 485 с.

4 Тишков В.А. О феномене этничности // Этнографическое обозрение. 1997. № 3. С.3-21.

5 Титова Т. А., Козлов В. Е., Суслов А. Ю. Этнические меньшинства в Татарстане: толерантность и «Психологическое неравенство» // Вестник Казанского технологического университета. 2006. №4. С. 28 9291.

6 Габдрахманова Г. Ф., Макарова Г. И. Изучение и регулирование этносоциальных процессов в России//Социологические исследования. 2019. №3. С. 156-158; Макарова Г. И. Некоторые этнические аспекты культурной политики республики Татарстан // ЖССА. 2001. №2. С.90-99.

7 Низамова Л. Р. Смешанные этнические идентичности в мультикультурном обществе // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2011. №5. С.166-176.

8 Сагдиева Э. А. Особенности адаптационных процессов в этнической мигрантской среде (на примере Республики Татарстан) // Вестник ЧГУ. 2010. №1. С.153-157

9 Беляев В.А., Максимова О.А., Мингазова А.М. Поколенческая специфика этнической и конфессиональной идентичности населения Республики Татарстан // Вестник экономики, права и социологии. 2018. № 4. С. 210-214; Ларионова И. В. Идентификационные стратегии жителей Республики Татарстан: поколенческий аспект // Вестник экономики, права и социологии. 2018. №4 с. 234-237; Ларионова И.В., Максимова О.А. Формирование идентичности молодого поколения в контексте влияния информационно-сетевых технологий // Вестник экономики, права и социологии. 2017. № 4. С. 275-278.

10 Кошарная Г.Б. Благоприятные межнациональные отношения как условие консолидации регионального социума // Университетское образование (Мкуо-2016).Ссборник статей XX Международной научно-методической конференции. Пенза: «Пензенский государственный университет». 2016. С. 329-330; Кошарная Г.Б., Барсукова С.А., Каримова Л.Ф., Корж Н.В., Редя Г.П., Толубаева Л.Т., Щанина Е.В. Социокультурные факторы консолидации населения полиэтнических регионов Поволжья / Под.ред. Г.Б. Кошарной - Ульяновск.: "Зебра".2016. 212 с.

позволяющего описывать и анализировать как структуру социальной памяти, так и процессы ее формирования и трансформаций, а так же ее роли в формировании этнической идентичности и регулировании межэтнического взаимодействия.

Объектом исследования является социальная память о прошлом региона в Татарстане.

Предмет исследования - процесс конструирования этнической идентичности в рамках политики памяти о Волжской Булгарии в Татарстане.

Цель исследования - выявить механизмы конструирования этнической идентичности через политику памяти о Волжской Булгарии.

Задачи:

- Уточнить содержание понятий «социальная память» и «политика памяти» в социологическом контексте.

- Синтезировать аналитическую модель политики памяти как процесса конструирования представлений о прошлом.

- Обосновать эффективность использования принципов конструктивизма и постструктурализма для объяснения процесса формирования этнической идентичности в рамках политики памяти.

- Определить роль политики памяти в регулировании межэтнических отношений в поликультурном регионе (на примере памяти о Волжской Булгарии в Республике Татарстан).

- Выявить механизмы взаимосвязи конструирования этнической идентичности и имиджа региона посредством политики памяти (на примере памяти о Волжской Булгарии в Республике Татарстан).

- Определить механизмы политики памяти, направленные на формирование репрезентаций этнической идентичности татар (на примере памяти о булгарском периоде истории Татарстана).

- Выявить стратегии актуализации этнической идентификации татар в рамках политики памяти

Теоретико-методологическая основа исследования. Работа основывается на принципах постструктурализма, а также конструктивистского подхода к анализу феноменов социального, что позволяет синтезировать концептуальную модель конструирования социальной памяти как многомерного социального процесса, имеющего динамическую природу. Общие идеи конструктивизма, использованные в работе, отражены в трудах П. Бергера, Т. Лукмана, Н. Лумана. Теоретической рамкой диссертационного исследования являются идеи таких социологов, как: М. Хальбвакс, С. Холл, Э. Хобсбаум, Д. Александер, Дж. Олик, П. Бурдье, Т. Адорно, П. Нора, Я. Ассман, А. Ассман, Н.Е. Копосов, О.Ю. Малинова, В.А. Шнирельманн.

Социальная память анализируется как пространство репрезентаций прошлого (отдельных исторических событий, персонажей, эпох), общих или различных для тех или иных групп, а также как совокупность практик конструирования нарративов о прошлом и практик обращения к прошлому для легитимации различных форм социальной активности и формирования идентичностей отдельных групп и слоев населения. Объяснение структуры социальной памяти основано на типологиях Э. Тоффлера (разделение на индивидуальную и социальную память)1 и Я. Ассмана, в которой социальная память разделена на коммуникативный уровень (межличностное взаимодействие, передача памяти через общение с семьей, друзьями) и культурный уровень (распространение нарративов о прошлом на уровне

л

различных формальных и неформальных институтов) . Фокус данного исследования сосредоточен именно на культурной памяти, так как политика памяти разворачивается прежде всего на институциональном и организационном уровнях и уже через них оказывает влияние на содержание памяти коммуникативной. «Социальная память» таким образом, используется как общее понятие захватывающее и культурную память, и

1 Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 2004. С. 28

2 Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М.М. Сокольской. М.: Языки славянской культуры, 2004.С. 120.

10

коммуникативную память. Этническая группа рассматривается как «воображаемое сообщество»1, идентичность которой не предписанное и неизменное свойство, а постоянный процесс конструирования, актуализации интерпретации значимости этнического для членов группы2 (социальная память, в этом ключе, один из факторов такой актуализации).

Практики обращения к прошлому, процессы, актуализированные обращением к прошлому, также рассмотрены на организационном и институциональном уровнях и анализируются в рамках концепта «политика памяти». Конструктивистский подход позволил рассмотреть процессы формирования социальной памяти как двухстороннее взаимное влияние социальной реальности и деятельности различных социальных акторов.

Анализ эмпирического материала происходил с использованием как количественной исследовательской стратегии (массовый репрезентативный опрос, контент-анализ сообщений в социальных медиа и СМИ), так и качественного подхода (глубинные экспертные интервью). Качественный анализ текстов интервью проведён в рамках «обоснованной теории», с применением принципов анализа качественной информации, выраженной А. Страуссом3. Процедуры индуктивного анализа данных и выделения смысловых кодов, категорий и субкатегорий позволили создать эмпирически обоснованную концептуальную модель механизма конструирования социальной памяти посредством различных стратегий политики памяти.

Эмпирическая база исследования. В диссертации использованы различные по типу и функциональному предназначению эмпирические материалы.

1. Данные официальных интернет-порталов Республики Татарстан, документальные источники регионального уровня учреждающие

1 Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаевой. Вступ. ст. С. Баньковской. М: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2001.. - С. 123

2 Брубейкер Р. Этничность без групп /Пер. с англ. И. Борисовой; Нац.исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012.С. 23

3 Страусс А. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Пер. с англ. Т.С. Васильевой. М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 53

создание отдельных организаций (фондов, музеев, исследовательских подразделений), учебных программ и пособий по истории региона различного уровня, проведение мероприятий, связанных с историческим прошлым Республики Татарстан, и анализ (традиционный и дискурсивный) публикаций региональных СМИ посвященных периоду Волжской Булгарии.

2. Авторское исследование «Медиаобраз периода Волжской Булгарии в контексте репрезентации этнической идентичности татар», посвящённое анализу частоты и контексту репрезентации идентичности этнической группы татар в публикациях СМИ и социальных медиа в период с января 2014г. по май 2019г., содержащих упоминание Волжской Булгарии. Метод исследования - контент анализ (п=3507). Исследуемые параметры: динамика возникновения сообщений по теме, охват аудитории, тип источника, местоположение авторов сообщений, половозрастные характеристики авторов сообщений, параметры репрезентации этнической идентичности.

3. Результаты массового репрезентативного опроса жителей г. Казань (п=1000, поквартирный опрос, выборка - квотная по полу, возрасту, этнической принадлежности) в рамках проекта Центра культурных исследований постсоциализма Казанского федерального университета «Войны памяти" и "конвенции памяти" в постсоветском Татарстане: элитарные версии исторического прошлого и массовые представления» (при поддержке программы развития партнерских цен-тров Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013-2014), проведённого в июне 2014 (автор является одним из непосредственных участников проекта).

4. Результаты авторского эмпирического исследования «Политика памяти в рамках конструирования социальной памяти о Волжской Булгарии в Татарстане». Исследование проведено с применением качественной стратегии, на основе серии экспертных интервью со специалистами,

включенными в процессы конструирования репрезентаций прошлого Республики Татарстан: профессиональнми историками, археологами, экскурсоводами, работниками музеев, преподавателями и учителями истории Татарстана, краеведами, представителями министерства культуры и туризма республики, активистами общественно-политических движений и организаций, деятелями культуры (п=36). Период проведения исследования сентябрь 2015 - июнь 2018 гг.

Комбинация различных методов сбора и анализа данных позволила верифицировать результаты, полученные в ходе исследования. Обширный пласт литературы по исследуемой проблематике, вторичный анализ данных исследований по теме, широкий круг источников и авторские эмпирические исследования обеспечили достоверность и обоснованность полученных результатов.

Научная новизна. В контексте авторского подхода новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

- обосновано использование метафоры «пространств» для анализа феномена социальной памяти как репрезентаций прошлого в представлениях социальных групп и отдельных лиц и тех практик (чувств, поступков, оценок, решений), которые возникли на основе этих представлений. Социальная память всегда привязана к определенной группе (или группам, чаще всего этническим и национальным) и территориям.

- на основе анализа теоретического материала уточнены границы социологической интерпретации феномена социальной памяти, рассмотренной как дискурсы и нарративы (и на коммуникативном, и на культурном уровне) и как практики актуализации событий, оценок, представлений о собственной идентичности и решений на основе репрезентаций прошлого.

- сформулирована авторская интерпретация понятия «политика памяти». Политика памяти концептуализируется как конструирование

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Озерова Карина Адгамовна, 2020 год

литература

Семейные архивы (дневники, фотоальбомы) 11,9% 9,5% 10,7%

Интернет-сайты и форумы, группы и страницы в социальных сетях («ВКонтакте», «Фейсбук» и др.) 11,4% 12,7% 12,0%

Учебники, курс истории в школе, других учебных 47,0% 38,0% 42,6%

заведениях**

Художественные фильмы 18,3% 17,4% 17,9%

Рассказы священнослужителей во время религиозных 2,2% 1,4% 1,8%

встреч

Фольклор (народные предания, песни, частушки, анекдоты) 3,2% 2,7% 3,0%

Каким источникам информации об истории вы доверяете больше всего? Возраст

18-24 25-39 40-54 55 и старше Итого

Путешествия к историческим местам, экскурсии, посещение музеев 28,4% 22,0% 27,6% 24,7% 24,8%

Документальные, научно-популярные фильмы; теле-, радиопередачи 34,2% 36,5% 43,2% 43,1% 39,2%

Художественная литература** 11,6% 13,2% 21,9% 19,1% 16,2%

Статьи в популярных журналах и газетах 6,5% 12,7% 13,0% 10,9% 11,3%

Рассказы родственников, друзей, знакомых 7,1% 13,5% 14,1% 14,6% 12,9%

Научная, документальная, научно-популярная историческая литература** 44,5% 34,7% 34,4% 28,1% 34,4%

Семейные архивы (дневники, фотоальбомы) 6,5% 9,6% 8,9% 10,5% 9,2%

Интернет-сайты и форумы, группы и страницы в социальных сетях («ВКонтакте», «Фейсбук» и др.)** 10,3% 6,2% 7,8% 3,4% 6,4%

Учебники, курс истории в школе, других учебных заведениях 36,1% 32,6% 29,2% 26,2% 30,8%

Художественные фильмы 5,8% 7,0% 6,8% 10,9% 7,8%

Рассказы священнослужителей во время 0,6% 3,1% 3,1% 3,0% 2,7%

религиозных встреч

Фольклор (народные предания, песни, частушки, анекдоты) 0,6% 3,1% 1,0% 3,0% 2,3%

Какие эпохи в истории Татарстана наиболее интересны для вас?

Частот ы Процент ы

Время царствования Екатерины II 142 14,2%

Волжская Булгария 338 33,8%

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. 135 13,5%

Правление Ивана Грозного 110 11,0%

Эпоха Петра I 122 12,2%

История Казанской губернии в 19 веке 126 12,6%

Казанское ханство 197 19,7%

Революция 1917 года и Гражданская война в России в 1918-1922 гг. 73 7,3%

Древние тюркские государства Евразии (государство Хунну, Тюркский каганат) 73 7,3%

История Татарской АССР 93 9,3%

Золотая Орда 197 19,7%

История постсоветского Татарстана 97 9,7%

Другое (напишите, пожалуйста, что именно?) 0 0,0%

Какие эпохи в истории Татарстана наиболее интересны для вас?_ / Национальность

Татарин Русский Итого

(-ка) (-ая)

Время царствования Екатерины II 13,8% 14,6% 14,2%

Волжская Булгария*** 39,4% 28,2% 33,8%

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. 11,8% 15,2% 13,5%

Правление Ивана Грозного 10,2% 11,8% 11,0%

Эпоха Петра I 11,2% 13,2% 12,2%

История Казанской губернии в 19 веке 12,0% 13,2% 12,6%

Казанское ханство*** 23,6% 15,8% 19,7%

Революция 1917 года и Гражданская война в России в 1918-1922 гг. 7,2% 7,4% 7,3%

Древние тюркские государства Евразии (государство Хунну, 6,8% 7,8% 7,3%

Тюркский каганат)

История Татарской АССР 8,4% 10,2% 9,3%

Золотая Орда 20,6% 18,8% 19,7%

История постсоветского Татарстана 10,8% 8,6% 9,7%

Какие эпохи в истории Татарстана наиболее интересны для вас? / Религия

Эпохи в истории Татарстана Религия

Ислам Правосл авие Итого

Время царствования Екатерины II 12,9% 15,8% 14,3%

Волжская Булгария*** 39,4% 29,0% 34,3%

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.** 11,9% 17,2% 14,5%

Правление Ивана Грозного 9,5% 11,8% 10,6%

Эпоха Петра I 12,3% 13,1% 12,7%

История Казанской губернии в 19 веке 11,2% 12,7% 11,9%

Казанское ханство** 22,4% 16,3% 19,4%

Революция 1917 года и Гражданская война в России в 1918-1922 гг. 7,8% 6,6% 7,2%

Древние тюркские государства Евразии (государство Хунну, Тюркский каганат) 6,5% 6,1% 6,3%

История Татарской АССР** 7,3% 12,0% 9,6%

Золотая Орда 18,8% 18,3% 18,5%

История постсоветского Татарстана 10,6% 8,4% 9,5%

С какого момента, на ваш взгляд, начинается история Татарстана?

Частота Валидный процент

Создание Татарской АССР 172 17,2

Создание Болгарского ханства Кубратом в Причерноморье 87 8,7

Присоединение к Московскому государству при Иване Грозном 94 9,4

Появление Волжской Булгарии 157 15,7

Появление Золотой Орды 113 11,3

Создание Тюркского каганата 43 4,3

Провозглашение суверенитета Республики Татарстан 59 5,9

Принятие Ислама в 922 году 56 5,6

Создание Казанского ханства 48 4,8

Другое 4 ,4

Затрудняюсь ответить 167 16,7

Итого 1000 100,0

Какой период истории Татарстана, на ваш взгляд, можно назвать «Золотым веком»?

Частота Валидный процент

Эпоха И.В. Сталина 45 4,5

Государство Хунну 49 4,9

Казанское ханство 140 14,0

Тюркский каганат 60 6,0

Эпоха Н.С. Хрущева 37 3,7

Золотая Орда 132 13,2

Эпоха Л.И. Брежнева 83 8,3

Правление Екатерины II 28 2,8

Настоящее время 174 17,4

Волжская Булгария 56 5,6

Правление Александра II 4 ,4

Другое 6 ,6

Затрудняюсь ответить 186 18,6

Итого 1000 100,0

Какой период истории Татарстана, на ваш взгляд, можно назвать «Золотым веком»?/ Возраст

Возраст Итого

18-24 25-39 40-54 55 и старше

Эпоха И.В. Сталина 5,2% 2,8% 1,0% 9,0% 4,5%

Государство Хунну 3,9% 4,9% 5,7% 4,9% 4,9%

Казанское ханство 16,1% 14,5% 13,0% 12,7% 14,0%

Тюркский каганат 9,0% 5,7% 5,7% 4,9% 6,0%

Эпоха Н.С. Хрущева 2,6% 3,9% 2,6% 4,9% 3,7%

Золотая Орда 9,7% 14,5% 15,6% 11,6% 13,2%

Эпоха Л.И. Брежнева 7,7% 6,2% 11,5% 9,4% 8,3%

Правление Екатерины II 3,2% 3,1% 4,7% 0,7% 2,8%

Настоящее время 19,4% 17,4% 17,7% 16,1% 17,4%

Волжская Булгария 9,0% 5,7% 4,7% 4,1% 5,6%

Правление Александра II 0,5% 0,5% 0,4% 0,4%

Другое 1,3% 0,5% 0,5% 0,4% 0,6%

Затрудняюсь ответить 12,9% 20,2% 16,7% 21,0% 18,6%

Итого 100,0% 100,0% 100,0% 100,0% 100,0%

Какими событиями в истории Татарстана вы гордитесь больше всего?

Какими событиями в истории Татарстана вы гордитесь больше всего? Частоты Доля, %

Открытие Казанского университета 195 19,5%

Избрание М.Ш. Шаймиева президентом РТ в 1991 г. 136 13,6%

Образование Волжской Булгарии 123 12,3%

Основание Казани 223 22,3%

Победа в Великой Отечественной войне 312 31,2%

Образование Золотой Орды 75 7,5%

Издание Указа Екатерины II о веротерпимости 71 7,1%

Создание Татарской АССР в 1920 г. 62 6,2%

Оборона Казани в 1552г. 80 8,0%

Принятие Ислама 92 9,2%

Деятельность Н.И. Ильминского 26 2,6%

Образование Казанского ханства 37 3,7%

Провозглашение суверенитета Республики Татарстан в 1990 г. 78 7,8%

Универсиада в Казани в 2013 г. 286 28,6%

Создание Монгольской империи Чингисханом 20 2,0%

Затрудняюсь ответить 74 7,4%

Какими событиями в истории Татарстана вы гордитесь больше всего? 47. Ваша национальность

Татарин ("ка) Русский (-ая) Итого

Открытие Казанского университета 18,0% 21,0% 19,5%

Избрание М.Ш. Шаймиева президентом РТ в 1991 г.** 15,8% 11,4% 13,6%

Образование Волжской Булгарии 12,4% 12,2% 12,3%

Основание Казани 22,0% 22,6% 22,3%

Победа в Великой Отечественной войне** 28,4% 34,0% 31,2%

Образование Золотой Орды 7,8% 7,2% 7,5%

Издание Указа Екатерины II о веротерпимости 7,0% 7,2% 7,1%

Создание Татарской АССР в 1920 г. 7,0% 5,4% 6,2%

Оборона Казани в 1552г. 8,4% 7,6% 8,0%

Принятие Ислама*** 14,2% 4,2% 9,2%

Деятельность Н.И. Ильминского 2,6% 2,6% 2,6%

Образование Казанского ханства* 2,6% 4,8% 3,7%

Провозглашение суверенитета Республики Татарстан в 1990 г. 7,2% 8,4% 7,8%

Универсиада в Казани в 2013 г. 27,4% 29,8% 28,6%

Создание Монгольской империи Чингисханом 2,0% 2,0% 2,0%

Затрудняюсь ответить 7,6% 7,2% 7,4%

Какие события и эпохи в истории Татарстана вызывают у вас стыд?

Какие события и эпохи в истории Татарстана вызывают у вас Доля,

стыд Частоты %

Война в Афганистане 193 19,3%

Монгольское завоевание Волжской Булгарии 115 11,5%

Эпоха Ельцина 150 15,0%

Гонения на мусульман в 16-18 веках 180 18,0%

Перестройка Горбачева 98 9,8%

Война в Чечне 201 20,1%

Революция 1917 г. и Гражданская война 1918 - 1922 гг. 17 1,7%

Теракт 19 июля 2012 г. 52 5,2%

Сворачивание суверенитета Татарстана в 2000-е гг. 20 2,0%

Падение Казани в 1552 году 25 2,5%

Сталинские репрессии 191 19,1%

Настоящее время 25 2,5%

Распад Тюркского каганата 34 3,4%

Развал СССР 125 12,5%

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. 58 5,8%

Другое (напишите, пожалуйста, что именно?) 13 1,3%

Таких событий нет 77 7,7%

Затрудняюсь ответить 136 13,6%

Старшее поколение стыдится распада СССР. Молодежь и среднее поколение стыдятся войны в Чечне. Интересен спад упоминания войны в Чечне поколением 25-39-летних. Это те, кто не воевал в первую чеченскую кампанию и мало кто могу успеть повоевать во вторую, видимо, поэтому для них этот вопрос не болезненен.

Возраст

Какие события и эпохи в истории 55 и

Татарстана вызывают у вас стыд 18-24 25-39 40-54 старше Итого

Война в Афганистане 19,4% 16,6% 19,8% 22,8% 19,3%

Монгольское завоевание Волжской Булгарии 10,3% 11,4% 11,5% 12,4% 11,5%

Эпоха Ельцина 12,9% 16,3% 14,6% 14,6% 15,0%

Гонения на мусульман в 16-18 веках* 21,9% 17,6% 21,4% 13,9% 18,0%

Перестройка Горбачева** 5,8% 7,5% 12,0% 13,9% 9,8%

Война в Чечне** 26,5% 17,4% 25,0% 16,9% 20,1%

Революция 1917 г. и Гражданская война 1918 1,3% 1,6% 2,1% 1,9% 1,7%

- 1922 гг.

Теракт 19 июля 2012 г.* 8,4% 3,6% 4,2% 6,4% 5,2%

Сворачивание суверенитета Татарстана в 2000-е гг. 0,6% 2,3% 2,6% 1,9% 2,0%

Падение Казани в 1552 году 1,3% 2,8% 2,6% 2,6% 2,5%

Сталинские репрессии 21,9% 16,8% 21,9% 18,7% 19,1%

Настоящее время 3,9% 1,8% 3,6% 1,9% 2,5%

Распад Тюркского каганата 3,9% 2,3% 5,2% 3,4% 3,4%

Развал СССР** 9,7% 9,8% 16,1% 15,4% 12,5%

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. 2,6% 6,0% 6,3% 7,1% 5,8%

Таких событий нет** 8,4% 10,6% 5,2% 4,9% 7,7%

Затрудняюсь ответить** 12,3% 16,1% 8,3% 14,6% 13,6%

Какие события и эпохи в истории Татарстана вызывают у вас стыд?/национальность

47. Ваша национальность

Какие события и эпохи в истории Татарстана вызывают у вас стыд? Татарин (-ка) Русский (-ая) Итого

Война в Афганистане** 22,0% 16,6% 19,3%

Монгольское завоевание Волжской Булгарии 12,4% 10,6% 11,5%

Эпоха Ельцина** 17,2% 12,8% 15,0%

Гонения на мусульман в 16-18 веках*** 22,6% 13,4% 18,0%

Перестройка Горбачева 9,8% 9,8% 9,8%

Война в Чечне 20,2% 20,0% 20,1%

Революция 1917 г. и Гражданская война 1918 - 1922 гг. 1,4% 2,0% 1,7%

Теракт 19 июля 2012 г. 5,6% 4,8% 5,2%

Сворачивание суверенитета Татарстана в 2000-е гг. 2,0% 2,0% 2,0%

Падение Казани в 1552 году* 3,4% 1,6% 2,5%

Сталинские репрессии 19,4% 18,8% 19,1%

Настоящее время 2,4% 2,6% 2,5%

Распад Тюркского каганата 3,4% 3,4% 3,4%

Развал СССР 12,8% 12,2% 12,5%

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. 6,8% 4,8% 5,8%

Таких событий нет 7,0% 8,4% 7,7%

Затрудняюсь ответить** 10,8% 16,4% 13,6%

Какие события и эпохи в истории Татарстана Религия

вызывают у вас стыд? Ислам Православие Итого

Война в Афганистане 20,5% 17,0% 18,8%

Монгольское завоевание Волжской Булгарии 10,8% 11,8% 11,3%

Эпоха Ельцина 16,8% 14,3% 15,6%

Гонения на мусульман в 16-18 веках*** 22,2% 14,0% 18,2%

Перестройка Горбачева 9,5% 9,3% 9,4%

Война в Чечне 20,7% 17,2% 19,0%

Революция 1917 г. и Гражданская война 1918 - 1922 гг. 1,1% 2,3% 1,7%

Теракт 19 июля 2012 г. 6,0% 5,4% 5,7%

Сворачивание суверенитета Татарстана в 2000-е гг. 1,7% 2,0% 1,9%

Падение Казани в 1552 году* 3,4% 1,6% 2,5%

Сталинские репрессии 19,0% 19,7% 19,3%

Настоящее время 2,4% 2,9% 2,6%

Распад Тюркского каганата 3,4% 3,6% 3,5%

Развал СССР 12,1% 11,5% 11,8%

Великая Отечественная война 1941-1945 гг. 6,0% 6,1% 6,1%

Таких событий нет 8,2% 8,1% 8,2%

Затрудняюсь ответить* 11,0% 16,3% 13,6%

Какой исторический памятник или комплекс памятников, на ваш взгляд, должен быть главным символом Татарстана?

25. Какой исторический памятник или комплекс памятников, на

ваш взгляд, должен быть главным символом Татарстана? Частота Процент

Памятник Мусе Джалилю 87 8,7

Мечеть Кул Шариф в Казанском Кремле 251 25,1

Белая мечеть в Болгаре 67 6,7

Благовещенский собор в Казанском Кремле 52 5,2

Казанский кремль 352 35,2

Городище Булгар 37 3,7

Остров-град Свияжск 28 2,8

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в Казани 9 ,9

Храм всех религий в Казани 38 3,8

Мемориал памяти Героям Великой Отечественной войны в Парке 44 4,4

Победы в Казани

Другое 2 ,2

Затрудняюсь ответить 33 3,3

Итого 1000 100,0

Подобно определению русских, респонденты определяли татар либо в широком смысле, как самоидентифицирующихся как татары, либо в узком смысле - как тех, кто говорит на татарском и исповедует ислам._

Татары - это Частота Процент

Народ, говорящий на татарском языке 134 13,4

Народ, говорящий на татарском языке и исповедующий Ислам 356 35,6

Народ, исповедующий Ислам 105 10,5

Люди, которые считают сами себя татарами в независимости от знания татарского языка и религиозной принадлежности 336 33,6

Другое 7 0,7

Затрудняюсь ответить 62 6,2

Итого 1000 100,0

Кто является предками татарского народа

Отвечая на вопрос о том, что является предками татарского народа, четверть респондентов выбрала вариант «волжские булгары и татаро-монголы», пятая часть -назвала татаро-монгол, и примерно столько же (18,6%) - древние тюркские племена.

Предки татарского народа Частота Процент

Кряшены 60 6,0

Древние тюркские племена 186 18,6

Татаро-монголы 209 20,9

Волжские булгары и татаро-монголы 241 24,1

Волжские булгары 154 15,4

Шумеры 14 1,4

Другое 4 ,4

Затрудняюсь ответить 132 13,2

Итого 1000 100,0

Булгары - это...

. Треть респондентов полагают, что это предки татар. Пятая часть, что булгары были предками двух народов - татар и чувашей.

Булгары - это ...

Частота ¡Процент

Предки татар 345 34,5

Предки чувашей 91 9,1

Предки татар и чувашей 216 21,6

Народ, проживающий на территории современного Татарстана и который по ошибке или по злому умыслу называют «татарами» 111 11,1

Народ, проживающий на территории современной Чувашии и который по ошибке или по злому умыслу называют «чувашами» 37 3,7

Другое 6 ,6

Затрудняюсь ответить 194 19,4

Итого 1000 100,0

Приложение 5. Программа социологического исследования: «Медиаобраз периода Волжской Булгарии в контексте репрезентации этнической идентичности татар (2014-2019гг.)»

Проблемная ситуация и актуальность темы исследования

Средства массовой информации, представляя пространство репрезентации, наряду с другими публичными аренами, выступают значимыми каналами демонстрации и воспроизводства этничности. В рамках политики памяти, репрезентации этничности в СМИ не только воспроизводятся и представляются общественности, но и конструируются, предстают в новых интерпретациях. Исследование этничности в русле социального конструктивизма предполагает анализ феномена не представляется не как примордиальной данности, а как динамической идентификации в процессе социализации и репрезентации в публичных пространствах.

Конструирование памяти об историческом прошлом Татарстана, как булгарском прошлом, прослеживается в таких областях как культура, политика, образование и туризм и СМИ. Последний канал ввиду массового охвата населения республики представляет особый интерес с точки зрения интерпретации того образа этнической группы татар, который выстаивается в связи с репрезентацией булгарского периода истории Татарстана. В целом, можно предположить существование определенной политики в отношении памяти, проводимой культурной и политической элитой региона, нацеленной на определение того, какие исторические образы будут производиться и распространяться, а так же на конструирование особой групповой идентичности татар и татарстанцев через эту политику. Булгарская версия происхождения татар, несмотря на непрекращающиеся споры общественных деятелей, историков и журналистов, нашла сегодня большую политическую поддержку и то, как этот период

Объект - массив текстов СМИ и социальных медиа (он-лайн порталов и цифровых версий печатных СМИ, сообщений в социальных сетях, содержащих одновременное упоминание периода Волжской Булгарии и этнической группы татар (за последние 5 лет). Предмет - особенности репрезентации этнической группы татар в тестах о периоде Волжской Булгарии

Цель - выявить особенности медиаобраза этнической группы татар в контексте политики памяти о Волжской Булгарии

Под медиаобразом мы понимаем особый образ реальности, предъявляемый массовой

аудитории медиаиндустрией1.

Задачи

1. Определить частоту и динамику возникновения темы за последние 5 лет

2. Определить охват аудитории источников

3. Определить географию публикаций

4. Определить контекст возникновения одновременного упоминания Волжской Булгарии и этнической группы татар

5. Установить даёт ли содержание публикации репрезентацию образа этнической группы посредством обращения к периоду волжской Булгарии и особенности этой репрезентации

Теоретической рамкой исследования являются идеи таких социологов как: М. Хальбвакс, Э. Хобсбаум Д. Александер, Дж. Олик, Т. Адорно, П. Бурдье, П. Нора, Я.

1 Галинская Т.Н. Понятие медиаобраза и проблемы его конструирования в современной лингвистике//Вестник ОГУ. 2013. №11(160). С.91-94

Ассман, А. Ассман Н.Е. Копосов, О.Ю. Малинова, В. А. Шнирельманн. Репрезентации образа этнической идентичности татар в связи с периодом Волжской Булгарии анализируются в рамках теории репрезентации С. Холла. Выбор сообщений СМИ социальных медиа в качестве эмпирической базы анализа политики памяти обоснован использованием теоретических выводов Э. Тоффлера, в рамках которых компьютеризация в рамках «третьей волны», интенсифицирует создание и распространение социальной информации и в том числе, компьютеры «оживляют» социальную память, которая до этого в основном заключалась в академических текстах в библиотеках, в виде физических носителей. С развитием интернета, социальная память становится не только обширной, но и активной1. Активность в данном случае связана со свободой и легкостью доступа к информации, к созданию сообщений и из распространению. Актуальным в данном контексте представляется анализ не только материалов традиционных СМИ (большая часть которых сегодня имеет и он-лайн версии) но и сообщения в рамках новых медиа -социальных сетей (посты сообществ и отдельных пользователей и комментарии к ним, блоги и порталы, комментарии к записям официальных СМИ)

Эмпирическая база исследования

Данное исследование предполагает использование нескольких видов данных. Во-первых, был проведен содержательный анализ дискурсов о наследии Волжской Булгарии представленных на официальных правительственных порталах Татарстана, таких как «Официальный Татарстан», «Наследие Татарстана», «Официальный туристический портал Республики Татарстан», а так же материалов республиканских и региональных СМИ (информационных сайтов, электронных и печатных изданий), посвященных периоду Волжской Булгарии и (или) содержащие отсылки к нему, опубликованных в период с 20 января 2014 года по 10 мая 2017 года). Во-вторых, были отобраны сообщения в СМИ и социальных медиа содержащих одновременное упоминание периода Волжской Булгарии и этнической группы татар (N=3507, сообщения созданы в период с января 2014г. по май 2019г.). Метод исследования - контент анализ.

Методы сбора и анализа информации

Основным методом собора эмпирических данных в рамках представленного исследования является автоматизированный отбор сообщений по кодовым словам (поисковому запросу) с использованием сервиса мониторинга СМИ и социальных медиа «IQBuzz». Сервис мониторинга IQBuzz обрабатывает информацию из более чем 10000 источников онлайн-СМИ, Facebook, Twitter, ВКонтакте, Мой Мир, Instagram, 4sq, LiveJournal, Livelnternet, Google+, YouTube, RuTube и множества других.

На первом этапе был составлен поисковый запрос произведён отбор эмпирических данных на основе базы мониторинга СМИ «IQBuzz». В качестве объектов такого анализа выступили тематические тексты газет, журналов, сообщения информ-агенств, стенограммы радио- и телепередач, материалы интернет-СМИ, записи в социальных сетях, и охватывающие население Российской Федерации (период создания сообщений с января 2014г. по май 2019г.). Сбор и анализ эмпирических данных произведен в период с мая 2019 г. по июнь 2019 г.

На втором этапе была произведена ручная корректировка отобранных сообщений, из выборки были удалены 234 сообщения не содержащих адекватных целям исследования эмпирических проявлений признака, итоговое количество сообщений подвергшихся кодировке - 3507.

На третьем этапе был составлен инструментарий (кодировочная таблица контент-анализа, представлена в Приложении 6) и кодировка массива сообщений. Фиксируемые параметры: динамика возникновения сообщений по теме, охват аудитории, тип источника,

1 Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT», 2004. С.126

242

местоположение авторов сообщений, поло-возрастные характеристики авторов сообщений, параметры репрезентации этнической идентичности

В качестве единиц счета были выбраны категории, обусловленные задачами, поставленными в исследовании (см. прил. «Бланк контент-анализа»). По группам их можно разделить на 2 смысловых блока:

• описательные характеристики этнической группы татар в рамках сообщений об периоде Волжской Булгарии

• сфера и контекст возникновения упоминания этнической группы татар в рамках тематических сообщений.

Учитывалось появление признаков в тексте публикаций, при этом единицей контекста была одна статья/сообщение, поэтому в бланке контент-анализа учитывалось лишь однократное появление признака и % упоминаний в общем количестве сообщений, его повторение внутри единицы контекста не фиксировалось. В исследовании применялось манифестное кодирование публикаций.

Медиаобраз этнической группы татар в контексте политики памяти о Волжской Булгарии исследовался на данном этапе с помощью следующих эмпирических индикаторов:

1) тип источника

a. онлайн портал СМИ

b. официальные правительственные порталы

c. порталы туристической тематики ё. сообщение на форуме

е. комментарии

Г запись в соц. сети

2) местоположение авторов сообщений

a. внутри Татарстана

b. вне Татарстана

3) поло-возрастные характеристики авторов сообщений

пол

1. мужчина

п. женщина

ш. не указан

возраст

1. младше 16 лет

п. 16-25 лет

ш. 26-35 лет

¡V. 36-45 лет

V. 46-55 лет

VI. 56-65 лет

VII. Старше 66 лет

VIII. Не указан

4) статус автора репрезентации а. журналист

b. ученый/исследователь

c. политик

ё. активист общественно-политического движения

е. пользователь социальной сети

5) параметры репрезентации этнической идентичности

a. сфера возникновения упоминания

Политика п. Культура Ш. Спорт ¡V. Туризм

V. Образование

VI. Религия

VII. Наука

VIII. Другое

b. Черты идентичности

Отношения с другими народами

1. отношения с русским внутри Татарстана

2. отношения с другими народами, претендующими на булгарское наследие

3. отношения с остальными россиянами

4. отношения с народами других стран

п. Доброта

ш. Трудолюбие

¡V. Особый моральный дух

V. Религиозность

VI. Развитая материальная культура

VII. Городская культура

VIII. Деревенская культура ¡х. Древняя культура

х. Патриотизм

х1. Сила

хп. Перенесенные исторические потрясения

Приложение 6. Кодировочная таблица контент-анализа

№ Имя переменной Признак (упоминание) Значение Частота Объем от общего кол-ва упоминаний

онлайн портал СМИ 1

официальные правительственные порталы 2

1 Р1 ев И порталы туристической тематики 3

Я Т О сообщение на форуме 4

н о В Н комментарии 5

запись в соц.сети 6

Местоположение авторов сообщений внутри Татарстана 1

2 Р2 вне Татарстана 2

3 Р3 Поло-возрастные характеристики авторов сообщений Значение Частота Объем от общего кол-ва упоминаний

мужчина 1

Р3_1 Пол женщина 2

не указан 3

младше 16 лет 1

16-25 лет 2

4 26-35 лет 3

Р3_1 36-45 лет 4

46-55 лет 5

56-65 лет 6

н с св & Старше 66 лет 7

о М Не указан 8

журналист 1

>я а ученый/исследователь 2

5 Р4 ® == п § политик 3

н о я Н щ активист общественно-политического движения 4

- К г ! V и пользователь социальной сети 5

6 Р5 Параметры репрезентации этнической идентичности Значение Частота Объем от общего кол-ва упоминаний

7 Р5_1 Сфера возникновения упоминания Политика 1

Культура 2

Спорт 3

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.