Политика РФ в области музыкально-эстетического воспитания студенческой молодёжи в 90-е годы XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Богатырева, Кира Владимировна

  • Богатырева, Кира Владимировна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 158
Богатырева, Кира Владимировна. Политика РФ в области музыкально-эстетического воспитания студенческой молодёжи в 90-е годы XX века: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Москва. 2007. 158 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Богатырева, Кира Владимировна

ВВЕДЕНИЕ.

Раздел I ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ.

Раздел II РОЛЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ.

Раздел III ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ В 90-е годы XX века.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политика РФ в области музыкально-эстетического воспитания студенческой молодёжи в 90-е годы XX века»

Актуальность исследования. Среди многих аспектов отечественной истории - экономических, социально-политических, международных, государственного управления, культуры и других, проблемы музыкально-эстетического воспитания всегда занимали одно из ведущих направлений в исследовании отечественной истории. Музыкальное искусство как часть системы духовных ценностей вовлечено в социально-прогрессивную творческую деятельность человечества во всех сферах бытия и познания.

Реформы в российском обществе конца XX века во многом изменили жизнь людей и оказали воздействие, правда не всегда положительное, на деятельность главных социальных институтов, в том числе и вузы. Отказ от идеологических догм повлёк за собой неоправданное падение интереса к проблемам воспитания в высшей школе. Была ликвидирована система, организующая воспитательные процессы в вузе, слабое финансирование поставило под угрозу существование студенческой художественной самодеятельности. В обществе стала недооцениваться роль музыкального искусства в эстетическом воспитании молодёжи, в том числе студенческой, часто музыкальное воспитание заменялось музыкальным развлечением, что совершенно не однозначно.

В решении исследуемых нами проблем исторический опыт приобретает особое значение. Как утверждал Н.А.Бердяев, именно в культуре, а не в политике, не в экономике реализуются цели общества, именно в ней душа народа, его самосознание, самочувствие. И с этим мнением великого учёного нельзя не согласиться.

Известно, что имеется прямая взаимосвязь развития эстетических и творческих способностей человека. Так, например, занятие музыкой математически одарённых детей ускоряет становление их собственно математических способностей. Умение слышать выразительную сторону звукового сигнала является одной из важнейших предпосылок высокого творческого потенциала любого человека. А развитое слуховое восприятие формирует, по нашему мнению, прежде всего, музыкальная деятельность. Таким образом, музыкально-эстетическое воспитание - это воспитание человека как развитой личности, стремящейся реализовать творческие способности во всей полноте, а главное, формирование эстетической индивидуальности, которая составляет одну из сторон целостно развитой личности. История музыкально-эстетического воспитания гармонично дополняет все важнейшие аспекты истории России - с древнейших времён и до наших дней. Освоение художественной культуры, как способа социализации индивида, вводит его в пространство художественной, творческой деятельности, готовит к специализированно-пространственному бытию, к созидательному участию в функционировании общества.1

Важный аспект музыкально-эстетической культуры заключается в том, что современная молодёжь с ростом технических средств коммуникации -телевидения, звукозаписи - получает всё более новые впечатления. Не всегда даже профессионал может дать им надлежащую оценку, а мода может легко увлечь произведениями невысокого художественного достоинства. Эстетическое воспитание должно помочь разобраться в сложном и многогранном современном искусстве, выработать своеобразный иммунитет против бескультурья и бездуховности.

Наиболее ярко и открыто ценности и ценностные ориентации молодых проявляются именно у студенческой молодёжи. Молодёжь как социальная группа выполняет в обществе специфические функции - воспроизводящую, трансляционную, инновационную. В этой связи известно, что молодёжь является самой современной частью общества, над ней не довлеет груз традиций, совершённых ошибок, у неё много энергии, именно поэтому она

1 Козьменко О.П. Музыкальное образование как часть культурной политики. / Человек и общество в истории российской цивилизации. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. - М., 2004. - С.263. включена во все инновационные процессы, в каких бы сферах общества они ни происходили. Поэтому большинство исследователей проблем студенческой молодёжи подчёркивает, что студенческий возраст является важнейшим в становлении человека как личности и активного члена общества.

Высшая школа призвана опережать происходящие в обществе изменения, не просто готовить студентов к работе и жизни в будущем обществе, но и формировать их эстетические вкусы, высокую культуру.

Поэтому изучение направлений, форм и методов эстетического воспитания студенческой молодёжи является весьма актуальной задачей. Исследование этого процесса в 90-е годы прошедшего века позволяет не только обобщить имеющийся в вузах РФ накопленный опыт, но и предостеречь от ошибок в этой работе. Исследование опыта реального участия творческих музыкальных коллективов, художественной самодеятельности, отдельных музыкантов в конкретном процессе эстетического воспитания студенческой молодёжи в исследуемые годы позволяет углубить и расширить дальнейшее изучение этой весьма разносторонней и сложной проблемы.

Актуальность темы обусловлена также: во-первых, постановкой проблемы - эстетического воспитания студенческой молодёжи в один из сложнейших периодов истории российского общества - в 90-е годы XX века; во-вторых, её научной значимостью - диссертация впервые сводит воедино изучение всех направлений эстетического воспитания студенческой молодёжи российских вузов в последнее десятилетие прошедшего века, восполняя серьёзный пробел в отечественной историографии; в-третьих, необходимость изучения проблемы продиктована практическими задачами, что в современных условиях вырождения нравственного, духовного, эстетического воспитания студенческой молодёжи приобретает особую актуальность.

В этой связи нам представляется исключительно ценным исторический опыт эстетического воспитания студенческой молодёжи в 90-е годы прошедшего века. И хотя он частично, косвенно изучен, время диктует необходимость качественного, глубокого и комплексного исследования, чтобы уяснить, как традиции недалёкого прошлого в этом процессе могут быть адаптированы к современным российским реалиям.

Степень изученности проблемы. Проблемы воспитания молодёжи, в том числе и студенческой, в переломные периоды истории всегда вызывали интерес исследователей различных научных дисциплин: истории, философии, политологии, педагогики, социологии. Так, ещё в 70-е годы А.Н.Семашко первым обратил внимание на преобладание музыки в структуре художественных интересов студенчества.2 Он отмечал, что к 1975 году, по сравнению с 60-ми, она с четвёртого места переместилась на второе. В 80-е годы, по результатам отдельных социологических исследований, позиция музыки уже колебалась между вторым и первым, а к 90-м годам она устойчиво доминирует в художественном кругозоре молодых.3

С середины 90-х годов наблюдается некоторое ослабление научных исследований по проблеме музыкальной культуры студенческой молодёжи. Так, известные исследователи молодёжи, в том числе и студенческой, С.И.Левикова, В.Т.Лисовский, В.А.Луков, Б.А.Ручкин, В.В.Семёнова, А.И.Шендрик, Т.Б.Щепанская и др. стремились обратить внимание научной общественности на недооценку эстетического воспитания молодёжи, и в частности, студенческой, на отсутствие специальных трудов по этой проблеме.

2 Семашко А.Н. Художественные потребности и их развитие у молодёжи: опыт социального изучения художественных потребностей студентов. - Киев, 1977. - С. 105.

3 см.: Алексеев Э.Е. Молодёжь и музыка сегодня (по материалам конкретных музыкально-социологических исследований). / Социальная функция искусства и его видов. - М.,: Наука, 1980. с.210-247; Фохт-Бабушкина Ю.У. Художественная культура: проблемы изучения и управления,- М.: Наука, 1986. - С. 133134.; Андреева И.Н., Фаустова Э.И. Студент в мире музыки: ценностные ориентации студентов в сфере музыки. Взгляд социолога. / Московский музыковед. Ежегодник. Вып.1. - М., 1990. С.235-253; Салтанович И.П. Музыка как элемент возрастной субкультуры (преемственность и конфликт поколений). Автореферат дис.канд.социол.наук. - Минск, 1994. - С.8.

В работах М.Б.Глотова4 подробно рассматриваются вопросы, связанные с развитием художественного воспитания студентов во время обучения в вузе. Большой фактический и статистический материал делают эту работу востребованной.

Глубоким и ёмким исследованием являются работы В.Я.Суртаева.5 Автор приводит весьма ценную информацию по вопросу изучения музыкальных интересов студенческой молодёжи 90-х годов и отмечает тенденцию снижения интереса у молодёжи к музыкальной культуре в целом, и к художественной самодеятельности, в частности. Однако, в ней приводятся и позитивные примеры эстетического воспитания студенческой молодёжи.

Вопросы музыкально-эстетического воспитания студенческой молодёжи педагогических вузов России подробно рассматриваются в кандидатской диссертации Г.Р.Хамзиной.6 В ней автор всесторонне анализирует работу по музыкальному воспитанию студентов Казанского государственного педагогического института.

В работе М.В.Сайфуллиной особое внимание уделяется музыкально-эстетическому воспитанию студентов немузыкальных вузов, исследуется социокультурный процесс.

Определённый интерес представляют исследования в области формирования духовных ценностей студенческой молодёжи Д.М.Давлетшиной. Но исследуемые нами проблемы в них рассматриваются косвенно. А

В 2006 году вышла работа С.В.Ренне, посвящённая непрофессиональному музицированию в современной России. Автором

4 Глотов М.Б. Развитие художественного мира российского студенчества. (Опыт социологического исследования). - СПб, 1997.

5 Суртаев В.Я. Социология молодёжного досуга. - Ростов-н-Д., 1989; Социокультурное творчество молодёжи: методология, теория, практика. - СПб, 2000; Социально-педагогические особенности молодёжного досуга. - Ростов-н-Д, 1997.

6 Хамзина Г.Р. Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза. Дис.канд.пед.наук. - Казань, 2002.

7 Сайфуллина М.В. Музыкально-эстетическое воспитание как социокультурный процесс. Дис.канд.культуролог.наук. - Томск, 2002. подробно исследуются вопросы истории непрофессионального музицирования в России, даётся характеристика образовательных форм, осуществляющих подготовку взрослых музыкантов-любителей. В приложении к этой работе имеется фактический материал по вопросам некоторых форм самодеятельного музицирования в университетах Российской Федерации. Однако, вопросы музыкально-эстетического воспитания студенческой молодёжи в этом труде практически не рассматриваются.

Таким образом, даже краткий анализ историографии показывает, что комплексных работ по нашей проблеме в настоящее время не имеется, что и предопределило выбор темы данного исследования.

Источниковую базу диссертации составляют опубликованные и неопубликованные документы и материалы, которые условно можно разбить на следующие группы. К первой группе относятся официально опубликованные документы высших органов власти и организаций по культуре и образованию - указы, постановления, распоряжения, доклады Министерства образования Российской Федерации, Министерства культуры и туризма, Правительства РФ и др. Эта группа источников позволила автору выявить основные направления государственной политики в области музыкально-эстетического воспитания студенческой молодёжи в исследуемые годы.

Второй группой источников явились фактические данные, характеризующие процесс музыкально-эстетического воспитания в 90-е годы, выявленные автором в периодической специальной и массовой печати: газетах «Культура», «Российская газета», «Дружба», «Первое сентября»; журналах «Музыкальная жизнь», «Московский наблюдатель», «Музыкальная академия», «Музыкальное просвещение», «Студенческая солидарность», «Студенчество. Диалоги о воспитании», «Семья в России» и др. Фактический

8 Ренне C.B. Непрофессиональное музицирование как явление современной русской художественной культуры. Дис.канд.искусств-я. - СПб, 2006. материал по теме был почерпнут в сборниках и бюллетенях: 1. Музыка в жизни населения РСФСР. - М., 1990; 2. Молодёжная политика: информационный бюллетень. - М., 1999; 3. Государственная молодёжная политика РФ, вып. 1. - М., 1995; 4. Государственная молодёжная политика в России 1998-1999 годов. - М., 2000; 5. Государственная культурная политика в документах и материалах. Отв. редактор Сорочкин Б.Ю. - СПб, 2001; 6. Молодёжь РФ: положение, выбор пути. - М., 2000; 7. Российское студенчество: статистико-социологический анализ. - М., 2001; 8. Глотов М.Б. Развитие художественного мира российского студенчества (Опыт социологического исследования). - СПб., 1997 и др.

Эмпирический материал был получен в Государственном архиве Российской Федерации: Ф. А - 501. Поручения Совета Министров РСФСР по организации работы театров и музыкальных учреждений и документы министерства по их выполнению за 1990 год, отчёты и информация о работе репертуарно-редакционной коллегии за 1990 год, годовые отчёты консерваторий и институтов искусств за 1990/1991 уч.год; Ф. А - 502. Министерство культуры РСФСР: Указы Государственного планового комитета РСФСР, докладные записки, инструкции, о выполнении постановления Совета Министров РСФСР «О мерах по дальнейшему повышению театрального искусства в воспитании подрастающего поколения», «О проведении в Москве фестиваля балетных спектаклей музыкальных театров РСФСР, посвященному 150-летию со дня рождения П.И.Чайковского»; Ф. 9661. Документы по социально-педагогическим вопросам воспитания детей и учащейся молодёжи. Поручения Совета Министров СССР, Верховного Совета СССР, ЦК КПСС и документы по их выполнению, служебные записки «О создании Симфонического оркестра для детей и юношества», указания Управления нравственного, эстетического и трудового воспитания, указания Главного учебно-методического управления высшего образования.

Проанализированные нами группы источников дают достаточный фактический материал для решения поставленных в диссертации задач. Они весьма разнообразны по видам, происхождению и времени создания. Их анализ и синтез позволил получить необходимую для исследования информацию.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей диссертационной работы является комплексное изучение государственной политики в области музыкально-эстетического воспитания студенческой молодёжи в 90-е годы XX века. Реализация цели достигалась поэтапным решением следующих задач: проанализировать историю развития мирового и российского опыта музыкально-эстетического воспитания; выявить роль и значение музыкальной культуры в формировании эстетических взглядов молодёжи; обозначить место музыкально-эстетического воспитания в общем воспитании студенческой молодёжи в 90-е годы XX века; определить степень влияния государственной политики на музыкально-эстетическое воспитание студенческой молодёжи в исследуемый период; исследовать основные формы музыкально-эстетического воспитания молодёжи в 90-е годы.

Теоретико-методологической основой диссертации являются методы научного познания, используемые в исторической науке: принципы историзма, научной достоверности и объективности. Принцип историзма позволяет выявить причинно-следственные связи, проследить определённые тенденции и закономерности, сделать выводы и обобщения. Принцип объективности предполагает анализ всей. совокупности фактов, учитывает специфику политической, экономической общественной и культурной жизни страны в исследуемых период.

Хронологические рамки исследования охватывают исторический период с 1991 по 2000 год. Нижняя граница обусловлена сломом командно-административной советской системы и началом строительства нового российского государства. Верхняя граница обусловлена временем написания диссертации.

Научная новизна работы определяется тем, что данная диссертация является первой попыткой комплексного исследования развития музыкально-эстетического воспитания студенческой молодёжи в 90-е годы прошедшего века. В работе предпринята попытка с объективных позиций показать трудности и успехи в осуществлении музыкально-эстетического воспитания студенческой молодёжи в этот исторический период, концертную и фестивальную деятельность, степень приобщения населения к музыкальной культуре, работу художественных самодеятельных студенческих коллективов и т.д.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что она может служить базой для новых научных исследований содержания, основ, направлений, форм государственной политики в области музыкально-эстетического воспитания, в учебном процессе, создании спецкурсов «Музыкальная литература», «История мировой и отечественной культуры», «История русской музыки» в средних специальных и высших учебных заведениях, в научно-просветительской деятельности; в работе государственных органов и общественных организаций, занимающихся проблемами культуры и образования и т.д.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения и выводы диссертации апробированы в выступлениях диссертанта на всероссийских и межвузовских научных конференциях. Диссертация обсуждена, одобрена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории России Российского университета дружбы народов. Результаты исследования отражены в публикациях автора.

Структура диссертации обусловлена задачами исследования. Работа состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Богатырева, Кира Владимировна

Заключение

90-е годы XX века представляют собой неоднозначный период в российской истории. Начало этого времени характеризовалось разрушением не только базовых идеологических, но и многих привычных стереотипов мышления. Отсутствие стабильности в обществе, материальные трудности не способствовали сохранению и развитию всех форм музыкально-эстетического воспитания. В связи с потерей в обществе приоритета духовности изменились ориентиры, цели, отношение к музыкальному воспитанию со стороны семьи и государства. Отказ от идеологических догм повлёк за собой неоправданное падение интереса к проблемам воспитания в высшей школе. Ликвидация системы, организующей воспитательные процессы в вузе, освободила администрацию от необходимости заниматься проблемами эстетического образования студенческой молодёжи российских вузов.

Ситуация начала изменяться кардинальным образом только со второй половины 90-х годов. Федеральная программа развития образования, утверждённая Федеральным законом Российской Федерации, определила в числе приоритетных задач «усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе»159. Концепция модернизации российского образования160, выстраивающая государственную политику ближайшего десятилетия, охарактеризовала воспитание как первостепенный приоритет в образовании, а в качестве важнейших задач воспитания обозначила гражданскую ответственность, правовое самосознание, духовность и

159 Закон Российской Федерации от 10.04.2000 № 51 -ФЗ.

160 Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 № 1756-р. культуру, инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе».161

Виктор Гюго называл три фактора, оказывающие решающее воздействие на успешное развитие каждого народа. Это буква, цифра и

1 fi) нота. Нельзя не согласиться с убеждением известного писателя. Исходя из данных нашего исследования, можно сделать вывод, что именно музыкально-эстетическое воспитание помогает преодолеть давление массовой музыкальной культуры: студенты, получившие основы музыкально-эстетического воспитания, чаще ходят на концерты, предпочитают классическую симфоническую музыку и т.д.

Научиться понимать и чувствовать музыку можно, лишь творчески подходя к решению этой проблемы. Творческая деятельность может включать в себя разные аспекты: активное слушание музыки, посещение концертов, анализ услышанного, написание отзывов-рецензий, творческих сочинений, занятия в коллективах самодеятельного творчества - хорах, ансамблях, оркестрах и др. его направлений. Студенты в исследуемые годы были включены в непосредственный процесс творчества, в ходе которого у них развился определённый комплекс способностей, имеющих конкретную направленность. Развитие этих способностей требует определённых волевых усилий, что приводит к изменению отношения к музыке как творчеству, которое как следствие выражается в эффективности эстетического воспитания молодёжи.

Между учебной и внеучебной работой существует глубокая связь и взаимосвязь. Чем выше качество обучения в вузе, тем более разносторонни интересы студентов, тем более активно участвуют они в общественной жизни учебного заведения, что позитивно сказывается на формировании их эстетических вкусов. С другой стороны, разнообразная внеаудиторная работа

161 В.А.Березина О государственной политике в образовании./ «Студенчество. Диалоги о воспитании». - М., 2002, № 6. - С.4.

162 Козьменко О.П. Роль музыкального воспитания в развитии личности. / Россия: цивилизация, патриотизм, культура. Материалы V всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных. - М., 2003. - С.494. является одной из важных предпосылок успешной учёбы и воспитания. Участвуя в художественной самодеятельности, работе кружков, конкурсах и т.д., студенты приобретают устойчивый интерес к лучшим традициям эстетического формирования своего поведения.

В то же время автор показывает, что хроническое недофинансирование сферы культуры на протяжении длительного времени привело к тому, что общая слабость материально-технической базы вузов Российской Федерации не позволяет им работать с полной отдачей, обеспечивая эффективное эстетическое воспитание студенческой молодёжи. В целом, по мнению автора, процесс эстетического воспитания специалистов высшей квалификации, ядра интеллигенции должен основываться на принципах последовательности, учёта особенностей социального становления личности, соответствовать комплексу требований её социализации и т.д.

Диссертант признаёт, что модернизация государственной политики в сфере воспитания за исследуемый период свидетельствует о серьёзном переосмыслении роли эстетического воспитания в российском обществе. Несмотря на наличие проблем, которые не удалось решить за тот период времени и ограниченное влияние государства на образовательную и культурную среду, следует отметить положительную динамику и поиск представителями государственных органов власти наиболее оптимальных путей выхода из сложившейся ситуации особенно в высших учебных заведениях Российской Федерации.

Опыт исследования проблемы позволяет нам сформулировать ряд рекомендаций и предложений, реализация которых может способствовать формированию более эффективной государственной политики в сфере музыкально-эстетического воспитания: необходимо развивать систему музыкально-эстетического воспитания ещё в общеобразовательной школе для того, чтобы в вуз пришёл разносторонне воспитанный студент, который должен получить основы музыкального образования ещё в детском возрасте; нужна государственная поддержка для увеличения количества театров и концертных залов. В настоящее время в России их число самое ft низкое среди европейских государств; необходимо поддерживать программы по сотрудничеству вузов и филармоний, поощрять посещение студентами концертов классической музыки; требуется усиление финансирования в области педагогики и культуры для возрождения престижа творческой профессии; в настоящее время необходимо оказывать поддержку студенческой самодеятельности, развивать творческую инициативу у студентов, что позитивно будет способствовать их эстетическому воспитанию.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Богатырева, Кира Владимировна, 2007 год

1. Справочные и документальные издания

2. Античная музыкальная эстетика. Памятники музыкально-эстетической мысли. -М., 1960.

3. Березина В.А. О государственной политике в образовании./ «Студенчество. Диалоги о воспитании»: М., 2002, № 6.

4. Директивы ВКП(б) и постановления Советского правительства о народном образовании //Сборник документов за 1917-1947 г. M.-JL, 1947, вып.2.

5. Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 от 1992 г. М., «Астрель», 2004.

6. Краткий словарь по социологии / Под редакцией Д.М.Гвишиани и Н.Н. Лапина. -М, 1988.

7. Молодёжь РФ: положение, выбор пути. М.: «Социум», 2000.

8. Музыкальная энциклопедия: В 6 тт. Т.1 - М.: Советская энциклопедия, 1973.; Т.2 - М.: Советская энциклопедия, 1974.; Т.З - М.: Советская энциклопедия, 1976.; Т.4. -М.: Советская энциклопедия, 1981.; Т.6 -М.: Советская энциклопедия, 1982.

9. Народное образование в СССР: Сборник нормативных актов. М.: Юридическая литература, 1987.

10. Педагогический словарь. Под ред.:Т.М.Коджаспировой и А.Ю.Код-жаспирова. М., Academia, 2000.

11. Положение молодёжи в РФ и государственная молодёжная политика. Государственный доклад. -М., 1998.

12. Правовые основы культурной политики России. Автор-составитель И.Т. Янин. Калининград, 1999.

13. Российская педагогическая энциклопедия. Т.2. М., «Большая Российская Энциклопедия», 1999.

14. Российские законы: Сборник текстов. По состоянию на декабрь 1995 г. 1-е изд. М.: БЕК, 1996.

15. Словарь культуры XX века. М., 1997.

16. Собрание законодательства РФ. №22,1 июня 1998 года. Постановление «О состоянии и перспективах развития системы высшего профессионального образования», статья 2369.

17. И. Монографии, диссертации, статьи

18. Актуальные проблемы формирования эстетической культуры студенческой молодёжи. Днепропетровск: ДГУ, 1976.

19. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М., 1996.

20. Андрианкин А.Б. Пути расширения музыкально-познавательных возможностей студентов в процессе обучения игре на фортепиано (на материале класса Военно-дирижёрского факультета). М., 1987.

21. Апраксина О. А. Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. M-JL: Изд-во Академии Педагогических наук, 1948.

22. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -M.-JL: Искусство, 1965.

23. Аушева И.У. Формирование просветительской направленности учебного процесса в фортепианном классе музыкально-педагогического факультета. Автореф.дис.на соиск.учён.ст.канд. пед.наук. -М., 1990.

24. Барышникова Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах. СПб, 1998.

25. Баталина-Корнева Е.В. Подготовка педагога-музыканта к формированию ценностных ориентаций подростков в массовой музыкальной культуре. Дис.канд.пед.наук. -М., 2003.

26. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века. Судьба России. М., 1997.

27. Белова Т.В. Культура и власть. М., 1991.

28. Бессонова Т.И. Формирование слушательской культуры как педагогическое условие духовного развития личности студента.

29. Дис. .канд.пед.наук. Липецк, 2002.

30. Бирзкопс Я.Я. Творческая деятельность как средство формирования фортепианно-исполнительских качеств (на материале работы со студентами факультета педагогики). М., 1979.

31. Бронфин Е.Ф. Музыкальное образование и просвещение / Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет: музыкально-исторические очерки / Отв.ред., автор вступит.ст. В.М.Богданов-Березовский. Л, 1967.

32. Бычков Ю.Н. Введение в музыкознание. Курс лекций, тема 2: Музыкальная культурология. Вып.1. М., 2000.

33. Валицкая А. Русская эстетика XVIII века. М., 1983.

34. Висманас С.Е. Переходный период в современной России (политический транзит 90-х годов). М., 2001.

35. Выготский Л.С. Психология искусства / Общ.ред. В.В.Иванова / 3-е изд. -М.: Искусство, 1986.

36. Глотов М.Б. Развитие художественного мира российского студенчества (опыт социологического исследования). СПб, 1997.

37. Глубоченко В.М. Музыкально-продуктивная деятельность как фактор творческого развития личности студента. Дис.канд.пед.наук. СПб, 1993.

38. Горлова И.И. Культурная политика в современной России: региональный аспект. Краснодар, 1998.

39. Готсдинер А.Л., Луковников Н.Н. Социальные и психологические аспекты общения и эстетического воспитания. Калинин, 1985.

40. Гусин И. Советское государственное музыкальное строительство: ст., воспоминания, материалы / Под общей редакцией В.Богданова-Березовского, И.Гусина. Л., 1959.

41. Давлетшина Д.М. Музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей студенческой молодёжи в современных условиях. Дис.канд.социол.наук. Казань, 1998.

42. Джалагония JI.А. Взаимосвязь речи и музыки как форм человеческого общения / Вопросы психологии. 2001, №1.

43. Дорошенко С.И. Формирование музыкального опыта личности в истории отечественного образования (конец XIX-нач. XX вв.) // Эстетический опыт личности как условие освоения культуры в образовательном процессе школы и вуза: сб. науч. тр. М.: Смысл. - 2003.

44. Дискин И.Е. Социокультурный базис перестройки. М.: Наука, 1992.42. «Дружба». Газета РУДН. М., 1990-2000.

45. Ерошенков И.Н. Музыкально-просветительская деятельность учреждений культуры. М., 1998.

46. Иванищенко Л. Девятый факультет // С.-Петербургский университет. -2003. -№18.(27 июня).

47. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973.

48. Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия / Сост. Апраксина О.А. М., Просвещение, 1990.

49. Илле М.Е. Мониторинг приобщённости петербуржцев к культурной жизни / Социологический журнал. 1996, №1/2.

50. Исаева Н.И. Психологические особенности профессионального самовоспитания студентов педвуза. М., 1984.

51. Искусство в школе. М., 1995, №3.

52. История музыкального образования как наука и как учебный предмет. Материалы V международной научно-практической конференции 1-2 декабря 1999года. М., Прометей, 1999.

53. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. Книга для учителя. М., 1991.

54. Кабалевский Д.Б. Сила искусства. М., 1984.

55. Каган М.С. О духовном // Вопросы философии. 1985. - № 9.

56. Кадцын Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя. Учебное пособие для негуманитарных вузов. М., 1990.

57. Каминская Е.А. Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов. Дис.канд.пед.наук. Челябинск, 2004.

58. Карелин А.Я. Формирование художественной культуры студентов музыкально-педагогического факультета в процессе обучения в классе фортепиано. Дис.канд.пед.наук. М., 1996.

59. Келдыш Ю.В. Музыка // Очерки русской культуры XVIII века / Под редакцией Рыбакова Б.А. М.:МГУ, 1988. - Ч.З: Наука. Общественная мысль.

60. Козлов А. «Прах культуры» / Музыкальная академия. М., 1993, №2.

61. Коломиец Г.Г. Образовательная область «Искусство». Новые подходы. 0ренбург'.00ипкр0,2001 .www.academy.edu.by/ activity/our/international 6/section/5.html

62. Коломиец Г.Г. Ценность музыки в контексте духовной культуры-Оренбург: OOHnKPO,2002.www.academy.edu.by/activity/our/international 6/section/5.html

63. Конституция РФ. М., «Айрис пресс», 2005.

64. Королёва Г.И. Подготовка учителя в Казанском университете в дореволюционный период (1804 1917 гг.). Дис.канд.пед.наук. - Казань, 1979 г.

65. Красавина Е.В. Социальная адаптация российских студентов: роль молодёжной субкультуры. Дис.канд.социол.наук. Новочеркасск, 2005.

66. Кузнецова Е.В. Культурная политика России: теория, история и современность. Дис.канд.культуролог.наук. -М., 1999.

67. Куликов Е.М. Музыкальные предпочтения как дифференцирующий и интегрирующий фактор российской молодёжной субкультуры.- Ставрополь, 2004.

68. Лебедев Р.Я. Моделирование и диагностика самоорганизации в деятельности музыканта-профессионала. Вологда, 2002.

69. Ливанова Т.Н. Русская музыкальная культура XVIII века в её связях с литературой, театром, бытом. Т.2. М.: Музгиз, 1953.

70. Лисовский В. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России. Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 2000.

71. Лихачёв Д.С. Экология культуры. // Памятники Отечества, 1980. №2.

72. Логинова Л.Г. Ценности современных студентов // Воспитание и развитие личности студента в условиях современного ВУЗа. Всероссийская научно-практическая конференция. М., 2000.

73. Лозинский Е. Бетатрон и «Волшебная флейта». Советская культура, 1985. 3. IX.

74. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

75. Макаренко А.С. Сочинения, т.5. М., 1951.

76. Малюгина Е. Концертная жизнь Петрограда в первые годы Октябрьской революции // В первые годы советского музыкального строительства: статьи, воспоминания, материалы / Под общей редакцией В.Богданова-Березовского, И.Гусина-Л., 1959.

77. Маркина Н.Л. Политическая адаптация молодёжи в условиях реформирования российского общества. Дис.канд.политол.наук. Орёл, 2002.

78. Мартынов B.C. Философия красоты. Минск: Тетра Системе, 1999.

79. Марченко И.П. Педагогическое наследие Г.Г.Нейгауза в профессиональной подготовке учителя музыки. Дис.канд.пед.наук. -Екатеринбург, 1999.

80. Масловский А.Г. Педагогическое наследие В.И.Сафонова и актуальные проб-лемы современной музыкальной педагогики. Дис.канд.пед.наук. М., 1996.

81. Мискевич А.Б. Человек в свободное время. Минск. 1989.

82. Михайлова Л.И. Социология культуры. М., 2000.

83. Мозгот В.Г. Формирование эстетического сознания учащейся молодёжи на современном этапе на материале музыкально-воспитательной и музыкально-образовательной работы в ВУЗах и колледжах СевероКавказского региона. Дис.докт. пед. наук. М., 1996.

84. Моров А. Москва музыкальная. М.: Московский рабочий, 1964.

85. Морозов А. Московский молодёжный клуб // Музыкальная жизнь. -1986.-№6.84. «Московский наблюдатель», журнал.-М., 1995.

86. Мудрик А.В., Тупицын А.Ю. Воспитание как социальная проблема. // Семья в России. №1-2.

87. Музыка. Творчество, исполнение, восприятие. М., 1992.87. «Музыкальная жизнь». М., 1990-2000.

88. Музыкальная газета. М., 1990-1994,1997.

89. Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет: исторические очерки / Отв. редактор, автор вступительной статьи В.М.Богданов-Березовский.- Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1967.

90. Музыкальное образование и воспитание проблемы и перспективы. Сост. Лецович В.В. / «Музыка в жизни населения РСФСР». - М., 1990.

91. Муромцева Г.А. Музыка и музыкальное воспитание в истории мировой культуры. Хрестоматия. Киров, 2002.

92. Наполним музыкой сердца: антология авторской песни: Песенник / Составитель: Шипов Р. М.: Советский композитор, 1989.

93. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. Книга для учителя. М., 1987.

94. Новицкая Л.П. Психофизиологическое исследование эффективности воз-действия музыки как сложного звукового коммуникативного сигнала. -М., 1987.

95. Педагогические вести. Газета Юго-Восточного учебного округа. 19942000.

96. Пепчко Н.А. Основание Московского университета. М.: Издательство Мос-ковского университета, 1953.

97. Проблемы воспитания студенческой молодёжи в реформируемом обществе. / Материалы научной конференции. Кубанский Государственный аграрный университет. Краснодар, 2000.

98. Овсянников М.Ф., Смирнова З.В. Очерки истории эстетических учёных. М.: Изд. АХ СССР, 1963.

99. Остроменский В.Д. Формирование музыкального познания. Кишинёв, 1988.

100. Петрова Г. А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. -Казань: КГУ, 1976.

101. Проблемы профессионального становления музыканта-педагога. -Пенза, 2002.

102. Пугач Р.Ф. Российское студенчество: статистико-социологический анализ (монография). М., 2001.

103. Равкин З.И. Актуальные проблемы историко-педагогических исследований.- М.,1993.

104. Рапацкая JI.A. История музыки от Древней Руси до «Серебряного века». -М., 2001.

105. Ренне С.В. Непрофессиональное музицирование как явление современной российской художественной культуры. Дис.канд. искусствоведения. СПб, 2006.

106. Ридняк М.И. Организационно-педагогические проблемы эстетического образования и воспитания студентов в современных условиях России. Дис.канд.пед.наук. -М.,2001.

107. Ролинская Т.А. Музыка в жизни и деятельности декабристов // Декабристы и русская культура / Ответственный редактор Б.С.Мейлах. JI, 1975.

108. Романова К.Е., Фролова М.Е. Ступени мастерства и творчества. / Студенчество. Диалоги о воспитании.- М., 2002, №2.

109. Российское студенчество: статистико-социологический анализ. М., 2001.

110. Румянцев С. Важная проблема исторического музыкознания. -Советская музыка, 1984. №4.

111. Сайфуллина M.B. Музыкально-эстетическое воспитание как социокультурный процесс. Дис.канд.культурол.наук. Томск, 2002.

112. Самодеятельному симфоническому оркестру им. К.С.Сараджева 10 лет. 1924-1934. -М.: III к. ФЗУ им. Арт. Халатона, 1935.

113. Саранин В.П. Музыка как смыслообразующая константа жизнедеятельности человека. Дис.канд.филос.наук. Тамбов, 2003.

114. Семашко А.Н. Художественные потребности и их развитие у молодёжи: опыт социального изучения художественных потребностей студентов. Киев, 1977.

115. Семья и школа. М., 1999 г. №11-12.

116. Слуцкая JI.E. Совершенствование профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей. Дис.канд.искусствоведения. М., 2000.

117. Смирнов М.А. Эмоциональный мир музыки. М., 1990.

118. Советская культура. №№1-51, январь-декабрь 1995; №№1-48, январь-декабрь 1999.

119. Стасов В.В. Избранные сочинения: в 3 т. М.: Искусство, 1952. - Т.З.

120. Степанов А.С. Либеральные реформы в Российской Федерации начала 1990-х годов. Дис. канд.полит.наук. М., 2003.

121. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. В 3-х т. Л.: Советский композитор. Т.2. - 1981.

122. Социально-психологические проблемы массовой музыкальной культуры. Ленинград, 1990.

123. Столпянский П. Музыка и музицирование в старом Петербурге: материалы к истории музыкального быта в России. 2-е издание. - Л.: Музыка, 1989.

124. Студенчество. Диалоги о воспитании.- М., 2002, №2.

125. Суртаев В.Я. Социально-педагогические особенности молодёжного досуга. Ростов-на-Дону, 1997.

126. Суртаев В. Я. Социокультурное творчество молодёжи: методология, теория, практика. СПб, 2000.

127. Суртаев В.Я. Социология молодёжного досуга. Ростов-на-Дону, 1989.

128. Сусоева О.В. Психологический анализ профессиональной деятельности преподавателя по формированию у студентов эмоционально-художественного отношения к музыке. Автореф.дис.канд.психол.наук. -Тверь, 1999 г.

129. Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности. М, Искусство, 1979.

130. Третьякова Т.Н. Основы эстетики и художественной деятельности. -Челябинск, 2000.

131. Филатова М.Н. Гуманизация и мотивация. / «Студенчество. Диалоги о воспитании» М., 2002, № 6.

132. Флиер А.Я. Массовая культура и её социальные функции // Общественные науки и современность. 1998. №6.

133. Хасанов А.Ш. Нравственно-эстетическое воспитание молодёжи средствами музыки. Ташкент, 1985.

134. Халитова Н.Х. Использование народного опыта музыкально-эстетического воспитания в подготовке учителей начальных классов. Дис. . канд.пед.наук. Казань, 1995.

135. Хамзина Г.Р. Музыкально-эстетическое воспитание студентов немузыкальных факультетов педагогического вуза. Дис. канд.пед.наук.-Казань, 2002.136. http:// nadin.miem.edu.ru/ choir/ hist.html

136. Художественное восприятие: сб. статей. JL: Наука, 1971.

137. Цыпин Г. В интересах будущего «Музыкальная жизнь», №1,1998.

138. Чайковский П.И. Первый концерт Русского музыкального общества: музыкально-критические статьи. -М.:Музгиз, 1953.

139. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. В 2-х т. М.: Аллегропресс, 1994.

140. Чередниченко Т. Песня в 1960-1980-х гг.// Отечественная музыкальная культура XX века: научно-публицистический сборник. М., 1993.

141. Черенков Ю.Н. Теория и методика музыкально-творческого развития специалистов музыкальной эстрады в вузах культуры. Дис.канд.пед.наук.7 М., 1999.

142. Шендрик А.И., Кудрина Т.А., Комиссаров С.Н. Социалистические идеалы в массовом сознании молодёжи. М., 1991.

143. Шишкина В.В. Организационно-педагогические условия совершенствования музыкально-эстетического воспитания студентов педагогических колледжей. Дис. .канд.пед.наук. Тамбов, 2002.

144. Штелин Я. Музыка и балет в России XVIII века. JL: Тритон, 1935.

145. Щамина JI.B. Работа с самодеятельным хоровым коллективом / Учебное пособие. Издание 4-е. М.: «Музыка», 1988.

146. Щербаков С.В. Влияние регулярного восприятия эстрадной музыки на психоэмоциональное состояние (на примере студенческого контингента). Автореферат дис.канд.психологических наук. СПб, 1991.

147. Яворский Б. Статьи. Воспоминания. Переписка. М., 1972, т.1.

148. Якобсон Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. М., 1991.

149. Яковлев А.Н. «Не власть изобрела человека» / «Культура», 1995, 4 марта.

150. Якупов А.Н. Музыкальная коммуникация. Вопросы теории и практики управления. М., МГК, 1993.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.