Политико-правовые взгляды Э. Фромма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Азми, Дина Мамдуховна

  • Азми, Дина Мамдуховна
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 214
Азми, Дина Мамдуховна. Политико-правовые взгляды Э. Фромма: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Москва. 2001. 214 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Азми, Дина Мамдуховна

Введение. Актуальность, цели и методы диссертационного исследования.

Глава 1. Жизнь и творчество Э. Фромма.

Глава 2. Источники политических воззрений Э. Фромма.

§ 1, Проблема отчуждения в философии Э. Фромма.

§ 2. Социалистическая теория К. Маркса и ее влияние на формирование политических взглядов Э. Фромма.

§ 3. Психологическое учение Э. Фромма. Сравнительный анализ понятий «сознательное» и «бессознательное» в работах 3. Фрейда, К.Г. Юнга и Э.

Фромма.

Глава 3. Политико-правовая концепция Э. Фромма.

§ 1. Авторитаризм и тоталитаризм. Причины их возникновения и характерные черты.

§ 2. Демократия: достоинства и недостатки.—

§ 3. Человек и капиталистическое общество.

§ 4. Социализм. Основы теории и практики.

§ 5. Э. Фромм о политическом обществе на рубеже XX-XXI вв.

§ 6. Э. Фромм о правовом регулировании межличностных и межгрупповых отношений с корпорациями и государством. 1 70 Заключение. Место фроммовских идей в истории политико-правовой мысли.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Политико-правовые взгляды Э. Фромма»

Актуальность, цели и методы диссертационного исследования

Актуальность темы исследования. XX в. характеризуется резким ускорением темпов общественного развития и большой масштабностью решаемых задач. В этой связи гуманитарные науки призваны не только освсщать и комментировать происходящие в обществе процессы, но и становятся непосредственным фактором, который нельзя не учитывать при прогнозировании и определении векторов общественного развития. Актуальность темы обусловлена переменами, происходящими на современном этапе общественно-политического развития мировой цивилизации, в том числе и Российской Федерации, поиском новых подходов к проведению различных реформ. способствующих построению демократического общества, обеспечению условий достойных человеческого существования, определению баланса личных и общественных интересов. Формирование нравственных ценностей и формулирование политико-правовых предложений затруднительно без изучения отечественной юриспруденцией теоретических и методологических достижений ведущих представителей современного западного обществоведения, в том числе и политико-правовых взглядов Э. Фромма - одного из наиболее ярких представителей гуманизма.

Уникальность и оригинальность фроммовского учения объясняется не только тем, что в нем содержится анализ тоталитаризма и дана типология социальных характеров, теория радикального гуманизма и коммунитарного социализма (еще не известных широкому кругу российский читателей), но и его методологией. Э. Фромм также критически проанализировал современные демократические режимы и обозначил пути общественного развития в XXI в.

Значимо также то, что данное исследование является первым в отечественной юриспруденции комплексным исследованием политических и правовых взглядов Э. Фромма.

Эрих Фромм - извес тен и как философ, и как социолог, и как психолог, и как политический деятель. Практически все свое творчество он посвятил изучению современного общества. поиску возможностей для его переустройства и усовершенствования. Во многих работах Э. Фромм пишет и об обществе XXI в.1

Э. Фромм - основатель оригинальной концепции, использующей психоаналитическую теорию как метод исследования социально-политических, экономических и правовых проблем. Э. Фромм одним из первых обозначил взаимосвязь политики и общественных явлений, с одной стороны, психологией отдельного индивида и общественных групп, с другой. Главное отличие концепции Э. Фромма от идей других представителей политическо-правовой мысли, признающих взаимодействие между политикой и психологией, в частности от психологической школы права, заключается в том, что Э. Фромм понимал под правом не эмоции, а определенный минимум этических установок. Кроме того, «в методологии Петражицкого много недостатков. Увидев основу права в психике, он не задался вопросом, какие же факторы формируют психику, не обратился к анализу социальнол

-экономической структуры»"". Э. Фромм, напротив, утверждает, что психика индивида и психология общественных групп формируются под влиянием экономических, политических, социальных и правовых факторов, он «социологизирует психологию (или психологизирует социологию)»"1. В трудах ученого можно найти как конкретные примеры из всемирной истории, так и результаты собственных исследований и психоаналитической практики.

В работах Э. Фромма обозначается его приверженность определенным идеям К. Маркса и 3. Фрейда. Влияние столь разных, на первый взгляд, представителей философско-политической мысли также придает особую оригинальность политико-правовой теории Э. Фромма.

Фромм родился в 1900, а умер в 1980 г. История политических учений, 2000. С.355. Гам же. С. 1 17.

Изучая политические общества различных исторических периодов, будучи одним из наиболее интересных и глубоких исследователей тоталитарных режимов прошлого столетия, Э. Фромм давал прогнозы и рекомендации относительно политических систем XXI в., в который мы только что вступили. Он никогда не забывал о том, что целью функционирования государства должно быть свободное развитие и самореализация каждой проживающей в нем личности. Другими словами, в центре его политико-правовых взглядов всегда оставался человек, его мысли и чувство неудовлетворенности существующей политической системой, его потребности и устремления.

Концепция Э. Фромма привлекательна и своей широтой. Ученый стремился познать общество в целом и был убежден в том, что только одновременный прогресс во всех сферах человеческой деятельности способен привести к действительно серьезным и существенным улучшениям жизненных условий индивида.

В век бурного развития промышленного производства и наращивания капитала, Э. Фромм пишет о необходимости государственного регулирования экономики и национализации промышленности. Он выдвигает тезис об увеличении пособий и других социальных гарантий, ратует за изменение современной системы образования.

Много писал Э. Фромм и о России, ее недавнем прошлом и возможном будущем. Особую актуальность данная тема приобретает в связи с проводимыми сегодня в нашей стране политическими преобразованиями и уже порядком затянувшимися попытками построить в Российской Федерации новое общество, в котором каждому гражданину гарантировалась бы возможность свободного и полноценного развития.

Необходимо отметить, что с течением времени взгляды Э. Фромма становятся все более и более привлекательными. Интерес к творчеству Э. Фромма наблюдается и в современной России: его работы моментально исчезают с прилавков магазинов, постоянно увеличивается количество работ, посвященных анализу творческого наследия Э. Фромма, политические взгляды 'Не ученого стааи обязательными для изучения в ряде юридических вузов России например, в Московской Государственной Юридической Академии). В этой связи, следует также упомянуть о существовании Международного общества имени Эриха Фромма. Наличие международной организации, специализирующейся на изучении творческого наследия Э. Фромма, также свидетельствует о значимости вклада ученого в развитие философской и политической мысли. ф Международное общество имени Эриха Фромма было основано 12 октября 1985 г. близ Тюбингена. Согласно параграфу два Устава «Международное общество Эриха Фромма основано для того, чтобы поддерживать, изучать, развивать далее и передавать опыт научных открытий и идей Эриха Фромма в качестве продолжения его творческой работы и признания ее мирового значения»1.

К осени 2000 г. Международное общество имени Эриха Фромма состояло из 600 членов более чем из 30 стран мира. Самая значительная группа - около 400 человек проживает в немецко-говорящих странах; по 35 - в С1ЛА и * Мексике и около 40 в Италии. В России общество представлено семью членами.

Идеи Э. Фромма не только нашли сторонников в различных странах мира, но и постоянно развиваются благодаря активному сотрудничеству последователей ученого. Последнее весьма важно, ибо теория, воспринимаемая абсолютно и некритично, скоро превращается из живой и плодотворной мысли в пустую, лишенную реального содержания, догму.

Объектом диссертационного исследования являет ся творческое ^ наследие Э. Фромма, работы его предшественников, последователей и критиков.

Предметом исследования являются политические и правовые взгляды Э. Фромма, его анализ тоталитарных и демократических политических режимов, оценка капиталистического и социалистического общественного строя, прогноз политического развития общества в XXI в. и предложения по проведению правовой реформы.

Цели и задачи диссертационного исследования. Основной целью работы является изучение теоретико-методологических аспектов политико-правового учения Э. Фромма в контексте его общесоциологического мировоззрения.

В ходе исследования автор ставит и решает следующие задачи:

Г) изучение и обобщение имеющихся по избранной теме материалов;

2) выявление идейно-теоретических и методологических истоков политико-правовых воззрений Э. Фромма:

3) анализ политических и правовых взглядов ученого:

4) постановка и исследование проблемы человека в современном обществе (в контексте фроммовской методологии);

5) оценка политических и правовых взглядов Э. Фромма и определение места фроммовских идей в истории политико-правовой мысли.

Теоретическая и методологическая основы исследования. В диссертации рассматриваются проблемы, имеющие междисциплинарный характер и соприкасающиеся как с историей политических и правовых учений, так и с философией, социологией, политологией, культурологией и психологией. Учитывая это, автор использовал различные методы познания общественных явлений. Наряду с анализом и синтезом в ходе исследовании использовались формально-логический, диалектический, системный, сравнительно-исторический методы научного познания, моделирование и абстрагирование.

Теоретическую базу диссертационного исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в облает теории и истории государства и права, истории политических и правовых учений, философии, социологии, экономики и психологии. £ К ним относятся научные работы Г.М. Андреевой, С.Н. Артановского,

Б.Н. Бессонова. Н.Ф. Бучило, А.Н. Чумакова, Н.А. Венгеренко, JI.H. Верченова, В.М. Викторина. А.А. Гордиенко, В.Е. Гулиева, А.В. Колесникова, П.С. Гуревича, В.И. Добренькова. В.Н. Жукова, И.Н. Заводской, В.А. Закса, Р.А. Зачепицкого, Н.А. Зеленовского, Ю.В. Ирхина. А.С. Калтахчяна. М.Я. Корнеева, А.А. Краузе, А.А. Кузнецова, С.В. Кузнецовой, В.А. Курганского, Б.А. Куркина, В.М. Лейбина, Г.Н. Миненко, Л.П. Мосоловой. Г.М. и Нажмудинова. А.П. Осокиной. Б.Д. Парыгина, Е.Л. Петренко. И.И. Петрова,

А.И. Попова, В.И. Свинцова, П.П. Степнова. Ю.В. Сычева. ).М. Телятниковой, Т.Г. Тимчук. Г.А. Титаренко. Н.Ф. Третьякова. А.В. Трофимова. И.А. Федорова, Л.Г. Шайхутдинова, А.Н. Шитова, Н.С. Южанина и других, а также труды зарубежных авторов: Д. Антисери. Ж. Бержье, И.Г. Гердера. Д.К. Гэлбрейта, Ф. Кафки, С. Кьеркегора, К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. Маркузе. Ф. Ницше, Л. Повеля, Б. Рассела, Д. Реале, Э.М. Ремарка, Ж.П. Сартра, Б. Спинозы. Д.Т. Судзуки, 3. Фрейда, М. Фридмана, Р. Функа, М. Хайдеггера. К. Хорни, Й. Шумпетера, И. Экхарта, К.Г. Юнга и других. • Научная новизна диссертационного исследования определяется как выбором самой темы, гак и методологическим подходом к ее раскрытию. Данная диссертация — первое в отечественной юриспруденции комплексное и логически завершенное монографическое исследование политико-правового учения Э. Фромма. В рамках исследуемой темы особый интерес представляют социалистические взгляды Э. Фромма, как последователя К. Маркса, и особенности фроммовского психоаналитического подхода к изучению социально-политических явлений.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Диссертационные положения и выводы имеют междисциплинарный характер. Они могут быть использованы в практике реформирования российской политической системы, в социально-политическом прогнозировании и законотворческой деятельности, а также в преподавании и научных исследованиях в области теории государства и права, истории политических и у правовых учений. Обобщенный материал и содержащиеся в работе выводы позволяют четче обозначить проблемы современного общества и оценить перспективы его развития.

На защиту выносятся следующие основные положения диссертационного исследования:

2. На рубеже XX-XXI вв. значимой для анализа социально-политической жизни общества стала теория радикального гуманизма Э. Фромма, так как она ^ сочетает в себе психоаналитический метод исследования, неомарксистский подход и радикальный гуманизм. Созданная на этой основе политико-правовая концепция, является новейшим направлением, сочетающим возможности решения как научных, так и практических политических задач, представляющим интерес для целого ряда наук, в том числе для теории государства и права, истории политических и правовых учений.

2. Фроммовский анализ тоталитарных политических систем позволяет не только понять причины возникновения фашизма и сталинизма, но также предсказать и предотвратить их появление в XXI в1. * 3. Демократический политический режим до сих пор во многом еще не обеспечил свободного развития и самореализации человека, а всеобщее-избирательное право не сделало индивида активным и ответственным участником общественно-политической жизни. Одной из главных проблем современности является проблема конформизма. потери человеком индивидуальности, его отчуждения от самого себя, общества и государства.

4. Индивид, не получающий удовлетворения от своей трудовой деятельности не может полностью реализоваться в социальной сфере. Поэтому необходимо проведение реформы трудового законодательства, направленной

В 1936 г. Э. Фромм дал прогноз о том. что рабочие Германии не окажут сопротивления гитл е р о вс к ом у реж и м у. на активизацию участия рабочего или служащего в деятельности той организации, где он трудится.

5. Лишаясь работы, человек не должен лишаться права на жизнь. Необходимо установить уровень социальных гарантий, реально обеспечивающих достойное существование каждому человеку.

6. Тотальная технотронизация и кибернетизация способны полностью подавить личность и превратить человеческое общество в организованную систему людей-роботов. XXI в. войдет в истории как общество технотронной эпохи, если мы не научимся рационально использовать достижения науки.

7. Необходимы существенные и одновременные преобразования в политической, социальной, экономической, правовой, культурной и духовной сферах общества XXI в.

Результаты исследования реализованы автором в пяти публикациях:

1) статье «Эрих Фромм о политическом обществе на рубеже ХХ-ХХ1 вв.»;

2) статье «Эрих Фромм о нормативно-правовом регулировании межличностных и межгрупповых отношений с корпорациями и государством»:

3) статье «Э. Фромм. Отчуждение гражданина в современном государстве»;

4) тезисах «Э. Фромм о нашем недавнем прошлом и возможном будущем»;

5) тезисах «Политико-правовые взгляды Э. Фромма. «Отчужденно-бюрократический» и «гуманистический» методы управления».

11

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Азми, Дина Мамдуховна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Место фролшовских идей в истории политико-правовой мысли

Заслугой Э. Фромма является отчетливая постановка им вопроса о соотношении индивида и государства, о возможности полной реализации человеческой свободы в обществе.

Конечно, этот вопрос не нов. Он привлекал внимание многих философов и политических деятелей. Например, для Б. Спинозы, И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля свобода индивида являлись одной из центральных частей учения, что не мешало им одновременно ставить человека в подчиненное государству положение. J1. Фейербах, К. Маркс, П.Ж. Прудон, С. Кьеркегор и Ф. Ницше, напротив, бескомпромиссно выразили мысль о том. что человеческое существо ни в коем случае не должно быть подчинено общественным, государственным или каким-либо еще целям, не соответствующим интересам его собственного развития. В своих художественных произведениях Кьеркегор нарисовал образ беспомощного индивида, раздираемого нескончаемыми сомнениями, подавленного мучительными чувствами потерянности и собственной ничтожности. В свою очередь Ф. Ницше ярко описал нигилизм, воплотившийся к середине XX столетия в нацизме и сталинизме. Ницшевский образ сверхчеловека есть ничто иное, как мечта гения о духовном преображении того существа, недостатки которого он видел гораздо лучше, чем все остальные.

Тем не менее, именно Э. Фромм впервые наглядно (благодаря активному использованию данных медицинской науки) и доступно для понимания продемонстрировал соотношение между конкретным индивидом и всей общественно-политической системой в целом, показал реальное положение гражданина в современном государстве, а также предсказал последствия, вытекающие из подобного образа человеческой экзистенции.

Большую привлекательность политической концепции Э. Фромма придает то, что ученый рассматривает проблему «человек - общество -- власть - государство - право» в комплексе, используя для ее решения данные не только государственно-политических, но и других общественных и естественных наук (например, философии, социологии, культурологии, психологии и антропологии). Даже самые крупные политические явления трактовались ученым сквозь призму «многоликой персонифицированное™. Вне этого фундаментального начала у Фромма вообще нет никаких категорий или вопросов, нуждающихся в пояснении. Без понимания этой кардинальной особенности фроммовского мышления невозможно выявить подлинный смысл постулируемых им выводов»1.

Э. Фромм впервые применил психоаналитический метод к изучению политических процессов, ибо он был убежден в том, что для постижения тайн человеческого бытия в государственно-организованном обществе необходимо соотнести причины невроза отдельно взятой личности с теми социально-политическими условиями, в которых она пребывает; ученый анализирует условия существования индивида в «нездоровом» обществе, пытаясь выявить причины появления авторитарных и тоталитарных политических режимов, а также изучает современную демократию, желая найти пути ее обновления с целью превращения современного государства в содружество подлинно свободных личностей. X. Сильва-Гарсия, отмечая заслуги Э. Фромма пишет: «Для меня он открыл путь к пониманию социальных явлений и социальных норм психологии человека. Еще необходимо сказать о его влиянии на науку о человеке в области философии, социологии, политической науки и т. д.»". Ему вторит J1.A. ДеКола: «Эрих Фромм важен потому, что он понимал ориентацию характера людей, предоставляя схему или план построения лучшего мира»4.

Другая новелла Э. Фромма (как психоаналитика) состоит в том, что он «решительно отказался от биологизма Фрейда, который стремился раскрыть механизм связи между психикой индивида и социальной структурой общества, редуцируя последнее к подсознанию,. показал, что человек не

Гуревич. П.С. «День человека» в идеальном обществе. 1998. С. 455.

Jorge Silva-Garcia. Why Erich Fromm is of Importance Todayz/lnternational Erich Fromm Society, 4/2000. P. 35. (пер. мой. - Д.Л.)

Louis A. DeCola. Why Erich Fromm is of Importance Today/ZInternational Erich Fromm Society. 4/2000. P. 35. (пер. мой. - Д. A.) запрограммирован исключительно биологическими, генетическими факторами. Но нет никакого резона также в том, чтобы рассматривать человека как готовый слепок общественных обстоятельств»1.

Ученый был убежден в том, что поведение человека невозможно познать, изучая лишь его биологическую, животную природу. Сугубо социокультурные факторы также не являются основным мотивом человеческой деятельности. Изолированный, частичный анализ homo sapiens вообще не в состоянии дать достаточно серьезных результатов, ибо, по мнению Э. Фромма, наиболее важные страсти и желания человека обусловлены особенностями его экзистенции, то есть той уникальной ситуацией, в которой живет и развивается человеческое существо. Э. Фромм рассматривает человека как существо биосоциальное, сочетающее в себе как инстинктивное, так и общественное начала.

Считая себя приверженцем социальной теории К. Маркса. Э. Фромм j показал и ограниченность данного учения, которую стремился преодолеть в предлагаемой им самим концепции. Так, если К. Маркс рассматривал человеческую историю лишь с социологических позиций, то у Э. Фромма подобный анализ дополнен еще и культурологическим аспектом. По словам i самого Э. Фромма: «Без знания социального и культурного фона нельзя

I правильно понять психологические проблемы, но точно также нельзя понять и социальные явления, не зная действия лежащих в их основе психологических механизмов»*".

Единственно приемлемой формой социализма Э. Фромм считал так называемый «коммунитарный социализм», т.е. такую политическую и индустриальную организацию общества, при которой будет ликвидировано господство техники и государственного бюрократического аппарата. «Именно эти две структуры приводят, по словам Э. Фромма, к отчуждению, к усиливающемуся безумию. Призывая к их ликвидации,. философ подчеркивает, что человечеству угрожают война и роботизм. Если XIX

Гуревич П.С. Партитура бессознательного и уроки истории, 1998. С. 7. Фромм Э. Бегство от свободы, 1998. С. 287. столетие провозгласило: «Бог мертв», пишет Фромм, то проблема XX в. заключается в том, что мертв Человек. В прошлом перед людьми стояла угроза стать рабами. В будущем они могут стать роботами»1. Будучи одним из наиболее ярких представителей гуманизма, Э. Фромм призывает людей к всемирному единению. Важнейшим праздником, по его мнению, должен быть «День Человека». Таким образом, вся политическая концепция Э. Фромма имеет своей конечной целью морально-духовное преображение каждого отдельно взятого индивида и всего человечества.

Еще одним достижением Э. Фромма является то, что ученый показал и доказал ту огромную разницу, которая существует между взглядами самого К. Маркса и практической деятельностью большинства его «последователей» (в частности русских коммунистов). Можно даже сказать, что Э. Фромм возродил марксову идею, согласно которой человек не должен быть для государства, нации или класса средством достижения цели и дополнил эту мысль собственным выводом о том, что современный индивид является рабом созданных им же самим политических институтов.

В своей работе «Величие и ограниченность самого Фромма» П.С. Гуревич пишет о Фромме: «Да, он проницательный критик капитализма, приверженец гуманистического социализма. Этим объясняется его огромный интерес к Марксу и высокая оценка марксовой экспертизы капиталистического общества. Как и Маркс, Фромм предлагает концепцию «здорового общества». Однако что она представляет собой, если в нее вглядеться? Это социализм с «человеческим лицом». «Выпрямление» человеческой сущности, снятие деструктивных последствий капитализма, преодоление отчуждения, отказ от обожествления экономики и государства, -- вот узловые тезисы фроммовской программы. Она не только утопична, как и марксистская, но и предельно далека от современной реальности»". Действительно, социалистические воззрения Э. Фромма не лишены ряда

Гуревич 11.С, «День человека» в идеальном обществе. 1998. С. 467. Гуревич Г1.С. Величие и ограниченность самого Фромма. 2000, С. 15. утопических черт, но это не делает менее значимыми содержащиеся в них гуманистические идеи, тем более что сам ученый считал предлагаемый им проект общественного переустройства не безусловным для выполнения планом, а всего лишь направляющим к действию руководством. Не нужно забывать и того, что Соединенные Штаты Америки, в которых жил Э. Фромм

- самая богатая страна в мире. Следовательно, многие экономико-политические проекты, которые по финансовым соображениям не могу г быть реализованы в других странах, вполне осуществимы для США.

Далее, Э. Фромм впервые ввел в науку (а точнее в науки) понятие социального характера. Характер вообще ученый определяет как относительно неизменную психическую структуру личности, задающую направленность мышлению и поведению индивида, а социальный характер

- как устойчивую и отчетливо выраженную систему ориентаций той или иной группы граждан, развившуюся под влиянием преобладающей в государстве формы общения между властью и подвластными. Э. Фромм демонстрирует, как уникальный экзистенциальный склад отдельной личности вписывается в конкретную социальную среду и как последняя оказывает на него свое воздействие. «Фромм разъясняет: по отношению к индивиду общество может выполнять различные функции - содействовать раскрытию потенциальных способностей человека, его потребностей или деформировать эти внутренние побуждения, придавать им искаженную форму. Во-первых, человек у трачивает контакт с самим собой, в результате чего возникает феномен деперсонализации. Во-вторых, его отношения с другими людьми приобретают функциональный, овеществленный характер. Человек, по мнению Фромма, подчинен не только внешнему миру. Общественные и политические обстоятельства, которые создает человек, подчиняют его себе. Процесс социализации, по мнению Фромма, начинается уже с того мгновения, когда индивид проявляет себя и свое отношение к людям через формы человеческих отношений. Развитие той или иной формы общения приводит к формированию общественного характера., т.е. стабильной и четко выраженной системы ориентации. Соответственно пяти способам социализации (мазохизм, садизм, деструктивизм, конформизм и любовь) возникают способы адаптации к социуму - рецептивный, эксплуатирующий, накопительский, рыночный, продуктивный»1.

Другими словами, если индивидуальный характер личности более менее совпадает с характером социальным, то гражданин заинтересован в исполнении и соблюдении установленных государством правил и норм; в противном случае, возникает отчуждение между индивидом и обществом, порождающее различные коллизии и конфликты. В каждом конкретно взятом государстве могут одновременно сосуществовать несколько типов социальной ориентации. Однако условия жизнедеятельности, система этических ценностей, политическое и правовое устройство общества всегда по-разному влияют на формы адаптации индивида. По словам Бернарда Ландиса: «То, что Эрих Фромм имеет большое значение сегодня не вызывает сомнения. Десятилетия назад он предвидел то, что придет рыночная ориентация. Эта ориентация охватила весь мир в своей новой глобальной технологической экономике. Я думаю, что в этот век аномалии, очень нужен, но не имеет места гуманизм Эриха Фромма. Эрих писал об «иметь» или «быть» как образе жизни, так как сейчас победило «иметь», мы нуждаемся в его мыслях и желаниях больше, чем когда бы то ни было, если мы хотим жить в духе ■1 быть»".

Э. Фромма можно назвать одним из наиболее выдающихся исследователей авторитарного характера. Предложенный им подход оказался весьма эффективным при изучении нацизма и других аналогичных явлений. «Фромм был в числе первых исследователей, обратившихся к диагностике тоталитарного общества, причем не только нацистского, но и казарменно-социалистического. В отличие от многих исследователей, которые считали нацизм случайным отклонением от исторической магистрали, Фромм показал стойкость и воспроизводимость тоталитаризма как политической

Гуревич П.С- Видный мыслитель XX столетия. 1998. С. 19,

Bernard Landis. Why Erich Fromm is of Importance Today//International Erich Fromm Society . 4/2000. P. 35. (пер. мой. - Д.А.) практики и типа мышления. Предупреждения Фромма содействовали отрезвлению социально-философской и политической мысли, оказати воздействие на изучение феномена деспотии»1.

Однако, наиболее заслуживающей внимания, на мой взгляд, является идея Э. Фромма о том, что стремление подавить личность не является отличительной чертой сугубо тоталитарных и авторитарных политических систем, ибо оно присуще и современным демократическим государствам. По словам Муун-Джил Чанга: «Эрих Фромм ценен из-за его анализа современного оощества и вклада в благосостояние человечества»^.

Отличие тоталитаризма от современной политической системы народовластия заключается лишь в том, что последняя не нуждается в применении угроз и прямого подавления, ибо в ней и так весьма велика власть конформизма, т.е. «социально-психологической ориентации личности, которая проявляется не в самостоятельном, глубоко продуманном выборе жизненных и социальных ценностей, а лишь в пассивном, приспособительном отношении к существующему порядку вещей. Конформное поведение - это поведение согласное, некритическое. Конформистом называют того, кто без критического разбора присоединяется к суждениям, господствующим в определенных кругах»'. Одновременно отметим и то, что по справедливому замечанию большинства исследователей (в том числе и Э. Фромма) социально-политический конформизм представляет собой и фундаментальную основу авторитаризма и тоталитаризма.

Хотелось бы высказать мнение о том, что конформизм неразумно рассматривать лишь в сугубо негативном аспекте, ведь приспособление (как биологическое, так и социальное), является необходимым условием человеческой экзистенции. Главный вопрос заключается в том, кому и до каких пределов должно повиноваться или не повиноваться человеческое существо, с кем и с чем оно должно или не должно соглашаться: одно дело

1 Гуревич П.С. Видный мыслитель XX столетия. 199S. С. 12. Moon-Gil Chung. Why Erich Fromm is of Importance Today/'/lriiernationa! Hrich Fromm Society. 4'2000. P.

35. (пер. мой. - Д.А.)

Гуревич П.С. «День человека» в идеальном обществе. 1998. С. 463.

- молчаливое повиновение колониализму, расизму или иному проявлению государственно-властной агрессии и совсем другое - ресоциализация нарушителя, т.е. его приспособление к существующим в демократическом государстве этическим, культурным и правовым нормам.

Говоря о современной демократии, Э. Фромм весьма убедительно критикует и концепцию примитивного равенства. Он отмечает, что в современном обществе равенство трактуется как похожесть, а не как теоретически одинаковые правовые и иные социокультурные возможности. Словом «равенство» сегодня обозначается единообразие идентично мыслящих, чувствующих и развлекающихся людей. В качестве примера извращенного >■ понимания равенства можно привести и господствующий не так давно в СССР прин цип «у равнил о в к и ». | Э. Фромм отчетливо продемонстрировал, что философские категории

1 добра и зла, чести и бесчестия, успеха и поражения, свободы и подчинения не имеют реального смысла безотносительно к человеку, без постижения его внутренней природы. Ученый рассматривал свободу не только как право, но и как ответственность каждого человека перед собой, обществом и государством. Э. Фромм лишил человечество возможности переложить вину за собственную жестокость и разрушительность на врожденные нейропсихологические свойства homo sapiens, тем самым, поставив перед ним проблему выбора между рациональным развитием и стремлением преодолеть дочеловеческую, варварскую стадию собственной истории, с одной стороны, и постепенным саморазрушением с другой.

Принято считать, что человеческое существо всегда стремится к свободе. Вместе с тем, еще С. Кьеркегор и Ф. Ницше говорили о неспособности большинства людей на серьезный и решительный индивидуальный поступок, отмечая их стремление руководствоваться общепринятыми стандартами. Э. f- Фромм рассматривает данную проблему в принципиально новом ракурсе, - он анализирует стремление человеческого существа избежать свободы. В результате проведенного исследования Э. Фромм делает весьма интересный, необычный и далеко небезосновательный вывод - деструктивность является результатом не «чрезмерной» свободы, а воздержания от нее, следствием отказа индивида от собственной воли, стремлений и интересов. «По мнению Фромма, человек» плохо приспособившийся к социальной структуре, вовсе не должен третироваться как невротик. В той же мере хорошо приспособленного индивида неразумно относить к более высокому разряду по шкале человеческих ценностей. Хорошая приспособленность, как считает Фромм, часто достигается путем отказа от собственной индивидуальности. Вот почему иногда невротик может быть охарактеризован как человек, который не сдался в борьбе за собственную независимость. Его желание спасти индивидуальность, стало быть, побудило его вместо творческого развития личности искать удовлетворение в фантомах и фантазиях»'.

Еше в середине прошлого столетия Э. Фромм заговорил об опасности превращения нашего общества в технотронное, а человека - в автоматизированное существо, бездумно и безвольно подчиненное созданным им же самим кибернетическим машинам, бюрократии и харизматическим лидерам.

Э. Фромм показал, что достижения современной экономики и демократической системы не являются высшим этапом развития человеческого общества, что многие надежды и чаяния человека так и остались несбывшимися. Но самое главное, он верил, вселяя эту веру и в других, что наша общественная система способна и должна развиваться, что homo sapiens еще только предстоит стать в полной мере человеком и что наше будущее находится в наших же собственных руках.

Данное исследование посвящено изучению политических взглядов Э. Фромма. Некоторые же направления фроммовских изысканий остались за рамками настоящей работы. Творческое наследие Э. Фромма нуждается в проведении и дальнейших исследований. Весьма интересны, например, этические, религиозные и культурные взгляды ученого, тем более, что государственно-правовая концепция Фромма непосредственно вытекает из его общемировоззренческой позиции. В данной работе затронуты отдельные аспекты этических, культурных и религиозных воззрений ученого, дающие общее представление о его мыслях по обозначенным областям, однако от этого их детальный анализ представляется не менее актуальным.

Весьма интересным могло бы стать проведение сравнительного исследования взглядов Ф. Ницше и Э. Фромма, ибо, несмотря на то, что один философ называет себя имморалистом, а второй - гуманистом, в их учениях обнаруживается весьма много схожих черт: например, идеи о необходимости саморазвития человеческого существа, об упадке культуры, о значении науки и назначении ученого, о негативных аспектах религии и примитивном понимании принципов свободы и равенства.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Азми, Дина Мамдуховна, 2001 год

1. Артановский С.Н. В круге либерально-космополитических идей: «Искусство любить» Эриха Фромма//Культура на пороге III тысячелетия. Спб. 1996. С. 42-51.

2. Бабеф Г. Учеше равных. СПб.: Н. Глаголевъ. 1906. 88 с. Велик А.А. Психология религии Э. Фромма и А. Маелоу' Религии мира. М. 1989. С. 214-228.

3. Бельсон Я.М., Гулиев В.Е., Лисневский Э.В. За фасадом власти -- монография. М.: Юрид. лит. 1981. 248 с.

4. Бессонов Б.Н. Эрих Фромм: «Нам ну: к на гуманистическая наука о человеке»//Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. М. 1995. С. 5-29.

5. Бержье Ж., Новедь Л. Утро магов. М.: Миф. 1991. 78 с. Библия. Книги священного писания. Ветхий завет. М.: Протестант. 1991. 995 с.

6. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия. Учебное пособие. М.: Знание. 1998. 304 с.

7. Венгеренко Н.А. Концепция «продуктивной ориентации» Э, Фромма//Критика современной буржуазной философии. М. 1982. С. 75-88.

8. Верченов Л.Н. К анализу глобальных проблем: (Э. Фромм о загрязнении духовной среды)//Марксизм-ленинизм и глобальные проблемы современности: (В свете решений XXVI съезда КПСС). Материалы Всесоюзного симпозиума. М. 1983. Вып. 2. С. 98-102.

9. Верченов Л.Н. Предостережения Эриха Фроммам/Коммунист. М. 1990. №16. С. 124-127.

10. Верченов JI.H. Человек и общество: антропологическая интерпретация общественного развития Эрихом Фроммом//Современные буржуазные теории общественного развития. М. 1984. С. 24-73.

11. Викторин В.М. Э. Фромм о неосознанном в культуре//Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. М. 1995. С. 104-111.

12. Вольтер. Философские письмам/Вольтер. Философские сочинения. М.: Наука. 1996. С. 5-130.

13. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. М.: Мысль. 1998. 1072 с. Гете И.В. Фауст/Гете И.В. Фауст. Лирика. М.: Художественная литература. 1986. С. 13-422.

14. Гоббс Т. О государстве// Гоббс Т. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль. 1991. С. 129-276.

15. Гордиенко А.А. Будущее человека. Теоретические искания Эриха Фромма .'Человек как космический феномен. 1993. С. 105-107.

16. Гулиев В.Е., Колесников А.В. Отчужденное государство: проблемыIправового и политического отчуждения в современной России. М,: Манускрипт. 1998. 213 с.

17. Гулиев В.Е., Кузьмин Э.Л. Лабиринты буржуазной демократии. М.: Изд* -во МГУ. 1969. 164 с.

18. Гуревич П.С. Величие и ограниченность самого Фромма//Фромм Э. Величие и ограниченность теории Фрейда. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT». 2000. С. 7-16.

19. Гуревич П.С. Видный мыслитель XX столетия//Фромм Э. Душа человека. М.: ООО «Издательство ACT-ЛТД». 1998. С. 9-20.

20. Гуревич П.С. «День человека» в идеальном обществе//Фромм Э. Мужчина и женщина. М,: ООО «Фирма «Издательство ACT». 1998. С. 453-467.

21. Гуревич П.С. Партитура бессознательного и уроки истории//Фромм Э.Ч

22. Догмат о Христе. М.: Олимп, ООО «Издательство АСТ-ЛТД». 1998. С. 7-14.

23. Гуревич П.С. Человек в авантюре саморазвития//Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД». 1998. С. 8-20.

24. Гэлбрейт Д.К. Новое индустриальное общество. М.: Прогресс. 1969. 479 с.

25. Добреньков В.И. Неофрейдизм в поисках «истины» (иллюзии и заблуждение Эриха Фромма). М. Мысль. 1974. 144 с.

26. Добреньков В.И., Покровский Н.Е. Американская социология в диалоге с современное гью'/Совремеиная американская социология. М.: Изд-во МГУ, 1994. С. 290-296.

27. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. 1-П. М.: Правда. 1985. 400 с.

28. Думбадзе К. «Рационализм» Э. Фромма//Материалы сессии проблемного семинара молодых философов, посвященной критике буржуазной философии. 18-19 мая 1982 г. Тбилиси. 1982. С. 36-48.

29. Жовтун Д.Т. Философско-антропологическая дихотомия в трактовке «Природы человека» Э. Фромма//Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. М. 1995. С. 42-46.

30. Заводская И.Н. Теоретико-методологические основы исторических воззрений Эриха Фромма/''Современные проблемы гуманитарных дисциплин. Кемерово. 1996. Вып. 2. С. 3-7.

31. Закс В.А. Э. Фромм. Пути из больного общества/ЛПраво и политика. 2000. 7/2000. С. 113-115.

32. Зачепицкий Р.А. Критический анализ «фрейдо-марксизма»//Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. М. 1982. Т. 82. Вып. 1. С. 142-148.

33. Зеленовский Н.А. Эрих Фромм о социальном характере масс и его типах//История. Общество. Личность. Саратов. 1993. С. 66-68.

34. История политических учений. Вып. З/Под ред. Мартышина О.В. М.: Юрист. 2000. 560 с.

35. Ирхин Ю.В. Значение гуманистической парадигмы Э. Фромма для критического анализа постиндустриального общества//Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. М. 1995. С. 112-118.

36. Калтахчян А.С. Антиреволюционность под вывеской революции/УНаучный доклад высшей школы. Научный коммунизм. М. 1980. С. 113-120.

37. Кампанелла Т. Город солнца. М., Л.: Изд-во Академии Наук СССР. 1954. 227 с.

38. Кант И. Основы метафизики нравственности. М.: Мысль. 1999. С. 155-246.

39. Кафка Ф. Процесс//Кафка Ф. Америка: Роман. Процесс: Роман, Из дневников. М.: Политиздат. 1991. С. 241-428.

40. Корнеев М.Я., Краузе А.А. Идейная нищета фальсификаторов марксизма Ученые записки кафедры общественных наук вузов Ленинграда. Философские и социологические исследования. Л. 1985. Вып. 23. С. 109-119.

41. Кузнецов А.А. Современная буржуазная социология и религия: иллюзии и действительность (А. Тойнби, Э. Фромм)//Научно-атеистические исследования в музеях. Л. 1984. С. 133-148.

42. Кузнецова С.В. Концепция «социального характера» Э. Фромма//Проблема человека в современной религиозной и мистической литературе. М. 1988. С. 123-131.

43. Курганский В.А. Утопический характер современных буржуазных концепций социального развития/ЛВопросы научного коммунизма. Киев. 1983. Вып. 54. С. 25-35.

44. Куркин Б.А. Гуманистическая утопия Э. Фромма//Вопросы философии. М. 1983. №2. С. 85-94.

45. Кьеркегор С. Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начач//Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Ростов н/Д.: Феникс. 1998. С. 201-380.

46. Лейбин В.М. Психоаналитическая антропология/УБуржуазная философская антропология XX века. М. 1986. С. 239-263.

47. Мазаник М.Н. Проблема человека в психоаналитической социологии Эриха Фромма/ Социология. М. 1999. №4. С. 87-90.

48. Макиавелли Н. I 'осу дарь.'/М а к и авел л и Н. Государь: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ')КСМО-Пресс. Харьков: Изд-во «Фолио». 1999. С. 47-122.

49. Маркс К. Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. М.: Политиздат. 1979. 63 с.

50. Маркс К. Энгельс Ф. Святое семейство, или Критика критической критики: Против Бруно Бауэра и компании//Маркс К,, Энгельс Ф. Соч. Т. 2. М.: Ин-т Маркса Энгельса - Ленина - Сталина при ЦК КПСС, Изд-во политической литературы. 1955. С. 3-230.

51. Маркс К., Энгельс Ф. Капигал//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 2. Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Изд-во политической литературы. 1962. С. 3-488.

52. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. М.: Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Изд-во политической литературы. 1974. С. 41-174.

53. Маркс К. Капитал//Маркс К. Энгельс Ф. Соч. Т. 49. М.: Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Изд-во политической литературы. 1974. 555 с.

54. Маркс К. Капитал/УМаркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 50. М.: Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Изд-во политической литературы. 1981. С. 5-302.

55. Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск: Агентство «Сатуна». 1994. 152 с.

56. Мартышин О.В. Теория государства и права в постсоветское десятилетие. Некоторые итоги//Право и политика. 2000. 7/2000. С. 6-14,

57. Миненко Т.Н. О метологических принципах исследования социологии фрейдизма//Проблемы методологии исследований. Новосибирск. 1982. С. 127-137.

58. Мозговая Э.Я. Концепция культуры Э. ФроммаУ/Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. М. 1995. С. 67-78.

59. Монтескье Щ.Л. О существе законов. Ч. I. М.: Издал. В. Сопиков. 1809. 310с.

60. Мор Т. Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии. Москва, Ленинград: ACADEMIA. 1935. 239 с.

61. Мосолова Л.Н. К вопросу об эволюции современного неофрейдизма//Критика современной буржуазной философии. М. 1982. С. 18-28.

62. Муляр В.И. Проблемы самореализации индивида в социально-философской концепции Э. Фромма 11 роблемы философии. Киев. 1990. Выпуск. 86. С. 68-75.

63. Нажмудинов Г.М. Некоторые методологические проблемы критики современных буржуазных концепций ев обо ды//Мето дологические проблемы современной науки. Ярославль. 1980. С. 124-132.

64. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего//Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во «Фолио». 1999. 557-748 с.

65. Ницше Ф. Так говорил 3 a par у с т р а/У Н и ц ш е Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс. Харьков: Изд-во «Фолио». 1999. 295-556 с.

66. Одуев С.Ф. Э. Фромм как мыслитель и критик современной цивилизации//Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. М. 1995. С. 46-61.

67. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Гос. Издательство иностранных словарей. 1961. 900 с.

68. Осокина А.П. Проблемы этики в гуманистическом психоанализе Эриха ФроммаУ/Культура и политика в современном мире. Архангельск. 1990. С. 35-37.

69. Оуэн Р. Из книга о новом нравственном мире/Юуэн Р. Избранные сочинения. Т. 2. Москва, Ленинград: Изд-во АН ССР. 1950. С. 5-115.

70. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП. 1999. 592 с.

71. Петров И.И. Социальный прогресс и выживание: Новые тенденции в буржуазной идеологии//Вопросы философии. М. 1983. №2. С. 125-131.

72. Петренко Е.Л. Эрих Фромм и Франкфуртская школа//Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. М. 1995. С. 140-150.

73. Попов А.И. Фромм о единстве и различии взглядов Фрейда и Маркса на человеческую природу//Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. М. 1995. С. 125-131.

74. Прудон П.Ж. Что такое собственность? или Исследование о принципе права и власти. М.: Республика. 1998. С. 14-203.

75. Рамишвили Д.Г. Язык символов в теории Эриха Фромма//Изд-во АН ССР. Серия философия и психология. Тбилиси. 1984. №4. С. 67-81.

76. Рассел Б. История Западной философии. Т. 1. М,: Миф. 1993. С. 124-139.

77. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней. Т. 4. С116.: ТОО ТК «Перрополис». 1997. 880 с.

78. Ремарк Э.М. Возвращение Ремарк Э.М. Избранные произведения в двух томах. Т. 1. Кишинев: Литература Артистикэ. 1979, С. 187-418.

79. Ремарк Э.М. На Западном Фронте без перемен/УРемарк Э.М. Избранные произведения в двух томах. Т. 1. Кишинев: Литература Артистикэ. 1979. С. 7-186.

80. Риккерт Г. О понятии философии/ЛРиккерт Г. Философия жизни. Киев: Ника-Центр, Вист-С. 1998. С. 448-483.

81. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права//Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М.: КАНОН-пресс. Кучково поле. 1998. С. 195-322.

82. Самушик Т.В. Послесловие к статье Э. Фромма «Мужчина и женшина»//Философский поиск. Витебск. 1995. №1. С. 141-142.

83. Сартр Ж.П. Тошнота//Сартр Ж.П. Стена: избранные произведения. М.: Политиздат. 1992. С. 18-176.

84. Свинцов В.И. Иметь или не име i ь? Философские науки. М. 1991. №11. С. 80-92.

85. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз. 1962. 863 с.

86. Соболь К.И. Конформистская и эскейпистская оценка гуманистической и социальной ценности труда//Моральные ценности развитого социализма, М. 1981. Вып. 2. С. 43-47.

87. Соболь К.И. Проблема человека и общества в антропологической философии/УКритика антимарксистской фальсификации революционного процесса и реального социализма. Горький. 1986. С. 54-62.

88. Спиноза Б. Этика/УСпиноза Б. Избранные произведения. Ростов н/'Д.: Феникс. 1998. С. 325-591.

89. Степнов П.П. Э. Фромм как реформатор гуманистической этики//Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. М. 1995. С. 62-67.

90. Степнова Л.А. Концепция социального характера Э. Фромма и особенности русского национального характерам/Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. М. 1995. С. 89-96.

91. Сычев Ю.В. Философская антропология Э. Фроммш'/Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. М. 1995. С. 30-41.

92. Телятникова Э.М. Радикальный гуманизм Эриха Фромм а//Вопросы эстетики и теории культуры. М. 1989. С. 115-141.

93. Телятникова Э. М. Радикальный гуманизм Эриха Фромма и его подход к проблеме деструктивности//СоцИс: Социашные исследования. М. 1992. №6. С. 113-120.

94. Тимчук Т.Г. Любовь, человеколюбие, милосердие (размышляя о работе Э. Фромма «Искусство любить» )//Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. М. 1995. С. 96-104.

95. Титаренко Г.А. Философская эволюция Э. Фромма/УОтражение общественных процессов в категориях философской науки. М. 1985. С. 223-234.

96. Третьяков Н.Ф. Идейная борьба и личность/,^Вопросы социалистического общественного сознания. Томск. 1992. С. 59-74.

97. УК РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960.)

98. Федеральный Закон РФ от 19.06.2000 г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

99. Федоров И.А. Гипотеза «аксиальной некрофилии» (по следам произведений Э. Фромма)/ Вес тик Томбовского ун-та. Сер.: Гуманитарные науки. Томбов. 1998. Вып. 2. С. 11-19.

100. Фейербах Л. Основы философии будущего. Предварительные тезисы к реформе философии. Фрагменты к характеристике моей философской библиографии. М,: Гос. соц.-экон. изд. 1936. 190 с.

101. Фихте И.Г. Ясное, как солнце сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии/Фихте И.Г. Сочинения. Работы 1792-1801. М.: Научно-издательский центр «Ладомир». 1995. С. 525-601.

102. Фрейд 3. Будущее одной иллю ши Фрейд 3. Я и Оно: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во «Фолио». 1999. С. 861-914.

103. Фрейд 3. О психоанализе//Фрейд 3. Я и Оно: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во «Фолио». 1999. С. 311-362.

104. Фрейд 3. Я и Оно//Фрейд 3. Я и Оно: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков: Изд-во «Фолио». 1999. С. 839-860.

105. Фридман М. Капитализм и свобода. New York: Chalidze Publications. 1982. 280 c.

106. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: ООО «Издательство ACT». 1998. 672 с.

107. Фромм Э. Бегство от свободы*.Фромм Э. Догмат о Христе. М.: Олимп, ООО «Издательство ACT-ЛТД». 1998. С. 176-414.

108. Фромм Э. Догма о Христе//Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД». 1998. С. 258-290.

109. Фромм Э. Душа человека. Ее способность к добру и злу Фромм Э. Душа человека. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД». 1998. С. 21-170.

110. Фромм Э. Здоровое общество/УФромм Э. Мужчина и женщина. М.: ООО «Фирма Издательство ACT». 1998. С. 129-452.

111. Фромм Э. Из плена иллюзий//Фромм Э. Душа человека. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД». 1998. С. 471-584.

112. Фромм Э. Концепция человека у К. Маркса//Фромм Э. Душа человека. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД». 1998. С. 587-646.

113. Фромм Э. О любви к жизни,//Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД». 1998. С. 480-521.

114. Фромм Э. Революционный характер/УФромм Э. Догмат о Христе. М.: Олимп, ООО «Издательство ACT». 1998. С. 125-141.

115. Фромм Э. Революция надежды//Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД». 1998. С. 292-478.

116. Фромм Э. Человек для самого себя//Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД». 1998. С. 23-256.

117. Функ Р. Эрих Фромм: Страницы документальной биографии//Фромм Э. Мужчина и женщина. М.: ООО «Фирма «Издательство ACT». 1998. С. 9-104.

118. Фурье Ш. Новый промышленный и общественный мир или изобретение метода привлекательной и естественной индустрии, организованной по сериям, построенным на страетях//Фурье Ш. Избранные сочинения. Т. 2. М.: Госсоцэкиз. 1939. 467 с.

119. Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика. 1993. 445 с.

120. Чесноков Г.Д. Э. Фромм о проблеме личности и общества//Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. М. 1995. С. 78-89.

121. Шайхутдинов Л.Г. Проблема «сциентизм гуманизм» во Франкфуртской школе социальной философии/УПроблема человека и интегративно--общенаучные процессы в эпоху НТР. Казань. 1984. С. 104-114.

122. Шитов А.Н. Проблема демократии в трудах Э. Фромма/'Философская антропология и гуманизм Эриха Фромма. М. 1995. С. 132-139.

123. Шеллинг Ф.В.Й. Система транцендентального идеализма. Л.: Соцэкгиз. 1936. 479 с.

124. Экхарт И. Избранные проповеди: О вечном рождении; Царство Божие близко; О страдании; О сокровенной глубине; Сильна как смерть любовь. М: Духовное знание. 1912. 59 с.

125. Южанина Н.С-. Критический анализ концепции человека и общества в философии Э. ФроммаУ/Социальная активность: проблемы методологии: (Сборник). М. 1984. С. 277-290.

126. Юнг К.Г. Инстинкт и бессознательное/УЮнг К.Г. Сознание и бессознательное: Сборник. СПб.: Университетская книга. 1997. С. 57-68.

127. Юнг К.Г. Понятие коллективного бессознательного/УЮнг К.Г. Сознательное и бессознательное: Сборник. СПб.: Университетская книга. 1997. С. 69-79.

128. Юнг К.Г. Структура души /Юнг К.Г. Сознание и бессознательное: Сборник. СПб.: Университетская книга. 1997. С. 33-56.

129. Яковлева Я.П. Проблема войны и агрессии в жизни и творчестве Эриха ФроммаУ/Война и общество: Материалы Международной научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов: 25 февраля 1999 г. Тамбов. 1999. С. 77-78.

130. Abendroth W. Planning and the Classless Society//Socialist Humanism. An International Symposium. Garden City, New York: Anchor Books, Doubleday & Company, Incorporated. P. 358-376.

131. Bloch E. Man and Citizen According to Marx. //Socialist Humanism. An International Symposium. Garden City, New York: Anchor Books, Doubleday & Company, Incorporated. P. 220-227.

132. Bottomore T.B. Industry, Work, and Socialism//Socialist Humanism. An International Symposium. Garden City, New York: Anchor Books, Doubleday & Company, Incorporated. P. 393-402.

133. Butler J.R.M. History of England. London: Oxford University Press. 1928. 2521. P

134. Cerroni U. Socialist Humanism and Science//Socialist Humanism. An International Symposium. Garden City, New York: Anchor Books. Doubleday & Company, Incorporated. P. 131-140.

135. Constitution. Internationale Erich Fromm Gesellsehaft, 2001. 32 p.

136. Dolci D. Reflections on Planning and Groups, Decentralization and Groups//Socialist Humanism. An International Symposium. Garden City', New York: Anchor Books, Doubleday & Company, Incorporated. P. 418-424.

137. Dunayevskaya R. Marx's Humanism Today .//Socialist Humanism. An International Symposium. Garden City, New York: Anchor Books, Doubleday & Company, Incorporated. P. 68-83.

138. Fetscher I. Marx's Concretization of the Concept of Freedom/ZSocialist Humanism. An International Symposium. Garden City, New York: Anchor Books, Doubleday & Company, Incorporated. P. 260-272.

139. Frizhand M. Mark's Ideal of Man Socialist Humanism. An International Symposium. Garden City, New York: Anchor Books, Doubleday & Company. Incorporated. P. 172-181.

140. Fromm E. Human Nature & Social Theory. International Erich Fromm Society. 4/2000. P. 27-35.

141. Fromm E. Man for Himself New York, Toronto: Rinehart and Company Incorporated. 1947. 254 p.

142. Fromm E. Meister Eckhart, Karl Marks and the Question of God. International Erich Fromm Society. Fromm Forum. 5/2001. P. 44-48.

143. Fromm E. The Aim of the Psychoanalytic Process. International Erich Fromm Society. Fromm Forum. 2/1998. P. 15-20.

144. Fromm E. The Prophetic Concept of Peace. International Erich Fromm Society. 1960. P. 19-25.

145. Fromm E. The Psychological Aspects of Guaranteed Income. Social Welfare. 1966. P. 425-432.

146. Fromm E. Russia, Germany, China: Remarks on Foreign Policy. International Erich Fromm Society. 1961. P. 1-5.

147. Green H. I Never Promised you a Rose Garden. New York: New American Library. 1964. 256 p.

148. Hornev K. Our Inner Conflicts. A Constructive Theorv of Neurosis. New York: Norton. 1945. 250 p.

149. Kamenka E. Marxian Humanism and the Crisis in Socialist Ethics//Socialist Humanism. An International Symposium. Garden City, New York: Anchor Books, Doubleday & Company, Incorporated. P. 118-130.

150. King-Hall S. Personal Liberty in an Affluent Society//Socialist Humanism. An International Symposium. Garden City, New York: Anchor Books, Doubleday & Company, Incorporated. P. 403-404.

151. Marcuse H. Socialist Humanism?//Socialist Humanism, An International Symposium. Garden City, New York: Anchor Books, Doubleday & Company, Incorporated. P. 107-117.

152. Markovic M. Humanism and DialecticZ/Socialist Humanism. An International Symposium. Garden City, New York: Anchor Books, Doubleday & Company. Incorporated. P. 84-97.

153. Mumfbrd L. The Myth of the Machine. Techics and Human Development. New York: Harcourt, Brace and World Incorporeted. 1967. 342 p.

154. O'Connor D.J. An Introduction of the Philosophy of Education. London: Routledge & Kegan Paul. 1957. 148 p.

155. Prucha M. Marxism and Existential Problems of Man//Socialist Humanism. An International Symposium. Garden City, New York: Anchor Books, Doubleday & Company, Incorporated. P. 151-161.

156. Russell B. In Praise of Idleness/ZSocialist Humanism. An International Symposium. Garden City, New York: Anchor Books, Doubleday & Company, Incorporated. P. 246-259.

157. Shaff A. Marxism and the Philosophy of Man//Socialist Humanism. An International Symposium. Garden City, New York: Anchor Books, Doubleday & Company, Incorporated. P. 141-150.

158. Schatz O., Winter E.F. Alienation, Marxism and Humanism (A Christian Viewpoint)//Socialist Humanism. An International Symposium. Garden City, New York: Anchor Books, Doubleday & Company, Incorporated. P. 313-333.

159. Shumpeter J.A. Capitalism, Socialism, and Democracy. New York: Harper & Row. 1976. 431 p.

160. Suchodolski B. Renaissance Humanism and Marxian Humanism//Socia!ist Humanism. An International Symposium. Garden City, New York: Anchor Books, Doubleday & Company, Incorporated. P. 29-39.

161. Suzuki D.T., Fromm E., De Martino R. Zen Buddism & Psychoanalisis. London: Souvenir Press. 1977. 180 p.

162. Svitak I. The Sources of Socialist Humanism//SociaIist Humanism. An International Symposium. Garden City, New York: Anchor Books, Doubleday & Company, Incorporated. P. 16-28.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.