Понимание мира в исламе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.14, кандидат наук Даудов Рамзан Хожаевич
- Специальность ВАК РФ09.00.14
- Количество страниц 200
Оглавление диссертации кандидат наук Даудов Рамзан Хожаевич
Введение
Глава 1. Устройство мира в исламской философии
1.1. Целостность мира ислама
1.2. Онтологический статус вещей в исламе
1.3. Трансцендентное и имманентное в структуре мира ислама
Глава 2. Традиционалистские и модернистские взгляды на мир в исламской
философии
2.1. Место и роль исламского традиционализма и модернизма
2.2. Формирование идей о мире в исламском традиционализме и модернизме
2.3. Бог и пространство в исламской философии
Заключение
Библиографический список
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Суфизм в контексте арабо-мусульманской культуры2004 год, доктор философских наук Акаев, Вахит Хумидович
Концепция человека в арабо-мусульманской и татарской социальной философии: проблема трансформации2002 год, кандидат философских наук Тухватуллина, Лейла Ильдусовна
Основные элементы социальной доктрины ислама2006 год, кандидат философских наук Измайлов, Рустам Ганиевич
Социальная философия мусульманского средневековья1989 год, доктор философских наук Кирабаев, Нур Серикович
Суфизм как мистико-аскетическое течение в мусульманской культуре2005 год, кандидат философских наук Мекерова, Мариям Джамаловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Понимание мира в исламе»
Введение
Актуальность темы исследования. Одним из базовых понятий философии и религии является мир. На протяжении всей истории это понятие имело много значений в научно-философском дискурсе. По сей день свою силу не утратили такие значения мира как «бытие», «природа», «Вселенная» и т.д.
Еще в античную эпоху греческие философы разделяли мир на противопоставленные друг другу сферы, обладающие собственными характеристиками и законами: мир вещей и мир идей у Платона, подлунная и надлунная сферы у Аристотеля и концепция бесконечного множества миров, подчиненных случаю и механическим закономерностям у атомистов. В средневековой философии Августин противопоставлял град земной и град небесный, а в Новое время декартовский дуализм субстанций.
Со времен А. Шопенгауэра мир стал проявлением иррациональной воли, продуктом импульса. Согласно философии И. Канта мир для нас не больше чем явление, а по Л. Витгенштейну - это совокупность атомарных фактов.
Данное исследование является актуальным, так как в западной философии теперь сложилось иное понимание мира, которое считается доминирующим в XXI веке. Мир уже стал осмысливаться не как данность, а как задача (Ж.-Л. Нанси) [191- 196], не порядок, а «помойка» (Ж. Бодрийяр) [50; 51], не космос или хаос, а хаосмос. Из обозначенных примеров характерно проявление синергетики1, позиционирующей как «глобальный эволюционизм».
Что касается современной исламской религиозно-философской мысли, то в ней также изменилось и усложнилось суждение об устройстве мира. Это изменение до сих пор малоизученно философской наукой. Важность знаний о изменениях понимания мира подчеркнута в труде С. А. Ацаева2. В связи с
1 Синергетика (от др-греч. стот - приставка со значением совместности и ëpyov «деятельность») — междисциплинарное направление науки, объясняющее образование и самоорганизацию моделей и структур в открытых системах, далеких от термодинамического равновесия. Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 1980.
2Ацаев С.А. Сокровищница благодатных знаний / Саид Афанди Ацаев. - Махачкала: Нуруль иршад, 2010. - 475 с.
указанными обстоятельствами в контексте предложенного исследования представляется необходимым осуществить анализ основополагающих взглядов об устройстве мира в классической и современной исламской философской мысли, чтобы на этом материале выявить единство и общую специфику ислама.
В исламской философии, в том виде в каком эта специфика сложилась во времена становления и расцвета философии исламского мира, учение о мире включало в себя разделы посвященные земному порядку и пространству, а также связи и сути вещей. В разделе о пространстве традиционализм, имеющий сильную религиозную окраску и освещающий сакральную культуру ислама в ее этноконфессиональном аспекте3, выделяет такие части мира как «дар уль-ислам» (пространство ислама) и «дар уль-харб» (пространство войны). Хотя согласно Е. Шацкому традиционализм познает мир как однородное целое, соблюдая неизменный божественный порядок в социуме и отвергая любые изменения4.
Обращение к проблеме данного диссертационного исследования обусловлено тем, что в нынешней исламской философии появилось иное представление о внутренних пространствах составляющих мир. Современные исламские ученые - Ю. Аль-Кардави, Т. Аль-Альвани и другие, -представляющие модернизм, допускают уже трехчастное деление мирового пространства, вводя дополнительную часть - «пространство для вселения ислама».
Это нововведение (араб. - бид'а) противоречит взглядам Р. Аль-Кавакиби, Р. Рида, Х. Аль-Банна, С. Кутба и другим представителям традиционализма, что породило среди теоретиков ислама многочисленные дискуссии. В этих спорах ученые опираются на Коран, Сунну и материалы трудов Аль-Газали [3; 4], Аль-Кинди [22], Аль-Фараби [33], Ибн Сина (Авиценна) [71-75], М. Бюкайя [54], С. Джамиля [64-66], Ф. Роузентала [136].
3 Shils E. Tradition and Liberty: Antinomy and Interdependence // Etics. - Vol. LXVIII. - April, 1958. -№ 3. - Pp. 153-165. - Р. 160.
4 Шацкий Е. Утопия и традиция. - М.: Прогресс, 1990. - 455 с. - С. 376.
По этой причине в данной диссертации затрагиваются религиозно-философские проблемы исламской мысли, поскольку озвученная проблематика находится в центре обсуждений науки философии и религии. В частности рассматриваются такие проблемы как провал философии мультикультурализма, трудности принятия «иного» и крах европоцентризма в философии.
Анализируются эти вопросы в контексте изучения идей, освещенных в работах: Аль-Фараби [33], Г. Грюнбаума [62; 63], И. Канта [87], Н. Кирабаева [89], Р. Пашкова [128], С. Прозорова [131], Р. Олевера [137], Ю. Рустамова [138], И. Салиха [144], В. Соколова [154], Л. Сюкияйнена [161], С. Токарева [162], Д. Толанда [163], Е. Фроловой [169], Г. Шпажкова [188], О. Шпенглера [189].
Истоки этого предмета научного обсуждения лежат в средневековой исламской философии. Найти их можно в трудах таких известных мыслителей как Ибн Сина (Авиценна) [71-75], Аль-Газали [11-15], О. Лимэн [116], А. Массэ [120], Г. Матвиевская [121; 122], А. Смирнов [147-152], М. Степанянц [157-160], Е. Фроловой [169-171]. Спорные вопросы, связанные с этой тематикой, обсуждают последователи упомянутых мыслительных традиций, такие как С. Кутб [108-111], А. Шариати [179], Ю. Аль-Кардави [17-19] и другие.
Саид Кутб в работе «Вехи на пути Аллаха» [109] описывает бинарное понимание мира, выделяя мир ислама и мир «чужих». Автор называет нынешний период «джахилией» - периодом невежества, который был еще до прихода пророка Мухаммада (до 570 г.), еще когда людям были не ведомы законы Корана. Это «невежество» предполагает не отсутствие знания (илм) как такового, а отсутствие порядка (низам). Кутб предлагал бороться с так называемыми «предателями» ислама - модернистским западом с целью возвращения ислама к его первоначальной основе и порядку.
Также, автор считал своей главной задачей создать такой мир, в котором все люди почитали бы лишь законы Корана (шариат), а не светские законы которые предполагают некую свободу человека от религиозных установок. Таким образом,
С. Кутб пытался свести бинарное понимание мира к единому миру ислама где главенствуют законы порядка и отсутствует невежество.
Юсуф Аль-Кардави в труде «Фикх джихада: сравнительное исследование его норм и философии в свете Корана и Сунны» [16] отрицает бинарное понимание мира и утверждает, что всегда был и есть только один и единый мир -мир ислама [16]. Аль-Кардави по этому поводу пишет, что задача ислама не «захват чужих территорий» и насаждение ислама на Земле. Для истинно верующего мусульманина мир и так находится в «Руках» Всевышнего. Задача же ислама только «обороняться» от чужих натисков и ни в коем случае не стараться присвоить себе чужие территории. Мир многообразен, все религии должны мирно сосуществовать в едином мире.
Проблема, затронутая нами в научном труде актуальна в среде мусульманской уммы (общины) и касается единства исламской мысли. Наличие двух разных взглядов в религиозной философии на понимание мира - бинарного и не бинарного - приводит к мысли о существовании двух отличных одна от другой теорий, несовместимых между собой. Получается, что раскол внутри ислама создают сами представители религиозно-философских течений, разрабатывая то бинарную картину мира - предполагающую одну (традиционалистскую), то не бинарную - (модернистскую) структуру, о чем речь идет в работе И. Р. Насырова [125]. Эти тенденции учених безусловно противоречат Корану, который учит мусульман быть братьями друг другу, быть едиными во взглядах и недопукать подобного деления общества и мира.
Все это порождает необходимость в данной диссертации изучить традиционалистское и модернистское понимание мира в религиозной философии ислама, а также проанализировать идеи исламских мыслителей от классики до современности.
Степень научной разработанности проблемы. Данная проблематика представлена философской, религиозной и научной литературой в которой излагаются результаты изучения данной темы с различных позиций. Локализуя
6
вопросы, которые отражены в профессиональных работах религиозного направления, отметим ценные труды по истории ислама авторами которых стали: Аль-Газали [11-15], Аш-Шахрастани [42], А. Баят [48], А. Ахмедов [39], М. Байракдар [43], В. Бартольд [44], А. Васильев [56], И. Ибрахим [68; 69], А. Кныш [94], И. Крывелев [101], С. Кутб [108-111], А. Массэ [120], И. Насыров [125], Л. Полонская [129], С. Прозоров [131], Ю. Рустамов [138], С. Токарев [162], С. Тримингэм [164], Х. Шахин [181], Г. Шпажков [188].
Специфику развития философии в контексте религии мусульман анализировали: Ю. Аль-Кардави [16-19], Аль-Кинди [20-22], Аль-Ашари [6], Аль-Фараби [23-34], С. Григорян [60], С. Джамиль [64; 65; 66], Ибн Сина [71-75], Н. Кирабаев [89], А. Малашенко [118; 119], М. Байракдар [43], Л. Оливер [116], А. Смирнов [147-152], В. Соколов [154], М. Степанянц [157-160], Д. Толанд [163], Е. Фролова [169-171], А. Шиммель [186].
Особую научную ценность при разработке избранной темы составила литература биографического характера, в которой раскрыты принципы становления философских взглядов известных во всем мире мыслителей (Ибн Сины, Аль-Фараби, Аль-Газали, Ибн Халдуна и других личностей) на проблемы религии, мира, культуры и человека. Авторами этих исследований стали: И. Алексеев [9], Ж. Алтаев [10], Б. Араби [36], С. Бациева [45-47], Б. Гафуров [57], Н. Иванов [78], А. Игнатенко [79-81], А. Касымжанов [86], А. Крымский [102; 103], А. Кубесов [104], А. Кучинов [112], Г. Матвиевская [121; 122], Н. Розов [135], А. Сагадеев [140-143], А. Смирнов [147-152], М. Хайруллаев [173; 174], Г. Шаймухамбетова [178].
В наше исследование мы включили важные труды в которых описывается суфизм и раскрывается мистическая связь между Богом и человеком, между человеком и миром, между душой и телом. Таковыми являются труды: А. Иса [2], О. Акимушкин [5], Е. Бертельс [49], А. Кныш [94], Д. Нурбахш [126], Н. Пригарина [130], М. Степанянц [157-160], С. Тримингэм [164], А. Хисматулин [177]. Благодаря этим трудам мы можем анализировать понимание мира в
7
контексте разума (акль) и веры (иман), что является особо важным моментом, так как сама картина мира возможно и есть конструкция нашего разума и не более того. Следует также отметить идеи современных исламоведов среди которых особенно выделяются труды: Н. Вагабова [55], Г. Грюнебаума [62; 63], Т. Ирмияева [83], И. Крачковского [92], З. Левина [115], А. Малашенко [118; 119], Ф. Мухаметшина [124].
Более подробно и детально история записи и собирания сводов Корана представлена в книге российского мусульманского богослова М. Д. Ростовдони (Муса Бигиев) «История Корана и его сводов»5. Можно отметить и остальные немаловажные труды в которых раскрывается история Корана, его значение и назначение, а также философская интерпретация основных разделов священного писания мусульман. Среди таких ученых: М. Бюкай [54], Л. Климович [91], С. Кутб [108-111], Э. Кулиев [105], Е. Резван [133].
При изучении темы диссертации использовались и иностранные источники: Jabir ibn Hayyan [190], Jean-Luc Nancy [191-197], Ali Shariati [198-200].
Анализ фундаментальной литературы позволяет нам констатировать, что из всей совокупности имеющихся работ мы не смогли выделить те, которые бы наиболее полно раскрывали тему диссертации. Вместе с тем еще остаются открытыми вопросы целостности и единства мира в исламе, до конца не определены место и роль традиционализма и модернизма в исламе. Такая ситуация в историографическом пространстве философии дополнительно подчеркивает актуальность представленного диссертационного исследования и помогает определить соответствующие цели и задачи научной работы.
Источниковая база исследования. Теоретической и эмпирической базой исследования послужили работы, авторами которых являются: А. Иса [2], Ж. Алтаев [10], Аль-Кинди [20-22], Аль-Ашари [6], А. Булач [52], Аш-Шахрастани [42], О. Акимушкин [5], А. Шариати [179], Аль-Фараби [23-34], А. Баят [48], В.В. Бартольд [44], Е.Э. Бертельс [49], А.С. Васильев [56], Б.Г. Га-
5История Корана и его сводов / Муса Бигиев; пер. с арабск.; под общ. ред. Д.В. Мухетдинова - М.: ИД «Медина», 2017 - 104 с.
8
фуров [57], Г.Э. Грюнбаум [62; 63], Д. Салиб [64-66], А.Д. Желтяков [67], И.А. Ибрахим [68; 69], Ибн Араби [36], Ибн Сина (Авиценна) [71-75], А.А. Игнатенко [81], И. Шах [180], А.Х. Касымжанов [86], И. Кант [87], Г.М. Керимов [88], Н.С. Кирабаев [89], Л.И. Климович [91], А.Д. Кныш [94; 95], И.А. Крывелев [101], Р. Курбанов [106], А. Кустарев [107], С. Кутб [108-111], Э.Р. Кулиев [105], Р.Г. Ланда [113], С.Д. Лебедев [114], А.В. Малашенко [118; 119], М.К. Озген [127], А. Массэ [120], И.Р. Насыров [126], О. Руа [137], Р.В. Пашков [128], Л.Р. Полонская [129], С.М. Прозоров [131], Н.И. Пригарина [130], Ю.Н. Розалиев [134], Ф. Роузентал [136], В.В. Соколов [154], С.А. Старостин [156], М.Т. Степанянц [157-160], Л.Р. Сюкияйнен [161], С.А. Токарев [162], Д. Толанд [163], Д. Тримингэм [164], Р. Фиш [167], М.М. Хайруллаев [173; 174], А.Х. Аль-Газали [11-15], Г.А. Шпажков [188], Ю. Аль-Кардави [16-19].
Цель и задачи исследования. Сравнить взгляды исламских мыслителей в понимании мира и доказать, что идейное развитие ислама едино, несмотря на конфронтацию со стороны исламской религиозной философии. Выявить специфику современной исламской философии.
Достижение вышеуказанной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить применимость теоретического аппарата понимания мира в исламе, путем привлечения максимального количества научных источников;
- определить трансцендентное и имманентное в структуре мира ислама;
- определить основные виды взаимосвязи трансцендентного и имманентного в исламе;
- установить корни традиционализма и модернизма философии ислама;
- проанализировать целостность мира в исламе;
- установить онтологический статус вещей в исламе;
- выявить место и роль традиционализма и модернизма в исламской философии;
- установить статус человека в исламе, и определить его место в мире.
- реконструировать основные взгляды исламских мыслителей об устройстве
мира.
Объектом данного исследования - религиозно-философские тексты ислама.
Предметом исследования является часть концептуальных религиозно-философских построений, а именно - устройство и понимание мира в исламе.
Методология и методы исследования. Методология нашего исследования определена целью и задачами диссертации, а также самобытностью рассматриваемого материала. Базисом мы сочли метод аналитического изучения источников, который проясняет нам логику и содержание данного материала. Специфика постигаемого нами исследования требует особенного и своеобразного подхода, который будет связан с необходимостью привлечения исторических методов и текстологии для определения взаимосвязи философских идей, соотносящихся между собой в отношении преемственности либо противостояния.
В данной работе мы использовали следующие подходы и методы:
- системный подход и традиционные способы диалектического мыслетворчества, с помощью которых стало возможным анализировать различные понимания устройства мира в контексте религиозной и философской мысли. Особенно стоит отметить диалектический (гегельянский) прием «оборачивания» базовой для исследования оппозиции «традиционализм -модернизм», за счет чего мы приходим к главному выводу работы при описании развития ислама. Обращая внимание на устремленность модернизма к традиционализму своих положений и наоборот, мы наблюдаем, как спорящие стороны постоянно меняются местами. В результате оборачивания позиций модернизма и традиционализма, можно обнаружить их единство, а не отличие;
- принципы историзма и конкретности, с помощью которого осуществлялся анализ развития образа мира, и таких понятий как «Бог», «человек», вещь» в контексте религиозных идей.
- структурно-функциональный метод, который позволил обнаружить структурные компоненты о понятии мира в исламе, проанализировать их функции и представить их как основу понимания бытия;
- проблемно-логический метод использован нами для анализа логики и сущностных характеристик пониманий мира в исламе.
Принципиальное значение для проведения данного исследования имеет применение:
- феноменологического подхода, с помощью которого конструировался целостный образ мира в исламе, рассматриваемый с различных сторон. На всех этапах данной работы мы опирались на принципы феноменологии религии;
- герменевтического и экзегетического подходов, с помощью которых производился анализ различных научных, философских и священных текстов, привлеченных к данной диссертации;
- компаративистского подхода, который позволяет выявить методологические возможности концептуальных взглядов исследования мира в контексте исламской философии;
Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:
1. В работе применяется уникальный подход (прием «оборачивания») к проблеме единства исламской мысли. Там, где многие исследователи данной тематики усмотрели расхождение традиционализма и модернизма, отмечается принципиальное единство за счет диалектического (гегельянского) приема «оборачивания» базовой оппозиции «традиционализма - модернизм».
2. В данной научной работе определены специфические черты и особенность исламской философии, благодаря которым можно говорить о специфике всей исламской религиозной философии.
3. В данном исследовании проанализирована история развития религиозно-философских идей арабо-персидских мыслителей от классики до современности (XШ-XXI вв.), которые повлияли на формирование бинарного и не бинарного
понимания мира. Что привело к расколу мусульманской философии и уммы (общества).
4. Данное исследование гипотетически должно позволить прояснить обстановку со сложившейся картиной мира и мотивировать представителей мусульманских течений к пониманию того, что различные взгляды на мир не предполагают разные онтологии, а наоборот.
5. В диссертации также сопоставлены и проанализированы различные взгляды исламских мыслителей в понимании мироустройства, Бога, бытия, человека, разума, пространства и времени. Дана оценка их теоретической состоятельности и соизмеримость, а также аргументация того факта, согласно которому за религиозно-философской исламской мыслью всегда стоит конкретная картина мира.
6. В работе также выявлены и рассмотрены различные аспекты связи между трансцендентным и имманентным. То есть, связь между Богом и человеком, связь между душой и телом, между человеком и миром и т.п.
7. Дано описание основных частей мира в исламе. Впервые рассмотрены различные виды их взаимосвязи.
8. Подробно описана суть и статус вещей, которые являются неотъемлемой частью в понимании мироустройства ислама.
Положения, выносимые на защиту:
1. Религиозная философия предполагает различие трансцендентного6 и имманентного7. И в этих категориях, прежде всего, осознается связь с Богом. В исламе редко можно встретить ученых (богословов, имамов, теологов), которые использовали бы эти категории в речах и текстах. В философии исламе к термину абсолютно «Трансцендентный», можно отнести Бога (Аллаха), так как Бог в исламе абсолютно возвышается над Своими творениями: ангелами, человеком, мирами, вещами и т.д. Обращаясь к Священному (Кудси) хадису (сказание): «Я
6Трансцендентность (от лат. transcendens - переступающий, превосходящий, выходящий за пределы) - то, что выходит за пределы возможного опыта. См. И. Кант. Критика чистого разума.
7Имманентность (лат. immanens, род. п. immanentis «пребывающий внутри») - то, что пребывает в самом себе и не переходит в нечто чуждое, не трансцендирует. См. Там же.
был скрытым сокровищем, и Я пожелал быть узнанным», можно сделать выводы о причине сотворения всего сущего, так называемого «имманентного», и также о возможности человека к трансценденции.
2. Для любого мусульманина, разум (акль) - это очень ценная способность, которая позволяет постигать и понимать все доказательства, указывающие на вечное существование и единственность Бога (Аллаха). Помимо этого разум делает человека человеком и придает смысл его действиям. Трансцендентное в исламе, скорее всего, можно определить как подлежащее познанию, непознанное и непознаваемое, исходя из философии А.Х. Аль-Газали, в которой он говорил о познании Бога следующее: «Аллаха познал тот, кто познал Его непознаваемость». Человеческая сущность имеет способность осуществлять трансценденцию, так как мышление выходит за рамки эмпирического опыта. Трансценденция по сути и есть переход от ограниченного существования к полному.
3. Исходя из религиозных убеждений ислама, Бог (Аллах) трансцендентен Своей сущностью всему Им сотворенному и человеческому разуму Его не постичь. Однако исламские источники утверждают и имманентность Бога, Его доступность через веру и молитву для человеческой души. Следует вывод, что имманентность Бога (Аллаха) осуществляется через Его атрибуты, постижимые только в акте бесконечной веры.
4. Можно выделить основные способы взаимосвязи трансцендентного с имманентным в исламе:
1) монизм - единое в единственном;
2) дуализм - двойственность (трансцендентного и имманентного);
3)плюрализм - множественность трансцендентно-имманентных отношений.
Здесь особенно важно выделить основные виды взаимосвязи
трансцендентного с имманентным по сущности и по видимости. Из этих двух видов взаимосвязи выводятся скрытый и полный пантеизм, являющиеся видами по сущности, а также отрыв трансцендентного от имманентного и когда есть некая третья грань их связывающая, являющиеся видами по видимости.
Следовательно, выделяются по два важных вида взаимосвязи как по сущности, - это скрытый пантеизм и полный пантеизм, и два по видимости - это полный отрыв трансцендентного от имманентного и когда есть третье, объемлющее их связывающее нейтральный фон или грань.
То, что мы называем идеей или мыслью в человеческом разуме, здесь есть то же самое что и связь в слове взаимосвязь. Отсюда следует, что благодаря человеческому разуму, что у арабов обозначается термином «акль» и происходит это деление единого на множество. Получается, что человеческий разум, по сути, и так представляет собой единство. А что же касается множества, то это деление происходит благодаря связям в разуме, которые постоянно стремятся изменить это единое из «множества-в-себе» в «множества-для-другого».
5. В исламе присутствуют аналогичные христианству исходные догматы о сотворении мира Богом. Учитывая окружающую языческую среду и трудную жизнь пророка Мухаммада несложно догадаться, что онтологическая и космическая картина творения мира мало развернута в исламе. В Коране описывается творения мира из туманности. Но возникновение ислама не сопровождалось борьбой и противостоянию предшествующей философской мысли, а наоборот, ее идеи были использованы при разработке своей догматики.
6. Миру уделяется особое место в исламе. На сегодняшний день понятие мира по-разному понимается во всех мусульманских странах. Исследователи данной тематики пытаются создать свою картину мира, используя либо традиции, либо непосредственно сами первоисточники Коран и Сунну.
В исламе считается некорректным указывать на местоположение Бога, так как он вне времени и вне места. Основные составляющие компоненты мира в религиозной картине ислама являются:
1) Внешние границы - где гранью, проходящей между имманентным (дунья) и трансцендентным (ахира), является промежуток (барзах);
2) Внутренние границы представляют собой рубеж между миром (дунья) и людьми, а разделительной чертой внутренних границ является смерть;
3) Субстраты или вещи, которые репрезентируют собой все из чего состоит мир. Известно, что в арабской философии вещью может быть и материальное и идеальное - в принципе все то, о чем вообще может идти речь;
4) Действователи, то есть субъекты, которые отличают добро от зла, отделяют истину ото лжи и прежде всего себя (Я) от всего сущего.
7. Особое внимание в исламе уделяется вещам из которых состоит мир. Вещь в философии арабо-мусульманских стран называлась термином «шай», а в теоретической мысли она была наиболее общим выражением того, вокруг чего могли возникать вопросы научного характера. Вещь в религиозной философии ислама имеет свою специфическую характеристику: утвержденность (субут), существование (вуджуд) и вещность (шаййа). Вещь в философии ислама определяется как что-то о чем может идти речь. И по поводу такого определения возникало множество дискуссий среди исламских мыслителей.
8. Существенным компонентом процесса разграничения знания (илм) и веры (иман) является объективизация знания. Важно различать Знание Бога (илм) и знание человека (маарифа). Известно, что в Средние века у философов часто формировались знания, смешанные с верой или с нравственностью. Очень важно не путать знание и веру.
9. Во всей арабо-мусульманской философии связь трансцендентного и имманентного прошла через специфические изменения в определенные этапы своего развития. Согласно мнению большинства традиционалистов мы должны проводить строгую грань между имманентным и трансцендентным. А вот модернисты с этим не согласны и считают, что ислам представляется единое в целом без всякого деления. В так называемом «промежуточном пространстве» и происходит это слияние имманентного с трансцендентным.
Мы отсюда смело можем заключить, что есть определенная близость структур в трактовке и понимании картины мира у модернистов с традиционалистами.
Научно-теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется полученными научными результатами, которые могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях феномена исламской философии. Также теоретическая значимость заключается в том, что в работе дана структурная характеристика устройства мира в исламе. Положения диссертации могут быть использованы в ходе дальнейшего философского анализа различных аспектов и онтологических особенностей мира в контексте религии ислам, культуры, философии и онтологии.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия религии и религиоведение. Искусствоведение и культурология», 09.00.14 шифр ВАК
Соотношение теологии и метафизики в философии Мухаммада Ал-Газали: философско-религиоведческий анализ2011 год, кандидат философских наук Хисайнов Умарали
Философское и религиозное миросозерцание в искусстве: На примере арабской школы миниатюры2001 год, кандидат философских наук Ал Нсири Амина Али
Модернистские тенденции в татарском обществе в XIX - начале XX вв.: историко-политический анализ2007 год, кандидат исторических наук Салахов, Ильдар Жамилович
Философия калама в современном исламе2005 год, доктор философских наук Ахмедов, Саид
Ислам в контексте этнополитических процессов в современной России2009 год, доктор философских наук Баширов, Лёма Ахмадович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Даудов Рамзан Хожаевич, 2019 год
Библиографический список
1. Абд Ар-Разик. Введение в историю философии. - Каир, 1959. - С. 98. Цит. по: М. А. Аль-Джабири. Таквин аль-акл аль-арабий [Созидание знаний арабов]. Бейрут, 1984. С. 141.
2. Абдуль Кадыр Иса. Истина суфизма / Абдуль Кадыр Иса. - М.: Издательский Дом «Ансар», 2004. - 296 с.
3. Абу Хамид Аль-Газали. Воскрешение наук о вере. Избранные главы. Перевод
B.В. Наумкина / Абу Хамид Аль-Газали. - М.: Наука, 1980. - 376 с.
4. Абу Хамид Аль-Газали. Возрождение наук о вере. Избранные главы. Пер. с араб. Насырова И.Р. и Ацаева А.С. - М.: ж-л «Ислам», 2006. 344 с.
5. Акимушкин О. Суфийские братства: сложный узел проблем // Тримингэм Дж.
C. Суфийские ордены в исламе. - М., 1989. - С. 3-7.
6. Аль-Ашари. Мусульманская философия. Перевод с арабского А.В. Смирнова -В книге: Степанянц М.Т. Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. 1-е издание. - М.: Восточная литература, 1997. С. 365 - 384.
7. Аль-Кинди. Трактат о количестве книг Аристотеля и о том, что необходимо для усвоения философии. (Пер. А.В. Сагадева) // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX—XIV вв. - М.: «Издательство социально-экономической литературы», 1961. - С. 41-56.
8. Аль-Мути Лами. Фалсафа аль-инсан аль-муасир [Философия современного общества]. - Каир, 1961. - С. 75.
9. Алексеев И. Возвращаясь к Ибн Халдуну / И.Л. Алексеев // Pax Islamica. -2008. - № 1. - С 15-22.
10. Алтаев Жакыпбек. Аль-Фараби. Издательство: «Кокжиек», - Алматы, 2010. -С. 10-47.
11. Аль-Газали. «Возрождение наук о вере». Избранные главы. Пер. с араб. В.В. Наумкина, - М.: 2008. - 136 с.
12. Аль-Газали Абу Хамид. Эликсир счастья. Ч. 1: Унваны 1-4. Рукн 1 / Пер. с перс., вступ. ст., коммент. и указ. А.А. Хисматулина. - СПб.: Издательство: Петербургское Востоковедение, 2002. - 332 с.
13. Аль-Газали Абу Хамид. Весы деяний / Аль-Газали Абу Хамид. - М.: Ансар, 2004. - 214 с.
14. Аль-Газали Абу Хамид. Наставление правителям / Аль-Газали Абу Хамид. - М.: Ансар, 2008. - 334 с.
15. Аль-Газали Абу Хамид. Исследование сокровенных тайн сердца / Аль-Газали Абу Хамид. - М.: Ансар, 2006. - 472 с.
16. Аль-Кардави Ю. Фикх приоритетов в свете Корана и Сунны / Ю. Аль-Кардави, 2014. [Электронный ресурс] URL: http: //islam.com.ua/medias/books/17496-yusuf-aly-karadavi-fikh-prioritetov-v-svete-korana-i-sunny
17. Аль-Кардави Ю. Современнные фатвы / Ю. Аль-Кардави, В 2 т. - Каир: ас-Салям, 2010. - С. 90-91.
18. Аль-Кардави Ю. Исламское возрождение в свете дозволенного расхождения и осуждаемого раскола. Перевод с англ. Р. Кулиева / Аль-Кардави Ю. - Киев: «Ансар Фаундейшн», 2011. - 160 с.
19. Аль-Кардави Ю. Время в жизни мусульманина. Перевод с англ. Т. Гончаровой / Аль-Кардави Ю. - Киев: «Ансар Фаундейшн», 2012. - 72 с.
20. Аль-Кинди. Философские трактаты. Перевод А.В. Сагадеева / Аль-Кинди // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1961. - С. 41-132.
21. Аль-Кинди. О первой философии. / Перевод А.В. Сагадеева / Аль-Кинди // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. -М., 1961. - С. 57-106.
22. Аль-Кинди. Книга о пяти сущностях. Перевод. А.В. Сагадеева / Аль-Кинди // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. -М., 1961. - С.107-114.
23. Аль-Фараби. Ихса аль-улюм [О науках]. Под ред. Османа М. Эмина / Аль-Фараби - Каир, 1931. - С. 2-114.
24. Аль-Фараби. Аль-мадина аль-фадыля [Добродетельному городу] / Аль-Фараби.
- Бейрут: Дар аль-машрик, 1968. - С. 37-40.
25. Аль-Фараби. Афоризмы государственного деятеля. Социально-этические трактаты / Аль-Фараби. - Алма-Ата.: Наука, 1973. - С. 266.
26. Аль-Фараби. Слово о классификации наук / Аль-Фараби // Философские трактаты. - Алма-Ата, 1972. - 430 с.
27. Аль-Фараби. Об общности взглядов двух философов - Божественного Платона и Аристотеля / Аль-Фараби // Философские трактаты. - Алма-Ата, 1972.- 430 с.
28. Аль-Фараби. Трактат о взглядах жителей добродетельного города / Аль-Фараби // Философские трактаты. - Алма-Ата, 1972. - 430 с.
29. Аль-Фараби. Вводные разделы по логике / Аль-Фараби // Логические трактаты.
- Алма-Ата, 1975. - 672 с.
30. Аль-Фараби. Гражданская политика / Аль-Фараби // Социально-этические трактаты. - Алма-Ата, 1973. - С. 113
31. Аль-Фараби. Философия Аристотеля / Аль-Фараби // Историко-философские трактаты. - Алма-Ата, 1985. - 624 с.
32. Аль-Фараби. О целях Аристотеля в «Метафизике» / Аль-Фараби // Историко-философские трактаты. - Алма-Ата, 1985. - 624 с.
33. Аль-Фараби. Диалектика / Аль-Фараби // Историко-философские трактаты. -Алма-Ата, 1985. - 624 с.
34. Аль-Фараби. Илимлерин сайымы [Классификация наук]. В пер. Ахмеда Атеша / Аль-Фараби - Анкара, 1986. - 114 с.
35. Аль-Хадж. Философские размышления / К.Ю. Аль-Хадж. - Бейрут, 1957. - С. 184.
36. Араби Б. Ибн-Хальдун / Б. И.-Х. Араби // Социологические исследования. -№11. 1990. - С. 107-109.
37. Ататюрк М. К. О советско-турецких отношениях в 1919-1938 годах / Мустафа Кемаль Ататюрк // Международная жизнь, 1963. - №11.
38. Ататюрк Мустафа Кемаль. Избранные речи и выступления / Мустафа Кемаль Ататюрк. - М.: Прогресс, 1966. - 438 с.
39. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама / А. Ахмедов. - М., 1982.
40. Ацаев С.А. Сокровишница благодатных знаний / Саид Афанди Ацаев. -Махачкала: Нуруль иршад, 2010. - 475 с.
41. Ацамба Ф. Социально-экономические воззрения Ибн Халдуна / Ф.М. Ацамба // Всемирная история экономической мысли: В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. Т. I. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни. - М.: Мысль, 1987. - 606 с.
42. Аш-Шахрастани. Мухаммад ибн Абд Аль-Карим. Книга о религиях и сектах / Аш-Шахрастани. - М., 1984. - 272 с.
43. Байракдар М. Ислям фелсефесине гириш [Введение в исламскую философию].
- Анкара, 1997. - 180 с.
44. Бартольд В. Работы по истории ислама и Арабского халифата / В.В. Бартольд.
- М.: Восточная литература РАН, 2002. - 784 с.
45. Бациева С.М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима» / С.М. Бациева. - М., 1965. - 221 с.
46. Бациева С.М. Ибн Хальдун Абдуррахман Абу Зейд ибн Мухаммед / С.М. Бациева, А.В. Сагадеев // Большая советская энциклопедия : в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. - 3-е изд. - Т. 9. - М.: Советская энциклопедия, 1972. - 632 с.
47. Бациева С.М. Бедуины и горожане в «Мукаддиме» Ибн Халдуна / С.М. Бациева // Очерки истории арабской культуры V-XII веков. - М., 1982. - 223 с.
48. Баят А. Ислам, исламизм и диалоги о культуре в Европе / Асеф Баят. - М.: Русские чтения: сб. матер. прогр. инст-та общественного проэктирования «Русские чтения» - Вып. 3, январь-июнь, 2006. - 58 с.
49. Бертельс Е. Избранные труды. Суфизм / Е.Э. Бертельс. - М., 1965. - 524 с.
50. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр / Предисл. С. Зенкина. - М.: Добросвет, 2011. - 392 с.
51. Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: Рудомино, 1999. - 224 с.
52. Булач А. Ислам душунджесинде дин-фелсефе вахий-акыл илишкиси [Распространение ислама в религиозной философии на откровение мудрости]. -Стамбул, 2006. - 158 с.
53. Бюкай М. Мукайисей-е мийан-е Таурат, Инджил, Кур'ан ва 'илм [Сравнение между Торой, Евангелием, Кораном и наукой] / Пер. на фарси Забихаллаха Дабира. 3-е изд. - Тегеран, 1986. - С. 3-44.
54. Бюкай М. Библия, Коран и наука. - Киев: «Ансар Фаундейшн», 2001. - 351 с.
55. Вагабов Н. Мусульманский конфессионализм в прошлом и настоящем / Н.М. Вагабов. - Махачкала, 1985. - 96 с.
56. Васильев А. История религий Востока (религиозно-культурные традиции и общество) / А.С. Васильев. - М., 1983. - 368 с.
57. Гафуров Б. Аль-Фараби в истории культуры / Б.Г. Гафуров, А.Х. Касымжанов. - М., 1975. - 182 с.
58. Григорян С. Абу Хамид Аль-Газали. Правильные весы («ал-Кустас ал-мустаким») / С.Н. Григорян // Из истории философии народов Средней Азии и Ирана УП-ХП вв. - М., 1960. - С. 10-46.
59. Григорян С.Н. Абу Хамид Аль-Газали. Избавляющий от заблуждения / С.Н. Григорян // Из истории философии Средней Азии и Ирана УП-ХП вв. - М., 1960. - С. 3-37.
60. Григорян С.Н. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока 1Х-Х1Увв. / С.Н. Григорян. - М., 1961. - 634 с.
61. Гренц С. Богословие и богословы ХХ века / С. Гренц, Р. Олсон. - Черкассы: Коллоквиум, 2011. - 520 с.
62. Грюнебаум Г. Основные черты арабо-мусульманской культуры / Г.Э. Грюнбаум. - М., 1981. - 225 с.
63. Грюнебаум Г. Классический ислам. Очерк истории (600-1258 гг.) / Г.Э. Грюнебаум / Пер. с англ. И.М. Дижура. Предисл. В.В. Наумкина. - М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986. - 216 с.
64. Джамиль С. Философская мысль за сто лет / Салиб Джамиль. - М., 1985. - С. 1231.
65. Джамиль С. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. / Салиб Джамиль. - М., 1961. - С. 7-26.
66. Джамиль С. Рационалистическая традиция и современность: Ближний и Средний Восток / Салиб Джамиль. - М., 1990. - С. 1-22.
67. Желтяков А. История Просвещения в Турции / А.Д. Желтяков, Ю.А. Петросян. -М., 1965. - 176 с.
68. Ибрагим Т.К. Философия калама: дисс... док. филос. наук. - М., 1984. - 339 с.
69. Ибрахим И.А. Краткое иллюстрированное руководство к пониманию ислама / И.А. Ибрахим, - Houston: Darussalam, 1997. - 10 с.
70. Ибн Араби. Мекканские откровения / Ибн аль-Араби. - Спб, 1995. - 288 с.
71. Ибн Сина. Книга знания // Избранные философские произведения. - С. 106.
72. Ибн Сина. Указания и наставления / Ибн Сина. - С. 346.
73. Ибн Сина. О душе (фрагмент из «Книги спасения») // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. - М., 1961. - С. 230-503.
74. Ибн Сина. Избранное / Под ред. А.В. Сагадеева / Ибн Сина. - М., 1980. - 239 с.
75. Ибн Сина. Избранное. «Восточная философия». Том 1-ый. Пер. Саидрахмона С. Издатель: Культурный центр Посольства ИРИ в Туркменистане и Центр культурных и международных исследований, 1980. - С. 23-61.
76. Ибн Халдун. Введение (аль-Мукаддима) / Пер. А.В. Смирнова // Историко-философский ежегодник. 2007. - М., 2008. - С. 190-191.
77. Ибн Халдун. Введение (фрагменты) // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. - С. 601.
78. Иванов Н.А. Китаб аль-ибар [Книга наставлений и воспитания]. Ибн Халдуна как источник по истории стран Северной Африки в XIV в. / Н.А. Иванов // Арабский сборник. - М., 1959. С. 23-70.
79. Игнатенко А. Ибн-Хальдун / А.А. Игнатенко (Мыслители прошлого). - М.: Мысль, 1980. - 160 с.
80. Игнатенко, А. Зеркало ислама / А.А. Игнатенко. - М.: Русский институт, 2004.
- 216 с.
81. Игнатенко А. Познать непознаваемое (Аль-Газали о рациональном познании трансцендентного) / А.А. Игнатенко // Средневековая арабская философия. Проблемы и решения. - М., 1998. - С. 187-190.
82. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. / перевод А.В.Сагадеева и др. Ред.: С.Н.Григорян Издательство: М.: Соцэкгиз ИФ АН СССР Год: 1961. - 634 с.
83. Ирмияева Т. История мусульманского мира от Халифата до Блистательной Порты / Т. Ю. Ирмияева. - Челябинск: «Урал LTD» при участии изд. «Урал-книга», 2000. - 60 с.
84. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока: Сборник статей. Ю.В. Ганковский, И. М.Смилянская, И. Л Фадеева. - М.: Изд-во: «Наука». Глав. ред. восточной лит-ры, 1982. - 236 с.
85. Ислам: Краткий справочник. Авторы, Н. А Иванов, Е. М. Примаков. Институт востоковедения (Академия наук СССР). - М.: Изд-во «Наука», 1983. - 157 с.
86. Касымжанов А. Абу-Наср Аль-Фараби / А.Х. Касымжанов. - М.: Мысль, 1982.
- 62 с.
87. Кант И. Критика Чистого Разума. Пер. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц. Арзаканяном и М. Иткиным, прим. Ц. Арзаканяна. - М.: Мысль, 1994. - 591 с.
88. Керимов Г. Аль-Газали и суфизм / Г.М. Керимов. - Баку: ЭЛМ, 1969. - 109 с.
89. Кирабаев Н. Социальная философия мусульманского Востока / Н. С. Кирабаев. М., 1987; Кирабаев Н. Очерки истории арабской культуры V-XV вв. / Отв. ред. О.Г. Большаков / Н.С. Кирабаев. - М., 1982. - 440 с.
191
90. Кириленко Г. Краткий философский словарь / Г.Г. Кириленко, Е.В. Шевцов. -М.: АСТ, Слово, 2010. - 480 с.
91. Климович Л. Книга о Коране, его происхождении и мифологии / Л.И. Климович. - М.: Издательство политической литературы, 1986. - 270 с.
92. Крачковский И.Ю. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока / И.Ю. Крачковский. - М.: АСТ, 2008. - 450 с.
93. Кустарев А. Кемаль Аттатюрк. Революция виртуоза // Новое время. - 2000. - № 42.
94. Кныш А. Некоторые проблемы изучения суфизма. Ислам. Религия, общество, государство / А.Д. Кныш. - М., 1984. - С. 87-95.
95. Кныш А. Мусульманский мистицизм: краткая история / А.Д. Кныш; пер. с англ. М. Г. Романов. - СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2004. - 464 с.
96. Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. М., - 1963. - 714 с.
97. Коран / Пер. М.-Н.О. Османова. М., - 1995. [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/RELIGION/ISLAM/koran osm.txt
98. Корбен А. История исламской философии / А. Корбен. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. - С. 87.
99. Коротаев А. Долгосрочная политико-демографическая динамика Египта: Циклы и тенденции / А.В. Коротаев. - М.: Восточная литература, 2006. - 111 с.
100. Крывелев И. А. Религиозная картина мира и ее богословская модернизация. -М.: Наука, 1968. - 292 с.
101. Крывелев И. А. История религий: Очерки: В двух томах. - Т. 2. / И.А. Крывелев. - М., 1976.
102. Крымский А.Е. Ибн-Хальдун / А.Е. Крымский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
103. Крымский А.Е. История новой арабской литературы / А.Е. Крымский. - М., 1971. С. 644.
104. Кубесов А. Математическое наследие Аль-Фараби / А. Кубесов. - Алма-Ата: Наука, 1974. - 40 с.
105. Кулиев Э. Коран перевод смыслов / Э. Р. Кулиев. - Издательство: Издатель Эжаев, 2007. - 687 с.
106. Кустарев А. Ислам на горизонте. Что за горизонтом? Журнал «Неприкосновенный запас». № 6 (104), 2015. С. 3-19.
107. Кустарев А. Кемаль Аттатюрк. Революция виртуоза // Новое время. - № 49. - 10 дек. 2000.
108. Кутб С. Ислам и проблемы цивилизации / С. Кутб. - Каир, 1962. С. 1-47.
109. Кутб С. Вехи на пути / С. Кутб. - Каир, 1980. С. 7-59.
110. Кутб С. Особенности исламского представления и его ценности / С. Кутб. -Каир, 1988. С. 1-68.
111. Кутб C. В сени Корана / С. Кутб. - М., 2003. - С. 510-511.
112. Кучинов А. Влияние Ибн Халдуна на развитие общественной мысли / А.М. Кучинов // Ломоносов, - М., 2013. - С. 5-51.
113. Ланда Р. Политический ислам: предварительные итоги / Р.Г. Ланда. - Гл. IV. -§1.- М., 2005. - С. 3-11.
114. Лебедев С. Религиозная и светская культуры как типы систем социального знания / С.Д. Лебедев. - Белгород: Изд-во БелГу, 2003. - 48 с.
115. Левин З. Мусульманское реформаторство и политика / З.И. Левин. - М., 1999.
116. Лимэн О. Введение в классическую исламскую философию / Лимэн Оливер / Пер. с анг. - М., 2007. - 360 с.
117. Лосев А. Античный космос и современная наука / А.Ф. Лосев. - М., 1993. - С. 54.
118. Малашенко А. Мусульманский мир СНГ / А.В. Малашенко. - М., 1996. - 182 с.
119. Малашенко А.Исламское возрождение в современной России.- М.: Московский Центр Карнеги, 1998. - 222 с.
120. Массэ А. Ислам. Очерк истории. Пер. с фр. - М.: Наука, 1982. - 191 с.
121. Матвиевская Г.П. Учение о числе на средневековом Ближнем и Среднем Востоке. - Ташкент: Фан, 1967. - 344 с.
122. Матвиевская Г.П. Математики и астрономы мусульманского средневековья и их труды (УШ-XVII вв.) / Г.П. Матвиевская, Б.А. Розенфель. - В 3 т. - М.: Наука, 1983. - 479 с.
123. Муар Кейс. Развитие человека в Исламе / Кейс Муар. - Саудовская Аравия: Дар Аль-Кибля, 1983. С. 4-48.
124. Мухаметшин Ф. Взгляд на исламский фундаментализм / Ф.М. Мухаметшин. -М., 1998. - С. 72- 73.
125. Насыров И. Р. Основания исламского мистицизма (генезис и эволюция). - М.: Языки славянских культур, 2009. - 552 с.
126. Нурбахш Д. Суфизм. Суфии о суфизме. Услышь флейтиста. Суфийская проза и поэзия. Культура Востока / Джавад Нурбахш. - М.: Когелет, 1999. - 184 с.
127. Озген М. Фарабиде ахляк мутлулук илишкеси [Аль-Фараби о вере в Аллаха]/ Мехмет Касым Озген, - Стамбул, 1998. - 104 с.
128. Пашков Р. Исламское политико-правовое учение / Р.В. Пашков, 2010. [Элетронный ресурс] URL: http: //rv-pashkov.ru/?p=164
129. Полонская Л. Ислам и проблема адаптации к условиям «чужой» цивилизации / Л.Р. Полонская // Ислам и проблемы межцивилизационного взаимодействия. -М., 1992. -145 с.
130. Пригарина Н. Суфизм в контексте мусульманской культуры / Н.И. Пригарина. -М.: Наука, 1989. - 341 с.
131. Прозоров С. Ислам, как идеологическая система / С.М. Прозоров. - М.: Восточная литература, 2004. - 471 с.
132. Рационалистическая традиция и современность: Ближний и Средний Восток. Ред. Фролова Е.А. - М.: Главная редакция восточной литературы. Изд.: «Наука», 1990. - 278 с.
133. Резван Е. Коран и его мир / Е.А. Резван. - Санкт-Петербург: «Петербургское востоковедение», 2001. - 601 с.
134. Розалиев Ю.Н. Мустафа Кемаль Ататюрк / Ю.Н. Розалиев // Вопросы истории №8, 1995. - 56 с.
135. Розов Н.С. «Закон Ибн Халдуна». К чему может привести рост коррупции и силового принуждения в России / Н.С. Розов // Политический класс, 2006.-16 с.
136. Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. -М.: Главн. ред. вост. лит.: Изд-во «Наука», 1978. - 372 с.
137. Руа Оливье. Крах политического ислама / Руа Оливье, пер. с франц., 1994. [Электронный ресурс] URL: http://islamoved.ru/2016/olivier-roy-krah-politicheskogo-islama/
138. Рустамов Ю.И. Ислам и общественная мысль современной Турции / Ю.И. Рустамов. - Баку: Элм, 1980. - 160 с.
139. Савченко Д.Н. Имманентное и трансцендентное. Взаимодействие имманентного и трансцендентного во время действия божественных излучений в процессе творчества / Д.Н. Савченко // Креатология. Число. Гармония. Метафизика света. -Том II. - М.: Винити РАН, 2009. - 526 с.
140. Сагадеев А.В.. Ибн Рушд (Аверроэс) / А.В. Сагадеев. - М., «Мысль», 1973. -207 с.
141. Сагадеев А.В. Учение Ибн Рушда о соотношении философии, теологии и религии и его истоки в трудах Аль-Фараби / А.В. Сагадеев // Аль-Фараби. Научное творчество. - М., 1975. - С. 3-67.
142. Сагадеев А.В. Ибн Сина (Авиценна) / А.В. Сагадеев. Мыслители прошлого. -М.: «Мысль», 1980. - 239 с.
143. Сагадеев А.В. Али Шариати и «исламские левые» / А.В. Сагадеев // Религия в изменяющемся мире. - М.: Изд. РУДН, 1994. - 224 с.
144. Салих Алъ-Усейми. Пояснение к книге «Ключ в фикхе» [Электронный ресурс]. -URL: https: //alifammara.livej ournal .com/614258. html
145. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: опыт феноменологической онтологии / Ж.-П. Сартр /Пер. с фр., предисл., примеч. В. И. Колядко. - М.: Республика, 2000. -639 с.
146. Сафи Ар-Рахман Алъ-Мубаракфури. Жизнь Пророка Мухаммада / Пер. с араб. А. Нирша. - М. : Исламская книга, 2014. - 280 с.
195
147. Смирнов А.В. Бог, человек, общество в традиционных культурах Востока / А.В. Смирнов. - М.: Наука (Изд. фирма «Восточная литература»), 1993. - С.156-175.
148. Смирнов А.В. Великий шейх суфизма (опыт парадигмального анализа философии Ибн Араби) / А.В. Смирнов. - М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. - 330 с.
149. Смирнов А.В. Мусульманская этика / А.В. Смирнов // Энциклопедический словарь «Этика». - М.: Гардарики, 2003. - С. 204-309.
150. Смирнов А.В. Энциклопедические статьи по классической арабской философии / А.В. Смирнов [Электронный ресурс] URL:
https: //smirnov. iph.ras.ru/win/staff/smir3 .htm#papers
151. Смирнов А.В. История классической арабской философии» / А.В. Смирнов // Вестник Российского гуманитарного научного фонда, 2006. - №1 (42). - М., 2006. - С.106-113.
152. Смирнов А.В. Ибн Халдун и его «новая наука» / А.В. Смирнов // Историко-философский ежегодник 2007. - М.: Наука, 2008. - С. 185-186.
153. Смилянская И.М. Социально-политические представления в исламе. История и современность.ГАН СССР, Ин-т востоковедения. Изд.: «Наука». - М., 1987. -119 с.
154. Соколов В.В. К исторической характеристике пантеизма в западноевропейской философии / В.В. Соколов // Философские науки (Научные доклады высшей школы), - № 4., 1960. С. 2-18.
155. Старостин С.А. Сравнительно-историческое языкознание (совм. с С. А. Бурлак). - М., 2005. - 432 с.
156. Старостин С.А. На пути к постисламизму, или Абдолкарим Соруш как зеркало иранской революции / С.А. Старостин. - Екатеринбург, 2009. [Электронный ресурс] URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1259754600
157. Степанянц М.Т. Исторические судьбы суфизма / М.Т. Степанянц // Вопросы философии. - М., 1980. №6. - С. 101-113.
158. Степанянц М.Т.. Философские аспекты суфизма / М.Т. Степанянц. Гл. ред. вост. лит-ры. Изд-во «Наука». - М., 1987. - 192 с.
159. Степанянц М.Т. Восточная философия / М.Т. Спепанянц. - М., 1997. - 503 с.
160. Степанянц М.Т. Аль-Ашари. Мусульманская философия. Пер. с арабского А.В. Смирнова / М.Т. Степанянц // Восточная философия: вводный курс. Избранные тексты. - 1-е издание. - М.: Восточная литература, 1997. - 503 с.
161. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. / Л.Р. Сюкияйнен; Отв. ред.: Туманов В.А. - М.: Наука, 1986. - 256 с.
162. Токарев С. Религия в истории народов мира / С.А. Токарев. - М., 1986. - 576 с.
163. Толанд Дж. Философско-религиозные взгляды / Виноградов Н. Д. //Вопросы философии и психологии. Кн. 120. - М., 1913. - С. 420-438.
164. Тримингэм Дж. С. Суфийские ордены в исламе / С. Дж. Тримингэм / Пер. с англ. А. А. Ставиской, под ред. и с предисл. О. Ф. Акимушкина. - М.: «София», ИД «Гелиос», 2002. - С. 3-5.
165. Философия: энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.
166. Философское наследие народов Востока и современность. В. Буров, Д. Джохадзе, Е. Фролова, Изд. «Наука». - М., 1983. - 243 с.
167. Фиш Р. Джалаледдин Руми : сборник биографической информации / Р. Г. Фиш. - 3-е издание. - М.: Наука, 1987. - 271 с.
168. Франк С. Идея безусловной трансцендентности Бога и ничтожества человека // Реальность и человек / С.Л. Франк. М.: Республика, 1997. - 479 с.
169. Фролова Е.А. Проблемы веры и знания в арабской философии / Е.А. Фролова. -М., 1983. - С. 72-94.
170. Фролова Е.А. История Средневековой арабо-исламской философии / Е.А. Фролова. - М., 1995. - 175 с.
171. Фролова Е.А. Арабская философия. Прошлое и настоящее / Е.А. Фролова. - М., 2010.- С. 89.
172. Хайдеггер М. Парменид:[Лекции 1942-1943 гг.] / М.Хайдеггер. Перевод с нем. А.П. Шурбелева. - СПб.: Владимир Даль, 2009. - 382 с.
173. Хайруллаев М. М. Фараби, эпоха и учение / М.М. Хайруллаев. - Ташкент, 1975.
174. Хайруллаев М.М. Абу Наср Аль-Фараби. - М.: Наука, 1982. - 246 с.
175. Хамид ад-Дин Алъ-Кирмани. Успокоение разума / Пер. с араб. А. В. Смирнова / Хамид ад-Дин Аль-Кирмани. - М.: Ладомир: ВРС, 1995. - 510 с.
176. Хана Алъ-Фахури. История арабской литературы. - Т. 2. - М., 1961. - С. 453.
177. Хисматулин А. Духовные истоки суфизма / А.А. Хисматулин // Суфизм. - СПб.: «Азбука-классика»; «Петербургское востоковедение», 2008. - 192 с.
178. Шаймухамбетова Г.Б. Учение Платона об идеях и теория разума Аль-Фараби / Г.Б. Шаймухамбетова // Аль-Фараби. Научное творчество. Сборник статей. -М., 1975. - С. 4-78.
179. Шариати Али. Человек и ислам / Али Шариати. - Мешхед, 1955.
180. Шахин Х. Ислам фелсефеси тарихи дерслери [История исламской философии]/ Хасан Шахин, Изд. «Иляхият». - Анкара, 2000. - 348 с.
181. Шейх Ибн Алъ-Искандари. Книга мудростей. Перевод с арабского Насырова И.Р. Под ред. с ком. и прим. Насырова И.Р. / Шейх Ибн Аль-Искандари (Александрийский). - Уфа, 2000. - 184 с.
182. Шейх М. А. Алъ-Курди Алъ-Эрбили. Книга вечных даров (О достоинствах и похвальных качествах суфийского братства Накшбандийа и его Пути к Богу). Пер. с араб. Насырова И.Р. Под ред. с коммент. и примеч. Насырова И.Р. / Шейх Мухаммад Амин Аль-Курди Аль Эрбили. - Уфа, 2000. [Электронный ресурс] URL: https://smirnov.iph.ras.ru/local/kurdi.pdf
183. Шейх Зейнулла Расули (Расулев) Ан-Накшбанди. Избранные произведения. Пер. с араб. Насырова И.Р. Под ред. с ком. и прим. Насырова И.Р. / Шейх Зейнулла Расули (Расулев) Ан-Накшбанди. - Уфа, 2000. - 152 с.
184. Шейх Мухаммад Алъ-Газали. Нравственность мусульманина / Шейх Мухаммад Аль-Газали. - «Ансар Фаундейшн», 2005. - 363 с.
185. Шиммель Аннемари. Мир исламского мистицизма. Пер. с англ.. Н.И. Пригариной, А.С. Рапопорт. 2-е изд., испр. и доп. - М.: ООО «Садра», 2012. -536 с.
186. Ширази С. (Мулла Садра). Престольная мудрость / Садр ад-Дин аш-Ширази / Пер. с араб., предисл. и прим. Я. Эшотса. М.: Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 2004. - C. 33.
187. Шпажков Г. Религия стран Западной Азии: Справочник / Г.А. Шпажков. - М.: Наука, 1976 - 328 с.
188. Шпенглер О. Закат Европы / Освальд Шпенглер. - В 2 т. - Т.1. - М.: Мысль, 1998. - 663 с.
189. Jabir ibn Hayyan. Textes choisis / Jabir ibn Hayyan. - Ed. P. Kraus. - V. 1. - Paris, 1935. - P. 104-110.
190. Nancy, J.-L. La Remarque spéculative : un bon mot de Hegel / Jean-Luc Nancy. -Paris: Galilée, 1973. - P. 10-67.
191. Nancy, J.-L. La Titre de la lettre, avec Philippe Lacoue-Labarthe / Jean-Luc Nancy. -Paris: Galilée, 1973. - P. 3-47.
192. Nancy, J.-L. Le Discours de la syncope / Jean-Luc Nancy. - I.: Logodaedalus, Flammarion, 1975. - P. 2-40.
193. Nancy, J.-L. L'Absolu littéraire. Théorie de la littérature du romantisme allemand, avec Philippe Lacoue-Labarthe / Jean-Luc Nancy. - Paris: Seuil, 1978. - P. 10-22.
194. Nancy, J.-L. Ego sum / Jean-Luc Nancy. - Paris: Flammarion, 1979. - P. 15-67.
195. Nancy, J.-L. Le Partage des voix / Jean-Luc Nancy. - Paris: Galilée, 1982. - P. 2-14.
196. Nancy, J.-L. L'Impératif catégorique / Jean-Luc Nancy. - Paris: Flammarion, 1983. -P. 36-57.
197. Shariati, A. Desert / Shariati, A. - Tehran: Attila, 1970. - P. 14-33.
198. Shariati, A. Marxism and Other Western Fallacies: an Islamic Critique / Translator: R. Campbell / А. Shariati. - Berkeley: Miran Press, 1980. - P. 3-37.
199. Shariati, A. On the Sociology of islam: Lectures /Trans. From the Persion by Hamis Algar / А. Shariati. - Berkeley: Miran Press, 1979. - P. 2-27.
199
200. Shariati, A. Religion vs. Religion: Lectures /Trans. From the Persion by Laleh Bakhtiar / Shariati, A. - Tehran: Abjad, 1988. - P. 1-37.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.